Где находится Гибралтарский пролив? Интересные факты о приливах и отливах

Транспортный переход через Керченский пролив — идея, которую пытались реализовать десятки лет назад. В связи с этим, в данный период к стройке века приковано максимально внимание. Сейчас строительство объекта приблизилось к наиболее важному этапу — транспортировке арок на фарватерные опоры.

Однако данная процедура полностью зависит от погодных условий в проливе, которые имеют свои особенности.

Историческая справка о гидрометеорологии Керченского пролива

Акватория Керченского пролива в гидрометеорологическом отношении относится к хорошо изученным. Исследования начали проводиться еще с конца XVIII века, а систематические наблюдения начались в 1873 году после организации морского гидрометеорологического поста в порту Керчи. С 1927 года наблюдения стали выполняться на морской гидрометеорологической станции Тамань. Об этом сообщает Информационный центр «Крымский мост».

В 1922-1928 годах экспедиционные работы в Керченском проливе проводились Азово-Черноморской промысловой экспедицией, а в 1928-1932 годах Азово-Черноморской рыбохозяйственной станцией. В 1946-1958 годах регулярные экспедиционные работы в проливе выполнял Азово-Черноморский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии.

С 1944 года на северном побережье Керченского пролива работает морская гидрометеорологическая станция I разряда Опасное (Жуковка), а с 1950 года в южной части пролива – пост Заветное.

В 1960-1991 годах экспедиционные наблюдения выполняли суда Гидрометслужбы. С 1992 года число систематических экспедиционных исследований открытых частей пролива снизилось, особенно в начале периода, что обусловлено, прежде всего, экономическими проблемами причерноморских государств, выходом из строя и утратой практически всего научно-исследовательского флота.

В 2014 году в Керченском проливе возобновились гидрометеорологические изыскания в интересах проекта строительства Крымского моста. Эту работу провели специалисты Государственного океанографического института им. Н. Н. Зубова.

Характеристики ветрового режима в Керченском проливе оценивались по наблюдениям на морских гидрометеорологических станциях (МГ) и постах (МГП) – Опасное (севернее трассы моста, 69-летний период наблюдений – 1945-2013 годы), Керчь (118-летний период наблюдений – 1891-2013 годы), Заветное (южнее трассы моста, 63-летний период наблюдений – 1950-2013 годы) и Тамань (с 1939 по 2013 годы).
Южная часть Азовского моря характеризуется наибольшим среднегодовым числом дней со скоростью ветра более 10 м/с и 15 м/с. Наибольшая повторяемость штормов приходится на период февраль-март, а наименьшая – на август-сентябрь.

Керченский пролив считается районом с умеренной штормовой деятельностью. Среднемноголетние значения скорости ветра здесь составляют от 4,2 м/с до 5,2 м/с в зависимости от района пролива.

Абсолютный максимум скорости ветра в 28 м/с (при порывах до 33-34 м/с) фиксировали на гидрометеостанции Керчь в феврале 1946 года, в марте 1949 года, в январе 1954 года и в октябре 1969 года. Станция Заветное в октябре 1987 года фиксировала ветер скоростью в 30 м/с.

В целом наибольшие величины скорости ветра отмечаются в феврале. Шторма скоростью 20 м/с наблюдаются в Керчи только с октября по январь.

В летний сезон ветровая активность значительно снижается. Максимум штилевых условий наблюдается, как правило, в весенний и осенний сезоны на станциях Керчь (10-11 % от времени наблюдения) и Заветное (7-8 % от времени наблюдения).

Средняя скорость ветра в августе на станции Керчь за период наблюдений с 1891 по 2013 годы составляла 4,4 м/с. В сентябре за тот же период – 4,5 м/с. Самая высокая среднемесячная скорость ветра в эти месяцы составляла 7 м/с – это было в 2012 году.

Однако усиление ветра до штормовой силы возможно в любой период года и в любом районе Керченского пролива. Так, в августе 1945 года станция Керчь фиксировала ветер скоростью 17 м/с, в сентябре 1948 года – 25 м/с.

Максимальные порывы ветра в августе фиксировались в 1979 году (до 20 м/с) и в сентябре – в 1906 году (до 25 м/с).

Максимальная средняя скорость ветра за период инженерно-гидрометеорологических изысканий в рамках проекта строительства Крымского моста на станции Опасное составила 15 м/с, Керчь – 16 м/с, Тамань – 14 м/с. Максимальная средняя скорость ветра на острове Тузла за три периода полевых наблюдений составила 17,2 м/с.

За 11 месяцев наблюдений было выделено 19 штормовых периодов. Наибольшее усиление в летний период наблюдалось 20-21 июня 2014 года, когда через исследуемый район проходил глубокий циклон с юга, а средняя скорость ветра достигала 16,8 м/с.

Для наблюдений за изменениями погоды и планирования работы в акватории осенью 2015 года для строителей Крымского моста были установлены три метеостанции – со стороны Керчи и Тамани. Приборы измеряют семь базовых метеопараметров в автоматическом режиме круглые сутки. Информация поступает в штабы строительства на обоих берегах пролива.

За это время самым сложным по метеоусловиям оказался октябрь 2016 года, когда количество штормовых часов достигло 447 (более 18 суток, в том числе когда штормовое предупреждение действовало 13 суток подряд). Максимальные порывы ветра фиксировались в ноябре 2015 года и составили тогда 30 м/с.

Август 2016 года был относительно спокойным: количество штормовых часов составило 127 (около 5 суток), в сентябре фиксировалось 219 часов с ветром выше 10 м/с – это примерно 9 суток. Максимальные порывы ветра в августе и сентябре 2016 года не превышали 19 м/с.

В целом на данный момент можно отметить, что 2016 год был более ветреным, чем 2017-й. За январь – июль прошлого года зафиксировано в общей сложности 1525 штормовых часов, а за тот же период в этом году – на 12 % меньше (1343 часов).

Штормовые условия ограничивают применение высотной техники (например, строительных кранов). В то же время гидрометеорологические условия Керченского пролива хорошо изучены проектировщиками Крымского моста еще на стадии разработки проекта и учтены в графиках производства работ. Стройка продолжается вне зависимости от погоды, но ведется с учетом ограничений по метеоусловиям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Где находится пролив Босфор? Чем он интересен? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Между Европой и полуостровом в западной части Азии (Малая Азия) находится зона двух проливов: Босфора и Дарданеллы. Расстояние между ними составляет 190 км. Босфор (Стамбульский пролив) соединяет Черное и Мраморное моря. Пролив Дарданеллы соединяет Мраморное и Эгейское моря. Длина этого водного пространства составляет 120 км.

Пролив Босфор для России с давних времен имел важное стратегическое знание.

Возникновение пролива

Геоморфологи (ученые, изучающие рельеф Земли) считают, что водное пространство между морями возникло примерно 7 500 лет тому назад. В те времена Черное и Мраморное моря не соединялись между собой, так как уровень воды был намного ниже по сравнению с настоящим географическим положением.

Во времена ледникового периода огромная масса льда и снега таяла, в результате чего уровень воды значительно повысился, образовав пролив между этими морями. Сейчас Босфор представляет собой затопленное водой углубление земной поверхности длиною более 30 км.

Примечательно, что это единственный пролив в Европе, в котором имеются два течения: верхнее распресненное из Черного моря в Мраморное, и соленое (нижнее), протекающее из Мраморного в Черное. Это природное явление было открыто в 1881 году океанографом и вице-адмиралом Степаном Макаровым.

Легенда, связанная с названием пролива

Босфор имеет множество легенд, предлагающих свои объяснения происхождения названия. Самый распространенный миф, дошедший до нашего времени, гласит, что в Ио (дочь древнегреческого речного бога Инаха) влюбился бог неба и грома Зевс. Жена Зевса Гера (богиня домашнего очага) заподозрила мужа в неверности, и он, для спасения своей возлюбленной от проклятия супруги, превратил Ио в белую корову. Гере понравилось это животное, и она решила забрать его себе. Таким образом Ио стала невольницей, которая была привязана к дереву. Через некоторое время Зевс освободил Ио, но Гера, не смирившись с этим, наслала на нее ядовитую осу. Девушка-корова, спасаясь от укуса, бросилась в воду пролива, который, благодаря легенде, и получил название «коровий брод» или Босфор.

Научное происхождение названия «Босфор»

Историки предполагают, что слово происходит от двух древнегреческих слов. «Бос» переводится как бык или корова, и «порос» - брод, проход. Словосочетание «боспорос» со временем было изменено на «босфорос», а затем на «Босфор», что как мы уже знаем, переводится как «коровий брод».

История Босфора

Мы выяснили, где находится пролив Босфор. Теперь поговорим о его истории. Со времен десятилетней Троянской войны, которая, по мнению историков, проходила в период XIII-XII веков до нашего летоисчисления, Босфор был причиной многих международных военных конфликтов.

После завоевания Стамбула Османской империей в 1453 году турецкие правители на берегах пролива возводили разнообразные укрепления в виде крепостей, вилл и резиденций.

В конце XVII столетия Российская империя закрепилась на побережьях Черного и Азовского морей. В это время и возникла проблема, связанная с проливом Босфор.

Основная причина была в том, что побережье Босфора относилось к Турции, и на протяжении многих веков турецкое правительство в одностороннем порядке решало вопрос о проходе российских кораблей из Черного моря в Средиземное. Это положение было причиной вооруженных конфликтов между Турцией и Россией.

В 1774 году в деревне Кючук-Кайнарджа (сейчас это территория Болгарии) был подписан мирный договор, на основании которого императрица Екатерина II завершила шестилетнюю войну с Турцией (1768-1774) и российские корабли получили право свободного прохода через пролив в Средиземное море. Примечательно, что, согласно договору, Россия могла создать теперь свой Черноморский флот.

После завершения военных действий Первой мировой войны, Босфор становится нейтральной зоной под контролем первой международной организации - Лиги Наций. Сейчас пролив Босфор считается «открытым морем» для всех стран мира. Но Турция сохранила за собой право ограничивать прохождение через него кораблей стран, которые не входят в Черноморскую зону и проход военных кораблей любого государства в мирное время.

Коммуникации современного пролива

Во все времена проход судов через пролив Босфор был связан с трудностями: проход довольно узкий для морских кораблей и имеет извилистую конфигурацию, которая повторяет линию побережья.

Но, благодаря маякам, установленным в большом количестве, в проливе Босфор не было значительных катастроф, связанных с человеческими жертвами. Сейчас берега его соединяются тремя мостами и двумя туннелями.

В 2016 году было завершено строительство автомобильно-железнодорожного моста (1 410 метров), который возвели в северной части водного пространства. Мост носит имя девятого турецкого султана - Селима Грозного. Автомобильное транспортное сооружение через пролив (1 100 метров) было построено в 1988 году и считается вторым висячим мостом, находящимся на высоте 165 м над поверхностью воды.

Первым является мост, который носит название «Босфорский мост». Он был возведен в 1973 году и имеет пролет 1 075 метров. Кроме мостов в данный момент функционируют два подземных сооружения.

Это железнодорожный туннель («Мраморный»), длиною 13,5 км, открытие которого состоялось в 2013 году. И автомобильный. Он был открыт два года спустя. Его длина 14,5 км. Особенностью этого подземного сооружения является то, что 5,5 км проходят под проливом на глубине более 105 метров.

Легенда о проливе Дарданеллы

Древние греки этот пролив называли «Геллеспонт», что в переводе звучит как «море Геллы» и связано с древней легендой, которая гласит, что у сына царя Эола (владыки Эолийских островов) было двое детей - сын Фрикс и дочь Гелла, которые после смерти матери воспитывались злой мачехой Ино.

Когда они повзрослели, то неродная мать решила погубить детей своего супруга. Дочь и сын царя пытались спастись бегством на летающем баране. Во время полета Гелла, не удержавшись за золотую баранью шерсть, упала в море и погибла. С тех пор оно носило ее имя - «море Геллы». Современное название пролив получил благодаря городу Дарданея, который когда-то стоял на берегу пролива Дарданеллы.

История пролива Дарданеллы

В V столетии до н. э. территория пролива была ареной греко-персидских войн. В то время Персидский царь Ксеркс I дал указание построить мост через Дарданеллы, чтобы переправиться войсками для вторжения в Грецию.

Было построено два моста из связанных между собой морских судов: первый мост состоял из 360 кораблей, второй из 314. Благодаря этому, войска Персии прошли с боями по Европе.

В 334 году до нашего летоисчисления пролив был использован войсками Александра Македонского. Они совершили удачную переправу. После чего полководец начал свой исторический поход на Азию.

В конце XVII столетия часть территории побережья Азовского и Черного морей отошла к Российской империи. Использование проливов стало ключевым вопросом международного уровня. Обладание ими - это давнишняя мечта России. Проливы Босфор и Дарданеллы открывали возможность господства над самыми важными морскими коммуникациями.

В 1841 году в Лондоне было подписано соглашение. В нем говорилось, что проход по проливу Дарданеллы военным кораблям в мирное время будет закрыт. В 1936 году в городе Монтре (Швейцария) при участии черноморских стран был заключен договор, в котором отмечено, что проливы (Дарданеллы и Босфор) получают статус «отрытого моря» для кораблей всех стран.

Основное положение Конвенции заключается в том, что за Республикой Турция сохраняется право на закрытие проливов во время любых боевых действий в Евразии. С 2017 года в Турции начались подготовительные работы по возведению подвесного моста через пролив Дарданеллы.

Мост длиною 2 025 метров

Рукотворное сооружение длиною 2 025 метров будет считаться самым длинным мостом в мире. Сейчас несколько специально оборудованных кораблей турецкого флота приступили к бурению морского грунта для установки несущих элементов мостового сооружения.

Строительство моста «Чанаккале-1915» (так будет называться это сооружение) должно быть закончено к 2023 году. Название будущего моста связано с победой военных соединений Османской империи над войсками стран Антанты в 1916 году (Дарданелльская операция).

В заключение предлагаем несколько интересных фактов о проливе Босфор.

  1. Берега Европы и Азии впервые за всю мировую историю градостроительства были соединены подземным железнодорожным туннелем. Часть его проходит по дну Босфорского пролива.
  2. Данный проект был предложен архитекторами во времена Османской империи, но осуществить его можно было только в наше время, применив современные технологии.
  3. При строительстве железнодорожного полотна был обнаружен Византийский порт IV столетия до нашей эры.
  4. Босфор считается самым узким в мире проливом, который используется морскими кораблями для перехода из Европы в Азию и обратно.
  5. Ширина пролива Босфор составляет 800-1 700 метров. Средняя глубина 65-70 метров.

Дарданеллы. Интересные факты

А вот занимательные факты о проливе Дарданеллы.

  1. В 1810 году английский поэт Джордж Байрон переплыл Дарданеллы, и тем самым повторил подвиг древнегреческого героя Леандра, который каждую ночь переплывал пролив, чтобы встретиться со своей возлюбленной Герой, жившей на противоположном берегу. В 2010 году в честь этого события состоялся массовый заплыв по маршруту поэта протяженностью в 1,7 км, а с учетом сноса по течению - 5 км.
  2. Во время Второй мировой войны Турция не вступала в военные действия (нейтралитет). В это время Дарданеллы был закрыт для всех воюющих стран.
  3. Правительство Турции призывает пересмотреть соглашение, подписанное в Монре в 1936 году.
  4. Это связано с увеличением в последнее время аварий танкеров с нефтяной продукцией, которая в случае повреждения корабля загрязняет воды пролива.
  5. В 2011 году турецким археологом Растимом Асланом во время раскопок на территории древнего города Канаккале, на дне пролива было обнаружено поселение, существовавшее примерно 5 тысяч лет тому назад.
  6. Берега Дарданеллы имеют крутой извилистый рельеф. Это геологи объясняют тем, что в древности на месте пролива было русло реки, которое затопили воды Эгейского моря в результате понижения части суши, относительно уровня водяной оболочки Земли.

Босфорский пролив: у кромки двух континентов

Согласно древнегреческой легенде, Босфор получил свое наименование от прекрасной Ио, дочери властителя Аргоса, которая в подобии белой коровы спряталась в глубине вод от праведного гнева Геры. Хотя называют с тех пор Босфорский пролив «бычьим» или «коровьим бродом», красота его берегов поразительна и досталась в благодарность от возлюбленной самого Зевса. У греков имелось официальное название для водной артерии – Боспор Фракийский.

Пролив выполняет две важные функции: извилистой лентой соединяет Черное море с Мраморным, служит морским торговым путем для России, государств Юго-Восточной Европы, Украины и Закавказья через Дарданеллы к странам Средиземноморья и Атлантического побережья, а также разграничивает Азию и Европу.

Немного истории

К единой версии о возникновении канала ученые не пришли. Вполне возможно, что морская вода заполнила трещину, образовавшуюся в результате землетрясения.Многие придерживаются теории Всемирного потопа (или черноморского?), произошедшего примерно 7,5 тыс. лет назад на исходепоследнего ледникового периода во время массового таяния вековых ледяных глыб. Уровень воды в морях – Черном и Мраморном, поднялся выше обычной отметки. Волны, хлынув через берег, проложили себе путь по руслу древней реки, образовав соединительный рукав, который на многие столетия стал предметом спора многих стран с Турцией, на чьей территории пролив Босфор находится .

Не раз конфликты заканчивались кровопролитными сражениями, начиная с Троянской войны XIII века до н.э. Во времена Византийской и Османской империй для прохождения Босфора требовалось специальное разрешение – фирман султана, лишь после русско-турецких войн в результате подписания Кючук-Кайнарджинского договора сначала российские корабли, а после Первой мировой войны с заключением Севрского договора суда всех государств получили возможность беспрепятственного преодоления Босфора. С 1936 года по сегодняшний день согласно статьям договора о режиме турецких проливов Босфор остается международной территорией судоходства.



Босфор современный

Гибкой линией длиной 31 км пересекает Босфорский пролив стамбульские кварталы с севера на юг. Глубина фарватера колеблется от 36 до 124 м, но прохождение судов осложняется искривлениями траектории, напоминающей букву S, плохой видимостью во время осенних туманов и дождей.

Целая система башен-маяков сооружалась издавна, чтобы обеспечивать безопасное преодоление природного канала, а сейчас бригады диспетчеров и лоцманов удивляют своей слаженной работой, позволившей обходиться без серьезных инцидентов последние несколько десятков лет.

Минимальная ширина пролива Босфор 700 м, максимальный показатель в некоторых местах между европейским и азиатским побережьями достигает 3420 м. Свыше 48 тысяч судов ежегодно проходят по каналу, не считая прогулочных и пассажирских паромов, курсирующих от берега к берегу. Значительная доля в этой цифре принадлежит танкерам с нефтью – российской, азербайджанской, казахской, а также рыболовным траулерам, сухогрузам и яхтам.

Мосты через Босфор

Замысел мостостроительства через Босфор возник еще в средневековье, но оказался осуществимым лишь во второй половине ХХ столетия.

К 50-летию образования Турецкой республики в конце октября 1973 г. сдан в эксплуатацию висячий Босфорский мост имени Ататюрка, гигантская ажурная конструкция, словно парящая на высоте 64 м над уровнем воды. Протяженность Богазики, как ласково именуют его стамбульцы, 1074 м, ширина проезжей части почти 33 м, а опоры возвышаются над Босфором ввысь на 165 м.

Свыше 200 тыс. транспортных единиц движется ежедневно через пролив, перемещая на противоположный берег более 600 тыс. человек. Передвижение по мосту платное и запрещено для пешеходных прогулок из-за множественных случаев самоубийств в первые несколько лет его эксплуатации.

Второй мост через Босфор в Стамбуле протяженностью 1090 м и шириной 39 м сооружен в 1988 году по проекту Freeman Fox & Partners, как и мост Ататюрка, и назван именем Султана Мехмеда Фатиха Завоевателя. Располагается севернее Ататюркского моста на 5 км и связывает районы Стамбула – Анадолу Хисары на азиатском побережье и Румели Хисары на европейском берегу мегаполиса. Система растяжек на стальных тросах удерживает подвесное полотно между высокими пилонами. Ежесуточно скоростную транспортную артерию используют почти 150 тыс. автомобилей для пересечения Босфора, перемещая свыше полумиллиона пассажиров. Пешеходное движение по мосту не разрешается.

Планируется возведение еще одного, третьего моста, который предположительно выполнит разгрузочную функцию и объединит трансъевропейскую магистраль со скоростной трассой Northern Marmara вдоль Черноморского побережья.

Тоннель под Босфором

Задумка сооружения тоннеля под Босфором возникла еще в XIX столетии и принадлежала султану Абдул-Меджиду, однако в то время для ее реализации недоставало ни средств, ни технического оснащения для подземных работ. Возможность осуществления строительства появилась лишь в начале XXI века. Проект Мармарай, помимо прокладки железнодорожного пути ниже уровня дна Босфорского пролива на 4,6 м, включал реконструкцию полотна близлежащих станций и перегонов вдоль побережья Мраморного моря общей протяженностью 63 км и создание высокопропускного участка между пунктами Халкалы и Гебзе.

Длина самого тоннеля, пересекающего Босфорский пролив ниже уровня моря на отметке 60 м, составляет 13,6 км, из них лишь 1,4 км – именно под водой. Поезд ныряет в тоннель на станции Айрылыкчешме азиатского берега и появляется из-под земли в Казлычешме европейской части Стамбула, находясь в пути не более 4 минут.

Эксплуатация тоннеля началась в конце октября 2013 года. Ежедневно около полутора миллионов пассажиров преодолевают пролив Босфор подземным транспортом.

Прогулка по Босфору

Морские прогулки начинаются от паромного порта, располагающегося на окраине площади Эминеню, на которую можно пройти пешком по Галатскому мосту, спустившись к нему от Галатской башни. Общественным транспортом – скоростным трамваем – легко добраться из любого района европейской части Стамбула.

Путешествие по проливу возможно несколькими способами:

Государственным транспортом;

На коммерческих прогулочных паромах;

Экскурсионными корабликами, на которые продают билеты уличные зазывалы;

На небольших частных катерах.

Отправляясь на прогулку по Босфору в Стамбуле, желательно внимательно изучить цены, расписание и маршрут следования с возможными остановками на протяжении экскурсии, чтобы выбрать наиболее оптимальный вид транспорта с точки зрения культурной программы и финансов.

Прогулки на коммерческих паромах включают следование вдоль азиатского побережья пролива, поворот у моста Фатиха и путешествие уже ближе к европейскому берегу. В течение полутора часа туристы наслаждаются видами прибрежных застроек традиционного для Стамбула архитектурного стиля – яли, возникшего в конце XVII столетия, в переводе с турецкого языка «дом возле воды».

Туристы, привыкшие к самостоятельному осмотру достопримечательностей, арендуют для прогулки по Босфору небольшие частные катера, оговаривая маршрут путешествия и его стоимость с владельцами транспортного средства. Много экскурсий, дневных и ночных, предлагают прямо на улицах Стамбула зазывалы. Стоимость их дороже, но преимущество в том, что туристов забирают автобусом прямо у мест проживания, доставляют на пристань, а после поездки привозят обратно. Чаще обычного предлагаются путешествия по Босфору от Эминеню до Кадыкея и Ускюдара, двухчасовые круизы в бухту Золотой Рог.

Государственные паромы мало чем отличаются от коммерческих, разве что следуют с пятью остановками на промежутке между Эминеню и Анадолу Каваги, которые можно использовать для самостоятельного осмотра интересных мест на побережьях Босфора.

Пока паром отчаливает от пристани Эминеню, туристы любуются величественным видом мечети Сулеймание, последнего пристанища султана Сулеймана Великолепного и его жены Роксоланы. Вдоль берега тянутся пышные дворцы турецких вельмож XVIII и XIX веков, деревянные виллы, пышные яли, ночные клубы и рестораны.

У самого пилона Босфорского моста приютилась белокаменная мечеть Ортакей с куполообразной крышей и взмывающей ввысь стройной остроконечной башней.

Среди достопримечательностей европейского побережья Босфора стоит упомянуть дворцы Чифте Сарайлар и Долмабахче, замок Топхане, крепость Румелихисар, Музей изящных искусств и Морской, а также Парк Йылдыз района Бешикташ, располагающийся на месте бывших охотничьих угодий правящих династий. Особым колоритом отличается рыбный базар Сарыер – от разнообразия морепродуктов разбегаются глаза, а приобретенную рыбу соглашаются приготовить в любом рыночном ресторанчике за символическую плату.

Азиатский берег Босфорского пролива также знаменит интересными для осмотра объектами – старинная башня Леандра провожает каждый корабль, следующий по Босфору, грандиозны своим восхитительным великолепием дворец Вейлербейи, крепость Анадолухисары, вилла Кючкжсу, а также функциональное здание вокзала Хайдар Паша Тары.

Интересные факты, связанные с Босфором

Вопросом «Куда течет Босфор?» ученые задавались, начиная с глубокой древности. После исследования течений пролива российским ученым-океанографом С.О.Макаровым в 1881 году подтвердился неожиданный факт – Босфор течет туда и обратно. Поверхностный опресненный слой воды движется из Черного моря в Мраморное, а у самого дна наблюдается подводная соленая река, направляющаяся в противоположную верхнему течению сторону, которая продолжает свое движение уже по дну Черного моря.

В первый день эксплуатации тоннеля под Босфором остановились поезда из-за вдруг пропавшего электричества, пассажирам пришлось выбираться на поверхность земли пешком.

Традиционные межконтинентальные заплывы через Босфорский пролив происходят ежегодно, а вот теннисный матч на мосту Ататюрка между турецкой спортсменкой Ипек Сеноглу и американкой Винус Уильяме состоялся лишь однажды – в 2005 году и территориально проходил действительно между двумя материками.

Советы туристам

Выбирая экскурсию по Босфору, следует внимательно изучить возможные предложения, выбрать наиболее подходящее среди нескольких вариантов, похожих содержанием и отличающихся стоимостью.

Отправляться на прогулку по Босфору лучше рейсовым катером, чем экскурсионным. Получается дешевле, а маршрут тот же. Помимо экономии, эффективнее используется время: спланированный самостоятельно перерыв в путешествии на обед плавно вписывается в посещение выбранных достопримечательностей на берегу.

Несмотря на жаркую погоду в Стамбуле, Босфор всегда отличается прохладным ветерком. Эфиль-эфиль – так называется по-турецки его освежающее дуновение. Однако тем, кто быстро зябнет, стоит позаботиться о легком кардиганчике, отправляясь на прогулку по Босфору, особенно под вечер.

Коренные стамбульцы в Босфорском проливе не купаются, считают его воды недостаточно чистыми после ежедневного движения большого количества суден.

Анонсы

Босфорский пролив – уникальная изюминка Стамбула, разделяющая турецкий мегаполис на европейскую и азиатскую части. Стратегически важный географический объект, Босфор, словно морские врата, открывает торговый путь для черноморских государств через Средиземное море далее к просторам Атлантического океана. Прогулка вдоль канала привносит особый шарм в путешествие по Турции, ведь предоставляет возможность оказаться одновременно у кромки Европы и Азии.

У Босфорского пролива особое очарование – его берега принадлежат разным континентам. Отсекая Европу от Азии, канал соединяет водные миры нескольких морей, обеспечивает торговое судоходство многих стран Черноморского побережья. Незамерзающий и зимой, Босфор, будто неугомонный труженик, бережно переправляет тысячи судов ежегодно по извилистому фарватеру, открывая им путь к бесконечным просторам Атлантического океана.

Проливом называется относительно узкий участок океана или моря, который делит два отрезка суши (острова или даже континенты) и соединяет при этом смежные водные пространства. Мозамбикский пролив является самым длинным во всем мире. Эти своего рода естественные переправы, соединяющие моря и океаны, играют важную роль в торговых отношениях между странами.

Мозамбикский пролив на карте мира

В западных водах Индийского океана располагается самая крупная водная переправа, которая разделяет Африку и остров Мадагаскар. Мозамбикский пролив достигает в длину 1760 км, в ширину - от 422 км до 925 км, а его глубина варьируется от 117 м до 3292 м. Наибольшая глубина зафиксирована в северной и южной частях, посередине она составляет около 2,4 км.

Если рассмотреть Мозамбикский пролив на карте, то можно заметить на севере. Вдоль их берегов расположены более мелкие острова и рифы. Одной из характерных особенностей является достаточно постоянное течение с северо-западным направлением со скоростью около 1,5 узла. Высота приливов иногда достигает 5 м.

Кто первым открыл пролив между Африкой и Мадагаскаром?

Задолго до европейцев самый длинный пролив активно использовался арабами, торговавшими с жителями Мадагаскара, но спорным был вопрос о первооткрывателе европейского происхождения. Некоторые эксперты называют имя Васко да Гама как первого, кто его пересек. Есть и другая точка зрения, согласно которой первооткрывателем должен считаться Марко Поло, который еще за два века до Васко да Гама поведал миру о находке.

Происхождение названия

Интересные факты связаны с названием «Мозамбикский». Древние арабы называли его ал Кумр, это значит, что название пошло не от них. Когда Васко да Гама совершал свои путешествия, страны Мозамбик еще не было, а на его месте находилась страна Мономотапа.

Некоторые ученые связывают происхождение названия как государства, так и самого пролива с забавным случаем из истории, когда португальцы исковеркали имя главы портового городка, совместив его с названием страны - Муса-бен-Мбика. Необычное сочетание прижилось, и появившийся Мозамбикский пролив на карте так до сих пор и называется.

Живописное побережье Мозамбикского пролива

Невероятной красотой отличается побережье. Золотистые песчаные пляжи окружены пологими холмами, которые открывают шикарный вид на самый длинный пролив в мире. Большим разнообразием отличается также животный и растительный мир, природа этих мест неповторима, здесь обитают очень редкие виды рыб. Мозамбикский пролив усыпан подводными вулканами, у берегов Мозамбика и Мадагаскара можно встретить большое количество островков вулка-нического происхождения, под водой переходящих в живописные коралловые рифы.

Например, в его водах в 1938 году обнаружили уникальный вид - костистую рыбу целаканта (Latimeria chalumnae), которая жила на планете 50-70 миллионов лет тому назад и в настоящее время считалась давно вымершей. Встречается это живое ископаемое преимущественно в направлении побережья Южной Африки. По приблизительным подсчетам она гораздо древнее самих динозавров, а еще здесь встречается скат - манта. Эти и другие интересные обитатели места под названием Мозамбийский пролив представляют огромный интерес у любителей дайвинга.

Удачная попытка переплыть Мозамбийский пролив

Два спортсмена и отличных пловца из Южной Африки, Тэйн Уильямс и Джонно Прудфут, весной 2014 совершили колоссальный заплыв на 450 км от Мозамбика на Мадагаскар. Это сумасбродное мероприятие имело под собой благородные цели: сбор денежных средств для специального фонда помощи детям. Тейн и Джонно вернулись на родину как настоящие герои.

Переплыть без чьей-либо помощи место, где находится Мозамбикский пролив, было не самой простой задачей, однако миссия была успешно выполнена. Водный барьер, входящий в состав Индийского океана и зажатый между Мадагаскаром и Африкой на юго-востоке, был покорен. Созданный самой природой канал, который составляет примерно 460 км в самом узком месте, находящимся между городом Ангоч в Мозамбике и Тамбохорано на Мадагаскаре, смогли переплыть два на вид вполне обычных человека с амбициозными целями и благородной миссией.

Морская экология пролива

Глубины Мозамбикского пролива таят в себе большое количество тунца и других морских видов рыб, а также омаров, глубоководных креветок, раков и крабов. Среди млекопитающих можно назвать тихоокеанскую афалину, полосатого дельфина, горбатого кита и короткоплавниковую гринду. Наибольшее средоточие китообразных наблюдается в окрестностях Майотты.

Ловлей рыбы в основном занимаются местные рыбаки, и в последнее время наметилась тенденция уменьшения рыбных запасов. Есть и другие немаловажные экологические проблемы, среди которых: воздействие на морскую экологию загрязненной в результате использования фосфатных и азотных удобрений в сельском хозяйстве воды, попадание в водные потоки различных пестицидов и гербицидов.

История Мозамбикского пролива

Сохранилась лишь небольшая часть письменных источников, повествующих о времени португальской колониальной эры начала 16 столетия в прибрежных зонах Мозамбикского пролива. Известно, что одна сторона природного канала была занята местными африканскими народами в течение продолжительного времени, фактом является также то, что мусульманские торговцы и мореплаватели прибывали сюда с севера в период с 800 по 1000 год нашей эры.

Береговая линия Мозамбика была освоена раньше, чем со стороны Мадагаскара, и плотность населения побережья Африки в разы превышала количество жителей острова.

Британские острова отделены от остального континента нешироким каналом между Северным морем и Атлантическим океаном. Мы собрали несколько интересных фактов об этом узком перешейке.

Пролив между Францией и Британскими островами мы знаем как Ла-Манш – это французское название. А англичане называют его Английским каналом – the English Channel , тем самым как будто заявляют свои права на него. В большинстве других стран используются названия, заимствованные из французского: например, по-испански «эль Канал де-ла-Манча».

Самое узкое место пролива Ла-Манш – Дуврский пролив или Па-де-Кале: с одной стороны находится город Дувр, с другой французское побережье региона О-де-Франс. Ширина пролива в этой части составляет всего 37 км: противоположная сторона отлично видна в хорошую погоду.

Ла-Манш образовался относительно недавно по геологическим меркам: всего 200 тысяч лет назад. В те времена в районе Северного моря было озеро, ограниченное ледником. Воды озера прорвались из-за ледника и вызвали огромное наводнение, в результате которого перешеек между современными Великобританией и Францией был смыт.

Ла-Манш имел важную защитную функцию для Британии. Хотя ширина пролива небольшая, и его можно было преодолеть даже на древних кораблях (до островов доплывали и римляне, и норманы, и Вильгельм Оранский), путешествие это было довольно сложным. Сильные течения, приливы, шквалистые ветра, густые туманы погубили многие корабли.

Опытные пловцы могут преодолеть Па-де-Кале вплавь. Первым, кто переплыл пролив без спасательного жилета, был британец Мэттью Уэбб, которому понадобилось почти 22 часа. Рекорд по времени поставил австралийский пловец Трент Гримси в 2007 году – всего 7 часов. Удивительно то, что за всю историю пролив переплыло меньше человек, чем покорило Эверест: всего около тысячи людей.

Из-за течений и погоды температура воды в Ла-Манше не поднимается выше 18 градусов даже летом, а обычно в теплые месяцы держится в районе 15-16 градусов. При этом зимой пролив не замерзает – даже у берегов не образуется лед. Это объясняется теплым течением Гольфстрим.

Под Па-де-Кале построен Евротоннель, который соединяет Великобританию и Францию – города Дувр и Кале. Его длина составляет 51 километр, 39 из которых лежат под водой. Это третий по длине железнодорожный тоннель в мире. Его даже включили в список современных чудес света.

Теперь вы знаете о Ла-Манше не меньше, чем англичане. Главное не забывайте правильно его называть по-английски – the English Channel, ведь легко забыться и произнести французский вариант, а британцам вряд ли это понравится.