Сверхзадачей формального лидера является. Формальные и неформальные лидеры в группе. Групповые нормы, ценности

Формальный лидер коллектива состоит в соответствующей управляющей должности. Его обязанности – направлять других, он несет ответственность за результаты работы. Взаимодействие с подчиненными осуществляется только по делу. Но лидерство формируется не только на формальной основе, формального лидера как раз таки могут за него и не признавать. Часто формальный лидер озабочен своим карьерным продвижением, и эмоциональная привязанность к группе ему только мешает.

Формальный лидер обладает поддержкой в виде официально отведенных ему полномочий. Неформальный же становится лидером за счет своих способностей и личных качеств. Неформальный лидер является символом общности группы и образцом ее поведения. Выделение его происходит спонтанно и обычно после этого сохраняется по умолчанию. Неформального лидера еще можно назвать лидером психологическим. Часто выбирают того человека, который обладает качествами, отсутствующими у руководителя.

Зачастую формальным лидерам не достает харизмы, уверенности в себе, гибкости и нестандартности, энергии, чувства юмора. Они бывают слишком властными и агрессивными, слишком зацикленными на собственных амбициях. Неформальный лидер чаще всего занимается регуляцией межличностных отношений в коллективе, когда формальный соблюдает интересы организации в целом. Он проявляет более высокий уровень активности и участия. Другие члены коллектива видят это и добровольно занимают ведомую позицию.

Каким бывает неформальный лидер

Есть несколько типов неформальных лидеров. «Дирижер» оказывает влияние на коллектив, не отходя от заданного руководством направления. Он чувствует себя значимым оттого, что на него рассчитывает начальство. Отличаются дружелюбием и активностью, подстегивая к тому же и остальных. С руководителем они обычно сосуществуют мирно. «Рубаха-парень» - душа компании, у него отлично получается организовать людей для выполнения задач своим обаянием. Общаться на равных с начальством – удовольствие для него.

«Серый кардинал» придумывает пути решения задач, учитывая личностные способности всех подчиненных. Обращает внимание на каждую мелочь, ведь на них можно удачно сыграть. В открытую на первые места такой неформальный лидер не метит, но знает, что он первый. «Бунтарь» - любитель сражаться с несправедливостью. Он любит бороться за права членов коллектива, но может вступиться и за руководство. Бунтаря необходимо вовремя вычислить и возложить на него важную задачу, чтобы он не разлагал коллектив.

В теории лидерства выделяют различные виды данной категории управления.

Лидерство классифицируют как формальное и неформальное.

- формальные лидеры являются руководители организаций, которые могут

одновременно быть неформальными лидерами или не быть таковыми;

- неформальные лидеры – это люди, которые не связаны с возможностью применения

силы, принуждением, давлением, обусловленным положением в организации (должность,

статус) или официальными, формальными полномочиями.

Неформальным лидерам свойственно:

быстрее, чем остальным членам группы осознавать складывающиеся внутригрупповые

нормы поведения, способствовать их закреплению в жизнедеятельности группы;

эффективное общение; они легко вступают в контакт с другими людьми, используют

наиболее успешные формы общения, чтобы повлиять на поведение членов группы;

стремление к руководству, потребность направлять действия других людей;

чувство удовлетворения, которое возникает при успешном выполнении роли

неформального руководителя.

Билет 13.

1. Внешние и внутренние цели организации

Цель организации - это желаемое состояние, которое организация стремится

воплотить в реальность (А. Этциони). Цели должны удовлетворять, по крайней мере, двум требованиям: - максимально соответствовать функциональной природе организации,

учитывая потенциальные конфликты этой организации; - максимально отражать интересы различных субъектов организации.

Внешние цели - это те, достижение которых позволяет организации изменить

внешнюю среду, а внутренние цели - это те, достижение которых позволяет

организации развиваться самой. Достижение и тех и других целей взаимосвязано,

т.е. невозможно пытаться достичь какой-либо внутренней цели без достижения

внешней и наоборот.

Среди множества внешних целей можно выделить одну главную цель, которая

остается неизменной в течении всего времени существования предприятия, и

которая называется его миссией. Что касается внутренних целей, то они будут

различными в зависимости от рода деятельности организации:

Для коммерческого предприятия, ориентированного на рынок основополагающей

внутренней целью является получение прибыли за счет удовлетворения

потребностей покупателей в условиях конкуренции;

Для некоммерческой организации - получение финансирования, достаточного

для осуществления своей деятельности;

Для органа государственного управления - качественное и своевременное

выполнение возложенных на него обязанностей.

2. 14 Принципов администрирования а.Файоля.

1. Разделение труда . Специализация является естественным порядком вещей.

Целью разделения труда является выполнения работы, большей по объему и

лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения

числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность . Полномочия есть право отдавать приказ,

а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются

полномочия - там возникает ответственность.

3. Дисциплина . Дисциплина предполагает послушание и уважение к

достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление

этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают

дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач

руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо

применяемые санкции.

4. Единоначалие . Работник должен получать приказы только от одного

непосредственного начальника.

5. Единство направления . Каждая группа, действующая в рамках одной

цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим . Интересы одного работника или

группы работников не должны превалировать над интересами компании или

организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала . Для того, чтобы обеспечить верность и

поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою

8. Централизация . Как и разделение труда, централизация является естественным

порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет

варьировать в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос

о правильном соотношении централизации и децентрализации. Это проблема

определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих

должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой

цепочке, вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказаться

от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было

бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит

ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место - для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала . Высокая текучесть кадров

снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который

держится за место, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый

менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива . Инициатива означает разработку плана и обеспечение его

успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух . Союз - это сила. А она является результатом гармонии

Формальный лидер или руководитель - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором - он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

Вопрос 15. Понятие «формальный лидер»

Слово "лидер" в переводе с английского ("leader") означает "руководитель", "глава", "командир", "вождь", "ведущий". Лидерство - это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.), однако не любое, а такое, которое отвечает следующим условиям:

1) влияние должно быть постоянным. К лидерам нельзя причислять людей, оказывающих, хотя и большое, но разовое, кратковременное воздействие на членов группы;

2) руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько или даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью лидера является широта его влияния;

3) лидер должен иметь явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомых отличают асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы;

4) влияние лидера, особенно организационного, должно опираться не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, - это не лидер.

Лидерство - это неформальное влияние. Оно отличается от руководства, которое "предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства - подчинения". Лидер - это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Существует взгляд, что лидер должен обладать особыми индивидуальными качествами, которые делают его способным управлять. Он должен владеть искусством убеждения, быть благородным, честным, уравновешенным, справедливым, но все эти замечательные свойства натуры являются не только субъективными, но еще и абстрактными. Если придерживаться мнения об абсолютной необходимости этих качеств, то было бы просто невозможно найти такое количество достойных людей на руководящие должности. А если вспомнить таких знаменитых руководителей, как Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Гитлер, Сталин, то трудно считать их образцами добродетели.

Лидер должен обладать и другими важными индивидуальными особенностями: стремлением к власти (чаще всего построенным не на логике, высоком служебном или интеллектуальном статусе, а на харизме, на силе личных качеств и способностей, хорошо развитой межличностной ориентацией, пониманием потребностей и приоритетов коллектива. Лидер должен уметь управлять вниманием аудитории и владеть своими эмоциями, быть уверенным в себе, не говорить лишнего - ведь подавляющее большинство ошибок человек совершает из-за неумения вовремя промолчать, "слово - серебро, молчание - золото". Исследования особенностей человека, обладающего качествами лидера, отражены в таблице.Некоторые из качеств, приведенных в таблице определены генетической основой личности, но большинство определяются воспитанием, приобретаются и развиваются в практической деятельности. Очевидно, что главные качества лидера - гибкое, нестандартное мышление, харизматические свойства личности и владение искусством воздействия на оппонентов и коллектив.

Группа качеств

Характеристика качеств

Физиологические качества

Приятные внешность (лицо, рост, фигура), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность

Психологические качества

Властность, амбициозность, агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость творчества, самоутверждение, упорство, мужество

Интеллектуальные качества

Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические знания, широта кругозора, проницательность, оригинальность и быстрота мышления, образованность, чувство юмора

Личностные качества

Деловые качества: организованность, дипломатичность, надежность, гибкость, обязательность

Формальн o е и неформальн o е лидерство

Для того чтобы лучше понять суть явлений власти, руководства и лидерства в целом, а также выявить особенности отношений между ними, вначале следует обратиться к понятию типа организации. Все организации и группы могут быть разделены на два основных типа - формальные и неформальные. Любая формальная организация и группа - это институционально устанавливаемая общность людей, объединенных для достижения какой-либо цели. Неформальные группы образуются в результате институционально нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих между собой в регулярные взаимодействия. Формальные группы - это группы, созданные по воле руководства, а неформальные - продукт стихийного взаимодействия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности. Формальная организация создается по заранее выработанному плану. Неформальная организация является своеобразной реакцией людей на их неудовлетворенные индивидуальные потребности, в частности, потребности в общении, в защите, в поддержке и т.п.

Формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
- неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

«Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерства. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности. Поэтому официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Если же руководитель не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у подчинённых, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером.

Основными причинами образования неформальных групп являются следующие факторы.

Потребность в социалъной принадлежности. Потребность в принадлежности к какой-либо социальной общности является одной из самых сильных и наиболее типичных потребностей человека. Ее неудовлетворенность порождает сильные негативные эмоции и наоборот - удовлетворение ведет к чувству социального и личностного комфорта.

Потребность в помощи. Люди вынуждены объединяться в группы и для того, чтобы иметь возможность преодолеть присущую им ограниченность индивидуальных возможностей. Осознание этой ограниченности и необходимости ее преодоления порождает сильную потребность в помощи, а она, в свою очередь, ведет к образованию групп, прежде всего неформальных.

Потребность в защите. Степень защищенности человека, включенного в группу, выше индивидуальной защищенности.

Осознание этого факта также выступает причиной объединения людей в группы.

Потребность в общении. Помимо того, что она сама по себе является одной из главных потребностей человека, удовлетворяемой лишь через групповые контакты, эта потребность выполняет еще одну функцию. Она ведет к повышению меры информированности, а через это - расширяет адаптивные (приспособительные) возможности человека, повышает эффективность его контактов с внешним миром.

Эти базовые психологические потребности человека являются причинами возникновения неформальных групп, через которые они удовлетворяются. Эти группы не устанавливаются директивно, а складываются спонтанно - как естественный продукт межличностных взаимодействий. Формальные группы (организации) имеют противоположный генезис - они навязываются, устанавливаются исходя из тех или иных внешних требований, прежде всего, - исходя из потребностей организации определенной совместной деятельности. Формальные группы также позволяют реализовать все отмеченные потребности, однако в них возникает новый механизм их организации - наличие регламентированной структуры и иерархии. В результате этого вся групповая динамика неформальных организаций обусловлена лишь закономерностями межличностных взаимодействий как таковых. Динамика же формальных организаций обусловливается новыми закономерностями - властными, принудительными, иерархическими.

И формальные, и неформальные группы должны быть по необходимости как-то организованы, что и происходит в действительности. Основным и относительно наиболее простым способом такой организации является выделение среди членов группы человека, на которого возлагаются функции по ее координации. Однако если в неформальных группах этот человек выделяется самой группой, делегируется ею в эту позицию, то в формальных группах он, как правило, ставится в эту позицию в силу внешних причин. Поэтому для неформальной группы характерно наличие неофициального лидера, а для формальной - наличие лидера официального - руководителя. Неформальное и формальное лидерство - это достаточно разные по своему возникновению и закономерностям явления. Уяснение их сходства и различия необходимо для понимания сути управленческой деятельности.

Прежде чем рассмотреть этот вопрос, следует отметить, что разделение формальных и неформальных организаций (и групп), несмотря на его очевидность, не является абсолютным. Неформальные группы могут трансформироваться в формальные и наоборот. И те и другие, различаясь по механизмам возникновения, имеют и важные черты общности - наличие структуры, «ведущего» и «ведомых» членов, множество общих социально-психологических феноменов. И те и другие при условии их достаточно большого объема, как правило, дифференцируются на подгруппы. В формальных организациях это, например, регламентирование устанавливаемые подразделения, отделы. Неформальные организации также разделяются на подгруппы, группировки - так называемые клики и подклики, между которыми устанавливаются довольно слохеные отношения. Наконец, наиболее важно то, что любая формальная организация не исключает, а наоборот, предполагает наличие внутри себя ряда, а часто - многих неформальных групп. Тем самым в структуре организаций, особенно - крупных, тесно взаимодействуют и как бы «накладываются» друг на друга формальные и неформальные способы их структурирования. Взаимодействие формальных и неформальных групп внутри организаций - одна из важнейших проблем и трудностей управления; она будет рассмотрена ниже. Здесь же следует отметить главное: наличие двух типов организации групп - формальной и неформальной является причиной двух разных способов управления ими - механизмов формального и неформального управления. Это - и причина двух типов лидерства - формального и неформального.

Они могут вступать в сложные отношения - или сочетаться, или резко расходиться, или взаимодействовать. Понятие лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе «по вертикали», т.е. с точки зрения отношений доминирования - подчинения. Понятие руководства относится к общей организации деятельности всей группы, к процессу управления ею. В русском языке, в отличие, например, от английского, для обозначения неформального лидерства чаще употребляется просто понятие лидерства, а для обозначения формального лидерства - понятие руководства. Хотя термин leadership буквально означает «лидерство», он предполагает синонимичное использование для обозначения и лидерства, и руководства.

Термину «руководитель» более соответствует понятие Organizational leadership - организационный лидер.

Различия неформального лидерства и формального руководства, специфика их влияния на деятельность группы (организации) определяются следующими основными положениями:
лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой является группа); руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

лидерство возникает стихийно; руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив - целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей мере зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное;

руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

процесс принятия решения руководителем гораздо более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он является лидером; сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе.

Итак, лидерство есть преимущественно психологическая характеристика поведения отдельных членов группы (организации). Руководство же - это социальная характеристика отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Лидер выдвигается в позицию ведущего потому, что он демонстрирует более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении каких-либо задач. Иные члены группы, таким образом, добровольно принимают лидерство, т.е. ставят себя в позицию ведомых (субдоминантных) по отношению к лидеру. Руководитель же - это тот, кого ставят в указанную роль ведущего и наделяют для этого системой принудительных полномочий, по преимуществу официально-правового, властного характера.

В каждой организации независимо от вида деятельности есть руководитель и лидер. Причём чаще всего это разные люди. Руководство, или формальное лидерство, представляет собой властное положение, которое не зависит от качеств личности. Другими словами, это власть, дарованная служебным положением. Неформальное лидерство характеризуется набором качеств, с помощью которых осуществляется эффективное влияние на людей. Неформальный лидер не всегда занимает руководящие должности, но в любой момент персонал пойдёт за ним против администрации предприятия.

Далеко не каждый человек способен стать лидером. Многие эксперты предполагают, что лидерские качества даются от природы. Конечно, в процессе социализации человек приобретает недостающие способности и качества. По мере того, как индивид взрослеет и набирается опыта, повышается талант к лидерству.

Сущность лидерства

Лидерство - ключевой компонент эффективного руководства. Оно представляет собой процесс управленческих взаимоотношений, основанный на сочетании источников власти и направленный на мотивацию людей к достижению целей. Выделяется два основных вида лидерства: формальное и неформальное. В первом случае сотрудники находятся под влиянием человека, который занимает высокое должностное положение. Во втором случае воздействие на людей оказывается через личностные способности, умения и качества.

Формальный и неформальный лидер в одном лице - довольно редкая ситуация, но в большинстве случаев она является оптимальной. Здесь нельзя не учитывать характерную черту россиян. Если начальник хорошо относится к своим подчинённым, идёт им навстречу, то отдача будет аналогичной. За такими руководителями работники готовы следовать в любое время.

Неформальный лидер: кто он?

Организационная структура предприятия обычно чётко выстроена. Глядя на неё, понимаешь, какие должности существуют в компании и какие люди их занимают. Неформальными лидерами являются люди, которые не занимают высокого положения в организации, но имеют влияние на сотрудников.

Мнение таких людей (или одного человека, это зависит от компании) всегда расценивается как важнейшее. Коллеги по работе независимо от властных полномочий и занимаемых должностей просят дать совет в той или иной ситуации. Лидер в большинстве случаев отличается харизмой и привлекательностью, что позволяет ему выделяться из толпы.

Предпосылки для того, чтобы стать человеком, готовым повести за собой других:

  • опыт в работе, наличие профессиональных умений и навыков;
  • широкий кругозор, знания в различных областях;
  • умение завязать разговор, расположить к себе людей;
  • уверенность, самоконтроль, умение преодолевать сложности.

Роль неформального лидера в организации трудно переоценить. От него зависит общее настроение сотрудников, и фактическому руководителю не следует закрывать на это глаза. Хорошим вариантом станет налаживание отношений с авторитетными людьми в компании, особенно если руководитель пришёл после них.

Признаки выявления лидера

Так называемый серый кардинал не всегда настолько очевиден, как это можно представить. Зачастую руководитель организации не знает, кто именно оказывает влияние на работников. Чтобы это выяснить, необходимо действовать осторожно и не привлекать много внимания. Неформальный лидер в группе отличается следующими признаками:

  1. Самый коммуникабельный человек. Немного времени понадобится, чтобы определить наиболее общительного работника. Чаще всего он обладает способностью легко находить общий язык с людьми любого возраста и темперамента.
  2. Авторитет. Необходимо выяснить, к кому люди постоянно обращаются за советом, просят чем-то помочь или решить какую-либо проблему. Стаж и опыт работы играют здесь важную роль.
  3. Уверенность и организаторские способности. В большинстве случаев идейный лидер выражает несогласие со спорными решениями руководства, выступает от коллектива как представитель.
  4. Хорошее отношение, как ко всему коллективу, так и каждому человеку. В процессе работы это можно определить, если он с разными людьми ходит на обед или в курилку.

Неформальные лидеры в организации появляются обычно тогда, когда возникает неожиданная ситуация, например, заканчивается срок сдачи проекта или заболел важный сотрудник. Тогда один или несколько человек берут инициативу на себя и организовывают работу, поднимая свой авторитет. Впоследствии к ним будут обращаться за советом.

Амплуа неформального лидера

Эксперты утверждают, что появление таких людей неизбежно. Руководитель из-за своей занятости не может регулировать внутренние взаимоотношения в коллективе, и на помощь ему приходит один из сотрудников. Помимо профессиональных качеств, он может сплотить людей и решить межличностные проблемы.

Неформальный лидер в коллективе может играть разную роль. Это зависит от многих факторов, начиная от стиля руководства и заканчивая личностными качествами. Выделяют пять основных амплуа лидеров:

  • Инноватор. Такого человека по-другому можно назвать генератором идей. Это тот тип людей, которые постоянно придумывают что-то новое и готовы сразу применить на практике. Они незаменимы при организации какого-либо мероприятия или внедрения нового оборудования.

  • Коммуникатор. Общительный человек, который всегда окружён людьми. Обычно он имеет хорошее чувство юмора и готов поддержать советом.
  • Кризис-менеджер. Сильные стороны такого лидера проявляются в сложных стрессовых ситуациях. Он способен сплотить людей и направить свои мысли в нужное русло. Он часто находит решение этой проблемы, а в обычной жизни ничем не выделяется.
  • Вдохновитель. Влияние неформального лидера такого амплуа нельзя назвать определяющим, но его эмоциональное воздействие даёт положительный результат.
  • Серый кардинал. Это самый опасный тип лидера. Эти люди обладают хорошими знаниями в психологии. Оставаясь в тени, они способны контролировать работу не только обычных сотрудников, но и руководства.

Каким образом можно способности лидера направить на развитие предприятия?

Руководитель и неформальный лидер не всегда состоят в хороших отношениях. Выявить вдохновителя - непростая задача, а сделать так, чтобы его качества были направлены на развитие организации - ещё тяжелее. Для того чтобы эффективно взаимодействовать с лидером, руководителю следует использовать следующие методы:

  • Поощрение инициативы. Причём необязательно это делать в виде денежного вознаграждения. Разговор, устная похвала, консультация станут достаточными причинами, чтобы наладить отношения.

  • Признание авторитета. Формальный и неформальный лидер взаимными усилиями могут достичь небывалых высот.
  • Открытость по отношению к коллективу. Необходимо работников привлекать к обсуждению той или иной проблемы. Если будет существовать полное доверие команды и руководителя, то потребность в неформальном лидере сама по себе пропадёт.

Тип лидера: "дирижёр"

Существует четыре основных вида лидера, которые сформировались по мотивационно-поведенческому признаку.

"Дирижёр" отлично подходит для взаимодействия с руководством компании. Начальник выбирает для него определённый путь, по которому неформальный лидер должен вести людей. В качестве мотивации для него служит ощущение значимости и важности в организации. "Дирижёр" по своему характеру довольно дружелюбный и трудолюбивый.

Такие люди могут побуждать к действию других, передавать им собственное желание прийти к определённому результату. Менеджер среднего звена - наиболее приемлемая должность для "дирижёра", так как он готов медленно, но верно идти вверх по карьерной лестнице. Лидер такого типа охотно организует работу людей в рамках чёткой задачи. Те области, где нужно всю ответственность брать на себя, неподвластны "дирижёрам".

Рубаха-парень

Дружелюбный, эмоциональный человек, который способен заряжать позитивом других людей. Такой неформальный лидер отлично подходит для того, чтобы оказывать влияние на конкретных людей, которые в силу различных причин не хотят выполнять поставленную задачу.

При помощи обаятельности и привлекательности он может сеять положительные эмоции внутри коллектива. Отказать ему практически невозможно, даже самая нудная и неинтересная работа заиграет новыми красками в его присутствии. Мотивацией для такого лидера является ощущение равенства с начальством. Ему важно понимать, что он способен оказывать влияние на людей.

Серый кардинал

Неформальный лидер такого типа является загадочной личностью. С одной стороны, он может быть полезен руководству, так как с лёгкостью справляется с задачей. Причём для решения проблемы он использует неожиданные и эффективные шаги. Но с другой стороны, эти люди настолько хитры, что могут использовать руководителя в своих целях.

Серый кардинал чаще всего довольно замкнут и необщителен, но запоминает даже самые незначительные детали, с помощью которых можно манипулировать людьми. Он желает оставаться в тени и для себя знать, что он имеет огромное влияние на организацию.

Бунтарь

Самый сложный тип лидера. Для него характерно состояние постоянной борьбы, причём борьбы за справедливость. Он любит устраивать забастовки, выдвигать свои условия и т. д. Он готов везде и в любое время найти несправедливость и выступить против этого.

Бунтарь всегда отстаивает каждого работника, и в спорах с руководителем ему нет равных. Но если администрация чётко, аргументированно объяснит, что были задеты её права, лидер с таким же рвением будет защищать эту позицию. Этот тип лидера самый непостоянный, и подчинить его руководству необычайно сложно. В любой момент он может перейти на другую сторону из-за того, что нашёл долю несправедливости.

Использование лидера в целях руководства

Чаще всего руководитель не считает нужным сотрудничать с ярко выраженным лидером и использовать его в своих целях. Однако это неверно. Неформальный лидер, который не контролируется, может создать множество проблем для предприятия. Например, по его настоянию люди перестанут работать, будут требовать повышения зарплаты и т. д. Взаимосвязь руководства и лидера принесёт свои плоды для организации.

Наиболее лояльными типами считаются "дирижёр" и рубаха-парень. Однако в некоторых ситуациях и они могут создать проблемы. Например, "дирижёр" в рамках выполнения задачи может сделать шаг, который считает правильным для себя. А ввиду незнания планов предприятия этот шаг может оказаться неверным или даже критичным. Но особое внимание нужно уделить бунтарям. Для этого нужно всегда его загружать работой, чтобы у него не было времени на организацию забастовок.

Заключение

Появление неформального лидера в коллективе может оказать на компанию как положительное, так и отрицательное влияние. Здесь всё зависит от типа лидера и поведения руководителя. В любом случае начальнику необходимо доверять своим сотрудникам, привлекать их к решению проблем и обсуждению проектов. Таким образом образуется связь и дружелюбная атмосфера, и чтобы её нарушить, неформальному лидеру нужно будет сильно постараться.