Монстр, оставшийся на бумаге. Самые большие танки в мире

Идея создать супертанк, способный прорвать любую оборону, будучи неуязвимым для огня артиллерии и способным уничтожить любую бронированную технику противника, будоражила умы многих генералов Второй мировой.

Сухопутный крейсер весом 1000 тонн Ratte существовал только в проектах на бумаге. Фото: tanki-v-boju.ru

Так родились такие гиганты, как немецкий Maus или американский T28-T95 Turtle, еще больше проектов так и осталось на бумаге.

сайт выбрал пять самых больших танков, построенных во время Второй мировой войны.

TOG II, ностальгия по Первой мировой

TOG I — предшественник TOG II — напоминал собой классический ромбовидный танк времен битвы при Сомме (1916 год). Оружие конструкторы разместили в спонсонах по бокам, а гусеница полностью охватывала корпус.


TOG I с башней от пехотного танка Matilda II. Фото: alternathistory.com

TOG I был крайне тихоходным, его максимальная скорость составляла 8 км/ч, что делало его легкой добычей артиллеристов противника.


TOG II. Фото: wot-all.ru

Учтя все недостатки первой машины, решено было сделать ее улучшенный вариант — TOG II. Танк был построен в металле в 1941 году. Его вес достигал 82,3 тонны, а максимальная скорость — 14 км/ч. Несмотря на большую массу, TOG II обладал хорошей проходимостью благодаря независимой торсионной подвеске, большой длине и тому, что привод каждой гусеницы осуществлялся отдельным электродвигателем.


TOG II. Фото: i.imgur.com

Танк мог взбираться на стены высотой 2,1 метра и преодолевать 6,4-метровые рвы. От орудий в спонсонах отказались, вместо них планировалось установить башню с 76,2-мм орудием QF 17 pounder.

Лоб башни танка защищался 114-мм броней, лоб корпуса — 76 мм, таким же было и бортовое бронирование. Пока шли испытания английской машины, немцы успели выкатить на поле боя танки Tiger I и Panther. Против этих машин у тихоходного и слабобронированного англичанина не было ни единого шанса.

Единственный экземпляр TOG II находится в танковом музее в Бовингтоне.

A39 Tortoise, черепаха по-английски

Еще один монстр с берегов Туманного Альбиона — 79-тонный сверхтяжелый штурмовой танк A39 Tortoise. Лобовая броня этой машины составляла целых 228 мм, бортовая — 178 мм.


A39 Tortoise. Фото: memecdn.com

В качестве основного вооружения использовалась бывшая зенитная пушка 94-мм Ordnance QF 32 pounder. Ее снаряд на километровом расстоянии во время испытаний пробил немецкую «пантеру» навылет.

Экипаж этого монстра составлял семь человек: командир, стрелок, пулеметчик, два заряжающих, механик-водитель и помощник механика-водителя.


По шоссе Tortoise ездил еще более-менее сносно — до 19 км/ч, а вот на пересеченной местности его скорость падала до 6 км/ч. По задумке конструкторов, А39 предназначался для прорыва укрепленных полос, а его броня должна была выдержать огонь любой противотанковой артиллерии.

Поэтому медлительность недостатком не считали. Внимательный читатель заметит, что у этого танка нет башни. Дело в том, что по британской классификации САУ не могла быть настолько тяжелой (79 тонн), и было решено классифицировать Tortoise как танк.

Один из экземпляров этой машины дошел в идеальном состоянии до наших дней и хранится в танковом музее в Бовингтоне.

T28-T95 Turtle, черепаха по-американски

Перед высадкой в Европе американцы задумались о способах преодоления немецкого «Западного вала» и решили, что им понадобится тяжелобронированная и хорошо вооруженная машина.


T95. Фото: mg-tank.ru

Первоначально машина получила индекс Т-28, но потом начальник департамента вооружения 7 февраля 1945 года издал меморандум с предложением сменить наименование с Т28 на «самоходное» Т95.

Задача по созданию оказалась непростой, и к большой войне в Европе машина не успела: первая отливка лобовой части корпуса поступила 20 июня, а сварка корпуса была завершена в августе 1945 г.


21 декабря 1945 г. стальной монстр весом в 86,3 тонны поступил на Абердинский полигон. Сверхтяжелый танк прорыва был вооружен 105-мм пушкой Т5Е1, способной пробивать бетонные стены ДОТов, а неприступная 305-мм броня делала T95 неуязвимым в фронтальной проекции.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Для уменьшения высоты силуэта орудие монтировалось прямо в лобовом листе. Во время продолжительных испытаний, которые затянулись не в последнюю очередь из-за медлительности Т95 — создатели снабдили 86-тонную машину 500-сильным двигателем, из-за чего монстр бегал со скоростью 10 км/ч, — американские военные переименовали Т95 в танк прорыва Т28, так как, по их мнению, САУ столько весить не могла.

Кроме того, было решено, что такая машина войскам не нужна, и от дальнейших работ по проекту отказались. Сейчас один Т28 (Т95) выставлен в коллекции музея Паттона в Форт-Ноксе, штат Кентукки (США).

Самая большая мышь

Maus — самый тяжелый танк в истории, его вес — 188,9 тонны. Немецкий тяжеловес имел мощное круговое бронирование и вооружение, состоящее сразу из двух орудий, смонтированных в башне.


Maus. Фото: panzernet.net

В качестве основной использовалась 128-мм пушка KwK-44 L/55, до конца войны не имевшая аналогов по дальности стрельбы и бронепробиваемости. До 1948 года в мире не было танка, способного выдержать попадание ее 28 кг снаряда. В качестве вспомогательного использовалось 75-мм орудие KwK-40.

Лобовая броня танка составляла внушительные 200 мм и гарантировала экипажу хорошую защиту.


Maus. Фото: plus.google.com

Благодаря многокатковой ходовой части и гусеницам шириной 1100 мм Maus имел низкое удельное давление на грунт, не намного больше, чем у обычных немецких тяжелых танков.


Всего было построено два сверхтяжелых танка Maus, ни один из которых не принял участие в боевых действиях. Когда войска Красной Армии подошли к полигону, немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации.

Позже из двух танков был собран один Maus, который сейчас находится в бронетанковом музее Кубинка.


Советские войска осматривают трофей. Фото: aviarmor.net

Таким образом, все сверхтяжелые танки не приняли участия в боевых действиях, став пустой растратой денежных средств, промышленных ресурсов и материалов.

Эскиз орудия танка Landkreuzer P. 1500 Monster

Монстр (Landkreuzer P. 1500 Monster) - немецкий сверхтяжёлый танк времен Второй мировой войны (масса 1500 тонн) который так и остался только «на бумаге». Из-за малой известности нет точного изображения этого танка. Landkreuzer P. 1500 Monster был запланирован в качестве самоходной платформы для 800 мм Schwerer Gustav орудия, которое должно стрелять снарядами массой 7 тонн на растояние 37 км. В основном танк предполагалось использовать против хорошо укреплённых сооружений. P. Landkreuzer 1500 монстр был проектом сверхтяжелого танка, планируемого как передвижная платформа для части артиллерии Krupp 800mm Schwerer Gustav, в действительности, представлял собой огромное передвижное орудие. В случае постройки, он бы легко перегнал Panzer VIII Maus, и даже весьма большой P. Landkreuzer. Ratte 1000 в размере, хотя он имел бы достаточную мощность развить скорость только 10-15 км/час. Он бы имел 42 м (138 футов) в длину, весил бы 2500 тонн, имел бы толщину лобовой брони корпуса 250 миллиметров, 4 V-образных дизельных двигателя и рабочий экипаж более 100 человек. Он был бы настолько тяжелым, что раздавил бы настил под собой и не смог бы пересечь мосты.

История

23 июня Немецкому Министерству по вооружению был предложен проект Landkreuzer P. 1000 Ratte. Адольф Гитлер сам был заинтересован проектом и разрешил «воплощение в метал» этого танка. В декабре того же года появился новый проект - 1500 тонный танк «Монстр» (Landkreuzer P. 1500 Monster). В начале 1943 года Альберт Шпеер отменил проект.

Конструкция

Недостатки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Монстр (танк)" в других словарях:

    В Викисловаре есть статья «Чудовище» … Википедия

    Британский Летающий Слон Сверхтяжёлые танки танки, массо габаритные параметры которых выходят за рамки принятых для т … Википедия

    Посмотрите «Чудовище» в Викисловаре, свободном словаре … Википедия

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Т 28 (значения) … Википедия

    Экранированный Т 28, использовавшийся Финской армией, в экспозиции танкового музея в Пароле (Финляндия) Т 28 Классификация средний та … Википедия

    Серийный, бронетанковый музей в Кубинке Т 50 … Википедия

    Вооружения Советского Союза юниты и строения доступные игроку в серии игр Red Alert, за фракцию Советский Союз. Войска СССР состоят из профессиональных военных, закаленных в боях вояк и зеленых новичков. Содержание 1 Вооружения Советского Союза 1 … Википедия

    - “Известно, что в 1941 году Красная Армия имела, на своем вооружении самый мощный в мире танк КВ 1, лобовую броню которого не пробивая ни один противотанковый снаряд. Почему же эти грозные Машины не сыграли никакой заметной роли в самый… … Энциклопедия техники

    Command Conquer: Red Alert 2 Разработчик Westwood Studios Издатель Electronic Arts Дата выпуска 27 октября, 2000 … Википедия

Книги

  • Советский тяжелый танк Т-35. «Сталинский монстр» , Коломиец Максим Викторович. Советский тяжелый танк Т-35 являлся символом мощи Красной армии в 1930-е годы. Эти многобашенные боевые машины гордо шествовали во главе колонны боевой техники во время парадов на Красной…
  • Советский тяжелый танк Т-35. "Сталинский монстр" , Коломиец М.В.. Советский тяжелый танк Т-35 являлся символом мощи Красной армии в 1930-е годы. Эти многобашенные боевые машины гордо шествовали во главе колонны боевой техники во время парадов на Красной…

Landkreuzer P1000 Ratte и P1500 Monster называют нереализованными проектами гигантских танков гитлеровской Германии.


Так было всегда, что противоборствующие стороны в процессе военных действий обращают внимание на технику противника, используя в последствии наиболее интересные для себя идеи при создании техники. Исключением в этом списке не стала и гитлеровская Германия, в то время, когда шла Вторая Мировая Война. Практически точной копией танка советской армии Т-34 у немцев стал танк "Пантера". Однако это не значит, что Германия не имела своих интересных решений, аналогов которым в то время не было. В их основе лежали идеи, которые не использовались ранее вообще. Такими нововведениями, без сомнения, можно назвать проекты самых больших танков Landkreuzer P1000 Ratte и P1500 Monster, применить которые так и не удалось на деле.

23 июня 1942 года немецким Министерством вооружений, в обязанности которого входило также разработка подводных лодок, были предложены на суд Адольфа Гитлера проекты, включающие в себя гигантские танки, вес которых составлял 1000 и 1500 тонн каждый. Гитлер был человеком, одобряющим всяческие нестандартные решения, касающиеся области вооружения. Для машиностроительного гиганта Германии он поставил серьёзную задачу, обязав обеспечить воплощение в жизнь эти проекты. Первому танку-монстру предполагалось дать название Landkreuzer P1000 Ratte.

Примерные параметры этого танка должны были быть следующие: длина 35 метров, ширина - 14 метров и высота - 11 метров. Передвижение монстра должно было осуществляться с помощью гусениц, ширина которых составляла 3.6 метра, они состояли из трех секций, шириной 1.2 метра. Имея такую ширину гусеницы, обеспечивалась площадь взаимодействия с поверхностью, не позволяющая проваливаться ему под тяжестью собственного веса.

Управлять танком P1000, и его орудиями было поручено экипажу, состоящему из 20 человек, а перемещаться он должен был при помощи двух 24-цилиндровых двигателей MAN V12Z32/44, имеющими мощность 8500 лошадиных сил. Вообще данные двигатели применялись в производстве подводных лодок, а танку они обеспечивали мощность, в сумме которая составляла 17000 лошадиных сил. Затем, проведя различные инженерные расчеты, поступило предложение заменить два вышеупомянутых двигателя на восемь 20-цилиндровых двигателей, носивших название Daimler-Benz MB501. Они имели мощность в 2000 лошадиных сил каждый и применялись в производстве торпедных катеров.

Оба варианта обеспечивали скорость движения танка P1000 в 40-45 км/ч, что просто невероятно для машины таких внушительных размеров.

В основу вооружения танка P1000 ложились два используемых на кораблях орудия SK-C/34 калибра 280 мм, которые были установлены на основной поворотной башне. Задняя часть танка оснащалась дополнительной башней с одним 128-мм орудием. Чтобы иметь возможность защищаться от нападений с воздуха, было установлено восемь 20-мм зенитных орудий Flak38, а огневая защита данного гиганта обеспечивалась двумя тяжелыми орудиями-мортирами Mauser 151/15.

Существование проекта P1000 было только на бумаге, но это не помешало разработчика приняться за создание очередного проекта танка P1500, имеющим вес в 1500 тонны. В отличие от Р100, толщина брони которого составляла от 150 мм до 220 мм, броня этого экспоната предполагалась от 250 мм до 360 мм. В танке P1500 предполагалось наличие одного 800-мм орудия, похожее на орудие, установленное на железнодорожных платформах "Толстый Густав" и "Дора". Кроме того, было запланировано оснастить танк двумя дополнительными 150-мм орудиями и в достаточно большом количестве пулеметами и зенитными пушками. Движение осуществлялось бы при помощи четырёх двигателей, заимствованных у подводных лодок MAN V12Z32/44, которые в сумме обладают мощностью в 34000 лошадиных сил.


Но эти модели танков так и не были запущены в производство, причиной тому стали их внушительные габариты, создание которых значительно усложнило бы работу всей машиностроительной отрасли Германии, которая и так работала в усиленном темпе. Чтобы выпускать подобные танки, нужны были грамотные специалисты из разных областей, причём в большом количестве. К тому же для технического обслуживания этих машин также потребовались бы люди, количество которых приближалось к среднему армейскому подразделению.

Эти причины оказались достаточно убедительными для министерства вооружений Германии и в начале 1943 года Альбертом Шпеером (Albert Speer) был издан приказ, требующий остановку всех работ, связанных с каждым из проектов. В то время работы над главной орудийной башней для танка P1000 были уже закончены. Её позже установили на линии Тронхейма в Норвегии.

На протяжении многих лет человека преследовал средневековый принцип «Больше — значит сильнее». Как никого другого, это убеждение коснулось разработчиков танков — ими были спроектированы и построены десятки моделей танков-монстров. Сегодня мы расскажем о наиболее интересных экземплярах самых больших танков мира.

Первые танки Первой мировой

С началом Первой мировой войны стала очевидной необходимость создания принципиально новых средств для прорыва вражеских укреплений. Впервые идея создания такого оружия была озвучена в Англии в декабре 1914 года капитаном Морисом Хэнки, а полгода спустя, полковник инженерных войск Эрнест Суитон предложил свою концепцию создания бронированных перевозчиков пулеметов, которая воплотилась в танк Mark I.

Британский Mark I

Mark I выпускался в двух вариантах – «мужском» и «женском». Отличие – в вооружении. «Мужчины» имели на вооружении две пушки калибром 57 мм и 4 пулемета. «Женская» версия была представлена пятью пулеметами – 1 «Гочкинс» и 4 «Викерса». Во всем остальном – никаких различий: вес порядка 30 тонн, размеры 8,05 х 4,26 х 2,24 м, средняя скорость около 6 км/ч при запасе хода не более 20 км, экипаж во главе с офицером – 8 человек.

В ответ немцы создают 30-тонный А7V на базе трактора Holt. Работы по его созданию были поручены группе инженеров, возглавляемых Йозефом Фойлером. Своими размерами танк не многим отличался от Mark I (7350 х 3060 х 3300 мм), но был в 2 раза быстрее и мог проехать на 15 км больше. Впечатляюще выглядел экипаж из 18 человек. А7V был вооружен 57-мм пушкой и пятью пулеметами MG-08.

Немецкий танк A7V с экипажем

От Царь-пушки к Царь-танку

Идея создания российского колесного супертанка принадлежит начальнику опытной лаборатории военного министерства капитану Н. Н. Лебеденко. Его детище впоследствии назвали «царь-танк».

Царь-танк Лебеденко

Он представлял собой колесную боевую машину, напоминающую гигантский орудийный лафет с двумя спицевыми колесами диаметром 9 метров и задним полутораметровым катком, с помощью которого танк управлялся. Вооружение танка состояло из нескольких пулеметов и двух орудий, расположенных в центральной и боковых рубках. Предполагалось, что он будет передвигаться со скоростью 17 км/ч. Его жизнь, однако, закончилась на первом же испытании в 1915 году, когда задний каток безнадежно увяз в грязи. Хоть проект Лебеденко и не продвинулся дальше опытного образца, он вошел в историю военной техники, как самый большой танк в мире.

Между Первой и Второй

Стало очевидным, что следующая война будет войной моторов. В Европе начался танковый бум. Строились в основном легкие танки. И все же велик был соблазн создать танк-монстр, безраздельно доминирующий на поле боя.

Тяжелый танк FCM F-1 был разработан во Франции накануне Второй мировой войны. Этот гигант весом около 145 тонн был вооружен двумя пушками 90 и 47 мм и шестью пулеметами. Экипаж танка – 8 человек. Но повоевать ему так и не пришлось. В мае 1940 года Франция капитулировала.

Семейство «Тигров»

К началу Второй мировой войны у Германии не было тяжелых танков. «Тигры» — это ее ответ легендарному Т-34, который на тот момент был вне конкуренции. Разработку тяжелого танка на конкурсной основе Гитлер поручил фирме «Хеншель» и известному инженеру-автомобилестроителю Фердинанду Порше. В результате победила фирма «Хеншель» ввиду более надежной ходовой части, на которую позже установили башню танка Ф. Порше с мощной 88 мм пушкой.

При боевой массе 56 тонн он имел 10 см лобовую и 8 см боковую броню. Двигатель — 600-сильный Maybach HL 210P30 обеспечивал ему запас хода в 140 км со скоростью по шоссе около 40 км/ч и в полевых условиях — до 20 км/ч. Кроме пушки в его арсенале были 2 пулемета MG-34 и 6 дымовых гранатометов. В дальнейшем мощность двигателя была усилена до 700 л.с. В конце войны Ф. Порше был создан 70-тонный Tiger II.

Из неосуществленных танковых мегапроектов Третьего Рейха известен Landkreuzer P.1000 Ratte. Не секрет, что Гитлер был склонен к гигантомании, что проявилось, в частности, в проекте этого супертанка. Даже скорее не танка, а дредноута на гусеницах. Ведь он уж точно должен был стать самым большим в мире — его размеры 35 х 14 х 11 метров, вес 1000 тонн. Ширина трехсекционных гусениц — 3,6 метра, суммарная мощность двух двигателей Daimler-Benz MB501, которыми оснащались подводные лодки, составляла 17000 л.с. Окончательно повергнуть противника в ужас должны были два 280-мм корабельных орудия SK-C/34, установленных в поворотной башне.

Модель танка Landkreuzer P.1000 Ratte

В 30-е годы на вооружение Советской Армии был принят 50-тонный тяжелый пятибашенный танк прорыва Т-35. Следующие в этом списке — танки серии КВ. При достаточно скромных для тяжелых танков габаритах они имели мощную броню и вооружение, и в начальный период войны им не было равных. Продолжением стали танки серии «ИС». Так, ИС-2, созданный в 1943 году, поставил жирную точку в соперничестве с «Тиграми». Советский танк при весе всего около 45 тонн, благодаря своей 122-мм пушке, как орех раскалывал броню «Тигра» на расстоянии 1,5 км.

Вскоре после войны тенденция строить большие танки, как и термин «тяжелый танк», ушли в историю. Сегодня это просто танки, оснащенные мощными двигателями, новейшей электроникой, уникальным оружием, средствами динамической защиты и интеллектом.