1922 год договор в рапалло. Рапалльский договор (1922). Подписание и ратификация

был заключен между РСФСР и Германией 16 апреля 1922 и установил нормальные дипломатические и консульские отношения между обоими государствами. 5 ноября 1922 в Берлине было подписано соглашение о распространении Р. д. на союзные с РСФСР республики: Украинскую, Болорусскую, Грузинскую, Азербайджанскую, Армянскую и Дальне-Восточную. Обмен ратификационными грамотами был произведен в Берлине 31 января 1923. По Рапалльскому договору, РСФСР и Германия взаимно отказались от возмещения военных расходов и убытков, от возмещения расходов на военнопленных и пр. Все публичные и частноправовые отношения регулировались на основах взаимности (статья 1). По Р. д., Германия отказалась от претензий, вытекавших из факта применения законов и мероприятий РСФСР к германским гражданам и их частным правам, равно как и к правам Германии и германских государств (ст. 2). Для торговых и хозяйственных отношений между странами договором предусматривался принцип , с тем, однако, чтобы этот принцип но распространялся на преимущества и льготы, к-рые могли быть предоставлены РСФСР государствам, ранее входившим составной частью в бывшую Российскую империю (ст. 4). Советское правительство, исходя ив принципов своей внешней политики, отказалось от репараций, права на к-рые были предусмотрены для России статьями 116 и 177 Версальского мирного договора. Р. д. был заключен в г. Рапалло близ Генуи во время Генуэзской конференции, на к-рой державы-победительницы в первой мировой империалистич. войне 1914-18-пытались навязать Советским республикам кабальные по существу условия. Заключение Р. д. означало для Советской власти прорыв единого фронта капиталистич. окружения и установление нормальных, мирных отношений с одной из крупнейших стран Зап. Европы. С другой стороны, заключение Р. д. представляло громадный политический и хозяйственный интерес для Германии, ослабленной войной, послевоенным кризисом и изолированной победителями от остального мира. Таким образом, Р. д., содействуя укреплению экономич. и политич. отношений между обоими государствами и упрочению их положения в международном масштабе, был выгоден для обеих стран и долгое время являлся основным юридич. актом, определявшим советско-германские отношения.

Рапалльский договор 1922 - договор между РСФСР и Германией, урегулировавший взаимные претензии и установивший нормальные дипломатические и консульские отношения между обоими государствами; подписан в г. Рапалло (Италия) 16 апреля, во время Генуэзской конференции 1922 (см.). 5 ноября 1922 в Берлине было подписано соглашение о распространении Р. д. на другие советские республики.

Статья 1-я Р. д. предусматривала порядок урегулирования разногласий между обеими странами. РСФСР и Германия взаимно отказывались от возмещения их военных расходов и убытков, а также от возмещения невоенных убытков. Согласно ст. 2-й Германия отказывалась от всяких возмещений за предпринятые Советским правительством меры национализации при условии, что РСФСР не удовлетворит подобных же требований, предъявленных другими государствами. В статьях 3-4-й говорилось о немедленном возобновлении дипломатических и консульских отношений, о праве наибольшего благоприятствования и о сотрудничестве в экономич. области. Статья 5-я предусматривала порядок вступления договора в силу. Советское правительство отказалось от репараций с Германии, права на к-рые были предусмотрены для России 116-й статьёй Версальского мирного договора.

Р. д. являлся крупной победой советской дипломатии, к-рой удалось прорвать враждебный фронт капиталистич. государств и установить нормальные мирные отношения с одной из крупнейших стран Европы. С другой стороны, заключение Р. д, представляло политический и хозяйственный интерес для Германии, ослабленной войной, послевоенным кризисом и международной изоляцией. Державы Антанты с нескрываемой враждебностью встретили договор и безуспешно пытались заставить Германию отказаться от него.

Том 36 - М.: Большая сов. энциклопедия, 1955, стр. 26

Рапалльский договор 1922 между РСФСР и Германией - подписан 16 апреля народным комиссаром по иностранным делам РСФСР Г. В. Чичериным
Георгий Васильевич
ЧИЧЕРИН
(1872 - 1936)
советский государственный деятель, дипломат, нарком иностранных дел РСФСР и СССР (1918-30 гг.).
(См.: Биографию)
и министром иностранных дел Германии В. Ратенау.

Переговоры о нормализации политических и экономических отношений между Советской Россией и Германией начались в 1920 и велись с перерывами более двух лет. 6 мая 1921 было подписано советско-германское временное соглашение , к-рое регулировало торгово-экономические отношения и содержало признание Советского правительства де-факто.

Затем переговоры продолжались с середины января 1922 до середины февраля, но и на этот раз политический договор не был подписан, т. к. немецкие представители не желали отказываться от претензий на возмещение за национализированную в РСФСР германскую государственную и частную собственность.

В начале апреля 1922 советская делегация во главе с наркомом Г. В. Чичериным, направлявшаяся на Генуэзскую конференцию, остановилась в Берлине, и советско-германские переговоры были продолжены с 1 по 4 апреля. С немецкой стороны в них участвовали: рейхсканцлер И. Вирт, В. Ратенау и А. Мальцан. Как и прежде, представители Германии отказались подписать договор, к-рый предусматривал бы возобновление дипломатических отношений, полный и безоговорочный отказ от взаимного предъявления претензий.

Эта позиция германского правительства объяснялась его уверенностью в неизбежности капитуляции Советской России на Генуэзской конференции перед Антантой, в результате чего Россия превратилась бы в объект эксплуатации международным консорциумом, в к-ром Германия надеялась играть важную роль.

Тем не менее в Берлине договорились о том, что на конференции «наши делегации будут во взаимном контакте, будут друг друга информировать и поддерживать».

В ходе Генуэзской конференции немецкая делегация вскоре убедилась в росте международного веса РСФСР и в ошибочности своих расчетов на капитуляцию Советской России перед требованиями западных держав. К тому же Вирт и Ратенау опасались возможного соглашения между РСФСР и державами Антанты на базе ст. 116 Версальского договора, к-рая, как известно, давала России право на получение репараций с Германии. Это поставило бы Германию в полную внешнеполитическую изоляцию. Учитывая все это, германская делегация возобновила в Рапалло (недалеко от Генуи) переговоры с делегацией РСФСР, к-рые и завершились 16 апреля 1922 подписанием договора.

В Р. д. 6 статей. Согласно ст. 3 немедленно восстанавливались в полном объеме дипл. отношения между РСФСР и Германией. Все спорные вопросы между обеими странами (ст. 1) должны были регулироваться на следующих основаниях:

а) взаимный отказ от возмещения военных расходов, военных и невоенных убытков;

б) урегулирование публичных и частноправовых претензий, включая вопрос о судьбе коммерческих судов, на основе взаимности;

в) взаимный отказ от возмещения расходов на военнопленных и интернированных. По ст. 2 Германия признавала национализацию германской государственной и частной собственности в РСФСР, проведенную на основе декретов СНК.

В состоявшемся при подписании договора обмене нотами указывалось, что, если Советское правительство признает претензии третьего государства, аналогичные тем, что указаны в ст. 2 Р. д., в таком случае вопрос об удовлетворении претензий Германии будет предметом специальных переговоров между РСФСР и Германией. В свою очередь Германия обязывалась развивать экономическое сотрудничество с РСФСР самостоятельно, на двусторонней основе, вне рамок международного консорциума, что должно было привести и привело к распаду единого капиталистического фронта против Советской России.

Согласно ст. 4 в основу торгово-экономических отношений между обеими странами был положен принцип наибольшего благоприятствования . При этом в статье была оговорка Советского правительства, что принцип наибольшего благоприятствования не распространяется на льготы и преимущества, к-рые РСФСР предоставляет др. советской республике или государству, являвшемуся ранее составной частью Российской империи.

Согласно ст. 5 оба правительства обязывались содействовать развитию торгово-экономических связей. В ней также содержалось обязательство германского правительства оказывать немецким фирмам помощь в деле развития деловых связей с советскими организациями. Ст. 6 устанавливала порядок вступления договора в силу.

Договор был заключен без указания срока действия. По соглашению от 5 ноября 1922 Р. д. был распространен на др. советские республики.

Заключение Р. д. явилось выдающимся успехом ленинской внешней политики в борьбе за установление мирных отношений между первым в мире социалистическим Советским государством и капиталистической Германией на основе ленинского принципа мирного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга.

В. И. Ленин рассматривал этот договор как «единственный правильный выход» для всей системы взаимоотношений между государствами с различным социально-экономическим строем. Он подчеркивал: «Действительное равноправие двух систем собственности хотя бы как временное состояние, пока весь мир не отошел от частной собственности и порождаемых ею экономического хаоса и войн к высшей системе собственности,- дано лишь в Рапалльском договоре» (Полн. собр. соч., т. 45, стр. 193). Р. д. в течение длительного времени являлся одним из важнейших факторов укрепления мира в Европе и во всем мире.

Том 3 - М.: Политиздат, 1973, стр. 25-26

Во время Генуэзской конференции в городе Рапалло (Италия). Обе договаривающиеся стороны взаимно отказались от возмещения военных расходов, военных и невоенных убытков, расходов на военнопленных, ввели принцип наибольшего благоприятствования при осуществлении взаимных торговых и хозяйственных отношений; помимо этого Германия признала национализацию немецкой частной и государственной собственности в РСФСР и аннулирование царских долгов Советским правительством .

Рапалльский договор

Представители советской и немецкой сторон в Рапалло: Карл Йозеф Вирт , Леонид Красин , Георгий Чичерин и Адольф Иоффе
Дата подписания 16 апреля 1922 года
место Рапалло
Подписали Георгий Васильевич Чичерин ,
Вальтер Ратенау
Стороны РСФСР , Веймарская республика
Аудио, фото и видео на Викискладе

К особенностям Раппальского договора относят то, что его поводом и основой послужило общее для двух стран неприятие Версальского договора . На Западе Рапалльский договор иногда неофициально называют «договором в пижамах» из-за известного ночного «пижамного совещания» немецкой стороны о принятии советских условий [ ] .

Предыстория и значение

Переговоры об урегулировании имевшихся спорных вопросов начались ещё до Генуи, в том числе в Берлине в январе - феврале 1922 года и в ходе встречи Г. В. Чичерина с канцлером К. Виртом и министром иностранных дел В. Ратенау во время остановки советской делегации в Берлине на пути в Геную.

Рапалльский договор означал окончание международной дипломатической изоляции РСФСР. Для России это был первый полномасштабный договор и признание де-юре как государства, а для Германии первый равноправный договор после Версаля .

Обе стороны признали принцип наибольшего благоприятствования в качестве основы их правовых и экономических отношений, обязывались содействовать развитию их торгово-экономических связей. Германское правительство заявляло о своей готовности оказать немецким фирмам помощь в деле развития деловых связей с советскими организациями.

Текст договора не содержит секретных военных соглашений, но в Статье 5 говорится, что немецкое правительство объявляет о своей готовности поддерживать деятельность частных компаний в Советском Союзе. Такая практика позволила избежать компрометации немецкого правительства, хотя расходы покрывались напрямую военным министерством.

Со стороны России (РСФСР) подписан Георгием Чичериным . Со стороны Германии (Веймарская республика) - Вальтером Ратенау . Договор был заключён без указания срока. Постановления договора вступали в силу немедленно. Лишь пункт «б» ст. 1 об урегулировании публичных и частноправовых отношений и ст. 4 о наибольшем благоприятствовании вступали в силу с момента ратификации. 16 мая 1922 года постановлением ВЦИК , Рапалльский договор был ратифицирован. 29 мая 1922 года, правительство Германии поставило договор на обсуждение в рейхстаге и 4 июля 1922 года он был ратифицирован . Обмен ратификационными грамотами был произведен в Берлине 31 января 1923 года.

По соглашению, подписанному 5 ноября 1922 года в Берлине, он был распространен на союзные советские республики - БССР , УССР и ЗСФСР . Договор подписали их полномочные представители: Владимир Аусем (УССР), Николай Крестинский (БССР и ЗСФСР) и директор МИД Германии барон Аго фон Мальцан. Ратифицировано: БССР 1 декабря 1922 года, ССР Грузии 12 февраля 1922 года, УССР 14 декабря 1922 года, ССР Азербайджана и ССР Армении 12 января 1923 года. Обмен ратификационными грамотами произведен в Берлине 26 октября 1923 года.

Россия и Германия развили политику Рапалло в Берлинском договоре от 24 апреля 1926 года.

Заключен во время Генуэзской конференции в городе Рапалло (Италия). Означал прорыв в международной дипломатической изоляции Советской России. Со стороны РСФСР подписан Г. В. Чичериным . Договор предусматривал немедленное восстановление в полном объеме дипломатических отношений между РСФСР и Германией. Стороны взаимно отказывались от претензий на возмещение военных расходов и невоенных убытков и договаривались о порядке урегулирования разногласий между собой. Германия признавала национализацию германской государственной и частной собственности в РСФСР и отказывалась от претензий, вытекающих "из мероприятий РСФСР или ее органов по отношению к германским гражданам или к их частным правам при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств". Обе стороны признали принцип наибольшего благоприятствования в качестве основы их правовых и экономических отношений, обязывались содействовать развитию их торгово-экономических связей. Германсоке правителсьвто заявляло о своей готовности оказать немецким фирмам помощь в деле развития деловых связей с советскими организациями. Договор был заключен без указания срока. По соглашению, подписанному 5 ноября 1922 года в Берлине, он был распространен на другие советские республики.

(Публикуется с сокращениями)

Германское правительство, представленное рейхсминистром, доктором Вальтером Ратенау, и правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, представленное Hародным Комиссаром Чичериным, согласились относительно нижеследующих постановлений:

Статья 1. Оба правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской Советской Республикой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:

а) Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, иначе говоря тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий, вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной стороны реквизиции. Равным образом обе стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, причиненных гражданам одной стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой стороны.

б) Публичные и частно-правовые отношения, пострадавшие вследствие состояния войны, включая сюда и вопрос о судьбе попавших во власть другой стороны коммерческих судов, будут урегулированы на основах взаимности.

в) Германия и Россия взаимно отказываются от возмещения их расходов на военнопленных. Равным образом Германское правительство отказывается от возмещения расходов, произведенных на интернированные в Германии части Красной Армии. Со своей стороны Российское правительство отказывается от возмещения ему сумм, вырученных Германией от продажи военного имущества, ввезенного в Германию этими интернированными частями.

Статья 2. Германия отказывается от претензий, вытекающих из факта применения до настоящего времени законов и мероприятий РСФСР к германским гражданам и их частным правам, равно как и к правам Германии и германских государств в отношении России, а та"же от претензий, вытекающих вообще из мероприятий РСФСР или ее органов по отношению к германским гражданам или к их частным правам при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств.

Статья 3. Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются. Допущение консулов той и другой стороны будет урегулировано специальным соглашением.

Статья 4. Оба правительства далее согласны в том, что для общего правового положения граждан одной стороны на территории другой и для общего урегулирования взаимных торговых и хозяйственных отношений, должен действовать принцип наибольшего благоприятствования. Принцип наибольшего благоприятствования не распространяется на преимущества и льготы, которые РСФСР предоставляет другой Советской Республике или государству, которое раньше было составной частью бывшего Российского государства.

Статья 5. Оба правительства будут в доброжелательном духе взаимно идти навстречу хозяйственным потребностям обеих стран. В случае принципиального урегулирования этого вопроса на международном базисе, они вступят между собою в предварительный обмен мнений. Германское правительство объявляет о своей готовности оказать возможную поддержку сообщенным ей в последнее время проектируемым частными фирмами соглашениям и облегчить проведение их в жизнь.

в) ст. 1-й, ст. 4-я настоящего договора вступают в силу с момента ратификации; остальные постановления настоящего договора вступают в силу немедленно.

16 апреля 1922 г. во время Генуэзской конференции в городе Рапалло (Италия) между РСФСР и Веймарской республикой был подписан договор, который означал политическое признание Германией Советской России, установление с ней дипломатических отношений и широкого экономического сотрудничества.

В 1921 г. страны Антанты предложили Советскому правительству принять участие в международной конференции для урегулирования спорных вопросов, связанных с экономическими претензиями Запада к России. В случае их принятия европейские страны обещали официально признать Советскую Россию. В открывшейся в апреле 1922 г. Генуэзской конференции участвовало 29 государств - Россия, Англия, Франция, Германия и др.

В ходе конференции советскому правительству удалось заключить Рапалльский договор 1922 г. с Германией. Со стороны России (РСФСР) договор был подписан Георгием Чичериным, со стороны Германии (Веймарская республика) - Вальтером Ратенау.

Рапалльский договор предусматривал немедленное восстановление в полном объёме дипломатических отношений между РСФСР и Германией. Стороны взаимно отказывались от претензий на возмещение военных расходов и невоенных убытков и договаривались о порядке урегулирования разногласий между собой. Германия признавала национализацию германской государственной и частной собственности в РСФСР и отказывалась от претензий, вытекающих «из мероприятий РСФСР или её органов по отношению к германским гражданам или к их частным правам при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств».

Обе стороны признали принцип наибольшего благоприятствования в качестве основы их правовых и экономических отношений, обязывались содействовать развитию торгово-экономических связей. Германское правительство заявляло о своей готовности оказать немецким фирмам помощь в деле развития деловых связей с советскими организациями.

Договор был заключён без указания срока. По соглашению, подписанному 5 ноября 1922 г. в Берлине, он был распространён на другие советские республики.

Рапалльский договор означал окончание международной дипломатической изоляции РСФСР. Для России это был первый полномасштабный договор и признание де-юре как государства, а для Германии первый равноправный договор после Версальского мира.

Незыблемость положений Рапалльского договора 1922 г. была подтверждена Берлинским договором 1926 г.

Значимыми событиями в истории международных отношений и мировой дипломатии первой четверти XX века являются Генуэзская конференция 1922 г. и Рапалльский договор между РСФСР и Германией, подписанный во время проведения этого международного форума.

Следует отметить, что после окончания Первой мировой войны серьезными европейскими экономическими проблемами стали финансовые обязательства между союзниками и репарационные выплаты, наложенные на Германию в соответствии с Версальским договором. Непосредственное отношение к этим проблемам имели 28 государств. Основным кредитором выступали США. Главными получателями средств - около 10 млрд. долл. -Великобритания, Франция, Италия и Бельгия, которые задолжали им. Сумма наложенных на побежденную Германию репараций превышала 132 млрд. золотых марок (33 млрд. долл.).

Союзники обвиняли США, которые настаивали на возвращении долгов, в углублении кризиса в Европе и предлагали частично списать (или вовсе аннулировать) задолженность, указывая на то, что предоставление кредитов и было американским вкладом в дело победы над Германией.

Проблемы выплат многократно обсуждались на встречах в Лондоне, начиная с мая 1921 г. Среди государств-союзников отсутствовало единство в подходе к вопросам связи выплат межсоюзнических долгов и взыскания репараций с Германии. Если Франция предполагала выплачивать долги США и Великобритании из средств, взысканных с Германии, то Вашингтон и Лондон считали, что германские репарации являются отдельным вопросом. Англичане исходили из того, что разорение Германии препятствует восстановлению европейской экономики, ослабляет торговлю и угрожает британским их национальным интересам.

После Первой мировой войны европейская экономика переживала глубокий кризис. Для его скорейшего преодоления экономические проблемы необходимо было вынести на международное обсуждение. Для этого 6 января 1922 г. в Каннах (Франция) открылась сессия Верховного совета Антанты, главным вопросом которой был созыв международной экономической конференции в Генуе (Италия) в марте 1922 г. с приглашением на нее делегаций Советской России, Германии, Австрии, Венгрии и Болгарии.

В целях консолидации участников будущей конференции в резолюции форума было отмечено, что «нации не могут присваивать себе права диктовать другим принципы, на основе которых они желают организовывать свою внутреннюю экономическую жизнь и свой образ правления. Каждая страна в этом отношении имеет право избирать для себя ту систему, которую она предпочитает.» [Штейн, Б. Е Генуэзская конференция. - М.: Главн. Упр. Гос. Изд-ва, 1922. с. 26]

Генуэзская международная конференция по экономическим и финансовым вопросам прошла в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая 1922 г. при участии представителей 29 государств - Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, РСФСР, Франции, Швейцарии, Японии и др., а также 5 британских доминионов - Австралии, Индии, Канады, Новой Зеландии и Южно-Африканский Союза.

США, отказавшиеся участвовать в работе конференции (нота государственного секретаря Ч. Юза от 8 марта 1922), были представлены наблюдателем - американским послом в Италии Р. Чайлдом.

Целью конференции был признан поиск путей к экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы. Россия была заинтересована в скорейшем достижении этой цели. В этот период советская экономика для своего восстановления остро нуждалась в иностранных инвестициях, и конференция приобрела большое значение для страны. [Мухин И.В. Экономическая безопасность России и финансовая интеграция //Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2014. № 1 (2), с. 69-74]

Главой делегации РСФСР был В.И. Ленин, заместителем главы делегации - Г.В. Чичерин, который в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами руководителя. В состав делегации входили также Л. Б. Красин, М. М. Литвинов, В. В. Боровский и др.

Перед началом конференции российская делегация предложила пригласить на нее представителей Турции и Черногории. Отказ в приглашении делегаций этих стран был обоснован тем, что Черногория уже участвовала в выборах в югославскую скупщину и делегаты Югославии представляют ее интересы. В отношении Турции было отмечено, что конференция является европейской, а Турция - малоазиатская страна.

Для работы конференции были сформированы четыре комиссии: политическая, финансовая, экономическая и транспортная.

На конференции был принят принцип представительства, по которому во все комиссии входили делегаты каждой из пяти стран - инициаторов Генуэзской конференции, а также России и Германии. Что касается остальных 21 государств, то от них вместе в каждую комиссию избиралось несколько делегатов.

Один из докладов экспертов экономической комиссии на конференции был посвящен РСФСР. В некоторых статьях, имевшихся в первой главе доклада, содержались следующие основные требования:

Советское правительство должно взять на себя все финансовые обязательства своих предшественников, т.е. царского и Временного правительства.

Советское правительство признаёт финансовые обязательства всех бывших доныне в России властей как областных, так и местных.

Все остатки сумм, записанные в кредит одного из прежних российских правительств в банке, находящемся в какой-либо стране, правительство которой давало займы России, зачисляются на счёт данного правительства.» [Генуэзская конференция 1922. Материалы Генуэзской конференции (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.), М., 1922; Документы внешней политики СССР, т. 5, с. 127-129. - М., 1961]

Кроме признания всех долгов и возвращения (реституции) национализированных предприятий, доклад экспертов в дополнительных статьях требовал отмены монополии внешней торговли и установления для иностранных подданных в советских республиках режима, подобного режиму капитуляций в странах Востока.

Таким образом, от России потребовали уплаты 18 миллиардов рублей. По мнению российской стороны, действительная сумма долгов царского и Временного правительств не превышала 12 с четвертью миллиардов.

Насколько жесткими являлись выдвинутые требования, можно судить хотя бы по тому, что царское правительство платило накануне войны по своим долгам почти 13% государственного бюджета, или 3,3% ежегодного национального дохода; если бы новое правительство согласилось платить по этим долгам полностью, то ему пришлось бы выплачивать пятую часть ежегодного национального дохода и около 80%» всего государственного бюджета России того времени.

Предложение ввести в РСФСР долговую комиссию и третейские суды было воспринято руководством страны как покушение на её суверенитет. При этом сумма процентов, которые должна была бы уплачивать страна, равнялась всей сумме довоенного экспорта России - почти 1,5 млрд. руб. золотом.

В ответ на западные требования российская делегация заявила о контрпретензиях советского правительства в размере 30 миллиардов золотых рублей.

В сложившейся ситуации глава английской делегации Ллойд Джордж внёс предложения, подготовленные союзниками, одно из которых гласило:

«Окончательно должно быть установлено, что для советского правительства не может быть сделано никаких исключений относительно:

а) долгов и финансовых обязательств, принятых в отношении граждан других национальностей;

б) прав этих граждан на восстановление их в правах собственности или на вознаграждение за понесённые ущерб и убытки».

«Российская делегация ответила предложением полностью аннулировать военные долги на основании того, что русский народ принёс в жертву общесоюзным военным интересам больше жизней, чем все остальные союзники вместе, он понёс огромный имущественный ущерб и в результате войны потерял крупные и важные для его государственного развития территории. И после того, как остальные союзники получили по мирным договорам громадные приращения территорий, крупные контрибуции, с русского народа хотят взыскать издержки по операции, принёсшей столь богатые плоды другим державам». [Генуэзская конференция 1922. Материалы Генуэзской конференции (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.), М, 1922; Документы внешней политики СССР, т. 5, с. 135. - М., 1961]

Чтобы предупредить обвинения в срыве конференции, советская делегация пошла на уступку. Она направила Ллойд Джорджу письмо, являвшееся ответом на предложения союзников, выдвинутые на вилле «Альбертис» (Генуя, Италия), где состоялась встреча представителей делегаций Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и Советской России.

Российская делегация сообщала, что нынешнее экономическое положение России и обстоятельства, приведшие к нему, дают России право на полное освобождение её от всех обязательств путём принятия её встречных исков. Но советская делегация готова сделать ещё шаг по пути разрешения спора: она согласилась бы принять статьи 1, 2 и За упомянутого предложения при условии, что, во-первых, военные долги и все проценты по ним будут аннулированы и, во-вторых, что России будет оказана достаточная финансовая помощь. Далее письмо гласило: .

Русская делегация желает также ясно указать, хотя это и само собой очевидно, что русское правительство не сможет взять на себя никаких обязательств в отношении долгов своих предшественников, пока оно не будет официально признано де-юре заинтересованными державами. [Генуэзская конференция 1922. Материалы Генуэзской конференции (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.), М., 1922; Документы внешней политики СССР, т. 5, с. 167. - М., 1961.)]

Во время конференции, 16 апреля между РСФСР и Германией был подписан двусторонний договор, получивший по месту его подписания название Рапалльский.

Со стороны России (РСФСР) договор был подписан Г.В.Чичериным. Со стороны Германии (Веймарская республика) - Вальтером Ратенау. Договор был заключён без указания срока. Постановления договора вступали в силу немедленно. Лишь пункт «б» ст.1 об урегулировании публичных и частноправовых отношений и ст. 4 о наибольшем благоприятствовании вступали в силу с момента ратификации.

По договору, оба правительства взаимно отказывались от возмещения военных расходов и военных, так же как и невоенных, убытков, причинённых им и их гражданам во время войны. Германия и Россия обоюдно прекращали платежи за содержание военнопленных.

Дипломатические и консульские отношения между Германией и Советской Россией немедленно возобновлялись. Оба правительства согласились применять принцип наибольшего благоприятствования при урегулировании взаимных торговых и хозяйственных отношений и благожелательно идти навстречу обоюдным хозяйственным потребностям. Было обусловлено, что договор не затрагивает отношений договаривающихся сторон с другими государствами.

Первая официальная оценка Рапалльского договора содержится в коммюнике германской делегации, опубликованном в Генуе 17 апреля 1922 года. В нем выражалось убеждение германского и советского правительств в том, что «этим договором они оказали существенное содействие главной цели конференции: окончательному восстановлению европейского мира». [АВПРФ, ф.043з, оп.11 "О", п. 109, д. 12, л.286\

Германская делегация подчеркнула большое значение Рапалльского договора для Германии. В нем, в частности, говорилось: «Соглашение с Россией было для Германии тем более важно, что в этом случае возможно было прийти с одной из великих наций, участвовавших в войне, к мирному состоянию, исключающему перспективу бесконечной задолженности и допускающему восстановление нормальных отношений, свободных от бремени прошлого». [АВПРФ, ф.043з, оп.11 "О", п. 109, д.12, л.287]

«Рапалльский договор явился бомбой, разорвавшейся совершенно неожиданно на Генуэзской конференции. «Это потрясёт мир! Это сильнейший удар по конференции», - заявил американский посол в Италии Чайльд, узнав о советско-германском соглашении».

Через два дня после заключения Рапалльского договора, 18 апреля 1922 г., правительства стран Антанты, Малой Антанты, а также Польши и Португалии адресовали Германии ноту. В ней они обвиняли Германию в нелояльности по отношению к союзникам, в нарушении каннских резолюций, в том, что немецкие представители «заключили тайно, за спиной своих коллег, договор с Россией». [Кобляков, И. К. От Бреста до Рапалло. Очерки истории советско-германских отношений с 1918 по 1922 г. - М.: Госполитиздат, 1954. с. 123-125]

Основные моменты в этом договоре определили его политическое значение:

Во-первых, взаимное аннулирование всех претензий.

Во-вторых, восстановление дипломатических отношений между Германией и Россией.

В-третьих, экономическое сближение России и Германии, выходивших из изоляции благодаря Рапалльскому договору.

Таким образом, Россия разрывала кольцо экономической блокады, а Германия получала возможность расширить свою торговлю.

«Рапалльский договор дал новые основания Парижу опасаться советско-германской оси. Итогом была новая активизация усилий Франции по созданию на пространстве между Германией и Россией «непреодолимого вала» из антироссийски и антигермански настроенных малых государств. Предпринятая в Генуе попытка подвести под Версальский порядок общеевропейскую основу была перечеркнута в Рапалло.» [Д.Г.Наджафов, раздел II , гл. б Рапалльский договор,с Л 62 - в кн.: Системная история международных отношений в четырех томах, т. I «События 1918-1945»]

Текст договора не содержит секретных военных соглашений, но в Статье 5 говорится, что немецкое правительство объявляет о своей готовности поддерживать деятельность частных компаний в Советском Союзе. Такая практика позволила избежать компрометации немецкого правительства, хотя расходы покрывались напрямую военным министерством. Россия и Германия развили политику Рапалло в Берлинском договоре от 24 апреля 1926 года.

Договор был одобрен также и деловыми кругами Германии. В этом отношении является типичным заявление "Германо-восточно-европейского экономического союза", который объединял несколько сот предпринимателей и торговцев. В своем заявлении этот Союз приветствовал Рапалльский договор, так как видел в нем "единственный выход из теперешнего катастрофического состояния к лучшему будущему". [АВП РФ, ф. 048, оп. 11 "о", п. 109, д. 12, л. 293]

Отмечая важность этого договора, посол Германии в Москве граф У. фон Брокдорф-Ранцау писал: «Рапалльский договор открыл новую эру не только для германского и русского народов, и тем самым для Европы, но и для всего мира». [АВП РФ, ф. 048з, оп. «11», п. 109, д. 12, л. 294]

Рапалльский договор ратифицирован правительством РСФСР 16 мая 1922 года, а Германией - 4 июля 1922 года. Обмен ратификационными грамотами произведен в Берлине 31 января 1923 года. [«Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций», вып. 1- II , М.1928 г., с. 17), «Международная политика РСФСР в 1922 г.», с.30]

ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ
ДЕПАРТАМЕНТ МИД РОССИИ