Следствием внешнеполитической. "цветные" революции как следствие внешней политики россии. В обязательном порядке только на экспортные товары

Для начала, еще раз прочитаем требования по критерию К3.

По данному критерию необходимо:
«правильно указать две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий/явлений/процессов, происходивших в данный период».

Итак, необходимо указать две ПСС, и не какие-нибудь, а именно те, которые характеризуют причины (!) возникновения событий данного периода.

Что именно понимается под причинно-следственной связью?

ПСС - связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием.

Таким образом, эксперты ЕГЭ хотят увидеть в сочинении то, как выпускник умеет показывать СВЯЗЬ между двумя историческими событиями. Связь между событием-причиной и событием-следствием.

При этом, событие-следствие должно находиться именно в рамках того периода, по которому пишется сочинение. Событие-следствие не должно находиться за верхней границей или нижней границей периода, оно должно относиться именно к данному (!) периоду.

К событию (явлению, процессу), которое произошло в рамках заданного периода, необходимо подобрать те события (явления, процессы) из прошлого, которые послужили его причиной.

Какие требования к событию-причине?

1) Событие-причина может находиться как в рамках периода, так и за нижней границей. За верхнюю границу периода невозможно выйти: ведь причины могут находиться только в прошлом, но не в будущем.

Пример «в рамках периода»:
Непродуманная налоговая политика приближенных царя Алексея Михайловича стала одной из причин Соляного бунта.

Пример «за нижней границей»:
Издание указа Петра I о престолонаследии было одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов.

2) При указании ПСС могут быть названы не только причины , но и предпосылки событий, процессов, явлений.
Предпосылка - это условие, повлиявшее на начало данного события.

Например:
Влияние идей эпохи Просвещения не было прямой причиной восстания декабристов на Сенатской площади, но явилось его предпосылкой .


Период: 945 - 972 гг.


1) Крещение Ольги (это причина ) и укрепление связей между Русью и Византией (это следствие ).
2) Приближение России к византийским границам (это причина ) и начало русско-византийской войны (это следствие ).

«Будучи мудрой и дальновидной правительницей, Ольга решает принять религию Византийской империи - христианство. В 957 году происходит крещение Ольги в Константинополе. Ее крестным отцом стал византийский император. Такой шаг способствовал укреплению международный связей Руси и Византии: как политических, так и экономических.

В эти же годы происходит молниеносная война с Болгарией, закончившаяся победой русского князя. В результате войны Русь получила новые земли, однако присутствие воинственного Святослава у границ Византии не устраивало византийского императора. В связи с этим в 970 году начала русско-византийская война».

Период: сентябрь 1689 г. - декабрь 1725 г.


В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Северная война (это причина ) и введение рекрутской повинности (это следствие ).
2) Условия работы строителей Санкт-Петербурга (это причина ) и высокая смертность рабочих (это следствие ).

«Чтобы укрепиться на завоеванной территории российский правитель в 1703 году основал город, который сейчас называется Санкт-Петербург. Началось строительство с заложением на Заячьем острове крепости, ну а сам город строился с большой смертностью рабочих. Это связано с «рабским» отношением к строителям, работавших в сложном климатическом районе с «невыносимыми» для простого человека работами часами.

Во время войны власть нуждалась в деньгах и служивых людях. Вопрос со служивыми людьми был решен всеобщей рекрутской повинностью, что обеспечило войну войском и увеличило его в несколько раз».

Период: октябрь 1894 г. - июль 1914 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Проникновение Россию в Маньчжурию (это причина ) и начало русско-японской войны (это следствие ).
2) Аренда Порт-Артура (это причина ) и начало русско-японской войны (это следствие ).
3) Поражение России в русско-японской войне (это причина ) и потеря Россией Южной части Сахалина (это следствие ).

«В 1904-1905 гг. была русско-японская война. Причинами этой войны послужило то, что железная дорога России шла через Китай, и то, что наша страна арендовала Порт-Артур для создания там флота. Японии это всё не понравилось. Мы проиграли эту войну. Началось строительство железной дороги на нашей территории, мы потеряли южную часть Сахалина».

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Косыгинская реформа (это причина .) и увеличение материальной заинтересованности работников и др. (это следствие ).
2) Внешняя политика, проводимая А.А. Громыко (это причина ) и начало курса на мирное сосуществование (это следствие ).

«Разработать проект реформы и воплотить его в жизнь было поручено А. Косыгину <...> Следствием реформы стало увеличение материальной заинтересованности работников, увеличение экономических показателей, строительство новых заводов. Однако затем произошло снижение показателей, и реформа была свернута.

Что касается внешней политики, то данный период характеризуется так называемой «разрядкой» в международных отношениях. Важнейшей фигурой в проведении внешней политики СССР был министр иностранных дел Громыко <...> Последствием его внешней политики можно назвать начало курса на мирное сосуществование с капиталистическими странами».

Период: октябрь 1964 г. - март 1985 г.


В отрывке из сочинения есть следующая ПСС:
1) Ввод советский войск в Афганистан (это причина ) и бойкот Олимпийских игр 1980 г. западными странами (это следствие )

«В 1980 г. в СССР проводились Летние Олимпийские игры. Многие западные страны на Игры не приехали. Они забойкотировали их из-за ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.».

Общий вывод

Чтобы получить два балла по К3, необходимо как минимум два раза указать в тексте, что «определенное событие (явление, процесс) данного периода произошло, потому что … ».

При этом здесь необязательно называть каких-либо исторических деятелей, перечислять их конкретные действия и т.д.

У вас может быть несколько отдельных связок в сочинении:

  • «Событие №1
  • «Событие №2 + личность + конкретные действия» - для К-1 и К-2
  • «Событие №3
  • «Событие №4 + его причины/предпосылки» - для К-3

Обратите внимание, что можно писать не только о событиях, но и об исторических явлениях и процессах.

Например, в примерах выше говорится о таком процессе как «укрепление связей между Русью и Византией» и о таком явлении как «высокая смертность рабочих при строительстве Санкт-Петербурга» .

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан»

Летом 2015 года в Европейском союзе как никогда ранее вырос приток иммигрантов. В связи с этим страны ЕС поставлены перед вопросом необходимости сохранения единой стратегии развития. За сторонниками евроскептицизма и радикальной борьбы с увеличением количества беженцев закрепляется все большее политическое влияние. Так, в Польше консервативно настроенная партия «Право и справедливость» обошла правящую «Гражданскую платформу». Результаты недавних парламентских выборов в Португалии и Хорватии также показывают, что для граждан Европы повысилась важность национальной идентификации. На этом фоне при оценке роли Брюсселя в вопросе миграции часть экспертов указывает на прямую причастность последнего к сложившейся ситуации из-за нескольких основных просчетов.

Среди наиболее значимых ошибок- решение о прекращении эмбарго на поставки оружия сирийской оппозиции в мае 2013 года

Снабжение Свободной армии Сирии европейской военной техникой позволило оппозиции создать стабильную внутреннюю структуру, добиться сначала паритета, а затем и перевеса в количественном и качественном отношении. Эскалация конфликта привела к тому, что ”Исламское государство” пришло на благодатную для него землю - разоренную затянувшейся войной и переполненную свободно доступным оружием. Ничто не не смогло помешать террористам занять обширные территории Сирии и Ирака, опустошенные боевыми действиями (что напоминает оккупацию Афганистана без боя ”Талибаном” в 1990-х). В свою очередь это подтолкнуло коренное население искать более безопасные места обитания - в Турции и странах Европы.

Другой существенный просчет заключается в том, что сегодня Европейский союз не имеет действующих рычагов для сокращения потока беженцев

Важно обратить внимание: в Брюсселе на данный момент нет четкого разграничения между спасающимися от войны и экономическими беженцами. Это говорит о том, что прибытие новых мигрантов на данный момент не контролируется; вместе с тем европейские политики рапортуют о все новых квотах, последняя из которых предполагает создание дополнительных 100000 мест для приема беженцев.

Здесь стоит вспомнить один из экономических принципов, утверждающих, что среди факторов, влияющих на величину спроса, довольно серьезным является субъективное ожидание на ближайший временной этап. По аналогии, при увеличении объема предлагаемых квот ожидания беженцев включения в них также имеют тенденцию к увеличению. Из этого следует, что любое заявление о новых местах для ищущих убежище губительно из-за отсутствия или неэффективности механизмов стабилизации и лимитирования потоков, поскольку данный процесс способен привести к нерегулируемому росту расходов на содержание и, в результате, разрушению экономики Евросоюза.

Наконец, в вину Брюсселю ставится преследование собственных целей без учета конечных последствий

Прежде всего, Евросоюз рассчитывал на постепенное снижение поставок газа из России в пользу более выгодных предложений из Катара и Саудовской Аравии . Одновременно с этим сказывалось влияние США, проводивших политику интервенции по всему миру и имевших свои интересы в Сирии . Государства, не согласные с данным курсом или же желающие сохранить нейтралитет, не оказали должного внимания потенциальной угрозе, не учтя возможные риски, причем опять же в соответствии с локальными задачами. К примеру, Германия, имеющая доминирующее экономическое и политическое положение в регионе, с самого начала конфликта предпочла нейтральную позицию. Объясняется это двумя причинами, а именно борьбой за электорат Христианско-демократической партии канцлера Меркель и противоборством набирающей популярность и представляющей евроскептиков партии ”Альтернатива для Германии”.

Обобщая, необходимо подчеркнуть, что перед объединенными европейскими государствами стоит перспектива полной потери контроля над ситуацией как на Ближнем Востоке, так и непосредственно внутри своих границ. Возможность восстановления баланса становится все менее реальной, поскольку если умеренная оппозиция хотя бы готова сесть за стол переговоров, то для ИГИЛа потребуется иной метод урегулирования конфликта. Это значит, что лишь завершение войны в Сирии позволит уменьшить иммиграцию в Европу. Остается выразить надежду, что европейские политики не допустят критического положения, избрав верное для данной проблемы разрешение.

В контексте обсуждения внешней политики России следует вновь вернуться к вопросу о механизме подготовки, принятия и осуществления решений в этой важнейшей сфере национальной безопасности, о котором уже говорилось в четвертой главе настоящего пособия.

Для профессиональных дипломатов и серьезных внешнеполитических экспертов не подлежит сомнению, что эффективный механизм принятия и реализации внешнеполитических решений – это одно из ключевых условий эффективной внешней политики. Субъективные решения, которые рассчитаны на полшага вперед и основаны на конъюнктурных соображениях, здесь абсолютно не допустимы, поскольку любой шаг может иметь стратегический характер и носить долговременные последствия, даже если принимающие решение об этом шаге субъекты в данный момент времени этого не осознают. Поэтому все успешные страны стремятся приложить максимум усилий для того, чтобы создать и усовершенствовать механизм принятия внешнеполитических решений.

Чем характеризуются подобные механизмы в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, Франция, Германия, Великобритания и др.? Можно назвать пять ключевых признаков.

Первый – это коллегиальный характер выработки и принятия внешнеполитических решений, вовлеченность в этот процесс всех или по возможности всех субъектов международной деятельности.

Второй признак – это опора при принятии и выработке внешнеполитических решений на глубокую аналитику, на экспертизу, которая обеспечивается не только правительственными исследовательскими центрами, но и неправительственными организациями. То есть, опора на широкое экспертное сообщество.

Третий признак – такой механизм, как правило, имеет в своей основе стратегическое планирование, которое, в свою очередь основано на краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном прогнозировании. Например, американская внешнеполитическая мысль основана на серьезных прогнозах развития мировой обстановки, в том числе и долгосрочного характера. А без прогноза, как известно, никакую стратегию строить нельзя. Таким образом, стратегическое планирование для успешной внешней политики абсолютно необходимо.

Четвертый признак – это прозрачность механизма принятия внешнеполитических решений. В свою очередь, эта прозрачность связана с кропотливой работой со средствами массовой информации. Речь идет о проведении регулярных брифингов субъектами международной деятельности, в том числе, разумеется, и внешнеполитическими ведомствами. В вышеупомянутых успешных странах считается, что такого рода прозрачность принятия и реализации внешнеполитических решений обеспечивает достижение общенационального консенсуса по внешнеполитическим вопросам, поскольку те или иные процедуры и «логика» принятия и выполнения таких решений исполнительной властью становятся доступными для понимания широкой общественностью.

И, наконец, пятый признак – строгая исполнительская дисциплина в выполнении внешнеполитических решений. Допустимыми считаются лишь споры внутри страны по поводу тех или иных внешнеполитических ориентаций, того или иного внешнеполитического курса. Совершенно недопустимыми считаются в успешных странах разногласия и публичное обсуждение этих разногласий между представителями различных исполнительных органов власти и даже между представителями исполнительных и законодательных органов власти за рубежом, на международных конференциях. Еще раз упомянем внешнеполитическую практику США. Там считается, например, что американцы, которые выезжают за рубеж и участвуют в международных конференциях, должны единым фронтом отстаивать национальные интересы США, по поводу которых имеется если не национальный консенсус, то широкое национальное согласие внутри страны. Выносить споры на публичное обсуждение за рубежом считается недопустимым, даже неприличным.

Если мы сравним внешнеполитический механизм с указанными признаками с отечественным внешнеполитическим механизмом, то легко увидим, что ничего или почти ничего из этих компонентов у нас нет.

Известно, что формально за координацию внешнеполитической деятельности у нас отвечает Министерство иностранных дел, но, честно говоря, в последние годы уже при В.Путине было немало признаков того, что Министерство иностранных дел в ряде случаев просто выбрасывалось из процесса подготовки, принятия и выполнения решений в области внешней политики, из внешнеполитической деятельности вообще. В первую очередь, это касается наших взаимоотношений со странами постсоветского пространства. Всем известны примеры наших крайне неудачных, нескоординированных действий и на Украине, и в Грузии, и в Молдавии и проч.

В результате никто не может понять – ни в нашем обществе, ни за рубежом – кто же у нас принимает решения по этим внешнеполитическим вопросам? Во всяком случае, если говорить об Украине, о «газовой войне» с Украиной, о Грузии, о провалившемся с треском российско-белорусском союзе, то складывается впечатление, и это впечатление устойчивое, что МИД в этих случаях вообще не является субъектом внешнеполитической деятельности.

О том, как работает Совет Безопасности РФ, было рассказано в четвертой главе пособия. Этой работы просто не видно. Конечно, у нас имеется еще один субъект внешнеполитической деятельности – Администрация Президента. Но ведь ясно, что Администрация обслуживает в первую очередь мероприятия самого Президента и является, по крайней мере, в соответствии с нашим законодательством, неконституционным, т.е. техническим органом, который обсуживает именно мероприятия Президента. Не более того. Этот орган ни по своему статусу, ни по своим возможностям просто не может взять на себя концептуальную внешнеполитическую работу. Задачи у него другие.

Следующий момент. Экспертное сообщество у нас практически оказалось также выброшенным из процесса выработки внешнеполитических решений. То, что наша исполнительная власть вообще не опирается на экспертное сообщество, очевидно всем. Причем положение дел здесь, даже по сравнению с 90-ми годами прошлого века, ухудшилось. Тогда, по крайней мере, создавались некие аналитические и экспертные группы по внешней политике при Администрации Президента, и даже президентские советы по международной деятельности. Сейчас этого нет вообще. Как нет и стратегического планирования.

Положение дел ухудшилось по сравнению с 90-ми годами и в том смысле, что резко упал уровень прозрачности принятия внешнеполитических решений. Не будем останавливаться на этом подробно, но это факт известный и бросающийся в глаза всем, в том числе и нашим зарубежным партнерам. Регулярной работы со СМИ мы тоже, в общем-то, не видим.

Сейчас в смысле государственной дисциплины в деле выполнения внешнеполитических решений положение дел, вероятно, лучше, чем в 90-е годы прошлого века. Но имеются вопиющие примеры нескоординированности во внешней политике, которые уже относятся к новому президентскому циклу, и которые, вероятно, войдут именно в этом своем качестве – как классические примеры нескоординированной внешней политики – в учебники мировой дипломатии.

Два из них приходятся на конец 2003 года. Первый – это наше маневрирование вокруг о.Тузлы. До сих пор непонятно, какое ведомство принимало решение о строительстве дамбы в Керченском проливе. Можно предположить, конечно, что этот, так сказать, самострой начал губернатор Краснодарского края. Тем более, что мы его видели постоянно: он тогда не вылезал из телевизора. Но многие говорят, что он самостоятельно действовать не мог, и была какая-то «отмашка» из Кремля. Но кто дал такую «отмашку» из Кремля, до сих пор не ясно. На этом фоне симптоматично было четырёхдневное, по крайней мере, если не недельное, молчание нашего МИДа, который, надо сказать прямо, просто не выполнил свою работу, не создал чёткую правовую базу для проведения укрепительных работ, уже не говоря о том, что просто не договорился с украинской стороной и довёл дело до очередного кризиса в отношениях с Киевом. В то же время мы все помним, как наш Посол в Киеве, Виктор Черномырдин, заявлял о необходимости срочно прекратить работы в Керченском проливе. Об этом же заявлял наш Премьер-министр, тогда – М. Касьянов. А наши известные депутаты, напротив, требовали продолжения и даже активизации строительства и произносили грозные декларации-филиппики в адрес официального правительства. В результате, по признанию экспертов и по общему мнению, Россия на глазах у всего мира полностью проиграла информационную войну, которую навязал ей Киев.

Не меньшее недоумение у зарубежных и у отечественных экспертов вызвала наша попытка в конце того же года урегулировать ситуацию в Приднестровье. Вспомним, как это было. Сначала в Приднестровье поехал заместитель Руководителя Администрации Президента (Д.Козак), который никакого отношения к международной деятельности не имел. Он, как сообщили, якобы добился долгожданного компромисса между Кишенёвом и Тирасполем по урегулированию проблемы Приднестровья. Он же провёл переговоры с Киевом. Киев вроде бы тоже согласился с этим. На этом фоне позиция МИДа была совершенно непонятна. Никаких официальных заявлений не было. В последний момент президент Молдавии Воронин - после строгого указания ОБСЕ - отказался подписать это «компромиссное соглашение». В результате проблема урегулирования в Приднестровье была отложена на неопределённый срок, и те события, свидетелями которых мы стали сегодня, стали следствием этой неотрегулированной вовремя и замороженной на три года ситуации. После недвусмысленных результатов референдума в Приднестровье в прошлое воскресенье, когда 97,5% населения проголосовало за независимость (читай – за присоединение к РФ) Кремль оказался в сложнейшем внутри- и внешнеполитическом положении: никаких юридических и моральных оснований не признать волю народа у него нет, но и пойти на этот шаг духу и политической поли у него не хватает. Сложившийся политический тупик – следствие непрофессиональной и нескоординированной внешней политики на этом направлении.

Еще один пример – это наша невнятная политика в отношении Южной Осетии, в которой, кстати говоря, готовится следующий неприятный для Кремля референдум о независимости. Всем понятно только одно: ни стратегии, ни позиции в отношении, скажем, югоосетинского (не говоря уже об абхазском) конфликта у нас нет. Мы даже не можем заявить, что по существу здесь даже речь идёт не о сепаратизме. Тезис о сепаратизме Южной Осетии – это миф. Речь идёт не о сепаратизме, а об ирриденте, то есть о воссоединении Южной Осетии со своей исторической Родиной. Здесь даже Россия ни при чём. Здесь самое главное значение имеет то, что Южная Осетия хочет воссоединиться с Северной Осетией. Никто не может сказать, готовы ли мы сейчас (и просчитывается ли это сейчас) к денонсации Дагомысских соглашений 1992 года, о чём постоянно твердит М. Саакашвили. Что мы будем делать, если такие Соглашения будут, действительно, денонсированы? Ведь российские миротворцы в таком случае будут иметь статус оккупантов. Мы должны будем вывести оттуда свои войска. В этом случае 80% югоосетин, которые являются гражданами России, окажутся в положении изгоев, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Они будут лишены зарплат, пенсий, социальных гарантий и так далее. По существу, это будет Чечня для Грузии, дестабилизация всего региона. Мы явно не готовы к такому варианту развития событий.

Выход из этой крайне неблагоприятной ситуации, как уже говорилось в четвертой главе, состоит в том, что следует принять специальный Закон о механизме выработки, принятия и реализации внешнеполитических решений, который и должен обеспечить четкую координацию деятельности различных внешнеполитических ведомств под руководством Президента. Естественно, в соответствии с нашей Конституцией, в соответствии с конституционными полномочиями Президента и при координирующей роли Министерства иностранных дел. Во всяком случае, вопрос о механизме выработки, принятия и реализации внешнеполитических решений должен быть частью общенациональной дискуссии о новой внешнеполитической доктрине и о внешней политике в целом. Нет сомнений в том, что если такая дискуссия начнется на уровне законодательной и исполнительной власти и в экспертном сообществе, это будет лишь на пользу нашей внешней политике.

© А.И. Кондратов, 2009

УДК 327 ББК 66.4(0)

И ЕЕ ФУНКЦИИ

А.И. Кондратов

Статья посвящена рассмотрению системы основных категорий внешнеполитической деятельности государства и раскрывает основные функции этой системы. В работе предложены авторские определения понятий внешнеполитическая деятельность государства, внешнеполитическое воздействие, обеспечение внешнеполитической деятельности, ее организации и тактики и раскрываются взаимосвязи между ними.

Ключевые слова и словосочетания: теория международных отношений; категория; внешнеполитическая деятельность государства; внешнеполитическое воздействие, обеспечение внешнеполитической деятельности; организация внешнеполитической деятельности государства, тактика внешнеполитической деятельности государства.

Любое явление окружающей нас действительности познается и изучается с использованием конкретных терминов и понятий, некоторые из которых могут рассматриваться в качестве категорий. Сказанное в полной мере относится и к такому явлению как внешнеполитическая деятельность государства, изучаемой в рамках теории международных отношений. В рамках развития теории международных отношений исследователями ведется постоянная работа по совершенствованию имеющегося понятийного аппарата. Многие из составляющих его терминов и понятий включены в немногочисленные словари, глоссарии и тезаурусы по политологии, внешней политике, международным отношениям и мировой политике .

В результате исследований, проводимых С.А. Проскуриным, Э.А. Поздняковым,

М.А. Хрусталевым и некоторыми другими специалистами, в теории международных от-

ношений выделен определенный ряд категорий. Например: «внешняя политика государства», «внешнеполитическая доктрина государства», «внешнеполитический курс», «внешнеполитическая акция», «внешнеполитическая стратегия», «внешнеполитическая тактика», «внешнеполитическая стратегия», «внешнеполитическая деятельность государства» .

Однако до настоящего времени среди множества понятий, раскрывающих внешнеполитическую деятельность государства, пока не выделены именно ключевые из них, которые можно отнести к разряду категорий. Известные категории рассматриваются разрозненно и вне обоснованной теоретической системы. Поэтому в рамках теории международных отношений пока не раскрыты главные элементы системы основных категорий внешнеполитической деятельности государства, являющиеся научным инструментом для познания данного явления.

С учетом изложенного целью предлагаемой вниманию публикации является рассмотрение основных категорий внешнеполитической деятельности государства, образующих единую теоретическую систему, и раскрытие функций этой системы.

соответствующим образом обеспеченной деятельности государства по оказанию воздействия на объекты его внешнеполитических интересов в рамках выбранной тактики.

Внешнеполитическое воздействие - это вид внешнеполитической деятельности государства, направленной на достижение желательных для государства, изменений в состоянии объектов внешнеполитических интересов, условий их функционирования или характера совершаемых ими действий.

Обеспечение внешнеполитической деятельности государства - это вид внешнеполитической деятельности государства, направленной на создание необходимых условий для осуществления внешнеполитического воздействия в целях реализации его внешней политики.

Организация внешнеполитической деятельности государства - совокупность организационных форм реализации содержания внешнеполитической деятельности, отражающих упорядоченное устройство всех звеньев аппарата (сил) и их согласованное взаимодействие в рамках относительно самостоятельных частей процесса внешнеполитической деятельности.

Тактика внешнеполитической деятельности государства - это система знаний о тактических формах реализации содержания внешнеполитической деятельности и их применении в ходе внешнеполитического воздействия или внешнеполитического обеспечения в целях достижения стратегических внешнеполитических интересов государства в конкретный исторический период развития международных отношений.

Как следует из представленных определений: воздействие и обеспечение отражают содержательную сторону внешнеполитической деятельности государства, а организация и тактика - определяют организационные и тактические формы выражения содержания этой деятельности.

Логические операции с категориями проводятся в рамках многих научных дисциплин. Например, вопросы работы с категориями или их системами рассматривали Л.Е. Балашов, И. Букур, А. Деляну, В.Б. Кучевский, Е.В. Лукьянова, А.П. Шептулин и ряд других авторов .

Между тем сегодня отсутствует единый подход к определению собственно понятия «категория». В подтверждение можно привести следующие дефиниции. По одному из них под категорией понимается - «наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и отношения какого-либо явления действительности или процесса» .

С точки зрения Л.Е. Балашова, «Категории - структурные элементы мысли, которые фигурируют в философской литературе под именем философских категорий-понятий. В реальном мире им, как правило, соответствуют формы бытия, определения мира - материя, движение, пространство, время, качество, количество, конечное, бесконечное, действительность, возможность и т. д.» .

С учетом изложенного категории рассматриваются автором в качестве обобщающих и фундаментальных понятий, занимающих определяющее, главное положение в иерархии понятий и терминов, отражающих наиболее существенные связи и отношения такого явления как внешнеполитическая деятельность государства.

Каждой категорий внешнеполитической деятельности государства, как вспомогательному или основному элементу системы соответствует самостоятельное множество знаний. Категории взаимосвязаны между собой в рамках этой системы, что позволяет исследовать их свойства, выражающиеся в присущих понятиям существенных признаках, а также определять роль и место каждого из них в общей системе категорий. Роль элемента определяется через отводимые ему функции, а его место - путем сравнения с другими элементами.

Поскольку теоретические основы исследования внешнеполитической деятельности

государства в целом представляют уровневую структуру (философия и диалектика - всеобщетеоретическая основа; теория международных отношений - общетеоретическая основа; некоторые другие теории - специально-теоретическая основа), то можно выделить и несколько уровней категорий, с помощью которых можно рассматривать внешнеполитическую деятельность государства.

Первый уровень составляют сводимые в систему философские категории, представляющие собой основу для определения систем категорий других научных дисциплин.

Второй уровень представлен системой категорий, сформированной в рамках теории международных отношений.

Третий уровень включает несколько систем категорий «политик» (внешней политики государства, мировой политики и геополитики).

На четвертом уровне логично рассматривать системы категорий некоторого множества научных дисциплин, способствующих познанию исследуемого явления.

В результате систему категорий внешнеполитической деятельности государства следует отнести к пятому уровню общей иерархии систем категорий.

Сама система базовых категорий внешнеполитической деятельности государства состоит из двух подсистем. К первой следует отнести такие категории как: потребности, интересы, цели и задачи внешнеполитической деятельности государства, субъект, объект внешнеполитической деятельности государства, формы, методы, силы и средства, результат. Названные категории, с присущими им множествами и подмножествами терминов и понятий преимущественно отражают общую структуру внешнеполитической деятельности государства, условно именуемую нами «вертикальной». Все они являются составной частью единого множества, понимаемого как надмножество терминов и понятий, посредством которого возможно рассмотрение внешнеполитической деятельности государства в целом.

Однако главными элементами надмножества понятий терминов и понятий о внешнеполитической деятельности государства, по мнению автора, являются четыре основных

подмножества, отражающие «горизонтальную» структуру этой деятельности. В данной системе ключевыми понятиями соответственно являются внешнеполитическое воздействие (для краткости воздействие), обеспечение внешнеполитической деятельности государства (сокращенно обеспечение), организация внешнеполитической деятельности государства (организация) и тактика внешнеполитической деятельности государства (тактика).

Именно благодаря использованию этих категорий становится возможным комплексное рассмотрение внешнеполитической деятельности государства в целом.

Особый статус в системе множеств понятий позволяет отнести воздействие, организацию, обеспечение и тактику к разряду основных категорий внешнеполитической деятельности государства. Вместе они образуют единую подсистему систему категорий внешнеполитической деятельности государства.

Если отнесение категорий (подсистемы) «вертикального уровня» к общей системе категорий внешнеполитической деятельности государства в дополнительных комментариях не нуждается, то для доказательства функциональности подсистемы категорий «горизонтального уровня» рассмотрим роль и место каждого ее элемента, определим характер взаимосвязей между ними и дадим оценку системы на предмет соответствия предъявляемым к системам общим требованиям .

Предварительно отметим, что данная система состоит из множества структурных элементов (четырех основных категорий), находящихся во взаимосвязи и взаимодействии, выполняющих свои познавательные (объяснительные) функции в конкретной области знаний.

Основными доказательствами функционирования рассматриваемой системы служат следующие положения:

Во-первых, факт наличия и функционирование связей по взаимодействию между названными категориями, каждая из которых представляет собой самостоятельный элемент системы, отражающий одно из четырех множеств терминов и понятий.

Во-вторых, подчиненность при необходимости всех названных элементов единой цели - раскрытию сущности внешнеполитической деятельности государства, ее содержания и форм внешнего выражения этого содержания.

Каждый из элементов в интегральном единстве несет определенную нагрузку, обеспечивая упорядоченное функционирование системы.

Воздействие определяет то, что делает государство для достижения реализации его внешнеполитических интересов, но без соответствующего обеспечения эта деятельность осуществляться не может. Организация и тактика являются внешним выражением внешнеполитической деятельности государства в целом и ее главной части - воздействия в частности. Поэтому для того чтобы оказать воздействие и получить предполагаемый результат, оно должно быть соответствующим образом обеспечено, организовано и выбраны и только затем определенным образом применены конкретные формы и методы деятельности, что обусловливает присутствие тактики. Поэтому отсутствие даже одного из названных элементов не дает право говорить именно о внешнеполитической деятельности государства. С другой стороны, в данной системе категорий присутствует достаточное количество необходимых элементов, что не позволяет включать в эту систему какие-либо другие элементы. В противном случае она не будет системой.

Все это свидетельствует о целостности и замкнутости системы.

В-третьих, иерархичное построение названных категорий, наличие в основании системы трех из них (обеспечения, организации и тактики) и на вершине - четвертой категории (воздействия), свидетельствует о подчиненности первых последней.

В-четвертых, различное сочетание содержания элементов системы (мысленно представляемое в качестве граней неправильного тетраэдра) позволяет говорить, что данная система способна адекватно отражать воздействие комплекса внешних и внутренних факторов на ее функционирование. Данное положение обусловливает возможность реагирования системы на внешние и внутренние

воздействия, а также ее способность к устойчивости к названным воздействиям.

По верному заключению В.Б. Кучевско-го, «Роль категорий в познании определяется их местом в процессе отражения внешнего мира, своеобразием их объективного содержания и логической формы и раскрывается в мировоззренческой, методологической и логической функциях» . Сказанное относится и к рассматриваемым в рамках теории международных отношений категориям внешнеполитической деятельности государства.

Мировоззренческая функция, обусловленная природой категорий, выражается в том, что они образуют теоретическую основу познания внешнеполитической деятельности государства, направленной на удовлетворение имеющихся у него потребностей, осознанных в качестве интересов. Сведенные в систему категории внешнеполитической деятельности государства позволяют организовать имеющиеся знание об этом явлении и в результате логических методов познания представить его как единое целое. Поэтому без них нельзя правильно упорядочить получаемую в ходе практической деятельности участников международных отношений информацию (сведения, данные) в единый комплекс.

Кроме того, мировоззренческая функция выделенных категорий проявляется и в том, что они являются основой для понимания многочисленных процессов, происходящих в сфере международных отношений, через призму внешнеполитической деятельности государства. Поэтому они способствуют рассмотрению и верной интерпретации явлений, составляющих взаимодействие между государствами по поводу реализации их интересов. Следствием чего является получение нового знания об этой части объективной реальности бытия.

Методологическая функция категорий внешнеполитической деятельности государства, рассматриваемых как каждая в отдельности, так и в рамках включающих их системы, выражается в том, что они являются методологическим инструментов определения истины при рассмотрении происходящих в сфере международных отношений явлений. Они способствуют определению новых практических и научных проблем, связанных с

обеспечением, организацией и тактикой внешнеполитической деятельности государства и других акторов международных отношений. Аналогичные возможности решения подобных проблем с помощью категорий внешнеполитической деятельности государства появляются в смежных научных дисциплинах (геополитики, мировой политики, внешне политики и иных). Рассмотрение категорий в качестве методологической базы, отправной точки или начала научного исследования позволяет выстроить правильную логику его проведения, что способствует получению с помощью применения логических операций и выработанного в данной работе методологического подхода новых для теории и практики результатов научных исследований.

Раскрытые взаимосвязи между категориями внешнеполитическое воздействие, обеспечение, организация и тактика внешнеполитической деятельности государства могут использоваться и для рассмотрения деятельности любого другого субъекта международных отношений. Изложенное так же означает, что система данных категорий может использоваться и для рассмотрения деятельности субъекта (государства) в целом. Иными словами данные категории позволяют рассматривать деятельность субъекта, направленную не только вовне, но и внутрь любого субъекта. При этом не обязательно, что субъект действует в рамках международных отношений. Поскольку имеется возможность применения в рамках других научных дисциплин, постольку с методологической точки зрения, названные категории, рассматриваемые в рамках системы, могут претендовать на всеобщность.

Логическая функция выделенных категорий внешнеполитической деятельности государства выражается в том, что каждая из них в отдельности, или рассматриваемые в качестве их системы могут выступать в качестве начала для проведения логических операций познания других явлений внешнеполитической деятельности государства - в частности, или деятельности любого другого субъекта международных отношений в целом. Основу предполагаемых суждений с использованием названных категорий должны составлять представленные выше причинно следственные связи между этим категория-

ми. Последовательное рассмотрение этой связи определяет логику научного мышления и познания, путем последовательного отражения в сознании исследователя через категории и смежные с ними понятия происходящих явлений части реальности бытия.

Одновременно проявление функций каждой из названных категорий в отдельности или в системе зависит от условий и целей использования названных категорий в конкретных системах знаний и определяется соотношением между выделенной системой категорий с одной стороны, и выше или нижестоящей в теоретической иерархии другой теоретической системой.

В заключении отметим, что предложенный и обоснованный автором подход к рассмотрению внешнеполитического воздействия, обеспечения, организации и тактики внешнеполитической деятельности государства как элементов теоретической системы, является первой попыткой исследования этой деятельности на уровне категорий теории международных отношений. Наличие такого научного инструмента как система категорий внешнеполитической деятельности государства позволяет приступить к созданию теоретической модели этой деятельности, необходимой не только для дальнейшего развития теории международных отношений, но и политической науки в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Букур, И., Деляну, А. Введение в теорию категорий и функторов / Предисловие Питера Хилтона. Пер. с англ. Д.А. Райкова и В.С. Ретаха. - М., Изд-во «Мир», 1972. - 129 с.

2. Дипломатический словарь / Под ред. А.А. Громыко, А.Г Ковалева, П.П. Севостьянова, С.Л. Тихвинского / В 3-х томах. - М., Изд-во «Наука», 1984. - Т. 1. - А-И. - 423 с.

3. Дипломатический словарь / Под ред. А.А. Громыко, А.Г. Ковалева, П.П. Севостьянова, С.Л. Тихвинского / В 3-х томах. - М., Изд-во «Наука», 1986. - Т. 2. - К-Р. - 503 с.

4. Дипломатический словарь / Под ред. А.А. Громыко, А.Г. Ковалева, П.П. Севостьянова, С.Л. Тихвинского / В 3-х томах. - М., Изд-во «Наука», 1986. - Т. 3. - С-Я. - 751 с.

5. Карташев, В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. - М.: Прогресс-Академия, 1995. - 325 с.

6. Категории политической науки: Учебник. -М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 656 с.

8. Кучевский, В.Б. Природа философских категорий // Категории. Философский журнал, 1998. - № 1.

9. Лебедева, М.М. Мировая политика: Учебник для вузов / М.М. Лебедева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 351 с.

10. Лукьянова, Е.В. Теория и практика конструирования и применения философских категорий. Критический взгляд обществоведа // Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - Режим доступа: http://pvlast.ru/archive/ index.366.php.

11. Мировая политика и международные отношения: ключевые слова и понятия / под общ. ред. М.М. Лебедевой, С.В. Устинкина; МГИМО (У) МИД РФ; Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. - М.; Н. Новгород, 2000. - 207 с.

12. Оболонский, А.В., Рудашевский, В.Д. Методология системного исследования проблем го-

сударственного управления / Оболонский А.В., Рудашевский В.Д.; Отв. ред.: Туманов Г.А. - М.: Наука, 1978. - 191 с.

13. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

14. Проскурин, С.А. Внешняя политика и внешнеполитическая деятельность государства / В кн. Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России / Под общ. ред. С. А. Проскурина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 592 с.

15. Словарь международного права / Бацанов С.Б., Ефимов Г.К., Кузнецов В.И. и др. / 2е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Междунар. отношения, 1986. -432 с.

16. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.

17. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 576 с.

THE SYSTEM OF STATE MAIN CATEGORIES OF FOREIGN POLICY ACTIVITY

AND ITS FUNCTIONS

The article considers the system of the state main categories of foreign policy activity and reveals its main functions. The author defines such categories as foreign policy activity of the state, foreign policy activity impact, foreign policy activity guarantee, its organization and tactics, reveals correlation between them.

Key words: theory of international relations; category; foreign policy activity of the state; foreign policy activity impact; foreign policy activity guarantee; organization of foreign policy activity of the state; tactics offoreign policy activity.

В обязательном порядке только на экспортные товары

Воздух подается извне

G) относительная влажность воздуха

E) газовый состав воздуха

D) воздухообмен

B) освещенность

A) температура хранения

Сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю

C) компонентный

B) соответствии товара требованиям конкретных нормативных документов

c) соответствии товара потребительским требованиям покупателей

d) соответствии товара показателям экологичности

15. Символ «Е» на товарах используется как знак:

a) манипуляционный

b) предупредительный

d) экологический

16. Коммерческая товарная информация включает:

2) сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей

3) сведения о товаре, прежде всего идентифицирующие товар и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений

17. Климатический режим хранения характеризуется следующими показателями:

c) атмосферное давление

f) теплоемкость

h) радиационная насыщенность

18. Товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товара –

a) издержки обращения;

b) естественная убыль;

c) затраты торгового предприятия.

19. Процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества:

a) хранение товаров;

b) товароснабжение;

c) товародвижение.

20. При вентиляции:

2) воздух перемещается внутри склада без подачи наружного воздуха

21. Штрихкод наносится:

1) в обязательном порядке на все товары

3) по усмотрению производителя или посредника

Знание дат (А1):

1. В каком году произошло крещение Руси? А). 945 г.; Б). 972 г.; В). 988 г.; Г). 1036 г.

2. Какое из перечисленных событий относится к XI в.? А). съезд князей в Любече; Б). первое летописное упоминание о Москве; В). крещение Руси; Г). заключение первого договора Руси с Византией

3. В каком веке была составлена Правда Ярослава? А). VIII в.; Б). IX в.; В). X в.; Г). XI в.

4. В каком году состоялся съезд князей в Любече? А). 862 г.; Б). 988 г.; В). 1097 г.; Г). 1223 г.

5. В каком веке в Киеве княжил Владимир Мономах? А). VIII в.; Б). Х в.; В). XII в.; В). XIV в.

Знание фактов (А2):

6. Укажите князя, в годы правления которого был заключён первый письменный договор между Русью и Византийской империей. А). Ярослав Мудрый; Б). Олег Вещий; В). Игорь Старый; Г). Владимир Святой



7. Укажите имя киевского князя Х в., войска которого разгромили Хазарский каганат. А). Олег; Б). Игорь; В). Святослав; Г). Владимир

8. Что из перечисленного относится к деятельности князя Владимира Святославича? А). объединение Киева и Новгорода; Б). принятие Русью христианства; В). строительство Москвы; Г). присоединение к России Казанского и Астраханского ханств

9. Укажите князя, к деятельности которого относится составление свода законов Русская Правда А). Игорь Старый; Б). Святослав Игоревич; В). Владимир Святославич; Г). Ярослав Мудрый

10. Что из перечисленного относится к деятельности Владимира Мономаха? А). первое упоминание о Москве в летописи; Б). участие в съезде князей в городе Любече; В). разгром печенегов; Г). присоединение Новгорода и Твери к Москве

11. Что из перечисленного относится к деятельности князя Владимира Мономаха? А). принятие Русью христианства; Б). введение уроков и погостов; В). разгром Хазарского каганата; Г). съезд князей в Любече

12. Что из перечисленного относится к деятельности Владимира Мономаха? А). установление «уроков» и «погостов»; Б). законодательное облегчение положения должников; В). введение бессрочного сыска беглых крестьян; Г). отмена права перехода крестьян к другому владельцу в Юрьев день

Знание причин и следствий (А4):

13. Следствием активной военной деятельности князя Святослава Игоревича стало А). расширение границ Древнерусского государства; Б). прекращение набегов печенегов; В). объединение Киева и Новгорода под властью одного князя; Г). прекращение военных походов на Византию

14. Что из названного было следствием крещения Руси? А). рост международного авторитета Руси; Б). походы Руси на Византию; В). войны Руси с половцами; Г). разгром Хазарского каганата

15. Что явилось одним из последствий крещения Руси? А). развитие культурных связей с Византийской империей; Б). образование Древнерусского государства; В). начало политической раздробленности Древнерусского государства; Г). победа князя Владимира в борьбе за киевский престол

16. Что из названного было одним из следствий крещения Руси? А). походы Руси на Византию; Б). укрепление власти киевского князя; В). начало военных столкновений Руси с печенегами; Г). разгром Хазарского каганата

17. Следствием внешнеполитической деятельности князя Владимира Святославича стало А). прекращение военных походов на Византию; Б). ослабление опасности половецких набегов; В). укрепление юго-восточных рубежей Древнерусского государства; Г). прекращение натиска крестоносцев на северо-западные русские земли

Поиск информации в источнике (А5)

18. Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о военном походе которого идёт речь. «И с этими всеми пошёл… на конях и в кораблях, и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки город затворили. И вышел… на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. …И повелел своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали: "Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь"». А). Олег Вещий; Б). Святослав Игоревич; В). Ярослав Мудрый; Г). Владимир Святославич

19. Прочтите отрывок из летописи и укажите древнерусского князя, к которому были обращены следующие слова. «И послали со словами: Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Неужели не жаль тебе своей отчизны, старой матери, детей своих?» А). Олег Вещий; Б). Игорь Старый; В). Святослав Игоревич; Г). Владимир Святой

20. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя древнерусского князя, о котором идёт речь. «В следующем году князь пошёл с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Князь дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь ещё, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого", т. е. за язычника. Князь ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной». А). Олег Вещий; Б). Святослав Игоревич; В). Владимир Святославич; Г). Иван Калита

21. Прочтите отрывок из документа и укажите князя, о котором идёт речь. «Заложил же и церковь святой Софии… затем церковь на Золотых воротах… И стала при нём вера христианская расширяться… Отец его, Владимир, землю… крещением просветил, [сын] же засеял книжными словами сердце верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное. …Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим: "И если будете жить в любви между собой, бог будет в вас и покорит вам врагов…" И так разделил он между ними города…» А). Юрий Долгорукий; Б). Ярослав Мудрый; В). Владимир Мономах; Г). Александр Невский

22. Прочтите отрывок из труда историка и укажите князя, о призвании которого идёт речь. «Умер князь, и тотчас в Киеве начался мятеж против ростовщиков, бравших с должников огромные проценты и пользовавшихся покровительством покойного князя. Восставшие горожане направились в центр города, где жили бояре и стоял храм Святой Софии. Толпа разгромила дворы выборного главы города – тысяцкого Путяты, а также дома ростовщиков, а потом устремилась к княжескому двору и Печерскому монастырю. Перепуганные власти срочно призвали в город <…>: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов"». А). Ярослав Мудрый; Б). Владимир Мономах; В). Юрий Долгорукий; Г). Андрей Боголюбский

23. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название сборника законов, о котором идёт речь. «Среди людей, т. е. свободного неслужилого простонародья, именно в сельском населении, образуются два класса. Один из них составляли хлебопашцы, жившие на княжеской, т. е. государственной земле, не составлявшей ничьей частной собственности; в сборнике законов они называются смердами. Другой класс составляли сельские рабочие, селившиеся на землях частных собственников со ссудой от хозяев. Этот класс называется в сборнике наймитами или ролейными закупами». А). «Русская Правда»; Б). Судебник Ивана III; В). Судебник Ивана IV; Г). «Соборное Уложение»