Методические приемы руководства за наблюдениями в природе. Наблюдение за природой. Наблюдения за живой природой

Транскрипт

1 Наблюдения за живой природой Наблюдения за живой природой проводятся ежедневно. Цель таких наблюдений: - познакомить детей с разнообразием растительного мира, животного мира, мира птиц и мира насекомых; - сформировать представления детей о сезонных изменениях в жизни растений, животных, птиц и насекомых; - показать связь явлений природы и жизни живых организмов; - сформировать общие представления о живой природе (характерные признаки растений, животных, птиц, насекомых); - воспитывать в детях любовь ко всему живому, учить охранять и беречь окружающую среду. Наблюдение за растениями - познакомить детей с разнообразием растительного мира: деревьями, кустарниками, травами; их характерными признаками, частями растений (корень, ствол, листья, ветки, плод, цветок, семена); - сформировать представление о растении как о живом организме, который зависит от света, тепла, воды и почвы, о жизненно важных признаках растений (питание, рост, размножение); - дать представление о сезонном развитии растений, связях растений с животным миром и человеком;

2 - познакомить с влаголюбивыми и засухоустойчивыми, теневыносливыми и светолюбивыми, декоративными и комнатными растениями. Наблюдение за деревьями и кустарниками - формировать представление о том, что дерево и кустарник это растения, у них есть общие существенные признаки и отличительные признаки; - учить отличать различные виды деревьев по кроне, листьям, плодам; - учить сравнивать дерево от кустарника. Содержание: - Обратить внимание на многообразие деревьев и кустарников на участке детского сада и вокруг него; сравнить деревья, которые растут на солнечной стороне и в тени; выявить различия в кроне, строении, коре деревьев. - Рассмотреть листья. - Формировать представления об условиях жизни деревьев (почва, вода, свет, тепло). Отметить, что корень нужен растению, чтобы дышать, питать и держать его; стебель чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья чтобы улавливать свет и дышать. - Сравнить разные деревья по форме ствола, коре, расположению веток на стволах; сравнить дерево и кустарник, выявить существенные и отличительные признаки. - Закрепить в речи названия деревьев и кустарников.

3 - Организовать цикл наблюдений за деревьями и кустарниками: отметить характерные признаки; объяснить, что деревья и кустарники используют для озеленения городов, для очистки воздуха. - Организовать наблюдение за живыми организмами, которые живут на деревьях: птицы, насекомые. - Закрепить у детей бережное отношение к деревьям и кустарникам, правила поведения в природе. Наблюдение за цветами на клумбах - развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью растений (потребность в тепле, воде, свете); - закрепить представления о строении цветка (стебель, листья, цветы, окраска); - учить любоваться растущими цветами; - воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы, заботиться о растениях; закреплять в речи названия цветов и луговых растений, лекарственных трав. Содержание: - Обратить внимание детей на растительный покров земли; рассмотреть травянистые растения, их внешний вид и разнообразие. - Отметить многообразие цветов: сравнить их по форме, цвету, запаху, строению, отметить характерные признаки. - Объяснить, что не все запахи растений можно ощутить человеку, но насекомые прекрасно распознают эти растения и летят к этим цветам.

4 - Обратить внимание, что перед дождём цветы пахнут сильнее. - Отметить состояние цветов: те цветы, которые не поливали несколько дней, выглядят поникшими, листья опущены к земле; в тени растения растут медленнее, чем на солнце. - Рассмотреть с детьми цветы на клумбе, закрепить в речи детей их названия, учить различать их по величине, форме, цвету. - Закрепить правило не рвать цветы на газонах, клумбах, так как их сажают для красоты. - Рассказать, что многие растения называют «природными часами»: к 5 часам утра открывает свои соцветия цикорий, одуванчик, тюльпан, к 8-9 часам утра открываются соцветия у бархатцев, календулы, вьюнка; некоторые называют «природными барометрами»: по ним можно судить о приближении грозы, дождя, ненастья (маргаритки, ноготки). - Показать детям, что растение меняется (из цветка появляются семена, которые потом распространяются путём приспособлений пушинками, волосками, парашютиками, крючками), ближе к осени листья начинают желтеть, высыхают. - Познакомить детей с лекарственными растениями (ландыш, одуванчик, подорожник, календула, валериана, пион, чистотел и т.д.), отметить, что они не только красивые, но и полезные для человека, их используют при изготовлении лекарственных средств. - Рассмотреть одуванчик, закрепить знание о строении, о его лекарственной пользе; уточнить, почему его называют «луговым солнышком»; когда светит солнце одуванчик как бы копирует его, солнце прячется за тучу и одуванчик тоже спрячется, укроется зелёными листочками, как одеялом. Чтобы в дождь семена его не разлетелись, он сжимается и парашютики удерживаются на месте. - Рассмотреть подорожник (строение его листьев и стебля), объяснить его название растёт у дороги, рассказать о его целебных свойствах (прикладывают при порезах, царапинах). - Рассмотреть цикорий, отметить его красивые голубые соцветия, обратить внимание, что они открываются утром навстречу солнцу, а

5 днём закрываются, солнцелюбивое растение (используют в лечебных целях, добавляют в чай). Наблюдение за насекомыми - формировать познавательный интерес и бережное отношение к насекомым; - закреплять название, размер, особенности внешнего вида, способы передвижения насекомых; - развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; - воспитывать бережное отношение к насекомым; систематизировать представление о значимости насекомых. Содержание: - Объяснить детям, что с наступлением тепла появилось множество различных насекомых, рассмотреть с ними насекомых, отметить их отличительные и характерные признаки, способы передвижения, особенности внешнего вида. - Отметить, что некоторые насекомые прыгают (кузнечик, блохи), бегают (жуки, муравьи), ползают (гусеницы), летают (мухи, комары, бабочки, стрекозы, пчёлы, шмели, осы). - Отметить, что есть полезные для человека насекомые (пчёлы, муравьи, божья коровка) и есть вредители (мухи, тараканы, блохи, тля, комары, некоторые виды бабочек).

6 - Объяснить, какую пользу приносят пчела (сбор мёда, изготовление лекарственных средств), муравьи (изготовление лекарственных средств), божья коровка (защита растений от тли). - Рассмотреть божью коровку: отметить маленькую головку, усики, ножки, крылья; объяснить, что коровками они названы потому, что умеют выделять оранжевое «молочко» - едкую жидкость для отпугивания врагов; для этого они и окрашены так ярко, говоря «Мы не съедобные! Не прикасайтесь!»; рассмотреть на крыльях чёрные точки; божья коровка может быть не только красной, но и жёлтой, коричневой, бронзовой; божья коровка приносят большую пользу человеку, поедая вредных насекомых (тлю, паутинного клеща). - Рассмотреть муравья - строение насекомого, способ передвижения, название дома, муравей считается самым сильным на земле, хорошим строителем; объяснить детям, что муравейники нельзя разорять, нужно беречь их, муравей приносит пользу человеку. - Рассмотреть бабочку: обратить внимание детей на красивых порхающих бабочек на участке; рассмотреть, как они летают или сидят на цветках, сложив крылья; объяснить, что бабочки появляются из гусениц; отметить, что бабочки различаются по величине, по окраске и форме крыльев. Наблюдение за птицами - формировать у детей общие представления о птицах; - познакомить с отдельными видами птиц;- воспитывать заботливое отношение к птицам; -расширить представление о жизни птиц летом; -учить распознавать птиц.

7 Содержание: - рассказать детям, что лето в жизни птиц это пора высиживания птенцов, птицы заботятся о них, добывают корм; - отметить, что птицы отличаются от других живых существ тем, что могут летать, для этого природа их снабдила крыльями, перьями, обтекаемой формой тела; - понаблюдать за повадками птиц ворона любит находиться на толстых ветках деревьев, воробьи на ветках кустов, голуби на крышах; отметить, как птицы передвигаются при приближении людей: стремительно улетают, вспархивают, неторопливо улетают. - Понаблюдать за воробьём: понаблюдать за повадками воробья, рассмотреть внешний вид; отметить, что воробьи живут стайками, но у каждой особи есть гнездо и семья; передвигается воробей прыжками это его отличительная особенность; питается и крошками, и насекомыми, и зернышками; если воробей находит корм, он начинает громко чирикать, созывая своих собратьев. - Понаблюдать за голубем: отметить общий вид голубей маленькая голова и короткая шея, короткие ноги с четырьмя пальцами, длинные крылья; у голубя хорошо развит слух; держатся голуби стайками. - Понаблюдать за вороной: уточнить, что ворона птица двухцветная (туловище пепельно-серое, а всё остальное - чёрное); она целыми днями разыскивает для себя еду, может рыться в мусорных контейнерах, на свалках, когда еда найдена, ворона может съесть её тут же, сидя на заборе или дереве, ворона может даже разорить чужие гнёзда; ворона очень осторожная птица, наблюдательная, чутко реагирует на всё вокруг; отметить её важную походку; ворона не только громко каркает, но умеет подражать собачьему лаю, смеху человека.

8 Наблюдение за животными - продолжать знакомить детей с разнообразием животного мира; - отметить отличительные особенности некоторых животных, как приспособились к разным условиям существования; - воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Содержание: - Понаблюдать за кошкой и собакой: уточнить и расширить представление о кошке и собаке (строение тела, повадки), отметить чем похожи кошка и собака, и чем они отличаются; - понаблюдать, как кошка может охотиться за птичками; обратить внимание, как мама-кошка заботится о своих котятах; понаблюдать за игрой котёнка; - закрепить у детей представление о том, что нужно беречь и ухаживать за своим домашним питомцем.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 3» города Аши Челябинской области Конспект НОД Тема: «Насекомые» Возрастная группа: средняя Составила: воспитатель

Посмотри скорей Ребятки! Это божия коровка! Красненький кружочек, Много чѐрных точек. Крылья раскрывает, В небо улетает. Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста

Цель: Ознакомление дошкольников с живой и неживой природой, формирование начал экологической культуры. Задачи воспитания и обучения: 1. Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных

Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатель: Сентябриева Х.Я. Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.

Конспект внеурочного занятия «Я исследователь». МБОУ СОШ 1, 1 «Б» класс. Учитель: Мотолова Оксана Владимировна. Тема «Кто такие насекомые?» Обобщение занятия: насекомые маленькие представители живого мира,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 67 Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей младшего дошкольного возраста по О.О.

Тема: «Жуки и бабочки». 2 класс Цели: закрепить знания признаков млекопитающих, птиц и насекомых; познакомить с характерными признаками жуков, их разнообразием и значением в природе; расширить представления

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Технологический колледж 2» Структурное подразделение школа-интернат VIII вида

Бабочка На луговых просторах разнотравья, в степи и на полях в период цветения различных растений всегда можно увидеть множество бабочек. Они ласкают взор человека, являясь украшением природы. Как по цвету,

Познавательный проект «Птицы весной» Участники проекта: Дети Воспитатели Помощник воспитателя Родители воспитанников Цель проекта: формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц

ПРОЕКТ НАСЕКОМЫЕ НАШИ ДРУЗЬЯ. МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД«ЗОРЕНЬКА». КРЕПОВОЙ Н.В. 2014Г. КОГДА В ДУШИСТОМ СОСНЯКЕ ПРИСЯДЕШЬ ЛЕТОМ НА ПЕНЬКЕ, ВНИМАТЕЛЬНО ВГЛЯДИСЬ ВОКРУГ ТЫ МНОГОЕ ЗАМЕТИШЬ, ДРУГ! ПОРХАЕТ ЛЁГКИЙ

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ СТАРШАЯ ГРУППА ОСЕНЬ Главная цель и задачи Объект познания Содержание знаний ЦЕЛЬ: Углублять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных,

Конспект НОД по развитию художественно-продуктивной деятельности в средней группе с использованием нетрадиционной Программное содержание: техники рисования «Бабочка-красавица» Подготовила: воспитатель

Приложение к образовательной программе для умственно отсталых детей ГБОУ СО «СОШ 2» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ЖИВОЙ МИР» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

МБДОУ «Детский сад «Теремок» Конспект логопедического занятия Тема: «Лето» Старшая речевая группа 2 Проводила: учитель логопед Чайковская Е. Ю. 2016 год Задачи. Коррекционно образовательные: - обобщить

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 231» Принято на педагогическом совете Утверждаю Протокол 2 Заведующая МБДОУ 231 от 31.08.2016 г. Е.И.Матвеева

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 п. Хинганск» Дошкольные группы Проект Хинганск, 2015 год Паспорт проекта «Насекомые вокруг нас» Вид проекта: познавательно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 321» городского округа Самара (МБДОУ «Детский сад 321» г.о. Самара) Россия, 443074, г. Самара, ул. Аэродромная,

«Насекомые» (конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 6» Энгельсского муниципального района Саратовской области 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул.

Тема занятия Цели занятия Используемая литература «Беседа о лете» Д/игра «Не ошибись» Опыт: «Вода нужна всем» сентябрь Обобщить и систематизировать лете по основным, существенным признакам. Уточнить б

Комплексная работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2016 Комплексная работа Фамилия, имя класс 1, СОШ г.(р-на) ВАРИАНТ 1 Прочитай текст. Муравьи А ты знаешь, кто самый сильный на земле? Муравей! Он может переносить

Комплексная работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2016 Комплексная работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2016 Комплексная работа Фамилия, имя класс 1, СОШ г.(р-на) Прочитай текст. ВАРИАНТ 1 Весна в степи Хороша

Т.Наборщикова Весёлая экология учебная тетрадь для 1 класса Здравствуй, дорогой друг! Я приглашаю тебя в увлекательную страну ЭКОЛОГИЮ. Как ты думаешь, с кем дружит дуб? 2 Дом, в котором мы живём 1. Закончи

НОД по ознакомлению с миром природы «Эти удивительные насекомые» (старшая группа). Цели: познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес

Цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Задачи: 1. Обогащать представление детей о природе, многообразии природного мира, причинах

Пояснительная записка Направленность: «Познавательное развитие.»(ознакомление с миром природы). Цель: Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 99 г. Липецка Перспективный план по ознакомлению дошкольников с участком детского сада в старшей группе Воспитатель

Зимующие птицы. 1. Словарь: 1). Знать некоторых птиц: воробей, голубь, синица, сова, филин, дятел, сорока, ворона, галка, кукушка, скворец, снегирь и др. 2). Знать, чем питаются и какую пользу приносят

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад 27 г.ржева Тверской области Программа работы кружка «Почемучка» в старшей группе (на 2015-2016г.) Автор-составитель программы: воспитатель

Наблюдения за комнатными растениями 1 Цель: продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку,

Наблюдения за зимующими птицами Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?» Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; Учить детей различать птиц по двум - трём

Экологический проект для детей старшей группы «Насекомые». Воспитатель: Елисеева О.С. 2017г Тип проекта: Познавательный. Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта: Воспитатель, дети старшей

1 Пояснительная записка Данная программа обучения составлена на 2016-2017 учебный год с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. На момент поступления в школу была проведена диагностика

Тема: Насекомые в природе родного края Программное содержание: 1. Развивать представление о многообразии насекомых в родном крае, их приспособленности к условиям жизни; 2. Учить классифицировать насекомых

Пояснительная записка Окружающий мир 3 класс Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена для учащегося 3 «а» класса,со сложным дефектом на основе примерной государственной Программы специальных

Пояснительная записка Цель программы по предмету «Живой мир»: формирование у учащихся элементарных представлений об окружающем мире, живой и неживой природе и природных явлениях. Задачи программы по предмету

Насекомые Первое знакомство Насекомые Насекомые - отдельный класс животных, находящийся внутри надкласса «шестиногие» Учеными описано больше миллиона видов насекомых Насекомые - одни из древнейших животных

Весенние прогулки по экологической тропе. Работа по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию осуществляется круглый год в различных видах детской деятельности. В старшем дошкольном возрасте

Творческий проект «Почему насекомые наши друзья» Вид проекта: творческий; Тип проекта: краткосрочный; Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатель Полушина Э.Ф., родители; Сроки реализации: 1

«Наша планета» Сценарий развлечения для всех возрастных групп, посвященного дню охраны окружающей среды. Ребятки, а вы знаете, что вначале лета отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. А что

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме: «Насекомые» Образовательная область: коммуникация Скрипко Ольга Владимировна Интеграция образовательных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков Образовательная деятельность воспитателя с детьми средняя группа Тема: «В гости к хозяйке луга» 2017 г. Выполнила:

Природа источник познания! Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В. А. Сухомлинский С помощью электронного микроскопа на

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества» г.макушино ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МИР ВОКРУГ НАС» Автор-Ионина Ирина Германовна педагог дополнительного

Календарно тематическое планирование совместной работы на лето по теме «Почемучкино лето» с детьми старшего дошкольного возраста недели Образовательная область 1 Ознакомление с Ознакомление с 2 Ознакомление

Проект «Наши друзья насекомые». Составила: воспитатель Новосельцева Наталья Витальевна. Вид проекта: групповой, краткосрочный, исследовательско - творческий. Продолжительность проекта: 1месяц. Образовательная

План-конспект урока окружающего мира, проведенного в 1м классе. Тема: «Кто такие рыбы?» Учитель начальных классов Тимофеева О.В. Цель урока: познакомить с признаком рыб, разнообразием рыб. Задачи: 1. Познакомить

Рисование кляксографией «Дерево волшебницы». Цель: развитие интереса детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования. Задачи: О.О. «Познавательное развитие»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 131» комбинированного вида «Насекомые» - итоговая образовательная деятельность (старшая группа) Составила: Войтенко Н.С. Барнаул

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок" г. Советский" Консультация для родителей «Прогулки с детьми осенью» Подготовили воспитатели второй младшей группы «Семицветик»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы А.А.Плешакова

Планирование кружковой работы Средняя группа Месяц Тема Задачи Ход занятия Материал Октябрь «Волшебные полоски» 1. Познакомить со свойством полоски (полоска моет принимать различную форму). 2. Познакомить

СОДЕРЖАНИЕ. Пояснительная записка... 3 2. Предметные результаты изучения учебного предмета «Мир природы и человека». 4 3. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»...... 5 4. Тематическое планирование..

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 59 комбинированного вида Акция «Покормим птиц зимой» Группа 11 (старшая) Воспитатель: Щербакова О. В. г. Одинцово - 2017г. Акция

Пояснительная записка Направленность: «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы). Цель: Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать

Отчёт о проведении Дней защиты от экологической опасности с детьми средней А группы в 2014-2015 учебном году. Сентябрь. 1.Дидактические игры с детьми: «Что сажают в огород» (Воронкевич, 128) «Детки, с

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Нерехтская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ Разновозрастная Старшая подготовительная к школе группа 2015 год Съедобное несъедобное. Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. Материалы:

Рабочая программа дисциплины «Окружающий мир» (для детей с умственной отсталостью) 1 класс Программу составила: Мафуюань Екатерина Геннадьевна, учитель начальных классов г. Колпашево 2016 2017 учебный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14. Развлечение для детей 3-4 года «Наши летние друзья» Составила: Воспитатель: Лютко Л.А. Провели: Воспитатель: Лютко Л.А. Музыкальный

Перспективное планирование по экологическому воспитанию (ознакомление с растительным миром) в младшей группе детского сада ОСЕНЬ (сентябрь-октябрь-ноябрь) Тема Программные задачи Формы работы Наблюдения:

Отдел образования, спорта и туризма Ельского райисполкома Государственное учреждение образования«ясли-сад 2 г. Ельска» Прогулка в средней группе на тему: «Как помочь птицам» 2015г. Подготовила воспитатель

СРЕДНЯЯ ГРУППА. ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 1 КВАРТАЛ. СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ Ежедневно отмечать состояние погоды. Наблюдение за солнцем6 отметить резкое сокращение светового

Интеллектуальная игра для 4 классов «Знатоки природы» План 1. Разминка. Команда получает по 1 вопросу (на выбор). За ответ команда получает 1 балл. 2. Вопросы для команд. Каждая команда выбирает себе вопрос,

Краски лета или летние приключения замечательных детей п. Рощино 2015 год У нас очень интересная игра была. Мы находили задания, делали их и получали новые задания. Задания там были разные и на ум и на

Большое внимание в программах по природоведению для начальных классов уделяется наблюдениям детьми окружающей природы. Многие конкретные представления у школьников формируются на основе непосредственного наблюдения и изучения природы. А. Я. Герд – один из основателей методической системы преподавания природоведения – отмечал, что все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов, а никак не чтением статей. Вот почему наблюдения являются одним из основных методов приобретения природоведческих знаний в начальных классах.

Под наблюдением понимают непосредственное восприятие учащимися объектов живой и неживой природы с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Наблюдения, во-первых, позволяют сформировать конкретные и образные представления и понятия об окружающей действительности и на этой основе развивать логическое мышление, устную и письменную речь младших школьников. Во-вторых, они способствуют формированию основ материалистического мировоззрения, убеждают детей в постоянном изменении и развитии природных явлений, их взаимосвязи и закономерности всего происходящего в природе, материальности мира и единства природы. Наблюдения помогают борьбе с религиозными предрассудками, способствуя, таким образом, выработке атеистических убеждений. В-третьих, наблюдения позволяют формировать одно из важнейших качеств личности – наблюдательность, которая связана с воспитанием устойчивого внимания, развитием памяти, пытливости, любознательности, умением устанавливать связи между различными природными явлениями.

Правильно организованные наблюдения помогают воспитанию таких необходимых качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, чувство ответственности перед коллективом, бережное отношение к приборам, школьному имуществу, способствуют воспитанию воли и упорства в достижении цели, выработке у учащихся умения работать систематически, развивают инициативу и самостоятельность.

При правильной организации наблюдений у детей развиваются навыки пользования некоторыми метеорологическими приборами (термометром, флюгером); умения, необходимые при оформлении записей о погоде, составлении и чтении диаграмм и др. Все эти умения и навыки имеют большое значение в подготовке учащихся к самостоятельной практической деятельности.

Хорошо известная народная пословица гласит: «Мало смотреть, надо уметь видеть». Поэтому важно умело организовать проведение наблюдений и методически правильно их построить. Эту работу можно проводить в следующей последовательности: выбор учителем объекта наблюдений; подготовка учащихся к наблюдениям; формирование простейших представлений и понятий (в ходе занятий); четкая постановка цели наблюдений; разработка заданий и распределение их между детьми; приготовление оборудования для наблюдений; запись результатов наблюдений; обработка наблюдений и предварительные выводы из них; установление простейших причин, следствий, связей; использование наблюдений в учебной работе и практической деятельности.

Основным требованием в организации наблюдений является глубоко продуманная программа, в которой не только раскрываются содержание, последовательность наблюдений, способы их проведения, но и указываются пути практического использования результатов.

Постоянный контроль за проведением наблюдений обеспечивает систематичность и правильность их выполнения учащимися, а также закрепление умения наблюдать.

Следует проводить специальную работу по обучению учащихся наблюдать, постепенно усложняя задания. Можно выделить несколько этапов формирования таких умений: наблюдения под руководством учителя (проводят в I классе, когда учащиеся еще не имеют навыков наблюдения за окружающей природой и умения фиксировать те или иные изменения в ней); кратковременные систематические наблюдения (учащиеся проводят по заданиям учителя на экскурсиях, например во время осенней экскурсии во II классе сравнивают изменение окраски листьев, наблюдают за созреванием и распространением плодов и т. д.); длительные самостоятельные наблюдения (за прорастанием семян, появлением листьев на ветке, поставленной ранней весной в воду, и т. д.); наблюдения, связанные с исследовательской работой (за развитием растений на пришкольном участке при разных условиях ухода за ними, за развитием животных в уголке живой природы и т. п.).

Учителю необходимо овладеть структурой наблюдений, т. е. приемами их организации: постановкой перед учащимися цели наблюдения и осознанным уяснением этой цели; четким выделением круга наблюдаемых объектов; выделением основных признаков наблюдаемых природных объектов; организацией обобщений и выводов.

Цель : Выявить степень соблюдения детьми старшего дошкольного возраста правил поведения в природе в практике реального поведения.

Использование наблюдения в реальной обстановке позволит получить объективную и более достоверную информацию. Для фиксации данных предлагаем использовать следующую карту:

Карта наблюдения за соблюдением правил поведения в природе детей старшего дошкольного возраста на прогулке

Критерии для наблюдения Поведение детей
Поведение детей по отношению к растениям.
Поведение детей по отношению к животным.
Поведение детей по отношению к птицам.
Оставляют ли дети после себя на участке мусор (фантики, разовые носовые платки)
Каким образом реагируют на негативные поступки сверстников.
Как реагируют на замечания сверстников.
Как реагируют на замечания воспитателя
Проявляют ли самостоятельность в охране природы и уборке, благоустройстве участка детского сада.

Результаты выполнения детьми данных заданий позволит получить картину своеобразия и уровневых проявлений экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Оценку экологической воспитанности можно осуществить на основе обобщенного показателя , включающего наличие у детей:

проявлений гуманного отношения к животным и растениям: доброжелательности и интереса к ним, стремления осуществлять позитивное взаимодействие с живыми существами, оберегать живое и заботиться о нем;

экологических представлений о животных и растениях как живых существах, сложившихся в природе связях, ценности объектов природы и вытекающих из этого нормах отношения к ним;

практических умений, позволяющих ребенку осуществлять уход за животными и растениями, и проявлять гуманное отношение к ним в деятельности.

Обобщение полученных результатов диагностики

На основе обобщения материалов протоколов обследования детей, возможно, определить примерные уровни экологической воспитанности старших дошкольников старшего. Представим характеристики каждого из уровней, на содержание которых будет удобно ориентироваться педагогу.

Низкий уровень.

Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям, без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно, ребенок может проявлять то небрежность и даже агрессивность к объектам, то отдельные позитивные действия. При этом он действуют неосознанно, механически, подражательно, может присоединяться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к непривлекательным живым существам.

По собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. Не принимают подобные предложения взрослого.

Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностные, часто неадекватные. Живыми считают неживые объекты, не относят растения к живому. Представления о нормах отношения к животным и растениям не дифференцированы. Дети понимают, что в целом нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают, почему, мотивируя необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или долженствованием («так надо, по-другому нельзя»). Не выполняют правила в собственном поведении в природе.

Дети замечают яркие нарушения правил отношения к природе, не пресекают неправильное поведение, а присоединяются к нему.

Не владеют умениями осуществления ухода за живыми существами.

Средний уровень.

Дети проявляют в целом положительное отношение к природе избирательной направленности. Они бережно относятся, заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное отношение к ним, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, проявляют интерес к проявлениям их жизни, состоянию. Во взаимодействии с такими живыми объектами, заботе о них появилась потребность.

К незнакомым или непривлекательным животным и растениям дети относятся настороженно, равнодушно, не замечают их нужды, не обращают внимания на состояние. По собственной инициативе не стремятся к взаимодействию с ними, неохотно принимают предложения взрослого о взаимодействии с подобными живыми объектами.

У детей сложились представления о живом, включающие существенные признаки наряду с несущественными. Дети относят к живому преимущественно животных, выделяя отдельные существенные признаки живого у конкретных животных и растений. Не способны к обобщению по существенным признакам.

Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными, дети выделяют отдельные правила взаимодействия с конкретными объектами, применяют их при уходе за ними. Не распространяют известные правила на круг объектов.

Дети замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов – практической пользой, красотой, обеспечением собственной безопасности.

Характерно расхождение вербального и реального отношения к природе.

У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами, но дети действуют не всегда целесообразно. Их увлекает процесс ухода, дети не нацелены на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.

Высокий уровень.

Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к широкому кругу объектов, в их поведении не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники с удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят ее необходимость. Испытывают удовольствие оттого, что помогли живому объекту. Сформирована потребность в деятельности с природными объектами.

У детей сформирован широкий круг представлений о природных объектах, представления о живом достаточно существенны. При характеристике животных и растений как живых выделяют ряд существенных признаков. Обобщают группу живых объектов.

Хорошо ориентируются в правилах поведения в природе. Знания о нормах отношения к природным объектам достаточно дифференцированы, дети обобщают правила отношения к кругу объектов и конкретно раскрывают к каждому объекту, имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.

Вербальное и реальное отношение к природе совпадает. Дети не нарушают норм поведения сами, но не требуют этого от других, не вступают в активную защиту живого. Недостаточная степень активности отношения к природе. Дети теряются в новых условиях, нестандартных ситуациях. Мотивом гуманного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, признание разнообразия ценностей природы, проявление гуманных чувств к живому.

Качественно выполняют уход за живыми существами. В уходе нацелены на результат, понимают его направленность, действуют в основном разумно, но нет вариативности. Не достает инициативы и самостоятельности в осуществлении ухода за животными и растениями

Самый высокий уровень.

Дети гуманно относятся ко всем живым существам, в любых ситуациях, проявляя осознанность, активность и устойчивость отношения. Они отличаются готовностью и стремлением помогать природе, пожертвовать своим покоем ради хорошего состояния живого. Предпочитают деятельность в природе, с ее объектами другим, учитывают при ее осуществлении особенности животных и растений как живых существ. С удовольствием ухаживают за ними, понимая направленность ухода, качественно выполняют все компоненты трудового процесса, достигая важный для живого результат. Проявляют устойчивый интерес к природе. Для многих детей натуралистическая деятельность становится увлечением. Дети проявляют активную позицию: требовательны к себе и к другим, вступают в активную защиту живого, поправляют последствия негативного отношения, пытаются предупредить негативные поступки других. Животные и растения являются для детей субъектами, значимыми другими. Гуманное отношение к ним выступает как проявление нравственной экологической потребности. Дети признают многообразное значение природы для человека, но мотивом гуманного отношения к животным и растениям выступает признание самоценности живого, бескорыстие ребенка, понимание нравственного смысла позитивных поступков в природе.

Использование указанных заданий позволит определить, знание детьми старшего дошкольного возраста правил поведения в природе, их осознанность, умение обосновывать и оценивать поведение в природе, а так же способность следовать им в реальной практике поведения.

Планирование работы по ознакомлению дошкольников

с правилами поведения в природе

посредством художественной литературы

(старшая группа)

Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.

Методика работы с каждым художественным произведением предполагает 2 этапа:

Ознакомительный» этап

Цель : познакомить детей с содержанием художественного произведения, где обозначены нарушения правил поведения в природе.

Чтение произведения (выразительно, художественно, эмоционально).

Повторное чтение произведения и вовлечение детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил, и возможности их избежать.

Беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации, имеющиеся в книге и подобранные специально. В содержание беседы вопросы структурированы следующим образом: Что произошло? Почему такое случилось? Как нужно было поступить? Что теперь делать? К кому можно обратиться за помощью?

Разучивание рифмованных правил или поэтических произведений.

Деятельностный» этап

Цель: закрепить знания детей о безопасном поведении в природе.

Сюжетное рисование (лепка, аппликация) по содержанию произведения.

Режиссерские игры.

Демонстрация содержания произведения с использованием наглядного материала (настольный, кукольный театр)

Инсценирование детьми произведения или отдельных его эпизодов.

Примерный план работы на год по ознакомлению детей 5-6 лет

с правилами безопасности

в природе посредством художественной литературы

Месяц Название произведения Цель работы Содержание работы
Сентябрь 1. «Хитрые ласки» Г.П. Шалаева 2. « Что нельзя купить» В. Орлова 3. «Наша планета» Я. Аким 4. «Сережа» Роман Сеф Цель: Сформировать представление детей о том, что красота природы бесценна, и ее надо беречь и охранять. Чтение пословиц и поговорок Игра «Откуда берется мусор» Вопросы беседы: 1.Почему нужно беречь и охранять природу? 2. Как человек может обидеть природу?
Октябрь 1. Загадки о ягодах и грибах 2.Сказка «На лесной тропинке» Т.А.Шорыгина 3. «Советы лесной мышки» Т. А. Шорыгина 4. «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» Г.П. Шалаева Цель: знакомство с ядовитыми ягодами, грибами Отгадывание загадок Сюжетное рисование «Прогулка в лесу» Игра «Съедобный грибок положи в кузовок» Вопросы беседы: 1. Назовите ядовитые ягоды и грибы 2Почему нельзя собирать незнакомые грибы и ягоды.
Ноябрь «Наказание за незнание» М.А.Фисенко. 2. «Ландыш» Е.Серова Цель: познакомить детей с ядовитыми растениями, учить детей узнавать ядовитые растения. Чтение стихов Игра « Отыщи опасные растения» Игра «Ядовито или нет» Вопросы к беседе. Какие ядовитые растения ты знаешь?
Декабрь «Осколок стекла» Т.А. Шорыгина 2.« Пожар в лесу» М.А Фисенко Цель: закреплять знания о правилах поведения в лесу во время пожара Заучивание стихотворения «Пожар в лесу» Вопросы беседы: Почему происходят лесные пожары? Как вести себя во время пожара?
Январь Загадки о животных Загадки о насекомых Цель: объяснить детям, что иногда контакты с животными и насекомыми могут быть опасны Повторение правил поведения во время общения с животными и насекомыми. Игра « Отгадай какое это насекомое» Вопросы к беседе: 1.Каких насекомых вы знаете? 2. Где живут насекомые? 3.Почему животные могут быть опасны?
Февраль 1.Волшебные вороны» Т. А. Шорыгина 2. « Не ходи по льду водоема» Г.П.Шалаева, Н.В.Иванова 3. «Зима» М.А.Фисенко Цель: знакомство с правилами безопасности на льду водоема Чтение, Вопросы беседы: 1.Почему нельзя выходить на лед водоема весной и в начале зимы? 2. В каких местах лед может быть не прочным даже в сильные морозы? 3. Что нужно сделать, если лед затрещал под ногами?
Март Загадывание загадок «Гроза» А.Барто 3. «Гроза» В. Лифшиц 4. Пословицы, народные приметы. Цель: дать знания о правилах поведения при грозе Рассматривание репродукций картин: К.Е.Маковского «Дети бегущие от грозы» И.К.Айвазовского «Гроза» Вопросы к беседе. 1. В какое время года бывает гроза? 2. По каким признакам в природе можно догадаться, что будет гроза. 3. Знаете ли вы правила поведения во время грозы?
Апрель 1. Сказка «Добрая Ивушка» Т.А.Шорыгина 2.Как Стобед бросил бутылку, и что из этого вышло. Д. Орлова 3. « Не купайся в запрещенных местах» Г.П. Шалаева, Н.В.Иванова 4. «Не прыгай в воду в незнакомых местах» Г.П. Шалаева, Н.В.Иванова 5. «Как Владик с Катей ходили купаться» М.А.Фисенко Цель: знакомство с правилами поведения на воде Чтение Вопросы к беседе 1.Какие правила поведения на воде вы знаете? 2Почему нельзя купаться в незнакомом месте? 3. Чем опасны шалости на воде? Режиссерские игры
Май «Как неразлучные друзья в воде не тонули» А. Иванов Цель: закрепление знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе Чтение Вопросы к беседе 1.Какие правила безопасного поведения в природе вы знаете? 2. Какие правила нарушали герои?

Лидия Масагутова

В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа . Как важно предоставить им возможность полнее испытать все эти приятные, радостные ощущения. Кто как не мы-педагоги и родители поможем детям помочь в ознакомлении с окружающим природным миром .

Данный материал я сделала для оформления уголка для родителей "Наблюдение за природой ", которое обновляется в кадое время года и является подсказкой для родителей . Материал составлен для детей старшего дошкольного возраста и включает в себя разделы : "Расскажите детям", "Запомните" "Выучите с детьми стихотворения", "Народные приметы", "Загадайте загадки", "Прочитайте сказки".

Вот что у меня получилось!

ВРЕМЯ ГОДА - ЗИМА !

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Зима наступает после осени. Зимой вся природа замирает , засыпает.

Ночи зимой очень длинные, а дни совсем короткие.

Небо затянуто серыми тучами, из-за которых очень редко

проглядывает солнце. Говорят «зимой солнце светит, но не греет» .

Морозно, идет снег. Чем больше выпадает снега, тем лучше

для растений и животных. Снег укрывает их от мороза как одеяло.

Частые ветры, метели наметают сугробы.

Иногда появляется изморозь и гололед.

Вода в реках и прудах замерзает.

Лиственные деревья и кусты сбросили листья, но на некоторых

(калина, рябина, терн, шиповник) остались плоды. Хвойные

деревья (сосны и ели) остались зелеными, на них созрели семена.

Птицы (синицы, вороны, дятлы, снегири) слетаются к

человеческому жилью, кормятся хлебными крошками, зернышками

и семенами деревьев.

Медведи, ежи засыпают на всю зиму. Засыпают и лягушки,

ящерицы, змеи. Белки, лисы, зайцы меняют летние шубки на

зимние – другого цвета, с длинным, густым мехом.

Люди зимой убирают снег на улицах городов и сел. Задерживают снег

на полях, чтобы он закрыл от мороза озимые посевы, а весной

дал много талой воды.

Прорубают лед на реках, чтобы вода «дышала» и к речным

жителям поступал кислород.

ЗАПОМНИТЕ!

Названия зимних месяцев :

СНЕГОВИК

Снеговик, снеговик жить на холоде привык.

Вы не бойтесь за него и во мгле морозной

Оставляйте одного зимней ночью звездной.

В трубке у снеговика иней вместо табака.

И, метлой вооружен, он стоит, не дышит,

И часов домашних звон

Он сквозь стены слышит.

Морис Карем

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел скрипуч и сух.

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Зинаида Александрова

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!

Если шишки на ели растут низко –

к ранним морозам, а если высоко –

к холодам в конце зимы.

Синица прилетает к дому – к скорому

наступлению зимы.

Осенью птицы летят низко –

к холодной, высоко – к теплой зиме.

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ!

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь :

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (зимой)

С неба звёздочка упала

Белая, хрустальная.

Я рукой её поймала,

А она растаяла (снежинка)

Он всегда на что-то злится

И всегда, когда сердит,

Детворе румянит лица,

А всех старых – молодит. (мороз)

Что за нелепый человек,

Пробрался в двадцать первый век.

Морковка - нос, в руке - метла,

Боится солнца и тепла (снеговик)

Вот серебряный лужок.

Не видать барашка,

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдешь (каток)

ПРОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ ЗИМНИЕ СКАЗКИ!

«Двенадцать месяцев»

«Зимовье зверей»

«Рукавичка»

«Лиса и волк»

«По чущьему велению…»

«Морозко»

«Снежная королева»

ВРЕМЯ ГОДА - ВЕСНА !

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Весна наступает после зимы. Начинается весна

Погода весной неустойчивая : то тепло, то холодно.

Снег тает, сходит лед с рек и озер. Наступает половодье –

вода в реках поднимается.

День равен ночи. Солнце начинает светить ярче. Теплеет. Тает снег, повсюду бегут ручьи. Начинаются первые грозы.

Первые признаки наступления весны : на ветвях набухают почки, распускаются листья. Затем появляются зеленая трава и первоцветы (медуница, подснежник, мать-и-мачеха) . Зацветают деревья и кустарники.

Появляются насекомые. Возвращаются перелетные птицы, вьют

гнезда и откладывают яйца. Пробуждаются медведи, ежи и барсуки. Белки и зайцы меняют шубку на летнюю – другого цвета, с коротким, легким мехом.

Весной начинаются сельскохозяйственные работы : люди сеют рожь и пшеницу. Сажают деревья, кусты, цветы, огородные растения. Белят стволы плодовых деревьев – для защиты от вредителей. Обрезают

сухие ветки.

Приводят в порядок улицы, парки и скверы.

ЗАПОМНИТЕ!

Названия весенних месяцев : МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ

ГУЛЯЙ ДА ПРИСМАТРИВАЙСЯ!

Какой снег быстрее тает – чистый или грязный?

Какие съедобные грибы появляются первыми?

Зачем грачи ходят по пашне?

Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?

Сколько крыльев у жука?

Весной или летом цветет сирень?

Какая птица прилетает первой из теплых стран?

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!

С 9 марта начинаются утренники (утренние морозы) и продолжаются ровно 40 дней : «На Сороки – сорок утренников» .

Если утро туманное, то днем будет ясная погода .

Если много талой воды, значит, будут хорошие всходы на полях : «Апрель с водою – май с травою» .

Майские жуки громко жужжат –

к ясной погоде.

Май холодный – год хлебородный.

Если у мая начало теплое, то во второй половине будут холода.

Дождливый май – сухой сентябрь.

Если вороны купаются в лужах, значит, весна будет теплой.

ВЫУЧИТЕ С ДЕТЬМИ СТИХОТВОРЕНИЯ!

Солнце в марте ходит выше,

Горячей его лучи.

Скоро капать будет с крыши,

Закричат в саду грачи.

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Распустился ландыш в мае

В самый праздник – первый день.

Май, цветами провожая,

Распускается сирень.

С. Я. Маршак

ВРЕМЯ ГОДА - ЛЕТО !

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Лето начинается после весны. Летний сезон длится с

Летние дни намного длиннее ночей. Солнце светит ярко, небо синее, ясное. Жарко. Дожди идут теплые. Бывают сильные, но скоротечные грозы с градом. После дождя на небе видна радуга. По утрам

выпадает роса.

Цветут и плодоносят растения. Созревают ягоды и фрукты.

Появляются грибы. Листва на деревьях и кустарниках сочная, зеленая.

Взрослеют детеныши животных, готовятся к самостоятельной жизни. Птенцы вырастают, учатся летать. Много насекомых.

Люди заготавливают сено. Ухаживают за посевами и посадками : поливают, борются с сорняками и вредителями. Собирают урожай некоторых фруктов, ягод и овощей. Ловят рыбу.

ЗАПОМНИТЕ!

Названия летних месяцев : ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!

Воробьи летают стайками – к сухой ясной погоде.

Перед ненастьем птицы сильно кричат, много и низко летают.

Ласточки низко – к дождю.

Если муравьи строят большой муравейник, значит, зима будет

долгая и холодная.

Если в первые два дня идет дождь, то месяц будет сухим.

Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню.

Если июль жаркий, то декабрь будет морозным.

Если утром на восходе душно, значит, вечером будет дождь.

ВЫУЧИТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ!

БАБОЧКА, ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!

Бабочка, давай дружить!

Веселее в дружбе жить.

Есть в саду у нас цветы,

Полетай над ними ты.

Ну, а дождь пройдет над садом

Волноваться зря не надо!

Ни о чем не беспокойся

Под моей панамой скройся.

А. Сарсеков

ВЕСНУШКИ

Разбросало по опушке

Солнце рыжие веснушки.

Собирают девочки,

Собирают мальчики

Не малину, не грибы – одуванчики.

Прибегут домой с цветами

В золотых веснушках сами.

В. Степанов

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ!

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

Как зовется время это ?

Угадать нетрудно - … (лето)

Я любой девчонке, прикрою волосенки,

Прикрою и мальчишке стрижки-коротышки.

От солнца я защита – для того и сшита (панама)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

По соломинке ползет (улитка)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел (бабочка)

Она ярка, красива –

Насекомое такое.

Платье в горошек,

И у нее шесть ножек (божья коровка)

Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б мог я встать на мост –

Я б достал рукой до звезд! (радуга)

ВРЕМЯ ГОДА - ОСЕНЬ !

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Осень наступает после лета. Осенью природа увядает ,

готовится к зимнему отдыху.

Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

На небе появляются серые тучи, идут долгие, холодные дожди, а после них остаются лужи.

На деревьях желтеют и опадают листья – начинается листопад.

Желтеет и вянет трава. Цветы отцвели, семена созрели.

Пропали насекомые, питания для птиц стало совсем мало.

Поэтому с наступлением холодов перелетные птицы улетают

на юг. Белки и мыши делают запасы на зиму.

Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. Заготавливают корм для домашних животных. Утепляют дома, а также

помещения для животных.

ЗАПОМНИТЕ!

Названия осенних месяцев : СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ.

ВЫУЧИТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ!

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый,

Утешает осень : «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета.

З. Федоровская

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Если журавли летят высоко, не спеша и курлычут – будет

стоять хорошая осень.

Чем теплее и суше сентябрь, тем позднее придет зима.

Если листья начинают желтеть с верхушки – весна будет

ранняя, снизу – поздняя.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ!

Жаль озябшего бедняжку…

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам (осенний лес)

Кто-то струны за окошком натянул.

Кто-то песню так уныло затянул,

Что слова навряд ли разберешь

Без плаща, зонта и без галош (осенний дождь)

Целый день играют в прятки

С ветром рыжие заплатки (листопад)

Изменили цвет монетки,

И к зиме слетели с ветки (листья)

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром.

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днем…

Когда это бывает? (осенью)

ЛИТЕРАТУРА :

1. Илларионова Ю. Г. – Учите детей отгадывать загадки – М.: Просвещение, 1985 г.

2. – 1000 загадок – Я.: «Академия развития» , 1996 г

3. Рез З. Я., Гурович Л. М., Береговая Л. Б. – Хрестоматии для детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1990 г.

4. - Журнал «Мурзилка» - 1986 г., № 5.

5. «Времена года » - дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром – ООО «Маленький Гений-Пресс» , 2000 г.

6. Шаблоны "Зима, Весна, Лето, Осень". http://forchel.ru/9378-shablony-zima-vesna-leto-osen.html

Жизнь в дикой природе [Инструкция по выживанию] Гриллс Беар

Глава 8 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ Знание животных, умение различать их следы и наблюдать за ними

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ

Знание животных, умение различать их следы и наблюдать за ними

За животными очень интересно наблюдать, и выслеживание горностая не менее трудно, чем выслеживание львов.

Лорд Роберт Баден-Пауэл, кавалер ордена Бани II степени

Местность, по которой проходит наш поход, нам не принадлежит – мы делим ее с сотней других обитателей. Но если вы не умеете наблюдать за природой, вам это простительно. Когда вы находитесь в лесу, то вам кажется, что в нем нет никаких животных, но это неправда. Если бы вы знали, кого и как надо искать, природный мир открыл бы для вас множество разных созданий. А ведь наблюдать за этими созданиями в естественных условиях обитания – самое увлекательное занятие, которое может быть на свете. Когда вам удается подобраться к дикому животному на расстояние нескольких метров и сфотографировать его так, чтобы оно этого не заметило, вас охватывает незабываемое чувство восторга!

Если вы хотите испытать этот восторг, то должны научиться наблюдать и маскироваться. Это две стороны одной и той же медали. Новобранцев в армии учат, что наблюдение – это умение раскрыть маскировку врага, а маскировка – это умение скрыться от наблюдения врага, сделать себя невидимым. Скаутам необходимо пополнить этими умениями свой богатый арсенал.

Мне довелось поучиться этому у бушменов Сана, которые живут в Намибии, в Южной Африке. Ни одно племя не умеет лучше их выслеживать зверя. Для меня было большой честью наблюдать, как они движутся и наблюдают за окружающей местностью. То, что нетренированному взгляду покажется простым кустом или зарослями, для бушмена – настоящий кладезь информации. Двигаясь, они внимательно наблюдают и, заметив что-то, тихо переговариваются, обсуждая каждый замеченный ими знак; потом они идут по следу, слушают (и часто курят!) и, наконец, приближаются, загнав зайца в его нору. Раскопав эту нору, они достают оттуда зайца, и все это делается при минимальной затрате физических усилий, но при максимальной умственной работе. Их главная задача – перехитрить животное. Конечно, для совершенствования этого умения потребовалось много поколений, и мы можем многому научиться у бушменов, чтобы стать такими же умелыми следопытами, как и они.

Из книги Думай! Бодибилдинг без стероидов! автора МакРоберт Стюарт

Наблюдение Без постороннего наблюдателя вам будет трудно сохранять правильный темп до конца сета. Даже если вы и начнете считать секунды, ваше внимание в дальнейшем переключится на выполнение самих сверхмедленных повторений. Тем более, что они очень утомительны и

Из книги Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте автора Алексеев А В

«СЛЕДЫ» В ПАМЯТИ Представим себе поляну, покрытую свежим снегом. По ней аккуратно прошел лыжник, оставив после себя ровный след. Если, возвращаясь, он так же аккуратно пройдет по уже проложенной лыжне, она точно сохранит свой первоначальный рисунок и лишь станет несколько

Из книги Интуитивное тело. Мудрость и практика айкидо автора Палмер Венди

Глава 7. Не-знание Превращение в противоположное есть действие дао, слабость есть свойство дао. В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии. Лао-цзы, «Дао Де Цзин» На протяжении тысячелетий люди стремились понять цель жизни. Величайшие мудрецы, такие как

Из книги Дао шахмат. 200 принципов изменить вашу игру автора Курцдорфер Питер

Глава 25 УМЕНИЕ ЗАГЛЯНУТЬ ВПЕРЕД Умение визуализировать возможные в будущем положения – это одно из тех важнейших умений, к овладению которыми стоит стремиться.Принцип 121: Играйте вслепую при любом удобном случае.Игра вслепую – это игра не глядя на доску и фигуры.

Из книги Ци-бег. Революционный метод бега без усилий и травм автора Дрейер Дэнни

Из книги Жизнь в дикой природе [Инструкция по выживанию] автора Гриллс Беар

Глава 2 ПОХОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Применение инструментов в походе и уход за ними Если вы отправились в длительный поход, вам не обойтись без хорошего ножа или даже нескольких ножей. Они понадобятся во многих случаях: при заготовке дров для костра, при расчистке дороги сквозь

Из книги Тайцзи-цюань Стиль Чэнь ПУШЕЧНЫЕ УДАРЫ автора Люсинь Гу

Глава 5 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ В ПОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ Умение запасти продукты, сохранить их свежими и приготовить из них еду Говорят, что солдаты передвигаются с помощью своих желудков, и это истинная правда. Не загрузив в себя топлива, мы, в конце концов, не сможем двигаться

Из книги Хроники Дао автора Мин Дао Ден

Умение наблюдать Перед тем как выследить кого-нибудь, надо знать, как смотреть, а чтобы научиться маскироваться, надо понимать, как другие существа воспринимают человека. Кому-то это может показаться очень простым делом – ведь мы все время смотрим на что-то, не правда ли?

Из книги Тяжелый круг автора Дедюхин Борис Васильевич

Как научиться различать следы животных и выслеживать их Умению выслеживать животных надо учиться. Для этого надо уметь не только наблюдать, но и знать, как выглядят следы того или иного животного и как по ним идти, как ведет себя это животное в природных условиях и,

Из книги Палеодиета – живое питание для здоровья автора Вулф Робб

Выслеживание животных Если вы хотите понаблюдать за животным в его естественной среде, одного умения ходить по следу будет недостаточно. Дикие животные всегда пребывают настороже, они прислушиваются и принюхиваются, не приближается ли к ним хищник. Не будешь осторожным

Из книги автора

Глава 9 ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ И СПАСЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ Умение оказывать медицинскую помощь в походе Умение оказывать квалифицированную первую помощь в походных условиях может спасти чью-то жизнь. В патруле спецназа, состоящем из четырех человек, один

Из книги автора

Глава 3. Особенности пушечных ударов и связанные с ними вопросы 1. Особенности пушечных ударовРассматриваемые здесь особенности «пушечных ударов» (паочуй) сопоставляются с первым комплексом. Ядром служит усилие-цзинь наматывания нити, правящей силой – внутреннее

Из книги автора

Из книги автора

Глава V, в пользу того мнения, что на ипподроме соревнуются не только скакуны, но и те, кто с ними работает В конце апреля Николай начал выводить Анилина на утренние проездки - это нам, людям, кажется «проездками» то, что делают лошади, а для них это самая главная работа и

Из книги автора

Знание – сила Поскольку я выходец из научной среды, мне порой нравятся всякие умные штучки. Вы сможете многое почерпнуть из этой книги. Возможно, вы удивитесь, но несколько фактов не сделают из вас ботаника. Вы узнаете, почему так много людей в нашем современном обществе

Из книги автора

Глава 3. Знание – сила, но ее недостаточно для того, чтобы заработал фен Я не собираюсь тратить массу времени на то, чтобы пугать вас, побуждая к действию. Но вам, возможно, понадобится усвоить немного дополнительной информации для собственного успокоения. У вас