Любовная биография Ж-П. Сартра и С. де Бовуар. Краткая биография симоны де бовуар

Идеолог феминистского движения Симона де Бовуар появилась на свет 9 января 1908 года в Париже. Симона была старшей дочерью в интеллигентной аристократической семье. Её старинный род принадлежал к средневековому известному французскому теологу Гийому де Шампо. Отец будущей писательницы, Жорж Бертран де Бовуар, трудился юристом, мать, Франсуаза де Бовуар, богатая наследница и религиозная католичка. Элен, сестра Симоны, была младше её на 2 года.

Детство и юношество

Мать юной де Бовуар, мечтала только об одной судьбе для дочери, чтобы та стала женой по меньшей мере принца. Поэтому Франсуаза отдала маленькую девочку на воспитание к монахиням в школу Кур Дезир. Но судьба расставила всё по своим местам. Отец Симоны разорил семейство Бовуар, отдав все сбережения в долг правительству Российской империи под высокий процент, обещанный Николаем Вторым. К сожалению, революция 1917 года нарушила все планы и похоронила не только доход, но и все семейные деньги.

Юная Симона день и ночь проводила в молитвах, девочка «играла» в великомученицу, полагая, что жизнь её навсегда отдана Богу. Тем временем де Бовуар переехали из роскошных хором в маленькую тесную квартирку. В 15 лет Симона сменила свое отношение к религии и стала ярой атеисткой. Она понимала, что из бедности ей поможет выбраться только образование. Отец сыграл в этой перемене большую роль и привил девочке любовь к литературе. Девушка решилась стать писательницей, запись личного дневника сменила многочасовую исповедь. Она была поклонницей творчества , Мориса Барреса, Поля Клоделя, Поля Валери.

В 1926 году Симона де Бовуар получила диплом Парижского университета по общей математике, литературе и латинскому языку. Но на этом она не остановилась в 1927 году был выдан диплом по философии, а затем в 1928 году - бакалавр искусств. Во время обучения она встретила спутника всей своей жизни . Закончив обучение, Симона де Бовуар и Сартр заключили обоюдный договор, главным пунктом которого стало соглашение об интеллектуальной верности, при этом любовные связи на стороне не считались за измену. Мужем и женой они так и не стали. А после Жан-Поль ушёл на службу.

Начало творчества

С 1931 года Симона занималась преподавательской деятельностью. Сначала в Марселе, потом Руане, а затем в Париже в лицее Мольера. Симона и Жан-Поль постоянно виделись, продолжая свой флирт и интеллектуальные игры. Именно в Париже она была замечена в порочащих связей с ученицами.

Симона познакомилась со студенткой Ольгой Казакевич, на тот момент Ольге было 19 лет. Что-то произошло в сознании Симоны, и она начала флиртовать с ней. В итоге появилось странно трио, которое придерживалось своей идее свободы во всем. Жан-Поль предпринимал несколько попыток соблазнить Ольгу, но она не поддалась. И тогда её сестра Ванда стала любовницей Сартра.

Любовные приключения на этом не закончились. У Симоны появилось новое увлечение - ученица Бьянка Ламблен, с которой Симона вступила в сексуальные отношения. Затем была ученица Натали Сорокина. А после уже ученик Жан-Поля - Жак-Лоран Бост, который через какое-то время женился на Ольге Казакевич, и одновременно был любовником Симоны.

Во время войны в 1939 году Симона де Бовуар попыталась впервые издать свой сборник рассказов «Главенство духа», но издательство отвергло её рукопись. Она яро боролась с оккупацией с помощью писательства. Из-за скандала, связанного с заявлением от одной из матерей о растлении, писательницу отстраняют от учительской должности в 1943 году. Симона теряет работу, но тут же издается её роман , работу над которым она закончила 2 года назад. Роман автобиографичен, и рассказывает о свободном трио с Ольгой Казакевич.

В 1945 году Симона написала роман о сопротивлении . В Америке книгу признали «учебником экзистенциализма». В том же году она, и основали журнал «Новые времена». Симона была не только редактором журнала, но и критиком, читая все статьи.

Послевоенные годы

После войны выходит фантастический роман Симоны де Бовуар , который принес ей успех. В то время у Симоны возникли проблемы с Жан-Полем Сартром, который забыл о своей подруге. Жан-Поль увлекся Долорес Ванетти, и не общался с Симоной. Именно эти обстоятельства послужили написанию «Все люди смертны», где Симона изложила все свои чувства на бумаге. А затем она пишет эссе , где повествуется о проблемах женщин. Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» оказала огромное влияние на феминистское движение.

Через 2 года Симона де Бовуар знакомится с Нельсоном Олгреном. Между ними пробегает искра, и вскоре зарождаются отношения, которые продлились 14 лет. Симона не захотела выходить за него замуж и заводить детей, но зато она начала понимать все прелести физической любви.

В 1954 году выходит знаменитый роман Симоны де Бовуар , который считается вершиной творчества автора. За свой роман Симона получила Гонкуровскую премию. В 1958 году вышла первая книга - «Воспоминания благовоспитанной девицы» , которая так же принесла ей известность.

Смерть настигла Симону де Бовуар в Париже 14 апреля 1986 года. Её похоронили на Монпарнасском кладбище на том же самом месте, где в 1980 году был похоронен Жан-Поль Сартр.

Книги Симоны де Бовуар на русском языке

  • Второй пол (1949 год)

  • Мандарины (1954 год)

  • Воспоминания благовоспитанной девицы (1958 год)

  • Сила обстоятельств (1963 год)

  • Очень легкая смерть (1964 год)

  • Прелестные картинки (1966 год)

  • Сломленная (1967 год)

  • Нужно ли сжечь маркиза де Сада? (1972 год)

  • Трансатлантический роман. Письма к Нельсону Ольгрену (1997 год)
  • Жан-Поль Сартр (Jean-Paul Sartre), провозгласивший человека свободным, и Симона де Бовуар (Simone de Beauvoir), родоначальница феминизма, научили современников думать открыто и свободно, как думали.
    Они познакомились в 1929 году во время учебы в Сорбонне. Со стороны казалось, что они никак не подходят друг другу: стройная элегантная Бовуар и Сартр – невысокий, с брюшком, к тому же слепой на один глаз. Но Симона не обращала внимания на неказистость поклонника, она была очарована его недюжинным интеллектом, остроумием и не в последнюю очередь тем, что у них было много общего во взглядах на жизнь.

    Вместо руки и сердца Жан-Поль предложил возлюбленной заключить пакт: быть вместе, но при этом оставаться свободными. Симону, которая больше всего на свее дорожила своей репутацией свободно мыслящей особы, такая постановка вопроса вполне устраивала. Она выдвинула лишь одно встречное условие: взаимная откровенность всегда и во всём – как в творчестве, так и в интимной жизни. Последняя, кстати сказать, была у обоих весьма свободной… Как бы то ни было, их отношения, выдержавшие испытание годами, ничто не смогло разрушить – ни многочисленные любовники и любовницы, ни сознательный отказ Симоны иметь детей.

    В 1934 году Сартр встретил Ольгу Козакевич, светловолосую русскую аристократку, которая стала его постоянной любовницей.
    У Симоны также был роман с Ольгой, которая, как оказалось, издевалась над ними обоими. Ольга настояла, чтобы они с Жан-Полем ехали в отпуск, оставив Симону в одиночестве. Когда они вернулись, Сартр отказался поведать Симоне, что же между ними произошло. Он сделал Ольге предложение, но их семейный союз не состоялся, и Жан-Поль переключился на сестру Ольги – Ванду. Де Бовуар все знала, но молчала. Она не хотела потерять Сартра. "Он был первым мужчиной в моей жизни", - объясняла Симона своему любовнику Нельсону Алгрену.
    Делав вид, что ей безразличны любовные истории Жан-Поля, Симона вступала в связи со своими ученицами. С одной из них, Бьянкой Ламблен, ставшей впоследствии профессором философии, Симона поехала отдыхать в деревню, а потом передала ее Сартру, который, как выяснилось, оказался никудышним любовником.

    Роман Сартра “Тошнота”, имевший шумный успех, не обошелся без Симоны. Именно она подсказала мэтру французской философской мысли “вмонтировать” рефлексию его героя Рокантена в детективный сюжет. В благодарность Сартр посвятил этот роман ей. А в армии, во время Второй мировой, вняв ее совету, Сартр начал работу над главной своей книгой – философским трактатом “Бытие и Ничто”.
    В 1940 году немецкие войска вошли на территорию Франции. Сартр оказался в лагере для военнопленных. Залом, где состоялась премьера его трагедии-притчи “Мухи”, стал барак за колючей проволокой. Вскоре Сартру чудом удалось бежать. По возвращении в оккупированный Париж он стал активным участником движения Сопротивления.
    После войны Бовуар и Сартр оказались на гребне славы. Романы и философские труды принесли им репутацию “властителей дум”. Симону называли Нотр Дам Де Сартр, намекая на то, что радикальной феминистке отводится в этом дуэте второстепенная роль. Бовуар нисколько не огорчалась – напротив, при каждом удобном случае подчеркивала, что Сартр – великий философ, а она лишь скромная писательница, греющаяся в лучах славы гения.

    В начале 50-х увидел свет самый известный роман Бовуар “Второй пол”. В то время аргументы, выдвинутые Симоной, были более чем революционными. Чего стоили хотя бы ее нападки на церковь: как можно запрещать аборты, но благословлять мужчин, идущих на войну, – это ли не лицемерие, возмущалась писательница.
    В 1954 году появился роман Бовуар “Мандарины”, получивший Гонкуровскую премию, а в 1960 году – первые главы ее биографии, шокирующее своей откровенностью произведение о взаимоотношениях с Сартром.
    В 1964 году Сартр отказался от ордена Почетного легиона и Нобелевской премии в области литературы. Принять последнюю, впрочем, он потом согласился, мотивировав это тем, что “деньги никогда не помешают”…
    Де Бовуар и Сартр встречались ежедневно. Им обоим довелось увидеть, как их теория получает признание во всем мире.
    Де Бовуар вручили премию Иерусалима, которую она приняла.

    В течение лет, прожитых без взаимных чувств, интимных отношений, без детей, Симоне оставалось утешать себя лишь интеллектуальной близостью. Но новая женщина вторглась в их жизнь - Арлетта Элькаим, юная еврейка из Алжира. Поначалу Симона не обеспокоилась. Элькаим показалась ей одной из случайных любовниц, бесконечной чередой проходивших в жизни Сартра. Но Жан-Поль стал избегать Симону. Раньше он ходил работать к ней домой, а теперь переметнулся к Арлетте. Он даже не давал де Бовуар читать свои новые работы под тем предлогом, что они еще были не готовы.

    Две женщины ненавидели друг друга. Но Симона еще не осушила до дна горькую чашу. В 1965 году Сартр решил официально удочерить Элькаим, но предпочел не афишировать это. После долгих лет мучительной жизни де Бовуар видела, как у нее на глазах духовное наследие Сартра переходит к другой женщине. Тогда и де Бовуар удочерила одну из своих подруг, Сильви ле Бон, и завещала ей свои труды и деньги. Критики утверждали, что она пыталась подражать Сартру, другие намекали, что ле Бон была на самом деле любовницей Симоны.

    Когда в 1970 году Сартр заболел, Симона была рядом с ним. Она самоотверженно ухаживала за ним, не прерывая своих интеллектуальных занятий. Ее рассказ о старости, написанный впоследствии, запечатлел те изменения, которые произошли в ее жизни. "Я пересекла много линий в моей жизни, казавшихся мне размытыми. Но линия, очерчивающая старость, жесткая, как металл. Тайный, далекий мир внезапно надвинулся на меня, и нет пути назад".

    Сартр умер 15 апреля 1980 года. Во время его похорон по пути следования траурного кортежа собралось более 50 тысяч человек.
    Для Симоны его кончина оказалась сильным испытанием: она была опустошена и потеряла всякий интерес к жизни. Остаток дней она провела в квартире с окнами, выходящими на кладбище Монпарнас, где покоился прах ее друга.
    Симона де Бовуар скончалась 14 апреля 1986 года в парижской больнице. Ровно через шесть лет после ухода Жан-Поля Сартра. Никто не заходил ее проведать в больницу, за гробом шли несколько человек. Сартр умер, Алгрен умер, Ланцман был в Лос-Анджелесе, работал над своей книгой о Холокосте. Врач больницы рассказывал, что ни один человек не позвонил, не поинтересовался ее состоянием. "Она была настолько всеми покинута, что мы даже стали сомневаться, на самом ли деле она – та самая знаменитая Симона де Бовуар". Великая интеллектуалка, посвятившая себя экзистенциализму, умерла в полном одиночестве, и была похоронена с ним в одной могиле.

    После смерти Симоны де Бовуар ее дочь Сильви ле Бон издала ее письма в двух томах. Как выяснилось, де Бовуар не писала всю правду о своей жизни. Ее письма вызвали бурю возмущения. Ярая феминистка, ратовавшая за равенство мужчин и женщин, писала: "Я буду умницей, вымою посуду, подмету пол, куплю яйца и печенья, я не дотронусь до твоих волос, щек, плечей, если ты мне не позволишь". В другом письме она называла себя "послушной восточной супругой" и "любимым лягушонком". Алгрена называла "любимым крокодилом".

    Французский писатель и философ, ведущий представитель экзистенциализма.

    В 1937году вышел его первый роман «Тошнота» lib.aldebaran.ru/author/sartr_zhanpol/sa rtr_zhanpol_toshnota/ , за которым последовали трилогия «Дороги свободы» (1944...1945) knigosite.ru/read/23418-dorogi-svobody-i-v ozrast-zrelosti-sartr-zhan-pol.html и множество пьес, в том числе «Без свидетелей «(1944). Редактировал журнал «Les Temps modernes». В «Преступлении чувств» (1948) подверг критике некоторые аспекты коммунизма, продолжая в основном симпатизировать ему. Отказался от Нобелевской премии в области литературы (1964) по «личным мотивам», но впоследствии изменил свое мнение, заявив, что она нужна ему ради денег.

    Официальных похорон не было. Жан Поль Сартр, умерший в 1980 году, перед смертью сам просил об этом. Известный французский писатель, активный участник левого движения и крупнейший философ своего времени, который отказался от ордена Почетного легиона и Нобелевской премии по литературе за 1964 год (повесть «Слова»), превыше всего ценил искренность. Однако по мере того как похоронная процессия продвигалась по левобережному Парижу мимо любимых писателем мест, к ней стихийно присоединились 50 тысяч человек.

    Возлюбленная Сартра на протяжении полувека автор философских романов и яростная феминистка Симона де Бовуар писала: «Его смерть разлучает нас. Моя не соединит нас снова. Просто великолепно, что нам было дано столько прожить в полном согласии».

    Бовуар и Сартр - два наиболее влиятельных писателя нынешнего столетия - в 1940...1950-х годах стали олицетворением свободы мысли и образа жизни. Их философия, экзистенциализм, отрицала космическую идею, высшую власть. По их убеждению, государство, общество, родители не должны нести никакой ответственности, и каждый человек волен сам строить свою жизнь. «Вы свободны, поэтому выбирайте», - писал Сартр.

    Бовуар и Сартр жили в соответствии с этой философией, ловко жонглируя ответственностью и свободой. Чтобы избежать острых углов, они строили свои отношения по собственным законам. Не признававшие брак, моногамию и совместное проживание, эти двое, впрочем, почти ежедневно были вместе, а если их разделяло приличное расстояние, то они писали друг другу.

    Вызывавшая кривотолки пара была в восхищении от поп-культуры. Сартр любил голливудские фильмы, а Бовуар жадно проглатывала толстые литературные журналы. Они не только снискали широкую известность своими философскими воззрениями, у них была еще возможность распространять свои идеи через увлекательные романы и пьесы. Сартр в черной поло, Бовуар в тюрбане были воплощением богемной жизни послевоенного Парижа.

    Оба они выросли на левом берегу Сены в интеллигентной среде, где им было суждено прожить всю жизнь и с миром упокоиться. Сартр родился в 1905 году. Он был единственным и обожаемым ребенком овдовевшей женщины.

    Его отец, французский офицер военно-морского флота, умер через год после рождения мальчика. Мать Анна-Мария Швейцер и сын были настолько привязаны друг к другу, что даже спали в одной комнате. «Я поверял ей все», - писал позже Сартр. Бабушка считала Жана Поля гением, мать - будущим великим писателем. Сам же Сартр просто довольствовался положением вундеркинда. Однако, вступив в юношескую пору, он почувствовал себя «обманщиком», смотрящим на мир только чужими глазами.

    Бовуар появилась на свет тремя годами позже Сартра и, в отличие от него, просто ненавидела, когда из нее делали идола. Часто она закатывала истерики, с которыми ее родители ничего не могли поделать. Повзрослев, Бовуар решила для себя, что удел женщины - скука, тогда как ей хотелось испытать на свете все: и секс, и независимость, и профессиональную радость. Отбросив условности, она взяла на себя роль крестной матери современного феминизма.

    В девятнадцать лет Сартр познакомился с Камиллой, которая была старше его на три года. Девушку в детстве соблазнил друг ее родителей, а с восемнадцати лет она работала в публичных домах. Четыре дня и ночи Сартр и Камилла занимались любовью в постели, пока их родственники не заставили их разойтись. Они продолжали встречаться в течение пяти лет, пока Камилла не нашла себе богатого любовника.

    В 1929 году Сартр познакомился в Сорбонне с умной и красивой девушкой Симоной Бовуар. Она изучала литературу и философию, девушку прозвали Кастор (бобр), потому что «бобр - животное стадное и наделено любовью к созиданию», поясняла позже писательница.

    Он был небольшого роста, с брюшком, слепой на один глаз. Она отличалась элегантностью, одевалась либо в яркие шелка, либо во все черное. Впрочем, Бовуар пришла в восторг от щедрости и юмора, с которыми Сартр делился своими знаниями, и высоко оценила его интеллект.

    Вскоре выяснилось, что они стремятся к одной и той же цели: развенчать буржуазные ценности и создать новую философию. Бовуар была педантичным философом и заставляла Сартра оперировать неопровержимыми аргументами. Он всю жизнь полагался на ее редакторское чутье и острый ум. Они заключили договор, который для многих современных пар стал образцом для подражания: быть вместе, оставаясь при этом свободными. Брак и соблюдение верности исключались. Сартра это устраивало, поскольку этот сексуальный анархист не мог устоять перед чарами привлекательных и глупеньких молодых девиц. Взамен единобрачия они дали обет рассказывать друг другу «всё», быть «откровенными».

    Распростившись с Сорбонной, Бовуар и Сартр занялись преподаванием в лицеях. Бовуар главным образом в Руане, Сартр - в Гавре. Именно в этот период они начали переписываться - привычка, оставшаяся на всю жизнь, - и вместе ездить за границу. Однажды в 1933 году в Лондоне Сартр потащил Бовуар на фильм «Синара», после чего мелькнувшая в нем фраза «я был верен тебе по-своему», стала их девизом.

    В 1934 году, во время учебы в Берлине, Сартр впервые воспользовался своим правом, влюбившись в Мари, жену одного из студентов. Во время рождественских каникул Сартр вернулся в Париж и рассказал Симоне о своем романе. В феврале Симона, взяв на работе короткий отпуск, отправилась в Берлин. Она встретилась с Мари и Сартром. Опасения Бовуар тут же улетучились, когда они объявили ей, что связь между ними временная и нисколько не угрожает отношениям Симоны с Жан Полем.

    Сартр не хотел терять Бовуар. Она была ему необходима. Однако по прошествии первых двух лет он почувствовал, что между ними установились слишком уж размеренные, контролируемые отношения. Сартр начал принимать вызывающий галлюцинации мескалин (позже он описал свои ощущения в романе «Тошнота»), страстно стремясь вновь окунуться в «беспорядочную жизнь, исполненную бурной, неукротимой, необузданной свободы». Он исполнил свое желание, когда встретил жизнерадостную и капризную Ольгу Казакевич. По словам Сартра, он испытал тогда чувство, которое «постепенно очищало его от тривиальной скверны». Однако Ольга была влюблена в Бовуар, свою бывшую преподавательницу философии в Руане.

    «Когда мы впервые увидели Кастора, она показалась нам такой строгой, - рассказала Ольга много лет спустя. - Она была красивой, полной жизни женщиной с умелым макияжем».

    Впрочем, Ольга не осталась равнодушной и к обаянию Сартра, к его проницательному взгляду больших серых глаз и интеллекту. Когда любовь втроем стала явью, Бовуар перестала чувствовать себя «одним целым» с Сартром, однако это подхлестнуло ее к сочинению романов. В материале недостатка не было, поскольку Сартр рассказывал своему любимому Кастору «обо всем». Так появился роман «Она пришла, чтобы остаться» об извечном любовном треугольнике. Повествование заканчивается искусно задуманным убийством общей любовницы.

    В реальной же жизни Ольга стала первым членом «семьи» Сартра и Бовуар. Эта группа избранных состояла из друзей, остававшихся им верными всю жизнь. Они входили в этот магический круг обычно после того, как побывали в любовниках у кого-то из этой пары.

    К 1938 году Бовуар и Сартр, преподававшие в то время в Париже, обосновались на Монпарнасе, который хоть несколько и подрастерял былую популярность 1920-х годов, тем не менее, продолжал привлекать художников и писателей со всего света.

    Здесь мечты Сартра о славе стали воплощаться в реальность. Первый успех пришел с романом «Тошнота» (1939), который автор посвятил Симоне, а сборник коротких рассказов «Стена», вышедший через год, был презентован Ольге.

    Одновременно с двумя этими женщинами в жизнь Сартра вошла еще одна Ванда - сестра Ольги. Он лишил ее невинности, о чем не преминул рассказать Бовуар: «Должно быть, я очень люблю ее, коль взялся за такую грязную работу». А со временем составилось новое сексуальное и эмоциональное трио, в которое вошла рыжеволосая еврейка Бьянка Бьененфелд. К тому же Бовуар, в свою очередь, закрутила роман с Жак-Лореном Бостом - одним из бывших студентов Сартра, который стал очередным пожизненным членом «семьи»... влюбленным в Ольгу.

    «Для меня наши отношения - нечто драгоценное, нечто, держащее в напряжении, в то же время светлое и легкое, - как-то раз призналась Симона Сартру.

    Война, начавшаяся 1 сентября 1939 года, не распутала сложный любовный узел. 4 сентября Сартра призвали в армию. Вскоре он начал засыпать нежными письмами Бовуар, Бьененфелд и Ванду. Плененный женской «расой», экстремист по натуре, он не мог ограничиться одной из них.

    «Я так и не постиг, как положено вести сексуальную и эмоциональную жизнь. Я серьезно и искренне считаю себя жалким бастардом (в Западной Европе в средние века внебрачный сын влиятельной особы), или каким-то садистом с университетским образованием, или отвратительным донжуаном с душой мелкого чиновника. С этим пора кончать», - писал Сартр, как всегда честный с Бовуар. Этого, увы, так и не случилось.

    «Дорогой, - писала Симона возлюбленному, - ты должен заняться разработкой философской системы, раз у тебя есть свободное время». И Сартр, следуя совету, приступает к работе. Вскоре из-под его пера вышел первый том романа «Дороги свободы». Затем писатель начинал работу над своим главным философским детищем «Бытие и небытие» и завел военный дневник. «Я всегда чувствовал, - отмечал он, - что цель моей жизни - писать».

    Невзирая на ежедневные послания всем своим женщинам, бесценный отпуск Сартр берег для Бовуар.

    «Моя несравненная любовь, - писал Сартр, - ты принесла мне 10 лет счастья... Ты самая совершенная, самая умная, самая лучшая и самая страстная. Ты не только моя жизнь, но и единственный искренний в ней человек».

    В 1940 году немцы оккупировали Францию, и Сартр оказался в лагере для военнопленных. Как ни парадоксально, он неплохо себя чувствовал в лагерных условиях. «Мы не виноваты в том, что угодили сюда, - писал он. - Мы здесь просто потому, что не можем выбраться. Голова может отдохнуть!»

    Сартр снова встретился с Симоной в 1942 году в наводненном немцами Париже и, не теряя времени, влился в движение Сопротивления. Война лоб в лоб столкнула писателей с политикой, наведя на мысль, что в их философии, касавшейся лишь личной свободы, может найтись место и для свободы политической.

    В 1945 году они выпустили первый номер журнала «Тан модерн», ставшего самым влиятельным левым периодическим изданием послевоенного времени. Бовуар и Сартр оказались на гребне славы.

    В 40 лет Сартр стал признанной интеллектуальной звездой. Его лицо появилось на обложке лондонского журнала «Таймс мэгэзин», и экзистенциализм стал новым модным словечком. Слава писателя еще больше упрочилась с появлением двух пьес - «За запертой дверью» и «Преступная страсть», в которых обсуждался вопрос о свободе выбора. Обе они были поставлены на Бродвее. Позже Сартра обвиняли в распространении аморальных настроений в 1960-х годах, но он хотел показать, что свобода требует ответственности, потому что за любой поступок человеку придется отвечать в будущем.

    Затем он познакомился с семнадцатилетней еврейкой из Алжира Арлет Элкаим и стал жить с ней. Сартр едва не женился на ней, чтобы предотвратить ее депортацию из Франции. К тому же писателю показалось, что она беременна. Однако Сартр не женился на Арлет, а... удочерил ее.

    В отличие от тех, у кого юношеский задор сменяется с годами удовлетворенностью, как Бовуар, так и Сартр, взрослея, придерживались все более радикальных взглядов. В 1961 году они активно выступали в поддержку алжирского народа, поднявшегося против французских колонизаторов. Сартр стал мишенью «патриотического» гнева пяти тысяч французских солдат-ветеранов, промаршировавших по Елисейским полям, скандируя: «Смерть Сартру!» В его окна дважды бросали гранаты.

    Но за рубежом с Сартром и Бовуар обращались как со старейшими и заслуженными государственными деятелями. Их фотографировали. Они обменивались рукопожатиями с Фиделем Кастро, Че Геварой, Мао Цзэдуном, Никитой Хрущевым и Тито.

    В середине 1970-х годов Сартр вынужден был распроститься с пером, поскольку почти ослеп. Он пристрастился к алкоголю, которым его тайно снабжали «разные молодые поклонницы», к большому неудовольствию Бовуар.

    Когда 15 апреля 1980 года Сартра не стало, Симона от нервного потрясения тяжело заболела пневмонией. Еще шесть лет она продолжала жить в своей квартире с видом на монпарнасское кладбище, где погребли прах ее друга и умерла почти день в день с Сартром: 14 апреля 1986 года. Теперь Симона де Бовуар и Жан Поль Сартр - пара, верная друг другу до конца, - покоятся вместе.

    Биография женщины, речь о которой пойдет в данной статье, не похожа ни на одну другую. Это была самобытная личность, обладавшая особым взглядом на мир, наделенная философским мышлением.

    Симона де Бовуар разительно отличалась от большинства своих современниц. Эта писательница и философ была свободной, вольной, сильной и уверенной сторонницей феминистских взглядов и эмансипации женского пола.

    Наша героиня родилась во Франции в 1908 году в обеспеченной семье, принадлежавшей к древнему роду аристократов. Ее отец работал юристом, а мать была очень религиозной дочерью богатого банкира. Детство Симоны, как и ее младшей сестры, проходило в достатке, роскоши и «правильном» воспитании.

    С малых лет девочка посещала школу, в которой девочек из благородных семей готовили к достойному их будущему. Они с малых лет были убеждены в том, что смысл жизни заключается в семье, хорошем богатом муже и детях. Их учили поклоняться Богу, молиться за грехи человека и быть целомудренными. Симона верила, что ее жизнь будет полностью посвящена этому и старалась не отступать от этого предназначения даже в мыслях.

    Все изменилось, когда глава семейства потерял все свои сбережения и семье пришлось переехать из роскошных апартаментов в небольшую тесную квартирку. Тогда девочка поняла, что молитвами изменить положение семьи не получится, нужно было получать достойное образование. В возрасте 15 лет Симона становится атеисткой и начинает пробовать себя на литературном поприще. Именно это направление и станет основным в ее жизни. В течение трех лет, с 1926 по 1928 год, Симона де Бовуар получает три диплома: по литературе, философии и искусству.

    В годы учебы у Симоны выработалась собственная концепция жизни женщины. Сама девушка не признавала чувства любви к противоположному полу как «высшую степень химических и биологических процессов, возникающих при контакте с мужчиной». Симона уже в юности была убеждена, что отношения между мужчиной и женщиной должны быть искренними, свободными и доверительными.

    А секс, нежность и излишняя откровенность – лишь порывы человеческой натуры, которые особого внимания не заслуживают. Симона не стремилась иметь мужа и детей (ее концепция личной жизни не предполагала цели иметь собственных детей, именно поэтому их у нее и не было).

    Еще будучи студенткой, писательница познакомилась с известным философом и писателем Жан-Полем Сартром. Мужчина был неказист, невысок ростом, да к тому же слепой на один глаз. Но широта его знаний, остроумие и философские идеи, близкие ее взглядам, на всю жизнь очаровали юную особу. Именно с этим мужчиной Симона де Бовуар будет рядом всю жизнь, но мужем его так и не назовет.

    Бовуар и Сартр впервые встретились в 1927 году. Спустя некоторое время вместо замужества молодой 24-летний парень предложил своей даме заключить «декрет любви», который заключался в полной свободе молодых людей. Симону такой вариант вполне устраивал, так как она не хотела расставаться со статусом свободной, прогрессивно мыслящей девушки.

    Но через полтора года Бовуар пришлось уехать преподавать философию в Руане, а ее спутнику – в другой город. Средством связи служили письма, которыми друзья периодически обменивались. Это вскоре вошло в привычку, и в дальнейшем, даже находясь в одном городе, они обменивались посланиями как знаками откровенности и искренности душ.

    В это время Сартр, чтобы избавиться от физического одиночества, начинает встречаться с 19-летней Ольгой Казакевич. Молодая особа на время избавляет мужчину от дурных мыслей и становится любовницей не только самого Жан-Поля, но и Симоны де Бовуар.

    Дело в том, что как только «жена Сартра» знакомится с Ольгой, ее охватывает желание познать плотскую любовь к девушке. И время от времени Казакевич встречается как с Сартром, так и с Симоной. На протяжении жизни у обоих партнеров то и дело появлялись интрижки на стороне. И они это друг от друга не скрывали.

    В своей книге «Второй пол» французская эмансипе описывает однополую связь людей. Проблема, которую поднимает писательница, заключается в том, что женский интеллект и плотская сущность несовместимы в одном женском обличье. Об этом и рассуждает писательница.

    В конце 30-х годов, когда экзистенциализм стал одним из ведущих направлений философии, выходят из печати два произведения Жан-Поля Сартра. Первый, «Тошнота», выявил в литературном мире новый тип героя. Наделить героя книги теми качествами, которыми он обладает, Сартру подсказала Симона. И автор в знак благодарности посвятил «Тошноту» своей женщине. А Ольге, из чувства справедливости и благородства, посвятил сборник рассказов «Стена». Вскоре началась война. Сартр был призван на фронт, а на Симону де Бовуар легли все заботы о «членах» их семьи: любовниках, подругах и советчиках.

    Гражданские супруги и их взгляды стали очень популярными в обществе. Их произведения вдохновляли молодежь на большие стремления, заставляли перестраивать мышление и менять отношение к жизни.

    К тому моменту у Сартра уже сложилась окончательная формула любви. Для него любовь – это конфликт, который не дает полной свободы человеку. Идеальный вариант – «одинокий герой», который все время в поиске своего места в жизни и условий, удовлетворяющих его в данный момент. У Бовуар же была концепция, основывающаяся на иллюзорности любви, которая исходит из общественных устоев и ограничений. Отношения, по ее мнению, должны строиться в форме сотрудничества друг с другом.

    К концу 70-х годов Сартр полностью ослеп и решил уйти из литературного мира. Из-за ощущения пустоты жизни он пристрастился к алкоголю и транквилизаторам. Вскоре его не стало. Симона, всю жизнь не признававшая любовь как чувство, после смерти Сартра призналась, что пережила с ним самые важные моменты в жизни.

    После кончины своего партнера она потеряла всякий интерес к жизни и пережила его только на 6 лет. Ее смерть наступила практически в тот же день, что и у Сартра, – 14 апреля 1986 года. Похоронены «супруги» в одной могиле, куда и по сей день поклонники приносят цветы и камни.

    • «Второй пол».
    • «Мандарины».
    • «Очень легкая смерть».
    • «Сломленная».
    • «Сила обстоятельств».
    • «Все люди смертны».
    • «Трансатлантический роман. Письма к Нельсону Ольгрену» (вышел после смерти писательницы).

    Воспитанная глубоко верующей матерью и учившаяся в радикально католическом учебном заведении «Кур Дезир», была едва ли старше 14 лет, когда отреклась от Бога, сопровождавшего ее детские годы. «Я была одна. Одна: впервые я понимала ужасный смысл этого слова». Это отречение, сопровождавшееся болью и чувством вины, символично. И оно предвосхищает все остальные: отречение от своей среды, отход от давления общества и семьи. («В моей среде все еще считалось неподобающим для юной девушки получить высшее образование, а приобрести профессию означало падение».) В возрасте 21 года, будучи самой молодой лицейской преподавательницей во Франции, Симона де Бовуар знакомится с . Начинается «настоящая жизнь», и эта жизнь принесет на редкость обильные плоды. Преподавательница-иконоборец, автор отмеченных премиями романов, блистательный мемуарист, феминистка… Радостно ниспровергая условности, она построит свою жизнь по собственной мерке, развивая в своих книгах идеи, которые по сей день служат источником вдохновения.

    Ее даты

    • 1908: родилась в Париже.
    • 1929: знакомится с Сартром и получает право преподавать философию.
    • 1943: выходит в свет первый роман Симоны де Бовуар, «Гостья». Она оставляет преподавание.
    • 1949: книга «Второй пол».
    • 1954: Гонкуровская премия за роман «Мандарины».
    • 1958: книга «Воспоминания благовоспитанной девицы».
    • 1986: умирает в Париже. Похоронена в одной могиле с Сартром, умершим в 1980 году.

    Ключи к пониманию

    «Женщиной не рождаются, ею становятся»

    Это изречение, вызывающее и несколько загадочное, впервые прозвучало в 1949 году в ее книге «Второй пол». Сегодня, обойдя мир, оно воспроизводится на более чем 80 тысячах интернет-сайтов. В этой работе, переведенной на 50 с лишним языков, Симона де Бовуар ниспровергает условности, тяготеющие над женщинами с колыбели. Если женщин не балуют с детства, то это потому, что на них возлагают меньше надежд, чем на их братьев. Им внушают, что они должны нравиться, позиционировать себя как «объект», исполнять без душевных метаний свое предназначение через брак, «который еще в большей степени практически подчиняет их мужчине», возмущается она, – а также через материнство. «Патриархальная цивилизация обрекла женщину на целомудрие; общество более или менее открыто признает за мужчиной право удовлетворять свои сексуальные желания, в то время как женщина заперта в браке». А ведь особенности строения женского организма и женской сексуальности никоим образом не оправдывают ее неполноценности по отношению к мужчине. Анализируя тысячу причин, которые приписывают превосходство «не тому полу, который рожает, а тому, который убивает», Симона де Бовуар побуждает женщину не позволять запирать себя в «роли самки», а жить как сознательная личность. И стать женщиной свободной.

    «Необходимая любовь и случайные романы»

    Общность, скорее интеллектуальная, чем плотская, связывавшая ее на протяжении более чем 50 лет с Сартром, – это любовь «необходимая», но у обоих будут также и другие, «случайные», как они говорили, романы. Симона де Бовуар не намеревалась вянуть в безопасности моногамных отношений. «Для чего, например, жить всегда под одной крышей, когда весь мир – наше общее достояние?» – спрашивает она себя. Ничто, даже любовь, не должно быть препятствием этому стремлению жить насыщенной жизнью, исследовать мир, отдаваться душой и телом радостям и печалям жизни, разнообразным впечатлениям, встречам… даже если иногда придется за это заплатить.

    «Стать экзистенциалистом»

    Симона де Бовуар под влиянием Сартра стала одной из главных фигур экзистенциальной философии, ценя превыше всего свою свободу. Человек сам формирует себя через свой выбор, свою позицию, свое существование. Эта свобода – одновременно самый прекрасный его дар и самое тяжелое бремя. «Если для меня оказалось так естественно стать «экзистенциалистом», то это потому, что все мое прошлое меня к этому готовило… Уже в 19 лет я была убеждена, что человек сам, и только он один, обязан придать своей жизни смысл, и что он в состоянии это сделать».

    Симона де Бовуар всегда верила: женщина – не жертва таинственного рока, не нужно считать, что из-за своих яичников она осуждена вечно жить на коленях.

    Об этом

    • К. Франсис, Ф. Гонтье «Симона де Бовуар» (C. Francis, F. Gontier) Увлекательная, как роман, биография написана на основе нескольких интервью Симоны де Бовуар.
    • К. Монтей «Любовники свободы» (C. Monteil). История Сартра и Бовуар, свидетелей и участников событий XX века.