Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста

Конспекты наблюдений детей младшего дошкольного возраста за природой весной режимных моментах

В процессе работы над темой недели «К нам весна шагает быстрыми шагами» среди детей младшего дошкольного возраста, мы организовывали наблюдений за природой в режимных моментах (на прогулке днем), а также в вечернее время. При этом, мы и днем и вечером смотрели на одни и те же объекты. Так, например, днем капель была активнее, чем к вечеру; птиц наблюдалось меньше, ручейки также сменяли скорость движения и уменьшался объем уносимой воды. Отметим, что некоторые родители забирают детей пораньше, в связи с чем, не все дети в полной мере могли наблюдать за весенними изменениями в природе в вечернее время (перед уходом домой).

Рассмотрим содержание конспектов наблюдений за природой в режимных моментах (на прогулке днем): наблюдение за весенней капелью, за вербой, птицами, погодой и ручейками.

Наблюдение за весенней капелью днем

Цель: вызвать интерес к окружающему миру, стимулировать наблюдательность и познавательный интерес

образовательные : расширять знания детей о временах года, свойствах воды и её природной важности; прививать основы безопасности жизнедеятельности;

развивающие

воспитательные : воспитывать интерес к физическим явлениям, культуру поведения в близи сосулек.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Вы слышите!? Что это за звонкий звук? Правильно, это капает с крыш талая вода! Давайте понаблюдаем за ней!

Воспитатель: Что вы видите? А откуда появляется эта вода? Конечно, она появляется от таяния снега.

Воспитатель: Посмотрите! Там куда вода падает, образуются впадины! Откуда они появляются? Конечно! Вода падает с большого расстояния и ударяется об лед, почву, постепенно пробивая себе ямки. Вода способна даже пробивать гранит, делать себе проход под землей, в пещерах. Она, медленно, потихоньку, но постоянно пробивает себе дорогу. Одна капелька маленькая, а огромное их количество способно изменить окружающую природу.

Воспитатель : Ребята! Скажите вы слышали когда-нибудь стихотворения о весенней капели? Нет? Тогда послушайте стихотворение Самуила Маршака «Апрель».

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Воспитатель: Ребята, а почему медведь проснулся, вы знаете? Верно, снег начал таять и капли превратились в лужи. Косолапому стало сыро и он вылез из своей берлоги. Как вы думаете, медведь любит наблюдать за природой? Я тоже думаю, что любит. Давайте еще раз послушаем и посмотрим на нашу звонкую капель.

Воспитатель: давайте возьмем немного снега с собой в группу и посмотрим, как он будет себя вести в помещении, хорошо?

Наблюдение за Вербой днем

Цели: продолжать знакомить с особенностями роста деревьев, выделяя характерные признаки вербы и её изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы

Задачи:

образовательные : расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, формировать представления о том, как ведут себя деревья весной, объяснять особенности роста деревьев и растений вообще;

развивающие

воспитательные : воспитывать интерес к биологическим законом, окружающему миру, бережному отношению к растениям

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы пойдем на участок старших детей и понаблюдаем за Вербой. Скажите, вы знаете что за дерево такое, «Верба» и как она выглядит? Все правильно, молодцы!

Воспитатель: послушайте ребята, пожалуйста, стихотворение Афанасия Фета

«Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны…»

Воспитатель: Ребята, давайте понаблюдаем за Вербой! Опишите пожалуйста какая она, Верба! Верно ребята, она мягкая, пушистая, нежная, желтенькая, а есть там дальше куст и с белыми почками. Как правильно отметил Влад, у нее на веточках маленькие, крохотные, мягкие комочки. Как заметила Танюша веточки у вербы коричневые, а почки белые и желтые. Скажите, а длинна у веточек какая? Верно, есть и длинные и короткие веточки.

Воспитатель: давайте возьмем веточки вербы, где почки еще не распустились и поставим в вазу, и время от времени будем смотреть как она себя будет вести.

Наблюдение за птицами днем

Цели: сформировать представление о перелетных птицах, их внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к птицам, бережному отношению к окружающей природе

образовательные : расширять знания о птицах, введение понятия перелетные птицы;

развивающие

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к птицам.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем поближе к кормушке, только очень медленно и осторожно, чтоб не спугнуть птиц.

Воспитатель: Посмотрите, каких птиц вы видите на участке? Верно, синички, воробьи и голуби. А каких еще птиц вы знаете? Отлично!

Воспитатель: Что делают эти птицы? Что они кушают?

Воспитатель: Ребята, а помните, на рябине мы видели зимой снегирей, а сейчас они есть? Верно, они улетели гнездоваться в другие леса, ближе к северу. Зато сейчас появились другие птицы. Посмотрите на скворечник, только не шумите.

Воспитатель: Видите, время от времени в скворечник залетает птичка. Вы знаете как ее зовут. Это скворец.

Послушайте стихотворение Сергея Михалкова

Живет у нас под крышей

Непризнанный артист,

И целый день мы слышим

Художественный свист.

Еще в полях туманы,

Еще роса блестит,

А он, проснувшись рано,

Уже вовсю свистит.

Свистит не славы ради,

Не ради всяких благ,

А просто в небо глядя,

От сердца! Просто так!

Выводит он рулады

По нескольку минут...

Не требуя награды

За свой талант и труд.

Воспитатель: А какие птицы самими первыми прилетают в наши края? Послушать звонкие голоса птиц.

Воспитатель: Опишите птичку, которая вам больше всего понравилась.

Наблюдение за погодой днем

Цели: продолжить формирование целостной картины мира, знаний об изменениях в погоде

образовательные : расширять знания о временах года, погодных условиях, смене месяцев;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, познавательной активности;

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к окружающей природе, привитие навыков одеваться в соответствии с погодными условиями.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая чудная сегодня погода! Опишите, что вы можете сказать относительно погоды? Верно, сегодня светит солнышко, согревая нас своим теплом, дует небольшой ветерок, видите, как колышется шарфик у Светы, веточки у березы? Солнышко греет нас, и все вокруг, смотрите - с крыши капает вода – как это можно называть, помните? Как можно сказать про погоду в общем? Плохая она сегодня или хорошая?

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой праздник будет в этом месяце, какого числа? Молодцы, ребята!

Воспитатель: Мальчики и девочки, скажите, как нужно одеваться весной? Валенки нужны? Шапка на меху нужна? А пуховик на овчине? Шуба? Верно ребята! Если погода теплая, как сейчас, что нужно одевать? Конечно!

Воспитатель: Ребята, скажите, апрель является каким месяцем? Он первый месяц весны или нет? Правильно, апрель является разгаром весны. Посмотрите: еще вчера снега было больше, сегодня он заметно подтаял. А какого он стал цвета? Скажите весной со снегом что делается? Верно, он тает и вся земля от него освобождается. Почему? Верно! А скажите, ребята где снег тает быстрее? В такую замечательную погоду, когда солнце греет ярко появляются проталины, освободившиеся от снега. Что там можно увидеть? Конечно, там смотрите старые, прошлогодние травинки и листочки!

Наблюдение за ручейками днем

Цели: учить определять признаки весны, развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.

образовательные : расширять знания о временах года, определять признаки весны;

развивающие

воспитательные

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Пойдемте со мной к ручейку! Посмотрите на него, куда бежит вода? Какая она? Откуда она взялась?

Воспитатель: Правильно сказал Миша, вода бежит в одну стороны, а почему она бежит в одном направлении? Откуда? А вы видели ручейки? Обращали на них внимание? Верно, вода стекает с возвышенности и бежит туда, где ниже поверхность.

Воспитатель: Скажите ребята, для чего люди продалбливают дорожки для ручейка? Верно!

Послушаем стихотворение Ирины Золотухиной:

Весенней порою, в положенный срок

На свет народился малыш-ручеек.

От солнечной ласки окреп он чуть-чуть,

И на рассвете отправился в путь.

«Привет ручеек, чик-чирики, ты чей?»

Чирикнул вдогонку ему воробей.

«Постой, погоди синеглазый малыш,

Куда расскажи ты так резво бежишь?»

Ответил, журча, ручеек молодой:

«Бегу я на встречу с могучей рекой.

Мечтают всегда, по весне ручейки

Стать частью огромной и бурной реки.

Воспитатель: Ребята, давайте опустим бумажные лодочки в ручейки, посмотрим как лодочка плывет вместе с веселым ручейком.

Рассмотрим содержание конспектов наблюдений за природой вечером.

Наблюдение за весенней капелью вечером

Цель: отметить изменения в интенсивности весенней капели и отметить причины произошедших изменений с течением времени

образовательные : расширять знания детей о изменениях в природе в вечернее время весной;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, познавательной активности, любознательности;

воспитательные : воспитывать интерес к физическим явлениям.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Мы сегодня наблюдали за весенней капелью? Какая она была, опишите? Было весело смотреть на нее? Какое чувство вы испытывали?

Воспитатель : А какое настроение у вас сейчас? А оно бы улучшилось, если бы капель была бы такой же веселой и активной как днем? Скажите, почему вечером капель менее интенсивная, чем днем? Скажите, что будет ночью и завтра утром с капелью? А завтра днем, если погода будет такой же теплой? Почему, как вы думаете?

Наблюдение за Вербой вечером

Цели: отметить наличие изменений в облике Вербы с течением времени, формирование умения отстаивать свою точку зрения

Задачи:

образовательные : расширять знания детей о влиянии времени суток на физические явления и объекты природы;

развивающие : развитие внимания, мышления, воображения, познавательной активности, любознательности;

воспитательные : воспитывать интерес к окружающему миру

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы наблюдали с вами за Вербой! Вспомните, какая она и что это? А где растет верба? Верно, она любит места около воды, она довольно быстро растет, по сравнению с другими деревьями и кустарниками.

Воспитатель: Скажите, вы видите какие либо изменения у вербы с течением времени? У вербы изменились почки? Появились листочки? Конечно, изменения происходят с растительностью постоянно, но они не так заметны и ощутимы. Вот если рассматривать подсолнух, то будет видно, что он поворачивает цветок в след за движением солнца. А Верба имеет более жесткие стебли и не может так следовать за солнцем.

Наблюдение за птицами вечером

Цели: отметить изменения в жизненной активности птиц в разный временной период

образовательные : расширять знания о птицах, приобретение знаний о поведении птиц в разное время суток;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, познавательной активности;

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к птицам, воспитывать культуру поведения рядом с птицами, подкармливать их.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами днем ходили на прогулку, помните? Хорошо, тогда вспомните как вели себя птицы днем?

Воспитатель : А теперь посмотрите на птиц. Каких птиц вы видите у кормушки? На территории детского сада? Что они делают? Изменилось ли их поведение с течением времени? Верно, ближе к вечеру активность птиц несколько снижается, днем они активно щебетали, кушали, летали стайками. А сейчас птиц меньше, несмотря на то, что кормушки наполнены птичьим кормом. А скажите, что кушают птицы?

Опишите поведение птиц сейчас. Что вы видите?

Наблюдение за погодой вечером

Цели: продолжить формирование целостной картины мира, отмечать возможные изменения в погоде

образовательные : обучать знанию времени суток, знанию погодных условий и особенностей её смены, формирование представлений о словах «штиль», «шквалистый ветер»;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, любознательности;

воспитательные : воспитывать чувство любви к природе, привитие навыков одеваться в соответствии с погодными условиями.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, сегодня днем мы наблюдали за погодой. Что вы видите сейчас? Какие изменения вы можете отметить?

Воспитатель: Скажите днем был ветерок, а сейчас его не стало. Как называется отсутствие ветра одним словом? Правильно, штиль. А когда ветер очень сильный как называют его? Ураган, верно. Также ветер иногда называют шквалистым, когда случается внезапное резкое усиление ветра.

Воспитатель : Ребята, очень важно смотреть за погодными условиями и, например, в ветер стоит одеть куртку, которая не пропускает ветер.

Наблюдение за ручейками вечером

Цели: формировать представление детей о изменениях в природе в связи со сменой времени суток

образовательные : расширять знания о свойствах воды и ручья в частности в зависимости от температуры;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, мышления;

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к окружающей природе.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы наблюдали за ручейком. Опишите что вы помните? Каким ручеек был утром? А что изменилось сейчас!? Ручеек стал скорее, быстрее или напротив замедлился? Расскажите свои наблюдения.

Воспитатель: Давайте отправим в плавание наши кораблики. Пустите их в ручеек. Как плывут они? Также быстро как утром или нет?

Наблюдения в природе - это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдения на прогулке весной.

Составила воспитатель Мочалова Светлана Анатольевна.

Наблюдения в природе - это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

Весна - Переходный сезон, когда заметно увеличение светового дня, повышается температура окружающей среды и активизируется природная деятельность живых существ и растений. Весна по календарю начинается 1 марта. Но астрономическая весна привязана совсем к другому числу - это число 20 марта - день весеннего равноденствия. А вот метеорологи начинают отсчет весны с устойчивого перехода среднесуточной температуры через отметку 0 градусов.

Предвесенье. Начало весны.

Весна начинается с прилета грачей. Они прилетают, когда снег уже интенсивно тает. Этот период, называемый предвесеньем, длиться до завершения таяния снега. В это время еще возможны уступки зиме - среднесуточная температура может опуститься ниже нулевой отметки.

Настоящая весна.

Настоящая весна наступает, когда весь снег растает. Природа пробуждается, начинает наливаться изумрудным блеском трава, на деревьях набухают и распускаются почки, радуя нас первыми нежно зелеными листочками. Заканчивается этот период как правило последними возвратными холодами, которые приходят во время цветения черемухи, после этого наступает предлетье (пролетье) .

Предлетье.

Предлетье наступает сразу после "Черемуховых холодов".

Март – холодный - год хлебородный.

Прогулка - это отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Прогулка должна восприниматься как праздник! Весне радуется все живое.

Мы наблюдаем за следующими явлениями:

1. Наблюдение за сугробами. Обратить внимание как сугробы, переливаясь блестят на солнце. Снять с сугроба ледяную корочку, потрогать рыхлый снег под ней. Можно вылепить с детьми зайчиков, птиц и расставить на сугробах. Посмотреть, что будет с ними вечером.

2. Наблюдение за сосульками. Рассмотреть сосульки, что висят на крышах домов. Проследить в какое время дня с них начинает капать. Послушать, как они падают днем и разбиваются в дребезги. Спросить у детей, почему они падают днем.

3. Наблюдение за птицами. Посмотреть, как интересно купаются голуби, а потом сушатся лежа на боку. Посмотреть, как голуби и воробьи что – то старательно выискивают и клюют под скамейками. Спросить у детей, чем покрыты птицы, назвать части тела.

4. Наблюдение за синицами, как они оживленно прыгают по веткам яблони, засовывая тонкий клюв во все трещины на дереве. В начале марта надо повесить домики, тогда они поселятся на участке и будут уничтожать вредных насекомых.

5. Наблюдение за ивой. Отметить, что все более пушистыми становятся ее серебристые почки. Можно срезать веточку и поставить в воду. Сравнить, где скорее распускаются почки: на улице или в комнате. Почему? Как меняется их вид.

6. Наблюдение за осиной. В конце марта ее почки заметно увеличиваются, слоистые чешуйки блестят на солнце, как лакированные. Если срезать ветку осины, то в комнате она уже через несколько дней зацветет.

7. Наблюдение за божьей коровкой. Поручить детям собрать несколько божьих коровок и посадить на молодые побеги цветущих корнеплодов. Весной на этих растениях всегда можно обнаружить тлю. Дети увидят, как божьи коровки примутся за уничтожение тли.

8. В теплый мартовский вечер обратите внимание детей на рой мелких комариков-толкунов, которые часто кружатся над головой. Они вреда не приносят. Есть народная примета: комарики толкутся перед теплым днем.

9. Показать детям порхающую нарядную бабочку-крапивницу. Сказать, что бабочки зимовали где-нибудь в щелях забора или дуплах, а теперь, согретые солнцем, вылетели на волю.

10. Иногда под деревьями удается увидеть проснувшуюся после зимней спячки лягушку . Стоя тихо, дети увидят, как запрыгает серый комочек под цвет прелых листьев и скроется в каком-нибудь углублении. Рассказать о пользе лягушек и о необходимости бережно относиться к ним.

Апрель – месяц солнца и воды, первого цветения трав и кустарников.

1. Проследить за появлением зеленой травки на проталинках, вырезать кусочек дерна с клевером, поставить на тарелочку и прикрыть влажным песком. Клевер зацветет гораздо быстрее, чем на улице.

2. В апреле можно показать, как цветут деревья. Обратить внимание детей на разнообразные оттенки цветущих деревьев и кустарников. Учить различать породу деревьев по окраске коры.

3. Рассмотреть куст желтой акации. Вспомнить, что зимой она была серой, невзрачной, с комочками и шелушащейся корой. А теперь ее ветки посвежели, стали упругие, будто клочки ваты прилипли к ним. Это почки, скрывающиеся под белым пухом.

4. Посмотреть на сирень. Мало на ней крупных почек, значит, будет мало цветов. Почему вокруг куста много тонких прутьев, которые отнимают у сирени питание. Земля утоптана, надо перекопать и добавить удобрения, полить, срезать слабые побеги.

5. Наблюдение за трудом взрослых. Обратить внимание детей на работу взрослых. Показать, как они заботятся о деревьях, перекапывают и рыхлят землю, удобряют, обрезают сухие ветки, белят стволы.

6. Наблюдение за гнездами грачей. Прислушаться. Совсем тихо. Кое-где из гнезда торчит хвост птицы. Объяснить почему замолчали грачи (потому, что они сидят на яйцах - выводят птенцов) .

7. В парке или в лесу послушать пение птиц. Это поют зяблики. Птицы с красноватыми грудками и двумя белыми полосками на крыльях.

8. Наблюдение за муравьями. Проследить куда они ползут, что несут. Положить им на дороге сахар, хлеб. Заметить, что они будут есть, быстро ли съедят.

9. Наблюдение за дождевым червем. После дождя дети могут увидеть на дороге дождевого червя. Спросить, как он передвигается. Рассказать о значении червей.

10. Наблюдение за цветами. Найти кустик маргариток, выкопать его, разделить и посадить на новое место. Дети наблюдают, как они примутся и зацветут. Обратить внимание на бутоны маргаритки, какого они цвета.

Май – месяц птичьих песен.

1. Наблюдение за поливом песка в песочном дворике. Почему не видно воды? Можно ли узнать где она? Раскопать песок и посмотреть (песок впитывает воду). Чем глубже копать, тем песок становится более влажным: вода ушла на дно ящика.

2. наблюдение за солнцем. Отметить места, которые остаются в тени. Проследить, когда будет там солнце – в середине дня или вечером. Освещены ли огород, цветник? Хорошо ли это? И почему?

3. Установить с детьми, что путь солнца стал еще длиннее, что день прибавился (можно раньше кормить птиц, вечером дольше играть на улице)

4. Наблюдение за комарами. В прудах, весенних лужах, в кадках с застоявшейся водой можно увидеть крошечные плотики из комаринных яичек. Приучать детей узнавать приближение комариков и отгонять их. Загадать загадку: «Не птица, а нос как спица».

5. Наблюдение за тополем. В конце мая на молодых ветках тополя попадаются листья, свернутые в трубочку. Это гнездо жучка-трубоверта, листочки опадают на землю, окукливаются, превращаясь в жуков.

6. Наблюдение за майским жуком. Посмотреть, как они тяжело летают, гулко ударяясь о предметы, встречающиеся на пути и падают на землю. Тело у жуков коричневое, крылья сильные. Майские жуки вредители, поедают листья березы, корни, молодые побеги.

7. Наблюдение за кустарником шиповника. Рассмотреть, как красиво зацвели бутоны – это самый красивый кустарник весны, имеет розоватые ароматные цветы, над цветами много пчел, бабочек. У шиповника есть шипы – иглы.

8. Наблюдение за стрижами. Стриж быстро проносится над головой, его трудно разглядеть. Перед дождем он летает низко и дети легко рассмотрят его окраску. Научить детей различать силуэт стрижа в воздухе по крыльям, изогнутым назад острым серпом.

9. Наблюдение за ласточками. Ласточки прилетают вместе со стрижами. Спросить у детей, где и как, из чего они строят себе гнезда. Послушать щебетание ласточки. Прочитать стихотворение Майкова «Ласточка».

10. Наблюдение за клумбой с цветами. Рассмотреть, что на клумбе стоит высокая зелень, это пионы – пышные, красивые, душистые цветы, Раскрываются бутоны садовой ромашки, тюльпанов. Спросить у детей, какого цвета тюльпаны, ромашки.


Консультация для родителей:

Вот и наступила весна. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее. Весна - это самое полезное и приятное время года для прогулок с детьми. Прогулки на свежем воздухе - это всегда интересное и полезное занятие.

Прогулка - это отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, закрепите названия весенних цветов. Понаблюдайте за птицами.

Весной наблюдать за природой намного интереснее, чем зимой.

Отправляясь на прогулку придумайте , чем вы сегодня займетесь с ребенком. Например, можно пойти покормить птичек. Предложите ребёнку самому собрать угощения для птиц. На прогулке понаблюдайте за характером птиц, обратите внимание на то, что некоторые птицы очень бойкие, другие боятся подойти к корму. Сравните воробья с синичкой, пусть ребенок сам скажет вам отличия. Ведь то что вы рассказываете, он видит сам. Все яркие образы надолго запомнится ребенка.

Пройдитесь по тропинкам двора и смотрите, как все изменяется. Можно вместе сделать "шумелки", сложив в баночку разные веточки и камушки, и погреметь ими. Расскажите ребёнку , что весной солнышко встает рано, а вечером дольше светло. Солнце стало греть намного сильнее, и на пригорках появились проталинки, кругом лужи, журчат ручейки.

Если вы возьмете с собой лопатку, то сможете проделать протоки и показать ребёнку , как меняет направления ручей. Можно сделать кораблики и пускать их по ручейку, наблюдая куда они поплывут. Пожелайте корабликам счастливого пути.

Учите ребенка наблюдать и сравнивать, что было вчера на этом месте, что сегодня изменилось.

Выберите для сравнения какой-нибудь объект на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на газоне еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы.

При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.

Больше ходите пешком. Во время ходьбы у человека задействованы практически все мышцы тела, особенно хорошо работают мышцы руки, спины, таза и ног. Кроме того, прогулки важны для здоровья. Ходьба прекрасно активизирует жизненные процессы в организме. Добавьте к постоянным прогулкам детские игры. Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком.

Вот что можно наблюдать на прогулке !

:

ОБЛАКАМИ, НЕБОМ .

ВЕТРОМ (обратить внимание на силу ветра, рассмотреть как качаются ветки деревьев)

СОЛНЦЕМ .

КАПЕЛЬЮ, ТАЯНИЕМ СНЕГА.

Наблюдения за живой природой :

Птицами (рассмотреть птиц, назвать размер, цвет, чем питается.

ДЕРЕВЬЯМИ и КУСТАРНИКАМИ (назвать ствол, ветки, корни…

ЖИВОТНЫМИ

НАСЕКОМЫМИ.

Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, бережное отношение к ней. В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения и звуки. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы.

Гуляйте с удовольствием!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Весенние наблюдения в природе весной во время прогулок. Старший дошкольный возраст.

Вот и наступила весна. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее. Весна - это самое полезное и приятное время года для прогулок с детьми. Прогулки на свежем воздухе - это всегда интересное и полезное занятие.

Прогулка - это отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, закрепите названия весенних цветов. Понаблюдайте за птицами.

Весной наблюдать за природой намного интереснее, чем зимой.

Отправляясь на прогулку придумайте , чем вы сегодня займетесь с ребенком. Например, можно пойти покормить птичек. Предложите ребёнку самому собрать угощения для птиц. На прогулке понаблюдайте за характером птиц, обратите внимание на то, что некоторые птицы очень бойкие, другие боятся подойти к корму. Сравните воробья с синичкой, пусть ребенок сам скажет вам отличия. Ведь то что вы рассказываете, он видит сам. Все яркие образы надолго запомнится ребенка.

Пройдитесь по тропинкам двора и смотрите, как все изменяется. Можно вместе сделать "шумелки", сложив в баночку разные веточки и камушки, и погреметь ими. Расскажите ребёнку , что весной солнышко встает рано, а вечером дольше светло. Солнце стало греть намного сильнее, и на пригорках появились проталинки, кругом лужи, журчат ручейки.

Если вы возьмете с собой лопатку, то сможете проделать протоки и показать ребёнку , как меняет направления ручей. Можно сделать кораблики и пускать их по ручейку, наблюдая куда они поплывут. Пожелайте корабликам счастливого пути.

Учите ребенка наблюдать и сравнивать, что было вчера на этом месте, что сегодня изменилось.

Выберите для сравнения какой-нибудь объект на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на газоне еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы.

При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.

Больше ходите пешком. Во время ходьбы у человека задействованы практически все мышцы тела, особенно хорошо работают мышцы руки, спины, таза и ног. Кроме того, прогулки важны для здоровья. Ходьба прекрасно активизирует жизненные процессы в организме. Добавьте к постоянным прогулкам детские игры. Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком.

Вот что можно наблюдать на прогулке !

Наблюдения за неживой природой :

ОБЛАКАМИ, НЕБОМ (рассмотреть, полюбоваться весенним небом, назвать цвет) .

ВЕТРОМ (обратить внимание на силу ветра, рассмотреть как качаются ветки деревьев)

СОЛНЦЕМ (рассказать что оно греет, назвать цвет, форму) .

КАПЕЛЬЮ, ТАЯНИЕМ СНЕГА.

ЛУЖАМИ.

Наблюдения за живой природой :

Птицами (рассмотреть птиц, назвать размер, цвет, чем питается.

ДЕРЕВЬЯМИ и КУСТАРНИКАМИ (назвать ствол, ветки, корни…

ЖИВОТНЫМИ (рассматривать внешний вид, чем питаются, какую приносят по льду)

НАСЕКОМЫМИ.

Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, бережное отношение к ней. В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения и звуки. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы.

Гуляйте с удовольствием!


Мочалова Светлана
Наблюдения в природе весной

Наблюдения на прогулке весной .

Составила воспитатель Мочалова Светлана Анатольевна.

Наблюдения в природе - это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

Весна - Переходный сезон , когда заметно увеличение светового дня, повышается температура окружающей среды и активизируется природная деятельность живых существ и растений. Весна по календарю начинается 1 марта. Но астрономическая весна привязана совсем к другому числу - это число 20 марта - день весеннего равноденствия. А вот метеорологи начинают отсчет весны с устойчивого перехода среднесуточной температуры через отметку 0 градусов.

Предвесенье. Начало весны .

Весна начинается с прилета грачей. Они прилетают, когда снег уже интенсивно тает. Этот период, называемый предвесеньем, длиться до завершения таяния снега. В это время еще возможны уступки зиме - среднесуточная температура может опуститься ниже нулевой отметки.

Настоящая весна .

Настоящая весна наступает , когда весь снег растает. Природа пробуждается , начинает наливаться изумрудным блеском трава, на деревьях набухают и распускаются почки, радуя нас первыми нежно зелеными листочками. Заканчивается этот период как правило последними возвратными холодами, которые приходят во время цветения черемухи, после этого наступает предлетье (пролетье) .

Предлетье.

Предлетье наступает сразу после "Черемуховых холодов".

Март – холодный - год хлебородный.

Прогулка - это отличный способ провести время с ребенком. Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе , полюбоваться красотой. Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя . Прогулка должна восприниматься как праздник! Весне радуется все живое .

Мы наблюдаем за следующими явлениями :

1. Наблюдение за сугробами . Обратить внимание как сугробы, переливаясь блестят на солнце. Снять с сугроба ледяную корочку, потрогать рыхлый снег под ней. Можно вылепить с детьми зайчиков, птиц и расставить на сугробах. Посмотреть, что будет с ними вечером.

2. Наблюдение за сосульками . Рассмотреть сосульки, что висят на крышах домов. Проследить в какое время дня с них начинает капать. Послушать, как они падают днем и разбиваются в дребезги. Спросить у детей, почему они падают днем.

3. Наблюдение за птицами . Посмотреть, как интересно купаются голуби, а потом сушатся лежа на боку. Посмотреть, как голуби и воробьи что – то старательно выискивают и клюют под скамейками. Спросить у детей, чем покрыты птицы, назвать части тела.

4. Наблюдение за синицами , как они оживленно прыгают по веткам яблони, засовывая тонкий клюв во все трещины на дереве. В начале марта надо повесить домики, тогда они поселятся на участке и будут уничтожать вредных насекомых.

5. Наблюдение за ивой . Отметить, что все более пушистыми становятся ее серебристые почки. Можно срезать веточку и поставить в воду. Сравнить, где скорее распускаются почки : на улице или в комнате. Почему? Как меняется их вид.

6. Наблюдение за осиной . В конце марта ее почки заметно увеличиваются, слоистые чешуйки блестят на солнце, как лакированные. Если срезать ветку осины, то в комнате она уже через несколько дней зацветет.

7. Наблюдение за божьей коровкой . Поручить детям собрать несколько божьих коровок и посадить на молодые побеги цветущих корнеплодов. Весной на этих растениях всегда можно обнаружить тлю. Дети увидят, как божьи коровки примутся за уничтожение тли.

8. В теплый мартовский вечер обратите внимание детей на рой мелких комариков-толкунов, которые часто кружатся над головой. Они вреда не приносят. Есть народная примета : комарики толкутся перед теплым днем.

9. Показать детям порхающую нарядную бабочку-крапивницу. Сказать, что бабочки зимовали где-нибудь в щелях забора или дуплах, а теперь, согретые солнцем, вылетели на волю.

10. Иногда под деревьями удается увидеть проснувшуюся после зимней спячки лягушку. Стоя тихо, дети увидят, как запрыгает серый комочек под цвет прелых листьев и скроется в каком-нибудь углублении. Рассказать о пользе лягушек и о необходимости бережно относиться к ним.

Апрель – месяц солнца и воды, первого цветения трав и кустарников.

1. Проследить за появлением зеленой травки на проталинках, вырезать кусочек дерна с клевером, поставить на тарелочку и прикрыть влажным песком. Клевер зацветет гораздо быстрее, чем на улице.

2. В апреле можно показать, как цветут деревья. Обратить внимание детей на разнообразные оттенки цветущих деревьев и кустарников. Учить различать породу деревьев по окраске коры.

3. Рассмотреть куст желтой акации. Вспомнить, что зимой она была серой, невзрачной, с комочками и шелушащейся корой. А теперь ее ветки посвежели, стали упругие, будто клочки ваты прилипли к ним. Это почки, скрывающиеся под белым пухом.

4. Посмотреть на сирень. Мало на ней крупных почек, значит, будет мало цветов. Почему вокруг куста много тонких прутьев, которые отнимают у сирени питание. Земля утоптана, надо перекопать и добавить удобрения, полить, срезать слабые побеги.

5. Наблюдение за трудом взрослых . Обратить внимание детей на работу взрослых. Показать, как они заботятся о деревьях, перекапывают и рыхлят землю, удобряют, обрезают сухие ветки, белят стволы.

6. Наблюдение за гнездами грачей . Прислушаться. Совсем тихо. Кое-где из гнезда торчит хвост птицы. Объяснить почему замолчали грачи (потому, что они сидят на яйцах - выводят птенцов) .

7. В парке или в лесу послушать пение птиц. Это поют зяблики. Птицы с красноватыми грудками и двумя белыми полосками на крыльях.

8. Наблюдение за муравьями . Проследить куда они ползут, что несут. Положить им на дороге сахар, хлеб. Заметить, что они будут есть, быстро ли съедят.

9. Наблюдение за дождевым червем . После дождя дети могут увидеть на дороге дождевого червя. Спросить, как он передвигается. Рассказать о значении червей.

10. Наблюдение за цветами . Найти кустик маргариток, выкопать его, разделить и посадить на новое место. Дети наблюдают , как они примутся и зацветут. Обратить внимание на бутоны маргаритки, какого они цвета.

Май – месяц птичьих песен.

1. Наблюдение за поливом песка в песочном дворике. Почему не видно воды? Можно ли узнать где она? Раскопать песок и посмотреть (песок впитывает воду) . Чем глубже копать, тем песок становится более влажным : вода ушла на дно ящика.

2. наблюдение за солнцем . Отметить места, которые остаются в тени. Проследить, когда будет там солнце – в середине дня или вечером. Освещены ли огород, цветник? Хорошо ли это? И почему?

3. Установить с детьми, что путь солнца стал еще длиннее, что день прибавился (можно раньше кормить птиц, вечером дольше играть на улице)

4. Наблюдение за комарами . В прудах, весенних лужах, в кадках с застоявшейся водой можно увидеть крошечные плотики из комаринных яичек. Приучать детей узнавать приближение комариков и отгонять их. Загадать загадку : «Не птица, а нос как спица» .

5. Наблюдение за тополем . В конце мая на молодых ветках тополя попадаются листья, свернутые в трубочку. Это гнездо жучка-трубоверта, листочки опадают на землю, окукливаются, превращаясь в жуков.

6. Наблюдение за майским жуком . Посмотреть, как они тяжело летают, гулко ударяясь о предметы, встречающиеся на пути и падают на землю. Тело у жуков коричневое, крылья сильные. Майские жуки вредители, поедают листья березы, корни, молодые побеги.

7. Наблюдение за кустарником шиповника. Рассмотреть, как красиво зацвели бутоны – это самый красивый кустарник весны , имеет розоватые ароматные цветы, над цветами много пчел, бабочек. У шиповника есть шипы – иглы.

8. Наблюдение за стрижами . Стриж быстро проносится над головой, его трудно разглядеть. Перед дождем он летает низко и дети легко рассмотрят его окраску. Научить детей различать силуэт стрижа в воздухе по крыльям, изогнутым назад острым серпом.

9. Наблюдение за ласточками . Ласточки прилетают вместе со стрижами. Спросить у детей, где и как, из чего они строят себе гнезда. Послушать щебетание ласточки. Прочитать стихотворение Майкова «Ласточка» .

10. Наблюдение за клумбой с цветами. Рассмотреть, что на клумбе стоит высокая зелень, это пионы – пышные, красивые, душистые цветы, Раскрываются бутоны садовой ромашки, тюльпанов. Спросить у детей, какого цвета тюльпаны, ромашки.

Публикации по теме:

Летом мы каждый год отдыхаем на Селигере. База отдыха «Чайка» расположена в сосновом бору. Здесь с утра до ночи всё наполнено птичьими.

В конце лета и в начале сентября мы организуем с детьми наблюдения за созреванием плодов на фруктовых деревьях, которые растут на участке.

Летом, во время отдыха на Селигере, на базе отдыха «Чайка», нам посчастливилось на протяжении целого месяца наблюдать за утиным семейством.

Отправляемся мы в путь, на осенний лес взглянуть. В гости к Осени идём, настроенье ей несём. На картинку я смотрю, Осень в ней я узнаю.

Наблюдения за изменениями в природе ранней весной в подготовительной группе

«Весна - красна!»

Аннотация

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего наблюдения мы организуем на прогулке. Наш детский сад расположен в зеленой зоне. Живое общение детей с природой помогает воспитывать у детей эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Конспект наблюдения на тему «Весна – красна!»

(Наблюдения за изменениями в природе ранней весной в подготовительной группе )

Цели : Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Задачи :

Образовательные : Учить детей сравнивать, пополнять речевой запас (наст) , делать простейшие выводы.

Развивающие : Развивать у детей внимание, наблюдательность, мышление.

Воспитательные : Воспитывать у детей любовь к природе и наблюдательности.

Предварительная работа :

1. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе.

2. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.

3. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны, почему наступает весна.

4. Чтение художественной литературы.

5. Заучивание стихов, народных игр о весне, о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.

Игровая ситуация.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это на дереве, конверт! Интересно от кого это письмо!?.(открывает конверт, читает)

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?

Ответы детей : Время года весна!

Воспитатель : Это письмо от Весны! Интересно, что она нам пишет…«Дорогие ребята! Зиме очень понравилось в нашем Ханты-Мансийском автономном округе, и она не торопится уходить, но ведь пришла моя пора. Помогите, найдите как можно больше весенних примет и тогда она уйдет!»

Воспитатель : Ребята, предлагаю вспомнить, какие весенние месяцы вы знаете?

Ответы детей : Март, апрель, май.

Воспитатель : А какой сейчас месяц? (март) Правильно!

Воспитатель : Почему март называют «утром года»?

Ответы детей : День стал длиннее, солнце светит ярче, становится теплее, солнце поднимается выше.

Воспитатель : Сравним, что изменилось по сравнению с февралем.

Ответы детей : Снег тает на солнце, рыхлый, грязный, на крышах сосульки.

Воспитатель : Сейчас снег мокрый, а сверху он покрыт ледяной корочкой-настом. Что такое наст?(ледяная корка).

Воспитатель : Зима никак не хочет уходить она злится, Влада Т. и Лиза С. расскажут стихотворение Федора Тютчева.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу

Воспитатель : Как вы думаете, почему

Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу?

(ответ детей)

Воспитатель : В марте солнце пригревает и начинается период снеготаяния. (Взять снег в руки и показать, как он тает от тепла)появляются проталинки, дни становятся длиннее. Снег питает землю водой и растет травка, на деревьях и кустах появляются первые листочки.

Воспитатель : Но кто же еще нам предвещает приход весны?

Ответы детей : Прилетают перелетные птицы.

А каких вы знаете перелетных птиц?

Ответы детей : грачи, утки, скворцы, дикие гуси.

Воспитатель : Молодцы! А вы знаете, какие птицы прилетают первыми? Это грачи, затем прилетают скворцы, а потом утки, гуси, журавли. Расскажите, пожалуйста, а куда они улетали от нас? (ответы детей) Правильно! А вот еще один вопрос, а почему они улетают от нас? (ответы детей)

Воспитатель : Какие же вы молодцы, все вы знаете.

Воспитатель : С давних времен люди наблюдали за прилетом птиц и появились приметы. Предлагаю вспомнить приметы о весне

Дети : Летит скворец - зиме конец;

Видишь скворца, знай, весна у крыльца!

Одновременный прилёт птиц - к дружной весне;

Вороны купаются ранней весной - к теплу;

Воробьи купаются в луже - к теплу;

Если с крыш висят длинные сосульки то и весна будет длинной.

Пришёл марток – надевай двое порток!

Воспитатель : С давних времен устраивали праздники и звали весну, чтобы она поскорее пришла, вот и мы сейчас давайте встанем в хоровод и позовем весну, чтобы быстрее снег растаял и солнышко стало жарче греть. И зима к нам не вернулась, ушла дальше на север.

Календарная народная игра «Идет матушка Весна»

Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:

Отворяйте ворота

Идет матушка Весна!

Первым март прошел,

Всех детей провел!

А за ним апрель

Отворил нам дверь!

А за ним и май, сколько хочешь гуляй,

Сколько хочешь гуляй, только не зевай!

Уважаемые конкурсанты и гости!
С 15 мая с 12-00 по 19 мая до 20-00 2017г. на портале состоялось онлайн - голосование за "Приз зрительских симпатий". (Определилось 4 победителя, по 1 из каждой номинации)

1,2,3 МЕСТО в выставке - конкурсе определяет жюри. (12 конкурсантов)

16 победителей будут торжественно награждены 23 июня в Большом зале заседаний Тюменской областной Думы.

Лауреаты I, II и III степеней награждаются дипломами, ценными подарками и благодарственными письмами заместителя председателя Тюменской областной Думы.
Каждый участник получает сертификат, подтверждающий участие в региональном мероприятии.

Оставляйте содержательные комментарии, их количество подсчитываться не будет.