Отличие от конституции рсфср 1918. Принятие первой советской конституции россии. Суд и процесс

До принятия Конституции РСФСР 1918 г. советское государство издает целый ряд актов, имевших конституционное значение. II Всероссийский съезд Советов провозгласил переход всей власти в руки Советов как в центре, так и на местах. Устанавливался принцип единовластия и полновластия Советов, закрепленный затем в Конституции. Этот съезд принял также декреты "О мире", "О земле", основные положения которых впоследствии вошли в Конституцию. 2 декабря 1917 г. была опубликована "Декларация прав народов России", законодательно закрепившая национальную политику Советской власти. 14 ноября 1917 г. принимается Декрет о рабочем контроле. 1 декабря 1917 г. создается ВСНХ. Декретом от 14 декабря 1917 г. национализировались банки. По Декрету от 15 января 1918 г. создавалась Красная Армия. Разумеется, это далеко не полный перечень актов советского государства, имевших основополагающее конституционное содержание. Так что Конституция РСФСР 1918 г. создавалась не на пустом месте.

Для укрепления диктатуры пролетариата, правопорядка, законности в стране, успешной реализации социалистических идей необходимо было создание основного закона – Конституции. Потребность в Конституции остро ощущалась и на местах. Впервые практические шаги по созданию первой Конституции были осуществлены III Всероссийским съездом Советов, поручившим 15 января 1918 г. ВЦИК разработать основные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съезду Советов. IV Всероссийский съезд Советов решил этот вопрос, ратифицировав Брестский мирный договор. III Всероссийский съезд Советов принял акты, имевшие непосредственное значение для выработки впоследствии проекта Конституции. Имеются в виду "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и "О федеральных учреждениях Российской Республики".

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в "Известиях ВЦИК" Конституция РСФСР вступила в действие.

Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; 3. Конструкция Советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Конституция закрепила политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; диктатуру пролетариата в форме Республики Советов (ст. 1, 9). Раздел третий "Конструкция Советской власти" посвящен организации и деятельности центральных и местных органов власти и управления. На местах власть принадлежала областным, губернским, уездным, волостным съездам Советов; городским и сельским Советам, которые избирали исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти в решении своих местных вопросов, вместе с тем на них возлагалось "проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти" (ст. 61). Конституция провозгласила новую, классовую, пролетарскую демократию, демократию только для трудящихся. Признавались равные права "за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности", и объявлялось противоречащим основным законам страны "допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия" (ст. 22). Политические права предоставлялись лишь трудящимся. Эксплуататорские элементы были лишены политических прав, в том числе и избирательных прав. Эти ограничения вызывались конкретной исторической обстановкой того времени в России, необычайно острой классовой борьбой в стране. Лишение политических прав эксплуататоров было своеобразной формой осуществления в тех условиях функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов.



Конституция закрепила не только права, но и обязанности, признав труд обязанностью всех граждан и провозгласив лозунг: "Не трудящийся да не ест".

Кроме отмеченных ранее, были и другие особенности в избирательном праве по Конституции. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Это давало возможность закрепить руководящую роль рабочего класса в мелкокрестьянской стране, каковой являлась РСФСР. Выборы во все звенья Советов, кроме городских и сельских, были многостепенные, непрямые. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п.

Конституция записала не только то, что существовало, но и наметила задачи на переходный период от капитализма к социализму: уничтожение эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление со противления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма (ст. 3). Конституция послужила базой для последующего законодательства.

Первая Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 года. документ устанавливал победу социализма и диктатуру пролетариата и был утвержден 5 Всероссийским съездом Советов. Конституция состояла из 9 разделов, каждый из которых затрагивал отдельную сторону государственной жизни. В съезде принимали участие 1164 депутата, из которых к партии Большевиков относились 773 человека, а к партии Эсеров (левых) - 352 человека. Остальные 39 человек относились к другим партиям и существенного влияния на события не имели.

Таблица: Структура Конституции РСФСР от 1918 года

№ раздела

Основные положения

Делегация прав трудящихся

Устанавливался принцип, что человек не может угнетать человека. Провозглашался курс на социализм. главный враг - капитализм.

Общие положения

Этот раздел фактически устанавливал в РСФСР “диктатуру пролетариата”. Также закреплялось отделение церкви от государства.

Организация управления страной

В РСФСР верховным органом власти признавался Всероссийский съезд Советов (ВСС), созываемые не менее 2 раз в год. Для осуществления функции правительства создавались народные Комиссариаты (Наркомы).

Особенности избирательной системы

Право избирать и быть избранными получили все граждане старше 18 лет, относящиеся к пролетариату.

Бюджетное право

Особенности организации бюджетной системы страны.

О гербе и флаге

Устанавливались атрибуты государственности

По инициативе Ленина Конституция была в первом разделе дополнена, так называемой, Декларацией прав трудящихся. Основываясь на принципах марксизма, конституция документально зафиксировала в России создание “диктатуры пролетариата”. Под этим термином понимается, что власть принадлежит народу, а все решения в стране принимаются в интересах трудящегося населения.

Также примечательно, что основной закон РСФСР имел ярко выраженный классовый характер. С одной стороны в Конституции прописывались права и свободы трудящегося населения, а с другой стороны все представители “нетрудящегося” населения лишились любых прав.

Структура власти

Вся власть в стране принадлежала Всероссийскому съезду Советов. Съезды проводились дважды в год (при необходимости чаще), а между ними страной руководил ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

Всего в РСФСР создавало 18 Народных Комиссариатов (Наркомов). Ниже приведены их названия и первые руководители. Обращаем внимание, что это не первый состав Правительства РСФСР, а руководители Народных Комиссариатов, которые были в должности на момент принятия Конституции 1918 года, либо если должность была вакантной - получили пост после принятия Конституции.

  • Внутренних дел - Петровский Г.И.
  • Иностранных дел - Чичерин Г.В.
  • Военных дел - Троцкий Л.Д.
  • Морских дел - Троцкий Л.Д. Примечательно, что изначально армия и флот были разделены на 2 независимых ведомства, но потом объединились в одно. Сам Троцкий возглавлял оба наркомата, но очень скоро их покинул, возглавив комиссариат путей сообщения, где провернул свою знаменитую аферу с золотыми паровозами .
  • Юстиции - Стучка П.И.
  • Здравоохранения - Семашко Н.А.
  • Просвещения - Луначарский А.В.
  • Труда - Шляпников А.Г.
  • Социального обеспечения (ранее - Государственного призрения) - Винокуров А.Н.
  • Земледелия - Середа С.П.
  • Продовольствия - Цюрупа А.Д.
  • Путей сообщения - Невский В.И.
  • Промышленности и торговли - Бронский М.Г.
  • Финансовых дел - Гуковский И.Э.
  • Государственного контроля - Ландер К.И.
  • Национальных дел - Сталин И.В.
  • Почты и телеграфа - Подбельский В.Н.
  • Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) - Рыков А.И.

Каждый наркомат был в подчинении Председателя СНК - Ленина.


Общая же структура власти в РСФСР по Конституции 1918 года базировалась на следующих ветвях:

  • Законодательная власть - Всероссийский Съезд Советов
  • Исполнительная власть - Совет Народных Комиссаров (выступал в роли современного правительства)
  • Судебные полномочия - Народный суд

Формирование местного управления

На местах формировались Советы депутатов. В городах 1 депутат избирался от 1000 человек. Одновременно устанавливалось количественное ограничение: в городе не могло быть меньше 50 и больше 1000 депутатов. В селах, численность населения которых была меньше 10 тысяч человек, 1 депутат избирался на 100 человек. Всего же в сельском Совете депутатов не могло быть меньше 3 и больше 50 человек.

Депутаты обязаны были сформировать Исполнительный комитет. В него входило от 3 до 15 человек в городах и от 1 до 5 человек в селах. При этом исключение было сделано для Москвы и Петербурга. Там максимальное количество депутатов в Исполнительном комитете составляло 40 человек. Работа этого органа строго регламентировалась. В селах нужно было проводить заседания 2 раза в неделю, а в городах каждую неделю.

В селах избирался Сельский Совет, который избирал Волостной Совет, а тот в свою очередь формировал Уездный совет. Представители Городских Советов и Уездных Советов формировали Губернский съезд Советов, выбирающим Областные Советы. И уже на уровне областей формировался состав Всероссийского съезда Советов. Для упрощенного понимания схемы можно воспользоваться схемой.

Особенности избирательной системы в 1918 году

В отличии от системы выборов, применявшейся в российской Империи, а также в период между революциями, право голоса в РСФСР получили граждане, относящиеся к пролетариату, и которые были старше 18 лет. при этом впервые в истории России женщины получили при голосовании равные права с мужчинами. К пролетариату по Конституции относились следующие категории граждан:

  1. Солдаты и матросы.
  2. Рабочие и служащие, крестьяне и казаки. Все, кто не использует наемный труд и не извлекает прибыль, могли голосовать.
  3. Представители предыдущего пункта, которые в результате своей работы получили инвалидность.

12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.

После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.

21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.

Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (апрель-июль 1918 г.). Окончательный текст Конституции принят 10 июля 1918 г. на V съезде Советов.

Структура Конституции 1918 г. включала разделы :

2) общие положения Конституции РСФСР (они включали статьи о правах и обязанностях трудящихся, компетенцию ВЦИКа, СНК и т. д.);

3) конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);

4) активное и пассивное избирательное право;

5) бюджетное право;

6) о гербе и флаге РСФСР.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Социальная основа советской власти - диктатура пролетариата . Политическая основа - система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Нововведения в экономике, установленныеКонституцией, - полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности. Конституция устанавливала монополию государства в сфере экономики. Высший Совет народного хозяйства - высший орган в сфере управления экономикой.

Устанавливался срок действия Конституции - переходный период от капитализма к социализму. Государственное устройство РСФСР по Конституции 1918 г. - Федерация. Субъекты Федерации - национальные республики.

Система органов государственной власти по Конституции :

1) всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов - высший орган законодательной власти. Он был временным органом, в период между сессиями работы Съезда обязанности высшего органа власти исполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избираемый Съездом; ВЦИК - высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган, т. е. принцип разделения властей в РСФСР действовал условно;

2) Правительство РСФСР - высший исполнительный орган власти. Он формировался съездом Советов;

3) Совет народных комиссаров. Был подотчетным Правительству РСФСР, в него входили народные комиссары, возглавлявшие отдельные отраслевые народные комиссариаты);

4) областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты - органы власти на местах (в городах и селах - городские и сельские советы).

Избирательная система по Конституции 1918 г.

Активным избирательным правом обладали только представители отдельных социальных групп, «трудящиеся» (пролетариат , крестьяне).

Не имели права избирать :

1) лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли;

2) граждане, живущие на «нетрудовые доходы» (от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами и т. п.);


3) частные торговцы и посредники;

4) представители духовенства;

5) служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Выборы в Советы были многоступенчатыми и основанными на принципах представительства и делегирования, т. е. граждане избирали прямо депутатов в сельские и городские Советы и делегатов на выборы всех последующих уровней.

Революционный военный совет республики (Реввоенсовет) был образован в 1918 г.

Его компетенция :

1) руководство работой всех органов военного ведомства и военных учреждений;

2) формирование реввоенсоветов на местах и назначение их командующего состава.

В связи с востребованностью профессионалов в армии теперь на военную службу призывались офицеры царской армии. Их деятельность контролировали и направляли военные комиссары.

Воинская дисциплина вначале должна была поддерживаться революционным правосознанием военнослужащих (предположительно), на практике же в 1918 г. была введена единая военная форма, на каждого военнослужащего оформляются книжки красноармейца (в них отражались особенности военной службы), и наконец были введены первые советские военные уставы.

Cоветская судебная система 1917-1918 гг

Судебная система Советского государства 1917-1918 гг. представлена Декретами о суде.

Основные положения :

1) ликвидация существующей системы судопроизводства (исключение - народные суды);

2) революционные трибуналы объявлялись судебными органами, в компетенцию которых входило решение дел о контрреволюционной деятельности;

3) устанавливалось применение законодательства свергнутых правительств в частях, не противоречащих принципам и целям революции и революционному сознанию;

4) устанавливалось, что судьями могут быть бывшие мировые судьи.

Принципы судопроизводства :

1) сменяемость судей (выборность судей - цель);

2) гласность и публичность судебного разбирательства;

3) коллегиальность судопроизводства.

Современная Российская Конституция принята всенародным голосованием (Референдумом) 12 декабря 1993 года. За нее проголосовало порядка 58 процентов участников референдума. Конституция вступила в силу в день ее опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Важным отличием этой Конституции от всех принятых ранее является ее особый порядок разработки. Параллельно велась разработка сразу двух ее проектов, споры вокруг которых стали причиной разрастания конституционного кризиса 1992-1993 годов, вылились в вооруженное столкновение в октябре 1993 года и имели все шансы перерасти в гражданскую войну.

Тогда шло противостояние между президентом Борисом Ельциным и его сторонниками с одной стороны, и руководством большей частью депутатского Верховного совета и Съезда народных депутатов со главе с Русланом Хасбулатовым. 7 мая 1993 года он подписал постановление «Об основных положениях проекта Конституции Российской Федерации». Представленный вариант Конституции ограничивал полномочия президента, основные функции по управлению государством принимал на себя Парламент.

Президентом Ельциным был разработан другой проект Конституции. Оппоненты из Конституционной комиссии дали негативную политико-правовая оценку. По сути, президентский вариант Основного закона Российской Федерации был отклонен. Тем не менее, президент и его сторонники продолжили работу над Конституцией, уже не налаживая контактов с Верховным Советом и Конституционной комиссией. Нарастал кризис, вынудивший Президента принять решение о роспуске Съезда народных депутатов, а также Верховного совета Российской Федерации. Соответствующий Указ вышел 21 сентября 1993 года, но Съезд народных депутатов отказался сложить свои полномочия.

После обстрела Белого дома в октябре 1993 года, начались завершающие работы над проектом Конституции Российской Федерации. В соответствии со сложившейся обстановкой, Президентом были учреждены Государственная и Общественная палаты Конституционного совещания. На их заседаниях были утверждены все главы и согласованы все статьи.

Первые конституционные процессы

Одним из первых проектов, касающихся внедрения конституционного правления, можно назвать разработанный в 1809 году «План государственного преобразования» графа Михаила Сперанского, а также «Государственную уставную грамоту Российской империи» Николая Новосильцева, подготовленную в 1818 году.

Сперанский определял «конституцию» как «государственный закон, регламентирующий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой». Он ратовал за постепенную отмену крепостного права, пропагандируя идеи конституционной монархии, ограниченной парламентом.

Говоря о зарождении конституционного процесса в России, нельзя не отметить «Русскую правду» Павла Ивановича Пестеля, «Манифест к русскому народу» Северного общества декабристов, а также «Конституцию» Никиты Михайловича Муравьева, составленную в 1821-1825 годах. Основой всех конституционных проектов декабристов стали идеи эпохи Просвещения, принципы «естественного права».
Тем не менее, все эти прогрессивные идеи остались только на бумаге и не получили дальнейшего хода и реализации на практике. Законы России являлись отражением идей самодержавия, а введение Конституции привело бы к их ограничению.

Александр I (1801-1825) стал первым правителем России, решившим провести реформирование политического строя страны путем создания Конституции, которая гарантировала бы жителям права и свободу. В 1820 году был подготовлен проект, получивший название «Государственной уставной грамоты Российской империи», принятие которого было отложено.

Александр II (1855-1881) по праву считается реформатором, он был удостоен чести называться Александр II-Освободитель. Именно при нем было отменено крепостное право. Александром II было проведено множество реформ, в частности, при нем были приняты Земское положение 1864 года, Городовое положение 1870 года, Судебные уставы 1864 года, проведены реформы народного образования, цензуры, отменены телесные наказания.

Император погиб в 1881 году в Санкт-Петербурге от рук террориста в день, когда ехал подписывать Конституцию. Перед отъездом он сказал своим сыновьям, Александру и Владимиру, слова, вошедшие в историю: «Я не скрываю от себя, что мы идем по пути Конституции». С гибелью императора конституционный процесс в России был прерван.

Предпосылкой перехода от монархии к республике стало опубликование «Манифеста» 6 августа 1905 года во время правления императора Николая II (1894-1917). В соответствии с ним, была учреждена Государственная Дума, ставшая первым парламентом в России, закрепившим избирательные права граждан.

«Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка» (Октябрьский манифест), вышедший 17 октября 1905 года, провозглашал основные права и свободы: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний, союзов и избирательные слова. Манифест от 19 октября 1905 объявлял о создании в России Совета Министров — нового правительственного органа.

Конституционный процесс, начавшийся в России в начале XX века, был прерван Октябрьской революцией 1917 года.

Конституции СССР

Конституция РСФСР 1918 года принята V Всероссийским Съездом Советов. Рождение Советского государства сопровождалось появлением Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 года III Всероссийским Съездом Советов. Она вошла в текст первой Советской Конституции и является сейчас памятником права.

Конституция СССР 1924 года принята II Всесоюзным Съездом Советов. В ней было оговорено, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».

Конституция СССР 1936 года принята Чрезвычайным VIII Съездом Совета Союза ССР. Эта Конституция считается самой демократичной в нашей стране. Впервые был закреплен принцип равноправия граждан, «независимо от их национальности и расы». Гарантировалось материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Несмотря на ярко выраженные демократические начала, уникальные для того времени и закрепленные в Основном законе государства, Конституция СССР 1936 года во многом носила декларативный характер. Новая волна массовых репрессий, последовавшая почти сразу после принятия конституции, стала тому подтверждением.

Конституция СССР 1977 года принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва. Вошла в историю как «конституция развитого социализма». Второе название Конституции — «брежневская». В соответствие с шестой статьей нового основного закона, была закреплена однопартийная политическая система.

БКС Эксперсс