Самый большой российский танк. Самый большой танк в мире

Самых больших танков по массе и размерам в мире. Почти все супер тяжелые танки были построены или разработаны во время Второй мировой войны.






Выше, фотографии реально созданной пушки, которая должна была устанавливаться на танк Monster

Германия, 1942 г., 42 метра, вес 1500 тонн, экипаж 100 человек

В 1942 году Гитлер одобрил проектирование и создание танка монстра, но проект был отменен в 1943 году еще до того, как само строительство началось. Танк должен был быть больше в пятнадцать раз, чем обычный танк, он должен был быть оснащен 800 мм пушкой Круппа (обычные танки оснащаются пушками 75 - 122 мм).

800 мм пушка Круппа является крупнейшей из артиллерийских орудий, когда-либо построенных. Каждый снаряд весил 7 тонн, дальность стрельбы до 37 км (23 миль).



Германиz, 1942 г., 35 метров, вес 1000 тонн, экипаж 20 человек

Ratte был очень похож на чудовище. Он также был разработан в 1942 году и был также снят с производства через год. В отличие от Monster, Ratte должен был быть вооружен башней с военного корабля с двумя 280 мм пушками. Другие вооружения на Ratte: одна 128 мм пушка, восемь 20 мм зенитных орудий и несколько 15 мм пулеметов.

Танк VIII Маус является крупнейшим из когда-либо построенных танков. Он мал по сравнению с Monster и Ratte, но все равно в три раза больше, чем обычный танк. Проектирование было завершено в 1942 году и в том же году начато его производство, но только два танка были построены до окончания войны.

Танки были вооружены одной 128-мм пушкой и одной 75 мм пушкой.

Танк VIII Маус

Германии, 1944 - 10 метров, вес 188 тонн, экипаж 6

Супер тяжелый танк очень похож на танк VIII Маус. Этот проект был начат в 1942 году, но не все танки были построены. Один корпус танка был построен в 1944 году, но башня не была установлена до окончания войны.

E-100 Тигр Маус должен был использовать те же башни, что и танк VIII Маус. Благодаря более легкому весу, этот танк должен быть быстрее и эффективнее на поле боя, чем танк VIII Маус.


Германии, 1943 - 10 метров, вес 140 тонн, экипаж 5 человек

FCM F1 самый тяжелый и самый большой танк не нацистского происхождения. Он должен был заменить Char 2C, который являлся одним из самых тяжелых танков, который никогда не использовался в бою. К сожалению, Франция потерпела поражение, прежде чем проект FCM F1 был завершен, так что ни один из этих танков не был построен.

FCM F1 должен был иметь на вооружении 90-мм пушку, 47 мм пушку, шесть пулеметов. Стоит отметить, что этот танк был длинной 10 метров, но только чуть более 3 метров в ширину, так что его можно было бы перевозить по железной дороге.


Франции, 1940 г.,11 метров, вес 139 тонн, экипаж 9 человек

O-I, это попытка Японии создать супер тяжелый танк. В различных источниках есть сообщения, о том, что одна модель была завершена и отправлена в Маньчжурию во время Второй мировой войны, но это очень маловероятно, скорее всего, это слухи, чем правда. O-I вероятно был отменен, как и большинство других проектов сверхтяжелых танков.

У O-I должно было быть три башни. Основная башня имела 105 мм пушку, на правой башне 37-мм пушка, на левой три пулемета.

Япония, 1944 г.,10 метров, вес 130 тонн, экипаж 11 человек

K-Wagen была одной из первых попыток создания сверхтяжелого танка. Опять же это был сумасшедший план инженеров из Германии, но на этот раз это было до эпохи нацизма.

K-Wagen не было главной башни. Вместо этого было четыре 77 мм орудия установленных по бокам и семь пулеметов. Он является вторым по величине из когда-либо реально построенных танков - только танк VII Maus больше, так как все другие проекты сверхтяжелых танков не были доведены до конца.


Германия, 1917 г., 13 метров, вес 120 тонн, экипаж 27 человек

Т-28

Т-28 был разработан американскими военными во время второй мировой войны. Он должен был быть использован для прорыва немецкой обороны и возможного вторжения в Японию.

У Т-28 не было нормальной поворачивающей башни, так что можно было бы его классифицировать его как истребитель танков, самоходная установка, а не супер тяжелый танк. По этой причине он был переименован из Т-28 в T-95, а затем обратно.

Он был вооружен одной 105 мм пушкой и единым пулеметом. У него было 4 гусеницы вместо традиционных 2-х.


Т-28

США, 1945 г., 11 метров, вес 95 тонн, экипаж 8 человек

TOG2

TOG2 был крупнейшим британским танком из когда-либо построенных. Так же, как и большинство других сверхтяжелых танков, он был разработан во время Второй мировой войны. Один прототип построен в 1941 году, но проект был заморожен, и TOG2 никогда не участвовал бою.

TOG2 был вооружен одной 76 мм пушкой.


TOG2

Великобритания, 1940 г.,10 метров, вес 80 тонн, экипаж 8 человек

Другой британский супер тяжелый танк. Танк так же разработан во время Второй мировой войны, но в серию так и не был запущен.

A39 черепаха был вооружен 96 мм пушкой и тремя пулеметами.


A39 Черепаха

Великобритания, 1944 г. - 10 метров, вес 78 т, экипаж 7 человек

Почему армия отказалась от тяжелых танков?

Интересно, что почти все танки в были построены во время Второй мировой войны. Что заставило инженеров в это время пытаются построить такие монстры, и почему не такие танки были построены до сих пор?

Основной причиной для создания сверхтяжелого танка был иммунитет от вражеского огня. Супер тяжелый танк имел толстую броню, которая была бы непроницаемой для большинства орудий времен Великой Отечественной войны.

Причин отказа от этих танков несколько:

Появились кумулятивные снаряды. Которые могли пробить броню до 500 мм и даже более;

Танк можно было поразить с помощью авиации;

Слабая маневренность танка при наступлении и отступлении, что ограничивало его применение на поле боя.

Еще одной проблемой была транспортировка сверхтяжелых танков. Большинство из них были слишком велики, чтобы перевозить по железной дороге, поэтому им приходилось рассчитывать только на свои способности движения. Проблема в том, что большинство из них двигались крайне медленно, поэтому они не могут достичь поле боя в нужный момент.

Кроме того, сверхтяжелые танки разрушают дороги. Поэтому им приходилось бы ехать по пересеченной местности, что еще бы замедляло движение.

Тяжелый танк ИС-2 (видео):

Тяжелый танк Гроте R-1000 (видео):

Тяжелые танки ИС-3, ИС-7 (видео):

Самый большой танк в мире сделали в России и выпустили в 1915 году. Он носит название Царь-танк.

За машиной закреплено еще несколько названий, к примеру, Мастодонт, Мамонт и машина Лебеденко. Еще прозвища «Нетопырь» и «Летучая мышь» были даны за то, что модель при переноске на задние колеса напоминала как раз летучую мышь, которая спала вниз головой. Так что же собой представляет эта махина, почему же никто до сих пор не смог превзойти рекорд и построить более крупный танк?

Амбициозный проект

Проект гигантского танка изначально отличался амбициозностью и оригинальностью. По воспоминаниям автора инженера Николая Лебеденко, на идею строительства такой машины его вдохновили среднеазиатские повозки-арбы. Они, благодаря колесам огромного диаметра с легкостью проезжали по канавам и ухабам.

В отличие от привычных танков, в которых используется гусеничный движитель, Царь-танк стал колесной боевой машиной. Внешний вид ее по своей конструкции напоминал орудийный лафет увеличенных размеров. Два передних огромных колеса из спиц имели диаметр около 9 метров, заметно меньше был задний каток.

Его размеры около 1,5 метров. Разработчик поднял верхнюю неподвижную пулеметную рубку на 8 метров над землей. Корпус был Т-образный коробчатый шириной ровно 12 метров. У него на выступающих за плоскость колес точках были спроектированы спонсоны с пулеметами. С каждой стороны расположилось по одной. Предполагалось, что там тоже можно будет установить пушки. Дополнительную пулеметную башню инженер хотел установить и под днищем. При всех этих характеристиках скоростью машины по проекту должна была достичь 17 километров в час.

Императорское развлечение

Возможно удивительно, но при всей необычности и сложности проекта, с учетом впечатляющих размеров, Николай Лебеденко смог продвинуть свою разработку. В ряде инстанций махина получила одобрение, но вот последнее одобрение было дано на аудиенции инженера у Николая Второго. Во время встречи Лебеденко презентовал императору заводную модель своей машины. Она была сделана из дерева и оснащена двигателем из граммофонной пружины. Как вспоминали придворные, инженер вместе с императором целых пол часа как ребенок ползал по полу и играл моделью, гоняя ее по комнате. Миниатюрный танк бегал по ковру и с легкостью преодолевал все препятствия в виде стопки из нескольких томов «Свода законов Российской Империи». В итоге, Николай Второй остался впечатленный машиной и дал поручения открыть финансирование разработки.

Работы шли быстро, поскольку находились под императорским патронажем. Необычную машину довольно скоро изготовили из металла. С весны 1915 года танк под грифом секретно собирали под Дмитровом в лесу. Уже в конце лета того же года прошли первые ходовые испытания уже готовой машины. Огромные колеса предполагали повышенную проходимость устройства, это и подтвердилось на испытаниях. Танк ломал деревья как спички. Впрочем, были и хлопоты с махиной. Задний управляемый каток, который имел небольшие размеры и в силу неправильного распределения веса танка в целом, едва ли не сразу погряз в мягком грунте.


Большие колеса не смогли вытащить машину, и это даже несмотря на мощнейшую в то время двигательную установку, которая состояла из двух моторов «Майбах» по 250 лошадиных сил каждый. Последние, к слову, были сняты со сбитого дирижабля из Германии.

Слабые места

В результате испытания нашли значительную уязвимость танка при артиллерийской обстреле, в основном фугасными снарядами, это колеса. Обычный залп шрапнели по спицам стопроцентно выводил танк из строя. При точном попадании в ступицу колес машину складывалась как карточный домик. Из-за огромных размеров и маленькой скорости танк становился идеальной мишенью. Скрытая переброска таких машин к фронту оказалась маловероятной. Поэтому единственный успех, на который могла рассчитывать боевая машина Лебеденко – это психологический эффект из-за массивности.

Поэтому в том же августе проект свернули, поскольку появились отрицательные заключения Высокой Комиссии. Борис Стечкин и Николай Жуковский, которые тоже занимались разработкой проекта, все же продолжили разрабатывать другие двигатели для своего детища. Но благородная попытка не увенчалась успехом. Инженеры даже не смогли сдвинуть Царь-пушку с места испытаний. Там машина стояла до 1917 года под охраной. После, из-за политических катаклизмов, о танке забыли и не вспоминали.

История танка

Больше конструкторских работ по танку не проводилось и огромная конструкция еще семь лет простояла в лесу, там, где проходили ее испытания. В 1923 году машину разобрали на металлолом. Впрочем, единственным положительным результатом проекта можно назвать опыт, который приобрели молодые инженеры. Они позже выяснили, что была недостаточной мощность двигателей аппарата. Поэтому и разработали новый двигатель, который получил название АМБС-1 (это сокращение от имен автором Александр Микулин и Борис Стечкин). У двигателя были довольно передовые технические решения и характеристики для того времени. К примеру, непосредственный впрыск в цилиндры топлива. Впрочем, во время испытания двигатель проработал всего пару минут, а потом у него погнулись шатуны от высоких нагрузок. Несмотря на это Микулин и Стечкин (они, к слову, были племянниками теоретика авиации Николая Жуковского) позже стали выдающими специалистами по авиационным двигателям и академиками АН СССР. Впрочем, как подчеркивают специалисты, идея Лебеденко была не такой уж и провальной. Через несколько лет после появления проекта инженер Павези построил целую серию высококолесных тягачей для армии Италии. Тогда конструктор сделал несколько моделей колесных танков, правда, они не были приняты на вооружение. Поэтому танк так и остался гусеничной машиной. Стоит отметить, что в судьбе проекта Царь-танка так же присутствует теория заговора. Предполагается, что этот заведомо провальный проект специально лоббировался в Генеральном штабе некоторыми высокопоставленными чиновниками, которые работали на пользу Великобритании. Теория это очень похожа на правду, поскольку те же должностные лица похоронили и Вездеход Пороховщикова. А его чертежи позже были проданы французам и легки в основу танка Renault-FT-17.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

На протяжении всей истории танкостроения конструкторы всего мира стремились создать неуязвимый бронированный форт. С 1939 года стремление создать самый большой танк Второй мировой войны стало реальной необходимостью. С увеличением толщины брони, установки новых, более мощных двигателей и бортового вооружения с боезапасом неминуемо вело к увеличению веса тяжелых танков. Такие машины практически взламывали оборону противника, сметали все на своем пути, тем самым открывая дорогу пехоте. Вспомним некоторых из этих бронированных монстров, самых тяжелых и больших, даже единичные экземпляры которых не все сохранились в музеях мира.

Т-35

Производство сухопутного монстра было организовано на паровозостроительном заводе в Харькове. Танкисты получили тяжелый танк с усиленной броней и дополнительным вооружением. Его основной задачей было занятие и удержание позиций врага. Толщина брони достигала 20 мм, корпус башен - 30 мм. Конструкция из пяти башен располагалась в три яруса и создавала вокруг машины сплошное огневое поле, по боевой мощи сравнимое с тремя легкими танками. Каждая выпускаемая партия была со своими конструктивными особенностями, в результате - в разных танках было разное количество человек в экипаже (от 9 до 11).

Пятибашенный танк Т-35 имел мощность 500 л. с. со скоростью передвижения 30 км/ч. Вес танка доходил до 50 тонн, одноразово заливалось 900 литров топлива. Всего было выпущено 61 машину, из которых 48 танков вступили в бой. 13 было отправлено в военные училища. Единственный сохранившийся экземпляр танка Т-35 находится в бронетанковом музее. Участия в боях он не принимал, но до настоящего времени имеет свой рабочий мотор.

FCM F-1

Сверхтяжелый танк FCM F-1был разработан во Франции накануне Второй мировой войны. В 1941 году боевая машина была запущена в производство с массой 145 тонн. Основной задачей танка стало сломить укрепления врага на франко-германской границе. Чтобы машина могла двигаться, в средней части корпуса были установлены два 550- сильных двигателя Renault на дизельном топливе с электротрансмиссией. Конструкция машины была схожа по характеристикам с советскими танками. Но отличия были: установлено на танк 2 башни, броня в 100 мм, а в некоторых местах и все 120.

Несмотря на многие недоработки, огромную массу танка, которую могла выдержать не всякая почва или мост, проект был одобрен техкомиссией и был сделан предварительный заказ на 12 боевых единиц. Но из-за оккупации не было изготовлено ни одного экземпляра, а все чертежи и разработки были уничтожены.

КВ-1

В канун ВМВ только Советский Союз имел налаженное массовое производство тяжелых танков, оснащенных противоснарядной броней. Это были танки КВ ("Климент Ворошилов"), который немцы прозвали чудовищем. Они стали незаменимыми машинами для прорыва укреплений противника, так как КВ-1 мог выдержать попадания любых снарядов противотанковых пушек. Но справиться с ДОТами он оказался неспособным. Поэтому на его базе был разработан КВ-2 со 152-мм гаубицей. До появления немецкого танка «Тигр» КВ-1 это был самый большой танк Второй мировой войны, который участвовал в боях и выполнял важную роль в сдерживании напора немецкой армии. Участник двух войн, финской и ВОВ, КВ-1 с достоинством ушел с боевых полей в 1944 году.

VIII Маус

Это апогей разработчиков сверхтяжелых танков. Серийное производство этих машин так и не началось. Было выпущено два экземпляра этих огромных монстров, которые оба были уничтожены при подходе к Берлину советских войск. Создатели VIII Маус преследовали цель быстрого прорыва обороны противника благодаря прочной броне, мощнейшему вооружению, гигантской массе в 188 тонн.

Этот сверхтяжёлый танк не стал чудом, которое смогло бы привести Германию к победе. На фоне огромной массы броня была слабой, неразумные углы наклона делали его уязвимым, переизбыток мощнейшего вооружения, немыслимые размеры и низкая скорость передвижения сделали его прекрасной мишенью. После окончания ВОВ советские конструкторы смогли восстановить один из VIII Маус, который выставляется в музее под Москвой.

ИС-1

Танки с именем Иосифа Сталина стали достойным ответом на появление немецких «Тигров», с легкостью пробивая их броню. Их прототипом стал тяжелый танк КВ-1. Было проведено усиление бронезащиты, установлен более мощный двигатель, новая силовая передача. Всего было произведено 130 машин, каждая массой 44 тонны. Мощность двигателя составляла 520 л.с. при скорости по шоссе до 37км.

Постоянно модифицируемые тяжелые танки «ИС» были в эксплуатации в СССР вплоть до 1953 года.

«Тигр»

К 1942 году, когда стало понятно, что молниеносной войны не случилось, и она перешла в состояние затяжной, а советские танки Т-34 результативно противостоят немецким частям, Германия принимает решение о создании новейшего тяжелого танка. Итогом стал танк «Тигр», который участвовал в боевых действиях на всех фронтах ВМВ.

С августа 1942 года начался выпуск тяжелого танка, который продолжался два года. Всего было произведено 1350 машин. Причем стоимость изготовления одного танка была сверхдорогой - 800 000рейхсмарок. Тяжелый танк «Тигр» обладал несомненными достоинствами: высокая степень защищенности, потрясающая огневая мощь, отличная связь, удобство для экипажа. Но наравне с плюсами, вместе с огромной стоимостью, машины имели слабую подвижность, низкую пригодность к ремонту. До настоящего момента осталось 7 экземпляров, которые находятся в разных музеях России, Франции, США, Германии.

М-6

Американский тяжёлый танк М-6 в боях не участвовал, его разработки были начаты еще до войны. Их было выпущено всего 43 штуки, все они были использованы для обучения танкистов. Масса танка составляла 56 тонн с максимально возможной мощностью 800 л.с. После испытаний М-6 командование войск признало проект неудачным: очень тяжелая машина, слабое вооружение, неудачная форма корпуса. Учитывая эти недостатки и ограниченные боевые возможности танка, было принято решение о нецелесообразности производства тяжелого танка модели М-6.

ТОП 10 самых больших танков в мире

Современные военные танки становятся все более маневренными, легкими и портативными. На первый план при создании такой техники выходит подавляющая огневая мощь, высокая проходимость, а также возможность быстро восстанавливать поврежденные модули. Тем не менее, еще совсем недавно при конструировании танков главными параметрами были солидные габариты и толстая броня, что позволило создать настоящих «монстров» инженерной мысли.

Десятку самых больших танков в мире открывает «Объект 279», созданный 1957 году. Машина весила свыше 60 тонн, а ее длина составила 9,8 м, при высоте в 3,6 м. Корпус модели был максимально сплюснут и внешне походил на летающую тарелку. Агрегат оснастили двойными гусеницами с каждой стороны наряду с системой гидравлической подвески, которая помогла снизить нагрузку на почву. Из-за плохой маневренности танк не был допущен к техническим испытаниям.

Девятая позиция досталась британскому танку TOG І, созданному в 1940 году. При конструировании машины применялись устаревшие технологии, поэтому единственный экземпляр оказался малоэффективным при ведении боевых действий. Максимальная скорость машины не превышала 8 км/ч, длина танка составила 10,1 м, ширина – 3,1 м, высота – 3 м. Боевая масса машины оценивалась в 65 тонн, при этом бронирование TOG І оставляло желать лучшего.

Восьмую строчку занимает американский танк Т-28 Turtle («Черепаха»). Его создание началось еще в 1943 году, когда США активно готовились к вступлению в войну. Масса рассматриваемой машины составила 86 тонн, а ее длина превысила 10 м, ширина – 3,2 м, высота – 2,8 м. Бронированная лобовая часть должна была помочь союзникам в борьбе с «Тиграми» и «Пантерами», однако из-за бюрократических проволочек Т-28 (позднее переименованный в модель Т-95) так и не поступил на вооружении американской армии.

Седьмая строчка принадлежит британскому танку А-30 Tortoise («Черепаха»), первый прототип которого был создан в 1943 году. Его боевая масса не превышала 78 тонн, длина оценивалась в 10 м, ширина – в 3,9 м, высота – в 3 м. Максимальная скорость машины не превышала 19 км/ч. Разработка танка велась крайне медленно, а после окончания военных действий в Европе все работы по созданию «Черепахи» были свернуты.

На шестой позиции оказался тяжелый немецкий танк Е-100. Разработка этого агрегата продвинулась дальше всего, однако из-за поражения Германии все испытания были свернуты. Масса прототипа составила 140 тонн, при этом в качестве основного вооружения была выбрана 150-мм пушка. Длина корпуса Е-100 превышала 12 м, ширина – 4 м, а высота – 3,2 м.

На пятом месте оказался еще один немецкий танк времен Второй мировой войны – Maus («Мышь»). Он был сконструирован по личному указанию Гитлера, который хотел усилить свою армию несколькими десятками таких гигантов. Размеры танка действительно впечатляли: длина составила – 10,2 м, ширина – 3,5 м, а высота – 3, 6 м. Боевая масса машины оценивалась в 180 тонн. Два опытных экземпляра «Мыши» были захвачены советскими войсками и переправлены в СССР, где впоследствии из них была собрана одна машина, которая была выставлена Бронетанковом музее Кубинки.

Четвертое место принадлежит французскому танку FCM F1, разработка которого началась в 1939 году. Машина получила две башни, располагавшиеся на разных уровнях, лобовую броню в 120 мм и боевую массу в 145 тонн. Длина «монстра» должна была составить более 12 м, а ширина – превысить 3,6 м, однако из-за стремительного наступления немецких войск разработка машины была свернута, а судьба единственного прототипа осталась неизвестной.


Тройку лидеров открывает немецкий танк K-Wagen, главной задачей которого стал прорыв вражеских оборонительных линий. В 1918 году был собран опытный образец, но после продвижения войск Антанты к заводу было принято решение его уничтожить. Масса машины составила 150 тонн, а длина – порядка 13 м, ширина – 3 м, высота – 3,5 м.


На второй позиции оказался французский танк Char 2C – самая большая машина, когда-либо запущенная в серийное производство. По замыслу создателей эта 75-тонная машина должна была прорывать любые заградительные линии противника. Преодолению преград способствовали внушительные размеры «монстра»: длина составила 10,2 м, ширина – 3 м, высота – 4 м. Огромный расход топлива (более 1000 литров на 100 км), а также неповоротливость машины предопределили снятие машины с вооружения в 1940 году.


Безоговорочным лидером по габаритам стал российский «Царь-танк», созданный в 1915 году. Его длина должна была составить 17,8 метра, ширина – 12 м, высота – 9 м, а заметить такого «монстра» можно было с расстояния в несколько километров. Боевая масса машины превысила бы 60 тонн, однако планы разработчиков остались нереализованными. Внешний вид прототипа представлял собой орудийную башню, установленную на лафет, поддерживаемый двумя огромными колесами.

В итоге, современные танки значительно уступают в габаритах историческим моделям, созданным в эпоху Первой и Второй мировой войны. Эти уникальные «монстры» до сих пор поражают воображение своими размерами, массой и толщиной брони.

К началу XX века военное искусство зашло в тупик. Оборона стала настолько крепкой, что прорвать ее без огромных жертв было нереально. Война между двумя равными противниками грозила превратиться в многомесячное окопное сидение, без всякой надежды на положительный результат. Вот тогда-то на сцену выступило оружие, способное взломать любую, даже самую крепкую защиту, – танки. Идеи о создании подобных машин витали в воздухе давно, но конструктивно были оформлены только в первое десятилетие прошлого века, а к началу Первой мировой войны получили и реальное воплощение.

Русский богатырь

Практически все ведущие мировые державы того времени начали разработку танков. Не осталась в стороне и Россия. Были сконструированы сразу две машины – одну из них создал мастер машиностроительного завода Пороховщиков, а вторая вышла из опытной лаборатории военного министерства, начальником которой являлся капитан Н. Н. Лебеденко. И если танк Пороховщикова, обладая несомненными достоинствами, все-таки оставался рядовой машиной, то детище Лебеденко вошло в военную историю как самый большой танк в мире.

Из-за своих габаритов и оригинальной формы танк имел несколько прозвищ: Мамонт, Мастодонт, Летучая мышь, Нетопырь, машина Лебеденко и, наконец, наиболее прижившееся – Царь-танк. Размеры этого бронированного чудовища действительно поражают воображение:

  • длина 17,8 м;
  • ширина 12 м;
  • высота 9 м;
  • масса 60 тонн.

В целом танк больше напоминал маленькую передвижную крепость, чем оружие, предназначенное для атаки, взлома обороны противника. К сожалению, ряд конструктивных недостатков, которые вскрылись на ходовых испытаниях в 1915 г., свел на нет все старания русских танкостроителей. Основные из них связаны в первую очередь с гигантскими размерами машины.

  1. Уязвимость . Огромные колеса являлись отличной мишенью. Одно-единственное удачное попадание по ним приводило к полной недееспособности этого монстра. Во-первых, он терял способность двигаться. Во-вторых, он ложился на землю под таким углом, что говорить о какой-то прицельной стрельбе из танка не приходилось.
  2. Проходимость . Из-за своей необъятности Царь-танк был способен пройти далеко не везде. То есть он мог использоваться только на достаточно ровной и малопересеченной местности. Такая избирательность – большой минус для боевой наступательной техники.
  3. Скрытность . Одним из важных тактических элементов в успехе многих боевых операций является незаметный выход на позицию, с последующим внезапным нападением. Царь-танк даже близко не обладал такими качествами. О его появлении на рубеже атаки обороняющиеся узнали бы одновременно с атакующими. Слишком он был велик и заметен.
  4. Двигатель . Супертанк был обладателем двух самых сильных моторов (на то время) от немецкой компании «Майбах», по 240 л. с. каждый. Но и их было недостаточно! Для того чтобы вытащить этого Голиафа из раскисшей колеи или затянуть его на крутую горку, требовалось что-то значительно более мощное.

Поэтому машина Лебеденко так и не была запущена в серию. Царь всех танков до конца дней своих оставался в единственном экземпляре, который тихо и мирно был разобран на металлолом в 1923 г.

Могучий француз

В 1917 году французы начали разработку тяжелого танка, получившего название CHAR 2C. Через два года (в 1919 г.) разработка была завершена, но в боевых действиях новой технике поучаствовать не довелось. Франция вышла из войны. Всего было выпущено 10 единиц этой машины. На сегодня она занимает 2-е место в рейтинге «самый большой в мире танк», который, в отличие от своего русского собрата, был принят на вооружение и числился в составе французской армии до 1940 года. Вот его характеристики:

  • масса – 75 тонн;
  • длина корпуса – 10,27 м;
  • ширина – 3 м;
  • высота – 4,09 м.

Монстры Второй мировой войны

Представим два самых огромных танка, сражавшихся на фронтах Второй мировой войны.

Т-35

Знаменитый советский танк-крепость. Ни до, ни после в СССР, а потом и в России не выпускалось ничего похожего по размерам и количеству вооружения. Т-35 пошел в серию в 1934 г. (модель Т-35А). Всего было выпущено 59 машин. Это был первый советский тяжелый танк. Подробная история Т-35 хорошо показана в следующем ролике:

Габариты:

  • боевая масса Т-35А – 50 тонн;
  • длина корпуса – 9,72 м;
  • ширина – 3,2 м;
  • высота – 3,43 м.

ТИГР II

Легендарный «Королевский Тигр». До сих пор является предметом поклонения любителей немецкой военной техники тех далеких времен. И надо признать, что этот боец заслужил честь именоваться лучшим тяжелым танком Второй мировой войны. Немцы начали выпускать его с 1944 года. Всего с конвейера сошло 489 единиц этого грозного оружия. Даже просто рассматривая фото «Королевского Тигра», можно ощутить исходящую от него мощь и угрозу. Каково же было нашим бойцам, отражавшим их атаки? К счастью, к этому времени Советская армия уже была непобедима, и какого-либо ощутимого перелома в войне «бронированные машины смерти» сделать не смогли.

Внешние характеристики:

  • боевая масса машины – 70 тонн;
  • длина корпуса – 7,38 м;
  • ширина – 3,75 м;
  • высота – 3,09 м.

Супертанки новейшей истории

В новейшей танковой истории трудно выделить какую-то отдельную модель танка. В силу различных причин гигантомания уступила место практицизму и максимальной универсальности, способности вести танковый бой в любых условиях. Приведем характеристики трех самых лучших и больших танков на сегодняшний день.

Леопард 2A7 (Германия)

Универсальная боевая машина – верхние строчки танковых рейтингов прочно закреплены за этим немецким «хищником». Габариты, вооружение, ходовая часть, защита, комфортность, компьютеризация – все очень сбалансированно, нет никаких перекосов на отдельные блоки.

Краткие характеристики:

  • длина корпуса – 7.7 м;
  • длина с пушкой вперед – 9.67 м;
  • ширина корпуса – 3.7 м;
  • высота – 2.79 м.

М1А2 «Абрамс» (США)

Самый массовый танк США. Всего произведено 9 тыс. танков (на 2012 г.). Большой упор сделан на компьютерную составляющую. В рейтингах обычно занимает 2-е место после Леопарда.

Краткие характеристики:

  • масса танка – 61,4-70 тонн;
  • длина с пушкой – 9,77 м;
  • длина корпуса – 7,93 м;
  • ширина – 3,66 м;
  • высота – 2,44 м.

Challenger 2 (Великобритания)

Третья строка во всевозможных классификациях отдана на откуп этому представителю «британского льва». Один из самых защищенных танков. Приспособлен к работе в жестких климатических условиях. В видеосюжете хорошо видно, каким мощным оружием является этот «английский джентльмен».

Краткие характеристики:

  • масса танка – 62,5 т;
  • длина корпуса – 8.3 м;
  • длина с пушкой вперед – 11.57 м;
  • ширина корпуса – 3.52 м;
  • высота – 2.49 м.

Как видим, на звание «самый большой современный танк в мире» претендует сразу несколько бойцов. И однозначно дать такой титул определенной машине нельзя. Все они примерно равны. Если, например, Челленджер 2 имеет самый длинный корпус (8.3 м), то по ширине он уступает тем же Леопарду и Абрамсу. Возможно, когда-нибудь и появится очередной танк-исполин, но можно с уверенностью сказать, что в обозримом будущем этого не предвидится.