Как называлась программа союза благоденствия. Из Устава «Союза благоденствия. Цель союза благоденствия

СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ

«СОЮ́З БЛАГОДЕ́НСТВИЯ», тайная организация декабристов в 1818-21. Основан в Москве на базе «Союза спасения». Ок. 200 членов. Во главе Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы в Санкт-Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и др. Цель (известна только учредителям): уничтожение самодержавия и крепостничества, введение конституционного правления. Через печать и литературно-просветительские общества воздействовал на общественное мнение. Распущен ввиду программных и тактических разногласий и для отсева ненадежных. Наиболее активные члены образовали Южное и Северное общества декабристов.
* * *
СОЮ́З БЛАГОДЕ́НСТВИЯ, тайное общество декабристов. Возник в 1818 в результате преобразования первой декабристской организации - Союза Спасения (см. СОЮЗ СПАСЕНИЯ) .
Цель союза
Основные цели общества - ограничение самодержавия, введение представительной (конституционной) формы правления, освобождение крестьян, демократические реформы в разных областях государственной жизни. Действовать предполагалось путем распространения просвещения и формирования либерального общественного мнения. Был написан устав общества (названный «Зеленой книгой» - по цвету обложки); при работе над ним использовались уставы масонских лож и немецкого политического тайного общества Тугендбунд (см. ТУГЕНДБУНД) . Устав предусматривал две степени посвящения членов: одним членам общества была известна сокровенная политическая цель общества, другие же знали только о просветительских и благотворительных его намерениях. Сама «Зеленая книга» предназначалась для второй категории членов и не содержала в себе ничего противозаконного. Членам предлагалось избрать для себя одну из отраслей деятельности: человеколюбие (т. е. благотворительность), образование, правосудие, общественное хозяйство. Вторая часть устава, которая должна была быть известна только главным членам, так и осталась ненаписанной, существовал только ее проект. На практике, по-видимому, разделение членов по степени посвящения соблюдалось не очень строго, но зато потом, на следствии, это дало возможность многим из них утверждать, что они участвовали в обществе, в котором не было ничего «противоправительственного». По решению Николая I (см. НИКОЛАЙ I Павлович) и Следственного комитета все бывшие члены Союза Благоденствия, не участвовавшие в тайных обществах после его роспуска, к суду не привлекались.
Деятельность союза
Союз Благоденствия был самой многочисленной из декабристских организаций, уже в первый год его существования число членов превысило 200 человек (точных сведений о количестве членов в последующие годы нет). Союз состоял из управ, подчинявшихся Коренному совету (Петербургская, Московская, Тульчинская, Кишиневская управы и др.). Члены Союза вели разнообразную деятельность: выкупали на волю талантливых крепостных, спасли нескольких крестьян, которых преследовали помещики, боролись с телесными наказаниями в армии; особое значение они придавали формированию общественного мнения в ходе салонных разговоров. Сохранилась памятка, написанная для себя Ф. Н. Глинкой (см. ГЛИНКА Федор Николаевич) , что в разговорах следует порицать: Аракчеева (см. АРАКЧЕЕВ Алексей Андреевич) , военные поселения (см. ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ) , рабство и палки, леность вельмож, взяточничество чиновников, жестокость и небрежность судов и полиции; желать открытых судов и свободы печати; хвалить школы взаимного обучения по ланкастерской системе (см. ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА) и образцовые заведения для бедных. Во время голода 1821 в Смоленской губернии члены Союза (И. Д. Якушкин (см. ЯКУШКИН Иван Дмитриевич) , М. А. Фонвизин (см. ФОНВИЗИН Михаил Александрович) и др.) организовали комитет помощи голодающим, спасший тысячи человек и размахом своей деятельности обеспокоивший Александра I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович) . Союз Благоденствия старался распространять свои идеи и через литературу, под его влиянием действовал литературный кружок «Зеленая лампа» (см. ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА) , ряд членов-литераторов входил в Вольное общество любителей Российской словесности (см. ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ) , предпринимались попытки создания собственного журнала. Под эгидой Союза действовало «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» (популярная в то время ланкастерская методика), в 1817-18 было создано «Военное общество», через которое набирались новые члены Союза Благоденствия.
Разрастаясь, Союз Благоденствия терял организационное и идейное единство. С одной стороны, в нем оказалось достаточно много случайных людей, с другой - усилился радикализм взглядов ряда членов (в первую очередь, П. И. Пестеля (см. ПЕСТЕЛЬ Павел Иванович) ), не желавших более мириться с медлительностью преобразований, на которую ориентировался Союз (предполагалось, что до совершения революции в России требуется лет 20 просветительской работы), и все более склонявшихся к мысли о военном перевороте. Кроме того, существование Союза стало известно правительству вследствие доносов (да и слабой конспирации его деятельности), о чем узнали руководители Союза. Все это заставило их в начале 1821 созвать съезд представителей Союза Благоденствия в Москве. Местом заседаний служил дом братьев Фонвизиных. Центральным событием съезда стал демонстративный выход из общества М. Ф. Орлова (см. ОРЛОВ Михаил Федорович) . В результате совещаний было решено распустить Союз Благоденствия. Множество членов Союза после его роспуска совершенно отошло от тайной политической деятельности. Те же, кто намеревался ее продолжать, считали роспуск «мнимым» и рассчитывали таким образом избавиться и от случайных, и от крайне радикальных сотоварищей. Впоследствии ими были созданы Южное общество (см. ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО) и Северное общество (см. СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО) .


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ" в других словарях:

    «Союз благоденствия» - «Союз благоденствия», тайное общество декабристов. Создано в начале 1818 в Москве, руководящий орган (Коренная управа) с августа 1818 в Петербурге. К концу 1820 свыше 200 членов (главным образом офицеры). Устав («Зелёная книга», названа по цвету… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Тайное общество декабристов. Создано в начале 1818 в Москве, руководящий орган (Коренная управа) с августа 1818 в Петербурге. К концу 1820 свыше 200 членов (главным образом офицеры). Устав («Зелёная книга», названа по цвету переплёта;… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ - тайная организация декабристов, существовала в 1818 1821 г. В 1820 г. по предложению П.И. Пестеля Союз принял программу подготовки военной революции и установления республики. В целях создания более гибкой организации Союз был распущен и созданы… … Юридическая энциклопедия

    Тайная организация декабристов. Основан в 1818 в Москве на базе Союза спасения (ок. 200 членов). Во главе Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы созданы в Санкт Петербурге, Москве, Тульчине, Кишинёве и др. Цель (изве … Русская история

    Тайная организация декабристов в 1818 21. Основан в Москве на базе Союза спасения. Ок. 200 членов. Во главе Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы в Санкт Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и др. Цель (известна… … Большой Энциклопедический словарь

    Тайная организация декабристов в 1818 21. Основан в Москве на базе «Союза спасения». Ок. 200 членов. Во главе Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы в Санкт Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и др. Цель (известна… … Политология. Словарь.

    Союз Благоденствия - был основан в 1818 г. вместо распавшегося Союза Спасения или Истинных и Верных Сынов Отечества. Его основателем были будущие декабристы братья Муравьевы Апостолы, Якушкин, Лунин, Трубецкой и др. В основу законоположения Союза был положен устав… … Исторический справочник русского марксиста

    Тайная организация декабристов в 1818 21. Основан в Москве на базе «Союза спасения». Около 200 членов. Во главе «Союза благоденствия» Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы в Санкт Петербурге, Москве, Тульчине,… … Энциклопедический словарь

    - («Союз благоденствия»,) тайное общество декабристов (См. Декабристы), созданное в начале 1818 на основе распущенного «Союза спасения» (См. Союз спасения). В «С. б.» вошли А. Н. и Н. М. Муравьевы, С. И. и М. И. Муравьевы Апостолы, П. И.… … Большая советская энциклопедия

К. Кольман "Восстание декабристов"

Декабристы были «детьми 1812 года», именно так они называли себя сами.

Война с Наполеоном пробудила в русском народе, и в частности в дворянском сословии, чувство национального самосознания. То, что увидели они в Западной Европе, а также идеи Просвещения четко обозначили для них путь, который, по их мнению, мог избавить Россию от тяжелого гнета крепостного права. Во время войны они увидели свой народ совсем в другом качестве: патриотов, защитников Отечества. Они могли сравнить жизнь крестьян в России и в Западной Европе и сделать вывод, что русский народ достоин лучшей участи.

Победа в войне поставила перед мыслящими людьми вопрос о том, как должен дальше жить народ-победитель: все так же изнывать под ярмом крепостного рабства или же следует ему помочь сбросить это ярмо?

Таким образом, постепенно складывалось понимание необходимости борьбы с крепостным правом и самодержавием, которое и не стремилось изменять участь крестьян. Декабристское движение не было каким-то выдающимся явлением, оно проходило в общем русле мирового революционного движения. Об этом писал в своих показаниях и П.Пестель: «Нынешний век ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать… Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».

Ранние тайные общества

Ранние тайные общества были предтечами Южного и Северного обществ. Союз спасения был организован в феврале 1816 года в Петербурге. Само название общества говорит о том, что его участники своей целью ставили спасение. Спасение кого или чего? По мнению участников общества, спасать надо было Россию от падения в пропасть, на краю которой она стояла. Главным идеологом и создателем общества был полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев, ему в ту пору было 23 года.

Ф. Тулов "Александр Николаевич Муравьев"

Союз спасения

Это была малочисленная, замкнутая группа единомышленников, насчитывавшая всего 10-12 человек. Под конец своего существования она выросла до 30 человек. Главными членами Союза спасения были князь, ст. офицер Генштаба С.П. Трубецкой ; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы ; подпоручик Генерального штаба Никита Муравьев ; И.Д. Якушкин, подпоручик Семеновского полка; М.Н. Новиков , племянник известного просветителя XVIII века, и Павел Иванович Пестель .

Основные цели их борьбы:

  • ликвидация крепостного права;
  • ликвидация самодержавия;
  • введение конституции;
  • установление представительного правления.

Цели были ясны. Но средства и способы добиться этого – туманны.

Но поскольку идеи декабристов были заимствованы у эпохи Просвещения, то средства и способы формировались именно из этих источников и состояли они не в захвате власти, а в воспитании прогрессивных общественных взглядов. И когда эти взгляды овладеют народными массами, то эти массы сами сметут правительство.

Союз благоденствия

Но время шло, появлялись новые идеи и установки, в соответствии с этим в 1818 г. было образовано другое общество – Союз благоденствия (на базе Союза спасения). Его организационная структура была сложнее, а охват действия намного шире: образование, армия, чиновничество, суд, печать и др. Во многом цели Союза благоденствия совпадали с государственной политикой России, поэтому организация не была полностью законсперирована.

Основные цели организации:

  • отмена крепостного права;
  • ликвидация самодержавия;
  • введение свободного и законного правления.

Но устав Союза благоденствия состоял из двух частей: основной и «сокровенной», которая была составлена позже.

Его программа:

  • уничтожение рабства;
  • равенство граждан перед законом;
  • гласность в государственных делах;
  • гласность судопроизводства;
  • уничтожение винной монополии;
  • уничтожение военных поселений;
  • улучшение участи защитников Отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет;
  • улучшение участи членов клира;
  • в мирное время уменьшение численности армии.

В январе 1820 года на совещании в Петербурге был поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое или республиканское?» Все единогласно выбрали республиканское правление.
Союз благоденствия впервые в истории русского революционного движения принял решение бороться за республиканскую форму правления в России. Изменение программы повлекло за собой и тактические изменения.

Созванный в 1820 году Московский съезд решил очистить движение от колеблющейся части, а также от радикальной. Общество Пестеля объявили распущенным.

Новые тайные общества

Южное общество декабристов

На основе «Союза благоденствия» в 1821 г. образовались две революционные организации: Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге. Более революционное из них, Южное, возглавил П. Пестель. Тульчинская управа Союз благоденствия возобновила тайное общество под названием «Южное общество». Структура его была аналогичной структуре Союза спасения: в его составе — исключительно офицеры, строгая дисциплина. Предполагалось установить республиканский строй путём цареубийства и военного переворота. В состав общества входило три управы: Тульчинская (руководители П. Пестель и А. Юшневский), Васильковская (руководитель С. Муравьев-Апостол) и Каменская (под руководством В. Давыдова и С. Волконского).

Политическая программа Южного общества

"Русская правда" П.И. Пестеля

П. Пестель, сторонник революционных действий, предполагал, что во время революции потребуется диктатура временного верховного правления. Поэтому он составил проект с очень длинным заголовком «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления», или сокращенно «Русская правда» (по аналогии с законодательным документом Киевской Руси). Фактически это был конституционный проект. В нем было 10 глав:

— о земельном пространстве;

— о племенах, Россию населяющих;

— о сословиях, в России обретающихся;

— о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому состоянию;

— об устройстве и образовании верховной власти;

— об устройстве и образовании местной власти;

— об устройстве безопасности в государстве;

— о правительстве;

— наказ для составления государственного свода законов.

При уничтожении крепостного права Пестель предусматривал освобождение крестьян с землей. Причем всю землю в волости он предлагал делить на две части: ту, которая является общественной собственностью, продавать нельзя. Вторая часть – это частная собственность, ее продавать можно.

Но, несмотря на то, что Пестель выступал за полное уничтожение крепостного права, он не предлагал отдавать всю землю крестьянам, частично сохранялось и помещичье землевладение.

Убежденный противник самодержавия, он считал необходимым физическое уничтожение всего царствующего дома.

При провозглашении республики все сословия должны быть уничтожены, ни одно сословие не должно отличаться от другого никакими социальными привилегиями, дворянство уничтожалось, все люди должны быть равноправными гражданами . Все должны были быть равны перед законом, каждый мог участвовать в государственных делах.

По конституции Пестеля, совершеннолетие достигалось к 20 годам. Пестель был сторонником федеративного устройства с сильной централизованной властью. Республика должна была делиться на губернии или области, области – на уезды, уезды – на волости. Главы – только выборные. Высший законодательный орган власти – Народное вече, которое должно избираться на 5 лет. Никто не имел права распустить вече. Вече должно было быть однопалатным. Исполнительный орган – Державная дума.

Для контроля за точным исполнением конституции Пестель предполагал власть блюстительную.

Конституция провозглашала неприкосновенное право собственности, свободу занятий, книгопечатания и вероисповедования.

Национальный вопрос: другие национальности не имели права отделения от Российского государства, они должны были слиться и существовать как единый русский народ.

Это был самый радикальный конституционный проект из всех существовавших на то время.

Но Россия еще не была готова жить по проекту Пестеля, особенно в вопросе ликвидации сословий.

Северное общество

П. Соколов "Никита Муравьев"

Оно образовалось весной 1821 года. Сначала состояло из 2 групп: более радикальной под руководством Никиты Муравьева и группы под руководством Николая Тургенева, затем они объединились, хотя радикальное крыло, в которое входили К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Е. П. Оболенский, И.И. Пущин, разделяло положения «Русской правды» П. И. Пестеля. Общество состояло из управ: несколько управ в Петербурге (в гвардейских полках) и одна в Москве.

Во главе общества была Верховная дума. Заместителями Н. Муравьева были князья Трубецкой и Оболенский, затем, в связи с отъездом Трубецкого в Тверь, — Кондратий Рылеев. Значительную роль в обществе играл И. Пущин.

Политическая программа Северного общества

Н. Муравьев создал свою конституцию. От своих республиканских воззрений он отказался и перешел на позицию конституционной монархии.

Крестьянский вопрос он предлагал решить следующим образом: от крепостной зависимости их освободить, но земли помещиков оставить за помещиками. Крестьяне же должны были получить усадебные участки и по две десятины на двор.

Только собственник земли имел право участия в политической жизни (избирать и быть избранным). Не имевшие недвижимости или движимости, как и женщины, лишались избирательного права. Лишались его и кочевники.

По конституции Никиты Муравьева, всякий, кто прибыл на русскую землю, переставал быть рабом (крепостным).

Военные поселения должны быть уничтожены, удельные земли (те, доход с которых шел на содержание царствующего дома) конфисковывались, их передавали крестьянам.

Все сословные названия упразднялись и заменялись званием гражданин. Понятие «русский» имело значение только в отношении гражданства России, а не национальное.

Конституция Н. Муравьева провозглашала свободы: передвижения, занятий, слова, печати, вероисповедания.

Сословный суд отменялся и вводился для всех граждан общий присяжных заседателей.

Император должен был представлять исполнительную власть, он должен быть главнокомандующим, но начинать и отменять войны права не имел.

Россия виделась Муравьеву федеративным государством, которое должно было делиться на федеративные единицы (державы), их должно было быть 15, в каждой – своя столица. А столицей федерации Муравьев видел Нижний Новгород, центр страны.

Верховный законодательный орган – Народное вече. Оно состояло из 2 палат: Верховной и Палаты народных представителей.

Верховная дума должна была законодательным органом, в том числе и осуществлять суд над министрами и всеми сановниками в случае их обвинения. Также она участвовала вместе с императором в заключении мира, в назначении главнокомандующих, и верховного блюстителя (генерал- прокурора).

Каждая держава также имела двухпалатную систему: палата выборных и Державная дума. Законодательная власть в державе принадлежала законодательному собранию.

Конституция Н. Муравьева, если бы она была введена, ломала все устои старого строя, она обязательно встретила бы сопротивление, поэтому он предусматривал применение оружия.

Вопрос об объединении Южного и Северного обществ

Необходимость этого понимали члены обоих обществ. Но прийти к общему мнению им было нелегко. У каждого общества были свои сомнения насчет отдельных вопросов конституций. Кроме того, даже сама личность П. Пестеля вызывала у членов Северного общества сомнение. К. Рылеев находил даже, что Пестель «человек опасный для России». Весной 1824 г. Пестель сам приехал к членам Северного общества с предложением принять «Русскую правду». На собрании звучали страстные споры, но в то же время этот приезд подтолкнул Северное общество к более решительным действиям. Обсуждали вопрос о подготовке выступления в Белой Церкви, где предполагался царский смотр в 1825 г. Но выступление могло быть только совместным: Северного и Южного обществ. Все согласились, что надо выработать общую программу: идея республики (вместо конституционной монархии) и Учредительного собрания (вместо диктатуры Временного революционного правительства) были более приемлемыми для большинства. Окончательно эти вопросы должен быть решить съезд 1826 года.

Но события стали развиваться по непредусмотренному плану: в ноябре 1825 г. внезапно умер император Александр I. Наследником престола являлся брат Александра Константин, который еще раньше отказался от правления, но это его решение не было обнародовано, и 27 ноября население присягнуло Константину. Однако он престола не принимал, но и формально не отрекался от императорского трона. Николай не дождался от брата формального отречения и объявил себя императором. Переприсяга должна была состояться 14 декабря 1825 г.

Создалась ситуация междуцарствия, и декабристы решили начать восстание — они еще раньше, при создании первой организации, приняли решение выступить в момент смены императоров. Этот момент теперь и наступил, хотя он был неожиданным и преждевременным.

Тайная организация декабристов в 1818-21. Основан в Москве на базе «Союза спасения». Ок. 200 членов. Во главе Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы в Санкт-Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и др. Цель (известна только учредителям): уничтожение самодержавия и крепостничества, введение конституционного правления. Через печать и литературно-просветительские общества воздействовал на общественное мнение. Распущен ввиду программных и тактических разногласий и для отсева ненадежных. Наиболее активные члены образовали Южное и Северное общества декабристов.

СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ, тайное общество декабристов. Возник в 1818 в результате преобразования первой декабристской организации — Союза Спасения .

Цель союза

Основные цели общества — ограничение самодержавия, введение представительной (конституционной) формы правления, освобождение крестьян, демократические реформы в разных областях государственной жизни. Действовать предполагалось путем распространения просвещения и формирования либерального общественного мнения. Был написан устав общества (названный «Зеленой книгой» — по цвету обложки); при работе над ним использовались уставы масонских лож и немецкого политического тайного общества Тугендбунд. Устав предусматривал две степени посвящения членов: одним членам общества была известна сокровенная политическая цель общества, другие же знали только о просветительских и благотворительных его намерениях. Сама «Зеленая книга» предназначалась для второй категории членов и не содержала в себе ничего противозаконного.

Членам предлагалось избрать для себя одну из отраслей деятельности: человеколюбие (т. е. благотворительность), образование, правосудие, общественное хозяйство. Вторая часть устава, которая должна была быть известна только главным членам, так и осталась ненаписанной, существовал только ее проект. На практике, по-видимому, разделение членов по степени посвящения соблюдалось не очень строго, но зато потом, на следствии, это дало возможность многим из них утверждать, что они участвовали в обществе, в котором не было ничего «противоправительственного». По решению Николая I и Следственного комитета все бывшие члены Союза Благоденствия, не участвовавшие в тайных обществах после его роспуска, к суду не привлекались.

Деятельность союза

Союз Благоденствия был самой многочисленной из декабристских организаций, уже в первый год его существования число членов превысило 200 человек (точных сведений о количестве членов в последующие годы нет). Союз состоял из управ, подчинявшихся Коренному совету (Петербургская, Московская, Тульчинская, Кишиневская управы и др.). Члены Союза вели разнообразную деятельность: выкупали на волю талантливых крепостных, спасли нескольких крестьян, которых преследовали помещики, боролись с телесными наказаниями в армии; особое значение они придавали формированию общественного мнения в ходе салонных разговоров. Сохранилась памятка, написанная для себя Ф. Н. Глинкой, что в разговорах следует порицать: Аракчеева, военные поселения, рабство и палки, леность вельмож, взяточничество чиновников, жестокость и небрежность судов и полиции; желать открытых судов и свободы печати; хвалить школы взаимного обучения по ланкастерской системе и образцовые заведения для бедных.

Во время голода 1821 в Смоленской губернии члены Союза (И. Д. Якушкин, М. А. Фонвизин и др.) организовали комитет помощи голодающим, спасший тысячи человек и размахом своей деятельности обеспокоивший Александра I. Союз Благоденствия старался распространять свои идеи и через литературу, под его влиянием действовал литературный кружок «Зеленая лампа», ряд членов-литераторов входил в Вольное общество любителей Российской словесности, предпринимались попытки создания собственного журнала. Под эгидой Союза действовало «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» (популярная в то время ланкастерская методика), в 1817-18 было создано «Военное общество», через которое набирались новые члены Союза Благоденствия. Разрастаясь, Союз Благоденствия терял организационное и идейное единство. С одной стороны, в нем оказалось достаточно много случайных людей, с другой — усилился радикализм взглядов ряда членов (в первую очередь, П. И. Пестеля), не желавших более мириться с медлительностью преобразований, на которую ориентировался Союз (предполагалось, что до совершения революции в России требуется лет 20 просветительской работы), и все более склонявшихся к мысли о военном перевороте. Кроме того, существование Союза стало известно правительству вследствие доносов (да и слабой конспирации его деятельности), о чем узнали руководители Союза. Все это заставило их в начале 1821 созвать съезд представителей Союза Благоденствия в Москве.

Местом заседаний служил дом братьев Фонвизиных. Центральным событием съезда стал демонстративный выход из общества М. Ф. Орлова. В результате совещаний было решено распустить Союз Благоденствия. Множество членов Союза после его роспуска совершенно отошло от тайной политической деятельности. Те же, кто намеревался ее продолжать, считали роспуск «мнимым» и рассчитывали таким образом избавиться и от случайных, и от крайне радикальных сотоварищей. Впоследствии ими были созданы Южное общество и Северное общество.

Первое декабристское общество - Союз спасения - возникло в начале февраля 1816 г. в Петербурге по инициативе 23-летнего полковника Генерального штаба А. Н. Муравьева. В общество первоначально вошли молодые гвардейские офицеры Н. М. Муравьев, братья М. И. и С. И. Муравьевы-Апостолы, С. П. Трубецкой и И. Д. Якушкин. Свое окончательное устройство общество получило через год, когда в него вступил приехавший в Петербург энергичный П. И. Пестель. При его участии был составлен и принят "статут" (устав) общества. С этого момента оно получило новое название - "Общество истинных и верных сынов Отечества". В члены общества принимались по строжайшему отбору только офицеры гвардейских полков и Генерального штаба. Это была еще малочисленная, носившая заговорщический характер группа единомышленников, насчитывавшая даже спустя год после своего основания не более 10 - 12 членов. Лишь в конце существования в ней состояло 30 человек.

В этой декабристской организации, хотя и была определена основная цель - введение конституции и уничтожение крепостного права, еще оставались неясными средства достижения этой цели, отсутствовала программа политических преобразований. Предполагалось в перспективе "исторгнуть" ее у правительства путем открытого выступления тайного общества в момент смены царей на престоле - не присягать новому царю, если он не провозгласит конституционное правление. Сохранялась и надежда, что Александр, продолжая свою реформаторскую деятельность, может по своей инициативе даровать конституцию, и предполагалось в таком случае всемерно поддержать его: "Ежели сам государь подарит отечество твердыми законами и постоянным порядком дел, то мы будем его вернейшими приверженцами и оберегателями" (из показаний Пестеля).

В августе 1817 г. царский двор вместе с гвардией выехал в Москву для проведения торжеств в связи с пятилетием победы в Отечественной войне 1812 г. В составе гвардии в Москве оказались почти все члены декабристской организации. Квартира Александра Николаевича Муравьева в Хамовнических казармах стала местом собраний декабристов. В это время до них дошли известия о кровавой расправе над крестьянами Новгородской губернии, сопротивлявшимися переводу их в разряд военных поселян. Кроме того, из Петербурга пришло от Трубецкого письмо, в котором он сообщал о том, будто бы Александр намеревается восстановить независимость Польши, присоединив к ней некоторые исконно русские губернии. Все эти известия вызвали взрыв возмущения у декабристов. Спонтанно возник план немедленного выступления, которое предполагалось начать с цареубийства. И. Д. Якушкин вызывался пробраться с двумя пистолетами в Кремль и во время царского выхода из Успенского собора из одного пистолета поразить царя, а из другого - самого себя, что должно было придать акту цареубийства характер дворянской дуэли. После продолжительных и горячих споров сторонников и противников цареубийства мысль о покушении на царя была оставлена ввиду крайней ограниченности сил участников заговора для совершения переворота, если бы и удалось осуществить цареубийство. В итоге решено было ликвидировать Союз спасения и приступить к созданию другой, более широкой организации.

В январе 1818 г. такая организация была создана в Москве и получила название Союза благоденствия. За время своего трехлетнего существования (1818 - 1821) Союз благоденствия сделал крупный шаг в разработке организационно-тактических принципов и программных положений декабризма. От Союза спасения он отличался более многочисленным составом - в нем насчитывалось уже до 200 членов, детально разработанным уставом - "Зеленой книгой". Первая часть устава носила благонамеренный характер и преследовала, по отзывам самих декабристов, "ближнюю цель: распространение просвещения, занятие должностей гражданских членами тайного общества". Составители его использовали устав тайного прусского общества Тугендбунда (Союза добродетели), созданного в 1808 г. с целью патриотического воспитания народа, когда разгромленная Наполеоном Пруссия оказалась под его игом. С первой частью устава "Зеленая книга" знакомили всех вступающих в Союз благоденствия. Несколько позднее была составлена и вторая часть, содержащая "сокровенную цель" общества - "введение конституции и законно-свободного правления", "уничтожения рабства", введение "равенства граждан перед законом, гласности в государственных делах и в судопроизводстве", ликвидация рекрутчины, военных поселений. "Сокровенная" часть "Зеленой книги" не сохранилась, но ее существование подтверждается рядом показаний декабристов.

В Союзе благоденствия на первый план выдвигалась задача формирования в стране передового "общественного мнения", благоприятного в будущем для осуществления преобразовательных планов декабристов. Тезис об "общественном мнении, правящем миром", выдвинутый еще в XVIII в. французскими просветителями, был широко распространен в европейском освободительном движении конца XVIII - начала XIX в. Решающее значение общественному мнению в историческом процессе придавал и М. М. Сперанский в своих проектах государственного преобразования. Декабристы были убеждены, что достаточно создать соответствующее "общественное мнение" в стране, как возникнут необходимые условия для политического переворота, причем не обязательно насильственным путем. Они полагали, что для этого потребуется примерно 20 лет. В связи с этим ими предусматривалось образование помимо тайных ячеек ("управ") Союза благоденствия различных легальных и полулегальных просветительских, литературных и даже благотворительных обществ, предназначавшихся для "распространения общественного мнения". В силу этого деятельность Союза благоденствия приняла преимущественно пропагандистско-просветительский характер.

Через сеть легальных и полулегальных научных и литературных обществ и "управ" Союз благоденствия был тесно связан с прогрессивными кругами России. В журналах и альманахах члены Союза благоденствия выступали в защиту передовой науки и литературы, защищали обиженных и несправедливо осужденных, выкупали из крепостной неволи талантливых самоучек, создавали ланкастерские школы взаимного обучения в армейских частях, оказывали помощь голодающим крестьянам (например, в Смоленской губернии), подавали правительству (Н. И. Тургенев) проекты освобождения крестьян, "гремели" в салонах против крепостного права, палочных наказаний в армии, аракчеевских военных поселений, а некоторые члены общества (М. Ф. Орлов и В. Ф. Раевский) вели даже прямую антиправительственную пропаганду в армии. На самих тайных заседаниях Союза благоденствия его члены, как вспоминал И. Д. Якушкин, "обсуждали главные язвы отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, для которых служба в течение 25 лет была каторгой, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще".

Члены Союза благоденствия придерживались разных взглядов и представлений о путях и средствах политических преобразований в стране. Было немало либерально и оппозиционно настроенных членов, которые в своей деятельности не шли дальше требований первой части "Зеленой книги", т. е. ограничивались мирной пропагандистско-просветительской работой. Вместе с тем постепенно брало верх радикальное направление тайного общества, требовавшее "решительных мер" вплоть до введения республики. И чем шире становился круг Союза благоденствия, тем более разнородным становился его состав. На многочисленных собраниях кипели споры, рождались разнообразные проекты и планы, сталкивались различные, иногда противоположные мнения. Эти разногласия особенно четко обозначились в переломные для декабристского движения 1820 - 1822 гг.

В январе 1820 г. в Петербурге, на квартире Ф. Н. Глинки, собралось совещание 14 членов руководящего органа Союза благоденствия - Коренной управы. На этом совещании Пестель выступил с докладом о формах правления в России после революционного переворота. Излагая "все выгоды и невыгоды как монархического, так и республиканского правлений", Пестель доказывал преимущества последнего. После жарких споров и под влиянием убедительной аргументации Пестеля все участники совещания высказались за республику. Пестелю и Никите Муравьеву было поручено приступить к разработке программных документов тайного общества.

Разногласия между радикальной и умеренно настроенной группами членов Союза благоденствия особенно обострились к концу 1820 г. и поставили общество на грань кризиса. Необходимо было искать новые пути и средства борьбы. С этой целью в январе 1821 г. в Москве состоялся съезд представителей "управ" (ячеек) Союза благоденствия. Ввиду обострившихся разногласий в тайном обществе съезд принял решение о формальном самороспуске тайной организации, чтобы освободиться от ненадежных и колеблющихся попутчиков, а также погасить подозрения правительства, уже осведомленного через поступившие доносы о ее существовании, с тем чтобы образовать более законспирированное тайное общество. Этой акцией стремились также и устранить Пестеля, влияние которого на тайную организацию в последние годы ее существования очень возросло.

Южное и Северное общества

После роспуска «Союза благоденствия» образовалось два центра новой революционной организации: в Петербурге - ядро Северного общества во главе с Н. М. Муравьевым, а на Украине, в войсках второй армии, - Южное общество из членов Тульчинской управы во главе с П. И. Пестелем. Южное общество сразу сложилось в крепкую, быстро растущую организацию. Успешная вербовка членов скоро привела к оформлению новых управ - Васильковской и Каменской. С начала 1822 г. регулярно созывались ежегодные съезды представителей всех управ в Киеве во время январских контрактов (ярмарок). Общество единодушно приняло республиканскую программу и тактику военной революции. Руководители его в начале 1823 г. установили связи с польским патриотическим обществом и обсуждали с его представителями планы совместного выступления против царизма.

Первоочередной задачей становилось согласование единой программы для обоих русских обществ. Составление проектов такой программы взяли на себя глава Южного общества П. И. Пестель и один из первых учредителей столичных революционных обществ Никита Муравьев. Разработка проектов затянулась на ряд лет и отразила сложный путь формирования русской революционной идеологии в 20-х годах XIX в.

По проекту Пестеля, окончательно названному им в 1824 г. «Русской правдой», Россия должна была стать демократической республикой. Вся полнота законодательной, судебной и административной власти передавалась выборным народным представителям. Вводилось гражданское равноправие с предоставлением политических прав всем мужчинам, достигшим 20 лет. Крупные помещичьи имения подлежали конфискации. Все граждане могли получить в пользование земельные наделы из особого государственного фонда, включавшего половину всех земель. Вторая половина земель могла быть продана или сдана аренду. Таким образом, аграрный проект Пестеля подрывал основу феодализма - помещичье землевладение и открывал путь развитию буржуазной собственности на землю.

В отличие от Пестеля Н. Муравьев разработал проект конституционно-монархической программы. Его «Конституция» предусматривала ограничение власти императора основным законом и избрание народных представителей в законодательный орган. Работающие по найму совсем не пользовались политическими правами, а крестьяне-общинники могли посылать в избирательные собрания одного выборщика от каждых 500 душ. Право прямого участия в выборах получали владельцы собственности не менее как на 500 руб. серебром. Еще более высокий имущественный ценз - до 30-60 тыс. руб. серебром - устанавливался для кандидатов на высшие выборные должности. Муравьев решительно требовал освобождения крестьян от крепостной зависимости, но без обеспечения их землей. Помещичье землевладение сохранялось неприкосновенным.

Таким образом, оба проекта содержали требование ликвидации крепостного права и самодержавия, хотя по ряду других существенных вопросов серьезно расходились, были недостаточно последовательны и внутренне противоречивы. Многие из дворянских революционеров не решались на немедленную ломку всего самодержавно-крепостнического строя.

Классовая ограниченность первых русских революционеров сказалась и в принятии ими тактики военной революции. И Южное и Северное общества единодушно считали, что свержение феодального строя в России должно быть произведено только с помощью войск и отвергали участие народных масс в будущей революции. Некоторые участники обоих обществ противопоставляли Французскую революцию конца XVIII в. (которая, по их словам, «началась чернью, и потому произошли все ужасные безначалия») современной им «бескровной» революции в Испании. Один из активных членов Южного общества М. П. Бестужев-Рюмин говорил: «Наша революция будет подобна революции испанской: она не будет стоить ни одной капли крови, ибо произведется одною армиею, без участия народа».

Борьба за согласование программы и тактики

Южное и Северное общества всегда рассматривались их учредителями как части одной революционной организации с общими задачами и согласованным планом единого революционного выступления. Активные участники обоих обществ постоянно стремились к достижению наиболее полной договоренности по вопросам программы и тактики.

Уже в 1821 г. Н. Муравьев был введен в состав руководства Южного общества. На ежегодных съездах Южного общества неизменно получал одобрение план совместных действий с Северным обществом, которому отводилась в будущем революционном выступлении решающая роль - захват власти в столице. О своих переговорах с польскими революционерами Южное общество сообщило столичной организации. Ту же цель обеспечения единства преследовали неоднократные поездки в Петербург представителей Южного общества и упорная борьба за создание согласованного программного документа общества. Разногласия по этому вопросу продолжали, однако, оставаться значительными. В отличие от «Русской правды», признанной на съезде Южного общества в 1823 г. его программой, «Конституция» Муравьева не получила одобрения руководящих членов Северного общества и резко осуждалась Пестелем.

Решительный шаг к объединению обоих обществ наметился весной 1824 г., когда в Петербург приехал Пестель. К тому времени в Северном обществе усилилось влияние вновь принятых членов во главе с поэтом К. Ф. Рылеевым. Рылеев и его единомышленники разделяли республиканские убеждения южан, резко критиковали ограниченность «Конституции» Муравьева и настаивали на активной подготовке революционного выступления. Пестелю удалось добиться принятия Северным обществом решения о том, что после переработки Пестелем и Муравьевым их конституционных проектов будет в 1826 г. созван объединительный съезд для принятия общей программы.

Внутренняя жизнь Северного общества заметно оживилась. Под давлением рылеевской группы Н. Муравьев в новых вариантах «Конституции» сначала признал право крестьян на усадьбу, а затем и на земельный надел в две десятины, пошел на некоторое расширение избирательного права, снизив имущественный ценз. В свою очередь Пестель, заново перерабатывая «Русскую правду», уточнял и обосновывал ее принципиальные положения, возбуждавшие разногласия.

Оба общества окрепли и в организационном отношении. В Петербурге группа Рылеева развернула усиленный прием новых членов, и к ней перешло руководство Северным обществом. В Южное общество в это время вступило несколько десятков офицеров «Общества соединенных славян», основанного в 1823 г. офицерами Петром и Андреем Борисовыми и польским революционером Юлианом Люблинским. Братья Борисовы являлись сторонниками всеобщего равенства, осуждали власть денег, ненавидели тиранию. Они намечали широкий план революционного освобождения славян и создания федеративной республики в составе русских, поляков, чехов, хорватов, далматинцев, сербов, а также и венгров.

Силы Северного и Южного обществ росли. Но в то же время стали поступать тревожные сведения о доносах правительству на их революционную деятельность. Опасаясь раскрытия революционных организаций, руководители обществ решили ускорить подготовку восстания. Пестель наметил совместное выступление обществ на весну 1826 г., по-прежнему отводя захвату власти в столице первостепенное значение Этот план был согласован с С. Трубецким как представителем Северного общества. Неожиданная смерть Александра I ускорила ход событий.

Из Устава «Союза благоденствия»

(Печатается по изданию: Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М., 1951. Т. I. С. 237, 239, 240-244, 260, 264, 268-269.

«Союз благоденствия» - вторая тайная революционная организация, будущих декабристов. До него существовал «Союз спасения», преобразованный в 1818 г. в «Союз благоденствия». Устав «Союза благоденствия» имел и другое название: «Зеленая книга» - по цвету переплета рукописи Устава.


Титульный лист "Устава Союза благоденствия"

В Уставе отражены прогрессивные педагогические идеи, определившие цели воспитания гражданина-патриота, перечислены обязанности каждого члена «Союза благоденствия» по распространению просвещения, правил нравственности в любой форме (устно, печатно, действием, примером). Патриотическое воспитание исключает обучение юношества за границей или иностранцами, внушающими детям «презрение к отечественному и привязанность к чужеземному». Само государство стремится просвещением и распространением правил нравственности укреплять нравственность всех слоев общества. Нравственность народа - опора государства, его законов.)