Японские мультики Хаяо Миядзаки: список, описание и отзывы. Умер один из создателей студии Ghibli‍

Полный список мультфильмов Миядзаки: читай и смотри

Хаяо Миядзаки – он как Дедушка Мороз, только лучше. Он какой-то Дедушка Тепло!

В его неподражаемых мультиках все детальки складываются, как кусочки пазла в картинку, в единый мир, глубокий и разноцветный. Тут под бездонным небом простираются красивенные пейзажи, милые герои и странные существа решают вполне непридуманные проблемы, вертятся причудливые фантастические механизмы и играет неземная музыка Джо Хисаиси. Зимние каникулы – самое время завалиться в подушки пересмотреть все-все его режиссерские работы, где всё доброе, красивое и со смыслом.!

Люпен III, сериал (1971–1972, 1977–1980)

Хитрый и изворотливый вор Люпен, внук легендарного Арсена Люпена, побеждает всех врагов. Он вроде Робин Гуда, так что мы ему симпатизируем. Это, конечно, еще даже не дебют, это просто первая серьезная работа, в которой участвовал будущий мэтр. И тут только начинают прослеживаются некоторые смутно родные и узнаваемые элементы, вроде необычной рисовки, не совсем характерной для традиционного аниме.

Солнце Юки (1972)

По популярной манге об удочеренной девочке-сироте планировался сериал – но, к сожалению, не сложилось. Осталась нам на память пятиминутная короткометражка – уже первая полностью самостоятельная работа Миядзаки как режиссера. Ничего толком понять и распробовать не успеваешь, но уже присутствуют свинки – любимые звери аниматора. В коллекциях поклонников, которые собирают каждую мелочь, пригодится и эта.

Конан – мальчик из будущего, сериал (1978)

Красивая постапокалиптическая картина, рассказывающая добрую и лиричную историю о любви в сложных условиях “после третьей мировой”. Отважный мальчик Конан рвется спасать в буквальном смысле свалившуюся ему на голову умницу-красавицу Лану от злобных прихвостней технологичной Индастрии. Тут есть злобный тиран, смешной дружок, эпические битвы и победа добра над злом. Хотя по сравнению с будущими шедеврами еще не рожденной тогда студии “Гибли” это, конечно, только тренировка.

Люпен III: Замок Калиостро (1979)

Первый полнометражный мультфильм Миядзаки в течение многих лет назывался в Японии лучшим аниме. Все тот же хитрый и веселый воришка, зрелищные приключения в джеймс-бондовском духе – в зрителе просыпается девятилетний мальчишка, даже если зритель – тридцатидевятилетняя девчонка! Пока что не наблюдается никаких причудливых фэнтези-миров, которых мы уже так ждем, насмотревшись “Унесенных призраками”. Но то, как нарисован замок Калиостро, уже что-то такое предвещает…

Навсикая из долины ветров (1984)

И вот он, пожалуй – уже полноценный, во весь рост миядзакинский Миядзаки: волшебный и трогательный, причудливый и по-хорошему наставительный. Сюжет вновь постапокалиптический, и не в первый и не в последний раз звучит любимая тема мастера – экология. Юная принцесса, которая не трогала и козявки и с мухами дружила, пытается добиться мира между людьми – и мира людей с природой. Любовь Навсикаи к природе может и должна спасти человечество. Среди прочей фауны нам встречается прикольный белколис – тоже не в последний раз.

Великий детектив Холмс, сериал (1984–1985)

Миядзакиному “перу” из этой версии Холмса принадлежит шесть серий – и мы можем заметить их по тому, что именно в них более проработаны картинки, подробно и с любовью вырисованы все детальки. Данный японский Холмс – более детский и добрый, чем его европейские братья, а также с чувством, с толком, с удовольствием напичканный всякой необычной техникой.

Небесный замок Лапута (1986)

Для этой-то вещи и была создана знаменитая Studio Ghibli. Теперь Миядзаки-сан строит свой мир в полный рост. В данном случае строит он его на зависшем между землей и небом летающем острове. Девочка Сита упала с неба (ага, узнаем ход!) в руки Пазу, мальчика, работающего на шахте. На шее у нее таинственная штуковина, которая должна привести их в заветное обетованное место. Для тех, кто начал смотреть фильмографию по порядку, уже встречаются старые добрые знакомые: белколисы из “Навсикаи” и робот из “Люпена”.

Мой сосед Тоторо (1988)

Маленькие сестренки Сацуки и Мэй живут обычной (но с такой любовью и тщательностью изображенной!) жизнью. Только вот мама в больнице, а папа вечно замотан… И тут они встречают странное существо Тоторо. Его уже знает весь мир, но на всякий случай: это такой лесной дух, похожий на гигантского плюшевого зверика, выдуманный самим Миядзаки. Добрая история, которая приковывает к экранам малышей, умиляет и смягчает взрослых. После нее очень хочется кататься на котобусе, встречать чернушек, проявлять и получать заботу и помощь.

Ведьмина служба доставки (1989)

Юная ведьмочка Кики должна на некоторое время буквально “выйти в люди”. И вот по достижению 13-летия, захватив котика, она в них выходит, работает, снимает жилье, общается, сталкиваясь с очень даже человеческими чувствами и проблемами. Кроме полетов на метле, никаких особых колдунств в мультике не наблюдается. И все равно как-то все сказочно.

Порко Россо (1992)

Наверное, самый взрослый из миядзакиных мультиков. Его герой Марко Паготт, он же Порко Россо, никакой не человек. Он им был… Но выжив в военной мясорубке, летчик ни с того ни с сего превратился в настоящего, нефигурального свина. Один он такой теперь в мире, где все стали чужими. Однако он продолжает летать, любить, ненавидеть (фашистов) и бороться (с воздушными пиратами). Ретро-самолетики, живописная Адриатика, нехарактерный для мультиков открытый финал.

Что это? (1992)

Совсем коротюсенькая короткометражка – мало того, еще и неизвестно о ком. Неведома зверушка, некто вроде зеленого лупоглазого поросенка, явно и сама не понимает, кто она такова. Знает ли ответ на этот вопрос в студии Nippon TV, неизвестно, но они взяли эту марсианскую хрюшу себе в талисманы.

На старт! (1995)

И опять короткометражка (и одновременно клип на песню японского дуэта “Chage and Aska”), на сей раз с большем смысловой нагрузкой. Действие происходит в глубоко радиоактивном будущем – режиссера “вдохновил” взрыв на Чернобыльской АЭС – а девушка с крыльями ангела явная родственница Навсикаи из долины ветров.

Принцесса Мононоке (1997)

И вновь происходит противостояние природной стихии (духи Леса, принцесса Мононоке) и рациональных техно-людей (госпожа Эбоси, жители Железного города). И посредине – схлопотавший проклятие и вовлеченный в это противостояние принц Аситака. Мультфильм впечатляющий, эпический и подвигающий на непростые размышления, однако довольно “кровожадный и беспощадный”, так что малышам-дошколятам его показывать не стоит.

Унесенные призраками (2001)

Гениальная вещь, на два часа прилепляющая тебя к экрану с раскрытым ртом. Девочка Тихиро не то чтобы совсем потеряла родителей – они несколько пожадничали с угощениями и превратились в свиней. Тут и начинается ее увлекательный путь, где на каждом шагу все страньше и страньше. Ей встречаются самые загадочные существа – колдуньи, духи, глубоко таинственный Безликий и не до конца понятный мальчик Хаку… Завораживающие картинки, словно перенесенные призраками из забытых снов, полный психодел, но дозу хочется увеличивать. Именно после этой работы многие влюбились в Миядзаки по уши.

Охота на кита (2001)

По сравнению с сюрреалистичными “Призраками” – отдых в детской. Простенький 16-минутный мульт о том, как детишки расфантазировались, очутились посреди океана – и встретили большого и доброго (типа Тоторо) кита. Повеселились и вернулись.

Вымышленные летающие машины (2002)

Шестиминутная короткометражка, в которой наши старые знакомцы свинки поднимаются в воздух на всяческих фантастических летательных аппаратах. И сам режиссер в образе свина рассказывает об устройстве и истории всех этих удивительных махин. “Небо, самолет, свинья” – фирменное триединство!

Великий день Коро (2002)

Пятнадцатиминутный мультик с нежным карандашным фоном и нежными мимимишностями между девочкой и ее щенком. Малыш Коро сбежал, когда его маленькая хозяйка оставила калитку открытой – и весь день переживал разнообразные приключения и знакомства. Просто, мило, трогательно.

Мэй и Кот-автобус (2002)

Котобус из мультфильма про Тоторо – такой классный персонаж, что не зазорно посвятить ему и отдельную ленту, или хотя бы короткометражную ленточку. Тут автобус – даже не кот, а котенок, игривый и непоседливый. И он приводит девочку-подружку в целый мир кошачьих транспортных средств! Это сплошное ня.

Ходячий замок (2004)

Были у Миядзаки мультфильмы больше для малышей, скорее для подростков, явно для взрослых… А этот он сам назвал анимацией для пожилых. Тут злые чары превратили юную барышню в старушку, как в “Сказке о потерянном времени”… И между прочим, ходячий замок – ближайший родственник нашей родной избушки на курьих ножках! Но главная фишка картины, конечно, не в этом. Она философская, романтичная, колдовская – и примагничивает к экрану намертво.

В поисках дома (2006)

Отвлеклись от прекрасного, забегались, заработались? Назад к природе! Сэнсей напомнит о ней каждой своей короткометражкой, каждой любовно выписанной букашкой. В этом мультике рыжая Фуки выбирается из города в лес – и попадает в странный дом, населенный одними насекомыми. Нелегкая это работа – искать гармонию с природой! Но Фуки старается.

Водяной паук Мон-мон (2006)

Паучок Мон-Мон, живущий под водой в воздушном пузырьке, однажды встретил капризную красавицу водомерку. Он к ней так и этак, а она – от него… Превратности любви, проблема маленького человека и большого сердца за неприметной внешностью – в общем, целый роман-эпопея в пятнадцати минутах, посвященных мелким козявкам.

День, когда я приобрела звезду (2006)

Одного бездомного мальчика приютила фермерша, и он за это помогал ей продавать овощи. Однажды у него сломалась тележка – и не было бы счастья, да несчастье помогло: благодаря этому случаю у него появились чудо-семена, из которых можно вырастить не морковку и не редиску, а целую планету. Опять целый отдельный мир в считанных минутах!

Рыбка Поньо на утесе (2008)

Дружба мелкой рыбки и маленького мальчишки возвращает в самое детсадовское детство. Малыши пищат, взрослые зрители честно признаются: “Меня очень давно так сильно не каваило!” Так что если вдруг стресс, мрачняк и тлен – обкладывайся детишками, или котишками, или подушками, или просто падай – и смотри “Рыбку Поньо”.

Мистер Тесто и Принцесса Яйцо (2010)

Однажды Тесто ожило и сбежало… Сюжет “Колобка”, ага? Однако, миядзакино тесто тусит не в одиночестве, а с дружественным яйцом, а бегут они не от доброй старушки, а от японской Бабы Яги. К воспеванию природы присоединяется ода труду. Но все равно не занудно, а смешно и мило.

Ветер крепчает (2013)

Мальчик бредит небом и мечтает летать, но ему мешает близорукость. И все же он движется к своей мечте – и учится строить самолеты. Здесь нет колдунств и призраков, а есть такие вещи как история, упорство, воображение, совесть… Реалистично и щемяще. Получилось серьезное кино, только нарисованное. Миядзаки официально сообщил, что этой работой завершает свою карьеру. Очень, очень нам это жалко. Но спасибо тебе, добрый дедушка Хаяо, за наше счастливое всё!

Текст: Юля Шекет

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Хаяо Миядзаки – один из самых известных и титулованных аниме-режиссеров. Добившись мирового признания, он возвел японскую анимацию на пьедестал и установил очень высокую планку для семейных мультфильмов. Младшее поколение называет его добрым сказочником, ведь все работы Миядзаки наполнены радостью и волшебством.

Детство Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки родился в городке Акэбоно-те, расположенном в Бунке-ку – одном из 23 специальных районов Токио. Отец, Кацудзи Миядзаки, был авиационным инженером в семейной компании Miyazaki Airplane, принадлежавшей его старшему брату. Во время войны завод изготовлял штурвалы для истребителей A6M Zero, возможно, поэтому Хаяо с детства трепетно относился ко всему, что летает. Со старшим на два года братом Арито он часами рисовал разные самолетики и часто представлял себя их пилотом. Позже к «авиационным» забавам присоединились и младшие братья – Ютака и Широ.


Семья Миядзаки была довольно богата и могла жить комфортно даже во время войны, ведь работавшие в сфере военной промышленности отец и дядя Хаяо получали огромную прибыль. Но производство компании Miyazaki Airplane несколько раз переносили в условно безопасные районы Японии, поэтому семья Миядзаки часто переезжала.


Когда Хаяо было 3 года, семью эвакуировали в город Уцуномия в префектуре Тотиги. Здесь маленькие сыновья Кацудзи впервые ощутили, что такое война – они пережили ночные авианалеты и страшную бомбардировку города. Когда им в спешке пришлось покидать временное пристанище, Хаяо на всю жизнь запомнил хаос и крики людей, а также цвет ночного неба, окрашенного многочисленными пожарами.


Семья переехала в городок Канума в той же префектуре Тотиги, но через некоторое время вернулась в Уцуномию. После войны семью Миядзаки ждала новая беда – серьезно заболела мама, Ёсико Миядзаки. В 1947 году врачи поставили ей диагноз – болезнь Потта, туберкулёз позвоночника. Кацудзи искал лучшие больницы Японии для прикованной к постели жены, поэтому Миядзаки снова были вынуждены переезжать с места на место. Но все врачи только разводили руками, и Кацудзи вынужден был забрать жену домой.

Творческий процесс Хаяо Миядзаки

Мальчики по очереди ухаживали за мамой, и в это время Хаяо очень сблизился с ней и увлекся литературой. А в 1956 году случилось чудо – мама встала на ноги. Она еще четверть века опекала своих мальчиков – мужа и подросших сыновей.


Из-за частых переездов Хаяо поменял множество школ. В начальную школу он поступил в Уцуномии, где учился с 1 по 3 класс, потом семья переехала в Токио в район Сугинами, и мальчик 4 класс учился в начальной школе района Омия. С 5 класса Миядзаки посещал школу в Эйфуку, потом снова перевелся в среднюю школу Омии, а с 1958 года учился в школе Тотоямы.


Именно тогда он впервые увидел первое цветное полнометражное аниме Hakujaden, или «Легенда о Белой Змее». До этого школьник уже прочитал иллюстрированные рассказы японских мангак Фукусиме, Ямакава и Тэдзука Осаму – их печатали в журналах для мальчиков. Но воспроизведение манги на экране – это было что-то совсем другое, невероятное и захватывающее. Хаяо «влюбился» в главную героиню Пай-Нян и мечтал в будущем создать что-то похожее.


Школьник начал осуществление мечты с создания собственной манги, но когда он написал первое произведение, то с ужасом осознал, что просто копирует стиль своего кумира Тэдзука. К тому же он не умел рисовать людей, ведь с детства увлекался только самолетиками. Хаяо сжег свое творение и начал создавать свой собственный стиль.


После окончания школы Тотоямы Миядзаки поступил в престижный университет Гакусюин, где изучал политику и экономику. В своей диссертации он затронул проблемы японской промышленности. Параллельно Хаяо присоединился к университетскому клубу по изучению детской литературы, где познакомился с произведениями западных авторов.

Карьера Хаяо Миядзаки

Сразу же после окончания университета в апреле 1963 года Миядзаки получил должность художника-фазовщика на киностудии Тоэй. Первым фильмом, для которого Хаяо рисовал промежуточные кадры, стал Wan Wan Chuushingura («Верные слуги-псы»). Условия труда на киностудии не устраивали молодого амбициозного парня, поэтому он собрал группу единомышленников и создал Профсоюз молодых аниматоров. Организация боролась за права работников студии Тоэй, добивалась повышения зарплат и введения социальных льгот. Это приносило много проблем Хаяо, но юный художник никогда не уступал свои принципам.


В 1965 году, во время работы над фильмом «Gulliver no Uchuu Ryoko» («Путешествие Гулливера по ту сторону Луны»), Миядзаки заявил, что оригинальный финал точно не придется по душе зрителям. Он добился разрешения переписать концовку, чем обратил на себя внимание руководства. После инцидента молодому аниматору начали доверять более значимую работу, кроме того, его взял в ученики известный художник Ясудзи Мори.


В 1968 году началось сотрудничество молодого аниматора с именитым режиссером Исао Такахата, который пригласил Хаяо на должность главного раскадровщика, концептуального художника и дизайнера нового проекта под названием Taiyo no Ouji Horus no Daibouken («Принц севера»). Но уже через 10 дней после выхода фильма руководство Тоэй сняло картину с проката, мотивировав это тем, что проект оказался коммерчески провальным.


Несмотря на явно предвзятое отношение руководства студии, Миядзаки продолжал работу. В этот период он принял непосредственное участие в создании таких легендарных аниме, как Nagagutsu o Haita Neko («Кот в сапогах»), Sora Tobu Yureisen («Летучий голландец»), Doubutsu Takarajima («Остров сокровищ животных»).

Фантастические пейзажи аниме студии Ghilbi

В 1969 году увидела свет первая манга Хаяо Миядзаки – Sabaku No Tami, которую молодой автор подписал псевдонимом Сабуро Акицу.


В 1971 году Хаяо наконец распрощался со студией Тоэй и вместе с Еити Отабэ и Исао Такахата организовал собственную студию A Pro. Начинать с нуля оказалось непросто, и уже через несколько месяцев Миядзаки и Такахата пришли работать в TMS Entertainment (ранее Tokyo Movie Shinsha), где вместе создали шесть эпизодов сериала Lupin III («Люпин Третий»). В этом же году Хаяо сопровождал президента Tokyo Movie в Швецию, чтобы получить там права на экранизацию «Пеппи Длинный Чулок» Астрид Линдгрен. Аниматоры ехали не с пустыми руками – у них уже была готова раскадровка некоторых эпизодов о веселой девочке, однако автор книги не приняла предложение японцев. Но Миядзаки не остался без работы, он стал главным аниматором сериала Panda Petit Panda («Панда большая и маленькая»), поставленного Такахатой.


В 1973 году троица Миядзаки – Такахата – Отабэ перешла работать на анимационную студию Zuiyo Enterprises, впоследствии переименованную в Nippon Animation. Здесь Хаяо проявил себя как превосходный режиссер, сняв аниме Mirai Shonen Conan («Конан – мальчик из будущего»).


В 1979 году он вернулся на студию TMS, чтобы срежиссировать очередную часть сериала Lupin III– Lupin III: The Castle of Cagliostro («Люпин III: Замок Калиостро). В 1982 году увидела свет еще одна манга авторства Миядзаки – «Навсикая из Долины ветров». Ее напечатали в журнале Animage, принадлежащем издательскому дому Tokuma Shoten. Вскоре автор получил предложение от руководства издательства на экранизацию своего произведения. Хаяо согласился, и в качестве продюсера привлек свое неизменного партнера Такахату.


Успех анимационного фильма вдохновил Миядзаки, и в его планах появились еще несколько экранизаций собственных произведений. Во время работы над новыми проектами Миядзаки и Такахата предприняли еще одну попытку создать свою студию. В 1985 году вместе с редактором журнала Animage Тосио Судзуки они организовали анимационную студию Ghibli, название которой сегодня знакомо каждому японцу и любителям аниме по всему миру.


В стенах Studio Ghibli и увидели мир новые картины Хаяо – Tenku no Shiro Rapyuta («Небесный замок Лапута»), Tonari no Totoro («Мой сосед Тоторо»), Hepburn: Majo no Takkyubin («Ведьмина служба доставки»), Kurenai no Buta («Порко Россо») и Mimi wo sumaseba («Шепот сердца»), которая стала первым аниме от Ghibli с использованием компьютерных технологий и озвучкой в системе Dolby Digital. Каждое аниме Миядзаки открывало зрителям двери в сказочный мир, давая взрослым возможность снова научиться мечтать и прививая детям важность дружбы, взаимопомощи и гармонии с окружающим миром.


В 1995 году Миядзаки начал масштабную работу над фильмом Mononoke- hime («Принцесса Мононоке»), который после выхода стал самым кассовым фильмом за всю историю кинопроката в Японии. В 1998 «Принцесса Мононоке» принесла Хаяо премию Японской киноакадемии в номинации «Лучший фильм года».


После грандиозного успеха аниматор взял тайм-аут. Во время отпуска Миядзаки наблюдал за играми дочерей своих друзей. Они вдохновили его на написание сценария Sen to Chihiro no Kamikakushi («Унесенные призраками»). В 2001 году свет увидел одноименный анимационный фильм, наполненный фирменной «миядзаковской» атмосферой дружелюбия и волшебства.


Проект принес студии Studio Ghibli более $300 миллионов прибыли. Аниме «Унесенные призраками» было удостоено множества премий – от награды Японской киноакадемии до приза Берлинского кинофестиваля и премии «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм».

Интервью Хаяо Миядзаки и Юрия Норштейна

Хаяо Миядзаки знал, что его шедевр являлся одним из фаворитов Американской киноакадемии, но на вручение «Оскара» не приехал, объяснив свое отсутствие твердой политической позицией: «Я не хотел посещать страну, которая бомбила Ирак».


В 2004 году Миядзаки добавил в копилку своих шедевров экранизацию фэнтези Дианы Уинн Джонс «Ходячий замок». Фильм был номинирован на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. В 2005 году Хаяо Миядзаки удостоился специального приза Венецианского кинофестиваля за совокупный вклад в киноискусство.


В 2008 в мировой прокат вышла «Рыбка Поньо на утесе», вольная экранизация «Русалочки» Андерсена. Фильму было присуждено 5 премий: две награды Венецианского кинофестиваля, две премии Японской академии и приз Asian Film Awards в категории «Лучший композитор», врученный автору музыкального сопровождения к фильму – Дзе Хисаиси.


В 2013 году Хаяо Миядзаки начал работу над картиной «Ветер крепчает», ставшей первым мультфильмом для взрослых в фильмографии режиссера. В основу сюжета легла одноименная манга авторства Хаяо, опубликованная в 2009 году в журнале Model Graphix. Работать над лентой для аудитории, отличной от привычной, было сложно. Миядзаки рассказывал, что даже его любимое занятие – наблюдать за игрой ребят из детского сада, расположенного на территории студии Ghibli, – не помогало ему понять, что от него ждут зрители. «Ветер крепчает»: последний полнометражный фильм Хаяо Миядзаки

Впоследствии Хаяо и Акэми вместе работали над аниме «Путешествие Гулливера по ту сторону Луны» и «Кот в сапогах».

В январе 1967 года у пары родился первенец Горо, а через два года на свет появился второй сын, Кейсуке Миядзаки. После рождения детей Акэми ушла с работы, чтобы посвятить себя семье.


Старший сын пошел по стопам отца и стал аниматором. В 2006 году на студии Ghibli он выпустил фильм «Сказания Земноморья» по циклу произведений Урсулы Ле Гуин. Хаяо сам пытался несколько раз получить разрешение автора на экранизацию ее романов, но каждый раз получал отказ. Во время работы над аниме отношения отца и сына были крайне натянуты, а после выхода картины Ле Гуин выразила разочарование полученным результатом. Автор пожалела, что не доверила работу старшему Миядзаки.

Хаяо Миядзаки и его «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе

В 2015 году в СМИ появилась информация, что Хаяо Миядзаки начал работу над первым в своей карьере мультфильмом с использованием компьютерной 3D-графики. Это будет десятиминутная короткометражка про гусеницу Боро, а премьера мультфильма запланирована на 2018 год.


— добрый сказочник-аниматор. Все созданные им аниме наполнены добром и волшебством. Очень старательно нарисованы и продуманы. Его персонажам искренне сопереживаешь. Все ленты подходят для всех, хотя чаще всего, по задумке автора, возраст аудитории мультфильма совпадал с возрастом ее главных героев. Почти во всех его аниме есть вода, ветер и те или иные летающие аппараты. Отец Хаяо был директором фабрики, которая делала детали для самолетов и то, что он постоянно находился рядом с ними, развилось в огромное его увлечение авиацией.

Навсикая из долины ветров

Кадр: Studio Ghibli

Эта лента считается первым аниме студии Гибли, хотя была создана немного раньше официального ее основания. И это второй полнометражный мультфильм Хаяо Миядзаки. Он снял его по манге, которую сам придумал и сам рисовал. Можно сказать, что это то самое аниме, которое задаст тон всем остальным его работам. В нем есть самолеты, баланс сил в природе и подняты важные вопросы об экологии. Сюжет мультфильма разворачивается в мире, где тысяча лет прошла с окончания страшной войны — «семи дней огня», в мире, который покрыт огромным лесом и где люди стремятся жить в гармонии с природой.

Небесный замок Лапута

Кадр: Studio Ghibli

Огромный летающий остров Лапута — старинная легенда, которую никто никогда не видел. Найти который можно только тому, у кого есть кристалл Летающего камня. Сита — девочка-подросток, потомок владельцев Лапуты. И у нее есть этот самый кристалл. Кто только не охотится на Ситу, чтобы завладеть Лапутой, на которой есть и богатства, и страшное оружие...

Мой сосед Тоторо

Кадр: Studio Ghibli

Тоторо — дух-хранитель леса, большое и милейшее существо, которое подружится с двумя маленькими девочками. И будет помогать им и заботиться о них. Вместе с Тоторо в этом мире существует еще котобус, маленькие духи леса и сусуватари — черные чернушки. Чернушки потом еще появятся в аниме «Унесенные призраками». Эта лента сделала студию Гибли прибыльной, а Тоторо стал ее символом. Огромный дух-хранитель очень полюбился людям. А покататься на котобусе с мышами-габаритами — мечта всех детей и редакторов Титра.

Ведьмина служба доставки

Кадр: Studio Ghibli

Тринадцатилетняя ведьма Кики, по традиции, должна пройти годовую стажировку, в городе, где никто ее не знает. Но Кики умеет только летать на метле, и то не так уж хорошо. Миядзаки сталкивает девочку с вопросами взросления, поиска своего места в жизни, одиночества, принятия мира и принятия миром. А еще у Кики будет друг — мальчик, бредящий самолетами.

Порко Россо

Кадр: Studio Ghibli

Алый Свин — летчик-ас, участник первой мировой войны, разочаровался в людях до такой степени, что частично превратился в свинью. Он летает на своем самолете где-то на Адриатике и охотится на воздушных пиратов, грабящих торговые суда и яхты. А на него охотится другой ас. Возможно для создания образа Порко Россо автор опирался на реально существовавшего аса первой мировой — Красного барона, летчика, на счету которого более восьмидесяти побед в бою.

Унесенные призраками

Кадр: Studio Ghibli

Десятилетняя девочка Тихиро переезжает с родителями в новый город, они идут гулять, сворачивают не на ту тропку и попадают в волшебный мир. В мир, куда боги приходят отдыхать. В мир, где колдунья Юбаба управляет банями-купальнями и ресторанами, а людей превращает в свиней. Красивое аниме, с бескрайней водой, богами, духами, чернушками сусуватари. Лента, в которой воспитывается характер Тихиро.

Ходячий замок

Кадр: Studio Ghibli

По словам Миядзаки, прообразом замка стала наша «избушка на курьих ножках». Но замок огромен, хаотичен и как будто скроен из сотни разных объектов. А еще он меняется по ходу фильма. Завораживающий своей красотой мультфильм про шляпницу Софию, у которой злая Ведьма Пустоши отняла красоту и молодость.

Рыбка Поньо на утесе

Кадр: Studio Ghibli

Мультфильм про дружбу пятилетнего мальчика и рыбки Поньо, дочки колдуна и морской богини. Поньо влюбляется в Сооске и теперь мечтает превратиться в человека. Это аниме — особое прочтение сказки про русалочку. Доброе и очень красивое.

Ветер крепчает

Кадр: Studio Ghibli

Прощальная лента Хаяо Миядзаки посвящена страсти всей его жизни — самолетам. В мультфильме рассказывается о японском конструкторе самолетов Дзиро Хорикоси. О его судьбе, жизни, самолетах, которые он строил. Это грустное и очень светлое аниме, о страсти к делу всей жизни.

А вы знали что «Гибли», название студии Хаяо Миядзаки — одно из названий ветра сирокко?

Хаяо Миядзаки

Hayao Miyazaki

1941, Токио, Япония

Мультипликатор, режиссёр, мангака

Ранние годы

Второй из четырёх братьев, Хаяо Миядзаки родился в городке Akebono-cho, части токийского района Bunkyo-ku. Во время Второй мировой войны его отец Катсудзи был директором Miyazaki Airplane - завода по изготовлению боевых самолётов, которым владел дядя Хаяо. Неудивительно, что будущий аниматор в основном был занят рисованием самолётов, а авиация стала одним из его главных увлечений на всю жизнь и прослеживалась лейтмотивом во многих фильмах.

Мать Миядзаки была ненасытной читательницей, постоянно в открытой форме подвергавшей сомнению социальные нормы. Позднее Миядзаки признавал, что свой сомневающийся и скептический ход мыслей перенял именно у неё.

С трёх лет Хаяо и его семья были вынуждены часто переезжать - сначала из-за войны, а потом из-за длительного лечения болезни Потта, которым страдала его мать. Сменив три начальных школы, Миядзаки поступил в Среднюю Школу Омия, во время учёбы в которой он познакомился с творчеством одного из важнейших своих вдохновителей - мангаки (художника манга) Осаму Тезука.

«Хякудзядэн»

Впоследствии Миядзаки уничтожил почти все свои ранние работы, назвав их примитивным копированием стиля Тезуки. Во время учёбы в Старшей Школе Тойотама молодой Хаяо увидел анимационный фильм «Хякудзядэн» и после сконцентрировал всё своё внимание на анимации, что было волевым решением, ведь он не рисовал почти ничего, кроме самолётов и боевых кораблей, и для профессиональной карьеры аниматора ему было необходимо научиться рисовать человека.

Миядзаки в 1963 году окончил факультет экономики и политики престижного Университета Гакусюин. Во время учёбы он был членом литературного клуба, объясняя свой выбор тем, что «в те времена это было самым близким к клубу любителей манга вариантом». Интересно, что в клубе в основном изучали западные детские книги.

Начало карьеры мультипликатора

В апреле того же года Хаяо получил работу художника-фазовщика в Toei Animation. Вскоре после вступления на должность, он встал во главе одной из сторон внутреннего трудового конфликта и в течение следующего года уже стал председателем профсоюза. В творческом процессе Миядзаки также проявил принципиальность с самого начала: он лично переписал (и нарисовал) непонравившуюся концовку фильма Gulliver’s Travels Beyond the Moon. К 1968 году Миядзаки стал важной фигурой студии и имел широкий спектр работы: от создания визуальных концептов, дизайна сцен и основной

«Принц Севера»

анимации и до роли художника-постановщика. Одновременно все эти роли он выполнял при создании «Принца Севера», важной анимационной работы Исао Такахаты, коллаборация Миядзаки с которым затянется на тридцать лет. В последующие годы Хаяо принимал всё больше участия в создании проектов студии, придумывая идеи и сюжетные куски для ключевых сцен «Кота в сапогах», «Летающего корабля-призрака», «Али-бабы и сорока разбойников» и других.


«Летающий корабль-призрак»

Миядзаки покинул Toei в 1971-м, следующее десятилетие работая со множеством студий (основные: Mushi Production, Nippon Animation, TMS Entertainment). Работая в паре с Исао Такахатой, он снимает шесть эпизодов первого сезона культового аниме Lupin III, в качестве аниматора работает над World Masterpiece Theater и двумя короткометражками Panda! Go, Panda!

После этого Хаяо и Такахата начинают объёмную подготовку над сериалом-экранизацией «Пеппи Длинныйчулок», но после поездки в Швецию и личной встречи с Астрид Линдгрен проект неожиданно был отменён.

Свой первый полноценный режиссёрский проект - аниме-сериал «Конан - мальчик из будущего» - Миядзаки снимает в 1978-м. Уже в этой экранизации истории Александра Ки можно увидеть общие формы архетипов, идей и образов, которые станут ключевыми в основных работах мастера, в особенности - уникальные дизайны воздушных кораблей.

«Конан - мальчик из будущего»

Прорыв и Студия Ghibli

Нельзя сказать, что первая полнометражная работа Миядзаки «Люпен III: Замок Калиостро» прошла незамеченной, но действительно знаменитой и характеризующей мультипликатора работой является экранизация собственной манги «Навсикая из Долины Ветров». Её успех позволил Миядзаки и Такахате в 1985 году основать собственную студию Ghibli («Гибли»). По сей день оставаясь двумя самыми продуктивными режиссёрами студии, за двадцать с лишним лет они во многом создали лицо японской анимации такими картинами, как Grave of the Fireflies, Kiki’s Delivery Service, Pom Poko и «Принцесса Мононокэ».

Миядзаки с чрезмерной дотошностью подходил к процессу, лично проверяя (и если нужно перерисовывая) буквально каждый кадр своих первых фильмов, и очень быстро приобрёл репутацию трудоголика, отрезающего всё, что мешает ему концентрировать своё внимание целиком на работе. Самым показательным примером являются его неровные отношения со своим сыном Горо, которого Хаяо долгое время попросту игнорировал, и чей режиссёрский дебют («Сказания Земноморья») принимал в штыки, говоря что у сына для подобной работы «слишком мало опыта». В самые последние годы отношения между отцом и сыном смягчились, и сейчас о «Сказаниях» Миядзаки говорит вещи вроде «По крайней мере, я вижу, что он делает это с искренностью».


«Принцесса Мононокэ»

По окончании работы над «Принцессой Мононокэ» в 1997 году Миядзаки публично заявляет, что стал слишком стар для собственного скрупулёзного метода создания анимационных фильмов, и что его как карьера как аниматора на этом заканчивается. Многие восприняли это как окончание его карьеры в анимации в целом, но хоть Миядзаки формально и покинул Ghibli в 1998-м, он планировал написать сценарий и спродюсировать фильм с членом студии Йосифуми Кондо в кресле режиссёра. К несчастью, в том же году Кондо скончался, что в конечном итоге вынудило Миядзаки вернуться в студию Ghibli и начать работу над «Унесёнными призраками». Вдохновлённый дочерью одного из близких друзей, Миядзаки создал фильм, который позволил ему побить сразу несколько мощных рекордов: набрать более 300 миллионов долларов сборов, получить Берлинского «Золотого Медведя» и первым за всю историю японской анимации удостоиться «Оскара» за «Лучшую анимационную картину». Один из самых известных кинокритиков на планете Роджер Эберт после выхода фильма сказал о Миядзаки: «Его фильмы настолько хороши, что они вынуждают тебя пересмотреть собственный подход к анимации».

Туда, обратно и ещё раз

После «Унесённых» Миядзаки вновь заявил, что больше не будет заниматься режиссурой, и точно так же был вынужден вернуться через несколько лет, когда посреди работы над «Ходячим замком» проект неожиданно покинул режиссёр Мамору Хосода. За свои технические достижения картина была номинирована на «Оскар» и получила награды в Венеции и Сиэтле.

Две следующих полнометражных работы Миядзаки - «Рыбка Поньо на утёсе» и буквально только что показанный на Венецианском фестивале «Ветер крепчает» - продолжают поддерживать экспериментальный тон работ мастера. Концепты «Поньо» Миядзаки сделал акварелью, а большинство сцен фильма были отрисованы исключительно от руки, чтобы более естественно передать живой ритм подводного мира. В «Ветре» аниматор возвращается к любимой теме авиации времён Второй мировой войны. Параллельно с работой над «Ветром» Миядзаки вовлечён в работу над «Сказкой о принцессе Кагуе» - возвращением в профессию после четырнадцатилетнего перерыва Исао Такахаты.

Первого сентября, одновременно с фестивальным дебютом фильма «Ветер крепчает», Хаяо Миядзаки заявил, что уходит на пенсию. Зная его историю, сразу хочется предположить, что как минимум следующие несколько лет проекты студии Ghibli не обойдутся без участия мастера.

Однако всё труднее и труднее игнорировать простой факт, что годы берут своё: 5 января мультипликатору исполнилось 72 года, а спартанская рабочая этика и неистовый ритм уже почти 30 лет без перерыва выматывают его самого так же, как и всех работников студии.

Таймлайн

Получает работу художника-фазовщика в Toei Animation.

Становится председателем профсоюза.

Женится на коллеге Акэми Ота.

Работает в качестве художника-постановщика над «Принцом Севера» Исао Такахаты.

Рисует мангу и предлагает идеи для ключевых сцен адаптации «Кота в сапогах».

Уходит из Toei и вместе с Такахатой режиссирует шесть эпизодов первого сезона «Люпена III».

Выходит первая самостоятельная работа Миядзаки как режиссёра - сериал «Конан - мальчик из будущего».

Выходит его первый полнометражный фильм «Люпен III: Замок Калиостро».

Экранизирует собственную мангу «Навсикая из долины ветров». Тогда же «Дисней» дублирует картину на английском, вырезая из оригинала примерно полчаса.

Вместе с Исао Такахатой основывает студию Ghibli.

Выходит «Порко Россо».

Выходит «Принцесса Мононокэ», и Миядзаки объявляет об окончании карьеры режиссёра, официально уходя из студии Ghibli.

Возвращается в режиссёрское кресло из-за смерти оригинального режиссёра «Унесённых призраками», после вскоре вновь объявляет об уходе из профессии.

Сказка - это главная составляющая детства, но, вырастая, люди вычеркивают ее из своей жизни. Лишь некоторые хранят в себе тот теплый свет веры в чудеса. И только избранным дано нести этот свет людям, возвращая осколки давно утраченного волшебства. Один из таких людей - добрый сказочник Хаяо Миядзаки. Аниме (список лучших его произведений будет приведен далее) мастера мультипликации из Японии известны всему миру, поэтому пора и читателям приобщиться к этому наследию.

Немного об авторе

Однажды Хаяо Миядзаки сказал, что его основная задача поразить зрителя и заставить испытывать настолько сильные эмоции, чтобы волосы вставали дыбом. И в целом он успешно справляется с этой задачей, о чем свидетельствуют аниме Миядзаки Хаяо.

Мультипликатор родился в далеком 1940 году. Его семья часто переезжала, сначала из-за войны, потом из-за болезни матери. Но он навсегда запомнил свои походы на фабрику отца, которая выпускала детали для самолетов. Впоследствии легкие авиационные мотивы стали присутствовать в некоторых его работах. Его мать очень любила читать и всегда прямо высказывала свое мнение о нормах и обществе в целом. От нее добрый сказочник перенял язвительность и желание находить собственные ответы.

Аниме Миядзаки Хаяо, список которых будет представлен ниже, наполнены добротой и волшебством. Он рассказывает о серьезных проблемах в легкой и доступной форме. В его произведениях нет Добра и Зла как такового. Они представлены как две стороны одной медали, где даже зло может творить добро.

Лучшие из лучших

Аниме режиссера Хаяо Миядзаки, список которых можно рекомендовать всем желающим, сложно ранжировать от лучшего к худшему. Каждая «полнометражка» уникальна по-своему. Нет такого аниме, которому бы режиссер уделил меньше внимания. Он всегда очень кропотливо, а временами, по словам сотрудников, дотошно присматривался ко всем деталям. Однажды на церемонии награждения «Оскар» один аниматор сказал, что стоит посмотреть хоть на одну работу Миядзаки, как начинаешь пересматривать свое отношение к созданию аниме. И сегодня каждая мультипликация, которая выходит в студии «Гибли», ассоциируется с аниме Миядзаки Хаяо. Список этих произведений не состоит из сотни аниме, но те, что есть, по праву можно называть шедеврами искусства.

Из рук мультипликатора

Хаяо Миядзаки был задействован во многих проектах, где-то он был сценаристом, где-то автором идеи, где-то выступал в роли продюсера. Как сценарист и режиссер сказочник создал более 10 аниме. Мультфильмы Хаяо Миядзаки (список представлен в хронологической последовательности) известны под такими названиями:

  1. «Замок Калиостро».
  2. «Навсикая из Долины ветров».
  3. «Небесный замок Лапута».
  4. «Мой сосед Тоторо».
  5. «Ведьмина служба доставки».
  6. «Порко Россо».
  7. «Принцесса Мононоке».
  8. «Унесенные призраками».
  9. «Ходячий замок Хаула».
  10. «Рыбка Поньо на утёсе».
  11. «Ветер крепчает».

Помимо того что Миядзаки продюсировал и писал сценарии к этим аниме, он еще и самостоятельно монтировал некоторые из них. Из представленного списка стоит особое внимание уделить фильмам, которые стали самыми узнаваемыми в мировом кинематографе.

Фантастическая четверка

Среди всех аниме Миядзаки Хаяо, список лучших произведений необходимо начинать из самых узнаваемых аниме, так называемой «фантастической четверки»:

  • «Унесенные призраками». В 2001 году мир увидел одно из самых лучших аниме в истории. Кассовые сборы составили 300 миллионов долларов. Фильм получил «Золотого медведя» и «Оскара». Это история о девочке и ее родителях, которые случайно попадают в другой мир. Пока девочка осматривала окрестности, злая колдунья превратила ее родителей в свиней, и теперь главной героине нужно очень постараться, чтобы вернуть все как было. Это аниме можно просматривать сотни, а то и тысячи раз: нравоучительная история, высококачественное музыкальное сопровождение от мастера своего дела Дзьо Хисаиси и приключения в волшебном мире. Все переплетается в причудливом и витиеватом сюжете, где всегда можно найти что-то новое.
  • «Мой сосед Тоторо» . Тоторо - огромный, пушистый и очень симпатичный неизвестный зверь. Это дух, оберегающий лесную чащу. Однажды с ним подружились девочки, поселившиеся в доме недалеко от его рощи. И Тоторо всегда приходит им на помощь, даже предоставляет свой личный транспорт - «котобус», чтобы дети смогли проведать маму в больнице. В этом аниме даже глупо искать скрытый смысл, подтекст и то, чему можно научиться. Это просто добрый рассказ о небанальной повседневности.

  • «Ходячий замок Хаула» - удивительно красивый фильм, с превосходным техническим исполнением. Главная героиня - девушка Софи, у нее ведьма Пустоши забирает молодость, и буквально на глазах барышня превращается в дряблую старуху. Она понимает, что не может в таком виде показаться перед семьей, и решает уйти из города. Так и начались ее приключения - жизнь в Ходячем замке, знакомство с Хаулом, его хозяином и подпольное противостояние правительству во время войны.
  • «Принцесса Мононоке» - трагичная история со счастливым концом. Мононоке - человеческая девочка, которую воспитала белая волчица. Она живет в старинном лесу, где обитает множество древних духов и хранителей. Вот только Город, что расположился не так далеко, целенаправленно уничтожает природу, поэтому Духи Леса вынуждены вступить в чужую для них войну.

Продюсер, сценарист, консультант, раскадровщик

Аниме-фильмы Хаяо Миядзаки, список которых представлен выше, еще не все, к чему мультипликатор «приложил руку». Есть несколько проектов, в которых он принимал участие как сценарист, соавтор, автор идеи или продюсер.

  • «Шепот сердца» (продюсер).
  • «Еще вчера» (продюсер).
  • «Со склонов Кокурико» (сценарист).
  • «Ариэтти из страны лилипутов» (сценарист).
  • «Сказания Земноморья» (сценарист).
  • «Возвращение кота» (сценарист).

Каждая история, с которой работал мультипликатор, - это поучительное повествование, добрая сказка и давно забытые воспоминания. Его работы рассказывают о многом, поэтому вполне естественно, что аниме Миядзаки Хаяо, список которых представлен более чем, 15 аниме, разделяют на жанры.

Романтика

Не бывает сказки без любви, и кому как не известному мультипликатору знать об этом? Поэтому наполнил романтикой некоторые свои аниме Хаяо Миядзаки. Список про любовь включает такие:

  • «Шепот сердца» . Что может быть лучше юности? Первая любовь, первые попытки чего-то достичь, первые расставания... Это время, когда все случается впервые, и даже первые серьезные обещания могут быть даны в таком юном возрасте. Аниме рассказывает историю девушки, которая очень любит читать и мечтает стать писателем. Однажды она встречает молодого человека, и не сказать, что сразу влюбляется, но со временем сердце нашепчет, как поступить правильно.
  • «Со склонов Кокурико» . Война никогда и ни для кого не проходит бесследно. Но стоит продолжать жить дальше, как и делает главная героиня аниме. Она еще помнит о старых традициях своей семьи, но смело смотрит вперед, ведь жизнь продолжается: школьный клуб, первая любовь и страшная тайна, которая окажется всего лишь недоразумением.
  • «Небесный замок Лапута» . Нет дыма без огня, и если кто-то рассказывает историю о летающем острове Лапута, значит, он действительно есть. Его никто никогда не встречал, но, согласно старинным преданиям, там сокрыты несметные сокровища. Попасть на остров может только человек, который владеет кристаллом Летающего камня. И у главной героини аниме он есть, ведь Сита - прямая наследница владельцев замка Лапута. Поэтому не видать ей спокойствия как своих ушей, ведь желающих поживиться богатствами летающего острова очень много. На девочку начинают охотиться все кому не лень, и как в такой суматохе не появиться прекрасному принцу?

Драма

Нотками светлой и тихой грусти выделяются некоторые полнометражные аниме Хаяо Миядзаки. Список драматических произведений состоит из 5 аниме. Помимо «Принцессы Мононоке» и «Унесенных призраками», к ним можно отнести:

  • «Навсикая из Долины ветров» . В аниме повествуется о том, как после страшной экологической катастрофы всю землю покрывает густой лес. В нем живут странные существа и растут невиданные ранее растения. Люди пытаются приспособиться к новым условиям и мирно существовать. Вот только природа, которую ранее человек, как он считал, покорил, бунтует. И лишь главной героине удалось утихомирить разбушевавшихся существ и показать человечеству, что мир на земле возможен.
  • «Ведьмина служба доставки» . Главная героиня аниме - тринадцатилетняя девочка по имени Кики. Она является ведьмой, и согласно семейной традиции, вынуждена на год покинуть дом, чтобы пожить в чужом и неизвестном городе (на свой выбор). Она сталкивается со множеством вопросов и пытается отыскать свое место в этом чуждом для нее, непостоянном и странном мире взрослых. Все ее сокровища - метла и говорящий кот, а еще появляется странный друг, который мечтает полетать на самолете.

  • «Ветер крепчает» . Прощальная соната известного мультипликатора, вышедшая в 2013 году. После выхода фильма Хаяо Миядзаки официально и привселюдно уходит в отставку. Творческий путь мультипликатор завершает анимационным фильмом о своей любви - самолетах. В аниме рассказывается об известном японском авиаконструкторе Дзиро Хирошики. Его жизненный путь, препятствия и достижения превратились в печальную и трогательную историю. Страсть к любимому делу, постоянное движение вперед, желание стать лучше - это основные отличительные черты тех людей, которые безудержно увлечены чем-то.

Комедия

В арсенале работ Хаяо Миядзаки есть произведения, которые также можно было назвать драмой, но лишь нотки юмора делают их совершенно другими. В Японии, конечно, своеобразное чувство юмора, но оно достаточно простое и понятное, впрочем, как и мультики аниме Хаяо Миядзаки. Список комедий перед вами:

  • «Люпен ІІІ: Замок Калиостро» . В аниме рассказывается удивительная история, как Зло спасает Добро. А если не утрировать, то «полнометражка» повествует о судьбе вора-рецидивиста, который по воле судьбы спасает дочь покойного эрцгерцога Калиостро от несчастного бракосочетания и помогает в раскрытии преступлений графа Калиостро.
  • «Порко Россо» . Порко Россо переводится как «Красный Свин». Это летчик, который принимал участие в боевых действиях Первой мировой войны. На фронте он успел настолько разочароваться в людях, что со временем начал походить на поросенка, и теперь целью его жизни стала охота на пиратов, что рыщут в небесных потоках. И в этом деле он заметно преуспевает, становясь «грозой» нечистых на руку воздухоплавателей.

Сказка

Действительно, все аниме Хаяо Миядзаки наделены немного сказочными мотивами, но именно сказкой можно назвать два его произведения:

  • «Рыбка Поньо на утесе» . Рыбка Поньо, дочка колдуна и морской царицы. Однажды она встречается с мальчиком пяти лет, и теперь все, чего хочется рыбке, - это превратиться в человека. И кто, как не морская богиня, может осуществить заветное желание своей дочери?

  • «Ариэтти из страны лилипутов». Она из народности лилипутов, которые живут рядом с людьми и временами заимствуют их вещи. И кто знает, что случится, если их разоблачат. Однажды Ариэтти нарушает запрет и попадается на глаза человеку, с которым они становятся друзьями.

Повседневность

Когда речь заходит о японской анимации, никогда не стоит упускать из виду такой жанр, как повседневность. Даже Хаяо Миядзаки принимал непосредственное участие в создании подобного аниме.

«Еще вчера» - простая история о простой офисной сотруднице большой фирмы. Сайко родилась и выросла в Токио, но еще с детства хотела пожить в деревне. Однажды она отправляется в отпуск навестить родню мужа своей сестры, которые живут в далекой фермерской деревне. Работая на поле и помогая по дому, Сайко начинает вспоминать свое детство, и давно забытые воспоминания словно ведут ее за руки, помогая принять важное для нее решение.

Его признал мир

Работы Миядзаки получили мировое признание, его имя известно далеко за пределами островного государства, а произведения всегда вызывают восхищение зрителей. Аниме Spirited Away получило в общей сложности 24 премии. По кассовым сборам анимация обошла даже знаменитый на весь мир «Титаник». «Ходячий замок» был награжден премией «Озелла» за лучшее техническое исполнение, а сам режиссер получил «Золотого льва» за свою работу в 2005 году.

Создавая студию «Гибли», мультипликатор решил идти ва-банк. Так как студия была ориентирована только на выпуск качественных полнометражных фильмов, то один провальный проект мог обанкротить компанию. Но Миядзаки не просчитался - его работы имели успех, фильмы окупали себя, а некоторые даже стали блокбастерами и частью мирового наследия.