Деревни приморского района архангельской области. Маршрут от приморского района до деревни озерки. Муниципальное разделение и недвижимость

Интернет-портал «Невастройка. Загородная недвижимость» представляет вниманию пользователей все коттеджные поселки Приморского района Санкт-Петербурга. Мы предлагаем вам ознакомиться с информацией о районе и его социально-бытовой инфраструктуре.

Общая информация о Приморском районе СПб

Приморский район находится на северо-западе Санкт-Петербурга и занимает территорию в 109,87 кв. км. Район граничит с Петроградским, Выборгским и Курортным районами города. На юго-западе омывается водами Финского залива. На территории Приморского района находятся многочисленные парки и лесопарки, которые обеспечивают хорошую экологию района. На сегодняшний день Приморский район считается самым экологически чистым спальным районом города благодаря лесопарковым зонам и ветрам с Финского залива.

Район разделен на 8 муниципальных округов, среди которых Коломяги, Черная речка, Комендантский аэродром, Юнтолово, Лисий Нос и т.д. На территории района проживает 518 238 человек. Приморский район является самым густонаселенным районом Петербурга.

Приморский район отличается хорошо развитой социально-бытовой инфраструктурой. Здесь располагаются многочисленные торговые комплексы, рестораны, кафе, поликлиники, школы, спортивные центры, магазины и многое другое. Транспортная инфраструктура в районе плохо развита, что приводит к постоянным пробкам. Из-за неразвитости дорожной инфраструктуры район часто называют «невыездным». Основные трассы района - Приморское шоссе с выездом на трассу «Скандинавия», ЗСД, Комендантский проспект и улица Савушкина. На территории района есть 4 станции метро: «Старая деревня», «Черная речка», «Пионерская» и «Комендантский проспект».

Загородная недвижимость в Приморском районе СПб

Несмотря на плохую транспортную доступность, Приморский район остается самым престижным спальным районом Петербурга. Девелоперы и застройщики постоянно ведут новое строительство в Приморском районе, поэтому данный район считается лидером по количеству новостроек. На сегодняшний день здесь реализуется несколько коттеджных поселков.

Мы постарались выделить основные плюсы и минусы покупки коттеджа или таунхауса в Приморском районе. Сначала о плюсах:

  1. престижный спальный район Петербурга;
  2. 1/4 район занимают зеленые зоны;
  3. динамично развивающийся район с хорошими перспективами;
  4. самый экологически чистый район Петербурга;
  5. близость к центру города и выезду из Петербурга;
  6. отлично развитая инфраструктура.

Теперь отметим основные минусы района:

  1. плохая транспортная инфраструктура, особенно со стороны улицы Савушкина (ввод ЗСД немного разгрузил район);
  2. высокие цены на недвижимость;
  3. промзона около Черной речки.
Оптимальный маршрут между заданными точками поможет составить наша карта. С ее помощью можно определить кратчайшее расстояние от Приморского района до деревни Озерки . Длина трассы из Приморского района в деревню Озерки по автомобильной дороге составляет 1380 км. Для того, чтобы проложить маршрут на карте, следует вести начальный и конечный пункт движения и нажать на кнопку "Рассчитать". Полученный путь указан на карте жирной линией. Чтобы распечатать карту от Приморского района до деревни Озерки , следует нажать на изображение принтера над картой. Поездка по самостоятельно построенному маршруту удобна тем, что учитываются нужные именно вам транзитные пункты. Это помогает избежать сложностей, которые могут возникнуть при движении по трассе Приморский район-деревня Озерки . Вы также можете выбрать места для отдыха на проложенном вами маршруте. Наш сервис также поможет узнать время, которое вы проведете в дороге из Приморского района в деревню Озерки . Основываясь на средней скорости движения автомобиля, время в пути составит 23 ч.0 мин.

Поездка должна быть в радость! Чтобы достичь этой цели, следует учитывать специфические особенности выбранного маршрута. От этого будет зависеть, насколько быстро и безопасно вы сможете достичь конечной точки путешествия. Так, например, если ваш путь проходит по территории с большим количеством населенных пунктов, то вам не нужно заранее беспокоиться о большом количестве бензина в баке. Если же дорога идет в обход густонаселенных районов, то требуется заранее определить участок, на котором будет совершаться дозаправка топливом. Кроме того, всем известно, что качество бензина на различных заправках может сильно отличаться. Путешествуя на большие расстояния, старайтесь заправлять свой автомобиль на проверенных бензозаправках.

Бывший Ждановский, а ныне - Приморский район - один из самых быстроразвивающихся в Северной столице. Это огромная территория с более чем полумиллионом жителей, очень перспективная, неоднородная и, без сомнения, заслуживающая внимания.

Приморский район сегодня - это современные новостройки, перспективные предприятия и хорошие транспортные развязки, одна из наиболее востребованных областей на рынке недвижимости Санкт-Петербурга. Мы расскажем подробнее о месте, где Дантес застрелил «солнце русской поэзии», где жили коменданты Петропавловской крепости, строили дачи аристократы царской России и испытывали первые советские ракеты в советское время.

Станция метро «Комендантский проспект»

В своих границах Приморский район находится с 90-х годов прошлого столетия. Это огромная территория почти в 110 квадратных километров. Район изначально формировался как жилой массив, способный вместить в себя значительную часть второго по значимости и величине города России.

Области, постепенно вошедшие в состав Приморского района, были известны еще до того, как царь Петр I решил, что «здесь будет город заложен». Ольгино, Лахта, Лисий Нос, Старая и Новая Деревни - все это были финские поселения на берегах реки Невы, впоследствии отданные во владения приближенным к императору дворянам и чиновникам. Здесь расположилась бессменная резиденция коменданта Петропавловской крепости, бывшей в то время оплотом безопасности молодой столицы. Были построены поместья Бестужевых-Рюминых, графов Орловых и других высокопоставленных аристократов царской эпохи. Постепенно Петербург рос, живописные места северо-западных окрестностей привлекали сюда состоятельных дачников: уже к концу 19-го века территория будущего Приморского (при Советах - Ждановского) района практически полностью застроена загородными усадьбами и летними домиками.

Октябрьская революция 1917-го года внесла свои коррективы: район постепенно стал превращаться в стратегический объект. Организованный еще в начале 20-го века Комендантский аэродром - «первая взлетная полоса России» - приобрел новое значение: здесь испытывались первые российские самолеты, летательные аппараты, а, впоследствии, и космические ракеты.

В Великую Отечественную войну именно с помощью Комендантского аэродрома удалось наладить воздушное сообщение с блокадным Ленинградом: у пилотов получалось доставить немного продовольствия и увезти с территории города раненых и подлежащих эвакуации. Именно с расположением Комендантского аэродрома и его значением для российской авиации связаны наименования улиц в Приморском районе: Парашютная, Планерная, Авиаконструкторов, Испытателей и так далее. В настоящее время Комендантский аэродром не существует, его территория находится «под» жилыми массивами одноименного муниципального округа Санкт-Петербурга.

На сегодня на территории Приморского района находятся несколько крупных проспектов: Приморское шоссе (переходящее в федеральную трассу «Скандинавия», ведущую из Санкт-Петербурга в Финляндию), проспект Испытателей, Богатырский проспект, Комендантский проспект и другие, четыре станции метро: «Черная речка», «Пионерская» («синяя» ветка), «Старая Деревня» и «Комендантский проспект» («коричневая» ветка). Жители района также могут пользоваться и «Удельной» и «Озерками», расположенными в Выборском районе, и станциями метро, находящимися на территории Петроградки.

Есть и железнодорожное сообщение: через Приморский район проходят пути Сестрорецкого и Выборского ж\д направлений - это станции «Яхтенная», «Старая деревня», «Лахта», «Лисий Нос», «Новая деревня» и «Ольгино».

Однако стандартная для Санкт-Петербурга проблема - пробки и очень плотный автомобильный траффик - не миновала Приморский район: в часы пик, в летнее время года, в выходные и праздники во время массового выезда или въезда в город здесь можно довольно долго стоять. Недавно построенная Кольцевая дорога и множество автомобильных развязок, конечно, облегчили, но не решили кардинально эту проблему. На данный момент надежды водителей и чиновников городской администрации возложены на Западный скоростной диаметр, однако, по прогнозам специалистов, и этой современной магистрали не удастся полностью «разгрузить» забитый машинами Питер.

Приморский район в настоящее время, как уже было упомянуто выше, является одним из самых перспективных и привлекательных областей в городе. Да, здесь есть несколько депрессивных микрорайонов: например, «старые» унылые новостройки в районе «Пионерской» и загрязненная промзонами местность у Черной речки и Невской губы, однако в общем и целом район производит приятное впечатление: новые дома, чистые дворы, широкие проспекты, множество возможностей для покупок и развлечений.

Недвижимость здесь очень разная: есть привлекательные «немецкие коттеджи», в настоящее время перестраиваемые, реконструируимые и пользующиеся спросом у любителей малоэтажных домов «с историей», есть сталинки, хрущевки, дома 137-й, 528-й, 611-й и других популярных серий, современные жилые комплексы, таунхаусы в Лахте, Ольгино и Лисьем Носу. Как говорится, можно выбрать именно то, что вам по вкусу, были бы деньги: цены в Приморском районе выше, чем цены на аналогичную недвижимость в южных районах города.

Стандартный пакет услуг ЖКХ обходится жителям района примерно в 2000-2200 рублей в месяц, все зависит от того, какого класса ваш дом и какое количество воды и электричества вы потребляете.

Экология района

Несмотря на огромные территории Чернореченской промзоны, Приморский район считается одним из самых экологически чистых в городе. Большое количество зеленых насаждений - около четверти всей площади района - помогают справиться с загазованностью и последствиями вредных выбросов в атмосферу. Благоприятствует этому и роза ветров, которая помогает принести в Приморский район чистый воздух с берегов Финского залива и из Курортного района.

Радиационный фон, в целом, в норме, лишь в районе Комендантского проспекта и улицы Авиаконструкторов норма превышена на 3-7 микрорентген\час. Сказывается то, что в советское время на этой территории располагались радиоактивные захоронения. Вообще, территория Комендантского аэродромы является достаточно загрязненной: в почве и грунтовых водах присутствуют тяжелые металлы и вредные химические соединения.

Загрязнена также и область Черной речки - сказывается близость промышленных предприятий. Особенно опасными с этой точки зрения является то место, где Черная речка впадает в Большую Невку. Неподалеку от проспекта Королева находится огромный перевалочный пункт бытового мусора, по сути, - свалка, наносящая вред атмосфере, почве и внешнему виду района. Периодически чиновники вносят предложения по передислокации этого перевалочного пункта и очистке территории, но конкретных действий пока предпринято не было.

В районе крупных автомагистралей района: Приморского шоссе, проспектов Испытателей и Авиаконструкторов, Богатырского, Комендантского и Приморского проспекта, а также улицы Савушкина наблюдается стандартная загазованность и превышающий норму уровень шума.

Население района

В Приморском районе проживает, по данным, размещенным на официальном сайте администрации этого административного образования, около 540 тысяч человек. Это один из самых молодых, быстро растущих и развивающихся районов Санкт-Петербурга.

По традиции, жилье в северных областях города пользуется большим спросом, нежели на юге. Здесь охотнее покупают квартиры, а, следовательно, район активнее застраивается. Некоторый спад во время и сразу после кризиса конца нулевых годов не сильно повлиял на развитие рынка недвижимости: в Приморском районе представлено жилье на любой вкус и кошелек, от престижного и элитного бизнес-класса до квартир комфорт и эконом. Благодаря такому разнообразию, стремлению застройщиков угодить каждому клиенту, хорошему местоположению и экологии, развитой инфраструктуре и транспортным развязкам, население Приморского района постоянно растет.

Здесь покупают жилье приезжие и жители Северной столицы: молодые семьи, решившие начать самостоятельную жизнь. Социальный состав очень разнороден и «привести его в общему знаменателю» вряд ли возможно. Множество ипотечных программ делает возможным приобрести квартиру в рассрочку или кредит, и район стремительно молодеет - работоспособное население здесь составляет более половины от всей численности жителей.

Муниципальное разделение и недвижимость

Приморский район включает в себя 8 муниципальных округов: это - Лисий Нос, Юнтолово, Озеро Долгое, Черная Речка, Лахта-Ольгино, Комендантский аэродром, Коломяги и муниципальный округ № 65.

это небольшой прибрежный поселок, включенный в городскую черту. По данным переписи населения за 2010-й год, здесь проживает около 5 тысяч человек. История Лисьего Носа уходит своими корнями глубоко в допетровские времена: упоминание о нем встречается в летописях еще за 1500-й год. Это самостоятельное муниципальное образование, граничащее с окрестностями Сестрорецка (Александровской и Горской). Долгое время Лисий Нос «был» Ленинградской областью, потом был присоединен к Курортному району и только уже во второй половине 90-х годов прошлого столетия отошел к Приморскому.

В Лисьем Носу на сегодня ведется активное строительство загородной недвижимости. Небольшие дачи и садоводства уступают место роскошным коттеджам и виллам. Это живописное место с хорошей транспортной доступностью: в поселок можно добраться как по железной дороге (станция «Лисий Нос»), так и по современной автомобильной трассе М10\Е18. Если бы не привычные для этих мест пробки, дорога в Лисий Нос занимала бы не более 30-40 минут. Земля здесь дорогая, место считается престижным. Коттеджи можно найти от 200 до 500 тысяч долларов.

Юнтолово - это бывший муниципальный округ № 69, в котором, согласно переписи-2010, проживает более 100 тыся человек. Жители округа могут пользоваться станциями метро «Озерки» и «Старая Деревня», но до любой из них нужно добираться общественным транспортом. Границы округа проходят по реке Каменке и Лахтинскому разливу, по территории сельхозпредприятия «Пригородный», по Шуваловскому проспекту, затем по местной железнодорожной ветки до промзоны «Экогазсервис» и по ее периметру - по южному берегу пруда, по границам промзон «Радар» и «Викаар-прим», по Новосельковской, Репищевой и Парашютной улице, затем по Долгоозерной и Планерной, по ней - по Камышовой улице и реке Глухарке, по реке - до Лахтинского разлива и реки Каменки.

Несмотря на обилие рядом находящихся промзон, это красивая местность со множеством зеленых насаждений - именно на территории этого муниципального округа расположен Юнтоловский заказник, один из немногих природных заповедников, находящихся непосредственно на территории урбанизированной застройки в Санкт-Петербурге.

Не слишком удобная транспортная доступность компенсируется парками, скверами, а в некоторых кварталах и вовсе ощущением загородной жизни. Недвижимость здесь строится разная: от «многоэтажек» класса эконом до комфортных малоэтажных жилых комплексов. Есть и более депрессивные кварталы «старых» новостроек прошлого века. Цены колеблются от 2000-2200 долларов за квадратный метр в стандартных квартирах вторичного жилья до 3500-3800 долларов за квадратный метр в современных жилых комплексах.

ранее муниципальный округ № 68, расположенный в районе станции метро «Комендантский проспект». Здесь проживает, по данным последней переписи населения за 2010-й год, около 90 тысяч человек. Границы округа проходят по северной части Торфяной дороги, затем по Гаккелевской улице, Камышовой и Планерной до Долгоозерной улицы, затем по ней - до Парашютной и Байконурской улиц, по Байконурской улице до того места, где улица Генерала Хрулева примыкает к Черной речке, и по Черной речке до железнодорожных путей Сестрорецкого направления и Торфяной дороге.

Когда-то это было неблагополучное, с экологической точки зрения, место, так как предприятия, располагающиеся в Чернореченской промышленной зоне, «с удовольствием» сбрасывали свои отходы в находящиеся на территории округа водоемы: озеро Долгое (благодаря которому округ и получил свое название), в Байконурскую артезианскую скважину и Черную речку. На сегодня власти города пересмотрели свое отношение к этой уникальной зоне и всячески стараются очистить ее от неблагоприятного воздействия промышленных предприятий.

Недвижимости в округе немного. С самого начала существования района эта местность считалась чем-то вроде «буферной зоны» между жилыми массивами на севере Приморского района и обширными промзонами, находящимися южнее, на берегах Черной речки. Домов здесь строили мало, кое-где и в настоящее время можно обнаружить «частный сектор» - деревянные дома «как в деревне». Однако все изменяется, благодаря живописным озерам и прудам, нетронутым паркам и сравнительно удобному местоположению относительно общественного транспорта, округ становится весьма популярным у застройщиков. Цены пока невысоки, жилье можно приобрести в среднем за 2000-2500 долларов за квадратный метр.

Черная Речка - район станции метро «Черная Речка», здесь проживает более 56 тысяч человек. Округ ограничен Большой Невкой и Липовой аллеей до пересечения ее с железнодорожными путями Сестрорецкого направления, затем по железнодорожному полотну Выборгского направления, по Сердобольской и Студенческой улицам, по Белоостровской улице до территории промзоны «Радуга» и по ней до Кантемировской улице, потом замыкается на Большую Невку вплоть до примыкания к ней Липовой аллеи.

Район промзон, разбитых дорог, вечно стоящих железнодорожных переездов и трамваев. Здесь неуютно, однако развитая инфраструктура, удобное положение относительно центра города и выезда на КАД делает этот округ весьма привлекательным для жилья. Недвижимость представлена небольшим количеством домов старого и сталинского фонда, «новостройками» прошлого столетия (в основном) и несколькими недавно построенными жилыми комплексами. Стоимость квадратного метра в соотношении цена-качество здесь довольно высокая: те же 2000-2500 долларов.

Лахта-Ольгино - обособленная живописная местность, расположенная по Приморскому шоссе на месте исторических поселков Ольгино и Лахта. Согласно переписи за 2010-й год, здесь проживает чуть менее 4 тысяч человек. Округ ограничивается берегом Финского залива в области Приморских лесничеств, затем железнодорожными путями Сестрорецкого направления (недействующая платформа «Морская»), рекой Парголовкой (река Черная), периметров Юнтоловского заказника, рекой Каменкой и Лахтинским разливом по восточному берегу и замыкается на берег Финского залива.

Именно в Лахте собираются строить «Лахта-центр» - башню-близнец Газпрома - один из самых спорных проектов последних лет в Санкт-Петербурге.

Как видно уже из самого описания границ округа, это природоохранная зона, до которой сравнительно легко добраться от станции метро «Старая Деревня» и «Удельная». Практически каждые 15 минут курсируют маршрутные такси, есть и автобусное сообщение. Жить в Ольгино становится все приятнее: застройщики предлагают современные условия жизни в сочетании с загородной тишиной и чистотой воздуха. Можно приобрести как загородный дом, так и апартаменты в малоэтажных жилых комплексах. Цены вполне стандартны для Санкт-Петербурга: класс комфорт - от 3000 долларов за квадратный метр, эконом - дешевле. Вторичное жилье представлено сталинскими, послевоенными домами и стандартными «старыми» новостройками второй половины 20-го века.

Комендантский аэродром - одно из появившихся сравнительно недавно муниципальных образований Санкт-Петербурга. Плотная «спальная» жилая застройка в районе метро «Комендантский проспект», расположенная на территории Комендантского поля. Граничит с остальными округами Приморского района и с Выборским районом по Черной речке, Коломяжскому проспекту, Парашютной улице и проспекту Сизова. Когда-то здесь стрелялись Пушкин и Дантес, проводились первые полеты на воздушных шарах, а чуть позже, уже в советское время, испытывались космические ракеты. В Великую Отечественную войну именно на Комендантском аэродроме, рискуя жизнью, приземлялись пилоты транспортной авиации, доставлявшие продовольствие осажденному Ленинграду.

На сегодня - это постоянно растущая область современной многоэтажной застройки, где, по данным, предоставленным переписью населения за 2010-й год, проживает более 85 тысяч человек. Развитая инфраструктура, неплохие дороги, которые администрация города регулярно ремонтирует и усовершенствует, множество парковок, хорошая транспортная доступность - округ весьма и весьма перспективен. Недостатком здесь, пожалуй, является то, что практически все территории Комендантского аэродрома уже так или иначе освоены.

Недвижимость представлена «старыми» и новыми новостройками, цены за один квадратный метр жилья в которых колеблются от 2000 до 2800 долларов.

Муниципальный округ № 65 - огромное плотнонаселенное муниципальное образование с количеством жителей более 128 тысяч человек. Ограничено - Лахтинским разливом, рекой Глухаркой, Камышовой и Гаккелевской улицами до пересечения последней с Торфяной дорогой, затем по Торфяной дороге до Липовой аллеи и по ней - до Большой Невки и Невской губы до моста, перекинутого через Лахтинский разлив. Ближайшая станция метро - «Старая Деревня».

Здесь проживает большая часть населения Приморского района. Место популярное, в этом муниципальном округе охотнее всего покупают квартиры люди среднего достатка: можно найти довольно экономичные предложения на вторичном рынке. Последний представлен практически всеми видами жилой застройки, исключая, пожалуй, старый петровский фонд. Есть и сталинки, и «хрущевки», и «брежневки», и кирпичные точечные дома второй половины 20-го века, и современный жилой фонд. Цены очень разные: от 1800 долларов за квадратный метр в «пятиэтажках» хрущевской эпохи до 3000 долларов за квадратный метр в новых жилых комплексах.

ранее муниципальный округ № 70. Население - около 40 тысяч человек. До любой станции метро в Приморском районе нужно ехать наземным общественным транспортом. Территория округа ограничена Юнтоловским заказников, рекой Парголовкой (река Черная), несколькими кварталами Песочинского лесничества, железнодорожными путями Выборгского направления, Кубанской улицей до Фермского шоссе, затем по шоссе до улицы Аккуратова и по ней, а потом по 3-ей линии 1-й половины до Мигуновской и Подгорной улиц, по последней - до Парашютной и Репищевой улиц, до Новосельковской улицы и по ней до границ периметра промзон «Викаар-прим» и «Радар», затем по южному берегу пруда до промзоны «Экогазсервис», железнодорожных путей, примыкающих к Шуваловскому проспекту, по нему - до территории сельхозпредприятия «Пригородный», до реки Каменки и территории Юнтоловского заказника до реки Парголовки.

Территория округа очень неоднородна, это и район Юнтоловского заповедника, и Чернореченские промзоны, жилая застройка и область железнодорожных развязок. По этой причине и жилье в Коломягах можно найти разное, в различных ценовых категориях и сильно дифференцированное по своему качеству. Новых домов строится мало, сильно «тормознул» процесс последний кризис на рынке недвижимости в 2008-2009 годах. Вторичное жилье представлено во всем своем разнообразии. Ценовые колебания - от 2000 до 2700 долларов за квадратный метр.

Инфраструктура района

Приморский район является одним из самых перспективных с точки зрения строительства жилой и коммерческой недвижимости. В настоящее время администрацией Санкт-Петербурга рассматриваются проекты, направленные на уменьшение в районе количества вредных производств, перепрофилирования промышленных зон в технопарки и бизнес-центры. Некоторые из подобных планов уже начали реализовываться. Положительным примером здесь можно назвать бизнес-центр «Акватория», возведенный на месте промышленной зоны.

Проводится реконструкция домов сталинской и хрущевской застройки, более экспериментальная, нежели функциональная, однако рано или поздно городские власти найдут оптимальное решение данной проблемы. Строятся туристические и развлекательные центры (район «Пьяной гавани»), малоэтажные жилые комплексы (Коломяги и Озеро Долгое). Постоянно ремонтируются дороги и трамвайные пути, строятся новые автомобильные развязки, открываются новые маршруты наземного общественного транспорта.

Отличительной особенностью инфраструктуры Приморского района является то, что изыскиваются способы «поднять» даже самые безнадежные с инвестиционной точки зрения области.

В районе расположено около 55 средних общеобразовательных учебных заведений, множество государственных и частных детских садов, учреждений дополнительного образования. Среди вузов и научно-исследовательских институтов можно выделить Невский институт языка и культуры, один из филиалов НИИ им. Иоффе, центр малого бизнеса, принадлежащий Хельсинскому экономическому институту, научно-исследовательский центр «Экоград» и другие.

На территории Приморского района представлены практически все виды питерских гипермаркетов: «Лента», «СуперСива», «Рамстор», «Окей», «Метро», «Карусель» и другие. Достаточно много торговых центров, предлагающих широкий выбор одежды и обуви ведущих европейских марок, бытовой техники и электроники, строительных товаров для ремонта. Всего торговых зон в районе более 60-ти, и количество их постоянно увеличивается.

Предприятия и работа

Приморский район занимает одно из первых мест в Санкт-Петербурге как по объему инвестиций в располагающееся здесь производство, так и по обороту и прибыли. Район известен как один из ведущих в области энергетического производства, пищевой промышленности, производства стройматериалов, изделий бытовой и промышленной химии. Здесь расположено также нефтеперерабатывающее производство, ТЭЦ и перевалочный пункт по переработке бытового мусора.

Многокилометровые промзоны являются местом расположения многих крупных предприятий, таких, как «Метробетон», Северный завод, завод «Чупа-Чупс», питерский филиал табачной компании «Бритиш Американ Табакко», Абразивный завод и многих других. Также здесь располагается множество складских и коммерческих помещений, Оптико-механическое объединение и лесозаготовительное производство.

Действуют крупные торговые центры, рынок, множество небольших компаний по оказанию разнообразных услуг населению. Район является крупным плательщиком налогов в городскую казну. Здесь же располагается множество железнодорожных и автомобильных развязок, что также влияет на развитие района в положительную сторону.

Криминал

Криминальный фон в Приморском районе относительно спокойный. «Спальные» многоэтажные кварталы - это, в основном, бытовые преступления, уличные грабежи, автомобильные и квартирные кражи, правонарушения, связанные с употреблением и\или распространением наркотических веществ. В последнее время здесь зафиксировано также увеличение числа нападений на женщин с целью изнасилования (в большинстве случаев виновными или подозреваемыми являются иммигранты из бывших республик СССР), а также попытки похищения детей, к счастью, вовремя предотвращенные.

В лесопарках Приморского и рядом расположенного Выборгского района раньше находили тела людей с вырезанными на теле свастиками, пентаграммами и другими знаками, дававшими следствию повод думать о возможном убийстве с целью жертвоприношения. Некоторые дела подобного рода так и не были раскрыты.

Область промышленных зон, особенно территория складских помещений и свалок, традиционно привлекает злоумышленников, совершающих экономические преступления, а также тех, кому по той или иной причине хочется спрятать следы своей деятельности от правоохранительных органов: угонщики автомобилей, контрабандисты, наркотраффиканты всегда считают подобные места чуть ли не своим «домом».

Достопримечательности и развлечения

Тем, кто интересуется русской историей, литературой и культурой, без сомнения, будет интересно посетить место дуэли великого поэта Александра Сергеевича Пушкина с Дантесом, которая произошла в 1837-м году на Черной речке.

Любителям архитектуры можно порекомендовать посещение Благовещенской церкви в Старой деревне, которая была построена в начале 19-го века, и Буддистскую пагоду - единственное здание, посвященное этому религиозному направлению в Санкт-Петербурге. Заслуживает внимания и чудом сохранившаяся дача Шишмарева на Приморском проспекте, где теперь находится детская художественная школа.

К сожалению, многие красивые здания (в основном, бывшие дворянские усадьбы) в Ольгино, Лахте, Коломягах, Лисьем Носу и других областях Приморского района были утеряны в ходе боевых действий в Великую Отечественную войну, а также из-за пренебрежительного отношения к ним советских властей.

Из развлечений в Приморском районе можно отметить, в первую очередь, посещение парков, которых здесь великое множество. Отправиться на утреннюю спортивную пробежку или на семейный пикник выходного дня на озера в парк Новоорловский рядом с ж\д станцией «Шувалово» или в Удельный, или в новый парк 300-летия Санкт-Петербурга - это самые распространенные развлечения жителей Приморского района. Можно посетить и Юнтоловский заказник с его нетронутой природой и удивительно чистым воздухом, а можно поехать в Лисий Нос или в Ольгино, заняться парашютным или конным спортом, а в теплое время года прокатиться на яхте или же просто отдохнуть на пляже Финского залива.

Тем, кто прогулкам на природе предпочитает увеселительные заведения, где можно расслабиться в компании друзей, посмотреть спортивные соревнования на большом экране, потанцевать, выпить экзотический коктейль или посмотреть актуальное кино, Приморский район предлагает весь спектр подобных развлечений: здесь расположено большое количество баров, клубов, кафе, ресторанов, игровых и развлекательных центров как для детей, так и для взрослых.

→ Приморский район

Подробная карта Приморского района

Приморский муниципалитет – административное образование Архангельской области, основанное в 1929-м году. Администрация Приморского региона сосредоточена в городе Архангельске. Относится к районам Крайнего Севера, являясь самой северной точкой страны. Приморские земли расположились на равнинной территории, которая имеет небольшие уклоны в сторону Баренцево и Белого моря.

Северо-запад района состоит из моренных нагромождений, имеющих замкнутые впадины, внутри которых находится вода. Эти озера соединяются, образуя целые цепочки, такие как Соловецкие озера. Климатические условия региона приближены к умеренным континентальным, что обуславливает наличие довольно прохладного лета и холодной зимы. Погода отличается неустойчивостью за счет частой смены масс воздуха, проносящихся над регионом.

Прибрежная зона часто покрывается туманами. Архипелаг Земля Франца-Иосифа характеризуется арктическими климатическими условиями.
Соседствует Приморский район с землями Мезенского, Пинежского, Плесецкого, Холмогорского, Онежского районов, а также с пригородами Новодвинска, Северодвинса и Архангельска.

Приморский район преимущественно располагается в зоне тундры и тайги. Таежные лесные массивы покрывают более половины всей районной территории. Много здесь и болот. Беломорский Летний берег очень изолирован, добраться до него очень сложно, но природные красоты компенсируют все усилия. Здесь растут уникальные сосновые породы, которые еще Петр Первый использовал для постройки кораблей.

Животный мир представлен тюленями, белухой, перелетными птицами. Беломорский Зимний берег – обрывистый, с большим количеством прибрежных островов. На его территории процветает рыбный промысел, произрастает большое количество различной растительности. Водоросли ламинарии, лишь один – уникальный вид из 194 различных водных растений края.

Акватория Балтийского моря богата рыбой. Здесь обитают сельдь, семга, треска, палтус и камбала. Население края составляет чуть более 26 000 человек.

Поморские земли имеют богатую историю. Архангельска еще не было и в помине, а вдоль Летнего берега уже селились люди и возникали поселения.
В древние времена жители занимались рыбной ловлей, которая составляла основу всей промышленной деятельности края. Северный берег славился ловлей соколов, причем этот промысел быть очень доходным и приносил немалые деньги. Также жители ловили бобров, которые до 20 столетия полностью были истреблены охотниками. Также активно развивалось земледелие, особенно в низинах Северной Двины. Основными культурами были ячмень и картофель.

Карты населённых пунктов Приморского района (1)

1.

Приморский район - один из наиболее молодых и самых больших районов города, что во многом определяет спрос на квартиры в Приморском районе СПб. Располагаясь на северо-западе города, территория района выходит на юге к Невской губе Финского залива. С запада к нему примыкает территория Курортного района, на севере он граничит с Ленинградской областью, а на востоке - с Выборгским районом (купить квартиру в Приморском районе СПб - это вовсе не то же, что купить квартиру в Приморске, который входит в состав Выборгского района). Столь разноплановое окружение, а также различия в структуре и сроках застройки района, не позволяют рассматривать район как гомогенную среду, которая на всей своей территории равноценна с точки зрения инвестиционной привлекательности.

Свои современные границы район получил в 1977 году.

I. Границы район

Граничит с районами:
Выборгским - граница проходит на северо-восток от пересечения реки Черной с линией Высоковольтных сетей по юго-восточной стороне кварталов 68, 69, 70, 71, по южной стороне квартала 74 и по восточной стороне кварталов 75, 77, 92 Песочинского лесничества Парголовского парклесхоза, далее по оси дороги Каменка-Парголово до западной стороны полосы отвода железной дороги Санкт-Петербург - Белоостров и далее по ней на юго-восток до улицы Торжковской, на запад по оси этой улицы, затем на юго-восток по оси улицы Студенческой, на юг по юго-западной стороне Кантемировской площади, включая территорию завода, далее на юго-запад по оси улицы Кантемировской и по оси Кантемировского моста до оси реки Большая Невка;

Петроградским - по оси реки Большая Невка;

Курортным районом.

II. Площадь района

Площадь района - 11,4 тысяч га.

III. Территориальное деление района

Свои современные границы Приморский район получил в 1977 году. В состав района входят Старая Деревня, Новая Деревня, Лахта, Ольгино, Коломяги, Каменка.

Комендантский аэродром - ул. Авиаторов, Комендантский пр., ул. Королева, ул. Планерная, пл. Сикорского. Местность получила название Комендантской дачи в связи с тем, что здесь находились пожалованные Петром I владения комендантов Петропавловской крепости.

В январе 1908 года был создан Всероссийский Авиационный клуб. Состязания авиаторов, на которые съезжался весь Петербург, проходили именно здесь, на Комендантском поле.

Коломяги - бывшая деревня и дачная местность расположена неподалеку от железнодорожной линии на Выборг, между станциями Удельная и Озерки. С 1930 по 1977 годы Коломяги считались частью выборгского района, потом эти земли отошли к Ждановскому району, который сейчас известен как Приморский.

Новая Деревня - находится на правом берегу Большой Невки, против Каменного острова. С начала XIX века деревня превратилась в дачную местность. Летом 1833 и 1835 годов здесь жил А.С. Пушкин с семьей. В Старой и Новой Деревнях, в конце XIX - начале ХХ веков жили, в основном, рабочие, мелкие чиновники, снимавшие недорогие комнаты, и крестьяне, занимавшиеся частным извозом. Однако здесь в начале ХХ столетия появились самые дорогие и изысканные рестораны, слава о которых гремела по всему Петербургу. В это же время здесь появились первые промышленные предприятия.

В середине ХХ столетия Новую деревню перепланировали и благоустроили. А в 1982 году открылась станция метро "Черная речка".

IV. Население

Население района - около 500 тысяч человек.

V. Транспорт

Градостроительное развитие Приморского района (а значит - и спрос на квартиры в Приморском районе) тормозят проблемы транспорта.

Железнодорожные линии:
Курортный район (Сестрорецк) - станции - Лахта, Ольгино;

Выборгский район - станции - Удельная, Озерки, Шувалово.

а) Станции метро:
Московско-Петроградская линия (2) - «Пионерская»;

Правобережная линия (4) - «Старая Деревня», «Черная речка».

Разные части района находятся на значительном расстоянии друг от друга. Поэтому каждая из них имеет свои основные транспортные магистрали и главные торговые улицы.

б) Основные транспортные магистрали:
Лахтинский массив

Приморский проспект (ведет в Курортный район), улицы Савушкина и Школьная;

Территория между Черной речной и проспектом Энгельса

Главными транспортными магистралями и основными торговыми улицам здесь являются Ланское шоссе и Торжковская улица, соединяющие набережную Черной речки с проспектом Энгельса;

Комендантский аэродром
В этот жилой массив ведет от набережной черной речки Коломяжский проспект. Главными транспортными магистралями служат проспект Испытателей (продолжает Светлановский проспект), проспекты Богатырский и Королева (идут параллельно проспекту Испытателей). От проспекта Королева в район озера Долгое ведут проспекты Авиаконструкторов и Комендантский, продолжающие проспект Испытателей.

Коломяги
Основные магистрали этой части района - Главная улица, ведущая на Поклонную гору, Озерковская улица - Суздальские озера, Ново-Александровская улица, соединяющая Коломяги с Каменкой.

в) Связь с другими районами города:
Приморский - Выборгский - проспект Испытателей, Ланское шоссе, Сердобольская улица, Ушаковская набережная;

Приморский - Петроградский - через Ушаковский и 3-й Елагин мосты.

VI. Экология района

Для тех, кто находится в поиске квартиры (Санкт-Петербург) Приморский район весьма привлекателен уже потому, что экологическая обстановка в районе считается одной из самых благоприятных для проживания. Доля зеленых насаждений в общей площади района составляет 23,9%. В плане загрязнения воздуха весь Приморский район достаточно благополучен, - роза ветров приносит сюда чистые воздушные массы с Курортного района. Выбросы в атмосферу незначительны и составляют менее 5-ти тысяч тонн в год.

По данным аэросъемки, мощность дозы гамма-излучения превышает 16 мкР/ч в районе ул. Авиаконструкторов и Комендантского проспекта (от 16 до 20 мкР/ч). Норма радиационного фона составляет 8-9, максимум - 13 мкР/ч. В остальных частях района радиационная обстановка нормальная.

По данным Управления по охране окружающей среды при Администрации Санкт-Петербурга, практически вся территория Черной речки имеет степень загрязнения тяжелыми металлами от «опасной» до «чрезвычайно опасной». Наиболее опасное загрязнение («чрезвычайно опасное») обнаружено в кварталах, примыкающих к месту впадения Черной речки в Большую Невку.

По степени загрязненности почвы самым неблагополучным является Комендантский аэродром.

Район пр. Королева и далее на север является большой промышленно-складской зоной (ТЭЦ, завод «Метробетон», «Знамя Труда», и самое печальное - пункт перевалки бутового мусора, где его перегружают в большие контейнеры для вывоза на захоронение). В результате, территория площадью в несколько гектаров загрязнена бытовым мусором, всюду грязь и т.д. Перспективы этой промышленной зоны неясны.

Экологическое состояние жилых кварталов БКА среднее, но рядом находится «Удельный парк», что существенно повышает рейтинг примыкающих кварталов для желающих купить квартиру в Приморском районе.

VII. Жилой фонд

В городском рейтинге по количеству желающих купить квартиру Приморский район СПб занимает третье место. Спрос на квартиры в Приморском районе СПб есть постоянно, хотя ажиотажным его не назовешь. Район в целом обеспечен водой, водоотведением, электроснабжением. Для решения проблемы дефицита тепловой энергии необходимо ускорить ввод в эксплуатацию водогрейных котлов на Приморской котельной, провести реконструкцию котельной на ул. Полевая Сабировская.

Современная застройка района сформировалась в советские годы, главным образом, после Великой Отечественной войны. В конце 1950-1960-х годов многоэтажными домами были застроены Новая Деревня и район между Черной речкой и железной дорогой на Выборг. В 1970-1980-х годах новые жилые массивы появились в Старой Деревне и на территории бывшего Комендантского аэродрома, а в конце 1980-1990-х годов - в районе Шувалово-Озерки, у озера Долгое и в части Приморского шоссе между Старой Деревней и Лахтинским разливом.

Деревянная застройка сохранилась в Лахте, Ольгино, Коломягах, Каменке и районе Шувалово-Озерки, где она сочетается с многоэтажными каменными домами.

По общей площади жилищного фонда (более 78000 тыс. м2) Приморский занимает второе место после Выборгского.

Черная речка
Сейчас в районе станции метро "Черная речка" идет интенсивное строительство домов. Район стал полигоном для крупных строительных компаний. Создаются целые коттеджные поселки в Каменке и Коломягах.

Жилая часть территории у Черной речки находится севернее и западнее от промышленной зоны. Здесь представлены различные типы домов послевоенной постройки. Значительное число неплохих сталинок расположено в начале Торожковской улицы, на набережной Черной речки, по Приморскому проспекту, откуда они тянутся вплоть до улицы Покрышева.

Помимо сталинок, между Серебряковым и Шишмаревским переулками располагается много 2-3 этажных "немецких" коттеджей.

От Новосибирской улицы вдоль ланского шоссе начинаются хрущевки - как панельные, так и кирпичные. Их массивы слегка "разбавлены" типовыми девятиэтажками 1970-х годов постройки.

В районе Черной речки представлен и старый фонд. Один из таких участков - между улицами Старобельской и Торжковской: полтра десятка жилых домов постройки начала ХХ века. Но их настолько мало, что в масштабах района старый фонд практически не играет никакой роли.

Наиболее интенсивно продажа квартир в Приморском районе осуществляется в домах у метро «Черная речка», вдоль улиц Сестрорецкая, Дибуновская. Строят там мало, поскольку делать это практически негде, но квартиры в новых домах покупаются хорошо. Направление Ланского шоссе, Торжковской ул. у Торжковского рынка пользуется у населения меньшей популярностью - по причине близости рынка и ж/д путей.

Надо отметить, что район улиц Дибуновской, Сестрорецкой и т.д. - котируется больше всего.

Минусы этой территроии - интенсивное движение и сильная загазованность вблизи станции метро "Черная речка" и на улице Савушкина.

Плюсы - просторные зеленые дворы и отличная транспортная доступность.

Озеро Долгое
Район Озера Долгого менее предпочтителен для проживания, чем район Черной речки или БКА. Как следствие, продажа недвижимости ведется с ориентацией на экономичное жилье: потенциальные покупатели - это люди, у которых нет денег для приобретения квартир в более престижных районах (для севера города, это Выборгский и Калининский районы).

В самом микрорайоне преобладают дома улучшенной планировки конца 1980-х - начала 1990-х годов, присутствует "панель" улучшенной 137-й серии.

В настоящее время территория вокруг Долгого - лидер нового строительства в Приморском районе.

К минусам территории можно отнести - слабую инфраструктуру и сильную зависимость от транспорта.


Условные границы: Коломяжский проспект, Черная речка, проспект Сизова и парашютная улица. Массовая застройка территории развернулась в начале 1970-х годов. Как следствие, примерно две трети жилищного фонда - дома-"корабли". Есть так же дома 504-й серии. Позже район начал уплотняться кирпичными "точками" и домами улучшенных серий конца 1980-х, а затем и современными блочными 9-14 этажными зданиями. Строительство на территории бывшего Комендантского аэродрома ведется и сегодня, но его совсем немного по сравнению с другими зонами Приморского района.

Северо-Приморская часть (СПЧ)
Северо-Приморская часть начала активно застраиваться только в 1990-х годах. Когда-то здесь было болото, которое частично засыпали, но до сих пор не локализована большая свалка в районе кварталов 4155, 4156, 4159. Изначально район был отдаленным и не пользовался спросом у населения. Однако открытие станции «Старая Деревня» и строительство парка «300-летия Санкт?Петербурга» постепенно меняют общую ситуацию. Район застроен в основном панельными домами улучшенных серий, есть много точечных кирпичных многоэтажек.

Северо-Приморская часть считается довольно престижным местом. Из домов, построенных вдоль Приморского проспекта, открываются виды на Финский залив, Васильевский и Елагин острова.

Транспортные проблемы территории должны решиться с вводом в действие Западного скоростного диаметра, который пройдет вдоль западной части Васильевского острова.

Каменка - представлена высотными жилыми домами улучшенной планировки и малоэтажным строительством (таун-хаузы, коттеджи). Малоэтажное строительство динамично развивается (квартал 4286). Стимулом для развития этого направления стало близость к экологически чистому месту - «Юнтоловскому заказнику».

В этом районе уровень цен на типовые квартиры один из самых низких в городе.

Коломяги - здесь можно встретить все типы строительных конструкций: от деревянных избушек начала века - до современных элитных коттеджей. Район начал застраиваться в 1980-е годы. Частный сектор вытеснялся к линии железной дороги. Жилищный фонд - в основном блочные дома улучшенных серий. Наряду с современными 12-16 этажками строятся таун-хаузы и коттеджи. В микрорайоне не много зелени, вся зеленая зона - скверы, Удельный и Новоорловский парки.

Минусы: довольно слабая социально-бытовая инфраструктура, территория проактически является большой строительной площадкой.

VIII. Коммерческая недвижимость

Торговля
В районе самое большое число торговых зон - 63. Приличные торговые павильоны расположены на перекрестке улиц Савушкина и Стародеревенской и в новостройках на Камышовой улице. Работает Северо-Приморский рынок, хозяин которого - Приморская торговая компания. Действует продовольственно-вещевой рынок у станции метро "Пионерская". Практически завершено благоустройство торговой зоны у станции метро "Черная речка".

В августе 2003 года планируется открытие первого магазина крупной немецкой сети Metro cash & carry. Он будет расположен на пересечении Богатырского проспекта и Байконурской улицы. В марте 2002 года ИТК дала разрешение на проведение изыскательских работ компанией на этом участке.

На Коломяжском проспекте будет построен гипер-маркет торговой сети "Рамстор". Под него отведено 5,12 га земли (недалеко от Удельного парка).

Автосервис
Поблизости от Северо-Приморского рынка намечается строительство двух многоэтажных гаражей-гостиниц и центра автомобильного сервиса.

IX. Промышленность

В Приморском районе расположена, сложившаяся еще с довоенных времен, промышленная зона «Чернореченская» и созданные в последнее время промышленные зоны «Северо-Западная», «Коломяги», «Конная Лахта», «Горская».

Нежилая зона «Северо-Запад» являет собой зрелище мертвого города. Брошенные остовы и каркасы безнадежного промышленного недостроя занимают многие гектары.

Промышленные предприятия:

  • Северный завод - машиностроение;
  • ОАО «Литейные сплавы» - металлоизделия;
  • Завод "Метробетон";
  • Завод ЖБИ;
  • КПО «Электромашина»;
  • Станкостроительное объединение;
  • Оптико-механическое объединение (ЛОМО);
  • Абразивный завод "Ильич";
  • Лакокрасочный завод;
  • Завод лесозаготовок и др.

В 1998-1999 гг. введены в строй кондитерская фабрика "Нева Чупа-Чупс", табачная фабрика "Ротманс-Нево", предприятие по производству металлизированной черепицы "Раннила Стиил".

X. Наука и образование

В районе более 53 школ. Высшие учебные заведения:

  • Невский институт языка и культуры;
  • Центр малого бизнеса Хельсинского экономического института.

Научно-исследовательские учреждения:

  • НИИ «Рубин»;
  • Филиал НИИ имени Иоффе;
  • «Экоград» - НИЦ.

XI. Памятники истории и архитектуры

  • Благовещенская церковь в Старой деревне (1805-1809 гг., арх. В. Мочульский);
  • Дача Шишмарева (Приморский проспект, 87, 1824-1825 гг. арх. А. Мельников);
  • Буддистская пагода (Приморский проспект, 91, 1909-1915 гг. арх. Г. Барановский) и др.

XII. Культура и отдых

Значительные площади заняты в районе парками (Удельный - на юго-востоке у станции Удельная, Новоорловский - на северо-востоке у станции Шувалово), Юнтоловской лесной дачей. Площадь зеленых насаждений достигает 1,4 тысяч гектаров.

Учреждения культуры и искусства:

  • Дома культуры поселков Ольгино и Лисий Нос;
  • Детско-юношеский центр технического творчества и досуга;
  • Дом детского и юношеского творчества № 1.

XIII. Перспективы развития района

Территория Черной речки
Самая старая часть Приморского района - территория Черной речки. Свой нынешний вид она обрела в 1950-е годы, часть территории застраивалась еще раньше. Это относится к землям, расположенным восточнее Сердобольской ул. Все эти земли имели производственное назначение (завод «Ильич», «Красная Заря», автобусный парк № 2 и т.д.), и вплотную примыкали к промышленной зоне «Выборгская сторона». С точки зрения инвестиций, эти земли оптимально подходят для создания бизнес-центров (БЦ), производств невысокого класса вредности, развлекательных центров. Высокая загрязненность территорий, неразвитость социально?бытовой сферы делает эти земли малопривлекательными для жилищного строительства. Ситуация может измениться в лучшую сторону только при реализации комплексных программ по перепрофилированию территорий. В этом случае можно говорить о жилищном строительстве, но оно потребует больших инвестиций. В случае их отсутствии, территория обречена на медленную эволюцию из зоны сплошной промышленной застройки в зону деловой активности (БЦ «Акватория» - один из первых и достаточно удачных примеров данного процесса).

Жилая часть территории у Черной речки находится севернее и западнее от промышленной зоны. Все эти территории застраивались по существовавшему тогда плану развития города достаточно плотно, и, как результат, в настоящее время найти здесь участок под строительство достаточно сложно. По всей видимости, район будет уплотняться. Параллельно будет происходить реконструкция сталинок.

К плюсам жилой территории Черной речки можно отнести развитую социально-бытовую инфраструктуру, удобное транспортное сообщение, как с центром, так и с выездом из города (Сестрорецкое направление), близость к паркам ЦПКиО.

Набережная Большой Невки тоже очень привлекательна для застройки.

Озеро Долгое
Район Озера Долгого начинается у берегов Большой Невки и продолжается до озера Долгого на севере Приморского района. Застраиваться он начал относительно недавно (кроме участков вдоль берега Большой Невки, которые начали осваивать в 1950-х годах). У Долгого не самое благоприятное окружение. С востока к нему примыкает Серафимовское кладбище (вдоль Торфяной дороги), что затрудняет строительство в этом месте жилья. Как следствие, вся территория вдоль торфяной дороги, Мебельной улицы, стала развиваться как промышленная (там же и ТЭЦ), а после 1990-х годов, стала осваиваться торговлей. Существенный прорыв в этом процессе произошел после открытия станции метро «Старая Деревня». Однако надо учитывать, что инвестиционная привлекательность этой территории для торговли заметно упадет, когда будет запущена станция «Комендантский проспект». В этом случае станция «Старая Деревня» будет обслуживать только СПЧ и малую часть района Озеро Долгое. Все транзитные потоки с БКА, Каменки и Коломяг будет принимать на себя новая станция метро «Комендантский проспект» (в настоящее время эти транзитные потоки делятся между станциями метро «Пионерская» и «Старая Деревня»).

По мере оживления прилегающих кварталов (а сейчас там идет активное жилищное строительство), существующие промышленные зоны будут востребованы под производства малой степени токсичности, развлекательные и торговые комплексы. В отдаленной перспективе можно рассматривать и строительство БЦ.

Администрация Приморского района рассматривала земли между ул. Савушкина и берегом Большой Невки как нежилую. Освоение этих земель для жилой застройки очень перспективно, но нужно учитывать загрязненность почв, отсутствие социально-бытовой инфраструктуры, слабость грунтов - раньше здесь было болото. Наиболее востребованная часть Озера Долгого - район Комендансткого проспекта. Ожидание открытия метро на Командантской площади существенно подняло инвестиционную привлекательность этих кварталов.

Однако район пр. Королева и далее на север уже мало привлекателен для инвестирования в жилье, так как представляет собой большую промышленно-складскую зону (ТЭЦ, завод «Метробетон», «Знамя Труда» и пункт перевалки бутового мусора). Перспективы этой промышленной зоны неясны.

Кварталы 22Б, 22В и 23Г являются частью проекта, который разрабатывает ЗАО "Арсенал-Недвижимость".

Северо-Приморская часть (СПЧ)
Изначально район был отдаленным и не пользовался спросом у населения. Однако открытие станции «Старая Деревня» и строительство парка «300-летия Санкт?Петербурга» постепенно меняют общую ситуацию. Инвесторы ощутили спрос на развитие социально-бытовой сферы, и сейчас начаты работы по развитию торговли и индустрии развлечений на СПЧ (в базисных кварталах 4164А, 4161А - торговые центры, квартал 4166Б - планируется аквапарк). Удобное расположение на выезде из города, достаточно быстрое сообщение с центром города - все это повышает инвестиционную привлекательность СПЧ в части от берега Финского залива до ж/д.

Необходимо отметить и минусы этой зоны. Слабые грунты, наличие плывунов затрудняет строительство в квартале 4163, где, кроме того, имеется сильное загрязнение почв - на территории квартала находится свалка.

В мае 2002 года компания "ЛенСпецСМУ" получила для изыскательских работ пятно на южном участке квартала 63 СПЧ ("Пьяная гавань") площадью в 9 га. Вся территория квартала занимает 24 га.

По проекту на территории квартала развернется жилой комплекс, состоящий из разноуровневых домов.

На территории гавани раположится культурно-развлекательный блок, с гостиницами класса "люкс", постройками общественного назначения и причалами для швартовки водного транспорта.

По оценкам руководства компании, в реализацию проекта необходимо вложить более млн.

Вся территория СПЧ за ж/д практически не освоена. Причина тому, опять же, свалка. Попытки вывезти зараженные грунты предпринимались, но когда финансирование прекратилось, а мусора осталось еще очень много, свалку решили законсервировать. В результате, большие территории вдоль берега Лахтинского разлива оказались мало пригодными для строительства. По данным Управления по охране окружающей среды, территория законсервированной свалки относится к разряду земель, имеющих чрезвычайную степень загрязнения как по тяжелым металлам, ГСМ, так и по радиационному фону.

Исключение составляют три квартала (4153, 4152, 4151). Они освоены, и в настоящее время на их территории сформированы жилые массивы, создается социальная и бытовая инфраструктуры (недавно построена школа). Однако в целом эта территория непривлекательна для жилищного строительства, и дальнейшая судьба свалки неясна. Возможно, в итоге там будет нежилая зона (были планы вынести туда зоопарк и т.д., но пока все без изменений).

Комитет по строительству планирует развитие строительства в кварталах 56 а-б, 58, и 59 а-б.

Бывший Комендантский аэродром (БКА)
Территорию бывшего Комендантского аэродрома можно условно разделить на две зоны с различным превалирующими функциями.

Большая нежилая зона от ж/д до улицы Аэродромной включает в себя большие промышленные предприятия («Северный завод»), Серафимовское кладбище и территорию, занятую мелкими промышленными предприятиями (вдоль улицы Полевая Собировская). Освоение этих территорий имеет ряд как юридических, так и технических проблем.

Основная жилая зона БКА начинается севернее и продолжается до самых Коломяг (до Парашютной улицы). Земли здесь уже обжитые и жилищное строительство привлекает сюда большое количество инвесторов. Строят и торгово-бытовые комплексы, и развлекательные центры.

С позиции развития социально-бытовой инфраструктуры, можно сказать, что она еще только формируется. Наиболее активно этот процесс идет у станции метро «Пионерская», где в кварталах 4108В и 4104А ведется строительство и реконструкция ТБК и жилья.

Каменка
Каменка - это, пожалуй, самый удаленный участок Приморского района, расположенный на северо?западе района. Удаленность, слабо развитая социально-бытовая инфраструктура существенно понижают его инвестиционную привлекательность для жилья, а размещать на его территории промышленные предприятия нельзя по градостроительному регламенту. Как следствие, фирмы, строящие в этом районе типовое жилье, испытывают трудности с его реализацией. Альтернативный вариант - строительство малоэтажных комплексов.

Кварталы 74В, 75А и 78А будут застроены согласно проекту, который разрабатывает ЗАО "Арсенал-Недвижимость".

Коломяги
Коломяги имеют долгую историю. Первоначально это была просто деревня, которая существовала в первозданном виде вплоть до конца XX века. В настоящее время территория Коломяг освоена только частично (право на застройку большей части Коломяг имеет фирма «Коломяги?Ретро»). К сожалению, инвестор, пришедший строить жилье в Коломягах, неизбежно столкнется с целым рядом трудностей. Во-первых, необходимо расселять жителей частных домов, что само по себе достаточно сложно. Во-вторых, надо будет делать инженерную подготовку территории, что очень накладно, и последнее - это текущий градостроительный регламент, действующий на территории Коломяг. Формально территория поделена на зоны многоэтажной и малоэтажной застройки, которые причудливо переплелись, и теперь уже достаточно сложно сказать, что может быть построено на соседнем участке. К примеру, нетрудно представить себе состояние инвестора, начавшего возводить уютный и недешевый малоэтажный комплекс и вдруг обнаружившего на соседнем участке подрастающий 25-этажный гигант, который в скором времени закроет тенью всю территорию.

Территория Коломяг еще только формируется, и пока трудно говорить о создании социально однородной среды, которая подразумевается идеологией малоэтажной застройки, но первый положительный опыт уже имеется - малоэтажная застройка квартала 4121Г (Репищева-Парашютная).

В Комитете по строительству планируют выделить под строительство квартал 21 а-б.

К минусам территории можно отнести близость промышленной зоны (западнее улицы Репищева).

Ольгино
Планы застройки территории западнее Лахтинского разлива пока существуют только в планах, но в перспективе на этих землях будет жилая зона, с территориями как типовой многоэтажной застройки, так и зоны малоэтажного строительства (индекс площадки по постановлению Правительства СПб от 10.11.94 г. № 25 (приложение 2) - ПС?2 со сроком освоения до 2005 года). В настоящее время в Лахту строится дорога, которая обеспечит транспортную доступность к новому району, но пока на территории будущих новостроек только болота и небольшой поселок «Ольгино». В перспективе это будет район с очень хорошей экологией - рядом «Юнтоловский заказник».

В Приморском районе планируется (согласно данным Комитета по строительству) шесть зон для малоэтажного строительства, которые должны быть освоены до 2005 года.