План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Гиганты прошлого НОД в старшей группе. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группеТема «Гиганты прошлого

Людмила Степанова
Познавательный проект в старшей группе «Гиганты прошлого»

Паспорт проекта

Актуальность проекта: Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник, в первую очередь, развивает наблюдательность (зачем? как? почему). Основываясь на интересах детей, педагог должен создать увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению самостоятельного исследовательского интереса, желания заняться продуктивной и творческой деятельностью, чтобы больше узнать об объекте исследования.

Вид проекта: «Познавательно-исследовательский»

Состав участников: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель

По срокам реализации: краткосрочный

Работа посвящена изучению жизни динозавров. Выбор темы вызван интересом детей к динозаврам.

Цели проекта: 1. Изучение жизни динозавров на Земле

2. Развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения).

Задачи проекта:

1. Образовательные: Сформировать представления о жизни динозавров.

2. Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, развивать художественно – творческое воображение.

3. Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей.

4. Воспитательные: Воспитывать интерес к истории, любознательность.

Предполагаемый результат:

Создание коллективной работы коллаж «Мир динозавров»

Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Демонстрационный материал: Игрушка динозавра, презентация «Гиганты прошлого».

Раздаточный материал: Цветная, фактурная бумага, клей, ножницы, карандаши, фантики, ткань, готовые силуэты и отдельные элементы динозавров.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание слайдов презентации «Гиганты прошлого» и беседа по ним, физкультминутка «Динозаврики», продуктивная деятельность детей коллаж «Мир динозавров», анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель. Ребята, я приготовила для вас сюрприз (игрушка динозавра, закрытая салфеткой). Хотите узнать что это? Отгадайте загадку:

Когда - то жил он на Земле,

Но это было так давно

Теперь - музейный экспонат

Еще - снимается в кино

Он стал игрушкой для детей

Звездой экранов и картин

Он большой и тяжелый,

Длинный ужасно, но очень веселый.

Воспитатель. Ребята, что вы знаете о динозаврах? (они большие, длинные, острые зубы и т. д.)

А что вы хотели бы еще узнать? (где они жили, что ели и т. д.)

Что мы можем сделать, чтобы узнать о них больше? (Прочитать в книге и т. д.)

На экране появляется презентация «Гиганты прошлого» (воспитатель работает с детьми согласно презентации, по каждому слайду задает вопросы и комментирует.)

Воспитатель. Дорогие ребята, вы хотите отправиться в эпоху динозавров? Узнать ответы на такие вопросы как:

Кто такие динозавры?

Как выглядели динозавры?

Почему погибли динозавры?

Мы вместе постараемся на них ответить. (Слайд 2)

Воспитатель. Когда жили динозавры? Считается, что динозавры жили в мезозойскую эру. Мезозойская эра началась 225 миллионов лет назад и закончилась 65 миллионов лет назад. В этот период менялись размеры материковой части Земли и формировались континенты. (Слайд 3). Посмотрите, как выглядела наша Земля 200млн. лет назад, а 100 млн. лет назад, 50 млн. лет назад и какая она сейчас. (ответы детей)

Воспитатель. Как мы узнали о динозаврах? Все, что сегодня известно о динозаврах, люди узнали, исследуя окаменелости растений, животных или же их частей - иначе говоря, ископаемые,- которые находят при раскопках или случайно. (Слайд 4)

Посмотрите на картинку и попробуйте рассказать, что же нашли археологи? (ответы детей)

Воспитатель. Как они выглядели? Кости, зубы и иногда крошечные кусочки окаменелой кожи - это все, что осталось от динозавров и дошло до нас. По костям ученые определяют строение тела животных, по форме и размерам зубов - чем они питались. Так, длинные острые зубы говорят о том, что их обладатели были хищниками и добывали себе мясную пищу, а те, у кого были маленькие плоские зубы, предпочитали растения. (Слайд 5).

Воспитатель. Где жили динозавры? Динозавры обитали почти на всех материках Земли. Но больше всего свидетельств их существования найдено в Америке и Азии. Здесь современная картинка расположения континентов. А в эпоху динозавров Земля выглядела иначе. Сначала это был единый континент - Пангея. Потом он распался на Гондвану и Лавразию. Динозавры царили на Земле. В океанах плавали морские рептилии. Воздух осваивали крылатые ящеры. (Слайд 6)

Воспитатель. Как выглядели динозавры? Некоторые динозавры были огромных размеров, с целую теннисную площадку, а другие - маленькие, как курица. У одних кожа была гладкая, у других - покрытая чешуйками, а то и вовсе роговым панцирем, защищающим тело. Помимо этого у некоторых ящеров были рога или шипы. Известно около 600 разновидностей динозавров. (Слайд 7)

Воспитатель. Была ли семья у динозавров? Некоторые ящеры, подобно человеку, жили семьями. Эти семейные ящеры вскармливали своих детенышей в гнездах на охраняемых площадках молодняка и заботливо опекали их. При переселении в другие места в середине стада бежали детеныши, опекаемые ящерами-мамами. Представители мужской половины трусили рысцой с внешней стороны стада, и защищали от врагов своих соплеменников. (Слайд 8)

Воспитатель. Как размножались динозавры? Представьте себе, что гигантские динозавры откладывали яйца, из которых затем вылуплялись детеныши! Динозавры размножались так же, как змеи, ящерицы, черепахи и прочие рептилии. Детеныши великанов - ящеров рождались очень маленькими и беспомощными. (Слайд 9)

Воспитатель. Чем питались динозавры? Большинство динозавров питались травой. Ученые называют их травоядными. Кроме этих миролюбивых поедателей травы были динозавры - хищники, питавшиеся мясом. Бои между плотоядными и травоядными динозаврами происходили ежедневно, потому что питающиеся мясом хищники жили за счет мирных вегетарианцев. (Слайд 10)

Воспитатель. Почему исчезли динозавры? Существует несколько теорий, обосновывающих разные причины вымирания динозавров 65 миллионов лет. Одна из них утверждает, что с Землей столкнулся громадный метеорит, в результате чего произошел мощный взрыв. Поднявшиеся в воздух пыль и водные пары уничтожили практически все растения. Солнечный свет не мог пробиться сквозь пыльную завесу, и поэтому на Земле стало очень холодно. (Слайд 11)

Воспитатель. Каких динозавров следует знать? Всех существовавших некогда ящеров никто не знает, потому что их известно около 600 разновидностей и все еще находят новые. Однако несколько особенно интересных видов должен знать каждый, интересующийся динозаврами. (Слайд 12,13 Дети и воспитатель рассматривают несколько видов динозавров на экране.)

Физкультминутка «Динозаврики»

Воспитатель. А теперь, ребята, мы с вами поиграем, так как мамы динозавры играли со своими детенышами.

Кончиками пальцев касаемся частей тела, согласно тексту

У динозавра есть мурашки

Очень крупные везде: На лбу, на ушах,

На шее, на локтях,

Есть на носах, на животах,

Коленях и носках,

У динозавра есть чешуйки

Есть чешуечки везде

На лбу, на ушах

На шее, на локтях,

Есть на носах, на животах

Коленях и носках.

Продуктивная деятельность детей.

Воспитатель. У меня для вас есть для вас замечательная книга «Аппликация динозаврики». (Дети совместно с воспитателем рассматривают книгу, и подробно останавливаются на панорамной композиции «Динозаврики гуляют на плато»).

Воспитатель. Ребята, а вы хотите то же сделать таких динозавриков? Тогда вы будете работать в парах. И так начинаем.

Дети создают образы динозавров и динозавриков из готовых силуэтов и отдельных элементов, заранее вырезанных воспитателем. Составляют из них коллективное панно для своей группы. Воспитатель с детьми складывает из детских работ общий коллаж. Дети рассматривают панорамную композицию в книге и свободно экспериментируют – оформляют силуэты динозавров различными способами, по своему желанию.

Воспитатель. Молодцы, красивая у нас получилась композиция. Ребята, скажите, а как мы назовем нашу совместную работу? (Дети предлагают различные варианты.)

Воспитатель. Очень хорошее название вы придумали. Наша композиция будет называться «Мир динозавров».

Подведение итогов, анализ.

– На этом наше путешествие в прошлое закончилось.

– Где мы сегодня побывали?

– Что нового и интересного вы узнали?

– Кто такие динозавры?

– Почему они исчезли?

Список литературы:

1. И. А. Лыкова. Демонстрационный материал «Аппликация Динозаврики». ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011;

2. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова - Свирская. - М. : Просвещение,2015;

3. Динозавры моя первая энциклопедия в вопросах и ответах. / М. Лункенбайн. - М. Оникс, 1998;

4. Динозавры. Для дошкольного возраста/ Анна Касалис. ООО «Издательство Астрель», 2002.

Людмила Никитина
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Гиганты прошлого»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе .

Тема : «Гиганты прошлого »

Цель :

Закрепить понятие прошлое на примере представителей животного мира, живших в далеком прошлом и отсутствующих сегодня (динозавры) .

Воспитывать интерес к прошлому . Обогатить словарь детей понятиями : палеонтолог, раскопки, останки.

- Развивать у детей творческий подход, фантазию.

Помочь детям снять нервное напряжение, подключить внутренние резервы детского организма.

Предварительная работа :

Беседа о динозаврах на занятии по познавательному развитию .

Рассматривание изображений динозавров.

Игры с фигурками (зоологические игрушки) динозавров.

Материалы, оборудование : иллюстрации с изображением динозавров, книги, энциклопедии, макет «Далекое прошлое » , акварель, кисти, стаканчики для воды, салфетки бумажные, салфетки влажные, зеркала по количеству детей, фартуки, баночка с водой, яйцо.

Ход занятия:

Воспитатель читает детям стихотворение В. Шипуновой «Динозавры»

По юной и влажной планете,

Лиан раздвигая плети,

Бродят огромные звери-

Первые дети Земли.

Жуют охапками ветки

И чешут о скалы шипы

Большие-большие звери-

Первые дети Земли.

Греют в вулканах хвосты

Огромные дети планеты

И спин выгибают мосты

Плещутся в лунном свете…

Воспитатель спрашивает у детей : «Как вы считаете, о ком это стихотворение?» (Ответы детей)

Выслушав ответы детей, воспитатель рассказывает : «Часы отсчитывают время, от нас уходят минута за минутой. Плохая была эта минута или хорошая – ее уже не вернуть. Можно двигаться только вперед! Но люди не хотят прощаться со своими прошлым , люди хотят помнить его и знать. Прошлое – это то , что было и прошло , и не вернешь. Все, что уходит в прошлое , становиться историей. Люди хотят знать историю, хотят знать свое прошлое . Мы очень многое знаем, но хочется знать еще больше. Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом , люди узнали, что были времена, когда и людей-то на Земле не было, но жили огромные животные.

Сегодня люди уже много знают о древних животных прошлого – динозаврах . Воспитатель спрашивает у детей : «А что знаете о них вы, дети?

(дети могут рассказать, что динозавры жили давно, что они огромных размеров, что они хищники и т. д.)

Ребята, вы заметили, что я сегодня не в обычной одежде. (Ответы детей) Да, все правильно».

Воспитатель рассказывает детям : «Сегодня я – палеонтолог. Палеонтолог – это человек, который занимается изучением останков. Останки – это то, что осталось в недрах земли из прошлого . Останки находят, занимаясь раскопками.

Мы с вами сейчас займемся этим интереснейшим делом. Я – руководитель экспедиции, а вы сотрудники, данной экспедиции».

Воспитатель спрашивает у детей : «Все, готовы? (ответы детей)

Нас ожидают самолеты для перелета на место раскопок.

Игровой момент – «Полетели» .

Воспитатель продолжает : «Мы прибыли на место раскопок. Для работы нам необходима спецодежда. (одевают фартуки) Приступаем к раскопкам. Для того чтобы не повредить останки, нужно делать все аккуратно, осторожно. Приступаем».

(Дети находят фигурки динозавров. Воспитатель, при обнаружении детьми динозавров, сверяясь с энциклопедией, называет вид динозавра.)

Воспитатель сообщает детям : «Ребята, экспедиция прошла успешно . Мы выполнили цель экспедиции, нашли много останков и даже яйцо, которое заберем с собой и попытаемся вывести из него питомца. А сейчас пора возвращаться в детский сад».

Игровой момент – «Посадка» .

Физкультминутка «Динозаврики»

Шли вприпрыжку динозавры –

Гоп-гоп-гоп,

Дружно шлепали по лужам –

Шлеп-шлеп шлеп.

Грозно топали ногами –

Топ-топ-топ,

И кивали головами –

/в это время на столы расставляются : зеркала, краски, кисти, стаканчики с водой, влажные салфетки/

Воспитатель сообщает детям : «Ребята, а сейчас я предлагаю вам превратиться в динозавриков при помощи красок. Вспомните, как выглядели динозавры, какой окрас они имели?

Располагайтесь около зеркал, и на свой вкус раскрашивайте свои лица и кисти рук, в виде мордочек динозавров. Используйте акварель, которая стоит перед вами. Не волнуйтесь, акварель хорошо смывается мылом и водой.

Для показа я начну раскрашивать Светлану Геннадьевну». (Если некоторые дети отказываются, то им объясняется, что акварель легко смывается, поэтому именно ей раскрашиваются.)

В конце занятия воспитатель вовлекает детей в обыгрывание динозавриков.

Динозаврик в лес пошел,

На поляне гриб нашел. (ходьба на месте)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (приседания и наклоны)

Динозаврик наш устал

От того, что приседал.

Динозаврик потянулся, (потягивание рук вверх)

А потом назад прогнулся

И до пола дотянулся. (наклоны назад и вперед)

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно. (повороты вправо и влево)

Дино выполнил разминку

И уселся на тропинку. (дети садятся)

По окончанию воспитатель интересуется у детей. Что узнали нового? Что понравилось?

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое.

Конспект по познавательному развитию в старшей логопедической группе. Тема: «Огонь и укротители огня». Образовательная область: познавательное развитие. Цель: Закрепить у детей знания правил пожарной безопасности (итоговое мероприятие). Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Гиганты прошлого» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию «Гиганты прошлого». Цели: ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Родная сторонка» Конспект по познавательном развитию в средней группе. Тема: «Родная сторонка» Программное содержание: Формировать знания детей о том, что.

Павленко Валентина Васильевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г. Надыма» МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма» воспитатель ЯНАО, г. Надым

Образовательная область: «Познавательное развитие»

, «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , .

Образовательная область: «Познавательное развитие» .

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно – эстетическое развитие» .

Цель: формирование элементарных представлений об эволюции Земли и животного мира на примере древних животных через продуктивную деятельность.

Задачи:

  • познакомить детей с элементами профессиональной деятельности палеонтолога через практическую деятельность
  • дать детям первичные научные представления о причинах исчезновения древних животных (динозавров, саблезубых тигров, ящуров, шерстистых носорогов, мамонтов)
  • расширять представления детей об особенностях приспособления животных к новым условиям окружающей среды на примере мамонта
  • познакомить детей с мамонтом, особенностями его внешнего вида, питания
  • формировать умение детей работать по операционной карте, создавать объемную фигуру животного по частям из разной по фактуре бумаги, передавая особенности внешнего вида и выразительность образа
  • закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, радоваться результатам коллективного труда
  • развивать любознательность, познавательную активность

Воспитывать интерес к историческому прошлому планеты, желание ее беречь и охранять.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций и чтение книг по данной теме
  • беседы о профессии палеонтолога
  • просмотр документального фильма о возникновении жизни на Земле
  • игры с макетом «Древний мир»
  • экскурсия в выставочный музей г. Надыма, Дом природы
  • занятие «Путешествие в прошлое человека»
  • заучивание стихотворения о динозаврах
  • рассматривание энциклопедических книг соответствующей тематики
  • изготовление плоскостных и объемных животных разными способами

Оборудование:

  • предметные картинки, картинки слона и мамонта, «волшебная коробочка»
  • презентация «Древние животные, или жил – был мамонт»
  • стенд «Наука палеонтология»
  • наборы древних животных
  • глобус
  • муляжи останков, фотоматериалы, иллюстрации, песок
  • бейджики «Участник научной конференции» по количеству детей
  • карточки «Скелет мамонта»
  • операционные карты
  • вырезанные из картона заготовки – части тела мамонта, цветная бумага, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, простые карандаши (по необходимости)
  • пластиковые хомутики для соединения деталей

Музыка для фона; фотоаппарат.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Осуществляется самостоятельная игровая деятельность детей. Воспитатель плавно организовывает переход от игровой деятельности к НОД (непосредственно организованной деятельности) .

1. Введение в ситуацию:

Упражнение «Ветерок»

Цель:

Формирование интереса к занятию, создание эмоционального настроя.

Воспитатель: - Ой, ребята! Налетел легкий ветерок и расставленные мною картинки рассыпались! Помогите их собрать! (дети поднимают картинки, воспитатель благодарит детей и помещает картинки на доску) . Что изображено на картинках?

Дети: дерево, кукла, арбуз, снежинка, мамонт.

Воспитатель: Как вы думаете, есть что – то общее между этими картинками? (дети рассуждают: дерево – одно, кукла – игрушка, ничего общего, арбуз – ягода, снежинка – это явление природы, мамонт – животное) . Картинки разные, между ними нет ничего общего.

Дидактическая игра «Найди загаданное слово»

Цель:

Создание мотивации к включению в деятельность на занятии посредством умозаключения.

Воспитатель: Да, это абсолютно разные картинки, не связанные по смыслу. В этой волшебной коробочке лежит то, что может подходить к одной из картинок. Хотите узнать? Ваша задача отгадать это, задавая мне вопросы. Но вопросы должны быть особыми, требующими только ответов «да» или «нет» (загадано слово «слон» ) :

Это игрушка?

Это животное?

Травоядное?

Животное большое или маленькое?

Да! Очень большое!

Живет в жарких странах?

Хобот есть?

Это слон?

К какой картинке подходит картинка «слон» ? («мамонт» ) .

Они оба животные, большое тело, есть хобот, толстые ноги, большие уши.

Воспитатель: Сегодня разговор пойдет о мамонтах. Хотите? Ребята! Как раз сегодня нам предложили стать участниками научной конференции, которая проходит в нашем городе. Там работают палеонтологи. Ребята, вам понятны все слова, которые я сказала?

Дети: Кто такие палеонтологи?

Ребенок: (заранее подготовленный) . Палеонтолог - это ученый–исследователь.

Он ищет, раскапывает, исследует, изучает останки древних животных, которые жили миллионы лет назад.

Воспитатель: Спасибо! Молодец! Правильно! Палеонтологи - это ученые, которые занимаются изучением останков вымерших древних животных. А наука эта называется палеонтология. Ребята, вы хотите стать юными палеонтологами и участвовать в научной конференции? А сможете? Я буду вашим научным руководителем. Теперь мы все участники научной конференции палеонтологов (дети прикрепляют бейджики «юный палеонтолог» ) . Конференция проходит в музее палеонтологии. Сейчас мы туда и отправимся. (Дети перемещаются в мини – музей «Ямал – мой край родной» ) .

2. Актуализация знаний:

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется планета, на которой мы живем?

Ребенок: Планета, на которой мы живем, называется Земля.

Воспитатель: Все так думают? Совершенно верно! Именно на планете Земля существует жизнь. А почему?

Дети: На нашей планете есть воздух, которым мы дышим. Есть вода, свет, тепло, почва. Без этих условий не было бы и жизни на нашей планете.

Воспитатель: Глобус – макет Земли. (Рассматривание глобуса.) Что вы видите на глобусе?

Дети: синий цвет на глобусе – это океаны и моря, коричневым цветом обозначены горы, зеленым – равнины, желтым – пустыни.

Воспитатель: Глобус вращается (вращает) , так и наша планета Земля вращается вокруг себя и вокруг солнца. Поэтому и происходит смена времен года. А знаете ли вы, что в истории нашей планеты был период, когда весна была круглый год. Это было очень давно - 65 млн. лет назад. Вот тогда и жили эти древние животные.

3. Затруднение в ситуации:

Беседа по теме: «Как работают палеонтологи» .

Рассматривание экспонатов и иллюстраций

Воспитатель: Как хорошо, что есть такие люди, которые могут возвращать нас в те далекие времена. Они ищут останки динозавров, изучают их и рассказывают людям о своих находках. Это палеонтологи (рассматривание фотоматериалов на магнитной доске) . Они очищают скелеты от земли, песка, извести с помощью инструментов, каждую находку фотографируют, затем эти кости покрывают защитным клеем. Затем собирают скелеты животных и помещают в музей.

Дети самостоятельно передвигаются по музею и рассматривают картинки:

  • раскопки палеонтологов
  • музейные экспонаты: динозавры, мамонт, ящуры, саблезубые тигры и др

Кости (муляжи) .

Научный сотрудник (воспитатель) : - Что делают ученые?

Кому могли принадлежать эти кости и черепа?

Что могут сказать ученые?

(Дети указкой демонстрируют скелет на картинке)

Коллеги, что вы знаете о динозаврах?

1 ребенок: Динозавр – это ящер огромный

Жил когда-то, но мы его помним.

2 ребенок: Динозавра давно уже нет –

По костям его создан скелет.

3 ребенок: Шея длиннее жирафовой шеи –

С деревьев листву доставать ею умеет.

Научный сотрудник (воспитатель) : Уважаемые коллеги! Может кому – либо из вас довелось встретить этих животных в природе, в зоопарках в настоящее время? А почему? Докажите это! (Дети сталкиваются с затруднением – не встречали таких животных в зоопарке, слышали от родителей, но не знают, почему их сейчас нет в природе.)

Научный сотрудник (педагог доп. образования) : Здравствуйте, коллеги! Рада встрече с вами. Проходите в конференцзал.

Уважаемые участники конференции! Просьба занять места в зале для просмотра презентации (дети садятся за столы) .

4. Открытие нового знания:

Презентация «Древние животные, или «Жил – был мамонт»

Научный сотрудник (педагог доп. образования) : Это было очень давно - 65 млн. лет назад. Климат был теплый и влажный, на планете росли необычные растения, а Землю населяли удивительные животные – динозавры, ящуры, саблезубые тигры. Почему вымерли эти древние животные – одна из величайших загадок в истории земли. Сегодня ученые называют десятки различных версий, но ни одну из них нельзя назвать абсолютно верной.

  1. слайд. Одни ученые считают, что 65 млн. лет назад на землю упал гигантский астероид. От взрыва в небо взлетели огромные тучи пыли, заблистали чудовищные молнии. Они подожгли леса, и по всей земле вспыхнули пожары. Дым и пыль смешались от взрыва и вся планета окуталась мглой. Да так сильно, что горячие лучи солнца не могли ее пробить. И вечное лето сменилось вечной зимой.
  2. слайд. Начался Ледниковый период. Лед покрыл всю сушу и моря. Многие животные вымерли от холода, голода, некоторые приспособились к холодам: шерстистые носороги, овцебыки, мамонты.
  3. слайд. Животные: шерстистые носороги, овцебыки, мамонты.

О своих исследованиях о мамонте нам расскажет юный палеонтолог Дима

(рассказ ребенка о мамонте)

4 слайд. Мамонт. Тело мамонтов покрывала густая косматая шерсть. Мамонты похожи на слонов, очень большие и имели длинные загнутые бивни длиной около 3 метров. Ими они раскапывали снег в поисках пищи. Мамонты жили стадами и питались травой и другими растениями. Они травоядные. Их врагами были волки и свирепые саблезубые тигры, а также пещерные люди, которые охотились на них, чтобы добыть пищу, шкуру для одежды.

Мамонты вымерли в ледниковый период. Замерзшие тела мамонтов были откопаны учеными в вечной мерзлоте сибирской тундры возле г. Салехард. Первого ямальского мамонтенка назвали Машей. Сегодня он хранится в Зоологическом музее Санкт-Петербурга, а его муляж - в выставочном музее города Салехард. Второго мамонтенка палеонтологи назвали Любой. Его также нашли на Ямале. Прекрасно сохранившаяся туша мамонтенка с хоботом, глазами и остатками шерсти на теле. Ученые установили, что он жил более 10 тысяч лет назад и умер в возрасте одного года.

5 слайд. Охота на мамонтов пещерным человеком.

Пещерные люди охотились на мамонтов: вырывали огромную яму, прикрывали ее ветками и с громким криком и метанием копий гнали жертву к яме. Потом добивали камнями, копьями, топорами. Они употребляли мясо в пищу, из шкуры шили одежду, утепляли свои жилища. Чрезмерное уничтожение мамонтов также привело к их исчезновению. Это тоже одна из версий исчезновения мамонтов.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений:

6 слайд. Скелет мамонта.

Научный сотрудник: (педагог доп. образования) Уважаемые коллеги – палеонтологи! Найден скелет животного. Вы должны восстановить внешний вид этого животного на основании фотографии его скелета и полученных знаний.

7 слайд. Мамонт.

Задание «Восстанови животное по скелету»

У детей карточки с нанесенным скелетом мамонта. Дети по скелету восстанавливают его внешний вид, дорисовывая коричневым карандашом части тела.

Физкультминутка «Динозаврики и мамонты» :

У динозавра есть мурашки
Очень крупные везде:
На лбу, на ушах,
На носу, на животе.

На шее, на локтях.
На коленях и носках.
У мамонта есть шерсть
Очень длинная,

Густая везде:
На лбу, на ушах,
На носу и животе.
На локтях, коленях, шее.

С нею мамонтам теплее!

(Во время физкультминутки дети дотрагиваются руками до называемых частей тела.)

Научный сотрудник: Уважаемые палеонтологи! Наша конференция продолжается.

Сейчас вы должны для нашего музея собрать из найденных на раскопках останках мамонта целого гиганта – мамонта. Вот останки мамонта (показ частей – голова, бивни, ноги, туловище, уши) . Что это? А это какая часть тела?.. Работа предстоит большая и

ответственная, поэтому вам нужно разбиться на рабочие группы. Одна группа палеонтологов будет собирать тело мамонта, другая группа делать заготовки шерсти мамонта, третья – воссоздавать глаза и ступни ног. На столах вы видите сигнальные операционные карточки (схемы) : а) – последовательность изготовления тела мамонта; б) – последовательность изготовления шерсти мамонта; в) – последовательность изготовления глаз и ступней. Уважаемые палеонтологи! У вас есть возможность самому выбрать работу по душе и своему умению и подойти к тому столу, за которым и начнется работа. Приступайте к работе! Умейте договариваться, обсуждать, уступать, оказывать помощь и поддержку. Желаю творческих успехов!

Практическая работа: коллективное изготовление мамонта.

Звучит легкая музыка. В процессе работы научные руководители (воспитатель, педагог дополнительного образования) наблюдают, дают индивидуальные советы по необходимости, оказывают помощь в соединении деталей пластиковыми хомутиками. Обращает внимание ученых на использование в работе операционных схем.

6. Осмысление.

Научный сотрудник: Итак, работа нашей конференции подходит к концу. Уважаемые палеонтологи! Смогли ли вы по останкам мамонта воссоздать целого мамонта?

Понравилось ли вам быть учеными – палеонтологами?

А кто такие палеонтологи?

Какие новые знания вам помогли в работе?

Какие новые умения вы приобрели?

Какой совет дадите людям, живущим на планете Земля?

Научный сотрудник: Пусть на планете Земля всегда торжествует жизнь! Мы – сегодняшние ее жители. Так будем любить, уважать и беречь все то, что есть на нашей планете! Ведь она наш дом, наша надежда, наше будущее! До следующей встречи!

Общая фотография на память.

Экспонат мамонт помещается в мини – музей.

Занятие по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

«Гиганты прошлого»

ЗАДАЧИ

Образовательные:
-Формировать представление о динозаврах, углубление и систематизация знаний об условиях их жизни.
Развивающие:
-Развивать у детей потребности в знаниях о доисторических животных, особенностях жизни, питания, строения тела и видах динозавров.
-Формировать у детей познавательные умения:
- сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно-следственных связей;
-наблюдать, проводить опыты;
-отражать картину доисторического мира в творческой деятельности и т.д.
Воспитательные:
- воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.
- воспитывать культуру поведения, наблюдательность, чувство взаимопомощи, поддержки, умение работать в группе и в одиночку.

Воспитатель . (Слайд) Часы отсчитывают время. Минута уходит за минутой. Прошла минута – ее уже не вернуть. Время движется только вперед! Но люди не хотят прощаться со своим прошлым, люди хотят помнить его и знать. Прошлое – то что было и прошло; ушло и не вернешь. Все, что уходит в прошлое, становиться историей. Люди хотят знать историю, хотят знать свое прошлое. Мы очень многое знаем, но хочется знать еще больше. (Слайд)

Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом, люди погружались в старину все дальше и дальше. И дошли до таких древних времен, когда и людей – то на земле не было. Но кто-то же жил на нашей планете до появления людей или нет?

Ответы – предположения детей

Период когда жили динозавры называется – эра динозавров. Ребята а вы хотите узнать какие динозавры населяли землю, как они выглядели и чем питались? (слайд)

Воспитатель . Людей очень интересовало все, что было связано именно с их жизнью на Земле. И они долгое время почти не интересовались тем, что происходило на нашей планете до их появления. Но наступил момент, когда далекое прошлое дало о себе знать.

Послушайте, что произошло в Англии в XIX веке. Врач был вызван к пациенту. Пока он осматривал больного, его жена гуляла в парке. Дело было весной, весело щебетали птицы, распускались первые цветы. Вдруг взгляд молодой женщины остановился на камнях весьма странного вида, и она решила рассказать о них мужу. Молодой врач определил, что это не камни, а зубы какого-то животного, которое, скорее всего, жило миллионы лет назад. Врач назвал это животное «игуанодон».

Это первый из обнаруженных позднее в разных странах динозавров. Сегодня мы уже многое знаем о них. А что вы можете сказать о динозаврах?

Ответы предположения детей.

(Слайд) « плакат динозавры»

Воспитатель предлагает рассмотреть плакаты с изображением динозавров.

Что вы думаете об этих животных, глядя на их внешний вид?

Ответы и предположения детей.

(Слайд)

Воспитатель . Слово «динозавр» в переводе означает «ужасный ящер», а как вы считаете, страшны ли динозавры?

Воспитатель . (Слайд) Динозавры – это рептилии, которые населяли Землю много миллионов лет назад. Останки динозавров, среди которых встречаются целые скелеты и окаменелые яйца этих доисторических гигантов, были обнаружены во всех частях света. На земле обитало много видов динозавров разных размеров, строения и образа жизни.

(Слайд) Самыми большими обитателями Земли были растительноядные (травоядные) динозавры. (Рассматривают плакат с динозаврами). Диплодоки длиной 27 м, весом 11 тонн; бронтозавры длиной 21 м, весом 30 тонн; брахиозавры длиной 28 м, весом 100 тонн. (Слайд) Брахиозавр –один из самых массивных динозавров: длина его достигала 25 метров, высота - 13 метров, весил этот гигант около 80 тонн!

Компсогнат - самый мелкий динозавр, длина его не превышала 70см, причем большая часть приходилась на длинный хвост. Несмотря на малый размер, компсогнат был весьма ловким и проворным хищником.

(Слайд) Воспитатель : Существовали также и плотоядные динозавры (хищники) : теранозавры длиной 6 м, весом 7 тонн; мегалозавры длиной 9м, весом 9 тонн; королевские теранозавры (Слайд) (самые свирепые) высотой 5, 5 м, длиной 12 м и весом 6, 5 тонны, зубы у них достигали 18см (показать на линейки 18см) .

Тела некоторых травоядных динозавров были покрыты толстым прочным панцирем, состоящим из роговых пластин. Эта броня надежно защищала их от динозавров-хищников. Самыми известными представителями панцирных ящеров были стегозавр и анкилозавр, которых можно было бы назвать живыми танками. Некоторые динозавры были защищены частично, например рогатые динозавры

(Слайд) Динозавры откладывали яйца, и из них появлялись детеныши

(Слайд) (Слайд) (Слайд) (Слайд)

(Слайд) Дидактическая игра «Представь себе».

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на столе у нас фигурки разных динозавров. Выберите себе одну фигурки и представьте себе, как этот динозавр жил в прошлом. Своими представлениями поделитесь с нами.

Воспитатель . Молодцы ребята. Ваши рассказы – представления очень интересные

Динамическая пауза «Динозаврика» (Слайд) (Слайд) (Слайд)

Воспитатель : для того чтоб мы узнали,о том какие животные населяли землю много лет назад ученные – палеонтологи и археологи занимаются исследованиями и раскопками . (Слайд)

Палеонтологи исследуют не только останки животных и растений, но и их окаменевшие следы, отброшенные оболочки, и другие свидетельства их существования. (Слайд)

(Слайд) обратить внимание детей на то, как ведутся раскопки

Воспитатель : Палеонтологи свои находки выставляют в музеях, и мы с вами можем их увидеть (Слайд)

Воспитатель : Кто помнит, как называется профессия, люди которой занимаются раскопками и поисками древностей? (археологи) Я предлагаю вам побыть археологами. Для этого нужно будет разделиться на пары и подойти к столу, " месту наших раскопок". Вы - археологи, которые ищут кости динозавров и собирают скелет по предложенным схемам. В работе археологи используют кисточки. Будьте внимательны, сначала вам нужно собрать косточки, а затем выложить на цветной бумаге скелет в соответствии с предложенной схемой.

Воспитатель : Вы закончили работу? Предлагаю сосчитать, сколько костей нашла каждая группа археологов. В какой группе костей оказалось больше?

Воспитатель. Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии? (мы говорили о динозаврах)

Кто такие «гиганты прошлого»? (это крупные животные, которых называли динозаврами) .

Как называется период, когда жили динозавры? (период, когда жили динозавры называют - эрой динозавров).

Назовите динозавров, которых вы запомнили?

Воспитатель: И сейчас на земле живут потомки динозавров. Это черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи. В основном они живут в жарких странах, где климат жаркий и влажный. (Слайд)