Когда примут на вооружение бмп т 15. Комплекс активной защиты Афганит. Варианты боевых модулей

Долгое время умы разработчиков бронетехники по всему миру занимала одна интересная идея. В результате отработки научно-исследовательской программы планировалось создание и производство комплекса активной защиты, с помощью которого любая БМП могла превратиться в высокозащищенный легкий танк. Считалось, что о самой идее долгие годы не вспоминали: данные относительно успехов в этой области даже ведущим экспертам были недоступны.Однако все изменилось в один момент. Когда в Сети появились изображения тяжелой боевой машины пехоты, разработанной в УКБТМ, сразу стало ясно, что проект защищенной «суперБМП» все это время приобретал завершенный вид.Броня всему голова Интерес к семейству бронемашин на тяжелой гусеничной платформе «Армата» во многом связан с тем, какое вооружение несет на себе перспективная техника для Сухопутных войск. Бронированию и средствам защиты экипажа и десанта при этом уделяют совсем мало внимания. Между тем именно переработанный состав брони, а также новый подход к схеме размещения защиты – два компонента сухопутной техники будущего и отличительные черты, формирующие облик сверхзащищенной БМП.Однако задолго до появления первых данных о тяжелой БМП Т-15 на платформе российские специалисты уже сделали большой шаг вперед, превратив боевую машину пехоты в быстроходный легкий танк. В начале 2000-х известное на весь мир предприятие «Курганмашзавод» совершает маленькое бронетанковое чудо. В поисках решения по защите БМП от современных и перспективных управляемых ракет, противотанковых гранат и других средств поражения отечественные специалисты пришли к выводу, что раз БМП может действовать в «насыщенной огнем» обстановке, то лучший способ сохранить машину и экипаж – не позволять снарядам и ракетам долетать до корпуса.Установка комплекса активной защиты «Арена-Э» на легкую боевую машину пехоты частично позволила уравнять легкобронированную технику и современные основные танки по уровню защищенности. Помимо автоматического обнаружения секторов боевой работы, еще одной особенностью «Арены» стало и минимальное время на обнаружение боеприпаса. Для того чтобы просчитать скорость снаряда или ракеты, выбрать кассету с поражающими элементами и дать сигнал на отстрел компьютеру, входящему в состав комплекса активной защиты, комплексу «Арена-Э» требуется меньше секунды.Бесценный вклад в защиту боевой машины, если учесть, что под плотным огнем даже опытный экипаж иной раз не в состоянии своевременно реагировать на обстрелы с разных сторон. Другим важным элементом защиты БМП-3 стало дополнительное навесное бронирование. С помощью бортовых элементов удалось достичь защиты от попадания бронебойных пуль калибра 12,7 миллиметра. И все это – без потери маневренности и значительного увеличения веса.
Переписывая правила боя После испытаний БМП-3 с комплексом активной защиты «Арена-Э» прошло немало времени. Многие эксперты в публикациях и интервью стали открыто высказывать предположение, что концепцию создания «суперБМП» успешно «похоронили». Дескать, легкая бронемашина танку все равно не чета, и как ее ни защищай, эффективность все равно будет спорной. Разрабатывая тяжелую боевую машину пехоты на платформе «Армата», специалисты Уральского конструкторского бюро машиностроения не стали продолжать соблюдать старые правила создания такой техники, а создали свои собственные законы, необходимые для формирования концепции перспективной БМП.Универсальность платформы «Армата» именно в этом случае – лучшее решение, какое только можно было придумать. Судите сами: все ключевые элементы бронемашин единой платформы взаимозаменяемы, а средства защиты разрабатываются не для каждой машины в отдельности, а для всей линейки разом. БМП Т-15 на новой тяжелой гусеничной платформе с самого начала проектировалась не просто как средство по доставке десанта к месту боя. Даже если не вдаваться в тонкости работы СУО и не изучать состав вооружения подробно, можно убедиться, что «активная» концепция Т-15 прослеживается в том числе и по средствам защиты.
Тяжелая БМП переднего края оснащена лучшим на сегодняшний день комплексом активной защиты «Афганит». Помимо работы над снижением времени для принятия контрмер, разработчики потрудились и над целым рядом других защитных особенностей тяжелого транспорта для десанта. Традиционный метод использования БМП в качестве «такси до поля боя» специалистами УКБТМ в этом случае был переписан чуть более, чем полностью. Т-15, оснащенная КАЗ «Афганит», не только своевременно реагирует на выпущенный в сторону бронемашины боеприпас и определяет сектор боевой работы, но и с помощью специального оборудования с высокой точностью вычисляет точку пуска.Минимальное время принятия решения и практически мгновенная выдача целеуказания оператору вооружения – два отличительных качества нового комплекса активной защиты. В отличие от предыдущих КАЗ, основным назначением которых были максимальная защита бронемашины и вывод техники из-под огня, Т-15 с комплексом активной защиты «Афганит» научили отвечать выстрелом на выстрел.
Проще говоря, если еще десять лет назад оператор ПТРК, наложивший прицельную марку на танк или БМП, находился в относительной безопасности, то теперь возможности КАЗ «Афганит» и вспомогательного оборудования позволят не только нейтрализовать угрозу для боевой машины, «ослепив» оптику противника, но и помогут уложить серию 30-миллиметровых снарядов, если расчет ПТРК будет находиться в зоне досягаемости.Тот же принцип ответного удара действует и в отношении других средств поражения. Особых различий для оператора вооружения и СУО в этом случае нет: по танку будет выпущена управляемая ракета, а по небольшим скоплениям живой силы противника может отработать пулемет.
Один для всех Несмотря на то что перспективу использования комплексов активной защиты на БМП одобряют далеко не все военные эксперты, плюсов в использовании КАЗ все-таки больше, чем минусов. Во-первых, в составе танковой бригады такие БМП смогут эффективно подавлять огневые точки и расчеты ПТРК противника, пока основные танки будут «отрабатывать» тяжелую бронетехнику противника. Во-вторых, в случае необходимости тяжелые БМП смогут практически с ходу включиться в танковый бой и поразить технику противника управляемым ракетным вооружением.Наличие или отсутствие пехоты в данном случае, как говорят эксперты, погоды не делает: десант в полной выкладке будет надежно укрыт внутри. По мнению независимого военного эксперта Алексея Хлопотова, главным доказательством именно такого применения бронетехники служит сама концепция создания подобного вооружения. «В УКБТМ не просто создали транспорт для переброски десанта из точки А в точку Б. Специалисты проработали БМП тяжелого класса с максимально возможным уровнем защиты. С этой позиции применение комплексов активной защиты на такой машине совершенно оправданно», – сказал Хлопотов в интервью телеканалу «Звезда».
Согласно данным источника «Звезды» в ОПК, разработчики Т-15 и смежники, совершенствующие элементную базу машины, нашли решение другой важной задачи – защиты пехоты от шрапнели комплекса активной защиты и осколков подлетающего элемента. И хотя принцип и схема решения этой задачи засекречены, источник сообщил, что ситуацию решили комплексно. Это означает, что изменениям могла подвергнуться не только конструкция самого комплекса. Доработки могли быть внесены и в части алгоритмов работы электроники, действующей в автоматическом режиме.Комментируя режимы работы комплекса активной защиты, военный эксперт Алексей Хлопотов подчеркнул, что именно этот вопрос является одним из важнейших. «До недавнего времени считалось, что КАЗ и пехота несовместимы вообще. Представьте: поражающие элементы срабатывают в тот момент, когда вокруг машины находятся люди. Нетрудно понять, что с ними случится в тот момент, когда разлетятся осколки. Успешное решение этой проблемы – залог эффективных действий БМП в любой, даже самой сложной обстановке», – сказал Хлопотов. Если учесть, что Т-15 по уровню защиты является точной копией танка Т-14, то уже сейчас, на этапе опытной войсковой эксплуатации, Т-15 нельзя сравнивать ни с одной другой боевой машиной пехоты зарубежного производства ни по уровню защиты, ни по уровню вооружения.
В жизнеспособность концепции «суперБМП», действующей на одной линии (или в непосредственной близости) с танками, стоит поверить еще и потому, что проработка использования КАЗ в боевых машинах пехоты – не прихоть разработчиков и не научный эксперимент. Таким было требование заказчика – Министерства обороны РФ. Нелишним будет напомнить, что размещение КАЗ предусмотрено и на другой, более легкой БМП – «Курганец-25». Если сопоставить все технологические решения и вывести формулу применения таких машин в реальном бою, то можно обнаружить, что новая линейка бронемашин, оснащенных комплексом активной защиты (и блоками ДЗ нового поколения), не только способна сохранить жизнь десанту, но и нейтрализовать угрозу так, чтобы желания повторно применять вооружение у противника не возникло.

Следует отметить, что достоверность ряда данных вызывает сомнения, и к материалу нужно отнестись с осторожностью.

Как сообщает официальный сайт ОАО «НПК „Уралвагонзавод“, Т-14 – единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. По мнению военных экспертов, «Армата» – новое слово в танкостроении. Это принципиально новая и полностью российская разработка.

В машине применены беспрецедентные конструкторские решения, в частности, башня Т-14 необитаема. Впервые в мире экипаж помещен в бронированную капсулу, отделенную от боекомплекта. Эта мера дает возможность танкистам остаться в живых даже при прямом попадании в башню и возгорании боекомплекта.

Оригинальный силуэт в сочетании с использованием специального покрытия значительно снижает заметность машины в тепловом и радиолокационном спектрах наблюдения. Броня «Арматы» способна выдержать попадание любого существующего противотанкового средства.

Танк оборудован активной и динамической защитой, оснащен дистанционно управляемым боевым модулем с мощной пушкой и автоматической системой перезарядки. По периметру башни и корпуса установлены оптико-электронные приборы наблюдения, прицеливания и обнаружения угроз.

Тактико-технические характеристики танка „Т-14“
  • Экипаж..................................................3 человека
  • Боевая масса..........................................48 т
  • Масса с комплектом для ведения
  • боевых действий в городе....................53 т
  • Длина с пушкой вперед........................10,8м
  • Ширина......................................................3,5м
  • Ширина по экранам...............................3,9м
  • Высота........................................................3,3м
Вооружение :
  • 1х125мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А82-1М
  • Боекомплект 40 выстрелов (из них 32 в автомате заряжания)
  • 1х7,62мм пулемет ПКТМ в дистанционно управляемой установке
  • Боекомплект 2000 патронов в непрерывной ленте
Силовая установка :
  • Мощность 1200...1500л.с.
  • Трансмиссия механическая, „роботизированная“
  • Защита комбинированная, модульная, комплекс универсальной динамической защиты, КАЗ „Афганит“, система постановки многоспектральных завес, система защиты верхней полусферы, система электромагнитной защиты, комплекс подавления радиовзрывателей.
  • Противоминная защита днища в районе расположения экипажа
Система управления огнем :
  • Прицел наводчика дневно-ночной многоканальный
  • Прицел командира панорамный дневно-ночной многоканальный
  • Дальности обнаружения и распознавания целей на уровне лучших мировых аналогов. Реализовано полное дублирование работы командира и наводчика.
  • Резервный низкоуровневый телевизионный прицел с автономным питанием.
  • Автомат сопровождения целей. Устройство автоматического учета теплового изгиба ствола. Полный круговой обзор для всех членов экипажа за счет TV-камер с автономным питанием.
  • Интеграция в АСУтб с возможностью стрельбы по внешним целеуказаниям.
  • Эргономика обеспечивает непрерывное нахождение экипажа внутри танка в течении 72 часов.
  • Гарантийный ресурс............14000км
Тяжелая БМП. На сегодня это самая высокозащищенная БМП в мире. Боевая машина пехоты на гусеничной платформе «Армата» оснащена дистанционно-управляемым универсальным боевым модулем. Отличительная особенность новых бронемашин УВЗ – это противоминная конструкция корпусов, которая защищает экипаж с возимым десантом от подрыва даже мощных фугасов, а также наличие комплексов активной защиты.


Предназначена для ведения маневренных боевых действий против любого противника в составе танковых и мотострелковых подразделений для транспортировки отделения пехоты с полным вооружением и снаряжением, его огневой поддержки в бою, уничтожения живой силы, противотанковых средств и легкобронированной техники противника в условиях применения ядерного оружия и других видов оружия массового поражения.

Тактико-технические характеристики :

  • Экипаж..................................................2 человека
  • Десант.....................................................9 человек
  • Боевая масса..........................................49 т
  • Длина.....................................................9,5м
  • Ширина с экранами................................4,8м
  • Высота.....................................................3,5м
Вооружение :
  • Универсальный боевой модуль „Эпоха“ разработки ОАО „Конструкторское бюро приборостроения“
  • 1.30-мм АП 2А42 с боезапасом в 500 патронов (160 БПС /340ОФС), дальность стрельбы до 4000м
  • 2. УР „Корнет“ (4шт. на двух пусковых установках), дальность стрельбы ПТУР до 8000м, УР „Корнет“ с НДЦ - до 10000м.
  • 3. 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом 2000 патронов.
  • Возможности СУО:
  • - Автоматический поиск целей одновременно в различных спектральных диапазонах в пассивном и активном режиме;
  • - Поиск замаскированных целей оптическим локатором (»антиснайпер");
  • - Одновременный обстрел двух целей;
  • - Высокоэффективная стрельба из АП по зенитным целям с автоматом сопровождения на углах до 70град.;
  • - Боевая работа в режиме дистанционного управления;
  • - Работа по внешнему целеуказанию;
Конструктивные особенности :
  • - Блочно-модульный принцип построения;
  • - Повышение защищенности экипажа;
  • - Многофункциональность боевого применения.
Силовая установка
  • Расположение МТО - переднее
  • Х-образный турбонаддувный многотопливный дизель 2В-12-3А
  • Мощность 1200...1500л.с.
  • Трансмиссия механическая, «роботизированная»
  • Система охлаждения вентиляторного типа (2 вентилятора)
  • Подвеска - управляемые лопастные амортизаторы, гидроупоры
  • Гусеницы с параллельным РМШ со стальной беговой дорожкой и возможностью установки асфальтоходных башмаков, 93 звена
  • Скорость максимальная...........................................75-80км/ч
  • Средняя скорость по пересеченной местности.....45-50км/ч
  • Запас хода (без бочек)...............................................500км
Защита комбинированная, модульная, комплекс универсальной динамической защиты, КАЗ «Афганит», система постановки многоспектральных завес, система защиты верхней полусферы, комплекс подавления радиовзрывателей. Повышенная противоминная стойкость днища в районе расположения экипажа и десанта

Эргономика обеспечивает непрерывное нахождение экипажа внутри танка в течении 72 часов.
Гарантийный ресурс 14000 км.

О том, что на "Армии-2018" в этом году впервые представят БМП на платформе "Армата" Т-15, военные эксперты заговорили еще в середине лета.

Тяжелая боевая машина пехоты, аналога которой никогда не было в советской и российской армии, должна была стать изюминкой форума еще и потому, что, в отличие от "парадной версии" с 30-миллиметровой пушкой, на выставку привезли Т-15 с мощнейшим боевым модулем АУ-220М "Байкал". И 57-миллиметровое орудие, и сверхзвуковые противотанковые ракеты "Атака" превратили "Армату" в какой-то "космический броневик будущего".

Если подойти к Т-15 поближе, то становится понятно, что внешне машина не похожа ни на одну из известных БМП и скорее напоминает то ли боевой корабль, то ли катер, выкрашенный в зеленый цвет. Машина визуально огромная. И это неудивительно: весит она даже больше, чем танк "Армата", – 50 тонн.

Танковый уровень бронирования, активная защита "Афганит". Т-15 создавалась, чтобы вести бой в одном строю с танками "Армата". Но возможностей у БМП даже больше. Машину специально "натаскивают" на беспилотники вроде американских MQ-1 Predator. Для их уничтожения у Т-15 есть ПТРК "Корнет-ЭМ", которые также эффективны против танков и вертолетов.

Неясно только, когда военные закажут тяжелые БМП. Пока известен только заказ на 100 танков "Армата", которым еще только предстоит пройти войсковые испытания. Армия достаточно консервативна и неохотно принимает принципиально новые виды вооружения. Т-15 стоит столько же, сколько и танк "Армата", так почему бы не купить еще один Т-14 или два Т-72Б3? В похожей ситуации оказалась и боевая машина поддержки танков (БМПТ) "Терминатор", но ей помогло успешное боевое применение в Сирии. Весной БПМТ приняли на вооружение.

Впрочем, как сказал во вторник на форуме замгендиректора по спецтехнике корпорации "Уралвагонзавод" Вячеслав Халитов, все идет в соответствии с графиком, согласованным с Минобороны. А все заявления по поводу "запоздания" с введением в строй новейших российских вооружений из числа бронемашин и средств артиллерии можно считать несостоятельными. Что ж, осталось в этом убедиться.

Другая машина, впервые представленная на форуме, это новейший самоходный зенитно-ракетный комплекс "Деривация-ПВО" разработки ЦНИИ "Буревестник", которую, кстати, тоже упомянул Халитов. Самоходный ЗРК находится несколько в глубине экспозиции и близко к нему не подойти, но разглядеть все же можно.

Машина выполнена на базе хорошо знакомой платформы БМП-3, и это очевидная замена советским "Шилкам" и "Тунгускам". А в компании "Армат", "Курганца" и "Бумеранга" она оказалась потому, что в перспективе ее возможно будут собирать на базе платформы "Армата". Все вместе эти машины будут связаны единым форматом сетецентрических войн, когда у всех экипажей будет одна программа, что позволит максимально быстро взаимодействовать друг с другом практически как один механизм.

Что касается "Деривации-ПВО", то этот комплекс должен сбивать не только вертолеты и штурмовики, но и крылатые ракеты, беспилотники, ракеты класса "воздух – поверхность" и даже реактивные снаряды систем залпового огня вроде "Градов". Действительно, самоходный ЗРК совершенно другого уровня. Та же "Тунгуска" вооружена 30-миллиметровыми орудиями, а "Деривация-ПВО" – солидной пушкой калибра 57 мм, разумеется, автоматической.

Как заявил на форуме гендиректор ЦНИИ "Буревестник" Григорий Закаменных, на базе этой самоходки уже решили сделать боевого робота, которым будет дистанционно управлять оператор. В этом нет ничего удивительного, это одна из основных тенденций последних нескольких лет, и опытные образцы уже успешно проходят испытания. Правда, только единицы уходят в серию. Сложилось даже впечатление, что на прошлогодней выставке было больше прототипов боевых роботов. В этом году акцент больше сделан на беспилотники.

Сетецентрическая война требует от современной техники вписываться в единую информационно-коммутационную сеть на поле боя. Этим достигается повышение живучести, эффективность поражения противника и общей синхронизации сражения.

Полностью удовлетворять всем требованиям современного боя способна новейшая разработка уральских оружейников БМП Т-15.

Что такое БМП и требования к разработчикам

Чтобы не говорили о важности танков на поле боя, необходимости артиллерийского огня, незаменимости авиации, но все, абсолютно все рода и виды войск созданы для помощи пехоте в занятии территории и последующем ее удержания.

Пехоту во все времена старались прикрыть щитами. Такими щитами в наше время стали БТРы и БМП. Появившись во Второй мировой войне, они стали причиной переименования пехоты в мотопехоту.

Точных определений для этой техники не существует, но машину, доставившую пехотинцев на передний край и участвующую с ними в бою, скорее всего и называют БМП. А вот легкобронированный транспорт, который только подвозит до поля боя, а в сам бой не вступает, по-видимому, бронетранспортер.

Но в нашей армии такое деление весьма условно, т.к. БТР-60, 70 и другие использовали для огневой поддержки мотострелков.

Основное предназначение БМП – защита и поддержка танковых подразделений.

Для этого у пехотинцев должен быть обзор на 360° при передвижении внутри боевой машины в танковых порядках. Если все время спешиваться и садиться обратно, то танки станут «богатырями с короткими ногами», т.е. постоянно останавливаться, что для них губительно.

Второе требование, логично вытекающее из взаимодействия с танками – унификация с ними. Самым оптимальным решением должна стать БМП на базе танка. Этим удешевляется производство и упрощается ремонт.


Третьим необходимым элементом боевой машины является броня. Она должна защищать от противотанковых средств и стрелкового оружия в ближнем бою.
Четвертое, что требуется для современной БМП, это хорошая компоновка.

Самой удачной считается классическая, проверенная боевыми действиями. Спереди располагается моторный отсек, затем отделение управления и десантное в корме.

И, наконец, самый важный принцип при создании любой машины для войны – моральные качества солдата и исторически сложившийся взгляд на них. Таких взглядов два:

  1. Армия с отважными воинами, стремящимися сблизиться с врагом, вселить в него страх и разгромить.
  2. Армия, не уверенная в своих солдатах, изматывающая противника на дальних рубежах, старающаяся там его и уничтожить.

Руководствуясь вышеперечисленными требованиями и опираясь на исторические традиции Суворова, Кутузова и полководцев Великой отечественной войны, Российские конструкторы на параде в 2015 году показали новейшую БМП Т-15 (объект 149, шифр «Барбарис»).

Компоновка и бронирование Т-15

Боевая машина сетецентрической войны создана на базе гусеничной (93 звена) платформы «Армата» и весит 50 тонн, поэтому относится к тяжелому классу. Дизельный 1500-сильный двигатель 2В-12-3А располагается спереди и позволяет машине двигаться со скоростью до 50 км\ч по бездорожью. Одной заправки хватает на 500 километров. Изготовитель гарантирует пробег до 14000 км.

Гидроупоры и лопастные амортизаторы обеспечивают плавность хода на гусеницах с параллельным резино-металлическим шарниром со стальной беговой дорожкой. Для передвижения по асфальту используются специальные башмаки.

Большая, на грани критической, масса не позволяет машине плавать. Однако, при установке оборудование для подводного вождения,машина способна преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров.

Для защиты экипажа создана специальная капсула, использующая противоминную компоновку корпуса, собственное бронирование и экранирование силовым и другими агрегатами.

Места водителя, командира и оператора следуют сразу за моторным отсеком. Слева сидит водитель, справа командир. Сзади командира место оператора – наводчика. Одним из новшеств у БМП является то, что механик-водитель при движении использует дисплей, на который датчики с корпуса посылают информацию о дороге и окружающей обстановке.

Танк «Армата» и БМП Т-15 имеют одинаковые органы управления, что позволяет снизить затраты на подготовку механиков-водителей.

Все остальное свободное пространство корпуса занимают места для остальных мотострелков отделения в полной боевой экипировке. Всего их восемь, но есть одно запасное.


В откидные сиденья заложена функция дополнительной защиты при подрыве на мине. Расположены сиденья друг напротив друга и позволяют осуществлять быстрое десантирование через откидную аппарель. Есть и запасная дверца.

Над десантным отсеком закреплен боевой модуль. Сам отсек оборудован переговорным устройством для связи с командиром.

БМП имеет три степени бронирования, что аналогично а Т-14:

  1. Пассивное композитное бронирование в лобовой части защищает от ПТУРов калибром 150 мм и 120 мм, подкалиберных снарядов. Бронированные перегородки отделяют все отсеки друг от друга. Для уменьшения заметности в инфракрасном свете устанавливается рассеиватель выхлопа.
  2. Динамическую защиту представляет комплекс «Малахит», характерный для всех изделий на платформе Армата. Из-за соображений секретности мало что известно о способностях комплекса. Единственное, что удалось «вытащить» из разработчиков, это способность «Малахита» отражать выстрелы из тяжелых ПТУРов и снижение массы взрывчатого вещества, предназначенного для уничтожения снарядов.
  3. Для активной защиты БМП оснастили комплексом «Афганит». Конкретные ТТХ этой секретной разработки недоступны. Есть неполные данные о возможностях. К ним относятся:

Вооружение БМП в зависимости от модуля

Т-15 способна действовать в составе мотострелковых или танковых частей. Имеет средства защиты от любого оружия массового поражения. Устройство отсеков позволяет не выходить из машины до 72 часов. От возгорания защищает система автоматического пожаротушения.

Аппаратура для подключения к единой системе управления, позволяет взаимодействовать с другими машинами на поле боя, передавая и принимая данные по целям. В ближайших планах оснащение боевых машин пусковыми установками для беспилотников.

Платформа Армата использует унифицированные узлы и отдельные детали (модульность).

Благодаря этому свойству планируется создать несколько их разновидностей, в зависимости от возможного применения. Пока известно о трех таких модулях:

  • «Байкал»;
  • самоходный миномет.

Безэкипажный модуль«Бумеранг-БМ» оснащен автоматической 30 мм пушкой 2А42 и спаренным с ней пулеметом ПКТ. По бокам крепятся две спаренных установки . Ракета, выпущенная из этого противотанкового комплекса способна поражать, помимо танков, скоростные (250 м/с) воздушные цели на дистанции до 10 км и до потолка 9 км.

Управление ракетой осуществляется по лазерному лучу по принципу «выстрелил – забыл».


Возможности пушки уничтожать пехоту на расстоянии 4 км, БТРы на полутора километрах и низколетящие цели (высота до 2,5 км со скоростью до 1000 км\ч) делают ее грозным оружием.

Для прицеливания в «Бумеранге-БМ» есть два прицела – командира и наводчика. Многофункциональные прицелы дополняются радиолокационной станцией и различными датчиками.

Стабилизатор вооружений способен удерживать положение стволов в вертикальной и горизонтальной плоскостях наведенными на цель в движении.

Прицелы, датчики стабилизатор и РЛС входят в состав СУО (системы управления огнем). Компьютеризованная СУО предназначена для:

  • автоматического поиска целей в разных диапазонах и режимах;
  • одновременной стрельбы по двум целям;
  • стрельбы по воздушным целям с пассивным обнаружением;
  • дистанционной боевой работы;
  • работы с внешним целеуказанием.

Предварительно, боезапас пушки 500 снарядов, к пулемету 2000 патронов, к ПТРК – 4 противотанковых ракеты 9М133 или 4 ракеты ПВО 9М133ФМ-3.
ЦНИИ «Буревестник» разработал необитаемый модуль АУ220М«Байкал».


В нем установлена 57 мм автоматическая пушка со скорострельности 20 выстрелов в секунду. Ее изготовили путем переделки корабельной зенитной установки.

Модуль рассчитан на борьбу с сильно бронированными воздушными целями, такими как ударные вертолеты и штурмовики. Аппаратура СОУ позволяет «Байкалу» иметь зону поражения до 8 км по высоте и 12 км по дальности.

Директор этого же ЦНИИ сообщил, что ими разрабатывается боевой модуль, в качестве вооружения на котором установят 120 мм миномет.

Опять же, по предварительным сведениям, собираются использовать возимый или буксируемый миномет 2С12 «Сани». Друга информация в открытый доступ не поступала.

Возможности боевого применения

Многие эксперты были удивлены мощной броневой защитой. Лучше всего на такое обвинение ответил заместитель генерального директора по спец. Технике Вячеслав Халитов. В интервью телеканалу «Звезда» он заявил, что до середины современного боя «доживут» только танк «Армата» и БМП Т-15.

Боевое применение Т-15 допускает такой нестандартный подход, как атака не за танками, к чему все привыкли и чего требуют боевые уставы, а перед танками. При этом БМП прикрывают танковые орудия и воздушные разрывы от снарядов собственной артиллерии. Этим достигается доставка пехоты прямо на передний край противника и минимизация потерь.


Использование ПУО включает Т-15 в систему ПВО ближнего действия. Ориентация на уничтожение ударных вертолетов, типа основного американского Apache, и различных дополнительно укрепляют защиту от воздушных атак.

Опыт малых войн и военных конфликтов за последнюю половину века показывает важность способности боевых машин действовать в условиях городского боя.

КАЗ «Афаганит», которым оснащается новая БМП, способен не только среагировать на каждый выпущенный в Т-15 снаряд, но и с большой точностью определить, откуда произведен выстрел. Причем из чего он произведен не имеет значения. Одинаковая реакция будет и на ракету, и на снаряд.

Сведения о точных объемах производства новых боевых машин засекречены.

Озвучен только предварительный план по выпуску всего семейства бронетехники на базе «Арматы». Это 2300 штук до 2020 года, причем без уточнения каких именно.

В прессу просочились сведения, что идет активная работа по созданию командно-штабных машин типа БМП-КШ для управления батальоном в бою с повышенным уровнем защиты.

Модульность платформы «Армата» делает возможность выпуска самых разных образцов техники для армии. Это могут быть траншеекопатели, мостоукладчики, саперные я и так далее. Весь потенциал созданного коллективом Уралвагонзавода феномена до конца еще не раскрыт. Будем надеяться на появление новых, еще более надежных и востребованных систем.

Видео

Т-15 (Индекс ГБТУ — Объект 149 ) - перспективная российская боевая машина пехоты на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Предназначена для ведения всех видов боевых действий и транспортирования подразделений мотострелковых войск и огневой поддержки спешившихся стрелков.


Особенностью БМП Т-15, созданной на одной платформе с перспективным российским танком Т-14 «Армата», является беспрецедентно высокий уровень защиты, который даёт ей возможность действовать в одной линии с танками. Первый официальный показ Т-15 состоялся на Параде Победы в Москве 9 мая 2015 года.

Тяжелая БМП Т-15 представляет собой высокозащищенную гусеничную боевую машину, способную транспортировать мотострелковые подразделения и оказывать им огневую поддержку, действуя в единой боевой линии с танками.

Компоновка

Будучи сконструированной на единой платформе с танком Т-14, БМП Т-15 имеет иную, чем у танка компоновку: в носовой части корпуса расположена силовая установка, отделение управления - посередине, а в кормовой части находится отсек для десанта. Для посадки и высадки десантников служит кормовая дверь с откидной аппарелью.

Эта компоновка характерна для большинства БМП зарубежного производства. При этом боевое отделение в корпусе машины отсутствует. Вооружение и боекомплект Т-15 находятся в необитаемой башне, вне жилых отсеков.

Бронекапсула для экипажа в БМП Т-15 отсутствует, в отличие от танка «Армата». Отчасти это компенсируется передним расположением двигателя, который прикрывает собой экипаж и десант при обстреле машины спереди. Кстати, размещение моторно-трансмиссионного отделения между двумя расположенными под острым углом друг к другу бронелистами носовой части БМП, а не в кубическом объеме кормовой части, представляло собой нетривиальную конструкторскую задачу, но разработчики сумели ее решить. Кроме того, потребовалось предусмотреть различные лючки и точки доступа, необходимые для обслуживания МТО, без ослабления лобовой бронезащиты машины. И хотя трудоемкость работ по техобслуживанию БМП Т-15 значительно ниже, чем, например, у БМП-1, все равно требуется обеспечить доступ к МТО. А ведь кроме двигателя в носовой части машины располагаются различные системы, обеспечивающие его работу: охлаждения, питания воздухом и т.д. При этом необходимо одновременно и защитить их, и обеспечить доступ, а также отвод воздуха.

Размещение экипажа

Экипаж БМП Т-15 включает 3-х человек, а отделение для десанта рассчитано на 9 пехотинцев в полной боевой экипировке. Для сравнения, БМП-2 и БМП-3 могут вместить всего лишь 7 десантников.

Рабочее место механика водителя находится около левого борта, место командира – справа от него. За ним расположено место наводчика-оператора.

БМП Т-15 и танк Т-14 имеют одинаковые рабочие места мехводов, что упростит процесс боевой подготовки экипажей для обоих типов машин. В то же время места командиров и наводчиков-операторов Т-15 и Т-14 отличаются, поскольку танк и БМП оснащены разным вооружением.

Посадка/высадка членов экипажа Т-15 может осуществляться через люки в крыше корпуса, или через кормовой люк для десанта. Крышки люков членов экипажа откидываются назад и оснащены призменными наблюдательными приборами.

В десантном отделении расположены 9 сидений для десантников: по 4 с каждого борта (бойцы размещаются спиной к бортам), и еще 1 – в проходе к отделению управления.

Откидная аппарель делает процесс посадки/высадки десанта в Т-15 более быстрым и удобным по сравнению с отечественными БМП предыдущего поколения. Спускаться и подниматься через аппарель Т-15 гораздо удобнее, чем в спешке пролезать через дверцу БМП, особенно если бойцы оснащены бронежилетами и громоздким вооружением, среди них есть раненые и т.д. К тому же ширина двери Т-15 позволяет производить десантирование бойцов в колонну по два, что в разы сокращает время высадки. Конструкция сидений предусматривает автоматическое их поднимание при отсутствии нагрузки. После выхода бойцов, сидящих ближе к двери, сиденья поднимаются, увеличивая ширину прохода для следующих. В случае, если аппарель по любым причинам не может открыться, в ней есть одностворчатая дверь, открывающаяся вправо. В двери имеется амбразура для ведения огня из стрелкового оружия.

Конструкция внутренних помещений и систем жизнеобеспечения БМП Т-15 дают возможность экипажу и десанту выполнять боевые задачи, не покидая машину в течение 3 суток.

Платой за возможность комфортного размещения 12 человек внутри машины стало значительное увеличение ее массы и габаритов. Длина БМП Т-15 составляет 9,5 м, ширина (с бортовыми элементами ДЗ) – 4,8 м, высота – 3,5 м. Для сравнения, линейные характеристики БМП-1: длина корпуса – 6,73 м, ширина – 2,94 м, высота по крыше башне – 1,92 м. Конечно, большие размеры повышают уязвимость Т-15, но этот недостаток компенсируется высоким уровнем ее защиты. К тому же, Т-15, в отличие от российских БМП предыдущих моделей, оснащена необитаемой башней, попадание в которую не приведет к поражению критически важных систем машины, а также находящихся внутри ее людей.

Силовая установка

Основной танк Т-14 и БМП Т-15 имеют одинаковые силовые блоки, состоящие из высокоресурсного многотопливного дизеля 2В-12-3A мощностью 1500 л.с. и гидромеханической трансмиссии. Такая унификация силовых установок танка и БМП применена впервые в отечественном танкостроении, и сильно упрощает техническое обслуживание боевых машин. На замену силового блока целиком уходит от 1 до 3 часов, тогда как аналогичная операция на современных боевых машинах может занять более суток. Дизель 2В-12-3А по мощности превосходит все силовые агрегаты отечественных боевых машин и догнал по этому показателю двигатели лучших зарубежных танков, таких как М1 «Абрамс», «Леопард» 2А6, и «Меркава» Мк.4.

Кроме основной силовой установки, БМП Т-15 располагает вспомогательной – с газотурбинным двигателем и агрегатом дополнительного электропитания. Вспомогательная установка питает энергией системы вооружения и бортового оборудования при выключенном основном двигателе, например, если машина находится в обороне или на стоянке. Это бережет ресурс основного двигателя и обеспечивает дополнительную маскировку машины в ИК-спектре.

Танк Т-14 и БМП Т-15 имеют реверсивную коробку передач, обеспечивающую включение 8 передач переднего и 8 передач заднего хода. Таким образом, эти боевые машины могут двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, что особенно важно во время боя на городских улицах. Например, при попадании машины под обстрел трудно переоценить ее способность быстро «сдать» назад без разворота на 180 градусов.

Ходовая часть

Ходовые части БМП Т-15 и танка Т-14 в целом аналогичны. Подвеска независимая, торсионная, с регулируемыми пластинча­то-щелевыми амортизаторами на первых двух и на последних узлах. Ведущие колеса с цевоч­ным зацеплением на Т-15 расположены в но­совой части корпуса машины, а направляющие колеса в кормовой части. Гусеница мелкозвенчатая, с параллельным резинометаллическим шарни­ром, с необрезиненной беговой дорожкой.

Подвижность

БМП Т-15 и танк Т-14 предназначены для совместных действий, поэтому характеристики подвижности обеих машин, оснащенных одинаковыми двигателями, трансмиссиями и ходовыми частями, совпадают.

Высокая мощность двигателя позволяет тяжелой машине двигаться по пересечённой местности со средней скоростью 50 км/ч, а максимальная достигает 75 км/ч. Запас хода Т-15 составляет 500 км.

Обладая боевой массой в 50 т, БМП Т-15 не может плавать, но зато форсирует водоемы глубиной до 5 м при помощи оборудования для подводного вождения.

Защита

Защита Т-15 комбинированная, и имеет несколько уровней.

Маскировка машины в оптическом и радиолокационном диапазонах обеспечивается покрытием ее корпуса и башни специальными составами, поглощающие излучение РЛС противника. Видимость в инфракрасном диапазоне снижена за счет специальной окраски, предотвращающей нагревание корпуса машины и рассеивателей выхлопа.

Как и большинство современных образцов бронетанковой техники, БМП Т-15 имеет комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП). Он включает систему датчиков для обнаружения любого облучения машины, например, лазерным дальномером танка или системой лазерного целеуказания. Как только обнаружено облучение, происходит отстрел аэрозольных гранат, создающих вокруг машины аэрозольную завесу с металлическими частицами. Она скрывает машину в спектрах работы оптических приборов, тепловизоров и РЛС, не позволяя противнику произвести прицеливание.

Также БМП Т-15 оснащена системой блокировки или подрыва мин с электромагнитным взрывателем.

Еще одним важнейшим элементом защиты БМП является комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит», способный автоматически обнаруживать и уничтожать на подлете к машине ПТУР, реактивные гранаты РПГ, бронебойные снаряды и авиационные ракеты. Пусковые установки КАЗ «Афганит» находятся вверху бортов корпуса, в носовой и средней их частях.

И, наконец, последний рубеж обороны Т-15 – это ее бронированный корпус.

Броневые детали лобовой проекции машины, обладающие рациональными углами наклона и встроенной динамической защитой, обеспечивают надежную защиту от снарядов танковых пушек и ПТУР. Переднее расположение силовой установки создает дополнительную защиту для людей, находящихся внутри БМП.

Борта машины прикрыты бронелистами и экранами, на которых установлены блоки динамической защиты. В районе МТО на бортах смонтированы экраны с элементами ДЗ, установленные под наклоном. Они служат для отвода выхлопных газов наружу и обеспечения циркуляции воздуха.

Аппарель, занимающая большую часть кормовой проекции машины, прикрыта решетчатым экраном.

Противоминная стойкость БМП обеспечивается усиленным днищем, а также специальными многослойными вставками в полах обитаемых отделений. Обитаемые отсеки дополнительно экранированы второстепенными агрегатами.

Необитаемая башня Т-15 сконструирована таким образом, что даже в случае ее поражения и подрыва боекомплекта экипаж и десант внутри машины не пострадают.


Вооружение и система управления огнём

БМП Т-15 оснащена дистанционно управляемым боевым модулем «Эпоха» («Бумеранг-БМ») со следующим составом вооружения:

  • 30-мм автоматическая пушка 2А42 с селективным боепитанием и боекомплектом из 500 бронебойно-трассирующих и осколочно-фугасных снарядов (рассматриваются варианты установки боевого модуля «Байкал» с 57-мм корабельной автоматической пушкой для поражения бронированных воздушных целей, например, штурмовиков и тяжелых вертолётов, а также боевого модуля со 120-мм миномётом «Сани»);
  • 7,62-мм пулемёт ПКТМ с боекомплектом 2000 патронов;
  • 2 ПУ ПТРК «Корнет-Д» - в каждой по 2 управляемые ракеты.

Такой набор вооружения в сочетании с автоматизированной цифровой СУО позволяет поражать практически любые цели на поле боя: танки, укрепления, автомобили и легкую бронетехнику, пехоту, а также низколетящие самолеты, вертолеты и БЛА. Особенностью вооружения и СУО БМП Т-15 является нацеленность на работу в системе ПВО ближнего радиуса действия с акцентом на борьбу с БЛА и противотанковыми вертолетами типа «Апач».

СУО БМП Т-15 включает два прицельно-наблюдательных комплекса – командира и наводчика-оператора. Полный круговой обзор на ближней дистанции осуществляется при помощи видеокамер, передающих изображение на дисплеи экипажа.

Также в ее состав входят РЛС, развитая система датчиков и двухплоскостной стабилизатор вооружения. Система производит поиск целей в активном и пассивном режимах, может обнаруживать замаскированные цели (например, снайперов) оптическим локатором и при необходимости обеспечивает одновременный обстрел двух целей. Огонь ведётся с большой точностью на всю дальность стрельбы с места и в движении благодаря системе автосопровождения целей.

Также возможно ведение эффективного зенитного огня из пушки 2А42 при углах возвышения оружия до +70 градусов. Особенностью системы управления огнем БМП Т-15 является возможность ведения огня в режиме дистанционного управления, когда экипаж полностью отсутствует в машине.

Боевая информационно-управляющая система

Средства связи и боевая информационно-управляющая система (БИУС) БМП Т-15 обеспечивают значительно более высокий уровень командной управляемости Т-15 по сравнению с БМП предыдущих поколений. БМП Т-15 соответствует условиям современной «сетецентрической войны» и может обмениваться целеуказаниями с другими машинами в системе ЕСУ ТЗ.

Помимо этого, БИУС предоставляет экипажу БМП полные данные о техническом состоянии машины, позволяя сосредоточиться непосредственно на выполнении боевых задач.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время осуществляется доводка и подготовка БМП Т-15 к Государственным испытаниям, которые пройдут в 2016-2017 годах, после чего начнется серийное производство. Точное количество планируемых к выпуску БМП пока не определено, известно лишь, что общий объем боевых машин на платформе «Армата», предусмотренный Госпрограммой вооружений до 2020 г., составит 2300 единиц. Таким образом, Т-15 «Барбарис» будет первой в российских Вооруженных Силах тяжелой БМП (обладающей защитой на уровне основного танка).

В перспективе планируется создание КШМ машины на базе Т-15 (БМП-КШ). Преимуществом такой машины перед существующими КШМ будет намного более надёжная защита. Это позволит командирам, например, батальонного уровня, с минимальным риском управлять своим подразделением, находясь непосредственно на поле боя. Большой внутренний объем БМП-КШ позволит разместить внутри машины любое оборудование и рабочие места для офицеров штаба.

В настоящее время не все технические особенности БМП Т-15 открыты широкой общественности ввиду режима секретности. Однако даже то, что известно, позволяет говорить о появлении в российской армии принципиально новой БМП с боевой эффективностью на порядок выше существующих моделей.

Технические характеристики

Видео