Наблюдения в природе весной научный дневник. Методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему: Наблюдение в природе весной

ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ В МАРТЕ.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ.
Наступает весна. Ранней весной погода часто меняется. На небе чаще показывается
солнышко, оно сильнее пригревает. Но в то же время часто бывают метели, идет снег.

«Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Будь хоть снег, хоть дождик-
Все весною пахнет.»

2 Дидактические игры в младшей группе «НАЗОВИ ЦВЕТ ТВОЕЙ ШАПКИ»
Закрепить названия основных цветов предметов.
3 Труд на прогулке: помочь друг другу надеть варежки.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с санками и мелкими игрушками.

МАРТ № 2

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ.
В начале весны солнышко сильнее греет, снег начинает подтаивать, становится
сырым, тяжелым, липким. Из него легче лепить.

«Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит эта баба у самых ворот-
Никто не проедет! Никто не пройдет!»

2 Дидактические игры в младшей группе «НА ЧТО ПОХОЖЕ»
Предложить в вылепленном предмете узнать знакомые
очертания (снеговик, шарик, булочка)
3 Труд на прогулке: наполнить ведерки снегом до отметки

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ.
Ветер гонит по небу тучи и облака. Отметить быстро или медленно плывут облака.
Как узнать сильный ветер дует или слабый?

«Облака, белогривые лошадки!
Облака, куда вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите, вы, пожалуйста
Свысока,
А по небу прокатите нас,
Облака!»

2 Дидактические игры в младшей группе «НА ЧТО ПОХОЖА ВЕТОЧКА?
Предложить детям найти сходства со знакомыми предметами (дорожка, дерево, елочка)
3 Труд на прогулке: собрать веточки, сломанные ветром, в ведро.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬМИ.
Деревья бывают высокие и низкие. У дерева есть ствол и ветки, листьев пока нет. Дерево может нам подсказать: есть сегодня ветер или нет. Как узнать? Если дерево сильно качает ветками, значит, есть – ветер.

«Дует ветер нам, в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо – все выше, выше!»

2 Дидактические игры в младшей группе «ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ»
Предложить найти высокие и низкие предметы на
улице (дома, деревья, горки)

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СКВОРЕЧНИКОМ.
Скворечник – это домик для птиц. У него есть стены, крыша, окошечко.
В нем селятcя птички, выводят там птенцов.

«На березе птичий дом:
С крышей, с маленьким крыльцом.
Только в доме нет окна,
Нет окна и дверь одна.
Все равно хороший дом.
Прилетайте, мы вас ждем»

2 Дидактические игры в младшей группе «ЧЕЙ ДОМИК?»
Предложить назвать хозяина домика – берлоги, скворечника, дупла, конуры, норки.
3 Труд на прогулке: помочь вынести кукол на участок.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ.
Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые
облака. Облака быстро меняют форму.

«Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна.
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла весна»

2 Дидактические игры в младшей группе «НА ЧТО ПОХОЖЕ?»
Предложить детям сказать, на что похоже облако, какой формы.
3 Труд на прогулке: уборка снега на участке.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ.
Весной солнце стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце.
Почему больно смотреть глазам? Потому что солнце яркое, лучистое, светится.

«Туча прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое»

2 Дидактические игры в младшей группе «ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Предложить определить на ощупь t предметов. Вода, снег, лед (холодные);
варежки, шапки, ладошки (теплые).
3 Труд на прогулке: предложить перевозить снег на машинке.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с машинками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ.
Весной снег начинает таять. На земле белый снег становиться серым, можно
увидеть частички грязи. Поэтому снег нельзя брать в рот.

«Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки»

2 Дидактические игры в младшей группе «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Предложить сравнить мыльные пузыри по размеру и цвету.
3 Труд на прогулке: помочь донести «Мыльные пузыри» до группы.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с «Мыльными пузырями».

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УБОРКОЙ СНЕГА С КРЫШИ.
Весной люди убирают снег с крыш. Снег становится сырым, тяжелым, потому
что тает. Чтобы крыша не сломалась от тяжести снега, его сбрасывают на землю
лопатой.

«Дворник ловко взял лопату
Помогать решил весне.
К крыше лестницу приставил
И разбрасывает снег.»

2 Дидактические игры в младшей группе «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЛОПАТА?»
Предложить рассказать о том, что можно делать с помощью лопаты (убирать снег, строить горку, копать ямки).
3 Труд на прогулке: уборка снега с веранды (с пола)

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСУЛЬКАМИ.
Сосулек много на солнечной стороне. Сосульки бывают разной длины, разной толщины.

«Ты взгляни: увидишь снизу
Сто сосулек по карнизу.
— Плюх – плик, плюх – плик,
Каплет с крыш за воротник,
Под окно и на крылечко
Льется песня бесконечно!»

2 Дидактические игры в младшей группе «СОСЧИТАЙ»
Предложить детям найти на участке много предметов (деревья, дома, дети)
и один предмет (горка, машина).
3 Труд на прогулке: собрать лопатки в одно место.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСУЛЬКАМИ.
Весной, когда снег на крыше тает, появляются сосульки. Сосульки блестят
на солнце. Они прозрачные. Их можно разбить, они хрупкие.

«Сосульки звенят и звенят,
На солнце сверкают – блестят.
Грустят об ушедших морозах,
Пускают длинные слезы.
В лужах слезинки прячут.
Плачут сосульки! Плачут!

2 Дидактические игры в младшей группе «КТО ПОЗВАЛ?»
3 Труд на прогулке: очистить игрушки от снега и сложить в сумку.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с ведерками и формочками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАПЕЛЬЮ С СОСУЛЕК.
Сосульки – это лед. На ощупь сосульки твердые, холодные. Когда пригревает солнышко, с сосулек капает вода – они тают. Это явление называется – капель.

«Рано утром солнце встало,
Стало солнце припекать,
И на крышах все сосульки
Звонко капают опять».

2 Дидактические игры в младшей группе «КАП – КАП – КАП»
Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания «кап – кап – кап» громко и тихо («большие и маленькие» сосульки).
3 Труд на прогулке: собрать веточки, сломанные ветром.
4 Самостоятельная деятельность детей: выкладывание из веточек на веранде.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАПЕЛЬЮ С КРЫШ, ОКОН
Весной снег тает, и вода капает с крыш, стучит по подоконникам, капает
на лесенки.
Предложить послушать, как звенит капель.

«Пляшут капельки капели,
Целый день они звенят.
Ведь они на самом деле
Ручейками стать хотят»

2 Дидактические игры в младшей группе «НАЗОВИ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ»
Предложить называть действия во множественном и единственном числе
(ест-едят, один-много, пьет-пьют ит.д.)
3 Труд на прогулке: помочь нести сумку с игрушками.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с сюжетными игрушками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ.
Весной оживляются птицы. Они начинают громко, весело кричать, бойко
перелетают с дерева на дерево.

«Пришла красавица-весна,
Тепло и радость принесла.
Запели маленькие птички-
Воробушки и синички.»

2 Дидактические игры в младшей группе «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»
Предложить узнать птиц по голосу(воробей, ворона, голубь, утка, гусь, курица)
3 Труд на прогулке: насыпать в кормушку зерна.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с двигательными игрушками.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ.
Весной становится теплее. Яркое солнце греет. Предложить потрогать предметы,
Находящиеся на солнце и в тени. Где предметы теплее? Почему?

«Солнечный лучик коснулся руки,
Я попрошу его: «Ты не беги,
Ты посиди на ладошке моей,
Вместе нам будет с тобой веселей!»

2 Дидактические игры в младшей группе «КУКЛА НАТАША ВЕСНОЙ НА ПРОГУЛКЕ»
Предложить назвать предметы верхней одежды для весеннего сезона (сапоги,
куртка, перчатки, вязанная шапка)
3 Труд на прогулке: самостоятельно застегивать курточки.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с куклами.

1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ.
Все птицы умеют летать, перелетают с дерева на дерево; могут прыгать
по земле, по веткам. Летают птицы при помощи крыльев и хвоста.

«Скачет шустрый воробей
Все быстрей, быстрей, быстрей!
Крошки хлеба поклевал,
Над землею полетал,
На березе посидел,
Кыш! Куда-то улетел!»

2 Дидактические игры в младшей группе « УЗНАЙ ПТИЦУ ПО ОПИСАНИЮ»
Предложить узнать по словесному описанию птицу (воробья, ворону, синицу,
голубя, снегиря)
3 Труд на прогулке: помогать друг другу надевать перчатки.
4 Самостоятельная деятельность детей: предложить для игр деревянные
рули.

1 Наблюдение за вороной. Ворона – это птица. Она большая, черно серая, летает чаще всего одна, вьет гнездо высоко на дереве. На кормушку не прилетает.

«Птица черная кружится,
Кар-кар-кар,- кричит и злится
Всем известная персона,
А зовут ее – ворона.»

2 Дидактические игры в младшей группе «Куда села птичка» Побуждать использовать в речи предлоги (в, на. за, под)
при назывании местоположения птицы.
3 Труд на прогулке: собрать игрушки в сумку.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с вертушками (ленточками)

1 Наблюдение за птицами. У всех птиц есть 2 крыла, хвост, 2 лапы, на теле перья, клюв, зубов нет. Все птицы умеют летать, прыгать на лапах, клевать корм. Птицы бывают разного размера. Чем отличаются воробей от вороны?

«Воробышки-пташки,
Серые рубашки,
Маленькие лапки,
Глазки как булавки»

2 Дидактические игры в младшей группе «Кто что ест?» предложить назвать пищу, которую любят животные(медведь, кошка, заяц, коза, воробей, собака)
3 Труд на прогулке: достать игрушки из сумки.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с сюжетными игрушками.

1 Наблюдение за снегом. Весной днем снег подтаивает на солнце, вечером вода подмерзает- получается лед. Поэтому утром бывает на дорогах скользко.
« Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?

2 Дидактические игры в младшей группе«Попади в цель» предложить слепить снежки и бросать в горизонтальную цель.
3 Труд на прогулке: накладывание снега в формочку.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры с мячами.

1 Наблюдение за снегом. Весной солнце пригревает, поэтому на солнечной стороне снег и сугробы становятся рыхлыми. Снег встать в сугроб, то можно провалиться.

«Сугроб уже сутулится от солнечных лучей,
И побежал по улице сверкающий ручей.»

2 Дидактические игры в младшей группе «Измерь глубину».Предложить встать в снег на дорожке и встать в сугроб. Отметить где снег провалится глубже и почему (на дорожке снега меньше, а в сугробе больше)
3 Труд на прогулке: унести лопатки в группу.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 Наблюдение за таянием снега. Предложить слепить из снега снеговика и оставить его на солнечном месте. Посмотреть что с ним будет. Под солнечными теплыми лучами снеговик тает.

« В небе солнышко смеется, своего оно добьется-
Снеговик наш превратится в озорные облака!»

2 Дидактические игры в младшей группе «Выложи из веточек » предложить выложить из веточек какой-либо предмет по желанию. (домик, елочку, и т.д.)
3 Труд на прогулке: разбрасывание снега на участке.
4 Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом.

1 Наблюдение за тополем. Тополь – это дерево. У него есть ствол, ветки. Ствол серого – зеленого цвета, шершавый на ощупь. Чем отличается береза от тополя? Срежем с тополя несколько веточек и унесем в группу. Посмотрим, что будет с веточками.

«Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок, И высокий тополек!»

Конспекты наблюдений детей младшего дошкольного возраста за природой весной режимных моментах

В процессе работы над темой недели «К нам весна шагает быстрыми шагами» среди детей младшего дошкольного возраста, мы организовывали наблюдений за природой в режимных моментах (на прогулке днем), а также в вечернее время. При этом, мы и днем и вечером смотрели на одни и те же объекты. Так, например, днем капель была активнее, чем к вечеру; птиц наблюдалось меньше, ручейки также сменяли скорость движения и уменьшался объем уносимой воды. Отметим, что некоторые родители забирают детей пораньше, в связи с чем, не все дети в полной мере могли наблюдать за весенними изменениями в природе в вечернее время (перед уходом домой).

Рассмотрим содержание конспектов наблюдений за природой в режимных моментах (на прогулке днем): наблюдение за весенней капелью, за вербой, птицами, погодой и ручейками.

Наблюдение за весенней капелью днем

Цель: вызвать интерес к окружающему миру, стимулировать наблюдательность и познавательный интерес

образовательные : расширять знания детей о временах года, свойствах воды и её природной важности; прививать основы безопасности жизнедеятельности;

развивающие

воспитательные : воспитывать интерес к физическим явлениям, культуру поведения в близи сосулек.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Вы слышите!? Что это за звонкий звук? Правильно, это капает с крыш талая вода! Давайте понаблюдаем за ней!

Воспитатель: Что вы видите? А откуда появляется эта вода? Конечно, она появляется от таяния снега.

Воспитатель: Посмотрите! Там куда вода падает, образуются впадины! Откуда они появляются? Конечно! Вода падает с большого расстояния и ударяется об лед, почву, постепенно пробивая себе ямки. Вода способна даже пробивать гранит, делать себе проход под землей, в пещерах. Она, медленно, потихоньку, но постоянно пробивает себе дорогу. Одна капелька маленькая, а огромное их количество способно изменить окружающую природу.

Воспитатель : Ребята! Скажите вы слышали когда-нибудь стихотворения о весенней капели? Нет? Тогда послушайте стихотворение Самуила Маршака «Апрель».

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Воспитатель: Ребята, а почему медведь проснулся, вы знаете? Верно, снег начал таять и капли превратились в лужи. Косолапому стало сыро и он вылез из своей берлоги. Как вы думаете, медведь любит наблюдать за природой? Я тоже думаю, что любит. Давайте еще раз послушаем и посмотрим на нашу звонкую капель.

Воспитатель: давайте возьмем немного снега с собой в группу и посмотрим, как он будет себя вести в помещении, хорошо?

Наблюдение за Вербой днем

Цели: продолжать знакомить с особенностями роста деревьев, выделяя характерные признаки вербы и её изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы

Задачи:

образовательные : расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, формировать представления о том, как ведут себя деревья весной, объяснять особенности роста деревьев и растений вообще;

развивающие

воспитательные : воспитывать интерес к биологическим законом, окружающему миру, бережному отношению к растениям

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы пойдем на участок старших детей и понаблюдаем за Вербой. Скажите, вы знаете что за дерево такое, «Верба» и как она выглядит? Все правильно, молодцы!

Воспитатель: послушайте ребята, пожалуйста, стихотворение Афанасия Фета

«Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны…»

Воспитатель: Ребята, давайте понаблюдаем за Вербой! Опишите пожалуйста какая она, Верба! Верно ребята, она мягкая, пушистая, нежная, желтенькая, а есть там дальше куст и с белыми почками. Как правильно отметил Влад, у нее на веточках маленькие, крохотные, мягкие комочки. Как заметила Танюша веточки у вербы коричневые, а почки белые и желтые. Скажите, а длинна у веточек какая? Верно, есть и длинные и короткие веточки.

Воспитатель: давайте возьмем веточки вербы, где почки еще не распустились и поставим в вазу, и время от времени будем смотреть как она себя будет вести.

Наблюдение за птицами днем

Цели: сформировать представление о перелетных птицах, их внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к птицам, бережному отношению к окружающей природе

образовательные : расширять знания о птицах, введение понятия перелетные птицы;

развивающие

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к птицам.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем поближе к кормушке, только очень медленно и осторожно, чтоб не спугнуть птиц.

Воспитатель: Посмотрите, каких птиц вы видите на участке? Верно, синички, воробьи и голуби. А каких еще птиц вы знаете? Отлично!

Воспитатель: Что делают эти птицы? Что они кушают?

Воспитатель: Ребята, а помните, на рябине мы видели зимой снегирей, а сейчас они есть? Верно, они улетели гнездоваться в другие леса, ближе к северу. Зато сейчас появились другие птицы. Посмотрите на скворечник, только не шумите.

Воспитатель: Видите, время от времени в скворечник залетает птичка. Вы знаете как ее зовут. Это скворец.

Послушайте стихотворение Сергея Михалкова

Живет у нас под крышей

Непризнанный артист,

И целый день мы слышим

Художественный свист.

Еще в полях туманы,

Еще роса блестит,

А он, проснувшись рано,

Уже вовсю свистит.

Свистит не славы ради,

Не ради всяких благ,

А просто в небо глядя,

От сердца! Просто так!

Выводит он рулады

По нескольку минут...

Не требуя награды

За свой талант и труд.

Воспитатель: А какие птицы самими первыми прилетают в наши края? Послушать звонкие голоса птиц.

Воспитатель: Опишите птичку, которая вам больше всего понравилась.

Наблюдение за погодой днем

Цели: продолжить формирование целостной картины мира, знаний об изменениях в погоде

образовательные : расширять знания о временах года, погодных условиях, смене месяцев;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, познавательной активности;

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к окружающей природе, привитие навыков одеваться в соответствии с погодными условиями.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая чудная сегодня погода! Опишите, что вы можете сказать относительно погоды? Верно, сегодня светит солнышко, согревая нас своим теплом, дует небольшой ветерок, видите, как колышется шарфик у Светы, веточки у березы? Солнышко греет нас, и все вокруг, смотрите - с крыши капает вода – как это можно называть, помните? Как можно сказать про погоду в общем? Плохая она сегодня или хорошая?

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой праздник будет в этом месяце, какого числа? Молодцы, ребята!

Воспитатель: Мальчики и девочки, скажите, как нужно одеваться весной? Валенки нужны? Шапка на меху нужна? А пуховик на овчине? Шуба? Верно ребята! Если погода теплая, как сейчас, что нужно одевать? Конечно!

Воспитатель: Ребята, скажите, апрель является каким месяцем? Он первый месяц весны или нет? Правильно, апрель является разгаром весны. Посмотрите: еще вчера снега было больше, сегодня он заметно подтаял. А какого он стал цвета? Скажите весной со снегом что делается? Верно, он тает и вся земля от него освобождается. Почему? Верно! А скажите, ребята где снег тает быстрее? В такую замечательную погоду, когда солнце греет ярко появляются проталины, освободившиеся от снега. Что там можно увидеть? Конечно, там смотрите старые, прошлогодние травинки и листочки!

Наблюдение за ручейками днем

Цели: учить определять признаки весны, развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.

образовательные : расширять знания о временах года, определять признаки весны;

развивающие

воспитательные

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Пойдемте со мной к ручейку! Посмотрите на него, куда бежит вода? Какая она? Откуда она взялась?

Воспитатель: Правильно сказал Миша, вода бежит в одну стороны, а почему она бежит в одном направлении? Откуда? А вы видели ручейки? Обращали на них внимание? Верно, вода стекает с возвышенности и бежит туда, где ниже поверхность.

Воспитатель: Скажите ребята, для чего люди продалбливают дорожки для ручейка? Верно!

Послушаем стихотворение Ирины Золотухиной:

Весенней порою, в положенный срок

На свет народился малыш-ручеек.

От солнечной ласки окреп он чуть-чуть,

И на рассвете отправился в путь.

«Привет ручеек, чик-чирики, ты чей?»

Чирикнул вдогонку ему воробей.

«Постой, погоди синеглазый малыш,

Куда расскажи ты так резво бежишь?»

Ответил, журча, ручеек молодой:

«Бегу я на встречу с могучей рекой.

Мечтают всегда, по весне ручейки

Стать частью огромной и бурной реки.

Воспитатель: Ребята, давайте опустим бумажные лодочки в ручейки, посмотрим как лодочка плывет вместе с веселым ручейком.

Рассмотрим содержание конспектов наблюдений за природой вечером.

Наблюдение за весенней капелью вечером

Цель: отметить изменения в интенсивности весенней капели и отметить причины произошедших изменений с течением времени

образовательные : расширять знания детей о изменениях в природе в вечернее время весной;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, познавательной активности, любознательности;

воспитательные : воспитывать интерес к физическим явлениям.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Мы сегодня наблюдали за весенней капелью? Какая она была, опишите? Было весело смотреть на нее? Какое чувство вы испытывали?

Воспитатель : А какое настроение у вас сейчас? А оно бы улучшилось, если бы капель была бы такой же веселой и активной как днем? Скажите, почему вечером капель менее интенсивная, чем днем? Скажите, что будет ночью и завтра утром с капелью? А завтра днем, если погода будет такой же теплой? Почему, как вы думаете?

Наблюдение за Вербой вечером

Цели: отметить наличие изменений в облике Вербы с течением времени, формирование умения отстаивать свою точку зрения

Задачи:

образовательные : расширять знания детей о влиянии времени суток на физические явления и объекты природы;

развивающие : развитие внимания, мышления, воображения, познавательной активности, любознательности;

воспитательные : воспитывать интерес к окружающему миру

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы наблюдали с вами за Вербой! Вспомните, какая она и что это? А где растет верба? Верно, она любит места около воды, она довольно быстро растет, по сравнению с другими деревьями и кустарниками.

Воспитатель: Скажите, вы видите какие либо изменения у вербы с течением времени? У вербы изменились почки? Появились листочки? Конечно, изменения происходят с растительностью постоянно, но они не так заметны и ощутимы. Вот если рассматривать подсолнух, то будет видно, что он поворачивает цветок в след за движением солнца. А Верба имеет более жесткие стебли и не может так следовать за солнцем.

Наблюдение за птицами вечером

Цели: отметить изменения в жизненной активности птиц в разный временной период

образовательные : расширять знания о птицах, приобретение знаний о поведении птиц в разное время суток;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, познавательной активности;

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к птицам, воспитывать культуру поведения рядом с птицами, подкармливать их.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами днем ходили на прогулку, помните? Хорошо, тогда вспомните как вели себя птицы днем?

Воспитатель : А теперь посмотрите на птиц. Каких птиц вы видите у кормушки? На территории детского сада? Что они делают? Изменилось ли их поведение с течением времени? Верно, ближе к вечеру активность птиц несколько снижается, днем они активно щебетали, кушали, летали стайками. А сейчас птиц меньше, несмотря на то, что кормушки наполнены птичьим кормом. А скажите, что кушают птицы?

Опишите поведение птиц сейчас. Что вы видите?

Наблюдение за погодой вечером

Цели: продолжить формирование целостной картины мира, отмечать возможные изменения в погоде

образовательные : обучать знанию времени суток, знанию погодных условий и особенностей её смены, формирование представлений о словах «штиль», «шквалистый ветер»;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, любознательности;

воспитательные : воспитывать чувство любви к природе, привитие навыков одеваться в соответствии с погодными условиями.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, сегодня днем мы наблюдали за погодой. Что вы видите сейчас? Какие изменения вы можете отметить?

Воспитатель: Скажите днем был ветерок, а сейчас его не стало. Как называется отсутствие ветра одним словом? Правильно, штиль. А когда ветер очень сильный как называют его? Ураган, верно. Также ветер иногда называют шквалистым, когда случается внезапное резкое усиление ветра.

Воспитатель : Ребята, очень важно смотреть за погодными условиями и, например, в ветер стоит одеть куртку, которая не пропускает ветер.

Наблюдение за ручейками вечером

Цели: формировать представление детей о изменениях в природе в связи со сменой времени суток

образовательные : расширять знания о свойствах воды и ручья в частности в зависимости от температуры;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, мышления;

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к окружающей природе.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы наблюдали за ручейком. Опишите что вы помните? Каким ручеек был утром? А что изменилось сейчас!? Ручеек стал скорее, быстрее или напротив замедлился? Расскажите свои наблюдения.

Воспитатель: Давайте отправим в плавание наши кораблики. Пустите их в ручеек. Как плывут они? Также быстро как утром или нет?

Весн а

Ознакомление с природой в повседневной жизни

Наблюдение и труд на участке. Весной, как и в другие сезоны, наблюдают за изменениями в неживой природе. У детей формируют знания о постепенном нарастании весенних явлений, о смене явле­ний весны, Ведутся и фиксируются наблюдения за увеличением «продолжительности дня (5-б наблюдений за сезон), отмечается, что день становится длиннее.

Характерное явление для начала весны появлением сосулек. Этому посвящается несколько наблюдений. Дети наблюдают за ростом сосулек. Дошкольников подводят к пониманию причины роста сосулек. Для этого предлагают послушать капель, обратить внимание, что в морозную и пасмурную погоду капели нет. Спра­шивают, есть ли капель утром, вечером, устанавливают зависи­мость между таянием сосулек и температурой воздуха. Когда со­сульки растают, выясняют, почему их не стало.

С наступлением, теплых дней снег тает, бегут ручьи. Можно измерить высоту оставшегося снежного покрова, рассмотреть, ка­ким стал снег (по цвету и качеству). На одной из прогулок находят с детьми первые проталины, выясняют, почему не везде одновре­менно исчезает снег.

Интересно понаблюдать с детьми за первым дождем, отметить характерные особенности этого явления весной (сильный; короткий или мелкий, длительный). Можно понаблюдать первую грозу, послушать, как гремит гром.

По мере потепления воспитатель выносит на участок игрушки для игр с водой, проводит игру «Утонет - плавает», вместе с деть­ми устраивает запруды, пускает лодочки и т. д.

Наблюдение за растениями.

Первое весеннее пробуждение растений лучше всего показать на иве. Еще только началось таяние снега, а на иве уже появились серебристые пуши­стые почки. Дети рассматривают их, осторожно гладят. Воспита­тель обращает внимание ребят на то, что почки покрыты серебрис­тым пухом - так они предохраняются от холода. Можно срезать несколько веточек, поставить этот весенний букет в группе и наблюдать как увеличиваются пушистые почки. В начале весны ин­тересно рассмотреть цветение ольхи, осины, орешника.

Ведутся также наблюдения за появлением травы. Устанавливают, что первые всходы зелени появляются на пригреваемых солн­цем местах. Дети приходят к выводу: пригрело солнце- растаял снег, согрелась почва, трава начала расти. Понаблюдать необхо­димо и за появлением первоцветов: провести прогулку к месту цветения мать- и- мачехи, определить, где появились ее первые ку­стики: (на хорошо освещенном и прогретом солнцем месте), рас­смотреть цветки. Во время прогулки можно разыскать ветреницу, перелеску, выкопать (по одному растению) и поставить в группе для дальнейшего наблюдения.

Весной интересно наблюдать набухание почек на деревьях и кустарниках, вспомнить, какие почки были на тополе, сирени зи­мой, как они изменились сейчас, Повторное наблюдение проводят после раскрытия почек и появления листьев.

Проводится несколько наблюдений за цветением деревьев (чере­мухи, рябины), кустарников (сирени). Воспитатель спрашивает, помнят ли дети, как цветут черемуха, рябина, сирень, стремится вызвать у них ожидание появления цветов. Наблюдение повторяют в момент появления первых цветков и затем во время полного цветения этих деревьев и кустарников.

Особый интерес у детей вызывает длительное наблюдение за развитием одуванчика. Пока нет цветов, надо рассмотреть листья, показать, как они интересно растут - как будто сразу из земли, затем на длинной ножке бутон, похожий на круглую коробочку, показать, как раскрывается бутон, появляется цветок. Находят цветки неполностью и полностью раскрывшиеся, рассматривают желтые лепестки, длинную ножку.

Повторное наблюдение хорошо провести в пору цветения оду­ванчиков. В солнечный день дети увидят «золотой луг»; если прий­ти на это место вечером или в пасмурный день, можно наблюдать другое - одуванчики не раскрылись. Следует связать раскрыва­ние цветка одуванчика со степенью освещенности, прочитать рас­сказ М. Пришвина «Золотой луг».

Заключительные наблюдения проводятся тогда, когда на оду­ванчиках появятся белые пушистые шарики, созревают семена с пушистыми парашютиками. Стоит подуть на шарик, и семена - парашютики разносятся в разные стороны. Одуванчики можно найти с бутонами, цветами и семенами. Закрепляется знание о цикле развития одуванчика - появление весной листьев, появле­ние бутона, цветение, вызревание семян и их рассеивание (это уже в начале лета).

Весной проводятся систематические наблюдения за ростом и развитием растений цветника и огорода: появились листья ирисов, зеленеют листья виолы, маргариток, незабудок, разрастаются красноватые листья пионов.

На участке дети освобождают клумбы от прошлогодней остав­шейся травы, засохших стеблей, осторожно окапывают растения, рыхлят землю. Привлекают их и к подкормке растений, при этом разъясняют значение этих способов ухода. В течение весны и лета воспитатель организует уход за растения­ми цветника и огорода, учит детей способам ухода, формирует умение определять необходимость того или иного способа (полив­ке, рыхления, прополки). В процессе ухода ведутся длительные наблюдения за некоторыми растениями цветника и огорода.

Наблюдения за животными. В начале весны обращают внимание детей на оживленное поведение зимующих етнц: воробьи весело чирикают, купаются в лужах; в парках, скве- рах слышится первая звонкая песня большой синицы. Надо научить детей узнавать песню синицы.

Самое яркое весеннее впечатление--прилет грачей. Еще до их прилета надо показать ребятам пустой грачевник, обратить внимание, как тихо и пусто в нем, спросить, помнят ли они, ка­ким был грачевник в прошлом году, что делали тогда грачи. Дети с интересом ждут прилета птиц. Повторное наблюдение в грачев­нике следует провести после прилета грачей. Воспитатель предла­гает послушать крик птиц и попробовать отличить крик грача от вороньего. Последующие наблюдения проводят в период постройки гнезд, выясняют, что несут грачи в гнезда, для кого строят их. Еще раз можно прийти в грачовник, когда птицы высижи­вают птенцов, и понаблюдать за поведением грачей в этот пе­риод.

В начале весны на участке вывешивают скворечник. Отмечают день прилета скворцов, наблюдают за их поведением у скворечника: сидят на жердочке, поют, отдыхают. В последующие дни дети на­блюдают, как скворцы влетают в скворечник, что там делают, как быстро бегают по освободившимся от снега газонам, что делают.

В числе первых птиц прилетают зяблики. Пусть дети послуша­ют его: запомнят его песню. Зяблика легко увидеть на ветках деревьев, пока нет листьев.

Одновременно с наблюдением за прилетом птиц необходимо вести наблюдения за появлением насекомых. Первых бабочек-- лимонниц, крапивниц-можно наблюдать еще не летающими, а сидящими на солнышке на заборе, стенах дома. Увидя такую ба­бочку, воспитатель предлагает детям осторожно соломинкой до­тронуться до нее (она ползет, но не летит), объясняет, что бабочка только что выползла из укрытия, где она всю зиму спала, и греется на солнышке; она еще не может летать. Солнце пригреет сильнее, станет теплее, и бабочка полетит. Ребята учатся различать бабочек лимонницу и крапивницу (или другие виды).

Во второй половине весны отмечают, что бабочек стало больше, появились шмели, пчелы, божьи коровки, майские жуки. Наблю­дая за ними, обращают внимание на то, где их можно увидеть (на цветках, на листьях деревьев, в траве), что они делают; упражняют детей в различении 2–3 видов бабочек, жуков (майский жук, жу­желица и др.), Поймав 1–2 бабочки, помещают их в садке в уголок

Наблюдения за явлениями неживой природы.

Солнце. В начале весны солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется. «Теперь солнышко встает рано, будит нас еще дома,- говорят дети,- а зимой, когда мы приходили в садик, было темно». Узоры на стеклах стали еле заметны, тают от солнца.
Небо. Предложите детям посмотреть на небо и сказать, таким ли оно было зимой. Что изменилось? Дети замечают, что зимой небо часто было серым, а теперь синее. На нем появились белые облака. Они называются кучевыми, так как держатся на небе кучками.
Дети наблюдают, как движутся облака: то медленно, то быстро. Объясните, что их гонит ветер. Если ветер сильнее, облака бегут быстрее и часто меняют форму. Вспомните, как вы сравнивали облака с домом, с горами, с белыми барашками, с кусочками ваты. Полюбуйтесь облаками через кружевную сеть веток деревьев.
Снег. Наблюдайте с детьми за изменениями снегового покрова. Пригреет днем солнце - и появится на последних снежных сугробах ледяная корочка - наст.
День удлинился, звенит капель. Но вот ударил мороз - и под крышами появилась бахрома матовых сосулек. Спросите, почему с одной стороны дома сосулек больше. Почему днем сосульки блестят и падают?
Понаблюдав, дети делают вывод: солнце днем греет, поэтому сосульки на солнечной стороне тают и блестят на солнце. Оттаяв, они падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки. Загадайте детям загадку: «Что растет вниз головой?»
Сугробы все больше оседают, снег делается серым, грязным. Из-под сугробов текут тоненькие струйки воды. С каждым днем их становится все больше, образуются лужи, которые утром затягивает тонкий ледок. Прочитайте детям строчки:
На заре на розовой
Лужу подморозило.
Ах, как вкусно
Под ногою хрустнуло!
Ручьи. Днем становится все теплее. По двору текут ручьи. Возле них развертываются веселые игры: дети делают запруды, пускают лодочки из бумаги, ореховых скорлупок, коры деревьев. Понаблюдайте, как вода течет с возвышенных мест вниз.
Пройдите по течению ручейков, и вы увидете, что она стекает в особые приемники через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку.
Если есть возможность, покажите, как бегут ручьи с полей, с дорог и, сливаясь в один бурный, шумный поток, несутся вниз к реке, увлекая за собой ветки, палочки и мелкие предметы.
Грозы. Вскоре загремит первая гроза. За зиму дети уже отвыкли от дождя, и первый весенний гром их очень радует. Они прислушиваются к его раскатам, к шороху дождевых капель. Вокруг все темнеет, небо прорезывают зигзаги молнии. Малыши знают, что после дождя растения будут лучше развиваться. Смотря в окна, они все вместе просят:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,
По лавочке скачут.
И яркое солнце освещает напоенную дождем землю. Светлыми каплями унизаны ветки, листья. Гроза ушла, пахнет душистыми травами, мокрой листвой.

Наблюдения за растительным миром.

Цветы. Ранней весной обратите внимание детей на проталины: там уже появилась зеленая травка. Начинает она расти у заборов, у домов, где больше пригревает солнце. Во время наблюдения скажите: «Травка-муравка со сна поднялась...»
Когда зацветет мать-и-мачеха, сравните ее с одуванчиком, который дети хорошо знают и помнят. Цветочный стебель у одуванчика гладкий, а у мать-и-мачехи покрыт чешуйками, из которых потом разовьются листья. Цветки мать-и-мачехи чутки к перемене погоды: если начнет накрапывать дождь, они закрываются. То же происходит вечером.
После цветения мать-и-мачехи зацветают синие подснежники, называемые голубыми перелесками. Дети помнят их еще с младшей группы. Вскоре расцветает ветреница. Покажите, как она качается от ветра в еще пустом весеннем лесу. Обратите внимание на ее длинный стебель, белые, нежные цветочки, на красивый, резной лист.
Из весенних растений дети хорошо запоминают медуницу. Она появляется в лесу, когда еще деревья стоят без листьев. Медуница любит свет, солнце. Это первый медонос. Расскажите детям, что сначала у нее появляются розовые цветочки, в которых много сока, потом цветок становится голубым и сока в нем уже меньше, а в синих цветках сока нет совсем - и пчелы на них не садятся.
Про каждое растение старайтесь рассказать что-нибудь интересное, загадать загадку, прочитать стихотворение.
Деревья. В парке дети увидят большое количество срезанных веток. Объясните им, что садовники осторожно спиливают лишние ветки, чтобы деревья лучше росли, стали гуще и красивее. Возьмите несколько веток с разных деревьев и поставьте в группе в банку с водой комнатной температуры. Не забудьте сделать косой срез, чтобы образовалась большая поверхность для всасывания воды. Воду меняйте через 3-4 дня.
Через некоторое время тополь выпустит сережки, бузина - листья. Сравните их между собой.
Обратите внимание, что на ветках есть почки. Рассмотрите их с детьми. У тополя они длинные, клейкие, душистые; у бузины крупные, сидят по две напротив друг друга, тоже ароматные; у березы круглые, но мелкие. Можно брать ветки и других деревьев, но для более легкого сравнения почки должны быть контрастные.
В середине апреля зацветают некоторые деревья: осина, лещина (орех), верба, козья ива, ольха. Полюбуйтесь с детьми, как красивы ветка осины с шелковистыми сережками, орешник с толстенькими почечками, из которых свисают красные шелковистые нити.
Покажите детям лиственницу. Желтоватые колоски, как свечи, сидят на укороченных побегах, и здесь же красноватые шишечки, окруженные пучками молодой зеленой хвои. Начинается сплошное зацветание деревьев, кустарников и трав, которое будет продолжаться до конца июня.
Во время цветения деревьев пойдите во фруктовый сад. Сравните два дерева - яблоню и грушу. Полюбуйтесь видом цветущих деревьев в бело-розовом весеннем наряде. Напомните, что люди много работали, чтобы сад стал таким красивым.
Для закрепления знаний о деревьях проведите с детьми несколько игр. В игре «Беги к дереву» дети бегают к дереву, объясняя, как они узнали его. В игре «Я загадаю - вы отгадайте» ребенок перечисляет характерные признаки какого-нибудь дерева, а остальные отгадывают. В игре «Узнай дерево по листу» один из детей описывает форму листа, его величину, а другие отгадывают, с какого он дерева.

Наблюдения за животным миром .

Насекомые. Как только начинает пригревать весеннее солнце, появляются насекомые. Вначале мухи, комары, бабочки неподвижно сидят на заборах, затем, отогревшись, летают по участку в поисках пищи. Пусть дети понаблюдают за бабочками: сравнят их по цвету, величине.
Возле деревьев копошатся жуки, ползают муравьи. Подойдите к муравьиной куче и объясните, что это только часть муравейника, под ней еще есть подземное гнездо. Рассмотрите кучу и спросите, из чего она состоит. Больше всего здесь хвоинок, кусочков коры, веточек, почек, чешуек и комочков почвы. Их притащили маленькие труженики - муравьи.
В куче дети заметят дырочки. Это ходы во внутренние коридоры. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Они тоже недавно проснулись и пока еще вялые.
Положите на муравейник кусочек сахара. Муравьи сразу же облепят его и постараются отнести вовнутрь: они любят сладкое. Летом еще раз побывайте у муравейника, понаблюдайте за жизнью муравьев. Скажите, что люди берегут муравейники, огораживают их.
Птицы. С приближением весны дети замечают, что корм, насыпанный в кормушки, все чаще остается нетронутым. Объясните, что птицы улетели: одни - ближе к северу, где холоднее, другие - в лес, где появились насекомые. Оставшиеся птицы заметно изменились.
Вороны и галки летают парами, высматривая места для гнезд, и громко кричат. Овсянок зимой трудно было отличить от воробьев. Весной их серенькие перышки стали желтыми, а сами они, молчаливые зимой, поют теперь звонко, с переливами.
Воробьи стали громче чирикать, затевать между собой драки. Забавно видеть, как они купаются в весенних лужах.
Скажите детям, что скоро начнут прилетать птицы из теплых краев. Покажите темные гнезда грачей на деревьях. Прислушайтесь: здесь еще тихо.
Наконец появились крупные черные птицы с большими клювами. Рассмотрите их внешний вид и предложите сравнить с вороной и галкой: чем они похожи и в чем различие.
Грачи важно разгуливают по проталинам, зорко высматривая жуков и червяков на просохшей земле. В сельской местности они деловито шагают за трактором во время боронования зяби и то и дело поднимают с земли личинок.
Скажите детям, что грач очень полезная птица. Он поедает вредных гусениц, слизняков, личинок, которые живут в земле и портят всходы, подгрызая молодые корешки. Загадайте загадку:
Всех прилетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица -...
(Грач.)
Дети средней группы принимают участие в традиционном утреннике - Дне птиц, затем выносят на участок скворечники, а взрослые прикрепляют их к деревьям.
Обратите внимание, что в парке тоже появилось много скворечников, которые сделали школьники ко Дню птиц. Дети заметят и другие домики: синичники, дуплянки. Все приготовлено для того, чтобы в наших садах и парках поселилось как можно больше птиц.
Скоро они будут вить гнезда и выводить птенцов, которым нужно много мягкого корма. Птицы уничтожают вредных насекомых и их гусениц, и наши парки будут всегда зеленые.
Интересно наблюдать, как возятся прилетевшие скворцы в скворечниках: выбрасывают оттуда все старье, а иногда выгоняют поселившихся там воробьев. Понаблюдайте, как скворец, сидя на ветке перед своим домиком, размахивает крылышками, вертит головой и широко раскрывает клюв.
Прислушайтесь к его пению. Оно напоминает то мяуканье кошки, то кукареканье петуха, то скрип телеги. Загадайте детям загадку: «На шесте - дворец, во дворце - певец. А зовут его...» (Скворец)
Посмотрите, как скворцы осыпали деревья фруктового сада и собирают на ветках гусениц.
В начале апреля прилетают жаворонки. Дети вспоминают, как на даче летом они слушали их пение. Жаворонка не видно, только высоко в небе слышны его звонкие трели. В первой половине мая появляются ласточки. Их легко узнать по оперению: спинка темная, а горлышко и грудка белые, хвост напоминает вилку.
Вначале они стайками сидят на проводах или антеннах и щебечут. Затем начинают летать и ловить в воздухе насекомых. Загадайте загадку про ласточку: «Спереди - шильце, сзади - вильце, на груди - белое полотенце».
Немного позже ласточек прилетают стрижи. Предложите детям понаблюдать за ними и рассказать, чем они отличаются от ласточек. Брюшко и грудка у ласточки белые, а у стрижа темные. Крылья у стрижа длиннее, чем у ласточки. Ласточка приятно щебечет, а стриж пронзительно кричит. Стриж тоже очень полезная птица: она ловит в воздухе вредных насекомых и этим питается.
Домашние животные. Расскажите детям, что весной у всех животных появляются детеныши. Хорошо наблюдать за их постепенным развитием: как они начинают ходить, затем через короткое время приобретают ловкость, уверенность в движениях и т. д.
Обратите внимание, как внимательно следят животные за своим потомством: кормят, охраняют от опасности.
Большой интерес вызывает у детей наблюдение за молодняком домашних животных, пасущихся на лугу. Телята, ягнята очень резвые: прыгают и бегают друг за другом по зеленой траве, пытаются щипать ее. Маленькие жеребята на длинных ногах стараются держаться около своих мам.
Прогулки на водоем. Когда вода в водоемах прогреется, обязательно побывайте там. У самого берега дети увидят коричневых лягушек. Рассмотрите их и скажите, что это лягушки травяные, но приходят к воде. Недавно они проснулись и теперь отогреваются на солнце после долгой холодной зимы. Понаблюдайте, как скачет лягушка, как она квакает, вспомните песенку про лягушку.
Труд весной. В парке кипит работа. Там сажают деревья и кустарники. Покажите детям, какие глубокие ямы вырыли взрослые для их посадки.
Рассмотрите саженцы: они еще маленькие, но корневая система у них хорошо развита. Объясните, что корни будут доставлять воду и вещества из земли для питания растения.
Понаблюдайте, как садовники очищают газоны от прошлогодней травы и подготавливают новые. Объясните, что газон специально сеют, чистят и подстригают.
У детей уже есть опыт посева семян. Теперь они могут посадить луковицы на зелень, посеять горох, редис, укроп, а в конце мая - семена кабачков. Перед посевом предложите рассмотреть семена и сравнить их: у гороха и редиса они круглые; у гороха крупные, а у редиса мельче и цвет другой; у укропа зеленые, плоские, хорошо пахнут; у кабачков крупные, белые.
Учите детей правильно поливать. Спросите, какой водой они поливают комнатные растения. Такой же надо поливать и огородные. Объясните, что надо идти вдоль грядки, нагибая лейку близко к растениям.
Детей можно привлечь к прополке гряд с боков, а между растениями пропалывает воспитатель. Скажите, что сорняки отнимают у растений питательные вещества, забирая их из земли. Покажите, какие сорняки надо выдергивать. В первую очередь лебеду. У нее нежные листья, с нижней стороны покрытые серебристым налетом. Она легко выдергивается.
Покажите, как надо вырывать сорняки: ближе к корню, чтобы удалить его вместе с растением. Во время прополки у каждого ребенка должно быть ведерко или корзиночка для сорняков. Покажите место, куда надо относить и складывать сорняки.
По окончании работы пусть дети полюбуются грядками, посмотрят, как просторно стало растениям после прополки, теперь они будут хорошо расти. В программе воспитания предусматривается накопление детьми конкретных представлений о природе весной, о характерных весенних явлениях в природе, таких как таяние снега и льда, потепление, появление травы, листьев на деревьях, перелетных птиц, лягушек, жуков, бабочек; установление связи между ними, например, снег тает ― текут ручьи, солнце греет сильнее, тепло. Детей приучают сеять семена растений и также ухаживать за всходами; наблюдать за повадками птиц и обращать внимание на всю красоту весенней природы.

Мочалова Светлана
Наблюдения в природе весной

Наблюдения на прогулке весной .

Составила воспитатель Мочалова Светлана Анатольевна.

Наблюдения в природе - это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

Весна - Переходный сезон , когда заметно увеличение светового дня, повышается температура окружающей среды и активизируется природная деятельность живых существ и растений. Весна по календарю начинается 1 марта. Но астрономическая весна привязана совсем к другому числу - это число 20 марта - день весеннего равноденствия. А вот метеорологи начинают отсчет весны с устойчивого перехода среднесуточной температуры через отметку 0 градусов.

Предвесенье. Начало весны .

Весна начинается с прилета грачей. Они прилетают, когда снег уже интенсивно тает. Этот период, называемый предвесеньем, длиться до завершения таяния снега. В это время еще возможны уступки зиме - среднесуточная температура может опуститься ниже нулевой отметки.

Настоящая весна .

Настоящая весна наступает , когда весь снег растает. Природа пробуждается , начинает наливаться изумрудным блеском трава, на деревьях набухают и распускаются почки, радуя нас первыми нежно зелеными листочками. Заканчивается этот период как правило последними возвратными холодами, которые приходят во время цветения черемухи, после этого наступает предлетье (пролетье) .

Предлетье.

Предлетье наступает сразу после "Черемуховых холодов".

Март – холодный - год хлебородный.

Прогулка - это отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе , полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя . Прогулка должна восприниматься как праздник! Весне радуется все живое .

Мы наблюдаем за следующими явлениями :

1. Наблюдение за сугробами . Обратить внимание как сугробы, переливаясь блестят на солнце. Снять с сугроба ледяную корочку, потрогать рыхлый снег под ней. Можно вылепить с детьми зайчиков, птиц и расставить на сугробах. Посмотреть, что будет с ними вечером.

2. Наблюдение за сосульками . Рассмотреть сосульки, что висят на крышах домов. Проследить в какое время дня с них начинает капать. Послушать, как они падают днем и разбиваются в дребезги. Спросить у детей, почему они падают днем.

3. Наблюдение за птицами . Посмотреть, как интересно купаются голуби, а потом сушатся лежа на боку. Посмотреть, как голуби и воробьи что – то старательно выискивают и клюют под скамейками. Спросить у детей, чем покрыты птицы, назвать части тела.

4. Наблюдение за синицами , как они оживленно прыгают по веткам яблони, засовывая тонкий клюв во все трещины на дереве. В начале марта надо повесить домики, тогда они поселятся на участке и будут уничтожать вредных насекомых.

5. Наблюдение за ивой . Отметить, что все более пушистыми становятся ее серебристые почки. Можно срезать веточку и поставить в воду. Сравнить, где скорее распускаются почки : на улице или в комнате. Почему? Как меняется их вид.

6. Наблюдение за осиной . В конце марта ее почки заметно увеличиваются, слоистые чешуйки блестят на солнце, как лакированные. Если срезать ветку осины, то в комнате она уже через несколько дней зацветет.

7. Наблюдение за божьей коровкой . Поручить детям собрать несколько божьих коровок и посадить на молодые побеги цветущих корнеплодов. Весной на этих растениях всегда можно обнаружить тлю. Дети увидят, как божьи коровки примутся за уничтожение тли.

8. В теплый мартовский вечер обратите внимание детей на рой мелких комариков-толкунов, которые часто кружатся над головой. Они вреда не приносят. Есть народная примета : комарики толкутся перед теплым днем.

9. Показать детям порхающую нарядную бабочку-крапивницу. Сказать, что бабочки зимовали где-нибудь в щелях забора или дуплах, а теперь, согретые солнцем, вылетели на волю.

10. Иногда под деревьями удается увидеть проснувшуюся после зимней спячки лягушку. Стоя тихо, дети увидят, как запрыгает серый комочек под цвет прелых листьев и скроется в каком-нибудь углублении. Рассказать о пользе лягушек и о необходимости бережно относиться к ним.

Апрель – месяц солнца и воды, первого цветения трав и кустарников.

1. Проследить за появлением зеленой травки на проталинках, вырезать кусочек дерна с клевером, поставить на тарелочку и прикрыть влажным песком. Клевер зацветет гораздо быстрее, чем на улице.

2. В апреле можно показать, как цветут деревья. Обратить внимание детей на разнообразные оттенки цветущих деревьев и кустарников. Учить различать породу деревьев по окраске коры.

3. Рассмотреть куст желтой акации. Вспомнить, что зимой она была серой, невзрачной, с комочками и шелушащейся корой. А теперь ее ветки посвежели, стали упругие, будто клочки ваты прилипли к ним. Это почки, скрывающиеся под белым пухом.

4. Посмотреть на сирень. Мало на ней крупных почек, значит, будет мало цветов. Почему вокруг куста много тонких прутьев, которые отнимают у сирени питание. Земля утоптана, надо перекопать и добавить удобрения, полить, срезать слабые побеги.

5. Наблюдение за трудом взрослых . Обратить внимание детей на работу взрослых. Показать, как они заботятся о деревьях, перекапывают и рыхлят землю, удобряют, обрезают сухие ветки, белят стволы.

6. Наблюдение за гнездами грачей . Прислушаться. Совсем тихо. Кое-где из гнезда торчит хвост птицы. Объяснить почему замолчали грачи (потому, что они сидят на яйцах - выводят птенцов) .

7. В парке или в лесу послушать пение птиц. Это поют зяблики. Птицы с красноватыми грудками и двумя белыми полосками на крыльях.

8. Наблюдение за муравьями . Проследить куда они ползут, что несут. Положить им на дороге сахар, хлеб. Заметить, что они будут есть, быстро ли съедят.

9. Наблюдение за дождевым червем . После дождя дети могут увидеть на дороге дождевого червя. Спросить, как он передвигается. Рассказать о значении червей.

10. Наблюдение за цветами . Найти кустик маргариток, выкопать его, разделить и посадить на новое место. Дети наблюдают , как они примутся и зацветут. Обратить внимание на бутоны маргаритки, какого они цвета.

Май – месяц птичьих песен.

1. Наблюдение за поливом песка в песочном дворике. Почему не видно воды? Можно ли узнать где она? Раскопать песок и посмотреть (песок впитывает воду) . Чем глубже копать, тем песок становится более влажным : вода ушла на дно ящика.

2. наблюдение за солнцем . Отметить места, которые остаются в тени. Проследить, когда будет там солнце – в середине дня или вечером. Освещены ли огород, цветник? Хорошо ли это? И почему?

3. Установить с детьми, что путь солнца стал еще длиннее, что день прибавился (можно раньше кормить птиц, вечером дольше играть на улице)

4. Наблюдение за комарами . В прудах, весенних лужах, в кадках с застоявшейся водой можно увидеть крошечные плотики из комаринных яичек. Приучать детей узнавать приближение комариков и отгонять их. Загадать загадку : «Не птица, а нос как спица» .

5. Наблюдение за тополем . В конце мая на молодых ветках тополя попадаются листья, свернутые в трубочку. Это гнездо жучка-трубоверта, листочки опадают на землю, окукливаются, превращаясь в жуков.

6. Наблюдение за майским жуком . Посмотреть, как они тяжело летают, гулко ударяясь о предметы, встречающиеся на пути и падают на землю. Тело у жуков коричневое, крылья сильные. Майские жуки вредители, поедают листья березы, корни, молодые побеги.

7. Наблюдение за кустарником шиповника. Рассмотреть, как красиво зацвели бутоны – это самый красивый кустарник весны , имеет розоватые ароматные цветы, над цветами много пчел, бабочек. У шиповника есть шипы – иглы.

8. Наблюдение за стрижами . Стриж быстро проносится над головой, его трудно разглядеть. Перед дождем он летает низко и дети легко рассмотрят его окраску. Научить детей различать силуэт стрижа в воздухе по крыльям, изогнутым назад острым серпом.

9. Наблюдение за ласточками . Ласточки прилетают вместе со стрижами. Спросить у детей, где и как, из чего они строят себе гнезда. Послушать щебетание ласточки. Прочитать стихотворение Майкова «Ласточка» .

10. Наблюдение за клумбой с цветами. Рассмотреть, что на клумбе стоит высокая зелень, это пионы – пышные, красивые, душистые цветы, Раскрываются бутоны садовой ромашки, тюльпанов. Спросить у детей, какого цвета тюльпаны, ромашки.

Публикации по теме:

Летом мы каждый год отдыхаем на Селигере. База отдыха «Чайка» расположена в сосновом бору. Здесь с утра до ночи всё наполнено птичьими.

В конце лета и в начале сентября мы организуем с детьми наблюдения за созреванием плодов на фруктовых деревьях, которые растут на участке.

Летом, во время отдыха на Селигере, на базе отдыха «Чайка», нам посчастливилось на протяжении целого месяца наблюдать за утиным семейством.

Отправляемся мы в путь, на осенний лес взглянуть. В гости к Осени идём, настроенье ей несём. На картинку я смотрю, Осень в ней я узнаю.