Какую ракету запустил илон маск. Чем так важен для человечества запуск ракеты Falcon Heavy Илона Маска

Американский предприниматель Илон Маск вновь заставил весь мир затаив дыхание следить за космическим запуском. Тяжелая ракета-носитель Falcon Heavy, созданная его компанией SpaceX, отправила на гелиоцентрическую орбиту вишневый автомобиль. В сравнении с другими космическими разработками SpaceX, у этой ракеты, вероятно, меньше коммерческий потенциал, ее запуск неспроста был окружен романтически-фантастическим антуражем: Falcon Heavy – реальный шаг к пилотируемым полетам к другим планетам, о которых мечтает визионер Маск. Пожалуй, именно в этом – в мечтах и смелых планах – он обогнал российскую космонавтику особенно сильно.

Тяжелая ракета Falcon Heavy стартовала около полуночи по московскому времени 6 февраля с космодрома на мысе Канаверал во Флориде. Спустя две с половиной минуты два ее боковых ускорителя отделились и начали собственный маневр – им предстояло еще через пять минут совершить мягкую посадку на площадках неподалеку от места старта. Через три минуты семь секунд после пуска вторая ступень ракеты отделилась от центрального ускорителя, который тоже начал маневр для возвращения на Землю: он должен был приземлиться на плавучую посадочную платформу под названием Of Course I Still Love You – “Конечно я все еще люблю тебя” – в Атлантическом океане. Примерно через шесть часов очередным включением двигателей вторая ступень ракеты вывела на гелиоцентрическую орбиту полезную нагрузку – личный электрокабриолет Илона Маска цвета “полуночная вишня” модели Tesla Roadster. Теперь машина, за руль которой посадили манекен, одетый в новый скафандр производства SpaceX, начала свой полет по очень длинной орбите вокруг Солнца – и пройдет он под знаменитый хит Дэвида Боуи Space Oddity.

Этот космический запуск – большое достижение не только в космонавтике, но и в области маркетинга и PR – в практической плоскости преследовал две цели: во-первых, продемонстрировать работоспособность новой тяжелой ракеты, в два раза более мощной, чем все, что находится сегодня в эксплуатации на рынке космических запусков. Во-вторых, проверить, что новую ракету можно использовать для доставки груза на Марс: предполагалось, что автомобиль окажется на такой орбите вокруг Солнца, с которой в какой-то момент можно удобно и без больших затрат топлива “перепрыгнуть” на марсианскую орбиту.

Обе задачи выполнены не до конца. Ракета Falcon Heavy продолжает идеологию космических аппаратов компании SpaceX: для удешевления пусков их стартовые ступени способны возвращаться на Землю и использоваться повторно (правда, при этом сокращается полезная нагрузка – место занимает топливо, необходимое для возвращения). На этот раз из трех разгонных блоков успешно приземлились только два боковых, кстати, оба уже побывавшие в космосе в 2016 году, а вот у центральной ступени сработали не все тормозные двигатели, и она разбилась в воду в сотне метров от посадочной платформы. Что касается перспективного полета на Марс, тут все тоже не совсем гладко: последний, слишком долгий запуск двигателей второй ступени отправил автомобиль не к красной планете, а по протяженной траектории в сторону Пояса астероидов.

В то же время по-настоящему волновавшие специалистов этапы пуска прошли гладко – это и отделение двух разгонных блоков, и многочасовая работа второй ступени, крайне важная для будущих полетов к Луне и Марсу. А главное – теперь у Маска есть действующая сверхтяжелая ракета, способная выводить на низкую околоземную орбиту 63,8 тонны полезной нагрузки. Для сравнения, российская базовая ракета-носитель "Союз-2" выводит на такую же орбиту от 2,8 до 9,2 тонны, тяжелый "Протон-М" – 23 тонны, перспективная "Ангара-А5В" до 35 тонн. Самая мощная из эксплуатируемых на сегодняшний день ракет-носителей, американская Delta 4 Heavy может доставить на низкую орбиту около 29 тонн полезной нагрузки, но стоить такой пуск будет порядка 400 миллионов долларов. Маск утверждает, что в перспективе старт Falcon Heavy обойдется меньше чем в 90 миллионов и за эти деньги на орбиту можно доставить груз, эквивалентный по массе пассажирскому авиалайнеру с пассажирами и топливом. Кстати, в истории были и более мощные ракеты – американская лунная ракета Saturn V, 13 раз запускавшаяся в 1960–70-е годы, могла доставить на низкую орбиту 140 тонн, а советская "Энергия", прославившаяся стартом с "Бураном" на боку, – 100 тонн.

Доля SpaceX на международном рынке космических запусков составила в 2017 году 45 процентов, доля России – 15 процентов (в четыре раза меньше, чем в 2013 году). В 2018 году Маск планирует захватить уже больше 60 процентов рынка, российская доля сократится до 10 или даже меньше. Впрочем, это происходит в первую очередь за счет более легкой ракеты Falcon 9 (из трех таких, грубо говоря, и состоит Falcon Heavy), новый сверхтяжелый носитель может пригодиться для не таких уж частых запусков тяжелых аппаратов, например спутников-шпионов, но создавалась эта ракета все-таки для более далеких путешествий. SpaceX разрабатывает программу туристических полетов к Луне (впрочем, пока не решено, будет ли для этого использована Falcon Heavy или ракета нового поколения BFR), но голубая мечта – исследование, а со временем и колонизация Марса.

Непилотируемая миссия к Марсу с посадкой на поверхность концептуально была предложена NASA еще в 2011 году, но на протяжении нескольких лет не могла получить финансирование. В 2016 году к перспективной программе подключилась SpaceX – было решено, что ракетой-носителем станет Falcon Heavy, а космический корабль будет создан на основе другой разработки SpaceX – аппарата Dragon 2, кроме того, Маск брал на себя большую часть финансирования проекта, тогда как NASA должно осуществлять техническую поддержку. Полет планировался уже на 2018 год, но прошлым летом Илон Маск заявил, что конструкция корабля несовершенна и он не сможет совершить успешную посадку на поверхность Марса. Старт программы отложен до 2020 года, а пока компания приступила к разработке нового космического корабля. Действующая ракета-носитель для него уже готова.

А что же в России? Недавно Роскосмос решил заморозить проект пилотируемых запусков нового космического корабля “Федерация” посредством тяжелой ракеты-носителя "Ангара" с космодрома Восточный. Он должен был стать частью перспективной Лунной программы, старт которой постоянно переносится на все более неопределенные сроки. Одновременно объявлено о разработке новой ракеты сверхтяжелого класса – КРК СТК, которая в перспективе сможет вывести на низкую околоземную орбиту до 90 тонн груза. Летные испытания ракеты-носителя, разработка и строительство которой обойдутся в 1,5 триллиона рублей, пройдут не ранее 2028 года. Проект запущен по указу Владимира Путина, вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил, что у ряда специалистов были сомнения в целесообразности создания такой ракеты, но "было принято волевое решение начать работу над этим проектом". Кстати, опыт запуска Falcon Heavy может помочь российским специалистам: если американская тяжелая ракета скомпонована как связанные вместе три ракеты Falcon 9, то российская будет связкой целых пяти ракет "Союз-5", если, конечно, до ее практического строительства когда-нибудь дойдет дело.

Реакция российских соцсетей на успешный запуск Falcon Heavy – смесь восхищения, конспирологических теорий и шуток над Дмитрием Рогозиным лично и российской космической отраслью вообще. Но все же преобладающий фон – досада. Ее причины лучше всего объяснил Виталий Егоров, ведущий популярный блог о космонавтике: Маск обогнал Россию не столько в технологиях и науке, сколько в мечтах и смыслах, а это, конечно, самое обидное.

Ни в одной стране запуск сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy, произведенный во вторник компанией SpaceX, не вызвал такого резонанса, как в России. Частная американская компания продолжает совершать технические подвиги, от которых российская космическая промышленность отказалась: сначала SpaceX начала многократно использовать ракеты, а теперь успешно запустила ракету, оснащенную 27 двигателями.

СССР пытался сделать нечто подобное в 1960-х и начале 1970-х годов. Сергей Королев, конструктор ракетно-космической техники, который запустил первый спутник и первого человека в космос, начал разработку того, что позже получило известность как Н-1, сверхтяжелая ракета-носитель с 30-двигателями, которая была способна доставить 75-тонную космическую станцию на орбиту, а возможно, и на Луну, Марс и Венеру. Проект была закончен после смерти Королева в 1966 году, и испытательные пуски Н-1 проводили четыре раза. Все пуски были неудачными, во многом из-за сложностей, связанных с одновременной работой такого количества двигателей.

Контекст

Какой след оставит «Фэлкон Хэви»?

The Conversation 07.02.2018

Илон Маск опасен для автоиндустрии?

Süddeutsche Zeitung 12.07.2017

Маск летит на Марс

SpaceX 29.09.2017 А сегодня компания SpaceX успешно справилась с аналогичной задачей, и хотя пока неясно, кто будет заключать контракт на обслуживание Falcon Heavy, у основателя SpaceX Илона Маска теперь есть самая мощная в мире ракета-носитель: она может доставить на орбиту до 64 тонн груза. Планы России по созданию такой ракеты, способной совершить полет на Луну или на Марс, пока еще не завершены и, конечно, не финансируются в полном объеме, хотя глава российского космического агентства «Роскосмос» Игорь Комаров пообещал осуществить первый запуск в 2028 году. Вероятно, даже у Китая будет сверхтяжелая ракета-носитель раньше, чем у России. Но именно успех «выскочки» Маска вызывает чувство жгучей обиды. Ведь за «Роскосмосом» стоит государство со всей его властью и возможностями. Но надо же — этот шоумен, выглядящий как мальчишка, запускает свою Tesla Roadster в космос. Из динамиков автомобиля во всю мощь звучит голос Дэвида Боуи. А на экране приборной панели светится цитата из «Путеводителя для путешествующих по галактике автостопом» Дугласа Адамса: «Не паникуй!»

Не помогли и плоские шутки — событие от этого не становится менее горьким и обидным. Когда больно, русские смеются. И после запуска появилось множество русских мемов, авторы которых, ерничая (храбро), признали поражение, предлагая варианты того, что могла бы Россия запустить в космос вместо автомобиля Tesla Roadster.

Но подтекст у всего этого серьезный. Виталий Егоров, представитель частной космической компании «Даурия Аэроспейс», которая производит российские спутники и сотрудничает с «Роскосмосом», с горечью написал в Facebook:

«На самом деле Маск не сделал ничего фантастического. Такое делал Королев, делал Глушко. Такое делали советские люди, и могут сделать русские. Но сейчас мы смотрим на это со стороны, как на что-то фантастическое. У меня неоднократно спрашивали различные люди: „Можем ли мы повторить успех SpaceX?″. Технически можем. В конечном счете, посадка ступени или сверхтяжелая ракета — это математическая задача. Математики у нас не перевелись! У нас перевелись мечтатели. Чтобы знать, как лететь, и куда лететь, нужно знать, зачем лететь».

У Маска, с его природным умением показать товар лицом или протолкнуть идею и с надоевшими культурными ориентирами, есть мечта, о которой он рассказал в своем докладе, опубликованном в прошлом году: колонизировать Марс. В докладе Маск признается, что даже разбогател ради этой мечты.

В России действительно нет мечтателя, который мог бы с ним сравниться. В России есть Дмитрий Рогозин, вице-премьер и националист, отвечающий за оборонную и аэрокосмическую промышленность, который устроил публичную ссору с руководством «Роскосмоса» после последнего неудачного запуска ракеты в ноябре. Чиновники «Роскосмоса» арендовали бизнес-джет Gulfstream и полетели на Дальний Восток на запуск космического аппарата с нового космодрома «Восточный», но ракета «Союз» с 18 спутниками на борту сгорела в атмосфере. Позже Рогозин обвинил «Роскосмос» в том, что настройки разгонного блока «Фрегат» были выставлены в расчете на пуск с другого космодрома. «Один портной шьет карман, другой — лацкан, а костюмчик не получился», — возмущался Рогозин. «Роскосмос» опроверг слова о допущенной ошибке. Но после серии уголовных расследований в российской аэрокосмической отрасли (во время которых были выявлены случаи использования дешевых компонентов, что недопустимо при строительстве ракет) не исключаются даже самые нелепые объяснения.

Мультимедиа

Добро пожаловать в будущее

Der Spiegel 07.02.2018

Спорткар Маска на орбите Марса

SpaceX 08.02.2018
После распада Советского Союза российская космическая программа осуществлялась на прагматической основе — для зарабатывания денег. Используя проверенные временем технологии, Россия захватила лидерство на рынке коммерческих запусков. Но настойчивость и изобретательность специалистов SpaceX, а также успех компании в снижении затрат за счет повторного использования ракет, сделали ее в прошлом году вероятным лидером рынка и, возможно, даже прибыльным. Вне всякого сомнения, ракета Falcon 9 по количеству удачных запусков стала самой лучшей в мире.

«Роскосмос» признал, что компания SpaceX представляет угрозу, к которой он многие годы относился с презрением и которую игнорировал. Сейчас российская корпорация работает над снижением стоимости запуска на 20% процентов и повторным использованием компонентов ракет. Но на данный момент лучшей в этой области является компания Маска, и догнать ее будет нелегко.

Многие россияне, которые завидуют успеху Маска, подчеркивают, что он не достиг бы всего этого без государственной поддержки — технической помощи от НАСА, а также многомиллиардных правительственных субсидий. Но остальные компании аэрокосмической отрасли США тоже получают значительную финансовую поддержку от государства, что можно сказать и о космических программах европейских стран, Китая, Японии и Индии. Наверное, Егоров видит эту разницу. Никакая государственная поддержка не смогла бы обеспечить компании SpaceX успеха и лидирующих позиций в той степени, в какой это стало возможным благодаря личной страсти и энтузиазму этого неуклюжего, всех раздражающего чудака-умника, который читает научную-фантастику и ездит на электромобиле Tesla Roadster. В производственно-технической сфере мечта, возможно, не играет столь серьезной роли, как государственные соображения, которыми руководствуются Рогозин и Комаров. Но поднимать некоторые тяжелые объекты в космос она, мечта, несомненно, помогает.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

ВАШИНГТОН, 7 фев — РИА Новости. Новая мощнейшая ракета-носитель Falcon Heavy компании SpaceX успешно осуществила свой первый испытательный полет: в космос улетел спортивный автомобиль владельца SpaceX Илона Маска.

Разгонный блок ракеты Falcon Heavy разбился при посадке Разгонный блок сверхтяжелой ракеты, которая отправилась в тестовый полет, упал в воду на скорости 480 километров в час после того, как у него сработал один двигатель из трех.

Старт ракеты с космодрома на мысе Канаверал (Флорида) был дан в 23:45 мск.

"Потрясающий запуск", — подвел итоги старта ведущий трансляции. Спустя час после запуска как конкуренты, так и партнеры поспешили поздравить компанию Илона Маска с успехом, в который, казалось, сам Маск до конца не верил.

"Мы все знаем, сколько усилий необходимо приложить для первого старта новой ракеты, и мы все стали свидетелями потрясающего достижения сегодня", — заявил исполняющий обязанности руководителя НАСА Роберт Лайтфут. Он поздравил как саму компанию, так и сотрудников НАСА, обеспечивших возможность старта с площадки космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал.

Поздравил с успешным стартом и глава компании Virgin Galactic Ричард Брэнсон — конкурент Маска, реализующий программу создания многоразового суборбитального корабля. "Чудесно видеть, как коммерческие космические компании раздвигают границы (возможного)", — написал Брэнсон в своем микроблоге Twitter, адресовав поздравления Илону Маску и SpaceX. Поздравления с успешным стартом направил и глава United Launch Alliance Тори Бруно.

Не оставил без поздравлений триумфатора и президент США Дональд Трамп. Поздним вечером по Вашингтону, почти через шесть часов после запуска он написал в своем Twitter: "Поздравляю Илона Маска и SpaceX с успешным запуском Falcon Heavy. Это достижение наряду с коммерческими и международными партнерами НАСА продолжает демонстрировать американское мастерство в самом лучшем свете".

Красная машина летит к красной планете

Хотя создатели ракеты предупреждали, что шансы на успех запуска практически равны шансам на аварийный старт, который, как опасался сам Маск, мог обернуться грандиозным "салютом", все прошло без происшествий и строго по плану: отделение боковых ускорителей произошло через две минуты после старта, минутой позднее отделился центральный блок первой ступени. Через десять минут после старта произошло штатное отделение второй ступени ракеты-носителя, и ее верхняя ступень вышла на предварительную орбиту.

Спустя примерно час после старта компания возобновила прерванную вскоре после запуска прямую трансляцию и начала наделавшую настоящий переполох в соцсетях трансляцию космического путешествия Tesla Roadster, за рулем которой сидит манекен по имени Starman в скафандре SpaceX.

"И вот автомобиль на земной орбите", — написал Илон Маск, ведущий прямую трансляцию в своем Twitter. По его словам, верхняя ступень ракеты с автомобилем в течение пяти часов будет оставаться в магнитосфере Земли, после чего должно состояться последнее, третье включение двигателей ракеты для дальнейшего путешествия спортивной машины к Марсу. На электронной панели машины манекена есть надпись: "Не паникуй!".

Так и произошло: в расчетное время, через шесть часов после старта, двигатель верхней ступени, несущей в качестве полезной нагрузки красный автомобиль Tesla Roadster, был включен третий раз для выхода за пределы магнитосферы Земли. Как подтвердил Маск, "третье включение двигателей прошло успешно. Превзошли орбиту Марса и движемся к поясу астероидов".

Как он сообщил на пресс-конференции после запуска, батарея верхней ступени ракеты-носителя рассчитана на работу в течение порядка 12 часов после запуска. Предполагается, что в течение этого времени SpaceX будет получать сигнал от своего "космического автомобиля", который путешествует в космосе под музыку Дэвида Боуи. После, как надеется Маск, "он будет оставаться в космосе, может, миллиарды и миллиарды лет…".

"Может, потом его найдут будущие племена инопланетян, которые будут задаваться вопросом: что они делают? Может, они молятся на эту машину? Почему у них в машине еще маленькая машина? Это их вообще запутает!" — сказал, смеясь, Маск. Видимо, именно для встречи с инопланетянами на приборной доске Tesla установлена ее миниатюрная модель с астронавтом в ней, а на зеленом электронном плато машины выбита надпись на английском языке: "Сделано на Земле людьми" (Made on Earth by Humans). Главной задумкой Маска при выборе симулятора груза в дебютном полете было то, чтобы он не был скучным, чтобы "было несерьезно и смешно". Ему это очевидно удалось, трансляцию старта его автомобиля в далекий космос смотрели, по данным СМИ, более трех миллионов человек, а трансляцию полета красной гоночной машины на фоне голубеющего земного шара — более пяти миллионов человек.

© 2019 Associated Press


© 2019 Associated Press

Самая мощная, многоразовая и дешевая?

Falcon Heavy, старт которой SpaceX превратила в своеобразное шоу, создана на базе ракеты-носителя Falcon 9. Ее первая ступень оснащена жидкостными ракетными двигателями Merlin, по девять в центральном и двух боковых разгонных блоках. Для демонстрационного старта используются два ускорителя, сохраненных после предыдущих стартов Falcon 9.

После старта, по задумке SpaceX, все три ускорителя первой ступени должны были совершить посадку. Боковые, уже летавшие на других миссиях Falcon 9, практически синхронно приземлились на площадку неподалеку от места старта. Центральный должен был приземлиться на баржу в Атлантике, однако трансляция его посадки прервалась за несколько секунд до предполагаемого приземления.

Издание Verge позже сообщило со ссылкой на источник, что центральный ускоритель первой ступени ракеты-носителя Falcon Heavy не смог приземлиться на плавучую платформу, рухнул в воды Атлантического океана на скорости более 480 километров в час и разбился. Информация подтвердилась в ходе пресс-конференции SpaceX.

Falcon Heavy рассчитана на то, чтобы доставить на низкую — околоземную орбиту до 64 тонн груза, на Марс — около 16,8 тонн, а на Плутон — до 3,5 тонн. Как отмечают эксперты, она является четвертой в списке мощнейших ракет-носителей, созданных за всю историю освоения космоса, вслед за советскими "Энергия" и "Н-1", а также американскими Saturn 5 и "Спейс Шаттл". Поскольку все они давно завершили свои полеты, новейшая Falcon Heavy является теперь, как заявляют ее создатели, "самой мощной ракетой-носителем в мире".

"После старта Falcon Heavy в два раза превзойдет самые мощные действующие ракеты в мире. С грузоподъемностью 64 тонны (для LEO), что больше груженого пассажирами, экипажем, багажом и топливом самолета Boeing 737, Falcon Heavy может поднять груз в два раза тяжелее, чем ближайшая к ней по классу действующая Delta IV Heavy, и сделать это за треть от стоимости ее старта", — сообщила компания накануне старта.

Согласно информации SpaceX, стоимость полета на новой Falcon Heavy составляет 90 миллионов долларов. Для сравнения, рейс на Falcon 9 стоит 62 миллиона долларов.Полет на создаваемой НАСА сверхмощной SLS в 2012 году оценивался в 500 миллионов долларов, о реальной стоимости еще не достроенной ракеты пока не известно. Отвечая на вопрос журналистов о том, каким он видит применение Falcon Heavy, Маск заявил, что он считает, что "клиентам решать, что они захотят отправить что угодно". "Я думаю, она откроет новые возможности, вдохновит другие компании в том числе, по всему миру могут сказать, если коммерческая компания SpaceX может сделать это, то и мы можем тоже, мы можем больше и лучше. Мы хотим космическую гонку! Гонки это драйв!" — сказал Маск. При этом он признался, что затраты на разработку и создание ракеты оказались "гораздо больше, чем он хотел бы признавать". "Мы трижды были готовы отменить проект, потому что это оказывалось гораздо сложнее, чем мы думали вначале, думаю, наши инвестиции составили порядка полумиллиарда долларов и даже больше", — сообщил владелец и главный вдохновитель SpaceX.

Известно, что SpaceX уже заключила три контракта на старт Falcon Heavy: два коммерческих запуска для телекоммуникационных компаний Arabsat и ViaSat и один — для Вооруженных сил США.

Покорив сердца и умы триумфальным стартом Falcon Heavy, Маск заявил, что теперь его компания с еще большей уверенностью приложит все усилия к разработке новой ракеты BFR. О том, что станет полезной нагрузкой в ее первом полете, который планируется на начало 2020-х годов, он, по его признанию, пока не задумывался. Наверняка, это будет "что-то несерьезное и смешное". Ведь, по словам бизнесмена, "именно несерьезное и смешное — то, что важно".

Эра искусственных небесных тел началась 4 октября 1957 года, на околоземную орбиту был запущен советский аппарат "Спутник-1". Всего за шестьдесят лет в космос отправились почти 8 000 спутников..

Правообладатель иллюстрации Elon Musk/Instagram Image caption Именно этот автомобиль должен улететь на орбиту вокруг Марса

Американский основатель SpaceX и Tesla Илон Маск во вторник попытается запустить в космос сверхтяжелую ракету-носитель Falcon Heavy из Космического центра Кеннеди.

Грузоподъемность Falcon Heavy как минимум вдвое превышает те же показатели любой другой ракеты.

Так как при первом запуске новых ракет частота неполадок и неудач довольно высока, настоящего груза на ней на этот раз не будет.

Вместо этого Илон Маск решил отправить в космос свой старый спортивный автомобиль Tesla вишневого цвета.

Автомобиль будет запущен на эллиптическую орбиту, протягивающуюся от Солнца до Марса. Аудиосистема автомобиля, как сообщается, будет непрерывно играть хит Дэвида Боуи Space Oddity.

"[Автомобиль] удалится от Земли примерно на 400 миллионов километров и будет лететь со скоростью в 11 километров в секунду", - сказал Маск репортерам на брифинге в понедельник. "По нашим оценкам, он будет находиться на этой орбите несколько сотен миллионов лет, может быть, даже больше миллиарда лет", - добавил Маск.

Автомобиль оснащен тремя камерами наблюдения, съемки которых, как надеется Илон Маск, будут "эпическими".

  • Илон Маск объявил о планах по колонизации Марса
  • Какие прорывы в науке и технике ждут нас в 2018 году?
  • Новая космическая гонка: Россия взялась за сверхтяжелую ракету
Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption Сверхтяжелая ракета-носитель Falcon Heavy отправится в космос из Космического центра Кеннеди во Флориде

Ожидается, что тысячи людей соберутся близ мыса Канаверал, чтобы своими глазами увидеть запуск ракеты, который должен состояться в 13:30 по местному времени (21:30 по Москве).

Компания Маска SpaceX намерена установить ракету на пусковой станции за три часа до запуска. Если произойдут технические неполадки, в среду будет совершена вторая попытка.

По существу, Falcon Heavy представляет собой три ракеты Falcon 9, которые уже давно использует Space X, скрепленных друг с другом. Но конфигурация из трех ракет потребовала ряда модификаций, в том числе понадобилось укрепление центральной ракеты-носителя.

Правообладатель иллюстрации BBC Sport

27 двигателей Merlin способны создавать тягу почти в 23 000 килоньютонов, что вдвое больше того, на что способна ракета Delta IV Heavy компании United Launch Alliance, основного конкурента Space X.

70-метровая ракета Falcon Heavy рассчитана на то, чтобы вывести на околоземную орбиту до 64 тонн груза.

На практике она вряд ли будет поднимать столь тяжелые грузы, так как Space X намерена возвращать на Землю ракеты первой ступени, с тем, чтобы их использовать вновь. Для этого необходим дополнительный запас топлива, что, соответственно, уменьшает тоннаж груза.

Но огромная сила тяги Falcon Heavy создает новые возможности в освоении космоса. Например:

  • Разведка и вооруженные силы США смогут запускать в космос гораздо более крупные спутники. На сегодняшний день размеры этих спутников зависят от технических возможностей существующих ракет
  • Станет возможным запуск спутников большими группами. Илон Маск, например, предлагал запустить несколько тысяч спутников и тем самым обеспечить высокоскоростной доступ к интернету во всем мире
  • В будущем можно будет отправлять более крупных и более продвинутых роботов на Марс или другие планеты Солнечной системы и прилегающие к ним луны
  • Также станет возможным отправлять в космос огромные телескопы. Наследник телескопа "Хаббл", телескоп "Джеймс Уэбб" перед запуском в 2019 году придется сложить наподобие оригами
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Илон Маск вынашивает большие планы по освоению космоса

На данный момент у Falcon Heavy всего несколько запланированных для клиентов запусков.

Ракета должна вывести на геостационарную орбиту в 36 тысячах километрах от поверхности Земли два крупных телекоммуникационных спутника.

По словам Рэйчел Виллайн из космической консалтинговой компании Euroconsult, основными клиентами, скорее всего, будут различные министерства и агентства американского правительства - от НАСА до министерства обороны, так как SpaceX уже имеет разрешение Пентагона принимать участие в секретных и не секретных миссиях.

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption SpaceX научилась сажать ракеты-носители обратно на Землю, чтобы использовать их вновь

Но если запуск Falcon Heavy окажется удачным, это может поставить космическую программу США в неудобное положение.

Хотя НАСА, несомненно, найдет много применений этой ракете, агентство также разрабатывает свою собственную сверхтяжелую ракету.

Проблема - как для НАСА, так и для конгресса, - состоит в том, что на разработку Space Launch System (SLS) понадобится еще несколько лет. Более того, каждый запуск SLS, скорее всего, будет стоить около миллиарда долларов. Илон Маск утверждает, что запуск его ракеты обойдется всего в 90 млн.

Многие обозреватели уже задаются вопросом, как конгресс сможет объяснить необходимость финансирования SLS, если вскоре появится значительно более дешевая альтернатива.

Илон Маск - не единственный бизнесмен, интересующийся ракетами с большой грузоподъемностью, которые могут быть во много раз дешевле SLS.

Джефф Безос, глава Amazon, разрабатывает ракету New Glenn, которая смогла бы вывести на околоземную орбиту 45 тонн груза. Он также поговаривает о возможности разработки еще более мощной ракеты, New Armstrong.

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption Двигатели FalconX тестировались в конце января

Илон Маск подчеркивает, что запуск Falcon Heavy может столкнуться с трудностями.

Он объявил об этом проекте еще в 2011 году. Тогда первый запуск планировалось произвести в 2013 году.

Пять лет спустя Маск говорит, что шансы на провал запуска все еще велики.

"Если все пойдет не так, будем надеяться, что это произойдет не в момент запуска, а гораздо позже, чтобы у нас было время собрать как можно больше информации", - сказал он.

"Я буду считать успехом, если ракета просто взлетит со стартовой площадки, а не взорвется прямо на месте. Это чуть меньше двух миллионов килограмм в тротиловом эквиваленте. Если эта вещь взорвется, тут мало чего останется".

Добиться слаженной работы всех 27 двигателей и полностью контролировать первую стадию запуска чрезвычайно сложно.

Советские инженеры четыре раза пытались запустить пятиступенчатую ракету Н-1 с 30 двигателями. Ни одна не дошла до орбиты.

Однако Илон Маск и SpaceX уже разрабатывают ракету под названием BFR с 31 двигателем.

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption 27 двигателей Falcon Heavy

Если ракета не взорвется на стартовой площадке, а взлетит - это уже удача. Но это всё-таки случилось: в ночь на 7 февраля с космодрома центра имени Кеннеди, что на мысе Канаверал, Илон Маск совершил удачный запуск Falcon Heavy - самой тяжелой ракеты-носителя в мире.

На борт ракеты поместили личный электрокар Маска Tesla Roadster, поскольку каким-то реально ценным грузом решили не рисковать, а провести испытания было необходимо именно с полезной нагрузкой. Кроме того, в машину посадили манекен в скафандре от SpaceX - реальном прототипе будущих скафандров для Марса.

На протяжении всего полета в автомобиле будет играть песня Дэвида Боуи Space Oddity, а также там находится книга Дугласа Адамса «Автостопом по галактике», плакат с надписью «Без паники!», отсылающий к роману, и полотенце.

Из запуска Falcon Heavy сделали целое шоу. Трансляцию смотрело более 2 миллионов человек, что сделало ее второй самой просматриваемой трансляцией после показа прыжка Феликса Баумгартнера из стратосферы. Во время трансляции стало известно, что Илон также поместил в свое авто культовый цикл американского фантаста Айзека Азимова «Основание», что стало своего рода метафорой.

На момент написания статьи, запись полета посмотрело почти 11 миллионов человек. Думаю, можно утверждать, что это поистине эпохальное событие. Теперь SpaceX станет лидером по доставке объектов в космос, ну и, само собой, это должно существенно продвинуть разработку пилотируемых ракет серии Dragon.

О Falcon Heavy было объявлено еще в 2011 году, с тех пор запуск много раз переносили. Это первая ракета сверхтяжелого класса, способная доставить на Марс около 17 тонн груза или почти 64 тонны на орбиту Земли. Кроме того, первая ступень ракеты полностью возвращается на Землю. Хотя из трех блоков первой ступени удачную посадку совершили лишь два. Третий должен был приземлиться на плавучую платформу, но упал в 100 метрах от нее.

После запуска SpaceX еще три часа вела прямую трансляцию с ракеты. На пресс-конференции Илон Маск рассказал, что Falcon пересек орбиту Марса и, немного не долетев до орбиты Цереры, вышел на гелиоцентрическую орбиту.

«Автомобиль удалится от Земли примерно на 400 000 000 километров и будет лететь со скоростью 11 километров в секунду. По нашим оценкам, он будет находиться на этой орбите несколько сотен миллионов лет, возможно даже более миллиарда лет», - сказал Маск репортерам на брифинге в понедельник.

Но это еще не все забавные цифры. По словам Маска, запуск Falcon Heavy обошелся в 90 млн долларов, а запуск аналогичных аппартов от НАСА стоит в районе 1,5–2,5 млрд долларов. И это учитывая, что ракеты Маска могут перевозить в два раза больше грузов. Можно говорить о том, что вчерашний удачный запуск приведет к революции в сфере космонавтики.