Скребицкий ель готовится прокормить птиц и зверей. Ель – Мировое Дерево Жизни. IХ. Самостоятельная работа учащихся

Старшая группа Образовательная область: «Познание»

Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация» , «Социализация»

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Компьютерная презентация;
  • Образцы природного материала (хвоя, шишки, семена) ;
  • лупы на каждого ребенка; музыкальное сопровождение (муз. Д.Мигдаль «Елочке не холодно зимой» в исп. В. Скрипкиной) , д/и «Собери картинку» .

Предварительная работа:

Хвоя, хвоинки, хвойное, воск, ельник, кора, ароматные, семена, клест, глухарь.

Задачи:

  • Систематизировать и уточнить представления детей о хвойном дереве «ель» ; закреплять знания детей о взаимосвязях в природе.
  • Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность;
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям, желание беречь и охранять природу.

Ход.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в гости, и не просто в гости, а в гости к дереву. А к какому дереву мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Зимой и летом зелена,

В лесу живет она,

А на ней иголки,

И коротки и колки?»

Дети: - Ель!

Воспитатель: Да, ребята, это ель! Скажите, а где мы можем увидеть это дерево?

Дети: - Ель растет в парках!

Ель растет возле дома!

Ель растет возле детского сада!

Ель растет в лесу!

Воспитатель: А как называется лес, в котором растут только ели?

Дети: - Этот лес называется ельник.

Воспитатель: - Ребята, давайте оденемся потеплее, и отправимся в гости к ели.

(Дети имитируют движения - надевают шапку, обувают валенки, надевают куртки, завязывают шарф. Под звуки скрипящего под ногами снега, идут «по сугробам» в лес.)

Воспитатель: - Ребята, в ельнике даже в солнечный день темно, ветки ели густые и плотные, зимой покрыты снегом, а еще в ельнике теплее, чем в другом лесу. Мохнатые еловые лапы - ветви не пропускают ветер.

Воспитатель обращает внимание детей на изображение ели (воспроизведено на мультимедийном оборудовании) .

А вот и наша красавица- ель! Присаживайтесь, и будем знакомиться с елью поближе.

Обратите внимание на крону дерева. Какой она формы? (Треугольной) . А как растут ветви у ели? Почему они направлены вниз?

Воспитатель обращает внимание детей на красоту ели в зимнем уборе.

Воспитатель: - Давайте сравним дерево ель с человеком.

У человека - туловище, а у ели что вместо туловища?

Дети: - У ели есть ствол.

Воспитатель: - У человека руки, а у ели что вместо рук?

Дети: - У ели есть ветки.

Воспитатель: - У человека есть ноги, а у ели?

Дети: - У ели есть корни.

Воспитатель: - Как вы думаете, зачем дереву корни?

Дети: - Корни нужны для того, чтобы получать питание из почвы; чтобы удерживать дерево.

Воспитатель: - У человека тело покрыто кожей. А у дерева ветки и ствол чем покрыты?

Дети: - Ветки и ствол покрыты корой.

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужна кора?

Дети: - Кора защищает дерево.

Воспитатель: - Вот как много общего у дерева и человека. Человек рождается, растёт, взрослеет, и дерево тоже рождается, растёт и взрослеет. Человек и дерево относятся к объектам живой природы.

Ель растет очень медленно. Чтобы ель выросла на высоту 2 метра, нужно 20 лет. А живёт ель более 300 лет. Ребята, вы знаете, что во многих странах существует традиция наряжать под Новый год ель. Как вы думаете, могут ли люди сами ходить в лес и рубить ели? (Воспитатель обращает внимание детей, что ель нужно приобретать на елочном базаре, где продают ели, специально выращенные к празднику в питомнике)

Ребята, а чем ель отличается от берёзы, клёна, рябины?

Дети: - У ели нет листьев.

Воспитатель: - А что вместо листьев у ели?

Дети: - Ветки ели покрыты иголками.

Воспитатель: - А как называются эти иголки?

Дети: - Хвоя!

Воспитатель: - Ель какое дерево – лиственное или хвойное?

Дети: - Хвойное дерево.

Воспитатель: - Ребята, давайте пройдём в нашу зимнюю лабораторию.

Чем занимаются в лаборатории?

Дети: - Проводят опыты, исследования, эксперименты.

Воспитатель приглашает детей в «зимнюю лабораторию» .

Воспитатель: - Давайте рассмотрим хвоинки. Какие они?

Дети: - Короткие, твёрдые, зелёные, колючие, ароматные (воспитатель предлагает потрогать, понюхать) .

Воспитатель: - Ребята, я хочу вам рассказать, почему хвоинки всегда зелёные. Хвоинки живут на ветке 5-7 лет, потом опадают. А всегда зеленые хвоинки и так долго живут на ветке потому, что покрыты специальным веществом – воском.

Находиться возле ели, гулять в ельнике полезно для здоровья.

А сейчас мы немного отдохнём, и погреемся под весёлую музыку.

Физкультминутка «Елочке не холодно зимой» .

Давайте вернемся в нашу лабораторию.

Ребята, а как вы думаете, как ель появляется?

Дети: - Ель вырастает из семян!

Воспитатель: - Возьмём лупу и рассмотрим семена ели.

Из каких частей состоят семена?

Дети: - Семена состоят из семени и крылышка.

Воспитатель: - А как вы думаете, зачем семенам крылышко?

Дети: - Чтобы они могли летать!

Воспитатель: - С помощью крылышка они кружатся в воздухе. Ветер подхватывает семена и уносит далеко от материнского дерева, даже на такое расстояние, как от Малоярославца и до Обнинска. Происходит это в конце зимы, начале весны, когда пригревает весеннее солнышко.

Воспитатель: А где же прячутся семена?

Дети: - В шишках!

Воспитатель: - Рассмотрите шишку:

Какой формы шишка?

Какого цвета шишка?

Какая она на ощупь?

А сейчас в шишках есть семена?

Дети: - Нет, сейчас в шишках нет семян.

Воспитатель: - Какие условия необходимы для того, чтобы семена проросли и на свет появились ростки ели?

Дети: - Они должны попасть во влажную, плодородную почву.

Воспитатель: - Молодцы, хорошо потрудились. Мы провели исследования, а теперь мы вернемся к нашей ели.

(Дети идут под музыку обратно к ели) .

Воспитатель: - Гуляя в лесу, я нашла вот такие шишки. Интересно, почему они так необычно выглядят?

Дети: Может быть, их кто-нибудь ел?

Воспитатель: - Эту шишку грызла белка, а эту разбивал клювом дятел. В холодное зимнее время ель готова накормить своими семенами многих птиц и зверей.

1. Слайд «белка»

Воспитатель: - Что делает белка?

Дети: - Ест семена, достает их из шишки.

2. Слайд «дятел»

Воспитатель: - А это что за птица? А как дятел достает из шишки семена?

Дети: - Достает семена своим длинным языком с крючком на конце.

3. Слайд «клест»

Воспитатель: - А эта птица вам знакома?

Дети: - Это клест.

Воспитатель: - Клест устраивает свое гнездо в теплом ельнике, птенцов выкармливает зимой семенами ели. Семена клест достает из шишек, отворачивая чешуйки своим клювом, как клещами.

4. Слайд «лось»

Воспитатель: Как называется этот зверь? Ребята, летом лось питается травами, листвой деревьев; а зимой – корой деревьев и хвоей ели.

5. Слайд «глухарь»

Воспитатель: Глухарь – величественная птица, настоящий лесной красавец. Это самая крупная птица наших лесов. Глухарь любит селиться в глухих местах в ельнике. В летнее время глухарь питается ягодами, семенами лесных трав, насекомыми. А зимой глухари кормятся хвоей.

Воспитатель: - А теперь предлагаю вам поиграть. Игра называется «Собери картинку» . Нужно собрать из частей картинки, на которых изображены птицы и звери, которые питаются семенами и хвоей ели.

(Звучит музыка, дети собирают картинки с изображением белки, дятла, клеста, лося, глухаря)

Воспитатель: - А перед тем, как мы с вами вернемся в детский сад, я хочу у вас спросить:

Ель- дерево лиственное или хвойное?

Как долго живут хвоинки на ветке?

Хвоинки опадают или нет?

Чем покрыты хвоинки?

Как появляется ель?

Каким животным и птицам помогает ель?

Как мы можем сберечь лес?

Молодцы, ребята. Мы возвращаемся в детский сад - будем пить горячий чай и вспоминать наше путешествие в зимний лес в гости к ели.

Обучающее изложение №1.

Гнездышко.

Птичка вспорхнула из куста и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули зеленые ветки. Там было гнездо. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его.

Появились птенцы. Мы часто приходили к гнезду. Птицы к нам привыкли. Они нас не боялись.

Птенцы выросли и улетели. Мы уехали в город. Дома часто вспоминали теплое лето и наших доверчивых птичек.

Слова для справок: вспорхнула, не коснулись, к нам, вспоминали, доверчивых птичек.

    Гнездо в кустах.

    Птицы к нам прилетели.

    В городе.

Обучающее изложение №2.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

За дверью плакал ребенок.

Костя Морозов встал умылся, и хотел делать зарядку. Вдруг он почувствовал запах гари. Мальчик осмотрел комнату, кухню и вышел на лестницу.

Из соседней квартиры ползли струйки дыма. Раздавался детский плач. Костя схватил топор и бросился к двери. Брызнули щепки. Он ударил с разбега дверь ногой, потом опять стал работать топором. Дверь рухнула. В поъезд хлынул дым.

Ребенок лежал у порога и плакал. Костя схватил его и бросился по лестнице на улицу.

Слова для справок: с разбега, его.

    Запах гари в квартире.

    На помощь ребенку.

    Опасность миновала.

Обучающее изложение №3.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Ель-кормилица.

К осени на старой ели висели тяжелые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила белка. Она забралась на дерево, взяла шишку и принялась за еду. Пестрый дятел спешит к ели. Он сорвал шишку и улетел в лес. Стайки клестов опустились на ель. Клесты засунули под чешуйки шишек кривые носы и достают семечки.

Много шишек осталось на ели до весны. Пригрело солнышко. Из шишек вылетели легкие семена. Попадет семечко во влажную землю, прорастет. Оно даст жизнь новому деревцу.

Слова для справок: выскочила, пригрело, семечко, семена, чешуйки, прорастет, в них.

    Ель осенью.

    Зимние гости.

    Ель дает жизнь дереву.

Обучающее изложение №4.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Раз мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Вернулись домой только через неделю. Хлеб покрылся плесенью. Я хотел его бросить, но вспомнил один случай.

Была война. Наша часть освобождала деревню. У ворот дома стояла девочка и просила хлеба. Я вынул из мешка сухари. Она схватила их и жадно стала есть.

Мне стало стыдно, что я хотел бросить хлеб. Я взял его, вышел на улицу. Около дерева я раскрошил хлеб. Подлетела стайка воробьев и стала клевать крошки хлеба. На сердце у меня стало спокойно и легко.

Слова для справок: плесень, его, освобождала, положил, у меня.

    Кусок хлеба остался в буфете.

    Девочка просит хлеба.

    Хлеб не пропал.

Обучающее изложение №5.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Лесной великан.

В лесной тишине послышался хруст снега. Из чащи березняка показался лось. Он вышел а полянку и огляделся.

Как хорош был этот лесной великан. У него была длинная горбоносая морда, огромные рога. Сам он тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные. А какая красивая окраска шерсти! На ногах белые чулки.

Лось чутко прислушался и зашагал к краю полянки. Он странно поматывал головой. Впереди росли толстые березки. Лось полез между стволами. Один рог у него отломился и застрял в ветвях березок. Так лесной великан сбрасывал свой головной убор.

Слова для справок: послышался, странно, поматывал.

    Нарушитель тишины.

    Как хорош этот лесной великан!

    Лось сбрасывает головной убор.

Обучающее изложение №6.

Цель: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение понимать язык текста, умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; формировать умение анализировать текст-рассуждение; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей.

Случай с кошельком.

По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек.

Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему спасибо.

Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил на всю жизнь.

Слова для справок: кошелек, жаловаться, обижен, не сразу, спасибо.

    Старушка обронила кошелек.

    Обида мальчика.

    Быть честным – долг каждого.

Тема. «Творческая работа. “Ель-кормилица”».

Цели. Развивать умение конструировать повествование по коллективно составленному плану и опорным словам; учить подбирать точные, яркие, выразительные слова для текста, избегая повторов одних и тех же слов; развивать речь учащихся, орфографическую зоркость; обучать детей анализировать текст; воспитывать познавательный интерес.

Учебные материалы. Иллюстрации с изображениями белки, дятла, клеста; карточки с опорными словами, с текстом для каждого ученика.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Целевая установка

Учитель. С какой целью мы проводим уроки развития речи?

Дети. Чтобы научиться грамотно выражать свои мысли, обогащать нашу речь, делать ее яркой, образной, красивой.

У. Чем нам помогают уроки развития речи?

Д. Помогают расширять словарный запас.

У. Продолжим эту работу. Тему сегодняшней творческой работы нам поможет определить стихотворение С. Никулиной. Узнайте, о чем оно.

На доске – первая строфа стихотворения. Словосочетание русский лес закрыто.

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес .

Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.

А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нас ждут тут и рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Он очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, он шумит.

(С. Никулин )

– О чем это стихотворение?

Д. О русском лесе.

На доске открывается словосочетание русский лес .

У. Сегодня мы поговорим о лесе и его обитателях. А эпиграфом нашей творческой работы послужат слова первой строфы стихотворения С. Никулиной.

Учитель дочитывает стихотворение до конца.

III. Знакомство с текстом

У каждого учащегося на партах индивидуальные карточки с текстом.

У. Прочитайте (про себя) то, что написано на карточке.

Дети читают.

– Какие орфограммы здесь встретились?

Ученики называют орфограммы и правила проверкинаписания слов с ними: к ос...ни – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, проверочное слово осенний – и т.д.

IV. Беседа по содержанию

У. Что вы прочитали?

Д. Текст.

У. Докажите, что это текст.

Д. Предложения текста имеют границы. Они связаны по смыслу. Части теста выделяются красной строкой. Текст можно озаглавить.

У. О чем наш текст?

Д. О ели.

У. Что вы назвали?

Д. Тему текста.

У. Что важное, главное хотел сказать нам автор?

Д. Ель кормит всех.

У. Что мы озвучили?

Д. Основную мысль текста.

У. Еще раз повторите ее.

Д. Ель кормит всех.

У. Значит, кто ель?

Д. Кормилица.

У. Как можно озаглавить текст с точки зрения темы и основной мысли?

Д. «Ель-кормилица».

– «Добрая ель».

У. Подтвердите правильность своего названия.

Д. Мы знаем, что заголовок часто называет тему текста.

У. Просмотрите еще раз текст и скажите: к какому типу текста он относится?

Д. Это повествование.

У. Докажите.

Д. В тексте рассказывается, повествуется о ели. К такому тексту можно задать вопросы: «Что случилось с елью?», «Как это произошло?»

У. По каким еще признакам вы узнали, что это повествование?

Д. В тексте много глаголов.

У. Назовите их.

Дети перечисляют.

– Какой это текст по стилю: разговорный или книжный, научный или художественный?

Д. Книжный, художественный.

У. Напомните нам цель текста художественного стиля.

Д. Нарисовать яркую, красочную картину при помощи изобразительных средств речи и выразить свое отношение к происшедшему.

V. Составление плана текста

У. Есть ли продолжение у этого текста?

Д. Нет.

У. Давайте продолжим его. О чем или о ком он будет?

Д. О тех, кого будет кормить ель.

У. Что надо сделать для того, чтобы дальше рассказать о главных событиях в определенной последовательности?

Д. Составить план.

У. Прочитайте первую часть текста. Как мы ее озаглавим?

Д. «Ель осенью».

– «Осенняя ель».

– «Одинокая ель».

У. О ком будем говорить во второй части?

Д. О тех, кто прилетел к ели.

У. Как мы озаглавим вторую часть?

Д. «Зимние гости».

– «В гости к ели».

У. Ель, которая кормит зверей и птиц, – это большая картина, нарисованная автором. А из каких маленьких картинок (микротем) состоит эта большая картина? Какие узкие, маленькие картинки (микротемы) раскрывают общую, широкую тему второй части?

Д. Птицы и звери, которых кормит ель.

У. Кого же именно кормит ель? Об этом мы узнаем из рассказа Г. Скребицкого «Мать и кормилица».

Послушайте отрывок:

Голодно стало в лесу. Где же раздобыть еду тем, кто не улетел в южные страны и не заснул на всю зиму глубоким сном?
Выскочила на лесную поляну пушистая белка, взглянула зорким глазком на старую ель: «Сколько чудесных шишек висит на концах ее ветвей! В них, наверное, спрятаны вкусные семена». Мигом забралась белка на дерево, взяла шишку в передние лапы и принялась за еду.
И пестрый дятел летит из леса прямо к высокой ели – тоже спешит за шишками. Выбрал, какая поплотней, порумяней, сорвал своим крепким клювом и обратно в лес полетел к заветному дереву. Там у дятла столовая – расщелинка в стволе. В нее он вставляет принесенные шишки, долбит их, выбирает из-под чешуек вкусные семена.
Улетел дятел в лес, а у ели уже новые гости. Целая стайка клестов с веселыми криками опустилась на ветки дерева. Уцепились клесты острыми коготками за шишки, повисли на них, раскачиваются, как на качелях, а сами засовывают под чешуйки свои кривые носы, будто щипцами достают ими одно семечко за другим.
Торопятся клесты, какое семечко проглотят, а какое уронят, сколько семян на снегу рассыпано! Что ж, и они не пропадут: их охотно склюют те птички, у кого клюв не такой крепкий, как у дятла или клеста. Эти птицы с земли упавшие семечки подберут и тоже сыты будут.
Немало лесных обитателей кормит зимою старая ель, большую пользу лесу приносит. Значит, недаром висят на ее ветвях тяжелые грозди созревших шишек, недаром под их чешуйками кроются вкусные семена. Старая ель – это кормилица многих птиц и зверей.

VI. Языковый анализ текста. Лексико-грамматическая подготовка

У. Какие слова помогают нам рассказать о героях, событиях текста?

Д. Опорные слова.

У. Давайте подберем опорные слова для продолжения текста. Вспомним, кто кормится еловыми шишками. Первого героя подсказал нам Г. Скребицкий. Кто это?

Д. Белка.

У. Какие слова помогут нам описать белку?

Учитель читает отрывок о белке. На доску записывают опорные слова: выскочила, взглянула, быстро, забралась, сорвала, взяла, принялась за еду, стала есть, принялась лакомиться.

– Какое из этих выражений: принялась есть, стала есть, принялась лакомиться – больше подходит к тексту?

Д. Принялась лакомиться.

У. Что оно помогает передать?

Д. Семена шишек – самая вкусная еда для белки.

У. В дальнейшем из множества опорных слов вы будете выбирать те слова, которые, по вашему мнению, лучше всего подойдут к вашей творческой работе.

Каким птицам дает еду ель?

Д. Дятлам, клестам.

У. Назовите второго героя.

Д. Пестрый дятел.

Работа ведется аналогично.

На доске: торопится, спешит, летит к ели, выбрал, сорвал, долбит, вставляет в расщелинку, полетел к заветному дереву.

У. Кто был третьим гостем ели?

Д. Клесты.

На доске: стайка опустилась, уцепились острыми коготками, повисли, раскачиваются, чешуйки, кривые носы, засовывают, достают семена (семечки), шелушат шишку.

У. Давайте подумаем, что может произойти дальше. Все ли шишки израсходовала ель?

Д. Нет.

У. Остались ли еще шишки на ели до весны?

Д. Остались.

У. Что происходит весной с еловыми шишками?

Д. Солнце пригреет, шишки начнут трескаться, и семена вылетят.

У. Что произойдет с семенами, если они попадут во влажную землю?

Д. Они прорастут.

Д. Появится новое растение.

У. Как мы озаглавим третью часть нашего повествования?

Д. «Ель дает (дарит) жизнь другому дереву».

У. Этим же предложением можно и закончить наш текст.

На доске появляются название и план текста :

VII. Словарно-орфографическая подготовка

– Чтобы в тексте не было повторов одного и того же слова, подберем слова-заменители.

Ель - она, дерево, елка.
Дятел - он, птица.
Белка - она, зверек.
Клесты - стая, птички, они.

У. Для соединения предложений в тексте или его частей составим цепочки связей. Какие слова мы используем?

Д. Вот, однажды...

У. События, которые вы будете описывать в третьей части, произойдут весной. Глаголы какого времени вы будете употреблять в этой части?

Д. Глаголы прошедшего времени, используемые в первой и во второй частях, сменятся глаголами будущего времени.

VIII. Подготовка к записи текста

У. Расскажите, что у вас получилось.

При пересказе текста детьми учитель корректирует предложения, привлекая к этой работе учащихся.

– Не забывайте при письме о словах на изученные орфограммы, требующие проверки.

IХ. Самостоятельная работа учащихся

Х. Самопроверка

XI. Итог урока

У. Чему вы учились на уроке? Какой вид работы вам больше понравился? Что нового вы узнали про обитателей леса?

Дети отвечают.

Тема: Обучающее изложение текста-повествования «Ель-кормилица»

Подготовила Вашкевич М. Н., , учитель начальных классов первой категории, ГУО «Средняя школа № 5 г. Пружаны»

Цель: создать условия для формирования у учащихся умения передавать содержание текста в логической последовательности, без пропусков существенных моментов, правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, сохранять авторские особенности речи; содействовать развитию памяти, устной и письменной речи учащихся, коммуникативных навыков, орфографической зоркости, способствовать воспитанию бережного отношения к природе

Оборудование : мультимедийный проектор, магнитофон, буклеты с информацией о ели, памятки по написанию изложения

I .Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Молча мы за парты сели,

На гостей все поглядели,

Усмехнулись, улыбнулись

И ко мне все повернулись.

Будьте вы усидчивы,

Прилежны и внимательны.

И пойдёт у нас работа

Просто замечательно.

II . Введение в тему урока. Постановка целей урока

Ребята, в классе на трёх партах «поселились» полоски с важной информацией. Те, у кого оказались полоски, выйдите, пожалуйста, к доске и встаньте так, чтобы мы смогли прочитать то, чем мы будем заниматься на уроке. (Выходят, советуются друг с другом, как встать, встают). Учащиеся читают: «Учимся писать изложение».

— Что такое изложение? Как вы понимаете смысл слова изложение?

— К какому блоку относятся такие уроки? (Развитие речи).

— Чему мы учимся на таких уроках?

Ребята, а как вы думаете, писать изложение легко или трудно?

— Кому-то легко, кому- то трудно. И сейчас я приглашаю вас на лесную полянку, где растут такие замечательные деревья ель и рябина. Ель- это дерево ожиданий, рябина - дерево опасений. Сейчас на еловых шишках предлагаю вам записать то, что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока, а на гроздьях рябины - то, чего вы опасаетесь.(Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и прикрепляют плоды к ветвям. Учитель читает записи, делает обобщение)

— Для того, чтобы опасения не оправдались, а ожидания сбылись на уроке мы будем учиться последовательно передавать содержание текста, правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, совершенствовать нашу грамотность.

III . Работа по теме урока

1. Запись на доске и в тетрадях даты и темы:

— Открываем тетради и записываем число, тему урока и название текста.Ель-кормилица

— Ель-кормилица. Какое интересное название, не правда ли? Что значит кормилица?

— Как вы думаете, о чём будет наш текст?

— Сейчас мы познакомимся с текстом и узнаем, оправдались ли ваши предположения.

2. Чтение текста (текст у каждого на столе)

Ель-кормилица

Осенью на ели висели тяжёлые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила белка. Она забралась на дерево, взяла шишку, принялась за еду. Пёстрый дятел спешил к ели. Он сорвал шишку и улетел в лес. Стайки клестов опустились на ель. Клесты засунули под чешуйки шишек кривые носы и достают семечки.

Много шишек осталось на ели. Весной из них вылетели семена. Попадёт семечко в землю и даст жизнь новому деревцу.

— Правильно ли мы с вами предположили, о чём будет текст?

— Почему?

3. Беседа по содержанию

— Что же происходило с елью осенью?

Какие гости посещали ель зимой?

Что сделала белка?

Для чего прилетал дятел?

Как вели себя клесты?

— Ребята, а что за птицы клесты? (слайд 2-3)

(Клесты - лесные птицы с ярким опереньем. Кормятся семенами хвойных деревьев. Как приспособление к такой пище они имеют своеобразно устроенный клюв, концы которого искривлены и резко перекрещиваются, что даёт возможность птице отгибать чешуйки шишки и ловко доставать из неё семена. Эта птица выводит птенцов зимой, потому что смогут прокормить своё потомство, ведь шишки ели начинают раскрываться зимой. В вершинах сосен и елей клесты подвешиваются на ветках, карабкаются по ним, подбираясь к шишкам, на которых могут повиснуть вниз головой)

— Кто знает, как на белорусском языке называются эти птицы? (крыжадзюб)

Что происходит у ели ранней весной?

— Скажите, заглавие передаёт тему или основную мысль?

— Какова основная мысль текста?

— Ребята, а какой это текст по типу?

— Почему?

4. Деление текста на части, составление плана.

— Переходим к следующему этапу работы. Чтобы легче было пересказать содержание текста, мы составим план.

— Но сначала прочитаем текст ещё один раз и подумаем, на сколько частей его можно разделить?

5. Повторное чтение

— На сколько частей можно разделить текст? Почему?

— А сейчас объединитесь в группы по 4 человека, составьте план. (Дети в группах самостоятельно делят текст на смысловые части и озаглавливают их)

1)Ель осенью.

2) Зимние гости.

3) Ель даёт жизнь деревцу.

(Зачитывание пунктов плана и их обсуждение).

6.Запись плана в тетрадь.

7.Лексико-орфографическая подготовка.

— План составлен, обратимся к некоторым словам и выражениям и попробуем объяснить их значение.

А) Объясни смысл выражений и слов. (Слайд 4-6)

Принялась за еду - стала есть

Даст жизнь деревцу - появятся маленькие ёлочки

Пёстрый дятел - разноцветный, узорный

— Русский язык очень богатый и красивый. Посмотрите на экран

(слайд - 7)

— Прочитайте текст и подумайте, всё ли здесь красиво и правильно.

— Вот на поляну выскочила белка. Белка забралась на дерево, взяла шишку, принялась за еду. Пёстрый дятел спешил к ели. Дятел сорвал шишку и улетел в лес.

— Когда будете записывать текст, помните о том, что одни и те же слова не должны повторяться.

— При написании изложения важно не только последовательно передать содержание, но и сделать это без ошибок. Поэтому сейчас мы с вами вспомним правописание некоторых арфограмм. Предлагаю вам поиграть в игру «Лови ошибку»

Б) Игра « Лови ошибку» (слайд — 8)

Весели спишит

Тежёлые улетел

Накормить клисты

Поляна поподёт

Голад нодостоют

— На какое правило были допущены ошибки?

— Как проверить безударную гласную в корне?

В) Упражнение «Раскрой скобки» (слайд - 9)

— Следующее задание выполнить нам помогут некоторые движения.

— Посмотрите на слова, если нужно писать слитно, то возьмитесь за руки, а если раздельно - то отклонитесь в стороны.

(со) зрели

(на) кормить

(к) ели

(за) сунули

(на) дерево

(за) еду

— Почему одни слова вы напишите слитно, а другие раздельно?

— Приставки со словами пишутся слитно, предлоги - раздельно.

— Особое внимание хочется обратить на сочетание к ели .

— Какая ещё здесь орфограмма? (безударное окончание имени существительного). Докажите, что в окончании нужно писать и.

— Самые трудные для написания слова я записала на доске. Посмотрите.

Выскочила, семечко, семена, чешуйки, прорастёт, в них.

— Здесь встречаются орфограммы, которые мы ещё не изучали. Будьте внимательны. Правильно записывайте их в тексте.

Г)Работа с предложениями. (слайд - 10)

— Сейчас обратите внимание на структуру некоторых предложений.

Она забралась на дерево, взяла шишку, принялась за еду. Клесты засунули под чешуйки шишек кривые носы и достают семечки. Попадёт семечко во влажную землю и даст жизнь новому деревцу.

— Что общего у этих предложений?

— Что мы знаем о предложениях с однородными членами?

— Над орфограммами мы поработали, знаки препинания объяснили и я надеюсь, что вы будете внимательны и не допустите ошибок.

8. Чтение текста, работа с опорными словами.

— Посмотрите внимательно на слова на доске (опорные слова). Прочитайте текст ещё раз, в парах соотнесите эти слова с пунктами плана. (Учащиеся расставляют слова в нужной последовательности.)

9. Устный пересказ

— Теперь перескажем текст «цепочкой» с опорой на план и опорные слова.

— О чём ещё нужно помнить при записи текста? (Делить на части).

— Как записываем каждую часть?

10. Физкультминутка

Сильный ветер сосны крутит

Словно самый тонкий прутик.

Ёлки ветер клонит тоже

Мы с тобой на них похожи.

Вот по веткам белка мчится

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

Ведь во всём нужна сноровка.

А куда медведь идёт?

Ищет ягоды и мёд.

Ну а нам пора садиться,

Заниматься, не лениться.

11. Самостоятельная работа. Написание изложения. (Обратить внимание на памятку)

— Ребята! Я надеюсь, вы запомнили все пожелания, рекомендации и будете внимательны и старательны. Постарайтесь передать текст без пропусков существенных моментов, употребляйте слова в соответствии с их значением, постарайтесь правильно строить предложения, не допустить ошибок. Вам поможет план, опорные слова, памятка.

(Слабым учащимся дается карточка-опора. Кто справляется с работой, тот читает «Буклет» и готовит ответ на вопрос: Что нового и интересного узнали?)

12. Самопроверка и совершенствование текста.

— Пользуясь памяткой, проверьте то, что вы написали, получился ли у вас рассказ, всё ли в нём понятно.

ПАМЯТКА « Пишем изложение»

  1. Запиши текст, опираясь на план и опорные слова.
  2. Прочитай то, что ты записал. Проверь, получился ли связный рассказ, всё ли в нём понятно.
  3. Проверь абзацы. Все ли пункты плана отражены в тексте. Не пропустил ли ты чего-то важного.
  4. Перечитай текст и проверь орфографические ошибки.
  5. Перечитай текст и проверь расстановку знаков препинания (запятых, точек)
  6. Ёщё раз проверь текст.

13. Подведение итогов.

— Чему мы сегодня учились?

— Достигнута ли цель на уроке? Что помогло её достичь?

14. Рефлексия.

— Обратимся к лесной полянке. Каждый из вас либо чего-то ожидал от урока, либо чего-то опасался? Всё ли совпало в действительности? Если того, чего вы опасались, на уроке не произошло, значит, эти гроздья можно убрать с дерева. И наоборот, то, что получилось, вы почувствовали в чём-то удовлетворение, можно взять шишку и повесить на дерево.

— А теперь давайте посмотрим, какое дерево «урожайнее» и сделаем вывод, как мы поработали на нашем уроке.

вы можете скачать презентацию к данному уроку.

Конспект урока развития речи начальной школы, 2 класс.

Тема: Ель – кормилица.

Цель: Развивать умение конструировать продолжение текста по опорным словам.

  1. Учить подбирать точные, яркие слова для текста.
  2. Обучать детей анализировать текст.
  3. Развивать речь учащихся.
  4. Воспитывать познавательный интерес.

К осени на старой ели висели тяжёлые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила …

Беседа по содержанию.

– Что вы прочитали? (текст)

– Докажите, что это текст. (Состоит из предложений. Предложения связаны между собой по смыслу. Части текста выделяются красной строкой. Текст можно озаглавить.)

– О чём текст? (о ели)

– Что вы назвали? (тему текста)

– Что мы озвучили? (основную мысль текста)

– Ещё раз повторим её.

– Значит, кто ель? (кормилица)

– Как можно озаглавить текст с точки зрения темы и основной мысли текста? (“Ель – кормилица”) (Записывается на доске и в тетрадях) (слайд 1)

Составление продолжения текста.

– Почему текст заканчивается многоточием? (нет продолжения)

– Давайте продолжим его. О чём или о ком он будет? (о тех, кого будет кормить ель)

– Ель, которая кормит зверей и птиц, – это большая картина, нарисованная автором. А из каких маленьких картинок состоит эта большая картина? (птицы и звери, которых кормит ель)

– Кого же именно кормит ель? Об этом мы узнаем из рассказа Г. Скребицкого “Мать и кормилица”. Послушайте отрывок.

Мать кормилица

Выскочила на лесную поляну пушистая белка, взглянула зорким глазком на старую ель. Мигом забралась на дерево, сорвала шишку, взяла в передние лапы и принялась за еду.

И пёстрый дятел летит из леса прямо к высокой ели. Выбрал шишку, сорвал своим крепким клювом, вставил в расщелину в стволе. Долбит её, выбирает вкусные семена.

Целая стайка клестов с весёлыми криками опустилась на ветки ели. Уцепились клесты острыми коготками за шишки, повисли на них, засовывают под чешуйки свои кривые носы, будто щипцами достают ими одно семечко за другим.

Торопятся клесты, сколько семян рассыпано! Их охотно склюют те птички, у кого клюв не такой крепкий. Эти птицы с земли упавшие семечки подберут и тоже сыты будут.

Немало лесных обитателей кормит зимою старая ель, большую пользу лесу приносит. Старая ель – это кормилица многих птиц и зверей.

Языковый анализ текста. Лексико-грамматическая подготовка. Работа в группах.

– Какие слова помогают нам рассказать о героях, событиях текста? (опорные слова)

– Подберём опорные слова для продолжения текста. Вспомним, кто кормится еловыми шишками.

Белка, дятел, клесты. (слайд 2)

Самостоятельная работа в группах

– Найти опорные слова, которые помогут описать:

1 группа – белку
2 группа – дятла
3 группа – стаю клестов

Проверка самостоятельной работы

(Опорные слова “складываются” в коробочку-копилочку. При проверке, на слайдах появляются части текста).

выскочила, взглянула, мигом забралась, сорвала, взяла, принялась за еду. (слайд 3)

летит, спешит, выбрал, сорвал, вставляет в расщеленку, долбит, выбирает. (слайд 4)

Стайка клестов

с весёлыми криками опустилась, уцепилась, засовывают кривые носы, будто щипцами достают. (слайд 5)

– Давайте подумаем, все ли шишки израсходовала ель? (нет)

– Что происходит с оставшимися шишками? (Солнце пригревает, шишки начнут трескаться, и семена вылетят).

– Ель дарит жизнь другому дереву.

Творческая работа в группах.

Жеребьёвка

На двух разноцветных листочках написаны задания: на зелёном – на рисунке создать образ Ели-кормилицы, на голубом – используя опорные слова из коробочки – копилки, составить продолжение рассказа (устно)