Человек часть природы кладовая солнца. Сочинение человек и природа в сказке кладовая солнца

Михаил Михайлович Пришвин – один из самых замечательных, на мой взгляд, советских писателей вообще. Его произведения, конечно же, не затрагивают какие-то высоконаучные, политические или эфемерные темы, вроде смысла жизни, но, тем не менее, они чрезвычайно сильны. И сила их не в научном или высокохудожественном слоге, а в простоте. А простые произведения, я считаю, способны произвести гораздо более впечатление на читателя, нежели книги, сложные для понимания, пусть и хорошие.

Пришвин считается признанным классиком, и коньком его было, несомненно, описание картин природы, а вернее, взаимодействия природы и человека, причём человека хорошего, доброго, такого, для которого природа является домом и матерью, бережно к ней относящегося и оберегающего её. Именно об этом и рассказывает одно из самых выдающихся его произведений «Кладовая солнца».

События этой повести разворачиваются в местности средней полосы России, в болотистом и глухом краю, куда отправились на «ягодную охоту» двое детей – Настя и Митраша. Дети есть дети – по пути они поссорились по поводу того, по какой тропинке им следует пойти, дабы добраться до ягодной полянки: в итоге они разделяются, и тут-то и начинаются главные события истории.

Природа оказывает детям (в особенности - Митраше) холодный приём, но тем самым преподаёт им хороший урок, наверняка, запомнившийся им на всю оставшуюся жизнь. Путь Насти начинается благополучно – она находит ягодное место, напрочь забывая при этом брата. Митраша же вынужден вступить с матерью-природой в борьбу. Болотистая местность не терпит панибратского и пренебрежительного к ней отношения – «мужичок в мешочке», как окрестили мальчика соседи, запоминает это хорошо после того как он чуть было не утонул в трясине, решившись беспечно срезать путь. И, когда, казалось бы, судьба повернулась к маленькому герою спиной, Природа, как настоящий учитель, убедившись, что её бестолковый ученик всё же усвоил урок, спасает его, вырывая из цепких лап древней кладовой солнца. Полуодичавшая собака Травка слышит мольбу Митраши, и спасает его, вытягивая его из болота. Митраша счастлив, он благодарен судьбе за то, что всё обошлось, и, в особенности, Травке, которая становится верным их с сестрой другом.

Мы видим, что Михаил Михайлович, завершил этот довольно напряженный сюжет счастливым финалом в свойственной ему манере. Каждый вынес свой урок: Настя уже наверняка никогда не будет столь увлечена сбором ягод вплоть до того, чтобы забыть о брате, Митраша всегда впредь будет аккуратен на болоте и сохранит навсегда в себе понимание того, что далеко не всё в этой жизни зависит от него. Травка же… Травка просто обрела новых хозяев, тем самым была вознаграждена за долгое время одиночества.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В СКАЗКЕ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»

Сюжет повести М. М. Пришвина довольно прост. Двенадцатилетняя девочка Настя и ее десятилетний брат отправляются далеко в лес за клюквой. Поссорившись по дороге, они пошли разными путями к за­ветной палестинке, где по рассказам их отца клюквы должно быть видимо-невидимо. Настя пошла по про­топтанной большой тропе, посчитав, что раз все идут в ту сторону, значит, там и клюква растет. Митраша, наоборот, отправился по едва приметной тропинке, ре­шив, что там, куда ходят все люди, не может быть много ягод. У него был компас, и мальчик шел вперед, вспоминая рассказ отца и строго следуя показаниям прибора. Оба они испытали много трудностей из-за своего упрямства, потому что добирались к цели по­одиночке, хотя, как оказалось, и проторенная тропа, и еле заметная тропинка ведут в одно место. Детям очень помогла Травка, собака умершего лес­ника. Она утешила отчаявшуюся найти брата Настю, испугавшуюся змеи. А Митю она просто спасла, выта­щив из болота. В конце-концов все закончилось благо­получно. Дети проявили твердость характера, вы­держку, волю, нашли общий язык с силами природы и с ее помощью преодолели все трудности. Но этот реалистичный сюжет - только внешняя канва произведения, были по авторскому замыслу. Свое представление о природе, мысли о взаимоотноше­ниях с ней человека М. М. Пришвин воплотил в ска­зочной части повести. Помимо героев - людей в про­изведении живут и герои - представители мира при­роды. У писателя она одухотворенная, живая. Автор убежден, что птицы и звери воспринимают мир пусть и своеобразно, но достаточно тонко и сложно. Они зна­ют «слово прекрасное», только воспроизводят его каж­дый по-своему. Они очень нуждаются в доброжела­тельном отношении человека и, услышав приветливое «здравствуйте», отвечают торжествующим хором раз­ноязыкого приветствия. Мудрый Антипыч не напрасно обещал рассказать именно Травке, что такое правда, потому что «она с од­ного слова все понимает», а вы, глупенькие, спрашива­ете, где правда живет». Пусть собака воспринимает людей не так, как мы, ведь для нее все люди делятся на Антипыча с разными лицами и на врага Антипыча. Но «своей чистой душой» животное понимает глав­ное - есть люди добрые, любящие природу, а есть злые, чуждые природе. И открытая Антипычем правда вековой суровой борьбы за любовь свойственна также всей природе.

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев - не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек в его взаимоотношениях с ней, а сюжет лучших произведений автора - поведение человека в мире природы. В историю русской литературы Пришвин вошел именно как повествователь и певец радостной жизни природы.

Пришвин любил не абстрактные представления о природе, а ее саму: каждое дерево, каждое животное и каждую птицу - активно и деятельно. Любое произведение природы неповторимо, по словам писателя, как неповторимо великое произведение искусства. Потеря любой, даже маленькой, частички природы невосполнима и горестна. Людей, которые поверхностно любуются природой, писатель называл «дачниками». Красивы, ярки и чудесны описания картин природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», в этих картинах интересна и важна любая деталь. Мы читаем о событиях на Блудовом болоте. Вот мы узнаем, насколько полезна, где растет вкусная ягода клюква и когда ее собирают: «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью».

Но самой сладкой эта ягода бывает тогда, «когда она перележит зиму под снегом». Вот отец рассказывает сыну Митраше, как ориентироваться в лесу по компасу и без него.

Вот интересное описание Блудова болота: «И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях - оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами». Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры. Звонкая борина у Пришвина - словно живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле отзывалась всему». Чудесен и удивителен рассвет: «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей». Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали», заставляя стонать и рычать слышащих.их животных.

Вот история о нелегкой жизни грозы леса - волка по прозванию Серый, вот - хитрая лисица, вот - трусливый русак, вот - старушки елки, не пропускающие Митрашу сквозь свои ветви-руки, вот опять птицы, своим пением подбадривающие и подсказывающие мальчику дорогу. А вот еще ягоды - тоненькая, стройная кровяно-красная брусника, черника, красно-рубиновая костяника, которые умело собирает Настя. А. вот добрый лось, который привык к людям: у людей «все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно… .

* «Мы - разведчики болотных богатств, - говорит Пришвин. - И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

Эти богатства автор и называет кладовой солнца. Пришвин понимал, что бурное развитие промышленности может нанести природе непоправимый вред, и поэтому встал на защиту всего живого. В его произведениях - мысль о необходимости бережного отношения к природе, о вреда ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, облагораживающей способности действовать на душу человека и формировать его внутренний мир.

Открытый урок литературы в 6 классе на тему:

«Человек и природа в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»

(урок обобщения материала и подготовки к домашнему сочинению).

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №33 г. Твери

Иванова Людмила Николаевна

Тверь, 2015г.

ЦЕЛИ: формирование УУД.

Личностные УУД: участие в творческом процессе, развитие и реализация творческих способностей, интерес к творчеству писателя.

Регулятивные УУД: планирование деятельности (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана будущего сочинения).

Познавательные УУД : получение необходимой информации из текста, умение анализировать, сравнивать; выдвижение гипотезы и решение поставленной проблемы, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ОБОРУДОВАНИЕ : стенгазета с портретом М. Пришвина и иллюстрациями к сказке-были, изображение на экране мультимедийной установки картин природы, музыка П. И. Чайковского («Времена года. Апрель»), реквизит для сценки: корзина, полотенце, компас, ружье, топор, кепка с двойным козырьком, две куртки.

НА ДОСКЕ – тема урока, эпиграф:

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин

ХОД УРОКА.

Этап 1. Организационный момент. Сообщение цели урока. Формулирование проблемы .

Учитель: Цель урока – подготовка к сочинению «Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Назовите основную мысль (идею) вашего будущего сочинения. Будет ли она совпадать с идеей всего произведения? (Мнения учащихся по данному вопросу разделяются.). Как в связи с этим можно сформулировать проблемный вопрос?

Учащиеся: Какова основная мысль (идея) сказки-были Пришвина «Кладовая солнца»?

Выдвижение гипотез (на доске – схема, отображающая предположения учащихся:

ГИПОТЕЗЫ

природа прекрасна спасение детей люди должны беречь природу

Учитель: - Почему по этому вопросу несколько мнений? (Невнимательно прочитан текст произведения). Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Учащиеся: Надо еще раз поразмышлять, как в произведении изображен человек и как изображена природа, какие у них взаимоотношения.

Этап 2. Пришвин – певец русской природы.

Учитель : Что нам уже известно об отношении к природе автора сказки-были?

Учащиеся: Пришвин любил русскую природу, часто бродил с записной книжкой по лесам и полям, любовался пейзажами.

Учитель: Правильно. Об этом можно написать во вступлении к сочинению . М. Пришвин проник в тайную жизнь русской природы, воспел ее красоту. Свои тайны природа доверяет только редким, удивительным, обладающим особым талантом людям. Посмотрите на эти пейзажи (см. на экран), вспомните строки из стихотворения Н. Рыленкова:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно…

Послушайте музыку П. И. Чайковского. (Звучит пьеса из цикла «Времена года».) Попытайтесь почувствовать то, что испытывают к природе люди, страстно любящие ее.

У Пришвина можно научиться не только любить и понимать природу, но и умению ярко и образно говорить о ней. Она удивляет разнообразием красок, запахов, звуков. Писателя с полным правом можно назвать певцом русской природы. Как вы озаглавите первый пункт плана?

(Возможный вариант : Пришвин – певец русской природы .)

Этап 3 . Метафорический смысл сказки-были.

    Учитель: Природа привлекает Пришвина не только внешней красотой, но и внутренним своим содержанием. Она заставляет его задуматься о смысле жизни, о ее вечности и разумности. (См. эпиграф!)

Настя и Митраша вспомнили про два особенных места в лесу, о которых говорил им еще отец. Митраша – о палестинке, на которой «еще никто не бывал», Настя – о Слепой елани, «страшном месте». Дети отправляются в лес за клюквой.

Прочитайте эпизод «Ель и сосна» и ответьте на вопросы: Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен в самом начале описания пути героев? (Мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе; человек близок природе, он отражается в ней, как в зеркале.)

Смотрите на иллюстрации. Какая из них точнее изображает описанное в сказке-были? (Учащиеся рассматривают нарисованные одноклассниками иллюстрации к зпизоду «Ель и сосна»).

Правы ли те, кто утверждал, что главное для Пришвина – изображение красоты природы? (Нет, это не так.)

Какое событие является завязкой повествования о походе детей в лес? (Ссора детей.)

Посмотрите инсценирование эпизода «Ссора детей» и поразмышляйте над вопросом: Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему? (дискуссионный вопрос)

(Автор осуждает детей за ссору и дает понять, что каждый из них по-своему прав: Митраша пошел коротким путем, напрямик, по пути неизведанному и опасному. Настя пошла проторенной тропой. Пути «открывателей» и «осваивателей» нужны и полезны людям. Путь детей – жизненный путь.)

Озаглавливание 2-го пункта плана будущего сочинения. Возможный вариант: Путь детей – жизненный путь.

Этап 4 . «Правда» мудрого Антипыча.

    Учитель: От Лежачего камня пути детей расходятся. Каждый словно выбирает свою дорогу в жизни. Но у детей мал жизненный опыт. А вот старый лесник Антипыч – человек мудрый, он знает «что есть правда, какая она, где живет и как ее найти». Послушайте выборочный пересказ «Правда мудрого Антипыча» и поразмышляйте над тем, в чем она заключается. (Выборочный пересказ подготовленного ученика, получившего индивидуальное задание)

Примерный ответ ученика:

Антипыч вместе со своей собакой Травкой жил в лесной избушке. Травка по-своему, по-собачьи ощущала любовное и дружеское отношение к ней хозяина и платила за это беззаветной преданностью. Она гоняла зверей для Антипыча, но не для себя. Хозяин любил ее, кормил и берег от волков.

Когда Антипыч умер, трудно было привыкать Травке к дикой жизни.Теперь ей нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя. Но Травку тянет к человеку. Случайно попав на след детей, она бросает гон зайца и приходит на помощь Митраше.

Таким образом, Травка не превратилась в дикого зверя. Человеческое, воспитанное в ней Антипычем, осталось. Именно благодаря Травке Митраша понял правду мудрого Антипыча: «эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Мудрость старика заключается в следующем: любовь к окружающему миру, взаимопомощь, верность, преданность.

Озаглавливание . Возможный вариант: «Правда» мудрого Антипыча.

Этап 5. Участие природы в судьбе героев.

Учитель: Но не сразу эту правду мудрого Антипыча поняли Настя и Митраша. Именно природа помогла детям ее осознать. Какое участие принимает природа в судьбе детей? (Проверка домашнего задания группы №1- наиболее подготовленных учащихся.)

Возможные ответы:

Природа – действующее лицо в произведениях Пришвина, автор использует прием олицетворения.

Природа предупреждает детей об опасности.

Травка спасает Митрашу, попавшего в беду.

Настя вспоминает о брате, увидев змею.

Природа помогает детям стать добрыми и дружными.

Учитель: Что мы узнаем о детях из заключительной части произведения?

Чтение эпизода. (Чудесное преображение Митраши: он по-настоящему начинает ценить родного человека. Победа Насти над собой, над своей жадностью. Дети стали добрыми, как Антипыч.)

Озаглавливание. Возможный вариант : Участие природы в судьбе героев.

Этап 6. Смысл названия сказки-были.

Учитель: - Правы ли те из вас, кто утверждал, что главное для писателя – рассказ о спасении детей? (Нет, это не так.)

5. Учитель : Как вы понимаете смысл заглавия произведения? Что по этому поводу говорится в сказке-были? (см. фрагмент текста)

Только ли торфом богаты эти места?

О ком еще с теплотой рассказывает автор? (о добрых, трудолюбивых, мудрых людях – это тоже богатство земли)

Вывод: кладовая солнца – это вся природа и человек, ее мудрый хозяин. Кладовая солнца – это и кладовая души самого писателя с ее любовью к природе, людям, окружающему миру.

Озаглавливание . Возможный вариант: Смысл названия сказки-были.

Подведение итогов урока. Ответ на поставленный проблемный вопрос :

- Какова основная мысль (идея) сказки-были «Кладовая солнца»?

(Мысль о единстве человека и природы, о любви ко всему окружающему. Соединяя реальную жизнь людей и изображенную в сказочных образах жизнь природы, писатель выражает свою главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать ее, любить и охранять.)

Учитель : - Итак, ближе всех к правильному ответу те, кто выдвинул третью гипотезу. Внимательное чтение текста помогло нам решить проблему, найти правильный ответ на вопрос.

Задание на дом : написать черновик сочинения и отредактировать его.

Использованная литература

    Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.

    Зепалова Т. С., Мещерякова Н. Я. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 6 класса: Пособие для учителя. - 4-е издание, перераб.-М.: Просвещение, 1989.

    Литература в школе, №4, 2002.

Аннотация к уроку литературы в 6 классе на тему:

«Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Главная цель урока – обобщение изученного материала и подготовка к домашнему сочинению «Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Урок проводится с использованием технологии проблемно-диалогического обучения. Учащиеся совершенствуют свое умение составлять план к будущему сочинению, отбирать необходимый материал из произведения, проверяются навыки анализа фрагментов и текста в целом, дети развивают речь, учатся связно и последовательно излагать мысли. Итогом урока должно стать сочинение, написанное дома.