Кобудо. Описание, история появления. История кобудо. Выбор тренера и стоимость занятий

"Кобудо" – общее название для различных традиционных (старых) школ боевых искусств, как правило носящих комплексный характер. На основе общей идеи или задачи практикуется работа с разными видами оружия и без него (меч, нож, палка, шест, копье, серп, веревка, цепь, различные их модификации и др.). Первоначально кобудо изучалось чисто с практической точки зрения, но со временем акцент сместился на духовно-психологические аспекты
Современное кобудо - кладезь многовековой мудрости человека. Информация, заложенная в нем, используется для повышения духовного и психологического уровня, для решения задач, связанных с реалиями современной жизни.

Кобудо - работа с оружием

Самым классическим из всех классических видов оружия кобудо, является Бо. Бо (на Окинаве до сих пор используется старое название Кон) является шестом длинной 1800 мм, чаще всего круглого сечения, выполненным из твердой породы древесины, которая хорошо держит удары и при этом не колется и не слоится. Более всего для этого подходит бук и его разновидности.

Кобудо - восемь уровней тренинга с оружием

Кобудо - восемь уровней тренинга с оружием

В кобудо, как и в любом другом боевом искусстве существуют восемь составляющих. Это последовательно сменяющие друг друга ступени совершенствования, поэтому их можно назвать уровнями. В каждом из стилей единоборств существует своя техника, но все они используют единые методы и базовую концепцию.

Все эти уровни важны именно в своей последовательности, любое «перепрыгивание» через ступень, форсирование событий может оказаться причиной травмы и затормозить развитие мастерства.

1. Кихон

«Кихон» означает «основы», «базовая техника», «база». И что же он представляет собой? Это основание, на нём строится вся техника кобудо. В себя кихон включает различные варианты поклонов, положение «ки-о-цукэ» («внимание») сидя и стоя, упражнения разминки, специальные методы по укреплению организма, упражнения на координацию, растяжку, способы удержания оружия и складывания «ги» (тренировочной одежды) и т.п. Если пропустить этот уровень или даже просто плохо проработать «базу», то ничего хорошего в дальнейшем не получится, вся техника останется некачественной, Ваше умение напрямую зависит от степени усвоения основ. Тот, например, кто «коряво» кланяется, тот показывает своё недостаточное внимание и несоответствующее отношение к предмету, а следовательно и плохое умение сражаться.

2. Ходзё-ундо

«Ходзё-ундо» означает «вспомогательные упражнения». Это простейшие движения из ката, основные действия с оружием и своим телом, которые включают в себя: стойки (по-японски тати-ката), удары (кихон-ути) и блоки (кихон-укэ). Ходзё-ундо – вторая ступень мастерства, не менее важная, чем первая.

3. Ходзё-ундо-бункай

«Бункай» переводится в данном случае как «анализ движений», то есть выполнение приёмов в паре с партнёром. Таким образом, занимающийся может усвоить принципы, по которым работают техники в реальной ситуации и учится вовремя реагировать на атаку, своевременно отвечать и чувствовать дистанцию (маай).

4. Ката

В переводе означает «форма». Это связки защит и контратак в передвижении, скомпанованные в строгой последовательности. Это позволяет твёрдо усвоить несколько отдельных наиболее важных выходов из той или иной ситуации.

5. Ката-бункай

Несколько более сложная вещь, чем ходзё-ундо-бункай, так как содержит более сложные и разнообразные комбинации. Ката-бункай может выполняться и против нескольких противников, поэтому занимающийся развивает не только чувство своевременности и дистанции, но и широту охвата пространства и тактику преодоления нападения нескольких.

6. Якусоку-кумитэ

«Якусоку» означает «оговорённый», а «кумитэ» - спарринг. Это подготовительный бой, в котором занимающиеся знают, кто атакует, а кто защищается, какой удар наносит нападающий. Защищающийся имеет право выбора контратаки. Якусоку-кумитэ может быть и иппон-кумитэ (то есть на один шаг, одну атаку), нихон (два шага), самбон (три) или более. Укэтэ (защищающийся) использует весь свой арсенал, полученный при изучении ходзё-ундо, кихон и ката.

7. Дзию-кумитэ

«Дзию» переводится как «свободный», но это не означает, что в данном случае партнёры вольны делать всё, что хотят. Нет, это далеко не так, так как существует ещё множество ограничений. Это только один шаг вперёд по сравнению с якусоку-кумитэ. Защищающийся не знает, каким приёмом будет атаковать сэмэтэ («нападающий»). Это – главное условие. Данный вид редко практикуют из-за высокого риска пораниться.

8. Дзиссэн

А это уже – реальный бой, каким бы он ни был: уличный или на поле боя. Это высшая стадия проявления мастерства в кобудо. Это своеобразный экзамен для каждого занимающегося, тренировавшегося, фактически, в «тепличных» условиях спортивного зала. Конечно, никогда нельзя знать заранее, придётся ли когда-либо использовать свои навыки на деле, но всё же… Мы должны заниматься серьёзно, ведь когда-нибудь Вам придётся отстаивать свои жизнь и честь, а также жизни своих близких.

Чем выше уровень тренировок, тем выше риск травмироваться. Ограничения, существующие на каждом этапе, для того и существуют, чтобы предотвратить эту опасность. Разница между седьмым и восьмым уровнями очень велика. Последний уровень – ситуация реального боя, а человек может не быть к ней готов… Международная Ассоциация Кобудо пытается преодолеть проблемы, связанные с этим, производя специальное безопасное оружие, без защитных приспособлений. Вам нужен будет только лёгкий шлем. Лёгкими, но прочными делаются бо, нунтяку, тонфа, сансэцу-кун, сурутин, тимбэ и т.д.

Историческое развитие Кобудо

Изучение древних видов оружия, которые использовались в боевых искусствах, а также их техники происходило в течение нескольких столетий и закончились созданием различных школ и систем. Эти системы могут быть разделены на две основные группы по их отношению к практическому применению оружия в реальном бою - бугэй и будо. Система будо была создана на основе бугэй и дзюцу. Окинавцы называют эти системы "кобудо", что означает "древние искусства боя с оружием".

Кобудо (кобу-дзюцу) - виды единоборства, основанные на владении так называемым "крестьянским" оружием (в отличие от "настоящего" оружия самураев - меча, копья, алебарды, лука и т.п.). Специфика кобудо заключается в том, что здесь в качестве оружия используются сельскохозяйственные инструменты и предметы повседневного обихода. Эти виды боевого искусства зародились на Окинаве ещё в 15 веке, но своего рассвета достигли значительно позже, в 17-18 веках. В 20-ом веке наиболее выдающимся пропагандистом Окинавского кобудо был мастер Тайра Синкен (1897 - 1970). Его преемником в последствии стал мастер Акаминэ Эйсукэ, которого Тайра Сэнсей обучал с 1959 по 1970 годы. Ещё одним выдающимся мастером кобудо 20-го века был Матаёши Синпо Сэнсей. Эти два мастера являются родоначальниками двух направлений Окинавского кобудо, имеющими между собой незначительные отличия в технике. Вообще, кобудо является неотъемлемой составной частью любой настоящей традиционной Окинавской школы.

К числу наиболее известных видов оружия кобудо принадлежат следующие:

БО (палка, либо шест различной длины). Чаще всего используется року сяку бо длиной приблизительно 180 см.

САИ (металлический трезубец) имеет гранёное, либо круглое сечение, как правило используется в паре.

НУНЧАКУ (короткий цеп для молотьбы риса) - самое известное во всём мире оружие кобудо. Представляет собой две короткие круглые либо гранёные палки, соединённые между собой веревкой или цепью.

КАМА (серп) - миниатюрная коса, лезвие которой насажено на рукоятку под прямым углом. Используется как в одиночном, так и в парном (в этом случае одна кама на длинной веревке) вариантах.

СУРУЧИН (верёвка либо цепь с грузами на обоих концах). Применяется для захлёстывания рук или ног противника, а также для ударов с дальней дистанции.

КУВА (мотыга) используется для коротких рубящих и тычковых ударов.

ЧИМБЭ (мачете для разделки туш животных в паре с круглой крышкой, сплетённой из бамбука и обтянутой кожей).

ТОНФА (рукоятка мельничного жернова), как правило, используется в парном варианте. Оружие кобудо, имеющее огромную популярность у полицейских во всех странах мира.

ТЭККО (массивный кастет) известны различные варианты, но характерной особенностью каждого из них являются шипы (один или два), выступающие впереди между пальцами руки, сжимающей тэкко.

ЭКУ (весло) - техника работы веслом имеет много общего с бо, однако содержит большее количество режущих, рубящих и хлёстких ударов.

НУНТИ - оружие, которое использовалось как острога для ловли крупной рыбы и было сделано из литого железа. Это оружие эффективно использовалось против воинов, вооруженных мечом. С помощью нунти захватывали меч и обезоруживали противника резким поворотом запястья. Часто нунти использовался также для метания. В случае, когда нунти прикрепляется к року сяку бо, он используется как копье или алебарда.

КУСАРИГАМА - кама, прикрепленная у основания ручки или основания лезвия к цепи, на другом конце которой находится свинцовый или железный утяжелитель. Кусаригама использовалась для захвата человека либо лошади и сковывания движений или связывания противника. Цепь позволяла метать кусаригама и возвращать её обратно.

По словам Матаёши Сэнсея, целью практики кобудо является такое совершенное владение телом и оружием, такое мастерство, когда тело и оружие становятся одним целым.

Огромная ценность кобудо заключается в развитии и более углубленном понимании базовой техники каратэ. И хотя в кобудо в наши дни не практикуются свободные кумитэ, необходимо не забывать, что в арсенале кобудо используется весьма опасное оружие, во время работы с которым необходимо быть крайне осторожным. Также полицейские подразделения всего мира используют дубинки, называемые PR 24 или инфорсеры, которые являются точной копией окинавского оружия кобудо (тонфы).

Кроме основных видов оружия кобудо, описанных выше, на Окинаве использовались и некоторые другие, но техника работы с ними не была систематизирована, и традиционные ката не сохранились, так как это произошло с основными видами оружия кобудо. Среди таких менее известных видов были грабли (кумадэ), топор (масакари) и некоторые другие.

Тренировки кобудо в наши дни - это замечательный способ развития хорошей физической формы, который отлично развивает силу рук, цепкость пальцев, укрепляет мышцы и суставы, а также развивает великолепную координацию и концентрацию.

Кобудо – это боевое искусство родом из Окинавы. Данный стиль основан на традициях самураев и предполагает активное использование окинавских и японских традиционных видов оружия. Поскольку в средние века жителям Окинавы запрещалось применять оружие против самураев, то это побудило местных бойцов разработать особый вид боевых искусств. Современное кобудо может практиковаться как с различными видами оружия, так и без него.


Наиболее характерными видами используемого оружия в кобудо являются: бо, нунчаку, кама, тонфа, сай, кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло) и тимбэй

Данное боевое искусство является одним из ответвлений традиционного японского каратэ. Кобудо считается эффективным методом противостояния как одному вооруженному противнику, так и группе неприятелей. Успех в ведении боя заключается в умении быстро манипулировать различными предметами. Считается, что мастер никогда не остается безоружным – если у него под рукой не оказывается стандартного оружия, то он может использовать в бою другие предметы.

Особенности стиля

Кобудо в значительной степени отличается от прочих японских единоборств. Отличия в данном случае заключаются в следующем:

  • Широкое использование различных видов оружия и подручных предметов. Истинный воин кобудо должен владеть широчайшим спектром оружия, а при необходимости уметь быстро адаптировать попавшийся под руку предмет для успешного ведения боя.

Изначально простолюдины, практикующие кобудо, использовали в бою повседневные инструменты, в том числе рыбацкий и сельскохозяйственный инвентарь. Это привело к появлению универсальной боевой школы, использующей в качестве оружия подручные средства.

  • В правилах кобудо внимание уделяется противостоянию вооруженному противнику. Причем сам боец кобудо при этом остается безоружным. Такой подход свидетельствует о высокой эффективности данного боевого искусства.

Используемое оружие


Нунчаку – самое известное оружие, используемое в кобудо, благодаря популярным в СССР фильмам

Классические виды оружия, используемые в кобудо, чаще всего представляют собой орудия труда, которые были умышленно изменены для боевого применения. Наиболее популярными в данном случае являются:

  1. Бо. Также называется рокусяку бо, кун или кон. Это самое распространенное и наиболее универсальное оружие данной боевой школы. Представляет собой деревянный шест, который составляет в длину чуть более 180 см. В умелых руках является грозным оружием.
  2. Сай. Металлический трезубец, который появился вследствие доработки ваджры – символа буддизма. По другой версии, сай использовался для рыхления почвы. Данное оружие является парным.
  3. Тонфа. 40-сантиметровая палка, имеющая поперечную рукоять. Изначально использовалась в качестве рычага для вращения жернова ручной мельницы. Также является парным оружием.
  4. Нунчаку. Из всех орудий, используемых в кобудо, нунчаку наиболее известны в поп-культуре. Представляет собой палки, имеющие длину 30 см, которые соединяются друг с другом веревкой длиной 7-10 см. Считается, что прообразом данного оружия являлся цеп для обмолота риса или конские удила.
  5. Еку – обычное весло, которое в руках мастера становилось грозным оружием. Использовалось в бою наподобие бо, но с дополнительными приемами.
  6. Кама. Это серп для сбора риса. Может применяться как для одной, так и для обеих рук. Парный вариант называют нитёгама.
  7. Суручин. Цепь или веревка, на концах которой закреплены каменные или металлические грузила. Первоначально использовалась для крепления суден к пристани. В зависимости от длины веревки, возможно два вида оружия: тан суручин, длиной 1,5 метра, и нага суручин, являющаяся вдвое длиннее.
  8. Нунтибо. Представляет собой длинный шест-острогу.
  9. Тинбэ-рочин – крышка от большой кастрюли, которая использовалась одновременно с лопаткой, предназначенной для перемешивания риса. Такой набор применялся в качестве дубинки и щита.
  10. Сансецу кон. Это оружие – деревянный цеп, состоящий из трех звеньев, длиной около 65 см каждое. Они соединялись между собой небольшой цепью или веревкой.

Пояса и кимоно


Коричневый пояс в кобудо выдается спортсменам старше 14 лет

Кобудо отличается сложной организацией системы поясов. Классификация бойцов включает в себя следующие степени:

  1. Муданса (10-2 кю). Разделяется на нижнюю и верхнюю ступени с собственной системой поясов, присваиваемых начинающим бойцам.
  2. Юданса. Присваивается бойцам 1-4 дана.
  3. Коданса. Свидетельствует о высшей степени владением боевого искусства. Объединяет бойцов 5-10 дана.

Пояса кобудо для новичков выдаются по следующей системе:

  1. Белый пояс выдается с 4 лет.
  2. Желтый пояс – может быть завоеван бойцом, начиная с 6-тилетнего возраста.
  3. Зеленый пояс – с 9 лет.
  4. Синий пояс может быть получен, начиная с 12 лет.
  5. Коричневый пояс. Символизирует достижение верхней ступени среди начинающих и выдается спортсменам старше 14 лет.

Поскольку кобудо является одним из ответвлений традиционного каратэ-до, то в качестве одежды для занятий здесь используется стандартное кимоно.

История возникновения

Поскольку кобудо возникло около 1500 века нашей эры, то многие сведения о возникновении данного вида единоборств подверглись переосмыслению, и на данный момент сложно однозначно сказать, что послужило толчком к развитию этого боевого искусства. Существует две гипотезы относительно происхождения кобудо:

  1. Наиболее популярной является легенда о том, что искусство возникло в связи с необходимостью простых людей, населяющих остров Окинава, обороняться от самураев. В те времена местные жители острова считались людьми второго сорта, и самураи могли творить на их землях настоящие бесчинства. К тому же, по указу императора, все оружие островитян было изъято. Данная гипотеза находит подтверждение в том, что все виды оружия, используемого в кобудо, произошли от предметов общего назначения.
  2. По мере своего развития, каратэ получило несколько ответвлений. Одним из них и стало кобудо, использующее базовые техники каратэ-до, но с применением подручных средств в качестве оружия.

Кобудо в России


По инициативе федерации Кобу-Дзюцу в 2007 году учреждена и открыта федерация кобудо России, которая как спортивная дисциплина входит в вид спорта «Восточное боевое единоборство»

Данный вид единоборств развивается в РФ с 1997 года. Отправной точкой в создании русской боевой школы стало основание столичной федерации Кобу-Дзюцу, занимающейся активной популяризацией техники кобудо. На данный момент кобудо не рассматривается как один из видов каратэ, являясь самостоятельным видом единоборств с собственной философией и набором уникальных техник и приемов.

Выбор тренера и стоимость занятий

Несмотря на двадцатилетнюю историю развития на просторах России, кобудо остается в нашей стране сравнительно экзотическим видом единоборств. Поэтому и к выбору учителя следует отнестись со всей серьезностью.

Лучше всего отдать предпочтение тренерам из вышеупомянутой федерации Кобу-Дзюцу, поскольку в таком случае вы получите гарантию того, что с вами будет заниматься истинный профессионал своего дела. Средняя стоимость занятий варьируется от 3 до 4 тысяч рублей. Рекомендуемое посещение секции – 2 раза в неделю.

Кобудо отлично подходит для обучения детей. Первый пояс выдается уже с 4-летнего возраста, позволяя ребенку не только научиться постоять за себя, но и познакомиться с культурой Японии, став сдержаннее и увереннее в себе.

Одним из видов единоборств, практикуемых в клубе является КОБУДО.

Кобудо можно перевести с японского, как «старый военный путь”.

В современном кобудо имеется большое количество разделов, включающих в себя, как работу с оружием, так и без него.

В Саратове её членом является Федерация Кобудо Саратовской области http://саратов-кобудо.рф/

ВФК регулярно проводит региональные и национальные чемпионаты и кубки, семинары и аттестации на ученические пояса и мастерские степени.

За спортивные достижения спортсменам присваиваются спортивные разряды от 3-го юношеского и спортивные звания до "Заслуженного мастера спорта России" в соответствии с ЕВСК.

Соревнования проводятся в нескольких дисциплинах:

Боевые разделы

Ниппон-кемпо. С японского можно перевести, как "японских рукопашный бой". Один из современных видов дзю-дзюцу, основанный в 1932 году. Стоит на вооружении японской полиции.

Поединки проводятся в защитной амуниции, состоящей из шлема с металлической маской, жёсткого нагрудника, перчаток для бокса. Разрешены удары руками и ногами и коленями, броски, болевые приёмы в положении лёжа (в японском варианте разрешены болевые приёмы в стойке), удары руками и ногами по лежачему противнику, в т.ч. в положении лёжа. Особенностью поединков является то, что к технике и силе выполнения ударов предъявляются повышенные требования. Кроме того, любое эффективное техническое действие, будь то удар или или болевой приём, оцениваются в 1 бал (иппон), что существенно снижает преимущество борцов, которые традиционно имеют преимущество в поединках по смешанным правилам, где болевой приём приводят к чистой победе. Бой ведётся до 3-х очков. Приближаясь к реальному бою, в ниппон-кемпо броски не оцениваются. Оцениваются только действия после броска (добивание или болевой приём)

Нунчаку.

Поединки на нунчаку. Экипировка спортсменов состоит из шлема с маской и специализированных спортивных (мягких) нунчаку. Особенностью поединков является то, что спортсмен имеет право нанести удар только после того, как сделает определённое количество перехватов (как правило не менее 4-х). Таким образом поединки превращаются практически в цирковое зрелище, когда спортсмены стремятся максимально быстро и разнообразно вращать, перехватывать и фехтовать нунчаку. Естественно, что для участия в поединках на нунчаку требуется специализированная подготовка по овладению техникой этого вида спортивного оружия.

Демонстрационные разделы

Ката.

Демонстрация традиционных формальных упражнений с традиционными видами окинавского и японского оружия (бо, нунчаку, тонфа, сай, кама и т.п.).

Тайхо-дзюцу.

Парная демонстрация приёмов с оружием и без оружия (дзю-дзюцу) .



Спортсмены клуба регулярно выступают в соревнованиях по кобудо, являются чемпионами и призёрами Саратовской области и России.

Искусство Кобу-дзюцу всегда развивалось параллельно с другими видами единоборств, например, такими как Карате, Дзю-дзюцу, Айки-дзюцу; и мастера этих видов боевых искусств являлись одновременно и мастерами Кобу-дзюцу, но, к сожалению, с развитием спортивной направленности боевых искусств и погоней за медалями, некогда грозные боевые системы стали терять свое прикладное назначение, а вместе с ним и искусство самозащиты с традиционным оружием и подручными средствами, то есть искусство Кобу-дзюцу.

В современном мире Кобу-дзюцу в основном развивается как самостоятельный вид единоборств, который включает в себя лучшие качества боевого направления. И это не случайно, ведь Кобу-дзюцу с самого начала было представлено для реальной, более надежной и эффективной защиты от агрессора. В Кобу-дзюцу можно встретить не только стальное, острое оружие такое, как катана, вакидзаси, танто, нагинато и т.п., но и деревянные, сельскохозяйственные орудия ставшие в последствии боевым оружием. Каждое японское сословие пыталось себя защитить путем подручных средств. У самураев это оружие было благородное, дорогое, требующее тщательную и долгую подготовку перед применением в бою, у крестьян оружие было универсальным, им можно было, как защищаться, так и собирать урожай, заниматься земледелием. Из-за этого Крестьянское оружие значительно уступало по своим возможностям обычному снаряжению война. Тем интереснее рассматривать те несколько случаев, когда бытовые предметы становились почти без доработок грозным и универсальным оружием, навсегда занявшим место в арсенале боевых средств, таковы сельскохозяйственные инструменты Окинавских крестьян – БО, САЙ, НУНЧАКУ ТОНФА и др.
Бо БО обыкновенный шест, вечный спутник странников и монахов. Своими корнями техника работы с палкой уходит в древний Китай - к легендарным монахам Шаолиньского монастыря. Для фехтования используются шесты примерно длиной в 180 см. , но бывают и более длинные, и более короткие виды этого оружия. В опытных руках мастера Бо - простая палка может превратиться в грозное оружие.

Тонфа

Рычаг для вращения ручного жернова. Мастерством, а также сложными методиками тренировок с этим видом оружия славились районы Цукэ и Ситахару на Окинаве, а также о.Хамахиго у окинавского побережья. Благодаря виртуозности и замысловатости движений, соперник до последнего момента не знает, когда будет нанесен последний решающий удар. В совершенстве владеющие тонфа люди, могли противостоять в поединке против вооруженного до зубов самураю. Благодаря своим высоким функциональным возможностям тонфа взята на вооружение полицейскими многих стран мира.

Сай

Кинжал в виде металлического трезубца. Иногда мастера носили сразу 3 сай, один из которых служил метательным оружием, а 2 других служили для фехтования. Прообраз сай - священный символ тантризма - трезубец Ваджра.

Ходзё-дзюцу

С незапамятных времен существует искусство быстрого связывания ходзюцу. Ловкими и молниеносными движениями мастер, как паук, оплетает свою жертву, которая в один миг лишается возможности двигаться. Основным критерием мастерства является скорость связывания.

Дзе (трость)

Дзе - дзюцу - это искусство фехтования на коротких дубинках. Оно оформилось в начале 17 века в Японии. Основателем самой первой школы считается некий Мусо Гоноскэ. Техника Дзе - Дзюцу достаточно близка к технике Бо - дзюцу, но благодаря малым размерам палки, более богата, функциональных возможностей больше. Техника современного Дзе обогащена бросками, болевыми и удушающими приемами.

Меч

Для воина был надежным спутником и преданным другом. Мастеров фехтования знали и любили, о них складывали легенды. По технике применения меч далеко не прост; меч-оружие профессионального, хорошо обученного война, требующее для эффективного применения длительной подготовки.

Нунчаку

Первоначально это был ручной сцеп для обмолота риса. Сейчас разработаны целые комплексы приемов с применением нунчаку. Их освоение считается обязательным для мастеров каратэ, и требует особой подготовки. Соревнования проводятся как по классическим ката, так и в стиле фристайл, где мастерам предоставляется возможность продемонстрировать всю красоту и сложность данного оружия.

Тройной сцеп

Это древнее оружие. Родина тройного сцепа Китай, где оно известно под названием Сань дзе гун. Тройной сцеп преставлен в виде трех палок около 40-60см., связанные между собой веревкой или цепью. При полном использовании размер оружия достигает около 2-2,5 метров в длину.

Эку

Это деревянное весло. Оно относится к древним видам восточного оружия. Экзотичность и красота Эку позволяет соприкоснуться с древними традициями о. Окинава.
Кама - Восточные металлические топорики. В древности использовались окинавскими крестьянами в качестве сельскохозяйственного орудия труда для обработки земли и сбора урожая. Со временем топорики Кама легко превратились в грозное оружие.