Куда запустил маск свой автомобиль. Маск впервые запустил к Марсу частную сверхтяжелую ракету Falcon Heavy

К успехам Илона Маска все постепенно привыкли, тем более что у его компании SpaceX всё шикарно с пиаром. Но вчера американцу удалась очередная невероятная штука: он запустил в космос сверхтяжёлую ракету Falcon Heavy, способную вывести на низкую околоземную орбиту до 63 тонн груза. К Марсу она могла бы доставить 16 тонн груза.

В этот раз в качестве полезной нагрузки на борту ракеты был личный красный Tesla Roadster Илона Маска с манекеном по имени Starman за рулём.

Сейчас электромобиль направляется к поясу астероидов. На гелиоцентрическую орбиту внутри орбиты Марса "Тесле" выйти не удалось.


Более того, SpaceX смогла успешно вернуть на Землю два из трёх разгонных блоков. У третьего, центрального блока, при посадке отказали двигатели, и он промахнулся мимо посадочной платформы.


Фото: SpaceX

В общем, для Маска и всего человечества это очень яркая ступень на пути к главной цели – колонизации Марса. Сейчас SpaceX верит, что сможет доставить на Марс человека к 2024 году.

Ладно, вы думаете, что Маск на самом деле что-то запускал? Пользователи Russia Today быстро разоблачили шарлатанов! Все же помнят, как америкосы сняли посадку на Луну в павильонах Голливуда, чтобы вызвать зависть у советского народа? Но не вышло, их быстро разоблачили, и даже явно подкупленные советские космонавты, которые пытались убедить всех в реальности лунной программы США, не смогли разрушить аргументы скептиков.

Читайте всю правду про жулика Маска!

Даже те, кто не верит в лунный заговор и шарлатанство Маска, нашли к чему прицепиться:

Неужели американцы думали, что им кто-то поверит? Шах и мат!

Пойду посмотрю сюжеты РЕН-ТВ про рептилоидов-масонов и мировой заговор!

А вы верите Маску?

ВАШИНГТОН, 7 фев — РИА Новости. Новая мощнейшая ракета-носитель Falcon Heavy компании SpaceX успешно осуществила свой первый испытательный полет: в космос улетел спортивный автомобиль владельца SpaceX Илона Маска.

Разгонный блок ракеты Falcon Heavy разбился при посадке Разгонный блок сверхтяжелой ракеты, которая отправилась в тестовый полет, упал в воду на скорости 480 километров в час после того, как у него сработал один двигатель из трех.

Старт ракеты с космодрома на мысе Канаверал (Флорида) был дан в 23:45 мск.

"Потрясающий запуск", — подвел итоги старта ведущий трансляции. Спустя час после запуска как конкуренты, так и партнеры поспешили поздравить компанию Илона Маска с успехом, в который, казалось, сам Маск до конца не верил.

"Мы все знаем, сколько усилий необходимо приложить для первого старта новой ракеты, и мы все стали свидетелями потрясающего достижения сегодня", — заявил исполняющий обязанности руководителя НАСА Роберт Лайтфут. Он поздравил как саму компанию, так и сотрудников НАСА, обеспечивших возможность старта с площадки космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал.

Поздравил с успешным стартом и глава компании Virgin Galactic Ричард Брэнсон — конкурент Маска, реализующий программу создания многоразового суборбитального корабля. "Чудесно видеть, как коммерческие космические компании раздвигают границы (возможного)", — написал Брэнсон в своем микроблоге Twitter, адресовав поздравления Илону Маску и SpaceX. Поздравления с успешным стартом направил и глава United Launch Alliance Тори Бруно.

Не оставил без поздравлений триумфатора и президент США Дональд Трамп. Поздним вечером по Вашингтону, почти через шесть часов после запуска он написал в своем Twitter: "Поздравляю Илона Маска и SpaceX с успешным запуском Falcon Heavy. Это достижение наряду с коммерческими и международными партнерами НАСА продолжает демонстрировать американское мастерство в самом лучшем свете".

Красная машина летит к красной планете

Хотя создатели ракеты предупреждали, что шансы на успех запуска практически равны шансам на аварийный старт, который, как опасался сам Маск, мог обернуться грандиозным "салютом", все прошло без происшествий и строго по плану: отделение боковых ускорителей произошло через две минуты после старта, минутой позднее отделился центральный блок первой ступени. Через десять минут после старта произошло штатное отделение второй ступени ракеты-носителя, и ее верхняя ступень вышла на предварительную орбиту.

Спустя примерно час после старта компания возобновила прерванную вскоре после запуска прямую трансляцию и начала наделавшую настоящий переполох в соцсетях трансляцию космического путешествия Tesla Roadster, за рулем которой сидит манекен по имени Starman в скафандре SpaceX.

"И вот автомобиль на земной орбите", — написал Илон Маск, ведущий прямую трансляцию в своем Twitter. По его словам, верхняя ступень ракеты с автомобилем в течение пяти часов будет оставаться в магнитосфере Земли, после чего должно состояться последнее, третье включение двигателей ракеты для дальнейшего путешествия спортивной машины к Марсу. На электронной панели машины манекена есть надпись: "Не паникуй!".

Так и произошло: в расчетное время, через шесть часов после старта, двигатель верхней ступени, несущей в качестве полезной нагрузки красный автомобиль Tesla Roadster, был включен третий раз для выхода за пределы магнитосферы Земли. Как подтвердил Маск, "третье включение двигателей прошло успешно. Превзошли орбиту Марса и движемся к поясу астероидов".

Как он сообщил на пресс-конференции после запуска, батарея верхней ступени ракеты-носителя рассчитана на работу в течение порядка 12 часов после запуска. Предполагается, что в течение этого времени SpaceX будет получать сигнал от своего "космического автомобиля", который путешествует в космосе под музыку Дэвида Боуи. После, как надеется Маск, "он будет оставаться в космосе, может, миллиарды и миллиарды лет…".

"Может, потом его найдут будущие племена инопланетян, которые будут задаваться вопросом: что они делают? Может, они молятся на эту машину? Почему у них в машине еще маленькая машина? Это их вообще запутает!" — сказал, смеясь, Маск. Видимо, именно для встречи с инопланетянами на приборной доске Tesla установлена ее миниатюрная модель с астронавтом в ней, а на зеленом электронном плато машины выбита надпись на английском языке: "Сделано на Земле людьми" (Made on Earth by Humans). Главной задумкой Маска при выборе симулятора груза в дебютном полете было то, чтобы он не был скучным, чтобы "было несерьезно и смешно". Ему это очевидно удалось, трансляцию старта его автомобиля в далекий космос смотрели, по данным СМИ, более трех миллионов человек, а трансляцию полета красной гоночной машины на фоне голубеющего земного шара — более пяти миллионов человек.

© 2019 Associated Press


© 2019 Associated Press

Самая мощная, многоразовая и дешевая?

Falcon Heavy, старт которой SpaceX превратила в своеобразное шоу, создана на базе ракеты-носителя Falcon 9. Ее первая ступень оснащена жидкостными ракетными двигателями Merlin, по девять в центральном и двух боковых разгонных блоках. Для демонстрационного старта используются два ускорителя, сохраненных после предыдущих стартов Falcon 9.

После старта, по задумке SpaceX, все три ускорителя первой ступени должны были совершить посадку. Боковые, уже летавшие на других миссиях Falcon 9, практически синхронно приземлились на площадку неподалеку от места старта. Центральный должен был приземлиться на баржу в Атлантике, однако трансляция его посадки прервалась за несколько секунд до предполагаемого приземления.

Издание Verge позже сообщило со ссылкой на источник, что центральный ускоритель первой ступени ракеты-носителя Falcon Heavy не смог приземлиться на плавучую платформу, рухнул в воды Атлантического океана на скорости более 480 километров в час и разбился. Информация подтвердилась в ходе пресс-конференции SpaceX.

Falcon Heavy рассчитана на то, чтобы доставить на низкую — околоземную орбиту до 64 тонн груза, на Марс — около 16,8 тонн, а на Плутон — до 3,5 тонн. Как отмечают эксперты, она является четвертой в списке мощнейших ракет-носителей, созданных за всю историю освоения космоса, вслед за советскими "Энергия" и "Н-1", а также американскими Saturn 5 и "Спейс Шаттл". Поскольку все они давно завершили свои полеты, новейшая Falcon Heavy является теперь, как заявляют ее создатели, "самой мощной ракетой-носителем в мире".

"После старта Falcon Heavy в два раза превзойдет самые мощные действующие ракеты в мире. С грузоподъемностью 64 тонны (для LEO), что больше груженого пассажирами, экипажем, багажом и топливом самолета Boeing 737, Falcon Heavy может поднять груз в два раза тяжелее, чем ближайшая к ней по классу действующая Delta IV Heavy, и сделать это за треть от стоимости ее старта", — сообщила компания накануне старта.

Согласно информации SpaceX, стоимость полета на новой Falcon Heavy составляет 90 миллионов долларов. Для сравнения, рейс на Falcon 9 стоит 62 миллиона долларов.Полет на создаваемой НАСА сверхмощной SLS в 2012 году оценивался в 500 миллионов долларов, о реальной стоимости еще не достроенной ракеты пока не известно. Отвечая на вопрос журналистов о том, каким он видит применение Falcon Heavy, Маск заявил, что он считает, что "клиентам решать, что они захотят отправить что угодно". "Я думаю, она откроет новые возможности, вдохновит другие компании в том числе, по всему миру могут сказать, если коммерческая компания SpaceX может сделать это, то и мы можем тоже, мы можем больше и лучше. Мы хотим космическую гонку! Гонки это драйв!" — сказал Маск. При этом он признался, что затраты на разработку и создание ракеты оказались "гораздо больше, чем он хотел бы признавать". "Мы трижды были готовы отменить проект, потому что это оказывалось гораздо сложнее, чем мы думали вначале, думаю, наши инвестиции составили порядка полумиллиарда долларов и даже больше", — сообщил владелец и главный вдохновитель SpaceX.

Известно, что SpaceX уже заключила три контракта на старт Falcon Heavy: два коммерческих запуска для телекоммуникационных компаний Arabsat и ViaSat и один — для Вооруженных сил США.

Покорив сердца и умы триумфальным стартом Falcon Heavy, Маск заявил, что теперь его компания с еще большей уверенностью приложит все усилия к разработке новой ракеты BFR. О том, что станет полезной нагрузкой в ее первом полете, который планируется на начало 2020-х годов, он, по его признанию, пока не задумывался. Наверняка, это будет "что-то несерьезное и смешное". Ведь, по словам бизнесмена, "именно несерьезное и смешное — то, что важно".

Эра искусственных небесных тел началась 4 октября 1957 года, на околоземную орбиту был запущен советский аппарат "Спутник-1". Всего за шестьдесят лет в космос отправились почти 8 000 спутников..

Человек запускает в космос ракеты уже более 60 лет. За это время столь волнительный процесс прошёл путь от события планетарного масштаба до рутинной новости, которая легко теряется где-то между биржевыми сводками и прогнозом погоды. В какой-то мере эта обыденность закономерна: за минувшие полвека было взято огромное число космических “высот” - от запуска первого искусственного спутника Земли до прогулки человека по Луне. Правда, взяты эти “высоты” были, в основном, на старте, а в следующие десятилетия отрасль словно упёрлась в небесную твердь.

Рядовой гражданин всё чаще вспоминал о “звёздной” теме после очередного неудачного пуска, чем после новой победы в освоении новых миров.

Космонавтика словно утратила дух авантюризма и присущий ей трепет перед покорением неизведанного. Большие задачи - вроде возвращения человека на Луну, полёты к Марсу и даже его колонизация - декларировались, но так и оставались в планах.

В начале 21-го века инициативу неожиданно перехватил бизнес.


Илона Маска уже сравнивают с Тони Старком (хотя должны с Говардом Хьюзом)

Со-основатель платёжной системы PayPal Илон Маск учредил частную компанию SpaceX , которая поставила перед собой задачи, казавшиеся тогда чем-то фантастическим. Вопреки устоявшейся практике, Маск решил развивать технологию возврата и многоразового использования ступеней ракет-носителей: то, что раньше топилось в мировом океане, теперь эффектно совершало мягкую вертикальную посадку и взлетало опять - прямо как в старых кинофильмах или рассказах писателей 100-летней давности.


Кадр из фильма "Место назначения - Луна" (1950)


Сравнение посадки Falcon 9 и ракеты из фильма "Небо зовёт"

Маск удешевил запуски и теперь получает контракты на доставку к МКС грузов, вывод спутников к околоземной орбите и организует туристические полёты к Луне. Но все эти успехи лишь разминка перед главной задачей, озвученной более 10 лет назад - пилотируемому полёту к Марсу. И очередной рубеж, отделяющий SpaceX от этой невообразимой задачи, Маск преодолел буквально на днях, когда был успешно произведён пуск тяжёлой ракеты Falcon Heavy .


Запуск ракеты Falcon Heavy с Tesla на борту

Этот пуск приковал к себе внимание миллионов зрителей и тут важно отметить следующее.

Рядовому землянину, для которого спутниковая навигация или видеосвязь с любой точкой мира уже давно не воспринимается как чудо техники, вновь стал интересен космос. Своей последовательностью и целеустремленностью Маск возвращает нам “время первых” с его фантастическим чувством сопричастности: на наших глазах происходит что-то большое и едва ли не историческое. Но, как мне кажется, сколь технически новаторским не был проект SpaceX , он не смог бы достучаться до столь огромного числа, в общем-то, далёких от космонавтики людей без одной важной составляющей.


Синхронное возвращенние на Землю ступеней Falcon Heavy

Маск оказался первым кое в чём другом, не менее важном. Он превратил запуск ракеты в зрелище, словно срежиссированное в Голливуде.

К Марсу и Поясу астероидов отправилась ракета, которую седлает электрокар Тесла, за его рулём сидит buster в скафандре; в бардачке лежит томик Дугласа Адамса «Автостопом по галактике » и полотенце; на информационном табло автомобиля горит надпись «Don’t Panic » (и полотенце, и надпись отсылают к упомянутому роману), в repeat-режиме звучит песня Дэвида Боуи Space Oddity и всё это непрерывно транслируется через YouTube.


Вид из кабины Tesla, удаляющейся от Земли

Все эти несложные и, в общем-то, недорогие мелочи стали вишенкой на торте, чей вкус стал давно приедаться. Конечно, кто-то уже поспешил назвать всё это промоакцией и трюком . Но если трюк сработал и всё больше людей ждут новостей из космоса, который бороздит красный кабриолет - почему бы и нет?

Тем более, что все эти киношные примочки и отсылки к массовой культуре уже выливаются в народное творчество:

1. Кто-то отправил Теслу в далёкую-далёкую галактику:

3. Не обошлось без отсылок к ретровейв-культуре "80-ых:

4. А там, где "80-ые - там и Фрэнк Дребен:

5. Не обошли вниманием и напряжённое возвращение ступеней:

6. И напоследок - мой любимый, где Тесла как бы говорит "Oh Hi Mark!":

— Elon Musk (@elonmusk) 7 февраля 2018 г.

Издание также обращает внимание на замечание некоторых астрономов по поводу реальной траектории движения Tesla. Электрокар действительно улетел дальше орбиты Марса, утверждают они, но при этом недостаточно далеко для того, чтобы оказаться в районе пояса астероидов. Ученые приводят некоторые расчеты, однако они не стали предметом широкого обсуждения.

Почему Маск отправил в космос именно Tesla

Многие эксперты и колумнисты назвали запуск Tesla в космос масштабной рекламной кампанией.

«Маск — главный маркетолог нашего времени — нашел идеальный способ сделать науку сексуальной и запоминающейся для всех: Tesla Roadster. Без человеческого элемента даже огненные извержения запуска ракеты могут начать казаться повторяющимися, особенно в наш век мгновенного доступа к захватывающему и потустороннему. Поэтому Маск и подумал: „Как насчет глянцевого красного суперкара, чтобы пробудить воображение?“», — написал в своей колонке один из редакторов The Verge Влад Савов.

Запуск оказался буквально собран из эффектных деталей — надпись Made on Earth by Humans («Сделано на Земле людьми»), которая нанесена на машине, табличка с именами шести тысяч сотрудников SpaceX.

Внутри электрокара светится сообщение Don’t Panic («Не паниковать!») как отсылка к «Автостопом по галактике» — серии научно-фантастических романов английского писателя Дугласа Адамса. Несколько лет назад в одном из интервью Маск сказал , что один из его любимых космических кораблей из научной фантастики — именно из «Автостопом по галактике». Он признался, что впервые прочитал книгу, когда был подростком и страдал от экзистенциального кризиса в попытках определить смысл жизни.


SpaceX

Среди других запоминающихся фрагментов этого полета — манекен Starman из одноименной песни Дэвида Боуи в скафандре SpaceX. И, конечно, непрерывно повторяющаяся песня Space Oddity внутри Tesla. Все это и многое другое называют элементами большой рекламы Tesla, которая сейчас находится в непростой ситуации.

Сам Маск говорил , что считает «ужасно скучным» обычную полезную нагрузку, которую используют при подобных запусках — чаще всего это бетонные и стальные блоки. Он сказал, что хотел отправить в космос «что-нибудь необычное, что заставило бы нас чувствовать». Впрочем некоторые эксперты связывали это решение с тем, что первый запуск новой ракеты мог оказаться неудачным.

С 2016 года компания Маска занимается разработкой Tesla 3. Сейчас перед Маском стоит задача запуска модели и начала ее массового производства. У компании есть примерно 400 тысяч заинтересованных в покупке электромобилей клиентов — от каждого из них был взят депозит в размере 1000 долларов.

Продажи и соответственно доходы Tesla вырастут, если компания сможет быстро наладить производство, пишет The New York Times. Если еще два года назад Маск обещал к 2018 году выпустить 500 тысяч автомобилей этой модели, то в январе он планировал произвести уже только около 2,5 тысячи — впрочем, пообещав увеличить объем производства, отмечает газета.

При этом Tesla теряет деньги в восьми из последних девяти кварталов. Накануне компания отчиталась о рекордном квартальном убытке — 675 млн долларов в четвертом квартале 2017 года, в то время как за аналогичный период прошлого года убытки были равны 121 млн долларов. The New York Times также связывает решение отправить Tesla в космос с попыткой Маска восстановить компанию, чтобы в том числе наладить выпуск Tesla 3.

Компания Tesla после запуска Falcon Heavy сможет уверенно заявлять, что ее электромобиль был отправлен в космос и находится там. По мнению редактора The Verge, это поможет отвлечь внимание от некоторых проблем Tesla, в том числе с выпуском Tesla 3. «Это самый большой рекламный фокус, который мы видели за долгое время», — написал он.

Сейчас Tesla оценивается в около 58 миллиардов долларов.

Как Маск оценил первый запуск Falcon Heavy

«Мне представлялись образ гигантского взрыва на стартовой площадке, прыгающее по дороге колесо Tesla, логотип Tesla куда-то падает. К счастью, ничего этого не произошло», — сказал он на первой пресс-конференции после запуска.


John Raoux / Associated Press

Еще до запуска Falcon Heavy Маск говорил, что вероятность аварии на старте очень высока. При этом накануне полета он рассказал CNN, что обычно за день до отправки ракеты в космос чувствует себя «супернапряженным». «Однако сейчас я чувствую себя довольно головокружительно и счастливо. И это может быть плохим знаком», — добавил он.

Перед пресс-конференцией Маск осмотрел оба вернувшихся ускорителя. Он отметил, что они находятся в хорошем состоянии, особенно титановые решетчатые рули — для SpaceX это особенно важно, поскольку их производство оказалось достаточно дорогим и сложным.

По словам Маска, у SpaceX нет прогноза относительно поведения электрокара после выхода на орбиту. «Возможно, он просто будет находиться в космосе миллионы или миллиарды лет. Может быть, его обнаружит какой-нибудь будущий инопланетный разум и подумает „Что это за чертовщина? Что сделали эти парни? Они преклонялись перед этой машиной? Почему в этой машине есть еще одна маленькая машина?“ Все это по-настоящему собьет их с толку», — сказал Маск.

Маск сказал, что убедился: сбываться могут самые невероятные вещи. «Я действительно не думал, что это сработает: что я увижу подъем ракеты, увижу тысячу вещей, которые, как кажется, не могут работать — и это просто потрясающе, когда они срабатывают».

Как запуск Falcon Heavy оценили эксперты

Эксперты встретили запуск в основном положительно, поздравляя Маска и команду SpaceX.

Запуск Falcon Heavy напоминает, как быстро выросла частная космическая индустрия за последние пять-десять лет, отметил в разговоре с Mashable Фил Ларсон — бывший сотрудник SpaceX, который теперь работает помощником декана в Университете Колорадо. Как и многие эксперты, он связывает полет с созданием условий для экономической конкурентоспособности и национальной безопасности США.

Профессор Университета Южной Калифорнии и бывший сотрудник NASA Грег Аутри считает, что запуск Falcon Heavy — это тот случай, когда частная компания «просто превзошла все правительства на земле». «Это масштабнее, чем все, что делает Россия или Китай. Никто еще не близок к таким результатам», — сказал он Bloomberg.

«Вы так часто видите это с космосом, причем даже с исследовательскими миссиями на Марс и Плутон: люди ощущают почти противоядие повседневному миру социальных сетей, где мы настойчиво продолжаем (пытаться их привлечь к теме космоса. — прим.). А теперь этот процесс практически буквально и метафорически заставляет людей с их собственных устройств смотреть на то, как исследуется космос», — сказала The Guardian Кейси Дрейер, один из менеджеров американской НКО «Планетарное общество».

Астронавт Джеральд Карр похвалил Маска «за открытие новой границы в космосе». «Марс — следующий логический шаг в исследовании космоса», — сказал он The Guardian.

С кем и как может конкурировать SpaceX

Частные компании начали осуществлять запуски еще в 1980 году, когда была создана французская компания Arianespace. Однако еще недавно клиенты, желающий вывести спутник на орбиту, в основном полагались на ракеты, которые принадлежат США или России, отмечает Forbes. Недавнее развитие конкуренции привело к увеличению инвестиций в частные космические предприятия по всему миру. Колумнист Forbes задается вопросом: кто выиграет новую космическую гонку — коммерческую, пришедшую на смену после времен «холодной войны».

Mashable прогнозирует , что скоро Маск столкнется со вполне сопоставимым ему в будущем конкурентом — аэрокосмической компанией Blue Origin Джеффа Безоса (также является основателем Amazon.com и владельцем издательского дома The Washington Post). Компания была создана еще в 2000 году (SpaceX — в 2002-м) для развития космического туризма. Безос сейчас тоже занимается проектом новой сверхтяжелой космической ракеты.


Gregg Newton / Reuters

Преимущество SpaceX — в создании многоразовых ракет, что позволяет значительно сократить производственные расходы. Bloomberg, сопоставляя различные запуски для примера, отмечает , что при стоимости одного запуска Falcon Heavy в 90 млн долларов, SpaceX сейчас способен доставить вдвое большую массу груза, чем основные конкуренты компании — и эта цена еще окажется примерно пятой частью средней стоимости запусков других.

Один полет Falcon 9 обходится в около 62 млн долларов, Falcon Heavy — около 90 млн долларов. Для сравнения: полет одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя «Атлас-5» United Launch Alliance (совместная компания Boeing и Lockheed Martin) — 109 млн долларов. Ожидается, что запуск разрабатываемой NASA сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System обойдется как минимум в десять раз дороже запуска Falcon Heavy.

Но сейчас более интригующими проектами представляются новые коммерческие возможности частных космических компаний, отмечает Bloomberg. Издание приводит задачи, которые некоторые уже разрабатывают или тестируют — например, оборудование для добычи астероидов. Если к этому прибавить тот факт, что сверхтяжелые ракеты станут дешевле и надежнее, то получение энергии из космического пространства уже не будет научной фантастикой.

Как на развитие SpaceX влияют отношения Маска с Белым домом

Успех SpaceX во многом связан с политическим климатом в США и практически постоянным сотрудничеством с NASA на протяжении почти всей истории компании, пишет The Verge. Президент США Дональд Трамп поздравил в твиттере Илона Маска с запуском Falcon Heavy практически сразу.

Недавно Трамп подписал документы программы, связанной с фокусировкой США в том числе на Луне. Президент США поручил NASA начать готовить пилотируемый полет к спутнику Земли. The Verge отмечает, что SpaceX явно рассчитывает на то, что в ближайшее время в этом интересе государства к космосу ничего не изменится.

Однако многие планы SpaceX могут оборваться, если администрация Трампа закончит финансирование программы Международной космической станции после 2024 года. По информации источников СМИ, в том числе The Verge, Трамп рассматривает такой вариант. Ожидается, что проект федерального бюджета США на 2019-й год будет представлен уже в феврале.

Сокращение финансирования МКС, которое теперь составляет примерно 3-4 млрд долларов в год, станет шагом назад и будет не в интересах страны, написал в колонке для The New York Times американский астронавт Марк Келли. Он отметил, что программы NASA еще со второй половины XX века приносят людям пользу — например, помогают в разработке солнечных технологий, микроскопических компьютерных чипов, внесли вклад в появление компьютерной томографии и МРТ. Келли называет финансирование научных исследований одной из наиболее эффективной тратой денег налогоплательщиков. «Это не только создает новые рабочие места, но еще и отрасли, которые иначе никогда бы не появились. Достаточно легко понять, как доллар, потраченный на нашу космическую программу, еще не раз вернется налогоплательщику», — считает он.

Ранее Илон Маск состоял в совете при Белом доме, где был одним из консультантов. Однако в июне 2017 года он объявил, что покидает совет. Это было связано с решением Трампа вывести США из Парижского соглашения по климату. Маск публично заявил о своем решении, отметив, что изменение климата — это вполне реально, а прекращение работы над этим не хорошо ни для Америки, ни для всего мира.

За что чаще всего критикуют Маска и на какие вопросы он не дает ответов

Одну из самых резких критик в адрес Маска можно встретить в рубрике «Мнения» газеты The Guardian. В своей колонке редактор отдела оперативной информации Натан Робинсон раскритиковал SpaceX за масштабные траты. Он отметил, что в день запуска Falcon Heavy другой важной новостью была гибель 80 человек в Сирии в результате длительного гражданского конфликта. «А тем временем во Флориде Илон Маск запустил свой спорткар в космос. Угадайте, какая история доминировала на основных новостных сайтах?».

Робинсон и вовсе называет действия Маска «трагедией глобального неравенства XXI века». «Вряд ли есть лучший способ оценить ее, чем посмотреть, как миллиардер тратит 90 млн долларов на запуск автомобиля стоимостью 100 тысяч долларов в далекие районы Солнечной системы», — пишет он, начиная перечислять множество мировых социальных проблем — войны, нищета, болезни, насилие. По его мнению, Маск необоснованно тратит деньги на показательные полеты, не уделяя при этом внимания тратам на социальные сферы, где положение людей часто критично.

Анализируя планы Маска, The Verge отмечает, что все еще есть вопросы, на которых он не дает конкретные ответы. Например, один из главных вопросов профессионального сообщества к Маску — это детали его плана по колонизации Марса: как именно он собирается организовать там среду обитания человека, где люди будут жить так долго и как именно туда можно добраться, учитывая серьезный фактор излучения. Кроме того, до сих пор не ясно, как планируется финансировать этот проект.

Bloomberg также выпустил список своих вопросов к Маску — они касаются Tesla. Издание интересуется, сколько реально электрокаров сможет производить компaния, какую долю среди доходов Tesla составляют депозиты клиентов за будущие машины, как именно компания планирует выйти на китайский рынок и действительно ли это можно будет считать успехом.

Говоря о слабых сторонах Маска, The Verge отмечает частые переносы сроков тестирования или запусков различных ракет, а иногда и вовсе их отсутствием. Однако добавляет, что результаты часто оказываются впечатляющими.

Falcon 9, Dragon, Big Falcon Rocket: что надо знать о других проектах SpaceX

Falcon 9 впервые была запущена в 2010 году. Она состоит из двух ступеней. Этот тип ракет может быть как одноразовым, так и многоразовым. В качестве топлива использует керосин и жидкий кислород. Девятка в названии обозначает число жидкостных ракетных двигателей, которые установлены на первой ступени ракеты-носителя.

Falcon 9 — это ракета, которая фактически позволяет SpaceX зарабатывать деньги, пишет The Verge. В 2017-м году она выполнила восемнадцать успешных миссий, а в 2018-м году с ее помощью SpaceX собирается осуществить еще больше. Falcon 9 в основном отправляет в космос спутники и доставляет грузы на Международную космическую станцию. Кроме того, Falcon 9 напрямую связана с сотрудничеством SpaceX и NASA — ракета-носитель является составной частью грузового космического корабля Dragon.

Многоразовый беспилотный космический корабль Dragon разрабатывался SpaceX по заказу NASA. Это один из самых долгих проектов SpaceX — компания начала работать над ним еще в 2004 году. Космическое агенство заказало модель для работы с грузом — его доставки в космос и возвращения. На кораблях в будущем также планируют доставлять людей на Международную космическую станцию.

У Dragon предусмотрены несколько модификаций: грузовой, пилотируемый с экипажем до семи человек и смешанный тип — объединенный грузовой и пассажирский, который способен провозить до четырех человек и несколько тонн груза. С одной из модификаций Dragon SpaceX частично связывает свои марсианские планы — в частности те, которые касаются исследований на планете.

Одна из самых ожидаемых моделей сейчас — пилотируемый корабль Dragon V2. Уже во второй половине 2018 года Маск планирует отправить на нем несколько человек к Луне. Известно, что они уже отобраны — это двое не астронавтов, знакомых друг с другом и не связанных с Голливудом. Маск пока отказывается называть их имена. Ожидается, что они облетят Луну, не совершая при этом посадки. В ближайшее время их начнут активно подготавливать к полету. Стоимость такого космического путешествия оценивают в 150 миллионов долларов.

Big Falcon Rocket (BFR) — это пока еще проект многоразовой ракеты-носителя и космического аппарата, который должен прийти на смену действующим ракетам SpaceX. О его разработке Маск рассказал в сентябре 2017 года. Одна из главных целей проекта — полеты людей к Луне и Марсу. Маск говорил, что ракета в принципе сможет помочь осуществлять быстрые полеты вокруг Земли. Недавно он сказал, что SpaceX может отказаться от планов отправлять людей в космос при помощи Falcon Heavy и использовать для этого BFR.

BFR масштабнее действующих ракет SpaceX. Ожидается, что она будет способна выводить на орбиту до 150 тонн груза.

Ориентировочной датой первого тестрирования BFR ранее называли 2019-й год. Испытания планируют провести на одном из объектов компании в Браунсвилле (Техас). The Verge предполагает, что это будет похоже на самые первые испытания Falcon 9, которые выполнялись как обычные полеты на примерно несколько сотен метров.

Если BFR не будет готова к назначенному времени, SpaceX может вернуться к планам отправить людей в космос на Dragon и Falcon Heavy.

Когда SpaceX снова запустит Falcon Heavy

В ближайшие 3-6 месяцев SpaceX не будет снова пытаться запустить Falcon Heavy, говорил Маск. Длительность интервала между полетами, по его словам, зависит от двух факторов: скорости производства компанией центральной части ракеты и клиентского спроса. Внешние ускорители — то есть модернизированные ускорители Falcon 9 — изготавливаются проще.

Центральное ядро ​​Falcon Heavy тоже имеет части Falcon 9 — например, те же самые двигатели — однако остальная его часть (то есть основная) должна быть полностью смоделирована для каждого отдельного полета. Поэтому можно считать, что частота полетов Falcon Heavy в основном зависит от скорости производства центрального ускорителя. Впрочем, Маск обещает организовать довольно быстрое производство. Он заявляет: «Каким бы ни был спрос (на запуски. — прим.), мы сможем пойти ему навстречу».

Детально проанализировать и спрогнозировать этот спрос сейчас достаточно трудно, отмечает The Verge. В 2018-м году у SpaceX запланировано несколько масштабных запусков, среди которых есть связанные с Саудовской Аравией и американскими военными структурами проекты.

Сейчас известно, что при следующем запуске Falcon Heavy блоки и какие-либо основные части прошедшего первого полета использованы не будут. Два боковых ускорителей уже устарели, выполняя различные миссии Falcon 9. Следующая Falcon Heavy будет состоять из новых центрального и боковых ускорителей.

При этом SpaceX еще может использовать детали ракет первого запуска — например, пишет The Verge, металл верхней части каждой из них, части которого помогали безопасно направлять конструкцию на землю. Их изготавливают из титана, и этот процесс достаточно долгий и дорогой.

Почему начали говорить о новой космическое эре

Обозреватель CNN Джин Сеймур назвал запуск «началом нового космического века». «Хотя многие детали отсылали к старому (веку), но только в положительном смысле», — добавил он. Основной признак настоящего времени, отличающий его от прошлой космической эры — это частные компании, которые решили организовывать космические путешествия. Раньше похожим могли заниматься только правительства. Другая черта, не менее значимая по мнению Сеймура, — в том, что в новой космической гонке не должно быть победителя. Речь идет о конкуренции, а не о противостоянии.

«Стоит ли это того? Мы не узнаем, пока не попытаемся. Маск, скорее всего, скажет, что да — и так же ответит NASA. Это не самый подробный или удовлетворяющий ответ. Но до тех пор, пока не произойдет что-нибудь лучше, расслабьтесь и наслаждайтесь шоу».


SpaceX

Ни в одной стране запуск сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy, произведенный во вторник компанией SpaceX, не вызвал такого резонанса, как в России. Частная американская компания продолжает совершать технические подвиги, от которых российская космическая промышленность отказалась: сначала SpaceX начала многократно использовать ракеты, а теперь успешно запустила ракету, оснащенную 27 двигателями.

СССР пытался сделать нечто подобное в 1960-х и начале 1970-х годов. Сергей Королев, конструктор ракетно-космической техники, который запустил первый спутник и первого человека в космос, начал разработку того, что позже получило известность как Н-1, сверхтяжелая ракета-носитель с 30-двигателями, которая была способна доставить 75-тонную космическую станцию на орбиту, а возможно, и на Луну, Марс и Венеру. Проект была закончен после смерти Королева в 1966 году, и испытательные пуски Н-1 проводили четыре раза. Все пуски были неудачными, во многом из-за сложностей, связанных с одновременной работой такого количества двигателей.

Контекст

Какой след оставит «Фэлкон Хэви»?

The Conversation 07.02.2018

Илон Маск опасен для автоиндустрии?

Süddeutsche Zeitung 12.07.2017

Маск летит на Марс

SpaceX 29.09.2017 А сегодня компания SpaceX успешно справилась с аналогичной задачей, и хотя пока неясно, кто будет заключать контракт на обслуживание Falcon Heavy, у основателя SpaceX Илона Маска теперь есть самая мощная в мире ракета-носитель: она может доставить на орбиту до 64 тонн груза. Планы России по созданию такой ракеты, способной совершить полет на Луну или на Марс, пока еще не завершены и, конечно, не финансируются в полном объеме, хотя глава российского космического агентства «Роскосмос» Игорь Комаров пообещал осуществить первый запуск в 2028 году. Вероятно, даже у Китая будет сверхтяжелая ракета-носитель раньше, чем у России. Но именно успех «выскочки» Маска вызывает чувство жгучей обиды. Ведь за «Роскосмосом» стоит государство со всей его властью и возможностями. Но надо же — этот шоумен, выглядящий как мальчишка, запускает свою Tesla Roadster в космос. Из динамиков автомобиля во всю мощь звучит голос Дэвида Боуи. А на экране приборной панели светится цитата из «Путеводителя для путешествующих по галактике автостопом» Дугласа Адамса: «Не паникуй!»

Не помогли и плоские шутки — событие от этого не становится менее горьким и обидным. Когда больно, русские смеются. И после запуска появилось множество русских мемов, авторы которых, ерничая (храбро), признали поражение, предлагая варианты того, что могла бы Россия запустить в космос вместо автомобиля Tesla Roadster.

Но подтекст у всего этого серьезный. Виталий Егоров, представитель частной космической компании «Даурия Аэроспейс», которая производит российские спутники и сотрудничает с «Роскосмосом», с горечью написал в Facebook:

«На самом деле Маск не сделал ничего фантастического. Такое делал Королев, делал Глушко. Такое делали советские люди, и могут сделать русские. Но сейчас мы смотрим на это со стороны, как на что-то фантастическое. У меня неоднократно спрашивали различные люди: „Можем ли мы повторить успех SpaceX?″. Технически можем. В конечном счете, посадка ступени или сверхтяжелая ракета — это математическая задача. Математики у нас не перевелись! У нас перевелись мечтатели. Чтобы знать, как лететь, и куда лететь, нужно знать, зачем лететь».

У Маска, с его природным умением показать товар лицом или протолкнуть идею и с надоевшими культурными ориентирами, есть мечта, о которой он рассказал в своем докладе, опубликованном в прошлом году: колонизировать Марс. В докладе Маск признается, что даже разбогател ради этой мечты.

В России действительно нет мечтателя, который мог бы с ним сравниться. В России есть Дмитрий Рогозин, вице-премьер и националист, отвечающий за оборонную и аэрокосмическую промышленность, который устроил публичную ссору с руководством «Роскосмоса» после последнего неудачного запуска ракеты в ноябре. Чиновники «Роскосмоса» арендовали бизнес-джет Gulfstream и полетели на Дальний Восток на запуск космического аппарата с нового космодрома «Восточный», но ракета «Союз» с 18 спутниками на борту сгорела в атмосфере. Позже Рогозин обвинил «Роскосмос» в том, что настройки разгонного блока «Фрегат» были выставлены в расчете на пуск с другого космодрома. «Один портной шьет карман, другой — лацкан, а костюмчик не получился», — возмущался Рогозин. «Роскосмос» опроверг слова о допущенной ошибке. Но после серии уголовных расследований в российской аэрокосмической отрасли (во время которых были выявлены случаи использования дешевых компонентов, что недопустимо при строительстве ракет) не исключаются даже самые нелепые объяснения.

Мультимедиа

Добро пожаловать в будущее

Der Spiegel 07.02.2018

Спорткар Маска на орбите Марса

SpaceX 08.02.2018
После распада Советского Союза российская космическая программа осуществлялась на прагматической основе — для зарабатывания денег. Используя проверенные временем технологии, Россия захватила лидерство на рынке коммерческих запусков. Но настойчивость и изобретательность специалистов SpaceX, а также успех компании в снижении затрат за счет повторного использования ракет, сделали ее в прошлом году вероятным лидером рынка и, возможно, даже прибыльным. Вне всякого сомнения, ракета Falcon 9 по количеству удачных запусков стала самой лучшей в мире.

«Роскосмос» признал, что компания SpaceX представляет угрозу, к которой он многие годы относился с презрением и которую игнорировал. Сейчас российская корпорация работает над снижением стоимости запуска на 20% процентов и повторным использованием компонентов ракет. Но на данный момент лучшей в этой области является компания Маска, и догнать ее будет нелегко.

Многие россияне, которые завидуют успеху Маска, подчеркивают, что он не достиг бы всего этого без государственной поддержки — технической помощи от НАСА, а также многомиллиардных правительственных субсидий. Но остальные компании аэрокосмической отрасли США тоже получают значительную финансовую поддержку от государства, что можно сказать и о космических программах европейских стран, Китая, Японии и Индии. Наверное, Егоров видит эту разницу. Никакая государственная поддержка не смогла бы обеспечить компании SpaceX успеха и лидирующих позиций в той степени, в какой это стало возможным благодаря личной страсти и энтузиазму этого неуклюжего, всех раздражающего чудака-умника, который читает научную-фантастику и ездит на электромобиле Tesla Roadster. В производственно-технической сфере мечта, возможно, не играет столь серьезной роли, как государственные соображения, которыми руководствуются Рогозин и Комаров. Но поднимать некоторые тяжелые объекты в космос она, мечта, несомненно, помогает.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.