Произведения про весну для детей. Короткие рассказы про весну

Ольга Одинцова
Цикл занятий по чтению художественной литературы в 1 младшей группе

Тема : «Чтение стихотворения А . Майкова «Ласточка примчалась.»

Программное содержание.

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст и понимать его содержание.

Воспитывать интерес к .

Материал : картинка с изображением ласточки, собачка Тяпа, картинки с изображением весны и зимы для игры «Чего не стало» .

Примерный ход занятия .

1 часть. Собачка Тяпа приносит картинку с изображением ласточки и книжку.

Воспитатель : - Здравствуй, Тяпа. Поздоровайтесь с ним ребята.

Что ты нам сегодня принес. (Прикрепляет ласточку на магнитную доску) .

Да это птица ласточка. Дети посмотрите на картинку. Это птица ласточка.

Давайте все вместе скажем. Скажи Миша, Лиза, Алина, Славик, как называется птица.

А ещё Тяпа принес книжку, он хочет, чтобы я вам прочитала стихотворение А. Майкова «Ласточка примчалась.» , слушайте внимательно. (Чтение стихотворения 2 раза) .

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела :

«Как, февраль, не злися,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Все весною пахнет!»

Вопросы : - Откуда примчалась ласточка?

Как она пела про февраль?

Как она пела про март?

Что часто бывает в марте?

Какое время года наступило?

Молодцы, вы внимательно слушали и отвечали правильно.

Давайте поиграем в игру «Приветствие» , вставайте около стульчиков.

2 часть. Тяпа принес нам картинки с разными временами года, давайте на них посмотрим.

(2 картинки про зиму и 2 картинки про весну) .

Давайте поиграем в игру «Чего не стало» . .

.

Какого времени года не стало? (Дети отгадывают) . Игра повторяется 3-4 раза.

(Дети отвечают) .

Тема : «Чтение стихотворения А . Н. Плещеева «Весна»

Программное содержание.

Продолжать приучать детей слушать внимательно стихотворение, сопровождать чтение показом картинок с изображением весны, понимать смысл услышанного.

Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.

Воспитывать интерес к чтению .

Материал : картинки с изображением весны, собачка Тяпа, книжка.

Примерный ход занятия

Собачка Тяпа приносит картинки про весну, которые воспитатель прикрепляет на магнитную доску и книжку.

Воспитатель. – Посмотрите, ребята, что нарисовано на картинках. Давайте внимательно

посмотрим и скажем.

Какое время года здесь изображено?

Правильно, весна. Скажи Миша, Алина, Кирюша, повтори Полина, Рома.

(Воспитатель с детьми перечисляют приметы весны изображенные на картинках).

А Тяпа принес нам еще книжку, хотите послушать, что в ней написано.

Слушайте внимательно.

Чтение стихотворения А . Н. Плещеева «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Понравилось вам стихотворение, а о чем оно, давайте расскажем. (Если дети затрудняются, стихотворение читается еще раз) .

Какие приметы весны описанные в стихотворении вы запомнили? .

Какие птицы прилетят весной?

Какое стало солнце?

Миновала, значит прошла пора метель и вьюг, которые бывают зимой.

Послушайте стихотворение еще раз.

Тяпа говорит вам спасибо, и мы скажем Тяпе спасибо за интересное стихотворение и картинки. – Вставайте в кружок и поиграем с Тяпой в игру «Хлопаем в ладоши»

Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! (Дети хлопают в ладоши по сигналу воспитателя) .

Громко, весело хлопаем.

Тема : «Чтение стихотворения А . Н. Плещеева «Сельская песня»

Программное содержание.

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст и понимать его содержание, слушать художественное произведение без наглядного сопровождения

Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию услышанного стихотворения несложным предложением.

Воспитывать интерес к чтению художественной литературы .

Материал : картинки с изображением птиц для игры «Какой птицы не стало?» , собачка Тяпа, книжка.

Примерный ход занятия

1 часть. Собачка Тяпа приносит книжку и картинки с изображением птиц. Воспитатель прикрепляет изображение ласточки на магнитную доску.

Тяпа хочет, чтобы я вам прочитала стихотворение Плещеева «Сельская песенка» , а вы хотите послушать. Тогда слушайте внимательно.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей.

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой.

Что делает травка? А солнышко? (Индивидуальные и хоровые ответы)

Кто с весною к нам летит?

Что прощебечет нам ласточка с дороги?

Что я дам ласточке?

Что споет нам ластояка?

Откуда принесла ласточка песню?

Молодцы, вы внимательно слушали, поэтому правильно отвечали.

(Тяпа «гладит лапкой» активных детей)

Тяпа хочет поиграть с вами в игру «Приветствие» , вставайте около стульчиков.

Здравствуй, солнце золотое! Руки разводим в стороны, как лучи

Здравствуй, небо голубое! Руки поднимаем вверх.

Здравствуй, вольный ветерок! Руки раскачиваем из стороны в сторону.

Здравствуй, маленький дружок! Дети обнимают друг друга.

2 часть. Тяпа принес нам картинки с разными птицами, давайте на них посмотрим.

Рассматривают и называют картинки (воробей, синичка, ласточка, ворона) .

Давайте поиграем в игру «Какой птицы не стало» . (Прикрепляет картинки на магнитную доску) .

Закрывайте глаза, а я уберу одну картинку. (Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из картинок) .

Какой птицы не стало? (Дети отгадывают) . Игра повторяется 3-4 раза.

Молодцы, дети. Вы очень внимательно смотрели и все угадали.

Спасибо, тебе Тяпа, что порадовал ребяток.

А Тяпа хочет узнать, вы запомнили про кого читали стихотворение? (Дети отвечают) .

С приходом весны в детских садах и школах наступает пора, когда дети слушают рассказы педагогов на тему «Весна» и наблюдают изменения в природе на улице. Лучше всего рассказ про весну преподносить детям, выйдя в парк или поехав на природу в загородную местность, где весна предстает во всей своей красе. К сожалению, весной в городе не очень уютно, и детям трудно понять всю значимость

  • таяния снега
  • возвращения перелетных птиц,
  • появления первых листьев на деревьях,
  • первых подснежников.

Поэтому лучше, если педагог или родитель проведет свой рассказ на тему «Весна пришла» в лесу или лесопосадке. Так поступали все великие педагоги.

О чем рассказать детям с наступлением весны?

Для дошкольников такой рассказ про весну может быть совсем простой и небольшой. Для ребят, которые ходят во 2-3 класс, можно составить более обширный и подробный рассказ на тему «Весна пришла».
В основу можно положить рассказы известных писателей:

  1. Чехова,
  2. Пришвина,
  3. Ушинского и других.

Что должны знать дети?

Что должны знать дети во 2-3 классе о весне? Почему рассказ про весну для них столь важен?

Что происходит в природе?

Весной дни становятся значительно длиннее.
Солнце греет сильнее, снег начинает таять, и на земле появляются первые проталины. На реке можно наблюдать, как трескается лед, отдельные льдины с треском плывут по течению, иногда реки разливаются и покрывают водой берега. Рассказ про весну поможет детям представить целостную картину прихода этого времени года.
Небо приобретает синий оттенок, становится теплее. Позднее всего снег тает в тех местах, куда не заглядывает солнце: в оврагах, густых чащах, в лесу. С таянием снега пробивается сквозь землю первая травка, а за ней подснежники и фиалки, которые в большом количестве можно найти в лесу, потом одуванчики показывают свои желтые шляпки. Начинают цвести липа, береза, за ними – липа, ольха, дуб, клен. Если в лесу в это время надрезать кору березы, из нее польется горьковатый сок. К маю расцветает душистый ландыш, а из деревьев – абрикос, вишня, яблоня, груша. Рассказ про весну позволит детям больше обращать внимания на подобные изменения.

Какие птицы прилетают первыми?

Из птиц первыми прилетают грачи: они возвещают приход весны. Красивые картинки и плакаты про птиц Вы можете посмотреть .
За грачами прилетают:

  1. жаворонки,
  2. дрозды,
  3. кукушки,
  4. дикие голуби,
  5. журавли.

Для самых маленьких можно использовать книгу издательства Карапуз «Веснушка-весна»:

Информация для детей про каждый месяц

Сказка о весне:

Короткие произведения классиков, а также выдержки и отрывки по теме

Загадки и стихи

Тематическое занятие с рассказами, загадками, стихами и вопросами:


Вы чувствуете весну в воздухе? Мы – уже вовсю. Тепло уже хочется впустить в жизнь и в гардероб. И свой, и детский! Хочется читать про пробуждение природы и быстрее выпроваживать зиму. Сегодня мы собрали для вас лучшие, на наш взгляд, книг о весне. Добавляйте свои в комментариях!

"Весна мишки Бруно"

Ингвес Гунилла

В книге «Весна мишки Бруно» мишка со своей собакой с утра отправляются на прогулку, чтобы посмотреть, что же изменилось в природе с наступлением весны. Они наблюдают за тем, как птицы вьют гнёзда и выводят птенцов, как сквозь прошлогоднюю листву пробивается молодая травка, как просыпаются насекомые. Они учатся различать по голосам певчих птиц – жаворонка, дятла, сову, сажают рассаду и делают весеннюю уборку в доме. Главную историю книги «обрамляют» записки из дневника наблюдений мишки Бруно, которые вынесены в начало и в конец книги. В них содержится множество зарисовок и познавательных сведений из мира окружающей природы определенного времени года.

Огород Кастора

Клинтинг Ларс


В книге «Огород Кастора» неутомимый бобер Кастор вместе со своим другом Фриппе выращивают на подоконнике фасоль. Они берут несколько белых фасолин из обычной магазинной упаковки, замачивают их на ночь, сажают в горшок с землей, регулярно поливают – и вот уже через неделю появляются первые ростки! Это настоящее волшебство! Каждый этап процесса подробно проиллюстрирован и описан, так что если в точности следовать советам Кастора, можно и самим без труда вырастить на домашнем подоконнике замечательную фасоль, чтобы в один прекрасный день приготовить ее на обед.

Как растут овощи

Мюллер Герда

Огород - это волшебное место, где дети, выросшие в городе, могут наблюдать за жизнью и ростом растений. Девочка Таня, героиня этой истории, поехала на каникулы в деревню к бабушке и дедушке, которые учат её сажать и выращивать овощи, обращаться с садовыми инструментами и собирать урожай. Таня узнаёт много интересного о тех растениях, плоды которых она прежде видела только на полках магазинов. Например, как рождается и растет зеленый горошек, какую роль в жизни растений играют насекомые и птицы, как приготовить вкусный салат и как вырастить хрустящую редиску и сочную зелень в собственной квартире, устроив небольшой огород на балконе или подоконнике.

Детки Матушки Земли

Сибилл фон Олферс


Это волшебная история о превращениях в природе. Она отлично подходит для тематических занятий о природе и растениях. Книга примечательна тем, что написана более ста лет назад, поэтому передает нам сказку в духе тех времен, когда к природе относились еще не с таким потребительским отношением. История о том, как всю зиму спят малыши-корешочки в невзрачных одежках, а весной Земля-Матушка их будит, и они шьют себе разноцветные наряды, чтобы выйти в них на поверхность. Вроде бы простая сказка, но с глубинным смыслом, особенно если обсуждать ее с детьми. Ценно также то, что энциклопедические данные подаются в художественной форме. Иллюстрации сделаны автором, в духе вальдорфской педагогики. Картинки есть на каждом развороте.

Весна. Находилки-развивалки

Б ьянка Минте-Кениг , Ханс-Гюнтен Деринг


Это вторая из 4 книг серии. В весеннем томе дети знакомятся с весенними явлениями в природе, узнают о весенних праздниках и традициях России и Германии, могут самостоятельно вырастить гиацинт, голубой тюльпан и провести интереснейшие опыты и эксперименты. Это книгу отлично брать на прогулку. Она поможет вам и ребенку узнать много нового: вы сможете рассказать ребёнку о первых весенних цветах, показать гнёзда птиц и даже определить, кому они принадлежат. А ещё с помощью этой книжки можно побывать на весенней ферме, в весеннем лесу, на даче. Книга развивает внимательность, зрительную память и прекрасно готовит ребёнка к школе.

Весенние сказки

Марина Аромштам



Солнечные и радостные «Весенние сказки», написанные Мариной Аромштам, наполнены меткими наблюдениями за весенней природой, которые доносятся до детей в сказочной форме. Оказывается, когда верба надела варежки, мороз сразу сдался и отступил, дал весне дорогу, а золотистый репейник первым из цветов встречает Весну, потому что проявил наибольшую смелость. Нежные акварельные иллюстрации Марии Овчинниковой создают весеннее настроение на каждой странице книги. В общем, горячо рекомендуем!

Весенняя книга

Сузанна Ротраут Бернер



Это очень дорогая, но при этом очень долгоиграющая серия книг. Ведь эти книги таят такой потенциал, и актуальны даже для школьников! С ними так удобно составлять рассказы, развивая речь, оттачивать наблюдательность и тренировать память ребенка! Так что если сомневаетесь, нужны ли вам такие книги, не сомневайтесь – весенняя книга, пожалуй, самая интересная в серии.

Весна в лесу

Иван Соколов-Микитов


Это одна из частей известной всем советским школьникам книги "Год в лесу" В книге прекрасный описательный язык, картины природы и великолепные иллюстрации Г. Никольского. Живые, акварельные, дышащие, свежие, настоящие!
Прямо таки обязательная программная вещь с чистым языком.

Лесная газета на каждый год. Весна-Лето

Виталий Бианки


"Лесная газета" - одна из самых известных книг Виталия Валентиновича Бианки. Идея создания альманаха на основе наблюдений за природой пришла к писателю еще в юности, и он посвятил этому труду, без преувеличения, всю жизнь - дорабатывал, переписывал, дополнял новыми статьями, разделами и рубриками. В игровой форме, с множеством затей и прекрасных иллюстраций Бианки разворачивает перед читателем волшебный круговорот родной природы, где колесо жизни каждый год проходит весь цикл - один и тот же, но вечно новый.
Именно такие книги, ставшие классикой, прививают детям любовь к природе. Можно купить эту книгу или взять в библиотеке. Главное – прочитать.

Еня и Еля. Весенние истории

Гончарова А.С


Весенние истории про енотиков из Волшебного леса помогают весело и с пользой проводить время, знакомят с законами дружбы, рассказывают о волшебной силе слов и учат замечать прекрасное в каждом времени года.

В лесу

Петр Багин


Петр Багин - художник-натуралист. В этой прекрасной книге он описал русский лес и его обитателей в каждую пору года. И не просто описал, но и подробно нарисовал все то, о чем он рассказал. Получилась своего рода энциклопедия, но не сухая, написанная научным языком, а повествовательная, как художественный рассказ.

Таинственный сад

Бёрнетт Фрэнсис Ходжсон


Прекрасная книга для девочек и мальчиков школьного возраста, даже для подростков. Книга написана живым и увлекательным языком, читается легко. Каждая страница дышит весной, нежностью первоцветов и ароматом роз. В ней есть все, что хочется рассказать детям о дружбе, уважении, любви к людям и природе.

Пришла весна. Наступили теплые денечки. природа проснулась от зимней спячки. Набухают на деревьях почки, пробивается молодая травка, расцветают первые . Птицы стали петь веселее свои песни стало ласковым, греет и дарит нам хорошее настроение.

Март еще может быть холодным, но все равно весна упорно борется с зимой. Весне дорогу! Весне быть!

Расскажите детям о весне

Чаще выходите с ребенком гулять, делайте весной разные открытия. Пусть ребенок полюбит весну, почувствует весенний ветерок, запах трав и цветов, полюбуется первыми клейкими листочками.

Весной происходят изменения в природе. Расскажите детям об этом.Обратите внимание, что солнышко уже поднялось выше, ослепительно светит,день удлиняется. Посмотрите на небо. Спросите ребенка, какое небо было зимой,а какое стало теперь. Зимой небо было серым, а теперь синее. На небе можно увидеть облака, которые иногда ветер гонит. Рассмотрите облака. Найдите с малышом сходство с животными: на кого похожи облака. Это очень увлекательное занятие.

Если у вас еще лежит снег, понаблюдайте, как он тает и бегут маленькие ручейки. Послушайте с малышом, как он журчит. Посмотрите, куда ручей бежит? Возле ручьев дети любят играть: пускают бумажные кораблики, скорлупу от орехов, кору деревьев. Это очень весело и интересно!

Посмотрите, как на деревьях набухают почки. Мы срезали веточку вишни и сирени и наблюдали, как почки раскрываются. Полюбуйтесь с детьми первыми подснежниками. Можете рассказать им легенду о Весне и подснежнике. .)

А. Н. Толстой »Пришла весна»

М.М. Пришвин »Весенние миниатюры»

И. С. Соколов-Микитов »Весна»

В. Сутеев »Весна»

»Как весна зиму поборола»-русская народная сказка

Л.Ф. Воронкова »Новые галоши», а также рассказы Бианки, Н. Сладкова, Г. Скребицкого о природе, о животных. Мы с Юлей читаем понемногу рассказы о животных. Ей очень нравится. Слушает с большим удовольствием.

Весенние рассказы. Л. Пестин

СКВОРЕЦ

Воздух неподвижен и прохладен. Легкий морозец. На прошлогоднем листе крупинки льда., в колеях поблескивает тонкий ледок. Кажется, весна остановилась на пороге, а зима не желает уходить,-пройти бы на прощание по земле метелями!

Я иду через рощу. Тихо. Вдруг с дерева прямо на дорогу слетел скворец. Встряхнулся, нахохлился и быстро запрыгал на скованной морозцем земле, словно хотел сказать:

А вот и мы!

ПЕРВЫЙ

Он появился на свет утром. Раздвинул прошлогоднюю листву, выглянул и замер, удивленный: кругом лежал снег.

Здесь холодно,- сказала подснежнику верба.-сидел бы в земле, там теплее. Выскочка!

А подснежник расправил лепестки и потянулся вверх. Он был первым. Он шел в разведку.

ПОДСНЕЖНИКИ,

В лесу, в перелесках и рощах еще кое-где прячется снег. На проталинах появились подснежники. А некоторые пробили тонкий слой снега, выглянули наружу, заголубели: некогда, жизнь идет.

РУЧЕЙ

Ручей родился в лесу. Вырвался на просторный луг и, радостно. по-весеннему журча, побежал к реке. Около нее зазеленела молодая травка. С каждым днем она становилась гуще. Потом блестнули в ней золотистыми брызгами одуванчики.

Сошли воды. Высох ручей. Но на том месте, где он когда-то бежал, жизнь продолжалась. Цвели цветы и росла трава.

ДЛЯ ВСЕХ

На подоконнике солнечные весенние зайчики. Девочка ловит их рукой.

Вася, почему солнышко убегает?- спрашивает она у брата.

Потому что солнышко для всех,- отвечает мальчик.

ДРУЗЬЯ

Есть в роще, через которую я хожу, три дубка: два из них поддерживают третий. Он был сломлен ветром и упал на ветки соседних дубков, да так и остался стоять, опершись на них. Гляжу я на дубки и думаю: »Так и у людей бывает.»

РОСА

Сияет, улыбается весеннее солнышко. И словно отвечая на улыбку, все вокруг сверкает. Роняют алмазные капли деревья.

Это роса, внучек.

Нет, дедушка, это деревья плачут. От радости. Весна ведь,-говорит внук, подсаживаясь к деду.

Посмотрите ролики и послушайте звуки природы весной. Они очень успокаивают.

Читайте детям произведения о весне, радуйтесь вместе с ними красоте природы, любите и уважайте своих близких. Здоровья вам и весеннего настроения!

Читайте, оставляйте свои комментарии, делитесь опытом.

Публикации раздела Музыка

Весенний плейлист

Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!

Гайда Лагздынь. Март

В есна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты. «Культура.РФ» вспоминает русских композиторов, посвятивших свои произведения весне.

Петр Чайковский, «Времена года. Весна»

Константин Юон. Мартовское солнце. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Весна в исполнении выдающегося русского композитора раскрывается в трех из двенадцати картин фортепианного цикла «Времена года».

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Задолго до Петра Чайковского подобные зарисовки создавали итальянский маэстро Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Чайковский посвятил отдельную тему каждому месяцу.

Трогательные музыкальные зарисовки изначально не были спонтанным проявлением Чайковского любви к природе. Идея цикла принадлежала Николаю Бернарду, редактору журнала «Нувеллист». Именно он заказал его композитору для сборника, в котором музыкальные произведения сопровождались стихотворениями - в том числе Аполлона Майкова и Афанасия Фета . Весенние месяцы были представлены картинами «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».

Весна Чайковского получилась лиричной и одновременно яркой по звучанию. Именно такой, как когда-то о ней автор писал в письме Надежде фон Мекк: «Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!» .

Николай Римский-Корсаков, «Снегурочка»

Исаак Левитан. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Знакомый многим с детства сюжет весенней сказки обрел музыкальную форму благодаря интересному стечению обстоятельств. Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой Александра Островского в 1874 году, но она произвела на композитора «странное» впечатление.

Только спустя пять лет, как вспоминал сам автор в своих мемуарах «Летописи к моей музыкальной жизни», он «прозрел на ее удивительную красоту». Получив разрешение Островского воспользоваться сюжетом его пьесы, композитор написал свою знаменитую оперу за три летних месяца.

В 1882 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в четырех действиях. Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению. Образы юной дочери Мороза и Весны, пастуха Леля и царя Берендея получились настолько живыми, что сам композитор назвал «Снегурочку» «лучшим своим произведением».

Чтобы понять, какой видел весну Римский-Корсаков, стоит послушать начало «Пролога» и «Четвертое действие» его оперы.

Сергей Рахманинов, «Весенние воды»

Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890–1895. Харьковский художественный музей.

Еще в полях белеет снег,
А воды
уж весной шумят -
Бегут
и будят сонный брег,
Бегут
и блещут и гласят…
Они
гласят во все концы:
«Весна
идет, весна идет!
Мы молодой
весны гонцы,
Она
нас выслала вперед!

Федор Тютчев

Именно эти строки Федора Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Написанный в 1896 году, романс завершал ранний период творчества композитора, еще наполненный романтическими традициями и легкостью содержания.

Стремительное и бурлящее звучание весны Рахманинова соответствовало настроению эпохи: к концу XIX века, после господства критического реализма и цензуры второй половины столетия, общество пробуждалось, в нем нарастало революционное движение, а в общественном сознании присутствовала тревога, связанная со скорым вступлением в новую эпоху.

Александр Глазунов, «Времена года: весна»

Борис Кустодиев. Весна. 1921. Художественная галерея Фонда поколений. Ханты-Мансийск.

В феврале 1900 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера аллегорического балета «Времена года», в котором разворачивалась вечная история жизни Природы - от пробуждения после долгого зимнего сна до затухания в осеннем вальсе из листьев и снега.

Музыкальным сопровождением задумки Ивана Всеволожского стало сочинение Александра Глазунова, который на тот момент был известным и авторитетным музыкантом. Совместно со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым он восстановил и закончил оперу Александра Бородина «Князь Игорь», дебютировал на Всемирной выставке в Париже и написал музыку к балету «Раймонда».

Сюжет «Времен года» Глазунов создал по мотивам собственной же симфонической картины «Весна», которую он написал девятью годами ранее. В ней весна обращалась за помощью к ветру Зефиру для того, чтобы прогнать зиму и окружить любовью и теплом все вокруг.

Симфоническая картина «Весна»

Игорь Стравинский, «Весна священная»

Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная». 1910. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Другой «весенний» балет принадлежит еще одному ученику Римского-Корсакова - Игорю Стравинскому . Как записал композитор в своих воспоминаниях «Хроника моей жизни», однажды в его воображении совершенно неожиданно возникла картина языческих ритуалов и девушки, пожертвовавшей своей красотой и жизнью во имя пробуждения священной весны.

Своей задумкой он поделился с художником-сценографом Николаем Рерихом , который был так же увлечен славянскими традициями, и антрепренером Сергеем Дягилевым.

Именно в рамках Русских сезонов Дягилева в Париже в мае 1913 года состоялась премьера балета. Публика языческих плясок не приняла и осудила «варварскую музыку». Постановка провалилась.

Главную идею балета композитор позже описал в статье «Что я хотел выразить в «Весне священной»: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного» . И эта необузданность действительно чувствуется в магической экспрессии музыки Стравинского, полной первозданных человеческих чувств и природных ритмов.

100 лет спустя, в том же театре на Елисейских Полях, где «Весна священная» была освистана, выступали с этой оперой труппа и оркестр Мариинского театра - на этот раз уже с аншлагом.

Часть первая «Поцелуй Земли». «Вешние хороводы»

Дмитрий Кабалевский, «Весна»

Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В творчестве Дмитрия Кабалевского, классика советской музыкальной школы, общественного деятеля и педагога, мотивы весны встречались не раз. Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», поставленной впервые в ноябре 1957 года на сцене Московского театра оперетты. Лихо закрученный сюжет сочинения в трех действиях был посвящен советской весне, символом которой была Октябрьская революция. Ария главной героини «Опять весна» подытоживала основную идею композитора: счастье заслуживается только борьбой.

Спустя три года Дмитрий Кабалевский посвятил еще одно произведение этому времени года - симфоническую поэму «Весна», которая сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.

Симфоническая поэма «Весна», соч. 65 (1960)

Георгий Свиридов, «Весенняя кантата»

Василий Бакшеев. Голубая весна. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Творчество Георгия Свиридова - один из главных символов советской музыкальной эпохи. Его сюита «Время вперед» и иллюстрации к пушкинской «Метели» давно стали классикой мировой культуры.

К теме весны композитор обратился в 1972 году: он сочинил вдохновленную поэмой Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Весеннюю кантату». Это произведение было своеобразным размышлением о выборе духовного пути России, однако Свиридов не лишил его присущего Некрасову поэтического восхищения красотой русской природы. Например, композитор сохранил в «Кантате» такие строки:

Весна уж начиналась,
Березка распускалася,
Как мы домой пошли…
Хорошо, светло
В мире Божием!
Хорошо, легко,
Ясно на сердце.

Николай Некрасов

Особым настроением обладает инструментальная часть кантаты «Колокола и рожки»: