Вывоз мусора многоквартирных домов. Правильный расчёт платы за вывоз мусора. Кто теперь должен заключать договоры на вывоз мусора

ЗА МУСОР ПЛАТИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО 2018 год принёс с собой коренные изменения в системе сбора и утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО). В частности, теперь эти обязанности возложены на регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, которым в нашем городе и районе стал ООО «Эко-Сити». Реформа вызывает у людей много вопросов. На часть из них «Михайловским вестям» отвечает директор ООО «Эко-Сити» Андрей Фурсин. - Новый закон обязывает оплачивать утилизацию ТКО абсолютно каждого, раньше такая норма отсутствовала. Как вы собираетесь убеждать людей платить, если они не заключали договоры даже за более низкую цену? - Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица любой формы собственности и масштаба - от малого до крупного бизнеса - должны будут заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Услуга по обращению с ТКО оказывается с 1 января 2018 года на всей территории, входящей в зону деятельности регоператора, независимо от того, подписан договор с или нет. В связи с этим при заключении договора будет указываться дата начала оказания услуги - 01.01.2018 г. - и начисления также будут производиться с данной даты. В многоквартирных домах договор на обращение с ТКО заключается между региональным оператором и управляющей компанией, товариществом собственников жилья, иным кооперативом. При непосредственном управлении и с жителями частного сектора региональный оператор заключает договоры индивидуально, с каждым собственником жилья отдельно. Уклонение от заключения договора повлечёт за собой судебные процессы в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае человеку придётся не только оплачивать фактическое оказание услуги, но и возмещать судебные издержки. Если будут установлены факты размещения отходов в местах, не предназначенных для этих целей, виновные лица будут привлекаться к ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. - Оплачивать нужно по фактическому месту проживания или по прописке? - В соответствии с Федеральным законом от «Об отходах производства и потребления», Жилищным кодексом Российской Федерации, оплата за ТКО начисляется в зависимости от численности человек, проживающих в квартире (индивидуальном жилом доме). Размер платы за новую коммунальную услугу рассчитывается исходя из тарифа и норматива накопления ТКО на одного человека. Если человек не проживает по адресу, то необходимо предоставить документ, подтверждающий, что прописанный человек фактически отсутствует по месту прописки и живёт в другом месте. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения (Пункт 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354). Или, к примеру, дом зарегистрирован на несколько человек (два-три розовых свидетельства), но имеется одна домовая книга. В данном случае договор будет заключаться по одной домой книге, но с двумя лицами на стороне потребителя услуги (один договор с двумя собственниками). - Установлены ли льготы инвалидам, малоимущим семьям и т. д.? - Услуга по обращению с ТКО является коммунальной и на неё распространяются все соответствующие льготы. Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг предоставляется инвалидам вследствие общего заболевания и семьям, имеющим детей-инвалидов; гражданам, подвергшимся воздействию радиации; инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям; ветеранам боевых действий; жителям блокадного Ленинграда; членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Подробную информацию о льготах можно узнать, позвонив на «горячую линию» министерства труда и социальной защиты населения (8652) 71–34–78 или 8–800–7070–126 - В разных населённых пунктах разная стоимость оплаты, даже в пределах одного района. Чем это объясняется? - Региональный оператор ограничил предельный тариф, кроме того, тариф применён дифференцированно, по разным категориям муниципальных образований. Окончательная цена на услугу складывается из тарифа, помноженного на нормативы накопления ТКО, установленные министерством ЖКХ Ставропольского края. При расчёте окончательной цены на вывоз ТКО учли цены, сложившиеся на данный период времени на территории муниципальных образований, в которых уже осуществлялся вывоз ТКО. В Шпаковском районе применён предельный тариф в сельских поселениях, но цена при этом изменилась незначительно. В Михайловске и селе Надежда предельный тариф не применяется. В тариф входят различные расходы. Раньше услуга на вывоз ТКО была не регулируемой, мусоровывозящий бизнес пользовался упрощённой системой налогообложения, а цены устанавливал договорные. С 2018 года сюда добавилось 18 процентов НДС. Добавилась и плата за негативное воздействие на окружающую среду. За каждую тонну 4 класса опасности, к которым относятся ТКО, регоператор должен перечислить в бюджет 663,20 рублей. Если смотреть по предельному тарифу, на оплату идёт до 20 процентов от суммы тарифа. Несмотря на то, что региональный оператор в большинстве населённых пунктов не применяет предельный тариф, платежи за негативное воздействие он всё равно должен заплатить в полном объёме. Также в состав услуги входит стоимость услуг полигонов по захоронению отходов. Доля её составляет от 20 до 30 процентов. Кроме того, в тариф заложены транспортная составляющая и собственные расходы регионального оператора. - Кто теперь должен устранять стихийные свалки? - В случае обнаружения региональным оператором места складирования твёрдых коммунальных отходов, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение пяти рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить соответствующий договор с региональным оператором. Если же этого не будет сделано, то регоператор сам уберёт свалку, а собственнику выставит счёт на погашение затрат. В случае обнаружения места складирования ТКО, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, необходимо сообщить региональному оператору ТКО сведения о местоположении места несанкционированного складирования ТКО, а также направить необходимую информацию в органы контроля и надзора - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Голенева, 18), Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Шмидта, 74а). - С нового года тем жителям, которых раньше в Михайловске обслуживало МУП «ЖКХ», предлагается переоформить договоры с вашим предприятием. Для этого снова предлагается собирать целый комплект документов. Можно решить этот вопрос проще, путём межведомственного взаимодействия? - К сожалению, нет. В соответствии с законодательством необходимо заключить новые договоры. Добавились новые условия, что отражено в новых договорах с регоператором. Кроме того, за время, которое жителей обслуживало МУП «ЖКХ», могло многое измениться, к примеру, количество проживающих, собственники жилья и т. д. Необходимо соблюсти предельную прозрачность правоотношений. - Будут ли приходить квитанции на оплату ТБО? - Платёжные документы будут приходить ко всем жителям населённых пунктов, входящих в зону деятельности регоператора. Жильцы многоквартирных домов получат платёжные документы, в которых появится строка «Обращение с твёрдыми коммунальными отходами». Прежний платёж за сбор и вывоз ТКО, который в квитанциях мог или выделяться отдельной строкой, или включаться в строку «содержание жилья», должен быть исключён, так как услуга стала коммунальной. Собственникам индивидуальных жилых домов платёжные документы будут приходить в виде квитанций на оплату услуги по обращению с ТКО. - Где взять контейнеры для мусора? - Контейнеры могут предоставляться управляющей организацией либо муниципалитетом (при наличии бюджетного финансирования). Соответственно, необходимо обратиться или в управляющую организацию, или в местную администрацию. Жители индивидуальных домов могут купить контейнер в собственность и обратиться в администрацию для определения места установки контейнера. Содержать контейнерные площадки, специальные площадки для крупногабаритных отходов, территории, прилегающие к месту погрузки мусора, которые находятся на придомовой территории, входящей в состав общего имущества - должны собственники помещений в многоквартирных домах (УК, ТСЖ, ЖСК). Если перечисленные объекты не входят в состав общего имущества в МКД, то их содержат собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория. Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз. - Все ли отходы будут вывозиться за эту плату, как быть со строительным мусором или со спиленными ветками? - Если отходы не относятся к ТКО, то на их вывоз необходимо заключать отдельный договор. На сайте регоператора размещены контакты для решения этого вопроса. - Куда обращаться, если не вывозят мусор? - Если собственник проживает в многоквартирном доме, то ему надо обращаться в свою управляющую организацию (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК). Если в индивидуальном жилом доме, то в диспетчерскую регионального оператора. На сайте ООО «Эко-Сити» ecocity26.ru в разделе «Телефоны и адреса регоператора» размещены контакты представительств по каждому району или городскому округу.

Государственный жилищный инспектор Ивановской области Ольга Максимова разъяснила, в каких случаях граждане могут получить перерасчет за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Напомним, что после введения с 1 июля на территории Ивановской области новой системы обращения с ТКО, жители стали обращаться в разные инстанции с вопросами и жалобами, в том числе, по поводу начисления платы за вывоз и утилизацию ТКО за квартиры и дома, где никто не живет.

Напомним, с 1 июля услуга по обращению с ТКО является коммунальной, а значит, на нее в полном объеме распространяются нормы постановления правительства РФ № 354, утверждающего правила оказания коммунальных услуг. Поскольку теперь плата за обращение с ТКО начисляется исходя из количества прописанных в квартире или домовладении, а в случае «нулевой» прописки – исходя из количества собственников объекта недвижимости, жители стали получать счета, в том числе, за объекты, в которых они не проживают, но которые находятся в их собственности.

В первую очередь, вопросы, почему за мусор приходится платить дважды, возникли по поводу дач и домов, используемых под дачи. Кроме того, жалобы часто поступают от граждан, имеющих в собственности две и более квартиры или дома.

«Если в квартире или доме действительно никто не проживает, то собственник имеет право на перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО, - отмечает Ольга Максимова. – Правила оказания коммунальных услуг предусматривают возможность перерасчета платы при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении».

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Однако, подчеркнула Ольга Максимова, потребитель сам должен обратиться к исполнителю коммунальной услуги (если речь идет о квартире в многоквартирном доме, которым управляет УК, ТСЖ или ЖСК, то за перерасчетом надо обращаться в эти организации, а если речь идет о частном доме или о квартире в МКД, где осуществляется непосредственное управление, - то нужно обращаться к регоператору). Потребитель должен написать заявление о перерасчете с указанием собственника, начала и окончания периода отсутствия, а также приложить к заявлению документы, подтверждающие отсутствие потребителей услуги в конкретном жилом помещении и период такого отсутствия.

Как это выглядит на практике? Какие документы и в каких случаях надо предоставлять? Ведь не секрет, что квартиры с «нулевой» пропиской собственники нередко сдают в аренду, то есть на самом деле жильцы там есть, а значит, и ТКО образуется. А дома в деревнях часто используются как дачи.

Если обратиться к правилам оказания коммунальных услуг, то можно обнаружить перечень документов, которые региональный оператор или УК обязаны принять для перерасчета. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

А) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

Б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

В) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

Г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

Д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

Е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

Ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

З) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

И) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

К) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Таким образом, если вы являетесь собственником квартиры в многоквартирном доме, в которой никто не проживает, то вам необходимо обратиться в управляющую компанию или ТСЖ, чтобы составить акт о количестве проживающих (вернее, об их отсутствии) в вашей квартире. Как составлять такой акт, можно узнать из тех же правил (зачастую такие акты составляются для того чтобы зафиксировать реальное количество проживающих в квартире, в случае если она не оборудована счетчиками, например, горячей и холодной воды).

Если кто-то из ваших домочадцев прописан у вас, а фактически проживает в другом месте, то нужно предоставить документ о его временной регистрации по реальному месту жительства. Если такого документа нет, то придется платить за всех прописанных (с другой стороны, если у человека нет временной регистрации по фактическому месту жительства, то плата за него там и не начисляется).

Если речь идет о даче, то здесь есть несколько вариантов. В случаях, когда дачный домик расположен на территории садоводческого товарищества, зарегистрированного как юридическое лицо, то можно заключать договор с регоператором от имени юридического лица. Регоператор установит контейнеры или бункер, вывоз можно осуществлять по фактическому накоплению ТКО, а плата за эту услугу затем будет распределяться на всех членов товарищества или кооператива. Таким образом, снимается проблема начисления платы за зимние месяцы, когда никакого мусора на садовых участках не образуется.

Если в качестве дачи вы используете дом в деревне, то нужно обратиться в администрацию сельского поселения, к которому относится этот населенный пункт, и получить справку о том, что в доме никто не прописан, и он используется как дача. В этом случае плата будет начисляться не круглогодично, а за тот период, когда она используется.

Если в вашей собственности находится ветхий дом, который вы не используете в принципе (такое случается, когда подобный объект переходит по наследству, а сил и средств привести его в нормальное состояние у нового собственника нет), вам необходимо получить в местной администрации справку о том, что дом непригоден к проживанию.

Ольга Максимова подчеркнула: в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев . Если по истечении этих 6 месяцев период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев , следующих за первым периодом перерасчета.

«Также обращаем ваше внимание на то, что подтверждающие документы, которые вы подаете для перерасчета (кроме проездных билетов), должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи», - добавила Ольга Максимова.

В Госжилинспекции обращают внимание потребителей на то, что если при подаче заявления о перерасчете вы не представили документы, подтверждающие продолжительность вашего отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, то вам вправе начислить плату за период неподтвержденного отсутствия в полном размере. Кроме того, при отсутствии подтверждающих документов регоператор или УК вправе начислить пени за несвоевременное или неполное внесение платы.

Кроме того, следует иметь в виду, что региональный оператор, УК или ТСЖ вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.
сайт

Администрация заключила публичный договор на вывоз мусора во исполнение своих обязательств по организации благоустройства территории поселения, закрепленных в п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Также на основании п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Если ваши родители не пользуются услугами организации, осуществляющей вывоз твердых бытовых отходов, и договор с ней не заключали, то и платить за неоказанную услугу они не обязаны. Между вашими родителями и данной организацией отсутствуют какие-либо правовые отношения. Действующее гражданское законодательство устанавливает свободу граждан и юридических лиц в заключении договоров (ст. 421 ГК РФ).

Использование ваших персональных данных при начислении платы за вывозу бытовых отходов противоречит требованиям ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», в соответствии с которой обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

Вы можете обратиться в Роспотребнадзор и прокуратуру с заявлением об обязании организации, осуществляющей вывоз мусора, прекратить противоправные действия по начислению платы за вывоз твердых бытовых отходов, а также использованию ваших персональных данных.

Вы также имеете право обратиться в суд с иском о признании незаключенным договора на вывоз твердых бытовых отходов, о признании незаконными действий указанной вами организации по начислению платы за вывоз твердых бытовых отходов, о признании незаконными действий по использованию персональных данных.

Однако вы должны понимать, что сбор и утилизация мусора организованы для вашего же блага. За утилизацию мусора, не отвечающую требованиям законодательства, ваших родителей могут привлечь к административной ответственности.

«В этом году на новую схему обращения с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО) должны перейти 20 регионов. Первыми могут стать Ивановская и Архангельская области, Камчатка, Краснодарский край, Магнитогорск в Челябинской области и Крым, — говорит исполнительный директор ассоциации “Чистая страна” Руслан Губайдуллин . — Остальные субъекты будут подключаться по мере готовности, но с 1 января 2019 г. “мусорную реформу” должны начать все без исключения. Правительство отсрочило её на 2 года (первоначально изменения планировались с 1 января 2017 г.), так что все регионы должны успеть подготовиться».

Очистим страну?

Изменения нас ждут серьёзные. Сейчас вывозом мусора занимаются управляющие компании, а цена «спрятана» в общем платеже за жилищные услуги, который может быть от 10 до 100 руб. за 1 м2 в зависимости от дома и города. Никто из нас даже точно не знает, сколько сегодня платит за мусор. Но, как только вывоз ТБО перекочует в коммунальные услуги (там же свет, газ, вода, отопление), сумма будет известна, а платить мы начнём региональному оператору.

«Мусорный бизнес сейчас большей частью серый. Реформа должна навести порядок в этой сфере, очистить страну от мусора. Появятся новые современные безопасные мусороперерабатывающие предприятия и полигоны, — говорит Руслан Губайдуллин. — Все собранные средства за мусор будут аккумулироваться у регионального оператора: его будут выбирать на конкурсной основе на 10 лет, он станет отвечать за полный цикл обращения с твёрдыми бытовыми отходами — от вывоза до переработки. Это значит, государство сможет контролировать денежные потоки, проверять, точно ли средства идут на строительство нового мусороперерабатывающего завода или нет. Реформа поставит крест на теневом бизнесе. В регионе может быть несколько регоператоров. Например, в Московской области будет семь зон, во Владимирской — одна, в Кемеровской — три. В каждой будет действовать свой тариф. Скорее всего, в крупных городах он будет чуть меньше, чем в малонаселённых пунктах, где мусор придётся везти на более дальние расстояния. Это как с тарифом на воду, который в городах обычно в 2-3 раза ниже».

Цена вопроса

По новому закону платить за мусор придётся всем, в том числе живущим в частном секторе. Для деревенских это, конечно, станет неприятным сюрпризом, ведь многие из них никогда не платили за отходы — мусор сжигали, сваливали в овраги и т. д. Какую сумму надо будет отдать за чистоту, установит регоператор. В Ивановской области, которая собирается перейти на новую схему уже этим летом, предложен тариф 104,6 руб. в месяц с человека. «Взнос единый на всю область. Это значит, семье из 5 человек придётся отдать 523 руб. в месяц, а многодетной из десяти — 1046 руб. Откуда у людей на селе такие деньги! — говорит сопредседатель общественной организации Ивановской области Дмитрий Сафонов . — В феврале 2017 г. мы проанализировали платежи за мусор 600 домов в Иваново и райцентрах и пришли к выводу, что с введением нового тарифа они вырастут в 2-2,5 раза. Не хочется, чтобы эксперименты начинали ставить на нашей не слишком богатой области, поэтому попросили отсрочить реформу или снизить тариф. Губернатор сказал, что будет думать до конца июня. Тариф окончательно не утверждён».

В остальных регионах тоже пока думают над тарифом. Надо, чтобы цифра устроила и регоператора, и население было не слишком шокировано. Обсуждаются суммы от 50 до 150 руб. в месяц с человека. Впрочем, эксперты считают, что тариф поначалу задирать не станут, чтобы не провоцировать недовольство.

Статья обновлена 05.03.2019 г.

К вывозу мусора граждане относились как к услуге несущественной и дешевой, особенно в тех благословенных местах, где эти услуги оказываются систематически и в полном объеме. Но мусорная проблема возопила о себе во весь голос, потому что:

  1. Создаются новые предприятия и производства, идет строительство многоквартирных домов, в крупных городах большой поток новых жителей.
  2. Не хватает кадров и рабочей силы.
  3. Техника для уборки и вывоза мусора находится в изношенном состоянии.
  4. Коммунальные службы катастрофически не всегда исполняют свои функции надлежащим образом.

Специалисты рынка недвижимости отмечают еще более негативную ситуацию в регионах, связанную с вывозом и утилизацией мусора. Вышеперечисленные факторы также распространены, но главные причины состоят в отсутствии отлаженной организации региональных операторов (посредников) и неполное финансирование данной сферы.

Последние новости/изменения

2019-й ознаменовался громкими правительственными решениями покончить с 30 млрд тонн российского мусора. ТВ представляет материалы молодцов-регионов, где успешно используются линии сортировки и переработки мусора.

Все ТСЖ, УК и прочие структуры от саночистки территорий оказались большими молодцами в объявлении гражданам, физ. и юр. лицам о повышении тарифов на вывоз ТКО, ТБО, строительного и прочего валяющегося под ногами мусора.

Больше того, появились новые формы счетов по оплате этой услуги (без исключения старых), народ за это неубирающееся богатство стал платить дважды. На голубом глазу сотрудники ЖКХ уверяют, что мусор вывозится. А на вопрос «куда?» бесхитростно отвечают – «на ближайшую свалку» . И не важно, санкционированная она или нет, услуга-то оказана (из телесюжетов).

Еще год-два назад стоимость услуг по вывозу бытовых отходов могла устанавливать управляющая компания. Тарифы формировались из многих факторов, например бензин, городской трафик, но средняя стоимость данной услуги не превышала 2,5 рубля за 1 м 2 жилплощади. Тариф на однокомнатную квартиру площадью 40 м 2 был примерно 100 руб., за двухкомнатную квартиру 60 м 2 приходилось платить 150 руб.

В 2018 году было установлено рассчитывать вывоз мусора в соответствии с количеством человек, проживающих в квартире.

Такая схема расчета давно планировалась для ввода в работу. Но далеко не все регионы смогли подготовить все составляющие для бесперебойной работы, а некоторые регионы другой схемы и не знают (в Забайкалье не прижилась, видимо, с давних времен зависимость скопления ТБО в квартире от ее площади, а не от количества проживающих). Переход на новые тарифы для всех регионов принято было продлить до начала 2019 года. На данный момент в программе участвуют 20 регионов России.

Реформирование помогает заменить управляющих лиц, включает в работу подрядные компании, которые закреплены за определенным районом. Соответственно, тариф за вывоз бытовых отходов должен быть одинаковым для каждого жильца дома данного региона, при этом, не учитывая факторы, указанные выше.


Примеры тарификации вывоза твердых бытовых отходов по новой схеме, исходя из количества человек:

  • Москва: 90 рублей в месяц с человека;
  • Санкт-Петербург: 85,38 рублей в месяц с человека;
  • Иркутск: 87,5 рублей в месяц с человека;
  • Краснодар: 97,32 рублей в месяц с человека;
  • Ивановская область: 88 рублей в месяц с человека.

Фактически с начала текущего года очистка территории от ТБО стоит для каждого россиянина, проживающего:

Регион Многоквартирн. дом, руб. Малоквартирн. дом, руб.
Камчатка 106 103 с половиной
Якутия 131 почти 139
Мурманская область 133 с половиной так же
Сахалин 70 так же
Югра 133 с половиной 200
Забайкалье 96 67
Архангельская обл 66 с половиной почти 69
Московская область платят за 1 м 2 то же
Тверская обл. около 117 177
Ленинградская обл. платят за 1 м 2 то же
Свердловская обл. почти 118
Бурятия 110 с половиной почти 126
Алтайский край 37 с половин. -111 с половин. то же
Краснодарский край почти 122 около 140
Ставрополье 143 160
Предоставленные данные приблизительные, могут быть уточнены в администрациях регионов

Из множества российских регионов здесь выбраны те, где чистое состояние придомовой территории стоит либо слишком много, либо не слишком много, где-то выявлен непонятный разбег стоимости номинальной чистоты.

Краснодарские услуги значительно превышают данные примерной тарификации вывоза ТБО, а в Москве и Питере пока действует старая схема освобождения территории от мусора – за один квадрат жилья.

Новые правила для вывоза мусора можно охарактеризовать несколькими основными положениями:

  1. Услуга включена в коммунальные услуги, выделяется отдельным пунктом в счетах для граждан.
  2. Стоимость услуги указана без ссылки на площадь жилого помещения. Она рассчитывается из количества жильцов, при этом тарифы регламентированы уполномоченными организациями.
  3. В регионах выбор подрядчиков происходит по процедуре тендера. Управляющая компания заключает договор непосредственно с организацией, которая будет вывозить бытовые отходы. В дальнейшем жильцы дома оплачивают счета, которые им выставляет управляющая компания либо платят напрямую подрядчику без посредников.
  4. Региональный подрядчик может быть выбран только 1 раз за 10 лет.

Цена вывоза бытовых отходов в месяц на человека рассчитывается в зависимости от фактического количества и объема емкости. При этом весь мусор должен быть сортирован. Данный механизм предполагает раздельное хранение и утилизацию мусора.


Для этого должны быть установлены мусорные контейнеры разного цвета для следующего разделения мусора:

  • биоразлагаемый;
  • бумага;
  • стекло;
  • мусор, который не прошел сортировку.

Правительство сделало акцент на то, чтобы мотивировать граждан самим сортировать мусор, избегая больших трудозатрат и материальных вложений. Поэтому были установлены тарифы намного меньше за сортированный мусор, в отличие от несортированных отходов (осталось придумать, как идентифицировать мусор и поощрять или наказывать невыполняющих сортировку отходов жизнедеятельности!).

При переработке отходов граждане создают благоприятные условия для вывоза и утилизации путем сжигания или захоронения. Такая схема удобна всем — и предприятиям по утилизации, и гражданам, и подрядчикам.

Прав был академик Лихачев – начинать надо с воспитания культуры в гражданине – даже в этом малом деле. Наши граждане далеко не все и не всегда будут напрягаться для создания благоприятных условий утилизации мусора. Поэтому рычаги воздействия на сознание граждан должны быть более эффективными, чем существующие. А это уже задача и социологов, и педагогов, и психологов… Наверняка и здесь что-то уже придумано соседями по планете.

Вывоз мусора из частных домов

Проблема хранения, вывоза мусора остро касается не только многоквартирных домов, но и малоэтажных жилых застроек. Здесь ситуация сложнее, так как законодательно четко не определена 100% ответственность за вывоз мусора. С одной стороны домовладелец обязан своевременно очищать территорию, которая принадлежит ему, а с другой стороны Федеральный закон определяет местные власти как ответственное лицо.

В теории владельцы домов должны вывозить мусор самостоятельно сразу на полигон, либо заключать индивидуальный договор с подрядной организацией.

Но на практике, конечно, отходы либо сжигаются прямо на участке, либо выбрасываются в общий контейнер. На советы заключить индивидуальный или общий договор следуют отрицательные ответы с аргументами недостаточного количества мусора.

Итог один – горы бесхозного мусора и безрезультативная ответственность, неспособность властей от него избавиться.

Кто должен заключать договор на вывоз отходов и производить оплату?

Высшая власть, к сожалению, на своем уровне не дает однозначного ответа. Региональные органы власти и муниципалитет видят эту ситуацию с разных сторон. Одни регионы возлагают ответственность на собственника частного дома, а другие на арендатора жилья.

Следуя законам логики, взимать средства за вывоз и утилизацию отходов следует с того, кто непосредственно проживает в доме. К сожалению, в большинстве случаев факт аренды скрыт от посторонних глаз, соответственно сбор средств юридически никак нельзя обосновать.


Резонный вопрос встает и тогда, когда речь идет о стоимости услуги вывоза мусора.

Данный тариф рассчитывается из количества накопленных твердых отходов и распределяется на 1 проживающего в данном частном доме в рублях.

В стоимость также включены расходы по вывозу, переработке мусора и тариф за хранение мусора на полигоне.

Официально подтвердить количество проживающих бывает очень сложно, т.к. прописанных граждан в частном доме обычно бывает намного меньше, чем по факту. Все это приводит к несанкционированным свалкам мусора теми гражданами, которые не хотят заключать договор с подрядчиками.

Говорить о раздельном хранении отходов, таких как автомобильные шины, лампы и пластик, вообще не приходится. Поэтому пока стоит начать с себя и пропагандировать, мотивировать, стимулировать правильное отношение к хранению и вывозу бытовых отходов.

Присоединяйтесь к коллективному обсуждения вопроса в комментариях под статьей. Оставьте свой отзыв по поводу тарифов на вывоз мусора в вашем регионе.