Сколько весит самый тяжелый танк в мире. Самый большой танк в мире

К началу XX века военное искусство зашло в тупик. Оборона стала настолько крепкой, что прорвать ее без огромных жертв было нереально. Война между двумя равными противниками грозила превратиться в многомесячное окопное сидение, без всякой надежды на положительный результат. Вот тогда-то на сцену выступило оружие, способное взломать любую, даже самую крепкую защиту, – танки. Идеи о создании подобных машин витали в воздухе давно, но конструктивно были оформлены только в первое десятилетие прошлого века, а к началу Первой мировой войны получили и реальное воплощение.

Русский богатырь

Практически все ведущие мировые державы того времени начали разработку танков. Не осталась в стороне и Россия. Были сконструированы сразу две машины – одну из них создал мастер машиностроительного завода Пороховщиков, а вторая вышла из опытной лаборатории военного министерства, начальником которой являлся капитан Н. Н. Лебеденко. И если танк Пороховщикова, обладая несомненными достоинствами, все-таки оставался рядовой машиной, то детище Лебеденко вошло в военную историю как самый большой танк в мире.

Из-за своих габаритов и оригинальной формы танк имел несколько прозвищ: Мамонт, Мастодонт, Летучая мышь, Нетопырь, машина Лебеденко и, наконец, наиболее прижившееся – Царь-танк. Размеры этого бронированного чудовища действительно поражают воображение:

  • длина 17,8 м;
  • ширина 12 м;
  • высота 9 м;
  • масса 60 тонн.

В целом танк больше напоминал маленькую передвижную крепость, чем оружие, предназначенное для атаки, взлома обороны противника. К сожалению, ряд конструктивных недостатков, которые вскрылись на ходовых испытаниях в 1915 г., свел на нет все старания русских танкостроителей. Основные из них связаны в первую очередь с гигантскими размерами машины.

  1. Уязвимость . Огромные колеса являлись отличной мишенью. Одно-единственное удачное попадание по ним приводило к полной недееспособности этого монстра. Во-первых, он терял способность двигаться. Во-вторых, он ложился на землю под таким углом, что говорить о какой-то прицельной стрельбе из танка не приходилось.
  2. Проходимость . Из-за своей необъятности Царь-танк был способен пройти далеко не везде. То есть он мог использоваться только на достаточно ровной и малопересеченной местности. Такая избирательность – большой минус для боевой наступательной техники.
  3. Скрытность . Одним из важных тактических элементов в успехе многих боевых операций является незаметный выход на позицию, с последующим внезапным нападением. Царь-танк даже близко не обладал такими качествами. О его появлении на рубеже атаки обороняющиеся узнали бы одновременно с атакующими. Слишком он был велик и заметен.
  4. Двигатель . Супертанк был обладателем двух самых сильных моторов (на то время) от немецкой компании «Майбах», по 240 л. с. каждый. Но и их было недостаточно! Для того чтобы вытащить этого Голиафа из раскисшей колеи или затянуть его на крутую горку, требовалось что-то значительно более мощное.

Поэтому машина Лебеденко так и не была запущена в серию. Царь всех танков до конца дней своих оставался в единственном экземпляре, который тихо и мирно был разобран на металлолом в 1923 г.

Могучий француз

В 1917 году французы начали разработку тяжелого танка, получившего название CHAR 2C. Через два года (в 1919 г.) разработка была завершена, но в боевых действиях новой технике поучаствовать не довелось. Франция вышла из войны. Всего было выпущено 10 единиц этой машины. На сегодня она занимает 2-е место в рейтинге «самый большой в мире танк», который, в отличие от своего русского собрата, был принят на вооружение и числился в составе французской армии до 1940 года. Вот его характеристики:

  • масса – 75 тонн;
  • длина корпуса – 10,27 м;
  • ширина – 3 м;
  • высота – 4,09 м.

Монстры Второй мировой войны

Представим два самых огромных танка, сражавшихся на фронтах Второй мировой войны.

Т-35

Знаменитый советский танк-крепость. Ни до, ни после в СССР, а потом и в России не выпускалось ничего похожего по размерам и количеству вооружения. Т-35 пошел в серию в 1934 г. (модель Т-35А). Всего было выпущено 59 машин. Это был первый советский тяжелый танк. Подробная история Т-35 хорошо показана в следующем ролике:

Габариты:

  • боевая масса Т-35А – 50 тонн;
  • длина корпуса – 9,72 м;
  • ширина – 3,2 м;
  • высота – 3,43 м.

ТИГР II

Легендарный «Королевский Тигр». До сих пор является предметом поклонения любителей немецкой военной техники тех далеких времен. И надо признать, что этот боец заслужил честь именоваться лучшим тяжелым танком Второй мировой войны. Немцы начали выпускать его с 1944 года. Всего с конвейера сошло 489 единиц этого грозного оружия. Даже просто рассматривая фото «Королевского Тигра», можно ощутить исходящую от него мощь и угрозу. Каково же было нашим бойцам, отражавшим их атаки? К счастью, к этому времени Советская армия уже была непобедима, и какого-либо ощутимого перелома в войне «бронированные машины смерти» сделать не смогли.

Внешние характеристики:

  • боевая масса машины – 70 тонн;
  • длина корпуса – 7,38 м;
  • ширина – 3,75 м;
  • высота – 3,09 м.

Супертанки новейшей истории

В новейшей танковой истории трудно выделить какую-то отдельную модель танка. В силу различных причин гигантомания уступила место практицизму и максимальной универсальности, способности вести танковый бой в любых условиях. Приведем характеристики трех самых лучших и больших танков на сегодняшний день.

Леопард 2A7 (Германия)

Универсальная боевая машина – верхние строчки танковых рейтингов прочно закреплены за этим немецким «хищником». Габариты, вооружение, ходовая часть, защита, комфортность, компьютеризация – все очень сбалансированно, нет никаких перекосов на отдельные блоки.

Краткие характеристики:

  • длина корпуса – 7.7 м;
  • длина с пушкой вперед – 9.67 м;
  • ширина корпуса – 3.7 м;
  • высота – 2.79 м.

М1А2 «Абрамс» (США)

Самый массовый танк США. Всего произведено 9 тыс. танков (на 2012 г.). Большой упор сделан на компьютерную составляющую. В рейтингах обычно занимает 2-е место после Леопарда.

Краткие характеристики:

  • масса танка – 61,4-70 тонн;
  • длина с пушкой – 9,77 м;
  • длина корпуса – 7,93 м;
  • ширина – 3,66 м;
  • высота – 2,44 м.

Challenger 2 (Великобритания)

Третья строка во всевозможных классификациях отдана на откуп этому представителю «британского льва». Один из самых защищенных танков. Приспособлен к работе в жестких климатических условиях. В видеосюжете хорошо видно, каким мощным оружием является этот «английский джентльмен».

Краткие характеристики:

  • масса танка – 62,5 т;
  • длина корпуса – 8.3 м;
  • длина с пушкой вперед – 11.57 м;
  • ширина корпуса – 3.52 м;
  • высота – 2.49 м.

Как видим, на звание «самый большой современный танк в мире» претендует сразу несколько бойцов. И однозначно дать такой титул определенной машине нельзя. Все они примерно равны. Если, например, Челленджер 2 имеет самый длинный корпус (8.3 м), то по ширине он уступает тем же Леопарду и Абрамсу. Возможно, когда-нибудь и появится очередной танк-исполин, но можно с уверенностью сказать, что в обозримом будущем этого не предвидится.

Военные ситуации побуждают конструкторов создавать танки, максимально неуязвимые для противника. Логически поразмыслив, они пришли к выводу, что большие параметры позволят бронировать танки на максимальном уровне. В нашем топ 10 самых больших танков в мире собраны те виды танков, которые поражают своими размерами.

10 «Объект 279»

В 1957 г. в СССР был создан танк, разработкой которого занимался Л. С. Троянов. Танк имел оригинальную форму: его корпус напоминал летающую тарелку. Танк, весом в 60 т, имел размеры: длина – 6,8 м, ширина – 3,4 м, высота – 2,5 м. Согласно этому проекту были собраны только прототипы.

9 T28 Turtle


В сентябре 1943 г. США пришли к решению вопроса о создании танка прорыва. За изготовление прототипов взялись в марте 1944 г. Военных проект не совсем удовлетворял, поэтому они внесли изменения относительно лобового бронирования. В итоге, танк стал весить 86 т при размерах: высота – 2,9 м, длина – 7,5 м, ширина – 4,6 м. Заказ поступил только на 3 танка.

8 TOG 2


Созданный в 1940 г. британский танк TOG 1 не соответствовал военным требованиям, так как обладал устаревшим внешним видом и компоновкой. Поэтому было принято решение по созданию усовершенствованной версии – танка TOG 2, который был собран в 1941 г. Благодаря своим параметрам (длина – 10,1 м, ширина – 3,1 м, высота – 3 м, вес – 80 т) TOG 2 мог преодолевать рвы шириной 6,4 м и вертикальные стены высотой 2,1 м.

7 A39 Tortoise


В 1944 г. был разработан проект, в соответствии с которым появились 6 танков «A39 Tortoise». Танк весил 79 т и считался сверхтяжелым штурмовым. «A39 Tortoise» создан для разрушения сильно укрепленных районов. Длина танка чуть больше 10 м, ширина – 3,9 м, высота – 3 м.

6 Panzerkampfwagen 8 «Maus»


«Maus» является танком прорыва с максимальной бронезащитой и боевой массой 188,9 т. Работы по созданию танка начались в конце 1942 г. В декабре 1943 г. первый «Maus» осуществил испытательный пробег, а в 1944 г. уже были собраны 2 танка. Высота танка – 3,66 м, ширина – 3,67 м, длина – 9 м. Дальнейшие работы были приостановлены из-за нехватки производственных мощностей. В апреле 1945 г. оба танка были уничтожены, так как их эвакуация была невозможна.

5 Char 2C


Разработки французского танка Char 2C начались в 1917 г. К 1923 г. было изготовлено 10 единиц. Эти танки стояли на вооружении у французской армии до оккупации Франции в 1940 г. В том же году все Char 2C подорвали, чтобы они не достались врагам. Высота танка была более 4 м, длина – 10,27 м, ширина – 3 м. Весил такой гигант 75 т. Char 2C с легкостью преодолевал 4-хметровый ров и взбирался на вертикальную преграду высотой 1,2 м.

4 FCM F1


Консультационный совет по вооружению во главе с генералом Дюфло в феврале 1938 г. объявили конкурс по созданию проекта тяжелого танка прорыва. Было определены основные тактико-технические характеристики, которых должны были придерживаться участники конкурса – крупнейшие французские компании-танкостроители FCM, AMX, ARL. В результате, созданием прототипа занялась компания FCM. Спроектированный танк весом в 145 т имел такие размеры: длина – 10,5 м, ширина – 3,1 м, высота – 4,2 м. Закончить работу над прототипом помешало немецкое наступление во Франции.

3 E-100


Проектирование этого сверхтяжелого танка началось в июле 1943 г. в Фридберге. Разработкой занималась фирма «Adler». В конце 1944 г. Гитлер отдал приказ прекратить работы, но несмотря ни на что на заводе Henschel была начата постройка прототипа. E-100 массой 140 т имел длину 12 м, ширину – 4 м, высоту – 3,2 м. Первый опытный экземпляр танка был захвачен английскими войсками в июне 1945 г. и переправлен в Великобританию для испытаний, после чего разобран на металлолом.

Этот танк представляет из себя колесную боевую машину весом 60 т. Разработка велась в России в 1914 г. Николаем Лебеденко. В 1915 г. Николай II выделил 210000 рублей на постройку опытного варианта. Танк имел два огромных передних колеса спицевого типа диаметром 9 м и одно заднее колесо диаметром 1,5 м. Корпус (длиной 17,8 м, шириной 12 м) был приподнят над землей на 8 м. В сентябре 1915 г. во время испытаний вылезли минусы конструкции: заднее колесо увязло в мягком грунте, танк (особенно, колеса) оказался уязвим во время артиллерийского обстрела. Проект сразу же был закрыт. В 1923 г. танк разобрали на металлолом.

Со времен ПМВ было разработано огромное количество танков, но только единицы были воплощены в жизнь.

Царь-танк

Самый большой из всех созданных за всю историю танкостроения образцов величали «Царь-танк» или «танк Лебеденко». Финансирование этого проекта проводил лично царь Николай Второй. Документальное название проекта - «Нетопырь». Замысел родился в 1914 году в частной лаборатории инженера Н. Лебеденко. Расчетный вес машины составлял 40 тонн. Большие колеса имели в диаметре 9 метров. Конструкторы возлагали надежды на то, что использование малых и больших колес даст возможность танку преодолевать любые препятствия. При проведении первых же испытаний случился конфуз – в канаве увязло малое колесо, и двигатели захлебнулись.

В разработке этого проекта принимали активное участие выдающиеся инженеры Н. Жуковский и его два племянника А. Микулин и Б. Стечкин. Оба двигателя «Майбах», установленные на самый большой танк в мире имели задачу обеспечить перемещение этой машины смерти со скоростью 17 км/час.

После проведения окончательных расчетов была построена модель из дерева, которую и показали Николаю Второму. Модель произвела на царя должное впечатление, и он выделил огромную по тем временам сумму в 210 000 рублей для последующей работы над проектом.

Конструкция Царь-танка

В середине 1915 года началась сборка кузова. Мастерская находилась на удалении 60 км от Москвы. При сборке первого образца не обошлось без ошибок: расчетный вес танка был превышен в полтора раза из-за отсутствия металла нужной толщины. Высочайшая комиссия для принятия опытного образца прибыла в августе того же 1915 года. Однако, из-за маломощности двигателей, испытания провалились.

После провала испытаний Стечкин и Микулин приступают к разработке новых двигателей. Повторные испытания в 1916 году показывают, что большие физические размеры делают этот танк очень уязвимым для врага. Придя к такому выводу, комиссия прекратила финансирование и работу над данным проектом.

Печальная участь, а именно разборка на металлолом, постигла танк в 1923 году. Но и по сей день эта неудавшаяся проба в танкостроении является самым большим танком.

Расчётные характеристики танка

Расчётные характеристики танка "Царь-танка" ("Нетопырь")

Боевая масс

60 тонн

Длинна х ширина х высота корпуса

17,8 метров х 12 метров х 9 метров

Броня корпуса

лоб, борт - 10 мм/градус; крыша корпуса, днище - 8 мм/градус; башня, рубка – 8 мм/градус.

Вооружение

пушка 76,2 мм – 2шт. Боезапас 120 снарядов.
Пулемет Максим 8 – 10 шт. Боезапас 8-10 тыс. патронов.

На протяжении всей истории танкостроения конструкторы всего мира стремились создать неуязвимый бронированный форт. С 1939 года стремление создать самый большой танк Второй мировой войны стало реальной необходимостью. С увеличением толщины брони, установки новых, более мощных двигателей и бортового вооружения с боезапасом неминуемо вело к увеличению веса тяжелых танков. Такие машины практически взламывали оборону противника, сметали все на своем пути, тем самым открывая дорогу пехоте. Вспомним некоторых из этих бронированных монстров, самых тяжелых и больших, даже единичные экземпляры которых не все сохранились в музеях мира.

Т-35

Производство сухопутного монстра было организовано на паровозостроительном заводе в Харькове. Танкисты получили тяжелый танк с усиленной броней и дополнительным вооружением. Его основной задачей было занятие и удержание позиций врага. Толщина брони достигала 20 мм, корпус башен - 30 мм. Конструкция из пяти башен располагалась в три яруса и создавала вокруг машины сплошное огневое поле, по боевой мощи сравнимое с тремя легкими танками. Каждая выпускаемая партия была со своими конструктивными особенностями, в результате - в разных танках было разное количество человек в экипаже (от 9 до 11).

Пятибашенный танк Т-35 имел мощность 500 л. с. со скоростью передвижения 30 км/ч. Вес танка доходил до 50 тонн, одноразово заливалось 900 литров топлива. Всего было выпущено 61 машину, из которых 48 танков вступили в бой. 13 было отправлено в военные училища. Единственный сохранившийся экземпляр танка Т-35 находится в бронетанковом музее. Участия в боях он не принимал, но до настоящего времени имеет свой рабочий мотор.

FCM F-1

Сверхтяжелый танк FCM F-1был разработан во Франции накануне Второй мировой войны. В 1941 году боевая машина была запущена в производство с массой 145 тонн. Основной задачей танка стало сломить укрепления врага на франко-германской границе. Чтобы машина могла двигаться, в средней части корпуса были установлены два 550- сильных двигателя Renault на дизельном топливе с электротрансмиссией. Конструкция машины была схожа по характеристикам с советскими танками. Но отличия были: установлено на танк 2 башни, броня в 100 мм, а в некоторых местах и все 120.

Несмотря на многие недоработки, огромную массу танка, которую могла выдержать не всякая почва или мост, проект был одобрен техкомиссией и был сделан предварительный заказ на 12 боевых единиц. Но из-за оккупации не было изготовлено ни одного экземпляра, а все чертежи и разработки были уничтожены.

КВ-1

В канун ВМВ только Советский Союз имел налаженное массовое производство тяжелых танков, оснащенных противоснарядной броней. Это были танки КВ ("Климент Ворошилов"), который немцы прозвали чудовищем. Они стали незаменимыми машинами для прорыва укреплений противника, так как КВ-1 мог выдержать попадания любых снарядов противотанковых пушек. Но справиться с ДОТами он оказался неспособным. Поэтому на его базе был разработан КВ-2 со 152-мм гаубицей. До появления немецкого танка «Тигр» КВ-1 это был самый большой танк Второй мировой войны, который участвовал в боях и выполнял важную роль в сдерживании напора немецкой армии. Участник двух войн, финской и ВОВ, КВ-1 с достоинством ушел с боевых полей в 1944 году.

VIII Маус

Это апогей разработчиков сверхтяжелых танков. Серийное производство этих машин так и не началось. Было выпущено два экземпляра этих огромных монстров, которые оба были уничтожены при подходе к Берлину советских войск. Создатели VIII Маус преследовали цель быстрого прорыва обороны противника благодаря прочной броне, мощнейшему вооружению, гигантской массе в 188 тонн.

Этот сверхтяжёлый танк не стал чудом, которое смогло бы привести Германию к победе. На фоне огромной массы броня была слабой, неразумные углы наклона делали его уязвимым, переизбыток мощнейшего вооружения, немыслимые размеры и низкая скорость передвижения сделали его прекрасной мишенью. После окончания ВОВ советские конструкторы смогли восстановить один из VIII Маус, который выставляется в музее под Москвой.

ИС-1

Танки с именем Иосифа Сталина стали достойным ответом на появление немецких «Тигров», с легкостью пробивая их броню. Их прототипом стал тяжелый танк КВ-1. Было проведено усиление бронезащиты, установлен более мощный двигатель, новая силовая передача. Всего было произведено 130 машин, каждая массой 44 тонны. Мощность двигателя составляла 520 л.с. при скорости по шоссе до 37км.

Постоянно модифицируемые тяжелые танки «ИС» были в эксплуатации в СССР вплоть до 1953 года.

«Тигр»

К 1942 году, когда стало понятно, что молниеносной войны не случилось, и она перешла в состояние затяжной, а советские танки Т-34 результативно противостоят немецким частям, Германия принимает решение о создании новейшего тяжелого танка. Итогом стал танк «Тигр», который участвовал в боевых действиях на всех фронтах ВМВ.

С августа 1942 года начался выпуск тяжелого танка, который продолжался два года. Всего было произведено 1350 машин. Причем стоимость изготовления одного танка была сверхдорогой - 800 000рейхсмарок. Тяжелый танк «Тигр» обладал несомненными достоинствами: высокая степень защищенности, потрясающая огневая мощь, отличная связь, удобство для экипажа. Но наравне с плюсами, вместе с огромной стоимостью, машины имели слабую подвижность, низкую пригодность к ремонту. До настоящего момента осталось 7 экземпляров, которые находятся в разных музеях России, Франции, США, Германии.

М-6

Американский тяжёлый танк М-6 в боях не участвовал, его разработки были начаты еще до войны. Их было выпущено всего 43 штуки, все они были использованы для обучения танкистов. Масса танка составляла 56 тонн с максимально возможной мощностью 800 л.с. После испытаний М-6 командование войск признало проект неудачным: очень тяжелая машина, слабое вооружение, неудачная форма корпуса. Учитывая эти недостатки и ограниченные боевые возможности танка, было принято решение о нецелесообразности производства тяжелого танка модели М-6.

С того момента, как впервые на поля сражений вышли тяжелые бронированные машины, в дальнейшем названные танками, работа по их совершенствованию никогда не останавливалась. Лучше всего это просматривается, если вспомнить самые большие танки. В мире, наряду с удачными образцами, получившими широкую известность и серийно изготавливавшимися, имелись архаичные конструкции, не соответствующие духу времени, сложные проекты, воплотить которые в металле было экономически и технологически очень сложно.

Самые лучшие танки в мире выпускались и фашистской Германией, которые были основными противниками в период Второй мировой войны. Следует отметить, что болезненная слабость Адольфа Гитлера к гигантским кораблям, самолетам и танкам послужила своего рода катализатором деятельности конструкторов. Во многих ведущих государствах также имелись свои наработки, но большая часть из них даже не вышла за пределы начального проектирования.

Сейчас большинство разработанных образцов можно рассматривать лишь как курьез, но тогда они угрожали взорвать весь мир. Танки тогда и сейчас рассматриваются как основная ударная сила любой сухопутной группировки войск, одинаково эффективная при наступательных и оборонительных действиях. Однако рассмотрим основных претендентов на роль предводителей бронесил.

Landkreuzer R1500 «Monster» создавался как сверхтяжелый танк, планируемый для 800-миллиметрового с дальностью поражения целей до 37 км и весом самого снаряда в 7 тонн, а также двух 150-миллиметровых гаубиц SFH18 и большого числа малокалиберных зенитных пушек. Общий вес вместе с орудийной установкой предполагался до 2500 тонн. Основными причинами отказа от производства «монстра» стали следующие: невозможность транспортировки по дорогам, большая уязвимость от авиационного налета (спрятать такую махину просто невозможно) и при эксплуатации четырех двигателей, аналогичных использовавшимся на субмаринах типа VIII.

Чуть меньшим проектом стал Landkreuzer R1000 «Ratte» (крыса), вес которого предусматривался в пределах 900-1000 тонн, с длиной в 39 метров и высотой в 11 метров. На него планировалась установка одной переделанной корабельной башни от с двумя орудиями калибра 180 мм и двадцатью зенитными автоматами, размещенными по всему корпусу. Расчетная численность экипажа определялась в 100 человек.

Самые большие танки в мире из построенных увидели свет в Одним из них является Panzer VIII «Maus».

Его вес многократно превышал любой из серийно выпускавшихся тяжелых танков Германии, СССР, Великобритании или США, составляя более 180 тонн. Вооружение «мыши» включал одно 128-миллиметровое и одно 75-миллиметровое орудия. Проектирование завершилось в середие 1942 года. Было начато производство, однако до окончания войны было завершено лишь 2 прототипа, которые захватили советские подразделения. В дальнейшем их разобрали и перевезли трофейными командами в СССР, одна из машин и сейчас экспонируется в Кубинке.

Проект FCM F1 стал самым тяжелым и самым большим танком нефашистского происхождения. Однако до поражения Франции данный образец не был построен. Его оснащение предусматривало пушки калибра 90 и 47 мм, а также 6 пулеметов. Французские конструкторы включали возможность его транспортировки железнодорожным способом, а массо-габаритные показатели были следующими: длина - 10-11 м, ширина - 3 м, вес - до 140 тонн.

Английские конструкторы, работавшие над созданием машин поддержки пехоты, также развивавшие эту тему, создали свои образцы. Это не самые большие танки в мире, но достаточно экзотичные. Так, в 1941 году был построен один прототип танка TOG2 весом в 80 тонн, однако ввиду архаичной и сложной конструкции, а также слабого артиллерийского вооружения, работы по нему были заморожены. Другой машиной стал А39, имеющий массу 78 тонн и пушку калибра 96 мм, который также не пошел в серию из-за занятости заводов изготовлением танков «Черчилль».

В СССР был разработан трехбашенный (или «объект 225»). Из-за начавшейся войны в проект вносились частые изменения, связанные с необходимостью удешевления и улучшения технического обслуживания. Работы по данному образцу велись на Ленинградским заводом имени С.М. Кирова. В связи с угрозой выхода врага к городу, в конце лета 1941 года проект был свернут, а силы брошены на доработку КВ-1. Вес танка предусматривал 100 тонн, основное вооружение - орудие ЗИС-6 с калибром 107 мм, по три пулемета 7,62 мм и 12,7 мм.

Созданные в разных странах, самые большие танки в мире имели зачастую футуристический внешний вид, однако возможности по боевому применению крайне ограничивались, и сейчас большинство из них можно увидеть лишь на изображениях, а также в компьютерных играх.