Новодевичий монастырь история создания кратко. Чудесная надвратная церковь Преображения. Монастырь в судьбе женщин

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Новодевичий монастырь в Москве является древним живописным храмовым комплексом, расположенным в историческом месте неподалеку от Лужников. Эта обитель представляет собой один из старинных православных ансамблей христианской религии, находящийся на территории государства и почитаемый уже не одно столетье. По существующему поверью, в период существования монголо-татарского иго, именно на этой местности производили отбор русских красавиц для Золотой Орды.

Историческая значимость общины

На протяжении нескольких веков со дня своего существования общину использовали для заточения царских персон женского пола. Архитектура церковного комплекса, которая сложилась в период 16-17 столетья в последствии не претерпела каких-нибудь значительных изменений. Обитель является исключительным по сохранности моделью московского барокко за что и была объявлена всемирным достоянием и принята под охрану «ЮНЕСКО».

Ныне действующая община пребывает в общем владении Государственного музея истории и Русской христианской церкви. Также с 2010 г. на территории священного места был открыт православный музей Московской епархии.

Иконы Новодевичего монастыря

Вблизи центрального входа в общину располагается Навратный храм Господня Преображения, украшением которой служит чудотворный лик Смоленской Божьей Матери. В Успенском соборе, возведенном по указу царской дочери Софьи, пребывает на хранении одно из старинных священных изображений Новодевичьей обители, то бишь лик Иверской Небесной Царицы.

Сам православный комплекс включает в себя немалое количество художественно-архитектурных памятников искусства исторической значимости, в которых сохраняется и по сей день множество чтимых древних святынь.

Недавним важным событием в общине стало обретение старинной реликвии Ватопедского храма Св. горы Афон – божественного лика Девы Марии «Отрада и Утешение». А этот список со священным изображением обители еще в 1854 г. вручил старейшина Святогорец.

Полезные статьи:

После того как в страшный богоборческий период произошло закрытие этого святого места, святыню считали утерянной, однако по счастливому стечению обстоятельств в нынешнее время, ее смогли вновь обрести в Вышенском храме. Причем следует отметить, что на тыльной части чудотворного образа присутствует надпись, которая как раз-таки и является доказательством принадлежности этого лика к этой Московской обители. А в чем новообретенной православной реликвии, а соборе было проведено церковное служение посвященной обретению старинного образа.

Расписание богослужений

График проведения церковного служения в Священной обители обновляется несколько раз в месяц:

  • исповедание, духовное песнопение, часы проводятся каждодневно в 7:40 утра;
  • в период праздничных или же воскресных дней проводят позднее и раннее духовное песнопение в 6:20 и в 8:40 утра. А вот всенощное бдение совершается ранее в 5 вечера;
  • утренние и вечерние службы проводятся в 5 вечера;
  • обряд Крещения осуществляется в Успенском соборе каждодневно в 11дня. Запись проводится с 10:00 и до 10:40 утра;
  • обряд Исповедания осуществляется в субботний вечер, в преддверии великого празднования, а также в утренние часы каждодневно.

Как добраться и часы работы

Адрес Новодевичьего монастыря: 119435, Новодевичий проезд, 1 (станция метрополитена «Спортивная», г. Москва).

Как доехать на метро

По красной ветке следует доехать до станции «Спортивная» и от нее пешком по ул. 10-летия Октября где-то 5-7 минут (приблизительно 800 м) или же общественным транспортом:

  • от м. Сокольническая маршруткой № 132 (3 остановки);
  • от станции Смоленская маршруткой № 64 (8 остановок);
  • от м. Арабатская 5 или 15 троллейбусом (11 остановок);
  • от станции Кропоткинская троллейбусом № 15, 5 (9 остановок);
  • от м. Краснопреснецкая маршрутным автобусом № 64 (11 остановок);
  • от станции Арбатско-Покровская маршруткой № 132 (9 остановок).

Часы работы

Часы работы для посетителей священного места открыты для своих посетителей с 9:00 до 17: 00 ежедневно. Музеи же начинают свою работу с 10:00 утра, однако в первый понедельник месяца и по вторникам они закрыты.

Сам вход в церковный комплекс является бесплатными, а в музеях же цены могут варьироваться, т. е. цена стандартного билета для взрослого составляет 150 р., для детей школьного возраста, студентов и пенсионеров – 60 р.

Естественно можно осмотреть исторические храмовые постройки и самостоятельно, однако лучше всего обратиться к услугам профессиональных экскурсоводов. При этом на территории самой общины проводятся разнообразные информативные и увлекательные экскурсии, которые будут полезны не только взрослым, но и детям, ведь это место поистине удивительно, красиво и таинственно.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно совершить еще и видео экскурсию по святой обители:

Известный многим кружевной ансамбль Новодевичьего монастыря набил оскомину в сообществах фото-путешествеников ничуть не меньше Храма Василия Блаженного - красиво, фотогенично, но было, было уже много раз. Но ведь не может же быть, чтобы мы знали о нем все! Должны быть неразгаданные загадки у такой хорошо всем знакомой достопримечательности.

Узнаваемые изысканные зубцы и каменные кружева - атрибуты московского барокко. Основные перестройки, придавшие монастырю нынешний вид, были инициированы царевной Софьей - она словно предвидела свою судьбу!

Я все-таки размещу здесь фотографии поразившего меня своей красотой монастыря, а вы хотите - смотрите, хотите - нет. А может, кому и почитать интересно будет и попробовать загадки разгадать.

Тонкий профиль башен монастыря и растущие неподалеку монструозные верзилища - какое нелепое соседство!

Загадка №1. НАЗВАНИЕ

Конечно, кто же не знает - Новый Девичий, потому что был и старый Девичий, ставший потом Зачатьевским! Это понятно, а вот почему «Девичий»? Потому ли, что девицы и жены сюда постригались? Тогда, это было бы сродни тому, как если бы в наше время новый монастырь назвали бы просто Женским - не благолепно как-то, хотя Павел Алепский утверждал обратное - он считал, что Девичьим монастырь назван как раз потому, что собраны здесь были женщины-инокини из самых знатных родов, в основном незамужние девицы.

Святые врата Новодевичьего монастыря. С первого раза мне сюда проникнуть не удалось, пришлось приезжать еще раз.

Фамилия первой игуменьи, приглашенной в монастырь Василием Третьим - Девочкина, но вряд ли монастырь назвали в честь нее - тогда бы он был «Девочкин». Вероятнее всего, название все-таки пошло от географической местности - Девичье поле. Существовала красивая легенда, что во времена татарской напасти сюда приводили девиц, отдаваемых татарам в виде дани. Все это, не более, чем миф. По другой версии, уже более вероятной, название закрепилось здесь еще со времен языческих, когда на месте Москвы существовало несколько небольших славянских поселений. На этом поле, возможно, происходили игрища, во время которых молодцы выбирали себе в жены девиц. Некоторые исследователи предполагают еще более прозаичную версию - было здесь, и правда, поле, на котором девки пасли коров. Причем полем это было довольно долго, если судить по старым изображениям.

Гравюра 19 века по рисунку начала 18 века

Росписи на столпах Смоленского собора

Загадка №2. Предназначение. О нем мы уже упоминали в первой загадки - строился он якобы для вдов и девиц знатных родов, статус и богатство его должны были соответствовать их положению. Хотя мне лично с трудом представляется, как князь Василий, лишенный сна и пищи, целыми днями томит себя размышлениями: «Куда же мне подевать знатных девиц? А не забабахать ли мне для них монастырь побогаче?». Думаю, намного проще было заглянуть в одну из уже имеющихся многочисленных обителей и сказать: «Подуберите тут, побелите-покрасьте, ковриков пару на пол киньте, мы тут к вам хотим знатных девиц определить». Понятно, что эта причина вряд ли была первичной.

Иконостас Смоленского собора

Еще одна версия, в которой я сама поначалу сомневалась, - монастырь Василий Третий строил для того, чтобы создать в будущем приличные условия для проживания своей опальной бездетной жене Соломонии Сабуровой, которую он намеревался постричь в монахини.

Пострижение Соломонии (миниатюра летописного лицевого свода). На этой иллюстрации официальной версии все выглядит вполне благопристойно.

Поначалу я засомневалась - ведь развод царя и насильственное пострижение его преданной супруги были событиями из ряда вон выходящими, взбудоражившими народ и духовенство, связь с этими событиями могли усматривать там, где ее и не было. Тем более, что год развода и год основания монастыря совпадают - 1525. Сомнения возникли потому, что в конечном итоге Соломонию он все-таки постриг, но совсем в другом монастыре. Само пострижение происходило в храме «Рождества Причистой на Рве», а жить ее определили в Каргополе, как утверждает все тот же Постниковский летописец. Причем поначалу келью ей князь повелел срубить деревянную в лесу. Если это правда, то не особо-то он церемонился с женщиной, которая отдала ему 20 лет жизни.

Своды собора (Эх, как же мне росписи нравятся! Обязательно еще раз сюда приду!)

Только через пять лет Соломонию отпустили в Суздальский монастырь, где она со временем и умерла, пережив и мужа, и его новую красавицу-жену Елену Глинскую. Однако уже в процессе написания рассказа, я обнаружила ссылки на документы, в которых говорилось, что в новом монастыре предполагалось ввести особый новый устав, предполагающий строгую изоляцию постриженной царицы. Для надзора за ней из Суздальского монастыря были переведены 18 стариц с игуменьей Еленой Девочкиной во главе. Соломонию перевели в другое место, судя по всему, потому, что она оказала яростное сопротивление - в наказание ее услали подальше от Москвы и условия для проживания предоставили достаточно жесткие. Несознательным элементом оказалась царица - ну, никак не хотела после жизни в кремлевских палатах идти в монастырь!

Полотенца, изображенные на стенах храмов, символизируют чистоту и разделение земного и небесного.

Еще одной целью было размещение в приличествующем месте списка Смоленской Иконы Богоматери Одигитрии, принесенной из Смоленска в 14 веке княгиней Софьей Витовтовной. Во времена царствования Ивана Третьего икону вернули обратно в Смоленск, сделав с нее список.

Иван Третий с семьей (посередине среднего ряда слева) во время шествия с иконой Одигитрии (вышитая пелена)

Во время крестного хода на Девичьем поле был отслужен торжественный молебен. По легенде, на месте этого события и была основана обитель, куда список и поместили. Поначалу, скорее всего здесь возвели часовню или обыденную (построенную за один день) церковь.

Росписи на Северной стене Смоленского собора посвящены истории иконы Одигитрии. "Заказ в Константинополе и принятие монахом Германом иконы Одигитрии"

Изгнание Иконы из Константинополя императором Львом Исавром

А может быть, и обитель небольшая тут появилась. Возможно, но свидетельства об этом весьма туманны. Еще одной немаловажной причиной был обет Василия Третьего, данный им в 1514 году после победы над Литовцами под Смоленском - он пообещал основать Девичий монастырь и построить в нем большой собор в честь Богородицы Смоленской и еще несколько храмов («поставити в Москве на посаде девичий монастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения Честнаго креста, и иные»). Еще в 1523 году, если верить его духовному завещанию, Василий сетовал о том, что обет свой он помнит, но поставить храмы так и не успел. После победы над Казанью в 1524 году князь смог приступить к исполнению обета, в 1525 году обитель была основана, Василий одарил ее деревнями и землями.

Постройка Новодевичьего монастыря (миниатюра Лицевого летописного свода)

До недавних пор считалось, что главный собор монастыря - Иконы Смоленской Богоматери, построен в год его основания - в1525, эта дата фигурирует практически во всех источниках и, похоже, раз указанная неверно, она просто переносилась из документа в документ. В последние десятилетия после многочисленных исследований эта версия оспаривается.

Загадка №3. Время постройки Смоленского собора. Постниковский летописец об этом пишет так: «Тое же весны (1525) поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем цер¬ковь пречистый богородици Одегитрия да Произхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармена, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновение Ивана Предтечи».

Смоленский собор Новодевичьего монастыря

Однако нигде не указано, что речь идет о том самом соборе, который мы можем видеть сейчас. Возможных дат его постройки рассматривается несколько - 1525, 1530, 1551 и даже 1598 годы. Учитывая то, что еще в 1523 году Василий Третий сокрушался о невыполненном обете, было бы несколько наивно предполагать, что за два года был построен собор таких размеров.

Собор и колокольня (ее высота - 72 метра)

Кроме того, стилистика храма существенно отличается от тех церквей, которые возводили в тот период. Дата 1530 год появилась в качестве предположения, когда в подклете храма нашли надгробия умерших в 1530-х годах, однако, при дальнейших исследованиях оказалось, что надписи на плитах выбиты тоже гораздо позже, чем указанные на них даты - очевидно погребения перенесли сюда и сделали копии первичных надгробий.

Лопухинские палаты (Евдокия Лопухина пожила здесь только при внуке)

Изразцовая печь в Лопухинских палатах

Некоторые детали, а особенно размеры собора свидетельствуют об некоей архитектурной гигантомании заказчика, которая, как известно, была присуща Ивану Грозному. Ряд исследователей считают, что собор возвели в 1551 году - ведь существует документ о том, что при строительстве каменного храма в Новодевичьем обрушилась кровля и погибло много строителей - вероятнее всего, речь идет о Смоленском соборе. В пользу этого говорят и явные следы переделки кровли, произведенные прямо во время постройки.

Чудесная надвратная церковь Преображения

Однако некоторые ученые считают, что первый каменный собор, возможно, был действительно построен в 1550-х годах, однако лет через 10-20 он был разобран и перестроен. За Иваном Грозным такие дела уже водились - он разбирал и перестраивал соборы, возведенные им же пару лет назад. Ученые, настаивающие на этой версии, указывают на ряд архитектурных деталей собора - они были типичными для 1560-70х годов, но ранее не встречались.

Успенская церковь с трапезной

Загадка №4. Когда здесь поселилась царевна Софья?

Вопрос этот возник у меня после посещения Путивля несколько лет назад. В рассказах экскурсоводов, во всех путеводителях по Путивлю, на туристических сайтах, упоминающих о городе - упорно кочует утверждение, что царевна Софья после отстранения от власти изначально была помещена в Святодуховский монастырь в

Церковь св. Амвросия

Среди документов эпохи Петра сохранился его приказ о выделении средств на достройку обители - до этого игуменья написала на его имя прошение в 1687 году о том, что строительство новых зданий было начато давно, да все его никак не закончат по недостатку средств. Текст петровского указа я полностью привожу

Казначейские палаты

Больничные палаты (и моя подруга Марина - на этот раз мы ездили в Москву вдвоем)

Часовня Прохоровых (стиль модерн, 1911-1914 гг., арх. В.А.Покровский)

Тогда, при посещении Путивля, я особо не задумывалась, куда же после выдворения из Кремля была препровождена Софья - в Путивль, так в Путивль. Но теперь, побывав в Новодевичьем и почитав о нем литературу, я нигде не обнаружила упоминания о пребывании Софьи в Путивле - везде утверждается, что Софью сразу поместили в Новодевичий.

Поискав среди доступных мне источников (то есть среди тех старинных книг и документов, которые выложены в Сети), я не ни даты водворения Софьи в Новодевичьем монастыре, ни «следов» ее пребывания в Путивле. Наконец, после долгих поисков на одном из сайтов о православных монастырях, где упоминается Путивльский Святодуховский, я обнаружила скромную ссылочку: «В курском архиве хранится опись древних икон, утвари и богословских книг колокольного храма Путивльской Преображенской церкви, сделанная в 1924 году: под № 136 "кресло царевны Софьи"». Не знаю, является ли это доказательством пребывания Софьи в Путивле (на мой взгляд, доказательство весьма эфемерное) , однако это все, что мне удалось найти. Может, у кого-нибудь есть более точные данные - поделитесь.

Для себя я пока не нашла ответы на эти загадки, может быть, со временем они будут найдены. А может быть, и не важны они, ответы эти. Стоит себе несколько столетий нарядный кружевной ансамбли монастыря на берегу озера на радость всем. Дремлют старые стены и снятся им бледные лица добровольных и невольных послушниц, царственных женщин горестной судьбы, от которых зависели когда-то судьбы России.

Новодевичий – старейший и самый красивый действующий женский монастырь Москвы.

Находится он в излучине Москвы-реки на Девичьем поле — в этих местах, по преданию, во времена монголо-татарского ига отбирали русских девушек для Золотой Орды.

Основана обитель в 1524 году великим князем Василием Третьим после взятия Смоленска в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Также основание Новодевичьего историки связывают с расторжением брака Василия Третьего – именно сюда он хотел сослать свою жену, великую княгиню Соломонию.

Впоследствии в обители часто появлялись особы царского рода, принимали постриг царские дочери и сестры. Иван Грозный определил сюда своих родственниц – вдову младшего брата и вдову старшего сына Ивана. Жила тут царица Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым. Много было послушниц из знатных княжеских и боярских семей.

Не все женщины приходили сюда по своей воле. По приказу Петра Первого в 1689 году здесь заточили и насильно постригли в монахини его сестру царевну Софью Алексеевну после Стрелецкого восстания. Напротив монастыря были казнены ее сторонники, а головы стрельцов нанизали на зубцы монастырской стены.

Еще одна известная монахиня – первая жена Петра Первого царица Евдокия Лопухина.

Новодевичий монастырь — настоящая крепость: высокие неприступные стены, башни с бойницами сложены из кирпича с отделкой белым камнем. Основные здания были возведены во второй половине 17 века в стиле «московское барокко».

Над главным входом расположена нарядная Надвратная церковь Преображения Господня:

В центре обители возвышается пятиглавый Смоленский собор, сооруженный в 1525 году по подобию Успенского собора в Кремле. В храме сохранился 5-ярусный резной позолоченный иконостас, выполненный мастерами Оружейной палаты. Тут находятся иконы, подаренные многими русскими царями, в том числе Иваном Грозным и Борисом Годуновым и главная святыня монастыря – чудотворная икона Смоленской Божьей матери.

Недалеко от собора выстроена Колокольня с белокаменным кружевом. В свое время она была второй по высоте на Руси после колокольни Ивана Великого и славилась неповторимым звоном. Самый старый колокол на колокольне отлит при Иване Грозном.

Успенский храм с трапезной палатой, построенный по велению царевны Софьи. Здесь находится еще одна святыня -древнейшая чудотворная Иверская икона Божьей Матери.

Монастырский комплекс также включает в себя белокаменную Амвросиевскую церковь, совмещенную с трапезной, Филатьевское училище, где девочек-сирот по приказу Петра Первого учили плетению голландских кружев, больницу для ветеранов русской армии, богадельню и многочисленные палаты: палаты Ирины Годуновой, Евдокии Лопухиной, Евдокии Милославской, Казначейские и Погребовые палаты.

Певческие палаты с кельями для монахинь:

Мариинские палаты, названные по имени сестры Петра Первого Марии Алексеевны, которая здесь жила. Справа от палат — Надвратная церковь Покрова Богородицы.

Напрудная башня со стрелецкими караульнями и палатами царевны Софьи:

Считается, что если дотронуться рукой до Напрудной башни, где была заточена царевна Софья, и загадать желание – оно обязательно сбудется.

Для верности желания пишут на стене башни. Чаще всего встречаются просьбы о любви, здоровье и богатстве.

Всего башен 12: четыре круглые, а остальные – квадратные, все имеют очень красивые ажурные «короны». Похожие башни есть еще в одной московской обители — в .

Угловая Никольская башня:

На территории обители есть ряд захоронений: мавзолей Волконских, могилы Дениса Давыдова, генерала А.А. Брусилова, М.И. Муравьева-Апостола, Сергея Трубецкого. В Смоленском соборе похоронены великая княгиня Софья Алексеевна и другие представительницы царских и княжеских родов.

Небольшая Часовня-усыпальница Прохоровых, владельцев Трехгорной мануфактуры:

За монастырской стеной находится Новодевичье кладбище. Самые известные персоны, похороненные на Новодевичьем кладбище: А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, М.А. Булгаков, М.Н. Ермолова, И. Левитан, Н. Рубинштейн, А.Н. Толстой, Андрей Белый, Владимир Гиляровский, Самуил Маршак, Владимир Маяковский, Василий Шукшин, Светлана Аллилуева, Никита Хрущев, Борис Ельцин и Раиса Горбачева.

В советское время монастырь не работал, монашеская жизнь была возобновлена здесь в 1994 году. В наше время это действующий православный женский монастырь и одновременно музей. Архитектурный ансамбль – объект культурного наследия ЮНЕСКО.

Рядом с монастырем на берегу Большого Новодевичьего пруда разбит живописный парк.

С дорожек парка открываются красивые виды на мощные стены и башни:

Парковая скульптура «Утка с утятами» был подарена в 1991 году «детям Советского Союза от детей Соединенных Штатов в духе любви и дружбы». Замысел скульптуры взят из известной американской сказки «Дорогу утятам».

Место красивое — так и просится на холст.

Один из самых красивых видов Москвы.

Схема расположения объектов архитектурного ансамбля (кликабельно):

В Софьиных и Ирининых палатах размещены экспозиции музея с древними иконами, уникальными окладами и драгоценной церковной утварью.

В настоящее время проводится реставрация, многие здания в лесах и сетке. Окончание реставрационных работ планируется в 2023 году, к 500-летию основания монастыря.

Как доехать до Новодевичьего монастыря

На общественном транспорте: м. Спортивная, далее около 5-7 минут пешком. Адрес: г.Москва, Новодевичий проезд, дом 1.

Часы работы

На территорию можно пройти ежедневно с 9-00 до 17-00.

Смоленский собор открыт с 15 мая до конца сентября, службы проводят во время престольных праздников. Успенский храм работает круглогодично.

Музеи работают с 10-00 до 16-30, вторник — выходной. Первый понедельник каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов

Цена билетов в музеи: взрослые – 300 рублей, школьники студенты и пенсионеры – 100 рублей.

Адрес: Россия, Москва, Новодевичий проезд
Дата основания: 1524 год
Основные достопримечательности: собор Смоленской иконы Божией Матери, церковь Спаса Преображения, Колокольня, церковь Успения Пресвятой Богородицы
Святыни: Смоленская и Иверская иконы Божией Матери, икона святителя Николая с частицей мощей, ковчеги с частицами святых мощей разных святых
Координаты: 55°43"34.5"N 37°33"21.7"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Новодевичий монастырь – одна из крупнейших московских обителей , которая находится на Девичьем поле в Хамовниках, в излучине великой Москвы-реки. Название «Девичье» поле в этой местности получило из-за того, что здесь в годы нашествий татаро-монгольского ига отбирали русских красавиц для Золотой Орды. Сам же монастырь наименовали Новодевичьим для его отличия от Стародевичьего Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле .

Монастырь с высоты птичьего полёта

Некоторые источники объясняют название обители фамилией ее первой игуменьи Елены Девочкиной, вышедшей из монахинь. В древности Новодевичий монастырь был известен и под другим именем – Богородице-Смоленский. Но, как бы его не называли, он все равно остается одной из старейших и знаменитых женских обителей, существующих в русском Православии.

Закладка Новодевичьего монастыря приходится на 1524 г., когда князь Василий III взял Смоленск. Желая увековечить успешное освобождение жителей города от векового господства литовцев, при возвращении из похода он заложил деревянную церковь. Через год в нее крестным ходом перенесли копию иконы Смоленской Божьей Матери, которая считалась заступницей русских войск. Так 1525 г. вошел в историю как год основания обители . Подобно другим храмам-крепостям с высокими неприступными стенами, Новодевичий монастырь должен был стать не просто местом для вознесения хвалы Богу, но и взять на себя функции крепости, защищая Москву с юга.

Слева направо: Чеботарная башня, колокольня, Швальная башня

В памятное в истории России Смутное время обители пришлось пережить разорение. Но благодаря богатым пожертвованиям царских и боярских дочерей, жен, сестер и просто вдов, принимающих постриг, ее облик был восстановлен до прежнего уровня. После смерти царя Федора Ивановича в монастырь ради служения Господу прибыла его вдова и после совершения пострига сменила имя Ирина на Александра. Со временем в монастырь прибыл и Борис Годунов – ее брат, и здесь же он принимал избрание на царство, когда его просили стать главой российской державы.

Царевна Софья – еще одна важная персона, проживавшая в монастыре. Но она обитала в нем «на покое», то есть не как постриженная монахиня. В Новодевичий монастырь она прибыла после проигрыша в политической битве с Нарышкиными. Ее единомышленников не оставили в живых – все они были казнены прямо у стен обители. Как в заточении здесь пребывали и Мария, Екатерина и Федосья Милославские, и Евдокия Лопухина – бывшая жена Петра I, мать царевича Алексея. Гробницы скончавшихся Софьи и Евдокии находятся на сохранении в Смоленском соборе.

Слева направо: Царицынская башня, церковь Спаса Преображения над северными воротами, Напрудная башня

В 1812 г., когда наполеоновские полчища бесчинствовали в Москве, обитель ожидала печальная участь – ее хотели взорвать. Но благодаря монахине Саре монастырь остался цел – женщина успела вовремя погасить фитили, тлеющие возле бочек с порохом.

Новодевичий монастырь стал последним пристанищем для многих известных людей того давнего времени. Здесь похоронены некоторые декабристы, поэт-партизан Давыдов, сыновья историка Соловьева, и сам Соловьев. С 1898 по 1904 гг. в южной части монастырского двора появилось новое кладбище, обнесенное стенами.

Трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы

В 1922 г. обитель получает новую жизнь – сначала она становится Музеем раскрепощения женщины, а затем – Историко-бытовым и художественным музеем. Благодаря открытию этих учреждений удалось сохранить архитектурный комплекс монастыря практически в неизменном виде. В 1934 г. Новодевичий монастырь вошел в Государственный исторический музей в качестве филиала. В 1943 г. при нем открылись богословские курсы, а вслед за ними – и Богословский институт. С 1994 г. в древнюю обитель возвращается былая жизнь – в ней появляется монашеская община. Наконец, с 1995 г. монастырь становится памятником архитектуры федерального значения, а с 2004 г. в связи с 480-летием со дня основания он входит в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурные особенности Новодевичьего монастыря, его основные сооружения

Весь монастырский комплекс представлен 14 зданиями, 8 из которых являются храмами, а остальные 6 – жилыми и хозяйственными постройками. Его стены и башни изначально были деревянными, но при Софье их укрепили и расширили. На сегодняшний день их общая протяженность составляет 870 м.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Высота конструкций варьируется в пределах 7 – 11 м, значение толщины достигает 5 м. В совокупности их форма напоминает неправильный пятиугольник, окружающий подворье в 5 га. По периметру стен проходят 12 башен, привлекательных богатыми навершиями. Четыре угловые круглые башни называются Чеботарная, Напрудная, Сетуньская и Никольская, и к ним пристроены стрелецкие караульни. Башни Швальная, Лопухинская, Предтеченская, Царицынская, Покровская, Саввинская, Затрапезная, Иоасафовская имеют форму четырехугольника.

Самой древней постройкой из камня на территории монастыря является Смоленский собор. Шестистолпный храм, окруженный с трех сторон широкой галереей, стоит на высокой подклети. В первые годы после его строительства на галерее находились 4 придельные церкви. Сегодня из них остались только 2 – это церковь святой мученицы Софии и церковь святых апостолов Прохора и Никанора.

Караульня у Напрудной башни

Церковь святого Амвросия Медиоланского является вторым по значимости комплексом обители. Святыня дополнена трапезной и палатами, в которых проживала царица Ирина. Во 2-й половине XVI столетия постройка представляла собой отдельную усадьбу, хозяйками которой были княгиня Ульяна Удельная и царица Ирина Годунова (обе известны в монашестве под именем Александра). В результате сильного пожара, вспыхнувшего на подворье в 1796 г., здание этой церкви сильно пострадало и утратило первоначальный вид.

Трапезная палата – обширное бесстолпное сооружение площадью 323 кв. м, стоит на высокой подклети. С востока к нему примыкает четверик Успенской церкви. На втором ее этаже расположен придел, обустроенный в честь Сошествия Святого Духа. В нем хранится древний иконостас. Украшением и вершиной храма служило изящное пятиглавие, но оно пострадало во время пожара 1796 г. Древнее здание окружала открытая белокаменная галерея, однако из-за ветхости в начале XIX века ее пришлось разобрать. Благодаря ряду восстановительных работ, проведенных по проекту Казакова, здание Успенской церкви приобрело свой нынешний вид.

Слева направо: Никольская башня, Царицынская башня

Надвратная Покровская церковь стоит над южными вратами обители. Ее оригинальный облик обусловлен использованием в строительстве приема, характерного для украинского зодчества. Так, 3 ярусные главы выставлены в один ряд над притвором храма, его трапезной и алтарем. В боковых главах оборудованы звонницы. Мариинские палаты – жилище царевны Марии Алексеевны, примыкают к Покровской церкви с востока.

Преображенская церковь возведена над северными, или святыми воротами. Ее еще называют визитной карточкой всей Новодевичьей обители , ведь при взгляде на нее кажется, будто она парит над всеми сооружениями. Окна на высоком четверике церкви идут в 3 ряда, сам же четверик опоясан крупными белокаменными раковинами и гранеными барабанами с главками. С западной части двора к церкви примыкают Лопухинские палаты. Изначально они предназначались для проживания царевны Екатерины Алексеевны, но впоследствии стали покоями первой жены Петра I, царицы и инокини Лопухиной Евдокии Федоровны.

Церковь Спаса Преображения

Главной достопримечательностью Преображенской церкви является резной иконостас, изготовленный Карпом Золотаревым. Все иконы в нем отличаются уникальностью письма и тонкостью исполнения. Среди них находятся удивительные и ценные экземпляры, отражающие идеи царевны Софьи.

Монастырская колокольня строилась в последние годы правления Софьи (1687 – 1689 гг.). Ее 72-метровая конструкция представлена 6 ярусами восьмериков, окруженных роскошными галереями с балюстрадами из белого камня. На 3-м и 5-м ярусах располагаются звонницы. Первый ярус занимала церковь, построенная в память о преподобных Варлааме и Иоасафе, царевиче Индийском. У подножия колокольни располагались покои Евдокии Алексеевны Милославской, которые соединялись с обозначенной церковью.

Что есть что в церкви

Обитель поставили на том месте, где в 1456 москвичи провожали в Смоленск чудотворную «Одигитрию». Эти земли были известны под двумя названиями - Самсонов луг и Девичье поле. Московские краеведы часто вспоминают о легенде, по которой здесь татарские баскаки отбирали из согнанных московских девушек рабынь, которых в уплату дани отправляли в Орду. Но есть и более прозаичное объяснение: на этом поле девушки гоняли коров. А новым девичий монастырь назвали по отношению к более древним - Зачатьевскому (Стародевичью) и Вознесенскому монастырю в .

Основание обители совпало также с бракоразводным процессом Василия III и Соломонии Сабуровой. За 20 лет у четы так и не родился наследник, и князь решил сослать жену в монастырь, чтобы вступить в новый брак. Поэтому есть версия, что он «вспомнил» о своем обете и выстроил Новодевичий монастырь для великой княгини Соломонии Сабуровой. Но закончила она земную жизнь в Покровском монастыре в городе Суздале.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь много раз оказывался в центре исторических событий.

В 1571 году сюда вторглось войско крымского хана Девлет-Гирея, а в 1606 в обители разместил воинов князь Шуйский, собираясь на решающее сражение с крестьянским войском Ивана Болотникова.

Постриг в Новодевичьем монастыре принимали представительницы знатных родов. А при Иване IV в Новодевичьем поселились его ближайшие родственницы: 30 апреля 1564 года в монастыре приняла постриг с именем Александра княгиня Иулиания Палецкая, вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата Ивана IV. Она жила в собственных кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни. А в 1582 в Новодевичьем монастыре поселилась царевна Елена Шереметева (сестра Леонида), вдова сына Ивана IV. Она находилась в обители как вдовствующая «царица» и ни в чем себе не отказывали. Тогда за монастырем закрепился статус придворного.

В январе 1598 года, на девятый день после смерти царя Федора I Иоанновича, из в Новодевичий переселилась его вдова - царица Ирина Годунова. В то время она была единственной наследницей престола, и ее уход в монастырь был равносилен отречению. Тем не менее обитель на несколько месяцев стала резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы.

С ней за стенами монастыря укрывался брат Борис Годунов. Трижды бояре и народ приходили на Девичье поле просить Годунова на царство. Наконец, 22 февраля 1598 года в Смоленском соборе Борис принял избрание на царство. О монастыре он не забыл и организовал строительство новых мощных стен длиной 900 метров. Они превратили обитель в крепость, а на ее территории появились даже караульни с выходом на куртины.

Во время смут Новодевичья обитель была убежищем для царственных персон. Из-за этого монастырь много раз страдал. Например, в 1605 году Лжедмитрий I «взял в долг» из монастырской казны 3 000 рублей. Конечно, деньги он не вернул.

Лишь с воцарением Михаила Федоровича Романова Новодевичий восстановили и освободили от податей в казну. А у московских царей установилась традиция каждый год 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери, приезжать на богомолье в монастырь. Под стенами обители ставили шатры и ночевали в них, ожидая утренней службы. После нее угощали народ. Отсюда пошел обычай гуляний на Девичьем поле, а после строительства Клинического городка гуляния перенесли на Пресню.

Новодевичья обитель также была темницей. Здесь в 1689 году после стрелецкого бунта по приказу Петра I насильно постригли в монахини под именем Сусанны царевну Софью.

Верные стрельцы попытались освободить ее и даже устроили подкоп, но тщетно. Чтобы подобное не повторилось Петр устроил при Новодевичьем монастыре отделение Преображенского приказа - здесь допрашивали бунтовщиков, а готовы казненных нанизывали на зубцы монастырских стен.

Всего казнили 200 человек, а перед окнами кельи Софьи в Напрудной башне повесили самых верных ее сторонников. Теперь в народе эту башню называют башней желаний. Говорят, если приложить руку к стенам и обратиться в Софье, желание исполнится. Некоторые оставляют на стенах Напрудной башни целые сообщения для царевны.

Вообще имена есть у всех башен Новодевичьего монастыря: Лопухинская, Царицынская, Иосафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и четыре угловые - Напрудная, Никольская, Чеботарская, Сетуньская.

Также до 1868 года церковная власть использовала Новодевичью обитель в качестве исправительного учреждения для женщин, осужденных за неверие.

А в 1724 году в Новодевичьем открылся приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Их обучали плетению голландских кружев. Для этого Петр I специально выписал мастериц из Брабанта.

В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли и устроили там «Музей царевны Софьи и стрельцов».

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1926 его преобразовали в «Историко-бытовой музей «Новодевичий монастырь». В 1930-1934 годах в монастыре работал «Музей раскрепощения женщин», а в 1934 обитель стала филиалом Государственного Исторического музея.

С 1994 года монашеская община находится в ведении митрополита Крутицкого.

Центр монастыря - пятиглавый (изначально, вероятно, девятиглавый) Смоленский собор. В его интерьерах сохранилась фресковая живопись XVI века работы Симона Ушакова и чудотворная икона Смоленской Божией Матери. По преданию, ее написал евангелист Лука. Смоленский собор в Новодевичьем монастыре построен по образцу в Кремле. Возможно, руководил строительством также Алевиз Фрязин. Возведение храма высотой около 42,5 м завершилось в 1525 году.

В конце XVII века Смоленский собор стал центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» - колокольня и трапезная. Архитектором этого ансамбля и большинства сооружений Новодевичьего монастыря был Петр Потапов - создатель церкви Успения на Покровке.

Шестиярусную колокольню высотой 72 метра построили при участии Осипа Старцева. Она стала в то время самой высокой колокольней в Москве после .

А недалеко от колокольни находились больничные палаты, где в 1939-1984 годах жил реставратор Петр Барановский.

Рядом с Новодевичьим монастырем расположено самое престижное в Москве кладбище.

Первые захоронения появились на территории Новодевичьего монастыря в XVI веке. Там хоронили насельниц, знать, а позже - представителей других сословий.

К началу XX века свободного места на территории некрополя практически не осталось. В 1898 году для расширения кладбища выделили 2 га земли за южной стеной монастыря. Официально эту часть кладбища открыли в 1904, но захоронения стали производить раньше. Сейчас территорию за южной стеной монастыря принято называть «старое Новодевичье кладбище». В 1949 году кладбище еще раз расширили, а в конце 1970-х добавилась территория «новейшего Новодевичьего кладбища».

Сейчас Новодевичье кладбище включает 4 территории, на которых захоронено около 26 000 человек. На Новодевичьем некрополе покоятся Денис Давыдов, генерал Брусилов, Михаил Булгаков, Борис Ельцин.

Говорят, что... ...сначала Новодевичий монастырь заложили на месте, из которого бил сильный ключ. Строительство пришлось перенести, а колодец и ручей назвали Вавилон. На этот источник положили плиту, а позже заложили часовню. На рубеже XVIII-XIX веков митрополит Платон (Левшин) передал ее кремлевскому Чудову монастырю. Одна из стариц-монахинь так поясняла происхождение названия: «Вавилонским он назван потому, что, как Вавилонскую башню не достроили, так и тут: начали строить монастырь и ключ помешал» .
...колокольня Новодевичьего монастыря должна была быть семиярусной - но ее не достроили из-за свержения царевны Софьи в 1689 году. Колокольню украшают часы, которые отбивают каждую минуту: так Петр хотел напомнить Софье о ее преступлении.
...после стрелецкого бунта на льду Новодевичьего пруда Петр лично рубил головы восставшим стрельцам. Этот пруд пользуется дурной славой, так как души замученных стрельцов бродят в окрестностях в поиске своих мучителей.
...Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока не увидит гибели Новодевичьего монастыря. Он велел поджечь обитель. Но французам не удалось выполнить приказ Наполеона: монахини вовремя потушили тлеющие фитили. Чтобы спасти монастырь, живший рядом москвич поджог свой дом. Именно это зарево увидел ожидавший на Воробьевых горах Наполеон. Император решил, что Новодевичий горит, и покинул Москву.