English Channel: интересные факты о проливе Ла-Манш. Интересные факты о приливах и отливах

Территориально Гибралтарский пролив располагается между самой южной точкой Пиренейского полуострова практически полностью занимаемого Испанией и северным побережьем Марокко. Тем не менее полуостров Гибралтар относится к Великобритании, причем занимает он весьма выгодную в стратегическом плане позицию, поскольку «нависает» над одноименным проливом, соединяющим Атлантику и Средиземное море. Координаты полуострова: 36°08′ с. ш. 5°21′ з. д.

Благодаря чему известен Гибралтар

Своей известностью Гибралтар обязан одноименному проливу – это место уникально из-за географического положения. Для туристов завораживающим качеством является возможность воочию наблюдать африканский берег, находясь в Европе. Удаленность территории Африки в этом месте всего 14 км.

Важно: совершить экскурсию в Гибралтар мечтают также из-за легенды, согласно которой пролив возник после усилий мифического героя Геракла.

Достопримечательности

Подняться на городскую вершину Гибралтара помогает фуникулерная линия. Прямо с верхней ее станции взору открывается превосходная панорама. Отсюда видно:

  • всю бухту;
  • испанские холмы на севере;
  • африканское побережье в южном направлении.

Одна станция этого фуникулера позволяет побывать в местном заповеднике. Там обитают местные приматы – единственные на европейском континенте, которые живут на свободе.

К числу основных городских достопримечательностей относится пещера, внутри которой имеются естественные залы (достаточно просторные) и подземное озеро. Эта пещера давно известна, она является частью сложной системы скальных пустот. От уровня моря ее отделяют три сотни метров. Присутствие внутри сталактитов придает большинству залов готический вид.

Важно: в Соборной пещере в военные годы располагался госпиталь. Сейчас там организована уникальная сцена, на которой проводятся концерты и театральные представления.

Наиболее примечательные здания города – шотландская церковь и кафедральный собор. Самой древней является часовня, перестроенная в XY веке после захвата Гибралтара испанцами из мавританской мечети. Это колоритное сооружение было храмом и, одновременно, маяком, за что его любили мореплаватели. Прямо у стен этой часовни до сих пор сохранился фрагмент старого «мавританского» тротуара.

Еще туристам, прибывшим в Гибралтар, можно порекомендовать посещение таких мест:

  • загородного парка;
  • сада Аламеда;
  • Трафальгарского кладбища;
  • губернаторской резиденции, возле которой еженедельно, по вторникам проводится церемониал торжественной смены караула в великобританском стиле.

Заключение

Хотя Гибралтар окружен испанской территорией, но маленькое государство процветает. Его кормят офшорные компании и туристические корабли, регулярно причаливающие в местном порту.

Проливом называется относительно узкий участок океана или моря, который делит два отрезка суши (острова или даже континенты) и соединяет при этом смежные водные пространства. Мозамбикский пролив является самым длинным во всем мире. Эти своего рода естественные переправы, соединяющие моря и океаны, играют важную роль в торговых отношениях между странами.

Мозамбикский пролив на карте мира

В западных водах Индийского океана располагается самая крупная водная переправа, которая разделяет Африку и остров Мадагаскар. Мозамбикский пролив достигает в длину 1760 км, в ширину - от 422 км до 925 км, а его глубина варьируется от 117 м до 3292 м. Наибольшая глубина зафиксирована в северной и южной частях, посередине она составляет около 2,4 км.

Если рассмотреть Мозамбикский пролив на карте, то можно заметить на севере. Вдоль их берегов расположены более мелкие острова и рифы. Одной из характерных особенностей является достаточно постоянное течение с северо-западным направлением со скоростью около 1,5 узла. Высота приливов иногда достигает 5 м.

Кто первым открыл пролив между Африкой и Мадагаскаром?

Задолго до европейцев самый длинный пролив активно использовался арабами, торговавшими с жителями Мадагаскара, но спорным был вопрос о первооткрывателе европейского происхождения. Некоторые эксперты называют имя Васко да Гама как первого, кто его пересек. Есть и другая точка зрения, согласно которой первооткрывателем должен считаться Марко Поло, который еще за два века до Васко да Гама поведал миру о находке.

Происхождение названия

Интересные факты связаны с названием «Мозамбикский». Древние арабы называли его ал Кумр, это значит, что название пошло не от них. Когда Васко да Гама совершал свои путешествия, страны Мозамбик еще не было, а на его месте находилась страна Мономотапа.

Некоторые ученые связывают происхождение названия как государства, так и самого пролива с забавным случаем из истории, когда португальцы исковеркали имя главы портового городка, совместив его с названием страны - Муса-бен-Мбика. Необычное сочетание прижилось, и появившийся Мозамбикский пролив на карте так до сих пор и называется.

Живописное побережье Мозамбикского пролива

Невероятной красотой отличается побережье. Золотистые песчаные пляжи окружены пологими холмами, которые открывают шикарный вид на самый длинный пролив в мире. Большим разнообразием отличается также животный и растительный мир, природа этих мест неповторима, здесь обитают очень редкие виды рыб. Мозамбикский пролив усыпан подводными вулканами, у берегов Мозамбика и Мадагаскара можно встретить большое количество островков вулка-нического происхождения, под водой переходящих в живописные коралловые рифы.

Например, в его водах в 1938 году обнаружили уникальный вид - костистую рыбу целаканта (Latimeria chalumnae), которая жила на планете 50-70 миллионов лет тому назад и в настоящее время считалась давно вымершей. Встречается это живое ископаемое преимущественно в направлении побережья Южной Африки. По приблизительным подсчетам она гораздо древнее самих динозавров, а еще здесь встречается скат - манта. Эти и другие интересные обитатели места под названием Мозамбийский пролив представляют огромный интерес у любителей дайвинга.

Удачная попытка переплыть Мозамбийский пролив

Два спортсмена и отличных пловца из Южной Африки, Тэйн Уильямс и Джонно Прудфут, весной 2014 совершили колоссальный заплыв на 450 км от Мозамбика на Мадагаскар. Это сумасбродное мероприятие имело под собой благородные цели: сбор денежных средств для специального фонда помощи детям. Тейн и Джонно вернулись на родину как настоящие герои.

Переплыть без чьей-либо помощи место, где находится Мозамбикский пролив, было не самой простой задачей, однако миссия была успешно выполнена. Водный барьер, входящий в состав Индийского океана и зажатый между Мадагаскаром и Африкой на юго-востоке, был покорен. Созданный самой природой канал, который составляет примерно 460 км в самом узком месте, находящимся между городом Ангоч в Мозамбике и Тамбохорано на Мадагаскаре, смогли переплыть два на вид вполне обычных человека с амбициозными целями и благородной миссией.

Морская экология пролива

Глубины Мозамбикского пролива таят в себе большое количество тунца и других морских видов рыб, а также омаров, глубоководных креветок, раков и крабов. Среди млекопитающих можно назвать тихоокеанскую афалину, полосатого дельфина, горбатого кита и короткоплавниковую гринду. Наибольшее средоточие китообразных наблюдается в окрестностях Майотты.

Ловлей рыбы в основном занимаются местные рыбаки, и в последнее время наметилась тенденция уменьшения рыбных запасов. Есть и другие немаловажные экологические проблемы, среди которых: воздействие на морскую экологию загрязненной в результате использования фосфатных и азотных удобрений в сельском хозяйстве воды, попадание в водные потоки различных пестицидов и гербицидов.

История Мозамбикского пролива

Сохранилась лишь небольшая часть письменных источников, повествующих о времени португальской колониальной эры начала 16 столетия в прибрежных зонах Мозамбикского пролива. Известно, что одна сторона природного канала была занята местными африканскими народами в течение продолжительного времени, фактом является также то, что мусульманские торговцы и мореплаватели прибывали сюда с севера в период с 800 по 1000 год нашей эры.

Береговая линия Мозамбика была освоена раньше, чем со стороны Мадагаскара, и плотность населения побережья Африки в разы превышала количество жителей острова.

Приливы и отливы – периодические изменения уровня воды в морях и океанах, зависящие от положения Луны и Солнца относительно нашей планеты. Человек не ощущает на себе гравитационных влияний Луны, а на примере воды это хорошо заметно.
Эти явление можно наблюдать два раза в сутки, так на водные массы Земли действует притяжение Луны. Оно настолько сильно, что уровень воды в некоторых районах может подниматься до 19,6 м – самые высокие приливы, наблюдаются в бухте Фанди на восточном побережье Канады. Аргентина, Порт Галлегас – может похвастаться показателями до 18 м.

Люди, которые видели это завораживающее действие впервые, надолго остаются под глубоким впечатлением. Бывали и трагические случаи, когда при наступлении отлива туристы забредали на осушенные участки слишком далеко, и при возвращении воды обратно, они не успевали вернуться обратно на сушу и в панике оказывались погребенными под водой. Во внутренних водоемах высота прилива меняется настолько слабо, что зачастую это воспринимают просто как волны. Часто люди ошибочно считают, что вода движется только когда дует ветер, это совсем не так. Водная масса Земли меняет свой уровень каждые шесть часов, то поднимаясь, то снижаясь, так вода следует за Луной, а та в свою очередь вращается вокруг планеты.


Притяжение Солнца так же играет немалую роль, но по воздействию оно почти в два раза меньше лунных притяжений, так как находится от планеты намного дальше. Масса воды мирового океана под действием Луны с одной стороны, и под действием Солнца с другой, вытягивается,и принимает форму овала.

Учеными доказано что притяжение действует не только на воду, земля так же подвержена искажению формы, но из-за того что она не настолько пластична, для людей деформация поверхности земли остается малозаметным. Под действием двух планет образуются две волны, бегущие к противоположным сторонам земного шара, тем самым создавая приливы и отливы. А поскольку положение Луны и Солнца по отношению к земной поверхности постоянно меняется, то изменяются и показатели приливно-отливных явлений.


Полной водой – называется максимальный уровень поверхности воды во время прилива. Малой водой – минимальный уровень во время отлива. В небольших закрытых водных пространствах изменения уровня малозаметны, так как этому мешают участки суши, то же самое и с уровнем воды внутренних морей. А наиболее мощные приливы образуются на берегах океанов и в водоемах, которые тесно связаны с ними.


Самые первые упоминания о приливах описаны древнегреческим историком Геродотом, в 425 году до нашей эры и только через полтора века эти природные явления связали с Луной. Ранее большая часть ученых Древнего Востока считали Землю живым существом, а приливно-отливные явления, объясняли как ее дыхание. Вторая же часть наивно верила, что вся жидкость планеты это ее кровь, а приливы это пульсация от биения сердца. В восточных регионах планеты люди считали изменения уровня воды, проявлением гнева морских божеств, живущих глубоко на дне моря. Мусульмане же наоборот верили, что это делает ангел, сидящий в облаках над океанами. Когда он опускает свою ногу в воду, наступает прилив, а когда поднимает, приходит отлив.

Первым человеком, который точно определил природу изменения уровня воды, стал римский натуралист и писатель Плиний. В 77 году нашей эры, в своих трудах он дал точное объяснение наступлениям и отступлениям вод, а так же установил очевидную связь с фазами Солнца и Луны. В период Эпохи Возрождения стали быстро развиваться науки, в учениях о море так же стал заметен прогресс, наиболее интенсивным изучением приливов на то время занималась Англия. С 18 века стали вести книги с записью всех сведений об этих природных явлениях, в дальнейшем они получили широкое использование в практике мореплавания.

В дни когда все три планеты расположены на одной прямой, т. е. Луна и Солнце находятся с одной стороны земли, гравитационная сила планет суммируется, такое явление происходит два раза в месяц – в новолуние или полнолуние. Приливы в такие дни считаются самыми обильными по количеству прибывающей массы воды. Уровень воды на разных поверхностях земного шара поднимается с разной скоростью, на это очень влияет рельеф морского дна и уровень его наклона. Если водные просторы окружены очень крутыми берегами или отвесными скалами то отметка воды сначала поднимается медленно, затем постепенно наращивает скорость потока и к уровню полного прилива снова замедляется. Аналогично происходит и график отлива.

Совсем иначе выглядит картина на пологих рельефах местности, здесь вода несется с большей скоростью, сопровождаясь высокими волнами стремительно захватывающими всю прилегающую отмель. Очень опасные явления именуемые бором, встречаются в устьях рек связанных с океаном. При сильном приливе морская вода с огромной силой врывается в русло, смешиваясь с речной водой образует пенную массу, которая поворачивает воды реки вспять. Течение начинает двигаться в обратную сторону, разрушая берега и снося все на своем пути, нередко оно было причиной крушения кораблей, которые находились в фарватере реки во время прилива. Когда высота прилива стремительно вырастает в одном месте, то с другой стороны она так же стремительно спадает. Ученые предполагают, что через каких-то 12-13 миллиардов лет Земля будет постоянно повернута к Луне одним боком, уровень воды станет стабильным и приливы исчезнут.


А пока с каждым годом это природные явления все больше осваиваются людьми. С целью использования огромной энергии приливов на берегах морей и океанов строятся гидроэлектростанции. Первая станция выдавала мощность всего лишь в 800 киловатт, в дальнейшем их постепенно модернизировали и сейчас цифры приближаются к выработке сотни тысяч киловатт. Это позволяет человечеству производить электроэнергию, используя бесплатные возможности планеты, и что немаловажно, делать это экологически чистым путем, и не загрязнять при этом Землю.

Босфорский пролив: у кромки двух континентов

Согласно древнегреческой легенде, Босфор получил свое наименование от прекрасной Ио, дочери властителя Аргоса, которая в подобии белой коровы спряталась в глубине вод от праведного гнева Геры. Хотя называют с тех пор Босфорский пролив «бычьим» или «коровьим бродом», красота его берегов поразительна и досталась в благодарность от возлюбленной самого Зевса. У греков имелось официальное название для водной артерии – Боспор Фракийский.

Пролив выполняет две важные функции: извилистой лентой соединяет Черное море с Мраморным, служит морским торговым путем для России, государств Юго-Восточной Европы, Украины и Закавказья через Дарданеллы к странам Средиземноморья и Атлантического побережья, а также разграничивает Азию и Европу.

Немного истории

К единой версии о возникновении канала ученые не пришли. Вполне возможно, что морская вода заполнила трещину, образовавшуюся в результате землетрясения.Многие придерживаются теории Всемирного потопа (или черноморского?), произошедшего примерно 7,5 тыс. лет назад на исходепоследнего ледникового периода во время массового таяния вековых ледяных глыб. Уровень воды в морях – Черном и Мраморном, поднялся выше обычной отметки. Волны, хлынув через берег, проложили себе путь по руслу древней реки, образовав соединительный рукав, который на многие столетия стал предметом спора многих стран с Турцией, на чьей территории пролив Босфор находится .

Не раз конфликты заканчивались кровопролитными сражениями, начиная с Троянской войны XIII века до н.э. Во времена Византийской и Османской империй для прохождения Босфора требовалось специальное разрешение – фирман султана, лишь после русско-турецких войн в результате подписания Кючук-Кайнарджинского договора сначала российские корабли, а после Первой мировой войны с заключением Севрского договора суда всех государств получили возможность беспрепятственного преодоления Босфора. С 1936 года по сегодняшний день согласно статьям договора о режиме турецких проливов Босфор остается международной территорией судоходства.



Босфор современный

Гибкой линией длиной 31 км пересекает Босфорский пролив стамбульские кварталы с севера на юг. Глубина фарватера колеблется от 36 до 124 м, но прохождение судов осложняется искривлениями траектории, напоминающей букву S, плохой видимостью во время осенних туманов и дождей.

Целая система башен-маяков сооружалась издавна, чтобы обеспечивать безопасное преодоление природного канала, а сейчас бригады диспетчеров и лоцманов удивляют своей слаженной работой, позволившей обходиться без серьезных инцидентов последние несколько десятков лет.

Минимальная ширина пролива Босфор 700 м, максимальный показатель в некоторых местах между европейским и азиатским побережьями достигает 3420 м. Свыше 48 тысяч судов ежегодно проходят по каналу, не считая прогулочных и пассажирских паромов, курсирующих от берега к берегу. Значительная доля в этой цифре принадлежит танкерам с нефтью – российской, азербайджанской, казахской, а также рыболовным траулерам, сухогрузам и яхтам.

Мосты через Босфор

Замысел мостостроительства через Босфор возник еще в средневековье, но оказался осуществимым лишь во второй половине ХХ столетия.

К 50-летию образования Турецкой республики в конце октября 1973 г. сдан в эксплуатацию висячий Босфорский мост имени Ататюрка, гигантская ажурная конструкция, словно парящая на высоте 64 м над уровнем воды. Протяженность Богазики, как ласково именуют его стамбульцы, 1074 м, ширина проезжей части почти 33 м, а опоры возвышаются над Босфором ввысь на 165 м.

Свыше 200 тыс. транспортных единиц движется ежедневно через пролив, перемещая на противоположный берег более 600 тыс. человек. Передвижение по мосту платное и запрещено для пешеходных прогулок из-за множественных случаев самоубийств в первые несколько лет его эксплуатации.

Второй мост через Босфор в Стамбуле протяженностью 1090 м и шириной 39 м сооружен в 1988 году по проекту Freeman Fox & Partners, как и мост Ататюрка, и назван именем Султана Мехмеда Фатиха Завоевателя. Располагается севернее Ататюркского моста на 5 км и связывает районы Стамбула – Анадолу Хисары на азиатском побережье и Румели Хисары на европейском берегу мегаполиса. Система растяжек на стальных тросах удерживает подвесное полотно между высокими пилонами. Ежесуточно скоростную транспортную артерию используют почти 150 тыс. автомобилей для пересечения Босфора, перемещая свыше полумиллиона пассажиров. Пешеходное движение по мосту не разрешается.

Планируется возведение еще одного, третьего моста, который предположительно выполнит разгрузочную функцию и объединит трансъевропейскую магистраль со скоростной трассой Northern Marmara вдоль Черноморского побережья.

Тоннель под Босфором

Задумка сооружения тоннеля под Босфором возникла еще в XIX столетии и принадлежала султану Абдул-Меджиду, однако в то время для ее реализации недоставало ни средств, ни технического оснащения для подземных работ. Возможность осуществления строительства появилась лишь в начале XXI века. Проект Мармарай, помимо прокладки железнодорожного пути ниже уровня дна Босфорского пролива на 4,6 м, включал реконструкцию полотна близлежащих станций и перегонов вдоль побережья Мраморного моря общей протяженностью 63 км и создание высокопропускного участка между пунктами Халкалы и Гебзе.

Длина самого тоннеля, пересекающего Босфорский пролив ниже уровня моря на отметке 60 м, составляет 13,6 км, из них лишь 1,4 км – именно под водой. Поезд ныряет в тоннель на станции Айрылыкчешме азиатского берега и появляется из-под земли в Казлычешме европейской части Стамбула, находясь в пути не более 4 минут.

Эксплуатация тоннеля началась в конце октября 2013 года. Ежедневно около полутора миллионов пассажиров преодолевают пролив Босфор подземным транспортом.

Прогулка по Босфору

Морские прогулки начинаются от паромного порта, располагающегося на окраине площади Эминеню, на которую можно пройти пешком по Галатскому мосту, спустившись к нему от Галатской башни. Общественным транспортом – скоростным трамваем – легко добраться из любого района европейской части Стамбула.

Путешествие по проливу возможно несколькими способами:

Государственным транспортом;

На коммерческих прогулочных паромах;

Экскурсионными корабликами, на которые продают билеты уличные зазывалы;

На небольших частных катерах.

Отправляясь на прогулку по Босфору в Стамбуле, желательно внимательно изучить цены, расписание и маршрут следования с возможными остановками на протяжении экскурсии, чтобы выбрать наиболее оптимальный вид транспорта с точки зрения культурной программы и финансов.

Прогулки на коммерческих паромах включают следование вдоль азиатского побережья пролива, поворот у моста Фатиха и путешествие уже ближе к европейскому берегу. В течение полутора часа туристы наслаждаются видами прибрежных застроек традиционного для Стамбула архитектурного стиля – яли, возникшего в конце XVII столетия, в переводе с турецкого языка «дом возле воды».

Туристы, привыкшие к самостоятельному осмотру достопримечательностей, арендуют для прогулки по Босфору небольшие частные катера, оговаривая маршрут путешествия и его стоимость с владельцами транспортного средства. Много экскурсий, дневных и ночных, предлагают прямо на улицах Стамбула зазывалы. Стоимость их дороже, но преимущество в том, что туристов забирают автобусом прямо у мест проживания, доставляют на пристань, а после поездки привозят обратно. Чаще обычного предлагаются путешествия по Босфору от Эминеню до Кадыкея и Ускюдара, двухчасовые круизы в бухту Золотой Рог.

Государственные паромы мало чем отличаются от коммерческих, разве что следуют с пятью остановками на промежутке между Эминеню и Анадолу Каваги, которые можно использовать для самостоятельного осмотра интересных мест на побережьях Босфора.

Пока паром отчаливает от пристани Эминеню, туристы любуются величественным видом мечети Сулеймание, последнего пристанища султана Сулеймана Великолепного и его жены Роксоланы. Вдоль берега тянутся пышные дворцы турецких вельмож XVIII и XIX веков, деревянные виллы, пышные яли, ночные клубы и рестораны.

У самого пилона Босфорского моста приютилась белокаменная мечеть Ортакей с куполообразной крышей и взмывающей ввысь стройной остроконечной башней.

Среди достопримечательностей европейского побережья Босфора стоит упомянуть дворцы Чифте Сарайлар и Долмабахче, замок Топхане, крепость Румелихисар, Музей изящных искусств и Морской, а также Парк Йылдыз района Бешикташ, располагающийся на месте бывших охотничьих угодий правящих династий. Особым колоритом отличается рыбный базар Сарыер – от разнообразия морепродуктов разбегаются глаза, а приобретенную рыбу соглашаются приготовить в любом рыночном ресторанчике за символическую плату.

Азиатский берег Босфорского пролива также знаменит интересными для осмотра объектами – старинная башня Леандра провожает каждый корабль, следующий по Босфору, грандиозны своим восхитительным великолепием дворец Вейлербейи, крепость Анадолухисары, вилла Кючкжсу, а также функциональное здание вокзала Хайдар Паша Тары.

Интересные факты, связанные с Босфором

Вопросом «Куда течет Босфор?» ученые задавались, начиная с глубокой древности. После исследования течений пролива российским ученым-океанографом С.О.Макаровым в 1881 году подтвердился неожиданный факт – Босфор течет туда и обратно. Поверхностный опресненный слой воды движется из Черного моря в Мраморное, а у самого дна наблюдается подводная соленая река, направляющаяся в противоположную верхнему течению сторону, которая продолжает свое движение уже по дну Черного моря.

В первый день эксплуатации тоннеля под Босфором остановились поезда из-за вдруг пропавшего электричества, пассажирам пришлось выбираться на поверхность земли пешком.

Традиционные межконтинентальные заплывы через Босфорский пролив происходят ежегодно, а вот теннисный матч на мосту Ататюрка между турецкой спортсменкой Ипек Сеноглу и американкой Винус Уильяме состоялся лишь однажды – в 2005 году и территориально проходил действительно между двумя материками.

Советы туристам

Выбирая экскурсию по Босфору, следует внимательно изучить возможные предложения, выбрать наиболее подходящее среди нескольких вариантов, похожих содержанием и отличающихся стоимостью.

Отправляться на прогулку по Босфору лучше рейсовым катером, чем экскурсионным. Получается дешевле, а маршрут тот же. Помимо экономии, эффективнее используется время: спланированный самостоятельно перерыв в путешествии на обед плавно вписывается в посещение выбранных достопримечательностей на берегу.

Несмотря на жаркую погоду в Стамбуле, Босфор всегда отличается прохладным ветерком. Эфиль-эфиль – так называется по-турецки его освежающее дуновение. Однако тем, кто быстро зябнет, стоит позаботиться о легком кардиганчике, отправляясь на прогулку по Босфору, особенно под вечер.

Коренные стамбульцы в Босфорском проливе не купаются, считают его воды недостаточно чистыми после ежедневного движения большого количества суден.

Анонсы

Босфорский пролив – уникальная изюминка Стамбула, разделяющая турецкий мегаполис на европейскую и азиатскую части. Стратегически важный географический объект, Босфор, словно морские врата, открывает торговый путь для черноморских государств через Средиземное море далее к просторам Атлантического океана. Прогулка вдоль канала привносит особый шарм в путешествие по Турции, ведь предоставляет возможность оказаться одновременно у кромки Европы и Азии.

У Босфорского пролива особое очарование – его берега принадлежат разным континентам. Отсекая Европу от Азии, канал соединяет водные миры нескольких морей, обеспечивает торговое судоходство многих стран Черноморского побережья. Незамерзающий и зимой, Босфор, будто неугомонный труженик, бережно переправляет тысячи судов ежегодно по извилистому фарватеру, открывая им путь к бесконечным просторам Атлантического океана.

В чем причина морских приливов и отливов

В чем причина морских приливов и отливов ? Цикличное повышение и понижение уровня моря, известное нам как приливы и отливы, происходит из-за гравитационной силы, которой Луна оказывает влияние на Землю. Сила тяготения Солнца тоже воздействует на приливы и отливы, но в значительно меньшей степени.

Чтобы ощутить гравитационное влияние Луны на Землю, нужно измерить разницу лунного притяжения в разных точках Земли. Она невелика: ближайшая к Луне точка земного шара притягивается к ней на 6 процентов сильнее, чем наиболее удаленная. Эта разница сил растягивает нашу планету вдоль направления Земля – Луна. А поскольку Земля вращается относительно этого направления с периодом около 25 часов (точнее, 24 часа и 50 минут), по нашей планете с таким же периодом пробегает двойная приливная волна – два «горба» в направлении растягивания и две «долины» между ними. Высота этих «горбов» невелика: в открытом океане она не превосходит двух метров, а максимальная амплитуда приливов в земной коре (на экваторе) составляет всего 43 сантиметра. Поэтому мы не замечаем приливов ни в океане, ни на суше. И только на узкой береговой полосе можно заметить приливы и отливы. Благодаря своей подвижности океанская вода , набегая приливной волной на берег, может по инерции подняться на высоту до 17 метров.

Подобным же образом действует на Землю и Солнце – более массивное, но и более далекое, чем Луна. Высота солнечных приливов вдвое меньше, чем лунных. В новолуние и полнолуние, когда Земля, Луна и Солнце лежат на одной прямой, лунные и солнечные приливы складываются. А в первую и последнюю четверти Луны эти приливы ослабляют друг друга, поскольку «горб» одного приходится на «впадину» другого. Максимальные лунно – солнечные приливы больше минимальных в 3 раза. Те и другие повторяются каждые 14 дней. Лунно – солнечные приливы имеют место также в земной атмосфере, создавая колебания атмосферного давления на поверхности Земли в несколько миллиметров ртутного столба. Лунно-солнечные приливы – явление весьма заметное и важное в жизни Земли. Например, под их влиянием Земля постепенно замедляет свое вращение и продолжительность суток увеличивается (около 0,0016 секунды за 100 лет). Еще сильнее действует земная приливная сила на Луну: она уже давно замедлила свое суточное вращение настолько, что постоянно обращена к нам одной стороной.

Источник
Кондрашов А.П.,
3333 каверзных вопроса и ответа