Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Этнические взаимоотношения и причины конфликтов

Этносоциальный конфликт – форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. Типы конфликтов Территориальные споры, стремление к суверенизации. Борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования. Против нарушения прав человека, дискриминация языка, образа жизни. Проблемы беженцев, вынужденных переселенцев. Противоречия исторического характера – последствия войн, ошибок в национальной политике.

Слайд 16 из презентации «Нации и национальные отношения» к урокам обществознания на тему «Нации»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке обществознания, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Нации и национальные отношения.ppt» можно в zip-архиве размером 284 КБ.

Скачать презентацию

Нации

«Межнациональные отношения в России» - Въезд. Въезд представителей некоторых национальностей. Неприязнь. Межнациональные отношения в России. Город. Национальные группы. События. Решение. Раздражение. Въезд иностранцев. Вести недели. Реакции людей на видеофрагменты новостей. Открытый вопрос. Как вы сегодня оцениваете работу В.Путина на посту президента России.

«Мораль и религия» - Принципы морали формулируют в обобщённом виде базовые моральные ценности общества. Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человечества. Особенности религии. Сознание. Наукой, изучающей и анализирующей состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, является этика.

«Нации и национальные отношения» - Пути регулирования межнациональных конфликтов. Этнос. Условия гармонизации национальных отношений. Этносоциальный конфликт. Социальные общности. Межнациональная дифференциация. Национальное самосознание. Различные подходы к пониманию сущности этносов. Что такое этнос. Межнациональная интеграция. Основные принципы национальной политики.

«Межнациональные отношения» - Нации и межнациональные отношения. Что возниколо после рода? Назовите наиболее развитую историко-культурную общность людей. Югославия и Албания. Каковы признаки нации? Признаки нации. Что такое племя? Израиль и Палестина. Что такое род? Какой была первая форма объединения людей? Народность. Приведите известные вам примеры межнациональных конфликтов.

«Национальность» - Человек и политика. Элита. Инструменты и механизмы защиты прав и свобод граждан. Национальность влияет на жизнь. Отношения с Татарстаном. Как национальность человека влияет на его жизнь. Малые группы. Результаты. Народы Поволжья. Человек учувствует в политике. Нации и этнические группы. Человек, политика, национальность.

Столкновения и другие конфликтные ситуации на межнациональной почве представляют собой довольно серьезную проблему в современном мире. Более подробно о том, что это такое, будет рассказано в статье, а также рассмотрим, когда возникли этнические конфликты. Примеры из истории также будут приведены ниже.

Что такое этнический конфликт?

Столкновения, в основе которых лежат национальные противоречия, называются этническими. Они бывают локальными, на бытовом уровне, когда конфликтуют отдельно взятые люди в пределах одного населенного пункта. Также их подразделяют на глобальные. Пример этнического конфликта на глобальном уровне - это косовский, палестинский, курдский и тому подобные.

Когда возникли самые первые этнические конфликты?

Ситуации, сопровождающиеся накалом межнациональных отношений, начались с давних времен, можно сказать, что с момента возникновения государств и наций. Но речь в данном случае пойдет не о них, а о тех противостояниях, которые известны из относительно недавних исторических событий.

После того как распался Советский Союз, народы, бывшие когда-то единой целой советской нацией, стали существовать сами по себе, по отдельности. Обострились различные конфликтные ситуации. Пример этнического конфликта на постсоветском пространстве - это ситуация в Нагорном Карабахе, столкновение интересов двух государств: Армении и Азербайджана. И эта ситуация далеко не единственная.

Противостояние национальных интересов, военные действия на территории бывшего СССР затронули Чечню, Ингушетию, Грузию и другие страны. Даже сегодняшние взаимоотношения между Россией и Украиной тоже можно рассматривать как пример этнического конфликта.

Ситуация в Нагорном Карабахе

На сегодняшний момент в центре внимания оказался конфликт, имеющий очень давнюю историю. С давних времен между Арменией и Азербайджаном существует противостояние по вопросу о том, чьей территорией является Нагорный Карабах. Отчасти эта ситуация проясняет ответ на вопрос, когда и почему возникли этнические конфликты. Примеры многочисленны, но этот более понятен в рамках Постсоветского пространства.

Своими корнями этот конфликт уходит в далекое прошлое. По данным армянских источников, Нагорный Карабах носил название Арцах и был в составе Армении во времена Средневековья. Историки противостоящей стороны, наоборот, признают право Азербайджана на эту область, так как название «Карабах» представляет собой сочетание двух слов на азербайджанском языке.

В 1918 году была создана Азербайджанская демократическая республика, признававшая свои права на эту территорию, но вмешалась армянская сторона. Однако в 1921 году Нагорный Карабах стал частью Азербайджана, но на правах автономии, причем достаточно широкой. Долгое время конфликтная ситуация была разрешена, но ближе к распаду СССР она возобновилась.

В декабре 1991 года население Нагорного Карабаха изъявило свою волю на референдуме за то, чтобы выйти из состава Азербайджана. Это послужило причиной начала боевых действий. На сегодняшний момент Армения выступает за независимость данной территории и защищает ее интересы, в то время как Азербайджан настаивает на сохранении своей целостности.

Вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией

Следующий пример этнического конфликта можно вспомнить, если вернуться в 2008 год. Его основные участники – Южная Осетия и Грузия. Истоки конфликта лежат в 80-х годах 20-го века, когда Грузия начала проводить политику, направленную на обретение независимости. В результате этого страна «рассорилась» с представителями национальных меньшинств, среди которых были абхазы и осетины.

После распада Советского Союза Южная Осетия формально осталась в составе Грузии: она окружена этим государством, лишь с одной стороны граничит с Северной Осетией – республикой, находящейся в составе РФ. Однако правительством Грузии она не контролируется. В итоге в 2004 и 2008 годах случились вооруженные конфликты, многим семьям пришлось покинуть свои дома.

На данный момент Южная Осетия заявляет о себе как о независимом государстве, а Грузия нацелена на улучшение отношений с ней. Однако на взаимные уступки, чтобы урегулировать конфликтную ситуацию, ни одна из сторон не идет.

Ситуации, речь о которых шла выше – далеко не все этнические конфликты. Примеры из истории гораздо более обширны, особенно на территории бывшего СССР, так как после его распада было утрачено то, что объединяло все народы: идея мира и дружбы, великого государства.

На правах рукописи

ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ФЕНОМЕН

СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

09.00.11 – Социальная философия

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре философии

Современной гуманитарной академии

Защита диссертации состоится «21» января 2009 года в 12:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.01 по философским социологическим наукам при Современной гуманитарной академии, ауд. 410, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Современной гуманитарной академии

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуал ьность темы исследования. Несмотря на положительные изменения в социально-экономической сфере на территории Российской Федерации, все еще дают о себе знать проблемы, требующие немедленного и эффективного решения. Речь идет об этносоциальных конфликтах в самых различных регионах нашей страны. В связи с этим одним из важнейших основных приоритетов в научной области должен стать социально-философский анализ этноса, выступающего в качестве социального феномена и субъекта конфликта; выявление его сущности, структурных элементов и влияния на современный социум и различные сферы жизни общества.

Природные основания этноса проявляются посредством раскрытия его индивидуальной специфики, которая выражена набором устойчивых характеристик. Этнос, при их помощи, на фоне многоликого национального состава человечества становится предметом и, прежде всего, социально-философского исследования. Наука, в свою очередь, анализирует фактические данные и выделяет те или иные этнические признаки в процессе исторического развития.

В определении этноса существуют два основных подхода. Согласно первому, этносом является форма социальной группировки (общность, возникшая в процессе исторического развития), обладающей общностью территории, культуры, религии, языка, а также другими общими признаками. Сторонников данного подхода объединяет то, что они считают этнос социальным явлением ввиду того, что вне социальных институтов его не существует. Таким образом, этнос подчиняется законам развития социума и не обладает какими-либо своими особыми закономерностями. Следовательно, этносы являются социальными институтами. Согласно второму подходу, этнос – это коллектив людей, сложившийся естественным путем, выделяющийся из всех других коллективов, характеризуемый определенным поведенческим стереотипом, закономерностью изменений в процессе исторического развития и признаками комплиментарности. Здесь этнос выступает в качестве природного, биологического явления, являясь не только совокупностью признаков, но и системой, объединяющей социальное и биологическое, причем последнее играет основополагающую роль. В любом случае в процессе определения этноса важно иметь в виду, что характерные особенности этноса есть явления социального порядка.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, раскрыта степень ее разработанности в научной литературе , сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет социально-философского анализа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, представлены положения, выносимые на защиту.

В первом разделе – «Этносоциальные группы в теории и практике социальных конфликтов» рассматриваются исторические этапы возникновения категории «этнос», его природная основа. Достаточно глубокому анализу, с позиции социальной философии, подвергается концепция пассионарности и междисциплинарная теория этноса, выдвинутая отечественным мыслителем, профессором. Отмечается, что сущность этноса является равнозначной воплощению в предметно-итоговом плане фрагментарности и неоднородности человеческой цивилизации. При этом этнос как самостоятельная категория соотносится и разграничивается с категориями «нация», «народ», «народность», благодаря чему поэтапно проявляется сущность и своеобразие внутренней категориальной основы этноса. Также выделяются внутренние механизмы и различные аспекты внутриэтнических процессов самоорганизации в рамках социальной синергетики. В частности, рассматриваются различные аспекты этнического самосознания в связи с территориальными факторами. В частности, отмечается, что семантическое поле национальной самоидентификации подвержено изменениям, оно включает не только собственное культурно-национальное пространство, но и черты тех этносов, которые либо принимаются, либо отвергаются, и которые, в свою очередь, влияют на национальную идентичность и собственный этнос. Этническое самосознание может содержать такие элементы, как: самооценка этничности в социально-нравственном ключе; осознание себя субъектом собственной этнической общности; понимание наличия этнопсихологических особенностей в рамках собственной этносоциальной общности; осознание неповторимых психологических особенностей у своей этнической общности; осознание неповторимости своей этнической общности, представленной особенностями этнической культуры.

Рассматривая защитные механизмы этносоциальных общностей, в качестве примера можно привести различные способы сохранения культурной самобытности: стремление к чистоте родного языка, снижение числа смешанных браков, сохранение обычаев и традиций. Ситуация меняется после того, как будет пройден бифуркационный порог, который система минует после осознания себя конкретной социальной группой как самостоятельной этнической единицы (этническое самосознание). Ассимилирующее влияние этноса в данном случае резко сокращается, особенно, когда это связано с совместными браками, эмиграцией и иммиграцией. При этом необходимо учитывать, что главное изолирующее значение имеет не только снижение количества смешанных браков, но стремление к сохранению собственной культурной самобытности, – это предохраняет формирующийся этнос от ассимиляции . Немалую роль играет также снижение заимствований в эпосе и фольклоре, стремление сохранить обычаи и традиции, желание сохранить собственный язык в чистоте. В данном отношении на первый план выходят социальные факторы, а факторы биологические – уходят на дальний план. После того, как будет сформировано этническое самосознание, задействуется система защитных механизмов, которые по отношению к достигнутой самобытности являются охранительными факторами. Данные барьеры особенно развиты в молодых и небольших этносах. Среди защитных механизмов подобного рода - религиозная и этническая нетерпимость, запрет браков без родительского благословения , хорошо развитый комплекс этических и законодательно закрепленных запретов. Прекращение действия этнических барьеров означает начало процесса ассимиляции.

При написании раздела помимо авторских концептуальных разработок использовались результаты исследования данной области, и др.; рассмотрены также другие основные подходы и концепции, которые могут быть применимы в процессе изучения этноса как социального явления и субъекта конфликта.

Во втором разделе – «Сущность, классификация и причины этносоциальных конфликтов» представлены их внутренние составляющие, типология и причины возникновения. Делается вывод, что в их основе этносоциальных конфликтов лежит противоречие, формируемое нестабильностью в обществе, отсутствием равномерности в возможностях и потребностях у представителей различных социально-этнических групп. Стабилизация социальной среды невозможна без уяснения факторов, определяющих деструктивный характер этносоциальных конфликтов, запускающих механизм межэтнического противостояния, что находит отражение в классификации этносоциальных конфликтов.

В разделе представлены две стадии развития конфликтологической парадигмы. В частности, отмечается важность рассмотрения социологического аспекта проблемы конфликта. В частности то, что концепцию социального конфликта характеризует, в первую очередь, исследование механизмов, которые обеспечивают социальный порядок. Вторая стадия обусловлена исследованием механизмов, порождающих социальные конфликты, следствием которых являются эволюционные процессы, изменяющие социальную действительность, но не дестабилизирующие ее. Именно на этой стадии развития научной мысли прилагались усилия к созданию общей теории конфликта Л. Крисберсом, К. Боулдингом и другими учеными.

Второй этап, а точнее, его центральная идея, был связан с разработкой практических и методологических проблем по предотвращению и разрешению конфликтов. Прежде всего, здесь рассматриваются вопросы методологии диагностики, регулирования и предупреждения социальных конфликтов, не исключая, однако, проведения серьезных и скрупулезных исследований в сфере общей теории разрешения конфликтов, основные положения которых представлены Д. Бертоном и другими специалистами в данной области.

Общая теория конфликта может быть результативной в процессе изучения происхождения этносоциальных конфликтов, их сущности, причин и типологии.

Структурный функционализм, выступая в качестве основного состояния социальной системы, разработанный Т. Парсонсом, отвечает за стабильность, которая поддерживается за счет тех или иных ценностно-нормативных структур. Социальный конфликт – это противоречащее одной или нескольким социальным нормам поведение, обусловливающее причину появления напряженности между структурными элементами, дисфункциональности между элементами структур социума. Поэтому любое изменение, которое происходит в обществе, становится эволюционно-адаптационным изменением системы ценностей социальной структуры, существующих нормативов, «вызываемых к жизни» попытками возвращения к норме отклоняющегося в рамках конфликта поведения.

Здесь следует отметить, что существенную роль играют нормативно-ценностные представления в общественном и индивидуальном сознании в процессе межгрупповых и внутригрупповых ролевых взаимодействий. Понимание данной структуры и ее параметров помогает осознать и понять нормативные и ролевые ожидания, социальные позиции, те или иные санкции в целях развития ролевой теории конфликтов.

Кроме того, конфликт это не только сфера стихийного проявления притязаний противостоящих сторон, но и регулируемый объект.

На протяжении всего раздела осуществлена привязка к реалиям российской действительности в этносоциальной сфере в рамках социально-философского анализа. Затрагиваются политическая, социальная и духовная сферы жизни общества.

В третьем разделе – «Идейно-политические средства противодействия этнонациональным конфликтам в современной России» рассмотрены конкретные проявления этносоциальных конфликтов: проблемы радикализации ислама, ваххабизма, национализма; предложены практические способы улучшения социально-этнической атмосферы на сопредельных с Россией территориях, а также внутри государства. Проблемы общества, его нестабильность, исторические и религиозные «корни», моральная и территориальная мобильность и другие факторы, способствующие дисгармоничному развитию системы «общество-человек», способствующие формированию этносоциальных противоречий, напрямую влияют на российскую действительность – ту каждодневную реальность, полную бытовых преступлений и террора, которая не так уж редко встречается на страницах новейшей истории.

В разделе рассматриваются религиозные факторы в связи с напряженностью в сфере межнациональных отношений. Отмечается, в частности, что ислам на Северном Кавказе выступает линией, отчерчивающей идентичность самобытных народов здесь проживающих, от территории остальной России. Своеобразие социальной среды на данной территории свидетельствует о наличии у населения особого менталитета, в котором тесным образом переплелись религия и обычаи, торжество «закона гор» и лишь немного – доставшийся в наследство от советского прошлого менталитет. Этническая конфликтогенность между Россией и Северным Кавказом обусловлена неодинаковостью во взглядах, тем более, когда речь заходит о территориальных границах. Этноцентризм (этнический эгоизм) играет в данном процессе значительную роль. Кроме этого, ислам довольно активно используется этническим сепаратизмом.

В целом, говоря об идейно-политических средствах противодействия этносоциальным конфликтам, необходимо учитывать особенности данного этнического общества, его психологию, морально-этические нормы, уровень духовного развития. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка. Всё это взаимодействует, изменяется и в целом образует поток общественной жизни, где огромную роль играет духовная жизнь как отдельного человека, так и общества в целом. И какой бы богатой ни была эта жизнь, она все же ограничена, если не усвоит духовных ценностей человечества, не почерпнет из сокровищницы других народов и истории. Богатства человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного этнического общества, тем более отдельного человека.

Общенациональный гуманизм – против понятия национальной исключительности: ни одна нация в мире не имеет права на такую самооценку. Как бы велики ни были её экономические и культурные достижения, она не может претендовать на какую-то избранность и привилегированность. Каждый народ, каждый этнос в силу своего определенного исторического положения имеет определенные исторические обязанности перед самим собой и перед человечеством. Чем выше национальное самосознание народа/этноса, чем сильнее чувство национального достоинства, с тем большим уважением он относится к другим народам/этносам. Без подлинной любви к человечеству нет и не может быть настоящей любви к своей родине, своему народу.

В ходе совокупного использования в рамках социальной философии всего арсенала отечественной и зарубежной науки, изучающей общество и этносоциальные конфликты, можно будет говорить о социальном и духовном благополучии современного российского общества.

В заключении предлагаются итоги исследования, представлены выводы и теоретические обобщения, на основе которых приведены рекомендации практического характера.

Диссертацию завершает список использованной литературы, который далеко не исчерпывает все работы по теме настоящего исследования.

1. Этносоциальные конфликты как предмет социально-философского рассмотрения: подход к проблеме // Вестник МГОУ. Серия "Философские науки" (выпуск в серии № 8-9). – № 3-4. – М.: Изд-во МГОУ, 2007. – 180 с. – С 54-60. – 0,5 п. л.

2. Сущность и классификация межэтнических конфликтов // Инновации в образовании. – № 12, 2007. – С. 53-64. – 0,5 п. л.

3. Социально-философский анализ природы межэтнических конфликтов // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании‘2007». – Том 6. Философия и филология. – Одесса: Черноморье, 2007. – 98 с. – C. 3-7. – 0,5 п. л.

4. Этносоциальные конфликты на территории Северного Кавказа: причины и следствия // Кафедральный вестник. Первый профессиональный университет. – № 4, 2007. – С. 58-67. – 0,5 п. л.

5. Радикальный ислам как объект политических манипуляций в условиях этносоциальных конфликтов // Труды СГА. - № 3, 2008. – С. 81-95. – 0,5 п. л.

6. Этносоциальные конфликты на территории современной России: истоки и пути преодоления // Сборник научных трудов по материалам Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции «Пассионарная энергия и этнос в развитой цивилизации». – М., 2008. – С. 96-101. – 0,5 п. л.

7. Проблема трансформации русского национализма: теоретические и практические аспекты // Современное образование: инновации, экономика, право. – № 1, 2008. – С. 151-160. – 0,5 п. л.

Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составил 3,5 п. л.

См.: Гумилев: история людей и история природы. – М., 1993, С. 45.

См., например: Dollard J., Dооb L. W., Мiller N. E., Mowrer О. Н., Sears R. R. Frustration and Aggression. New Haven and London, 1993; Gurr T., Harff B. Ethnic Conflict in World Politics. – Boulder, San Francisco, Oxford, 1994; Gurr T. R. Minorities at Risk. А Global View of Ethnopolitical Conflicts.– Washington, 1993; Greenfeld L. Nationalism: Five Roads to Modernity. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1992; Kisriev E. Islam’s Political Role in Daghestan // Central Asia and the Caucasus. 2000. № 5; Krisberg L. Constructive Conflicts: From Escalation to Resolution. – Lanham Boulder, New York, Oxford, 1998; Olzak S. "Analysis of Events in the Study of Collective Action" Annual Review of Sociology, №.15, 1989; Sandole D. Capturing the Complexiti of Conflict: Dealing with Violent Ethnic Conflicts in the Post-Cold War Era. – London & New York, 1999; Tuminez, Astrid *****ssian Nationalism Since 1856. Lanham (Md.): Rowman & Littlefield Publishers, 2000;

См., например: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. – М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001; Андреева психология. – М.: Аспект Пресс, 1996; Государственная политика России в конфликтных зонах (аналитические материалы). Центр этнополитических и региональных исследований. – М., 1994; Тишков эволюция национальной политики в России // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. – М., 1996. – № 000; Тишков В. О нации и национализме. Полемические заметки // Этнос и политика. – М., 2000; Тишков теории и политики этничности в России. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997; Тишков по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. – М., 2003; Дилигенский старый и новый (Личность в постсоветском социуме) // Полис. – 1999. – № 3; Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // http://www. soc. *****/materials/golovin/reader/dahrendorf/r_dahrendorf_ref. doc; Дмитриев: Учебное пособие. – М., 2000; О новом мышлении в межнациональных отношениях // Что делать? В поисках идей совершенствования межнациональных отношений в СССР. – М., 1989; Здравомыслов конфликты в постсоветском пространстве. – М., 1997; Здравомыслов конфликты и динамика национального самосознания россиян // Куда идёт Россия?.. Социальная трансформация постсоветского пространства / Под общ. ред. . – М.: «Аспект Пресс», 1996; Козер социального конфликта // Американская социологическая мысль. – М., 1996; , Попов конфликты в CCCP // Coветская этнография. – 1990. – № 1; Паин Э., Попов А. Чеченская политика России с 1991 по 1994 // Мировая экономика и международные отношения . – М., 1995. – № 5; Сахаров этапы и особенности русского национализма // Россия в XX веке: Проблемы национальных отношений / Под общ. ред. , . М.: Наука, 1999; Скворцов и трансформационные процессы // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. – СПб., 1995; Степанов переходного периода: Методологические, технологические, теоретические проблемы. – М., 1996; , Куконков конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. Вып.; Boulding K. Conflict and Defence. New York, 1988. XIV.

См. также работы, в которых представлены базовые положения синергетики и возможность ее применения в философской, социальной и культурологической сферах: , Буданов основания синергетики // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М.: Прогресс-Традиция, 2002; Каган и культурология // Синергетика и методы науки. – СПб.: Наука, 1998.

Национальная газета. – 1999. – № 3.

И др. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. – М., 1999. – С. 36.

Чешко и этничность // Этнографическое обозрение. – 1994. – № 6. – С. 39.

Дмитриев: Учебное пособие. – М., 2000. – С. 61-62.

См.: Лаптев моделирование социальных процессов // Математические структуры и моделирование. Омск: ОмГУ, 1999. № 3. С.109-124.

См.: Налчаджян. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. Ереван: Огебан, 2000, С. 76 – 77; Штроо групповых защитных механизмов. «Психологический журнал» - 2001. - № 1.

См.: Гринько В. Социальная революция. Общая теория социального конфликта // http://www. *****/diskurs_s/309.html

Батыгин функционализм Толкота Парсонса // http://www. ecsocman. *****/db/msg/182195.html

Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). Под ред. д. филос. н. . – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – С. 14.

Межнациональные отношения… Этот термин в последнее время довольно часто доносится из радиоэфира и с телевизионных экранов, а интересующиеся горячими новостями могут встретить его еще и на страницах современных периодических изданий или популярных Интернет-ресурсов. Иногда в хорошем контексте, но чаще, согласитесь, все же в грустном или тревожном. К сожалению…

В своей статье я предлагаю рассмотреть данный термин более подробно, дать ему определение, заглянуть в историю и привести некоторые типичные примеры.

Межнациональные отношения. Определение понятия

Межнациональные отношения - это совокупность индивидуально переживаемых отношений между людьми, которые принадлежат либо к разным национальностям, либо же являются представителями различных Данное понятие изучается сразу двумя общей психологией и этнопсихологией.

Как же возникают данные отношения?

Да, собственно говоря, они складываются постепенно, в процессе трудовой или а также вытекают из семьи, быта, дружеского и любого другого неформального общения.

В зависимости от исторического прошлого той или иной страны, социально-политической обстановки, экономических, культурных и бытовых условий жизни характер таких взаимоотношений может меняться и принимать дружественные, нейтральные или же (в самом крайнем случае) негативные формы. Кроме этого, на него может значительно влиять и личная заинтересованность в общении.

Межнациональные отношения. Их разновидности и формы

Такого рода отношения могут возникнуть между представителями разных национальностей на уровне одного государства, а также они, конечно же, могут сложиться между разными государствами или нациями.

Ученым удалось выделить две основные формы межнациональных отношений:

    этнический или национальный конфликт;

    мирное сотрудничество, включающее в себя сразу несколько подвидов:

Этническое смешивание. Возникает в том случае, если различные группы, стихийно смешиваясь между собой, спустя какое-то количество лет начинают образовывать одну нацию. Как правило, это происходит через Если углубиться в историю, то можно узнать, что именно таким способом некогда появились латиноамериканцы, в традициях которых и по сей день смешаны обычаи и испанцев, и португальцев, и рабов-африканцев, и местных аборигенов.

Этническая ассимиляция или поглощение. Случается в том случае, если один народ практически полностью растворяется в другом или даже одновременно нескольких. Это может произойти как в мирный, так и в военный период. Например, без кровопролитий и порабощений удалось сформироваться США. А вот в древности все происходило намного жестче, и в качестве примера можно привести конфликт между Ассирией и Римом.

Если сценарий ассимиляции носит насильственный характер, то более крупная и сильная нация запрещает второй, например, использовать свой язык или придерживаться собственных обычаев и традиций.

Способы решения конфликтов

По мнению современных социологов и политологов, если отношения между нациями зашли в тупик и любые попытки выйти из создавшейся ситуации, в конце концов, привели к еще большему ее обострению, существует несколько реальных способов повлиять на данный конфликт:

    Признать наличие межнациональных проблем и решить их с помощью методов национальной политики.

    На уровне нации осознать неприемлемость насилия и овладения культурой другого народа. Позволить любой национальности реализовывать свои свободы и права, уважать ее самобытность, язык и обычаи, не проявляя никакой вражды или недоверия.

    Для нормализации этнополитической ситуации использовать различные рычаги экономики.

    Создавать в тех регионах, для которых характерен смешанный национальный состав, различного рода культурную инфраструктуру. Например, национальные центры, школы с возможностью посещать уроки на родном языке, а также дать возможность соблюдать все национальные традиции и обычаи.

    Организовать специальные международные комиссии, советы или другие структуры, которые будут заниматься мирным решением всех возникающих национальных споров.

Проблема межнациональных отношений возникает, прежде всего, там, где люди не слышат друг друга и не хотят даже попробовать договориться мирным путем.

Лекция:

Межнациональные отношения

Межнациональными называются отношения между разными государствами, а также между разными народами одного государства.

Рассмотрим две тенденции межнациональных отношений современного мира. Первая – интеграция – тесные взаимовыгодные межнациональные контакты, сотрудничество в политике, экономике, культуре. В современном глобальном мире быстро растущим производительным силам тесно в рамках одной нации или одного государства. Идёт процесс широкой кооперации стран. Ярким примером экономической интеграции наций и государств является Европейский союз, объединяющий около 30 государств Европы. Примером политической интеграции служит ряд международных организаций, возглавляемых ООН. А примером культурной интеграции является празднование Рождества, хэллоуина и т.д. Интеграция государств способствует стиранию национальных границ и единению человечества. Важным принципом построения межнациональных отношений является толерантность, взаимоуважение наций.

Вторая тенденция межнациональных отношений – дифференциация , это обратный интеграции процесс, когда нации стремятся к самостоятельности, разъединению и противостоянию. Характерной чертой дифференциации является, к примеру, усиление протекционистских мер в международной торговле, националистические и экстремистские взгляды. Стремление наций к дифференциации привело к появлению таких социально-опасных явлений, как:

    национализм и его крайняя форма шовинизм, выражающиеся в ненависти к другим нациям;

    сегрегация – принудительное отделение одной нации от другой по какому - либо признаку, например, расовая дискриминация;

    геноцид – физическое уничтожение нации – особо тяжкое преступление против человечества;

    сепаратизм , заключающийся в стремлении нации отделиться от государства и создать своё самостоятельное государственное образование;

    этническая чистка – политика насильственного изгнания лиц иного этноса с территории страны.

Третья тенденция межнациональных отношений – глобализация (подробнее ).

Таким образом, существуют две основные формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество (стабильные отношения) и этнический конфликт (нестабильные отношения). О мирном сотрудничестве речь идёт тогда, когда нации взаимодействуют, приносят друг другу пользу. Основными формами мирного сотрудничества являются этническое смешивание путём межнациональных браков и этническое поглощение – естественная или насильственная ассимиляция, при которой одна нация полностью утрачивает свой язык, культуру и национальное самосознание. Этнический конфликт возникает в результате столкновения интересов разных наций и часто перерастает в вооруженную борьбу.

Причины этнических конфликтов и пути их разрешения


Причинами этнических конфликтов могут быть:

    территориальные притязания;

    борьба за политическую власть или политическую независимость;

    неравенство в обладании материальными ресурсами и благами;

    ущемление прав, ценностей, интересов этноса;

    этноцентризм – превосходные взгляды этноса к собственной культуре и отвержение другой культуры;

    ухудшение экологической обстановки на территории одного этноса из-за действий другого и другие.

Этнические конфликты приводят к тяжёлым последствиям, гибнут люди, разрушаются культурные ценности. Урегулирование этнических конфликтов, с одной стороны, зависит от деятельности международных организаций (прежде всего ООН) и комиссий, которые должны учитывать интересы каждой из конфликтующих сторон. А с другой стороны, зависит от внутренних установок самого человека. Очень важно, чтобы каждый человек не допускал насилия, придерживался гуманистических взглядов к решению этнических вопросов и поддерживал толерантные межнациональные отношения.

Сохранение стабильных межнациональных отношений является главной целью национальной политики любого государства. Основными её направлениями являются:

    обеспечение равноправия всех наций, проживающих в государстве, например, законы РФ гарантируют право каждого гражданина самому определять национальную принадлежность;

    создание условий для сохранения этнической культуры, например, преподавание родного языка в школах;

    организация мероприятий, сближающих нации и расширяющих культурные связи, например, проведение международных фестивалей песни и танца;

    профилактические меры, направленные на пропаганду нетерпимого отношения к национализму, шовинизму.