Скандал в Тобольской митрополии: «У кого что болит, тот о том и говорит. Рпц готовит иск к андрею кураеву из-за обвинения митрополита димитрия в педофилии

Информацию о педофилии в Тобольской духовной семинарии, которую возглавляет митрополит Димитрий, в светское общество запустил православный богослов Андрей Кураев. Именно он разместил в своем блоге анонимное сообщение о чрезвычайной ситуации.

Все официальные институции от разбирательств по данной теме уклонились.
В обсуждениях в сети Интернет часть комментаторов благодарит Кураева за то, что привлек внимание к проблеме, другие обвиняют его в ангажированности и называют опубликованные сведения клеветой. О том, почему богослов поверил чудовищным обвинениям против тюменского митрополита, что должны делать правоохранительные органы и как врут уральские СМИ, Андрей Кураев рассказал в эксклюзивном интервью «URA.RU».

Считаете ли вы серьезной, опасной для обучающихся ситуацию в Тобольской духовной семинарии, которую описали в своем блоге?

Независимо от Тобольской истории тема это серьезная. Я могу процитировать слова патриарха Кирилла, что католическая церковь Америки на грани финансовой катастрофы из-за такого рода случаев. Долгие десятилетия епархиальные власти и Ватикан такую информацию заметали под коврик, прессинговали свидетелей и потерпевших. А затем все-таки к таким жалобам стали внимательно относиться и правоохранительные органы, и пресса. И после этого люди, которые молчали, стали подавать иски. Конечно, среди исков были и фейковые, кто-то хотел попиариться, получить деньги, но было и множество совершенно страшных историй. Множество исков было в судебном порядке подтверждено, и североамериканские католические епархии оказались на грани кризиса.

В информации, которую Вы разместили у себя в «ЖЖ», Вы пишете, что это не единственный случай, что у Вас уже была беседа с семинаристом на тему фактов педофилии в Тобольской семинарии. Обвинения в адрес митрополита ограничиваются вот этими эпизодами, словами семинариста и анонимным письмом?

Начнем просто с комментариев (которые есть в сети Интернет, в частности - под сообщением Андрея Кураева в «ЖЖ» - ред.), там есть сообщения тоболяков. Кто-то из них защищает владыку Димитрия, кто-то нет. Но все они дружно свидетельствуют о том (да я и сам это видел), что владыка Димитрий ходит в общую баню с гимназистами и семинаристами. Это несколько странно для монаха. В Московской духовной академии, где учились и я, и владыка Димитрий, было принято, что есть банные дни для семинаристов, есть дни для преподавателей и они никогда не смешиваются. А для монахов была совершенно отдельная баня, и семинаристам туда ходу нет.

Я понимаю, что многое, что есть в Тобольской духовной семинарии, владыка Димитрий привлек из опыта Московской духовной академии, где он учился. Но именно этой странной привычки там не было. Никто никогда не сможет вспомнить, что ректор академии ходил с первокурсниками в баню. Такого нет. При этом есть масса монашеских наставлений, в которых крайне не рекомендуется монаху обнажаться даже наедине и тем более смотреть на наготу других, независимо от пола. И уж тем более нельзя сближаться с теми, у кого еще усов нет. Так что эта его манера уже сама по себе странна.

А когда мне начинают писать в блоге, что «ну что там, ну было, ну медом натирали, ну мы и друг друга медом натираем, это в порядке вещей» - я говорю, что не везде это в порядке вещей.

Если честно, я не собирался публиковать это письмо. Немало таких жалоб приходит из разных мест. Но в данном случае человек просит и вдобавок он написал на несколько адресов, и у другого священника это письмо появилось. Тогда я решил, что размещу его у себя. Я действительно ранее слышал о таких фактах от людей, которым я доверяю. Естественно, я не буду называть журналистам их имена, а если дойдет дело до судебного расследования - то это не исключено.

Ряд наших собеседников говорил на условиях анонимности, что совместные походы в баню - просто способ, который митрополит Димитрий использовал, чтобы приблизить к себе иподьяконов, чтобы показать, что они будущая элита…

При возможностях и полномочиях владыки Димитрия, чтобы приблизить студента к себе, не нужно лезть с ним в баню и заставлять раздеваться или там массировать. По-отечески улыбнись. Просто не будь все время букой. Поинтересуйся, как они (студенты - ред.) живут. Сколько есть иерархических систем, и армия, и школа, и неужели и в них взаимный эксгибиционизм является единственным способом сближения начальства и подчиненных?

Кстати, когда в Америке был ряд скандалов на эту тему, в том числе в американской православной церкви, она разработала специальную инструкцию, по которой священнику запрещается даже ездить с детьми в машине или школьном автобусе, если, кроме него, нет других взрослых.

Ну, и характер Владыки Димитрия не позволяет предположить, что он искал с кем-то человеческой близости и открытости.

У митрополита такой тяжелый характер?

У него очень тяжелый характер, очень закрытый и очень превознесенный над всеми.

Один из бывших семинаристов говорил нам, что Ваши обвинения в адрес владыки вызваны тем, что Вы человек патриарха Кирилла, а старший брат митрополита Димитрия был главным соперником нынешнего предстоятеля РПЦ в борьбе за престол…

Я уже давно не в команде патриарха Кирилла, поэтому подыгрывания ему в этих вопросах у меня быть не может. Но патриарх Кирилл сделал мне величайший подарок, какой только мог сделать: он подарил мне свободу моих реакций и высказываний, когда уволил из московской академии. Я имею сейчас роскошь редиску назвать редиской. Невзирая на сан, положение или политический контекст.

Приходили ли к Вам представители правоохранительных органов, в частности Следственного комитета, чтобы проверить размещенную Вами информацию о педофилии тобольского митрополита Димитрия?

Нет, ко мне не приходили. Поскольку речь идет не обо мне, а о судьбе вот этих потерпевших, мне нужно будет взять тайм-аут и спросить об их готовности (общаться со следствием - ред.). Одно дело - когда они общались со мной два года назад, другое дело - сейчас. Я должен получить определенные гарантии, что дело не будет замято и люди не пострадают. Потому что уже был опыт имитации такого расследования в Казанской семинарии. Когда представители Следственного комитета приходили в семинарию, отчитались об этом, а потом мне семинаристы рассказали, что следователи просто прошли мимо них в кабинет проректора. Побеседовали с начальством, чай попили и ушли.

Что для этого должны сделать органы следствия?

Прежде всего - изъять в Тобольской епархии списки тех, кто учился в их гимназии и семинарии. Не окончил, а именно учился, особое внимание обратить на тех, кто сам ушел из этих церковных школ. Посмотреть на тех, кто (окончив или нет) вообще не в церковной системе теперь и даже не в Тюменской области. То есть найти свидетелей, максимально независимых от митрополита Димитрия. Для начала надо опросить их, могут ли они что-то о подобном рассказать. И только потом опрашивать зависимых от него людей.

Это ненормально, когда Следственный комитет ждет, пока ему пожалуются. У них есть множество полномочий, чтобы самостоятельно установить, было или не было.

Для Вас эта публикация уже имела последствия? Я имею в виду, например, претензии со стороны Тобольской митрополии?

Интернет-издание «Знак» сообщило, что их источник в епархии сообщил, будто митрополия подает на меня в суд. Я не очень верю этой информации. Вам совершенно верно ее опровергли (пресс-секретарь митрополии отец Григорий Мансуров заявил «URA.RU», что решение о подаче иска против Андрея Кураева может быть принято только после официальной оценки ситуации со стороны правоохранительных органов - ред.). «Знак» - оппозиционное издание, и вряд ли у них могут быть инсайдеры в Тюменской епархии.

Но я буду рад такому повороту событий. Эта история в моей жизни длится с 2013 года. И я устал в одиночку об этом говорить. И если появится площадка для открытого, гласного и честного обсуждения в суде, то я полагаю, что там зазвучат и другие голоса, не только мой, которые об этой проблеме расскажут. В том числе - неизвестные мне сейчас люди, которые прошли через это, придут на такой суд. И я с радостью перестану быть их рупором, потому что передам слово им самим.

Пойдут ли церковные власти в этом вопросе на сотрудничество со следствием, если будет возбуждено уголовное дело? Или попытаются замять дело?

Сотрудничество со следствием может быть разным. Можно помочь следствию закрыть дело. Сегодня я с одним патриархийным чиновником беседовал, и он сказал: «В предвыборный год очень не хочется эту тему поднимать». И я эту логику прекрасно понимаю. Поэтому сотрудничать, несомненно, будут. Вопрос только - в какую сторону? В сторону так называемой стабилизации или в сторону защиты детей и молодежи?

Вы намерены продолжать следить за Тобольской духовной семинарией, проблему предполагаемой педофилии в которой Вы озвучили на всю страну?

Я изначально избрал позицию ожидания. Я могу транслировать чью-то активность. Но я не умею самостоятельно чего-то добиваться в инстанциях, я ни на кого в суд не подаю. Я просто говорю: есть такие сигналы, а потому хоть кто-то, услышьте, начните с этим разбираться!

https://www.сайт/2017-04-13/rpc_gotovit_isk_k_andreyu_kuraevu_iz_za_obvineniya_mitropolita_dimitriya_v_pedofilii

«Он вам не Димон»

РПЦ готовит иск к Андрею Кураеву из-за обвинения митрополита Димитрия в педофилии

В Тобольский Кремль к тогда еще архиепископу Димитрию не раз приезжали высокопоставленные гости из Московского Кремля (визит Дмитрия Медведева в бытность президентом РФ в марте 2008 года)

Тобольская митрополия намерена судиться с диаконом Андреем Кураевым из-за обвинений ее главы митрополита Димитрия в педофилии. Об этом сегодня сайт сообщил источник, близкий к Тобольско-Тюменской епархии. Поводом для иска стали посты Кураева на его странице в «Живом журнале». В одном из них он опубликовал письмо некоего анонима, рассказывающего о приставаниях Димитрия к воспитанникам Тобольской духовной семинарии, ректором которой с 1990 года является митрополит. В комментариях к этому письму (его автор назвался сотрудником епархии) Кураев написал, что знает об этих привычках митрополита. В ответ митрополия разместила на своем официальном сайте комментарий-опровержение, сравнив Кураева с Иудой. Источники сайт называют скандал очередным витком застарелого аппаратного конфликта между группами влияния в центральном аппарате РПЦ.

Скандал, участниками которого являются диакон Андрей Кураев и тобольский митрополит Димитрий (в миру Алексей Капалин), переходит в судебную плоскость. Как сообщил сегодня источник сайт в Тобольск-Тюменской епархии, митрополия готовит иск в суд о клевете к Кураеву.

На днях диакон на своей странице в ЖЖ опубликовал письмо сотрудника Тобольско-Тюменской епархии (так он себя назвал), который, не называя себя из опасений подвергнуться прессингу, обвинил владыку Димитрия в педофилии. По словам автора послания, дело касается пансиона для несовершенолетних школьников при Тобольской духовной семинарии, где живет около 100 детей от 1-го до 11-го класса, которые учатся в православной гимназии. Аноним сообщил, что в пансионе якобы существует многолетняя традиция похода в баню вместе с Димитрием, где обнаженные мальчики натирают священнослужителя медом. Автор письма также написал, что митрополит якобы приглашает к себе ночевать подростков, где совершает с ними развратные действия. Когда же дети жалуются своим наставникам, им никто не верит.

«Я знаю об этих привычках ныне митрополита Димитрия. Ниже в дискуссии все тоболяки признают его привычку ходить в баню именно в те дни, когда там семинаристы и гимназисты, - прокомментировал анонимное письмо Андрей Кураев. - Причем никакой технической или пастырской необходимости в этом нет <…> Ректор епископ Александр Тимофеев, при котором учились и я, и Алексей Капалин (Димитрий. - Прим.. Так что нынешний тобольский ректор вовсе не перенес туда московскую традицию. Это его личные хотелки. Что же касается более печальных и непубличных подробностей, то бывший тобольский гимназист рассказывал мне о ночных визитах владыки в их спальню и залезаниях в трусы. Понимаю, что поднимется очередной визг: „А почему в суд не подали?“. Я же отвечу: а почему патриархии плевать на все такие жалобы и слухи? Неужто она сама не может провести честное служебное расследование? Взять все адреса выпускников той гимназии и опросить молодых людей…»

В свою очередь Тобольская митрополия разместила на своем официальном сайте комментарий на заявления диакона Кураева. «Идет Страстная седмица. В Великую Среду вспоминается предательство Иуды. Тайно от всех учеников он идет и продает Учителя за 30 сребреников», - образно начали священники РПЦ. Далее они заявили, что «отправленный за штат диакон Андрей Кураев вбрасывает ложный компромат на Тобольские духовные школы, на Московские духовные школы и на Калужские духовные школы, причем делается это анонимно». «Этот вброс далеко не нов, - говорится в заявлении Тобольской митрополии. - В 2009 году похожие анонимки с тем же содержанием этим диаконом-недоброжелателем уже печатались. Полагаем, что анонимные вбросы не имеют никакого юридического обоснования. Считаем, что все изложенное построено на извращенном восприятии действительности. За 26 лет через Тобольские духовные школы прошли более 1600 учащихся - юношей и девушек - и, конечно, могут найтись недоброжелатели из числа не вписавшихся в регламент учебных заведений, которые могли бы подобным образом попытаться как-то навредить и школе, и ее руководству. А что касается хозяина интернет-страницы, разместившего анонимную клевету «Тобольские жалобы», то не даром в народе говорят: «У кого что болит, тот о том и говорит». У этого заштатного диакона все мерещатся в голове грязные извращения, желание посеять раздор, а также облить грязью Церковь в дни Страстной седмицы».

Пикировка между Тобольской метрополией и Андреем Кураевым продолжилась сегодня. «Отправленный за штат диакон» в своем ЖЖ заявил, что, действительно, в 2009 году на тогда еще архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия были «нападки», но он не стал обращаться в суд по этому поводу, так как, по мнению Кураева, возразить владыке по существу предъявленных претензий нечего. За это, в свою очередь, считает оппонент митрополита, ссылаясь на церковные каноны, Димитрий должен автоматически лишиться сана: «То есть обвиненный клирик автоматом запрещается в служении на год, однако при этом ему дается право на защиту. Если он этим правом не воспользовался - то все, лишение сана даже без суда».

… А потом - Владимир ЯкушевПресс-служба губернатора Тюменской области

Вероятно, этим правом и намерены воспользоваться в Тобольской митрополии. Собеседник сайт, знакомый с происходящим, также сообщил сегодня о том, что митрополит готовит заявление в правоохранительные органы с требованием разобраться в клевете на него. Известна и реакция силовиков на ситуацию. В СКР сообщили, что примут это заявление и проведут по нему доследственную проверку, как это обычно происходит в подобных случаях.

Сторонники Димитрия уверены, что архиерей в очередной раз стал объектом прессинга со стороны неких представителей одной из групп влияния в центральном аппарате РПЦ. «Это кампания против владыки, и главная задача - лишить его поста митрополита, - делится мнением один из священнослужителей Тобольско-Тюменской епархии». Он рассказывает, что еще с 90-х годов у Димитрия были влиятельные враги (конкретные имена он не называет), которым не нравилось, что Алексея Капалина определили на работу епископа Тобольского и Тюменского. «Епархия огромная - от Ямала до границы с Казахстаном. У многих были амбиции возглавить ее. Завистники считают, что Димитрий получил свой пост благодаря своему старшему брату, который на тот момент, был архиепископом Калужским и Боровским, одновременно являясь зампредом отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. В 1996 году Климент (в миру Герман Капалин. - Прим. сайт) становится управляющим делами Московской патриархии, а через три года Димитрия удостоили сана архиепископа».

Пресс-служба губернатора ЯНАО

Представители светских кругов Тюменской области говорят, что, может быть, Димитрий и был назначен по протекции, но его заслуги в восстановлении и развитии Тобольской и Тюменской епархии неоспоримы. «За годы его руководства епархией в области были восстановлены и созданы с нуля более 100 приходов, восстановлен Абалакский монастырь и многое другое», - рассказывает один из православных депутатов областной думы. Он также считает, что оппоненты владыки еще с 90-х годов не против возглавить епархию (сейчас - митрополию) в богатом на благодетелей нефтегазовом крае.

Новая возможность, по словам другого нашего собеседника, знакомого с карьерой Димитрия, у критиков тобольского архиерея появилась в 2009 году, когда его брат Климент был одним из основных конкурентов Кирилла на выборах предстоятеля РПЦ. «Климент попросту не знал, что в администрации президента РФ сделали ставку на Кирилла, не знал этого и Димитрий, который поддерживал своего брата. На выборах избрали Кирилла, и через несколько месяцев Климент потерял пост управделами Московского патриархата. Мы ждали, что свое место потеряет и Димитрий. Но после того, как предстоятель РПЦ побывал в Тобольске и увидел, как епархия преобразилась при Димитрии, его не то что не сместили, а повысили до митрополита».

Чаще всего в Тобольск приезжал Дмитрий Медведев - он бывал там четыре раза и довольно часто встречался с владыкойПресс-служба губернатора Тюменской области

Диакон Андрей Кураев в беседе со сайт назвал глупостью версию о своем участии в кампании против Димитрия как попытке сместить его с поста. «Во-первых, лишить архиерея сана может патриарх одним росчерком своего пера. Для этого не нужно устраивать никаких кампаний. Во-вторых, за годы правления патриарха Кирилла ни один архиерей не был низложен из-за сексуального скандала. Поэтому рассчитывать на это в случае с тобольским митрополитом глупо. Более того, звучат мнения, что я, наоборот, работаю в интересах Димитрия», - говорит Кураев. Комментируя намерение тобольской митрополии обратиться в суд, диакон сказал, что обязательно явится на процесс, как только станут известны его время и место. «Но я приду не один, а с теми, кто учился в Тобольской духовной семинарии, которые готовы в суде рассказать, что с ними происходило в стенах этого учреждения».

По теме:
РПЦ судится с властями Ишима за право собственности на храм Академия наук назвала «ошибкой» новость о присвоении звания почетного профессора патриарху Патриарх Кирилл хочет еще больше уроков православия в школе В ХМАО в пять раз поднимают транспортный налог для всех предприятий, кроме религиозных На Ямале бывший депутат думы стал священником Комарова досрочно проголосовала на выборах губернатора, чтобы успеть принять главу РПЦ Патриарх Кирилл посетит ХМАО в день выборов губернатора Тюменской области Священник из Ишима, призывавший не голосовать за Путина, рассказал об обнищании паствы Врио губернатора Ямала Артюхова «благословили на должность» Митрополит Павел получил пожизненные социальные льготы от главы Нижневартовского района В Югре депутат-единоросс пожертвовал РПЦ 1 млн рублей Ишимский епископ РПЦ удалил пост с критикой Путина Депутат думы ХМАО получил медаль от патриарха Кирилла Митрополит Павел рассказал о будущем визите патриарха в Югру и о подарке от бизнесменов Священник из Сургута, материвший полицию, будучи пьяным за рулем, отделается штрафом В Югре против священника возбудили уголовное дело за повторное вождение в нетрезвом виде Салехардская епархия и духовное управление мусульман ЯНАО заключили соглашение Ямал позвал на борьбу с деструктивными сектами международных экспертов Оказавшего сопротивление полиции священника в Сургуте оштрафовали на 2,5 тыс. рублей Священника из Сургута, оказавшего сопротивление полиции, будут судить за пьяное вождение В Сургуте задержали священника РПЦ, который ездил пьяным на джипе по городу Власти ХМАО разослали письма в кинотеатры с рекомендацией не показывать «Матильду» Митрополит Павел заявил, что в Нижневартовске нужно построить 26 храмов Призыв митрополита Павла начать сбор подписей за запрет «Матильды» в РПЦ назвали ошибкой Епархия ХМАО начала сбор подписей за запрет проката и производства фильма «Матильда» Жители Югры поменяли за год свою оценку межконфессиональных отношений на противоположную Патриарх Кирилл считает, что 200 новых храмов недостаточно для верующих столицы В Тюмени отменили сделку по продаже церковной школы коммерсантам за 56 млн рублей Патриарх выступил на парламентской встрече в Госдуме Санврачи в ХМАО назвали крещенскую воду в прорубях опасной для здоровья В ХМАО ведется проверка по факту смерти местного жителя после купания в крещенской купели В ХМАО возбудили уголовные дела против пенсионера, осквернившего храм знаком «Зорро» Танец с саблями ямальского протоиерея вызвал дискуссию в интернете На Ямале из-за «пакета Яровой» отменен закон о штрафах для проповедников Патриарх Кирилл благословил на Ямале владельцев «Новатэка» Патриарх Кирилл по пути с Дальнего Востока заедет на Ямал «Это индуистский языческий праздник…» РПЦ в Югре раскритиковала фестиваль красок Представитель РПЦ поддержал кандидатуру властей Югры на пост главы Сургута Якушев уехал инспектировать Тобольск и обсуждать отношения с церковью Якушев передал РПЦ Тюменский Свято-Троицкий мужской монастырь Вор из ХМАО пытался поджечь и обокрасть Благовещенский собор в Тюмени В Тюмени во время богослужения в церкви обокрали старушку На Ямале приняли закон о штрафах для религиозных проповедников Массовое шествие 1 мая в Сургуте не будут отменять из-за праздника Пасхи В Сургуте по религиозным соображениям отменили многотысячное первомайское шествие Фирма православного олигарха отказалась от поддержки воскресной школы на Ямале

О фигуре архиепископа Димитрия (Капалина), брате влиятельного управделами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента знают немногие. Да и сам Климент не столь публичная фигура, как митрополит Кирилл. Однако рассматривается как кандидат на пост Патриарха наряду с широко известным публичным Кириллом.

Братом Климента, архиепископом Димитрием (Капалиным) пресса заинтересовалась в связи с предвыборной борьбой за пост Патриарха всея Руси.

"Управляющий одной из богатейших епархий Русской православной церкви хорошо известен и в среде властного истэблишмента благодаря своим связям с бывшим главой Администрации президента Сергеем Собяниным и влиятельными нефтяными олигархами. Сегодня весь его церковный и административный ресурс был брошен на помощь брату Клименту, одному из главных претендентов на патриарший престол", - пишет ресурс lenta.com

"В СМИ главным скандалом предвыборной борьбы пока остается история с избранием делегатов от духовных школ Московской Патриархии, в ходе которой Димитрий Капалин при поддержке ряда других иерархов надавал прилюдных пощечин цвету православной науки, грамотно продирижировав выборами и продавив нужных кандидатов. Профессора, понятно, возмутились, стали апеллировать к Синоду, но дело, как говорится, было сделано. Впрочем, маневра этого Димитрию они не простили.

По итогам выборов настоящую войну братьям Капалиным объявил небезызвестный дьякон Андрей Кураев (являющийся заодно и профессором Московской духовной академии), обрушившийся на них с, мягко говоря, резкой критикой. Боевого дьякона поддержали и семинаристы Тобольской духовной семинарии, активно жалующиеся на форуме Кураева – так называемом «курятнике» – на своего начальника Димитрия Капалина, которого авторы некоторых постов на кураевском форуме обвиняют в том, что он массово доводит студентов до самоубийства и вообще творит всякий беспредел.

Что правда, а что ложь в разговорах вокруг Тобольско-Тюменской епархии, мы попробовали разобраться.

«Друг мусульман»

Для начала приведем немного статистики. В Тюменской области русские и другие православные народы составляют 90% населения, а татары и другие мусульманские – менее 10%. В то же время в Тюменской области мусульманских общин зарегистрировано больше, чем православных! Как сообщают РИА «Новости», лишь 77 из 214 зарегистрированных религиозных организаций области принадлежат Русской Церкви, а 80 общин – мусульманам.

Интересная получается ситуация – в богатейшей епархии храмов меньше, чем у мусульманского меньшинства мечетей. Думается, что это самое яркое свидетельство «успешной» миссионерской деятельности Димитрия Капалина. Впрочем, сами мусульмане считают его своим настоящим братом – экстравагантный муфтий Талгат Таджутдин как-то заехал в Тобольск и поставил в одном из местных храмов мега-свечу, вылепленную, похоже, собственноручно. За такой вклад в дружбу между религиями Димитрий Капалин вручил ему мега-посох с изображением специальной травы (!), призванной символизировать «усиление взаимопонимания между конфессиями». За глаза, правда, тюменский иерарх мусульман поругивает, называя варварами и упрекая в сожжении александрийской библиотеки.

Немногим лучше выглядит ситуация в Югре и на Ямале. Православных приходов там менее половины, а вот мусульмане в некоторых населенных пунктах уже составляют большинство. Смирившиеся с этим власти православных по своему этническому составу округов строят культовые здания по принципу: один храм – одна мечеть. И в мечетях нередко бывает многолюдней: и не потому, что в мечети ходят много людей, а потому, что в православные церкви почти никто не ходит….

Рай для сект

А ходят тюменские русские, к сожалению, всё чаще на собрания различных сект. Во всех трех регионах Тобольско-Тюменской епархии протестанты и секты чувствуют себя исключительно вольготно, а их доля просто зашкаливает. На Югре и Ямале протестантских общин куда как больше, чем православных. Такая вот интересная епархия: на юге рулят мусульмане, а на севере – протестанты.

Но может такая же ситуация и в соседних областях? А вот и нет. В соседней Екатеринбургской епархии мусульман живет больше, чем в Тюменской, но тем не менее православных приходов в Свердловской области большинство и мусульмане (хотя их там и больше, чем в Тюмени) пудовые свечи в храмы не притаскивают. И вообще ведут себя корректно, ибо уважают и побаиваются местного архиепископа.

Нельзя сказать, чтобы Тобольская епархия капитулировала перед сектантами. Нет, борьба ведется, только ведется силами недообученных епархиальных миссионеров и больше напоминает корриду, когда полуслепой бык тупо бросается на каждую красную тряпку и каждый раз промахивается под насмешки трибун. Беспощадная война ведется со всеми – от адвентистов до атеистов. И с одинаковым итогом – успеха никакого, а консолидация меньшинств – налицо. История с близкой к епархии доценткой Шестаковой, которая своей лекцией в Нефтегазовом институте не только сыскала себе всероссийскую скандальную славу, но и дала мощный аргумент противникам «Основ православной культуры», стала тому подтверждением. Кстати, в противовес епархии уже давно создан межконфессиональный совет, работу которого курирует глава религиозного отдела Тюменской области Игорь Бобров – по слухам, сам пятидесятник-харизмат.

Семинария или туберкулезная тюрьма?

Особой гордостью владыки Димитрия является Тобольская семинария, знаменитая постоянными самоубийствами своих студентов. Как говорится, одно самоубийство – случайность, два – тенденция, три – норма жизни. Действительно, семинаристам в Тобольске живется тяжело – скудная учебная программа и еще более скудное питание, малограмотные преподаватели, издевательства инспекторов и, конечно, место проживания – знаменитый Тобольский централ, прославившийся в прежние годы в качестве рассадника туберкулёза. Кстати, именно в этом Тобольском централе при Брежневе мотал срок за хулиганку и грабежи знаменитый муфтий-ваххабит Нафигулла Аширов. Наверняка в его мемориальную камеру селят сейчас самых дисциплинированных студентов. А злые языки называют Тобольским централом всю епархию.

Это замечательное учебное заведение Димитрий давно хочет сделать академией. И вообще навести свои порядки во всех церковных академиях. На этой почве он схлестнулся с ректором МДА архиепископом Верейским Евгением Решетниковым, который, несмотря на свои дружеские отношения с тобольским коллегой, все его проекты зарубил на корню. А потом профессура МДА отказалась принять к защите диссертацию Климента Капалина как откровенно несамостоятельную и плагиатную. Впрочем, в декабре прошлого года сильно умным академикам это припомнили на памятных выборах делегатов на собор.

Монахини-гастарбайтеры и сжигание паспортов

Капалин-младший, конечно, человек жесткий и тоталитарный. Однако тоталитаризм Димитрия хорошо действует лишь на семинаристов, могущих излить свои обиды только в Сеть. В северные города епархии на сезонные заработки совершенно спокойно приезжают священники и монахини из Москвы, никоим образом не заботясь о санкциях управляющего. Чиновники на деспотичного владыку злятся, но не боятся, а областные журналисты четко поделились на тех, кому он, по слухам, платит деньги, и тех, кто его не любит. Например, местное приложение к «Труду» в лице журналиста Леонида Иванова вообще объявило Димитрию войну. И не только «Труд» вышел на такую тропу…

Под стать своему иерарху и священники епархии. Главный по внешним сношениям протоиерей Сергей Швалев своими хамскими письмами вызывает тихую ненависть у власть предержащих всех уровней, а духовник епархии архимандрит Зосима Горшунов подбивает своих духовных чад сжигать новые паспорта и выкидывать мобильные телефоны в лучших традициях Диомида Дзюбана. В итоге паспорта в Тобольской епархии жгут не только миряне, но и священники…

Вообще в сети пишут страшные вещи о связях Димитрия с Ходорковским. Мол, дружили крепко, семьями и с обоюдной выгодой. Говорят даже, что в 2001 году по решению Русского биографического института и при содействии «прихожан из ЮКОСа», Капалин-младший стал «Человеком года» в номинации «Религия». И про мешки с деньгами пишут, и про тонны пожертвованного на храмы и неучтенного нала, и про подаренный епархии и бесследно исчезнувший вездеход на воздушной подушке, и про войну Димитрия с мэрами югорских городов, и про его симпатии к высоким светловолосым семинаристам, которым потом достаются лучшие северные приходы – вообще, популярный он человек, владыка Димитрий Капалин. Брат-2, одним словом".

Статей о родственниках митрополита Климента становится все больше. Конечно: до выборов осталось несколько дней, а в этот раз церковные выборы проходят под сильным давлением светских властей и с участием большого количества лиц, не имеющих отношения к духовной жизни общества, как говорят, "подключили союз промышленников и предпринимателей" - в кавычках. Отсюда и светские приемы борьбы - публичный компромат, грязь, выметенная из избы...

Справка Тобольско-Тюменской Епархи:

Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, ректор Тобольской Православной Духовной Семинарии.

Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский

(Капалин Алексей Михайлович)

Биография:

В 1974 г. окончил Московский институт инженеров транспорта и работал конструктором. В 1984 г. окончил МДС, в 1987 г. - МДА со степенью кандидата богословия.

31 января 1986 г. в Троице-Сергиевой лавре принял монашеский постриг, 23 февраля рукоположен во иеродиакона, 7 апреля - во иеромонаха. В ноябре 1986 г. после пожара в Троице-Сергиевой лавре назначен экономом лавры и МДАиС на период восстановительных работ.

25 марта 1987 г. возведен в сан игумена, 13 июня - в сан архимандрита с назначением заместителем ректора МДАиС по административно-хозяйственной работе. С 20 апреля 1989 г. инспектор МДС.

4 ноября 1990 г. в Богоявленском соборе Москвы хиротонисан во епископа Тобольского и Тюменского. Назначен ректором Тобольской ДС. Преподает в семинарии Ветхий Завет, нравственное и пастырское богословие, организацию приходской жизни.

С 26 февраля 1994 г. член Синодальной богословской комиссии. В 1999 г. возведен в сан архиепископа.

Награжден орденами св. равноап. кн. Владимира III степени, прп. Сергия Радонежского II степени, свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, II степени, медалью прп. Сергия Радонежского II степени, крестом св. ап. и евангелиста Марка II степени Александрийской Православной Церкви.

Обсуждение статьи

сергий
Sep 11 2012 5:09PM

детские сплетни даже смешно,типа а говорят же.

Andrew
Mar 12 2012 11:45AM

Есть тут доля истина, но большей частью это раздутые мелочи. Знает ли составитель статьи, что нашел архиепископ Димитрий, приехав в необъятную богатую епархию? Он нашел одно "богатство" - массовое безбожие в людях и один действующий храм с малочисленной общиной. И все эти общины, которые существуют сейчас в Тюменской области и автономных округах - это его заслуга и его труды.

"Массовые самоубийства" - ну это уж совсем низость. 3 человека из 2 тысяч - массовая истерия или психическое расстройство этих трех? Эти три человека нисколько не соответсвовали духу Церкви, скорее проявляли себя как сатанисты и приверженцы фашистских настроений. Если человек думает об одном, и делает другое - то это шиза, и нет оснований думать, что человек будет себя адекватно вести.

Жалобы семинаристов - это ничтожные вопли людей, которые не смогли за годы учебы призвести над собой нравственное усилие и изменитья, а сейчас винят во всем владыку. Они и не доучились до конца.

Вся статья -клевета.

Антоненко
Dec 14 2009 3:15PM Алекс
Jan 30 2009 10:32AM

Не все правдиво написано. Конечно, у каждого человека недостатки есть, но это не значит, что он во все тяжкие пустится. Не секрет, что в Тобольско-тюменской епархии формализмом и бюрократией страдают, но это не значит, что архиерей "любит высоких белокурых семинаристов". Вы на службе при Владыке Димитрии хоть одного такого видели? Да и статья не по существу все говорит. Не надо в грязном белье копаться! Говорите по существу! Или властей боитесь?

Виктор Егоров
Jan 23 2009 8:47AM

В русской православной церкви появились признаки реформации, то есть жесткой критики прежде всего нравственного облика действующих епископов. Видимо, развитие буржуазии без реформации и в наши дни невозможно. Но факты, факты, ведь, правдивы! Вот только что в интернете появился новый очерк об архиепископе Тобольском и Тюменском Димитрии. И ни один факт из него никем в Тюмени не опровергается. Выборы выборами, а с фактами что делать?

http://zhurnal.lib.ru/editors/e/egorow_w_a/chelovekbogij.shtml

Сергей
Jan 20 2009 2:22PM

Интересное сообщение. Правда в Тюменской области организзаций мусульманских гораздо меньше, чем указано в статье. Цифры старые. Мечети там стоят пустые, особенно в селах, а оснавная часть мечетий именно там. В церквях народа побольше, но судя по некотрым данным по Тюмени на службы приходит от 2 тыс. в обычные воскресенья до 10 тыс. по большим праздникам 9в городе житет порядка 600 тыс.). Про Боброва, байка пущена самим архиепископом, тюменским благочинным Швалевым, да, и самим Диаконом Кураевым, которы, как-то с Бобровым схлестнулся по поводу ОПК. В Тюмени каждая собака знает, Бобров - атеист, хотя и не воинствующий.

HTTP
Jan 20 2009 1:06PM

"надавал прилюдных пощечин цвету православной науки"=Кураев не попал на Собор.

"Профессора, понятно, возмутились, стали апеллировать к Синоду"=Кураев пригрозил Церковным судом

И т.д. и т.п.

Каждое предложение этой статьи всего лишь грязный домысел или грязная интерпретация реальных фактов. Можно это доказать простым перечислением фраз: "злые языки называют", "ЗА ГЛАЗА...поругивает", "по слухам, сам пятидесятник-харизмат","Говоря

т даже..стал "Человеком года"" - это так. наугад выхваченные фразы.

Про связи с Ходорковским - вообще ниже пояса. А уж про паспорта и ИНН! Грязно, но не талантливо. У дьякона получается лучше - это его стихия.

Обидно за любимый "Стрингер"

Капалин Алексей Михайлович

архиепископ

День ангела: 24.02 Род.: п. Удельное Раменского р-на Московской обл.

Дата рождения: 11.03. 1952 г.

Дата пострига: 31.01. 1986 г.

В 1989 году советские органы выдвинули тогда архим. Димитрия кандидатом на выборы в Верховный Совет РСФСР. Как альтернативу о. Глебу Якунину (по Загорскому округу). Семинаристы единогласно голосовали за о. Димитрия - лишь бы услать его подальше от себя. Выборы он проиграл. Но в благодарность ему дали Тобольскую епархию.

Определение Св. Синода о назначении во епископа от 27 октября 1990 г. Хиротония 4 ноября 1990 года в Москве во епископа Тобольского и Тюменского. 19 февраля 1999 г. возведен в сан архиепископа.

Димитрий (Капалин), архиеп.. Наши в Америке!: Как православный Владыка читал лекции в американском университете. Покров. Екатеринбург. 2000 . № 1. с. 4-5.

Седмицa.Ru Архиепископ Тюменский и Тобольский Димитрий (Капалин) 12.10.2004

2008 г., дек. Якобы письмо студентов Тобольской семинарии:

Мы вообще сомневаемся в том, что он верит в Бога. Ведь в Евангелии сказано, что "...по делам их узнаете их". А дела у него такие, что не каждый безбожник себе такое позволяет.

Этот "оборотень в рясе" ведет себя с подчиненными и студентами так, как будто епархия и семинария - это его собственная вотчина, он в ней барин, а остальные - рабы или крепостные крестьяне. Постоянные крики и унижения - вот что мы наблюдали и слышали от этого волка в овечьей шкуре. Между тем его интелектуальные и педагогические способности оставляют желать лучшего. Он больше похож на завхоза, который всегда всем недоволен, а не на правящего архиерея или ректора семинарии. Ближайшее его окружение - это такие же хамы и подхалимы, как и он сам, не блещущие глубоким интелектом временщики. Главным из них является проректор по учебной части - игумен Филарет (Сковородин), которого влыдыка Димитрий возил на ректорское совещание, чтобы представить в качестве будущего ректора семинарии. Это человек недалекого ума, который все никак не может закончить МДА, но при этом давно уже претендует на архиерейский сан. Вся епархия знает, что Филарет должен был стать епископом Чукотским, вместо лишенного сана Диомида, но смерть Патриарха этому помешала (покойный Патриарх поручил владыке Димитрию подыскать кандидата из числа преподавателей Семинарии на это место). Теперь владыка Димитрий продвигает его в свои викарии и ректоры Тобольской Духовной Семинарии. Сам Филарет этого не скрывает и говорит об этом на каждом углу, запугивая нас тем, что когда станет ректором, то с "нами всеми посчитается так, как надо". Нынешние студенты с ужасом ожидают епископской хиротонии о. Филарета, который является живым воплощением всех самых худших качеств владыки Димитрия. Этот оборотень в рясе будет еще хуже, чем его "духовный отец".

Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий об итогах Архиерейского Собора 2004 года

Архиереи, принимавшие участие в работе Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, продолжают делится своими впечатлениями от только что завершившегося форума. Корреспондент "Седмицы.Ru" Юрий Клиценко беседует об итогах состоявшегося Собора с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием:

Владыко! Какие вопросы, рассмотренные Собором Вас особенно заинтересовали?

Конечно, каждый Архиерейский Собор - это веха в истории Церкви. Каждый Собор намечает какие-то планы, перспективы. Но отличительная черта этого Собора - это, прежде всего, откровенный разговор, который начал Святейший Патриарх о внутренней жизни Церкви. Всем Преосвященным было очень полезно услышать сказанное Предстоятелем. Мы о многом задумались и попытались правдиво посмотреть на самые важные проблемы, стоящие сегодня перед Церковью. В этом видится залог укрепления Церкви, ее выздоровления после пережитых ею тяжелейших десятилетий гонений. Ведь Церковь земная - это человеческое общество. Человек, бывает, недугует, а бывает, и получше себя чувствует.

Нынешний Архиерейский Собор, на мой взгляд, особо отличает и дух единомыслия, царивший на нем. Мы особо ощутили действие центростремительной силы в Церкви, преодолевающей центробежные тенденции, столь характерные сегодня для нашего мира. Это особенно заметно было на примере Преосвященных, служащих в ближнем зарубежье.

Мне вспоминается, что на прежних Соборах нередко поднимались вопросы, которые разделяли нас. Но сейчас чаще всего было ощущение, что решение стоящих перед нами проблем, напротив, только консолидирует нас, крепче соединяет и сплачивает вместе. Эта черта нынешнего Собора очень нас радует и укрепляет.

Владыко, а каково Ваше мнение насчет последних законодательных решений относительно церковного землепользования?

Конечно, это большая радость, что Президент и Федеральное Собрание утвердили законодательные акты о передаче земли Церкви безвозмездно. Это большой подарок Церкви, и приятно, что он сделан ко времени проведения Архиерейского Собора. Мы ждем теперь, как уже сказал Святейший Патриарх, что, может быть, и дальше будут осуществлены и другие инициативы, облегчающие служение Церкви. Мы надеемся, что будут внесены изменения в Налоговый кодекс страны, поскольку направленная на благо людей деятельность Церковь не должна облагаться налогами - это было бы несправедливо.

Но мы ждем и другого решения, надеясь, что все-таки будет принято и решение о возвращении прежде принадлежавшего Церкви и незаконно у нее изъятого имущества в ее собственность. Все-таки это, будем говорить прямо, уже порядком затянувшийся вопрос. Мы полагаем, что голос Святейшего Патриарха, который, как мы знаем, уже многократно обращался к органам власти с просьбой положительно решить этот вопрос, поддержанный голосами архиереев - участников Собора, в конце концов будет услышан, и историческая справедливость будет восстановлена. Ведь ни в одной цивилизованной стране нет такой ситуации, которая сложилась у нас, когда храмы не принадлежат нашей Церкви или какой-либо иной конфессии, которая их построила и использует в культовых целях. Я думаю, что и наше общество в ближайшее время созреет до того, что соответствующие законы будут приняты, и церковное имущество будет возвращено законному хозяину.

Владыко, известно, что вы уделяете в Вашей епархии большое внимание вопросам духовного просвещения. Какими Вы видите перспективы развития духовного образования у себя, в Сибири, и в Русской Церкви в целом?

В этой сфере тоже есть сегодня очень много проблем. Дальнейшее развития системы религиозного образования крайне необходимо, это очевидно. Но на этом пути возникает множество препятствий.

Взять, например, православные гимназии. Сегодня они просто находятся под угрозой. У нас в епархии 12 православных гимназий, общее число учеников - 880 человек. Но с 1 января может вступить в силу новое положение, согласно которому негосударственные образовательные учреждения будут лишены финансовой поддержки государства. Тогда конечно многие учебные заведения будут обречены на влачить очень скудное существование. И без того мы к этой государственной составляющей бюджета наших гимназий добавляем значительные церковные средства и помощь благотворителей. Но если государственная помощь прекратится, тогда наши православные гимназии может просто раздавить непосильное бремя финансового обеспечения их деятельности.

Но не следует отчаиваться. Будем надеяться и просить власти, чтобы все-таки на государственном уровне было принято решение о том, чтобы церковные школы (церковно-приходские, как они у нас называются) и православные гимназии получали поддержку от государства. Это было целиком справедливо, поскольку они выполняют очень важную воспитательную функцию и к тому же соответствуют государственному стандарту, дают очень хорошее образование. Кстати, выпускники наших гимназий (уже две гимназии у нас прошли полный цикл: с 1 по 11 класс) поступают в университеты, медицинские, педагогические и другие институты, и в семинарии, конечно. От деятельности наших гимназий и государство, и общество заметно выигрывают. Так что, поддержать наши школы - обоюдовыгодно! Тем более, что в них не только образование дается, но еще и прекрасное воспитание. И процент правонарушителей, людей недостойных или аморальных, поверьте, среди наших выпускников намного ниже, чем среди тех, кто окончил обычные школы. Поэтому мы ожидаем наступления 1 января с некоторым напряжением, но в то же время мы думаем, что Господь нас не оставит Своим попечением и поможет решить эту проблему.

Я хочу отметить, что мы не выпрашиваем у государства подачки. Ведь в наших гимназиях учатся дети налогоплательщиков, которые в такой же мере отчисляют свои средства на дело образования. Каждый родитель имеет законное право дать своему ребенку то религиозное образование, которое он считает нужным, соответственно тем убеждениям, которые его семья поддерживает. И если законом предусмотрено бесплатное образование, оно должно распространяться на тех, кто хочет его дать вместе с православным воспитанием. Дети, которые учатся у нас, - это будущие граждане нашей страны. Поэтому несправедливо было бы лишить финансовой поддержки православные гимназии.

Владыко, на Соборе Вы принимали участие в одной из рабочих групп. Какая это была рабочая группа и с какими предложениями Вы выступали на ней?

Я принимал участие в рабочей группе богословия и богословского образования. Я выступал там со следующими предложениями. Во-первых, я предложил расширить деятельность Учебного комитета при Синоде нашей Церкви. Об этом говорил и Святейший Патриарх. В Комитете должны появиться отделы аккредитации и лицензирования, должен появиться методический отдел. Идет реформа, вводятся новые предметы, и нужно разрабатывать методику их преподавания. Нужна помощь провинциальным семинариям. Они не должны отставать от центральных - Московской, Санкт-Петербургской. Именно эту функцию выполнял бы методический отдел Учебного комитета. Это очень важно.

Вообще мне хотелось бы сделать в этой связи такое предложение: может быть, ничего не нужно изобретать, выдумывать, ведь у нас уже есть государственное Министерство образования, поэтому надо изучить его структуру и по ее образцу создать аналогичную в Церкви. Имеется ввиду создание структуры, которая бы включала в себя и лицензирование, и аккредитацию, и методику преподавания, и библиотечные вопросы.

Второе. Надо поднять уровень наших семинарий и, так сказать, их статус во внешнем мире. Если мы объявляем, что семинария - высшее учебное заведение (а у нас уже есть и лицензия соответствующая, и в уставе это записано), то надо и структуру внутреннюю создавать, как у высшего учебного заведения. Значит, надо вводить кафедры - священной истории Ветхого и Нового Завета, церковной истории, богослужебной практики и литургики, догматического богословия и т.д. Важно, чтобы при семинариях вместе с учебной работой велась и научная работа. Это стало бы важным стимулом для преподавателей и учащихся. Кроме того, надо вводить, как и в вузах, ученые степени и звания. Пока что у нас преподаватели защищаются, получают степень кандидата богословия, а потом они зачастую преподает по полтора-два десятка лет, но при этом остаются всего лишь преподавателями. А ведь в вузе он через определенное время при наличии определенных научных заслуг получил бы ученые звания - доцент, профессор. Это, конечно, пока у нас не развито, и налицо наша запоздалость в этом деле.

Часто говорят, что министерство нас пока не признает. Но, по-моему, не надо ждать этого признания, чтобы начать что-то изменять в нашей системе. Надо трудиться самим. Взять ту же проблему научных званий. Есть нормативы в системе образования, касающиеся присвоения степеней и званий - их надо просто переработать на свой лад, приспособить к нашим задачам. Надо создавать свои структуры, аналогичные ВАКу, и так, чтобы они не были фиктивными, но действительно отвечали требованиям, предъявляемым государственной структурой к написанию дипломных, кандидатских и даже докторских работ. Это тоже стало бы большим стимулом для молодых преподавателей, особенно в провинциальных семинариях.

То есть Вы считаете, что нужно повысить уровень церковной науки?

Конечно! И повысится он тогда, когда появится стимул. Нужно показать перспективу для молодежи. А то ведь студент нередко учится и не видит никакой научной перспективы. Он думает лишь о том, что скоро ему надо будет ехать на приход: а там, как говорится, и доход, там расход, там и могила, и кадило, там квартира и кропило. Но ведь нельзя всех студентов равнять, что называется, под одну гребенку. Есть ведь учащиеся более интеллектуальные, чем другие. Надо дать им возможность проявить себя. Если они увидят, что в семинарии можно защищаться и потом получать степени и звания, это сможет их заинтересовать. Польза от этого будет и им самим и Церкви, которая получит хорошо подготовленные, квалифицированные кадры.

Конечно, параллельно необходимо решать и вопросы материального обеспечения. Это, конечно, надо делать, прежде всего, на общецерковном уровне. Но и на епархиальном уровне нужно многое предпринять. Но еще раз повторю, для повышения престижа духовных школ, и прежде всего - семинарий, нам, на мой взгляд, важно сегодня выстроить структуру, которая повторяла бы или соотносилась со светской структурой. Тогда мы сможем говорить и о признании наших духовных школ государством. И тогда можно ставить вопрос уже не сравнении часов тех или иных предметов, а будет достаточно политической воли. Если будет очевидно, что у нас существует та же самая система, та же самая структура, что в государственном образовании, то значит мы соответствуем статусу высшего образования. Тогда, может быть, через 5-10 лет появится такая политическая воля, и будет решено: если еше немного доработать нашу систему, совместить с государственной, то мы добьемся того, к чему сейчас так стремимся.

А это очень необходимо! Ведь, допустим, на Западе никому не приходит в голову подвергать сомнению уровень преподавания в каком-нибудь Католическом университете или протестантский. Там никто не разделяет, как правило, вузы: этот государственный, а этот светский. Нет, к ним одинаковое отношение, потому что они как бы в одном поле деятельности, в одном стандарте. Отличается только их направленность конфессиональная, и никого это не смущает: на равных существуют католические, протестантские, мусульманские учебные заведения. Почему же мы, страна, в которой большинство народа исповедует Православие, боимся назвать православное образование своим именем и признать его как существующее?

В рабочей группе мы еще говорили что нужно, чтобы ректорские совещания были ежегодные, поскольку идет реформа духовного образования. А так как провинция удалена на тысячи километров, нам важно хотя бы раз в год собираться, чтобы обсудить, в каком направлении идет реформа образования. Это важно и для того, чтобы избежать односторонних решений, которые привели бы к ошибкам и перекосам: дескать, в центре приняли - значит, принимайте все.

Я имею в виду, прежде всего, нововведения по языкам - греческому и латинскому. Мне кажется, что здесь какая-то поспешность имеет место. Все-таки должна быть умеренность при осуществлении новаций. Я говорю это не потому, что считаю нецелесообразным преподавание древних языков. Наоборот! Но не должно быть так, чтобы языки преподавались в ущерб другим наукам, прежде всего - богословским и церковно-практическим наукам. Тем более, что мы соотносим сейчас наш стандарт со светским уровнем подготовки в области древних языков.

Так что ректорские совещания могли бы приводить к балансу: все будет взвешено и приемлемо для всех. Это укрепит систему духовного и религиозного образования в нашей стране, в нашей Церкви.

21:37 — REGNUM В Тобольской митрополии второй день в Страстную седмицу бушует скандал, взявший начало с заявления известного диакона Андрея Кураева в его блоге. Некий аноним заявил диакону, который является ярым борцом с «голубым лобби» в Русской православной церкви, что митрополит Тобольский и Тюменский якобы совращает юных гимназистов местной духовной семинарии, передаёт корреспондент ИА REGNUM .

Совращают? Возможно…

«В Тобольске процветает педофилия», — пишет Кураеву неназванный источник. Пишет он ему, чтобы якобы «хоть как-то облегчить совесть и попробовать изменить ситуацию». «В прокуратуру обращаться боюсь. Город у нас маленький, и анонимные заявки не принимают. А что-то делать надо», — объясняет причину своей скрытности аноним.

Якобы митрополит пристает к детям из гимназии Тобольской духовной семинарии, ректором которой является с 1990 года, с непристойными предложениями. «Когда дети жалуются своим наставникам, им никто не верит. А если кто-то поддался, тому владыка дарит подарки дорогие», — пишет аноним Кураеву.

«Понимаю, что поднимется очередной визг: «А почему в суд не подали?» — говорит Андрей Кураев. — Я же отвечу: а почему патриархии плевать на все такие жалобы и слухи? Неужто она сама не может провести честное служебное расследование? Взять все адреса выпускников той гимназии и опросить молодых людей».

В Тобольской митрополии изданию 72.RU моментально прокомментировали публикацию Андрея Кураева. «У нас достаточно большое сообщество священнослужителей в области, много выпускников семинарии. Мы, обсуждая данную тему, эти обвинения, о которых пишет Кураев, не находим им подтверждения в опыте нашего многолетнего общения с данным священнослужителем. Поэтому мы готовы защищать его честь и достоинство. Мы не согласны с тем, что там написано, и считаем это клеветой», — сообщил 72.ru председатель издательско-информационного отдела Тобольской митрополии отец Григорий Мансуров.

«Ложный компромат»

Обвинительная публикация диакона Кураева и конфликт развернулись вчера, 12 апреля. И митрополия уже поздно вечером того же дня выступила с ответным словом через свою пресс-службу.

«Идет Страстная седмица, — отвечает на обвинение пресс-служба. — В Великую Среду вспоминается предательство Иуды. Тайно от всех учеников он идет и продает Учителя за 30 сребреников. В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную Вечерю, прощание Иисуса Христа с учениками и установления Великого таинства — Евхаристии, через которое все верующие вступают в единение со Христом. За этим следует уже предательство и заключение в узы Христа Спасителя. Пилат вершит неправедный суд. Не находя вины во Христе, он умывает руки, но всё равно отдает его на крестную смерть, это сопровождалось ревом толпы: «Распни! Распни Его!» Лишь только апостолы и жены мироносицы скорбно воспринимали это. Великая Пятница — распятие Христа вместе с разбойниками. Один разбойник злочестивый, он хулил Христа, а другой был благоразумный, который в покаянии исповедовал Христа Сыном Божиим. Господь на кресте сказал ему: «Отныне будешь со Мной в раю». Мы вспоминаем снятие со креста Господа, Его погребение, поклоняемся святой плащанице. Завершается Страстная седмица, и верующие готовятся к великому торжеству веры, к празднику Пасхи».

«В эти дни отправленный за штат диакон Андрей Кураев вбрасывает ложный компромат на Тобольские духовные школы, на Московские духовные школы и на Калужские духовные школы, причем делается это анонимно. Этот вброс далеко не нов. В 2009 году похожие анонимки с тем же содержанием этим диаконом-недоброжелателем уже печатались. Полагаем, что анонимные вбросы не имеют никакого юридического обоснования», — говорится в заявлении.

«Считаем, что все изложенное построено на извращенном восприятии действительности. За 26 лет через Тобольские духовные школы прошли более 1600 учащихся — юношей и девушек — и, конечно, могут найтись недоброжелатели из числа не вписавшихся в регламент учебных заведений, которые могли бы подобным образом попытаться как-то навредить и школе, и ее руководству. А что касается хозяина интернет-страницы, разместившего анонимную клевету «Тобольские жалобы», то недаром в народе говорят: «У кого что болит, тот о том и говорит». У этого заштатного диакона все мерещатся в голове грязные извращения, желание посеять раздор, а также облить грязью Церковь в дни Страстной седмицы», — говорят в митрополии.

«Не дотерпела Епархия»

Сегодня, 13 апреля, пошли в ответ заявления диакона Андрея Кураева, которого, по его словам, никто не отправлял за штат, и он уже 27 лет находится в своем статусе. «Не дотерпела Епархия до конца Страстной. Так скорбели о Страстях Христовых, что все ж таки обратили внимание на далекого «отправленного за штат диакона Андрея Кураева». У епархиальных апологетов плохо с логикой. По их шаблону убийство могут осуждать только убийцы, а не соглашаться с воровством могут только воры ».

Он также говорит, что напрасно тобольские священнослужители полагают, что «анонимные вбросы не имеют никакого юридического обоснования». «Среди помянутых вами 1600 учащихся есть и еще найдутся люди, которые воспользуются судебными прениями для изложения весьма печальных мемуаров. И ваш деспот это знает, — напоминает диакон Кураев. — Обвиненный клирик автоматом запрещается в служении на год, однако при этом ему дается право на защиту. Если он этим правом не воспользовался — то все, лишение сана даже без суда», — заключает диакон.

Мирские ведомства никак пока не откликаются на церковный конфликт. В СКР сообщают, что если факт развращения был, то добро пожаловать с заявлением на митрополита. Но никто с заявлением на «педофила» до сих пор не пришел к следователям. Однако в ближайшие часы Znak.com сообщил, ссылаясь на близкий к РПЦ источник, что Тобольская митрополия намерена судиться с диаконом Андреем Кураевым из-за обвинений ее главы митрополита Димитрия в педофилии.

Источники нескольких уральских СМИ, которые, кстати, тоже остаются анонимными, называют учиненный скандал очередным витком застарелого аппаратного конфликта между группами влияния в центральном аппарате РПЦ. Якобы еще с 90-х годов у митрополита Димитрия были влиятельные враги, которым нравится огромная и богатая на благодетелей нефтегазовая Тобольская и Тюменская епархия, которая стала затем митрополией.

Диакон Андрей Кураев в беседе со Znak.com назвал глупостью версию о своем участии в кампании против митрополита Димитрия как попытке сместить его с поста. «Во-первых, лишить архиерея сана может патриарх одним росчерком своего пера. Для этого не нужно устраивать никаких кампаний. Во-вторых, за годы правления патриарха Кирилла ни один архиерей не был низложен из-за сексуального скандала. Поэтому рассчитывать на это в случае с тобольским митрополитом глупо. Более того, звучат мнения, что я, наоборот, работаю в интересах Димитрия», — заявил Кураев, добавив, что придет в стены суда не один, а с надежными свидетелями — бывшими учениками Тобольской духовной семинарии.