Самый лучший современный танк. Самые современные и мощные танки в мире

Нет нужды говорить о значении танков в защите государственного суверенитета, гарантии безопасности тех или иных стран. Развитое танкостроение, кроме того, служит хорошим источником экспортных доходов, его технические достижения повышают престиж государства. И невольно у многих людей возникает вопрос: "Какой самый мощный танк в мире?". Очень часто в различных зарубежных и отечественных изданиях, на страницах интернета, в популярных телепередачах делаются попытки обобщённого сравнения основных танков различных государств. То и дело встречаются статьи под названием "Топ самых мощных танков мира", широко известен фильм телеканала "Дискавери" на эту тему. Но практика показала неэффективность подобного подхода. Каждая модель танка создаётся в рамках конкретной доктрины, под решение специфических задач в соответствующих природно-климатических условиях. Характерный пример - израильский танк "Меркава". Имея отличную комплексную защиту и могущественное орудие, эта современная колесница (так переводится название модели "Меркава") является одним из главнейших претендентов на звание "самый мощный танк мира". Но только Израиль и Сингапур поставили его на вооружение, больше никто не выбрал его для своей армии. Будучи очень хорош для ограниченных пространств отдельных географических регионов, этот танк оказался слишком тяжёл и малоподвижен, непригоден для манёвренной войны. Кроме того, рейтинги типа "10 самых мощных танков мира" носят откровенный рекламно-пропагандистский характер. Так, по высказываниям китайских специалистов, лучший в мире танк, естественно, китайский тип 99. По американской версии, модели "Абрамс" и "Леопард 2" достойны звания "самый мощный танк в мире". Российские и многие зарубежные специалисты высоко ставят показатели модели Т-90 (модификации "Тагил" и "Владимир"). Украина же заявляет, что Т-84 "Оплот" в бою превзойдёт любой серийный танк мира. Как же разобраться в этом, если простые сравнения технических характеристик, компьютерные моделирования боёв и реальные боевые действия не позволяют однозначно выбрать бесспорного фаворита? Далее в статье делается попытка очередного краткого обзора большинства современных танков мира. Следует учесть, что приводимые здесь технические характеристики являются усреднёнными, так как могут меняться в зависимости от появления очередной модификации танка.

Россия и Украина

Отечественная школа танкостроения является одной из самых заслуженных в мире. Российский танк Т-90, безусловно, является лидером по критерию «стоимость-эффективность». Ранее советские, а ныне российские танки ценят многие страны за простоту в обслуживании, отличное вооружение и хорошую защиту, манёвренность и подвижность. Эти танки хорошо осваивались массовыми крестьянскими армиями с невысоким уровнем образования. Кроме того, российские, как и ранее советские, танки прошли проверку в условиях сибирских морозов, афганских и кавказских гор, пустынях Средней Азии и Ближнего Востока, влажных джунглях Венесуэлы и Вьетнама. Итак, Т-90. Танк имеет комбинированную броню, мощное 125-мм орудие, в боекомплекте которого есть и управляемые боеприпасы, что является несомненным плюсом отечественных танков. Размеры танка невелики, что, впрочем, в современных условиях уже не имеет решающего значения. Небольшой заброневой объём, благодаря уменьшению численности экипажа вследствие применения автомата заряжания пушки, встроенная динамическая защита в дополнение к комбинированной броне, пассивные ("Штора") и активные ("Арена" и "Дрозд") системы защиты тоже относятся к достижениям отечественного танкопрома. Как результат - вес танка Т-90 относительно невелик, намного меньше зарубежных моделей. Так что же, вот он, самый мощный танк в мире? Фото показывает его красивый стремительный силуэт, танк имеет высокий экспортный потенциал - Индия, Алжир, Венесуэла выбрали его для своих армий.

Но нет, Т-90 всё-таки имеет и серьёзные минусы. Его пушка до недавнего времени уже не могла с большой дистанции поражать в лоб современные танки, хотя сейчас здесь наблюдаются положительные изменения. Малый заброневой объём, кроме преимуществ, имеет и свой недостаток - экипаж размещён среди боеприпасов, что отрицательно сказывается на его безопасности в бою. Были нарекания и к двигателю, приборам наблюдения, системе управления огнём. Эти проблемы решены или решаются в последних модификациях (Т-90А, АМ, МС, АМ). Но, опять-таки, это пресловутое «но» - танки линейки Т-90 не закупаются российской армией, в ожидании перспективной модели идёт модернизация стареньких Т-72.

Украине по наследству достался один из самых заслуженных центров бывшего советского танкопрома - Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева. Достаточно сказать, что самый знаковый танк Второй мировой войны, Т-34, родился именно здесь. За годы независимости украинские танкостроители добились больших успехов, модернизируя модели Т-64 и Т-84 УД (дизельные вариант Т-80). Созданы и постоянно модернизируются "Оплот-М" и Т-84 "Оплот" (это разные танки!). Во многом эти модели не уступают, а кое в чём и превосходят западные аналоги, имеют некоторые экспортные успехи (поставлялись в Пакистан, Таиланд). Больших успехов достигла Украина и в разработке собственных управляемых боеприпасов для танковых пушек. Но, всё же, это не прорывные проекты, по сути, это линия развития старых моделей и решающих преимуществ они не имеют.

На фото - Т-90:

США

Умелая реклама привела к тому, что американский танк "Абрамс М1" целым рядом специалистов был поставлен на первое-второе места многих танковых рейтингов. Он является несомненным успехом американских разработчиков, имеет мощную, очевидно, одну из лучших систем бронезащиты среди серийных танков мира. Мощный газотурбинный двигатель позволяет получить высокую удельную мощность. И всё же, у этого танка тоже немало минусов, часть из них обусловлена именно наличием газовой турбины. Повышенный расход топлива и воздуха для двигателя приводят к уменьшению запаса хода и необходимости очень часто менять фильтры воздуховодов, особенно, в запылённой атмосфере. Неожиданно выяснилась высокая уязвимость "Абрамсов" против российских и бывших советских противотанковых средств в Афганистане и Ираке. Даже старичок РПГ-7, отметивший своё шестидесятилетие, с новыми боеприпасами стал грозой "Абрамсов". Да и незначительный объём экспорта, несмотря на усиленную рекламу, говорит сам за себя. Кроме того, американцам, несмотря на усилия, не удаётся создать приемлемые образцы танковых управляемых снарядов и комплексов активной защиты (КАЗ). Нет, М1А2 один из сильнейших бойцов, но не самый мощный танк в мире.

На фото - танк M1A2 "Абрамс":

Германия

Если Т-90 является наследником традиций советского танкостроения, то "Леопард 2" - несомненное достижение другой сильной школы конструкторов бронетанковой техники, немецкой. Если кто скажет, что это - самый сильный танк в мире, то, пожалуй, и возразить будет нечего. Разве что сослаться на толпу конкурентов из стран - новичков в танкостроении, неожиданно создавших большое количество прекрасных образцов танков. Да и что можно поставить в упрёк "Леопарду" с его могучей 120 мм пушкой, недавно прошедшей модернизацию и получившей удлинённый с 44-х до 55-ти калибров ствол? На его значительно усилившийся уровень бронезащиты по сравнению с предыдущими модификациями? Разве что, большие размеры и массу, это отрицательно сказывается на возможностях переброски танков транспортными средствами, ограничения по грузоподъёмности мостов. Нет у "Леопарда" и управляемых снарядов, и комплексов активной защиты. Зато есть отличный, если не лучший, дизельный двигатель и прекрасная СУО (система управления оружием).

На фото - "Леопард 2":

Англия и Франция

А что же можно сказать о достижениях держав, где когда-то зародилось танкостроение? Английский "Челленджер 2", имея очень мощный уровень защиты, сильную пушку, отличную систему управления огнём (во время операции "Буря в пустыне" один из британских "Челленджеров" с первого выстрела уничтожил иракский Т-55 на дистанции в 5000 метров!), тем не менее, вызывал нарекание у английских специалистов, планировалось перевооружение британской армии на "Абрамсы". Главная претензия - невысокая скорость хода. Но иракская кампания поставила всё по своим местам - "Челленджер" оказался превосходным бойцом. Британский танкопром был спасён правительственными заказами. Вообще, после не очень удачных танков Второй мировой войны англичане сделали правильные выводы и их послевоенные танки были неплохи, хотя и тихоходны. Но танкисты любили их за надёжность, мощные пушки и отличную бронезащиту. Благодаря этому, их экипажи шли в бой, думая о выполнении боевой задачи, а не занимались поиском ближайшего укрытия. Кстати, "Челленджер 2" считается самым защищённым от кумулятивных снарядов танком в мире (в плане пассивной брони, активной защиты у него, увы, нет).

Французский АМХ-30, как и советский Т-55, и немецкий "Леопард-1", - детище концепции танка, которому не нужна сверхмощная защита, броня должна больше беречь от огня стрелкового оружия уцелевших после атомного удара опорных пунктов противника, ослаблять радиационное излучение. Такие танки должны были на высокой скорости пересекать очаги поражения атомными зарядами, выдерживать ударную волну и световое излучение от ядерных взрывов. Время шло, и концепция применения танков менялась. Так, во Франции на смену АМХ-30 пришла модель АМХ-56. После устранения ряда проблем танк вышел по большинству позиций на передовые (но не первые!) рубежи мирового танкостроения. Несмотря на это, никто, кроме Франции и ОАЭ, финансировавшей его разработку, не польстился на него. В настоящее время он серийно не производится, французы мечтают о новых танках, но реальных действий в этом направлении пока не отмечено.

Резюме: несмотря на успехи, ни английские образцы, ни тем более, французские не могут претендовать на титул "самый мощный танк в мире".

На снимке - "Челленджер 2" из Великобритании:

Израиль

Израильская концепция танков напоминает английскую - мощная пушка должна сломить сопротивление врага, пока мощная броня будет выдерживать обстрел со стороны вражеских орудий. И относительно невысокая скорость - на поле боя надо метко стрелять, а не лихо выписывать зигзаги и восьмёрки. Когда Великобритания наложила эмбарго на поставку "Чифтенов" в Израиль, эта страна была вынуждена создать свой танк. И он получился оригинальным! Переднее расположение двигателя позволило увеличить степень защиты экипажа - людские ресурсы в Израиле не безграничны, обученные специалисты ценятся вдвойне. Рациональная форма корпуса и башни увеличили стойкость к обстрелу. Сзади в корпусе появился свободный объём и сделан люк с дверцей. В образовавшемся отсеке можно поместить дополнительный боезапас или вывезти раненых с поля боя. Можно ли там возить десант - вопрос спорный. Применённая на первой модификации 105 мм пушка позже была заменена на 120 мм орудие.

Явные успехи израильтян наметились и в применении систем КАЗ и управляемых танковых боеприпасах. Тут, пожалуй, они не только наступают на пятки российским разработчикам, но и кое-где начинают их обходить. Впрочем, эта гонка далеко не закончена, и в рукавах конструкторов разных стран припрятано немало козырных тузов.

А где ложка дёгтя? Она - в огромной массе "Меркавы", это не критично для ливанских гор, городских застроек Сектора Газы, лагерей палестинских боевиков, но во многих случаях от танковых войск ждут стремительного манёвра. А, значит, будучи несколько специфическим танком, "Меркава" не может претендовать на титул наимощнейшего оружия. Хотя он и один из самых серьёзных аргументов на современном поле боя.

Япония

Основной танк этой страны носит название "Тип 90". Высокая защищённость, большая огневая мощь и хорошая подвижность омрачаются большой массой и высокой ценой, танк намного дороже американского "Абрамса". Применение его за пределами острова Хоккайдо проблематично. Но японцы создали и сейчас развёртывают более дешёвый и лёгкий вариант, получивший название "Тип 10". По массе он близок российским образцам, по боевым и техническим характеристикам напоминает западные танки. Будучи хорошими моделями, эти танки, несомненно, входят в топ самых мощных танков в мире, но не имеют распространения за пределами Японии. И не проверены в боевых действиях.

На фото - японский танк "Тип 10"

Китай

Китай разработал множество образцов бронетанковой техники. Последние модели - "Тип 96" , "Тип 98" и "Тип 99" вполне отвечают современным требованиям. Китайцы даже объявили о превосходстве "Типа 99" над любым танком мира, но это чистейшей воды пиар. Все модели являются развитием ещё советских моделей из линейки, ведущей своё начало от легендарного Т-34. И всё же, на поле боя это сильные оппоненты многим армиям мира.

На фото - гордость китайского танкопрома, "Тип 99"

Другие страны

Немало государств мира стали претендовать на членство в клубе танкостроителей. Здесь пока не видно экстраординарных образцов, хотя многие модели очень удачны и имеют много новшеств. Итак, краткий обзор. Бразилия разработала "Тамойо", оказавшийся неудачным, и "Озорио". Последний активно продвигался на экспорт, но успеха не имел. В настоящее время "Озорио" - точно не самый мощный танк в мире, хотя и имеет неплохие характеристики. Италия разработала в своё время модель "Ариэте" со 120 мм пушкой. Произведено около 200 машин, характеристики на уровне требований, но не самые выдающиеся. Не имея в боекомплекте управляемых боеприпасов, этот танк вскоре может получить оригинальный гаджет - выстреливаемый из ствола пушки беспилотный мини-самолёт, способный провести разведку в интересах танкового подразделения и подсветить цели лазером. В Южной Корее разворачивается производство танка K2 "Чёрная пантера", попавшего в книгу рекордов Гиннеса благодаря своей цене. Особенности танка: наличие управляемых боеприпасов (они не имеют ракетного двигателя, но поражают цели по навесной траектории сверху, в незащищённую зону). Танк может сбивать низколетящие самолёты. Имеется автомат заряжания, благодаря чему этот танк имеет рекордную скорострельность пушки среди всех современных танков - порядка 15 выстрелов в минуту. Индия долгое время пыталась реализовать проект "Арджун", по характеристикам он должен был соответствовать некоторым модификациям машины "Леопард 2". Да он и внешне похож на него, не говоря о том, что обе модели оснащены одним и тем же двигателем. Но пока у индийских разработчиков дела идут не очень хорошо, и Индия производит по лицензии российские Т-90. Поговаривают об "Арджун 2". И, наконец, самая неожиданная разработка - турецкий "Алтай". Создаётся при технической поддержке Кореи на базе танка "Чёрная пантера", главное отличие от прототипа - отсутствие автомата заряжания. Так что, собрать в коллекцию 10 самых мощных танков в мире несложно, только вариантов такой коллекции будет много, уж очень тесной и ровной толпой бегут по дистанции многочисленные участники забега на звание создателей самаого лучшего танка.

На фото - индийский "Арджун":

А что же в перспективе?

Разговоры о появлении в 2020 году танков с лазерными пушками, видимо, преждевременные, хотя давно ведутся работы над орудиями на новых принципах работы - с применением жидких метательных зарядов, рельсотронов (электромагнитных пушек). Но это, видимо, достаточно отдалённая перспектива, хотя прогнозы в этом деле - вещь неблагодарная. Появились образцы 140 мм пушек, в том числе, "Багира" на Украине. В России давно готова к серийному производству 152-мм гладкоствольная пушка, в принципе превосходящее всё, что можно ей противопоставить. Видимо, вскоре, по мере необходимости, всё это найдёт применение, когда нынешние пушки исчерпают свой потенциал.

А что же с танками новых образцов в ведущих странах мира? Пока немцы экспериментировали то ли с "Леопардом 2 А8", то ли с "Леопардом 3", американцы разрабатывали свою платформу будущей линейки бронетехники, французы мечтали о том, что они будут производить на своих заводах дальше, Россия эффектным показом перспективного танка Т-14 на празднике 70-летия победы взволновала весь мир. Украина заявила, что это её украденные Россией разработки, Германия сообщила, что "Армата" имеет немецкий след и т.д. Весь мир и до показа знал об этом танке, но когда его увидели своими глазами, то стало понятно - прорыв танкостроении возможен. Новый принцип защищённости экипажа, помещённого в бронированную капсулу, дистанционно управляемое оружие в необитаемой башне, новое орудие с повышенной эффективностью, геометрия корпуса, обеспечивающая новый уровень защиты. Можно многое перечислять, но ведь необитаемые башни и вынесенное вооружение - не новинка в теории, только до сих пор она не могла пробиться на реальные машины. И в Германии, и в Англии, и в СССР (в том числе и в Харькове) велись разработки с новыми компоновками. В России к 2011 году был подготовлен к серии более мощный, чем "Армата", танк Т95. Но по ряду объективных причин руководством было решено упростить и удешевить его, обновить устаревшие за долгие годы разработки решения. Так появился танк на платформе "Армата". Кажется, вот он, самый мощный современный танк в мире. Но что-то удерживает от излишнего оптимизма. Танк дорогой, проходит войсковые испытания, имеются проблемы с надёжностью, и ещё не факт, что он пойдёт в большую серию. И даже если планы в отношении этого танка будут реализованы, сохранит ли он нынешнюю конфигурацию или от некоторых наворотов придётся отказаться? Самое главное - оправдает ли себя система наблюдения и управления оружием в рамках концепции необитаемой башни?

На фотографии - "Армата" Т14:

Заключение

Представьте себе такую картину: на противоположных краях гипотетического поля боя стоят два танка-соперника в рейтингах боевых машин. Экипажи обучены абсолютно одинаково, оба видят друг друга, машины исправны, заправлены, боеприпасы загружены. По сигналу невидимого судьи люки машин захлопываются, двигатели запускаются. Оба танка, словно закованные в броню рыцари, устремляются навстречу друг другу и каждый с оптимальной для него дистанции открывает огонь по противнику. Так можно выявить чистое превосходство одного танка над другим. - "Абсурд! - скажете вы - так не бывает!". А разве не абсурд абстрактные танковые рейтинги? Боевые машины сильны взаимодействием между собой, обученностью экипажей и грамотностью командиров, тесным взаимодействием с другими родами войск и даже видами вооружённых сил, мощным боевым, тыловым и техническим обеспечением, слаженной работой штабов. Разведка, маскировка, инженерное оборудование местности и переправ, радиоэлектронное обеспечение - вот далеко не полный перечень условий, в которых воюют, побеждают или погибают танки. Конечно, и их техническое совершенство тоже играет роль, но как видно из приведенного обзора, лучшие современные танки находятся примерно на одном уровне, намечающиеся лидеры рискуют через некоторое время обзавестись равными себе конкурентами.

Таким образом, разработка и модернизация танков является постоянным процессом, интенсивность появления новинок то возрастает, то падает, но никогда не замирает на нулевой точке. В настоящее время намечается технический прорыв, и вывод соревнования танкостроителей на новый виток бесконечной спирали. И вот уже германский разработчик поглощает французскую государственную компанию, создавая базу для разработки будущей европейской "Арматы". Много ли им понадобиться времени, чтобы догнать Россию? Решение о разработке принято, технические находки уже известны, потенциал Европы не исчерпан. В то же время, нынешние танки ещё не изжили себя и долго будут модернизироваться, стоять на вооружении армий мира и на складах мобилизационного резерва. И вопрос том, какой танк самый мощный в мире, видимо, никогда не получит окончательного ответа.

ОХРАНА.RU предлагает своим читателям познакомиться с ТОП-5 самых мощных танков мира, существующих на сегодняшний день. Прокомментировать возможности боевых машин мы попросили известного военного эксперта Дмитрия Литовкина. По его словам, любое сравнение боевой эффективности танков – дело весьма сомнительное, потому что они ни разу не сталкивались в прямом военном противостоянии. Поэтому мы решили не присваивать места в нашем рейтинге.

Дмитрий Литовкин:

"Российские конструкторы когда-то предлагали американцам провести сравнительное тестирование танков Т-90 и М1 Абрамс в ходе учебного боя. Но те категорически отказались. Дело в том, что на всех рынках, на которых присутствуют эти машины, они никогда друг с другом не встречались. Также никогда не встречался немецкий Leopard с Т-90 и другие. Скажем, "Абрамсы" сегодня есть у Ирака, а Т-90 у Сирии, но эти государства не воюют. Или еще пример: после первых боев в Заливе, когда "Абрамсы" расстреляли безэкипажные Т-76, стоящие на парковке, американцы объявили о преимуществах этих танков, но когда они дошли до Багдада, их жгли старыми РПГ-7. Поэтому рейтинги такие весьма условные, ведь прямых столкновений не было, и судить о характеристиках машин мы можем только по косвенным признакам".

M1A1 "Абрамс" (США)

Это, пожалуй, самый заслуженный танк современности: заслуженный в том смысле, что он прошел три войны и несколько этапов модернизации. Несмотря на заявленные супервозможности, "Абрамсы" имеют ряд недостатков, нейтрализующие пиар-восхищение этими гигантами. Например, обладая самым мощным в мире двигателем (заявлено 3500 л/с), М1А1 остаются очень тяжелыми и неповоротливыми. Самих американцев настолько огорчала медленно поворачивающаяся башня, что они установили сюда дополнительный двигатель, прикрыв его стандартным железом. В итоге знаменитый супертанк оказалось возможным сжечь с одного выстрела: пуля, попадая в этот дополнительный двигатель, высекает искру, которая в свою очередь воспламеняет топливный отсек, ну, и так далее. Даже если пожара удалось избежать, башня, как мы и говорили, в четыре раза теряет в скорости вращения. Кроме того, зарядка снарядов в пушку у "Абрамсов" осуществляется вручную. При этом на сегодня это достаточно массовый танк, списанные машины не уничтожаются, а разбираются, и их запчасти идут на новые образцы.

Технические характеристики:

Масса танка: 61,4 т.

Экипаж: 4 человека (командир, наводчик, заряжающий, водитель).

Броня Chobham, сталь с использованием обедненного урана.

Вооружение: 105-мм нарезная пушка М68, 120-мм гладкоствольная пушка М256, 12,7 мм пулемет, 2 пулемета M240 калибра 7,62 мм.

Скорость по шоссе: 67,72 км / ч.

Скорость по грунту: 48,3 км / ч.

Дмитрий Литовкин:

"Этот танк очень тяжелый, и двигатели на них газотурбинные, хотя сейчас вроде бы собираются переходить на дизель. В Ираке образец зарекомендовал себя не очень хорошо. Как мы знаем, оказалось, что он не выдерживает даже попадание из РПГ-7".

Т-90МС "Тагил"


Это модификация нашего самого лучшего на сегодняшний день серийного танка Т-90, который в свою очередь заменил когда-то Т-72. Здесь реализована попытка "вылечить" наши образцы от старых танковых "болезней" – слабости вооружения и малой мощности двигателей. От первой удалось избавиться полностью: в "Тагиле" отныне есть пушка, пробивающая броню любого "натовца" на расстоянии 1500 км. Кроме того, здесь новейшая электроника, система наведения огня и автоматическая зарядка оружия. А также – новые модульные пакеты для защиты от кумулятивного огня противника, пулемет над башней с дистанционным управлением. Недостатками по-прежнему остаются малая мощность "под капотом" – всего 1000 л/с, и отсутствие кругового обзора для механика-водителя. Поставили только камеру заднего вида.

К базовым плюсам Т-90 относят, что по своей вооруженности он превосходит большинство моделей в возможности поражения небронированных целей, так как его боекомплект включает осколочно-фугасные снаряды. Танк также имеет высокие показатели в поражении бронированных целей на больших дистанциях. Основным противотанковым вооружением у него служат бронебойные подкалиберные снаряды (3БM-42 и 3БM-42М) и комплекс управляемого вооружения Рефлекс-М с ракетами 9М119М и 9М119М1 которые обеспечивают поражение тех же "Абрамсов" во все участки лобовой проекции на дистанции до 5000 м.

Технические характеристики:

Масса танка: 48 т.

Экипаж: 3 человека.

Вооружение: Пушка 125-мм 2А46М-5, боекомплект - 40 выстрелов; Управляемое вооружение: 9К119М «Рефлекс-М», спаренный пулемёт 7,62-мм 6П7К (2000 патронов), зенитный пулемёт 7,62-мм 6П7К С УДП (Т05БВ-1) (800 патронов).

Максимальная скорость по шоссе: 60 км/час.

Запас хода по шоссе: 500 км.

Дмитрий Литовкин:

"Сейчас Т-90 пришелся кстати в Сирии. Вроде бы его хвалят. Но опять же нет прямых столкновений с танками других образцов. В "Тагиле" просто учтены требования военных к компоновке техники. Там штурвальное управление, стоит ГЛОНАСС, новый прицельный комплекс. То есть это такая модернизация Т-90, чтобы он просто был современным и более эффективным".

Challenger 2 (Великобритания)


Танк-старичок или долгожитель, кому как больше нравится. Производство "Челенджеров" началось еще в начале 90-х, а нынешний образец всего второе поколение. Несмотря на это, у британских танков есть ряд важных преимуществ. Например, отменная защита экипажа или нарезная пушка L30A1, которая способна точно поражать дальние цели. Это единственная нарезная пушка на танках НАТО на сегодняшний день. Танк по броневой защите и стойкости перед кумулятивными снарядами можно назвать в этом плане самым защищенным танком в мире. Он оснащен 12 цилиндровым дизельным двигателем мощностью 1200 лошадиных сил и самой современной системой прицеливания и визуального наблюдения, в том числе и ночью. Но опять же – "Челенджеры" никогда не покидали берегов Британии, и что они собой представляют в реальном бою в новых рельефах прогнозировать сложно. Кроме того, британские машины очень дорогие.

Технические характеристики:

Масса танка: 62.5 т.

Экипаж: 4 человека.

Вооружение: 120 мм гладкоствольная пушка L30, 2 пулемета калибра 7.62 мм, 10 гранатометов L8.

Скорость по шоссе: 59 км/час.

Запас хода: 450 км.

Дмитрий Литовкин:

"Ну, что можно сказать о танке, который никогда не покидал территорию Великобритании? Хотя другие британские танки "Чифтены" действительно стояли на вооружении Ирана во время ирано-иракского конфликта. Иракцы, насколько я помню, были на советских Т-62. Так вот, используя маневренность наших машин, они зашли во фланги неповоротливым британцам и расстреляли их в бортовую проекцию. Думаю, что тот же недостаток есть и у нового поколения "Челенджеров" – эти танки тяжелые и медленные".

"Леопард" 2A7 (Германия)

Один из самых старых образцов танкостроения в мире. Запущен в производство аж в 1972 году, прошел с тех пор несколько этапов модернизации. В "защите" имеет композитную трехслойную броню из стали и вольфрама. В "нападении" получил одну из лучших на сегодняшний день пушек 120-мм Rhl 120/L55. Состоит на вооружении 18 стран мира. На выставке Eurosatory 2010 немцы показали новую модификацию "Леопарда" – 2А7+, адаптированную для боев в городской черте. На новых образцах изменилось очень многое – от корпуса до безопасности экипажа. Появилась дополнительная защита от кумулятивных снарядов, круговой обзор для всех членов экипажа с тепловизорами для ночного наблюдения. Таким образом, основной боевой "Леопард-2" уже много лет остаётся одним из лучших и заслуженно пользуется спросом на военных рынках. Повоевать он успел совсем немного: в Афганистане в 2007 году несколько таких машин подорвались на самодельных взрывных устройствах, все экипажи остались в живых за исключением одного механика-водителя.

Технические характеристики:

Вес танка: 67 500 кг.

Экипаж: 4 человека.

Вооружение: 120 мм гладкоствольное орудие L55, 12.7 мм пулемет, 40 мм гранатомет, 7.62 мм пулемет.

Скорость: 72 км/час.

Запас хода: 450 км.

Дмитрий Литовкин:

"Да, считается, что сейчас это один из лучших танков в мире. Но опять же не проверенный в боях. К этому моменту у нас "повоевали" только "Абрамсы", Т-62 и Т-72, сейчас вот Т-90. Поэтому и "Леопард" можно оценить только по основным характеристикам".

"Меркава" (Израиль)


Был создан, после того, как Великобритания в 1970 году отказалась поставить партию своих танков Израилю, чем несказанно огорошила его правительство. Танк пережил четыре модернизации, но следующим образцом, судя по сообщениям СМИ, станет принципиально новая машина с лазерной пушкой, а испытания начнутся уже в 2020 году. А пока "Меркава" отличается от собратьев оригинальной конструкцией: двигатель находится спереди, исключая возможность поражения экипажа фронтальным огнем. Там же есть спасательные люки, через которые экипаж может покинуть машину во время обстрела противником. На танке стоит дизельный двигатель мощностью 1500 л/с. В 2006 году танки Merkava Mk. 4 засветились в Ливанской войне. Ходе боев с боевиками «Хезболлы», использовавших в массовом порядке противотанковые управляемые ракеты, было подбито 6 машин, и 2 танка безвозвратно. Один от огня из ПТУР «Корнета-Э», другой - от подрыва на фугасе примерной мощностью 300 -350 кг тротила.

Нужно максимально защитить экипаж? Пожалуйста! На "Армате" стоит необитаемая башня, то есть три члена экипажа находятся в особо защищенной отдельной капсуле, которая располагается внутри платформы машины. Управление орудиями танка ведется дистанционно.

Всегда мечтали вооружить танк, чтобы ни одна зараза...? Легко! Гладкоствольная 125-милиметровая пушка у Т-14 палит не только стандартными снарядами, но и управляемыми ракетами "земля–земля" и "земля-воздух". При этом боекомплект спрятан в отдельном модуле, что исключает его детонацию при попадании снаряда.

Не хватало "начинки"? Устраивайтесь поудобней! Благодаря новейшим электронным системам, "Армата" сама собирает и анализирует информацию, наблюдает любые движения вокруг в любую погоду и время суток. Кроме того, Т-14 первый в истории танк, который автоматически сам себя защищает. Система активной защиты «Афганит» засекает и уничтожает все снаряды и ракеты на подлете к "Армате" в радиусе 20 метров.

Нужен был легкий и маневренный танк? Дайте нам хай-вей! "Армата" на 20-30 тонн легче всех существующих образцов при таком же мощном двигателе – 1500 л/с. Т-14 ездит с ветерком на скорости 80-90 км/ч.

Остается добавить, что серийное производство "Арматы" начнется уже в этом году, а к 2020-му Минобороны планирует поставить на вооружение 2300 машин! Они полностью заменят все старые советские танки, которые все еще служат интересам страны.

Дмитрий Литовкин:

"Таким образом, в мире существует 5 (можно расширить список до 10) самых известных и могущественных танков, но объективно оценить их фактическую боевую мощь не представляется возможным. После сражения под Прохоровкой в 1943 году, в мире больше не было прямых танковых столкновений. А все на свои места ставит именно война, поэтому наш Т-34 до сих пор считается лучшей машиной Второй мировой".

Современное развитие бронетанковых войск направлено на увеличение компактности и маневренности машин, то есть, на их облегчение. При их создании на первый план выходит высокая проходимость и подавляющая огневая мощь. Немаловажна также возможность быстрой замены повреждённых модулей. Но ещё относительно недавно конструкторы стремились создавать большие машины с толстой бронёй. В наследство от тех времён нам остался топ самых больших танков в мире.

10. «Объект 279»

Завершает десятку самых огромных танков в мире машина с таинственным названием «Объект 279», появившаяся в 1957 году со следующими характеристиками:

  • длина 9,8 м;
  • высота 3,6 м;
  • боевой вес более 60 т.

Его корпус сделали сплюснутым, как у летающей тарелки. У танка была гидравлическая подвеска и двойные широкие гусеницы, благодаря чему снижалась нагрузка на грунт и повышалась проходимость машины. Но плохая маневренность стала непреодолимым препятствием для допуска танка к испытаниям.

9. TOG I

Это ещё один английский танк, который был создан чуть раньше - в 1940 году. Но при его разработке использовали устаревшие к тому моменту технологии, поэтому собранный единственный экземпляр TOG I для ведения боевых действий оказался бесполезным. Вот что он из себя представлял:

  • длина 10,1 м;
  • ширина 3,1 м;
  • высота 3 м;
  • снаряжённая масса 65 т.

Несмотря на свой солидный вес, этот танк обладал достаточно слабой бронёй.

8. Т-28 Turtle

Американцы задумали сделать свою «Черепаху» и также приступили к её разработке в 1943 году, ещё только готовясь активно ввязаться в боевые действия на западноевропейских фронтах. Габариты громадины должны были быть следующими:


Чтобы покорять природу, человек создаёт мегамашины - самые невероятные в мире техники, возможности и размеры которых поражают воображение. Их да...

  • длина более 10 м;
  • ширина 3,2 м;
  • высота 2,8 м;
  • снаряжённая масса 86 т.

Перед разработчиками стояла задача сделать такую лобовую броню танку, которая выдерживала бы выстрел немецких «Тигров» и «Пантер». Но и в США возможны бюрократические проволочки, из-за которых танк так и не добрался до реальной службы в американской армии, хотя по пути и сменил название на Т-95.

7. А-30 Tortoise

Следующим идёт британский танк А-30 Tortoise, что означает «черепаха». Его первый прототип появился в 1943 году и имел следующие параметры:

  • длина 10 м;
  • ширина 3,9 м;
  • высота 3м;
  • снаряжённая масса не более 78 т.

Этот танк был способен разгоняться всего до 19 км/ч. Медлительным был не только сам танк, но и его разработка, которая затянулась до окончания II мировой войны, а затем уже за ненужностью «Черепахи» она была и вовсе свёрнута.

6. Е-100

Тяжёлый немецкий танк Е-100 попал на шестую позицию. Кстати, его разработка оказалась наиболее продвинутой, но до испытаний дело всё-таки не дошло, поскольку Германия проиграла войну раньше. У Е-100 были следующие параметры:

  • длина более 12 м;
  • ширина 4 м;
  • высота 3,2 м;
  • снаряжённая масса 140 т;
  • главное вооружение - орудие калибром 152 мм.

5. Maus

Далее следует немецкий танк периода II мировой войны, который получил ироничное название «Мышь». Его разработали по личному указанию фюрера, которому пришла в голову мысль усилить вермахт несколькими десятками стальных гигантов. Параметры танку и правда придали впечатляющие:

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3,5 м;
  • высота 3,6 м;
  • масса в снаряжённом состоянии 180 т.

Красная армия в конце войны смогла захватить пару опытных образцов танка Maus и отправить их в Советский Союз. Впоследствии из них был собран один экземпляр, которая попала в экспозицию бронетанкового музея в Кубинке.


С древних времён люди странствовали по морям, постепенно совершенствуя свои суда. Современное кораблестроение очень развито, а ассортимент судов стал...

4. FCM F1

Это ещё один французский танк, который начали разрабатывать в 1939 году. Его снабдили сразу двумя башнями, находящимися на разных уровнях. Параметры этого монстра впечатляют:

  • боевая масса 145 т;
  • толщина лобовой брони 120 мм;
  • длина свыше 12 м;
  • ширина более 3,6 м.

В более высокой задней башне должна была стоять 105-миллиметровая пушка, а в передней - 47-миллиметровая противотанковая скорострельная пушка. Французы намеревались изготовить прототип этого танка в конце весны 1940 года, но стремительное наступление вермахта разрушило все эти планы. Осталась неизвестной дальнейшая судьба собранных наполовину прототипов.

3. Kolossal-wagen (K-Wagen)

На третье место попал этот немецкий танк, предназначенный для прорыва вражеских оборонительных линий. Его опытный образец был собран в 1918 году, но когда войска Антанты приблизились к заводским цехам, то немцы решили уничтожить новинку. Параметры его были таковы:

  • длина 13 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 3,5 м;
  • боевой вес 150 т.

Как и все первые танки времён Великой войны, он был скорее похож на массивную стальную подвижную крепость. Даже если бы он пошел в серийное производство, то вряд ли смог бы существенно повлиять на ход боевых действий, скорее, отвлекал бы внимание и ресурсы самих немцев. Но, несмотря на это, K-Wagen стал заметной вехой в становлении мирового танкостроения и одним из крупнейших металлических танков.

2. Char 2C

Эта махина была уже французского производства, и именно она стала самым большим танком, запущенным в серийное производство. Весила она 75 тонн и по замыслам проектировщиков должна была с лёгкостью прорывать заградительные линии на передовой. Параметры у танка также были очень внушительными:


Формула 1 - это не просто самый дорогой и зрелищный вид спорта. Это новейшие технологии, это лучшие конструкторские и инженерные умы, это любая...

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 4 м.

Но танк получился крайне неповоротливым, кроме того, он уничтожал невероятное количество топлива (на 100 км требовалось свыше 1000 л). Поэтому в 1940 году его сняли с вооружения. Характеристики Char 2C стали венцом развития концепции тяжёлого танка, способного прорывать позиционную оборону, но это было характерно для I мировой войны. Большой проблемой этих машин была огромная масса, делающая их очень медлительными. В случае позиционной войны, для которого этот танк и разрабатывался, это не было большой проблемой, но в начале 1930-х годов стала меняться военная тактика, где уже не было места стабильным линиям фронта. Пришло время маневренной войны, в которой сверхтяжёлые танки были бесполезны. Их было невозможно быстро перебросить на новый плацдарм, а тактическое применение требовало подготовленного тылового обеспечения.

1. «Царь-танк»

Создать такой танк решила Россия в разгар I мировой войны - в 1915 году. Как его только не называли: громко - «царь-танк», «мастодонт», «мамонт», либо скромно - «машина Лебеденко». Параметры крепости на колёсах впечатляют:

  • длина 17,8 м;
  • ширина 12 м;
  • высота 9 м;
  • боевой вес 60 т.

Такого монстра можно было заметить за несколько километров. Орудийная башня этого прототипа покоилась на лафете, поставленном на два огромных колеса. К созданию чертежей этой махины приложили руку знаменитые русские инженеры Стечкин и Микулин. Обслуживать танк должны были минимум 15 человек экипажа. По ровной дороге он мог бы двигаться со скоростью до 17 км/ч. Был выпущен всего один пробный экземпляр подобного танка, но он не прошёл первичных испытаний. Это сооружение трудно было использовать в тактической маневренной войне, скорее это была крепость на колёсах. Обнаруженные серьёзные недостатки поставили крест на всей задумке, в первую очередь они были обусловлены огромными габаритами машины. Поэтому «царь-танк» так и не пошёл в серию, а его пробный экземпляр ждала незавидная участь - в 1923 году его разобрали на металлолом.

В игре World of Tanks самое главное - танки. Здесь представлены реально существовавшие боевые машины, каждая из которых имеет свою уникальную историю. Отчасти поэтому эта игра является столь популярной в мире. Каждый игрок для себя находит хороший танк в World of Tanks и называет его идеальным. Но в этом обзоре мы рассмотрим самые привлекательные машины, на которых приятно играть и сражаться за победу своей команды.

Довольно сложно отобрать 10 лучших танков World of Tanks. Ведь каждая машина хороша по-своему. Какой-то танк будет очень быстрым, какой-то - мощным, а некоторые совмещают в себе и высокую скорость, и мощность. И по каким критериям определять эффективность агрегата? Впрочем, на каждом уровне есть свои наиболее успешные боевые машины, которые мы и попытаемся выделить.

Сразу отметим, что обзор хороших танков в World of Tanks мы начнем сразу с пятого уровня, так как ниже этого уровня используются несерьезные боевые машины. Их сложно назвать эффективными и интересными. В игре WOT серьезные сражения начинаются с пятого уровня и выше.

Уровень 5

Если обобщить, то лучших танков в World of Tanks уровня 5 всего 3. Первым из них является советский агрегат КВ-1. Это достаточно известная советская машина, которая имела большой успех на полях сражения против фашистской Германии. Этот танк имеет солидную историческую составляющую, мощную круговую броню и разноплановое вооружение. Все это сделало танку серьезную репутацию в игре. Практически каждый геймер старшего поколения считает своим долгом купить этот танк и прокачать его по максимуму.

Вторым лучшим танком в World of Tanks 2017 является тоже советская машина Т-34. У нее также богатая история. Считается, что боевые машины Т-34 изменили ход войны. В игре этот танк ценится за высокую маневренность, а также за орудие ЗиС-4 калибра 57 мм, которое легко пробивает броню, но наносит небольшой урон. В игре WOT есть две популярные ветки развития за средних и тяжелых танков. На пятом уровне геймеры имеют возможность приобрести подобные боевые машины.

Есть также и классный но получить его достаточно тяжело. Его в игре пользователи называют "имбой", то есть машиной, которая не соответствует балансу. Обладает круговым бронированием. Его едва ли пробивает пушка 5-го уровня. Даже "шестерки" часто не могут повредить броню танка КВ-220.

Бонус 5-го уровня

Бонусом на пятом уровне является боевая машина Т67 - это американская противотанковая САУ с высокой скоростью передвижения, незаметностью, низким силуэтом, а главное - высоким пробитием брони. Агрегат без проблем уничтожает танки своего уровня с одного выстрела.

Уровень 6

На шестом уровне лучшие танки в World of Tanks представлены одной советской и двумя британскими боевыми машинами. Начать стоит с легендарного T-34-85, памятники которому есть во многих российских городах.

T-34-85 - это средний танк СССР, который обладает маневренностью и хорошим орудием, способным пробивать прочную броню. Высокая точность, скорострельность, маневренность делают агрегат популярным. Также его востребованность объясняется богатой боевой историей, но это не играет роли в его боевых качествах, которые на высоте. При грамотно выбранной тактике, позиции и снарядов многие опытные игроки на этой машине 6-го уровня одерживали победу против более мощных танков 8-го уровня.

Второй хороший танк в World of Tanks 6-го уровня - это английский Cromwell. Машина хороша для статистов. В отличие от советского Т-34-85, британский "Кромвель" вообще не имеет брони, из-за чего машина получила огромную скорость движения и скоростное орудие. Все это дает весомое преимущество игроку, который без особых проблем "светит" для своей команды танки противников.

Третий танк уровня - это Sherman Firefly. Эта боевая машина обладает классной пушкой OQF 17-pdr Gun Mk. VII, позволяющей эффективно вести бой даже против более старших танков 8-го уровня.

Бонус 6-го уровня

Бонусом на этом уровне является советский танк КВ-2 с очень мощной броней и пушкой М-10 калибра 152 мм. Эта машина способна воевать даже с агрегатами 10-го уровня, не говоря уже про боевые машины своего уровня. Впрочем, получить этот танк достаточно сложно. Поэтому он встречается в игре крайне редко, чего не скажешь про Т-34-85. Эта одна из самых популярных моделей, которая есть в арсенале практически каждого игрока.

Уровень 7

По мнению многих геймеров, седьмой уровень игры является самым сбалансированным. Следовательно, здесь сложно выделить технику, которая бы обладала существенными преимуществами перед другими боевыми машинами.

Первый хороший танк в World of Tanks седьмого уровня - это ИС или ИС-2. Обе машины практически идентичны друг другу. Поэтому внесем их в этот список. ИС - один из самых популярных танков в игре, является довольно известным из-за своей мощной пушки, мобильности и бронированной башни. Если такой танк седьмого уровня попадает на сражение с равными машинами и танками более низкого уровня, то союзной команде приходится легко - ИС всегда идет в бой напролом. Причем часто это заканчивается хорошо. Если же ИС попадает в бой с танками более высокого уровня, то стрельба из укрытия - хорошая тактика, которая также приносит результат.

Второй агрегат - это Tiger I. Этот немецкий тяжелый танк принимал участие во Второй мировой войне. У него также богатая история, а в иге его реализация просто потрясает. Машина имеет 1500 очков прочности, оснащается орудием Kw.K. 43 L/71. Играть на таком танке приятно и весело. Но если машина попадает в бой с танками более высокого уровня, то тактику нужно строить, как для противотанковой артиллерии.

Третьей лучшей машиной является тяжелый танк Т29 с мощной броней, которую порой не может пробить даже техника 9-го уровня. Конечно, имеет свои плюсы, но слабые стороны также присутствуют. Хороший баланс между броней, мобильностью и наносимым уроном делают эту машину практически универсальной и удобной для применения на поле боя, чем и объясняется популярность танка.

Премиум-танк 7-го уровня

На 7-м уровне лучшим премиум-танком в World of Tanks является так называемый "пулемет Гатлинга", или "блоха", - это немецкая противотанковая САУ Е-25. Это очень маленькая машина, в которую тяжело попасть. Она доставляет много проблем неповоротливым и "слепым" машинам типа советских танков ТТ. Урон Е-25 наносит небольшой. Однако скорострельность и точность выводят из себя противников, которые попадают под прицел этой "блохи". К сожалению, эта машина стала настолько популярной, что ее уже нет даже в продаже. Однако на поле боя их меньше не стало, ведь те игроки, которые успели ее купить или выиграть за выполнение заданий, активно ее применяют для "фарма" денег.

Седьмой уровень настолько богат классными танками, что отдельно стоит выделить и следующие машины:

  1. Т-34-1.
  2. Spähpanzer SP I C.
  3. ЛТТБ.
  4. M41 Walker Bulldog.

Все эти модели также должны присутствовать в этом списке.

Уровень 8

На этом уровне представлены уже достаточно серьезные танки, которые принимают участие в ротных боях, глобальных картах, укреп-районах.

В World of Tanks лучший танк 8 уровня - это ИС-3. Такая машина идеально подходит под все перечисленные выше режимы сражений благодаря своей лобовой броне башни и корпуса, качественному орудию, низкому силуэту и мобильности. Все это делает такой танк успешным на поле боя.

На втором месте идет FCM 50t - очень сложная для игры машина, на которой новички будут постоянно проигрывать. Это медленный и большой танк без брони, который легко уничтожить. Однако опытные игроки ставят рекорды на этом танке снова и снова. В качестве аналога можно предложить AMX Chasseur de chars. В этой машине броня еще слабее. Однако коэффициент маскировки этого танка высок, из-за чего его сложно обнаружить. Также у модели очень высокая скорость движения, которую гарантирует двигатель Maybach HL 295 F мощностью 1200 лошадиных сил. Среди лучших средних танков в World of Tanks AMX Chasseur de chars заслуживает внимания в первую очередь. Вот только играть на нем нужно уметь, и новичку нельзя рекомендовать такую машину для боя.

AMX 50100 - это следующий лучший танк 8-го уровня, который часто встречается в ротных боях и на укреп-районах. Подобная боевая машина за 1-2 выстрела способна уничтожить любой танк своего класса и быстро "убежать" с места преступления. Именно так и пытается использовать машину большинство игроков. Самый большой недостаток танка - это длительная перезарядка, длящаяся 50 секунд. В течение этого времени танк является "мясом" для врага. Второе слабое место - отсутствие брони. Однако это свойственно многим французским машинам.

Бонус 8-го уровня

Бонусные танки восьмого уровня - это ПТ-САУ английского производства Charioteer и японский средний танк STA 1. Это скрытые боевые машины, которые отлично маскируются. Следовательно, их уместно использовать в качестве поддержки для союзных танков, которые ведут сражения на основном поле боя.

9-й уровень

Улучшенный танк VK 45.02 (P) Ausf - это имба (то есть несбалансированная машина), которая с новой прочной броней представляет один из лучших танков на поздних уровнях. Техника отлично сдерживает натиск противника и может быть на острие атаки. Однако важно для нее не "светиться". Ведь борта танка очень слабые, и попадание снаряда сбоку будет чревато плохими последствиями. Но мобильность отчасти решает эту проблему.

Вторая модель - это средний немецкий танк Е 50. Это универсальная машина, которая может внезапно открыться на неожиданном участке карты, зайдя с тыла противника. Она также может использоваться как тяжелый танк для лобовой атаки. Благодаря высокой мобильности и мощной точной пушке игра на "еписе" (так данную модель называют игроки) доставляет массу удовольствия. Эта машина дает игроку множество вариантов ведения боя, и он сам решает, какую тактику выбрать. Для опытного геймера это открывает большие возможности, но и новичку будет довольно приятно ездить на этом танке. Впрочем, если игрок дошел до 9-го уровня, то вряд ли его можно назвать новичком.

М103 - третий лучший тяжелый танк 9-го уровня. Этот американский экземпляр обладает высокой броней спереди, которая выдерживает попадания больших калибров. Поэтому уместно в бою его применять как основную пробивную силу. А если позволяет карта, то из-за неплохой мобильности танк позволяет играть в "кошки-мышки" с врагами.

Бонус 9-го уровня

Бонусной машиной на 9-м уровне является советский средний танк Т-54. Эту машину разработчики несколько раз ухудшали, снижая толщину брони корпуса. Однако такой танк все равно является очень популярным и достойным претендентом на звание лучшего. Высокая скорость, низкий силуэт и мобильность - вот достоинства машины.

10-й уровень

На последнем, 10-м, уровне находятся лучшие танки, которые являются в некоторой степени итогом технического развития каждой нации. Все машины этого уровня имеют свои "фишки" и обладают хорошими характеристиками. Естественно, имеются даже имбы типа АРТ-САУ, ПТ 10 и Waffenträger auf которую должны заменить.

А вообще, лучший танк World of Tanks 10 уровня выделить практически невозможно. Ведь речь всегда идет о крайностях. Тут есть огромные "чугунные стены", которые сложно пробить, есть мощные барабанные тяжелые машины, а также и разноплановые средние танки. Следовательно, игроку предстоит сделать выбор и самому определить, какой танк лучше в World of Tanks. Ведь отличная балансировка игры не позволяет выделить лучшую машину, которая бы превосходила другие по всем (или хотя бы по половине) параметрам. Поэтому среди "десяток" выделить какой-либо один танк нельзя.

Заключение

Каждый игрок определяет лучшую боевую машину для себя в меру своих возможностей и игрового стиля. Кому-то нравится бодаться на тяжелых танках, а кто-то предпочитает быстрое перемещение по карте с целью поиска мишеней для своей команды. Разработчики очень тщательно проработали характеристики всех боевых машин в игре и исключили ситуации, когда большинство игроков выбирают один и тот же агрегат, забывая про остальные.

Более ста лет назад танки впервые появились на поле боя. И весь двадцатый век эти боевые машины определяли исход основных военных конфликтов. Сильнейшим считался тот, у кого танки имели лучшую броневую защиту, более мощное орудие и у кого их было больше. Несмотря на большое количество противотанковых средств, существующих в наши дни, танки все еще остаются основной ударной силой сухопутных войск . Большинство военных экспертов считает, что подобная ситуация сохранится и в ближайшее десятилетие.

Одной из самых обсуждаемых тем, связанных с военной техникой и оружием, является вопрос, какой самый лучший танк в мире. Государства ежегодно вкладывают десятки миллионов долларов на разработку новых боевых машин и модернизацию старых моделей. Наиболее «продвинутыми» танкостроительными странами являются США, Великобритания, Германия, Россия, Китай, Израиль и Украина. Они могут производить танки серийно, имеют серьезные танкостроительные школы с многолетними традициями. В последние десятилетия к этому «клубу избранных» стремятся присоединиться Индия, Пакистан, Турция, Польша, обе Кореи и Япония.

Вопрос о том, какой самый лучший танк, не слишком корректен: очень тяжело сравнивать между собой машины, ни разу не встречавшиеся между собой в реальном бою. Да и один поединок не сможет расставить все точки над i в этом вопросе. Исход схватки зависит не только от тактико-технических характеристик боевых машин, но и от выучки экипажа, конкретного театра боевых действий и от бесчисленного количества других факторов (от удачи, в конце концов). Не следует забывать, что танки не воюют в одиночку – это часть сложного армейского механизма, работающая в тесном взаимодействии с пехотой, артиллерией, авиацией . Так что простое сравнение ТТХ машин не дает возможности всерьез говорить о преимуществах того или иного танка.

Мы попытаемся провести сравнительный анализ наиболее известных и современных танков, и представить вам топ-10 сильнейших бронированных машин в мире. Некоторые из танков, стоящие на вооружении сильнейших армий мира , были разработаны несколько десятилетий назад (американский «Абрамс», израильская «Меркава», немецкий «Леопард»), после чего прошли несколько этапов модернизаций. В нашем рейтинге мы будем рассматривать только самые последние (наиболее совершенные) модификации машин. Основными критериями для присуждения того или иного места будут служить три показателя: защищенность боевой машины, ее огневая мощь и подвижность танка. Итак, наш топ: 10 лучших танков современности.

10. «Арджун» Mk.I (Индия)

Открывает наш топ-10 индийская боевая машина, которая была принята на вооружение в 2011 году. Этот танк можно назвать первой самостоятельной разработкой индийских танкостроителей, хотя чтобы создать его индийским технологам и инженерам понадобилось более тридцати пяти лет. «Арджун» имеет массу 58,5 т, его экипаж состоит из четырех человек, на танке установлена 120-мм нарезная пушка, из которой можно производить пуски управляемых ракет. Скорострельность орудия составляет 6-8 выстрелов в минуту.

Танк оснащен двигателем с мощностью 1400 л. с. (удельная мощность – 23,9), который позволяет машине развивать на шоссе скорость 75 км/ч.

«Арджун» Mk.I попал в наш топ, однако он находится на самой нижней его строке. Разработка этой боевой машины началась более 35 лет назад. Возможно, технические решения, использованные в его конструкции, когда-то и были современными, но теперь они несколько устарели.

9. Тип 99А2 (Китай)

Тип 99А2 – это последняя модификация китайской боевой машины, но назвать этот танк полностью самостоятельной разработкой можно с большой натяжкой. Машина создана на базе советского танка Т-72 , хотя и имеет от него большое количество отличий. Эту боевую машину приняли на вооружение в 2011 году, она имеет массу 58 т, экипаж состоит из трех человек, танк вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой со скорострельностью 7 выстрелов в минуту. 1500-сильный двигатель (удельная мощность 25,9) позволяет этой боевой машине разгоняться на шоссе до скорости 70 км/ч.
В отличие от Т-72, Тип 99А2 получил новую сварную башню и более совершенную защиту, которая состоит и из более «продвинутой» брони, и из динамической защиты последнего поколения. Кроме того, Тип 99А2 имеет лазерный комплекс, способный буквально ослеплять противника.

8. AMX-56 Leclerk

На восьмом месте топ-10 французский танк, принятый на вооружение в 1992 году. На момент своего создания эта боевая машина считалась самой современной и высокотехнологичной, однако с того момента прошло уже более двадцати лет. AMX-56 Leclerk снят с серийного производства. Еще можно добавить, что этот французский танк является одним из самых дорогих в мире (около 6 млн евро).

Последние серии этой боевой машины имели массу 57,4 т, танк вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой, его двигатель имеет мощность 1500 л. с. Leclerk имеет автомат заряжания, что не является типичным для западной школы танкостроения. Этот элемент позволил сократить экипаж до трех человек и усилить бронирование без увеличения массы машины. Конструкция автомата заряжания отличается от аналогов, используемых в советских (российских и украинских) танках. Он находится в кормовой изолированной части башни, которая снабжена вышибными панелями. Такое инженерное решение можно смело отнести к одному из основных достоинств танка.

7. «Челленджер 2» (Великобритания)

Производство этого танка началось в 1994 году, он относится ко второму поколению британских «Челленжеров». Боевая масса машины составляет 62,5 тонны, она вооружена нарезной 120-мм пушкой, экипаж танка составляет четыре человека.

Эксперты считают главным преимуществом Challenger 2 его броневую защиту, которая обеспечивает высокую безопасность для экипажа. Также на машине установлена динамическая защита. Двигатель (мощность 1200 л. с.) обеспечивает максимальную скорость 56 км/ч.

«Челленджер 2» имеет реальный боевой опыт, он довольно успешно применялся англичанами на Балканах и во время второй иракской кампании. Правда, в этих конфликтах этому танку противостояли устаревшие модели советских боевых машин. В 2008 году с учетом полученного реального боевого опыта была проведена глубокая модернизация танка: машины получили новую пушку, двигатель и трансмиссию. Также была заменена система управления огнем.

6. K2 «Черная пантера»

Это южнокорейский танк, который был принят на вооружение в 2018 году. Он считается первым танком, который самостоятельно разработали южнокорейские инженеры. Машина получилась весьма продвинутой, но очень дорогой: стоимость одной «Черной пантеры» оценивается в 8,5 млн долларов.

Масса танка составляет 55 тонн, экипаж состоит из трех человек. К2 вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой, разработанной на основе немецкого танкового орудия Rh-120, - одного из лучших в мире на сегодняшний день. Но это еще не все: танк оснащен автоматом заряжания, по конструкции сходным с тем, что стоит на французском «Леклере». Автомат заряжания позволяет танку вести огонь со скоростью 15 выстрелов в минуту. Кроме того, ОБТ К2 оснащен комплексом активной защиты, способной сбивать вражеские снаряды и управляемые ракеты.

Весьма совершенной является и электронная начинка К2: все электронные системы танка собраны в одну сеть (ТИУС), а боевая информационно-управляющая система позволяет управлять тактическим танковым соединением в автоматизированном режиме, обмениваться информацией в режиме реального времени между танками и другими видами боевой техники, а также пунктами управления.

5. БМ «Оплот»

4. Т-90АМ (Россия)

3. «Абрамс» M1A2 SEP

1. Т-14 «Армата» (Россия)

Т-14 «Армата» . Данная боевая машина возглавила наш топ-10, можно сказать, авансом. Машина до сих пор является экспериментальной, то есть она пока не стоит на вооружении российской армии. Информация о ней неполна и довольно противоречива. Впервые широкой общественности он был продемонстрирован в 2018 году.
Создатели позиционируют его, как танк нового поколения. Масса танка составляет 55 тонн, экипаж три человека, на нем будет установлена 125-мм пушка.

Эта боевая машина имеет несколько отличий в своей компоновке: башня танка необитаема, а экипаж находится в его передней части, в специальной бронированной капсуле. На танке будет установлен радар с фазированной решеткой (как на последних истребителях) и большое количество видеокамер, которые обеспечат круговой обзор экипажу.

Из защиты «Арматы» следует упомянуть КАЗ «Афганит», который, по словам разработчиков, сможет сбивать даже современные БОПСы. К нему еще стоит добавить новейший комплекс динамической защиты «Малахит» и систему противоминной защиты.

Среди минусов машины эксперты уже называют автомат заряжания с частью боекомплекта, который находится в боевом отделении. Это типично советская компоновка, которая приводит к детонации боекомплекта при попадании в боевое отделение кумулятивного или подкалиберного снаряда.

Разработчики называют «Армату» первым в мире танком для «сетецентрической войны ». Проблема в том, что на сегодняшний день в российской армии этот танк является единственным элементом для ведения подобных боевых действий.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них