Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы «Весенний праздник. Внеклассное мероприятие:«Весна! Весна! И все ей рады

Внеклассное мероприятие на тему: Весна в начальной школе

Внеклассное мероприятие "Весеннее путешествие". Сценарий.

Скабара Галина Анатольевна учитель начальных классов
Место работы: МБОУ СОШ №29 д.Беляниново Мытищинского р-на МО

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 2-3 классов "Весеннее путешествие"


Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
(А.С. Пушкин)
Дорогие коллеги, хочу представить Вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия "Весеннее путешествие". Внеклассная работа занимает важное место в жизни школьника. Одним из ее направлений являются школьные праздники и мероприятия. Они помогают каждому ребенку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе, обогащают знания детей об окружающем мире, помогают развивать у них мышление, воображение, эстетический вкус. Дети учатся понимать и принимать товарищей такими, какие они есть, работать в группах. Понимая, что он них зависит успех праздника, они чувствуют ответственность за свои действия.
Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов и организаторов внеклассной работы.
Цель: Формирование познавательного интереса младших школьников.
Задачи: - систематизировать знания о весенних изменениях в природе;
- познакомить с обрядами и традициями русского народа, связанными с весенними изменениями в природе;
- показать мудрость русского народа, выразившуюся в поговорках, пословицах, закличках;
- прививать любовь к искусству, живописи;
- развивать интерес к книге, чтению;
- формировать читательскую культуру;
- способствовать развитию интеллекта, кругозора, познавательного интереса, умения работать в группах-командах, обогащать словарный запас детей;
- воспитывать любовь к художественному слову, к родной природе, чувство любви к Родине.
Подготовка к мероприятию: - прочитать произведения: Н. Сладков "Ивовый пир", И.С. Соколов-Микитов "Русский лес", Г.А. Скребицкий "Четыре художника", И.С. Шмелёв "Мартовская капель";
- подготовить карточки с отрывками из этих произведений;
- подготовить конверты с пословицами;
- ученики разучивают стихи о весне;
- на уроках чтения и русского языка познакомить учеников с пословицами и поговорками о весне;
- вырезать из цветной бумаги цветы для конкурса;
- подготовить слайды с репродукциями картин русских художников и с картинками весенних цветов и птиц;
- подготовить 4 набора цветных карандашей и листы бумаги формата А4 для конкурса;
- дети делают пригласительные открытки для родителей;
- родители пекут печенье к мероприятию и покупают сувениры, готовят грамоты;
- перед мероприятием из родителей выбираются члены жюри.
Ход мероприятия:
Ведущий: Ребята, сегодня мы совершим удивительное и увлекательное путешествие. А вот куда, вы догадаетесь сами, когда внимательно послушаете это стихотворение.
Пришла, улыбнулась –
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
Взревев, за работу
Взялись трактора,
А птицы пропели:
"Вить гнёзда пора!"
Итак, это… (Ответ детей: Весна)
Мы совершим путешествие в волшебный мир Весны, наполненный яркими красками и прекрасными, незабываемыми звуками.
Начинаем наше "Весеннее путешествие", и первая станция, на которой мы остановимся – это станция "Рассказово".

Ребята, не так давно мы с вами читали интересный рассказ Виталия Бианки, который называется "Три весны". Оказывается, в природе существуют целых "три весны"! Давайте вспомним, как же они называются. (Ответы детей: весна полевая, весна речная, весна лесная.)
Молодцы! Вы все верно запомнили. А ещё эти периоды можно назвать по-другому – весна света, весна воды, весна зелёной травы.
Раньше людям жилось намного труднее, чем нам с вами. Каждое время года было наполнено трудностями и испытаниями, а особенно зима: многим не хватало еды, дров, теплой одежды. И вот, когда наступала весна, у людей появлялась надежда на лучшую жизнь, на хороший урожай, и именно поэтому народ издревле отмечал приход весны яркими красивыми обрядами, веселыми и шумными праздниками.
А какой будет эта весна? Теплой, солнечной и легкой? Или холодной, дождливой и безрадостной? А ведь от этого зависело, каким будет урожай в этом году, достаточно ли будет корма для домашних животных и можно ли будет сделать запасы на следующую зиму. Именно поэтому люди с древних времен внимательно относились к изменениям в природе. Знание примет помогало крестьянам определять, какая погода будет летом, осенью, в каждом отдельном месяце. Это позволяло им планировать свою работу, так как в сельском хозяйстве многое зависит от погодных условий. Каждый месяц в старину на Руси носил своё название.
Давайте послушаем об этом рассказы наших мудрых предков. (Дети, одетые в русские народные костюмы, рассказывают о весенних месяцах.)
А кто из них начнет свой рассказ первым, вы узнаете, отгадав загадку.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
1 ученик: Март – первый месяц весны.
Давным-давно, в старину, март называли: Солнечник, Капельник и Протальник.
В марте еще повсюду синевой отливают большие сугробы снега, сильны еще по ночам морозы и бодрит морозное утро, но по тому, как все ярче и теплее пригревает солнце, как с каждым днем звонче и веселее капает капель, мы все явственнее ощущаем приближение красавицы-весны.
Март богат своими приметами и праздниками.
14 марта – "На Евдокию погоже – все лето пригоже". По народным приметам, если на Евдокию идет дождь или снег – лето будет дождливым, и наоборот, солнечный день 14 марта предвещает хорошее, сухое лето.
22 марта – день весеннего равноденствия, День "40 святых". Если день теплый – будет 40 теплых дней, а холодный – 40 холодных. У славян существовало поверье, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, которые на крыльях приносят весну, поэтому на Руси выпекали из теста весенних птичек – жаворонков, и мазали их сладким душистым мёдом.
Ведущий: Ребята, а сейчас мы с вами узнаем, о каком месяце будет следующий рассказ.
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришёл… (Апрель)
2 ученик: Апрель – второй месяц весны.
В народе его называли "месяц-водолей", снегогон, месяц вскрытия рек и половодья, птичьих песен, лесных подснежников.
Древнерусское название этого месяца красивое и звучное – цветень; ведь в этом месяце появляется первая зелень, и зацветают некоторые растения. Наши предки также называли этот месяц берёзозолом, считая его злым для берёз, так как в это время начинали заготавливать берёзовый сок.
В апреле также есть свои особые даты и приметы.
1 апреля – Международный день птиц. Также на Руси его называли "Дарья-грязные проруби", потому что в это время бурные мартовские ручейки весёлыми потоками устремлялись в реки, пруды, озёра и чистая зимняя водичка становилась взбаламученной: грязной, ни попить её нельзя, ни бельё прополоскать, так как бельё в давние времена полоскали в прорубях.
7 апреля – один из больших православных праздников – Благовещение. В этот день люди выпускали из клеток птиц, веря, что это принесет им много добра, счастья и удачи. Данный обычай сохранился у нас и по сей день.
Ведущий: Ребята, давайте послушаем рассказ о последнем весеннем месяце.
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
Вас теплом встречает май.
3 ученик: Месяц май – конец весне, лету начало. Это месяц первых гроз, обновления земли, зеленого шума.
Древнерусское название месяца – Травень. И действительно всё вокруг покрывается зеленью и цветами. Май радует нас приятными запахами, удивляет своей красотой, дарит первую грозу.
Одним из майских праздником в старину был семик, во время которого приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. Важное место в этом празднике занимала любимая всеми берёза, которая считалась символом неисчерпаемой жизненной силы. Девушки заплетали берёзу венками, водили вокруг неё хороводы, "сестрились" – брали её в сёстры за её привлекательность и красоту, которыми она радует всех с ранней весны до поздней осени. В дом приносили березовые веточки, которые засушивали и хранили в укромном месте весь год.
9 мая мы отмечаем прекрасный, почитаемый всеми россиянами праздник – День Великой Победы, день вечной памяти.
24 мая – Вознесение Господне и Мокей Мокрый. Этот день является показателем погоды на все лето. Если этот день дождливый или туманный – то и лето будет сырым – "Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее".
Ведущий: Сколько всего интересного мы узнали с вами о весне. Теперь можно и поиграть. Объявляю конкурс пословиц и поговорок.
Конкурс "Собери пословицы и поговорки"
Дети работают в группах-командах. Каждая команда получает 2 конверта. В одном – начало пословиц и поговорок, а в другом – окончание. Работают в течение 5 минут, родители могут помочь детям. Затем ребята зачитывают получившиеся пословицы и поговорки. Жюри, состоящее из родителей, оценивает результат.
Примерные пословицы и поговорки о весне для конкурса.
Март сухой и мокрый май – будут каша и каравай.
Март не весна, а предвесенье.
Зима весну пугает, да сама тает.
Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
Синее небо в апреле – к теплу и дождю.
Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
Ласточки прилетели, скоро гром загремит.
Весна-весница – подснежников царица.
Май холодный – год хлеборобный.
Дождь в мае – жди урожая.
Май леса наряжает, лето в гости приглашает.
Грач на горе – весна на дворе.
Ведущий: Ребята, какие же вы молодцы! Вы замечательно справились с этим сложным заданием.
Давайте продолжим наше путешествие. И следующая станция в загадочном и волнующем мире Весны, на которой мы сделаем остановку, называется "Библиотечная".

Весна – это время красоты, пробуждения, всевозможных красок, чарующих звуков, незабываемых ароматов. Мы в это время ощущаем прилив сил, творческий подъем, вдохновение, нам хочется творить и делать наш мир еще лучше и добрее.
Писатели и поэты, так тонко чувствующие и понимающие мир, посвятили немало произведений весне. Весне, которая преображает все вокруг, делает милее и краше нашу землю, освобождает мир от зимней спячки, наполняет его пением птиц, ароматом трав и цветов, раскрашивает в прекрасные яркие краски, пробуждая в нас самые замечательные качества.
Ребята, давайте послушаем стихи известных поэтов о весне.
(Ученики читают стихи о весне)
4 ученик: С. Маршак
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
Разбегайтеся, ручьи!
Растекайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
5 ученик: З. Александрова
Капель

На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идёт апрель, звенит капель,
В лесу у нас весна.
По снегу капельки стучат:
- Подснежник, полно спать!
А шубки белок и зайчат
С утра мокры опять.
И, замедляя хитрый бег,
Идя по снегу вброд,
Проваливаясь в талый снег,
Лиса из лунки пьёт.
Жемчужинки слетают вниз:
"А ну, ловите нас!"
Весь в дырочках от светлых брызг
Под ёлкой хрупкий наст.
Но всё же март, а не апрель
Лишь солнышко зайдёт,
Смолкает звонкая капель
И вновь на ветках лёд.
6 ученик: Я. Аким
Апрель

Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком
Шлёпает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
"Скоро, скоро быть теплу!" -
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба…
7 ученик: В. Жуковский
Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
– Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!
8 ученик: И. Бунин
После половодья

Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
9 ученик: С. Городецкий
Первая травка

Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, у вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом углу.
Высунуть листик иль синий цветочек,
Каждый спешит молодой корешок:
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.
Ведущий: Ребята, какие вы молодцы! Какие красивые стихи вы выучили. Превосходно!
Думаю, настало время проявить вашу сообразительность, фантазию и оригинальность.
Конкурс "Мини-обложка для книги"
Дети работают в группах. Они получают карточку с отрывком одного из произведений: Н. Сладков "Ивовый пир", И.С. Соколов-Микитов "Русский лес", Г.А. Скребицкий "Четыре художника", И.С. Шмелёв "Мартовская капель". Нужно по отрывку смоделировать обложку для книги, в которой бы указывался автор и заголовок произведения, а так же небольшая картинка, соответствующая теме произведения.
1 карточка: Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветви берёз. Всё больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые прилётные птицы, токуют в глухих местах тяжёлые глухари. Опавшей хвоею осыпан под елями ноздрястый снег. На лесных полянах первые появились проталины. На обнажившихся кочках видны зелёные крепкие листочки брусники. Кое-где на пригорке начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники-перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. (И.С. Соколов-Микитов "Русский лес")
2 карточка: Шмель прилетел – неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.
Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики.
Жуки какие-то копошатся.
Мухи жужжат.
Бабочки крылья распластали.
Шершень на слюдяных крыльях полосатый, злой и голодный, как тигр.
Все гудят и торопятся… (Н. Сладков "Ивовый пир")
3 карточка: И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.
Все оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы. (Г.А. Скребицкий "Четыре художника")
4 карточка: Прилетели грачи, – теперь уже пойдет, пойдёт. Скоро половодье хлынет, рыбу будут ловить намётками – пескариков, налимов, – принесут целое ведро. Нынче снега большие, все говорят: возьмётся дружно – поплывет всё Замоскворечье! Значит, зальет и водокачку, и бани станут… будем на плотиках кататься. (И.С. Шмелёв "Мартовская капель")
Ведущий: Какие красочные и нарядные получились у вас обложки. Отдадим их нашему жюри, а сами отправимся дальше.
Следующая станция – "Вешние звоны".

В мае все поёт, играет, пляшет. Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Барабанят дятлы, жужжат пчёлы и шмели, урчат и квакают лягушки. Дивное это время!
Рассказ учеников сопровождается демонстрацией слайдов с картинками птиц.
1 ученик: Весенний парад птиц открывают грачи – первые посланцы весны.


Появляются эти темно-синие птицы у нас обычно во второй половине месяца. Вслед за грачами появятся и вторые вестники весны – скворцы и жаворонки.



В парках и скверах, на улицах города слышны голоса вестников весны. Вернувшиеся с зимовок птицы, начинают постройки новых гнезд и ремонт старых.
Апрель величают птичьим месяцем. В первых числах апреля обычно прилетают зяблики – самые многочисленные птицы наших лесов.


Вскоре после прилета всюду в лесах, садах и парках уже можно услышать их веселую песню. А ещё в начале апреля, едва только появятся у речных берегов и в полевых озерках вода, прилетают чайки, утки-кряквы.
2 ученик: Вместе с зябликами прилетают дрозды, позднее появляются и маленькие, шустрые белые трясогузки.


На Руси называют эту милую, нарядную птичку «ледоломкой». Считалось, будто своим длинным подрагивающим хвостом белая трясогузка ломает лед. Эти маленькие, шустрые птички уничтожают большое количество насекомых.
Месяц май в народе называют "веселым" месяцем. Намного оживленнее становятся леса, луга и поля, так как в этом месяце прилетают к нам и последние перелетные птицы: в начале месяца кукушки, сизоворонки, ласточки, соловьи. Соловьи летят только по ночам, а значит, к нам прилетят тоже ночью. Вслед за ними, к нам спешат перепела, коростели, малиновки. Стрижи и иволги вернутся последними. По скорости полета стрижи занимают первое место среди птиц.
Ведущий: Весну все ждут, зовут и поют ей песни-заклички.
Люди кликали птиц, чтобы летели да на крыльях весну принесли.
Жаворонки, прилетайте.
Жаворонки, прилетайте,
Холодную зиму унесите,
Тёплую весну принесите!
Нам зима-то надокучила,
Без хлебушка замучила,
Холод-стужу напустила,
Всю скотину поморила.
Ребята, давайте встанем все вместе в круг и позовём весну, исполняя народную песню "Веснянка". А родители могут нам помочь.
Дети встают в круг и поют песню-закличку.
Ой, бежит ручьем вода –
Нету снега, нету льда. (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Ой, вода! Ой, вода!
Нет ни снега, нет ни льда. (Один раз кружатся вокруг себя)
Прилетели журавли (Бегут по кругу друг за другом, взмахивая руками, как крыльями)
И соловушки-малы. (Присаживаются по ходу движения на колено, складывая ладошки рук за спиной)
Журавли, журавли
И соловушки-малы. (Хлопают в ритм мелодии в ладоши)
Мы весняночку поем, (Дети сужают круг)
Весну красную зовем. (Расширяют круг)
Ой, поем! Ой, поем! (Хлопают выпрямленными руками над головой)
Весну красную зовем. (Кружатся вокруг себя)
С окончанием пения поднимают руки в стороны – вверх, как бы раскрывая их солнышку.
Ведущий: Ребята, у нас прекрасно получилось позвать весну. С каждой минутой весна становится все ближе и ближе. Вот уже начали распускаться первые цветы, и мы с вами оказались на станции "Цветочная".

Ученики рассказывают о первоцветах. Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов с картинками цветов.
1 ученик: Один из первых цветков весны – мать-и-мачеха – ценное лекарственное растение и прекрасный медонос.


Листья еще не появились, а на пушистой ножке распускаются радующие глаз "маленькие солнышки"-соцветия. И лишь когда цветы отцветут, появятся зеленые листочки – сверху гладкие и холодные, а снизу пушистые и мягкие. Именно по этим листочком мать-и-мачеха и получила свое название.
Не на много отстает от мать-и-мачехи красочный, красивый цветок со сладким ароматом – медуница.


На стебельке расположено много мелких, разноцветных цветочков. Сначала они розовые, потом лиловые и фиолетовые, а отцветая, становятся синими. Стебли и листья медуницы покрыты волосками, которые делают их шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов. Любят это растение пчёлы и шмели за обильный для ранней весны нектар, за что люди и называли этот цветок ласково "медунчиком", "синеньким корешком". Полное название этого растения – медуница лекарственная.
2 ученик: Ранней весной также радуют нас своей яркой, красочной окраской первоцветы, или, как их ещё называют, примулы, что значит – "первые".


А народ дал им красивое звучное название – "баранчики-ключики", потому что листья у них мягкие, как шёрстка барашка, а ярко-жёлтые цветки собраны вместе, как связка золотых ключей, которыми можно открыть весной двери к тёплой погоде, к лету. Они не боятся холода и хорошо себя чувствуют даже возле снега.
На городских клумбах расцветает нежно-белый нарцисс, а за ним загораются ярким пламенем тюльпаны. Кроме привычного красного цвета, тюльпаны могут быть белыми, малиновыми, лиловыми, жёлтыми и даже чёрными.
В мае приятный сильный запах сообщает, что зацвел душистый ландыш.


Листья и ягоды ландыша ядовиты, а в медицине их используют для приготовления лекарств. В старину верили, что ландыши растут там, где сказочные герои побеждали грозных драконов. А в русской былине "Садко" опечаленная царевна Волхова выходила на берег Ильминского озера и проливала о Садко горючие слёзы. Из её слезинок и вырастали белоснежные цветы.
Ведущий: Ребята, давайте с вами поможем весне разукрасить наш мир яркими красками и создадим нарядные весенние клумбы.
Конкурс "Весенняя клумба"
Дети работают в группах-командах. Каждая команда получает конверты, в которых лежат (вырезанные из бумаги) стебли, листья и цветы тюльпанов. По команде начинают собирать растения и высаживать их на клумбу. Кто сделает правильно и аккуратно, та команда и побеждает.
Ведущий: Какие необыкновенные клумбы у вас получились. А пока наше жюри оценивает ваши дизайнерские работы, мы отправимся с вами дальше – на станцию "Художественная галерея".

Ребята, сейчас мы мысленно перенесемся в художественную галерею.
Поэты и писатели выражают свои чувства к весне словами, а художники – красками.
Экскурсовод Маша познакомит нас с работами талантливых художников-живописцев.
(Ученица 4-5 класса на слайдах показывает репродукции картин и кратко рассказывает о них)
Экскурсовод: Весна волновала сердца настоящих художников, поэтому они радостную пору пробуждения природы воспели в своих прекрасных картинах. Предлагаю вам всмотреться в их шедевры.


Алексей Константинович Саврасов – является одним из крупнейших русских пейзажистов. В своих картинах он сумел передать красоту городских и сельских мотивов. Одно из лучших его творений – картина "Грачи прилетели". Перед нами маленький уголок русской природы. На переднем плане группа берёз. За ними среди низких строений возвышается колокольня деревенской церквушки, вдали-потемневшие весенние поля. Воздух прозрачен, небо светло-голубого цвета с высокими облаками. Растаял на пруду лёд. Стая прилетевших грачей, первых вестников весны, с шумом опустилась на голые ветки берёз и приступила к ремонту старых гнёзд.


Ученик Алексея Константиновича Саврасова, талантливый русский художник. Исаак Ильич Левитан, так же, как и его учитель, все свои картины посвятил русской природе.
В 1895 году Левитан написал свою весну – весну света и солнца – картину "Март". На этой картине изображен первый месяц весны, но ещё видны следы зимы. Это сугробы снега, голые деревья и лошадь ещё запряжена в сани. Солнце, которое своими лучами озарило все вокруг, голубое небо, весенняя капель, скворечник на берёзе, который готов принять жильцов – все это создает радостное и весеннее настроение. Впереди приятная пора света, тепла, зелени. Художнику с помощью красок (жёлтых, голубых, зелёных) удалось изобразить начало весны.
Вот ещё одна картина Левитана.


Картина Исаака Левитана "Весна. Большая вода" относится к числу самых значительных произведений художника.
На картине изображено половодье, когда вода затопила прибрежные области – и березовую рощицу, и поля, и часть деревни. В воде, спокойной и неподвижной, как в зеркале, колеблясь, отражается и весеннее голубое небо, и тонкие голые стволы и ветви деревьев, которые кажутся нам такими вытянутыми и причудливыми.
На переднем плане – забытая лодка, а где-то очень далеко – высокий берег со скромными деревянными избами и несколько затопленных деревенских построек. Словно живые, трогательно и доверчиво ожидают березки чего-то хорошего, что принесет им весна.
Пейзаж наполнен светлыми, чистыми красками, характерными для весенней русской природы. Колорит полотна образован тончайшими переходами оттенков: голубого, зеленого и желтого. Самым разнообразным является голубой цвет – для изображения неба и воды Левитан выбирает самые разнообразные оттенки: от молочно-белого до темно-голубого.
Картина Левитана "Весна. Большая вода" рассказывает о весеннем воскресении природы, и большая светлая радость исходит от него, наполняя нас оптимизмом, спокойствием и желанием жить.


В своём творчестве Константин Федорович Юон большое внимание уделял родной природе. Удивительной и неповторимой предстает русская природа на его картинах, и это ощущаешь глядя на картину "Весенний солнечный день".
На картине изображена ранняя весна. Еще лежат огромные сугробы снега. Небо высокое, яркое, синее-синее. Солнце светит по-весеннему ярко. Его свет освещает окружающий мир: деревья, дома, людей, высыпавших на улицу и радующихся теплу. Первые вестники весны - грачи, которые облюбовали себе ветки деревьев,- подтверждение тому, что весна скоро вступит в свои права.
Детвора еще увлечена зимними забавами. Одни лепят снеговика, другие катятся на санках, но на улице много людей, которые просто любуются солнечным днем, наслаждаются весенним теплом.
Ведущий: Ребята, давайте все вместе скажем спасибо нашему экскурсоводу. Мне кажется, она прекрасно справилась со своей задачей.
Конечно, это далеко не все картины русских художников о весне. Их создано огромное количество, и каждая из них по-своему хороша.
Но время нашего путешествия подошло к концу. Надеюсь, оно вам понравилось. И мы с таким же удовольствием и азартом отправимся с вами в следующее путешествие. А сейчас настало время приятных сюрпризов. Наше уважаемое жюри объявит результаты конкурсов.
Родители – члены жюри объявляют победителей и награждают участников грамотами по номинациям: "Лучший знаток пословиц и поговорок", "Самый внимательный читатель", "Лучший цветовод", "Лучший оформитель", "Лучший чтец".
Родители дарят всем ребятам сувениры – птички-свистульки.

Ведущий: Ребята, вы молодцы! Вы активно участвовали в конкурсах, прекрасно справились со всеми заданиями, очень внимательно слушали своих товарищей. Каждый из вас проявил свои знания, способности, оригинальность. Надеюсь, что все участники нашего путешествия получили огромное удовольствие и положительные эмоции. А сейчас настало время чаепития, не обычного, а с замечательным, ароматным печеньем, которое называется "жаворонки".Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Птица Эму

Внеклассное занятие «Здравствуй Весна!»

    Развитие творческих, артистических способностей учащихся;

    Воспитание культуры семейного отдыха;

    Привлечение родителей к участию в воспитательной работе класса, школы;

    Воспитание чувства доброты и сопереживания;

    Воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру;

Расскажу о том, как проходил в моем классе один из праздников, посвященных временам года. В середине февраля ребята получили три зеленых конверта с заданиями:

Рассказать, как птицы встречают весну.
– Какие изменения происходят в жизни растений.
– Как животные встречают весну.

Дети по желанию объединились в группы. Решили, что для выполнения задания им необходимо: выучить стихотворения о весне, выбрать и разучить песни о весне, придумать частушки, собрать весенние приметы, нарисовать рисунки для оформления классной комнаты, изготовить костюмы, головные уборы, маски.

Вся подготовительная работа проводилась отдельно по группам. Родители привлекались не только в ходе подготовки праздника, они исполняли и некоторые роли. И вот наступил день праздника.

Ведущие – родители:

    Снова к нам весна пришла.
    Сколько света и тепла!
    Тает снег, журчат ручьи,
    Скачут в лужах воробьи.
    Потеплело на дворе,
    И раздолье детворе.

    Опять проснулись леса и поля,
    И звенит, и поет, расцветая.
    Под вешним солнцем родная земля.
    Пойдем навстречу весне долгожданной.
    Она лучами растопит снега,
    Она развеет седые туманы
    И разбросает цветы на лугах.

Ученики исполняют школьные частушки:

Четверть третья прошла,
Рады мы по ушки.
И сейчас сидим, поем
Школьные частушки.

А наш Витя непременно
Президентом хочет стать,
Только он пока на карте
Кремль не может отыскать.

У Наташи все в порядке:
На столе, в шкафу, в тетрадке.
Все об этом в классе знают
И от зависти вздыхают.

Николай пример решал,
А Сергей ему мешал.
Вот, ребята, вам пример,
Как нельзя решать пример.

Вася в школу опоздал,
Но не скажет, что проспал,
Просто нынче, как назло,
Слишком поздно рассвело.

По ускоренной программе
Обучается наш класс
Как экспресс, мы мчимся, мама,
Не догонишь ты уж нас.

Задача трудная попалась,
Она от Димы “отбивалась”.
Но Дима так ее “схватил”,
Что за пять минут решил.

Если, Петя, ты потом
Будешь депутатом,
То дневник твой может стать
Жутким компроматом!

Двойкам в наши дневники
Не дадим пробраться.
Обещает третий “Б”
Целый год стараться.

Учитель: Ребята, поздравляю всех с праздником весны, красоты, а также я поздравляю вас с успешным окончанием самой длинной учебной четверти и приглашаю всех совершить увлекательное путешествие. Сегодня мы с вами отправимся в гости к Весне.

Солнце ласково смеется.
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

Слышите? Какие замечательные слова! Это зажурчал поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет его от столика к столику.

Каждая группа детей читает по одному стихотворению на весеннюю тему. Кораблик переходит к гостям, которые тоже читают стихи о весне. На фоне чтения негромко звучит мелодия пьесы П.И.Чайковского из “Времен года”.

Ведущий. Многие писатели и поэты воспевали это время года. Наш поэтический ручеек вливается в музыкальный . Послушайте, как П.И.Чайковский выразил в музыке неповторимую красоту природы. (Музыка звучит громче.) Весну все ждут, зовут, поют песни – заклички.

Дети исполняют один куплет украинской народной песни “Веснянка”.

Мы весняночку поем –
Весну красную зовем.
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.

В класс входит ВЕСНА. Ее роль исполняет одна из мам.

Весна.

Зовут меня весною – я девушка – Весна.
Иду тропой лесною без отдыха и сна.
Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи.
Чтоб с юга прилетели веселые грачи

Ведущий. В природе бывает три весны; весна света – март, весна воды – апрель, весна – зеленой травы – май.

Весна. Ребята, а какие приметы весны вы знаете?

Дети читают пословицы и приметы.

О марте.

Март – утро весны.
Как в марте зима не злится, а весне покорится.
Из березы течет много сока – к ненастью.
Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
Длинные сосульки – к долгой весне.

Об апреле.

Апрель – снегогон, водолей, соковик.
Апрель с водою – май с травою.
Не ломай печей, еще апрель у плечей.
Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.

О мае.

Май холодный – год хлебородный.
Март сухой и мокрый май – будет каша и каравай.

Весенние приметы:

Если весной на крышах при таянии снега образуются сосульки – к продолжительной весне.
Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.
Туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март обещает плодородный год, дождливый – неурожай.
Когда весенняя вода пойдет, а лед держится – это к плохому году.
Ранняя весна – признак того, что летом будет много непогожих дней.

А сейчас о ком пойдет речь вы догадаетесь, разгадав данный кроссворд:

Вопросы

1. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
(Петух)

2. На когтях на ствол сосновый,
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на вес,
Но не вспыхнул свет в лесу..
(Дятел)

3. Верещуньи, белобоки,
И зовут их все …
(Сороки)

4. Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: “Тень, тень!”
Угадай-ка, что за птица?
То веселая …
(Синица)

5. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши – прячутся, дрожа:
Очень уж суровы
Филины и …
(Совы)

В выделенных клетках появляется слово Птицы.

Справка: Есть интересные птицы, которые весной бормочут: “Куплю балахон, продам шубу”. (Косачи, тетерева-самцы. Слова эти подобраны в подражание его песни – бормотанью. Бормочет косач весной и осенью.)

Оказывается, не все перелетные птицы улетают от нас осенью на юг. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок – плавунчик).

Весна. Птицы – это мои гонцы.

А вы знаете, что – птицы единственные животные в мире, которые имеют крылья?

Дети : Да, потому что крылья у них – это руки.

Весна. Особенно красивы песни и танцы птиц весной, в период любви.

Дети под музыку “Канкан” исполняют “Танец птиц”.

Весна. Ребята, а знаете ли вы птиц, которые прилетели к нам на праздник?

Первая группа детей представляет птиц.

Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли на нос не садится?
Кто там за плугом носится вскачь?
(Грач.)

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья.
Его песня, и полет
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок)

Это птица никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

Ученик. (В маске скворца.) Ребята вы меня узнали? Тем, кто не узнал, разрешите представиться:

Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня … (скворец)

Двое учеников (поочередно).

Мы вставали ночью даже
Из окна смотрели в сад
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели
На ольхе сидит скворец.
Прилетели
Прилетели наконец!

Звучит песня “Скворцы прилетели” (сл.М. М. Матусовского, муз. И.Дунаевского).

Весна. Пойду посмотрю, как поживают там мои зверушки. Как они зиму провели.

Вторая группа детей представляет лесных зверей.

Еж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было зимы.

Лиса. А я голодала. Одними мышками питалась. Ну да изредка кур посчитывала в соседней деревне. А что ты кум такой худой?

Волк.

Будешь худ с такой едой.
Я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня.
А обед во все лопатки
Припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда!
Быстроногая еда!

Лиса. Миша! Расскажи как ты весну чуть не проспал?

Медведь.

Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге,
Спал всю зиму до весны

Еж. И, наверно видел сны?

Медведь.

Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет –
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода.

Еж. Заспешил медведь наружу:

Медведь. Заливает – не до сна.

Еж.

Вылез он и видит лужи,
Тает снег… Пришла Весна.

Слово берет группа “Растения”.

1-й ученик.

В шапке белоснежной,
В легком пиджачке
Стоит в лесу подснежник
На босой ноге.

Подснежник.

Подснежник, подснежник
Проснулся в лесу.
Подснежник, подснежник
Встречает весну!

2-й ученик.

Бедненький подснежник,
Спят еще цветы.
Смотри – в такой одежде
Подхватишь насморк ты!

Подснежник.

А вот мне не спится,
Разве тут до сна?
Ведь может заблудиться
Без меня весна.

Первоцвет.

Первоцвет весенний –
Желтенький цветок.
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.

Первоцвет весенний –
Ключик от весны,
Не тебе ли снятся
Золотые сны?

Будь же осторожен,
Не сорви его,
Мягкого, душистого
Друга моего

Учитель. Как легко и свободно дышится весной в лесу. Ребята, пока не было Солнышка, лили проливные дожди, кругом остались лужи. (Дети получают листы с наклеенными лужами.)

Давайте эти лужи превратим в красивые рисунки. Для этого нам необходимы цветные карандаши. (По окончании творческой работы устраивается выставка работ.)

Ведущий:

Вот и подошло к концу наше выступление.
Думаем, вам было очень интересно,
Дорогие гости, милые, хорошие!
Спойте эту песню вместе с нами весело.

Дети исполняют песню “Летят перелетные птицы”.

Весна. Спасибо вам, люди добрые, люди славные! За ласку вашу, за веселье широкое. Пусть все идет своим чередом. Желаю вам доброго здоровья, успехов в делах ваших. Многие вам лета!

Весны вам радостной и нежной
Счастливых дней и розовой мечты,
Пусть дарит март вам даже снежный
Свои улыбки и цветы!

Ведущий: Спасибо тебе, Весна! Мы рады встрече с тобой, твоему солнцу, голубому небу, цветам и пенью птиц.

Дети хором:

Славься, Весна, славься, красна,
Цари и здравствуй… твой черед!
Пусть вся земля ликует и цветет!

МКОУ-Малоирменская ООШ Л.И.Ляхова

Внеклассное мероприятие «Привет, весна!»

Развешаны гирляндами
Сосульки ледяные,
А солнышко чудесное
Лучи льёт золотые.
На маленькой проталине
Подснежник расцветает,
Скажите поскорее мне,
Когда это бывает? (ответ детей: весной)

« Весна – это удивительное время, когда растения, животные - братья наши меньшие, пернатые стряхивают с себя затяжной зимний сон. В ложбинках и овражках журчат серебряные ручейки. Весна приходит к нам с задорным солнцем и теплом… »

Все знают, что должна прийти весна. А по каким признакам можно определить, что Весна-Красна вступает в свои права? (ответ детей)

Верно: снег потемнел, побурел и под воздействием солнечных лучей начал таять.
«Синеет небо, солнце светит,
Снега лучами сожжены.
Нет дня счастливее на свете,
Чем день рождения Весны!»
Г.Скребицкий

Появляются первые проталины – характерный признак весны. Зажурчали серебристые ручейки, на реке движется лед. Просыпается от долгого зимнего сна природа. Весной появляются и радуют глаз первоцветы.

Ребята! А какой цветок весной распускается первым? Послушайте загадку.

1.Мы - цветики подснежные.
Призывы чьи-то нежные нас вывели из сна.
Мы тянемся, несмелые, здесь синие, там белые... (подснежники, вывешиваются картинки)

Правильно, отгадайте и другие весенние цветы.

2.Одна из первых я цвету.
В садах стою я вся в цвету, и белый мой наряд,
И горький запах всех влечет:
"Гляди, …цветет!" - все люди говорят. (черемуха)

3.Солнца луч, постой, постой, я тебя поймаю
И раскроюсь, золотой, я на встречу маю.
Буду я в траве гореть, крошечное солнце,
Дети выглянут смотреть на меня в оконце.
Но судьба моя жестока, и умрет в мгновенье ока,
Как от ночи свет, золотой мой цвет.
Завтра я проснусь седым и рассыплюсь, и растаю,
И развеюсь, улетая, словно дым. (одуванчик)

4.Жёлтый глаз из-под земли
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)

Отдохнем с вами, поиграем в игру.

Игра «Собери цветок»

Цветки из синего, красного, желтого и белого картона разрезаны на лепестки и сердцевины. Части цветов лежат в беспорядке. После сигнала каждый участник должен собрать по цветку определенного цвета. Выигрывает ребенок, который быстрее всех справится с заданием.

Весной воздух чистый и свежий, а небосклон – лазурный. Из дальних краёв на родину возвращаются перелётные птицы.

Какие птицы вы узнаете из загадок . (на доске появляются картинки птиц)

1.Что за весенняя черная птица,

Трактору чуть ли на нос не садится?

Кто за плугом носится вскачь.

Это птица…(грач)

2.Гнездо свое он в поле вьет

Где тянутся растения,

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения. (жаворонок)

3.Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец,

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня… (скворец)

4. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном из песка и глины… (ласточка)

Про весну народ создал много пословиц.

Пословицы (можно дать на выбор каждой команде по 2-3 пословицы, объяснить их смысл или разрезать и затем собрать)

    Весна водой богата.

    Апрель с водою, а май с травою.

    Весна красна цветами, а осень - пирогами.

    Ай, ай, месяц май: тепл, а голоден.

    Птица радуется весне, а младенец - матери.

    Где грачу ни летать, а к весне опять прибывать.

    Март с водой, апрель с травой, а май - с цветами.

    Март неверен: то плачет, то смеется.

    Апрель теплый, май холодный - год хлеборобный.

10.Майский мороз не выдавит слез!
11.Весенний ледок, что чужой избы порог, - ненадежен.

Игра «Весенние слова»

Все играющие становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Поймавший мяч должен назвать что-либо весеннее (солнечное) и тут же бросить мяч другу. Кто запнется или ошибется, должен остаться в том же положении, которое он принял при ловле мяча, и может сменить позу лишь, когда вновь поймает брошенный мяч.

Послушаем «Детскую сказку о весне» -
http://detskiychas.ru/sochinyaem_skazki/detskaya_skazka_o_vesne/

В природе творилось что-то непонятное. Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, привыкшие к белому снегу, стали замечать, что он начал чернеть. Показались первые проталины. На лесной дорожке растаял лёд, а на болоте, что в зарослях леса, появились первые серовато-тёмные пятна талой воды.

Солнце так и льёт на землю свои весенние золотые лучи. Носатый грач, прилетевший из теплых стран, усердно сооружает гнездо из сухих веток, выстилает дно сухой травой. Он использует в строительстве различный мусор.

Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, безуспешно пытавшиеся отыскать Зимнюю Хозяйку, решили расспросить своих мам и пап, о том, что происходит вокруг. «Это - Весна», - пояснили родители, - «чудесное время года, когда пробуждается природа, светлые дни становятся длиннее. Скоро-скоро наберёт силу молодая трава, а на деревьях и кустарниках появятся первые клейкие листочки». Зверята ещё никогда не видели Весну. Они чувствовали, что приходит что-то радостное и теплое.

Однажды в солнечный день Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок услышали необычные звуки «курлык, курлык». Кто курлыкает? Журавли. Остановившись на привал недалеко от воды, птицы устроили настоящий весенний танец: весело подпрыгивали, ритмично махали крыльями, ходили гарцующей походкой. Это было увлекательное зрелище.

Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок хлопали в ладоши и не заметили, как сзади кто-то тихонечко подошёл. Оглянувшись, они увидели настоящую красавицу – Весну-Весницу, Красную девицу. «Вы рады моему приходу, дорогие обитатели леса?» - спросила она.

Зайчонок, который умудрился встать так, что у него одно ухо припекало солнышко, а другое мёрзло в тени, за всех радостно поприветствовал Красавицу-Весну. И хотя ему было немного жаль, что больше нельзя покататься с ледяной горы, или прыгать в сугробы, от холода он совсем устал. Ему так хотелось, чтобы было светло и тепло и можно было в любой момент полакомиться молодыми побегами деревьев и кустарников. Он был рад, что пришла Весна.

А Красавица-Весна научила зверят делать кораблики из лёгкой коры и пускать их по весёлому, журчащему, серебристому ручью. Далеко-далеко. То-то радости было!

А вы, ребята, рады наступающей весне.

Постараемся разгадать кроссворд (можно отгадать всем вместе, а можно по командам)

Про весну не только составляли кроссворды, сочиняли поэты, писатели, но и писали картины художники. Вот некоторые их них.

« Берёзовая аллея» Художник И.Грабарь

«Март» Художник И. Левитан

«Первая зелень» Художник Илья Семенович Остроухов

«Ранняя весна» Художник И.Остроухов

Весну мы встретили, ура! А теперь стихи читать пора! Конкурс чтецов.

Игра "Собери лучики" (любая на выбор)

1.Дети делятся на две команды по 4-5 чел. Перед игрой на пол кладут два обруча (для солнышка). К каждому обручу рядом кладут два глаза, губки (рот) и семь-восемь лучиков из цветного картона. У одной команды лучики желтого цвета, у другой - оранжевого. Под музыку каждая команда собирает свое солнышко: глаза и губы в центре обруча, а лучики вокруг. Игра не эстафетная, детки участвуют сразу всей командой.

2. Собрать из разрезных картинок солнышко.

Жюри оценивает чтецов, подписывают грамоты, а дети раскрашивают картины о весне. Вручение грамот.

Приложение (ресурс интернет)






Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Горельская средняя общеобразовательная школа»

Тамбовского района Тамбовской области

Сценарий внеклассного мероприятия
в начальной школе
«Народ гуляй - весну встречай»

подготовила

учитель музыки

Уланова Людмила Викторовна

с. Горелое
2014


Сценарий внеклассного мероприятия

«НАРОД ГУЛЯЙ – ВЕСНУ ВСТРЕЧАЙ»

для учащихся младших классов

Краткое описание: Расширить представления детей о традициях встречи весны у разных народов. Цель : познакомить учащихся с основными традициями празднования дня весеннего равноденствия в разных странах, создать условия для: - обогащения знаний учащихся об окружающем мире; - развития интереса к истории, представлений о народных обрядах разных стран; - воспитания толерантности к укладу жизни, быту, обычаям народов мира. Оборудование : ноутбук, проектор, экран, презентация.

Место проведения: празднично украшенный актовый зал.

Ход мероприятия

звучит песня «Весну звали».

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы слышали, как наши певцы прогоняли зиму? Только вот послушается ли она их! Очень уже хочется теплого солнышка, зеленой травки и веселого щебетания птичек дождаться! Да и срок подходит – март на дворе! Как бы нам поскорее с весной встретиться?

1 ученица: (вбегает на сцену) Что я узнала! Что я узнала!

Ведущий: Успокойся, Марина! Видишь, к нам дети в гости пришли. 1 ученица : А я им первым и расскажу, что узнала! Надо срочно весну звать – пришел День весеннего равноденствия! Ведущий: А ты знаешь, что это такое – День весеннего равноденствия? 1 ученица: Нет, не знаю… Сейчас позвоню Наташке, она точно знает - отличница!(убегает) Ведущий: Да тут и без подсказок всем известно, что День весеннего равноденствия – это одна из поворотных точек солнечного цикла, когда световой день становится равным ночи и начинает увеличиваться. Его празднуют во всех без исключения мировых культурах. На всех континентах это ежегодное событие оставило глубокий след в народных традициях. Выходит 2 ученица : А вот я знаю, что в Мексике день весеннего равноденствия, тысячи людей празднуют, собираясь у пирамид Солнца и Луны. Считается, что встретить весну на вершине самой большой пирамиды означает получить благословение на целый год. Ведущий: Если уж знакомиться с традициями встречи весны у разных народов, то нужно начинать со страны Восходящего Солнца – Японии. 1 ученица (выходит, держа за руки двух девочек из 4 класса): Мне девочки сейчас рассказали, что они знают как празднуют этот день в Японии.

(звучит японская мелодия)

3 ученица: День весеннего равноденствия – первый весенний праздник в Японии. Японцы связывают его с буддийским обрядовым праздником Хиган. До начала Хигана японцы с особой тщательностью проводят уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями умерших родственников, освежают цветы и выставляют в алтарь ритуальные кушанья. Особое внимание уделяется еде, кушанья готовятся исключительно вегетарианские – напоминание о буддийском запрете убивать живое существо и употреблять мясо убитого. 4 ученица: По окончании дней весеннего Хигана сразу же приходит сезон роскошного и неописуемо красивого цветения сакуры- японской вишни. Сакура почитается священным цветком Японии - её символом. В старину японские аристократы любовались её цветением, слагая стихотворения, размышляя о жизни и смерти. Она считается символом красоты и быстротечности жизни.

(презентация о сакуре)

5 ученица: Минула весенняя ночь.

Белый рассвет обернулся

Морем вишен в цвету.

6 ученица: Поистине дивны

Растенья заморских земель,

Но ни ароматом,

Ни цветом нельзя их сравнить

С японскою вишней в цвету…

7 ученица : "Цвет зари охватил

Ещё сонные ветви,

Дождь его разбудил,

По весеннему светлый!

По бутонам из рос,

По цветочным бутонам,

Ветер краски разнёс,

Бледно-розовым тоном!

Ещё кружевом лёд

Покрывает аллеи,

А весна уж цветёт

И сакурой алеет!"

8 ученик: Казалось, не в силах

Угасшее сердце прельстить

Ничто в этом мире –

И опять как будто цепями

Я прикован к вишням цветущим…

Ведущий: Да, я думаю это замечательная встреча красавицы-весны. А вот в Центральной Азии, Северо-Западнм Китае, на Кавказе празднование весны называется Навруз (ноуруз – «новый день»). Навруз является древнейшим земледельческим праздником. До его наступления люди должны тщательно убирать в домах и вокруг, полностью рассчитаться с долгами. С первыми лучами солнца мальчики отправлялись в горы набрать подснежников, а затем, привязав их к длинным шестам, шли по домам, даря цветы и приглашая всех на праздник. Накрывают праздничный стол – достархан. Приходят музыканты, устраиваются соревнования в силе, ловкости среди подростков, мужчин. 1 ученица: А я знаю, кто нам поможет побывать на праздновании Навруза! 2 ученица: Приглашаем наших гостей из старших классов!

(танец «Лезгинка»)

9 ученица : Ребята, а мы вам расскажем о древнем весенним обереге с которым приглашали весну в славянских странах Болгарии, Румынии, Венгрии, Молдавии, Белоруссии да и у нас на Руси. Это куклы-мартинички. Они были обязательной деталью «закликания» весны в котором, в основном, участвовали молодежь и дети. С мартиничками закликали и встречали весну, вешали их на ветви деревьев, желали друг другу здоровья, любви и удачи. 10 ученица : Март - это встреча зимы и весны. Поэтому куклы вяжут парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и красного солнышка. Такие пары куколок развешивают на деревьях, где их раскачивает и вертит весенний ветер. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе. 11 ученица : Есть легенда, связанная с этой куклой: "В первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму, и цвета кукол мартиничек символизируют её красную кровь на белом снегу."

(дарят гостям кукол-мартинечек)

1 ученица: Что-то мы всё о других странах, А как закликали весну у нас, на Руси? 2 ученица: У нас о весне помнили всю долгую зиму и начинали её закликать ещё в зимнюю стужу, в феврале, называли этот праздник Громницей. Громница - это предвестница тепла, воплощает своим явлением Сретенье (Встречу) Зимы с грядущим Летом. Этот первый день в году - когда можно увидеть молнию и услышать раскаты грома. 1 ученица: А вот вторая закличка Весны, или праздник Сорок Сорок (закличка жаворонков), приходится на весеннее равноденствие 22 Марта.
Благослови, мати, Ой, Лада мати, Весну закликати! Зиму провожати! 2 ученица: Сороки (Жаворонки) – заклички Весны, творимые с вершин холмов. По древним славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми люди поднимались на холмы и пригорки, на деревья, на крыши домов и что есть силы звали весну. 1 ученица: Давайте и мы все вместе позовём весну!

(текст на экране)

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью! С радостью, с радостью, С великою милостью! Со льном высоким, С корнем глубоким!

Ведущий: А как пришла Весна-красна, там и до лета рукой подать! Будем радоваться солнечному теплу и праздновать другой праздник – Ивана Купалу, но про него наш рассказ будет в другой раз. М ы не станем нарушать традицию - встречаем Весну с «жаворонками», да с угощением, приглашаем всех к столу!

На сцену выходит школьный детский хор «Родничок»,

звучит песня «Иван Купала».


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Внеклассное мероприятие «Здравствуй весна!».

Содействовать формированию представления о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.

Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.

Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное мышление, внимание, речь.

Формирование коммуникативных навыков.

Ход мероприятия:

I.Организационный момент .

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь начинать нам урок пора.

Девиз нашего урока

« Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти»

II. Подготовительный этап.

Ребята, какие изменения в природе сейчас происходят?

Послушайте загадки и отгадайте их:

В теплых солнечных сапожках, с огонечком на застежках,
по снегам бежит мальчишка – снег пугает, шалунишка:
только ступит - стаял снег, раскололся лед у рек.
Охватил его азарт: а мальчишка этот - (Март)

А как март называют в Казахстане? (Наурыз)

О марте народ говорит:

Март морозом на нос садится. Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

Март - это утро весны. Её начало. Солнце светит ярче и поэтому март называют ещё весной света.

Будит лес, поля и горы, все полянки и сады. Он во все стучится норы, напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель. Это будит всех……Апрель.

Как на казахском языке называют апрель? Сауир-апрель

Апрель - это весна воды. Апрель начинается водой, а кончается зеленью. Зовут апрель и птичьим месяцем. Из тёплых стран возвращаются к нам перелётные птицы.

Народная мудрость гласит:

Где в апреле река, там в июле лужица. Апрель с водой, май с травой.

Какие птицы прилетают к нам весной первыми? (Грач)

В лапотках бежит малыш, ты шаги его услышь.
Он бежит, и все цветет, он смеется – все поет.
Спрятал счастье в лепестках у сирени на кустах..
«Ландыш мой, благоухай!» - повелел веселый ….. Май.

На казахском языке – мамыр.

Май - конец весны. Земля надевает свой лучший наряд. В мае много цветов. Распускаются на деревьях листочки. Май - это весна зелени. Появляются и насекомые.
- О мае народ говорит:

Май, май, да шубу не снимай. Цветущий май – настоящий май. Как в мае дождь, так и будет рожь

Что мы с вами назвали? (месяцы)

В какое время года мы можем встретиться с этими месяцами? (весной)

Вот мы с вами и выяснили, что сегодня наш урок посвящен весне.

Основной этап.

Как вы понимаете, что такое весна?

Весна – это утро года… Весна – новая жизнь, это светлый праздник рождения природы. Весной просыпается все живое. Звуки, окружающие нас весной необычны… Весна - это тепло, голубое небо, яркое солнышко. . Весна - это первые цветы, зеленая травка, зеленые листочки на кустах и деревьях. И весной всегда радостное настроение!

Дети, давайте позовем Весну-красну!

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью, С великою милостью:
Уроди лен высокий, Рожь, овес хороший.
Ученики: Добрый день, Матушка Весна!

Весна: Дорогие ребята, дорогие гости! Поздравляю вас всех с началом весны!
Зовут меня весною – я девушка – Весна.
Иду тропой лесною без отдыха и сна.
Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи.
Чтоб с юга прилетели веселые грачи

Я приготовила вам загадки, попробуйте их отгадать.

Зачирикал воробей:

"К нам весна вернулась!"

А рябинка под окном

Даже подтянулась.

Снег почти растаял весь,

Лужи на дорожке.

Чтобы ног не замочить,

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький...

Прилетел из стран далёких

Это маленький жилец.

Сел на ветку у скворечни

И запел: "Зиме конец!"

Кто же этот молодец?

Как зовут его?..

Солнце яркое в апреле,

И грачи к нам прилетели.

По реке, ломая лёд,

Разгулялся...

Молодцы, ребята.

Проходи Весна, будь нашей гостьей!

Каждый человек по-своему видит приход весны. Поэты сочиняют стихотворения, художники пишут свои картины, музыканты сочиняют музыку.

Сейчас мы с вами посетим художественную галерею и посмотрим как изображали весну на своих картинах великие художники.(выступают подготовленные ученики)

А. К. Саврасов – замечательный художник – пейзажист. В своей картине «Грачи прилетели» он рассказывает о приходе весны. Вместе с художником мы как будто слышим многоголосый птичий хор. Шумно слетаются грачи на облюбованные деревья и обживают новые «квартиры». Под весенним солнцем стал рыхлым снег. Березы стоят в талой воде. Но их веточки еще слабы, не ожили. Своим тонким рисунком они, как кружевом, украшают пока еще хмурое небо. Однако природа пробуждается. Наступает весна.

И. И. Левитан, выдающийся русский художник-пейзажист, навсегда вошел в историю мирового искусства. Он рисовал и писал природу красками во все сезоны, в разное время суток. Любил сумерки, лунный свет, но, прежде всего – солнце. Потому так увлекался весенними мотивами.
Его картина «Весна. Большая вода» – это настоящий гимн русской весне. Широки разливы талых вешних вод. В их холодную синеву смотрятся тонкоствольные березы с оживающей кроной. Кажется, что устремлены они к почти безоблачному небу.
Пейзажи Левитана безлюдны. Но человек в них всегда как бы присутствует. Вот и здесь о нем напоминает прибившаяся к берегу лодка, да деревянные строения, что просматриваются вдали.

Групповая работа. Составление картины «Весна»

Мы с вами посмотрели картины, изображающие весну. А теперь вы в группах изобразите весну на листочках. Перед вами вырезанные картинки, выберите нужные и из них составьте свою картину о весне под музыку Вивальди. Затем спикер каждой группы расскажет, как вы изобразили Весну на своих работах.

Игра «Прилетели птицы»

Когда я буду называть птиц, вы должны взмахивать руками, как крыльями, когда называю не птиц, руки не поднимать. Будьте внимательны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, галки, ласточки, палки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, соловьи, скворцы, грачи, кирпичи.

Сейчас мы с вами попадем в литературную гостиную. Перед вами подборка стихотворений о весне различных авторов. Давайте прочитаем их вслух. (Дети читают стихи).

Март

То мороз, То лужи голубые,
То метель, То солнечные дни.
На пригорках Пятна снеговые
Прячутся от солнышка В тени.
Над землёй- Гусиная цепочка,
На земле - Проснулся ручеёк,
И зиме показывает Почка
Озорной, зелёный Язычок.

В.Орлов Федор Тютчев

Зима недаром злится, Прошла ее пора –
Весна в окно стучится И гонит со двора.
И все засуетилось, Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя,
Пустила, убегая, В прекрасное дитя.
Весне и горя мало: Умылася в снегу,
И лишь румяней стала, Наперекор врагу.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей

А. С. ПУШКИН

Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят -

Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед».

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней! Ф. И. Тютчев

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят - кто больше всех
Природы любит обновленье!

Если снег повсюду тает

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.

Е. Карганова

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…

Алексей Плещев

Составление синквейна «Весна»

Спасибо ребята. Перед вами листочки, на них каждый из вас составит своё небольшое пятистишие о весне.

Первая строка – Весна, вторая строка - запишите 2 прилагательных – какая весна?, третья строка – 3 глагола – что делает весна?, четвёртая строка - запишите предложение о весне – какую –нибудь примету, последняя, пятая строчка – запишите одно слово, ассоциация к слову весна, что вы представляете, когда слышите слово весна.

2-3 ученика зачитывают свои синквейны.

Давайте все ваши стихотворения о весне приклеим на ватман.

А сейчас мы поработаем в группах. Я каждой группе даю карточки с приметами, пословицами и праздниками, а вы должны отобрать только те карточки, которые соответствуют весне. Затем зачитать их и приклеить на ватман.

Групповая работа

1 группа – выбирает приметы весны

2 группа – выбирает праздники, которые празднуют весной.

3 группа - выбирает приметы весны.

Зачитывают свой выбор и приклеивают на ватман пословицы и праздники, приметы.

Итог урока

Мы с вами хорошо поработали, вот перед вами итог нашей работы. (коллективная работа)

Ребята перед вами лежат цветочки трёх цветов, каждый цвет обозначает, какое у вас сейчас настроение, жёлтый – радостное, зелёный – хорошее, а синий – грустное. Выберите цветочек, который соответствует вашему настроению и украсьте нашу итоговую работу.

А сейчас я приглашаю встать всем в круг радости и сказать приятные слова нашей весне. (по цепочке все говорят)

Ну как Весна, понравилось ли тебе, как наши ребята работали на уроке. Много ли они знают о твоём времени года?

Весна:-Спасибо вам ребята! Вы хорошо сегодня потрудились.

Пришла пора от вас мне уходить,

За цветами, травами следить,

Чтоб они росли и распускались,

Всеми соками земными наливались.

А вам ребята, не лениться и на пятерки всем учиться.

Я поздравляю вас с наступающим праздником Наурызом, счастья, здоровья. (бросает конфеты и говорит пожелания.)