Технические комитеты системы сертификации. Технические комитеты по стандартизации: деятельность и задачи

Создание технических комитетов по стандартизации сегодня реализуется соответствующим органом исполнительной власти. Когда в силу вступил Закон «О техническом регулировании», реформы стали проходить во всей системе стандартизации РФ. В первую очередь, такой подход продиктован необходимостью перехода на концепции стандартизации, которые были приняты в международном масштабе. Таким образом, в настоящее время актуально изменение статуса ТК по стандартизации, статуса самих стандартов, условий финансирования работ, связанных со стандартизацией, а также соответствующих целей и задач.

Состав ТК

Целесообразно начать с того, что в состав ТКС входят представители исполнительных органов государственных корпораций (например, корпорации «Росатом»), исполнительной власти, исполнительной власти муниципальных структур и субъектов РФ, научных компаний — даже тех, которые осуществляют деятельность в области стандартизации, — исполнителей, изготовителей, а также общественных потребительских объединений. Деятельность технических комитетов по стандартизации связана с участием в подготовке предложений, относящихся к формированию государственной политики РФ в области стандартизации.

Принципы создания

В полной мере рассмотрев понятие и состав ТКС, стоит перейти к следующему аспекту. Создание технических комитетов по стандартизации, а также формирование соответствующих составов реализуется соответствующей структурой исполнительной власти. При этом учитывается ряд принципов:

  • Стороны наделены возможностью равного представительства.
  • Участие является добровольным.
  • Представители ТК по стандартизации утвердили правило, что соблюдение задач и целей стандартизации, которые прописаны в третьей статье указанного выше Закона федерального уровня, - это принцип, носящий обязательный характер.
  • Та информация, которая касается формируемого технического комитета, должна быть открыта и доступна.

Процесс создания

Заявку на формирование национального технического комитета по стандартизации в письменном или электронном виде оформляет заявитель. Делается это в федеральной структуре исполнительной власти в области стандартизации. Важно отметить, что заявителями могут выступать исключительно лица, названные во второй части настоящей статьи. Федеральный орган рассматривает заявку на формирование технического комитета по стандартизации от 1 до 15 дней. После этого он решает, возможно ли создать этот комитет. Необходимо учесть то, что заявка может быть отклонена. Если предложение, связанное с созданием и дальнейшей деятельностью технического комитета по стандартизации не соответствует изложенным выше принципам, то федеральная организация исполнительной власти в области стандартизации официальным образом решает отклонить заявку на формирование данной структуры.

Прием и отклонение заявок

Нередко случается и так, что заявка может быть отклонена по тем или иным причинам, которые впоследствии должны быть четко разъяснены. В случае отклонения заявки, соответствующее решение передается заявителю с целью информированности. Стоит учесть, что тогда орган исполнительной власти федерального уровня в области стандартизации должен официально отказать в создании и дальнейшей работе технического комитета по стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней после принятия данного решения.

Нужно знать, что уведомление касательно приема заявок на участие в ТКС федеральный орган исполнительной власти так или иначе размещает на своем официальном ресурсе (сайте) в сети Интернет. Оно должно быть опубликовано не позднее, чем в течение 7 дней после того, как было принято решение о возможности формирования комитета. Лица, которые указаны во второй части настоящей статьи, в течение срока, отмеченного в уведомлении по приему заявок на участие в ТК по стандартизации, должны направить эти заявки непосредственно заявителю. Стоит дополнить, что срок приема заявок указывается в соответствующем уведомлении. Он не может превышать 90 дней, а также быть менее 60 со дня публикации уведомления. Заявка на участие в техническом комитете по стандартизации по ГОСТу должна содержать логичное обоснование участия того или иного лица, которое является заявителем, как член комитета.

Окончание приема заявок

После того, как прием заявок на участие в ТКС окончен, заявитель обязательно должен направить поступившие заявки в федеральный орган исполнительной власти в области стандартизации. Помимо этого, в отправлении важен следующий перечень документов:

  • Проект положения о формируемом техническом комитете по стандартизации на базе соответствующего положения стандартного формата. Данное положение должно быть утверждено соответствующим органом власти в области стандартизации.
  • Проект в достаточной степени перспективной программы деятельности создаваемой структуры.
  • Список межгосударственных (для межгосударственных технических комитетов по стандартизации) и национальных (для национальных комитетов) сводов правил, стандартов и иной документации по стандартизации. Так или иначе они должны действовать на территории Российской Федерации и относиться к компетенции формируемой структуры.
  • Список региональных и международных стандартов, которые касаются компетенции создаваемой структуры. Речь идет о региональных и международных технических комитетах по стандартизации соответственно.

Деятельность комитетов

Сегодня технические комитеты участвуют в разработке стандартов международного, регионального или межгосударственного плана. При этом порядок участия устанавливается соответствующей структурой исполнительной власти. Федеральное агентство, занимающееся техническим регулированием и метрологией, отвечает за организацию участия технических комитетов в работе Международной организации по стандартизации (сокращенно - ИСО), Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (сокращенно - МГС), а также Международной электротехнической комиссии (сокращенно - МЭК).

В настоящее время весь перечень технических комитетов по стандартизации принимает участие в создании стандартов как регионального, так и международного уровня строго по соглашениям, заключенным Федеральным агентством с региональным структурами, занимающимися стандартизацией.

Разработка международных стандартов

Далее будет целесообразным подробнее рассмотреть вопрос участия в разработке стандартов международного уровня. Для координации работы ТКС Федеральное агентство занимается организацией деятельности секретариатов ИСО и МЭК строго по актуальному сегодня законодательству РФ касательно стандартизации. Важно знать, что в рамках участия в создании стандартов международного уровня технический комитет реализует следующие виды деятельности:

  • Обеспечивает контакт с экспертом в процессе подготовки позиции РФ в соответствии с проектом международного стандарта.
  • Направляет в секретариаты Российского комитета, который является членом МЭК и ИСО, предложения, связанные с кандидатурами экспертов для деятельности в технических структурах МЭК и ИСО.
  • Направляет в секретариаты Российского комитета, который является членом МЭК и ИСО, предложения, связанные с разработкой проектов стандартов международного уровня на базе стандартов национального уровня и внутренних стандартов организаций.
  • Занимается организацией экспертизы стандартов международного уровня.

Разработка межгосударственных стандартов

В полной мере рассмотрев разработку международных стандартов, следует перейти к стандартам межгосударственного типа. Так, в соответствии с предложениями технических комитетов, Федеральное агентство занимается формированием состава экспертов в непрерывно действующих органах МГС, научных комиссиях и рабочих группировках строго по действующему на территории страны законодательству касательно стандартизации. Важно знать, что в рамках участия в создании стандартов межгосударственного уровня технические комитеты занимаются следующими видами деятельности:

  • Направляют предложения по стандартизации межгосударственного уровня в программу работ.
  • Формируют как первую, так и заключительную редакцию проекта стандарта межгосударственного уровня.
  • Проводят экспертизу как первой, так и заключительной редакции проекта.
  • Занимаются подготовкой мотивированного предложения, связанного с утверждением проекта стандарта межгосударственного уровня или же с его отклонением.
  • Полноценно обеспечивают участие представителя РФ в заседании технического комитета межгосударственного состава.

Технические комитеты по стандартизации в РФ: перечень

Сегодня на территории России действует большое количество технических комитетов. Среди них:

Заключение. Предназначение и роль ТК

Как выяснилось, после вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» начала реформироваться национальная система стандартизации. Изменился статус соответствующих комитетов, стандартов, условия финансирования, а также основные цели и задачи стандартизации. Сегодня к деятельности комитетов привлекаются ведущие специалисты и, конечно же, ученые заинтересованных структур, потребителей (другими словами, заказчиков), изготовителей продукта, разработчиков, организаций и органов по стандартизации, сертификации, метрологии и инженерных обществ. Важно напомнить, что формирование технических комитетов реализуется на добровольной основе для организации и дальнейшего проведения работ, связанных со стандартизацией определенных разновидностей продукта, услуг или технологии.

Выше мы подробно рассмотрели, чем занимаются межгосударственные, международные и национальные комитеты. Однако целесообразно отметить общие функции, которые они выполняют:

  • Организация разработки и пересмотр актуальных стандартов в конкретной сфере деятельности, подготовка предложений в программу.
  • Обеспечение гармонизации российских стандартов (иными словами, организация соответствия национальных и межгосударственных стандартов международным), в том числе содействие принятию стандартов.
  • Анализ проектов российских стандартов, в том числе организация разработки или проведение экспертизы, представление на утверждение в НОС или подготовка предложений касательно отклонения проектов. Другими словами, технические комитеты по стандартизации утверждают проекты.
  • Сотрудничество с техническими комитетами в смежных сферах деятельности. Важно отметить, что данная функция предполагает обеспечение комплексности работ, связанных со стандартизацией.
  • Полноценное обеспечение интересов РФ в случае взаимодействия с аналогичными техническими комитетами регионального, зарубежного или международного уровня. Участие в работе ТК ИСО или МЭК, а также в деятельности ТК межгосударственного типа.
  • Участие в разработке международных стандартов (как правило, через рассмотрение их проектов) и содействие в принятии российских стандартов как международных.
  • Взаимодействие с федеральными и другими органами исполнительной власти, а также с различными структурами и физическими лицами.
  • Организация или проведение экспертизы актуальных проектов стандартов (соответственно, по предложению организаций).

Основной задачей любого ТК является содействие в прогрессе национальной системы стандартизации. Уставным фондом технического комитета вправе распоряжаться его рабочий орган (иными словами, общественная структура, которая имеет Положение и Устав). Данный орган осуществляет программу работ, которую принимает технический комитет, а также решает вопросы финансирования. Оборотный капитал технического комитета может складываться тремя путями: из прибыли от реализации интеллектуальный собственности; из грантов фирм и организаций международного уровня; от сторонних источников, проявляющих инициативу.

В заключение целесообразно рассмотреть критерии исполнения техническими комитетами своих функций. Сюда относится реализация требований, связанных с безопасностью технических регламентов в процессе разработки стандартов. Помимо этого, особую важность играет экспертное заключение от НОС на разработанные национальные стандарты, а также презумпция соответствия актуальным требованиям по безопасности стандартов. И, наконец, очень важны критерии, которые предъявляются отдельными общественными группами или обществом в целом. Они очевидны при исполнении принципа, соответствующего открытости формирования стандартов.

2. В состав технического комитета по стандартизации могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", иных государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, изготовителей, исполнителей, общественных объединений потребителей.

3. Технические комитеты по стандартизации участвуют в подготовке предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации.

4. Создание технических комитетов по стандартизации и формирование их составов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом следующих принципов:

1) добровольное участие;

2) равное представительство сторон;

4) открытость и доступность информации о создаваемом техническом комитете по стандартизации.

5. Заявка на создание технического комитета по стандартизации в письменной или электронной форме подается заявителем в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

6. Заявителями могут быть лица, указанные в части 2 настоящей статьи. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации рассматривает заявку на создание технического комитета по стандартизации и в течение пятнадцати дней со дня подачи этой заявки принимает решение о возможности создания технического комитета по стандартизации или об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации.

7. В случае, если предложение о создании технического комитета по стандартизации, содержащееся в заявке на создание технического комитета по стандартизации, не соответствует принципам, установленным частью 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации выносит решение об отклонении такой заявки на создание технического комитета по стандартизации.

8. Решение об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации доводится до сведения заявителя федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня принятия такого решения.

9. Уведомление о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации размещается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее чем в течение семи дней со дня принятия решения о возможности создания технического комитета.

10. Лица, указанные в части 2 настоящей статьи, в течение указанного в уведомлении о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации срока направляют заявки на участие в техническом комитете по стандартизации заявителю. Срок приема этих заявок устанавливается в уведомлении о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации и не может быть менее чем шестьдесят дней и более чем девяносто дней со дня размещения уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации. Заявка на участие в техническом комитете по стандартизации должна содержать обоснование участия заявителя в качестве члена комитета.

11. После окончания срока приема заявок на участие в техническом комитете по стандартизации заявитель направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации поступившие заявки и следующий комплект документов:

1) проект положения о создаваемом техническом комитете по стандартизации на основе типового положения о техническом комитете по стандартизации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации;

2) проект перспективной программы работы создаваемого технического комитета по стандартизации;

3) перечень национальных стандартов и межгосударственных стандартов, сводов правил и иных документов по стандартизации, действующих в Российской Федерации и относящихся к компетенции создаваемого технического комитета по стандартизации;

4) перечень международных стандартов и региональных стандартов, относящихся к компетенции создаваемого технического комитета по стандартизации.

12. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления заявок и комплекта документов от заявителя размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень лиц, подавших заявки на участие в техническом комитете по стандартизации.

13. В случае, если предложение об участии в техническом комитете по стандартизации, содержащееся в заявке на участие в техническом комитете по стандартизации, не соответствует принципам, установленным частью 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации выносит решение об отклонении такой заявки на участие в техническом комитете по стандартизации.

14. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления от заявителя заявок и документов, указанных в части 11 настоящей статьи, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решение о создании технического комитета по стандартизации. Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации о создании технического комитета по стандартизации должно содержать информацию о составе технического комитета по стандартизации, наименовании технического комитета по стандартизации, об объектах стандартизации, о структуре технического комитета по стандартизации, председателе технического комитета по стандартизации, его заместителе или заместителях, об ответственном секретаре технического комитета по стандартизации, об организации, выполняющей функции по ведению дел секретариата технического комитета по стандартизации. Назначение председателя технического комитета по стандартизации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом профессиональных, личностных и деловых качеств кандидата, а также его опыта работы в отрасли.

15. Решение о создании технического комитета по стандартизации, решение об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации, решение об отклонении заявки на участие в техническом комитете по стандартизации могут быть обжалованы в суд только после их обжалования в досудебном порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

16. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может принять решение о ликвидации технического комитета по стандартизации, если в течение одного года им не были внесены в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации относящиеся к компетенции данного технического комитета по стандартизации предложения по разработке, пересмотру национальных стандартов, предварительных национальных стандартов или внесению изменений в них.

17. Технические комитеты по стандартизации принимают участие в разработке международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных документов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной (региональной) стандартизации.

Основные функции ТК:

1) определение концепций развития стандартизации в своей области;

2) подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

3) составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

4) оказание научно – методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективной стандартизации;

5) привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

По линии международной стандартизации ТК занимаются вопросами гармонизации отечественных стандартов с международными, готовят обоснование позиции России для голосования по проектам стандартов в международных организациях; участвуют в работе ТК международных (региональных) организаций по стандартизации, способствуя принятию государственных стандартов РФ в качестве международных, участвуют в организации проведения в России заседаний международных организаций по стандартизации и др.

Научно – технической базой для создания ТК обычно служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации технического комитета. Госстандарт РФ и Госстрой РФ привлекают к работе в ТК ведущих учёных и специалистов, представителей организаций – разработчиков продукции, производственных предприятий (фирм), предприятий – основных потребителей продукции (услуги), научных и инженерных обществ и обществ по защите прав потребителей.

Участие в деятельности технических комитетов всех заинтересованных сторон добровольное.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Метрология, стандартизация и сертификация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. пермский национальный исследовательский политехнический университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Метрология, стандартизация и сертификация
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов Направления: 150900.62 «Технология, оборудование и автоматизация машинострои

Перечень лабораторных занятий
1. Измерение деталей с применением плоскопараллельных концевых мер длины; 2. Измерение размеров деталей с применением штангенинструментов; 3. Определение шероховатости поверхности

Развитие и роль метрологии, стандартизации и сертификации в обеспечении высокого качества продукции
Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Право предприятий

Метрологическое обеспечение. Технические основы метрологического обеспечения
Метрологическое обеспечение– это комплекс работ, направленных на обеспечение единства измерений, при котором результаты измерений выражены в узаконенных единицах величин и погрешно

Основные виды работ по метрологическому обеспечению
1)Проведение анализа состояния с измерением. Постоянный анализ – основной вид работ метрологического обеспечения, т. к. изготовитель должен знать, с какой достоверностью выявляются значени

Единство, достоверность, точность измерений. Единообразие средств измерений
Единство измерений – состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах, а погрешности известны с заданной вероятностью и не выходят за установленные пр

Государственный метрологический контроль. Утверждение типа средств измерений
Закон «Об обеспечении единства измерений» устанавливает следующие виды государственного метрологического контроля: 1) утверждение типа средств измерений; 2) поверка средств измере

Поверка средств измерений
Поверка средств измерений – совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы или другими уполномоченными на то органами и организациями с целью определения и подтв

Калибровка средств измерений. Калибровочная служба России (РСК)
Калибровка СИ – это совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению ср

Государственный метрологический надзор (ГМН)
ГМН – процедуры проверок соблюдения метрологических правил и норм, требований закона, нормативных документов системы ГСИ, принятых в связи с введением Закона, а также действующих ранее и противореч

Метрологический контроль и надзор на предприятиях и в организациях (у юридических лиц)
В соответствии с законом «Об обеспечении единства измерений» на предприятиях, организациях, учреждениях, являющихся юридическими лицами, создаются в необходимых случаях метрологические службы для в

Физические величины как объект измерений
Объектом измерений являются физические величины, которые принято делить на основные и производные. Основные величиныне зависимы друг от друга, но они могут служить основой

Виды средств измерений
Для практического измерения единицы величины применяются технические средства, которые имеют нормированные погрешности и называются средствами измерений. К средствам измерений отно

Измерение. Виды измерений
Измерение –Совокупность операций, выполняемых с помощью технического средства, хранящего единицу величины и позволяющего сопоставить с нею измеряемую величину. Полученное

Основные параметры средств измерений
Длина деления шкалы –расстояние между осями (центрами) двух соседних отметок шкалы, измеренное вдоль воображаемой линии, проходящей через середины самых коротких отметок шкалы.

Погрешности измерения
Под погрешностью измерения подразумевают отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины. Точность измерений –качество измерения

Выбор средств измерений
При выборе средств измерений учитываются их метрологические параметры, эксплуатационные факторы (организационная форма контроля, особенности конструкции и размеры изделий, производительность оборуд

Метрологические показатели средств измерений
Меры характеризуются номинальным и действительным значениями. Номинальное значение меры –значение величины, указанное на мере или приписываемое ей. Действ

Штриховые меры длины. Плоскопараллельные концевые меры длины
Штриховые меры длины изготовляют в виде брусков четырёх типов с различными формами поперечного сечения. Однозначные меры имеют два штриха на краях бруса. Шкалы многозначных мер мог

Угловые призматические меры
Угловые призматические меры являются наиболее точным средством измерения углов в машиностроении. Они предназначены для передачи размера единицы плоского угла от эталонов образцовым и рабочим угловы

Штангенинструменты
Штангенинструменты представляют собой показывающие приборы прямого действия, у которых размер изделия определяется по положению измерительной рамки, перемещающейся вдоль штанги со штриховой шкалой.

Микрометры
Микрометрические инструменты относятся к группе универсальных измерительных инструментов. Они предназначены для измерения диаметров валов и отверстий, глубин и высот деталей. Конструкция м

Калибры. Профильные шаблоны
По методу контроля калибры делят на нормальные и предельные. Нормальные калибрыкопируют размеры и форму изделий. Предельные калибрывоспроизводят

Методы измерения углов
Углы изделий измеряют тремя основными методами: методом сравнения с жёсткими контрольными инструментами – угловыми мерами, угольниками, конусными калибрами и шаблонами; абс

Угольники и конусные калибры
Угольники поверочные 90° предназначены для проверки и разметки прямых углов изделий, для контроля изделий при сборке или монтаже и т. п. Угольники имеют измерительные и опорные пов

Точность геометрических параметров элементов деталей
В отношении элементов деталей в машиностроении нормирование точности, т.е. установление требований о степени приближения к заданному значению, состоянию или положению можно и нужно рассматривать в

Понятие о размере. Размеры номинальный, действительный, истинный, нормальный. Ряды нормальных линейных размеров
Размер – числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т. п.) в выбранных единицах измерения. Из этого определения следует, что за размер принимается расстояние

Предельные размеры. Отклонения. Обозначения отклонений
Предельные размеры – это два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер. Из этого следует

Система допусков и посадок. Принципы построения системы
Т. к. получить посадку (с зазором, с натягом или переходную) можно при любых соотношениях отклонений размеров элементов относительно номинального размера, поэтому с развитием различных отраслей про

Интервалы размеров
Номинальные размеры элементов деталей после их определения расчётом выбираются из рядов предпочтительных чисел, представляющих собой геометрическую прогрессию с определёнными знаменателями.

Единица допуска
При назначении допусков необходимо выбрать закономерность изменения допусков с учётом значения номинального размера. Поэтому в системе имеется так называемая единица допуска, которая является как б

Квалитеты размеров
В зависимости от места использования элементов деталей, имеющих одинаковый номинальный размер, к ним могут предъявляться различные требования в отношении точности размера.

Образование поля допуска. Основные отклонения
В ЕСДП для указания положения поля допуска относительно номинала нормируются значения основных отклонений, которые обозначаются латинскими буквами прописными (большими) для отверстия и строчными (м

Обозначение допусков и посадок на чертежах
Поле допуска с внутренней сопрягаемой поверхностью (отверстие) всегда указывается в числителе, а поле допуска с внешней сопрягаемой поверхностью (вал) – в знаменателе, например: 20H7/g6,

Нормальная температура
Температурный режим – один из важнейших элементов системы допусков и посадок; с ним связано суждение о годности изделий с точки зрения соответствия его размеров размерам, заданным чертежом, а такж

Задачи, решаемые при обеспечении точности размерных цепей. Проверочная
Задача 1. Определение предельных размеров замыкающего звена размерной цепи (точности этого звена), когда известны предельные размеры остальных составляющих звеньев (рис.2: А

Задачи, решаемые при обеспечении точности размерных цепей. Проектировочная
Известны допуск замыкающего звена (исходного звена) и номинальные размеры составляющих звеньев. Требуется определить допуски составляющих звеньев. Способ 1

Параметры для нормирования и обозначения шероховатости поверхности
Способы нормирования шероховатости поверхности установлены в ГОСТ 2789 – 73 и распространяются на поверхности изделий, изготовленных из любых материалов и любыми методами, кроме ворсистых поверхнос

Выбор шероховатости поверхности
Выбор параметров для нормирования шероховатости должен производиться с учётом назначения и эксплуатационных свойств поверхности. Основным во всех случаях является нормирование высотных параметров.

Измерение отклонений формы
Отклонения формы определяют с помощью универсальных и специальных средств измерения. При этом используют поверочные чугунные плиты и плиты из твёрдых каменных пород, поверочные линейки, угольники,

Измерение шероховатости поверхности
Качественный контроль шероховатости поверхности осуществляют путём сравнения с образцами или образцовыми деталями визуально или на ощупь. ГОСТ 9378-75 устанавливает образцы шерохов

Цели и задачи стандартизации
Стандартизация –это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечива

Категории стандартов. Стандарты предприятий. Стандарты общественных объединений. Технические условия
Стандарты предприятий.разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления производством,

Государственные органы и службы стандартизации, их задачи и направления работы. Национальный орган по стандартизации. Технические комитеты
Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретн

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляются в России на основании Закона РФ «О стандартизации» и составляют часть государствен

Правовые основы стандартизации
Правовые основы стандартизации в России установлены Законом РФ «О стандартизации». Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной дея

Унификация и агрегатирование
Унификация.Для рационального сокращения номенклатуры изготавливаемых изделий проводят их унификацию и разрабатывают стандарты на параметрические ряды изделий, что повышает серийнос

Международная организация по стандартизации (ИСО)
Основные цели и задачи.Международная организация по стандартизации создана в 1946г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. СССР был одним из основателей орг

Организационная структура ИСО
Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы – технические комитеты (ТК),

Порядок разработки международных стандартов
Непосредственную работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты (ТК); подкомитеты (ПК, которые могут учреждать ТК) и рабочие группы (РГ) по конкретным направлениям деятельно

Перспективные задачи ИСО
ИСО определила свои задачи до конца столетия, выделив наиболее актуальные стратегические направления работ: 1. Установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что прежд

Основные термины и понятия
Установление соответствия заданным требованиям сопряжено с испытанием. Испытание –техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данн

Национальный орган Совет по
По сертификации │----------------→сертификации (Госстандарт России) │ │ │ │

Исполнители)
Типовая структура взаимодействия участников системы сертификации. Испытательная лабораторияосуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды

Схемы сертификации
Сертификация проводится по установленным в системе сертификации схемам. Схема сертификации –это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответстви

Обязательная сертификация
Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, о

Добровольная сертификация
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается

Правила по проведению сертификации
Правила по проведению сертификации устанавливают общие рекомендации, которые применяются при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертификации. Эти правила распрос

Порядок проведения сертификации продукции
Порядок проведения сертификации в России установлен постановлением Госстандарта РФ в 1994г. по отношению к обязательной сертификации (в том числе и импортируемой продукции), но может применяться и

Обязанности и основные функции органа по сертификации
Обязанности: 1. Проведение сертификации продукции по правилам и в пределах аккредитации. 2. Выдача лицензии на применение знака соответствия обладателю сертификата. 3. Пр

Требования к персоналу органа по сертификации
1. Руководитель органа по сертификации назначается по согласованию с аккредитующим органом. 2. Орган должен иметь постоянный персонал. Условия работы персонала должны полностью исключать в

Сертификация систем обеспечения качества
Сертификация систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в зарубежных странах, в России этим занимаются недавно. Зарубежные специалисты считают, чт

Сертификация услуг
Основные принципы систем сертификации услуг те же, что и для систем сертификации продукции: обязательность и добровольность, условие третьей стороны, аккредитация органов по сертификации, выдача се

Задачи, решаемые при обеспечении точности размерных цепей
Задача 1. Определение предельных размеров замыкающего звена размерной цепи (точности этого звена), когда известны предельные размеры остальных составляющих звеньев

Результаты расчета замыкающего звена
Размер номинальный, мм Допуск, мм Верхнее отклонение, мм Нижнее отклонение, мм

Для проектного расчета
Звено Номинальный размер, мм Допуск размера, мм Вид звена Аδ

Результаты расчета составляющих звеньев
Звено Номинальный диаметр, мм Допуск, мм Отклонение нижнее, мм Отклонение верхнее, мм

Учебно-методические материалы
Литература основная 1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: Аудит-ЮНИТИ.1998. 2. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метроло

Постоянными рабо­чими органами по стандартизации являются технические комите­ты (ТК), но это не исключает разработку нормативных докумен­тов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по догово­рам на выполнение такого задания в соответствии с программа­ми ТК и планами государственной стандартизации.

Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной (региональной) стан­дартизации.

Основные функции ТК:

Определение концепций развития стандартизации в своей области;

Подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

Составление проектов новых стандартов и обновление дей­ствующих;

Оказание научно-методической помощи организациям, уча­ствующим в разработке стандартов и применяющим норма­тивные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

Привлечение потребителей через союзы и общества потре­бителей.

По линии международной стандартизации ТК занимаются во­просами гармонизации отечественных стандартов с международ­ными, готовят обоснование позиции России для голосования по проектам стандартов в международных организациях; участвуют в работе ТК международных (региональных) организаций по стандар­тизации, способствуя принятию государственных стандартов РФ в качестве международных, участвуют в организации проведения в Рос­сии заседаний международных организаций по стандартизации и др.

Закон РФ «О стандартизации» допускает участие в работе ТК представителей организаций зарубежных стран (по согласованию с Госстандартом России). В ряде ТК создаются подкомитеты (ПК) по отдельным объектам стандартизации.

ТК рассматриваются и как рабочие органы по стандартизации в рамках СНГ на основании «Соглашения о проведении согласо­ванной политики в области стандартизации, метрологии и серти­фикации», принятого странами - членами СНГ в 1992 г.

Научно-технической базой для создания ТК обычно служат предприятия или организации, профиль деятельности которых со­ответствует специализации технического комитета. В их число включаются и научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и Госстроя РФ. Правовой основой для создания ТК служит решение этих государственных органов. Заинтересованные пред­приятия, организации могут проявлять инициативу по участию их специалистов в работе технического комитета, направив предложение в один из указанных выше государственных органов. Гос­стандарт РФ и Госстрой РФ привлекают к работе в ТК ведущих ученых и специалистов, представителей организаций - разработ­чиков продукции, производственных предприятий (фирм), пред­приятий - основных потребителей продукции (услуги), научных и инженерных обществ и обществ по защите прав потребителей. Последнему придается особое значение, поскольку через предста­вителей этих обществ осуществляется обратная связь с потребите­лем, что дает возможность получать актуальную информацию, не­обходимую для выполнения одной из основных целей стандартиза­ции - обеспечить соответствие продукта ожиданиям и предпочте­ниям потребителя. Общества потребителей имеют право участво­вать в работе технических комитетов по определению требований к качеству объекта стандартизации и выбору методов его оценки, в разработке новых и обновлении действующих стандартов.

Участие в деятельности технических комитетов всех заинтере­сованных сторон добровольное.

Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйствен­ной деятельности, разрабатывающие нормативные документы (стан­дарты отраслей и предприятий), создают в своей оргструктуре спе­циальные службы, которые координируют работу по созданию стан­дартов других участвующих в этом подразделений. Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и техно­логические отделы, лаборатории выполняют исследования, связан­ные со стандартизацией, а участие других подразделений определя­ется их компетенцией. Руководит работой отдел стандартизации.