Африканские пигмеи живут. Пигмеи: самые маленькие люди в мире

Пигмеи (греч. Πυγμαῖοι — «люди величиной с кулак») — группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки.

Свидетельства и упоминания

Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время — в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера, у Геродота и Страбона).

В XVI—XVII вв. они под названием «матимба» упоминаются в описаниях, оставленных исследователями Западной Африки.

В XIX веке их существование подтверждено немецким исследователем Георгом Августом Швейнфуртом, русским исследователем В. В. Юнкером и др., обнаруживавших эти племена в тропических лесах бассейна рек Итури и Узле (различные племена под именами: акка, тикитики, обонго, бамбути, батва).

В 1929—1930 гг. экспедиции П. Шебеста описала пигмеев бамбути, в 1934—1935 исследователь М. Гузинде нашёл пигмеев эфе и басуа.

В конце XX века они проживают в лесах Габона, Камеруна, Центральноафриканской Республики, Конго, Руанды.

Наиболее древнее упоминание о пигмеях содержится в рассказе египтянина Хирхуфа, вельможи эпохи Древнего царства, который похвалялся, что ему удалось привезти из своего похода карлика для потехи молодого царя. Эта надпись относится к III тысячелетию до н. э. В египетской надписи карлик, привезенный Хирхуфом, назван днг. Название это сохранилось до наших дней в языках народностей Эфиопии: по-амхарски карлик называется денг, или дат. Древнегреческие писатели рассказывают всевозможные истории об африканских пигмеях, но все их сообщения носят фантастический характер.

Пигмеи ведут охотничий образ жизни. В хозяйстве пигмеев собирательство занимает, повидимому, первое место и определяет в основном питание всей группы. На долю женщин падает большая часть работы, так как добыча растительной пищи — дело женщин. Женщины всей совместно живущей группы ежедневно в сопровождении детей собирают вокруг своего лагеря дикорастущие корнеплоды, листья съедобных растений и плоды, ловят червей, улиток, лягушек, змей и рыб.

Пигмеи принуждены оставлять стоянку, как только в окрестностях лагеря съедены все пригодные растения и уничтожена дичь. Вся группа переходит в другую область леса, но странствует в пределах установленных границ. Эти границы известны всем и строго соблюдаются. Охота на чужих землях не допускается и может повести к враждебным столкновениям. Почти все группы пигмеев живут в тесном соприкосновении с высокорослым населением, чаще всего — с банту. Обычно пигмеи приносят в деревни дичь и лесные продукты в обмен на бананы, овощи и железные наконечники для копий. Все группы пигмеев говорят на языках своих высокорослых соседей.


Дом пигмеев из листьев и палок

Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Что представляют собою пигмеи? Автохтонное ли это население Центральной Африки? Составляют ли они особый антропологический тип, или их происхождение есть результат деградации высокорослого типа? Таковы основные вопросы, составившие сущность пигмейской проблемы, одной из наиболее спорных в антропологии и этнографии. Советские антропологи считают, что пигмеи — это аборигены тропической Африки особого антропологического типа, самостоятельного происхождения.

Рост от 144 до 150 см для взрослых мужчин, кожа светло-коричневая, волосы курчавые, тёмные, губы сравнительно тонкие, крупное туловище, руки и ноги короткие, этот физический тип можно классифицировать как особую расу. Возможная численность пигмеев может составлять от 40 до 280 тысяч человек.

По внешнему типу к ним близки негритосы Азии, но генетически между ними имеются сильные различия.

ПИГМЕИ - на-ро-ды, от-но-ся-щие-ся к цен-траль-но-аф-ри-кан-ской ра-се.

Жи-вут в зо-не тро-пических ле-сов Эк-ва-тори-аль-ной и Восточной Аф-ри-ки. Из-вест-ны под на-зва-ния-ми: тва (бат-ва, абат-ва) - в Ме-жо-зе-рье и Де-мо-кра-тич. Рес-пуб-ли-ке Кон-го (ДРК) (тер-мин «тва» ино-гда при-ме-ня-ет-ся по от-но-ше-нию к охот-ничь-им груп-пам Южной Аф-ри-ки - Южной Ан-го-лы, На-ми-бии, Зам-бии, ЮАР, в том числе к сан); ква/чва (ДРК), мбу-ти / бам-бу-ти (се-ве-ро-вос-ток ДРК), бин-га / ба-бин-га, мбен-га / бам-бен-га (за-пад Эк-ва-то-ри-аль-ной Аф-ри-ки). Раз-де-ля-ют-ся на восточных и западных пигмеев. К вос-точ-ным пигмеям от-но-сят-ся: тва Ме-ж-о-зе-рья (свыше 200 тысяч человек в Ру-ан-де, около 100 тысяч человек в Бу-рун-ди, 35 тысяч человек на вос-то-ке ДРК, 5 тысяч человек в Тан-за-нии и 3 тысячи человек в Уган-де); суа (асуа; 35 тысяч человек), эфе (35 тысяч человек) и кан-го (10 тысяч человек) в бас-сей-не реки Уэле на се-ве-ро-вос-то-ке ДРК. За-пад-ные пигмеи: мон-го-тва (в рай-оне озёр Тум-ба и Маи-Ндом-бе на се-ве-ро-за-па-де ДРК); гбан-зи-ри (бан-зи-ри, гбан-зи-ли, гбан-де-ре; 50 тысяч человек), ба-мас-са (15 тысяч человек) и бу-ра-ка (5 тысяч человек) в вер-ховь-ях реки Убан-ги на юге ЦАР и се-ве-ро-за-па-де ДРК; бо-фи (30 тысяч человек на юго-за-па-де ЦАР) и ака (яка, бая-ка, бе-бая-ка, би-байя, ба-бин-га, мбен-зе-ле, ба-бен-зе-ле, ба-се-се, са-мо-на-зва-ние - биа-ка; 30 тысяч человек на се-ве-ро-вос-то-ке Рес-пуб-ли-ки Кон-го - РК, 20 тысяч человек на юго-за-па-де ЦАР и 5 тысяч человек на се-ве-ро-за-па-де ДРК) в ни-зовь-ях реки Ло-бае; гун-ди в вер-ховь-ях реки Сан-га (15 тысяч человек на юго-за-па-де ЦАР); ба-ка (би-байя, бин-га, ба-бинга) в бас-сей-не рек Джа и Бум-ба на юго-вос-то-ке Ка-ме-ру-на (45 тысяч человек) и в вер-ховь-ях реки Ай-и-на на се-ве-ро-вос-то-ке Га-бо-на (5 тысяч человек); гье-ле (ги-ел-ли / бай-е-ле, ко-ла / ба-ко-ла, койя / ба-койя) к югу от ни-зовь-ев реки Ньонг (5 тысяч человек на юго-за-па-де Ка-ме-ру-на и се-ве-ро-за-па-де Эк-ва-то-ри-аль-ной Гви-неи). Вы-де-ля-ют-ся так-же юж-ные пигмеи: тва бас-сей-на Ка-саи на юго-за-па-де ДРК; упем-ба-тва (лу-ба-хем-ба-тва) в за-бо-ло-чен-ных рай-онах в вер-ховь-ях реки Луа-ла-ба на юго-вос-то-ке ДРК; бан-гве-улу-тва в бо-ло-тах Бан-гве-улу на се-ве-ро-вос-то-ке Зам-бии; лу-кан-га-тва в Центральной Зам-бии; ка-фуэ-тва в ни-зовь-ях реки Ка-фуэ на юге Зам-бии и др. Об-щая чис-лен-ность до 500 тысяч человек. Пигмеи ут-ра-ти-ли свои язы-ки и го-во-рят на язы-ках ок-ру-жаю-щих на-ро-дов бан-ту, а так-же на язы-ках убан-гий-ской под-се-мьи ада-ма-ва-убан-гий-ских язы-ков и цен-траль-но-су-дан-ских язы-ках. Со-хра-ня-ют тра-диционные ве-ро-ва-ния, часть - хри-стиа-не (ка-то-ли-ки и про-тес-тан-ты: баптисты, лютеране и др.).

По наи-бо-лее рас-про-стра-нён-ной тео-рии, пигмеи - по-том-ки або-ри-ген-но-го на-се-ле-ния Эк-ва-то-ри-аль-ной Аф-ри-ки, вы-тес-нен-ные во 2-м тысячелетии до нашей эры в труд-но-дос-туп-ные об-лас-ти по-сле рас-се-ле-ния зем-ле-дельческих на-ро-дов, го-во-ря-щих на язы-ках бан-ту, убан-гий-ских и цен-траль-но-су-дан-ских, ко-то-рые вы-тес-ни-ли из-на-чаль-ные язы-ки пигмеев. Со-глас-но ге-не-тическим ис-сле-до-ва-ни-ям, их пред-ки жи-ли в изо-ля-ции около 60 тысяч лет. Древ-ней-шие из-вес-тия о них име-ют-ся в древнеегипетских над-пи-сях III тысячелетия до нашей эры. У древнегреческих ав-то-ров (в «Илиа-де» Го-ме-ра, у Ге-ро-до-та и Стра-бо-на) пигмеями на-зы-ва-лись ми-фические кар-ли-ки, жив-шие в Аф-рике. В ев-ропейских опи-са-ни-ях Западной Аф-ри-ки XVI-XVII веках пигмеи упо-ми-на-ют-ся под названием «ма-тим-ба». Их су-ще-ст-во-ва-ние под-твер-жде-но в XIX веке немецким ис-следо-ва-те-лем Г. Швейн-фур-том и русской экс-пе-ди-ци-ей В.В. Юн-ке-ра. Основные груп-пы пигмеев об-на-ру-же-ны в XX веке. П. Ше-бе-стой (1929-1930 годы) и М. Гу-зин-де (1934-1935 годы).

За-ни-ма-ют-ся бро-дя-чей охо-той (ору-жие - лук, ко-пьё), ры-бо-лов-ст-вом и со-би-ра-тель-ст-вом, об-ме-ни-вая до-бы-тые про-дук-ты у ок-ру-жаю-щих на-ро-дов на зер-но, ме-талл и гли-ня-ную по-су-ду; бы-ли по-став-щи-ка-ми сло-но-вой кос-ти. Вы-де-лы-ва-ют лу-бя-ную ма-те-рию (мбу-гу). Не зна-ли спо-со-бов до-бы-чи ог-ня (кро-ме ба-ка, до-бы-вав-ших его тре-ни-ем). Ос-но-ву со-ци-аль-ной ор-га-ни-за-ции со-став-ля-ют ло-каль-ные груп-пы по 2-6 нук-ле-ар-ных се-мей (от 15 до 60 человек). Счёт род-ст-ва пат-ри-ли-ней-ный, рас-про-стра-нён брач-ный об-мен сё-ст-ра-ми. Во-ж-ди и со-ци-аль-ная ие-рар-хия от-сут-ст-ву-ют. Тва Ме-жо-зе-рья об-ра-зу-ют эт-но-ка-сто-вую общ-ность - низ-ший ие-рар-хический уро-вень в со-ста-ве рун-ди и ру-ан-да. Со-хра-ня-ет-ся тра-диционный фольк-лор: сказ-ки, ми-фо-ло-гия, му-зы-ка (ин-ст-ру-мен-ты - во-дя-ной ба-ра-бан, ар-фа, музыкальный лук); у мбу-ти и мбен-га раз-ви-та по-ли-фо-ническая му-зы-ка.

В XX веке пред-при-ни-ма-лись по-пыт-ки пе-ре-се-ле-ния пигмеев в ста-цио-нар-ные по-сёл-ки, как пра-ви-ло, при ка-то-лических мис-си-ях. С конца XX века ин-тен-сив-ная вы-руб-ка ле-сов, а так-же ор-га-ни-за-ция в них за-по-вед-ни-ков спо-соб-ст-ву-ют вы-тес-не-нию пигмеев с ис-кон-ных тер-ри-то-рий и раз-ру-ше-нию тра-диционного об-раза жиз-ни. Часть пигмеев пе-ре-хо-дит к осед-ло-сти. Под-вер-га-ют-ся дис-кри-ми-на-ции, ге-но-ци-ду в хо-де гражданских кон-флик-тов.

С точки зрения «большого мира больших людей», маленький мир пигмеев и молод и стар одновременно. Слово «пигмей» греческого происхождения и обозначает буквально – «величиной с кулак» или, возможно, «расстояние от кисти до локтя» – получается своеобразный «мужичок с локоток». Племена пигмеев встречаются в Африке (племена акка на севере континента и батра – на юге), на Филиппинах, на Андаманских островах и в Новой Гвинее. Энциклопедический словарь начала века определяет пигмеев как представителей общей расы, которую отличает «очень темный цвет кожи, шерстистые волосы, широкий нос и общий облик, напоминающий негра». Швейцарский анатом Кольман в конце IXX века выступил с очень спорной теорией, которая рассматривала пигмеев как древнейший тип предков современных человеческих рас, но в последнее время антропологи определяют пигмеев как негро-австралоидную расу.

Куда Геракл унес пигмеев?

О пигмеях было известно с древних времен, ведь еще Гомер описал в «Илиаде» битву пигмеев с журавлями. У античных греков есть и еще одна легенда, связанная с пигмеями. Когда Геракл победил сына Земли великана Антея и прилег отдохнуть после трудной схватки, пигмеи, жившие в норах, вырытых в песке, выползли на поверхность в полном вооружении и напали на героя. Геракл пробудился, сгреб их всех в свою накидку из львиной шкуры и унес с собой. Куда же Геракл унес пигмеев? Этнографы, описывая аборигенов Севера, обращали внимание на их темнокожесть и приплюснутое лицо, так напоминающее антропологический тип пигмеев. Неужели пигмеи перекочевали на север? Иначе, откуда в преданиях и сказках Северной Европы в таком количестве взялись карлики-маги, живущие главным образом под землей?

В английском фольклоре это, прежде всего, эльфы; у норвежцев – тролли, у датчан и шведов – дворги, у шотландцев – банши, а также известные по всей Европе феи и гномы, или карлики-колдуны в российском фольклоре. Мы слишком мало знаем о путях передвижения древних народов, и даже их магистральные маршруты продолжают вызывать среди ученых-этнографов острые споры и невероятные предположения, которые порой превосходят любую фантастику. Кто знает, быть может пигмеи – и есть потомки легендарных древних карликов?

И все-таки они существуют

Пигмеи джунглей Конго не имеют судей. Никто не хочет брать на себя ответственность судить других людей, и все вопросы решаются сообща, без выделения особо влиятельных лиц. Они не верят в Бога как в Творца, и, как все люди палеолита, обожествляют Лес, животных и деревья. В их представлении существует фигура Величайшего из слонов, которого в конце мироздания убьет Величайший из охотников. Пигмей ежедневно взывает к Лесу о защите, о том, чтобы его миновали беды и болезни.

День у пигмеев тяжелый и однообразный. С утра пораньше женщины, взяв плетеные корзины, уходят ловить рыбу, собирать сочные тропические плоды, орехи, коренья, грибы и личинок различных насекомых. В деревне, чтобы поддерживать огонь костра и присматривать за детьми, остаются одна-две «дежурные». Мужчины в это время проверяют выставленные накануне силки и охотятся – обычно на обезьян, птиц и хохлатых антилоп – дукеров. Пигмеи никогда не задерживаются на одном месте подолгу. Они по нескольку раз в год покидают дома, выстроенные лишь недавно, собирают нехитрый скарб и уходят дальше в глубь и глушь тропических зарослей по тропам, известным им одним. Крошечные, брошенные селения быстро зарастают травой, кустарником – через месяц их уже ни за что не отыскать.

Впрочем, в XXI веке у пигмеев, кроме лесных троп появились и иные постоянные маршруты. Они все чаще нанимаются на сезонную уборку плантаций или помогают лесозаготовительным компаниям расчищать территории под вырубку, подсказывая, где древесина самая ценная. Среди «маленьких людей» практически не осталось тех, кто в той или иной степени не прикоснулся бы к цивилизации. И это, увы, неизбежно приведет к исчезновению традиционного образа жизни целой этнической группы, которая, по общему научному мнению, является самой древней на Земле: она соответствует каменному веку.

О чем поют пигмеи

Вечером у большого костра начинает свой витиеватый перестук барабан индуму. Сначала вождь, а за ним и старейшины облачаются в ритуальные одежды и принимаются танцевать буму – танец во славу богов, Леса и животных. Женщины подпевают на несколько ладов, импровизируя и подстраиваясь под барабанные ритмы. Черна африканская ночь. Вспыхивают лишь огоньки светлячков. Должно быть очень темно, а иначе Бобе – дух леса – может вызвать гром. Бобе властвует в мире теней и является посредником между мирами, он – хозяин всего, что нужно человеку для жизни. Перед хижинами-времянками полукругом сидят люди, разделенные на две группы – отдельно мужчины, отдельно женщины. Они поют и ждут появления Бобе. Пение пигмеев часто прерывается, а затем опять начинается тонкой сольной ниточкой и быстро набирает силу из многих вливающихся в хор голосов. Когда пение становится наиболее интенсивным, из леса появляется Бобе, которого изображает участник церемонии, наделенный особыми полномочиями. Он с ног до головы покрыт листьями, которые тянутся за ним, как хвост. Приблизившись к сидящим у костра, он танцует и вскрикивает, отвечая на трели поющих соплеменников.

Почему пигмеи маленького роста

Средний рост африканского «карлика» составляет 144–146 см для мужчин и 136–138 см для женщин. Традиционные объяснения этого феномена – от генетической предрасположенности до низкой калорийности пищи и необходимости легко передвигаться в зарослях. Тем не менее, ученые из Кембриджского университета предложили альтернативную гипотезу. Исследователи заметили одну особенность: продолжительность жизни пигмеев очень мала, среди них нет долгожителей. Следовательно, пигмеям присущ короткий жизненный цикл, сопровождающийся незначительным ростом.

Затем было замечено, что у различных групп пигмеев очень высокий уровень смертности, по сравнению с любыми другими племенами. Выяснилось, что средняя продолжительность жизни пигмеев колеблется всего от 16 до 24 лет. Очень немногие женщины пигмеев доживают до конца своего репродуктивного периода, и только небольшой процент женщин достигает возраста старше 40 лет. В связи с этим пигмеи должны достигать половой зрелости гораздо быстрее, чем люди с высокой продолжительностью жизни: примерно в 12 лет; в это же время останавливается рост, чем и объясняется малорослость пигмейских племен.

Лучшие охотники Африки

Еще в самом недавнем прошлом общины пигмеев часто объединялись ради «магуа-мусо» – большой охоты на крупных зверей вроде лесных слонов и горилл, но теперь их стало катастрофически мало в лесу. Кроме того, эбубу (по-пигмейски – гориллы) очень опасны и при случае всегда готовы поменяться с охотником ролями. Приходится довольствоваться тем, что есть. Тем, что остается после разрушительной деятельности лесозаготовительных компаний, активно проникающих в самые труднодоступные уголки лесной чащи и вырубающих ее, сужая тем самым ареал обитания животных. Недалеки те времена, когда с помощью луков и отравленных стрел вообще нельзя будет добыть пропитание, и пигмеям придется опять идти на поклон к «большим людям», чтобы те со своими ружьями поучаствовали в охоте.

В сезон дождей они собирают мед – любимое пигмейское лакомство. Есть два способа достать его. Первый таков: когда дупло с пчелами обнаружено, нужно взять размельченные угольки от костра и засыпать их в дупло. Жар и дым выкуривают пчел, и сладкая субстанция остается без охраны. Но этот метод применяется лишь при наличии дупла на небольшой высоте, а если оно далеко, под самой кроной, задействуется второй, более трудоемкий. На земле устанавливается небольшой помост из лиан – два-три метра высотой. На него забираются несколько пигмеев и по очереди рубят дерево своими примитивными топорами, обвязывая и страхуя себя все теми же лианами. Дело это долгое и требует определенной физической силы, терпения и выносливости. За пару часов можно одолеть ствол диаметром до метра. Представляете, как разочарованы бывают «артельщики», если дупло оказывается пустым и приходится отправляться на новые поиски! Причем надо заметить, что вырубается, как правило, сухостой. Если пигмеи обнаружат дупло в живом, молодом, здоровом дереве, то они не тронут его, несмотря на медовый соблазн. Ведь если причинять боль Лесу и его богам, они непременно дадут сдачи…

Что касается женской рыбалки, то тут главная трудность заключается в однообразии и утомительности процесса: из бревен и глины сооружается нечто похожее на плотину – сразу с двух сторон, чтобы перекрыть речушку. Босиком, стоя по щиколотку в грязной жиже, женщины подручными средствами вычерпывают из образовавшейся запруды воду, а чтобы взбодриться, громко распевают незатейливые песни. Когда участок речки наконец мелеет, все живое собирается со дна в корзины. Разнообразием «улов» не отличается: крабики, пресноводные моллюски, сомики величиной с ладонь. За четыре часа такой работы набирается меньше, чем половина корзины пищи. На всю деревню этого маловато, но пигмеи не привередливы. К обеду все возвращаются в деревню и делят добычу. На маленьких лицах вспыхивают улыбки: ведь вечером будет праздник.

В тропических лесах провинции Итури республики Конго живут самые низкорослые на планете люди - пигмеи племени Мбути. Их средний рост составляет 135 см. Светлый цвет кожи помогает им легко и незаметно жить в лесной тени на уровне каменного века.
Они не разводят скотину и не культивируют растения. Живут в тесной связи с лесом, но не дольше месяца на одном месте. Основу их рациона составляют собранные ягоды, орехи, мед, грибы, плоды и коренья, а форму их общественной организации определяет охота.

У тех мбути, что охотятся главным образом с луками и стрелами, группа может состоять всего из трех семей, хотя во время сезона сбора меда охотники объединяются в большие группы, требующиеся при облавах - бегбе. Но на западе у охотников, пользующихся сетями, группа должна состоять по крайней мере из семи семей, а предпочтительно в два раза больше. В тех случаях, когда группа объединяет уже 30 семей, она разделяется.

Для 35 тысяч Мбути в лесах Итури достаточно места. Каждая группа занимает свою территорию, всегда оставляя в центре чащи приличный по размерам общий участок земли.

Группа в целом считает себя единой семьей.И это - главная общественная единица, хотя группа не всегда состоит из родственников. Состав ее также может меняться с каждым ежемесячным кочевьем. Поэтому нет вождей и постоянных лидеров. В любом случае, все члены группы солидарны между собой.

На охоте семья делится на возрастные группы. Старшие мужчины устанавливают ловушки и садятся в засаду с дротиками и дубинками. Молодые мужчины держатся поодаль со стрелами в руках, чтобы, если дичь будет ускользать, убить ее. А женщины и дети находятся позади молодых охотников, повернувшись к ним лицом и ждут, когда пойманную дичь можно будет сложить в корзины. Корзинки они носят за спиной, держатся они с помощью ремней, надетых на лоб. Когда группа наловит дичи на день, она возвращается к месту стоянки, собирая по дороге все съедобное. Затем готовят пищу на костре.

Самым отвратительным преступлением у пигмеев считается, когда какой-нибудь хитрый охотник расставляет сети в момент загонки дичи. Основной улов оказывается у него в руках, а он ни с кем не делится. Но справедливость восстанавливается просто и внушительно. У хитреца изымается вся добыча, и его семья остается голодной».

Любопытный англичанин Колин Тэрнбул решил провести эксперимент. Ему очень хотелось проверить, как пигмей будет вести себя за пределами своего леса. Вот что он пишет: «Я уговорил опытного охотника Кенге отправиться со мной в Национальный заповедник Ишанго, в саванну, которая кишит дичью. Загрузили всякой провизией, сели в машину и поехали. Поскольку шел проливной дождь, Кенге даже не заметил, что лес остался позади. Когда выехали на поросшую травой равнину, мой спутник начал ворчать: - Ни одного дерева, какая плохая страна.
Успокоило его только обещание о большом количестве дичи. Но потом он опять расстроился, узнав, что охотиться на эту дичь нельзя. Когда мы поднялись по склону и взглянули на равнину, Кенге остолбенел. Перед ним до самого горизонта простералась зеленая равнина, сливавшаяся с озером Эдуарда. Без конца и без края. И повсюду пасутся слоны, антилопы, буйволы и т.д. Такого Кенге еще никогда не видал.
- Этого мяса хватило бы на много месяцев, - сказал он мечтательно. Сел в машину и больше из нее выходил, пока мы не покинули заповедник. На следующий день Кенге почувствовал себя более уверенно, и сказал:
- Я был не прав, это хорошее место, хотя оно мне и не нравится. Здесь чистое небо и земля чистая. Если бы только деревьев побольше...На обратном пути, чем глубже мы въезжали в лес, тем громче Кенге пел. В лагере его встречали, как героя

Племя мбути - это пигмеи, проживающие на востоке Заира, насчитывающие приблизительно 100 тысяч человек и говорящие на языке эфе. Их мрачная слава беспощадных охотников отличается достаточно мирным образом жизни, по сравнению с воинственными северо-кенийскими племенами. Все племена уже открыты, потому что европейские миссионеры не оставляют ни один этнос без своего внимания.

Пигмеи мбути меняют раз в пятилетку свои стоянки, чтобы все ближе перекочевывать к цивилизации - возле дорог и рек они могут поменять свою добычу в виде шкур, мяса, дикорастущих плодов и ягод на необходимые им достижения культурной жизни - соль, спички, металлические предметы.

Племя мбути

Они стали интересоваться и одеждой, поэтому уже практически невозможно увидеть их знаменитых юбочек из листьев и коры деревьев. Мбути вступают в контакты для таких натуральных обменов с оседлыми и цивилизованными банту (пер. с суахили - «люди»).
Банту - это языковая группа большей части заирских племен и множества других африканских народностей, дословное лингвистическое название которых обозначает оседлых людей, высокий рост.

Некоторые утверждают, что этим актом охотники искупают свою вину за то, что лишают лес дичи и растительности, так как у пигмеев двойственное отношение к охоте. Она несет им радость, удовольствие, и они любят есть мясо, но все же они считают, что нехорошо лишать жизни живые существа, ибо бог создал не только людей леса, но и животных леса.

Детям в самом раннем возрасте внушают идею зависимости от леса, веры в него, заставляют их почувствовать себя частью леса, а поэтому им и поручают обязанность разжигать искупительный костер, без которого не будет успешной охоты.

Высокая мобильность пигмеев ведет и к непостоянному характеру общественной организации. Поскольку все время меняется состав и размер групп, в них не может быть вождей или индивидуальных лидеров, так как они, как и другие люди, могут уйти и оставить группу без лидера. А поскольку у мбути нет линиджной системы, было бы трудно делить лидерство, когда раз в год группа раскалывается на более мелкие единицы. Здесь в системе правления тоже играет важную роль возраст, причем у всех, кроме детей, есть свои обязанности. Но даже и дети играют определенную роль: дурное поведение (лень, сварливость, эгоизм) исправляют не с помощью системы наказаний - ее у пигмеев не существует, - а просто высмеивая провинившегося. Это дети умеют делать прекрасно. Для них это игра, но через нее они постигают моральные ценности жизни взрослых и быстро исправляют поведение провинившегося, поднимая его на смех. Молодые люди чаще влияют на жизнь взрослых, в частности, они могут выражать свое недовольство группой или одобрение группы в целом, а не индивидуумов во время религиозного праздника молимо. За взрослыми охотниками остается решающее слово в экономических вопросах, но и только. Старейшины выступают в роли арбитров и принимают решения по наиболее важным проблемам группы, а старики пользуются всеобщим уважением.

Близость, существующая между пигмеями-мбути и их лесным миром, проявляется в том, что они очеловечивают лес, называют его отцом и матерью, поскольку он дает им все, что нужно, даже жизнь. Они не пытаются контролировать окружающий мир, а приспосабливаются к нему, и в этом коренное различие между их отношением к лесу и отношением к лесу других его обитателей, - рыбаков и земледельцев. Техника у мбути очень простая, и другие племена, владеющие определенным материальным богатством, считают охотников бедняками. Но такое материальное богатство только мешало бы кочевникам-мбути, а имеющаяся у них техника в достаточной мере удовлетворяет их потребности. Они не обременяют себя никакими излишками. Они делают одежду из коры, разбитой куском слоновьего бивня, из шкур и лиан изготовляют сумки, в которых носят детей за спиной, колчаны для стрел, мешки, украшения и веревки для плетения охотничьих сетей. Мбути за несколько минут строят жилища из молодых побегов и листьев, разрезая их металлическими мачете и ножами, которые они получают от живущих поблизости крестьян. Говорят, что, если бы у них не было металла, они пользовались бы каменными орудиями, но это сомнительно - пигмеи постепенно вступают в железный век.

Об обильных дарах леса можно судить хотя бы по дереву касуку - смола с его верхушки нужна для приготовления пищи, а смола, взятая у корней дерева, идет на освещение жилищ. Этой смолой мбути также замазывают швы коробов из коры, в которые они собирают мед. Ребенок с ранних лет учится использовать окружающий его мир так, чтобы не губить его, а только брать все, что нужно в данный момент. Его образование сводится к подражанию взрослым. Его игрушки - это копии предметов, которые употребляют взрослые: мальчик учится стрелять из лука в медленно движущихся животных, а девочка идет в лес и набирает в свою крошечную корзинку грибы и орехи. Тем самым дети оказывают экономическую помощь, добывая некоторое количество пищи, хотя для них это просто игра.

Благодаря чувству взаимозависимости и общности, воспитываемому с рождения, пигмеи единым коллективом противостоят соседним племенам лесных земледельцев, совсем иначе относящихся к лесу и считающих его опасным местом, которое надо расчистить, чтобы выжить. Пигмеи торгуют с этими земледельцами, но не из экономических соображений, а просто для того, чтобы земледельцы не лезли в их лес в поисках мяса и других лесных продуктов, в которых всегда нуждаются крестьяне. Жители деревень боятся и людей леса, и самого леса, ограждая себя от них ритуалами и магией.

Единственное магическое средство охотников носит «симпатический» характер - это талисман, изготовленный из лесных лиан, украшенных крошечными кусочками дерева, или же мастика из золы лесных пожаров, смешанная с жиром какого-либо животного и заложенная в рог антилопы; ею потом мажут тело, чтобы обеспечить успешную охоту. Идея такого талисмана проста: если мбути еще ближе физически соприкоснется с лесом, то его потребности будут обязательно удовлетворены. Эти акты носят скорее религиозный, а не "магический" характер, что видно на примере матери, которая пеленает новорожденного ребенка в особое одеяние, сделанное из куска коры (хотя теперь мать могла бы достать и мягкую ткань), и украшает младенца амулетами из лиан, листьев и кусков дерева, а затем купает его в лесной воде, которая скапливается в некоторых толстых лианах. С помощью этого физического контакта мать как бы посвящает ребенка лесу и просит у него покровительства. Когда приходит беда, то, как говорят мбути, им достаточно пропеть священные песни церемонии молимо, «разбудить ими лес» и привлечь его внимание к своим детям - тогда все будет в порядке. Это богатая, но простая вера, представляющая разительный контраст с верой и практикой соседних племен.

Но в остальном жизнь мбути никак не изменилась, они, как и в прошлые века, остаются всё теми же собирателями и кочевыми охотниками, сохранив свою традиционную культуру.

Видео: Ритуальные танцы африканских пигмеев.

Знаете, как переводится слово «пигмеи»? Люди величиной с кулак. Это самый маленький народ на планете.

Большинство под словом «пигмеи» понимает народ низкого роста, проживающий в Африке. Да, отчасти это так, но даже африканские пигмеи - это не один народ. На Черном континенте проживают различные народности: пигмеи батва, бакига, бака, ака, эфе, суа, и это далеко не весь список. Рост взрослого мужчины обычно не превышает 145 сантиметров, а женщины - 133 см.

Как живут самые маленькие люди планеты?

Жизнь пигмеев непроста) Они обитают во временных деревнях в лесах. Почему временные, - спросите вы? У самого маленького народа кочевой образ жизни, они постоянно в поисках пищи и ищут богатые фруктами и медом места. А еще у них есть древние обычаи. Так, если в племени умер человек, то его хоронят под крышей хижины и бросают поселение навсегда.

Рядом со временными деревнями пигмеи охотятся на оленей, антилоп и обезьян. Также они занимаются собирательством фруктов и меда. При всем этом мясо составляет только 9% их рациона, а основную часть добычи они обменивают на садовые овощи, металл, ткани, табак у людей, которые держат фермы вблизи леса.

Маленькие люди считаются отличными знахарями: готовят лечебные и ядовитые зелья из растений. Именно из-за этого их недолюбливают другие племена, так как приписывают им магическую силу.


Например, у пигмеев есть любопытный способ ловить рыбу: сначала они отравляют водоем, из-за чего рыба всплывает на поверхность. И все, рыбалка удалась, остается только собрать улов. Никаких тебе посиделок с удочками на берегу или ловли гарпуном. Через несколько часов яд перестает действовать и снова живехонькая рыба возвращается к привычной жизни.

Продолжительность жизни пигмеев очень короткая: от 16 до 24 лет. Люди, которые дожили до 40 лет, настоящие долгожители. Соответственно, и половая зрелость наступает у них гораздо раньше: в 12 лет. Ну а обзаводятся потомством они уже в пятнадцатилетнем возрасте.

До сих пор в рабстве


Африка - самый неоднозначный континент. Рабство уже давно запрещено по всему миру, но только не тут. Так, например, в Республике Конго по сложившейся традиции пигмеи передаются по наследству у народа банту. И это самые настоящие рабовладельцы: пигмеи отдают им свою добычу из леса. Но, к сожалению, маленький народ вынужден терпеть такое обращение, так как «хозяева» дают им необходимые для выживания продукты и товары, без которых в лесу прожить нереально. Более того, пигмеи идут на хитрости: они могут быть в «рабстве» у нескольких фермеров одновременно в разных деревнях. Если не дал пропитания один хозяин, то, может быть, осчастливит другой.

Геноцид пигмеев


Самые маленькие люди на протяжении многих веков находятся под постоянным давлением других племен. И тут речь не только о рабстве, а даже о… людоедстве! Причем в нашем современном мире, в XXI веке. Так, в период гражданской войны в Конго (1998-2003 гг.) пигмеев просто вылавливали и ели. Или, например, в одной из провинций Африки, Северное Киву, одно время действовала группировка по подготовке территории для добычи полезных ископаемых. И они в процессе зачистки убивали и ели пигмеев. А некоторые народы Черного континента вообще считают, что плоть пигмея подарит магическую силу, а связь с женщиной из некоторых низкорослых племен избавит от болезней. Поэтому изнасилования тут случаются очень часто.

Конечно, все это сказывается на жизни маленького народа: их осталось не более 280 тысяч человек, и эта цифра уменьшается с каждым годом.

Почему такой маленький рост


На самом деле миниатюрность этих народов объясняется эволюцией. Причем в разных народах причины разные, именно к такому выводу пришли ученые. Так, генетические анализы показали, что в некоторых племенах (например, у пигмеев суа и эфа) уже в утробе матери включается ограничитель роста ребенка и малыши появляются на свет очень маленькими. А в других народах (бака) дети рождаются нормальными, такими же, как и у представителей европейских рас, однако в первые два года они очень медленно растут. Все эти изменения на генетическом уровне спровоцированы различными факторами.


Так, низкорослости способствует плохое питание: тело пигмеев уменьшилось в процессе эволюции. Дело в том, что им для выживания необходимо еды намного меньше, чем более крупным народам. Также считается, что маленькому росту «помогли» и тропики: ведь масса тела влияет на количество производимого тепла, поэтому у крупных народов шанс перегреться намного больше.

Ну а еще одна из теорий гласит, что миниатюрность облегчает жизнь в тропиках, делая пигмеев более юркими, ведь в непроходимых лесах это отличное качество. Вот так эволюция помогла адаптироваться маленьким людям к образу жизни и климату.

Интересные факты о пигмеях, которые вы не знали раньше

Факт №1 . Многие считают, что пигмеи живут в лесах. Однако это не всегда так: например пигмеи племени тва живут в пустынях и на болотах.

Факт №2 . Более того, некоторые антропологи относят к пигмеям карликовые народы, где рост мужчины не превышает 155 сантиметров. По их мнению, живут пигмеи в разных уголках планеты: в Индонезии, Малайзии, Таиланде, на Филиппинах, в Боливии и Бразилии. Вот, например, филиппинские пигмеи:


Факт №3 . Больше всего слов у пигмеев связано с медом и растениями. А вообще, родной язык они утратили и сейчас говорят на языках окружающих их народов.

Факт №4 . Некоторые исследователи считают, что пигмеи - представители древнего народа, который существовал более 70 тысяч лет назад.

Факт №5 . О пигмеях знали еще в Древнем Египте. Так, богатым вельможам в дар привозили черных карликов.

Факт №6 . В конце XIX начале XX веков детей-пигмеев продавали в зоопарки США и Европы в качестве экспонатов.

Факт №7 . Самые маленькие люди в мире - пигмеи эфе и Заира. Рост женщин не превышает 132 см, а мужчин - 143 см.


Факт №8 . В Африке живут не только самые низкие люди, но и самые высокие. В племени динка средний рост мужчины - 190 см, а женщины -180 см.

Факт №9 . Пигмеи и сегодня не пользуются календарем, поэтому точный возраст они не знают.

Факт №10 . Европеоидный ребенок в возрасте 2,5 лет примерно такого же роста, как и пятилетний пигмей.