Конспект НОД в старшей группе «Перелетная птица — ласточка. Когда в окно стучит апрель. Ф. Тютчев. Весенние воды

Стихи о домашних птицах

В. Степанов «Не кричите, петухи»

Раскричались петухи на заре,

Раскричались петухи на дворе.

Не кричите, петухи, по дворам,

Не кричите, петухи, по утрам,

Пусть в лесу отдыхает лиса.

В. Берестов «Петушки»

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно пёрышек лишиться,

Если пёрышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

В. Степанов

— Куры, куры, как живёте?

Куры, куры, что жуёте?

— Хорошо пока живём,

Но, простите, не жуём.

Мы клюём проворно

На тропинке зёрна.

М. Дружинина «Петух»

— У меня отличный слух, —

Как-то хвастался петух, —

Ни корове, ни жуку

Так не спеть: КУ-КА-РЕ-КУ!

В. Берестов «Вспомнили Матрёшку»

Ходят куры в стороне,

Позабыли обо мне.

Принесла горошку —

Вспомнили Матрёшку.

П. Синявский «Петя-петушок»

Сапоги со шпорами,

Шапка пирожком —

Курица любуется

Петей-петушком.

В. Берестов «Курица с цыплятами»

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Как пищат цыплята, когда проголодаются?

Тебе понравились стихи про петушка? Расскажи, какой петух: какой у него хвост, какая борода, что у него на лапах.

Что растёт на голове у петушка? А какой гребешок ты ещё знаешь? Каким гребешком можно расчесать кудряшки?

Краски какого цвета ты возьмёшь, чтобы раскрасить курочку? А какого цвета пёрышки у цыплят? Что самое красивое у петушка? Какого цвета бывают у него гребешок, бородка и хвост?

С. М. Городецкий «Кто это?»

Папа важный, краснолапый,

Мама беленькая вся,

Детки жёлтые у папы, —

Чья ж гуляет тут семья?

П. Синявский «Крякрялочка повторялочка»

По зелёной улочке

Маршируют уточки —

Топают вразвалочку,

Крякают крякрялочку.

— Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! —

Повторяют уточки.

— Нам ни реки, ни моря

Не страшны ни чуточки.

Вопросы для обсуждения с детьми

Разгадай загадку С. М. Городецкого в стихотворении «Кто это?».

Что гуси умеют делать сами, чему их не нужно учить?

Как лучше сказать о маленьких гусятах: «гусята идут на речку» или «гусята ковыляют на речку»? Покажи, пожалуйста, как маленькие гусята неловко ковыляют на речку, переваливаются с лапки на лапку, потому что им трудно идти.

А. Лаптев «Утка»

Третий раз подряд

Спрашивают свинки:

— Где вы брали

Жёлтые ботинки?

М. Дружинина «Гусь»

— Ты куда поплыл, мой гусь?

— Не волнуйся! Я вернусь!

Посмотреть хочу, га-га,

На другие берега!

М. Дружинина «Утки»

Утки на лужок пришли,

Утки червяка нашли:

— Вот удача, кря-кря-кря!

Мы пришли сюда не зря!

Вопросы для обсуждения с детьми

Послушай стихотворение А. Лаптева «Утка». Носят ли утята жёлтые ботинки? Почему им завидуют свинки? Какого цвета лапки у утят?

Что любят есть уточки?

Стихи о диких птицах для детей 2-3 лет

В. А. Жуковский «Птичка»

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поёт;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ж ты, певичка?

В дальнем краю

Гнёздышко вьёшь ты;

Там и поёшь ты

Песню свою.

И. А. Белоусов «Весенняя гостья»

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьётся

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою...»

В. Берестов «Жаворонок»

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней!

В чистом поле — домик твой,

В ясном небе — песня.

А. Усачёв «Яблоки в январе»

— Яблоки на яблоне!

В январе!!

— Какие ж это яблоки?

— Это снегири!

С. Маршак «Совята»

Взгляни на маленьких совят

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят. Когда едят,

Они не спят.

Е. Трутнева

Скоком-боком, боком-скоком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена...

В. Степанов «Воробей»

Сел на ветку воробей

И качается на ней.

Воробей качается —

Лето начинается.

Вопросы для обсуждения с детьми

Куда улетают птички от нас зимой? Каких ты знаешь птиц, улетающих от нас в тёплые края?

Когда возвращаются птички домой? Какую песенку поёт ласточка, прилетев из дальних стран? Ответь строчками из стихотворения И. А. Белоусова.

Каких птичек ты можешь увидеть у нас зимой? Как люди должны заботиться зимой о птицах? Что можно построить для птичек?

Послушай стихи Е. Трутневой. Как ходит галка зимой? Ответь строчками из стихотворения «Галка». Как выглядит галка? Давай вспомним вместе: «Ветром вся... Снегом...»

Где строят гнёзда жаворонок и стриж?

Послушай стихотворение С. Маршака «Совята». Что делают совята, когда они не спят?

Произведения для заучивания наизусть

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), рекомендованные Примерной общеобразовательной

Солнце, воздух и вода!

Горы, реки, города!

Труд, веселье, сладкий сон!

А война пусть выйдет вон!

А. Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый...»

(из поэмы «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом,
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный,
Свои мне сказки говорил.

А. Плещеев «Осень наступила...»

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

И. Суриков «Вот моя деревня»

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Елена Кривошта
Конспект НОД в старшей группе «Перелетная птица - ласточка»

Конспект НОД по познанию (ознакомление с окружающим миром) «Перелетная птица ласточка » старшая группа .

.Цель : расширить знание детей о перелетной птице ласточке .

Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к птицам

Развивать- речь мышление, творческие способности детей

Формировать-понимание причинно- следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Знакомство с народными приметами,связанными с птицами

Учить понимать образный смысл загадок.

Предварительная работа

Заучивание стихотворения А. Н. Плещеева «Сельская песенка» Чтение рассказа «Смелая ласточка »

Оборудование

1Ласточка Слайд

2Ласточка кормит птенчика Слайд

Слайды ласточка в гнезде ,

Ход занятия

Воспитатель-Ребята отгадайте загадку.

Черен конь за морем бывал

Спередишильце ,сзади вильце,

На груди белое полотенце

(Ласточка )

Черный костюм,

Белая рубашка

Прилетела из- за моря

Быстрокрылая пташка

(Ласточка )

Воспитатель-правильно вы догадались. Сегодня мы поговорим о перелетной птице ласточке

Воспитатель-Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга

Капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая

Гонит с нашей горки лед

И ручьями слезы льет.

Тает баба снеговая

Ребенок1 «-Сельская- песенка»

Травка зеленеет

Солнышко блестит

Ласточка с весною

В сени к нам летит

С нею солнце краше

И весна милей

Прощебеч

Нам привет скорей

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой

Что из стран далеких

Принесла с собой

А. Н. Плещеев

Ребенок-2 «Весенняя гостья»

Милая певунья ласточка родная ,

К нам домой вернулась из чужого края

Под окошком вьется

С песнею живою.

Я весну и солнце принесла с собою.

И. Белоус

Воспитатель---Ребята чтобы быстрее прилетели ласточки назад . Перво- наперво нужно ветры попутные позвать

Дети выполняют дыхательное упражнение «Ветры»

Ребята делают короткий вдох носом и продолжительный выдох, произносится звук с и выполняются соответствующие движения

Мы подуем высоко :с-с-с Встают на носки поднимая руки.

Мы подуем низко : с-с-с Приседают руки вперед

Мы. подуем далеко : с- с- с Вытягивают руки вперед

.Мы подуем близко : с- с-с Подносят ладони ко рту

.Воспитатель :Почему ласточку называют весенней гостьей?

Дети : Ласточка прилетает весной .

Воспитатель :недаром в народе говорят. Появились ласточки жди теплых дней

Какую народную примету связанную с ласточками , вы знаете?

Дети :-Ласточки перед дождем низко летают над землей.

(Звучит запись щебетания ласточки )

Игра «Четвертый лишний»

Цель :учить различать перелетных и зимующих птиц .

Ворона сорока, воробей ласточка

Цапля,воробей галка, ворона

Грач,ласточка скворец . сорока

Воспитатель-Когда начинают желтеть листья на деревьях, теплолюбивые ласточки одними из первых собираются в стаи и улетают в теплые края

А возвращаются последними, когда вовсю уже хозяйничает весна

Воспитатель-ребята -,назовите основные приметы весны

Дети-появилась зеленая трава,солнышко не только свети, но уже и пригревает,распустились листочки на деревьях, летают,ожившие насекомые

Рассматривание ласточки на картинке (слайд№1)

Воспитатель -живут ласточки поблизости от человека. Вьют свои гнезда под крышей домов. Гнезда они свои строят из маленьких веточек,сухих травинок,соломинок,пушинок и склеивают их землей,смоченной слюной. Ласточки питаются мелкими насекомыми,мухами личинками,комарами и ловят их в воздухе на лету. Есть у ласточки и враги –это кот и воробьи вороны. Тогда ласточки смело защищают свой дом,дружно нападают на обидчика.

Ласточка---красивая , очень маленькая птичка. У нее головка маленькая, черного цвета Шейка коротенькая. Клювик очень маленький треугольный. Спинка тоже черненькая Крылья и хвост тоже черные.

Летают ласточки быстро ,потому,что у них длинные,острые крылья, сильный острый раздвоенный хвост. И только грудка у ласточки белая ,с красно-синим галстучком. Лапки коротеньки,слабенькие,с маленькими коготками

Беседа о ласточке

Воспитатель

Внешний вид ласточки (размер,строение формы окрас оперение )

Как зимует?

Как строит жилище?

Чем питается?

Какую пользу приносит людям?

Подвижная игра «Ласточки и кот »

Ласточки прилетели

(Дети стоят на одной ноге отведя вторую ногу назад,руки в стороны,стараясь сохранить равновесие)

Принесли весну на своем хвосту.

Отряхнулись и встают

Громко песенку поют

Птички перья расправляют

На прогулку вылетают

(Дети изображают птиц бегают по площадке машут крыльями)

крыльями машите

корм себе ищите

Улетайте быстро птички

К вам крадется кот Матвей

Улетайте поскорей!

(Кот крадется к детям

ласточки (–дети) улетают

Кот их ловит.)

Самостоятельное составление описательного рассказа детьми по плану

Воспитатель-поиграем в игру «Внимание»

Цель : развивать память, внимание,образное мышление.

Правила игры дети должны хлопнуть в ладошки,когда услышат слово обозначающую не птицу .

Прилетели птицы :

Голуби,синицы,

Мухи и стрижи

Прилетели птицы :

Голуби,синицы

Аисты вороны,

Галки макароны

Чибисы, чижи.

Галки и стрижи

Комары, кукушки

Совы и ватрушки.

Назовите дети,что для вас, самое привлекательное в ласточке ?

Чем отличаются ласточка от других птиц ?

Воспитатель –а сейчас каждый из вас нарисует ласточку

Дети рисуют карандашом

Звучит запись спокойной музыки.

Два скворца летели,
На березку сели,
Сели и запели, -
Как они летели, как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой березке!

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Льет лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг:
Розовые, синие,
Голубые, красные,
Как один – красивые,
Хоть и очень разные.

Улетела ласточка
За тридевять земель...
Возвращайся, ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, ласточка,
Прилетит Весна!

Кап да кап, и не до сна,
Постучалась к нам весна.
Зазвенел ручей игриво.
Вышел ежик:" Что за диво!
Хватит звери нам скучать,
Уж весну пора встречать!"

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.

Когда от весны удирала зима,
Такая вокруг началась кутерьма
И столько на землю свалилось хлопот,
Что утром, не выдержав, тронулся лёд.

Я под снегом долго спал,
От молчания устал.
Я проснулся и помчался,
и с Весною повстречался:
– Хочешь, песенку свою
Я тебе, Весна, спою? –
А Весна: – Кап-кап! Кап-кап!
Ручеёк, ты не озяб?
– Нет, ни капельки, нисколько!
Я проснулся только-только!
Всё звенит, журчит во мне!
Я спою!.. Растает снег.

Поспеши, весна, поспеши,
Мне зайчишку жаль от души:
Нет в лесу духовок-печей,
Не пекут хлебов-калачей,
Нет избушки – дверь запереть,
Негде даже уши погреть…

Поспеши, весна, поспеши,
Мне воробышка жаль от души:
У воробышка бабушки нет,
Кто же свяжет носки и жилет?
Зябнут пальчики на синем снегу.
Я помочь воробью не могу…

Поспеши, весна, поспеши,
Окунишку жаль от души:
Ходит-бродит он в холодной воде,
Что поесть, он не находит нигде,
Видно, плачет в темноте и тиши.
Поспеши, весна, поспеши!

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно, очень тёплые
Ноги у весны.

Зяблик: - Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь! -
Зяблик распелся -
Зяблик согрелся!

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чил!

Милый скворушка-скворец,
Прилетай же наконец!
Для тебя я дом построил –
Не скворечник, а дворец!

Стихи про весну для детей: 37 стихотворений для детей разного возраста, видео для детей, словесное рисование по стихам о весне.

Стихи про весну для детей

В этой статье Вы найдете подборку стихотворений про весну для детей по разделам:

  • для самых маленьких (2-4 года),
  • для детей 4-5 лет,
  • для старших дошкольников и младших школьников (стихи про весну для детей старше 5 лет).

А также в статье есть видео со стихами и классической музыкой, картинки и задания. Желаю Вам увлекательного путешествия в мир поэзии вместе с детьми!

А начать статью я хочу с небольшого видеоурока для малышей — дошкольников по теме «Стихи о весне» моего любимого православного телеканала для детей «Радость моя». Вместе с веселыми зверушками из волшебного Шишкиного леса дети послушают стихи Ф. Тютчева о весне «Зима недаром злится».

Стихи про весну для детей: для самых маленьких(2-4 года)

В.Берестов . Воробушки

О чём поют воробушки
В последний день зимы
Мы выжили!
Мы выжили!
Мы живы!
Живы мы!

И. Токмакова. Весна

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно, очень тёплые
Ноги у весны.

Э. Мошковская. Зяблик согрелся

Зяблик: — Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь! —
Зяблик распелся —
Зяблик согрелся!

А. Барто. Воробей

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чил!


Стихи про весну для детей: 4-5 лет

М. Карим. Прилетай же!

Милый скворушка-скворец,
Прилетай же наконец!
Для тебя я дом построил –
Не скворечник, а дворец!

С. Дрожжин. Ласточка

Ласточка
Сизокрылая
Под моим окном
Свила гнёздышко —
И поёт себе,
Заливается,
Весну красную
Прославляючи,
И от зорюшки
Вплоть до вечера
Её слушал бы,
Не наслушался,
Про своё житье
Без тепла гнезда
В стороне чужой
Вспоминаючи.

А. Барто. Скворцы прилетели

Ждет гостей высокий клен —
Дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов…
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов.

Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.

Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
— Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!

Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: — Ура!

Удивительное дело:
Все семейство улетело!

А . Майков. Ласточка

Ласточка примчалась
Из-за Бела моря,
Села и запела:
«Как, февраль, не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик -
Все весною пахнет!»

Г. Сапгир. Подарки весны

Что, Весна, ты принесла?
И ответила весна:
— Принесла
Я вам, ребятки,
Лейки, грабли
И лопатки,
Первые подснежники,
Желтые скворечники.
Принесла я вам грачей,
И скворцов и зябликов.
И несет любой ручей
Целый флот корабликов.
И еще я принесла
Много света и тепла,
Прыгалки и салки,
Новые считалки.
Все ребята удивились:
Почки клейкие в лесу,
Травка на опушке
И у Маши на носу
Первые веснушки.

Т. Коти. Два букета

Очень хорошо сравнить с ребенком два натюрморта – весенний и осенний и найти разницу. А потом прочитать это стихотворение:

Первые цветы весны
Краше снежной белизны.
Отражают цвет небесный,
Перламутровый, чудесный.
В этом цвете – облака,
Бирюзовая река,
Розоватый, нежный свет –
Из подснежников букет!

На столе букет осенний,
Не похож он на весенний.
Краски осени другие,
Словно солнце, золотые,
Красные, багряные,
Как заря, румяные.

В. Лунин. Весна

Перед чтением стихотворения, попросите ребенка словами нарисовать весеннюю картинку. Что бы он на ней изобразил, если бы был художником? А если представить, что весна – художница? Что она нарисует? После словесного рисования прочитайте ребенку стихотворение В. Лунина о весне – художнице.

Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки,
На полях – грачей цепочки,
Над ожившею листвой –
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада –
Куст сирени у ограды.


Е. Благинина. Журавушка

Прилетел журавушка
На старые места:
Травушка-муравушка
Густым-густа!
Ивушка над заводью
Грустным-грустна!
А водица в заводи
Чистым-чиста!
А заря над ивушкой
Ясным-ясна!
Весело журавушке:
Весным –весна!

И. Белоусов. Весенняя гостья

Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьётся
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою…»

Г. Ладонщиков. Весенняя песенка

Еще капели не отпели,
Звенел ручей на мостовой,
Когда из теплых стран летели
Скворцы веселые домой.

Еще Алёнка и Алёшка
От солнца щурились во сне,
Когда скворец над их окошком
Запел вдруг песню о весне.

Он славил ясный день апреля,
Скворечню милую свою
Да так искусно сыпал трели,
Что не суметь и соловью.

Раскрыв тихонечко окошко,
Ребята слушают скворца.
Певца заслушалась и кошка,
С котенком сидя у крыльца.

Г. Ладонщиков. Возвращаются птенцы

От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы —
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.

Р. Сеф. Лицом к весне

Потихоньку снег сошел,
Почернел
И стаял,
Всем на свете
Хорошо:
В роще – птичьим стаям,
На деревьях –
Лепесткам,
Клейким
И пахучим,
В синем
Небе –
Облакам,
Легким
И летучим.
Лучше всех
На свете мне:
По сырой тропинке
Я бегу
Лицом к весне,
Промочив
Ботинки.

Стихи про весну для детей: 5-7 лет и старше

Весенние вести. О. Беляевская

— Слыхали ли вы,
Звенели
Капели,
Что больше не будут седые метели
Над полем кружить?

— Слыхали, слыхали! –
Ручьи отвечали
И с гор побежали
Долины будить.

— Слыхали ли вы,
Равнины,
Долины,
Что с юга летит караван журавлиный,
Что в роще уж слышатся крики грачей?

— Слыхали, слыхали
Мы гомон
Грачиный
Вчера над макушкою старой рябины
В сиянье закатных лучей.

На вести весенние
Чуткие
Ушки
Под талым снежком навострила листва,
На первой проталинке снежной горушки
Серебряным цветом взошла сон-трава.

Г. Ладонщиков. В апрельском лесу

Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнёзда вьют;
На полянах медуница
Выйти к солнышку стремится,
Между травами сморчки
Поднимают колпачки;
Набухают веток почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравью
Поправлять дворцы свои.

А. Плещеев. Сельская песня

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…

Г. Державин. Соловей

На холме, сквозь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи
Вдали я слышу соловья.
По ветрам легким, благовонным
То свист его, то звон летит,
То, шумом заглушаем водным,
Вздыханьем сладостным томит…

А. Фет. Весенний дождь

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.

Послушайте художественное чтение этого стихотворения:

С. Дрожжин. Всё зазеленело

Всё зазеленело…
Солнышко блестит,
Жаворонка песня
Льется и звенит.

Бродят дождевые
В небе облака,
И о берег тихо
Плещется река.

Весело с лошадкой
Пахарь молодой
Выезжает в поле,
Ходит бороздой.

И над ним всё выше
Солнышко встает,
Жаворонок песню
Веселей поет.

В. Жуковский. Жаворонок

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!

Словесное рисование с детьми по этому стихотворению:

В 19 веке — начале 20 века, когда дети слышали пение жаворонков, педагоги предлагали им на занятиях по родной речи рассказать, что видит жаворонок с высоты, придумать, о чем он поет, вообразить себе настроение, в котором поэт написал стихотворение. Очень активно использовался прием «словесного рисования».

Это очень тонкая работа со словом, и я хочу процитировать, как говорили и писали тогда дети!

Педагоги начала 20 века очень тонко чувствовали природу ребенка. Они подчеркивали, что нельзя сводить обсуждение стихотворения с детьми к его пересказу и тем более к грамматическим упражнениям над предложениями из стиха. Акцент должен быть сделан на эмоциональный художественный образ, его проживание ребенком.

Давайте перенесемся в начало 20 века и услышим, что же говорят педагоги нам – педагогам и родителям начала 21 века:

Из книги Е.И. Тихеевой «Родная речь и пути к ее развитию» начала 20 века (цитирую по изданию 1923 года) – из архивов:

«Особенные услуги оказывают стихотворения при так называемом устном рисовании… Цель… следующая: вызвать в детях тем или другим путем определенный, по возможности яркий зрительный образ и заставить их изобразить этот образ, нарисовать его словами…

Предположим, детям прочитано стихотворение Жуковского – «Жаворонок»: «На солнце темный лес зардел»… Им предлагают сосредоточитья и представить себе ту картину природы, которая могла вдохновить Жуковского написать это стихотворение. При этом обыкновенно ярко выступают особенности воображения того или другого ребенка, преобладание в нем репродуктивного или творческого воображения. Один зарисовывает словом или на бумаге лишь те детали картины, которые отмечены автором, ничего не добавляя своего. Другой вышивает по этой канве собственным творческим воображением, приводя много новых им созданных подробностей. Всякая вольность воображения, не противоречащая действительности, л огике и здравому смыслу, вполне допустима.

Выполненные детьми работы (мое примечание – дети начальной школы):

1) (Преобладание репродуктивного воображения):

«Большое поле. Вдали темнеет лес. Он освещен лучами восходящего солнца, а потому кажется красным. С одной стороны поля, внизу, видна полоса тумана. Небо ясное, голубое, и в нем видна подвижная черная точка: это летящий жаворонок; его крылышки сверкают на солнце».

2) (Воображение творческое):
«Я вышел на заре в поле. Утро было роскошное. Солнце вставало и заливало своими багровыми лучами лес, видневшийся вдали, за полем, дельнее село и дорогу, извивашуюся между зелеными полями и терявшуюся вдали. Направо, в лощине, туман застилал даль и клубами поднимался к небу, которое было нежно – голубое с розовым оттенком. По небу плыли перистые облака, окрашенные в темно-розовый цвет. Я стал смотреть на небо и заметил на его фоне какую-то точку, которая меняла место и сверкала, как коса на солнце. Я догадался, что это жаворонок. Это подтвердила дивная песнь, лившаяся с высоты».

И то, и другое являются вполне самостоятельными сочинениями, созданными лишь по поводу, под впечатлением известного стихотворения. Первое предтставляет фотографически точное словесное воспроизведение зрительного образа, вызванного Жуковским. Второе расширяет, дополняет этот образ, вносит личное, активное начало его автора. Детям, хоть сколько-нибудь владющим карандашом или красками, можно предложить иллюстрировать свою работу соответствующей картинкой».

Обратите внимание на сочинения детей начала 20 века. Многие ли современные дети, которых усиленно «развивают» с пеленок – могут такое сочинение написать в свои 6-8 лет? Многие ли умеют так фантазировать? И это не природная данность, а следствие того, что в каждый возрастной период есть главное в развитии. И в дошкольном возрасте – это развитие отнюдь не чтения, или умения считать, а развитие образного мышления, игры, творческого воображения, умения взаимодействовать с людьми.

И еще один момент – взрослый читает стихотворение не потому, что «это надо чтобы развивать ребенка», а потому что ему самому оно интересно, взрослый сам тоже пытается увидеть, вообразить и прочувствовать эту картину и настроение поэта. Этот момент тоже очень важен и часто сейчас нарушается, когда мы пытаемся «впихнуть в ребенка» лингвистические термины вместо того, чтобы раскрыть перед ним Мир Человека и Культуру Человека.

А. Блок. Ворона

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

А. Плещеев. Уж тает снег, бегут ручьи…

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

А. Фет. Уж верба вся душистая

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

А. Майков. Уходи, зима седая!

Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,
С ней — царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья!..
Уходи себе скорей!

У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь — и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..

Да найдут и по оврагам!
Вон — уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!

Ф. Тютчев. Зима недаром злится

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Видео по стихотворению:

Ф. Тютчев. Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Ф. Тютчев. Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Послушайте вместе с детьми замечательную музыку С. Рахманинова, созвучную этому стихотворению.

Е. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще леса обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она — ручей
И с птичкой птичка! С ним журчит,
Летает в небе с ней!

Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!

А. Толстой. Журавли

По небесным пространствам спеша голубым,
Где нас видеть едва может око,
Ко знакомым местам мы летим и кричим,
Длинной цепью виясь издалека.
Видим сверху мы праздник веселый земли,
Здесь кончается наша дорога,
И мы кружимся вкруг, журавли, журавли,
Хвалим криками Господа Бога!

А. Майков. Весна

Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,
С ней — царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья!..
Уходи себе скорей!

У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь — и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..

Да найдут и по оврагам!
Вон — уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!

А. Пушкин. Гонимы вешними лучами…

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Посмотрите замечательное видео по этому стихотворению

И. Бунин. Бушует полая вода…

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Н. Некрасов. Дед Мазай и зайцы.

Мультфильм для детей по наиболее известному стихотворению для детей Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»

Надеюсь, что стихи про весну для детей позволили Вам совсем другими глазами посмотреть на те удивительные события, которые сейчас происходят в природе.

А в заключении — замечательная телепрограмма для детей — дошкольников о стихотворении С. Есенина «Черемуха» (цикл программ «Шишкин лес» православного детского телеканала «Радость моя»).

Познавательные задания, эксперименты и логические задачки для детей, речевые упражнения и игры, физкультминутки, картинки, загадки, пальчиковая гимнастика.

Логические задачки для детей, познавательные сказки и рассказы с заданиями для детей.

Речевые игры в картинках для детей 3-4 лет

11 познавательных сказок в картинках и заданиях для детей.

Загадки, подвижные игры, словесные игры, заклички, приметы.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки