К проявлениям деятельности институтов гражданского общества относятся. Институты гражданского общества в российской федерации

Волович Александр Игоревич,

аспирант Тамбовского государственного университета им.Г.Р.Державина.

Гражданское общество состоит из постоянно взаимодействующих частных лиц, классов, групп, институтов, и характеризуется сложной, многообразной структурой. В качестве его звеньев выступают практически все элементы социальной, профессиональной, демографической, национальной, конфессиональной, культурной, духовной самоорганизации общества. Как отмечает К.С. Гаджиев, «гражданское общество – это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Это – система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, профессиональные и иные объединения, ассоциации, организации и т.д.».

Существует достаточно много подходов к институтам гражданского общества. Одни исследователи относят к ним различные экономические организации, другие предпочитают ограждать гражданское общество от экономической сферы. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и с политической сферой, институты которой часто фигурируют в спорах о границах гражданского общества.

Так, Джин Л. Коэн и Эндрю Арато предпочитают не относить к гражданскому обществу экономические институты: «только реконструкция по­нятия гражданского общества в рамках трехчастной модели (отделяю­щей гражданское общество как от государства, так и от экономических структур) позволяет этому понятию не только играть оппозиционную роль в условиях авторитарных режимов, но и возрождать свой критичес­кий потенциал в условиях либеральной демократии… Под «гражданским обществом» мы понимаем сферу социальной интеракции между экономикой и государст­вом, состоящую, в первую очередь, из сфер наиболее близкого общения (в частности, семью), объединений (в частности, добровольных), социаль­ных движений и различных форм публичной коммуникации».

Л.И. Спиридонов выделяет в современном гражданском обществе три уровня общественных отношений. Первый уровень, по его мнению, охватывает сферу семьи, быта и культуры. Второй уровень охватывает уровень экономики, включая в себя производство, распределение, обмен и производительное потребление, в отличие от личного потребления, которое осуществляется на первом уровне - в быту. На третьем уровне гражданского общества его члены вступают в политическую жизнь. На втором уровне Л.И. Спиридонов включает в гражданское общество профессиональные союзы, союзы предпринимателей, общества потребителей и т.д. На третьем уровне в гражданское общество входят политические объединения граждан, в частности политические партии.

Э.П. Григонис сферу гражданского общества охарактеризовал следующим образом: «В политической сфере институтами гражданского общества являются политические партии, организации, движения различной политической ориентации (правые, левые, центристские, религиозные), преследующие политические цели, участвующие в борьбе за государственную или муниципальную (публичную власть). Сюда же входят молодежные политические организации (например, коммунистические союзы молодежи). Важнейшим институтом гражданского общества в политической сфере является местное самоуправление, органы которого совместно с органами государства представляют систему публичной власти, и является связующим звеном между гражданским обществом и государством. Все вышеуказанные институты совместно с государством составляют политическую систему общества».

В рамках настоящей статьи наибольший интерес представляют те институты гражданского общества, которые в процессе своей деятельности потенциально способны ограничивать государственную власть. Несмотря на неоднозначность отнесения некоторых из них к институтам гражданского общества, в качестве наиболее влиятельных во взаимоотношениях с государственной властью можно назвать: политические партии, местное самоуправление, средства массовой информации, а также всевозможные общественные объединения различных типов.

В юридической науке неоднократно утверждалось и утверждается, что существенную связующую и объединяющую роль в отношениях между гражданским обществом и государством призваны сыграть политические партии. Политические партии являются инструментом выражения, формирования и представительства общественного мнения, средством политического самоопределения граждан и субъектом ответственности власти перед ними. Партии - универсальный политический институт, связывающий государство и граждан, обеспечивающий представительство различных социальных интересов в государственных институтах, выражающий волю избирателей относительно политического курса и экономического развития страны.

Как верно замечает К.Г. Холодковский, «место политических партий в политической системе детерминировано их двоякой природой: как элемента гражданского общества и части государственного механизма. Уже тот факт, что партия своими корнями уходит в толщу гражданского общества, где зарождаются и оформляются групповые интересы, но при этом через свои руководящие инстанции врастает в механизм государственной власти, придает ей уникальное качество агента двусторонней связи гражданского общества и государства».

Механизм транслирования интересов гражданского общества в государственное управление заключается в том, что нацеленные на достижение своих сугубо партийных интересов, связанные с получением, удержанием и осуществлением власти, партии, опираясь на поддержку общества, полученную в открытом состязании с другими партиями в электоральном процессе, выполняют социально значимые задачи. Выражая разнообразные потребности и интересы гражданского общества (индивидов, социальных групп, слоев, классов и т.д.) в политической форме (в виде определенных политических целей, идей, программ, требований, установок, проектов решений, мероприятий и т.д.), партии как организованные представители общества тем самым выражают и право гражданского общества на формирование государственной власти, участие в ее осуществлении и т.д.

Таким образом достигается ограничение государственной власти. Партии выступают с программами уменьшения налогов за счет сокращения государственного аппарата, что является следствием уменьшения предметов ведения и полномочий государственной власти; аккумулируя посылы гражданского общества, связанные с недовольством деятельностью государственной власти, партии пытаются ограничивать такую деятельность, тем самым получая поддержку избирателей.

Особого внимания заслуживают оппозиционные партии. В условиях демократии оппозиция является важной составной частью политического процесса, для нормального функционирования которого необходима ротация партий у власти. Так, в Великобритании и ряде ее бывших колоний лидер крупнейшей оппозиционной партии (т.е. партии, занявшей второе место на парламентских выборах) получает королевское жалованье на уровне министра, так как считается, что он исполняет важную для общества и государства функцию; эта партия именуется «оппозицией Её Величества» и формирует так называемый «теневой кабинет», «министры» которого заняты отслеживанием и критикой правительственных мероприятий по своим направлениям и разработкой оппозиционных программ по ним. В случае прихода партии к власти они, как правило, автоматически занимают соответствующие места в правительстве.

Стоит заметить, что для того, чтобы политические партии действовали в интересах общества, необходим комплекс условий: политическая конкуренция, прозрачность и открытость деятельности партий, свобода средств массовой информации, развитые демократические процедуры и др. Немаловажное значение имеет и внутрипартийная демократия. От того, насколько внутрипартийная структура партийной организации позволяет прорываться импульсам общественных потребностей, выражающихся в позициях низовых партийных звеньев, настолько та или иная политическая партия может воспроизводить и решать проблемы гражданского общества.

Местное самоуправление, так же как и политические партии, не все исследователи относят к институтам гражданского общества. Тем не менее, предоставление гражданам определенной степени свободы в самоуправлении на территории их проживания – это достаточно эффективный барьер, наглядно демонстрирующий границу между гражданским обществом и государством.

Необходимо отметить, что в мире сложилась практика, при которой в основе регулирования предметов ведения муниципальных образований положен принцип, согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешил закон. Данный принцип утвердился в XIX в. в Великобритании (англосаксонская модель). Подобная муниципальная система действует в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и в других странах. В основу правового регулирования предметов ведения местного самоуправления во Франции и в ряде иных стран положен принцип, согласно которому муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов (французская, или так называемая континентальная модель).

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации 1993 г. органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться государственными полномочиями. Конституция РФ закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 12) и запрещает ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами (ст. 133).

Однако, как показывает практика, существует ряд нарушений вышеуказанных положений Конституции РФ: установление региональными правовыми актами ограничений на самостоятельность местного самоуправления по вопросам, подлежащим регулированию исключительно на федеральном уровне; ограничение региональными законами прав граждан на осуществление местного самоуправления; превышение региональными правовыми актами пределов правового регулирования в решении вопросов местного значения; передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий без передачи необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; выделение отдельных территорий из-под действия законодательства о местном самоуправлении и ряд других.

Если местное самоуправление наиболее эффективно в структурном ограничении государственной власти, то есть в тех случаях, когда требуется не допустить воздействие государственной власти на определенные сферы общества, не допустить излишней централизации предметов ведения и полномочий, то средства массовой информации как институт гражданского общества способны не менее продуктивно ограничивать повседневную деятельность государственной власти.

В условиях развитых демократических институтов влияние СМИ на деятельность властей огромно. Развитие СМИ в современном мире неотделимо от развития демократического процесса. СМИ выступают основным инструментом информационного обеспечения граждан обо всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, нарушающих интересы общества, об их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем. Потенциал СМИ состоит в их возможности делать достоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, норм общественной морали, обо всех антисоциальных действиях не только криминальных элементов, но и бизнеса, властных структур, тех или иных социальных институтов. Как отмечает Н.К.Заика, «по отношению к властным структурам, критикуя их действия, не вписывающиеся в рамки закона, общественной морали или просто не эффективные, СМИ выступают в роли своего рода непарламентской оппозиции. В современных либеральных обществах такая оппозиционная роль СМИ расценивается очень высоко. Критика СМИ здесь чаще всего направлена на действия властей различного уровня».

Средства массовой информации непосредственно участвуют в формировании рейтинга политиков. Аккумулируя аналитические мнения различных экспертов, проводя журналистские расследования, организуя различные дискуссионные обсуждения, СМИ оказывают огромное влияние на результаты выборов. В этом содержится сам механизм ограничения государственной власти средствами массовой информации. В условиях свободы и независимости СМИ, политики, желая победить на выборах, объективно вынуждены работать на общество своей страны, служить ему, заботиться о его благополучии, в противном случае государственно-властный пост займут политические конкуренты.

Часто говорят о невозможности существования объективной и правдивой журналистики в условиях свободы. Как пишет Я.Н. Засурский: «Основная коллизия при этом состоит в том, что будучи институтом гражданского общества, признанными способствовать формированию и интеграции этого общества, защите его интересов перед властью и бизнесом, реально в силу сложившейся в обществе системы политических и экономических отношений они эту роль не выполняют, а выступают нередко в роли представителя интересов власти или бизнеса, при том, что интересы власти и граждан, бизнеса и граждан не обязательно противостоят друг другу. Но и не всегда совпадают».

Показательный пример развития СМИ в США опровергает такие суждения. Как утверждает Джордж А. Кримски: «По сути дела, сегодня журналисты занимают место в низших эшелонах публичной популярности. Их считают, с одной стороны, слишком могущественными, с другой – не заслуживающими доверия. Первоначально американская пресса была практически листовочной индустрией, принадлежавшей конкурирующим политическим группам или связанной с ними и втянутой в постоянные пропагандистские войны. Вопрос о доверии не стоял. Стать инструментом демократического принятия решений прессу заставило разнообразие мнений. Каким-то образом из-под этого хаотического нагромождения информации и дезинформации смогла пробиться общая истина. В итоге появилось стремление к объективности».

Влияние СМИ растет с каждым годом также за счет тенденций всеобщей глобализации. В современном мире создается огромная глобальная коммуникационная система. В этом процессе принимают участие национальные государства, международные информационные агентства, транснациональные медийные корпорации, неправительственные, правозащитные организации и т.д. Складывается мировой медийный рынок - «место, где вырабатываются и применяются формальные и неформальные правила, определяющие характер общепринятых нормативов, пространство, где соперничают идеологии и оформляются альянсы, определяющие, в конечном счете, судьбы правительств и наций, арена, на которой образы, порождаемые СМИ, становятся подспорьем или заменителем силы». Происходящее в глобальной информационной среде приобретает все большее значение для всех сфер социальной жизни. Тенденция развития СМИ в мире свидетельствует о том, что их роль в международных делах постоянно возрастает. Этот процесс все больше воспринимается как реальный фундамент идеи создания мирового информационного пространства. Современное развитие СМИ оказывается существенным социально-политическим явлением в странах всего мира.

Для выполнения СМИ как института гражданского общества функций, связанных с ограничением государственной власти, необходим целый комплекс прав. Особое значение имеет закрепление прав СМИ в нормах международно-правовых документов, так как без инструментов внешнего ограничения государственная власть, обладающая монополией на формирование системы законодательства, без особого труда способна значительно уменьшить возможности СМИ либо сделать их лояльными к любой деятельности властей.

Несмотря на наличие в российском законодательстве прав СМИ, а также норм, направленных на их реализацию, СМИ подвергаются значительному давлению со стороны государственной власти. С сожалением приходится констатировать, что в арсенале средств борьбы с неугодными журналистами в последние годы все чаще используются многочисленные проверки и обыски в редакциях, обвинения в использовании нелицензионных программных продуктов. По заявлениям обиженных должностных лиц возбуждаются уголовные дела против журналистов, обвиняемых в клевете и нанесении оскорбления. Обыденностью становится всевластие и произвол бюрократических структур, как на стадии выдачи лицензий, так и при осуществлении контроля и надзора за соблюдением условий лицензирования.

Общественные объединения, наряду с другими институтами гражданского общества, также выступают в качестве связующего звена между государством и гражданским обществом. Общее между всеми видами общественных объединений состоит в том, что все они, являясь формой реализации основных прав и свобод человека и гражданина, выступают одной из организационных форм демократии и, таким образом, способны существенно ограничивать государственную власть.

В научной литературе общественное объединение нередко называют основным институтом гражданского общества, который выступает как определяющий компонент характеристики этого общества, а иногда даже просто отождествляют эти понятия. Как пишет С.А. Авакьян, «если граждане свободно могут выражать свои мнения, если… могут создавать различные объединения – налицо такое качественное состояние общества, при котором оно может называться гражданским обществом». Ю.Н. Хмара определяет гражданское общество «как совокупность свободных ассоциаций граждан, негосударственных институтов, самоорганизующихся посреднических групп и многообразных связей между ними, не зависимых от государственной власти и способных к организованным, ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера». В основе гражданского общества А. Токвиль также рассматривал различные ассоциации и объединения – религиозные, семейные, профессиональные и т.д. Как отмечает Ю.Н. Хмара, «по его мнению, помимо своих непосредственных задач ассоциации выполняют и другие функции. Во-первых, они являются институтами, защищающими нравственные ценности, свободу мысли и самостоятельность решений от вмешательства со стороны государства. Во-вторых, они выступают гарантом, защищающим как людей от посягательств внешних политических сил, так и социальную сферу и политические институты от чрезмерных амбиций и эгоистических интересов самих людей».

Такая позиция ученых небезосновательна, так как общественные объединения, имеющие в основе своего существования именно инициативу граждан - непосредственных носителей интересов, выступая инструментом, существенно облегчающим реализацию и защиту этих интересов, в том числе посредством реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, способны с более высокой степенью эффективности и адекватности влиять на деятельность государственной власти по сравнению с другими институтами гражданского общества. Группы лиц, объединенных общими интересами, – это один важный механизм, посредством которого отдельные индивиды добиваются от государственной власти, от избираемых ими должностных лиц реализации общих интересов, какими бы специализированными они не были. Исходя из вышесказанного, общественное объединение действительно можно назвать основным институтом гражданского общества, его наиболее характерным признаком, так как большинство общественных объединений воплощают собой то, что может быть названо подлинными гражданскими инициативами.

Общественные объединения, являясь, в сущности, подлинным выразителем гражданской инициативы, способны активно влиять на государственную политику, они позволяют гражданам, по сути, создавать альтернативные политические источники, которые они могут мобилизовать, когда решат, что частные экономические деятели или государственные чиновники нарушают их интересы. Такое влияние общественных объединений на государственную власть достигается в силу ряда причин.

Во-первых, общественные объединения включают в себя индивидов, имеющих общие интересы. Чем больше численность объединения, чем большую поддержку оно получает от общества, тем выше степень осознания той или иной проблемы и уверенности участников объединения в правильности своей позиции.

Во-вторых, общественное объединение в целях реализации общего интереса концентрирует интеллектуальные, материальные, информационные и другие ресурсы, а также повышает эффективность их использования. Индивиды, объединенные общими интересами, обмениваются информацией и идеями друг с другом и другими гражданами, они могут проводить расследование или заказать проведение исследования, позволяющие проникнуть в суть проблемы, способны привлечь достаточное внимание прессы и всего общества.

В-третьих, общественные объединения, имеющие широкую поддержку среди населения, способны повлиять на результаты выборов. Группы, способные убедить избирателей голосовать тем или иным образом, вызывают страх и уважение к себе со стороны кандидатов. Избираемые официальные лица защищают политику, за которую выступает подавляющее большинство во время опросов общественного мнения, поскольку они хотят увеличить свой рейтинг. Соглашаясь с позицией популярного общественного объединения, политики склоняют на свою сторону огромное количество потенциальных избирателей, благодаря которым они могут победить на выборах.

Общественные объединения в силу своего воздействия на политику государства часто подвергаются существенному давлению со стороны последнего. Выставленные государством барьеры могут иметь различный характер: пропорционально возрастающая сложность в регистрации в зависимости от закрепленной в уставе территории деятельности объединения (чем шире территория деятельности, закрепленная в уставе организации, тем сложнее процесс ее регистрации); прямой запрет на существование незарегистрированных общественных объединений; запрет на участие в качестве членов и учредителей общественных объединений юридических лиц; запрет на участие в качестве членов и учредителей общественных объединений иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства; запрет на осуществление экономической деятельности общественных объединений; сложность процедуры регистрации, избирательное применение отказов в регистрации, большая стоимость регистрации.

Глобализация международных отношений вывела в последние десятилетия на общемировую сцену новых участников – международные общественные объединения, или международные НПО. В международных отношениях эти институты получили «взрывное» распространение во второй половине XX в., и ныне играют важную, часто незаменимую роль.

Международные общественные объединения оказались весьма эффективными в решении множества вопросов, имеющих международный уровень, они активно мобилизуют мнения как общества в целом, так и его отдельных групп; представляют коллективные интересы групп, пытающихся воздействовать на различные национальные правительства и международные организации, побуждая их совершенствовать свою деятельность. Такие объединения способны обладать весомым авторитетом и оказывать существенное влияние на мировое общественное мнение, политику и позиции государств.

Так, международные общественные объединения потенциально и в некоторых случаях реально противостоят правительственной политике по широкому кругу вопросов – от либерализации разводов в Италии, до поддержания мира в Израиле на Ближнем Востоке, усилению французской экономики или поддержания баланса платежей в Великобритании. Конфликт между правительством и транснациональной организацией может отразиться на политике правительства, стоящего за этой организацией, но он также может стать результатом разницы политик правительства страны - хозяина транснациональной организации и самой организации, причем правительство страны, принимающей организацию на своей территории (если такое существует), необязательно должно быть втянуто в конфликт.

Вполне можно согласиться с точкой зрения исследователей, отмечающих, что вся совокупность международных общественных объединений всех типов образует новое явление, не зависящее или минимально зависящее от резких перемен политических систем, режимов, международного курса в отдельных странах. В современном мире они оказывают большое влияние на политику государств, выполняют весьма многочисленные, необходимые и значительные реальные функции. Отдельные организации могут не соответствовать общему весомому предназначению этих институтов, но в целом они оказывают положительное влияние на международную жизнь, мировую политику и развитие. В большинстве случаев предлагаемые ими меры нацелены на то, чтобы привести к созданию более справедливого и гуманного мирового порядка, решить проблему управляемости международными экономическими, социальными и политическими процессами в интересах подавляющего большинства человечества.

Зарождение и дальнейшее развитие международных общественных объединений и глобального гражданского общества необходимо расценивать как существенный исторический прорыв в практике защиты и реализации основной ценности общества - прав и свобод человека. Совокупность международных общественных объединений, наряду с межправительственными организациями, способна заставить любое государство создать политико-правовую инфраструктуру, позволяющую различным институтам гражданского общества ограничивать государственную власть в целях реализации и защиты интересов индивида и общества. При этом негосударственные субъекты глобальной политики и межправительственные организации не должны полностью подчинять государства, сужая свободу их действий. В своей деятельности глобальное гражданское общество, так же как и национальное, должно опираться на возможности государства как основного политического института, предназначением которого является служение обществу.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что институты гражданского общества имеют достаточный потенциал для ограничения государственной власти. Политические партии, местное самоуправление средства массовой информации, различные виды общественных объединений как национального, так и международного уровня способны активно участвовать в создании политико-правовых условий, необходимых для ограничения государственной власти и развития гражданского общества. В системе ограничения государственной власти основная движущая роль должна принадлежать институтам гражданского общества. Именно гражданская инициатива, обеспеченная правовой базой, имеет потенциал постоянно отслеживать деятельность государственной власти практически во всех сферах жизни общества и оптимально ограничивать ее в пределах минимально необходимого вмешательства.

Литература

1. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996. 359 с.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Сорос - Международные отношения, 1994. 400 с.

3. Гайнутдинов Р.И. Основная миссия глобального гражданского общества // Международное публичное и частное право. 2006. № 5.

4. Григонис Э.П. Теория государства и права. СПб., 2002. 317 с.

5. Гущин В.З. Предмет ведения и полномочия местного самоуправления. URL: http://www.samoupra vlenie.ru/16-03.htm.

6. Заика Н.К. Правовые основы средств массовой информации. М., 2007. 72 с.

7. Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. М., 2006.
380 с.

8. Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в России: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 447.

9. Кеохейн Р.О., Най Дж. С. Транснациональные отношения и мировая политика // Соц.-гум. знания. 1999. № 5. 240 с.

10. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. URL: http://society.polbu.ru/koveshnikov_gosuprav/ch08_all.html .

11. Коэн Д.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир, 2003. 782 с.

12. Кримски Д.А. Роль средств массовой информации в демократическом обществе. URL: http://www. infousa.ru/media/krimsky_rus.htm.

13. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // Рос. газ. 2003. 8 окт. № 202.

14. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. (Серия «21 век: информация и общество»). 336 с.

15. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. 484 с.

16. Хмара Ю.Н. Власть и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и взаимодействия. Челябинск, 2007. 118 с. Кримски Д. А. Роль средств массовой информации в демократическом обществе. URL : http://www. infousa.ru/media/krimsky_rus.htm.

Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. (Серия «21 век: информация и общество»). С. 317.

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996. С. 16.

Впервые термин "гражданское общество" был введен Дж. Локком. Впоследствии многие мыслители расширяли и сужали это понятие, выделяли те или иные его признаки, говорили о развитии институтов гражданского общества .

Сегодня существует множество определений гражданского общества. Согласно одному из них, оно представляет собой сферу самопроявления свободных людей, некоммерческих организаций и ассоциаций, сформировавшихся на добровольных началах, огражденных от произвольной регламентации и прямого вмешательства разных внешних факторов, в том числе бизнеса и власти. Институты гражданского общества считаются классическим фильтром требований социума к политической системе.

Ключевые принципы Дж. Локка

Английский философ сформулировал несколько принципов, на которых базируются цивилизованные социальные отношения:

  • Личные интересы индивида стоят выше общественных и государственных.
  • Наивысшей ценностью является свобода, а ее основой является частная собственность.
  • В гражданском обществе формируются защитные структуры между государством и индивидом.
  • Свобода предполагает невмешательство в личную жизнь человека.
  • Индивиды, создавая гражданское общество, заключают общественный договор.

Исходя из этих принципов, можно заключить, что институт гражданского общества - это комплекс объединений людей, огражденный от государственного вмешательства.

Между тем государство призвано регулировать возникающие в обществе отношения. Если социум обеспечивает реализацию прав человека (на свободу, жизнь и пр.), государство, в свою очередь, обеспечивает гражданские права (возможность участвовать в управлении). В обоих случаях имеет место личное право на самореализацию.

Общественные институты в гражданском обществе

Особенности гражданского общества заключаются в разнообразии интересов индивидов, специфике их удовлетворения через разные институты, а также диапазоне свобод и прав каждой личности.

В теории принято выделять 3 группы институтов гражданского общества. Это объединения, в которых человек:

  • Получает средства для удовлетворения потребностей в жилье, пище, одежде и пр. Такие средства человек получает в виде зарплаты на предприятии, дохода от предпринимательской деятельности и так далее.
  • Удовлетворяет потребности в общении, продолжении рода, физическом, духовном развитии. Для этого существуют церковь, научные/образовательные учреждения, семья, творческие объединения, спортивные союзы и пр.
  • Удовлетворяет потребности в участии в управлении делами общества. Эти интересы реализуются через участие в политических движениях и партиях.

Зрелость институтов гражданского общества - это способность отдельных индивидов, разных объединений отстаивать частные интересы, удовлетворять их по своему усмотрению, не ущемляя при этом прав других граждан.

Современный социум

В настоящее время институты гражданского общества - это относительно независимые от государства группы равноправных и свободных индивидов. Внутренние и внешние отношения этих объединений выстраиваются в условиях демократической государственности и рынка.

В отличие от институтов государства, в гражданском обществе формируются не вертикальные, а Между юридически равноправными и свободными партнерами возникают отношения солидарности и конкуренции.

В сфере экономики в качестве структурных элементов гражданского общества выступают негосударственные организации. К ним относят, в частности, акционерные общества, кооперативы, компании, товарищества, корпорации, ассоциации и прочие хозяйственные объединения людей, созданные на добровольной основе и по их личной инициативе.

Социально-политический аспект

Он формируется в ходе деятельности институтов гражданского общества:

  • семьи, выступающей в роли определяющей социальной ячейки, в которой пересекаются личные и общественные интересы;
  • политических движений и партий, отражающих разнообразие интересов разных групп граждан;
  • органов самоуправления по месту работы и проживания индивидов;
  • негосударственных СМИ.

Социально-политический аспект формируется также за счет функционирования механизма выявления и выражения мнения общественности, разрешения разнообразных социальных конфликтов.

В этой области общественной жизни создается практика институционального отражения интересов, которые возникают в обществе. Они выражаются в цивилизованной, ненасильственной форме, в рамках законов.

Духовная сфера

В этой области проявляется свобода слова и мысли. Представители гражданского общества имеют возможность публично выражать свое мнение. Немаловажно и то, что научные, творческие объединения являются независимыми от государственных органов, проявляют самостоятельность и инициативность.

Приоритет свобод и прав человека

Функционирование институтов гражданского общества направлено на повышение качества жизни каждого индивида. При этом:

  • Признаются естественные права человека на свободную деятельность, жизнь, счастье.
  • Утверждается правовое государство, подчиняющее свое существование закону.
  • Признается равенство граждан в рамках единых норм, на одном экономическом и

Функции государства

Граждане тесно соприкасаются с правовым государством. Его основные задачи сводятся к:

  • Выработке общей стратегии развития общества.
  • Определении и обосновании приоритетов, темпа, пропорций становления социально-экономических сфер жизни.
  • Стимулированию полезной для общества деятельности граждан, защите их прав, достоинства, собственности.
  • Демократизации сфер жизнедеятельности социума.
  • Обеспечению защиты границ и поддержанию общественного порядка.

Особенности государственного взаимодействия с институтами гражданского общества

Дискуссии об отношениях между властью и народом ведутся в научных кругах достаточно давно. Между государственными и социальными институтами могут устанавливаться или партнерские, или сопернические отношения. В первом случае имеет место согласие, взаимная поддержка, во втором - противодействие, а в ряде случаев и вражда. Стоит отметить, что такие разнонаправленные отношения формируются и внутри самого общества между его институтами.

По мнению многих социологов, гражданское общество можно охарактеризовать как стихию разных политических воль, управление которыми из единого центра невозможно. Представители социума преследуют зачастую прямо противоположные, взаимоисключающие интересы.

Государственные институты, в свою очередь, призваны выступать в роли "заинтересованного посредника" или арбитра в противостоянии разных социально-политических движений. Они выражают и общенациональную волю общества. При этом (в идеале) государственные институты должны ориентироваться на интересы большинства представителей общественности.

Такая противоречивая, сложная диалектика многообразных свободных воль, формирующих гражданское общество, и одной государственной воли отражает эффективность демократии. При ослаблении позиций гражданского общества неизбежно происходит формирование авторитарного государственного режима. При ослаблении власти государства, в свою очередь, развивается квазидемократия, которая приводит к социально-политическому хаосу.

Российские реалии

За время многочисленных реформ в стране произошли достаточно существенные сдвиги в сторону формирования институтов гражданского общества. Создать необходимую для них инфраструктуру позволили приватизация, утверждение свободомыслия, политический плюрализм.

Между тем качество основы общественных институтов оценивается многими экспертами как низкое. По мнению ряда отечественных социологов, существующие сегодня политические объединения не могут эффективно реализовать роль посредника между народом и властью. Кроме того, остается не высоким уровень общественной ответственности представителей бизнеса.

В результате исследователи говорят о наличии существенных проблем на пути формирования гражданского общества в РФ. Эти сложности имеют и субъективный, и объективный характер. В первую очередь, в российском обществе отсутствует традиция самой гражданской жизни. Во-вторых, представления населения о механизмах и природе формирования гражданского общества весьма упрощенные. В-третьих, недооценена роль государства в процессе его построения.

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления . Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической . Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, призвано обеспечивать условия для реализации и групп.

— это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития , перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе :

  • интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — ;
  • свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
  • индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

  • получает средства к удовлетворению жизненных в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;
  • удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют , церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
  • удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

Современное гражданское общество

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности . В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, компании, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает:
  • семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
  • общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
  • органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
  • механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
  • негосударственные средства массовой информации.

В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:

  • признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
  • признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
  • утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
  • создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:

  • выработка общей стратегии общественного развития;
  • определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
  • стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
  • демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
  • зашита границ и обеспечение общественного порядка.

За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества . Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.

В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе.

Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, правовых норм жизни.

Одной из целей российских реформ является построение гражданского общества. Но мало кто из "простых смертных" может толком объяснить, что это такое. Выдвинутая идея, как отмечается в печати, звучит привлекательно, но малопонятно для подавляющей части населения. Сразу возникает вопрос: а что, разве наше общество не гражданское?

Словосочетание "гражданское общество" условно, так как "негражданского", а тем более "антигражданского" общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, в силу его незрелости, примитивности, неразвитости; во-вторых, потому что там вообще не было таких понятий, как "гражданин", "гражданство".

Не могло быть, строго говоря, гражданским и рабовладельческое общество, поскольку оно не признавало значительную часть своих членов в качестве свободных и равноправных. Рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны себе подобных. То же самое можно сказать о феодальной системе с его крепостничеством. Но это внешняя, формальная сторона вопроса.

По существу же термин "гражданское общество" приобрел в научной литературе свое особое содержание и в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Иначе говоря, под этим понятием понимается общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности.

За эпитетом "гражданское", несмотря на его условность, стоит обширное и богатое содержание. Смысл данного феномена многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Однако ясно, что не всякое общество, состоящее из граждан, является гражданским, подобно тому как не любое государство, где действует право, можно назвать правовым. Например, советское общество никогда не было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно как и российское еще не стало таковым. Но сегодняшняя Россия провозгласила эту цель.

Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании. Гораздо больше утвердилась идея правового государства. Гражданское общество не нашло четкого отражения в новой российской Конституции, которая даже не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.).

Как уже отмечалось, Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Следовательно, их пока еще нет. Однако общие контуры возводимого здания ясны, известны основные элементы (узлы, блоки, несущие конструкции). Но одно дело - проект, другое - его реальное воплощение в жизнь. Сложился пока только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях российской действительности.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов , лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции "по ведению общих дел" (К. Маркс). Его задача - "не мешать" нормальному течению экономической жизни.

Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание "гражданин" в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус "подданных", крепостных был унизительным или по крайней мере ущемленным, не говоря уже о положении рабов.

В то же время звание "гражданин" выражало чувство долга, ответственности, служение народу, обществу ("Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". - Н.А. Некрасов). Следует различать гражданство и гражданственность - это разные понятия. Особенно возвысила титул гражданина Великая французская революция, идеи которой воплотились в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.

Однако собственников сегодня в России не более 25%, следовательно, средний класс (основа гражданского общества) еще не сложился, нормального рынка нет. Государство и право по-прежнему регулируют значительную часть общественных отношений, закрепляют принципы организации общества, социального строя. Как отмечается в литературе (В.Е. Чиркин), идея гражданского общества в свое время призвана была подчеркнуть его независимость от абсолютного, полицейского государства, "очертить круг таких отношений, куда власть не может вмешиваться". Иными словами, "раздельное" существование государства и общества немыслимо. Другой вопрос - какие взаимоотношения должны быть между ними, каков характер государства.

Именно в этом смысле гражданское общество противостоит политико-идеологическому, а тем более - авторитарно-бюрократическому, основанному на командных методах управления. Ключевую роль в нем играет семья как исходная модель и опорный институт социального жизнеустройства. Гегель считал семью первым базисом государства, вторым - сословие. Да и Маркс писал, что "в действительности семья, гражданское общество составляют необходимые предпосылки государства".

Составными элементами структуры гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность - таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества. В этих приоритетах речь не идет о том, чтобы всех поголовно и в обязательном порядке сделать собственниками - многие этого просто не желают, но такая возможность для каждого должна сохраняться. В этом корень вопроса.

Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. Собственность "есть наличное бытие свободы, она сама по себе - существенная цель" (Гегель). При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, как в современной России, а в процессе нормального цивилизованного развития.

Рынок - самоорганизующаяся система, но это вовсе не значит, что государство не может участвовать в отлаживании и совершенствовании этого механизма. Оно должно создавать и уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами (индивидуальными и коллективными). Государство - мощный фактор формирования и поддержания рыночной среды.

Суммируя все изложенное и учитывая высказанные в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

В то же время гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы. Ведь государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.

Становление гражданского общества в России - магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. Для этого необходимо, чтобы сформировались те предпосылки, о которых говорилось выше. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведет в конечном счете к достижению указанной цели.

Гражданское общество как обязательный атрибут конституционного строя я Общественные объединения ? Политические партии Религиозные объединения Средства массовой информации ? Национально-культурные автономии ? Общественная палата Российской Федерации - институт, связующий гражданское общество и государство

Перечень компетенций

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АТРИБУТ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Считается, что впервые понятие «гражданское общество» употребил в своих трудах Аристотель. Однако в античности в данный термин вкладывался иной смысл, не тождественный современному пониманию этого явления. У Аристотеля под гражданским обществом понимается полис, политическое сообщество. Аналогичное понимание гражданского общества существовало и в Древнем Риме. Как своеобразный противовес государству, некое автономное образование общество начинает рассматриваться лишь в эпоху абсолютизма. Окончательное разграничение понятий «государство» и «гражданское общество» происходит в трудах Гегеля. По Гегелю гражданское общество - это сфера действия частных интересов, сфера активности людей для реализации их потребностей. Причем Гегель понимал гражданское общество как результат исторического развития. Так, он не относил к гражданскому обществу древнее и средневековое общество. Гегель считал гражданским лишь буржуазное общество, возникшее в Европе в начале XIX в. В сфере гражданского общества, по Гегелю, происходит удовлетворение индивидами своих социально-экономических потребностей .

На современном этапе взгляды на гражданское общество претерпели существенные изменения. Гражданское общество рассматривается не просто как сфера реализации исключительно частных интересов в основном в экономической сфере. Оно представляет собой сферу активности, самостоятельности, инициативы граждан, в которую государство вмешиваться не должно. Роль государства сводится к обеспечению порядка в обществе, защите своих граждан, а не управлению ими. Гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся система. Институты гражданского общества возникают не «сверху», а исходят непосредственно от граждан. В современном понимании институты гражданского общества направлены не на реализацию частных интересов, социально-экономических потребностей, а на общее благо, преследуют общественно значимые цели. Деятельность гражданского общества основана на верховенстве закона и на принципе социальной ответственности граждан. Для гражданского общества характерно законопослушное поведение граждан, соблюдение прав и свобод других лиц, выполнение своих конституционных обязанностей.

Гражданское общество - это сфера активности, самостоятельности, инициативы граждан, которая предполагает существование независимых от государства и преследующих социально-значимые цели общественных институтов, а также совокупность отношений между ними.

Вопрос о структуре гражданского общества является спорным в науке. Ряд ученых считают, что в структуре гражданского общества не следует выделять политические институты (партии, движения). Другие - не согласны с включением в гражданское общество разнообразных экономических структур и отношений. Дискуссионным является отнесение к институтам гражданского общества местного самоуправления. Однако если понимать гражданское общество широко, как совокупность всех негосударственных структур, создаваемых по инициативе граждан, а не государства, а также отношений между ними, то к элементам гражданского общества можно отнести и партию, и семью, и экономические корпорации . К институтам гражданского общества могут быть отнесены общественные объединения, религиозные объединения, адвокатура, профессиональные объединения, средства массовой информации и др. Через данные институты происходит удовлетворение экономических, политических, культурных, религиозных, профессиональных, национальных и других интересов людей.

Гражданское общество не может быть полностью независимо от государства. Государственное регулирование необходимо обществу, так как иначе оно не сможет нормально функционировать. Цель такого регулирования - обеспечение в обществе законности и правопорядка. Такое регулирование осуществляется в первую очередь в конституционно-правовом законодательстве. Так, государство путем принятия соответствующих законов регулирует деятельность политических партий; устанавливает основы организации и деятельности таких институтов гражданского общества, как религиозные и иные общественные объединения, средства массовой информации. В конституции государства закрепляются формы собственности, идеологический плюрализм, основные направления социальной политики, многопартийность и т.д. Пределы вмешательства государства в жизнь гражданского общества закреплены в конституции.

ТТ Т [Ц Для справки

Конституция РФ не содержит понятия «гражданское общество ». Вместе с тем Конституция РФ закрепляет в главе 1 в качестве основ конституционного строя принципы, соблюдение которых необходимо для формирования гражданского общества. К таким принципам относятся: демократический характер власти, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека высшей ценностью, свобода экономического пространства и многообразие форм собственности, принцип социального государства.

В целом, гражданское общество является обязательным атрибутом конституционного строя, поскольку:

  • цель ограничения государства правом - это создание условий для функционирования гражданского общества;
  • только при условии существования развитого гражданского общества государство подчиняется праву, так как со стороны общества существует контроль над властью . Гражданское общество воздействует на государство через общественные объединения, политические партии, через активное участие граждан в выборах и референдумах, в различных политических акциях, через средства массовой информации;
  • при конституционном строе народ не просто формально признается, но и является реальным источником власти. Это возможно только в развитом гражданском обществе.

Таким образом, государство и гражданское общество нельзя противопоставлять. Развитое гражданское общество и конституционное государство, т.е. государство, в котором существует верховенство права, не могут существовать одно без другого.