Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста. Доклад "Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста через игры и упражнения". Упражнение «Скажи правильно»

Словарная работа (развитие словарного запаса ребёнка) – это целенаправленный процесс, направленный на обогащение словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Многих родителей интересует как расширить словарный запас ребёнка , но они не совсем понимают о составе словарного запаса малыша.

Весь словарный запас ребёнка можно разделить на две большие части – это активный словарь ребёнка и пассивный словарь ребёнка.

Активный словарный запас ребёнка – это те слова, которые ребёнок не только понимает, но и использует в своей речи регулярно.

Пассивный словарь ребёнка – это те слова, значение которых ребёнок понимает, но не применяет эти слова в своей повседневной речи.

Таким образом, основная задача словарной работы с дошкольниками будет заключатся в обогащении пассивного словаря детей и помощи в активизации активного словарного запаса.

Как расширяется словарь ребёнка дошкольного возраста?

Примерно с 6 -6,5 месяцев ребёнок начинает понимать не только интонацию, но и содержание речи взрослого. С 10 – 11 месяцев дети понимают значение практически всех слов, которые произносит взрослый. С 1 года (раннее детство) начинается самый благоприятный период для развития речи ребёнка. За 3 года ребёнок осваивает коллосальное количество слов, которые составляют не только пассивный, но и активный словарь малыша. В 1 год ребёнок способен произносить 8 -12 слов. В 2 года он произносит уже 300 – 400 слов. В 3 года ребёнок знает и употребляет 1500 слов; в 4 года – 1900 слов; в 5 лет – 2 – 2,5 тыс. слов; а в 6 – 7 лет – 3,5 – 4 тыс. слов. Вот так интенсивно развивается словарный состав речи ребёнка. Но слова усваиваются не сами по себе. Для того, чтобы развитие речи шло именно таким темпом и не было задержки речевого развития необходима ежедневная целенаправленная работа по обогащению и активизации детского словаря.

Так как дети разного возраста находятся в разных условиях развития речи, то и содержание словарной работы на разных возрастных этапах будет немного отличаться, одно только останется неизменным – это обогащение детского словарного запаса . Содержание словарной работы включает в себя лексику (слова) необходимую для общения, для удовлетворения своих потребностей, для познания окружающего мира и совершенствования разных видов деятельности. Прежде всего, дети должны усвоить:

Бытовой словарь (название посуды, игрушек, предметов обихода и гигиены);

Природоведческий словарь (названия растений, животных, птиц, которые находятся в непосредственном окружении ребёнка и он их может наблюдать, явлений природы и т.д.)

Обществоведческий словарь (слова, обозначающие труд людей, праздники, традиции, человеческие ценности);

Эмоционально-оценочная лексика (слова, обозначающие чувства, эмоции, переживания, черты характера и т.д.)

Лексика, обозначающая пространство, время и количество.

С помощью чего и как можно расширить словарный запас ребёнка?

Во-первых, с самого рождения необходимо разговаривать с малышом, постоянно комментировать свои действия и действия Вашего ребёнка. В словарной работе до года важную роль играет устное народное творчество. Дети просто обожают различные пестушки, потешки, прибаутки, приговорки, короткие стишки. Эти незамысловатые произведения способствуют обогащению словаря детей. Слова в них не только повторяются, но и оказывают на ребёнка эмоциональное воздействие, поэтому быстро запоминаются.

После года применяются различные методы для расширения словарного запаса ребёнка .

Второй метод – рассматривание картин и картинок . Специфика этого метода в том, что преобладающее место при рассматривании картинок занимает Ваша речь (толкование слов, сравнение их по смыслу, объяснение и т.д.).

Благодаря рассматриванию картин и картинок растёт пассивный словарь малыша, в речь ребёнка вводятся новые слова, он учится видеть и понимать смысл изображенного. Моя дочь просто обожает рассматривать картинки из своих книжек. Я не просто перечисляю изображённые предметы, а пытаюсь объединить их в один сюжет, мы с ней сочиняем целые истории по картинкам. Те слова, которые вводятся в лексикон ребёнка, следует повторять несколько раз. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо задавать вопросы, сопровождать рассматривание картин или картинок стихами, загадками.

Третий метод по обогащению детского словаря – чтение детям художественной литературы.

Словарная работа выступает как важное звено в работе над текстом. Данный метод можно активно применять не раньше двух лет. Только с двух лет ребёнок начинает понимать контекстную речь (смысл рассказов, сказок). Когда Вы читаете ребёнку произведения художественной литературы, Вы произносите одни и те же слова в разных сочетаниях, в разных контекстах. После трёх лет по ходу прочтения важно задавать ребёнку вопросы по поводу прочитанного, тем самым Вы будете активизировать словарный запас ребёнка. Главное, чтобы эти вопросы были непринуждёнными, а ребёнку было интересно на них отвечать. Кроме того, во многих литературных произведениях встречаются слова непонятные для детей, важно объяснить значения всех непонятных слов.

Прекрасным средством формирования словаря детей является использование пословиц, поговорок, потешек, .

Следующим методом словарной работы будет рассматривание игрушек .

Чаще всего этот метод используется для активизации словаря детей. Для развития детского словаря подойдут все виды игрушек. Особое значение в использовании этого метода имеет кукла. Эта игрушка подходит как для мальчиков, так и для девочек. В лексикон ребёнка входит название частей тела, одежды, обуви, посуды, предметов мебели, предметов гигиены, в общем, практически весь бытовой словарь. Детей старшего дошкольного возраста знакомят и с материалом, из которого сделана игрушка или её части, поэтому важно в доме иметь игрушки из разных материалов и разной фактуры. Также в старшем дошкольном возрастедети осваивают обобщающие слова. Лучше всего обогащать детский словарь обобщающими словами через игру. Например, устроить для любимой куклы или любимого зайки день рождения. И в процессе этой игры подумать, как поставить мебель , какую одежду надеть, какую посуду поставить на стол, из каких овощей и фруктов приготовить угощение и т.д.

И последним пятым методом словарной работы будут являться дидактические игры и лексические упражнения .

– широко распространённый метод словарной работы. Это так называемые обучающие или по-другому, развивающие игры .

проводятся с игрушками, предметами, картинками и на словесной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.

Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, в которое входит запас слов, который должен освоить ребёнок. Играя с ребёнком в дидактическую игру, важно добиваться активизации намеченных слов.

О том, как увеличить словарный запас, сказано и написано немало. Об этом регулярно задумывается большинство образованных людей, даже если их деятельность не связана напрямую с риторикой или ораторским мастерством. Русский язык, богатый и красивый, позволяет людям, владеющим им, излагать свои мысли выразительно, изысканно и разнообразно. Хорошее владение родным языком является серьезным преимуществом в работе, отношениях, в любых коммуникациях с окружающими.

Как пополнить свой словарный запас, какие методики и занятия будут наиболее эффективны? Давайте попробуем разобраться.

Разновидности лексикона

Когда мы задумываемся о том, как расширить словарный запас, важно понимать, что в первую очередь речь идет об увеличении активного словарного запаса.

Активный словарный запас – это те слова, которые мы с вами употребляем в повседневной жизни, общаясь с друзьями, родными, коллегами. Мы произносим их легко и естественно, они прочно встроены в устную и письменную речь. Нам не требуется особенных усилий для того, чтобы подобрать подходящее слово.

Пассивный словарный запас – это слова, значение которых в целом нам понятно и известно, но мы их практически не применяем. Возможно, это неуместно в нашем кругу общения, либо есть еще какие-то причины. Тогда, чтобы вспомнить какое-то слово, нам приходится приложить некоторые усилия.

Внешний словарный запас – это узкоспециализированные термины, значение которых нам не до конца известно. Обычно это слова, которые используются в профессиональной среде, среди небольшого круга людей.

Как правило, у большинства людей активный словарный запас весьма ограничен: хорошо, если сотая часть от всего объема используется в речи. Поэтому когда встает вопрос о том, как пополнить свой словарный запас, это значит, что нужно в первую очередь пополнять запас постоянно употребляемых слов.

Учимся говорить заново

Что мы делаем, когда делимся своими впечатлениями с друзьями или звоним в службу поддержки и не можем подобрать подходящего названия или точно описать свои эмоции или ощущения?

Но мы же с вами договорились, что будем думать о том, как повысить запас слов, верно? Тогда начинаем развивать осознанность:

Рецепт, на самом деле, весьма прост: чтобы научиться красиво говорить, нужно… говорить. Это правда. Учитесь говорить в непосредственном общении. Рассказывайте истории, сюжеты книг или фильмов, новости или впечатления. Старайтесь использовать новые слова, которые не употребляли прежде. Включайте их в свою жизнь осознанно.

  • Пишите письма

Решить задачу о том, как повысить количество употребляемых слов, поможет и письменная речь. Пишите письма. Пишите на форумах или в соцсетях. Пробуйте писать статьи или эссе. Ведите дневник.

Тщательно подбирайте слова и речевые обороты, ищите синонимы – в этом деле важна практика и еще раз практика.

  • Выступайте с речью

Очень хорошо обогатить речь помогают публичные выступления и ответственные разговоры. Сделайте набросок на бумаге заранее. Тренируйтесь, ищите разные варианты, наиболее точно и полно отражающие вашу точку зрения. Если вам предстоит выступать перед большой аудиторией, пусть речь будет яркой и насыщенной, нежели тусклой и безэмоциональной.

  • Учите стихи

Учите наизусть стихи, пересказывайте тексты. Важно не просто рассказать текст, но сделать это максимально близко к стилистике автора, обращая внимание на новые слова и фразеологизмы. Рассказывайте эмоционально, с выражением, тогда и запоминаться новые слова будут легче.

  • Постоянно пополняйте активный и пассивный словарный запас: важно и то, и другое. Слушайте аудиокниги, разгадывайте кроссворды, смотрите полезные образовательные передачи и общайтесь с образованными развитыми людьми.
  • Чтобы лучше запомнить новое слово или оборот речи, создавайте яркий образ, визуализируйте его внутри себя. Слова хорошо запоминаются в связке с другими, в предложениях, а не сами по себе.
  • Записывайте понравившиеся цитаты и выражения. Употребляйте их в своей речи. Главное, чтобы это было уместно.
  • Не употребляйте жаргонных словечек и мата: подходите к вопросу творчески, ищите красочные яркие замены.
  • Не заполняйте кратковременную память бесполезной информацией.
  • Изучайте иностранный язык. Любой. Как ни странно, это позволяет параллельно пополнить активный и пассивный словарный запас родного языка тоже.

Как активировать пассивный набор слов

Пассивный словарный запас пополняется у нас постоянно. В основном это происходит в двух случаях: в то время, когда мы слушаем и когда читаем. Так что его наполнение начинается в самом детстве. Целенаправленно заучивать слова при этом не имеет большого смысла: они так и останутся пассивными.

  • Подбирайте синонимы к словам

Очень хорошо помогает активировать пассивный запас подбор синонимов. Есть целая серия интересных игр, когда какое-то явление или предмет нужно описать словами, исключая употребление привычных и часто употребляемых слов из списка. Можно устроить такие игры в дружеской компании или потренироваться в одиночку.

Полезно составлять списки синонимов. Например, словарь чувств. Выпишите в столбик все известные вам чувства и постарайтесь рядом написать как можно больше синонимов к ним. Конечно, важно не только написать их, но и использовать в своей разговорной и письменной речи.

  • Сочиняйте истории

Еще одно полезное и развлекательное упражнение: сочиняем рассказ при помощи одних только существительных. Или глаголов. Или – самое сложное – прилагательных. Помните? «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Как можно продолжить?

Сюда же – прочие варианты: сочинить историю, где слова начинаются на каждую букву алфавита по порядку. Или все слова только на одну букву. Важно при этом, чтобы история была связанной.

​​​​​​​Если хотите говорить и писать красиво, развивайте свой словарный запас.

Есть три типа словарного запаса:

  • Активный – знаем и активно используем в речи. «Слово», «Поезд», «Дом».
  • Пассивный – знаем, но в речи практически не используем. «Утончённый», «Купаж», «Многорукий», «Божественный», «Солидарен».
  • Внешний – не знаем этих слов. «Кабатчик», «Абазины».

Зубрение словарей бесполезно, оно развивает Внешний словарный запас. Большинство слов Внешнего словарного запаса не знакомы людям и звучат вычурно.

Чтобы увеличить словарный запас, необходимо переносить слова из Пассивного словарного запаса в Активный. Тогда вы будете использовать достаточно редкие слова, при этом вас будут понимать окружающие.

Упражнения для развития словарного запаса

(упражнения можно выполнять как устно, так и письменно; рекомендую оба варианта для развития как устного, так и письменного словарного запаса)

  • История в Существительных

Расскажите короткую историю, использую исключительно существительные. Утро, работа, выход, подъезд. Ключ, машина, зажигание… неудача! Повтор – неудача возобновление… отчаяние… предвкушение опоздание, начальство негодование! Смекалка – решение!

  • История в глаголах

Повторите предыдущее упражнение, используя только глаголы. Просыпаюсь, умываюсь, выхожу. Гляжу, заперли! Оглядываюсь, ругаюсь, проклинаю. Ищу, верю пишут, ждут позвонят. Ищу… отчаиваюсь… - Это упражнение сложнее.

  • История в прилагательных и наречиях

То же самое, только в прилагательных и наречиях – самое сложное из трёх.

  • Алфавит

Произнесите связанную речь, используя слова, начинающие последовательно с букв алфавита (кроме тех, на которые слов нет или совсем мало). > а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ч ц ш щ э ю я. Например, Ангола бодрствует вечерами глядя далеко если заря живёт исключительно красным лиловым малиновым. Новости организуются простым распорядком следовательно триумф уступает физически хищным чашелистикам. Цапля широко щекочет экстремальную юркую ящерицу.

  • Монофон

Произнесите связанную речь, используя слова, начинающиеся на одну букву. Например, на букву «П». Речь не обязательно должна быть осмысленной, но в ней должны логично связываться существительные, глаголы, прилагательные наречия и другие части речи. Например, Прекрасный патрульный поворачивается проворно, провокации пресекает, преследует преследуемых по простым правилам. - Хороший результат – минута непрерывной речи.

Эти упражнения довольно трудные, они заставляют интенсивно работать со словарным запасом. Многие слова обновляются в памяти и переходят из Пассивного словарного запаса в Активный. С другой стороны, выполнять эти упражнения гораздо интереснее, чем штудировать скучные словари!

Вывод: важно развивать Активный словарный запас. Упражнения интереснее и эффективнее, чем штудирование словарей.

«Словарный запас Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарный запас негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью…»

Вам не хватает слов, чтобы правильно выразить свои мысли? Если перед вами встал вопрос «?», эта статья будет вам полезна.

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность . Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека , тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

Пополнить словарный запас русского языка вам помогут следующие рекомендации:

Методы, способы и приемы увеличения словарного запаса

  1. Подумайте о том, какие из банальных, избитых, заезженных слов и выражений вы привыкли ежедневно употреблять в стандартных ситуациях общения. Запишите их на листке бумаги. Записали? Теперь возьмите с полки толковый словарь или словарь синонимов. Найдите эти слова, которые вам самим уже режут слух и которые надоело слышать изо дня в день. Изучите длинный список альтернативных вариантов и произнесите каждое из этих слов вслух. Какое из них отражает вашу индивидуальность? Какое подходит лично вам? Попробуйте употребить каждое из них, как вы примеряете костюм, и посмотрите, какие из них покажутся вам удобными и уютными. Выберите несколько таких слов и поупражняйтесь, произнося их вслух, пока они не станут естественной частью вашего словарного запаса;
  2. Общение – это основной источник пополнения словарного запаса человека . Во время разговора каждый его участник пополняет свой словарный запас из арсенала собеседника, происходит словообмен между ними. Как можно больше говорите с друзьями, знакомыми, родными. Употребляйте новые в вашем лексиконе слова, знание о слове ничто без его использования;
  3. Читайте. Начните с тех авторов, которые более понятны и близки Вашим интересам. Постепенно добавляйте литературу сложнее. Текст где встречаются интересные слова и выражения, которые вы хотите запомнить и в дальнейшем применить, перечитайте вслух (читая про себя, мы тоже пополняем свой лексикон, но не так быстро, потому что таким способом мы слова только видим, при чтении же вслух, мы их помимо этого еще и слышим и, что самое важное, – произносим, поэтому лучше запоминаем);
  4. Когда замечаете новое слово, не просто смотрите на его определение в словаре. Обратите внимание, в каком обороте речи используется это слово, попробуйте заменить его для себя соответствующим синонимом. Пробуйте рифмовать, придумывать как можно больше подходящих словосочетаний. Чем больше знаешь о слове – тем быстрее научишься пользоваться им, не затрудняя при этом свою память. Это незамедлительно отразится на красоте и индивидуальности вашей речи;
  5. Пишите. Переписывайте чужие статьи и ваши любимые литературные произведения по примеру Демосфена, который переписал «Историю» Фукидида целых восемь раз подряд.
  6. Кроссворды – это не просто развлечение, но и способ развития словарного запаса . Используйте эту возможность в дороге, на отдыхе. Выбирайте кроссворды в известных изданиях или тех, что имеют хорошую репутацию;
  7. Для тех, кто проводит много времени в дороге, за рулем или совершенно не имеет свободного времени, чтобы пользоваться книгами и словарями есть уникальная возможность развить свою речь и увеличить словарный запас с помощью аудиокниг. Подобный способ будет так же приемлем для аудитории, которая воспринимает лучше на слух. В любом случае, коротать время в пробках под чтение хорошей литературы много полезнее и эффективнее для Вашего развития.

Способы запоминания новых слов

Конечно, данная статья не содержит все способы и приемы увеличения и развития словарного запаса . Но и они вполне достаточны для появления в вашем лексиконе новых слов и обогащения словарного запаса.

Формирование словарного запаса в онтогенезе

Аналитические и функциональные особенности центральной нервной системы и периферического речевого аппарата не является зрелым с рождения ребенка и достигает зрелого уровня только в процессе обще соматического, полового и нервно-психологического развития.

Вопросу развития лексики ребенка большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.

Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, многосторонне рассматривается в работах таких авторов, как М.М.Кольцова, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Д. Б. Эльконин и др..

Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для развития тех систем мозга и психологической деятельности, которые связаны с формированием речи.

Устная речь предполагает наличие голоса, и крик ребенка впервые недели и месяцы жизни уже характеризует состояние тех врожденных нервных механизмов, которые будут использованы при становлении речи. Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом.

К второму-третьему месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться функция общения.

В это же время ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источники звучания, поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на лице, губах взрослого.

К трем месяцам жизни появляется специфические голосовые реакции - гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э), губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания .

В период гуления, помимо сигналов неудовлетворения, выраженных криком, появляется интонация, сигнализация о состоянии ребенка. Периоды гуления бывают особенно длительными в момент эмоционального общения с взрослым.

Между четырьмя и пятью месяцами жизни начинается следующий этап, предречевое развитие ребенка - лепет. В этот период лепетных звуков появляется признак локализованности и структурирование слога. Голосовой поток характерный для гуления начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм словообразования.

Гуление и первый этап лепета осуществляется благодаря врожденным программам центральной нервной системы, не зависят от состояния физического слуха детей и не отражают фонетический строй родного языка, т.е. они являются феногенетической речевой памятью в функциональной системе речи.

В первом полугодии жизни идет диффузная отработка координации фонаторно - дыхательных механизмов, лежащих в основе формирования устной речи.

Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка. Взмахивая руками или прыгая на руках у взрослого, он по несколько минут подряд ритмически повторяет слоги «та-та-та; га-га-га» и т.д.

Этот ритм представляет собой архаическую фразу языка, что и объясняет его раннее появление в речевом онтогенезе. Поэтому очень важно давать ребенку свободу движения, что влияет не только на развитие его психомоторике, но и на формирование речевых артикуляций.

Дальнейшее развитие речи связано с обязательным речевым (слуховым) и зрительным контактом с взрослым человеком, т.е. необходима сохранность слуха и зрения. На этом этапе онтогенеза лепетного языка у ребенка с сохранным слухом прослеживается явление аутоэхологии. Ребенок подолгу повторяет один и тот же открытый слог (ва, ва, ва; га, га, га). При этом можно заметить, как он сосредоточенно слушает себя (второй этап развития лепета).

После восьми месяцев постепенно звуки не соответствуют фонетической системе родного языка, начинает угасать.

Часть лепетных звуков, которые не соответствуют слышимой ребенком речи, утрачиваются, появляются новые речевые звуки, сходные с фонемами речевого окружения.

В этот период развития ребенка начинает формироваться собственно речевая онтогенетическая память, постепенно у ребенка благодаря слуховым обратным афферентациям формируется фонетическая система родного языка.

Выделяют и третий этап в развитии лепета, во время которого ребенок начинает произносить «слова», образованные повторением одного итого же слога по типу: «ба-ба; ма-ма».

В попытках вербальной коммуникации дети в десять-двенадцать месяцев жизни уже воспроизводят наиболее типичные характеристики ритма родного языка. Временная организация до речевых вокализации содержит элементы, аналогические ритмическому структурированию речи взрослого. Такие «слова» как правило, не соотносятся с реальным предметом, хотя ребенок произносит их достаточно четко. Этот этап лепета обычно бывает коротким, и ребенок вскоре начинает говорить первые слова .

Сроки и темп развития понимания речи окружающих расходятся со сроками и темпами формирования устной речи. Уже семь-восемь месяцев жизни дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Т.е. в это время начинает развитие соотношение звукового образа слова с предметом в конкретной ситуации. При многократном повторении взрослым слов в сочетании с показом предмета у ребенка постепенно образуется связь между зрительным представлением и звучащим словом.

Таким образом, понимание слушаемого слова устанавливается задолго до того, как ребенок может его произнести. Закономерность, проявляющаяся в значительном преобладании импрессивного словаря над экспрессивным, остается у человека на всю жизнь.

Первые слова появляются к концу первого года жизни. Развивается активная, манипулятивная деятельность рук. Наблюдается некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков (10-12 м.) и девочек (8-9 м.). Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков.

Все исследователи детской речи единодушны в том, что фонематический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками, освоение и развитие фонетической системы языка идет вслед за появлением слов, как семантических единиц.

Первые слова, употребляемые ребенком в речи, характеризуются целым рядом особенностей. Одним и тем же словом ребенок может выражать чувства, желания и обозначать предмет. Слова могут выражать законченное целостное сообщение, и в этом отношении развивается предложение.

Речевая активность ребенка в этом возрасте ситуативная, тесно связана с предметно-практической деятельностью ребенка и существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении. Произнесение ребенком сопровождается, как правило, жестом и мимикой.

Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте протекает индивидуально. Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках ее появления.

Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие (потребность) требования («мама дай!»; «Нине пить дай!»). Если к 2,5 годам у ребенка не формируется фразовая речь, считается что, темп его речевого развития начинает отставать от нормы .

Для фраз конца второго года жизни характерно то, что они большей частью произносятся в утвердительной форме и имеют особый порядок слов, при котором «главное» слово стоит на первом месте. К концу второго года речь становится основным средством общения с взрослым.

Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом.

На третьем году жизни резко усиливается ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребляемых слов, но и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству.

От простой словесной фразы трехлетний ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных единственного и множественного чисел. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных.

После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Считается, что звукопроизносительная сторона языка при нормативном речевом развитии ребенка положительно формируется к 4-5 году жизни.

Звуки русского языка появляются в речи ребенка в следующем порядке: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позже всего дети обычно начинают произносить дрожащий «р.» (соноры).

Артикуляторная программа в онтогенезе формируется таким образом, что безударные слоги в процессе устной речи подвергаются компрессии, т.е. длительности произношения безударных гласных значительно редуцируется. Ритмической структурой слова ребенок овладевает постепенно. В дошкольном возрасте ребенок плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту. Только к концу четвертого года жизни появляется шепотная речь. Начиная, с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложения строятся из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, пересказывают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи.

К пяти годам ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов.

К пяти годам ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е. самостоятельно создавать текстовые сообщения. Наряду с количественным и качественным обогащением речи, возрастает его объем, наблюдается увеличение грамматических ошибок, неправильное изменение слов, наблюдается нарушение в структуре предложений, затруднения планирования высказываний.

В период становления монологической речи идут поиски адекватного лексико-грамматического оформления высказываний, что выражается в появлении пауз хезитации. Пауза хезитации отражает мыслительную активность говорящего, связанную с поиском адекватной лексемы или грамматической конструкции. По мнению Р.Е.Левиной, в этом возрасте аффикативное напряжение ребенка относится не только к содержанию контекстной речи, но и к ее лексико-грамматическому оформлению. Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным .

К семи годам жизни ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, используют слова с переносным значением. К этому возрасту, дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи.

Подчеркивая приоритетное положение слова в системе понятийных и функционально-действенных языковых категорий, его разностороннюю значимость (вне зависимости от вариативных обозначении самого понятия), мы рассматриваем речевое развитие и речевую деятельность детей в соответствии со взглядами А.Р.Лурия, который говорил, что «всякая ориентировка в окружающей действительности у нормального взрослого человека, как и у нормального школьника, осуществляется при ближайшем участии связей, возникших на основе слова; эти связи интимно включаются в его практическую деятельность; они позволяют ему, усваивая общечеловеческий опыт, систематизировать явления окружающего мира, отвлекая их существенные признаки и обобщая их в известные системы. Отвлекающая и обобщающая функция слова принимает непосредственное участие и в упорядочение прежнего опыта, который у человека приобретает опосредованный участием слова систематизированный характер».

Психологические исследования, посвященные развитию речи у нормально развивающихся детей впервые годы жизни и в дошкольном возрасте, раскрыли определенные этапы в овладении значением слова и грамматическими структурами предложениями. Дети переходят от приближенного к более точному пониманию значения слова, овладевая им как обозначением реальных предметов, их свойств, отношений, действий.

Таким образом, исследователями доказано, что становление речи проходит как путем постоянного и медленного накопления словаря, так и путем значительных скачков. Выстраивание связей одних слов с другими приводит к построению иерархической системы словесных значений.

Известно, что устной речью ребенок начинает овладевать на втором году жизни. Внутренняя речь (беззвучная вербализация) возникает в процессе мышления как механизм умственной деятельности и сознания человека. Она может быть выражена в виде семантических компонентов, фрагментов слов, фраз или менее развернуто. Внутренняя речь является производной по отношению к внешней, к которой человек прибегает выполняя в уме мыслительные операции. Она также может быть рассмотрена и как начальный момент порождения речевого высказывания.