Путь познания Истины — духовные ловушки. Путь к истине или почему нельзя запрещать религии

Путь к Истине лежит через неизвестное, где искателя подстерегает множество опасностей и ловушек. Проявление невнимательности и совершение ошибок может завести искателя в одну из таких ловушек, надолго затормозить обучение, и даже привести к нежелательным эмоциональным состояниям. Статья «Десять самых распространённых ошибок на пути искателя » написана, исходя из личного опыта, а также вопросов и решений проблем обращающихся ко мне искателей.

Буду рад, если это поможет вам избежать проблем на пути поиска.

1. Подмена реального опыта понятиями

«Словом обед сыт не будешь».

До тех пор, пока искатель не избавит свой ум от подмен истины понятиями, то есть от концептуальной кармы, он не сможет ни понимать, ни ощущать, ни осознавать на своем опыте духовную реальность, о которой говорят ведические писания или наставник.

2. Попытки дать свои объяснения духовным учениям или словам наставника

«Поиск в писаниях или словах наставника подтверждения своим убеждениям не позволит увидеть большего, чем содержание своих же убеждений» .

Когда искатель создаёт свои объяснения, происходит подмена одних его представлений другими, что приводит к созданию в уме искателе «новой духовной парадигмы», которая, вступая в противоречие с прежней парадигмой (системой мировосприятия), построенной на общепринятых социальных понятиях, создаёт ещё большие волнения в уме и может стать причиной ментальных, социальных и даже психических проблем.

3. Неумение видеть правильные указатели в словах наставника или учений

«Я могу вам дать просветление, но сможете ли вы его взять?».

Смысл выражения «Учитель появляется там, где появляется ученик» следует понимать так, что когда ученик готов изменить своё внимание, то учителем становится абсолютно всё, что раньше не замечалось из-за увлечённости игрой в свою значимость.

Если слова наставника или писания вызывают сопротивление, напряжение, волнение ума и даже желание спорить или возражать, то это говорит о переполненности ума искателя убеждениями и представлениями и неготовности к познанию Истины . Для того, кто во всём ищет лишь подтверждения своим концепциям и убеждениям, ничто и никто - ни мудрец, ни священное писание - не сможет стать учителем и верхом невежества является желание обвинить учителя в своей неспособности понять его слова, равносильно как и обвинять мир из-за несовершенства своего восприятия.

4. Неумение вовремя отбросить лишнее

«Я вам дал плот только для того, чтобы переплыть на нём реку, так зачем же вы продолжаете тащить его за собой по суше?».

Искателю, не готовому к непосредственному постижению истины, на первый период обучения наставник создаёт промежуточные концепции, подобно костылям, помогающим встать на ноги. Если по мере своего становления искатель вовремя не отбросит эти вспомогательные концепции, то рискует вместо обучения, создать в своём уме "New Age религию" и оказаться в тупике ума.

5. Придание значимости своим действиям, вещам, событиям, идеям, словам

«Не возноси себя на пьедестал, и избавишься от страха упасть с него».

Придание особой значимости чему-либо говорит о привязанности ума к объекту, субъекту, действию или идее ума и свидетельствует об излишнем самомнении и чрезмерно раздутому эго, что является не совместимым с практикой познания Истины и служит причиной для создания страхов, беспокойств и переживаний.

6. Создание новых желаний

«Все желания плохи, но бывают и ещё хуже».

Желание подобно подбрасываемой вверх монете, на одно стороне которой удовольствие, а на другой - страдание. Сущность желаний подобна многоголовой гидре, у которой взамен отрубленной головы вырастают две новых Неуёмность желаний заставляет Ваше "я" постоянно крутиться в колесе сансары. При этом бороться с желаниями бессмысленно, ибо стремление бороться или подавлять желание также является желанием. На первых порах искатель может руководствоваться такими желаниями как познать истину, не создавать новых желаний, достичь просветления, самореализации и т.п. Но по мере развития способности к различению истинного от ложного даже такие желания должны быть распознаны как лишний кармический груз и изжиты соответствующим карме образом, ибо желания всегда связаны со стремлением улучшить своё воображаемое представление о себе, что укрепляет эго и порождает страдания.

7. Стремление достичь какой-либо цели

«Нет того, что можно достичь и забрать с собой».

Все цели воображаемы. Будущее – это всего лишь воображение, создаваемое с помощью памяти из сохранённых в ней же фрагментов прошлого. Реально только здесь и сейчас, и всё, что вы можете, - это происходить и меняться вместе с происходящим здесь и сейчас. Идея о том, что вы чего-то достигли в том, что постоянно меняется, свидетельствует о том, что вы оказались в очередной ловушке ума. Стремление к цели заставляет всё время удерживать в уме представление о том, чего здесь и сейчас не существует, что делает ум ещё более беспокойным, приводит к потере равновесия и бессмысленной растрате жизненно важных сил и препятствет постижению Истины.

8. Привязанности

«Внезапно возникающее волнение, напряжение, сопротивление или страхи при соприкосновении с неизвестным свидетельствуют о сильных эмоциональных привязанностях, созданных в уме».

Привязанности возникают из-за неразличения эффекта связанности мыслей с чувствами, в результате чего происходит присвоение своему мнимому «я» объектов или событий на эмоциональном уровне. Созданные таким образом ментальные конструкции требуют на своё поддержание больших затрат жизненной энергии, что выражается в виде эмоциональных переживаний. Создание таких иллюзорных представлений о своём мнимом «я» и его привязанностях становятся преградой в познании Истины .

9. Неумение правильно направлять своё внимание

«Тот, кто не учится управлять своим вниманием, рано или поздно сталкивается с такой проблемой, как возникновение негативных состояний без видимых на то причин».

Правильность направления внимания определяется тем, что вопрос, формируемый для самоисследования, должен быть направлен не на поиск концептуального объяснения непонимания учений или происходящих в уме событий, а на устранение внутренних причин, вызывающих это непонимание. Показателем правильности направления внимания является спокойствие ума.

10. Неприятие (несмирение)

«Никогда не ищи вовне причину своих внутренних проблем».

Произошедшее не может быть другим и что-либо в нем не могло быть по-другому, потому что случилось именно так и никак иначе. Неумение принимать происходящее таким, как есть, приводит к циклическому репродуцированию переживаний, вызывающему потерю жизненной энергии со всеми вытекающими последствиями. Чтобы происходящее не вызывало эмоцинальных разрушающих реакций, следует избавиться от оценочности, научившись не создавать представлений о том, что каким должно быть.

P.S. Если кто-то столкнулся с проблемами, не описанными в этой статье, или не нашёл ответа на свои вопросы, он может получить ответ в открытых консультациях сайта , задав вопрос по существу возникшей у него проблемы.

Станислав Милевич

Путь к Истине лежит через неизвестное, где искателя подстерегает множество опасностей и ловушек. Проявление невнимательности и совершение ошибок может завести искателя в одну из таких ловушек, надолго затормозить обучение, и даже привести к нежелательным эмоциональным состояниям. Статья «Десять самых распространённых ошибок на пути искателя » написана, исходя из личного опыта, а также вопросов и решений проблем обращающихся ко мне искателей.

Буду рад, если это поможет вам избежать проблем на пути поиска.

1. Подмена реального опыта понятиями

«Словом обед сыт не будешь».

До тех пор, пока искатель не избавит свой ум от подмен истины понятиями, то есть от концептуальной кармы, он не сможет ни понимать, ни ощущать, ни осознавать на своем опыте духовную реальность, о которой говорят ведические писания или наставник.

2. Попытки дать свои объяснения духовным учениям или словам Наставника

«Поиск в писаниях или словах наставника подтверждения своим убеждениям не позволит увидеть большего, чем содержание своих же убеждений» .

Когда искатель создаёт свои объяснения, происходит подмена одних его представлений другими, что приводит к созданию в уме искателе «новой духовной парадигмы», которая, вступая в противоречие с прежней парадигмой (системой мировосприятия), построенной на общепринятых социальных понятиях, создаёт ещё большие волнения в уме и может стать причиной ментальных, социальных и даже психических проблем.

3. Неумение видеть правильные указатели в словах Наставника или учений

«Я могу вам дать просветление, но сможете ли вы его взять?».

Смысл выражения «Учитель появляется там, где появляется ученик» следует понимать так, что когда ученик готов изменить своё внимание, то учителем становится абсолютно всё, что раньше не замечалось из-за увлечённости игрой в свою значимость.

Если слова наставника или писания вызывают сопротивление, напряжение, волнение ума и даже желание спорить или возражать, то это говорит о переполненности ума искателя убеждениями и представлениями и неготовности к познанию Истины . Для того, кто во всём ищет лишь подтверждения своим концепциям и убеждениям, ничто и никто - ни мудрец, ни священное писание - не сможет стать учителем и верхом невежества является желание обвинить учителя в своей неспособности понять его слова, равносильно как и обвинять мир из-за несовершенства своего восприятия.

4. Неумение вовремя отбросить лишнее

«Я вам дал плот только для того, чтобы переплыть на нём реку, так зачем же вы продолжаете тащить его за собой по суше?».

Искателю, не готовому к непосредственному постижению истины, на первый период обучения наставник создаёт промежуточные концепции, подобно костылям, помогающим встать на ноги. Если по мере своего становления искатель вовремя не отбросит эти вспомогательные концепции, то рискует вместо обучения, создать в своём уме "New Age религию" и оказаться в тупике ума.

5. Придание значимости своим действия, вещам, событиям, идеям, словам

«Не возноси себя на пьедестал, и избавишься от страха упасть с него».

Придание особой значимости чему-либо говорит о привязанности ума к объекту, субъекту, действию или идее ума и свидетельствует об излишнем самомнении и чрезмерно раздутому эго, что является не совместимым с практикой познания Истины и служит причиной для создания страхов, беспокойств и переживаний.

6. Создание новых желаний

«Все желания плохи, но бывают и ещё хуже».

Желание подобно подбрасываемой вверх монете, на одно стороне которой удовольствие, а на другой - страдание. Сущность желаний подобна многоголовой гидре, у которой взамен отрубленной головы вырастают две новых Неуёмность желаний заставляет Ваше "я" постоянно крутиться в колесе сансары. При этом бороться с желаниями бессмысленно, ибо стремление бороться или подавлять желание также является желанием. На первых порах искатель может руководствоваться такими желаниями как познать истину, не создавать новых желаний, достичь просветления, самореализации и т.п. Но по мере развития способности к различению истинного от ложного даже такие желания должны быть распознаны как лишний кармический груз и изжиты соответствующим карме образом, ибо желания всегда связаны со стремлением улучшить своё воображаемое представление о себе, что укрепляет эго и порождает страдания.

7. Стремление достичь какой-либо цели

«Нет того, что можно достичь и забрать с собой».

Все цели воображаемы. Будущее – это всего лишь воображение, создаваемое с помощью памяти из сохранённых в ней же фрагментов прошлого. Реально только здесь и сейчас, и всё, что вы можете, - это происходить и меняться вместе с происходящим здесь и сейчас. Идея о том, что вы чего-то достигли в том, что постоянно меняется, свидетельствует о том, что вы оказались в очередной ловушке ума. Стремление к цели заставляет всё время удерживать в уме представление о том, чего здесь и сейчас не существует, что делает ум ещё более беспокойным, приводит к потере равновесия и бессмысленной растрате жизненно важных сил и препятствует постижению Истины.

8. Привязанности

«Внезапно возникающее волнение, напряжение, сопротивление или страхи при соприкосновении с неизвестным свидетельствуют о сильных эмоциональных привязанностях, созданных в уме».

Привязанности возникают из-за неразличения эффекта связанности мыслей с чувствами, в результате чего происходит присвоение своему мнимому «я» объектов или событий на эмоциональном уровне. Созданные таким образом ментальные конструкции требуют на своё поддержание больших затрат жизненной энергии, что выражается в виде эмоциональных переживаний. Создание таких иллюзорных представлений о своём мнимом «я» и его привязанностях становятся преградой в познании Истины.

9. Неумение правильно направлять своё внимание

«Тот, кто не учится управлять своим вниманием, рано или поздно сталкивается с такой проблемой, как возникновение негативных состояний без видимых на то причин».

Правильность направления внимания определяется тем, что вопрос, формируемый для самоисследования, должен быть направлен не на поиск концептуального объяснения непонимания учений или происходящих в уме событий, а на устранение внутренних причин, вызывающих это непонимание. Показателем правильности направления внимания является спокойствие ума.

10. Неприятие (несмирение)

«Никогда не ищи вовне причину своих внутренних проблем».

Произошедшее не может быть другим и что-либо в нем не могло быть по-другому, потому что случилось именно так и никак иначе. Неумение принимать происходящее таким, как есть, приводит к циклическому репродуцированию переживаний, вызывающему потерю жизненной энергии со всеми вытекающими последствиями. Чтобы происходящее не вызывало эмоциональных разрушающих реакций, следует избавиться от оценочности, научившись не создавать представлений о том, что каким должно быть.

Источник

Проверенное итоговое сочиненние.

Введение (вступление):

На протяжении всей жизни человек проходит большой путь . Этот путь (повтор слова в соседнем предложении - ошибка) не всегда бывает "гладким" и "ровным". Кто-то совершает ошибки, а кто-то старается их избежать. Эта проблема интересовала многих мыслителей, одним из которых является Теодор Рузвельт : "Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает". Я согласна с мнением Рузвельта , потому что в настоящее время тема "Путь к опыту-ошибки" очень актуальна. Человеческий (пропущено слово) помогает нам обдумывать наши поступки и действия. Именно тогда нам будет сопутствовать успех. Для достижения своих целей мы проходим через многие преграды, преодолевая их, он (кто?) достигает желаемого результата. Каждое наше действие мы должны обдумывать и анализировать, только так мы можем оказаться на верном пути. Можно ли прожить жизнь, не совершая ошибок или это невозможно?

Комментарий: проверяя сочинение, избаляйся от повторов, заменяй их синонимами или местоимениями. Есть еще пара ошибок, но, мне кажется, что виной всему невниматильность))

Объем введения более ста слов - это слишком много. Соблюдай пропорции!

Тема сочинения не рааскрыта. Ты поставила воппрос - а где ответ?

Пока что у тебя незачет по первому критерию "Соответствие теме".

Как исправить? Вдумайся в тему сочинения. Твоя задача РАСКРЫТЬ тему, объяснить ее смысл. Как ты понимаешь эту фразу? И если она верна, то почему так происходит? Запиши свои ответы и на их основе построй введение. Не забудь выделить тезис с помощью вводных слов))

Аргумент 1:

Чтобы понять это обратимся к произведению художественной литературы, в частности к произведению Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". В романе "Евгений Онегин" главный герой Онегин отверг влюблённую в него Татьяну. Он жалеет об этом, но уже слишком поздно. Жизнь с Онегиным сыграла в злую шутку. Татьяна вышла замуж за другого человека. Вот тогда он понимает, что вернуть Татьяну он уже не в силах. Онегин был слишком самоуверенным в себе (такое сочетание сло неприемлимо. Либо "самоуверенный" либо "уверенный в себе") , поэтому остался один. Из этого произведения можно взять многое-и для ума, и для души. В первую очередь мы понимаем то, что человек не должен быть высокомерным с теми, которые их любят и ими дорожат.

Комментарий: вывод сделала хороший, но теме он не соответствует. "В первую очередь мы понимаем то, что человек не должен быть высокомерным с теми, которые их любят и ими дорожат" - это не имеет отношения к тому, что человек не может прожить жизнь без ошибок. Но направление верное, просто ты съехала.

Еще одна ошибка - ты используешь и прошедшее и настоящее время, от этого рушится вся логика повествования. Что бы не путаться исправь все глаголы на прошедшее время)

Человек за всю свою жизнь совершает множество ошибок, сам порой того не замечая. Но, рефлексируя, мы превращаем их в опыт, хоть иногда и горький. Да, плата за обучение слишком высока, однако с жизнью нельзя торговаться, она не приемлет бытового мещанского расчета. Все мы ошибаемся, и это естественно и неизбежно. Надо понимать, что человеческая природа не идеальна, а опыт, действительно, самый лучший учитель и помогает его исправить.

Многие писатели также задумывались на эту тему. Например, Федор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» затронул проблему опыта и ошибок. Главный герой произведения Родион Раскольников, убив старуху-процентщицу и ее беременную сестру, намного осознает, что совершил самую большую ошибку всей своей жизни. Он понимает, насколько неверны были его убеждения, его теория. Родион сознается в содеянном, осознавая при этом, что он — самый обычный человек, а не вершитель судеб или вошь. При этом он получает бесценный жизненный опыт, плата за который оказалась столь высока. Напрямую автор не утверждает, раскаялся ли Раскольников, но проницательный читатель видит библию у арестанта, приговоренного к каторге. Это означает, что герой обратился к Богу и отказался от теорий, способных нанести вред на практике.

Можно привести и другой пример. Также непоправимую ошибку совершила Настя-главная героиня рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма». Девушка оставила свою пожилую мать совсем одну. Катерина Ивановна была очень одинока и больна. Три года дочь не навещала бедную старушку. Конечно, Настя очень любила свою маму, но работа не отпускала ее. Поэтому Екатерина Петровна старалась лишний раз не тревожить Настю, посылая ей письма очень редко. Но жизненные силы покидали ее и возраст взял свое. Даже не знаю, что больше послужило этому: старость или тоска по своей единственной дочери? Тогда пожилая женщина написала письмо ей, чувствуя, что не переживет зиму. Но дочь была слишком занята. Когда Настя получила письмо уже от соседа, что Катерина Петровна умирает, она поняла, что ведь у нее в этой жизни никого больше нет. И в эту же минуту отправляется на вокзал. Но приехав в деревню, Настя осознает, что уже слишком поздно. Катерина Петровна так и не увидела перед смертью единственного родного человека. У Насти не было соответствующего опыта. Она, видимо, до этой поры никогда не теряла близких. Откуда же ей, молодой и полной сил, знать, что у ее матери жизнь так скоротечна. Все, что у нее осталось — тоска по самому дорогому человеку и бесконечное чувство вины перед ним. Все эти сложные эмоции легли в основу ее жизненного опыта. Больше она не совершит такой ошибки и сбережет родных, отдавая работе должное, но не забывая и о семье – единственной настоящей ценности человека.

Иногда человеку нужно пройти множество испытаний, совершить множество ошибок, чтобы обрести опыт, который позволит ему очиститься и сделаться лучше, умнее и добрее. Неслучайно зрелые люди отдают предпочтение не карьере, а семейным ценностям, не видимости, а сути, не амбициям, а мечтам, причем, мечтам близких и дорогих людей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Марком Сенекой Старшим, известен во всем мире и означает, что ошибка - это путь к истине. Почему остается актуальным на века? Постараемся ответить на этот вопрос.

Погрешность - свойство закономерности

Все мы однажды это слышали. Известный во всем мире латинский афоризм - Errare humanum est - имеет аналог в русском языке: "Не ошибается тот, кто ничего не делает". В личном опыте, в научных открытиях, в масштабах всего сообщества может быть заложена ошибка. Вопрос стоит в степени ответственности за нее.

И действительно, для того чтобы осуществлялось прогрессивное развитие, ошибка просто необходима. Какова ее природа? Это область непросвещенности, сфера эксперимента с границами познания. Если человек знает вариант решения проблем, для него не составит труда выбрать лучший путь развития событий. Не важен масштаб, это касается как отдельного человека, так и всего общества в целом.

Природа ошибки

В своем развитии человек постоянно преодолевает собственные границы. Поэтому так сложно дается человеку познание. Не важно, практическое оно (как сделать что-либо) или процесс духовного роста. В процессе выбора человек совершает поступок. Он всегда выбирает. Но не всегда правильно. И цена ошибки бывает разной. Отсюда и еще одна поговорка: "Человек так себя наказывает, как никто другой не сможет этого сделать".

Природа ошибки скрыта в механизме познания: Errare humanum est! Ошибка - незнание лучшего варианта. Но именно благодаря ей открываются новые перспективы и возможности. Опыт познания всегда сопряжен с риском ошибочного выбора, но другого варианта не существует. Эксперимент - это и есть проверка истинности решения, любые гипотезы подтверждаются опытным путем.

История знает много фактов, когда повторяющаяся неудача в экспериментах вела к открытию мировой величины.

Исторические ошибки

Истории известны случаи, когда ошибка явилась причиной открытий мирового масштаба. Например, погрешность в траектории морского путешествия Колумба дала шанс открыть Америку.

Ошибочный принцип социалистического равенства, заложенный в основу советского государства, показал пример силы идеологического фундамента общества.

Не всегда ошибка ведет к истине. Чаще она раскрывает несовершенство в познании, ограниченность наших возможностей и является стимулом для поиска лучшего варианта. В этом смысле можно также говорить о созидательной силе ошибки.

Errare humanum est! Перевод этого буквально звучит так: "Ошибка свойственна Действительно, весь путь развития человека разумного - это движение к своей природе, к познанию себя, процесс самосовершенствования. И исходный принцип несовершенства его природы и есть признание априори ошибки в выборе варианта развития событий.

Аналоги выражения

В русском словесном творчестве существует много аналогичных по смыслу, емких по содержанию высказываний:

  • "Не ошибается тот, кто ничего не делает".
  • "На ошибках учатся".
  • "Ошибка - верное решение при других условиях".
  • ничего, если исключается право на ошибку" (М. Ганди).
  • "Большинство всегда ошибается, истина - в меньшинстве" (Ибсен).
  • "Умный человек не только сам ошибается, но дает шанс другим" (Черчилль).

Все высказывания имеют один смысл: признание ошибки является условием свободы человека, каждый имеет право поступить именно таким образом.

Как сказал Честерфилд: "Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины".