Ударный вертолет «Аллигатор» против «Апач. Вертолёт Апач: легенда вооружённых сил США

AH-64 Apache является первым армейским боевым вертолетом, разработанным с целью взаимодействия с наземными войсками на переднем крае, а также для противотанковых операций в любое время суток, в условиях плохой видимости и в сложных метеорологических условиях при большой степени сохранения боеспособности, живучести и возвращения в строй. Вертолет "Апач" проектировался исключительно для ведения наступательных операций при максимальной внезапности действий (исходя из принципа "вести бой и выжить"). Тактико-технические требования армии для вертолета AH-64A "Апач" с вооружением из 8 ПТУР "Нелфайр" и 320 30-мм снарядов включали вертикальную скороподъемность 2,3 м/с на высоте 1220 м при температуре 35°С, крейсерскую скорость 269 км/ч на высоте 1220 м и продолжительность полета при выполнении типового задания 1 ч 50 мин.



Требованиями предусматривался расчетный срок службы вертолета 4500 часов, возможность эксплуатации в условиях песчаного грунта в течение 450 ч, безопасность полета в условиях дождя и умеренного обледенения, выживаемость экипажа при вертикальной посадке со скоростью 12,8 м/с. Требованиями предусматривалась возможность выполнения задания при попадании одиночной пули калибром 12,7 мм и обеспечение максимальной живучести при попадании одиночного снаряда калибром 23 мм. В соответствии с типовым заданием предусматривалась возможность полета в зону ведения боя по приборам и проведение атаки при видимости 800 м и высоте облачности около 60 м. Прототип вертолета совершил первый полет 30 сентября 1975 года; первые три предсерийных образца были переданы армии США для проведения испытаний в июне 1979 года, в Декабре 1994 года был изготовлен последний из 811 заказанных вертолетов этого типа.

Конструкция.

Конструктивно вертолет АН-64А выполнен по одновинтовой схеме с четырехлопастными несущим и рулевым винтами, среднерасположенным крылом небольшого размаха и трехстоечным неубирающимся колесным шасси с хвостовым колесом. Вертолет имеет изготовленный из алюминиевых сплавов фюзеляж; самолетного типа с относительно малым поперечным сечением, что обеспечивает снижение эффективной площади рассеивания. Двухместная кабина экипажа находится в передней части. Кресла в ней установлены по схеме "тандем", на переднем размещается стрелок-оператор, а на заднем, приподнятом на 0,48 м для улучшения обзора, - летчик.

Броня, защищающая кабину снизу и с боков, а также броневая перегородка между креслами изготовлены из композиционного материала кевлар. В кабине стрелка-оператора, кроме панели выбора и управления им, имеются все необходимые приборы и органы управления для самостоятельного выполнения полета и посадки. Наряду с двухдвигательной силовой установкой и дублированной системой управления вертолетом это существенно повышает живучесть вертолета в бою. Вертолет имеет снабженное автоматическими закрылками среднерасположенное крыло с размахом 5,23 м. Под крылом есть четыре узла подвески вооружения, при этом пилоны с подвешенными на них ракетами могут поворачиваться на угол 5° вверх и до 28° вниз.

Оборудование.

Вертолет оснащен мощным радиоэлектронным оборудованием - в общей сложности около 220 единиц. В состав прицельно-навигационного оборудования входят электронно-оптическая система TADS/PNVS, комплексная нашлемная система прицеливания IHADSS, доплеровская РЛС, инерциальная навигационная система AN/ASN-143 и радиовысотомер. Связное оборудование включает четыре радиостанции и аппаратуру засекречивания. Для обеспечения точности поражения цели с вертолета AH-64A "Апач" различными видами вооружения, в первую очередь ПТУР "Хелфайр", на вертолете используется комплексная прицельно-навигационная система TADS/PNVS фирмы "Мартин-Мариетта" для опознавания цели и ночного видения.

Система TADS объединяет пять подсистем, которые позволяют в любое время время суток и в сложных погодных условиях за считанные секунды обнаруживать и опознавать цели, с высокой точностью определять их дальность и координаты. Система TADS включает в себя следующие подсистемы: лазерный дальномер-целеуказатель (LRF/D); ИК-система ночного видения в передней полусфере (FLIR); оптическая система прямого видения (DVO); телевизионная система отображения в дневное время (DT); лазерный блок слежения. Все это оборудование размещается в бочкообразном обтекателе в носовой части вертолета. Подсистемы передают сигналы для отображения на лобовом стекле летчика и оператора.

Система ночного видения PNVS включает ИК-системы ночного видения в передней полусфере, датчик которой, выведенный в носовую часть фюзеляжа над системой TADS, связан посредством оптоэлектронной следящей системы с движениями головы летчика или оператора. Таким образом нашлемная следящая система ориентируется в соответсвии с направлением головы летчика или оператора. Данные от системы PNVS (используемые в первую очередь для пилотирования и обнаружения целей) и от системы TADS отображаются на монокуляре комплексной системы индикации и прицеливания IHADSS.

Система IHADSS позволяет экипажу анализировать информацию в процессе наблюдения за целью, наводить системы оружия видя перед собой цель, согласовывать данные линии визирования между летчиком и оператором, наводить системы TADS/PNVS на целеуказание. Подсистема FLIR, входящая в TADS, при необходимости может быть использована в системе PNVS как резервная. Летчик или оператор с помощью рукоятки на ручке управления (слева от сидения) имеет возможность ориентировать подсистему TADS FLIR в диапазоне +120° по азимуту и от +30° до -60° по углу возвышения. Углы отклонения системы PNVS: +90° по азимуту и от +20° до -45° по углу возвышения.

Силовая установка.

В конструкции четырехлопастного несущего винта и четырехлопастного рулевого винта использованы лопасти фирмы "Тул Рисерч энд Энжиниринг". Лопасть несущего винта пятилонжеронной конструкции, имеет прямоугольную форму в плане со стреловидной законцовкой. Лонжероны выполнены из нержавеющей стали и усилены трубчатыми силовыми прокладками из стеклопластика. Обшивка лопасти слоистой конструкции из нержавеющей стали, хвостовая часть выполнена из композиционных материалов. Конструкция лопасти отличается повышенной прочностью: срок службы более 4500 часов. Лопасти могут складываться или демонтироваться при транспотировке вертолетов "Апач" самолетами Локхид C-141 (вмещает 2 вертолета) и C-5A (вмещает 6 вертолетов).

Система крепления лопасти отражает опыт фирмы "Хьюз", накопленный при разработке легкого вертолета OH-6A, где использованы система упругих пластин-торсионов с эластомерными демпферами в плоскости вращения и разнесенными горизонтальными шарнирами. Лопасти несущего винта имеют профиль HH-02. Рулевой винт установлен с левой стороны стреловидного киля. Он состоит из двух двухлопастных винтов, установленных по Х-образной схеме, при которой лопасти расположены под углами 55 и 125° друг к другу, что обеспечивает оптимальное снижние уровня шума. В лопастях рулевого винта использован профиль NACA 64A006. Двигатели вертолета размещены в гондолах по бокам фюзеляжа. Такой значительный разнос двигателей является мерой предотвращения выхода из строя обоих двигателей при одиночном выстреле по вертолету.


Опытные вертолеты были оснащены ТВД "Дженерал Электрик" YT700 или T700-GE-700 (номинальная мощность двигатля 1560 л.с.). Фирма "Дженерал Электрик" подготовила более мощный вариант под обозначением T700-GE-401 (обозначение для армии T700-GE-701) в соответствии с требованиями флота США к противолодочному вертолету Сикорский SH-60B "Си Хоук". В 1983 году фирма "Дженерал Электрик" поставила армии первые серийные ТВД T700-GE-701 для установки на вертолеты "Апач". Новые выртолеты AH-64D оснащены модифицированными двигателями T700-GE-701C повышенной мощности. Двигатели имеют модульную конструкцию и снабжены встроенными центробежными воздухоочистителями (пылезащитными устройствами), которые обеспечивают удаление до 95% пыли и песка, засасываемых в воздухозаборник.

Выхлопные устройства двигателей оборудованы системой "Black Hole", снижающей тепловое излучение. Общая емкость двух протектированных топливных баков составляет около 1 420 литров. Трансмиссия включает главный и промежуточный редукторы, редукторы рулевого винта и двигателей, соединительные валы. Мощность двигателей, имеющих встроенные редукторы, передается на главный редуктор и через вал привода рулевого винта на рулевой винт. Промежуточный редуктор и редуктор привода рулевого винта работают на консистентной смазке, чтобы уменьшить опасность выхода из строя от действия пуль и осколков. При израсходовании или вытекании смазочного масла главный редуктор в течение 1 часа может работать без смазки. Поставки элементов трансмиссии осуществляют фирмы "Литтон" и "Эркрафт Гир".

Вооружение.

Для вертолета АН-64А американские фирмы "Мартин Мариэтта" и "Весмингауз" разработали авиационную всепогодную систему оружия AAWWS "Лонгбоу", которая должна войти в качестве одного из основных элементов в программу поэтапного усовершенствования этого вертолета. Главными составными частями этой системы являются вращающаяся антенна миллиметрового диапазона, размещаемая над втулкой несущего винта вертолета, ПТУР "Хеллфайр" с новой радиолокационной головкой самонаведения (вместо лазерной) и соответствующее электронное оборудование, установленное в фюзеляже и кабине вертолета. Ракета "Хеллфайр" имеет длину 1,76 м, диаметр 0,18 м, размах крыла 0,33 м, стартовый вес 43 кг. Она оснащена кумулятивной боевой частью (9 кг), которая способна пробивать лобовую броню современных танков. Система AAWWS обеспечивает возможность ведения борьбы с танками в сложных метеорологических условиях, так как РЛС миллиметрового диапазона в отличие от оптических средств наведения оружия, в том числе лазерной, способна успешно функционировать в условиях тумана и дождя. Встроенное вооружение вертолетов АН-64А "Апач" состоит из одноствольной 30-мм пушки М230, смонтированной в турельной установке в нижней части фюзеляжа под креслом стрелка-оператора.

Темп стрельбы этой пушки 625 выстрелов в минуту, эффективная дальность стрельбы по наземным целям 3 000 м. Для борьбы с танками вертолет вооружен ПТУР "Хеллфайр" с полуактивной лазерной головкой самонаведения. На четырех подкрыловых узлах подвески могут размещаться до 16 таких ракет. При необходимости на каждом из узлов подвески вместо ПТУР может размещаться также по одной пусковой установке, в каждой из которых находится 19 неуправляемых авиационных ракет калибром 70 мм.

Разработаны следующие модификации вертолета:

YAH-64A - протип вертолета простоенный году фирмой "Хьюз". Наряду с YAH-63 фирмы "Белл" участвовал в конкурсе армии США по программе Advanced Attack Helicopter. Были построены (1975 год): YAH-64A GTV (обозначение AV-01) - машина для наземных испытаний, и два вертолета (AV-02 и AV-03) для участия в конкурсных полетах. После заключения контракта они неоднократно модифицировались. В 1979 году были постоены еще два летных образца AV-04 (впоследствии разбился) и AV-05 для армейских испытаний.

AH-64A - серийный вертолет созданный на "эталоне" YAH-64A AV-05. Выпускался с 1983 по 1994 год. Самый первый серийный AH-64A имел обозначение PV-01. Кроме армии США, вертолеты этой модификации поставлялись вооруженным силам Израиля, Нидерландов, Саудовской Аравии, Египта, Греции и Объединенных Арабских Эмиратов. К 2010 году планируется заменить все вертолеты этого типа, стоящие на вооружении армии США, на AH-64D (без радара Longbow).

GAH-64A - вариант AH-64A приспособленный для обучения и тренировочных полетов. Построено 17 вертолетов.

JAH-64A - вариант AH-64A для специальных летных исследований. Вертолет дополнительно оборудован системами записи параметров полета и работы систем, а также системой передачи этих данных наземному персоналу. Построено 7 вертолетов.

AH-64B (Apache Bravo) - модификация отличающаяся увеличенным крылом, новыми средствами связи и навигации (включая GPS) и повышенной защитой от оружия массового поражения. Взлетный вес увеличился на 122 кг, по сравнению с AH-64A. Согласно программе планировалось доработать 254 вертолета AH-64A. Программа так и была не реализована (прекращена в 1990 году).

AH-64G (Advanced Apache) - модификация AH-64B для стран НАТО (еще одно из возможных обозначений AH-64B/G). Планировалась оснащение новыми двигателями и ЭДСУ, установка БРЭО по желанию заказчика. Имелась возможножность применения AAWWS Longbow. От программы отказались в 1990 году из-за отсутствия заказов.

AH-64 Sea Going Apache - морская модификация вертолета с вооружением из противокорабельных ракет Гарпун (Harpoon) и Пингвин (Penquin). Программа закрыта на этапе разработки.

АН-64С - модификация AH-64A с учетом накопленного опыта эксплуатации. Имела новое улучшенное БРЭО. Очень близка к AH-64D (исключая установку новых двигателей и радара Longbow). В 1993 году программа преобразована в модификацию вертолетов до AH-64D и обозначение AH-64C более не применялось.

AH-64D Longbow - новая модификация вертолета на базе AH-64C с надвтулочной РЛС Longbow и более мощными двигателями (-701C). Все AH-64A армии США планируется доработать до AH-64D (без радара Longbow).

WAH-64D - вариант AH-64D для армии Великобритании (лицензионное производство фирмой "Westland"). Отличается от AH-64D двигателями фирмы "Rolls Royce". Построено 67 вертолетов.





БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ AH-64 APACHE (США)

COMBAT HELICOPTER AH-64 APACHE (USA)

22.01.2018


Военный вертолет ВВС США AH-64 «Apache» потерпел крушение в Калифорнии, в результате чего погибли два члена экипажа.
Крушение произошло в субботу, 20 января, рано утром, об этом сообщает ряд американских телеканалов со ссылкой на Пентагон.
Рухнул вертолёт неподалеку от Лос-Анджелеса в районе Национального учебного центра Форт Ирвин.
Американское оборонное ведомство пока не может назвать причину крушения вертолета.
Телеканал Fox News отмечает, что инцидент стал первым в 2018 году, повлекшим гибель американских военных.
http://rusvesna.su

23.02.2018


Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency – DSCA) 20 февраля 2018 года направило Конгрессу США уведомление о планируемом осуществлении по линии межправительственных иностранных военных продаж Foreign Military Sales (FMS) модернизации 28 боевых вертолетов Boeing AH-64D Block II Apache Королевских ВВС Нидерландов в вариант AH-64E Apache Guardian. Предполагаемая стоимость работ и соответствующих поставок, санкционированных Государственным департаментом США, составит 1,191 млрд долл.
Согласно уведомлению, в рамках модернизации 28 вертолетов планируется модернизация 51 турбовального двигателя General Electric T700-GE-701C в вариант T700-GE-701D (42 двигателя установленных на вертолетах и девять запасных), а также поставка 17 РЛС AN/APG-78 Longbow и 28 модернизированных прицельно-навигационных систем AN/ASQ-170 MTADS)/AN/AAR-11 Modernized PNVS.
Генеральным подрядчиком по модернизации выступит корпорация Boeing.
http://bmpd.livejournal.com/

Ударный вертолёт AH-64A Apache предназначен для взаимодействия с наземными войсками на переднем крае, а также для противотанковых операций в любое время суток и в сложных метеорологических условиях при большой степени сохранения боеспособности, живучести и возможности возвращения в строй. Вертолет AH-64A Apache проектировался исключительно для ведения наступательных операций при максимальной внезапности действий (исходя из принципа «вести бой и выжить»). Вертолет AH-64A Apache (Модель 77) проектировался компанией «Хьюз Геликоптере» для уничтожения бронированных средств противника в любое время суток и в самых неблагоприятных условиях. Опытный образец YAH-64, созданного по программе AAH (Advanced Attack Helicopter), поднялся в воздух 30 сентября 1975 г., а с 1981 г. он стал известен под названием «Апач». Первый серийный вертолет AH-64A Apache поднялся в воздух в январе 1984 г. Первые поставки были сделаны в январе 1985 г., а в декабре 1994 г. в ВС США поставлен последний 811 -й вертолет.

Вертолет принят на вооружение в ноябре 1981 года. Всего до 1993 года было построено 820 вертолетов, включая 9 опытных. Вертолет AH-64A Apache является первым зарубежным специализированным боевым вертолетом, предназначенным для действия в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях.

Вертолет AH-64A Apache выполнен по одновинтовой схеме, с четырехлопастными несущим и рулевым винтами, крылом малого удлинения и трехстоечным неубирающимся колесным шасси с хвостовым колесом. Крыло выполнено съемным. Фюзеляж обычной конструкции, типа полумонокок, сделан из алюминиевых сплавов с использованием материалов повышенной прочности и вязкости.

Кабина экипажа двухместная, с тандемным расположением сидений. На переднем размещается второй летчик-стрелок, а на заднем, приподнятом на 0,483 м для улучшения обзора, - летчик. Броня, защищающая кабину экипажа снизу и с боков, и броневая прозрачная перегородка между сиденьями изготовлены из кевлара и полиакрилата и защищает от пуль и снарядов калибра 12,7 и 23 мм соответственно. Конструкция вертолета обеспечивает максимальную защиту и позволяет выполнять задание после серьезного повреждения в боевых условиях. Высокий уровень боевой живучести достигается бронированием кабины, использованием двух независимых гидросистем, протектированием топливных баков, а также бронированием основных наиболее важных систем и участков планера.

Силовая установка вертолета AH-64A Apache состоит из двух ТВД взлетной мощностью по 1695 л.с., размещенных в гондолах по бокам фюзеляжа. Топливная система включает 2 протектированных бака общей емкостью 1157 л. Один из них расположен за сиденьем летчика, другой - за главным редуктором. Максимальная продолжительность полета составляет 3 часа 9 минут. Кроме того, на крыльевых узлах подвески вооружения вертолета могут устанавливаться 4 подвесных топливных бака емкостью по 870 л.

Вертолет оснащен трехстоечным неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Шасси рассчитано на нормальные посадочные скорости до 3,05 м/с и аварийную посадку со скоростью до 12.8 м/с. Взлет и посадка могут производиться с площадок, имеющих угол наклона до 12° в продольном направлении и до 15° в поперечном.

Вертолет AH-64A Apache оснащен различными видами радиоэлектронного оборудования, насчитывающего в общей сложности около 12 единиц. Основой боевой мощи вертолета «Апач» является система обнаружения и целеуказания - TADS, система ночного видения летчика - PNVS и комплексная нашлемная система прицеливания IHADSS, позволяющая управлять стрелковым и ракетным вооружением движением головы. Составляющие TADS: лазерный указатель-дальномер со следящей системой, ИК-система обзора передней полусферы и телевизионная система. PNVS - это усовершенствованная система FLIR (бортовая ИК-система обзора передней полусферы), которая снабжает пилота информацией, необходимой для полета в боевой зоне с отслеживанием рельефа местности на высоте, которая препятствует или снижает вероятность обнаружения вертолета противником.

Основным вооружением вертолета AH-64A Apache являются 4 подвески под короткими крыльями, вмещающие до 16 противотанковых ракет «Хеллфайр», которые обеспечивают стрельбу по точечным целям и имеют автономную систему наведения, или 76 70-мм ракет со складывающимся оперением, или их комбинация. Кроме того, установлена одноствольная автоматическая пушка М230Е1 «Чейн Ган», размещенная в подфюзеляжной турели (калибр 30 мм, боезапас 1200 снарядов). На концах крыла могут быть установлены УР «Стингер». Максимальная масса вооружения на один узел подвески составляет 700 кг.

AH-64A «Си Апач» - вариант для противолодочной обороны сил флота и корпуса морской пехоты, разведки загоризонтных целей. Вертолет «Си Апач» может удаляться на расстояние до 240 км от соединения ВМС для поиска и уничтожения кораблей противника ПКР или НУР. Кроме того, вертолет может обеспечивать прикрытие высадки десанта. Экспортный вариант AH-64A «Интернэшнл Апач» закупили Израиль (18 машин), Саудовская Аравия (12), Египет (24), Греция (12). ОАЭ (20), Бахрейн (8), Южная Корея и Кувейт.

AH-64B «Апач Браво» - 254 машины AH-64A Apache, минимально усовершенствованные с учетом опыта военных действий в Персидском заливе: увеличен размах крыла, изменена компоновка кабины, увеличена мощность двигателей, подвесные баки увеличивают дальность полета на 200 км.

AH-64C - промежуточный вариант вертолета AH-64A Apache без РЛС Лонгбоу и двигателя Дэш 701 С. Первый из четырех опытных вариантов, прошедших 2000-часовую программу испытаний. Поднялся в воздух 15 апреля 1992 г. Предполагалось модернизировать 308 вертолетов, но в 1993 г. программа была закрыта.

AH-64D «Лонгбоу Апач» - усовершенствованный AH-64A Apache с установленной выше плоскости винта радарной системой миллиметрового диапазона управления огнем компании «Мартин/Вестингауз Лонгбоу» в комбинации с противотанковыми ракетами AGM-114 «Хеллфайр» типа «выстрелил-забыл». Поднялся в воздух 11 марта 1991 г. Серийные варианты оснащены более мощным двигателем Дэш 701С и двигателями T700-GE-701C; в этот стандарт переделаны 227 вертолетов. Первый из 535 усовершенствованных вертолетов AH-64C/D поступил в эксплуатацию в 1996 г.

Вертолеты «Апач» применялись во время боевых действий в Панаме в 1989 г. и в ходе операции «Буря в пустыне» в 1991 г., когда было задействовано 228 вертолетов AH-64 Apache.

Параллельно с серийным производством данного вертолета продолжались работы по его дальнейшему совершенствованию. Результаты этих работ в той или иной степени должны были войти в программу поэтапного усовершенствования MS IP (Multi-Staged Improvement Programme) и создания на этой базе нового варианта вертолета AH-64B серийный выпуск последнего, планировался сразу же после завершения производства вертолетов «Апач» первой модификации, а поставки в войска намечались на 1994 год.

Основной целью программы MSIP являлось увеличение боевой эффективности вертолета «Апач» и расширение круга решаемых им задач при одновременном повышении надежности и выживаемости, а также некоторое улучшение тактико-технических и эксплуатационных характеристик. Первоочередной задачей считается обеспечение эффективной борьбы с воздушными целями (исследовались варианты оснащения вертолета УР «Стингер», «Сайдвиндер» AIM-9L и другими типами ракет класса «воздух-воздух»).

Второе важное направление программы - повышение выживаемости и возможностей вертолета при ведении борьбы с наземными целями. Прорабатывались вопросы применения перспективных ПТУР, в том числе «Хеллфайр» с новыми головками самонаведения, обеспечивающими реализацию принципа «выстрелил и забыл», противорадиолокационных УР «Садарм» AGM-122. Кроме того, вёлся большой комплекс работ по совершенствованию бортового радиоэлектронного и приборного оборудования.

Несколько обособленно от программы MSIP, однако с перспективой включения в число мероприятий ее первого этапа велись работы по созданию для вертолета AH-64A Apache новой всепогодной системы оружия AAWWS (Airborne Adverse Weather Weapon System). Основными составными частями данной системы являются РЛС управления оружием миллиметрового диапазона волн, получившая название «Лонгбоу», с вращающейся антенной над втулкой несущего винта и усовершенствованные ПТУР «Хеллфайр» AGM-114A с новой радиолокационной ГСН (вместо лазерной). По расчетам американских специалистов, применение системы AAWWS существенно повысит эффективность вертолета «Апач» прежде всего за счет обеспечения возможностей вести боевые действия в сложных метеоусловиях (дождь, туман и т. д.).

Разработка РЛС «Лонгбоу» была возложена на фирмы «Мартин Мариэтта» и «Вестингауз», а в создании системы в целом дополнительно приняли участие «Макдоннелл Дуглас» и «Рокуэлл». Первые испытания РЛС на вертолете AH-64A Apache начались весной 1989 года, Они проходили на заводском аэродроме фирмы «Мартин Мариэтта». К летным испытаниям системы оружия в комплексе (полигон Юма, штат Аризона) предполагалось приступить в августе-сентябре 1989 года, а к последующему этапу испытаний с пусками ПТУР «Хеллфайр» (семь пусков) - в конце 1989-го (полигон Юма и авиабаза ВВС США Эглин).

К предсерийному производству РЛС «Лонгбоу» для 12 вертолетов AH-64A Apache планировалось приступить в конце 1992 года, а к их поставкам в войска - в начале 1994-го.

Что касается ПТУР «Хеллфайр», то наряду с применением новой ГСН предполагалось использовать новую боевую часть, состоящую из двух тандемно расположенных кумулятивных зарядов, и бездымный маршевый двигатель, а также заменить аналоговое математическое обеспечение цифровым. В иностранной печати подчеркивалось, что данный вариант ПТУР «Хеллфайр» будет применяться для борьбы с танками новых типов.

Согласно расчетам американских специалистов, выполнение работ по усовершенствованию вертолета AH-64A Apache обеспечит также увеличение перегоночной дальности его полета с использованием подвесных топливных баков. В настоящее время она превышает 1500 км, что дает возможность осуществлять самостоятельные перелеты с континентальной части США (с посадками) через Гренландию, Исландию, Великобританию в ФРГ. Для вертолета AH-64A Apache этот параметр должен быть не менее 2000 км, что позволит ему самостоятельно перелетать из США в Европу по южному маршруту с посадкой на Азорских о-вах.

Вертолет AH-64A Apache имеет четырехлопастный несущий винт с лопастями смешанной конструкции, обеспечивающими продолжение полета при их простреле 23-мм снарядом. Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей T700-GE-701 мощностью по 1696 л.с. Экипаж размещен в двухместной бронированной кабине. Кресло летчика находится на 480 мм выше кресла оператора. Фонарь кабины имеет плоское остекление. Пол, разделительная перегородка и борта кабины обеспечивают защиту от поражения экипажа снарядами калибра до 30 мм включительно.

Неубираемое в полете трехстоечное шасси с хвостовым колесом обеспечивает безопасную аварийную посадку с вертикальной скоростью до 12,8 м/с. Топливная система включает два протектированных топливных бака общей емкостью 1422 л. Вертолет оснащен комбинированной телевизионной-инфракрасной-лазерной прицельно-навигационной системой TADS/PNVS, нашлемной системой индикации и прицеливания IHADSS, автоматической системой стабилизации DASE, навигационной системой AN/ASN-128, системами предупреждения об облучении РЛС и лазерами AN/APR-39 и AN/AVR-2, средствами отстрела ИК-ловушек и радиолокационных отражателей.

Вооружение состоит из 30-мм авиационной пушки M230 с боекомплектом 1190 снарядов на подфюзеляжной турели, обеспечивающей углы обстрела ±110° по горизонтали и от +11° до -60° по вертикали. На четырех подкрыльевых узлах подвески возможно размещение до 16 противотанковых управляемых ракет AGM-114A «Hellfire», до 4 блоков M260 и M261 с семью и девятнадцатью 70-мм неуправляемыми авиационными ракетами FFAR соответственно. В апреле 1992 года совершил первый полет AH-64D «Longbow Apache», оснащенный надвтулочной РЛС FCR, двигателями T700-GE-701C мощностью 1890 л.с., усовершенствованным бортовым оборудованием. В состав вооружения введены ПТУР AGM-114L Hellfire II и ракеты класса «воздух-воздух» «Stinger» и «Starstreak». Всего в этот вариант планируется переоборудовать 227 ранее выпущенных вертолетов.

Максимальная взлетная масса вертолета 800 кг. Максимальная скорость полета 310 км/ч. Практический потолок 6250 м. Максимальная дальность полета 610 км. Длина фюзеляжа 15,1 м. Высота вертолета 3,8 м.

Диаметр несущего винта, м 14.63
Диаметр рулевого винта, м 2.79
Длина полная, м 17.73
Высота,м 4.64
Масса, кг
пустого 5165
нормальная взлетная 6838
максимальная взлетная 9525
Внутренние топливо, кг 1157
ПТБ 4 х 871
Тип двигателя 2 ГТД General Electric T700-GE-701C
Мощность, кВт 2 х 1342
Максимальная скорость, км/ч 293
Крейсерская скорость, км/ч 279
Практическая дальность, км 1900
Боевая дальность действия, км 480
Продолжительность полета, ч.мин 3.10
Скороподъемность, м/мин 889
Практический потолок, м 6400
Статический потолок, м 4570
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 30-мм пушка M230 Chain Gun с 1200 патронами
боевая нагрузка - 771 кг на 4 узлах подвески:
16 (4х4) ПТУР AGM-114 Hellfire или
4 ПУ М260 или LAU- 61/A c 19х70-мм НУР,
4 УР воздух-воздух AIM-92 Stinger, или их комбинации.

На днях из Индии пришло неприятное известие. В тендере на закупку ударных вертолетов победил не российский , а американский Boeing AH-64D Apache Longbow. «Многострадальный» конкурс, несмотря на некоторые неблагоприятные прогнозы в отношении его исхода, все же завершился, пусть даже и не в пользу российских вертолетостроителей.

Напомним, впервые о желании купить 22 ударных вертолета Нью-Дели заявил еще в 2008 году. Россия тогда представила машину Ка-50, а в качестве конкурентов выступили европейские фирмы EADS и Augusta Westland. Чуть позже к соревнованию присоединились американцы из Bell и Boeing. В целом, результат конкурса был малопредсказуем. Однако все кончилось так, как никто не мог ожидать: менее чем через год после начала индийцы свернули тендер. Правда, через несколько месяцев его продолжили, но уже с новым составом участников.

В обновленном конкурсе от России участвовал уже Ми-28Н, а Соединенные Штаты представили свой «Апач Лонгбоу». После сравнения документации и представленных вертолетов индийские военные заняли специфическую позицию. С одной стороны, их устроил российский Ми-28Н. С другой, по высказываниям и действиям потенциальных заказчиков было ясно, что они вряд ли купят этот вертолет. В качестве объяснения этих «двойных стандартов» иногда приводится нежелание индийцев покупать вооружения и военную технику только у одной страны.

Это вполне понятно: Индия в настоящее время является крупнейшим в мире покупателем оружия. Естественно, Нью-Дели не хочет заказывать оружие только у России и получать ряд специфических проблем, связанных с запчастями и т.д. В итоге, как уже сказано, победителем выбрали американский проект. В ближайшие годы компания Boeing получит порядка полутора миллиардов долларов и отправит в Индию два десятка с лишним новеньких ударных вертолетов.

Исход индийского тендера для российской общественности выглядит печально. Естественно, сразу же начались ожидаемые пересуды и сравнения нашего Ми-28Н с американским «Апачем». Собственно говоря, этим обсуждениям уже не один год и сейчас просто начался очередной их «раунд». Давайте попробуем сравнить эти машины, которые по праву являются воплощением самых передовых технологий в вертолетостроении двух стран.

Технические параметры

Прежде всего, необходимо коснуться концепции применения, в соответствии с которыми создавались Ми-28Н и AH-64. Американский вертолет был призван стать носителем высокоточного вооружения, предназначенного для атак вражеской техники и объектов . В перспективе планировалось оснастить его оборудованием для всепогодной работы и новым вооружением. Все это самым прямым образом повлияло на облик готовой машины.

Российский вертолет, в свою очередь, продолжил концепцию штурмовика, вертолета прямой поддержки войск . Однако, в отличие от предыдущего ударного , вертолёт Ми-28Н не должен был перевозить солдат. Тем не менее, советский проект подразумевал установку широкой номенклатуры вооружения, предназначенной как для борьбы с живой силой противника, так и для поражения бронетехники.

Основные работы по обоим проектам были начаты примерно в одно время, однако ряд технических проблем, а затем и экономические трудности, «разнесли» сроки начала серийного производства вертолетов более чем на двадцать лет. За прошедшее с начала производство время было создано несколько модификаций обоих вертолетов. Из них в крупную серию пошли только AH-64D Apache Longbow и Ми-28Н.

Вертолёт AH-64D Apache, 101 авиационный полк армии США в Ираке .

Начнем сравнение вертолетов с их массогабаритных параметров. Пустой Ми-28Н почти в полтора раза тяжелее «американца» – 7900 кг против 5350 кг. Похожая ситуация наблюдается и с нормальным взлетным весом, который у «Апача» равняется 7530 кг, а у Ми-28Н – 10900 кг. Максимальная взлетная масса обоих вертолетов примерно на тонну больше нормальной.

И все же куда более важным параметром для боевой машины является масса полезной нагрузки. Ми-28Н несет на подвесках почти в два раза больший вес, чем «Апач» – 1600 кг . Единственный минус большей полезной нагрузки – необходимость более мощного двигателя. Так, Ми-28Н оснащается двумя турбовальными двигателями ТВ3-117ВМА с взлетной мощностью 2200 л.с. Двигатели «Апача» – два General Electric T-700GE-701C по 1890 л.с. на взлетном режиме. Таким образом, американский вертолет имеет большую удельную мощность – порядка 500 л.с. на тонну нормального взлетного веса, чем Ми-28Н – порядка 400-405 л.с. на тонну взлетного веса.

Кроме того, необходимо рассмотреть нагрузку на винт. При диаметре несущего винта в 14,6 метра AH-64D имеет ометаемый диск в 168 кв. метров. Более крупный винт Ми-28Н диаметром 17,2 метра дает этому вертолету площадь диска в 232 кв.м. Таким образом, нагрузка на ометаемый диск у «Апача Лонгбоу» и Ми-28Н при нормальной взлетной массе равняется 44 и 46 килограммам на квадратный метр соответственно.

При этом, несмотря на меньшую нагрузку на винт, в скоростном отношении «Апач Лонгбоу» выигрывает у Ми-28Н только по максимально допустимой скорости. В экстренной обстановке американский вертолет может разгоняться до 365 км/ч. Российский вертолет по этому параметру отстает на несколько десятков километров в час. Крейсерская скорость обеих винтокрылых машин примерно одинакова – 265-270 км/ч. Что касается дальности полета, то здесь лидирует Ми-28Н . При полной заправке собственных баков он способен пролететь до 450 км, что на 45-50 км больше чем у AH-64D. Статический и динамический потолки у рассматриваемых машин примерно равны.

Ми-28Н борт №37 желтый на выставке МАКС-2007, Раменское, 26.08.2007 г.

Ствольное и неуправляемое оружие

Необходимо отметить, что весовые и летные данные фактически являются средством обеспечения доставки вооружений к месту их применения. Именно в составе вооружения и сопутствующего оборудования и заключаются самые серьезные различия «Апача Лонгбоу» и Ми-28Н. В целом, набор вооружения относительно похож: вертолеты несут автоматическую пушку, неуправляемое и управляемое вооружение; состав боекомплекта может изменяться в зависимости от необходимости.

Неизменной частью оружия обоих вертолетов остаются пушки. В носовой части вертолета Ми-28Н размещена подвижная пушечная установка НППУ-28 с орудием 2А42 калибра 30 мм. Автоматическая пушка российского вертолета, среди прочего, интересна тем, что позаимствована у комплекса вооружения наземных боевых машин БМП-2 и БМД-2. Благодаря такому происхождению 2А42 может поражать живую силу и легкобронированную технику противника на дистанциях не менее 2-3 км. Максимальная эффективная дальность огня равняется 4 км.

На американском вертолете AH-64D, в свою очередь, в подвижной установке монтируется 30-мм орудие M230 Chain Gun. При том же калибре, что и у 2А42, американская пушка отличается от нее своими характеристиками. Так, «Чейн ган» имеет более высокий темп стрельбы – порядка 620 выст/мин. против 500 у 2А42. В то же время, M230 использует снаряд 30х113 мм, а 2А42 – 30х165 мм. Из-за меньшей навески пороха в снарядах и менее длинного ствола Chain Gun имеет меньшую дальность эффективного огня: порядка 1,5-2 км.

Кроме того, следует учесть, что 2А42 является автоматической пушкой с газоотводной системой, а M230, как понятно из ее названия, выполнена по схеме автоматической пушки с внешним приводом. Таким образом, «Чейн Ган» требует внешнего электропитания для работы автоматики. Как показывает практика, подобная система является жизнеспособной и эффективной, однако в некоторых странах считается, что авиационная пушка должна быть «самодостаточной» и не требовать каких-либо внешних источников энергии. Ствольное вооружение вертолета Ми-28Н является порождением именно этой концепции. Единственный параметр, по которому пушка «Апача Лонгбоу» превосходит установку НППУ-28 – боекомплект . Американский вертолет несет до 1200 снарядов, российский – в четыре раза меньше.

Остальное вооружение обоих вертолетов устанавливается на четырех пилонах под крылом. Универсальные держатели позволяют подвешивать широкий спектр вооружения. При этом стоит отметить, что из рассматриваемых вертолетов возможность применения бомб имеет только Ми-28Н. Дело в том, что имеющиеся в странах НАТО управляемые бомбы имеют слишком большой вес для того, чтобы AH-64D мог взять достаточное их количество. В то же время, полезная нагрузка Ми-28Н в 1600 кг не позволяет подвесить более трех бомб калибра 500 кг, что явно недостаточно для большинства задач.

Стоит отметить, еще на стадии разработки проекта «Апач» американские инженеры и военные отказались от идеи вертолета-бомбардировщика. Рассматривалась возможность несения и применения управляемых бомб, но сравнительно малая полезная нагрузка вертолета в итоге не позволила осуществить эту задумку в полной мере. По этой причине и AH-64D, и Ми-28Н в основном «пользуются» ракетным вооружением.

Характерным отличием вертолетов является номенклатура применяемых неуправляемых ракет . Американский «Апач Лонгбоу» несет только ракеты Hydra 70 калибра 70 мм. В зависимости от необходимости на пилоны вертолета могут устанавливаться пусковые блоки емкостью до 19 неуправляемых ракет (M261 или LAU-61/A). Таким образом, максимальный запас составляет 76 ракет. При этом наставления по эксплуатации вертолета советуют брать не более двух блоков с НАР – эти рекомендации обусловлены максимальной полезной нагрузкой.

Ми-28Н изначально создавался как вертолет поля боя, что повлияло на номенклатуру неуправляемого вооружения. В той или иной конфигурации вооружения российский вертолет может нести широкий спектр неуправляемых авиационных ракет в большом количестве. К примеру, при установке блоков для ракет С-8 максимальный боезапас составляет 80 реактивных снарядов. В случае с применением более тяжелых С-13 боекомплект в четыре раза меньше. Кроме того, Ми-28Н при необходимости может нести контейнеры с пулеметами или пушками, а также неуправляемые бомбы и зажигательные баки соответствующего калибра.

Ми-28Н борт №08 синий на авиабазе в Будённовске, 2010 г. Вертолет оборудован полным комплектом бортового комплекса обороны — контейнерами с ИК-ловушками, датчиками СПО и т.п .

Управляемое вооружение

Такой перевес в отношении неуправляемого вооружения обусловлен изначальной концепцией применения вертолетов. «Apache», а затем и «Apache Longbow», создавался в качестве охотника за бронетехникой противника, что повлияло на весь его облик и на вооружение в первую очередь.

На ранних стадиях разработки предполагаемое применение будущего ударного вертолета виделось следующим образом. Соединение вертолетов находится на предполагаемом пути вражеской механизированной колонны и ждет сигнала разведки или самостоятельно ищет цели. При приближении танков или другой бронетехники противника вертолеты, прикрываясь складками местности, «выскакивают» в точку пуска и производят атаку противотанковыми ракетами. В первую очередь следовало выбивать зенитные самоходки, после чего можно было уничтожать прочую технику.

Первоначально в качестве основного вооружения для AH-64 рассматривались управляемые ракеты BGM-71 TOW. Однако их сравнительно небольшая дальность – не более 4 км – могла привести к печальным для летчиков последствиям. В середине семидесятых на вооружении СССР и его союзников уже были комплексы войсковой ПВО, способные бороться с целями на таких расстояниях. Поэтому атакующий вертолет во время наведения ракеты TOW рисковал быть сбитым.

Как следствие, пришлось искать новое оружие, которым стала ракета AGM-114 Hellfire. В ранних модификациях этой ракеты применялось полуактивное радиолокационное наведение, однако потом в силу разных причин начались эксперименты с другими типами самонаведения. В итоге в 1998 году на вооружение была принята ракета AGM-114L Longbow Hellfire, предназначенная специально для вертолета AH-64D Apache Longbow . От предыдущих модификаций она в первую очередь отличается аппаратурой самонаведения. Впервые в семействе «Хеллфайр» применена оригинальная комбинация инерциального и радиолокационного наведения.

Непосредственно перед пуском бортовая аппаратура вертолета передает ракете данные относительно цели: направление и расстояние до нее, а также параметры движения вертолета и вражеской машины. Для этого вертолет вынужден на несколько секунд «выпрыгнуть» из-за естественного укрытия. В конце «прыжка» производится пуск ракеты. Hellfire Longbow самостоятельно выходит в примерный район цели, используя инерциальную систему наведения, после чего включает активную радиолокационную, которая осуществляет захват цели и окончательное наведение на нее. Такой способ наведения фактически позволяет ограничить дальность пуска только характеристиками реактивного двигателя ракеты.

В настоящее время Hellfire летают на дальность порядка 8-10 км. Характерной чертой обновленной ракеты «Хеллфайр» является отсутствие необходимости в постоянном подсвете цели вертолетом или наземными подразделениями. В то же время, AGM-114L значительно дороже предыдущих модификаций этой ракеты, однако разница в стоимости боеприпаса с лихвой компенсируется уничтожением вражеской бронемашины.

Вертолет Ми-28Н, в свою очередь, создавался в качестве машины для поддержки с воздуха, в том числе и при помощи уничтожения бронированных целей. По этой причине его вооружение является скорее универсальным, нежели специализированным. Для борьбы с бронетехникой противника Ми-28Н может оснащаться управляемыми ракетами «Штурм» или более новым типом «Атака-В» . На пилонах вертолета размещается до 16 ракет той или другой модели.

Российские противотанковые ракеты применяют иную систему наведения, нежели американские. «Штурм» и его глубокая модернизация «Атака-В» используют радиокомандное наведение. У такого технического решения есть как плюсы, так и минусы. Положительные черты примененной командной системы касаются простоты и дешевизны ракеты. Кроме того, отсутствие необходимости в тяжелой аппаратуре для самостоятельного наведения позволяет делать либо более компактные ракеты, либо оснащать их более мощной боевой частью.

В результате базовая ракета комплекса «Атака» модели 9М120 доставляет тандемную кумулятивную боевую часть с пробиваемостью не менее 800 мм гомогенной брони на расстояние до 6 кмв. Имеется информация о существовании новых модификаций ракеты, имеющих лучшие показатели бронепробиваемости и дальности. Однако за эти качества приходится платить. Радиокомандное наведение требует установки на вертолет сравнительно сложной аппаратуры для захвата и сопровождения цели, а также для выработки и отправки команд для ракеты.

Так, для сопровождения и наведения ракеты вертолет не имеет возможности применять противотанковое вооружение «прыжковым» способом. Радиокомандное наведение требует относительно длительного нахождения в зоне видимости противника, что подвергает вертолет опасности ответной атаки. Для этого бортовая аппаратура вертолета Ми-28Н имеет возможность изменения направления управляющего излучения. Поворотный блок передающей антенны и аппаратуры слежения за ракетой позволяет вертолету маневрировать по рысканью в пределах 110° от направления пуска и накреняться до 30° от горизонтали.

Конечно, подобные возможности в определенных обстоятельствах могут оказаться недостаточными, что, однако, компенсируется достаточной дальностью ракеты и большой ее скоростью. Иными словами, при удачном стечении обстоятельств противотанковая ракета комплекса «Атака-В» сможет уничтожить вражескую зенитную установку до того, как та успеет произвести ответный пуск ракеты. В то же время, не стоит забывать про тенденции последних лет, подразумевающие полный переход к концепции «выстрелил-забыл».

Для самообороны оба вертолета могут нести управляемые ракеты «воздух-воздух» . Ми-28Н с такой целью оснащается четырьмя ракетами малой дальности Р-60 с инфракрасной головкой самонаведения; AH-64D – ракетами AIM-92 Stinger или AIM-9 Sidewinder с аналогичными системами наведения.

Экипаж и системы защиты

При создании вертолетов Ми-28 и AH-64 заказчики высказали пожелание получить боевые машины с экипажем из двух человек. Это требование было обусловлено желанием облегчить работу пилотов вертолета. Таким образом, экипаж обеих винтокрылых машин состоит из двух человек – пилота и штурмана-оператора. Еще одна черта, объединяющая вертолеты, касается расположения пилотов. Конструкторы фирм «Миль» и McDonnell Douglas (она разрабатывала «Апач» до того, как была куплена «Боингом») совместно с военными пришли к выводу относительно оптимального размещения рабочих мест экипажа.

Тандемное расположение двух кабин позволило уменьшить ширину фюзеляжа, улучшить обзор с рабочих мест, а также обеспечить обоих летчиков полноценным комплектом оборудования, необходимого для пилотирования и/или применения вооружения. Примечательно, что рассматриваемые вертолеты объединяет не только идея размещения экипажа. На обоих вертолетах кабина пилота находится сзади и сверху кабины оператора вооружений.

Примерно похожи и составы оборудования кабин. Так, пилот вертолета Ми-28Н или AH-64D имеет в своем распоряжении весь набор пилотажных приборов, а также некоторые средства для применения вооружения, в первую очередь неуправляемого ракетного. Штурманы-операторы, в свою очередь, тоже имеют возможность управлять полетом, но их рабочие места серьезно оборудованы для применения всех типов вооружения.

Отдельно стоит остановиться на системах обеспечения безопасности. Находясь на небольшом расстоянии от противника, вертолет поля боя рискует попасть под огонь вражеской зенитной артиллерии или стать целью для управляемых ракет. Как следствие, требуется некая защита. Основным элементом бронирования Ми-28Н является металлическая «ванна», выполненная из 10-мм алюминиевой брони. Поверх алюминиевой конструкции устанавливаются керамические плитки толщиной 16 мм . Между слоем металла и керамики прокладываются полиуретановые листы. Такое композитное бронирование выдерживает обстрел из 20-мм пушек стран НАТО.

Конструкция дверей для уменьшения веса представляет собой «бутерброд» из двух алюминиевых плит и полиуретанового блока. Остекление кабины выполняется из силикатных блоков толщиной от 22 мм (боковые стекла) и 44 мм (лобовые) . Лобовые стекла кабин выдерживают попадание 12,7-мм пули, а боковые защищают от оружия винтовочного калибра. Бронирование также имеют некоторые жизненно важные агрегаты конструкции.

На случай, если броня не спасла вертолет от критических повреждений, имеется два способа спасения экипажа. На высотах свыше 100 метров над поверхностью происходит отстрел лопастей несущего винта, дверей обеих кабин и крыльев, после чего надуваются специальные баллонеты, предохраняющие летчиков от ударов об элементы конструкции. Далее летчики самостоятельно покидают вертолет с парашютом.

На случай аварии на меньших высотах, где нет возможности спастись с парашютом, Ми-28Н имеет еще один комплекс мер для спасения экипажа. При аварии на высоте менее 100 метров автоматика подтягивает привязные ремни пилотов и фиксирует их в правильной позе . После этого вертолет снижается с допустимой скоростью в режиме авторотации. При посадке шасси вертолета и специально разработанные кресла пилотов «Памир», разработанные в НПП «Звезда», принимают на себя большую часть возникающей при касании перегрузки. Перегрузка порядка 50-60 единиц при разрушении элементов конструкции гасится до 15-17.

Бронезащита вертолета AH-64D в целом похожа на броню Ми-28Н, с той разницей, что американский вертолет легче и меньше российского . Как результат, кабина «Апача Лонгбоу» защищает пилотов только от пуль калибра 12,7 мм. На случай более серьезных повреждений между кабинами имеется бронеперегородка, защищающая от осколков снарядов калибра до 23 мм.

Система гашения перегрузок в целом аналогична комплексу мер, предпринятому на российском вертолете . Об эффективности ее работы можно судить по нескольким известным фактам. Так, в начале этого года в Интернете распространилось видео из Афганистана, где американские летчики на «Апаче» выполняли пилотаж в условиях разреженного горного воздуха. Пилот не учел некоторые параметры атмосферы, из-за чего вертолет в прямом смысле проехался по земле. Позже выяснилось, что экипаж отделался легким испугом и парой ссадин, а вертолет после короткого ремонта вновь вошел в строй.

Вертолет Ми-28Н борт №50 желтый из партии вертолетов, переданной ВВС на авиабазу 344 ЦБПиПЛС АА 8 октября 2011 г., г.Торжок, Тверская область .

Радиоэлектронное оборудование

Одним из главнейших элементов проектов Ми-28Н и AH-64D Apache Longbow является радиоэлектронное оборудование. Повышение характеристик средств войсковой ПВО привело к тому, что в концепции ударного вертолета появился еще один пункт: новые машины должны были иметь возможность быстрого обнаружения и опознавания целей на сравнительно больших дальностях . Для этого требовалось оснастить вертолет радиолокационной станцией и новыми вычислительными системами. Первыми такую модернизацию провели американцы, установив на AH-64D РЛС Lockheed Martin/Northrop Grumman AN/APG-78 Longbow.

Самой заметной частью этой станции является ее антенна, размещаемая в обтекателе над втулкой винта. Остальное оборудование РЛС «Лонгбоу» монтируется в фюзеляже. Радиолокационная станция может работать в трех режимах: по наземным целям, по воздушным и отслеживать рельеф местности. В первом случае станция «просматривает» сектор шириной в 45° вправо и влево от направления полета и обнаруживает цели на дистанциях до 10-12 км. На этих расстояниях станция может сопровождать до 256 целей и одновременно определять их тип.

По характерным нюансам отражаемого радиосигнала станция AN/APG-78 автоматически определяет, от какого объекта он идет. В памяти РЛС имеются сигнатуры танков, зенитных самоходок, вертолетов и самолетов. Благодаря этому оператор вооружений имеет возможность заранее определить приоритетные цели и провести предварительную настройку ракеты AGM-114L, передав на нее параметры выбранной цели.

На случай невозможности точного определения опасности объекта в нижней части обтекателя РЛС Longbow смонтирована антенна радиочастотного интерферометра. Этот прибор принимает сигналы, излучаемые другими боевыми машинами, и определяет направление на их источник. Таким образом, путем сопоставления данных с радиолокационной станции и интерферометра оператор вооружения может с высокой точностью найти наиболее опасный бронеобъект противника. После обнаружения и введения параметров цели пилот производит «прыжок», а штурман запускает ракету.

Режим работы РЛС AN/APG-78 по воздушным целям подразумевает круговой обзор окружающего пространства с определением трех типов целей: самолетов, а также движущихся и зависших вертолетов. Что касается режима отслеживания рельефа местности, то в таком случае «Лонгбоу» обеспечивает низковысотный полет, в том числе и в сложных метеоусловиях. Интересно отображение информации о поверхности : дабы летчик не отвлекался на массу обозначений, на экран РЛС выводятся только те препятствия, высота которых примерно равна или выше высоты полета вертолета . Благодаря этому пилот не теряет время на определение тех объектов и элементов ландшафта, которые можно просто проигнорировать ввиду их безопасности.

Стоит отметить, помимо новой радиолокационной станции AN/APG-78 в составе авионики «Апача Лонгбоу» имеются и другие, более привычные системы. Интегрированная система управления вооружением при необходимости позволяет пользоваться аппаратурой TADS, PNVS и т.д.

Кроме того, на вертолетах AH-64D применена новая система опознавания «свой-чужой», среди прочего, автоматически блокирующая попытки произвести атаку объекта, опознанного как свой. Эта возможность была добавлена в связи с неоднократными случаями ударов по собственным и союзным войскам по вине разведки и целеуказания. По различным подсчетам, боевая эффективность вертолета AH-64D, оснащенного РЛС Longbow, до 4 раз выше, чем у базовой машины. Выживаемость при этом выросла почти в 7 раз .

Основой бортового радиоэлектронного оборудования вертолета Ми-28Н и его главной «изюминкой» является РЛС «Арбалет» . Как и в случае с AN/APG-78 Longbow, антенна этой станции размещается внутри обтекателя на втулке несущего винта. В то же время, существуют и отличия. В первую очередь, они касаются способов применения. В отличие от «Лонгбоу», «Арбалет» имеет только два режима работы: по земле и по воздуху. Предметом гордости разработчиков станции из НИИР «Фазотрон» являются ее характеристики при работе по земле.

Станция «Арбалет» имеет больший в сравнении с AN/APG-78 сектор обзора подстилающей поверхности, его ширина равняется 120 градусам. Максимальная дальность «видимости» РЛС – 32 км . На таком же расстоянии автоматика радиолокационной станции способна составлять примерную карту местности. Что касается обнаружения и опознавания целей, то эти параметры «Арбалета» примерно равны соответствующим характеристикам AN/APG-78. Крупные объекты наподобие мостов «видны» с дистанции порядка 25 км. Танки и подобная им бронетехника – с вдвое меньших дистанций.

Режим работы РЛС «воздух-поверхность» обеспечивает пилотаж на малых высотах в любых погодных условиях и в любое время суток. Для этого «Арбалет» имеет возможность обнаружения небольших объектов, как то деревья или столбы линий электропередач. Более того, на расстоянии порядка 400 метров радиолокационная станция Ми-28Н способна распознать даже отдельные провода ЛЭП. Еще одной интересной возможностью системы картографирования является ее функция создания трёхмерного изображения . При необходимости экипаж может при помощи РЛС «отснять» местность впереди вертолета и внимательно изучить ее на примере выведенной на экран 3D-модели.

Ми-28Н серийный №07-01 борт №26 синий в Ростове в День Воздушного Флота России, 19.08.2012 г .

При переключении «Арбалета» в режим «воздух-воздух» антенна начинает круговое вращение, сканируя по азимуту все окружающее пространство. Сектор обзора в вертикальной плоскости имеет ширину в 60°. Дальность обнаружения целей типа «самолет» находится в пределах 14-16 км. Зенитные и авиационные ракеты «видны» с расстояния порядка 5-6 км. В режиме работы «по воздуху» РЛС «Арбалет» может сопровождать до 20 целей и передавать данные о них на другие вертолеты.

Следует сделать оговорку: информация о воздушных целях, как на Ми-28Н, так и на AH-64D используется только для анализа возможных рисков и передачи данных на другие боевые машины. Ракеты «воздух-воздух» Р-60 или AIM-92, предназначенные для самообороны, оснащаются инфракрасными головками самонаведения и, как следствие, не требуют предварительной передачи данных от систем вертолета. Кроме радиолокационной станции «Арбалет» Ми-28Н имеет интегрированную систему управления вооружением, позволяющую применять все доступные типы оружия в различных условиях.

Кто лучше?

Сравнение вертолетов AH-64D Apache Longbow и Ми-28Н – дело довольно специфическое и непростое. Конечно, обе винтокрылые машины принадлежат к классу ударных вертолетов. Однако у них поровну и общих черт, и различий. К примеру, для несведущего человека оба вертолета выглядят достаточно похожими. Но при более подробном рассмотрении в глаза бросаются разница в размере, в вооружении и т.д. Наконец, при изучении истории рассматриваемых вертолетов выясняется, что они различаются даже на уровне концепции применения.

В связи с этим было создано два достаточно разных вертолета. Если не вдаваться в технические подробности, то Apache Longbow представляет собой сравнительно небольшой и легкий вертолет, задачей которого является «отстрел» вражеских танков с большого расстояния. Кроме того, самая новая версия вертолета AH-64 получила возможность проведения операций в любое время суток и в любых метеоусловиях, естественно, когда можно подниматься в воздух.

Ми-28Н, в свою очередь, создавался как значительная переработка своего «старшего брата» , которая не получила грузовое отделение, но обзавелась новым вооружением. Как следствие, Ми-28Н получился достаточно крупным и тяжелым, что позволило увеличить как боезапас, так и номенклатуру доступного вооружения. Одновременно с этим российский вертолет, с учетом текущих тенденций развития винтокрылых машин и зарубежного опыта, получил собственную радиолокационную станцию, значительно повысившую его боевой потенциал.

При этом, несмотря на новые возможности по дальности атаки целей, Ми-28Н сохранил способности к «висению» над головой противника и атакам с малых дистанций. Что касается боевого потенциала вертолетов, то сравнивать его вообще невозможно – из рассматриваемых машин в реальных боях участвовали только «Апачи Лонгбоу».

Таким образом, AH-64D Apache Longbow и Ми-28Н одновременно похожи и нет . Нетрудно догадаться, что основные отличия касаются вооружений и способа его применения. Соответственно, именно эти качества вертолетов и должны быть главным фактором, влияющим на выбор победителя в конкурсах на закупку техники. Похоже, индийские военные, разрываясь между двумя замечательными вариантами, все же решили обзавестись более легкими вертолетами, «заточенными» для борьбы с бронетехникой противника.

А вот Ирак, в отличие от Индии, по-видимому, предпочел более универсальную ударную машину в лице Ми-28Н. На днях официальные источники из администраций России и Ирака подтвердили, что в ближайшие годы арабская страна получит три десятка вертолетов Ми-28Н в экспортной модификации и более 40 зенитных ракетно-пушечных комплексов . Общий объем контрактов превысил 4 млрд. долларов. Как видим, вертолеты AH-64D и Ми-28Н хороши. Причем хороши каждый по-своему, что, однако, не мешает им находить новых заказчиков.

AH-64 «Апач» (англ. Apache) - основной боевой вертолёт Армии США с середины 1980-х годов.

История создания


Успешное применение AH-1 «Кобра» во Вьетнаме подтвердило жизнеспособность идеи боевого вертолёта. В то же время ситуация с предполагаемым «наследником» «Кобры» оставалась неясной. Амбициозная и дорогостоящая программа AH-56 «Шайенн» продолжалась около десятилетия и была окончательно закрыта в 1972 году. Попытки найти временную замену в виде модели Сикорский S-67, модификаций S-61 и других вертолётов также оказались безуспешными. Наконец в 1972 г. Армия США начала программу усовершенствованного боевого вертолёта (Advanced Attack Helicopter, AAH), предназначенного в первую очередь для борьбы с танками противника в любое время суток и в плохих погодных условиях.

Основные требования, выдвигавшиеся к вертолёту AAH:

  • Вооружение - 30-мм пушка M230 Chain Gun, 16 противотанковых ракет AGM-114 или 4 установки с 19-ю 70-мм НУР Hydra 70
  • Экипаж - 2 человека
  • Характеристики: расчётная взлётная масса - 7260 кг, скороподъёмность - 12,7 м/с, перегоночная дальность с ПТБ - 1850 км
  • Навигационное оборудование для полётов ночью и в плохих погодных условиях на высоте менее 30 м
  • Двигатель - газотурбинный XT-700, что обеспечивало унификацию с разрабатываемым военно-транспортным вертолётом UH-60
  • Система снижения ИК-излучения
  • Обеспечение боевой живучести вертолета. В частности нулевая уязвимость вертолёта при одиночном поражении 12,7-мм пулей при скорости 490 м/с и минимизация уязвимости при поражении 23-мм ОФЗ снарядом. Возможность продолжения полёта в течение минимум 30 мин после указанного воздействия по любой части конструкции машины
  • Предполагаемый срок службы - 15 лет
  • Расчётная стоимость серийной машины - 14 млн. долларов, себестоимость производства 11 - 12 млн. долларов.

    Участие в конкурсе принимали пять авиастроительных фирм: Боинг-Вертол, Белл, Хьюз, Локхид, Сикорский. В июне 1973 года двум из этих фирм (Белл и Хьюз) были выданы контракты на разработку и производство прототипов. Фирма Белл предложила YAH-63 (Модель 409), представлявший развитие AH-1; прототип совершил первый полёт 22 ноября 1975 года. Чуть раньше, 30 сентября, впервые взлетел Хьюз YAH-64, пилотировавшийся лётчиками-испытателями Робертом Ферри (Robert Ferry) и Ралеем Флетчером (Raleigh Fletcher). В ходе проведённых армией сравнительных испытаний образец фирмы Хьюз показал своё значительное превосходство над конкурентом в скороподъёмности и манёвренности, и в целом его характеристики превосходили армейские требования. Свою роль сыграла и авария YAH-63 в одном из испытательных полётов. В декабре 1976 года было объявлено о победе в конкурсе фирмы Хьюз с вертолётом YAH-64.

    После победы в конкурсе фирма продолжила долгие испытания вертолёта, внеся ряд изменений в его конструкцию и бортовое оборудование. В общей сложности объём лётных испытаний составил 2400 часов. Из-за ряда трудностей решение о серийном производстве было отложено на два года. Только летом 1981 года начались войсковые испытания вертолёта. Строевые экипажи остались довольны новой машиной, и 19 декабря того же года было принято решение о серийном производстве вертолёта под обозначением AH-64A и названием «Апач».

    Для выпуска «Апачей» был построен завод в г. Меса (Аризона). Выкатка первой серийной машины состоялась 30 сентября 1983 года, ровно через восемь лет после первого полёта AH-64. В следующем году фирма Хьюз была куплена корпорацией Макдоннел-Дуглас, к которой перешло и производство вертолёта. «Апачи» стали поступать в войска и распределялись по 18 вертолётов на эскадрилью. Первая эскадрилья достигла боеготовности в июле 1986 года. С 1989 года «Апачи» начали поступать в Национальную гвардию США. Серийное производство для нужд американских вооружённых сил было завершено в декабре 1994 года после постройки 827 машин. Средняя стоимость одного вертолёта ранней модификации AH-64A оценивается примерно в 14,5 млн. долларов.

    Особенности конструкции

  • Двигатели AH-64 разнесены, являются взаимозаменяемыми.
  • Вертолет оснащен ЭВУ, для снижения теплового излучения выхлопа двигателей. Принцип её работы заключается в смешивании горячего воздуха в двигателе с холодным забортным воздухом.
  • В носовой части фюзеляжа на турельной установке расположены: видеокамера, лазерная система измерения расстояния и подсвета цели, тепловизор, изображение с которого передаётся на телеэкран пилота, подвижная пушечная установка.
  • Для снижении шума вертолёта, хвостовой винт заменен на Х-образный. Лопасти РВ установлены под разным углом, таким образом, каждый из них подавляет часть шума, производимого другим. В данном случае двойной винт работает тише одиночного.
  • Основные опоры шасси (неубирающееся шасси), снабженные мощными амортизаторами. Амортизаторы способны поглотить энергию удара при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 12,8 м/с, не допуская травмирования экипажа.
  • Надвтулочный радар, выполняющий функции картографирования и радиолокации.
  • Система постановки ИК помех ALQ-144 и автомат выброса ИК ловушек.

    РЛС APG-78

  • Дальность 8 км
  • Количество сопровождаемых целей: 256
  • РЛС обеспечивает:
    - оповещение о ракетной атаке
    - полет на малых высотах
    - фиксирует излучающие РЛС
    - автоматическое обнаружение подвижных и неподвижных целей и их классификация.


    Электронно-оптическая система TADS (Target Acquisition and Designation Sights, Pilot Night Vision System).
  • Система TADS включает в себя следующие подсистемы:
    - лазерный дальномер-целеуказатель (LRF/D);
    - ИК-система ночного видения (FLIR) с 30 кратным увеличением;
    - оптическая система прямого видения (DVO);
    - телевизионная система отображения в дневное время (DT);
  • Углы обзора:
    ± 120 по азимуту
    +30/-60 по углу места

    Модификации

  • YAH-64 - прототип. Построено 5 экземпляров.
  • AH-64A - первая серийная модификация. Построено 827 вертолётов. В 1996-2005 годах 501 вертолёт был переоборудован в вариант AH-64D.
  • GAH-64A - вариант AH-64A, переоборудованный в наземный тренажёр. Переоборудовано 17 вертолётов.
  • JAH-64A - модификация для проведения специальных лётных исследований. Построено 7 машин.
  • AH-64B - вариант, модернизированный с учётом боевого опыта операции «Буря в пустыне». Имел увеличенное крыло, новые средства связи и навигации, усиленную бронезащиту. Разработка прекращена в 1992 году.
  • AH-64C - модернизированный AH-64A. До закрытия программы в 1993 году было модернизировано всего два вертолёта.
  • AH-64D «Апач Лонгбоу» - вторая основная модификация «Апача» («Лонгбоу» означает «длинный лук»). Главная особенность - РЛС миллиметрового диапазона AN/APG-78 «Лонгбоу», размещённая в обтекаемом контейнере над втулкой несущего винта. Кроме того, установлены усиленные двигатели и новое бортовое оборудование. Поступил на вооружение в 1995 году, однако до 1997 года на «Апачах» этой модификации не устанавливалась надвтулочная РЛС. Планируется модернизировать в этот вариант все остающиеся AH-64A в 2008 году.
  • AH-64D Block III- лопасти винтов выполнены из композитных материалов, двигатели T700-GE-701D (2000 л.с), более современная электронная система управления полетом, способен управлять несколькими беспилотными летательными аппаратами, скорость до 300 км/ч, дальность полета более 1,9 тыс. км.

    Вооружение

  • Авиационная одноствольная автоматическая пушка M230
    - калибр 30 мм
    - скорострельность 600-650 выстрелов в минуту
    - начальная скорость снарядов 792 м/с.
    - боекомплект 1200 патр.
    - типы используемых боеприпасов:
    > патрон с осколочно-фугасным снарядом М799 снаряжение 43 г взрывчатого в-ва,
    > патрон с бронебойно-кумулятивным снарядом M789 с бронепробитием около 50 мм гомогенной брони.

    Авиационная пушка M230

  • Ракеты «воздух-поверхность» 4×4 AGM-114

    AGM-114 и Hydra

    Боевое применение


    «Боевое крещение» AH-64 состоялось в ходе американского вторжения в Панаму в декабре 1989 года. Полученный боевой опыт был достаточно символическим: в операции приняли участие всего 11 машин. Состоялось несколько успешных пусков ракет AGM-114. Потерь не было, три вертолёта получили лёгкие повреждения.

    Более серьёзным испытанием стала операция «Буря в пустыне» в 1991 году. Именно «Апачи» сделали первые выстрелы этой войны, атаковав в ночь на 17 января две иракские радиолокационные станции в районе Багдада, представлявшие угрозу для коалиционной авиации над иракской столицей. Оба радара были уничтожены. В дальнейшем AH-64 приняли участие в ряде пограничных столкновений с иракскими войсками в период воздушной фазы кампании. 24 февраля началось наземное наступление Многонациональных сил; за четыре дня наземной войны AH-64 проявили себя как эффективное противотанковое средство. Также они выполняли непосредственную поддержку войск, иногда взаимодействуя с штурмовиками A-10. Потери оказались очень невысоки для такой масштабной операции - всего три вертолёта (в том числе один потерян от огня противника), причём один из них был потерян в наземном пожаре до начала боевых действий.


    В ходе военной операции НАТО против Югославии в 1999 году эскадрилья AH-64 была переброшена в Албанию и предназначалась для поддержки возможного сухопутного наступления в Косово. Однако в конце апреля - начале мая два «Апача» были потеряны во время тренировочных полётов над Албанией, экипаж одного из них погиб. В конечном счёте AH-64 не приняли участия в боевых операциях. По утверждениям некоторых неофициальных сербских источников, около десятка «Апачей» были выведены из строя 26 апреля в результате налёта сербской авиации на авиабазу Ринас, однако сам факт проведения этой операции не подтверждается ни командованием НАТО, ни официальными сербскими представителями.

    AH-64 активно применялись с первого дня вторжения в Ирак в марте 2003 года. Впервые были задействованы машины модификации AH-64D. В целом «Апачи» подтвердили свою высокую репутацию в этом конфликте. Проблемы возникали, в основном, из-за неудачной тактики применения, наиболее известным примером чего является рейд против бригады из состава дивизии Республиканской гвардии «Медина» 24 марта 2003 года. Столкнувшись с неподавленной и хорошо организованной системой ПВО противника, 30 из 33 участвовавших в налёте «Апачей» получили боевые повреждения. В этом эпизоде вновь подтвердилась высокая живучесть AH-64: лишь один из подбитых вертолётов совершил вынужденную посадку на территории противника (его экипаж попал в плен, а сам вертолёт был уничтожен ударом авиации, чтобы его аппаратура не попала в руки противника).

    Однако с началом в Ираке партизанской войны потери AH-64 начали возрастать. Основной причиной этого является характерная для партизанской войны неожиданность обстрела с земли, особенно во время полёта над городскими кварталами, когда невозможно определить, откуда ведётся огонь. Вертолёт просто не успевает совершить противозенитный манёвр. Кроме того, бронирование «Апача» предназначено лишь для защиты от огня из пулемётов и частично - малокалиберных зенитных орудий. Как и любой другой вертолёт, он уязвим для ракет ПЗРК.

    Американские, британские и голландские вертолёты используются в боевых операциях в Афганистане. Потери здесь оказались небольшими и связаны в основном с техническими неполадками.


    Израильские вертолёты впервые были задействованы в бою в 1991 году на территории Ливана. Они применялись во время ограниченных военных операций против «Хизбаллы» в 1993 и 1996 годах. Широкое применение «Апачи» получили в ходе второй палестинской Интифады 2000-2005 годов. Как правило, они наносили демонстративные удары по объектам палестинских организаций в ответ на проводимые диверсии, но поучаствовали и в настоящей поддержке наземных войск в ходе операции «Защитная стена» в марте-апреле 2002 года. В ходе Ливанской кампании летом 2006 года AH-64 применялись для нанесения ударов по целям на территории Ливана. Было потеряно три машины, в том числе две столкнулись друг с другом в воздухе. По предварительным данным, все потери были небоевыми, хотя «Хизбалла» взяла на себя ответственность за сбитие всех трёх вертолётов.

    07 августа 2011 года британскими вертолётами AH-64 Apache, действующими с борта вертолётоносца "Оушн" ВМС Великобритании, наносились удары ракетами "Hellfire" и бортовой артиллерий по позициям правительственных войск Ливии в ходе военной операции коалиционных сил.

    Стоит на вооружении

  • Бахрейн (8 AH-64A)
  • Великобритания.66 AH-64D на 2010 год. На вооружении находятся вертолёты WAH-64D, выпускавшиеся фирмой Уэстланд по лицензии (всего собрано 67 машин из поставленных фирмой Боинг комплектов деталей). На них установлены британские двигатели Роллс-Ройс/Турбомека RTM 322. В британской армии они сменили вертолёты «Линкс» в качестве тактического ударного вертолёта.
  • Греция 20 AH-64A,12 AH-64D на 2010 год.
  • Египет 35 AH-64A на 2010 год (36 AH-64A, которые предполагалось переоборудовать в AH-64D)
  • Израиль (30 AH-64A, получивших местное название «Петен»;18 AH-64D «Сараф») на 2010 год.
  • Индия планирует 22 AH-64D Apache Longbow с 2011 года.
  • Кувейт 12 AH-64D на 2010 год.
  • Нидерланды. 29 AH-64D на 2010 год. Королевские ВВС Нидерландов некоторое время располагали взятыми в лизинг AH-64A (12 машин), а затем сделали заказ на 30 AH-64D без радара. Голландские вертолёты в разное время размещались в Джибути, Боснии и Герцоговине, Афганистане.
  • ОАЭ (30 AH-64A) на 2010 год.
  • Саудовская Аравия (12 AH-64A) на 2010 год.
  • Сингапур 12 AH-64D на 2010 год.
  • США 741 AH-64 (241 AH-64A, и 500 AH-64D на январь 2010).
  • Тайвань
  • Южная Корея
  • Япония 10 AH-64D на 2010 год.

    Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость, км/ч: 365
  • Максимальная скорость, км/ч: 300
  • Практическая дальность, км: 690
  • Перегоночная дальность, км: 2 020
  • Практический потолок, м: 6 400
  • Максимальная скороподъёмность, м/с: 12,3
  • Вертикальная скороподъёмность, м/с: 12,7