Социальная структура общества, ее элементы. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей

1. В обществознание входят элементы нескольких наук. Изучением общества занимается
география
социология
биология
химия

2. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество составляют люди, проживающие на территории той или иной страны.
Б. Обществом называют всё человечество в целом.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

3. Шестиклассник Андрей по дороге в школу помог перейти улицу пожилому человеку. К какой сфере общественной жизни можно отнести этот поступок Андрея?политической
экономической
социальной
духовной

4. Экономическая (хозяйственная) деятельность людей состоит из
религии, науки, образования,искусства
высшего класса, среднего класса, низшего класса
законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти
производства, обмена, распределения, потребления

5. Выберите из списка виды экономической деятельности, относящиеся к производству услуг.
добыча полезных ископаемых
строительство
сельское хозяйство
гостиничный бизнес
ремонт транспортных средств

6. Арине недавно исполнилось 14 лет. Она решила работать в свободное от учёбы время. Кто должен дать согласие на трудовую деятельность Арины?
директор школы
классный руководитель
лучшая подруга
родители

7. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?
воронежцы
подростки
татары
пассажиры

8. Государственную власть осуществляет
Председатель Правительства
главный редактор журнала
контролёр в общественном транспорте
директор школы

9. В государстве N. верховная власть в стране принадлежит наследственному единоличному правителю. Какая форма правления существует в государстве N.?республика
демократия
монархия
полис

10. Верны ли следующие суждения о типах обществ?
А. В аграрном обществе почти все люди занимаются сельским хозяйством.
Б. Постиндустриальное общество - это тип общества, в котором главную роль играют знания и информация.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

11. Выберите из списка понятия, которые характеризуют изменения, происходящие в обществе.
прогресс
регресс
культура
революция
реформа

12. Верны ли следующие суждения о современном обществе?
А. Для мирового сообщества характерны тесные хозяйственные, политические и культурные связи между странами и народами.
Б. Глобализация не связана с укреплением международных, политических, культурных, экономических, финансовых, информационных связей между государствами.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

13. К глобальным проблемам не относится
угроза войн и распространения ядерного оружия
международный терроризм
межличностные конфликты
распространение наркомании

14. Согласно Конституции РФ Россия является
недемократическим, федеративным и правовым государством с республиканской формой правления
демократическим, федеративным государством с аристократической формой правления
демократическим, федеративным и правовым государством с монархической формой правления
демократическим, федеративным и правовым государством с республиканской формой правления

15. Выберите из объектов, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, те, которые находятся на территории России.
древний город Чичен-Ица
статуя Свободы
исторический центр Дербента
церковь Вознесения в Коломенском
историко-культурный комплекс Соловецких островов.

Социальная структура общества - это объединение в систему взаимосвязи социальных элементов. Связь строится на постоянстве отношений и обязательности присутствия элементов в любом виде общественного устройства.

Структурные единицы

Социальные единицы, создающие структуру, составляют строение (скелет) общества. Взаимосвязь отдельных элементов, представляющих социальную сферу государств, предполагает разделение общества на части:

  • группы: классы, касты, сословия;
  • слои (уровни);
  • общности (объединения);
  • институты.

Все единицы связаны, их держат в единой системе отношения. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей.

Преобразование социальных единиц и структур

Элементами общественного устройства являются различные единицы. В государствах Древнего Востока основой организации была сельская община. Для древнерусского государства - это были классы. В феодальном обществе - крестьяне и феодалы, постепенно с ростом городов стал появляться класс купцов. В ходе индустриализации появляются рабочие. Их становится чуть меньше, чем крестьян. Для индустриального государства стало характерно рождение нового класса - потомственные рабочие, а не те, которые перешли из крестьян. Структуру советского общества можно представить следующими социальными группами:

  • управленцы (высший класс);
  • бюрократы;
  • новая интеллигенция технического характера;
  • рабочие (без средств производства - совокупные);
  • городской пролетариат;
  • крестьяне (совхозы и колхозы);
  • заключенные.

Интересно, что для современного российского общества ученые предлагают выбирать среди нескольких подходов. В России верхним элементом является элита. По одним классификациям это общероссийская, по другим – административная или правящая.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Человек в социальной структуре

Основным компонентом любой единицы человеческого общества будет человек. Место человека в социальной структуре общества сложное. Многообразие его роли в том, что один индивид может быть членом различных структурных единиц. Кроме этого экономическая жизнь может менять положение человека, переводить его из одной позиции в другую. Такое понятие обществознание предлагает называть мобильностью. Типы мобильности:

  • горизонтальная;
  • вертикальная.

Характеристика первой: переход внутри группы. Человек меняет религиозные убеждения, семью, предприятия трудовой деятельности. Перемещения не предполагают изменения положения в обществе. Статусы и роли остаются прежними.

Вертикальные переходы кратко можно представить, как движение вверх - повышение своего статуса, вниз - снижение уровня своего положения в обществе, потеря.

Социальные классы

Философия ученых древности делила государство на три класса, слоя:

  • высший слой;
  • средний класс;
  • низший уровень.

Социально классовая система включает в себя не просто деление на слои, но и объясняет регулирование отношений между ними. Социальный класс отражает неравенство между группами. Общество, о котором мечтали люди, где нет неравенства, осталось утопией. Это коммунизм. В нем не имели значения доходы, экономика позволяла всем и каждому иметь то, что хочется.

История предлагала различные формы деления на классы. Появляется понятие - стратификация.

  • Первая система - рабство. Рабы существуют с появления человечества до настоящего времени. Вид, при котором создается группа людей, лишенная каких-либо прав.
  • Касты. Здесь у групп нет возможности вырваться из иерархии и построить карьеру. Отсутствует мобильность.
  • Сословия. Деление максимально строго разделяет людей на группы. Сословная структура не позволяет смешивать слои, закрывает переход из одной группы в другую. Все зависит от рождения человека, статуса семьи.

Типы групп объясняют отношения между людьми, возможность изменения принадлежность к определенному классу.

Учебный материал

В 8 классе в курсе обществознания кратко объясняются основные понятия социальной структуры. План учебного материала, который помогает понять суть исторической проблемы:

  • что такое общество и как строится его структура;
  • сферы общественной деятельности;
  • признаки социальных групп;
  • иерархия слоев;
  • причины расслоения общества и появления неравенства;
  • мобильность групп.

Социальные объединения людей могут быть различными. Классификации предлагают распределять их на виды:

  • по количеству человек;
  • по функционалу;
  • по отношениям.

Самое простое деление - количественное. Малая страта (группа) - объединяет до 7 человек. Большие не имеют предела. По функционалу делят на первичные: нет четкого разделения по обязанностям, и вторичные: у каждого своя задача. Первичные - ближе к равноправию. Вторичные - лестница должностей. Отношения делят на формальные объединения, где разделяются функции и задачи, неформальные - по интересам.

Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собою упорядоченных относительно друг друга социальных общностей, социальных слоев, положений и отношений между ними. Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе общества.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, беспорядочного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих иную качественную определенность. Социальная структура во многом определяет устойчивость и стабильность общества как целостной системы. Социальная структура характеризует общество не просто как сумму индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а как целостную систему, как такую общность, которая порождает новое, интегральное, системное качество. Общество как социальная система – это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Социальная структура – это анатомия общества, его объективно обусловленная дифференциация, деление на большие и малые социальные общности людей, которые отличаются положением, местом и ролью в системе социальных отношений.

Структура общества отражает определенный способ связи и взаимодействия индивидов.

Основой социальной структуры является социальная общность (группа). Выступая в качестве форм социального взаимодействия, социальные группы и общности представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребностей в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий.

При этом важно иметь в виду, что одни социологи при определении соотношения понятий “социальная общность” и “социальная группа” рассматривают социальную общность как большую, массовую социальную группу; а другие определяют социальную группу как малую социальную общность.

При этом социальные группы отличаются большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Для социальных общностей обычно характерны бесструктурность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава.

Социальная общность (группа) – относительно устойчивая, исторически сформированная совокупность людей, объединенных на основе общих социально значимых признаков.

Виды социальных общностей (групп) :

По естественно-природным признакам: социально-территориальные (жители города и жители села), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь и т. д.), социально-этнические (род, племя, народность, нации, этнос и т. д.);

По признаку вертикального расслоения общества: социально-классовые (рабочие, служащие, предприниматели, интеллигенция, имущие и неимущие классы, управляющие и управляемые),

По сферам жизнедеятельности общества и общественных отношений: экономические, социально-политические, правовые и духовно-культурные (профессиональные группы).

Характерные черты социальных общностей (групп) :

1. Фиксируют социальные отличия между отдельными группами людей в процессе разделения труда и их результатов (имеют в своей основе отношения к средствам производства, власти, специфики труда, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, стиля жизни).

2. Формируются социальные общности (группы) из представителей разных групп в зависимости от их положения и роли в общественной жизни, на основе общих социальных интересов.

3. Интересы социальных общностей (групп) являются проявлением интегрированных, общих интересов индивидов, которые принадлежат к этим группам.

4. Социальные общности (группы) традиционно делят на малые социальные группы (характеризуются непосредственным (прямым) контактом, общением между людьми “лицом к лицу”) и большие социальные группы (прямой контакт нарушается и взаимодействие осуществляется через посредников). Становятся необходимыми социальные институты(экономические, политические, культурные).

Институализация - это организационное закрепление структурно-функциональных свойств общественной системы, это определенные средства регулирования жизнедеятельности во всех сферах социальной действительности. Мы говорим об институтах власти, институте семьи, образования, церкви и т. д.

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющих общественно-значимые функции.

Виды социальных институтов : экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д.

Характерные черты социальных институтов :

1. Устойчивая организованная форма деятельности людей (постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений).

2. Каждый социальный институт связан многообразными отношениями и связями с другими социальными институтами, без которых нормально существовать не может.

3. Социальные институты упорядочивают поведение людей через четкое определение функций, прав и обязанностей каждого из участников связей, регламентацию и контроль этих взаимодействий.

4. Ситуация, когда социальный институт не справляется со своей функцией - называется дисфункцией.

Основное предназначение социальных институтов – обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей членов общества. Предпосылкой оформления социальных институтов является возникновение потребностей, для удовлетворения которых требуются соответствующие условия и совместно организованные действия.

Основные функции социальных институтов:

    Определение, закрепление и воспроизводство связей и отношений.

    Регулятивная функция (упорядочивание взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей, норм, образцов поведения).

    Интегративная функция (процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп).

    Коммуникативная функция (личное взаимодействие и обмен информацией).

    Транслирующая функция (передача социального опыта, который позволяет усваивать соответствующие ценности, нормы, образцы поведения).

По оценкам П. Сорокина, социальные институты осуществляют, прежде всего, социальную циркуляцию членов общества (армия, церковь, школа, правительственные группы, политические организации и политические партии, профессиональные организации, организации по созданию материальных ценностей, семья и др.), а также обусловливают механизмы социального тестирования, отбора и распределения людей в различных социальных стратах.

В рамках деятельности экономических институтов социологическая наука акцентирует основное внимание на анализе формирования и реализации социальных потребностей, интересов и целей, особенностях ролевого поведения, оценке эффективности различных социальных механизмов, возникающих в экономической сфере, специфике общественного сознания на различных уровнях экономического развития.

При изучении социологией политических социальных институтов рассматриваются, прежде всего, социальные последствия деятельности различных политических организаций, всей системы политической власти. В частности, исследуются процессы становления и оформления политических потребностей, оценивается социальная эффективность деятельности непосредственных субъектов политической власти, характер взаимоотношения властных институций и рядовых граждан, ведется поиск оптимальных моделей упорядочивания политических конфликтов с использованием потенциала социологической науки и т.д. Возрастает также потребность в использовании социологического инструментария для прогнозирования тенденций развития политических процессов.

Одним из наиболее древних социальных институтов является семья . Социологи устанавливают зависимость структуры, типов семьи, особенностей внутрисемейных отношений от культурно-исторических факторов. Выделяют целый ряд функций, которые осуществляет семья в современном обществе (репродуктивная, хозяйственно-бытовая, воспитательная, коммуникативная и др.). В последнее время социологи вынуждены исследовать причины усиления кризисных факторов в системе семейных отношений.

В рамках отдельного направления “социология религии” осуществляется изучение еще одного значимого, эволюционировавшего на протяжении многих тысячелетий социального института - религии . Социологов интересуют истоки религиозного мировоззрения, причины устойчивости и воспроизводства религии как социального института, функции религии, характер влияния религиозных доктрин на общественную культуру, социально-экономические порядки. Достаточно привести в качестве примера знаменитую работу М. Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”. В настоящее время перспективный анализ влияния религий получил новое социально-политическое звучание в связи с обоснованием футурологической концепции “войны цивилизаций”. Некоторые социальные аналитики при ее обосновании опираются на идею о том, что современные и будущие конфликты в основном происходят и будут происходить по границам геополитического влияния мировых религий или же различных ветвей в рамках отдельных мировых религий (С. Хантингтон).

Особое место в структуре современного общества занимают социальные институты образования и науки . Здесь социологи должны принимать во внимание постоянное возрастание роли образовательных и научных институтов в жизнедеятельности общества. В системе социологического знания рассматриваются социальные последствия революционных научных открытий, а также тот факт, что в образовательную сферу включается все большее и большее число людей. Социологи фиксируют изменение подходов к оценке роли образования и науки в современном обществе, а следовательно, и всей системы взаимосвязей данных социальных институтов с остальными сферами социальной жизни людей.

Социальные институты тесно связаны с социальными организациями . Социальная организация – это целостная функционально-целевая система с присущей ей социальной структурой, формирующейся на основе разделения труда, специализации функций и иерархизированного взаимодействия между индивидами, группами и структурными подразделениями, созданная для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества.

Существуют формальные и неформальные организации. Формальная организация складывается из формализованной системы ролей, санкций, институтов, которые установлены правовым путем. Неформальная организация – система социальных ролей, институтов, образцов действий, которые передаются через традиции и обычаи в процессе повседневного взаимодействия.

Здесь также уместно проанализировать идеальный тип бюрократии , предложенный М.Вебером, который считал, что она, в силу своих особенностей, может играть положительную роль для эффективного достижения целей организации. Организация, построенная на рационализированных и узаконенных системах правил и норм, позволяет эффективно решать поставленные перед нею задачи.

В качестве основных черт бюрократии идеального типа он выделял 7 основных : разделение труда, порядок подчиненности, наличие публичного офиса, официальная процедура подготовки должностных лиц, наличие штатных сотрудников, правила работы и лояльность работников к деятельности организации. Все это, по мнению немецкого социолога, позволяет осуществлять качественную координацию деятельности сотрудников. Кроме того, построенная на данных принципах работа организации становится более предсказуемой и результативной.

Оппоненты данной концепции считают, что иерархическая система, лежащая в основании любой бюрократической организации, не может не вступить в противоречие с требованиями выдвижения на лидирующие роли людей по социально значимым критериям, например, уровню профессионального знания и т.п.

Кроме того, в настоящее время динамично изменяющиеся социальные условия актуализируют роль инновационной деятельности организаций. В период, когда прогрессирующее развитие любой социальной организации невозможно без универсализации способностей к разработке и внедрению нововведений, многие привычные атрибуты бюрократической системы оказывают тормозящее влияние на их дальнейшее развитие.

Безусловно, понятие социальная структура включает совокупность разных типов социальных общностей внутри общества и социальные связи всех социальных общностей, которые отличаются широтой распространения их действия, их значением, характеристикой социальной структуры на определенной степени развития.

По определению социологов Питирима Сорокина, Пьера Бурдье, Роберта Парка и других, благосостояние человека в обществе, его социальные связи с другими людьми, привычки, обряды, верование, его интересы и установки большей частью связаны с тем местом, которое человек занимает в социальном пространстве. Социальное пространство многомерно. Это означает, что в одних общностях индивид может занимать высокий социальный статус, а в других может занимать значительно низший. Итак, каждый человек в обществе живет в нескольких социальных пространствах, связанных между собою так, что изменение одного социального статуса изменяет другие статусы или позиции.

Американский социолог Питер Блау предложил систему критериев, которые определяют положение индивида в обществе - номинальные критерии: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, местожительство, область деятельности, политическая ориентация, язык и ранговые критерии: образование, заработная плата, богатство (наследство или сбережение), престиж, власть, происхождение, век, административная должность, интеллигентность.

В социологии при определении социальной структуры всегда учитывается тип общества. Определяются и типы общества: бесклассовые, рабовладельческие, феодальные, буржуазные, демократические, социалистические и др., которым присущи стойкие типичные экономические, социальные, политические отношения между людьми, пути развития и социально-экономические преобразования и др. В каждом типе общества, которое формируется исторически, четко выделяются основные, господствующие социальные общности, слои, сословия, которые определяют главное, специфическое содержание общественных и социальных отношений, обусловленных формой собственности на основные средства производства и отличаются характером производственных отношений людей.

Учитываются также производные, вторичные критерии социальных общностей (престиж, уровень образованности, культуры и т.п.). Историческим социальным общностям предшествовали или их сопровождали важные за влиянием на общество объективные процессы, прежде всего, процессы общественного разделения труда.

Общественное разделение труда – распределение в обществе разных социальных функций, которые реализуются определенными социальными общностями, группами людей, и выделение разных сфер жизнедеятельности общества (промышленность, сельское хозяйство, наука, искусство, армия и др.), что, в свою очередь, делятся на меньшие сферы. Общественное разделение труда и разделение труда внутри сфер деятельности тесно связано с профессиональной специализацией разных индивидов, характеризует определенную степень развития производительных сил.

Итак, общественное разделение труда, расслоение и дифференциация людей на разнообразные социальные общности постепенно оказывало содействие возникновению социальных классов. Социальный класс – одно из основных понятий в социологии. Впервые развернутую картину классового общества дал К.Маркс.

Социальные классы , у К.Маркса, эти экономически определенные и генетически конфликтные социальные общности. Основой деления на социальные классы есть наличие или отсутствие собственности. Феодал и крепостной в феодальном обществе, буржуа и пролетарий в капиталистическом обществе – это антагонистические классы, которые с неизбежностью появляются в любом обществе, которые имеют сложную иерархическую структуру, основанную на неравенстве. Маркс допускал также существование в обществе мелких социальных групп, способных влиять на классовые конфликты.

По Марксу, природа социальных классов определялась рядом предпосылок. Во-первых, каждое общество вырабатывает продукты питания, жилье, одежда и прочие ресурсы. Классовые отличия возникают тогда, если одна из групп общностей населения присваивает ресурсы, которые сразу не потребляются и не являются необходимыми. Такие ресурсы рассматривались как частная собственность. Из факта владения или не владения выработанной собственностью определяются и классы.

Классовые отношения с необходимостью предусматривают эксплуатацию одного класса вторым, то есть один класс присваивает результат работы второго класса, эксплуатирует и притесняет его. Такие отношения постоянно воссоздают, порождают классовый конфликт, который служит основой социальных изменений, которые происходят в обществе. Есть субъективные и объективные признаки класса (владение ресурсами), но это не обязательно сопровождается осознанием принадлежности к классу или чувством политической близости интересам класса и т.п. Только тогда, когда члены социальной общности осознают свою классовую принадлежность, начинают действовать совместно в интересах своего класса, можно говорить о социальном классе.

Каждый социальный класс – это система поведения, комплекс ценностей и норм, стиль жизни. Каждый социальный класс культивирует свои ценности, модели поведения и идеалы. По культурным элементам и признакам можно практически безошибочно определить принадлежность к социальной общности (классу). В современных условиях большей частью социальная дистанция между представителями разных социальных общностей сократилась. И все же значительные отличия в нормах поведения, идеях и образе жизни у разных социальных общностей остались.

Общество – это система, так как оно представляет собой совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство.

По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выделяются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты и социальные организации.

Социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и др. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.

Социальные общности – это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, сходными интересами. Общества различных типов – это формы совместной жизнедеятельности.

Общности бывают:

1) статистические (номинальные социальные категории). Они конструируются для целей статистического анализа;

2) реальные;

3) массовые (агрегаты);

4) групповые (малая и большая социальные группы).

Массовые общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий.

Групповые общности – большие и малые социальные группы.

К большим социальным группам можно отнести:

1) этнические общности (расы, нации, народности, племена);

2) социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни);

3) социально-демографические общности (разделяемые по половозрастным признакам);

4) социальные классы и социальные слои

(совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда).

Еще по теме 20. Социальные структуры, группы и общности:

  1. 3.2. Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества

С2 Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой различные социальные общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. Приведите примеры любых трех социальных общностей, выделенных на основе различных критериев. В каждом случае укажите общность и критерий, на основе которого она выделена. Вопрос:


С2 В ответе могут быть приведены примеры трех социальных общностей и критериев, допустим: 1)Жители города, деревни (территориальный); 2)Нации, народности, этнические группы и т.п. (этносоциальный); 3)Молодеж и старшее поколение; женщины и мужчины и т.п. (социально-демографический); 4)Рабочие, крестьяне, предприниматели и т.п. (стратификационный). Ответ:


С3 В Англии при Ричарде II (XIV в.) был издан следующий указ: «Ни один крепостной не должен отправлять своих детей в школу, чтобы не дать возможность их детям продвигаться по жизни». В то же время известно, что многим английским крепостным крестьянам удавалось получить не только свободу, но и дворянский титул. Сделайте три вывода об особенностях социальных отношений средневековой Англии. Сделайте три вывода об особенностях социальных отношений средневековой Англии. Вопрос:


С3 В ответе могут быть сделаны выводы: можно говорить: 1) о достаточно высоком уровне процессов мобильности в обществе (был издан ограничивающий указ); 2) о роли школы как канала вертикальной социальной мобильности; 3) О том, что поскольку вход в этот «лифт» был запрещен, то им приходилось прибегать к другим каналам для своего социального восхождения, например – служба в армии или служебные церкви. Ответ:


С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Со школьной скамьи известно, что раньше во главе семьи стоял мужчина. Его первейшей Со школьной скамьи известно, что раньше во главе семьи стоял мужчина. Его первейшей обязанностью было обеспечить семью. Обязанность жены - блюсти очаг, рожать и растить детей, сохранять верность мужу. Дом для жены являлся основным местом приложения ее трудов и способностей. Ту долю общественного продукта, которую получала женщина в виде денег, нарядов и даже хлеба, она получала из рук главного кормильца денег, нарядов и даже хлеба, она получала из рук главного кормильца По свидетельству социологии, люди теперь довольно часто характеризуют свою семью как По свидетельству социологии, люди теперь довольно часто характеризуют свою семью как семью без главы, и процент подобных союзов увеличивается с повышением образования и понижением возраста супругов. И все-таки понятие «глава» не выбрасывается на свалку это уже не глава «по закону», И все-таки понятие «глава» не выбрасывается на свалку это уже не глава «по закону», а лидер, то есть человек, чье психологическое влияние признается добровольно. Главы как бы выбираются в семье с согласия окружающих. Свобода такого выбора опирается на личностные свойства людей. Социологи определяют нынешнее семейное главенство как «выполнение распорядительных, Социологи определяют нынешнее семейное главенство как «выполнение распорядительных, регулирующих функций. существенных для жизнедеятельности семьи. Мы сталкиваемся с противоречием: во-первых, моральная традиция подталкивает нас к Мы сталкиваемся с противоречием: во-первых, моральная традиция подталкивает нас к преимущественному признанию власти за мужчиной; во-вторых, эта же традиция нередко сохраняет преобладание домашних дел за женщиной (в разных профессиональных и возрастных группах все это существенно разнится, но остановимся на обобщенной картине). Однако широкая занятость женщины в общественном производстве и развитие ее личности в сторону индивидуальности, а также прежнего стереотипа «прилежной хозяйки» и «доброй, покорной жены» начинает спорить с первым и вторым моральным противоречием.












С6 В ответе должны присутствовать следующие позиции: 1) названо противоречие: между моральной традицией (преимущественно признание власти за мужчиной, ведущая роль женщины в домашних делах) и современным состоянием дел (широкая занятость женщины в общественном производстве и развитие ее личности в сторону индивидуальности, а не в сторону прежнего стереотипа «прилежной хозяйки» и «доброй, покорной жены»); 2) приведен пример: допустим, женщина занимает более высокую, чем муж должность, ведет домашнее хозяйство, является главным воспитателем своих детей, но традиция предписывает ей подчиняться мужу; 3) предложен способ: супруги действительно на равных участвуют в распределении домашних дел; принцип долженствования (кто, что и когда должен делать в семье) необходимо заменить принципом возможностей (кто, что и когда может делает в семье), т.е учитывать индивидуальные свойства, склонности и желания человека. Ответ:




С7 В ответе должны быть представлены следующие элементы: 1) дано объяснение, например: современный глава семьи - это, прежде всего, лидер, чье психологическое влияние признано добровольно и определено его личностными качествами; 2) сформулировано собственное мнение, допустим: любая малая группа имеет своего лидера, не является исключением и семья. Таким лидером в современных условиях может быть и мужчина, и женщина; все зависит от конкретных обстоятельств; 3) приведены два обоснования, в супружеском союзе лидерство определяется: -соотношением характеров супругов; -ситуацией,связанной со здоровьем, трудоспособностью, занятостью супругов на работе и т. п. и т. п. Ответ:




С2 В ответе следует описать три конкретных примера, иллюстрирующих значение социального окружения для развития личности. Например, 1)большую роль в в развитии личности (ее интересов моральных принципов и др.) играют родители, семья, в которой она воспитывается; 2)на выбор профессии человеком нередко серьезное влияние оказывает пример родителей, любимый учитель и т.п. 3)особые последствия для развития личности (ее ценностных ориентаций, стиля общения и др.) имеет пребывание в заключении, в заложниках, участие в военных действиях. Ответ:


С3 Современный английский ученый Э. Гидденс утверждает, что изучение «людьми своего собственного социального поведения радикально отличается от изучения природных явлений». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три обоснования этого мнения. Вопрос:


С3 В ответе должны быть приведены три обоснования, например: 1)при изучении социального поведения субъект и объект социального познания совпадают (люди являются творцами общественной жизни и ее изменений, они же познают социальную действительность, ее историю); 2)социальные законы, позволяющие изучать социальные явления, в том числе социальное поведение, носят вероятностный характер, так как даже аналогичные исторические события и явления никогда не копируют друг друга; 3)в социальном познании, в частности, в познании социального поведения, ограничены возможности применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент; преобладает метод научной абстракции; 4)люди могут на основе полученного знания изменить свое поведение соответствующим образом (особое влияние результатов познания на объект познания). Ответ:


С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующия функция морали. Суть ее в том, что именно, приобщение Безусловно, главной является гуманизирующия функция морали. Суть ее в том, что именно, приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование вы в отношениях с людьми «очеловечивает» человека, делает его Человеком, достойным любви и уважения. Эта «генеральная» функция морали реализуется за счет ряда более конкретных функций. Как ручейки сливаются вместе, образуя могучую и полноводную реку, так и эти «частные» функции морали способствуют выполнению ее гармонизирующего предназначения, Ведущая из них регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется Ведущая из них регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется эта функция во всех сферах человеческого бытия через противоречия доброго и злого, Должного и сущего, справедливого и несправедливого. На собственном опыте каждый из нас, знает, что обязательность моральных правил не Обеспечивается ни законом, ни принуждением, ни уголовным наказанием, и все-таки мы их соблюдаем. Почему? Чем руководствуется человек при этом? их соблюдаем. Почему? Чем руководствуется человек при этом? Мораль не только регулирует взаимоотношения людей, но и участвует в формировании человеческой Мораль не только регулирует взаимоотношения людей, но и участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. В этом состоит воспитательная функция морали С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание как бы предшествует нравственному воспитанию личности. Давая человеку адекватное знание, необходимую информацию о нравственных нормах в ценностях, мораль, по существу, вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Вместе с тем познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливающим личность на определенные смысложизненные ценности. И, наконец, еще одна коммуникативная функция морали. Суть ее в том, что мораль выступает И, наконец, еще одна коммуникативная функция морали. Суть ее в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, попросту невозможно без морали и вне морали. Эта функция настолько важна и значима. что нельзя не остановиться на ней особо.
















С7 Правильный ответ может содержать, например, такие аргументы: 1)многие требования морали противоречат природным законам выживания; 2)моральный выбор человека есть акт реализации свободы, выхода за пределы необходимости (в природе необходимость абсолютна); 3)моральный выбор человека является сознательным. Ответ:




С2 Могут быть приведены следующие примеры: 1)созданные средствами генной инженерии сорта растений получают все большее распространение, вытесняя полученные естественным путем; 2)медиками зафиксирован новый вид наркотической зависимости человека зависимость от виртуального пространства; 3)все более острой становится проблема утилизации морально устаревших технических средств. Ответ:




С2 В ответе должны быть указаны и прокомментированы три примера, допустим: -отец рассказывает сыну о том, как он тренировал силу воли (родители передают детям свой жизненный опыт); -родители рассказали, как правильно вести себя в музее (прививают хорошие манеры); -в выходной день дочка помогала маме готовить обед для всей семьи, сын помогал отцу ремонтировать автомобиль (т.е. родители обучают ремеслам, элементарным практическим умениям); -родители обучают детей грамотности, следят за тем, чтобы они правильно говорили (закладывают основы владения устной и письменной речью). Ответ:


С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Причины формирования социального государства Причины формирования социального государства Гиперболизация индивидуальных потребностей и пристрастий неизменно приводит к нравственным и социальным Гиперболизация индивидуальных потребностей и пристрастий неизменно приводит к нравственным и социальным деформациям общества, резкой противоположности и противоборству интересов различных его слоев к групп. Исчезает чувство их взаимосвязанности. ответственности и солидарности. Чутко улавливая эти процессы неолиберальные теоретики выдвинули новое «позитивное» понимание свободы, означающей обязанность государства обеспечивать социально-ориентированную политику, выравнивать «социальные неравенства». «Новое понимание свободы, по словам П. Новгородцева «знаменует новую стадию в развитии правового государства». Установка на социально-ориентированную политику означала: возрастание роли государства в воздействии на экономические свободы; обязанность правителей «обеспечить обучение и гарантировать труд». Принцип социального государства неразрывно связав с социальными, экономическими и культурными правами. Ключевым принципом социальных и экономических прав, вокруг которого выстраивается вся система, является положение, сформулированное в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». Социальное реформирование это новая стадия развития правового государства. Как бы ни была сложна роль Социального государства в современном обществе, без нее невозможно осуществление не только прав экономических, социальных и культурных, но и прав первого поколения политических и личных.










С6 Автор утверждает, что ключевым принципом социальных и экономических прав является ст.25 Всеобщей декларации прав человека. Опираясь на знание курса, укажите любые четыре права, записанных в Конституции РФ. которые направлены на обеспечение прав, перечисленных в ст.25 Всеобщей декларации прав человека. Вопрос:


С6 В ответе могут быть приведены права, например: -право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии; -право на труд в условиях безопасности и гигиены; -право на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда; -право на защиту от безработицы; -бесплатное или за малую плату предоставление жилища малоимущим гражданам; -общедоступность и бесплатность основного общего и среднего образования; -право на отдых; -право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Ответ:




С7 В ответе могут быть приведены аргументы, например: -если законыгосударства не устанавливают гарантированный минимум оплатытруда, то предприниматели могут платить зарплату, не обеспечивающую жизненные потребности граждан; -если государство законом не устанавливает ответственность за неуплату налогов, то в этом случае не обеспечивается право граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни и тому подобное; -еслигосударство законом не устанавливает продолжительность рабочего времени, то не защищается право граждан от безудержной эксплуатации. Ответ:


С3 В крестьянской семье начала XIX в. формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю). Все руководство домашним хозяйством было в руках женщины. Дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. Хозяин дома ведал главными сельхозработами, а также строительством, заготовкой дров. К какому типу можно отнести крестьянскую семью начала XIX в.? Укажите два признака, по которым вы это определили. Назовите любой неупомянутый признак семьи данного типа. Вопрос:


С3 В ответе должны содержаться следующие позиции: 1) тип семьи: патриархальный (традиционный); 2) два признака по тексту, например: -главенствующая роль мужчины; -распределение обязанностей на мужские (сельхозработы, строительство, заготовка леса и дров) и женские (руководство домашним хозяйством). 3) не упомянутый в тексте признак: -экономическая зависимость женщины от супруга. Ответ: С2 Правильный ответ может содержать следующие позиции: 1)потепление климата приводит, например, к таянию полярных льдов и повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, t е~ ставится под угрозу среда существования человечества; 2)от изменения климата, являющегося, по мнению большинства ученых, результатом преобразовательной деятельности человека, страдает население всех стран и континентов; 3)истребление отдельных видов животных, например, морской коровы, влияет не только на локальную экосистему, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы. Ответ:


С3 Отечественный ученый-психолог Б. Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок - Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения. Вопрос:


С3 В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например: 1)понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети - Маугли); 2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди; 3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность. В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например: 1)чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию; 2)проявлять себя как личность значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди- инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность); 3)деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность. Ответ:




С2 В ответе должны содержаться следующие элементы: 1) модель ситуации, допустим: -сотрудник лаборатории социальных наук НИИ взял на выходные не входившую в его план срочную дополнительную работу, выручив тем самым своих коллег, уехавших на экскурсию; 2) три примера санкций, допустим: коллеги выразили свою признательность следующим образом: -устно поблагодарили его; -привезли ему сувенир; -лестно оценили его личные и профессиональные качества. Ответ: