Мата Хари - это кто такая? Реальные факты из жизни известной танцовщицы. Виновна без снисхождения

Мата Хари родилась 7 августа 1876 года в небольшом городке Левурдене в Нидерландах. При рождении получила красивое, но привычное для скандинавского имя – Маргарета-Гертруда Зелле. До 15 лет жизнь Маргарет была обеспеченной и безмятежной. Второй ребенок в семье, единственная балованная девочка, она получала лучшее образование в привилегированных учебных заведениях и не знала ни в чем отказа. Ее отец, шляпник Адам Зелле, сделал ряд удачных инвестиций в нефтяной бизнес и не скупился на любимую дочь. Но 1889 году Адам неожиданно разорился, впал в депрессию, а затем бросил семью, и больше участия в судьбе Маргарет не принимал. Мать девочки умерла спустя два года, и ребенок оказался на попечении .

Девушку пристроили в училище, предполагалось, что там она получит профессию воспитательницы детского сада, но директор данного образовательного учреждения проявил к Маргарет слишком неоднозначный интерес, разразился скандал, и семья решила отправить юную красотку в дяде в Гаагу. Там она знакомится с молодым офицером Рудольфом Маклеодом и в марте 1895 года выходит за него замуж. Молодожены отправляются к месту службы мужа, в Индонезию. Спустя 7 лет Маклеоды возвращаются в Голландию и . Маргарет остается не только без мужской поддержки, но и без гроша в кармане, и, что гораздо хуже, она ничего не умеет, у нее нет никакой профессии. Молодая женщина принимает решение ехать в Париж.

В 1905 году на французской сцене восходит новая экзотическая «звездочка». Ее зовут Мата Хари, она дочь индийской принцессы и шотландского барона, она воспитывалась в священном индийском храме и училась древним танцам у жриц, которые и дали ей столь экзотическое имя, что в переводе с малайского «глаз дня». Считается, что эту легенду для бывшей Маргарет придумал господин Гиме, владелец музея Азиатского искусства в Париже, попавший на ее первое представление и сраженный красотой и грацией молодой женщины.

Мата Хари выступала в экзотическом декоре, имитирующем индийского храма, при свете многочисленных свечей. По тем временам костюм ее был шокирующим – грудь едва прикрыта драгоценными камнями, с инкрустированного пояса спадает полотнище полупрозрачной ткани, браслеты щедро украшают запястья и икры, а в темных волосах поблескивает корона. Как она танцевала, было уже неважно при таких нарядах. Даже когда кто-то из журналистов пытался критиковать ее далеко небезупречную технику, он все равно вынужден был упомянуть ее скандальный сценический костюм, и любопытная публика валом валила на представление. Мата Хари стала знаменитой. Она танцевала в частных салонах и на большой сцене. Ее номер вставляли в балетную и оперную программу. Ее приглашали на гастроли, и она много путешествовала. Среди многочисленных поклонников танцовщицы, предоставляющих ей финансовую поддержку в обмен на время, проведенное в ее обществе, множество офицеров из разных стран.

Во время Первой мировой войны именно этот образ жизни сыграл с Марагарет Маклеод дурную шутку. Много путешествует? Ее видят в обществе высокопоставленных военных чинов? Кто же она - шпионка? В феврале 1917 года французские власти арестовали Мату Хари по обвинению в шпионаже и посадили в Сен-Лазар в Париже. На закрытом военном суде, прошедшем в июле, она была обвинена в передаче сведений о новом оружии (танках) противнику и, как следствие, в гибели тысяч солдат. Маргарет признали виновной и 15 октября 1917 года расстреляли в пригороде французской столицы Венсене. Так умерла Маргарет-Гертруда Маклеод, но о прекрасной шпионке Мате Хари продолжала жить и после ее смерти. Рассказывали и том, что танцовщица сбросила перед расстрельной командой пальто и оказалась обнажена, но это не смутило доблестных солдат, и те все же выстрелили. Что последними словами ее были – «Куртизанка – да, шпионка – никогда!», что самый молоденький солдат упал в обморок во время этой казни и многое другое.

Современные историки все больше склоняются к версии, что единственной виной этой роковой женщины была слишком большая любовь к мужчинам в форме и, как следствие, компрометирующая связь с кем-то из высокопоставленной армейской французской верхушки.

Antje van der Meulen ) (21 апреля 1842 - 9 мая 1891). Адам был владельцем шляпного магазина. Кроме того, он сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. Таким образом, до тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 Адам обанкротился и вскоре развелся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к её крёстному в город Снек . Затем она продолжила своё обучение в Лейдене , получая профессию воспитательницы детского сада, но когда директор училища начал открыто флиртовать с нею, её оскорблённый крёстный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. После нескольких месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу .

Индонезия

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция - безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе. В камере, где она провела последние дни своей жизни, адвокат предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В то утро за ней пришла стража, попросила одеться - женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание. Расстрел произошёл на военном полигоне в Венсене 15 октября . После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя. Прощай!» Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа». По приказу одиннадцать солдат выстрелили в Мату Хари, одиннадцать пуль попало в её тело. Двенадцатый солдат, совсем еще юнец, только призванный на службу, упал в обморок в унисон с безжизненным телом двойного агента, прекрасной Маты Хари. Сразу после казни, её тело забрали, впоследствии оно было передано в анатомический театр.

Реакция на казнь

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр . Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла; по мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал . Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Оценка деятельности

Большинство историков считает, что вред от деяний Маты Хари (то есть эффективность её, как разведчицы) был сильно преувеличен - едва ли сведения, реально добытые ей (если таковые вообще имелись), представляли серьёзную ценность для той или иной стороны.

Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней » .

Историк Е. Б. Черняк акцентировал внимание на связях Мата Хари с представителями французской военной и политической элиты , опасность огласки которых могла повлиять на вынесение ей смертного приговора.

В культуре и искусстве

Роль великосветской шпионки, сыгранная ею с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ей «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины»; это обеспечило Мата Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам XX века .

  • Уже в 1920 году о ней был снят фильм «Мата Хари » с Астой Нильсен в главной роли, а позже вышло несколько ремейков
  • Марк Алданов в 1932 г. напечатал очерк «Мата Хари»
  • Лейла Вертенбейкер . роман «Жизнь и смерть Мата Хари» (Москва, Издательство «Пресса» ,1992, тираж 100 000 экз., перевод с англ. В. В. Кузнецова)
  • Елена Гремина . пьеса «Глаза дня »
  • В 1982 немецкая группа Dschinghis Khan альбом Helden, schurken und der dudelmoser
  • В 1982 году в лондонском Lyric Theatre, Hammersmith состоялась премьера мюзикла Лейны Лович , Криса Джадж Смита и Леса Чаппелла «Мата Хари» («Mata Hari»)
  • В 2009 году режиссёром Евгением Гинзбургом был поставлен мюзикл «Мата Хари» на музыку А.Киселева (либретто А.Киселев, А.Вулых), главные роли в котором исполнили Т. Дольникова , В. Ланская , Н. Громушкина ,О. Акулич , Э. Виторган и певец Александр Фадеев
  • В 2010 году в Москве стартовал мюзикл «Любовь и Шпионаж » на музыку М. Дунаевского , поставленный по пьесе Е. Греминой «Глаза дня» с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях
  • 16.09.2010 г. в Москве, на большой сцене театра «Театр Луны » (художественный руководитель Сергей Борисович Проханов), состоялась премьера спектакля «Мата Хари: „глаза дня“» (реж. Д. Попова)
  • Выпущена компьютерная игра «Секретные миссии. Мата Хари и подводные лодки кайзера»
  • Также образ Маты Хари присутствует в серии книг «Мы, боги» (2004), «Дыхание богов» (2005), «Тайна богов» (2007) французского писателя и философа Бернара Вербера
  • Мата Хари является одним из героев книг «Охотники» и «Охотники-2» литературного проекта «Этногенез » издательств «Популярная Литература» и «АСТ», начавшегося весной 2009 года
  • Песня «» была исполнена на польском языке известной эстрадной певицей 60-80-х годов XX века Анной Герман
  • В 8 эпизоде 2 сезона сериала Хранилище 13 чулки Маты Хари были артефактом, имеющим свойство соблазнять мужчин, к ним прикасавшихся
  • Упоминается в романе Д. Х. Чейза «Дело лишь во времени»
  • Была в трилогии «Мы Боги» Бернара Вербера

Киновоплощения

  • Аста Нильсен - «Мата Хари » (Германия, 1920), «Шпионка» (1921)
  • Магда Соня - «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927)
  • Грета Гарбо - «Мата Хари » (1931)
  • Делия Кол - «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937)
  • Мерли Оберон - «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957)
  • Бетти Марсден - «Carry on Regardless» (Англия, 1961)
  • Грета Ши - «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962)
  • Франсуаза Фабиан - «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964)
  • Жанна Моро - «Мата Хари » / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964)
  • Луиза Мартини - «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966)
  • Кармен де Лирио - «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968)
  • Джоан Гербер - «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970)
  • Жа Жа Габор - «Up the Front» (Англия, 1972)
  • Хелен Каллианиотес - «Shanks» (США, 1974)
  • Жозин ван Далсум - «Мата Хари » (телесериал, Нидерланды, 1981)
  • Жанна-Мари Лемер - «Légitime violence» (Франция, 1982)
  • Сильвия Кристель - «Мата Хари » (США, 1985)
  • Домициана Джордано - «Хроники молодого Индианы Джонса » / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993)
  • Мабель Лозано - «Бласко Ибаньес » / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997)
  • Джоана Келли - «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002)
  • Марушка Детмерс - «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003)
  • Сувархала Нараянан - «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006)
  • Фиби Холливелл (Алиса Милано) - «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (англ. Used Karma) (телесериал, США, 1998-2006)
  • Ваина Джоканте - «Мата Хари » (телесериал, Россия, 2016)

См. также

Напишите отзыв о статье "Мата Хари"

Литература

  • Ваагенаар С. (нем.) русск. / Пер. с нем. В.Крюков . «Военная литература», // Waagenaar, Sam . Sie nannte sich Mata Hari. West-Berlin: Ullstein Verlag, .
    • Первое издание: Sam Waagenaar , Mata Hari; ; Mata Hari. Vollständig überarbeite und erweiterte Fassung, Lübbe, Bergisch Gladbach, . - ISBN 3-404-61071-7 .
  • Всемирная история шпионажа / Авт.-сост. М. И. Умнов . - М.: АСТ , . - ISBN 5-237-05178-2
  • Лейла Вертенбейкер «Жизнь и смерть Мата Хари». Роман./Пер. с англ. В. Кузнецова. - М.:Пресса, 1993. - ISBN 5-253-00696-6

Ссылки

  • сайте peoples.ru
  • на IMDB
  • на IMDB
  • на IMDB

Примечания

Отрывок, характеризующий Мата Хари

Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.
– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.

Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.
От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.
Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали.
Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом.
Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним.
Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.
Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья.
Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы.
Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы.

Мата Хари жила более сотни лет назад, но ее имя до сих пор будоражит умы. Кем она была: очаровательной танцовщицей-обольстительницей - или гением международного шпионажа? Сложно ответить на этот вопрос однозначно: отзывы современников и биографические очерки слишком разнятся; кажется, что речь идет о разных женщинах.

Как Мата Хари повлияла на международные отношения, почему она навечно вошла в историю, и чему стоит у нее поучиться?

Пара слов о детстве и настоящем имени

Имя Мата Хари кажется весьма нестандартным для Нидерландов начала XX века. И неудивительно, ведь настоящее имя Мата, данное при рождении - Маргарета Гертруда Зелле.

Она родилась 7 августа 1876 в небольшом городке Леувардене, что находится в провинции Фрисландии в Нидерландах.

Ее отец владел небольшим магазином, и в свое время хорошо поднялся на инвестициях, поэтому Маргарета росла в обеспеченной семье. Она ходила в школы для высшего сословия и считалась одной из лучших учениц, а родители старались, чтобы дочь ни в чем не нуждалась.

Но период семейного благополучия закончился, когда отец стал банкротом. Это произошло в 1889 году, а вскоре после этого родители подали на развод. Не выдержав моральных напряжений, мать Маргареты заболела - и скончалась в 1891 году.

Дочь была отправлена в город Снек, где жил ее крестный, а немного позже, когда встал вопрос о получении дальнейшего образования, девушка переехала в город Лейден. Там она поступила в заведение, где обучались будущие воспитатели детских садов.

Видео: Мата Хари. Шпионка, которую предали

Как не сковывать себя пуританскими правилами: инструкция от Мата

Период жизни в Лейдене можно считать отправной точкой в карьере Маргареты, как коварной (или не очень) соблазнительницы. Она сумела применить свои женские чары, чтобы влюбить в себя директора училища. Заметив открытый флирт между юной Гретой и взрослым мужчиной, крестный отец посчитал нужным не допустить скандала - и увезти девушку подальше от эпицентра событий.

Но спокойная и чинная жизнь Маргарету уже не устраивала, в доме крестного ей не хватало воздуха и свободы. Поэтому она сбежала в Гаагу к дяде - но он тоже был чрезмерно строг по ее меркам.

Идеальным, как на тот момент ей казалось, решением всех проблем было удачное замужество. Однажды ей попалась газета, на страницах которой одинокие мужчины сетовали на отсутствие женского тепла - и надеялись на знакомство с прелестными барышнями.

«Жертвой» чар Маргареты стал капитан Рудольф Мак-Леод, который был старше на 20 лет. Между знакомством и бракосочетанием не прошло много времени, Рудольф и Грета отправились к алтарю, едва зная друг друга. Естественно, никакой любви со стороны девушки не было, исключительно - расчет.

Инструкция не сработала, или нерайская жизнь на райском острове

Неизвестно, тешила ли себя Маргарета надеждами на спокойную жизнь с мужем, но он не дал ей возможности почувствовать себя счастливой женой. Супруги переехали на остров Яву, который, на тот момент, относится к голландской Ост-Индии, где пытались построить крепкую семью.

Но брак разочаровал обоих. Рудольф в большей мере интересовался крепкими спиртными напитками, нежели молодой красавицей-женой, которую с успехом заменяли многочисленные любовницы.

Он любил периодически упрекнуть супругу - дескать, это она виновата в том, что он - полный неудачник, и не продвигается по службе. Несмотря на это, Маргарета родила Рудольфу двоих детей: сына Нормана-Джона и дочь Жанну-Луизу.

Даже дети не смогли удержать Грету. Не выдержав домашних скандалов, она переехала к своему любовнику Ван Редесу. Ходили слухи, что она изменяла мужу и с другими голландскими офицерами, и вообще пустилась во все тяжкие, пытаясь побольнее отомстить супругу.

В этот же период она начала посещать танцевальные занятия, особенно ее заинтересовали национальные индонезийские танцы.

Муж уговорил Маргарету вернуться - она согласилась, но Рудольф не остепенился.

Избавиться от гнетущей депрессии помогали только танцы и погружение в местную культуру. Именно там Маргарета придумала себе псевдоним - и впервые им назвалась в письме к родственникам.

Мата Хари - словосочетание, которое на малайском языке означает «солнце». Дословно: «мата» - глаз, а «хари» - день.

В 1899 году в возрасте двух лет умирает сын Греты. Причина доподлинно неизвестна - но, скорее всего, это были осложнения сифилиса, которым ребенка наградили родители. Они же отрицали факт наличия «неприличного» заболевания, утверждая, что малыша отравила прислуга.

Дочь прожила намного дольше сына, но в возрасте 21 года умерла со схожими симптомами.

Как правильно сыграть на мужском естестве? Спросите Мата!

В 1903 году супруги вернулись обратно в Голландию, после чего Маргарета немедленно подала на развод. Рудольф отобрал у матери права на воспитание дочери, поэтому Жанна-Луиза осталась жить с отцом.

Бывший муж наотрез отказался платить алименты и обеспечивать жену, поэтому Грета осталась на пороге бедности.

Осознав, что в Голландии заработать достаточное количество денег она не сможет, Маргарета отправилась в Париж. Оживленный город манил ее сверкающими огнями, женщине казалось, что это - то место, где она смогла бы решить все проблемы. Когда ее позже спросили, почему именно столица Франции, она ответила - мол, ей всегда казалось, что все женщины, которые сбежали от опостылевших мужей, отправляются именно в Париж.

Сначала Грета хотела стать натурщицей у художников, но ее кандидатуру отбраковали. Дескать, бюст маловат и невнушителен. Отчаиваться Маргарета не стала, и устроилась в цирк, где работала наездницей на лошадях, выступая под псевдонимом Леди Греша Мак-Леод.

Но подобная карьера ее не прельщала, да и заработок не радовал. Поэтому пришлось вспомнить навыки танца и соблазнения мужского пола.

Комбинация этих двух умений обеспечила Грете дорогу в богемную среду Парижа, где она раскрыла весь потенциал - и стала Мата Хари окончательно. Танцы женщины производили неизгладимое впечатление на неискушенных экзотикой французов: откровенные наряды и умелая балансировка на грани приличия и откровенного стриптиза приводила мужчин в экстаз.

Тот факт, что на танцовщице в конце выступления оказывался самый минимум одежды, едва прикрывавший постыдные места, Мата умело обосновывала. Стриптиз оправдывался тем, что танец был религиозным и посвящался Шиве, поэтому полиция нравов не могла придраться. Танцы были экзотическими, а значит - в них присутствовал элемент иноземных традиций. А кто их разберет, этих туземцев, вместе с их поверьями?


Триумф Мата произошел в марте 1905 года. Она выступала в музее восточного искусства «Мюзэ Гимэ», который принадлежал богатому промышленнику месье Гимэ. Гибкая и грациозная Маргарета настолько пришлась ему по душе, что он решил всеми способами обеспечить ей карьеру. На выступлении присутствовали послы Японии и Германии, а также известнейшие жители Парижа. На Мата были роскошные одежды и драгоценности, от которых в конце танца остались только браслеты и ожерелье. Результат - фурор среди парижской богемы, долгие обсуждения таланта Мата и стремительный взлет карьеры.

Немалое значение сыграла любовь Мата к мистификациям. Она утверждала, что прибыла из далеких краев и была дочерью загадочного короля, иногда говорила, что воспитывалась в восточном монастыре.

На фоне общей увлеченности Востоком подобные легенды позволили Мата стремительно подняться на вершины популярности. Она превращается в настоящий бренд, ее именем называют конфеты, сигареты, изящная Грета изображается на почтовых открытках.

Женщину приглашают выступать в особняке Ротшильда, а после успешного шоу на сцене театра «Олимпия» Мата Хари признают идеалом красоты и пластики. В газетах по всему миру пишут об очаровательной танцовщице, которая способна свести с ума мужчину одним движением грациозной ножки.

Попутно Маргарета не гнушалась профессией куртизанки, и пользовалась всеми благами своего положения. Она была знакома с политиками, банкирами, промышленниками, которые дарили ей дорогие украшения и финансово обеспечивали.

Ходили слухи, что могущественные покровители у нее есть чуть ли не в каждом крупном европейском городе. Но, тем не менее, у Мата возникали финансовые затруднения, и ей приходилось периодически брать в долг.

Очаровательная шпионка

Неизвестно, когда именно, и при каких обстоятельствах, была завербована Маргарета. Ее причастность к шпионажу была раскрыта во время Первой Мировой войны, но есть основания полагать, что вербовка произошла задолго до военного конфликта.

Первые подозрения вызвали слишком частые путешествия из Франции в Нидерланды. Родное государство Мата сохраняло военный нейтралитет, поэтому разрешался свободный въезд нидерландским гражданам. Но между двумя государствами пролегала линия фронта, поэтому приходилось ехать через Испанию и Британию, где ее теоретически могли завербовать немецкие резиденты.

Когда в 1916 году французская контрразведка предположила, что Мата причастна к шпионажу, женщина сама пришла к ним и предложила свои услуги. В разговоре она случайно упомянула имя своего любовника, которого французы знали, как немецкого агента. Для проверки Мата была отправлена в Мадрид для выполнения простой миссии. Убедиться в том, что Маргарет - двойной агент, помог радиоперехват сообщения от немецкой разведки о том, что перевербованному Францией агенту немедленно необходимо вернуться из Мадрида в Париж.

Красивый миф о большой любви

Есть легенда о том, что настоящая причина обратиться во французскую разведку была до тошноты прозаической: Мата повстречала русского летчика Вадима Маслова. Он жил во Франции и служил в авиации, был молод и красив. Он годился Мата в сыновья - но, несмотря на огромную разницу в возрасте, Маргарета полюбила молодого русского, и была готова ради него на все.

Согласно слухам, молодого летчика отправили на фронт, где он был ранен и потерял глаз. Обезумевшая от переживаний за любимого, Мата рвалась к нему в госпиталь - но ее не пускали.

Якобы, именно для того, чтобы попасть к Вадиму, женщина обратилась к французским военным, но они поставили ультиматум: пока женщина не достанет данные от вражеских немецких солдат - не видать ей Вадима. Именно поэтому Мата отправили в Мадрид, где и рассекретили.

Правда ли это, или красивый миф? Доказать невозможно, поскольку все данные о Мата до сих пор не раскрыты. Другая версия гласит, что Германия сама позволила перехватить радиоканал, чтобы тем самым избавиться от двойного агента.

Так или иначе, последствия были плачевными.

Стремительная развязка

Мата арестовали в январе 1917 года. Около четырех месяцев ее допрашивали, она же отрицала все факты причастности к немецким агентам. Но французы сумели расшифровать несколько радиосообщений, которые доказывали деятельность Мата, как агента.

На суде ее обвинили в передаче данных, которые привели к гибели нескольких французских дивизий. Это послужило поводом вынести приговор о смертной казни без права на помилование.

Она до последнего момента сохраняла невероятное спокойствие. Адвокат предложил ей сказать, что она беременна, тем самым отсрочив казнь - но Маргарет отказалась.

Утром, когда ей сказали о том, что немедленно приведут приговор в исполнение, она возмутилась, что ее даже не накормят завтраком. Мата оделась с привычным тщанием, после чего ее вывезли на военный полигон. Она попросила не надевать на глаза маску и не связывать руки. Перед расстрелом Мата послала воздушный поцелуй расстрельной команде - и сказала, что готова. Даже в последний миг она выглядела спокойной. Произошло это 15 октября 1917 года.

Мата Хари и современность: почему мы ее помним?

История куртизанки и родоначальницы стриптиза, которая попала в разведку и проявила себя, как умнейшая женщина со стальными нервами, до сих пор будоражит умы людей. До сих пор у биографов не получается доказать - была ли она просто распутницей, которая мечтала только о мужских кошельках, или же она просчитывала каждый шаг наперед, и фатально ошиблась лишь один раз.

Некоторые считают, что она была обычной женщиной, на нее роковой фатум обрушил тяжелейшие жизненные невзгоды, с которыми пришлось справляться хрупкой Маргарете Зеллер.

Первый фильм о Мата Хари появился уже через 3 года после ее смерти. Главную роль в разные годы играли Аста Нильсен, Грета Гарбо, Жанна Моро. О великой искусительнице писали книги, ее жизнь привлекала сценаристов и режиссеров.

В 1992 году была издана книга «Жизнь и смерть Мата Хари», а в 2009 году режиссером Е. Гинзбургом был поставлен спектакль по мотивам жизни великой танцовщицы, а через год была показана пьеса другого российского режиссера - С. Проханова. В 2016 году был снят сериал, в котором роль Мата досталась Ваине Джоканте.

С момента ухода из жизни Маргареты Зеллер прошло более 100 лет, но память о величайшей шпионке всех времен и народов жива до сих пор.

Можно гарантировать, что идея о куртизанке-искусительнице, замешанной в межполитические интриги, будет востребована еще долгие годы.

Мир Путешествий благодарит вас, что нашли время познакомиться с нашими материалами!

Мата Хари, фото, биография, личная жизнь, семья которой будут представлены в статье, была известной исполнительницей танцев и куртизанкой. Она имела голландское происхождение. Прославилась эта женщина в период Первой мировой.

Кто такая Мата Хари? Биография, фото

Родилась героиня статьи в Нидерландах. Мата Хари, настоящее имя которой - Маргарета Гертруда, являлась единственной дочерью Адама Зелле. У нее было три брата. Мата Хари (годы жизни - 1876-1917 гг.) получила хорошее образование. Это стало возможно благодаря предпринимательской деятельности отца. Адам владел шляпным магазином и успешно инвестировал в нефтедобывающую промышленность. До 13 лет Маргарета посещала исключительно школы, в которых учились отпрыски представителей высшего сословия. Но в 1899 г. отец обанкротился. Спустя некоторое время Адам развелся с женой. Маргарету он отправил в Снек к крестному. Впоследствии она продолжила обучаться в Лейдене. Там произошел достаточно неприятный инцидент. В Лейдене Маргарета получала профессию воспитательницы в детском саду. Однако директор училища начал открыто с ней флиртовать. Оскорбленный крестный забрал девушку из училища. Спустя несколько месяцев Маргарета сбежала в Гаагу к своему дяде.

Индонезия

Мата Хари, фото, биография, личная жизнь которой впоследствии станут предметом исследования многих историков, была весьма привлекательной особой. В 18 лет она вышла впервые замуж. Это произошло в Амстердаме, в 1895 г. Супругом стал 39-летний капитан Рудольф Мак-Леод. Познакомилась с ним Маргарета по объявлению. Супруги переехали на о. Яву. Раннее замужество было первым отчаянным шагом, который совершила Мата Хари. Семья, дети, жена сильно обременяли Рудольфа. Вскоре супруги разочаровались в браке. Рудольф питал слабость к алкоголю, вымещал свою неудовлетворенность жизнью на жене. Он обвинял Маргарету во всех своих бедах, в том числе и в том, что не может продвинуться по службе. Кроме этого, Рудольф был падок на женщин и открыто содержал любовниц. Маргарета, разочаровавшись в муже, переехала к другому офицеру - ван Редерсу. На протяжении многих месяцев она активно изучала традиции Индонезии, в том числе с помощью своей работы в танцевальной группе. В 1897 г. Маргарета впервые использовала свой псевдоним Мата Хари. Это сочетание означает "солнце". После уговоров Рудольфа Маргарета вновь вернулась к нему. Однако поведение мужа не изменилось. Чтобы забыться, она продолжала изучение местной культуры.

Первая трагедия

В 1898 г. скончался сын Маргареты в возрасте 2-х лет. Считается, что он умер от осложнений сифилиса, переданного ему от родителей. Сами супруги утверждали, что сына отравила прислуга. В некоторых источниках есть сведения, что Рудольф оскорбил мужа служанки. Тот в ответ приказал жене отравить сына и дочь Маргареты и Рудольфа. Служанка подмешала яд в пищу. Это оказалось достаточно легко, поскольку она свободно передвигалась по дому, была допущена на кухню. Мальчик страшно мучился перед смертью. Однако дочь смогла выжить. Некоторые говорили, что это было настоящее чудо, другие указывали на сильный иммунитет ребенка. Тем не менее до настоящего времени остается загадкой, как она смогла выжить, если еда была отравлена у обоих детей. В 1903 г. Рудольф и Маргарета развелись. При этом бывший муж отсудил право воспитывать дочь, которая скончалась в 21 год. Предположительно, причиной стало также осложнение сифилиса.

Париж

В 1905 году вся Франция узнала, кто такая Мата Хари. Биография, фото этой женщины привлекали огромное количество поклонников. Началось все с того, что после развода Маргарета пребывала в весьма бедственном положении. Чтобы выжить, она направилась в Париж. Сначала город встретил ее недружелюбно. Средств у нее не было, поэтому ей приходилось ограничивать себя во всем. Сначала Маргарета решила подработать натурщицей. Однако ее быстро потеснили более успешные конкурентки. Маргарета не имела пышных форм, поэтому французские художники не очень ее жаловали. Ей пришлось устроиться в цирк Молье. Там она работала с лошадьми в качестве наездницы, называясь леди Греша Мак-Леод. При этом Маргарета прекрасно понимала, что состояние она такой деятельностью не заработает.

Начало карьеры

В 1905 г. на танцевальный подиум в Париже впервые вышла Мата Хари. Биография, кратко говоря, мало кого интересовала сначала - все смотрели на тело. Маргарета сама придумала себе номер. Она вспомнила, как в период замужества в Ост-Индии она видела и какой восторг был от них у публики. Первый свой номер она показала в салоне г-жи Киреевской. Все собравшиеся были в восторге от экзотических движений танцовщицы. Мужчинам же больше всего запомнился финал номера, когда девушка полностью обнажалась. Стоит сказать, что Маргарета не была профессиональной танцовщицей. Ей просто нужны были деньги.

Слава

С 1905 года Маргарета стала известнейшей танцовщицей "восточного стиля", выступая под псевдонимом Мата Хари. Это была уникальная девушка. Некоторые ее танцы были близки по исполнению к современному стриптизу. В то время он еще не был привычен для западного зрителя. В конце своего номера танцовщица оставалась практически голой. "Так хотел Шива", - говорила Мата Хари. Это был настоящий священный танец. Он исполнялся на сцене перед небольшим количеством ценителей. Площадка при этом была усыпана лепестками роз. Интерес представляют легенды, которые рассказывала Мата Хари. Это была романтическая девушка с богатым воображением. Например, она говорила, что священные восточные танцы она знает с самого детства. Танцовщица могла сказать, что является экзотической принцессой или дочерью индийской княжны и короля Эдуарда Седьмого, что у нее есть собственный конь, который разрешает ездить на себе только ей, что свое воспитание она получила в монастыре на Востоке. Было еще много романтических мистификаций, которыми окутывала своих поклонников Мата Хари. Это в конечном итоге способствовало ее грандиозному успеху в начале 20 столетия. В тот период особенно обострился интерес к Востоку и эротике.

Куртизанка

Не только в Париже, но и в других европейских городах стала выступать Мата Хари. Биография, кратко говоря, в основном была связана с богатыми поклонниками. Например, один из них был французским богачом. Он пригласил ее танцевать в Музей восточного искусства. Мата Хари, фото которой пленило добрую часть мужского населения Европы, была очень успешной куртизанкой. Она состояла в связи с несколькими высокопоставленными военными, политиками, прочими влиятельными деятелями разных стран, в том числе Германии и Франции. Ей дарили дорогие подарки, однако она часто испытывала финансовые проблемы и брала в долг. По сведениям, Маргарета имела страсть к карточным играм. Предположительно, именно на них уходили деньги. Перед Первой Мировой Маргарета познакомилась с немецким полицейским чиновником. Некоторые авторы считают, что именно тогда под наблюдение спецслужб и попала Мата Хари. "Шпионка" - так впоследствии ее будут называть.

Двойной агент

В ходе Первой мировой Нидерланды являлись нейтральной страной. Маргарета, являясь голландской подданой, могла беспрепятственно ездить на родину. Между государствами проходила линия фронта. Дорога Маргареты лежала через Испанию, в которой очень активной была немецкая резидентура, а также Великобританию. Ее частые путешествия привлекли внимание контрразведки. Летом 1914-го Маргарета направлялась в Париж через Швейцарию. Она была остановлена на границе для проверки документов. Их у Маргареты не оказалось, поэтому она была вынуждена отправить все свои костюмы дальше, а сама поехала через Берлин в Голландию. Приехав на родину, танцовщица была морально разбита. У нее не было никаких средств к существованию. Случайно Маргарета знакомится с весьма обеспеченным банкиром. Он достаточно скоро становится ее любовником и содержит ее. Через него Маргарета познакомилась с влиятельными немцами, очень щедрыми и добрыми. До Парижа танцовщица так и не доехала, а спустя год была завербована разведкой Германии. С этого момента Маргарета начала жизнь, как Мата Хари-шпионка. Биография девушки наполнена множеством слухов. Далеко не все клубки противоречий удалось распутать исследователям.

Мата Хари: биография (кратко самое важное)

При вербовке Маргарета получила позывной Н-21. Некоторые авторы считают, что она стала шпионкой еще до начала войны. Точные обстоятельства и причины вербовки неизвестны. В 1916 г. французская контрразведка получила первые сведения о ее причастности к работе на немцев. Мата Хари, узнав об этом, сама пришла к спецслужбам. Она предложила французам свою помощь. При этом Маргарета назвала имя одного своего любовника, известного как агента-вербовщика. В результате французы направили ее с небольшой миссией в Мадрид. Там подозрения о шпионаже подтвердились окончательно. Контрразведчикам удалось перехватить радиообмен между немецким агентом и центром. В сведениях тот указывал, что перевербованный шпион Н-21 прибыл в Мадрид и получил направление от немецкой резидентуры в Париж. Существует предположение, что радиообмен был рассекречен немецкой стороной специально, чтобы избавиться от Маргареты.

Арест

После возвращения в Париж Мата Хари была взята под стражу. Это произошло 13 февраля 1917-го. Суд над Маргаретой проходил за закрытыми дверями. Ей вменялась передача противнику информации, вследствие чего погибло несколько дивизий. Стоит сказать, что материалы разбирательства до настоящего времени засекречены. Суд признал Мату Хари виновной и приговорил к расстрелу. Ее адвокат пытался освободить ее перед казнью. Он подал апелляцию, но жалобу отклонили. Адвокат подавал прошение даже президенту, но и он отказал в помиловании. Защитник даже предлагал сказать, что она беременна, чтобы отсрочить исполнение приговора. Но Мата Хари отказалась лгать.

Казнь

15 октября 1917-го утром за Маргаретой пришла стража. Ее попросили одеться и приготовиться к казни. Однако арестантка возмутилась, что ее ведут на расстрел, не покормив завтраком. Пока Маргарета готовилась, гроб уже был доставлен. Расстреляли ее в Венсене на полигоне. Как свидетельствуют источники, она без тени волнения и очень спокойно стояла у столба. Маргарета повернулась к монахине и обняла ее. Потом Мата Хари сняла с себя пальто и отдала женщине. Маргарета отказалась быть привязанной к столбу. Она также не согласилась, чтобы ей завязывали глаза. Перед ней стояло 12 солдат. Послав им воздушный поцелуй, она выкрикнула, что готова. 11 человек выстрелило. Последний, двенадцатый солдат упал в обморок. Есть сведения, что один из офицеров подошел к телу и выстрелил еще раз в затылок. После расстрела тело передали в

Реакция на казнь

Известие о том, что известная танцовщица была расстреляна за шпионаж, в короткий срок обросло слухами. Один из них уже указан выше. Слух касается того воздушного поцелуя. Ряд авторов считает, что он был адресован адвокату Маргареты, который был ее любовником. Есть слух о том, что Мата Хари, стремясь отвлечь солдат, скинула с себя одежду и осталась голой. Однако в 1934 г. в "Нью-Йоркере" вышла статья, опровергавшая его. По сведениям из заметки, во время казни танцовщица была одета в костюм, специально сшитый на заказ по этому случаю. В другом источнике указывается, что на ней была блузка, шляпа-треуголка, выбранные обвинительной стороной на суде. Этот костюм, по сведениям, был единственным чистым и полным туалетом в тюрьме.

Судьба останков

Тело убитой не было востребовано ее родственниками. В этой связи оно было направлено в анатомический театр. Голова Маргареты была забальзамирована. Она хранилась в парижском Музее анатомии. Но в 2000 году обнаружилось, что голова пропала. Специалисты полагают, что исчезновение могло произойти еще в 1954-м, когда состоялся переезд музея. Источники 1918 года указывают также на то, что на хранение были переданы и остальные останки Маргареты. Однако отчеты об их точном месте нахождения отсутствуют.

Оценка деятельности

Большая часть авторов считает, что эффективность Маргареты как разведчицы существенно преувеличена. Специалисты полагают, что вряд ли те сведения, которые она могла добыть, представляли действительно серьезную ценность для французов или немцев. По мнению О. Пинто, подполковника голландской и британской разведок, Мата Хари, несомненно, завоевала славу. Она была олицетворением прекрасной женщины-агента. Вместе с этим Маргарета была экспансивным и неумным созданием. Пинто считает, что если бы казнь не состоялась, мир вскоре забыл бы о том, что когда-то была Мата Хари. Биография (фильм о шпионке впервые был снят в 1931 г.), безусловно, была наполнена огромным количеством событий. Далеко не последнее место в них занимали встречи с представителями французской политической и военной элиты. Историк Черняк полагает, что опасность разглашения этих связей могла повлиять на обвинительный приговор.

Была ли польза от деятельности агента Н-21?

Историки расходятся во мнениях по этому поводу. Некоторые уверены, что Маргарету совершенно не интересовали успехи разведки. Она только создавала видимость разведывательной деятельности, чтобы получать от немцев хорошие деньги. По некоторым источникам, сама Маргарета говорила, что вспомнила о своих нарядах, задержанных на границе в 1914 году, и решила получить с Германии компенсацию за это. Другие авторы, напротив, убеждены, что Мата Хари не раз передавала секретные сведения немцам, работая на них вплоть до начала 1916 г. - до перехвата радиограммы. Что касается французов, то, узнав о ее преступлении, они тем не менее не спешили наказывать Маргарету. Контрразведчики предложили ей работать на них. Маргарета согласилась, но потребовала 1 млн франков. Объясняла это Мата Хари своим желанием выйти замуж за любимого мужчину. Избранником в этот раз был Вадим Маслов - русский капитан. Сам же он не строил грандиозных планов с женщиной, которой мечтали обладать многие мужчины Парижа. Спустя время Маслов скажет, что его с Маргаретой связывало мимолетное чувство. Стремясь заработать побольше, Мата Хари стала шпионить в пользу Германии и Франции, одновременно передавая информацию им друг о друге.

Заключение

В историю Маргарета вошла и как двойной агент Н-21, и как танцовщица Мата Хари. Биография (фильм снимался не только в 1931 г.) покрыта до сих пор тайнами и легендами. Она смогла поразить огромное количество поклонников. При этом есть сведения, что на допросе Мата Хари отрицала свою вину, говоря о том, что никогда не была предательницей. Некоторые эксперты полагают, что именно неразборчивость в связях сыграла свою роль в ее аресте и последующем расстреле. Ее любовниками, покровителями, спонсорами были довольно влиятельные люди. Однако они не смогли и, скорее всего, даже не пытались помочь ей. Это вполне объяснимо. Никто не хотел терять свое положение в обществе ради танцовщицы. И потом, были и другие женщины, с менее запятнанной репутацией. Между тем ряд авторов считает, что именно образ мученицы позволил ей прославиться сильнее, чем кому бы то ни было из шпионов того времени. По популярности она даже обогнала некоторых более эффективных агентов. Мата Хари прожила сравнительно недолгую, но весьма насыщенную жизнь. Учитывая, что профессиональной подготовки в качестве танцовщицы она не получила, успех был просто невероятным. В большей степени этому, конечно, способствовало активное изучение ею восточной культуры во время пребывания в Индонезии. Не последнюю роль, несомненно, сыграло и ее воображение, любовь к романтизму. Многие авторы делают вывод, что, не стремись Мата Хари к состоянию, возможно, она прожила бы гораздо дольше. Вероятно, она смогла бы выйти замуж, стать снова матерью. Но, к сожалению, судьба распорядилась по-другому. Так или иначе, она смогла завоевать сердца многих и оставила свой след в истории.