Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Русская культура конца XV - XVI веков Русская культура xv xvii вв

Класс: 10

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока : выявить особенности развития культуры России конца XV-XVII вв.

Задачи урока:

  • Образовательная. В Результате урока: учащиеся познакомятся с достижениями русской культуры конца XV-XVII вв.; выявят и охарактеризуют особенности культурного подъема изучаемого периода;
  • Развивающая . Ученики учатся: совершенствовать навыки: самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему; работать с документами и текстом учебника; формулировать собственную точку зрения; аргументировать и отстаивать свои взгляды; совершенствовать навыки систематизации пройденного материала: составление таблиц, схем; развивать творческие (эстетические, художественные) способности.
  • Воспитательная . Учащиеся: продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной, групповой работы; развивают чувство уважения к культурному прошлому своей страны; убеждаются в необходимости охраны памятников культуры.

Урок изучения новой темы . Форма проведения урока – виртуальная экскурсия. Сопровождается мультимедийной презентацией.

I. Оргмомент. (слайды 1,2)

II. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Сообщение темы и цели урока.

III. Усвоение новых знаний .

Учитель: (слайд 3) Памятники истории безмолвны. Веками хранят они свои тайны от тех, кто не умеет вслушиваться и вглядываться в прошлое. Но любознательному и вдумчивому они расскажут многое. Сегодняшний урок мы проведем в виртуальном музее культуры. Добро пожаловать в первый зал под названием «Архитектура».

Выступление первой группы учащихся-экскурсоводов «Архитектура»

Экскурсовод 1. (слайд 4) Зодчество на Руси было храмовое, крепостное и гражданское. История сохранила до наших дней некоторые культовые памятники конца XV-XVII веков. Одним из выдающихся памятников крепостного зодчества (слайд 5) этого периода стал кремль, превращавший город в неприступную крепость. К XVII веку в Московском Кремле были уже сотни построек. Кремль превращался во всемирный известный, уникальный архитектурный ансамбль, символ силы и единения русской земли. Так заглянем туда!

Экскурсовод 2. Главная площадь Кремля – Соборная. (слайд 6) Её идейным и архитектурным центром стал Успенский собор, построенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, «чюдна велми величеством и высотою, светлостью. И звоностью. И пространством», - сообщает нам летописец. Собор стал средоточием русской государственности и церковной жизни, здесь венчались на царство русские цари императоры, провозглашались важнейшие государственные акты, происходило поставление в сан митрополитов и патриархов.

Благовещенский собор сначала венчали 3 главы, потом по углам собора пристроили одноглавые приделы. Остроконечные 9 глав были богато вызолочены. Отчего собор прозвали «Златоверхим». Церковь Ризположения, ставшая домовой церковью митрополита, а затем и патриарха всея Руси.

Построенный итальянцем Алевизом Фрязиным Архангельский собор, ставший семейной усыпальницей рода великих князей. В XVII веке построят собор Двенадцати апостолов.

А между Успенским и Архангельским соборами Бон Фрязин создал новую колокольню. Ясно видимая со всех концов города и славившаяся своими звонами, Ивановская колокольня получила наименование Иван Великий. Зодчие Петрок Малый Бажен Огурцов пристроил к колокольне звонницы. Все три звонницы образовали необычайно выразительный архитектурный комплекс и придали Соборной площади особую торжественность.

Экскурсовод 3. (слайд 7) Французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском в середине XIX века, писал: «Много я видел, много любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес… Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный». Так он говорил о церкви Вознесения в селе Коломенском в честь рождения Ивана IV. А новый вид архитектуры, которым он восхищен, шатровый. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними возвышается каменный шатер, венчающий всё здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. А верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым крестом.

А самый древний из сохранившихся шатровых храмов деревянного зодчества – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области. Шатровый стиль получил признание у русских зодчих. Зодчие добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой.

Экскурсовод 4 . (слайд 8) Завершен шатром с маленькой главкой центральный храм Покровского собора – церковь Покрова Богородицы на Красной площади в память взятия Казани. Состоит из 8 несимметричных разновеликих столпообразных храмов. Каждый посвящен восьми дням, в которые произошли важнейшие события похода на Казань.

В убранстве церкви Рождества Богородицы в Путинках были использованы сразу четыре декоративных шатра. Кстати, эта церковь стала последним памятником шатрового зодчества в Москве, т.к. в 1652 г. патриарх Никон « шатровые церкви отнюдь не строить».

Экскурсовод 1 . XVII век принёс с собой новые художественные веяния. Архитектура становилась всё более нарядной, церкви напоминали порой сказочные терема. (слайд 9) Появились ярусные , кубоватые и многоглавые храмы. Так в архитектуру пришел декоративный, живописный стиль. Формы зданий усложнялись, их стены покрывали многоцветный орнамент, белокаменная резьба.

Экскурсовод 2. К концу столетия складывается стиль московского, или нарышкинского, барокко , пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. (слайд 10) Самой знаменитой постройкой конца 17 века является храм Покрова Богородицы в Филях – усадебная церковь Нарышкина Л.К.

Экскурсовод 3 . Отмечается подъём гражданской архитектуры . (слайд 11) Подлинный шедевр русской архитектуры - Теремной дворец Московского Кремля. Зодчие использовали ярусно-ступенчатое чередование объёмов, живописную асимметрию пристроек, островерхие завершения крыш. Пышность и нарядность фасадам придавали наличники окон, украшенные растительным орнаментом, а также рельефные лопатки и карнизы с изразцами.

Уникальным творением русского зодчества XVII в. был деревянный дворец в подмосковном селе Коломенское . Семь хором в два-три этажа. Их венчали кровли разной формы. Дворец имел 3 тыс окон, украшенных разными наличниками. К каждому входу вело выступающее резное крыльцо.

Экскурсовод 4. (слайд 12) Возводились дворцы, административные сооружения, башни, жилые дома, гостиные дворы. Живописная композиция срубов с многочисленными выступающими крыльцами и яркой подкраской производила праздничное впечатление.

Итак, (слайд 13) в конце 15-17 веков получили свое развитие направления: храмовое, крепостное, гражданское. Особенности развития архитектуры: стили архитектуры – шатровый, барокко.

Учитель: (слайд 3) Таланты русских людей распространяются не только на деревянное или белокаменное зодчество. Живопись не стала исключением. Экспозиция представляет вашему внимаю коллекцию живописи XV-XVII вв.

Выступление второй группы учащихся-экскурсоводов

Экскурсовод 1. (слайд 14) Главной идеей искусства было служение Господу. Ведущее направление в живописи, конечно, церковное . Время расцвета иконописи – XV век, вершины творения её связаны с именами Андрея Рублева, Даиниила Черного. Русская живопись середины XV века перестала быть специальностью одних только монахов, и на смену художнику – монаху приходит художник – мирянин. Наиболее выдающимся представителем Рублевского направления в искусстве второй половины XV – начала XVI века был Дионисий. Особенность его стиля – написание житийных икон, состоящих из средника с фигурой и ряда клейм, где рассказано о их жизни. Иконы Дионисия светлы и просторны, их он украсил архитектурными и пейзажными зарисовками

Экскурсовод 2. (слайд 15) Вершиной творчества Дионисия являются фрески в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. В них своё своеобразие: изобразил мучеников, ангелов, Христа, евангелистов, «Страшный суд». Дионисий создает роспись, прославляющую Богородицу. Мария прославляется как заступница рода человеческого. Всю роспись пронизывает настроение праздничности, нарядности, светлой радости. Работы отличаются утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом.

Экскурсовод 3. (слайд 16) В XVI в. стала расширяться тематика живописи. Художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к легендарно – историческому жанру. Правительство Ивана Грозного придавало огромное значение возвеличиванию в искусстве своих политических идей. Об этом свидетельствует икона – картина в 4 метра «Благословенно воинство небесного царя», посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном Грозным от охваченного пламенем города.

Экскурсовод 4. 17 век… Живопись утрачивает свою целостность. Художники проявляют интерес к реальному, земному миру. Росписи того времени напоминают нарядные ковры. В них много реальных персонажей и бытовых подробностей. В отличие от древних икон, в них нет глубоких раздумий художника о добре и зле, о судьбах людей и смысле жизни.

Выдвинулись два направления. (слайд 17) Годуновская школа (иконописцы работали по заказам царя Бориса и его родственников. Они были противниками всяких новаций и подражали манере великих Рублева и Дионисия). Второе направление - Строгановская школа. (по заказам купцов Строгановых, любителей иконной миниатюры). Художники старательно украшали иконописные изображения мелкими декоративными деталями, богатой орнаментикой, изысканной каллиграфией. Одним из самых известных мастеров этой школы был Прокопий Чирин. («Никита-воин»). «Строгановцам» не было равных в умении передавать пейзажные панорамы, ранее не встречавшиеся в русской иконописи.(икона «Иоанн Предтеча в пустыне»).

Экскурсовод 1. К правдивому отображению реальных вещей стремился и живописец и график Симон Ушаков, среди работ Ушакова есть иконы особого рода – политические картины - «Насаждение древа государства Российского»: изображен Московский Кремль, в центре - Успенский собор. Возле него Иван Калита сажает дерево. На фоне листвы дерева – икона Владимирской Богоматери, на ветвях – медальоны с портретами московских святых и государей. Симон Ушаков – один из основоположников русского портрета. В 17 веке они назывались парсуны.

Художник-стенописец Гурий Никитин. Расписывал стены храма Ильи Пророка в Ярославле. В фресках подчеркиваются незначительные жизненные детали библейского текста, исчезает религиозная одухотворенность, уступая место мастерски написанному красочному «рассказу».(сцена жатвы из «Деяний пророка Елисея»). Так с XVII века древнерусская иконопись прекратила существование как господствующая художественная система.

Экскурсовод 2. Черты реализма заметны и в портретном жанре. Если парсуны (портреты) царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского сделаны в обычной манере, то изображения середины и второй половины XVII в. говорят о стремлении к портретному сходству, реалистичному письму. Таковы портреты царей Алексея Михайловича (С. Лопуцкий), Федора Алексеевича (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон и Д. Вутерс). На иконах появляются реалистические пейзажи.

Экскурсовод 3. (слайд 18) Искусство художественного оформления книги играло не меньшую роль и было не менее оригинально, чем иконопись. Главные элементы художественного оформления книг – миниатюры, заставки и инициалы. Живописцы в основном создавали миниатюры, связанные с духовными, религиозными темами. Заставка: в XV-XVI вв. получают распространение заставки – книжный орнамент . Это балканский и нововизантийский стили, затем старопечатный. Инициалы часто превращались в сложные рисунки, изображавшие диковинных зверей, птиц, чудовищ, сражающихся воинов, скоморохов.

Экскурсовод 4. (слайд 19) Таким образом, в конце 15 –по 17 век основными направлениями в живописи были церковное и художественное оформление книги. А также особенности живописи. (слайд)

Учитель: (слайд 3) XVI век – это эпоха складывания нового государства, реформ местного и центрального управления. Они требовали все большего количества грамотных людей. Добро пожаловать в следующий зал.

Экскурсовод 1. (слайд 20) В 1563 г. государь Иван-IV повелел "оустроити дом от своея царские казны, иде печатному делу строитися", чтобы "впредь святые книги изложилися праведны" . Дом этот, названный впоследствии Печатным двором, заложили близ Никольского монастыря. Отыскались на земле московской свои "некии хитрыи мастеры печатному делу" - Ивана Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. С "Деяний и Посланий Апостолов, " увидевших свет 1 марта 1564 г., началась книгоиздательская деятельность русского государства. Второй книгой Печатного двора стал Часовник (1565 г.): это и молитвенник, и книга для обучения грамоте. Формат издания – в восьмую долю листа. Страницы украшены изящными заставками. В 1568 г . Печатный двор выпустил Псалтырь. Готовили его Никифор Тарасиев и Невежа Тимофеев.

Экскурсовод 2. В 1649 г. в Москве появилась первая книга с иллюстрациями, изготовленными методом глубокой гравюры. Это было "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей". В ней содержалось 35 гравированных таблиц.

Экскурсовод 3. В 1679 году появилась первая библиотека , названная Типографской, в которую сдавались книги и рукописи. Хранились там и эталонные издания с поправками и заметками справщиков для будущих тиражей. Постепенно библиотека так разрослась, что в 1670 г. была введена особая должность книгохранителя.

(слайд 24) Итак, жанры светской литературы: повести, сказания, публицистика, путевые заметки, «Хронограф». Особенности: сатирические повести и сказания, рождаются новые жанры – светская повесть-драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами

Экскурсовод 1. . (слайд 25) Истоки театра уходят в народное творчество, и прежде всего в обряды. Обряды были своеобразной игрой-представлением. Эту игровую стихию подхватили и развили первые профессиональные артисты на Руси - скоморохи. Гражданские власти (а власти церковные особенно) боролись со скоморохами. Указом 1648 г. царь Алексей Михайлович выступления скоморохов запретил.

Особой формой театра была на родная драма (драмы «Царь Максимилиан», «Лодка». «Комедия о барине»). Другая форма - церковный театр, представления которого проходили по церковным праздникам. (Рождественская инсценировка «Пещное действо»).

Экскурсовод 2. . Интерес к театральному искусству возник у царя Алексея Михайловича.

Есть основания считать, что окончательное решение Алексея Михайловича создать театр возникло 30 мая 1672 г., во время пира в честь рождения его сына Петра. Указ «учинити комедию» датирован 4 июня того же года. Человека, способного написать пьесу и поставить спектакль в Москве, нашли в Немецкой слободе, где жили работавшие в России иностранцы - Иоганна Готфрида Грегори, пастора местной лютеранской церкви, и трупу из 60 иностранцев. За дело взялись серьёзно: одновременно писалась пьеса и строилось здание театра.

Экскурсовод 3. . Первая пьеса русского театра называлась «Артаксерксово действо», по имени царя, о котором рассказывает библейская легенда. Премьеру сыграли 17 октября 1672 г. в «комедийной хоромине» в селе Преображенском в одном из летних царских дворцов. Царь остался очень доволен «потехой» и щедро наградил её автора. Театральные представления становились при дворе регулярными. В Кремле тоже соорудили сцену и кроме «Артаксерксова действа» играли пьесы «Иудифь», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная (развлекательная) комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве». Вскоре и русских людей направляли на учёбу к Грегори.

После смерти Алексея Михайловича спектакли в царских палатах прекратились, ибо новый царь - Фёдор Алексеевич не любил подобного рода зрелищ. Но идея театра не умерла. Начался долгий процесс развития русской сцены.

Учитель: Наш Нижегородский крайбогат памятниками культуры данного периода.Приглашаем вас в зал «Культура Нижегородского края 15-17 веков». Приложение 2 , Презентация 2 .

IV. Подведение итогов занятия .

V. Информация о домашнем задании .

Сочинение-эссе «Русская культура конца XV-XVII вв.»

Русская культура в 15-17 в.

В 16 в. Продолжало развиваться русское летописание. В середине 16 в. Московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию 16 в. - так называемую Никоновскую летопись. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г. Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Они не имеют внутри столбов и вся масса здания держится на фундаменте. Еще одним направлением в архитектуре 16 в. Было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. В 16 в. Велось широкое строительство каменных кремлей. Крупнейшим русским живописцем был Дионисий. В 17 в. Начинается складывание всероссийского рынка. Во второй половине 17 в. Было создано несколько гос. школ. в 1687 г. В Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия. В 17 в. Были созданы последние официальные летописный сочинения. Был создан придворный театр с Москве. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского или московского барокко.

Формирование однопартийного режима в СССР в 20-30-х годах

Эта разновидность тоталитаризма наиболее полно отражает характерные черты режима, т.е. частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества. Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно - административная система, построенная на огосударствлении средств производства. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. В 30-е гг. ВКП (б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, отлаженным механизмом. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология. Малейшее отступление от этих простых истин каралось. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем. В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы - "тройки", Главное управление лагерей - ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой: "Шахтинское дело" (1928), процесс над "Промышленной партией" (1930), "Дело академиков" (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936-1939 гг. против бывших вождей партии (Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, И.Э. Якир и др.). "Большой террор" унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность, жертвовать друзьями и близкими. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности. Принцип разделения властей отсутствовал. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности.

 Монгольское нашествие нанесло серьёзный удар по культуре русских княжеств. Русские земли были разорены, многие мастера или погибли, или были уведены в Орду. Первое после Батыева нашествия строительство каменной церкви отмечено в летописях только в 90-х гг. XIII в. в Новгороде. Во второй половине XIV в. вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение.
 Особенностью развития культуры XIV–XV вв. стало постепенное преодоление культурной разобщённости русских земель и возрождение единой русской культуры. По мере политического и экономического усиления Москвы она становится одним из главных культурных центров русских земель. Создание централизованного государства дало мощный толчок развитию культуры. Расширяются культурные контакты России с другими странами, особенно с Италией, откуда в Москву приезжают выдающиеся архитекторы и другие мастера.
В устном народном творчестве продолжается развитие героического былинного эпоса. В этот период появляется новый жанр – исторические песни. В песне об Авдотье-Рязаночке рассказывается о простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. События тверского восстания 1327 г. получили отклик в народной песне о Щелкане Дудентьевиче.
 Центральной темой в литературе XIV–XV вв. была борьба за освобождение русских земель. События Куликовской битвы нашли от- ражение в двух памятниках литературы. «Задонщина» создана сразу после битвы. Автором «Задонщины» считается Сафоний Рязанский. Через сто лет после битвы, в XV в., неизвестным автором было создано «Сказание о Мамаевом побоище».
 В XV в. появляется новый литературный жанр – хождения, т.е. описания путешествий. Наибольшую известность получило «Хождение за три моря» – путевые записки тверского купца Афанасия Никитина, отправившегося в 1466 г. с торговым караваном на Северный Кавказ и побывавшего в Иране и Индии.
 В XV в. возрождается общерусское летописание. Первой общерусской стала Троицкая летопись, составленная в начале XV в. в Москве.
 В начале XVI в. создаётся «Сказание о князьях Владимирских», в котором утверждается легенда о происхождении великих князей от брата римского императора Константина по имени Прус, который был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии (в том числе шапку Мономаха) от византийского императора Константина Мономаха.  

Культура при Иване IV Грозном

Литература. В годы правления Ивана Грозного появляется новый литературный жанр – публицистика. Выдающимся публицистом XVI в. был Иван Семёнович Пересветов, который в своих челобитных Ивану Грозному предложил проект реформ, направленных на укрепление самодержавной власти царя при опоре на дворянство.
 Публицистический характер имели сочинения князя Андрея Курбского «История о великом князе московском» и его переписка с Иваном Грозным, в которых Курбский выступает против самовластия царя.
 Выдающимся памятником литературы середины XVI в. является «Домострой» протопопа Сильвестра. «Домострой» представля- ет собой свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в.
 В 1563 г. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в Москве организована типография, в которой в 1564 г. была издана первая датированная русская печатная книга «Апостол». В 1574 г. – первый «Букварь».

Культура. В русской культуре XVII в. начинается процесс «обмирщения», то есть освобождения от церковно-религиозной регламентации.
 Происходит усиление личностного начала и светских элементов в культуре. Яркий автобиографический характер носит «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Наиболее значимые произведения публицистики XVII в. - «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах» Авраамия Палицына, «Жезл правления» Симеона Полоцкого, «Политика» Юрия Крижанича и др.
 Распространяются научные знания. Создаются исторические сочинения: «Скифская история» Андрея Лызлова, «Повесть об осадном Азовском сидении» Фёдора Порошина, первое учебно-историческое сочинение «Синопсис» Иннокентия Гизеля.
 Расширяются связи с другими культурами, в том числе продолжается практика перевода иностранной литературы на русский язык. В XVII в. были переведены «Римские деяния», «Великое зерцало», «Повесть об Оттоне, цесаре Римском» и др. В XVII в. извест- но 153 переводных сочинения, из которых три четверти - светского содержания.
 Усиливается социальная значимость произведений литературы и искусства. Появляется большое количество сатирических произведений - «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисе».
 В XVII в. создаются последние русские летописи - в 1630 г. «Новый летописец», к которому в последующие годы писались продолжения; в 1652 г. свод патриарха Никона и др.
 Новые веяния в архитектуре проявились уже в построенном в 1630-е гг. Теремном дворце Московского кремля. Стремление к нарядности в архитектуре нашло выражение в появлении в конце XVII в. нового стиля - нарышкинское (московское) барокко.
 В живописи наибольшую известность получили Строгановская школа иконописи (Прокопий Чирин, братья Савины, Степан Арефьев, Емельян Москвитин) и школа Симона Ушакова (Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов и др.).
 В XVII в. появляется портретная живопись. Портреты в то время называли парсунами.

культура славянофил капитализм марксизм

В конце XV-XVI веке русская культура подводит итоги уходящего средневековья, традиционно оглядывается на прошедший век, формирует основания таких новшеств, которые преобразят русскую культуру в XVII веке и радикально изменят в конце XVII-XVIII веке.

Корни многих изменений в культуре к XV-XVI векам следует искать в постановлениях Стоглавого собора, созванного в начале 1551 года. Фолиант его решений содержит 100 глав. Отсюда и название собора, а также и самой книги "Стоглав". Собор узаконил множество новаций, которые появились к тому времени в средневековой традиционной русской культуре, заявил о тенденции к унификации культуры. Собор обсуждал вопросы монастырского землевладения, непорядки в богослужении, нарушение этики поведения священнослужителями и монахами в монастырях. Собор поднял проблему того, что "божественные книги писцы пишут с неправильных переводов", т.е. несовершенства рукописного метода воспроизводства книг, которое приводило к искажениям канонического текста. Была в нем специальная глава "О училищах книжных по всем городам". Решением собора "православные крестьяне" должны были отправлять "своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма", а в домах "добрых священников и дьяков" "учинити училище". Школьное образование должно было принять более широкий характер. В главе "О божественных книгах" Стоглавый собор подчеркнул два вопроса: о неисправности существующих книг и о необходимости пересмотра их содержания. Рассматривал собор и вопросы иконописания, особенностей церковного убранства ("О иконописцах и честных иконах"). Много внимания постановления собора уделяли унификации церковной обрядности, решительно выступали за искоренение языческих "бесовых", "эллинских" обычаев: русалий, колядовании, скоморошьих забав и гудений "гусельников", которые в те времена своей музыкой сопровождали христианские праздники.

Собор узаконил все новшества художественной культуры, а с другой - заявил об обязательном следовании художников, зодчих за канонами предшествующей эпохи: "писати иконописцам иконы с древних переводов... а от своего замышления ничтоже претворяти".

На гребне новых требований к богослужебным книгам, необходимости "грамоте учиться" возникает потребность в особом типографском тиражировании книг.

В 50-е годы XVI века в Москве возникает первая русская типография, основанная в доме священника Сильвестра, служителя Благовещенского собора Кремля и одного из руководителей "Избранной рады" - совета при молодом тогда еще 20-летнем Иване IV Грозном. В 1560 - 1561 годах был поднят вопрос об организации государственной типографии.

В конце XV - XVI веке усиленно росла грамотность населения Руси. Статистика подсчета надписей на документах начала XVI века определяет число грамотных дворян и бояр - выше 65%, посадских людей - 25 - 40%. Первенство держали священники, поголовно грамотными были дьяки. Отмечается интерес к иностранным языкам. В древнерусских школах конца XV - XVI века проводилось только начальное образование: учили чтению, письму, читали "Псалтырь" "и прочие божественные книги". Большое значение придавалось пению, которое упоминается наравне с чтением и письмом. Углублялись математические знания. Ко второй половине XVI века относится создание первых арифметик и пособий по геометрии.

Литература конца XV - XVI века носит выраженный публицистический характер. Это время раздумий, размышлений и споров о будущем страны. Сам царь Иван Грозный проявляет себя как страстный публицист. Он обнаруживает разные стороны литературного дарования - сарказм в письмах в Кирилло-Белозерский монастырь и к томившемуся в плену Василию Грязному, велеречивость и невоздержанность - в письмах Курбскому, Острожскому.

Возрастает повествовательность литературы, интерес к фактографии, риторичности, этикетной официальной пышности. В общехудожественном процессе начинают преобладать центростремительные силы постепенного оформления единого литературного пространства. Государственное "дисциплинирование", унификация "книжного дела" усиливают выявление и появление национальных черт русской литературы.

Рост национального самосознания вызвал усиленный интерес к историческому прошлому, а также стремление понять историю Русского государства в рамках всемирной истории. С конца XV века в Москве появляется ряд новых летописей, общественно Русских по своему характеру, составители которых стремились исторически доказать преемственность власти московских князей от князей Киевской Руси. Новый подъем русского летописания начинается с 30-х годов XVI века, когда постепенно друг за другом создаются грандиозные многотомные своды. Летопись все больше и больше становится литературным произведением, теряя значение исторического документа. Она осмысливает события русской и всемирной истории, дает назидательное патриотическое чтение, воспитывая граждан в соответствующем духе.

Русская культура XVI столетия в основном развивалась на отечественных традициях предшествующего периода. Русская средневековая культура имела ряд особенностей своего формирования, она не являлась лишь региональным вариантом европейской культуры. Корни специфики русской культуры XVI в. в том, что она основывалась на православии.

Русская литература XVI в. Литература получила свое развитие главным образом в рамках традиционных для России жанров.

Летописный жанр

В первой половине XVI в. было создано несколько известных летописных сводов, которые повествовали о русской истории с древнейших времен. В частности, Никоновская и Воскресенская летописи, Степенная книга, Лицевой свод.

Публицистика

XVI в. – время зарождения российской публицистики. Считают, что в произведениях Федора Карпова, Ивана Пересветова уже заметны первые, хотя и робкие признаки рационализма, но уже освободившиеся от строгих канонов религиозного мировоззрения. К числу публицистов XVI столетия относят также Максима Грека, Ермолая Ераз-ма, князя Андрея Курбского.

Его считают одним из самых своеобразных, бесспорно, одаренных писателей своей эпохи. В письмах к Андрею Курбскому Иван Грозный доказывал необходимость для России деспотической монархии – такого порядка, когда все без исключения государственные подданные являются фактически холопами государя. Курбский же защищал идею централизации государства в духе решений Избранной рады и считал, что царь обязан считаться с правами своих подданных. В середине XVI в. под руководством митрополита Макария были создано собрание разных по жанру книг, которые были предназначены для чтения (не богослужения) в назначенные месяцы и дни почитания святых. В то же время при участии Сильвестра создан Книгопечатание

В XVI в. в русских землях началось книгопечатание. Первая русская книга, «Апостол», была напечатана в 1517 г. в Праге Франциском Скориной. В России начало книгопечатания относят к середине XVI в. В 1564 г. дьяк Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем издает первую печатную книгу. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь. В то же время вплоть до XVIII в. в России доминировали рукописные книги.

Архитектура

В архитектуре XVI в. очень заметными стали национальные мотивы. Это было связано с распространением в XVI столетии шатрового стиля, который пришел в каменное строительство из деревянной архитектуры. Самыми знаменитыми произведениями зодчества того времени стали церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), а также собор Василия Блаженного, построенный на Красной площади в Москве русскими архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Казани (1561 г.).


В XVI в. интенсивно возводятся военные укрепления. К Московскому кремлю были пристроены стены Китай-города. Строятся кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, других городах. Автором мощного кремля в Смоленске был выдающийся зодчий Федор Конь. Он же являлся архитектором каменных укреплений Белого города в Москве (вдоль нынешнего Бульварного кольца). Для защиты южных рубежей от крымских набегов в середине XVI в. построили Засечную линию, которая проходила через Тулу и Рязань. В XVII в. в русской культуре широкое распространение получают не только религиозные, но и светские элементы (обмирщение культуры). Церковь, видевшая в этом процессе западное влияние, активно сопротивлялась ему при поддержке царского правительства, но новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Благодаря изобретению печатного станка появилась возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике, среди которых была первая «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение -

В развитие географических знаний большой вклад внесли русские землепроходцы, например, Семен Дежнев, вышедший к проливу между Азией и Северной Америкой, или Ерофей Хабаров, составивший карту приамурских земель. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер, такие как «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание». Появляется жанр сатирической повести, мемуаров («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (книги Симеона Полоцкого).

В 1672 г. в Москве был создан придворный театр, в котором играли немецкие актеры. «Обмирщение» искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его иконе «Спас Нерукотворный» уже заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Распространяется портретная живопись - «парсуны», на которых изображались реальные персонажи, хотя и в технике, аналогичной иконописи.