Какие бывают танки? Танки и их поколения

World of Tanks – несомненный флагман исторически достоверных игр. Поэтому большинство танков в игре разделены по подклассам, среди которых:

  • Тяжелые танки (ТТ);
  • Средние танки (СТ);
  • Легкие танки (ЛТ);
  • ПТ-САУ (ПТ);

Тяжелые танки в World Of Tanks

Тяжелый танк – стальная левая щека вашей команды, ибо именно они в идеале принимают первые атаки и завязывают бой, обуславливая боевую ситуацию. Сам ТТ являются авангардом любого сражения, под защитой которого находятся сильные дальнобойные союзники, такие как САУ и ПТ-САУ. Помимо всего прочего, ТТ зачастую обладают орудиями крупного калибра, что позволяет наносить им огромные повреждения по противникам.

Плюсы и минусы тяжелых танков в WOT

  • Мощная броня;
  • Многие высокоуровневые ТТ обладают дополнительными защитными экранами;
  • Высокий урон;
  • Большой запас прочности;
  • Высокая дальность стрельбы.
  • Низкая скорость передвижения, обусловленная весом техники;
  • Длительная перезарядка орудия.

Средние танки в World Of Tanks

Стоит отметить, что в военном деле не существует такого подраздела танков, как «средние». Существуют только легкие и тяжелые танки, разделение которых происходит по весу. Однако в WOT средние танки были вынужденным введением, чтобы более подробно разделить роли техники в бою. Стоит также отметить, что хотя такого понятия, как «средние танки» не существует в военном дело, но вся техника в этом разделе исторически достоверна и существовала в реальности, однако разделялась на тяжелые и легкие по весу. Именно этот факт и является причиной того, что средние танки в WOT не имеют выделенной общей роли и роль каждого отдельного танка варьируется от его технических характеристик.

Первая роль : для более тяжелых и бронированных танков.
Итак, средние танки в игре могут выполнять роль авангарда, прикрывая тяжелые танки и заменяя их, при уничтожение. Не стоит лететь вперед ТТ: просто прикрывайте и поддерживайте их – это принесет ГОРАЗДО больше пользы, чем если вы просто полетите вперед и сольетесь. А полететь вперед вы можете – брони то у вас меньше, а ходовая примерно такая же, что позволяет развивать высокую скорость.

Вторая роль : для более легких танков.
У вас задача примерно, как и у легких танков в WOT – просто двигайтесь незаметно вперед и старайтесь светить для своей арты. Также можете занять место в каком-нибудь незаметном кустике и светить оттуда, оставаясь незаметным. Также вы можете поддерживать свой авангард огнем, если вы обладаете мощным орудием, но если орудие у вас слабое, то тоже можете поддержать ТТ в бою, но не кидаясь под огонь, ибо ваша основная задача при плохом стечение обстоятельств – заменить святляков (легкие танки).

Плюсы и минусы средних танков в WOT описывать не будем, ибо они совпадают либо с ЛТ, либо с ТТ.

Легкие танки в World Of Tanks

Из предыдущих слов можно уже понять роль легких танков – засвет противников для вашей артиллерии и, по возможности, уничтожение вражеской арты. Можно сравнить роль ЛТ в WOT с ролью пешек, которые доходят до края игрального стола. Пешки становятся королевами, а ЛТ-ешки самыми полезными танками в бою. Однако, стоит отметить, что редко бывает достижение данной цели, ибо враг не дремлет.

Легкие танки не просто так очень быстрые – у них невероятно мало брони! Поэтому один шальной снаряд и от вашей колымаги останется лишь дымящийся корпус. Поэтому правильно используйте свой ресурс в бою. Для игры на ЛТ нужно следовать известному принципу: «Пархай, как бабочка – жаль, как пчела», - и только тогда вы сможете достичь невероятность успеха в игре!

Плюсы и минусы легких танков в World Of Tanks

  • Высокая скорость;
  • Иногда сильное орудие;
  • Зачастую низкий корпус, которые позволяет вам уничтожать ТТ, к которым вы подойдете в упор (они не могут на вас довернуть ствол).
  • Слабая броня;
  • Малый запас прочности;
  • Иногда слабое орудие.

ПТ САУ в World of Tanks


Еще один интересный тип танка в World Of Tanks – ПТ САУ. Чем же так интересен этот класс? Все просто: ОЧЕНЬ. СИЛЬНОЕ. ОРУДИЕ – в этом вся суть ПТ САУ!

Также можно, что ПТ-шки имеют различные бонусы в зависимости от нации.
Например:

Зачастую игра за ПТ САУ сводиться к тому, что вы сидите в кустах и ждете засвета, поддерживая огнем ваш авангард боя.

Плюсы и минусы ПТ САУ в WOT

  • Высокий урон;
  • Быстрая перезарядка;
  • Высокая дальнобойность;
  • Приемлемая скорость;
  • Повышенная скрытность.
  • Низкая прочность корпуса;
  • Относительно низкая бронированность;
  • Слабая рация, относительно САУ.

Артиллерия (САУ) в World Of Tanks

Вот она причина попаболи большинства неопытных игроков! Всего один удачный снаряд артиллерии 6 уровня и даже самого мощного ТТ 10 уровня, как и не стояло. После такого конечно сложно не вспыхнуть не только в игре, но и в реальности.

Раньше арта была более уязвимой, ибо после её выстрела оставался дикий шлейф от трассера, по которому накрывали вас противники. Однако сейчас трассеров нет и играть на арте стало проще. По сути вся игра сводиться к тому, что вначале боя вы занимаете позицию с краю карты и дальше просто накрываете врагов по засвету. Стоит отметить, что новичкам не так и просто освоить такой тип танка в World Of Tanks, как САУ, ибо хотя, и игра за него более казуальная, чем на остальных танках, но правильно попадать нужно уметь.

Зачастую все виды танков в World of Tanks стреляют прямой наводкой, а САУ стреляет как бы навесом, что также не просто освоить, но моменты, когда вы уничтожаете с одного выстрела самые бронированный танки бесценны.

Также стоит отметить, что арта более зависима от команды, чем команда от арты. Поэтому так или иначе вам необходимо иметь поддержку опытной команды, которая не пропустит к вас сразу шальные ЛТ-шки.

Плюсы и минусы САУ в World Of Tanks

  • Огромная дальность стрельбы;
  • Невероятно высокий урон;
  • Мощная рация, работающая на всю карту;
  • Низкая скорость;
  • Низкая бронированность;
  • Малый запас прочности;
  • Зачастую низкая скорость.

Выражаем надежду, что наше описание типов и видов танков в World Of Tanks поможет вам в дальнейшей игре!

Здравствуйте, дорогие друзья. В мире онлайн-игр всевозможные симуляторы уже давно занимают весомое место, но, пожалуй, никакой симулятор ведения автомобиля, поезда, самолета или корабля не сравнится с симулятором танка. Потому что одно дело – просто бороздить дороги, моря или облака, и совсем другое – при этом еще и солидные плюхи отвешивать. Сегодняшние наши размышления призваны установить самый лучший танк в World of Tanks, поскольку именно это детище белорусских разработчиков получило больше всего внимания и любви от любителей онлайн-игрушек: в одном только рунете подписчиков более миллиона.

Из этой статьи вы узнаете:

Куда бежать, на что смотреть?

«Мир Танков» на то и целый мир, что число моделей в игре немного недотягивает до пятисот. Иными словами, вопрос выбора может поставить в тупик опытного игрока, а новичок и вовсе может на несколько дней потерять сознание. Хорошо что существует такое изобретение человечества, как классификация, и техника в WoT сгруппирована, во-первых, по нациям (советские, немецкие, британские, американские, французские, китайские и японские), во-вторых, по типу вооружения и брони (лёгкие, средние, тяжёлые, ПТ-САУ и САУ). Можно еще разделить все имеющиеся в игре танки по способу их получения игроком на обычные (которые покупаются за игровую валюту), премиумные (тут, понятное дело, без вложения реальных денег не обойтись) и подарочные или акционные (бесплатные танки, даются за выполнение определенных заданий или участие в акциях).

Вопрос о «самолучшести» танка, пожалуй, некорректен – танки все-таки разных типов, и спорить о том, на чем лучше играть – на тяже или на ПТ, это то же самое что сравнивать стол со шкафом. Разные модели предназначены для разных задач, поэтому мы рассмотрим несколько машин, которые могут быть признаны лучшими в своей группе.

К чему стремиться?

Легко сказать, что развитие должно быть основано на предпочтениях игрока. Что, в общем, вполне логично – одни любят выступать в роли «светляка», другие – сидеть в засаде. Вот только светить и прятаться тоже можно по-разному, так что вопрос о том, какой купить танк, чтобы в дальнейшем не разочароваться, это вопрос очень личный. Конечно, можно почитать гайды (что вообще обязательно, если вы не хотите постоянно проигрывать), но чтобы выбрать нужную ветку развития, необходимо вначале определиться, что вы хотите получить в конце. Поэтому начнем мы с конца и сделаем небольшой обзор самых популярных и эффективных танков 10 уровня.

Тяжёлые танки

Главная задача тяжёлых танков – «выдавливать» фронт. А для этого они должны быть очень толстыми по броне и довольно серьезными по урону. Короче, тяжёлые танки именно «танкуют», то есть прутся напролом. Конечно, под удар лучше не подставляться, ведь даже на самую крепкую броньку найдётся такой снаряд, который пробьёт её очень хорошо. И все же именно тяжёлые танки лучше всего подходят для тех, кому по душе агрессивный стиль игры. Танковать можно по-разному – от башни, от борта, ромбом, обратным ромбом и т.д. Какую тактику выбрать, зависит от множества вещей. Например, немецкий «Тигр» больше хорош, скажем так, во второй линии, потому что броня у него для тяжей довольно средняя, зато лупит хорошо. С другой стороны, Тигром можно вполне себе успешно танковать и в первой линии, если в противниках главным образом его одноклассники.

Так какие качать все-таки? Мы остановились на двух моделях, и никак не можем выбрать, какая из них лучше, так что расскажем про обе.

ИС-7. Советский. Некогда был ну просто супертяжёлым танком, на данный момент разработчики его малость понерфили (примечание редакции, понизили показатели), но он все равно входит в топ лучших тяжей. очень здорово, бегает довольно быстро. Броня, правда, средненькая, но из-за углов наклона брони часто рикошетит, и даже если в вас целятся сбоку, могут попасть в фальшборт. Если катаетесь на ИС-7, старайтесь не поворачиваться к противнику тылами – от такого попадания танк горит ясным пламенем.

Е-100. Серьезный такой немецкий тяж, с очень крутой броней и соответственно слабоватым дамагом. Дается на выбор две пушки, которые различаются показателями скорострельности, бронебойности и урона. Большой и медленный, так что представляет собой хорошую цель для артиллерии, но благодаря размерам может, например, тот же ИС-7 в лоб пробить. Страшный танк, в общем. Его боятся. К тому же у него аж 2700 , а если поставить танк ромбом, то часто случаются рикошеты и непробития даже в НЛД (примечание редакции, нижняя лобовая деталь).

Средние танки

Удерживать урон они не предназначены. Их работа – заходить с тыла или с фланга, наносить постоянный (хоть и небольшой) урон и при возможности работать светильниками. У средних танков нет такой серьезной брони, как у тяжей, зато они намного подвижнее, и в силу постоянной возможности стрелять зачастую за бой в целом наносят больше урона, чем тяжеловесы.

Живое олицетворение всего сказанного о «середнячках» выше – танк Т-62А. Главное достоинство Т-62А – точность и скорострельность орудия, особенно если экипаж прокачан. В умелых руках этот танк позволяет держать машину противника на гусле весь бой, да что там одного противника – можно застопорить трех нубов за углом (особенно если они не сообразят, что можно атаковать одновременно, выползают по очереди, а вы им плюхи раздаете, ибо скорость перезарядки позволяет).

Плюс в его ветке развития находятся модели, которые легко освоить даже новичку (например, легендарный Т-34, Т-34-85 и А-44).

Лёгкие танки

Скажем сразу, если вы начинающий игрок, ваш первый танк (в рамках стремления и развития) ни в коем случае не должен быть лёгким. Сложно очень. Во-первых, броня у них натурально бумажная (за исключением песочных французских, которые сильно рикошетят, но зато ползают как черепахи). Во-вторых, единичный урон. Казалось бы, зачем они вообще нужны?

Нужны, еще как нужны! Плюшек у лёгких танков тоже достаточно. Во-первых, они самые маневренные в игре, отсюда вывод – «сначала догони, потом отлупи». Так что если крутить башкой на 360 градусов и вовремя сматываться, успех обеспечен. Во-вторых, у лёгких танков самая лучшая маскировка, их труднее всего заметить, зато они, собственно, и предназначены для того, чтобы светить машины противника. Есть и еще одна особенность – балансер боев заведомо определяет лёгкие танки в бои более высокого уровня. Для одних это не очень хорошо (ибо проигрыш), для других наоборот (опыт). Впрочем, все вполне логично – постоянно играть на лёгком танке под силу только игрокам с прямыми руками. А неумелых тормозов в WoT тоже хватает, поверьте.

Если говорить о лучшей легковесной модели, то на наш взгляд – это китайский WZ-132. Чем он хорош – даже в стоке он уже приносит полноценную помощь команде, а элитный WZ-132, да еще в умелых руках, создан не для того, чтобы подставляться под ваншот, а для того, чтобы тихо посветить, ну и при желании пострелять из укрытия.

Противотанковая самоходно-артиллерийская установка

Она же ПТ-САУ или просто «пэтэшка». Маскировка у ПТ очень хорошая, ее назначение – на большом расстоянии наносить серьезный урон, помогая удерживать фланги и линии прорыва противника. Спереди они хорошо бронированы, а с бортов и сзади картонные, к сожалению. Разовый урон у них намного больше урона тяжёлых танков, зато сведение прицела занимает в большинстве случаев ну просто непозволительно долгое время.

Новичкам можно начать с американских ПТ – в отличие от большинства других моделей у американцев есть башни, что позволяет быстрее адаптироваться. Если же говорить о самой крутой ПТ-шке в игре, то на наш взгляд – это французская AMX 50 Foch (155). Пробитие на пятерку, у орудия есть барабан на три снаряда. Довольно маневренная, а лобовая броня часто рикошетит. Может разнести любой танк буквально за секунды.

Самоходно-артиллерийская установка

Она же САУ или просто арта. Брони лишена начисто, но бьет мощно и издалека. Режим боя у арты особый – вы будете видеть карту боя сверху. Если вы начинающий игрок, лучше обратите внимание на британскую и французскую ветки. Конечно, одной из самых лучших САУ считается советская Объект 261, но докачаться до нее не так просто. Поэтому в этом обзоре в лучшие арты мы произведем Bat. -Chatillon 155 58. Французская машинка, урон поменьше, чем у одноклассников, зато барабан на 4 снаряда.

Кроме того, мелкая и маневренная, соответственно незаметная, а чуть что – ноги в руки и бежать, и фиг догонишь. В идеале менять позицию можно во время перезарядки – и для боя польза, и время правильно потрачено.

А теперь про уровни

Уровней развития в игре, как известно, десять. Причем практика показывает, что самые распоследние уровни не такой популярностью пользуются, как предпоследние (по статистике именно восьмой уровень самый играбельный и популярный среди игроков). Сейчас объясним, почему.

Первые четыре (или даже пять) уровней среди игроков имеют несколько насмешливое название «песочница». Ну в самом деле – если у вас танк 2 уровня, ничего особенного для игры не требуется. Это своего рода проба пера, люди просто изучают обстановку и решают, какой стиль игры им подходит больше всего.

Уровни с 5 по 7 – своеобразный «прибыльный» период. Фарм, фарм и еще раз фарм. Потому что чем дальше, тем дороже становятся бои.

8, 9 и 10 уровень – все, потолок. Жутко повышает самооценку и позволяет командовать неумелыми соратниками в голосовом чате. К тому же денег за участие в боях на этих уровнях нужно много, очень уж дорогие снаряды и ремонт.

И вот, сделав обзор по верхам, мы вернулись к началу – как быть новичку и какую ветку развития выбрать?

В песочнице разница между классами танков не так уж и заметна (разве что понятны особенности артиллерии). Выбор стиля игры тоже затруднителен, ведь до 4 уровня можно не особо напрягаясь прокачаться за пару-тройку часов. Следовательно, начинающему игроку в первую очередь нужно выбрать такую ветку, благодаря которой он сможет понять как можно больше игровых аспектов. Плюс ко всему новичку не следует замахиваться на слишком сложные вещи, а это значит, что:

  • У танка должна быть высокая точность орудия и хороший DPM;
  • Броня тоже должна быть достаточной для того, чтобы выдержать ошибки новичка;
  • Немаловажное значение имеет маневренность;
  • Ветка развития должна содержать машины, лёгкие для освоения и соответствующие названным выше требованиям.

На наш взгляд, первое, чем должен озаботиться новичок, это отдать дань патриотизму. Тем более что это полезно для игрового здоровья.

Имеется в виду ветка советских тяжеловесов, ведущая к ИС-7. Чем она хороша – уже с 5 уровня вам придется ездить на почти идеальных тяжёлых танках (ну, с некоторыми незначительными отступлениями). К тому же помимо ИС-7, в этой ветке есть еще два танка, которые в боях разных режимов становятся лидерами – это ИС-3 и КВ-1.

Но если у вас в ангаре всего один танк, это скучно. К тому же нередки случаи, когда вас лупят задолго до конца боя. Так что можно доукомплектовать ангар и попутно освоить другие виды техники.

Для начала будет достаточно трех веток. Одна у вас уже есть, предлагаем еще две:

  • ветка средних танков made in Soviet, которая ведет к Т-62А;
  • ветка ПТ-САУ made in France, ведущих к AMX 50 Foch (155).

А в завершение скажем

Прямые руки рулят. С прямыми руками любой танк – лучший.

Впрочем, это не мы сказали, а Капитан Очевидность. :)

С другой стороны, пряморукость приходит в процессе игры на отдельно взятом танке. Так что пробуйте. В конце концов вы найдете свой стиль и укатаете всех, а еще лучше, если найдёте свою команду, собранную из ваших друзей. Вместе с ними читайте наш блог и покажите противникам кто вы и на что вы способны! На сегодня всё, до новых встреч и хорошей игры.

История рассказывает о том, что названия танков появлялись в зависимости от событий, которые происходили. Некоторые получали наименование благодаря своим характеристикам, другие - фамилии командиров. Как известно, Вторая мировая война стала катализатором развития танкостроения. Поэтому эти машины стали широко производить в Германии и Советском Союзе.

Исторический фундамент

Прежде чем мы разберёмся с тем, какие названия танков существовали, обратимся к истории. Впервые гусеничные машины появились во времена Первой мировой войны. Сейчас они мало узнаваемые и имеют лишь косвенные черты с современными конструкциями. Само понятие «танк» имеет английские корни. Оно означает «цистерна». Появилось во время британской контрразведки. Когда Англия решила отправить первые машины на фронт, ей нужно было скрыть этот факт. Тогда разведка пустила слух о том, что железная дорога занята цистернами, отправленными русским правительством. Поэтому британцы скрыли свои бронемашины с предупреждающей надписью и отправили их по рельсам.

Впервые прототип танка появился ещё в Средние века, причём вариаций на эту тему было множество. Различные конструкции (на колёсах, со щитами и арбалетами) использовались в полевых условиях во время битвы. Первые бронемашины появились уже в начале XX века и стали чем-то само собой разумеющимся. Поэтому немцы, французы и британцы готовы были создавать на их базе боевой транспорт. Уже в 1915 году одновременно было принято решение конструировать танки сразу в нескольких странах.

Первые попытки

Вместе с французами и британцами Россия также стала заниматься проектированием гусеничной машины. Сын всемирно известного Дмитрия Менделеева был начинателем этого дела. Василий Дмитриевич разработал проект сухопутной боевой машины. Следующей попыткой стали интересные конструкции. Названия русских танков этого времени отличались особой оригинальностью: «Русский вездеход» и «Царь-танк». Эти машины появились лишь в одном экземпляре, так как были несколько неудачными попытками. Правительство старалось отследить проекты других стран, чтобы создать свой, более совершенный, транспорт боевого назначения.

Помимо неудачных решений, с 1917 года стали выпускать и более качественные машины с Рыбинского завода. В большинстве случаев названия советских танков стали появляться благодаря основателям машин. Так, был выпущен бронированный трактор Гулькевича. Чтобы не тормозить процесс усовершенствования армии, Россия приняла решение попросить помощи у Франции, у которой приобрела несколько боевых машин.

Легендарный лёгкий танк

Со временем названия танков стали меняться на более короткие. Так, первый боевой транспорт, который стали распространять широко, имел названия МС-1. Эта аббревиатура обозначала «малый танк сопровождения». Впервые она была услышана в конце 20-х годов XX века. Всего этот ЛТ насчитывал 960 экземпляров. Появился в бою в 1929 году. Тогда танку удалось распугать всю китайскую пехоту. Есть вероятность, что МС-1 прослужил армии во времена Великой Отечественной войны.

Быстрый, как молния

Ещё один, не менее легендарный, танк - БТ-7. Это также аббревиатура. Она обозначает «быстроходный танк». На поле боя дебютировал против Японии в 1938 году. Известность и успех обрёл год спустя на территории Монголии. Тогда в степи БТ-7 смог проявить себя в полной мере, а его скорость сыграла на руку солдатам. До 1942 года эта машина не уступала своим противникам и применялась в войне. С этого момента бронетанк стали использовать значительно меньше, так как появлялись более сильные модели.

Массовое производство

Названия танков Второй мировой войны не отличались особой фантазией, особенно если говорить о советских машинах. Так, в 1940 году стали эксплуатировать Т-34, наверное, самый популярный вариант. Его боевая эффективность использовалась до 1942 года, пока противники не начали выпускать на поле боя более сильные танки. Поэтому в следующем году Т-34 модернизировали, улучшили бронирование и добавили место для ещё одного члена экипажа. Также поменяли орудие. В истории этот танк стал одним из самых известных. И хотя он не был достаточно мощным, всё же был очень прост в конструкции и эксплуатации.

Страх для немцев

А вот названия танков серии КВ была связана со знаменитым которые прославился своей политической деятельностью. В 1941 году КВ-1 стал настоящим монстром для немецких войск. Он два дня сдерживал дивизию, а найденные документы указывали на то, что машина получила 14 прямых попаданий с 50-миллиметрового орудия. При этом на ней не обнаружилось никаких повреждений - лишь небольшие вмятины. И всё же спустя двое суток фашисты хитростью навредили бронированной машине и уничтожили КВ-1. Их количество во время Второй мировой не было большим из-за того, что государство не могло найти средств на горючее и ремонт.

Боевой «Иосиф Сталин»

Миру известна ещё одна победоносная мощная серия гусеничных машин. Названия российских танков ИС были посвящены Иосифу Сталину. ТТ создали специально для прорыва вражеских позиций. Поэтому каждый справлялся с поставленной задачей. ИС-2 был наиболее популярным среди всех ИСов. За пару дней он смог победить 17 вражеских машин и успешно прорывал оборону к Кенигсбергу и Берлину. Гусеничная машина прослужила российскому вооружению аж до 1995 года.

Современные экспонаты

Уже после Второй мировой войны конструкторы проанализировали опыт боевых операций и стали разрабатывать ещё более мощные и крепкие машины. Первым из таких попыток стал Т-54. Он служил уже во второй половине XX века. И через несколько лет его модернизировали до версии 55. Эта гусеничная машина была настолько популярна, что служила до начала XXI столетия.

Названия танков России никогда не отличались особыми вариантами. Каждый из них имел лишь порядковый номер. Т-72 стал более поздним проектом. Танк проектировали в 1973 году и активно стали использовать через 10 лет. Он служил в Ливане и на Ближнем Востоке, а в 2008-м провёл успешную операцию в Цхинвале. В начале 90-х его усовершенствовали - был выпущен Т-90.

Немецкий опыт

Названия всегда отличались яркими и запоминающимися именами. Так, во времена Второй мировой войны на вооружении Германии были «Пантера» и «Тигр» - наиболее популярные гусеничные машины. Они появились в 1943 году, чуть позже к ним присоединился модифицированный танк «Королевский тигр». Вообще, изначально немцы давали очень длинные имена своим бронированным машинам. Но на практике они их упрощали. Например, Pz.Kpfw. - это сокращённое слово Panzerkampfwagen, которое можно было перевести как «танк» или «бронированная боевая машина». Ausf - это Ausfuhrung, переводится с немецкого как «модификация». К таким длинным названиям обычно добавлялись ещё и буквенные обозначения прототипов. Помимо «Пантеры» и «Тигра» на немецком вооружении пребывали «Лев» и «Леопард-1».

Во время Второй мировой мир увидел и первые которые назывались «Голиафами». Они были выпущены тиражом более 2500 штук. Их использовали с целью прохода по и разрушению защитных строений. Отдельного упоминания заслуживает легендарный «Маус», который должен был сносить всё на своём пути. Его бронезащита была максимальной, а по планам Гитлера это был проект «танка прорыва». В 1944 году было создано два опытных образца, которые могли бы послужить в боевых действиях. Но Гитлер приостановил производство из-за нехватки средств. Машине так и не суждено было поучаствовать в настоящем сражении.

«Маус»вовсе не походил на мышь. Это был 180-тонный монстр, который не мог пройти по мостам, но легко перемещался по дну реки. Когда Красная армия начала наступления, немцы не могли быстро эвакуировать два опытных образца и уничтожили их. Из частей разрушенных гусеничных машин собрали один, которые направили в Кубинку. Тут он остался навсегда - в Военно-историческом музее.

Оригинальные имена

Названия танков во времена Второй мировой войны и после неё были интересными. Обычно они популяризовали военачальников и других известных личностей. Американский М4 «Шерман» стал самым популярным в США и у их союзников. Он прославлял знаменитого генерала Уильяма Шермана. А вот в Англии знаменитым считался танк «Комета», который эффективно сражался с немецкими машинами и имел много родственных черт с «Шерманом» и «Файрфлаем».

Послевоенный период познакомил нас с усовершенствованными американцами: М26 «Першингом», названным так по имени генерала Джона Першинга, и М46 «Паттоном», его называли ещё «Генералом Паттоном». Британцы представили средний танк с оригинальным названием «Центурион». Эта гусеничная машина в 1960 года заменена на «Чифтена» (с английского переводится как «вождь»).

Со временем конструкторы начали стараться сделать каждый танк специализированным. Поэтому одной из разведывательных машин стал «М41 «Уокер Бульдог», названный также в честь генерала. Его спроектировали уже после войны на смену знаменитому «Чаффику» или «Генералу Чаффи». Как показывает практика, в большинстве случаев танки во времена Второй мировой войны и после неё называли в честь великих генералов и тех, кто внёс огромный вклад в боевые действия. Особенно эта тенденция была популярна у британцев.

И развития бронетанковой техники, под понятием «поколение танков» принято понимать группу таких боевых машин, которые характеризуются примерно одинаковыми техническими параметрами и конструктивными решениями вне зависимости от времени принятия танков на вооружение.

Несмотря на разнообразие конструкций и типов танков, разработанных до второй мировой войны, среди них не просматривается поколение.

Первое поколение приходится на 1950-1960 годы.

Танки, которые разрабатывались или уже находились в эксплуатации в этот период, в целом были очень похожи (с технической точки зрения) на лучшие боевые гусеничные машины второй мировой войны, такие, как Т-34-85 или «Пантера».

Конструкторы всех танкостроящих стран взяли на вооружение достижения советских танкостроителей и металлургов в изготовлении литых башен, американских - в производстве систем управления огнем (новый оптический дальномер на танке М47), трансмиссий (гидрокинетическая передача) и элементов ходовой части (рези-нометаллические гусеницы). Экипажи танков повсеместно сократились с пяти до четырех человек.

К танкам первого поколения относятся американские танки М47, М48А1 и М48А2, английские «Центурионы» , советские Т-54 и Т-55, японский Тип 61 (этот танк поступил на вооружение в 1961 году, но проектировался в 50-е годы). Что касается «Центурионов» и Т-55, то речь идет об основных моделях, которые с течением времени подвергались глубоким модернизациям.

Второе поколение танков относится к 1960-1970 годам.

Для танков тех лет было характерно:

Широкое применение систем стабилизации основного вооружения;

Широкое применение активных систем ведения боя в условиях ограниченной видимости (приборы ночного видения);

Применение механических баллистических вычислителей;

Начало применения систем защиты от массового поражения;

Увеличение калибров применявшихся пушек (Т-62 имел 115-мм орудие; широкое распространение получила английская 105-мм нарезная пушка L7).

К танкам второго поколения относятся американские М60, М60А1, английские «Чифтен», «Виккерс» Мк 1 («Виджаянта»), советский Т-62, французский АМХ-30, немецкий «Леопард» (модификации А1, А2 и A3), швейцарский Pz61, шведский Strv-103.

Следующее десятилетие (1970- 1980 гг.) рассматривается специалистами как переходное. Лучшие танки тех лет являлись, как правило, модернизированными образцами ранее построенных машин. На них устанавливались более сложные системы управления огнем (аналоговые вычислители, лазерные дальномеры и т, д.), отрабатывались системы стабилизации приборов наблюдения. Появились пассивные системы наблюдения для ведения боевых действий в условиях ограниченной видимости. Далеко продвинулись работы над новыми видами бронирования. В этот период появились также новые конструкции, уровень которых, в общем, не отличался от господствовавших тогда стандартов, хотя решение некоторых узлов и агрегатов было весьма оригинальным и новаторским. Примером тому является японский танк Тип 74 с регулируемой гидропневматической подвеской и американский М60А2 со 152-мм орудием-пусковой установкой ПТУР.

Основными представителями этого первого переходного поколения являются американские танки М60А2 и М60АЗ, английский «Виккерс» Мк 3, немецкий «Леопард-1А4», советские Т-64 и Т-72, итальянский OF-40, швейцарский Pz68, японский Тип 74 и израильский «Меркава»Мк1.

Танки, появившиеся до начала 90-х годов относятся к третьему поколению танков, которые в настоящее время составляют ядро сухопутных войск армий высокоразвитых государств.

Их отличительными чертами является:

Наличие интегрированной системы управления огнем, в состав которой входят цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер, комплект датчиков внешних и внутренних условий, тепловизионная система наблюдения и наведения на цель, позволяющая вести эффективный огонь в любое время дня и ночи;

Применение орудий еще большего калибра (советские танки еще раньше начали оснащаться 125-мм гладкоствольными орудиями, другие страны перешли в основном на 120-мм гладкоствольные пушки);

Использование в системах управления гидростатической передачи, обеспечивающей поворот с любым радиусом;

Возможность использования альтернативных силовых установок (газотурбинные двигатели на М1 «Абрамсе» и Т-80);

Сокращение численности экипажа до трех человек (Т-80 и Тип 90);

Широкое применение гидропневматической подвески («Челленджер»,Тип90, Тип 88);

Отказ от дальнейших попыток использования пусковых установок ПТУР в качестве основного вооружения.

К танкам третьего поколения относятся американский М1 «Абрамс» и его модификация А1, английский «Челленджер-1», советский Т-80 в нескольких модификациях, немецкий «Леопард-2», израильский «Меркава» Мк 3 и итальянский С1 «Ариете». Два последних танка разработаны значительно позже, но решающим фактором является не дата изготовления, а уровень конструкции.

Наличие значительного количества танков второго поколения и высокая стоимость танков третьего подтолкнули к идее осуществления глубокой модернизации первых до уровня самых современных машин. В результате осуществленных работ появились танки так называемого второго переходного поколения: американский «Супер» М60, английские «Чифтен 800» и «Чифтен 900», французские АМХ-32 и АМХ-40. Правда, ни один из них не вышел из стадии прототипа, предлагаемого для производства на экспорт.

В процессе серийного производства танки третьего поколения постоянно подвергаются модернизации с целью повышения их боевых свойств. Резкое увеличение количества и качества новейших электронных систем, применяемых на танках последних модификаций для управления огнем, силовой установкой, трансмиссией, а также для сбора, обработки и передачи информации о тактической обстановке, вражеских целях, подлежащих обстрелу, условиях стрельбы и движения, о состоянии систем танка породило даже новый термин - «ветро-ника» (vetronics - от английского словосочетания vehicle electronics - танковая электроника). Танки оснащаются многослойной броней с включением обедненного урана, модульной броней со сменными элементами, появилось новое поколение реактивной брони, В ряде стран разрабатываются, а в России уже применяются системы активной защиты «Дрозд» и «Арена». Исходя из тех соображений, что танки М1А2 «Абраме», «Челленджер-2», «Леопард-2А5», «Леклерк» и последние модели Т-80 по ряду конструктивных особенностей и своему оснащению существенно отличаются от базовых машин, некоторые специалисты предлагают выделить их в так называемое третье переходное поколение (примерно до 2005 года).

Представленное выше деление на поколения отражает точку зрения многих отечественных и зарубежных специалистов в области бронетанковой техники. Вместе с тем существует и другой подход к этой проблеме: за танки первого поколения принимаются все машины, разработанные до начала второй мировой войны, второго -танки военного периода, К третьему поколению причисляются машины, созданные в 1945-1970 годах, а самые современные модели - к четвертому. Такое деление является чересчур упрощенным и практически не пригодно для сравнительной оценки танков.

В целом временные рамки поколений следует трактовать достаточно свободно, ибо они никем официально не зафиксированы. Точно так же обстоит дело и с причислением некоторых танков к тому или иному поколению. В каждом конкретном случае можно найти ряд доводов, которые позволят начать плодотворную дискуссию и таким образом найти оптимальное решение.


В этой короткой статье мы рассмотрим, что такое «Танковое поколение».

Тут нужно сразу сказать, что «танковедение» большей частью – раздел такой науки, как «история». А в исторической науке почти никогда нельзя сказать, где закончилась одна эпоха и началась другая. Так и с танками. Нет какой-то определённой даты, чётко разделяющей на «до» и «после». Это вопрос большей частью, оценочный. Однако, есть несколько критериев, которые помогают нам сказать что-то более менее чётко. Мы разделяем всю бронетехнику на восемь поколений. Пять из них сейчас можно найти на сайте (остальные - позже).

Почему именно восемь и какие они? Давайте посмотрим:

Танки Первой Мировой 1916-1920.

В 1916 году был построен первый в мире боеспособный танк. Началась история танкостроения. Поскольку никто не знал тогда, что такое «танк» и каким он вообще должен быть, танком называли почти всё, что могло перемещаться по полю боя и стрелять. А потому, в это период существовало только два класса техники – танки и бронетрактора (подробнее в статье «классификация танков»).

Внимательный читатель скажет, «Но позвольте! Великая Война закончилась в 1918 году!» и будет прав. Но танки, проекты и задумки той войны продолжали реализовывать и в 19 и 20ом году.

Типичный представитель этого периода – английский Mark I.

Танки межвоенного периода 1921-1938.



Время между двумя войнами. Военные и конструкторы уже примерно поняли, что им нужно. Но очень примерно. Опыт Первой Мировой усвоен и переосмыслен. Техника быстро эволюционирует. Межвоенный период – время романтического дизельпанка. Чётких концепций нет, а потому инженеры допускают иногда такой полёт фантазии, который не снился и футурологам.

Основная характеристика танков этого периода: Наука позволила добиться от танков скорости. Теперь танки – не только машины прорыва. Они должны стать заменой (или помощью) кавалерии, врываясь в тыл врага и громя там всё. Во многих странах танки делят на кавалерийские и пехотные, хотя некоторые страны понимают ошибочность этого подхода к концу 30-х. В мире всё ещё нет развитой противотанковой артиллерии, а потому 30мм считается вполне нормальной бронёй. Появляется более-менее чёткая классификация бронетехники. Класс САУ отпочковываться от танков.

Типичные представители этого периода – и .

Танки начала Второй Мировой 1939-1943.


Линией, разделившей на «до» и «после» стало не начало Второй Мировой Войны, а гражданская война в Испании. Именно там все поняли, что танкам нужна броня. Так же к этому периоду окончательно стало ясно, что башня нужна одна.

Основная характеристика танков этого периода: Резкое утолщение брони. Все танки 30-х внезапно устаревают, потому что все армии мира ощетиниваются тысячами противотанковых орудий самых разных видов. Так же становиться понятно, что деление на «кавалерийские» и «пехотные» танки – не верное. Танк должен быть универсальным и впервые это поняли немцы. Но классический танк этого периода создали не они.


Танки конца Второй Мировой 1944-1945.


Развитие техники в эти годы шло ТАК стремительно, что танки реально устаревали за полгода. Танковая эволюция шла с невероятной скоростью. Танк могли разработать, принять на вооружение, построить несколько тысяч экземпляров, модернизировать, а потом снять с производства, как устаревший. И всё это в течении одного года! Танки 41 года в 42 приходилось радикально модернизировать, чтоб хотя бы не стыдно было выкатывать их на поле боя.

Основная характеристика танков этого периода: резкое увеличение толщины брони, мощности орудий и вообще улучшение всех характеристик. Часто танки Второй Мировой валят в одну кучу, называя просто «танками военного поколения», но бронетехника 44 года В РАЗЫ мощнее танков, скажем 42. Даже, по сути, вершина немецкого танкостроения прошлого поколения, танк Тигр не идёт ни в какое сравнение с ИС-3 или, упаси боже, ИС-4.

Типичный представитель этого периода – .

Первое послевоенное поколение 1946-1961.


Человечество глубоко выдохнуло. Самая страшная война закончилась. Танкостроение РЕЗКО затормозилось. То, что раньше делали за год, теперь делают за десять.

Основная характеристика танков этого периода: Лёгкие танки уходят на второй план. Туда же отправляются САУ. Нет, и тех и других всё ещё строят, но теперь это не общевойсковые машины, а специальные. Значительную часть их функций берут на себя тяжёлые и, большей частью, средние танки. САУ и лёгким танком же остаются специальные роли, типа плавающих или десантных машин. Танковое орудие наоборот выходит на первый план. Теперь всё крутиться вокруг него. Оно позволяет танку брать на себя кучу функций. Оно теперь должно быть длинным и очень мощным. Мощь орудий настолько возрастает, что страны НАТО, по сути, вообще отказываются от брони, исходя из концепции, что всё равно пробьют, лишь бы от крупных пуль и осколков защищала.

Типичный представитель этого периода – Leopard-1.

Второе послевоенное поколение 1962-1970-е.


Тяжёлые и средние танки эволюционировали в один новый класс – основной боевой танк. Все страны сошлись в мысли, что стране, по сути нужен один танк. Но хороший. Отличались только подходы. Например, в США тяжёлые танки стали основными боевыми (и сейчас плавно подходят к отметке в 70 тонн), а в СССР средние танки заняли место основных, сравнявшись по броне и мощности орудия с тяжёлыми, но сохранив «средний» вес.

Основная характеристика танков этого периода: гладкоствольное (а значит более мощное) орудие и замена других классов основным боевым танком. Замена лёгких танков сходными по характеристикам, но другими по классификации, машинами.

Типичный представитель этого периода – Т-72.

Третье поколение 1980-е – 2015.


Ракеты правят бал. Кто-то даже всерьёз стал говорить о смерти танков, как класса боевых машин. Впрочем, ошибочно.

Основная характеристика танков этого периода: Дальнейшее улучшение всех характеристик. Широкое применение электроники в танке. Управляемые снаряды и широкое применение активной защиты.

Типичные представители этого периода – Т-90 и М1 Абрамс.

Четвёртое поколение 2015 - …


Танк теперь полуроботизированная система. Экипаж спрятан в бронированную капсулу. Дело в том, что раньше экипаж «обитал» в танке вместе с орудием и боезапасом. А танки часто взрывались именно из-за повреждения и последующего подрыва собственного боезапаса. Но теперь есть Т-14 Армата, первый танк четвёртого поколения.

Основная характеристика танков этого периода: автоматизация и роботизация. Классическая компоновка после 100 лет использования устарела. Теперь экипаж исключён из боевого отделения и присутствует только в изолированном отделении управления.

Единственный представитель поколения – Т-14 Армата.

Следует помнить ещё один немаловажный факт: Можно считать поколения по танкам, например Т-34 танк поколения начало Второй Мировой, а танк китайский танк Тип-79 танк первого послевоенного поколения. А можно по годам. Часто случается, что страна выпускает танк, по сути, уже прошлого поколения в новую эпоху. Например, Китай в 60-х 70-х и тот же Тип-79. Это танк первого послевоенного поколения, выпущенный в эпоху третьего поколения. Мы исходим из классификации по датам. Потому что если танк 1 поколения делают тогда, когда у других танки 3го поколения это значит только одно – конкурировать он будет с танками именно 3го поколения. И сравнивать нужно именно с его «одногодками», пусть даже он от них сильно отстал. Ведь отставание – это не проблема других танков, а проблема этого.

Таким образом, любой танк, выпущенный во временных рамках поколения, будет считаться танком этого поколения, и оцениваться соответствующе. Выпускали устаревшие танки? Получайте плохие оценки!