Характерными чертами закрытой системы рекрутирования элиты выступают. Типы элиты и ее структура. Положительные черты системы гильдий

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЕ

В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.Сущность, функции, структура, типология политических элит.

2.Особенности рекрутирования политической элиты.

3.Изменение правящей элиты России в процессе реформирования общества.

1. Политическая элита – это устойчивая социальная общность, основанная на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков,

Объединенных общими интересами,

Связанные с обладанием рычагами реальной власти,

Не допустить к ним другие группы,

Стабилизировать и укрепить позиции каждого ее члена.

Политическая элита - это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц,

Обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций,

Занимающих руководящие позиции в общественных институтах,

Непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе.

Политическая элита - это относительно привилегированная, политически господствующая группа,

Претендующая на представительство народа,

В демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам,

Относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.

В классической теории элит существует два подхода к определению ее природы:

l)Элитический – элита (фр. elite - лучшее, отборное, избранное), группа, занимающая властные позиции в руководстве (концепция «политического класса» Г. Моски).

2) Меритократический (от лат. meritus- заслуга, достоинство и греч. kratos- власть) элита как наиболее ценная и продуктивная часть общества (концепция В. Парето).

Существование элиты обусловлено действием следующих основных факторов:

Психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

Законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;



Высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

Широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей);

Практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

Политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

2 . Существуют две основные системы рекрутированияэлит:гильдий и антрепренерская.

Для системы гильдий характерны:

Закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх;

Высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства);

Небольшой, относительно закрытый круг селектората - члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель (глава правительства, фирмы и т.п.);

Подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

Тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.

Плюсы и минусы системы гильдий.

Уравновешенность решений,

Меньшая степень риска при их принятии

Меньшая вероятность внутренних конфликтов,

Большая предсказуемость политики.

Главные ценности этой системы - консенсус, гармония и преемственность.

Склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму;

Подмене формальных критериев отбора неформальными;

Порождает массовый конформизм, затрудняет исправление ошибок по инициативе снизу.

Антрепренерскую (предпринимательскую) систему отличают:

Открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров;

Широкий круг электората, который может включать всех избирателей страны;

Высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов;

Изменчивость состава элиты – на первый план выходят личные качества, активность, умения найти поддержку широкой аудитории.

Плюсы и минусы антрепренерской системы:

Больше ценит выдающиеся качества людей;

Открыта для молодых лидеров и нововведений.

Относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике;

Сравнительно слабая предсказуемость политики;

Склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом.

В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

3. Отечественные социологи приводят следующие данные об изменении элитного состава, уровне образования и источниках рекрутации современной элиты: средний возраст высшего руководства снизился с 61,8 (начало 80-х гг.) до 53,1 лет (конец 90-х гг.), повысился уровень образования высшего слоя элиты (примерно на 10%), а вот состав элиты изменился незначительно. Среди окружения президента лишь 25% составляют лица, не входившие в прежнюю номенклатуру, а в правительстве эта доля составляет 26% .Изменился механизм рекрутации элиты. Основным способом формирования элиты становятся выборы. Однако несмотря на функционирование избирательной системы, радикальной смены состава элиты в 90-х гг. не произошло. Это обстоятельство позволяет утверждать, что в 90-е гг. ограничился приток новых членов в элиту из не-элитных групп, а выборы стали важнейшим инструментом обеспечения легитимности современной российской элиты. Внутри правящей элиты современного российского общества наблюдаются две тенденции в развитии межгрупповых отношений. С одной стороны, обостряется конкуренция между внутриэлитными группами по поводу распределения власти, сфер влияния, собственности, капиталов и т.п. С другой - нарастает понимание того, что в условиях глубокого экономического кризиса, резкого падения жизненного уровня основной массы населения подобная конфронтация внутри элиты подрывает ее же власть. Отсюда стремление к выработке общих правил политической “игры”, поиск взаимных компромиссов и уступок.

Процесс смены элит в российском обществе еще не завершен. Новая российская элита отличается от старой советской – своей структурой, механизмами рекрутирования и легитимации, более высокой степенью конкурентности. Однако ее состав и некоторые черты внутриэлитных отношений несут на себе отпечаток «номенклатурного» прошлого.

Выводы

1.Политическая элита – это устойчивая социальная общность, основанная на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, объединенных общими интересами, связанные с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции каждого ее члена.

2.Главные ценности системы гильдий - консенсус, гармония и преемственность.В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

3.Процесс смены элит в российском обществе еще не завершен. Новая российская элита отличается от старой советской – своей структурой, механизмами рекрутирования и легитимации, более высокой степенью конкурентности.

Литература

Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001.

Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2000.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.

Шайхутдинов Р.Г. Механизмы формирования элит. - М.: Элитариум - Центр дистанционного образования, 2007.

Существуют две основные системы рекрутирования элит - антрепренерская и гильдий. В реальной действительности они в той или иной форме сочетаются, и недостатки одной компенсируются достоинствами другой.

Антрепренерскую систему отличают:

1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

2) небольшое число институ

циональных фильтров, то есть формальных требований для занятия должностей;

3) широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все избиратели страны;

4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих позиций;

5) первостепенная значимость личных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку избирателей.

Эта система демократична и наиболее приемлема для людей динамичных, образованных, способных к инновациям.

Ее недостатками являются частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, конфликты внутри элиты, значительная вероятность выдвижения людей непрофессиональных, склонных к популизму и внешнему эффекту.

В целом же, как показывает практика, антрепренерская система наиболее отвечает современным реалиям.

Для формирующегося постиндустриального общества основным критерием рекрутирования элиты являются способности, но сохраняют свое значение и факторы происхождения, собственности.

Для системы гильдий характерны:

1) закрытость, отбор претендентов на высокие посты главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное постепенное продвижение по ступеням служебной иерархии; AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

2) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров - формальных требований для занятия должности: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности, положительная характеристика, национальность и т. д.;

3) узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель - глава правительства или фирмы, первый секретарь райкома партии и т. п.;

4) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты, вытекающая из вышеизложенных характеристик.

Система гильдий преобладала в странах тоталитарных. Ее элементы имеются в Великобритании, Японии, Германии и других странах.

Действие этой системы может быть проиллюстрировано на примере ФРГ. Для того чтобы сделать карьеру, верхней ступенькой которой было бы вхождение в правящую верхушку, необходимо, как минимум, отвечать следующим требованиям.

Во-первых, происхождение родителей кандидата должно быть достаточно высоким. Компенсацией за недостаточно репрезентативное происхождение может быть брак с представителем более высокой социальной группы.

Во-вторых, необходим определенный тип воспитания, которое, как правило, можно получить лишь в большом городе, в соединении с университетским образованием.

В-третьих, кандидат в элиту должен исповедовать одну из двух основных религий и придерживаться определенной системы взглядов.

В-четвертых, он должен иметь профессию или род деятельности, открывающий большие шансы для продвижения.

С некоторыми модификациями эти условия определяют селекцию элиты и в других странах Запада.

Система гильдий также имеет свои достоинства и недостатки.

К числу ее сильных сторон относятся высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, малая вероятность внутренних конфликтов.

В то же время система гильдий генерирует бюрократизм, порождает консерватизм и конформизм. Без дополнения конкурентными механизмами она ведет к постепенной деградации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту, неспособную к эффективному управлению.

Собственно, это и произошло в странах социализма, где господствовала номенклатурная система рекрутирования политической элиты - типичный вариант системы гильдий. В СССР критериями формирования элиты были полнейший идеологический и политический конформизм (так называемая «политическая зрелость»), личная преданность руководству, родственные связи, знание «правил игры» и т. п. Эти и подобные «фильтры» отсеивали наиболее ярких людей, деформировали личность.

В СССР, в отличие от многих стран Восточной Европы, не сформировалась сколько-нибудь влиятельная демократическая контрэлита. Значительная часть нынешней российской элиты имеет номенклатурное прошлое, и находилась на вторых-третьих ролях в советской системе власти. Единственная элитная группа, где сегодня преобладают люди, не входившие прежде в номенклатуру,- это элита бизнеса.

Латентным периодом в формировании российской элиты были годы перестройки. Демократизация общественной жизни создала условия для включения советской элиты в новые для нее виды деятельности, которые позволили трансформировать номенклатурный статус в экономический и политический капитал.

С начала девяностых годов в правящем слое России произошли следующие изменения: омоложение, снижение доли выходцев из села, широкое рекрутирование интеллектуалов и профессионалов. В результате в нем возрос удельный вес рыночно ориентированных хозяйственников и прагматиков.

Эти процессы сопровождались ослаблением идейно-политического размежевания политической элиты. В первые постсоветские годы оно основывалось на противостоянии модернизаторских, либерально-реформаторских, и консервативных, национал-коммунистических элит. Впоследствии демократы-либералы первой волны частично были оттеснены на периферию политической жизни, частично абсорбировались в бюрократически-управленческом слое, сформировавшемся в основном из советской номенклатуры. Значительная часть коммунистической элиты, особенно региональной, несмотря на использование конфронтационной фразеологии, также вошла в бюрократические структуры и перестала быть антисистемной силой.

В целом же, несмотря на происшедшие изменения, уровень деловых и нравственных качеств нынешней элиты продолжает оставаться невысоким. При почти полном отсутствии социального контроля над властью это обстоятельство стало одной из существенных причин кризиса российского общества.

Группировки, составляющие нынешнюю элиту, рыхлы и аморфны, их раздирают острые противоречия. Имеет место ожесточенная конкуренция между самими группировками. Сложившийся внутри элиты расклад сил не позволяет ни одной из них занять господствующее положение.

Наряду с соперничеством различных кланов и группировок внутри элиты проявилась и другая тенденция - к их консолидации для сохранения власти. Об этом, в частности, свидетельствует возникновение в 1996 году так называемой «семибанкирщины» с целью переизбрания Б. Н. Ельцина президентом.

Многие группы российской элиты ищут свою политическую и идеологическую идентичность. Это проявляется в неожиданных альянсах, «изменах», отколах, расколах, в трансформации либералов в государственников и национал-патриотов.

Слабость российской элиты проявляется и в отсутствии у нее долговременной программы реформ, в попытках механически перенести на отечественную почву основные ценности либерализма. В отечественных условиях эти ценности нередко искажаются до неузнаваемости: индивидуализм трансформируется в безудержный эгоизм, свобода - в безответственность и произвол, конкуренция - в диктат сильного по отношению к соперникам и т. д.

Системы рекрутирования элит оказывают большое влияние на социальный состав и качественные характеристики членов элиты. Выделяют две основные системы рекрутирования: 1) система гильдий; 2) антрепренерская система. Основными чертами системы гильдий являются следующие:

Закрытость;

Медленный путь наверх;

Множество промежуточных уровней в карьерном росте;

Большое число институциональных фильтров (формальных требований для занятия должности - партийность, возраст, образование, стаж работы, социальное происхождение, положительные характеристики руководства и т.д.);

Узкий круг селектората (как правило, члены вышестоящего органа, осуществляющие селекцию - отбор кандидатов);

Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.

Примером данной системы рекрутирования может служить советская номенклатурная система 1960-80-х гг.

Антрепренерская система во многом противоположна системе гильдий и характеризуется более высокой конкуренцией, возрастанием значимости личностных качеств, небольшим числом институциональных фильтров, широким кругом выборщиков (электорат). Данная система преобладает во всех развитых демократических странах.

У каждой системы есть свои достоинства и недостатки. Считается, что антрепренерская система более гибкая, открыта для инноваций, хорошо приспособлена к динамизму современной жизни. Но она делает менее предсказуемой политический курс государства, увеличивает риски, связанные с возможным радикальным изменением курса правительства (после выборов курс правительства может развернуться на 180 градусов). Система гильдий делает более предсказуемым поведение нового руководства, уменьшает вероятность внутренних конфликтов, но она может вести к бюрократизации, геронтократии (власти стариков), формированию «семей», «землячеств» и «кланов». Процесс формирования власти «кремлевских старцев» в СССР можно увидеть, обратившись к таблице. При этом надо иметь в виду, что занятие низших номенклатурных должностей еще не делало человека членом политической элиты. Номенклатура была своего рода правящим классом и источником кадров для формирования политической элиты. В этот период советской истории люди часто достигали политических высот, когда им было уже более 60 лет. М.С. Горбачев, ставший Генеральным секретарем ЦК КПСС в возрасте 54 лет, воспринимался как очень молодой человек.

«Длина» номенклатурной карьеры в разные периоды советской истории (среднее количество лет работы до занятия первой номенклатурной

должности)

К середине 1970-х гг. сократилась вариативность карьеры: появился некий пропускной пункт («актив»), через который надо было обязательно пройти, чтобы быть допущенным к высокостатусным позициям. Роль такого «предбанника» играла должность руководителя среднего звена: заместителя директора, главного инженера, секретаря парткома. К середине 1970-х гг. вертикальная мобильность окончательно приобрела характер медленного продвижения по строго выверенной карьерной лестнице. Стало невозможно сделать карьеру, не будучи руководителем. Общество становилось все более закрытым. Несостоявшаяся мобильность была серьезным депрессивным фактором, особо значимым для людей, ориентированных на карьеру. Чем выше оценивались собственные социальные ресурсы, тем сильнее была фрустрация. Любая возможность изменить ситуацию обладала особой привлекательностью: все ожидания преломлялись сквозь призму восходящей мобильности. В 1970­80-х гг. «старел» и комсомол. Так, один из последних лидеров ВЛКСМ Борис Пастухов (первый секретарь ВЛКСМ с 1977 по 1982 г.) занял этот пост в 44 года. В 1966 г. средний возраст членов Политбюро равнялся 58 годам, а в 1981 г. он уже превысил 70. Средняя продолжительность пребывания в министерском кресле в 1980 г. превышала 13 лет. Другой особенностью советской номенклатурной системы была ее клановость, принимавшая форму землячеств. Вокруг Л.И. Брежнева сформировалось Днепропетровское и Молдавское землячества, представители которых когда-то работали вместе с ним на Украине и в Молдавии, а после того, как Брежнев стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, заняли ключевые посты в партии и правительстве.

М.С. Горбачев, начав перестройку (в том числе и политической системы), не сумел создать своей команды, наделал очень много ошибок и, в конечном счете, потерял власть. Попытка опираться на индивидуальные достоинства выдвиженцев в вопросах кадровой политики, игнорируя их преданность главе государства, оказалась неудачной. Постоянно меняя кадры, М.С. Горбачев так и не сумел сформировать вокруг себя команду. При нем начался переход от системы гильдий к антрепренерской системе рекрутирования членов элит, что наглядно продемонстрировали итоги выборов народных депутатов СССР 1989 г. На этих выборах часть депутатов была избрана, пройдя реальную конкурентную борьбу кандидатов. Окончательно переход к антрепренерской системе осуществляется уже при Б.Н. Ельцине. Свободные выборы депутатов парламента и региональных руководителей в 1990-е гг. радикально изменили саму систему рекрутирования элиты. При Б.Н. Ельцине политическая элита «помолодела» (особенно это было заметно в Правительстве РФ, когда на министерских постах часто оказывались люди в возрасте до 40 лет) . Наряду с плюсами (энергичность, готовность строить рыночную экономику) такое резкое «омоложение» имело и много минусов. У власти часто оказывались малоопытные, некомпетентные люди.

Во времена президентства В.В. Путине в целом еще сохраняется антрепренерская система, но уже намечаются тенденции возврата к системе гильдий. Не случайно политологи начинают говорить о ярко выраженной клановости, как в брежневские времена, о доминировании так называемых «питерских», которые представлены соратниками В.В. Путина по работе в мэрии Санкт-Петербурга и в органах госбезопасности. Питерское землячество стало более многочисленным, чем землячества в период Л.И. Брежнева. В принципе, антрепренерская система не исключает существования команды президента, члены которой подбираются им лично, с учетом, в том числе, и прежнего опыта совместной работы. Но когда команда в течение десятилетий находится у власти, когда до минимума сокращается доступ в элиту для новых людей, а вместо ротации кадров происходит «пересаживание» высших чиновников из одного кресла в другое и когда личная преданность полностью вытесняет деловые качества, тогда возникает явная угроза возврата к системе гильдий. Более того, в высшем руководстве современной России отмечаются тенденци и, не свойственные даже номенклатурной эпохе. Речь идет о родственных и супружеских узах, которыми оказываются связаны некоторые члены правительства. Такого рода «семейственность» была несвойственна советской элите. Не характерна она и для развитых демократических государств с антрепренерской системой рекрутирования элиты.

26. Политическое лидерство: сущность, теории и типологии.

Проблема политического лидерства имеет богатейшую историю ис­следования. Уже в древней мифологии вожди наделялись сверхъесте­ственными качествами. Взгляд на историю как на результат действий правителей долгое время являлся господствующим в историографии. На этих позициях стояли мыслители античности (наделяли правителя различными необыкновенными качествами), дворянская историогра­фия (смена правителя - смена эпохи), средневековые богословы (ис­тория творится Богом через действия королей) и т. д. Подобных взгля­дов придерживались и буржуазные мыслители: Н. Макиавелли, при­знавая роль масс, ведущие позиции в политике оставлял за вождем. Гегель писал, что цели, которым следуют великие люди, содержат момент всеобщего. Т. Карлейль считал, что вожди руководят «тупо­умной толпой». Г. Тард подчеркивал, что всс достижения цивилиза­ции - результат деятельности великих лидеров. Хотя и высказыва­лись идеи о возрастающей роли масс в истории (Г. Лебон), но массы в этом случае представлялись как «толпа, идущая за лидером». Подоб­ные взгляды высказывали и русские народники.

На современные концепции политического лидерства наибольшее влияние оказали марксистский подход к проблеме личности и народ­ных масс в истории, идея лидерства, разработанная 3. Фрейдом и его последователями. В современной политической науке существует множество подходов к пониманию сущности лидерства. Наиболее распространенными являются:

Теория черт (Э. Богардус). Лидерство рассматривается как чисто социально-психологический феномен. Лидер - это человек, обла­дающий особой совокупностью таких черт, как интеллект, характер, организаторские способности, коммуникабельность, такт, чувство юмора, умение привлекать к себе внимание и т. д. Здесь игнорируется социальная природа лидерства, утверждается, что набор названных черт делает человек лидером автоматически.

2. Ситуационный подход (Э. Фромм, Д. Рисмен). Лидерство зависит от конкретной ситуации. С учетом сложившейся ситуации человек, обладающий определенными чертами, может стать лидером. В другой ситуации он никогда не станет им. Соответственно лидер вырабатыва­ет в себе качества, отвечающие конъюнктуре или «ситуационному спросу», и является своеобразным флюгером, действующим по об­стоятельствам. Отвергая самостоятельность личности, лидер обрека­ется на пассивность, подчинение условиям с целью сохранения своей карьеры.

3. Функционализм (Д. Эдингер). Лидерство - это такое положение в обществе, которое характеризуется способностью одной личности направлять и организовывать коллективное поведение всех его чле­нов. Лидер в силу своих способностей берет на себя ряд важнейших функций в обществе: управление, регулирование, контроль политиче­ских отношений. Эта теория не учитывает того факта, что для реали­зации способностей личности нужны определенные условия и воз­можности.

4. Теория определяющей роли последователей (Ф. Стэнфорд). Ли­дер всегда имеет последователей. Выдвижение лидера зависит от под­держки группы. Лидер - это инструмент в руках группы, которая его выдвинула для защиты своих интересов и превращает в марионетку, действующую на потребу толпы и по ее критериям. Главное значение приобретает не анализ деятельного лидера, а его последователей. Не раскрывая сущности лидерства, данная теория раскрывает достаточно полно главную причину ослабления лидерства.

5. Компенсаторная теория политики рассма! ривает проблему ли­дерства на основе психоанализа (А. Адлер, Г. Лассуэл). Лидерство, вернее стремление к лидерству, представляется, как стремление ком­пенсировать свою личную неполноценность в какой-то области (фи­зической, психической, моральной и т. д.). Борьба за власть (соответ­ственно за лидерство) рассматривается как борьба за самоутвержде­ние, за достижение ведущих позиций в обществе с целью компенсиро­вать все свои переживания. Истории известны подобные примеры, но они не вытекают из объективной закономерности.

6. Психологическая интерпретация (3. Фрейд). В основе об­щественной жизни лежит психика, и любой человек стремится к вла­сти. Но это стремление людей проявляется в различной степени. Ли­деры одержимы волей к власти. А лидерство является определенным видом помешательства, как следствие невроза. Ряд политических ли­деров были невротиками, по из этого еще не следует закономерности. Общество делится на психически нормальных людей и лидеров (нев­ротиков).

7. «Синтетический» подход к лидерству в западной политологии сводится к преодолению односторонности предыдущих концепций. Однако, объединяя различные точки зрения и отказываясь от их объ­ективного анализа, его последователи не могут создать единую, внут­ренне непротиворечивую теорию лидерства. Совмещая порой проти­воположные подходы, они получают лишь эклектическую концеп­цию, не дающую ничего нового.

8. Для отечественной политической науки характерен несколько иной подход к проблеме политического лидерства.

Само понятие «лидер» в переводе с английского означает ведущий, авторитетный член организации или малой группы. В понимании сущности лидерства важно выяснить причины появления лидера на политической арене.

Во-первых, традиционное функционирование в данном обществе института политического лидерства, когда на смену лидеру прихо­дит другой (по наследству, преемственности или другим причи­нам). Демократическое общество предполагает существование ши­рокого круга лидеров, которые, постоянно конкурируя между со­бой, сменяют друг друга.

Во-вторых, появление политического лидера обусловлено опреде­ленными социально-политическими условиями, складывающимися в стране. Это обычно связано с различного рода кризисами обще­ства и социальными переворотами, приводящими к смене власти.

Политический лидер выполняет в общсствс ряд функций. Американ­ский политолог Р. Такер выделяет следующие:

1. Лидеры осуществляют функцию оценки, т. е. дают своевременный и всесторонний анализ сложившейся ситуации.

2. Лидеры вырабатывают линию поведения, разрабатывают про­грамму действий для достижения поставленных целей.

3. Лидеры выполняют мобилизующую функцию, т. е. стремятся по­лучить массовую поддержку в осуществлении намеченного плана действий.

4. Лидер принимает решение. Анализируя изменения политической ситуации, он определяет перспективные путиразвития политического процесса и направляет всю общественную деятельность в этом русле.

Выступая активным субъектом политики и являясь непос­редственным носителем политической власти, лидер, по сути, ока­зывает огромное влияние на политическую жизнь. В современном обществе лидерство представляет собой способ формирования власти, основанной на интеграции различных групп для решения проблем и задач общественного развития путем претворения в жизнь выдвигае­мой лидером программы.

В соответствии с этим можно говорить о том, что лидерство сущест­вует на трех социальных уровнях, где решаются различные задачи.

Лидерство на уровне малой группы, объединенной политическими интересами. Оно направляет и организует действия данной группы. Главное значение здесь имеют личные качества лидера: способ­ность принимать решения, брать на себя ответственность и т. д. Данное лидерство присуще всем обществам. Лидер выполняет ин­тегративную функцию.

Лидерство на уровне политических движений в контексте притяза­ний па власть конкретных социальных групп. Здесь имеют значе­ние не узкогрупповые интересы, а общий социальный статус. Зна­чение для выдвижения лидера уже имеют не только его личные ка­чества, но и способность отражать интересы той социальной сре­ды, которая его выдвинула. Лидер выполняет не только интегра­тивную, но и прагматическую функцию, выражающуюся в выра­ботке программы действий. И этот уровень лидерства проявляется в любом обществе.

Лидерство как способ организации власти в рамках всего общест­ва, но при условии существования гражданского общества, разде - лсния властей, а также социально-классового деления общества. Это самый высокий уровень лидерства и существует только в ука­занных условиях. Оно предполагает взаимное удовлетворение ин­тересов как лидера, так и «ведомых» (может быть даже иллюзор­ное, мнимое). Ведь в общественном сознании присутствует убеж­дение, что действия лидера приносят выгоду обеим сторонам. Ли­дер поддерживает свои позиции не только с помощью правовой регламентации, но и морально-ценностными регуляторами его по­ведения. Кроме интегративной и прагматической функции, здесь лидер выполняет еще и координационную.

Рассмотренные уровни политического лидерства раскрывают этапы становления самого политического лидера. Именно на третьем уровне лидер становится действительным носителем власти и творцом поли­тики.

На этом уровне можно говорить о лидерстве в национальном мас­штабе, которое характеризуется следующими признаками:

Дистанционное лидерство, т. е. лидер и его последователи не име­ют прямых контактов;

Многоролевое лидерство, т. с. лидер ориентируется на потребности своего непосредственного окружения, политической партии, бюро­кратической исполнительной машины, всего населения, и его зада­ча, следовательно, поддерживать эти интересы в определенном равновесии;

Корпоративное лидерство, хотя и индивидуальное. В современных условиях лидер - это продукт «организованной активности», чис­то символическая фигура, он действует в рамках определенных предписаний, установленных норм, а его роли выполняют другие люди, его штаб (команда), «исполнительская элита». Лидеры лишь персонифицируют решения, выработанные коллективом людей, обладающих профессиональными знаниями.

Политические лидеры выдвигаются определенными социальными группами, и их роль зависит от положения этой группы в обществе и от ее поддержки лидера. Лидер не может по своему усмотрению тво­рить историю. Хотя, безусловно, политические лидеры, выражая ин­тересы определенных групп людей, могут оказывать значительное воздействие на ход событий, Роль лидеров особенно велика в пере­ломные периоды развития, когда требуется быстрое принятие реше­ний, способность правильно понять конкретные задачи.

Какие же качества необходимы лидеру для завоевания и удержания своего ведущего положения в обществе? Не претендуя на полноту, назовем лишь основные характеристики политического лидера. Ли­дер должен:

Учитывать, выражать и отстаивать интересы определенной соци­альной группы, интересы общества ставить выше личных;

Иметь свою собственную (или выражать групповую) политическую программу;

Обладать способностью организовать действия масс для выполне­ния этой программы, бороться со своими политическими соперни­кам за отстаивание и осуществление своей программы;

Уметь завоевать массы, чтобы обеспечить себе популярность;

Иметь время и возможности для доказательства своего лидерства;

Постоянно всей своей практической деятельностью подтверждать свое право на лидерство;

Обладать определенным уровнем политической культуры;

Сохранять свое политическое лицо независимо от наличия офици­ального поста или потери его;

Быть активным участником общественных отношений, оказывать влияние на их изменение;

Обладать набором определенных личных качеств (эрудированно­стью, корректностью, профессиональной подготовкой, моральной устойчивостью, волей, целеустремленностью, настойчивостью, коммуникабельностью, ораторскими способностями и др).

Настоящие политические лидеры формируются в политической борьбе. Каждый лидер стремится иметь как можно больше сторонни­ков, формализоваться, войти в существующую политическую систему.

На основе всего вышеизложенного можно дать развернутое опреде­ление политического лидера.

Политический лидер - это личность, ведущая за собой последова­телей и оказывающая постоянное и доминирующее влияние на все общество или то или иное политическое объединение при принятии решений с целью реализации своих политических интересов.

Становление политического лидера на практике можно определить следующими этапами:

1) возникновение общественных движений и выделение их лидеров;

2) образование партий, выработка их программных установок и ор­ганизационных принципов;

3) формирование иерархии партийно-политического руководства;

4) борьба за власть, приход партии к власти, участие в управлении государством, делегирование партийных лидеров на руководящие го­сударственные должности, появление лидеров-руководителей.

Множество различных подходов к проблеме лидерства породило на­стоятельную потребность разрабатыватьтипологию лидерства. Клас­сическим примером подобной классификации можно назвать типоло­гию, предложенную М. Вебером, который выделяет три типа лидерст­ва:

1. Традиционное лидерство, которое основано на вере в святость традиций, обычаев. Авторитет лидера традиционен и зачастую пере­дается по наследству. Этот тип лидерства характерен для развития общества в докапиталистическую эпоху.

2. Рационально-легальное лидерство, которое основано на вере в за­конность существующего порядка, его «разумность». При данном ти­пе политический лидер становится лидером-бюрократом, выполняю­щим определенные функции в системе государственного управления. Лидерство становится инструментом закона. Лидер выдвигается не по личным качествам или заслугам, а с помощью законных бюрократиче­ских процедур, без труда осуществляется и его замена. Этот тип ли­дерства характерен для «индустриального» общества. Высшим его проявлением выступает пресловутая номенклатура. Это лидерство обезличено.

3. Харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестест­венные особенности вождя, его одаренность, уникальность, создание культа личности. Наделение лидера исключительными способностями требует и поклонения ему. В отличие от двух предыдущих типов, ха­ризматическое лидерство возникает в кризисные периоды развития общества, а затем по мере стабилизации трансформируется в традици­онное или рационально-легальное.

Оригинальный подход лс-Аребле^е типологии лидерства предлагает американский политоло^ Я/Херман^оторый выделяет 4 собиратель­ных типа лидера. /

1. Лидер-знамепосец, кбторый имёет собственное видение реально­сти, выдвигает собствсннукПтрограмму деятельности. Этот лидер имеет идею, ради которой можно измсиить существующую политиче­скую систему.

2. Лидер-служитель, который выражает интересы своих привержен­цев и действует от их имени. Он выступает проводником идей своей группы и исполнителем ее задач.

3. Лидер-торговец, для которого важна его способность убеждать. Благодаря этому группа «покупает» его планы и сама вовлекается в их осуществление. Главное для такого лидера - умение поднести свой «товар» (т. е. свою программу).

4. Лидер-пожарный, который быстро и своевременно откликается на острые проблемы. Это человек, который улавливает потребности насущного момента, и за счет этого занимает ведущее положение.

Интересен подход Парето, который разделял лидеров по методам деятельности на львов и лис.

Можно классифицировать лидерство с точки зрения механизма вла­сти или роли лидера в преобразовании общества (Р. Такер).

1. Лидер-копсерватор выступает против изменений, тормозит разви­тие, ссылаясь на традиции и установленные нормы.

2. Лидер-реформатор, который верит в существующие обществен­ные идеалы, видит противоречие между ними и практикой, поэтому призывает людей изменить свое поведение.

3. Лидер-революционер не только отвергает стереотипы, но и сами идеалы, утверждаемые в обществе. Это лидеры, призывающие и осу­ществляющие измеиение социально-политического строя. На изломах общества активизируется популистский тип лидера.

Г. Лассуэлл предложил свою классификацию на основе склонности лидеров к определенной модели поведения и выделил лидеров - агитаторов, организаторов и теоретиков.

Классифицировать лидерство можно и по степени институцио - налыюсти: формальное и неформальное.

Самой крайней, извращенной формой проявления лидерства будет культ личности.

Развернутая система политических лидеров позволяет полнее выяс­нить сущность лидерства, разобраться в его особенностях.

По своей сути лидерство связано со стремлением к власти, и уже то, как лидер распорядится этой властью, во многом определяет развитие политических отношений в обществе, формирование определенного типа политической системы.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются:

· ненаследственные , например аристократия,

· ценностные - лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции,

· властные - непосредственные обладатели власти и

· функциональные - профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают правящую , непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую , рекрутирующуюся из общества, и закрытую , воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю . Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти.

К средней элите относят примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам - доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», - высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов - в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

Одной из достаточно содержательных классификаций политической элиты в демократическом обществе является выделение в зависимости от степени развитости и соотношения вертикальных (социальная представительность) и горизонтальных (внутригрупповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных типов:

· стабильной демократической («этаблированной») элиты - высокая представительность и высокая групповая интеграция;

· плюралистической - высокая представительность и низкая групповая интеграция;

· властной - низкая представительность и высокая групповая интеграция

· дезинтегрированной - низкие оба показателя

Системы рекрутирования элит

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий.

Существуют две основные системы рекрутирования элит:

1) Системы гильдий :

· закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх.

· высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей.

· небольшой, относительно закрытый круг селектората.

· подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

· тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.

2) Антрепренерская система рекрутирования элит:

· открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

· небольшое число формальных требований, институциональных фильтров;

· широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны;

· высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов;

· изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы - консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.

11. Эволюция политической элиты в России: правящий класс, советская номенклатура, современная российская элита.

Последнее десятилетие ХХ в. в России явилось периодом становления новой постсоветской элиты. Главная особенность данного процесса - внутренняя содержательная противоречивость. С одной стороны, правящая группа постепенно приобретает черты, во многом схожие с чертами аналогичных групп демократических стран. Основой для этого служат проводимые в стране реформы, изменяющие социальную структуру общества, меняющие мировоззрение населения. С другой стороны, в недрах элиты до сих пор стабильно воспроизводятся образцы мировоззрения и поведения, бывшие характерными для советской номенклатуры : стремление выразить свой корпоративный интерес, создать себе привилегии и др.

Но несмотря на факт столь тесной взаимосвязи с советским правящим классом, наиболее общие качественные характеристики элиты претерпели в 90-е гг. достаточно существенные изменения:

· произошло ее значительное омоложение (в сравнении с советским периодом на 7 - 10 лет). Средний возраст представителя элиты 90-х гг. - 45 лет;

· значительно снизилась доля выходцев из низших слоев общества.

· увеличилось количество лиц с высшим образованием.

Самое главное изменилась и сама система рекрутирования. В постсоветский период стал возможен неноменклатурный путь наверх для субэлитных групп.
Существенной особенностью современной российской элиты является ее структурная неоднородность. Она проявляется на уровне ценностных ориентаций. В регионах выделяются три типа элиты в зависимости от их отношения к проводящимся в стране реформам. Это группы либеральной, неконсервативной и социалистической элиты. Либеральная элита преобладает в промышленно развитых западных и центральных районах, крупных мегаполисах (Нижний Новгород, Екатеринбург). В районах со средним уровнем развития и преимущественно аграрного профиля, а также в приграничных районах преобладают политики консервативной ориентации, отстаивающие идеи державности, сильной центральной власти, гарантированности прав доминирующей национальной группы. В районах так называемого "красного пояса" доминирующей является элита социалистической ориентации.
Неоднородность проявляется также и на уровне изначальных статусных позиций людей, составляющих ныне российскую элиту.Помимо выходцев из кругов советской номенклатуры в ней четко прослеживаются группы:

· бывших диссидентов - противников коммунистического режима;

· представителей бизнеса, сделавших карьеру и состояние в период перестройки;

· бывших кадровых офицеров. В их активном проникновении во властные структуры (общегосударственные и региональные) в определенной степени отражается необходимость повышения дисциплины и исполнительности власти;

· научной и художественной интеллигенции;

· политиков, свободных от номенклатурного прошлого и заявивших о себе как о лидерах новых партий и движений.

Следствием неоднородности является слабость внутренних корпоративных взаимосвязей между отдельными звеньями элиты. Региональная элита в большинстве случаев находится в оппозиции к центральной; в рамках самой центральной элиты идет постоянная борьба за монопольное господство на политической арене. Конфликтные взаимоотношения складываются между различными сегментами экономической элиты. Опасность же заключается в том, что каждая из них пытается использовать политическую власть для ослабления конкурентов.
Специалисты делают вывод, что, начиная со второй половины 90-х гг., обозначилась тенденция к обособлению элиты от общества и стремление к самозамыканию.Определенным показателем этого является факт:

· инициации главами регионов и городов борьбы за снятие ограничений на повторное (третье и далее) занятие одних и тех же постов;

· вхождение 1/3 депутатского корпуса нынешней Государственной Думы в составы Думы 1-го и 2-го созывов;

· крепнущие связи политической и экономической элиты и ее фактическое слияние на местном уровне.

12. Политическое лидерство, его сущность и специфика. Современные теории политического лидерства.

Политический лидер - это личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию.Различают следующие виды политического лидерства:

· лидерство на уровне малой группы, объединенной политическими интересами;

Лидерство на уровне политических движений, связанных общностью политических интересов, основанной на одинаковом социальном статусе, а не узко групповых интересах, как в первом случае

Лидерство на государственном уровне, которое можно определить как способ организации и осуществления власти в условиях демократического развития общества, дифференциации социальных слоев на основе экономического положения и соответствующего политического сознания.

Лидера создает авторитет, он никем официально не назначается и даже не утверждается. Из всех претендентов на лидерство выбирается тот, кто выделяется большей активностью, заинтересованностью в общем деле, информированностью и эффективностью политической деятельности. Таким образом, лидером становится не тот, кто хочет, чтобы за ним шли, а тот, за кем люди идут без принуждения. И чем в большей мере предложенная им цель совпадает с тенденцией прогресса нации, тем лидером более широких народных масс он выступает.Различают формальное и неформальное лидерство.

Формальное лидерство - приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах.

В современной политологии выделяются следующие классификации элит по типам на основании тех или иных критериев:1) В зависимости от источников влияния и авторитета элиты подразделяются на: а) наследственные, т.е. получившие свой статус по наследству (например, рыцарство или дворянская аристократия); б) ценностные - т.е. возвысившиеся за счет обладания ценными для общества качествами (образование, авторитет, высокая нравственность); в) властные - за счет обладания властью; г) функциональные - в зависимости от профессии, выполняющей определенную функцию в обществе. 2) По отношению к государственной власти:

а) властная, в которую входят все те, кто обладает властью, т.е. "партия власти"; б) оппозиционная - т.е. элитные группы, отстраненные от власти и стремящиеся к ней вернуться. 3) По характеру отношений с обществом: а) открытая - т.е. допускающая в свои ряды выходцев из самых разных слоев своего общества; б) закрытая - т.е. рекрутирующая новых членов из состава собственной группы или слоя (например, дворянство); 4) По отношению к тому или иному уровню управления: а) высшая - государственные руководители, непосредственно участвующие в принятии важных политических решений; б) средняя - члены общества, обладающие высоким статусом, элитной профессией или образованием (в среднем около 5 % населения любой страны);в) маргинальная - лица, обладающие высокими показателями лишь по одному или двум из вышеназванных признаков: например, качественное образование без высокого дохода (положение значительной части современной российской интеллигенции), или высокий доход без престижной должности или образования (многие из числа т.н. "новых русских"); 5) По стилю управления и характеру отношений с обществом:а) демократическая - выражающая мнения и интересы большинства, допускающая участие широких масс в управлении;б) авторитарная - навязывающая большинству свою волю и не допускающая членов общества к осуществлению управления;в) либеральная - учитывающая мнения управляемых и допускающая их к участию в обсуждении принимаемых решений;.

6) По роду деятельности:

а) политическая элита - т.е. те, кто непосредственно принимает политические решения (первые лица государства) и способен эффективно воздействовать на политику в своих интересах (участвующие в политике ведущие бизнесмены, лоббисты и др.);

б) экономическая - крупные собственники, владельцы монополий, директора и управляющие крупнейшими частными компаниями;

в) бюрократическая - чиновники высшего и среднего уровня аппарата государственной власти;

г) идеологическая - ведущие деятели науки и культуры, представители духовенства и журналисты, оказывающие значительное влияние на общественное мнение.


В числе условий, обеспечивающих успешное функционирование и сильные политические позиции правящей элиты, обычно называют:1) Представительность - прочная связь определенного сегмента элиты с той группой, которая ее "породила" и выдвинула - например, связь профсоюзных "боссов" с рядовыми членами своего профсоюза, партийных лидеров - с низовыми ячейками и рядовыми партийцами; 2) Эффективность - т.е. способность правящей элиты успешно решать стоящие перед обществом проблемы; 3) Интеграция - т.е. объединение различных групп правящей элиты общества либо соглашение по поводу определенных ценностей или "правил игры" с целью сохранения собственных позиций и стабильности в обществе (пакты, договоры о согласии, консенсус); 4) Полноценное рекрутирование элиты (т.е. пополнение ее состава, отбор в нее новых членов с учетом определенных требований к ним.

Политологи выделяют две основных системы рекрутирования элит - система гильдий и т.н. антрепренерская (предпринимательская) системы. Особенностями системы гильдий являются: 1) Закрытость от общества, ограничение доступа в элиту новых членов; 2) Новые члены рекрутируются в основном из нижестоящих слоев самой же этой элиты; 3) Наличие большого ограничений и требований (фильтров) для вступающих в элиту новых членов: образование, происхождение, лояльность, партийная принадлежность, стаж, характеристика руководства и др.; 4) Ограниченность числа (круга) лиц, отбирающих в состав элиты новых членов; 5) За счет рекрутирования (отбора) себе подобных сохраняются основные социально - психологические черты существующего типа элиты. Сильными сторонами гильдейской системы рекрутирования являются: преемственность состава и сохранение согласия внутри элиты, отсечение потенциальных оппозиционеров и внутренняя стабильность. Ее очевидные минусы - бюрократизм, конформизм, затрудненность продвижения "наверх" талантливых и способных инициировать необходимые перемены людей, застойность и неспособность реагировать на изменения ситуации и кризисы. Имевшая гильдейский характер система отбора в руководящие органы КПСС отличалась всеми вышеперечисленными слабостями. Преобладание в партийной элите посредственностей и приспособленцев, ограниченность притока новых неординарно мыслящих людей, невосприимчивость к настроениям рядовых членов и общества не позволили Компартии адекватно отреагировать на происходившие с середины 80-ых гг. изменения и требования времени, приведя ее в итоге к политическому краху.

Особенностями антрепренерской (предпринимательской) системы рекрутирования соответственно являются: 1) Открытость, широкие возможности для выходцев из самых широких слоев общества войти в состав элиты; 2) Сравнительно незначительное число ограничений и требований для рекрутируемых в элиту новых людей (одаренность, компетентность, инициативность, соответствие моральным требованиям и др.); 3) Широкий круг лиц, отбирающих в элиту новых членов (в рамках демократии к ним относится большинство общества, все избиратели страны); 4) Острое соперничество, конкуренция за право занять руководящие посты; 5) Большое значение при отборе имеют личные качества и индивидуальные заслуги претендента на место в элите. Подобная система рекрутирования существует в странах с устоявшейся демократической формой правления. Плюсы антрепренерской системы состоят в том, что она ценит одаренных и незаурядных людей, открыта для новых лидеров и нововведений, и в целом подконтрольна обществу. Столь же очевидны ее недостатки: большая степень риска и угроза возникновения нестабильности, опасность острого противоборства и раскола в элите, возможность выбора на руководящий пост не ответственного перед обществом профессионала, а демагога и популиста. При этом следует помнить, что даже в условиях демократии наряду с элементами антрепренерской присутствуют элементы гильдейской системы отбора: им подчинено формирование высших эшелонов, продвижение на "верхних этажах" власти и комплектование силовых структур (армии, полиции) и спецслужб.

3.Политическое лидерство.
1. Понятие, основные теории и факторы лидерства

Феномен лидерства неоднозначен и многомерен, и помимо политологии, изучается в рамках таких дисциплин, как психология, социология, история, философская антропология и др. Лидерство (англ. leadership) присутствует везде, где имеются более или менее устойчивые объединения людей, и требуются власть и организация - в семье, в группе, в учреждении. Политическое лидерство осуществляется в рамках политических отношений и политической системы общества, в рамках государства и других политических институтов - партий, движений, групп давления, и т.д. В качестве политических лидеров выступают президент, премьер - министр и члены кабинета, члены парламента, лидеры и активисты политических партий, региональные руководители и мэры крупных городов. В истории политической мысли существует целый спектр теорий, обосновывающих неизбежность и необходимость выдвижения и возвышения лидеров в политике. Сама теория политического лидерства стала формироваться в период античности - именно тогда великий философ Платон, историки Геродот, Плутарх и Фукидид в своих произведениях уделяли политическим лидерам главное внимание, рассматривая легендарных героев, монархов и полководцев в качестве творцов истории. Значительный вклад в развитие представлений о роли лидера в политике внес итальянский политический мыслитель Н.Макиавелли - в своем известном сочинении "Государь" он отождествил лидера с государем, скрепляющим своей властью общество и использующим любые (в том числе и безнравственные) средства для поддержания общественного порядка и сохранения государства. Его практические рекомендации правителям государств высоко ценились и активно использовались О.Кромвелем, Наполеоном, Б.Муссолини и И.Сталиным.

Одновременно целый ряд политических и социальных мыслителей 19 - 20 вв. были приверженцами т.н. волюнтаристской теории лидерства, противопоставляющей "пассивной и косной массе" ярких и выдающихся личностей, являющихся подлинными творцами истории. К их числу относились американский философ Р.У.Эмерсон и английский историк Т.Карлейль, который в своем известном сочинении "Почитание героев и героическое в истории" предложил собственную типологию героев. Дальше всех в утверждении волюнтаристской природы лидерства пошел немецкий философ - иррационалист Ф.Ницше, пытавшийся в своих сочинениях обосновать необходимость формирования высшего биологического типа - сверхчеловека, отбрасывающего обыденную мещанскую мораль, утверждавшего новые ценности и свою волю к власти.

Значительное влияние на современные концепции природы лидерства оказал французский социолог Г.Тард (1843 - 1904), являющийся одним из разработчиков теории социализации. С его точки зрения, основным законом социальной жизни является подражание большинства членов общества людям, задающим определенные нормы и образцы поведения, совершающим великие открытия и создающим новые общественные институты. Без них, по Тарду, не было бы возможно никакое общественное развитие. В то же время для марксистской теории свойственна определенная недооценка роли лидерства и в целом личного фактора в истории. Главная роль в истории и политической жизни отводится классам, а конкретные исторические деятели в основном рассматриваются как выразители их интересов и воли. В рамках же современной политической науки выделяются следующие основные подходы к определению природы политического лидерства: 1) Лидерство как разновидность власти, направленной сверху вниз, носителем которой является человек или группа, побуждающие остальных людей к действиям (французский социолог Ж.Блондель); 2) Лидерство как управленческий статус, как руководящая должность, связанная с принятием обязательных для большинства решений (Ф.Даунтон). Иначе говоря, тот, кто занимает руководящий пост, и является лидером; 3) Лидерство как влияние на других людей, которое является постоянным, распространяется на всю группу, организацию или общество, направляется сверху вниз от лидера к членам выдвинувшей его группы, опирается на авторитет лидера и на признание правомерности его руководства (В.Кац, Л.Эдингер); 4) Лидерство как своего рода обмен или торг, при котором определенный деятель обещает связанной с ним группе или обществу отстаивать их интересы в обмен на поддержку его персоны (Дж. Оппенгеймер и Н.Фролих и др.); 5) Лидерство как порождение неформальных отношений внутри группы - лидер выдвигается стихийно снизу и принимается последователями, являясь символом единства и образцом поведения.

Одновременно в политологии существует ряд теорий, пытающихся определить основные факторы, лежащие в основе явления политического лидерства: 1) Теория черт рассматривает политическое лидерство как порождение личных качеств самого лидера - ума, воли, энергии, организаторских способностей, компетентности и ответственности, которые и позволяют лидеру доминировать в группе. В то же время специально проведенные социологические исследования ставят данную теорию под сомнение, поскольку показали, что все вышеперечисленные черты являются качествами личности вообще. 2) Ситуационная концепция рассматривает лидерство как порождение ситуации, требующей выдвижения личности с определенным набором качеств, способной решить стоящие перед обществом задачи (Р.Стогдилл, Т.Хилтон, А.Голдиер). Однако, по мнению критиков, данная теория заметно ограничивает самостоятельность лидера - в действительности он является не только порождением ситуации, но может встать над ней, направив события в желательное для себя русло. 3) Теория конституентов (т.е. последователей). Согласно ей, лидера "делают" его сторонники, последователи и активисты, ведущие пропаганду в его пользу - без их поддержки и учета их интересов лидер не состоится. При этом надо помнить, что лидер силой своей личности также влияет на сознание и поведение своих приверженцев, его действия на определенном этапе могут идти вразрез с интересами тех, кто привел его к власти, а сам лидер может менять свою социальную опору. 4) Наконец, психологическая концепция рассматривает лидерство как порождение индивидуальной и групповой психологии людей. Так, например, основоположник психоанализа З.Фрейд рассматривал поддержку лидера со стороны определенной группы или общества как результат переноса ими на его личность преобразованных сексуальных влечений (либидо) - именно из этого источника, по его мнению, проистекают любовь и восхищение вождями.

Последователи Фрейда - ученые Франкфуртской школы Э.Фромм, Т.Адорно, М.Хоркхаймер и др. выявили особый тип авторитарной личности, для которой власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от многочисленных собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Несмотря на ряд справедливо отмеченных моментов, подобное объяснение происхождения лидерства имеет слабодоказательный и субъективно - психологический характер, едва ли поддается основательной проверке.

Позитивные стороны всех рассмотренных выше подходов стремиться соединить в себе теория факторов политического лидерства, автором которой является американский политолог М.Херман. С его точки зрения, процесс становления и особенности конкретного политического лидера преопределяются следующими факторами: 1) Личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря которому он стал лидером - именно они влияют на его убеждения, политический стиль и характер выбранных им целей; 2) Характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный лидер - лидер всегда зависит от их поддержки, от характера требований и интересов, которые он обязан учитывать; 3) Характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит - чтобы сохранить поддержку сторонников, лидер должен идти на компромиссы и соглашения (в рамках демократического стиля правления), либо иметь достаточно силы и авторитета для навязывания своей воли (авторитарный стиль); 4) Контекст или условия, в которых осуществляется его руководящая роль - именно они определяют стиль, программу и используемые лидером средства управления; 5) Результаты взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит - т.е., иначе говоря, эффективность и результативность управления, от которых зависит поддержка и сохранение лидером его руководящей роли.

Индивидуальные же особенности конкретного политического лидера определяются следующими характеристиками: 1) Основные политические убеждения лидера; 2) Политический стиль лидера; 3) Мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться положения политического руководителя (карьерные, альтруистические и др.); 4) Реакция лидера на давление и стресс - т.е. степень его стойкости в экстраординарных и экстремальных ситуациях; 5) То, каким образом лидер оказался в положении политического руководителя; 6) Предшествующий политический опыт лидера; 7) Политический климат, в котором лидер начинал свою деятельность. Все вышеперечисленные характеристики - это те параметры, на которые следует обратить внимание при изучении фигуры конкретного политического лидера.