Понятие молодежи в современном обществе. Роль молодежи в современном обществе: условия развития, интересы и увлечения












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Раздел: Основные сферы общественной жизни. Социальная сфера.

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал: Microsoft Power Point.

Цели и задачи дидактического материала: Наглядно продемонстрировать ключевые моменты урока.

Используемые источники информации:

  1. Учебник Обществознание 10 класс. Под. ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение». 2011.
  2. Учебник Обществознание. Поурочные планы 10-11 классы / Сост. Т.А.Корнева – Волгоград: Учитель, 2007
  3. Интернет.

Возможности использования дидактического материала: Использование учителем на всех этапах урока. Учащимися при изучении нового материала.

Методические указания к уроку .

Возраст старшеклассников – это особый этап социализации. Это рубеж, когда человек, от рождения обладающий основными правами и свободами, должен без скидок на возраст оправдать ожидания общества. Но не у всех это получается. Вот поэтому тема урока «Молодежь в современном мире» является очень интересной и актуальной для учащихся. Озабоченность проблемами отношений человека и общества, смысла жизни и собственной деятельности характерны для многих, поэтому наряду с практико – ориентированным содержанием, обществознание должно выдвигать духовно-нравственные ориентиры, развивать способность по совести оценивать себя и общество с позиции человечности, порядочности, гражданственности. На уроке была сделана попытка это реализовать. Также на уроке идет формирование компетентности в сфере познавательной деятельности – способность адекватно понимать и анализировать ситуации, знать базовые понятия, самостоятельно получать информацию из различных источников. В частности на уроке использовался компьютер и сеть Интернет. Большое внимание на уроке необходимо уделять умению взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Исходя из вышесказанного на данном уроке, на мой взгляд, идет сочетание традиционной методики и использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Аннотация урока .

Данный урок представляет собой урок-практикум. В ходе урока обобщаются сведения учащихся о молодежи как особой социальной группе, ведется сравнительный анализ между молодежью и людьми старшего поколения, дается оценка поведению молодежи в настоящее время и делаются выводы, о том как сохранить свою индивидуальность в меняющемся мире. Для обеспечения наглядности к уроку составлена презентация, которая содержит все основные этапы урока, знакомство с возрастными критериями молодежи, особенностями этой социальной группы, выводы по изученной теме. На мой взгляд, такая презентация материала способствует:

  • Развитию познавательного интереса учащихся с помощью наглядности;
  • Развитию навыков самостоятельной работы;
  • Улучшению усвоения учащимися учебного материала;
  • Развитию умения самостоятельно делать выводы;
  • Развитию умения выделять главное в изученной теме;
  • Систематизации знаний.

Данный урок полностью соответствует образовательным стандартам по обществознанию, календарно- тематическому планированию учебного материала, уровню развития учащихся, их образовательным потребностям.

Указания к ходу урока .

Новый материал

Перед демонстрацией материала на экране предварительно идет обсуждение буквально каждого вопроса урока, и только после этого на экран построчно выводим ключевые ответы, чтобы учащиеся сначала могли задуматься над проблемой, найти свои пути решения и только после дискуссии выдается обобщенный ответ.

Закрепление

В ходе закрепления учащиеся делают выводы, как своеобразные правила, соблюдая которые учащиеся смогут сохранить свою индивидуальность в столь меняющемся мире. После обобщения ответов учащихся построчно выводим итоги на экран.

Домашнее задание

Домашнее задание не представляет особой сложности, так как необходимый материал был разобран на уроке, нужно только рассмотреть его применительно к своей индивидуальности.

Цель урока : Определить статус современной молодежи, ее проблемы и особенности, а также возможную молодежную политику государства.

Задачи урока :

  1. Рассмотреть вопросы, касающиеся возрастных границ молодого возраста, выделить психологические особенности молодых людей, определить влияние субкультуры, попытаться определить возможную политику государства в отношении молодежи.
  2. Продолжить формировать основные компетенции по схематизации учебного материала, составлению сравнительной характеристики. Научить учащихся умению овладевать, получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; выполнять познавательные и практические задания на основе поиска и извлечения нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.
  3. Воспитывать личность, соблюдающую моральные и правовые нормы, принятые в обществе, толерантность в общении, способствовать развитию общей культуры и культуры поведения, помочь школьникам выработать свое собственное социальное поведение.

Тип урока : систематизации и обобщения практических умений и навыков. Урок-практикум.

Оборудование : спайдограмма, сравнительная таблица, дополнительная литература, компьютеры, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент .

II. Введение в тему урока .

Эпиграф: «… Если хотите быть вечно молодыми, всегда старайтесь служить вечной молодости… и сколько бы вы ни жили, Вы всегда будете чувствовать себя вне возраста.» (А.Ф. Лосев) Слайд 2

Учитель: Давайте, попробуем из этого высказывания догадаться, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Учащиеся: О молодежи.

(коллективное составление спайдограммы). Поэтапно появляется план урока. Слайд 3.

III. Работа по теме урока

Поговорим о молодежи.

1. Возраст.

Учитель: А теперь попытаемся определить возрастные границы молодежи?

(учащиеся предлагают различные варианты.)

Учитель: Да, действительно, существуют разные точки зрения на определение возраста молодежи.

(На слайдах поэтапно появляется информация) Слайд 4

А) от 14 до 25 лет;
Б) от 16 до 30 лет;
В) от 13 до 19 лет;
Г) от 18 до 25 лет.

Учитель: Можно сказать, что молодежь в социальной структуре общества занимает переходное положение, поэтому многие социологи, психологи считают, что нижняя граница возраста охватывает подростковый период, а верхняя граница определяется по – разному в промежутке 10 лет.

2. Возрастные критерии.

Учитель: Проблемный вопрос: «Почему так «размыты» возрастные границы, определяющие позиции молодежи в обществе?

(учащиеся выслушиваются точки зрения учащихся.)

Учитель: Причина – это отсутствие объективного критерия в определении молодости. Что можно считать критерием?

(На экране поэтапно появляются критерии.) Слайд 5

  • начало самостоятельной трудовой деятельности;
  • завершение образования, получение профессии;
  • приобретение материальной независимости;
  • приобретение гражданских и политических прав;
  • вступление в брак;
  • осознание ответственности за свои поступки, принимаемые решения;
  • возможность ведения самостоятельной, независимой от родителей жизни;
  • определенная физиологическая зрелость;
  • жизненная и творческая активность.

Учитель: Вопрос к классу: Какой из них на ваш взгляд, является определяющим?

(учащиеся : высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.)

Учитель: Границы молодости индивидуальны для каждого. В жизни есть обстоятельства, которые заставляют повзрослеть человека раньше. А есть взрослые у которых физические и психические черты, свойственны детскому возрасту – инфантилизм. Поэтому очень часто говорят молодые «старики» или «вечная» молодость. Но, так или иначе вывод можно сделать такой:

МОЛОДОСТЬ – это ощущение, которое обязательно проявляется как во внешности, так и в поведении человека.

3. Особенности молодежи

Учитель: И все-таки, давайте определим особенности молодого поколения, сравнив его с людьми зрелого возраста. Дадим сравнительную характеристику, заполняя таблицу.

(учащиеся заполняют таблицу самостоятельно.)

Учитель: А теперь сравним Ваше мнение с мнением ваших одноклассников из параллельного класса.

На экране поэтапно появляются отдельные части таблицы, слайд 6-8)

Молодежь Зрелый возраст
Ценности Друзья, телефон, компьютер, деньги, улица, мода, развлечения, телевизор, противоположный пол, свобода, понимание, образование, родители Дети, семья, здоровье, работа, вещи прошлого, воспоминания, отдых, душевная гармония.
Профессии Высокие технологии, деньги, престиж, путешествие, шоу-бизнес, в общем, меньше работы больше денег Работа по «душе», хороший коллектив, спокойная, стабильная, малоподвижная работа.
Идеология Живем одним днем, молодежные движения Пионеры, комсомольцы, строительство коммунизма – этим жила вся страна

4, 5. .Молодежь как большая социальная группа.

Молодежная субкультура.

Работа в группах.

Учитель: Предлагаю выполнить проблемно – познавательные задания, используя компьютер и сеть Интернет. (Заранее формируются группы с учетом типов обучаемости и уровней знаний старшеклассников, учитель разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов каждой группы и раздает задания.)

Задания в группах: Каждая группа получает задания для обсуждения и поиска информации.

1. Дать определения понятиям, связанных с изучаемой темой:

  • Тинейджеры
  • Инфантилизм
  • Субкультура
  • Сленг
  • Маргинал

2. Когда-то в 80-90-е гг. в обществе и государстве очень активно обсуждался вопрос о необходимости принятия специального закона о молодежи.. Но все осталось только на словах.

Проблемный вопрос: Попробуйте создать такой закон, состоящий из 10 пунктов, и аргументировано его защитить.

3. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Проанализируйте идеологию ряда молодежных движений и ответьте на вопрос.

Проблемный вопрос: Молодежная субкультура – это движение души, стремление выделиться или социальный протест. Молодежная культура – это больше культура досуга, чем работы. Согласны ли вы с этим выводом? Слайд 9

Обсуждение выполненных заданий + комментарии учителя.

IV. Закрепление.

Учитель: Когда-то французский мыслитель, писатель и педагог Ж.Ж. Руссо сказал: «Молодость – это время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения». Я думаю, мы все согласимся с этим высказыванием и, подводя итог нашему разговору, попробуем выработать основные правила, соблюдая которые вы всегда сохраните молодость в своей душе.

Выводы:

  1. Быть молодым душой
  2. Сохранять свою индивидуальность
  3. Всегда иметь свою точку зрения и не бояться высказывать ее
  4. Придерживаться правила « Лучше быть одному, чем с кем попало»
  5. Использовать выбор, который у вас есть только на благо для себя и близких. Слайд 10

V. Домашнее задание.

Ответить на вопрос: Какие черты зрелого возраста вы бы хотели приобрести и какие черты молодости сохранить? Слайд 11

Проблема молодежи в современном обществе имеет два аспекта, которые можно сформулировать следующим об­разом: что может дать нам молодежь и что может ждать от нас молодежь.

Здесь я попытаюсь дать ответ только на первый воп­рос: в чем значение молодежи в обществе, какой вклад может она внести в жизнь общества. Сама формулировка вопросов показывает, что социологический подход к проблеме молоде­жи является новым в двух отношениях. Во-первых, социоло­гия больше не рассматривает образование и обучение как чисто надвременные или вневременные методы, а придает большое значение конкретному характеру общества, в кото­ром воспитывается молодежь и в жизнь которого она должна

будет внести свой вклад. Конечно, в психологии и социологии образования есть общие элементы, однако картина будет достаточно полной лишь тогда, когда общий подход будет сочетаться с анализом исторической обстановки и конкретных условий, в которых придется действовать молодежи.

Во-вторых, новизна подхода заключается в том, что молодежь и общество рассматриваются во взаимодействии. Это значит, что ответ на вопрос, чему и как надо учить моло­дежь, в большой степени зависит от характера того вклада, который ожидает от молодежи общество. В рамках общества мы не можем формулировать потребности молодежи абстрак­тно, мы должны делать это с учетом нужд и потребностей данного общества. Современные методы образования, впер­вые в последние десятилетия признавшие права молодежи и ее истинные потребности, достаточно разумны, но все же ог­раничены и односторонни, так как преувеличивают значение потребностей молодежи, не уделяя должного внимания нуж­дам общества. Современное образование с его эксперимен­тальными школами часто уподоблялось состоятельным роди­телям, которые, стремясь сделать жизнь своих детей легкой и обеспечить их всем необходимым, балуют их, снижая тем самым возможность приспособления к неблагоприятной ситу­ации. «Век ребенка» провозгласил, что каждый период жизни самостоятелен и имеет свои права, и тем самым оставил без внимания очень важные факторы, обеспечивающие взаимо­действие между возрастными группами и обществом.

В то время как старая авторитарная система образо­вания была слепа к психологическим и жизненным потребнос­тям ребенка, либерализм со своим laissez-faireразрушил здо­ровое равновесие между индивидом и обществом, сосредото­чив свое внимание лишь на индивиде и игнорируя конкретное окружение общества в целом, в которое этот индивид должен внести свой вклад.

I. Социологическая функция молодежи в обществе

Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заклю­чается в следующем: стабильно ли значение молодежи в об­ществе? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так бы­ло, например, в Древнем Китае. В других же обществах, как, например, в США, человек после сорока лет считается слишком старым для работы и требуется только молодежь. Общества раз­личаются не только по престижу молодых людей, но и в зависи­мости от того, объединена ли молодежь в группы или движения, которые влияют на ход событий. Перед первой мировой

войной в Германии возникло стихийное молодежное движе­ние, которое не поддерживалось и не поощрялось официаль­ными группами и институтами, управляющими страной. В Анг­лии тогда не было подобной организации молодежи, в то вре­мя как во Франции она была, но в меньшем масштабе 8 . В России, нацистской Германии, фашистской Италии и Японии сегодня существуют созданные государством монополистические организации молодежи, носящие милитаристские черты 9 . Ни в Англии, ни в каких других демократических странах нет ничего подобного. Проблема состоит в том, что, хотя всегда есть но­вое поколение и молодежные возрастные группы, тем не ме­нее вопрос их использования зависит каждый раз от характе­ра и социальной структуры данного общества. Молодежь -это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обще­стве и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность. Наилучшее подтверждение этого тезиса мы имеем в сегод­няшней ситуации военного времени, когда выживание каждой страны определяется мобилизацией ее скрытых ресурсов. Победа зависит от использования каждого безработного, от применения женского труда в промышленности и получения прибыли от капитала. Однако победа связывается также с использованием психологических резервов, существующих в каждом человеке и в каждой нации; с мобилизацией смелости, готовностью к самопожертвованию, выносливостью и инициа­тивой. В этом смысле можно провести аналогию между соци­альным и человеческим организмами. Физиология свидетель­ствует о том, что любой орган человеческого тела обычно работает на одну восьмую своей мощности, а семь восьмых составляют его резерв. В так называемых нормальных усло­виях этот резерв является скрытым, в случае же внезапного кризиса или при необходимости перестройки основных пози­ций выживание организма зависит от способности быстрой и правильной мобилизации этих скрытых ресурсов.

Нетрудно угадать, в каких обществах наибольший пре­стиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы молодежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резер­вом. Я полагаю, что статичные общества, которые развивают­ся постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивля­ются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а ме­тодами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными ду­ховными резервами молодежи, поскольку не намерено нару­шать существующие традиции.

В противоположность таким статичным, медленно из­меняющимся обществам динамические общества, стремящиеся

к новым стартовым возможностям, независимо от господству­ющей в них социальной или политической философии, опи­раются главным образом на сотрудничество с молодежью. Они организуют и используют свои жизненные ресурсы, нару­шая установившийся ход социального развития. В этом отно­шении разница существует только между обществами, доби­вающимися изменений с помощью реформ или революций. И в том, и в другом случае это должна делать молодежь. Пожи­лое и среднее поколение может только предсказать характер грядущих изменений, творческое воображение этих поколений можно использовать для формирования новой политики, од­нако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которые старшее поколение признает лишь теоретически. Особая функция мо­лодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, сво­его рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быс­тро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.

Мобилизация этого жизненного ресурса во многом на­поминает процессы, происходящие в человеческом организме. Согласно современной биологии, самый важный физиологичес­кий процесс состоит в преобразовании действия в функцию. Так, ребенок делает огромное количество беспорядочных движений, которые представляют собой не что иное, как прояв­ление энергии. В процессе роста, накопления опыта, тренировки и обучения эти бессистемные движения путем интеграции и ко­ординации преобразуются в функциональную деятельность. То же самое происходит и в обществе. В нем много скрытых не­используемых видов деятельности. Чувства, эмоции и мысли получают социальное значение лишь тогда, когда они интегриро­ваны. Приведу пример. Общеизвестно, что самое большое пора­бощение, которое когда-либо знала история, испытывали вовсе не рабы, крепостные или наемные рабочие, а женщины в патриархальном обществе. Однако страдания и возмущение этих женщин не имели смысла на протяжении многих тысяч лет, пока они были страданиями миллионов отдельно взятых женщин. Их негодование сразу приобрело социальный смысл, когда они объединились в движение суфражисток, и это при­вело к изменению наших взглядов на место и функции жен­щины в современном обществе. Точно так же недовольство угнетенных классов (таких, как крепостные, рабы и наемные рабочие) не имело социального значения, пока оно было не­довольством отдельных людей. И лишь когда оно было интег­рировано в движение, которое попыталось сформулировать основу для конструктивной критики, можно было констатировать, что бессистемные чувства и действия были преобразованы в социальные функции.

Этот пример убедительно показывает, что скрытые резервы могут быть мобилизованы и творчески интегрированы в жизнь общества с помощью особых форм. Рассматривая значение молодежи для общества, нужно выяснить характер по­тенциала, который представляет эта молодежь, и формы интег­рации, необходимые для преобразования этого потенциала в функцию. Или же просто-напросто ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь - это оживляющий посредник.

Здесь нас сразу же подстерегает ловушка. Когда я был молодым, все считали, что молодежь прогрессивна по своей природе. Эта точка зрения впоследствии оказалось ошибоч­ной, и мы узнали, что консервативные и реакционные движе­ния также могут организовать и увлечь молодежь. Если мы утверждаем, что молодежь - это оживляющий посредник в социальной жизни, то целесообразно было бы точно указать на. те ее элементы, которые, будучи мобилизованы и интегри­рованы, помогут обществу начать сначала.

С нашей точки зрения, одним из таких элементов по­мимо духа авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени, является тот факт, что она еще не полнос­тью включена в statusquoсоциального порядка. Современная психология и социология молодежи 10 учат, что ключ к пони­манию менталитета современной молодежи надо искать не только в развитии. В конце концов этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. С нашей точки зре­ния, решающим фактором, определяющим возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодежь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок. Доказано, что примитивные общества не знали интеллектуальных конф­ликтов молодежи, поскольку там не было существенных рас­хождений между нормами поведения в семье и в обществе в целом. Более конфликтное самосознание нашей молодежи является лишь отражением хаоса, существующего в нашей общественной жизни, а ее замешательство - естественный результат ее неопытности. Для нашего анализа важно не столько конфликтное самосознание молодежи, сколько тот факт, что молодежь смотрит на конфликты современного обще­ства как бы извне. Именно поэтому она является зачинателем любых изменений в обществе.

Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию. До наступления половой зрелости ребенок живет в семье и его взгляды формируются в соответствии с эмоциональной и интел­лектуальной -традицией семьи. В период юношества он вступает в первые контакты с соседским окружением, обществом и

некоторыми сферами общественной жизни. Подросток нахо­дится, таким образом, не только биологически на стадии бро­жения, созревания, но и социологически попадает в новый мир, обычаи, привычки и система ценностей которого отлича­ются от того, что он знал раньше. То, что для него вызываю­ще ново, воспринимается взрослыми как нечто привычное и само собой разумеющееся. Такое проникновение в общество извне заставляет молодежь симпатизировать динамичным социальным движениям, которые выражают недовольство существующим положением вещей по совершенно иным при­чинам. У молодежи еще нет закрепленных законом интересов, ни экономических, ни ценностных, имеющихся у большинства взрослых людей. Этим объясняется тот факт, что в юности многие действуют как ревностные революционеры или ре­форматоры, а позднее, получив постоянную работу и обзаве­дясь семьей, переходят в оборону и выступают за сохранение statusquo. На языке социологии быть молодым означает сто­ять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайде­ром. И действительно, отличительной чертой старшеклассни­ков и молодых студентов является отсутствие закрепленной законом заинтересованности в существующем порядке - они еще не сделали своего вклада в экономическую и психологи­ческую структуру. С моей точки зрения, эта позиция аутсайде­ра - гораздо более важный фактор, определяющий откры­тость и склонность к изменениям, чем биологическое созре­вание. Кроме того, она совпадает с позицией других групп и индивидов, по другим причинам оказавшихся на краю обще­ства 11 , таких, как угнетенные классы, люди свободных про­фессий - поэты, артисты и т. д. Эта позиция аутсайдера пред­ставляет собой, конечно, лишь возможность, которую правя­щие круги могут либо подавить, либо мобилизовать и интегри­ровать в движение.

Подытожим результаты нашего исследования: мо­лодежь - важная часть скрытых резервов, присутствующих в каждом обществе. Социальная структура определяет, будут ли эти резервы и какие из них мобилизованы и ин­тегрированы в функцию. Подросток - эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закреплен­ными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. И наконец, статичные или медленно изменяю­щиеся традиционные общества обходятся без мобилиза­ции и интеграции этих ресурсов, даже скорее подавляют их, в то время как динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовать их.

Подробное решение Параграф § 18 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя - между 25 и 35 и более годами.

По данным исследования проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18-24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп- и рок-звёзд, представителей «золотой» молодёжи (52 %), успешных бизнесменов, олигархов (42 %), спортсменов (37 %).

Быть похожим на других или отличаться от большинства это индивидуальный выбор каждого. В большей степени это зависит от характера человека, ведь чтобы отличаться от всех необходимое качество – смелость. Современное общество не всегда положительно относится к таким людям. Общество привыкло видеть рядом с собой похожих на них людей.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Какие сферы жизни вызывают наибольшее беспокойство для каждой из представленных возрастных групп? Сравните полученные данные. Сделайте выводы.

12-14: работа, семья, брак, город, среда обитания.

15-17: работа, семья, брак, учеба.

18-21: работа, семья, брак, общество, страна.

22-25: работа, семья, брак, общество, страна.

26-29: здоровье, общество, страна, семья, брак.

Вопрос 2. На примере нескольких представленных сфер проследите, как меняется отношение к одним и тем же проблемам в зависимости от возраста. В чём вы видите причины этих изменений?

Наиболее обеспокоены своим будущим молодые люди 22-25 лет, только что закончившие вузы и еще не нашедшие стабильной работы и не создавшие семью.

Наибольшую важность учеба занимает у учеников старших классов.

О здоровье люди все больше начинают задумываться с возрастом.

С возрастом возрастает общественная активность граждан.

Вопрос 3. Используя материал параграфа и документа, составьте социальный портрет российской молодёжи. Подумайте, какие черты вы бы отметили как главные. Почему?

По данным Росстата на 1 января 2010 года в России проживает 29,8 миллионов детей и молодежи в возрасте до 19 лет – 21% населения страны, 15% населения страны – дети до 14 лет, около 6% – молодые люди в возрасте 15-19 лет.

Среди молодого поколения страны наблюдается примерно равное соотношение полов: у детей - 51,2% мальчики, 48,8% девочки, у молодежи - 51,1% юноши, 48,9% девушки. При этом смертность молодых мужчин 15-19 летнего возраста на протяжении последнего десятилетия в среднем в 2 раза выше смертности женщин.

По данным Института социологии РАН, молодежи с социально неблагоприятным типом поведения, тех, кто пока не нашел себя и склонен к протестному (маргинальному) поведению, среди 14-17 летних – 17%, а среди 18-20-летних уже в 2 раза меньше – всего 8%.

Соответственно, социально благоприятной молодежи - подавляющее большинство - 83% среди 14-17 летних и 92% среди 18-20 летних.

Изучив многочисленные исследования, проведенные за последний период, мы пришли к выводу, что структура жизненных целей и ценностей, уровень духовно-нравственного развития практически отвечают ожиданиям государства от молодого поколения.

Главные жизненные цели, которые ставят перед собой учащиеся старших классов общеобразовательных школ по данным Института социологии РАН: создание семьи (71%), стабильная работа (45%), высшее образование (44%).

Практически, абсолютное большинство молодых россиян (88%) планируют иметь детей. Основным условием создания семьи, по их мнению, является взаимная любовь супругов.

Среди ведущих психологических качеств молодого поколения – эгоизм (58%), оптимизм (43%), дружелюбие (43%), активность (42%), целеустремленность (42%), свобода (41%). Эти черты были названы самими молодыми людьми – участниками наших собственных опросов.

Существенной угрозой для будущего России является уровень распространенности социальных болезней в молодежной среде. По данным исследований, более 80% подростков потребляют алкоголь; в 18 раз увеличилось число наркоманов-подростков; 66% молодых людей имели опыт курения, 62% к 17 годам уже вступали в половые связи. Тотальное распространение среди молодых людей приобрело использование матерной брани. По самооценкам матерятся 80% учащихся старшей школы. Такое положение дел способно привести к маргинализации населения страны, к резкому ухудшению ее демографического положения.

К сожалению, серьезное негативное влияние на социальное здоровье молодых россиян оказывают СМИ. Основным источником информации для молодых людей является, по убывающей – телевидение, Интернет, местные телеканалы.

Если говорить об экономической мотивации молодежи, то среди 15-19 летних, экономически активное население составляет 1 340,1 тыс. чел. Около трети из них безработные (417,0 тыс. чел.). В этой возрастной когорте уровень безработицы составляет 31,1%.

Хочу подчеркнуть, что, хотя актуальный портрет молодого поколения омрачен неблагоприятной демографической статистикой и данными о социальных болезнях поколения, все же Россия в лице граждан молодого возраста сегодня обладает высокоинтеллектуальным человеческим ресурсом, с высоким социально-психологическим потенциалом.

Мы должны выстроить реальные, социально-ориентированные отношения с активной, интеллектуально развитой молодежью и на деле включить молодое поколение в социальную практику, направленную на укрепление страны, ее инновационное развитие и социальную модернизацию.

Социально-психологическое качество молодежного ресурса достаточно высоко и именно от нас с вами зависит, удастся ли его использовать на благо России, или еще одна возможность возродить свое могущество с помощью молодого поколения будет упущена.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В чём выражается противоречивость положения молодёжи?

Молодёжь наиболее перспективная возрастная группа населения в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры. Однако возможности получения образования, профессиональной самореализации для молодых людей неодинаковы. Они определяются в первую очередь личными усилиями каждого. Влияние оказывает также социальное положение семьи молодого человека. Кому-то из молодых свойственно неверие в свои силы и разочарование в обществе. Кто-то, наоборот, полон оптимизма, верит в возможности реализации своих способностей.

Противоречивые процессы происходят и в самой молодёжной среде. Значительная часть молодых стремится получить образование, создать полноценную семью, добиться профессионального роста. Наряду с этим, к сожалению, имеет место криминализация части российской молодёжи. Размытость системы ценностей, низкий уровень жизни, отсутствие веры в изменение сложившегося положения, с одной стороны, и «романтика красивой жизни», стремление получить какие-то блага, не прикладывая к этому трудовых усилий, - с другой, приводят к тому, что часть молодого населения пытается найти свой путь к социальному успеху в криминальных структурах. Кроме того, некоторые молодые люди в поисках смысла жизни или повинуясь чувству социального протеста попадают в тоталитарные секты, экстремистские политические организации.

В современном российском обществе проявляются ценностные расхождения, имущественное расслоение среди молодёжи. Очевидно, что поведение и ценности, например, молодого бизнесмена и молодого безработного не могут не отличаться друг от друга.

Вопрос 2. Каковы основные социально-психологические особенности молодёжи как социальной группы?

Возрастные границы понятия «молодёжь» достаточно расплывчаты. Молодёжь как социальную группу выделяют чаще "всего социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в неё людей до 30 лет). Это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Молодость - это определённый этап биологической жизни человека, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности зависят от социальных условий.

В настоящее время новые поколения молодёжи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную взрослую жизнь.

Обращаем ваше внимание и на то, что психологи особо выделяют период ранней юности - 16-18 лет. Социальный статус юноши не определён: он уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, с точки зрения права он ещё не может принимать ответственные решения, хотя психологически уже готов к этому. Переломным в этом отношении можно считать достижение 18-летнего возраста, когда в соответствии с Конституцией РФ граждане приобретают полную дееспособность.

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон его социальных ролей. Он может избрать для себя какой-то переходный социальный институт, к примеру учёбу в среднем специальном или высшем учебном заведении как начало самостоятельной жизни, или начать полноценную трудовую деятельность.

Дружба, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт помогают молодым людям впервые представить себя взрослым человеком. В идеале они формируют умение находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности.

За прошедшие годы молодёжь заметно «повзрослела». Изменилось представление молодых людей о критериях «взрослости». Оценки её формальных признаков в самосознании молодёжи (возраст, получение паспорта, окончание учебного заведения) остались неизменными. Но, по данным социологических исследований, современные юноши и девушки в качестве критерия социальной зрелости стали чаще называть первую заработную плату, постоянную работу, создание собственной семьи.

Таким образом, молодые люди своё представление о «взрослости» ныне прежде всего связывают с изменениями своих социальных ролей, с началом трудовой деятельности и обретением самостоятельности.

Вопрос 3. Как изменяются социальные роли человека в молодые годы?

Роли ребёнка и подростка в основном связаны с семьёй (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции, кружка по интересам). В дальнейшем при сохранении прежних социальных позиций (сын/дочь, брат/сестра и др.) появляются новые: работник, студент, семьянин (супруг, родитель) и др.

Давайте рассмотрим, как изменяются основные роли.

Работник. Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения профессионального самоопределения молодёжи весьма противоречива. С одной стороны, она предоставляет возможность (которой не было у предшествующих поколений российской молодёжи) реализовать себя в сфере бизнеса и индивидуального предпринимательства, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в государственном секторе. С другой стороны, изменившиеся приоритеты государства в сфере трудовых отношений (отказ от принципа всеобщей занятости), приватизация собственности, развитие предприятий с различной формой собственности сформировали новые принципы трудовых отношений - рынок труда. Это выразилось в новых критериях спроса на рабочую силу, в конкурсных и контрактных условиях найма работников, а также в возникновении и законодательном закреплении безработицы.

Снижение возраста паспортизации с 16 до 14 лет - это ответ на стихийное развитие подросткового рынка труда. Российское законодательство предусматривает возможность устройства на работу с 16-летнего возраста. При этом для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд на тяжёлых работах с опасными и вредными условиями труда, а также в тех видах деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, производстве, перевозке, продаже спиртных напитков). Закон запрещает привлекать несовершеннолетних к ночным сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью не менее 31 дня в удобное для них время. Государство закрепляет в законе норму, обязывающую работодателя принимать на работу выпускников школ и профессиональных училищ, а также некоторые категории лиц моложе 18 лет в счёт квоты, устанавливаемой региональными и местными органами власти.

Студент. Значительная часть молодёжи - это учащиеся и студенты. Часто при выборе среднего специального или высшего учебного заведения в первую очередь имеет значение престиж данного учебного заведения и будущей профессии, а также множество факторов социально-экономического характера. Многие молодые люди ориентируются прежде всего на привлекательные особенности студенческой жизни. Отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны преподавателей и определённая степень свободы посещения занятий требуют от студента большей, чем от школьника, ответственности, самостоятельности и самоконтроля.

К тому же ситуация в обществе, постепенное превращение его в общество конкуренции предъявляют требования к некоторым качествам, которые сегодня являются едва ли не главным фактором успеха в жизни:

Во-первых, более высокому уровню образования;

Во-вторых, готовности к смене характера деятельности в соответствии с требованиями рынка. Так, по данным конца 1990-х гг., только 50% молодёжи работали по полученной специальности, из остальных половина сменила её после опыта работы по своей основной профессии, а половина вообще никогда по ней не работала, сразу начав осваивать другую специальность, ныне положение мало изменилось;

В-третьих, овладению знаниями, навыками и умениями, которые высоко ценятся на современном рынке труда (работа на компьютере, общение на иностранных языках, умение водить автомобиль). Важным также является тот факт, что молодёжь весьма активно приобретает эти навыки (каждый четвёртый молодой россиянин в настоящее время осваивает компьютер и учит иностранный язык, каждый седьмой приобретает навыки вождения транспортных средств).

Поэтому в условиях, когда система образования не всегда оказывается способной готовить специалистов в соответствии с запросами современного производства, вам следует активно овладевать знаниями и умениями, необходимыми для успешной самореализации (заниматься самообразованием, посещать различные курсы и т. п.).

Семьянин. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы: остаться жить в родительской семье или начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми от родителей в финансовом отношении, вступают в новые социальные отношения, приобретая большую самостоятельность и ответственность. Многие берут на себя заботу о пожилых родственниках, оказывают финансовую поддержку своим родителям и, конечно же, сами создают семью.

В настоящее время усиливается тенденция к понижению брачного и репродуктивного возраста. Существует отрицательная оценка этой ситуации. Раннее вступление в брак и рождение ребёнка «тормозят» образовательный и профессиональный рост молодёжи, увеличивают долю тех, кто нуждается в социальной помощи со стороны государства и общественных организаций. Кроме того, ребёнок требует любви, заботы, но молодые родители (нередко совмещая работу и учёбу) не всегда имеют возможность уделять ему достаточно внимания. Им приходится решать другие, не менее важные вопросы, связанные с получением образования, выбором профессии, поиском первой работы, созданием нормальных бытовых условий. Забота о семье и детях требует ответственности, развития чувства долга. А как вы относитесь к тому, что создают семьи и становятся родителями совсем молодые люди?

Гражданин. В юношеские годы формируются первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения. В старших классах школы, в вузе в зависимости от установок личности одна из существующих систем политических норм и ценностей становится для молодого человека наиболее значимой. Этот период жизни связан с расширением самостоятельного политического опыта человека, его умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим социальным ролям.

С приобретением всей полноты гражданских прав молодой человек получает возможности для активной социальной деятельности, для участия в выборах в органы власти, в работе государственных органов и общественных организаций. Это процесс становления человека как гражданина, полноценного субъекта политики.

В целом молодёжь обладает здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться за хорошее вознаграждение. В отличие от старших поколений молодые люди не испытывают страха перед рыночными преобразованиями в экономике, демонстрируют приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию.

Социальная зрелость человека наступает тогда, когда человек становится личностью. А личность это индивид, обладающий социально значимыми качествами, реализующий их в обществе.

Вопрос 5. Какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников?

Несовершеннолетним, молодым рабочим, специалистам вузов и других учебных заведений не назначается испытательный срок при приеме на работу. Для работников в возрасте от 16 до 18 лет рабочая неделя не может быть больше 36 часов в неделю. Если вам еще нет и 16, то не более 24 часов. Продолжительность рабочего времени учащихся, которые работают в течение учебного года в свободное от учебы время, не может быть более половины установленного рабочего дня. Детей не могут привлекать к ночным и сверхурочным работам. А зарплата несовершеннолетнего равна зарплате совершеннолетнего, даже несмотря на то что первый работает по сокращенному рабочему дню. Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет минимум 31 день. Причем использовать его можно в любое удобное для работника время. Избавиться от работника, которому нет 18, - дело непростое. Увольнение на основании ликвидации предприятия, сокращения и обнаружения несоответствия работника занимаемой должности возможно только в исключительных случаях и с обязательным последующим трудоустройством.

Вопрос 6. Что включает понятие «молодёжная субкультура»?

Под молодёжной субкультурой понимается прежде всего культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодёжное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения. Как особая субкультура, она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, не всегда и не точно повторяющие господствующие в обществе взрослых; ей присущ собственный язык. В молодёжной субкультуре как сложном и многомерном явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жёстко оформленные субкультуры (панки, рокеры, эмо, готы, футбольные и музыкальные фаны и др.).

Можно выделить общие черты, под влиянием которых формируется молодёжная субкультура.

Прежде всего это поиск своего пути во «взрослом мире», особый характер отношений со сверстниками. Период взросления отличают стремление обособиться от старших, желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Складываются так называемые неформальные молодёжные группы (слово «неформальные» в данном случае подчёркивает отличие таких групп от официально зарегистрированных и руководимых взрослыми общественных молодёжных организаций). Присоединившись к группе, молодой человек обретает определённую степень безопасности, окружающие теперь имеют представление о том, как его воспринимать, потому что на него распространяются общегрупповые признаки.

Мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодёжному направлению, различны. Для одних они связаны с желанием обрести взаимопонимание и взаимоподдержку. Для других это способ почувствовать себя более сильными и защищёнными. К сожалению, есть и те, кому важно почувствовать власть над другими...

Большинство молодёжных групп сочетают противоречивые черты единообразия и непохожести. Единообразие (в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении) поддерживается внутри группы. Вместе с тем сама группа стремится (прежде всего, внешне) выделиться в общей массе молодёжных движений.

Вопрос 7. В чём особенности субкультуры российской молодёжи?

Особенность отечественных молодёжных субкультур состоит и в том, что большинство из них ориентировано либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Поэтому досуг часто воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное - для студента нередко отходят на второй план перед реализацией экономических (зарабатывать деньги) и досуговых (интересно провести свободное время) потребностей.

Говоря о молодёжной субкультуре в России, необходимо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий. Тем не менее молодёжную культуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи общие черты: вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни, включение в различные группы сверстников, своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке. Это скорее культура досуга, чем работы.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел»? Какие особенности молодого поколения могут быть проиллюстрированы этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

Все мы, когда находимся в подростковом возрасте воспринимаем любые слова родителей "в штыки". Хотя, позже, становясь взрослыми, понимаем, что каждое замечание, чрезмерное волнение – это всего лишь забота о детях. Ведь мы, самое ценное в их жизни. Мы – те, на благо кого они трудятся всю свою жизнь. М. Твен говорит о том, что молодое поколение не понимает старшее поколение в силу разного воспитания, разных моральных, этических ценностей, разных принципов. Жизнь меняется, но нередко старшее поколение придерживается консервативных взглядов и пытается навязать их. Конфликт между детьми – родителями будет всегда присутствовать в нашем обществе.

Вопрос 2. Согласны ли вы с мнением, что молодёжь лучше приспособилась к условиям современной российской действительности, чем представители старших поколений? Приведите примеры.

Молодым всегда легче адаптироваться, не всегда есть с чем сравнивать, любой предложенный вариант могут принять за эталонный. а взрослый человек на все смотрит через призму жизненного опыта, и что-то новое воспринимается труднее.

Вопрос 3. Левада-центр провёл репрезентативные опросы 1600 россиян. Один из вопросов звучал так: «Что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодёжи?»

На основе таблицы сформулируйте и обоснуйте несколько выводов об основных факторах, формирующих основы жизненного опыта молодёжи.

Основными факторами, формирующими основы жизненного опыта молодежи являются: семья, школа, компания товарищей, интернет, телевидение и радио.

Молодежь - основной носитель интеллектуального и физического потенциала общества, она обладает большими способностями к труду, технической и культурно-художественного творчества, производительной деятельности во всех сферах человеческого бытия;

Молодежь имеет большую социальную и профессиональную перспективу, она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.

Принципиальным вопросом при рассмотрении роли молодежи в обществе является вопрос о молодежи как субъекта и объекта общественных преобразований. Вступая в жизнь, молодой человек является объектом воздействия социальных условий, семьи, институтов образования, а позже в процессе взросления и перехода в более зрелые фазы развития начинает сам существенно влиять на общество. То есть, молодежь выступает субъектом, когда влияет на общество, отдавая свой потенциал, вместе с тем она является объектом, поскольку на нее направлен общественное влияние с целью ее развития. Молодежь выступает объектом и к обществу и к самому себе.

Без сомнения, молодёжь является очень важной частью для Чувашии и для России в целом, так как это наиболее активная составляющая государства. Молодые наиболее лучше приспособлены к внедрению новых технологий, инноваций и реформ. Они мобильны и полны сил, поэтому российское государство заинтересовано в том, что бы подрастающее поколение было вовлечено в экономическую жизнь России и политическую... Совсем недавно наша страна миновала экономический кризис, и сейчас находится на стадии стабилизирования, поэтому молодые специалисты в сфере экономики просто необходимы для Чувашии. Отсюда следует, что государство должно быть заинтересовано в формировании жизнеспособного и здорового нового поколения, ведь молодежь и есть "спасение" для государства в плане создания семьи и устранения демографического кризиса.

Словом, Чувашия в наше время делает все для благополучного развития молодого поколения - остальное зависит уже от нас самих. Целеустремленность и амбиции - главные составляющие счастливой жизни и обеспеченного будущего, поэтому важно правильно выбрать свой путь уже сейчас, ведь Молодость не вечна и уходит с каждым днем... Отказ от вредных привычек, достойное занятия, поиск любимой работы помогут изменить свою жизнь к лучшему. Будущее России в руках молодежи и об этом стоит помнить всегда.

МОЛОДЁЖЬ - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических качеств.

Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским:

"Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет".

Позднее более полное определение было дано И.С. Коном:

"Молодёжь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации".

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и социального статуса личности.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются: критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

С древности формированию общества сопутствует процесс социализации новых поколений. Одна из главных проблем социализации молодёжи в том, что она или принимает ценности отцов, или полностью от них отказывается. Чаще происходит второе. Молодые люди считают, что социальные ценности, которыми жили "отцы", в любой новой исторической ситуации теряют практическое значение и в силу этого не наследуются детьми.

Сегодня главной задачей выживания белорусского общества является решение проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим. Он всегда предполагал активное участие в нём всех поколений. Необходимо помнить, что именно в молодом возрасте складывается система ценностных ориентаций, активно идёт процесс самовоспитания, самосозидания личности и утверждения в социуме.

В современном быстро меняющемся, динамично развивающемся мире, молодым людям приходится самостоятельно решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, помогающей адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних моральных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья.

Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, культурных явлений, которые служат средством удовлетворения потребностей личности.

К базовым ценностям относятся:

1. Человечность;

2. Воспитанность;

3. Образованность;

4. Терпимость;

5. Доброта;

6. Честность;

7. Трудолюбие;

8. Любовь;

Молодёжь приобрела ряд новых качеств как положительных, так и отрицательных.

К положительным можно отнести такие как:

1. Стремление к самоорганизации и самоуправлению;

2. Интерес к политическим событиям в стране и регионе;

3. Неравнодушие к проблемам национального языка и культуры;

4. Участие в организации своего досуга;

5. Ориентация на самообразование;

К отрицательным качествам такие как:

1. Табакокурение, проба наркотиков и подростковый алкоголизм;

2. Ничегонеделание;

3. Сексуальное экспериментирование;

4. Инфантильность и безразличие (нигилизм);

5. Неопределённость и непредсказуемость;

Можно выделить несколько важнейших социокультурных условий успешной личной социализации:

1. Здоровая семейная микросреда;

2. Благоприятная творческая атмосфера в школе, лицее, гимназии;

3. Позитивное воздействие художественной литературы и искусства;

4. Влияние СМИ;

5. Эстетизация ближайшей макросреды (двор, микрорайон, клуб, спортивная площадка и т. д.)

6. Активное вовлечение в общественную деятельность;

Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды; Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Специфические моменты технологии социальной адаптации:

* только человеку свойственно создавать специальные "приспособления", определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

* только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

* процесс "принятия" или "неприятия" индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

* человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;

Социальная адаптация - процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.

Успешная социальная адаптация личности требует максимальных затрат духовной энергии индивида.

Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

Общий вывод: "Каждое последующее поколение молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается, прежде всего, в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.

Демографическая ситуация осложняется новым в белорусской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи. Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. По данным, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.

Во-первых - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.

Во-вторых - в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем в Беларуси лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.

В последнее время среди учащихся чётко обозначился рост численности таких заболеваний, как:

1. психические расстройства;

2. язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта;

3. алкогольная и наркотическая зависимость;

4. венерические заболевания;

Некоторые молодые люди за счёт несбалансированного питания и снижения физической активности набирают излишний вес, мало бывают на воздухе, не включаются в спортивно-оздоровительную деятельность.

В-третьих - в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. ѕ учащейся молодёжи относят себя к малообеспеченным.

В-четвертых - в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики.

Перемещаясь в сферу на должности, не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности - профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется, весьма высокой степенью криминализации.

В-пятых - в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" - этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить белорусскую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет. Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. Молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования. В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.

Молодёжь как «будущее нации» во все времена представляла собой особую ценность для общества. Она занимает важное место в социальных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Положение молодёжи в обществе и степень её участия в развитии социальной среды зависит как от государства, так и от собственной активной жизненной позиции. С одной стороны, молодёжь планирует и строит своё будущее, поэтому должна учитывать опыт поколений и не совершать промахи и ошибки. С другой стороны общество и государство должно переосмыслить, как бы заново открыть молодёжь как субъект истории, как главный фактор перемен, как социальную ценность. В современной России выстроена концепция молодёжной политики государства, которая представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодёжи во всех сферах её жизнедеятельности. На сегодняшний день государство предлагает систему мер, программ с целью создания условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. С одной стороны, современная власть заинтересована в развитии «молодёжной сферы», мотивируя молодое поколение на сотрудничество в развитии общества. С другой, молодёжь осуществляет инновационную деятельность и вносит вклад в творческий потенциал развития общества. Используя свои креативные способности, мысли, предложения, молодые люди создают новые организации, объединения и движения. Так, например, в Красноярском крае, при поддержке федеральной и краевой власти, были образованы; красноярские краевые студенческие отряды, Енисейские патриоты, союз профессионалов, Молодая Гвардия, КВН, трудовые отряды старшеклассников, волонтеры, добровольные молодежные дружины, краевые молодёжные съезды, летний молодёжный лагерь «ТИМ Бирюса». Благодаря их созданию, в ряды активной молодёжи, каждый год, вступают сотни молодых жителей нашего края. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодёжь является важным фактором формирования вкусов. Её духовные ценности распространяются по всему миру. Её взгляды оказывают всё большее влияние на власть имущих. Молодёжь питает особый интерес и чувствует свою причастность к решению проблем социально-экономического развития, независимости, демократизации и мира. Она демонстрирует энтузиазм и способности в деле укрепления международного взаимопонимания, участвует в движении за экологию планеты. Говоря о роли молодёжи и государства в развитии социальной среды, нельзя умолчать и о другой стороне данного вопроса. На данный момент, роль молодёжи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть. Кроме того, общество и государство ещё не до конца преодолело потребительское отношение к молодёжи, что в свою очередь негативно сказывается на позиции молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодёжи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодёжной работы. Будущее нельзя строить без сознательного и активного участия самой молодёжи. Проблема участия молодых поколений в общественном развитии - это вопрос темпов, характера и качества развития человечества. Значительная часть молодёжи отчуждена от процесса участия во всех сферах жизни, что затрудняет её интеграцию в общество. Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодёжи от общества и государства проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Становление молодого человека, как личности, процесс социализации молодёжи происходит в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Современная молодёжь должна приспособиться к новым требованиям, усвоить систему знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности. Роль молодёжи в развитии общества велика. Она умна, инициативна, энергична, и благодаря этому, является движущей силой в укреплении и модернизации общества. Изменилась модель участия молодёжи во всех сферах жизнедеятельности общества. Во многих странах молодёжь поддерживает происходившие перемены, социальные реформы. Российская молодёжь – это важный субъект социальных перемен. Именно с ней реформируемая страна связывает возможные в будущем изменения. В целом у студенчества достаточно сил и знаний, чтобы взять на себя решение многих проблем, но нужно ещё проявить жизненную активную позицию.