Боевые части современных торпед принципы действия. Экспериментальные, паротурбинные и электрические торпеды. Понятие о приборах управления торпедной стрельбой

Быстрый поиск по тексту

История создания торпеды

В общем смысле, под торпедой мы понимаем металлический сигарообразный или бочкообразный боевой снаряд, движущийся самостоятельно. Такое название снаряд получил в честь электрического ската порядка двухсот лет назад. Особое место занимает именно морская торпеда. Она первая была придумана и первая была использована в военной промышленности. В общем смысле торпеда — это обтекаемый бочкообразный корпус, внутри которого находится двигатель, ядерный или неядерный боевой заряд и топливо. Снаружи корпуса установлено оперение и гребные винты. А команда торпеде дается через прибор управления.

Надобность в таком вооружении появилась после создания подводных лодок. В это время использовались буксируемые или шестовые мины, которые в подводной лодке не несли требуемого боевого потенциала. Поэтому перед изобретателями встал вопрос о создании боевого снаряда, плавно обтекаемого водой, способного самостоятельно передвигаться в водной среде, и который будет способен топить вражеские подводные и надводные суда.

Когда появились первые торпеды

Торпеда или как её называли в то время — самодвижущаяся мина, была придумала сразу двумя учеными, находящимся в разных частях мира, не имеющим друг к другу никакого отношения. Произошло это практически в одно и то же время.

В 1865 году, российский ученый И.Ф. Александровский, предложил свою модель самодвижущейся мины. Но воплотить в жизнь данную модель стало возможным лишь в 1874 году.

В 1868 году Уайтхед представил миру свою схему постройки торпеды. В тот же год патент на использование этой схемы приобретает Австро-Венгрия и становится первой страной, обладающей данной боевой техникой.

В 1873 году Уайтхед предложил приобрести схему российскому флоту. После испытаний торпеды Александровского, 1874 году было принято решение, приобрести боевые снаряды именно Уайтхеда, ведь модернизированная разработка нашего соотечественника значительно уступала по техническим и боевым характеристикам. Такая торпеда значительно увеличивала свое свойство плыть строго в одном направлении, не меняя курса, благодаря маятникам, а скорость торпеды увеличилась практически в 2 раза.

Таким образом, Россия стала лишь шестым по счету обладателем торпеды, после , Франции, Германии и Италии. Ограничением для покупки торпеды Уайтхед выдвинул лишь одно — хранить схему постройки снаряда втайне от государств не пожелавших купить ее.

Уже в 1877 году торпеды Уайтхеда были впервые использованы в бою.

Устройство торпедного аппарата

Как можно понять из названия, торпедный аппарат — это механизм, предназначенный для выстрела торпедами, а также для их перевозки и хранения в походном режиме. Этот механизм имеет форму трубы, идентичной размеру и калибру самой торпеды. Существует два способа стрельбы: пневматический (с использованием сжатого воздуха) и гидропневматический (с использованием воды, которая вытесняется сжатым воздухом из предназначенного для этого резервуара). Установленный на подводной лодке, торпедный аппарат представляет собой неподвижную систему, в то время как на надводных судах, аппарат возможно поворачивать.

Принцип работы пневматического торпедного аппарата такой: при команде “пуск”, первый привод открывает крышку аппарата, а второй привод открывает клапан резервуара со сжатым воздухом. Сжатый воздух выталкивает торпеду вперед, и в это же время срабатывает микровыключатель, который включает мотор самой торпеды.

Для пневматического торпедного аппарата ученые создали механизм, способный замаскировать место выстрела торпеды под водой — беспузырной механизм. Принцип его действия заключался в следующем: во время выстрела, когда торпеда прошла две трети своего пути по торпедному аппарату и приобретала необходимую скорость, открывался клапан, через который сжатый воздух уходил в прочный корпус подводной лодки, а вместо этого воздуха, за счет разности внутреннего и внешнего давления, аппарат заполнялся водой, до того момента, пока давление не уравновесится. Таким образом, воздуха в камере практически не оставалось, и выстрел проходил незамеченным.

Необходимость в гидропневматическом торпедном аппарате возникла, когда подводные лодки стали погружаться на глубину более 60 метров. Для выстрела было необходимо большое количество сжатого воздуха, а он на такой глубине был слишком тяжелый. В гидропневматическом аппарате выстрел совершается за счет водного насоса, импульс от которого и толкает торпеду.

Классификация

  1. В зависимости от типа двигателя: на сжатом воздухе, парогазовые, пороховые, электрические, реактивные;
  2. В зависимости от способности наведения: неуправляемые, прямоидущие; способные маневрировать по заданному курсу, самонаводящиеся пассивные и активные, телеуправляемые.
  3. В зависимости от назначения: противокорабельные, универсальные, противолодочные.

Одна торпеда включает в себя по одному пункту из каждого подразделения. Например, первые торпеды представляли собой неуправляемый противокорабельный боевой заряд с двигателем, работающим на сжатом воздухе. Рассмотрим несколько торпед из разных стран, разного времени, с разными механизмами действия.

В начале 90-ых годов, обзавелся первой лодкой, способной передвигаться под водой — “Дельфин”. Торпедный аппарат, установленный на этой подводной лодке, был самым простым — пневматическим. Т.е. тип двигателя, в этом случае, на сжатом воздухе, а сама торпеда, по способности наведения, была неуправляемая. Калибр торпед на этой лодке в 1907 году варьировался от 360 мм до 450 мм, с длинной 5,2 м и весом 641 кг.

В 1935-1936 годах российскими учеными был разработан торпедный аппарат с пороховым типом двигателя. Такие торпедные аппараты были установлены на эсминцах типа 7 и легких крейсерах типа “Светлана”. Боеголовки такого аппарата были 533 калибра, весом 11,6 кг, а вес порохового заряда составлял 900 г.

В 1940 году после десятилетия упорной работы был создан опытный аппарат с электрическим типом двигателя — ЭТ-80 или “Изделие 115”. Торпеда, выстрелянная из такого аппарата, развивала скорость до 29 узлов, с дальностью действия до 4 км. Кроме всего прочего, такой тип двигателя был гораздо тише его предшественников. Но после нескольких происшествий связанных с взрывом аккумуляторов, данным типом двигателя экипаж пользовался без особого желания и не пользовался спросом.

В 1977 году был представлен проект с реактивным типом двигателя — суперкавитационная торпеда ВА 111 “Шквал”. Торпеда предназначалась как для уничтожения подводных лодок, так и для надводных судов. Конструктором ракеты “Шквал”, под руководством которого проект был разработан и воплощен в жизнь, по праву считается Г.В. Логвинович. Данная ракета-торпеда развивала просто поразительную скорость, даже для настоящего времени, а внутри ее, в первое время, была установлена ядерный боевой заряд мощностью 150 кт.

Устройство торпеды шквал

Технические характеристики торпеды ВА 111 “Шквал”:

  • Калибр 533,4 мм;
  • Длина торпеды составляет 8,2 метра;
  • Скорость движения снаряда достигает 340 км/ч (190 узлов);
  • Вес торпеды — 2700 кг;
  • Дальность действия до 10 км.
  • Ракета-торпеда “Шквал” имела и ряд недостатков: она вырабатывала очень сильный шум и вибрацию, что негативно отражалось на ее способности к маскировке, глубина хода составляла лишь 30 м, поэтому торпеда в воде оставляла за собой четкий след, и ее легко было обнаружить, а на самой головке торпеды невозможно было установить механизм самонаведения.

Практически 30 лет не существовало торпеды способной противостоять в совокупности характеристикам “Шквала”. Но в 2005 году Германия предложила свою разработку — суперкавитационную торпеду под названием “Барракуда”.

Принцип ее действия был таким же, как у советского “Шквала”. А именно: кавитационный пузырь и движение в нем. Барракуда может достигать скорость до 400 км/ч и, согласно германским источникам, торпеда способна к самонаведению. К недостаткам так же можно отнести сильный шум и небольшую максимальную глубину.

Носители торпедного оружия

Как уже говорилось выше, первым носителем торпедного оружия является подводная лодка, но кроме нее, конечно, торпедные аппараты устанавливаются и на другой технике, такой как, самолеты, вертолеты и катера.

Торпедные катера представляют собой легкие маловесные катера, оснащенные торпедными установками. Впервые использовались в военном деле в 1878-1905 годах. Имели водоизмещение около 50 тонн, с вооружением в 1-2 торпеды 180 мм калибра. После этого развитие пошло в двух направлениях — увеличение водоизмещения и способности держать на борту большего количества установок, и увеличение маневренности и скорости небольшого судна с дополнительными боеприпасами в виде автоматического оружия до 40 мм калибра.

Легкие торпедные катера времен Второй мировой войны имели практически одинаковые характеристики. В пример поставим советский катер проекта Г-5. Это небольшой быстроходный катер с весом не более 17 тонн, имел на своем борту две торпеды 533 мм калибра и два пулемета 7,62 и 12,7 мм калибра. Длина его составляла 20 метров, а скорость достигала 50 узлов.

Тяжелые торпедные катера представляли собой большие военные корабли с водоизмещением до 200 тонн, которые мы привыкли называть эсминцами или минными крейсерами.

В 1940 году был представлен первый образец ракеты-торпеды. Самонаводящаяся ракетная установка имела 21 мм калибр и сбрасывалась с противолодочных самолетов на парашюте. Поражала эта ракета только надводные цели и поэтому оставалась на вооружение лишь до 1956 года.

В 1953 году в российский флот принял в свое вооружение ракету-торпеду РАТ-52. Ее создателем и конструктором считается Г.Я.Дилон. Эту ракету несли на своем борту самолеты типа Ил-28Т и Ту-14Т.

На ракете отсутствовал механизм самонаведения, но скорость поражения цели была довольно высока — 160-180 м/с. Ее скорость достигала 65 узлов, с дальностью хода 520 метров. Пользовался российский военно-морской флот данной установкой на протяжении 30-ти лет.

Вскоре после создания первого носителя самолета, ученые стали разрабатывать модель вертолета, способного вооружаться и атаковать торпедами. И в 1970 году на вооружение СССР был взят вертолет типа Ка-25ПЛС. Этот вертолет был оснащен устройством, способным спускать торпеду без парашюта под углом 55-65 градусов. Вертолет был вооружен авиационной торпедой АТ-1. Торпеда была 450 мм калибра, с дальностью управления до 5 км и глубиной ухода в воду до 200 метров. Тип двигателя представлял собой электрический одноразовый механизм. Во время выстрела электролит заливался сразу во все аккумуляторы из одной емкости. Срок хранения такой торпеды составлял не более 8 лет.

Современные виды торпед

Торпеды современного мира представляют собой серьезное вооружение подводных лодок, надводных судов и морской авиации. Это мощный и управляющийся снаряд, который содержит ядерную боевую часть и порядка полу тонны взрывчатого вещества.

Если рассматривать советские военно-морскую оружейную промышленность, то на данный момент, в плане торпедных установок, мы отстаем от мировых стандартов примерно на 20-30 лет. Со времен “Шквала”, созданного в 1970-ых годах, Россия не сделала никаких крупных сдвигов вперед.

Одной из самых современных торпед России является боеголовка, оснащенная электрическим двигателем — ТЭ-2. Ее масса порядка 2500 кг, калибр — 533 мм, масса боевого заряда — 250 кг, длина — 8,3 метра, а скорость достигает 45 узлов при дальности действия порядка 25 км. Помимо этого, ТЭ-2 оснащена системой самостоятельного наведения, а срок ее хранения составляет 10 лет.

В 2015 году российский флот получил в свое распоряжение торпеду под названием “Физик”. Данная боеголовка оснащена тепловым двигателем, работающем на однокомпонентном топливе. К одной из ее разновидностей относится торпеда под названием “Кит”. Эту установку российский флот принял на вооружение в 90-ых годах. Торпеду прозвали “убийцей авианосцев”, потому что ее боевая часть имела просто поразительную мощность. При калибре 650 мм, масса боевого заряда была порядка 765 кг тротила. А дальность действия достигала 50-70 км при 35 узлах скорости. Сам же “Физик” обладает несколько меньшими боевыми характеристиками и его снимут с производства, когда миру продемонстрируют его модифицированную версию — “Футляр”.

По некоторым данным торпеда “Футляр” должна поступить на вооружение уже в 2018 году. Все ее боевые характеристики не раскрываются, но известно, что дальность ее действия составит примерно 60 км при скорости в 65 узлов. Боеголовка будет оснащена тепловым пропульсивным двигателем — системой ТПС-53.

В это же время, самая современная американская торпеда Mark-48 развивает скорость до 54 узлов при дальности действия 50 км. Данная торпеда оснащена системой многократной атаки, если она потеряла цель. Mark-48 подвергался модификации с 1972 уже семь раз, и на сегодняшний момент, он превосходит торпеду “Физик”, но проигрывает торпеде “Футляр”.

Немного уступают по своим характеристика торпеды Германии — DM2A4ER, и Италии — Black Shark. При длине порядка 6 метров, они развивают скорость до 55 узлов при дальности действия до 65 км. Масса их составляет 1363 кг, а масса боевого заряда — 250-300 кг.

По ленд-лизу. В послевоенные годы разработчикам торпед в СССР удалось значительно повысить их боевые качества, в результате чего ТТХ торпед советского производства были значительно улучшены.

Торпеды Российского флота XIX века

Торпеда Александровского

В 1862 году российский изобретатель Иван Федорович Александровский спроектировал первую российскую подводную лодку с пневматическим двигателем. Первоначально лодка должна была вооружаться двумя связанными минами , которые должны были отпускаться, когда лодка проплывает под вражеским кораблем и, всплывая, охватывать его корпус. Подрыв мин планировалось производить с помощью электрического дистанционного взрывателя.
Значительная сложность и опасность такой атаки заставили Александровского разработать иной тип вооружения. Для этой цели он проектирует подводный самодвижущийся снаряд, по конструкции аналогичный подводной лодке, но меньших размеров и с автоматическим механизмом управления. Александровский называет свой снаряд «самодвижущимся торпедо», хотя позже в российском флоте общепринятым выражением стало «самодвижущая мина».

Торпеда Александровского 1875 года

Занятый постройкой подводной лодки, Александровский смог приступить к изготовлению своей торпеды только в 1873 году, когда торпеды Уайтхеда уже стала поступать на вооружение. Первые образцы торпед Александровского были испытаны в 1874 году на Восточном Кронштадтском рейде . Торпеды имели сигарообразный корпус, изготовленный из 3,2-мм листовой стали. 24-дюймовая модель имела диаметр 610 мм и длину 5,82 м, 22-дюймовая - 560 мм и 7,34 м соответственно. Вес обоих вариантов составлял около 1000 кг. Воздух для пневматического двигателя закачивался в резервуар объемом 0,2 м3 под давлением до 60 атмосфер. через редуктор воздух поступал в одноцилиндровый двигатель, напрямую связанный с хвостовым винтом . Глубина хода регулировалась с помощью водяного балласта , направление хода - вертикальными рулями .

На испытаниях под неполным давлением в трех пусках 24-дюймовая версия прошла расстояние в 760 м, выдерживая глубину около 1,8 м. Скорость на первых трехстах метрах составила 8 узлов , на конечных - 5 узлов. Дальнейшие испытания показали, что при высокой точности выдерживания глубины и направления хода. Торпеда была слишком тихоходная и не могла развить скорость более 8 узлов даже в 22-дюймовая варианте.
Второй образец торпеды Александровского был построен в 1876 году и имел более совершенный двухцилиндровый двигатель, а вместо балластной системы выдерживания глубины был применен гиростат, управляющий хвостовыми горизонтальными рулями. Но когда торпеда была готова к испытаниям, Морское министерство направило Александровского на завод Уайтхеда. Ознакомившись с характеристиками торпед из Фиуме, Александровский признал, что его торпеды значительно уступают австрийским и рекомендовал флоту закупить торпеды конкурентов.
В 1878 году торпеды Уайтхеда и Александровского были подвергнуты сравнительным испытаниям. Российская торпеда показала скорость 18 узлов, уступив всего 2 узла торпеде Уайтхеда. В заключении комиссии по испытаниям был сделан вывод, что обе торпеды имеют схожий принцип и боевые качества, однако к тому времени лицензия на производство торпед уже была приобретена и выпуск торпед Александровского был признан нецелесообразным.

Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны

В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море . Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.

Минный катер Чесма

13 января 1878 года в 23:00 минный транспорт «Великий князь Константин» подошел к рейду Батума и от него отошли два из четырех минных катеров: «Чесма» и «Синоп». Каждый катер был вооружен пусковой трубой и плотиком для для пуска и транспортировки торпед Уайтхеда. Примерно в 02:00 ночи 14 января катера приблизились на расстояние 50-70 метров к турецкой канонерской лодке Intibah, охранявшей вход в бухту. Две пущенные торпеды попали практически в середину корпуса, корабль лег на борт и быстро затонул. «Чесма» и «Синоп» вернулись к русскому минному транспорту без потерь. Эта атака стала первым успешным применением торпед в мировом военном деле .

Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед.
Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.

Торпеда Уайтхеда

Российские миноносцы и миноноски с неподвижными торпедными аппаратами оборудовались прицелами Азарова, а более тяжелые корабли, оснащенные поворотными ТА - прицелами, разработанными заведующим минной частью Балтийском флоте А. Г. Нидермиллером. В 1912 году появились серийные торпедные аппараты «Эриксон и К°» с приборами управления торпедной стрельбой конструкции Михайлова. Благодаря этим приборам, которые использовались совместно с прицелами Герцика, прицельную стрельбу можно было вести с каждого аппарата. Таким образом впервые в мире русские миноносцы могли вести групповую прицельную стрельбу по одной цели, что делало их безоговорочными лидерами еще до Первой мировой войны .

В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа - округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа - две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки.
Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.

Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года

Торпеды ВМФ СССР

Парогазовые торпеды

Морские силы РККА РСФСР были вооружены торпедами, оставшимися от российского флота. Основную массу этих торпед составляли модели 45-12 и 45-15. Опыт Первой мировой войны показал, что дальнейшее развитие торпед требует увеличение их боевого заряда до 250 и более килограмм, поэтому наиболее перспективными считались торпеды калибра 533 мм. Разработка модели 53-17 была прекращена после закрытия завода Лесснера в 1918 году. Проектирование и испытание новых торпед в СССР было поручено «Особому техническому бюро по военным изобретениям специального назначения» - Остехбюро, организованному в 1921 году, во главе которого стоял изобретатель изобретатель Владимир Иванович Бекаури. В 1926 году в качестве промышленной базы Остехбюро был передан бывший завод Лесснера, получивший название завод «Двигатель».

На базе имевшихся разработок моделей 53-17 и 45-12 было начато проектирование торпеды 53-27 , вышедшей на испытания в 1927 году. Торпеда была универсальной по базированию, но имела большое колличество недостатков, в том числе - малую дальность автономного хода, из за чего на вооружение крупных надводных кораблей поступала в ограниченных количествах.

Торпеды 53-38 и 45-36

Несмотря на сложности при производстве, выпуск торпед к 1938 году было развернут на 4 заводах: «Двигатель» и имени Ворошилова в Ленинграде, «Красный Прогресс» в Запорожской области и заводе № 182 в Махачкале. Испытания торпед проводились на трех станциях в Ленинграде, Крыму и Двигательстрое (в настоящее время - Каспийск). Торпеда выпускалась в модификациях 53-27л для подводных лодок и 53-27к для торпедных катеров.

В 1932 году СССР закупил в Италии несколько типов торпед, в том числе - 21-дюймовую модель производства завода в Фиуме, которая получила обозначение 53F. На базе торпеды 53-27 с использованием отдельных узлов от 53F была создана модель 53-36, но ее конструкция оказалась неудачной и за 2 года производства было построено всего 100 экземпляров этой торпеды. Более удачной стала модель 53-38 , которая по сути была адаптированной копией 53F. 53-38 и ее последующие модификации, 53-38У и 53-39 , стали самыми быстрыми торпедами Второй мировой войны, наряду с японской Type 95 Model 1 и итальянской W270/533,4 x 7,2 Veloce. Производство 533-мм торпед было развернуто на заводах «Двигатель» и № 182 («Дагдизель»).
На базе итальянской торпеды W200/450 x 5,75 (обозначение в СССР 45F) в Мино-торпедном институте (НИМТИ) была создана торпеда 45-36Н, предназначенная для эсминцев типа Новик и как подкалиберная для 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок. Выпуск модели 45-36Н был налажен на заводе «Красный прогресс».
В 1937 году Остехбюро было ликвидировано, взамен его в Наркомате Оборонной промышленности создано 17-е главное управление, в которое вошли ЦКБ-36 и ЦКБ-39, а в Наркомате ВМФ - Минно-Торпедное Управление (МТУ).
В ЦКБ-39 были проведены работы по увеличению заряда ВВ 450-мм и 533-мм торпед, в результате чего на вооружение стали поступать удлиненные модели 45-36НУ и 53-38У. Помимо увеличения поражающей способности, торпеды 45-36НУ оснащались неконтактным магнитным взрывателем пассивного действия, создание которого началось в 1927 году в Остехбюро. Особенностью модели 53-38У было использование рулевого механизма с гироскопом, позволявшим плавно изменять курс послен запуска, что позволяло вести стрельбу «веером».

Силовая установка торпеды СССР

В 1939 году на базе модели 53-38 в ЦКБ-39 было начато проектирование торпеды CAT (самонаправляющаяся акустическая торпеда). несмотря на все усилия, акустическая система наведения на шумной парогазовой торпеде не работала. Работы были прекращены, но возобновились после доставки в институт трофейных образцов самонаводящихся торпед Т-V. Немецкие торпеды были подняты с затопленной под Выборгом лодки U-250. Несмотря на механизм самоуничтожения, которым немцы оснащали свои торпеды, их удалось извлечь с лодки и доставить в ЦКБ-39. В институте составили подробное описание немецких торпед, которое было передано советским конструкторам, а также британскому Адмиралтейству.

Поступившая на вооружение уже в ходе войны торпеда 53-39 была модификацией модели 53-38У, но выпускалась в крайне ограниченном количестве. Проблемы с производством были связаны с эвакуацией заводов «Красный Прогресс» в Махачкалу, а затем. вместе с «Дагдизелем» в Алма-Ату. Позже была разработана маневрирующая торпеда 53-39 ПМ, предназначенная для уничтожения кораблей, идущих противоторпедным зигзагом.
Последними образцами парогазовых торпед в СССР стали послевоенные модели 53-51 и 53-56В, оснащенные приборами маневрирования и активным неконтактным магнитным взрывателем.
В 1939 году были построены первые образцы торпедных двигателей на базе спаренных шестиступенчатых турбин противоположного вращения. До начала Великой Отечественной эти двигатели проходили испытания под Ленинградом на Копанском озере.

Экспериментальные, паротурбинные и электрические торпеды

В 1936 году была предпринята попытка создать торпеду с турбинным двигателем, которая по расчетам должна была развить скорость в 90 узлов, что вдвое превышало скорость самых быстрых торпед того времени. В качестве топлива планировалсь использовать азотную кислоту (окислитель) и скипидар. Разработка получила условное наименование АСТ - азотно-скипидарная торпеда. На испытаниях АСТ, оснащенная стандартным поршневым двигателем торпеды 53-38, развила скорость 45 узлов при дальности хода до 12 км. Но создание турбины, которая могла быть размещена в корпусе торпеды, оказалось невозможным, а азотная кислота была слишком агрессивной для использования в серийных торпедах.
Для создания бесследной торпеды велись работы по исследованию возможности применения термита в обычных парогазовых двигателях, но до 1941 достичь обнадеживающих результатов не удалось.
Для повышения мощности двигателей в НИМТИ велись разработки по оснащению обычных торпедных двигателей системой обогащения кислородом. Довести эти работы до создания реальных опытных образцов не удалось из за крайней нестабильности и взрывоопасности кислородо-воздушной смеси.
Значительно более эффективными оказались работы по созданию торпед на электрической тяге. Первый образец электромотора для торпед был создан в Остехбюро в 1929 году. Но промышленность не могла в то время предоставить для торпед аккумуляторных батарей достаточной мощности, поэтому создание действующих образцов электроторпед началось только в 1932 году. Но даже эти образцы не устраивали моряков из за повышенной шумности редуктора и низкого КПД электромотора производства завода «Электросила».

В 1936 году благодаря усилиям Центральной аккумуляторной лаборатории в распоряжение НИМТИ была предоставлена мощная и компакнтная свинцово-кислотная батарея В-1. Завод «Электросила» был готов к производству биротативного двигателя ДП-4. Испытания первой советской электроторпеды проводились в 1938 году в Двигательстрое. По результатам этих испытаний были созданы модернизированная батарея В-6-П и электродвигатель повышенной мощности ПМ5-2. В ЦКБ-39 на базе этой силовой и корпуса паровоздушной торпеды 53-38 была разработана торпеда ЭТ-80 . Электроторпеды были встречены моряками без большого энтузиазма, поэтому испытания ЭТ-80 затянулись и на вооружение она стала поступать только в 1942 году, да и благодаря появлению информации о трофейных немецких торпедах G7e. первоначально производство ЭТ-80 было развернуто на базе эвакуированного в Уральск завода «Двигатель» и им. К. Е. Ворошилова.

Реактивная торпеда РАТ-52

В послевоенные годы на базе трофейных G7e и отечественных ЭТ-80 было налажено производство торпед ЭТ-46. Модификации ЭТ-80 и ЭТ-46 с акустической системой самонаведения получили обозначение САЭТ (самонаводящаяся акустическая электроторпеда) и САЭТ-2 соответственно. На вооружение советская самонаводящаяся акустическая электроторпеда поступила в 1950 году под индексом САЭТ-50 , а в 1955 году ей на смену пришла модель САЭТ-50М.

Еще в 1894 году Н. И. Тихомиров проводил эксперименты с самодвижущимися реактивными торпедами. Созданная в 1921 году ГДЛ (газодинамическая лаборатория) продолжила работы над созданием реактивных аппаратов, но позже стала заниматься только ракетной техникой. После появления реактивных снарядов М-8 и М-13 (РС-82 и РС-132) НИИ-3 получил задание на разработку реактивной торпеды, но реально работы начались только в конце войны, в ЦНИИ «Гидроприбор». Была создана модель РТ-45, а затем ее модифицированная версия РТ-45-2 для вооружения торпедных катеров. РТ-45-2 планировалось оснащать контактным взрывателем, а ее скорость в 75 узлов практически не оставляла шансов уклониться от ее атаки. После окончания войны работы над ракетными торпедами были продолжены в рамках проектов «Щука», «Тема-У», «Луч» и других.

Авиационные торпеды

В 1916 году товарищество Щетинина и Григоровича начало постройку первого в мире специального гидросамолета-торпедоносца ГАСН. После нескольких испытательных полетов морское ведомство было готов разместить заказ на построку 10 самолетов ГАСН, но начавшаяся революция разрушила эти планы.
В 1921 году году в Кронштадте проводились испытания циркулирующих авиационных торпед на базе модели Whitehead обр. 1910 г. тип «Л». С образованием Остехбюро работы над созданием таких торпед были продолжены, они были рассчитаны на сброс с самолета на высоте 2000-3000 м. Торпеды комплектовались парашютами, которые сбрасывались после приводнения и торпеда начинала движение по кругу. Помимо торпед для высотного сброса, велись испытания торпед ВВС-12 (на базе 45-12) и ВВС-1 (на базе 45-15), которые сбрасывались с высоты 10-20 метров с самолета ЮГ-1. В 1932 году в производство была передана первая авиационная советская торпеда TAB-15 (торпеда авиационная высотного торпедометания), предназначенная для сброса с самолетов МДР-4 (МТБ-1), АНТ-44 (МТБ-2), Р-5Т и поплавковом варианте ТБ-1 (МР-6). Торпеда TAB-15 (бывшая ВВС-15) стала первой в мире торпедой, предназначенной для высотного бомбометания и могла выполнять циркуляцию по кругу либо разворачивающейся спирали.

Торпедоносец Р-5Т

В серийное производство ВВС-12 пошла под обозначением ТАН-12 (торпеда авиационная низкого торпедометания), которая предназначалась для сброса с высоты 10-20 м при скорости не более 160 км/ч. В отличии от высотной, торпеда ТАН-12 не оснащалась прибором для выполнения маневрирования после сброса. Отличительной особенностью торпед ТАН-12 стала система подвеса под заранее установленным углом, что обеспечивало оптимальное вхождение торпеды в воду без применение громоздкого воздушного стабилизатора.

Помимо 450-мм торпед, велись работы над созданием авиаторпед калибра 533 мм, которые получили обозначение ТАН-27 и ТАВ-27 для высотного и обычного сброса соответственно. Торпеда СУ имела калибр 610 мм и оснащалась светосигнальным устройством контроля траектории, а самой мощной авиаторпедой стала торпеда СУ калибра 685 мм с зарядом 500 кг, которая предназначалась для уничтожения линкоров.
В 1930-х годах авиаторпеды продолжали совершенствоваться. Модели ТАН-12А и ТАН-15А отличались облегченной парашютной системой и поступали на вооружение под обозначениями 45-15АВО и 45-12АН.

Ил-4Т с торпедой 45-36АВА.

На базе торпед корабельного базирования 45-36 в НИМТИ ВМФ были спроектированы авиационные торпеды 45-36АВА (авиационная высотная Алферова) и 45-36АН (авиационная низкого торпедометания). Обе торпеды стали поступать на вооружение в 1938-1939 годах. если с высотной торпедой проблем не возникло, то внедрение 45-36АН встретило ряд проблем, связанных со сбросом. Базовый самолет-торпедоносец ДБ-3Т оснащался громоздким и несовершенным подвесным устройством Т-18. К 1941 году лишь несколько экипажей освоило сброс торпед с помощью Т-18. В 1941 году боевой летчик, майор Сагайдук разработал воздушный стабилизатор, который состоял из четырех досок, усиленных металлическими полосками. В 1942 году был принят на вооружение разработанный НИМТИ ВМФ воздушный стабилизатор АН-42, который представлял из себя трубу длиной 1,6 м, которая сбрасывалась после приводнения торпеды. Благодаря применению стабилизаторов, удалось увеличить высоту сброса до 55 м, а скорость - до 300 км/ч. В годы войны модель 45-36АН стала основной авиационной торпедой СССР, которой оснащались торпедоносцы Т-1 (АНТ-41), АНТ-44, ДБ-3Т, Ил-2Т, Ил-4Т, Р-5Т и Ту-2Т.

Подвеска реактивной торпеды РАТ-52 на Ил-28Т

В 1945 году был разработан легкий и эффективный кольцевой стабилизатор СН-45, который позволял производить сброс торпед под любыми углами с высоты до 100 м при скорости до 400 км/ч. Доработанные торпеды со стабилизатором СН-45 получили обозначение 45-36АМ. а в 1948 году им на смену пришла модель 45-36АНУ, оснащенная прибором Орби. Благодаря этому устройству торпеда могла маневрировать и выходить на цель под заранее заданным углом, который определялся авиационным прицелом и вводился в торпеду.

В 1949 году велись разработки экспериментальных реактивных торпед Щука-А и Щука-Б, оснащенных ЖРД . Торпеды могли сбрасываться с высоты до 5000 м, после чего включался ЖРД и торпеда могла выполнять полет на расстояние до 40 км, а затем погружаться в воду. Фактически эти торпеды являлись симбиозом ракеты и торпеды. Щука-А оснащалась системой наведения по радиоканалу, Щука-Б - радиолокационным самонаведением. В 1952 году на базе этих экспериментальных разработок была создана и принята на вооружение реактивная авиационная торпеда РАТ-52.
Последними парогазоваыми авиационными торпедами СССР стали 45-54ВТ (высотная парашютная) и 45-56НТ для низковысотного сброса.

Основные технические характеристики торпед СССР

В текущем году российские оружейники планируют завершить испытания глубоководной торпеды «Футляр», которые проходят на озере Иссык-Куль в Киргизии. На вооружение ВМФ России торпеда должна быть принята в 2018 году.

Российское торпедное оружие несколько последних лет стремительно обновляется. «Футляр» - это модификация универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды (УГСТ) «Физик», которая была принята на вооружение совсем недавно - в 2015 году. И совсем скоро придет новая торпеда, обладающая улучшенными характеристиками. Правда, по сообщениям прошлого года, испытания уже должны были завершиться, а серийное производство торпед предполагалось развернуть уже в нынешнем году. Так что некоторый сбой графика все же имеет место.

И «Физик», и «Футляр» были созданы в НИИ Мортеплотехника, входящем в ОАО «Концерн Морское подводное оружие - Гидроприбор». Серийное производство предполагается развернуть в городе Каспийске на заводе «Дагдизель». Торпеды «Футляр» в первую очередь будут размещаться на новейших атомных подводных лодках четвертого поколения проектов «Борей» и «Ясень». После запуска в серию «Футляра» производство торпед «Физик» будет прекращено.

В свое время «Физик» заменил принятую на вооружение в 1980 году 533-мм торпеду УЭСТ-80, которая имела неоправданно малую по нынешним временам дальность - 18 км. На ней была установлена электрическая двигательная установка, работающая от серебряно-магниевой батареи. К достоинствам УЭСТ-80 следует отнести возможность работы на глубинах до 1000 метров и неплохую скорость - 45 узлов. Торпеда была самонаводящейся. Причем имела два канала наведения: акустический, а также канал захвата кильватерного следа, создаваемого гребными винтами корабля или подводной лодки.

Запаздывание прихода в ВМФ торпеды «Физик», которая начала разрабатываться в 1986 году, объясняется не только обвалом оборонной промышленности в 90-е годы. Дело в том, что ее принятию на вооружение препятствовали репутационные барьеры. На «Физике» установлен не электрический, а тепловой двигатель, работающий на жидком однокомпонентном топливе. К торпедам такого типа относится легендарная «толстая торпеда» калибра 650 мм - «Кит» 65−76А, которая появилась в ВМФ в начале 90-х годов.

Ее боевая часть имела мощность, эквивалентную 765 кг в тротиловом эквиваленте. Скорость - 50 узлов. Дальность - 50 км на максимальной скорости и 100 км на 35 узлах. Глубина пуска - до 480 м. Самонаводящаяся. Разработка НИИ «Гидроприбор». Торпеду совершенно справедливо называли «убийцей авианосцев».

По одной из версий, именно торпеда «Кит» стала причиной гибели в 2000 году подводной лодки «Курск». Произошло это из-за утечки топлива - перекиси водорода, что стало причиной пожара и взрыва. Правда, эта версия отвергается целым рядом компетентных экспертов. Тем не менее, у моряков сформировалось недоверие к торпедам с тепловыми двигателями.

Поэтому торпеду «Физик», которая впервые была представлена на международном салоне в 2003 году, изо всех сил тормозили. Хоть она и обладает прекрасными характеристиками. Правда, они скромнее, чем у «толстой торпеды» за счет меньшего диаметра, то есть калибра.

Максимальная дальность - 50 км.

Максимальная скорость - 50 узлов.

Масса ВВ - 300 кг.

Масса - 1980 кг.

Длина - 7,2 м.

Длина кабеля телеуправления - 25 км.

«Физик» наводится на цель при помощи двухканальной головки самонаведения. Также есть возможность управлять ходом торпеды по кабелю.

Еще одно достоинство «Физика» по сравнению с торпедами предыдущих поколений - в качестве движителя в нем используется водомет, а не гребные винты. Это существенно снижает шумность торпеды.

«Футляр» обладает улучшенными характеристиками. Подробности, исходя из соображений секретности, не сообщаются. Но известно, что в модернизированном варианте будет использована тепловая пропульсивная система ТПС-53, способная повысить дальность хода до 60 км, а скорость до 65 узлов. В ее газотурбинном двигателе применяется жидкое топливо типа Otto-fuel, позволяющее развивать мощность в 800 кВт.

Таким образом «Футляр» должен превзойти по скорости самую массовую и мощную торпеду ВМС США Mark 48, максимальная скорость которой равна 60 узлам. Масса ВВ у «американки» такая же, как и у «Физика» - 300 кг. Но ожидается, что у «Футляра» масса несколько возрастет. Что же касается дальности, то тут Mark 48 уступает 10 километров.

Помимо «Футляра» наша «оборонка» готовит еще одну торпеду, имеющую кодовое название «Хищник». Правда, она может прийти в ВМФ несколько позже. Минувшей осенью стало известно, что саратовское КБ «Электроприбор» завершает ОКР по созданию новой скоростной торпеды. Точнее - подводной ракеты. И речь тут идет о скоростях уже не в несколько десятков, а сотен узлов. В создании торпеды принимает участие предприятие, которое разрабатывает компоненты для реактивных самолетов военной авиации.

«Хищник» - это не первая отечественная ракетная торпеда. В 1977 году на вооружение подводного флота поступила торпеда калибра 533 мм ВА-111 «Шквал», созданная в НИИ-24 (ныне - Государственное научно-производственное предприятие «Регион», входящее в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»). Она имела фантастическую скорость, равную 200 узлам (370 км/час). Вначале на торпеду устанавливали ядерную боеголовку мощностью 150 кт. Впоследствии ее заменили на обычную.

Столь чудовищную скорость, в возможность достижения которой в водной среде долгое время не верили американцы, была получена за счет кавитационного эффекта. Его сущность состоит в том, что торпеда перемещается в воздушном пузыре. Тем самым во время движения она преодолевает сопротивление не воды, а воздуха. Пузырь, обволакивающий торпеду со всех сторон, создается парогазовой установкой, расположенной в носовой части.

При этом в роли движителя выступает не винт и не водомет, а реактивная струя твердотопливного прямоточного реактивного двигателя. Двигатель кардинально отличается от тех, которые используются в летательных аппаратах. В качестве рабочего тела и окислителя в нем работает морская вода. А топливом являются гидрореагирующие металлы.

Однако были у торпеды и недостатки. Запущенная с глубины в 30 метров, она летела к цели на глубине 6 метров и при этом издавала сильный шум. Более того - оставляла на поверхности моря отчетливый след, который указывал на местоположение подводной лодки, ее запустившей.

Также у нее отсутствовала головка самонаведения. Что было вызвано двумя объективными обстоятельствами. Во-первых, какое-либо существенное маневрирование на такой скорости невозможно без разрушения парогазового пузыря. Во-вторых, из-за сильных шумов и вибрации ГСН не может слышать никого и ничего, кроме своего реактивного двигателя. Условно говоря, «Шквал» был подобен неуправляемому реактивному снаряду.

Также невелика была и дальность. Она не превышала 13 километров. То есть для атаки авианосца лодка должна была внедриться в зону противолодочной обороны авиационной ударной группы противника. А это чрезвычайно сложное дело.

Таким образом, при достижении конструкторами феноменальных технических достижений торпеда с практической точки зрения оказалась малоэффективной. И в конце концов, «Шквал» сняли с вооружения, отдав предпочтение традиционным торпедам.

Вполне понятно, что «Хищник» - это не модификация «Шквала». Поскольку на то, чтобы повторить те же самые стратегические ошибки, немного скорректировав их, никто бы денег не дал. А деньги выделены очень серьезные. Только лишь двум соисполнителям проекта - вышеупомянутому КБ «Электроприбор» и саратовскому заводу СЭПО-ЗЭМ -больше 1,5 млрд. рублей.

Поэтому можно ожидать, что у торпеды появится ГСН, и она сможет маневрировать. А также возрастет дальность пуска и скрытность. В 60-е годы, когда велась разработка «Шквала», это было технически недостижимо. Но наука не стоит на месте. Если современные научно-технические достижения будут воплощены в реальном изделии, то тогда, действительно, может появиться идеальный убийца авианосцев.

Современная торпеда — грозное оружие надводных кораблей, морской авиации и подводных лодок. Она позволяет быстро и точно наносить мощный удар по противнику в море. Это автономный, самодвижущийся и управляемый подводный снаряд, содержащий 0,5 тонны взрывчатого вещества или ядерную боевую часть.
Секреты разработки торпедного оружия является наиболее охраняемым, ведь число государств, владеющих этими технологиями даже меньше членов ядерного ракетного клуба.

В настоящее время отмечается серьёзный рост отставания России в проектировании и разработке торпедного вооружения . Долгое время ситуацию хоть как-то сглаживало наличие в России принятых на вооружении в 1977 году ракето-торпед «Швкал», однако с 2005 года подобное торпедное вооружение появилось и в Германии.

Имеется информация, что немецкие ракето-торпеды «Барракуда» способны развивать большую, чем «Шквал» скорость, но пока российские торпеды подобного типа распространены более широко. В целом же отставание обычных российских торпед от зарубежных аналогов достигает 20-30 лет .

Основным производителем торпед в России является ОАО Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор». Данное предприятие в ходе проведения международного военно-морского салона в 2009 году («МВМС-2009») представило на суд публике свои разработки, в частности 533-мм универсальную телеуправляемую электрическую торпеду ТЭ-2 . Данная торпеда предназначена для поражения современных кораблей подводных лодок противника в любом районе Мирового океана.

Торпеда ТЭ-2 обладает следующими характеристиками :
— длина с катушкой (без катушки) телеуправления – 8300 (7900) мм;
— общая масса – 2450 кг;
— масса боевого заряда – 250 кг;
— торпеда способна развивать скорость от 32 до 45 узлов на дальности в 15 и 25 км соответственно;
— обладает сроком службы в 10 лет.

Торпеда ТЭ-2 оснащается акустической системой самонаведения (активная по надводной цели и активно-пассивная по подводной) и неконтактными электромагнитными взрывателями, а также достаточно мощным электродвигателем, обладающим устройством понижения уровня шума.

Торпеда ТЭ-2 может быть установлена на подводные лодки и корабли различных типов и по желанию заказчика выполнена в трёх различных вариантах :
— первый ТЭ-2-01 предполагает механический ввод данных по обнаруженной цели;
— второй ТЭ-2-02 электрический ввод данных по обнаруженной цели;
— третий вариант торпеды ТЭ-2 имеет меньшие массогабаритные показатели при длине в 6,5 метра и предназначен для использования на подводных лодках натовского образца, к примеру, на немецких подлодках проекта 209.

Торпеда ТЭ-2-02 специально разрабатывалась для вооружения атомных многоцелевых подводных лодок 971 проекта класса «Барс», которые несут ракетно-торпедное вооружение. Есть информация, что подобная АПЛ по контракту была закуплена военно-морским флотом Индии.

Самое печальное в том, что подобная торпеда ТЭ-2 уже сейчас не отвечает ряду требований предъявляемых к подобному оружию, а также уступает по своим техническим характеристикам иностранным аналогам . Все современные торпеды западного производства и даже новое торпедное оружие китайского производства имеет шланговое телеуправлении.

На отечественных же торпедах применяется буксируемая катушка – рудимент почти 50-летней давности. Что фактически ставит наши подводные лодки под расстрел противника с гораздо большими эффективными дистанциями по стрельбе.

Энергосиловые установки (ЭСУ) торпед предназначены для придания торпедам движения с определённой скоростью на установленную дистанцию, а также обеспечения энергией систем и агрегатов торпеды.

Принцип действия ЭСУ любого типа состоит в преобразовании того или иного вида энергии в механическую работу.

По виду используемой энергии ЭСУ подразделяются:

На парогазовые (тепловые);

Электрические;

Реактивные.

В состав каждой ЭСУ входят:

Источник энергии;

Двигатель;

Движитель;

Вспомогательное оборудование.

2.1.1. Парогазовые эсу торпед

ПГЭСУ торпед являются разновидностью тепловой машины (рис. 2.1). Источником энергии в тепловых ЭСУ является топливо, представляющее собою совокупность горючего и окислителя.

Используемые в современных торпедах виды топлива могут быть:

Многокомпонентными (горючее – окислитель – вода) (рис.2.2);

Унитарными (горючее смешано с окислителем – вода);

Твёрдые пороховые;

-
твёрдые гидрореагирующие.

Тепловая энергия топлива образуется в результате химической реакции окисления или разложения веществ, входящих в его состав.

Температура сгорания топлива составляет 3000…4000°C. При этом возникает возможность размягчения материалов, из которых изготовлены отдельные узлы ЭСУ. Поэтому вместе с топливом в камеру сгорания подают воду, что снижает температуру продуктов сгорания до 600…800°C. Кроме того, впрыскивание пресной воды увеличивает объём парогазовой смеси, что существенно повышает мощность ЭСУ.

В первых торпедах использовалось топливо, включавшее в себя керосин и сжатый воздух в качестве окислителя. Такой окислитель оказался малоэффективным из-за низкого содержания кислорода. Составная часть воздуха – азот, не растворимая в воде, выбрасывалась за борт и являлась причиной демаскирующего торпеду следа. В настоящее время в качестве окислителей используют чистый сжатый кислород или маловодную перекись водорода. При этом продуктов сгорания, не растворимых в воде, почти не образуется и след практически не заметен.

Применение жидких унитарных топлив позволило упростить топливную систему ЭСУ и улучшить условия эксплуатации торпед.

Твёрдые топлива, являющиеся унитарными, могут быть мономолекулярными или смесевыми. Чаще используются последние. Они состоят из органического горючего, твёрдого окислителя и различных добавок. Количество выделяемого при этом тепла можно регулировать количеством подаваемой воды. Применение таких видов топлива исключает необходимость нести на борту торпеды запас окислителя. Это снижает массу торпеды, что значительно повышает скорость и дальность её

Двигатель парогазовой торпеды, в котором тепловая энергия преобразуется в механическую работу вращения гребных винтов, является одним из её главных агрегатов. Он определяет основные тактико-технические данные торпеды – скорость, дальность, следность, шумность.

Торпедные двигатели имеют ряд особенностей, которые отражаются на их конструкции:

Кратковременность работы;

Минимальное время выхода на режим и строгое его постоянство;

Работа в водной среде с высоким противодавлением выхлопу;

Минимальные масса и габариты при большой мощности;

Минимальный расход топлива.

Торпедные двигатели подразделяются на поршневые и турбинные. В настоящее время наибольшее распространение получили последние (рис. 2.3).

Энергокомпоненты подаются в парогазогенератор, где поджигаются зажигательным патроном. Образующаяся парогазовая смесь под давл
ением поступает на лопатки турбины, где, расширяясь, совершает работу. Вращение колеса турбины через редуктор и дифференциал передается на внутренний и внешний гребные валы, вращающиеся в противоположные стороны.

В качестве движителей большинства современных торпед используются гребные винты. Передний винт – на наружном валу с правым вращением, задний – на внутреннем – с левым. Благодаря этому уравновешиваются моменты сил, отклоняющих торпеду от заданного направления движения.

Эффективность двигателей характеризуется величиной коэффициента полезного действия с учётом влияния гидродинамических свойств корпуса торпеды. Коэффициент снижается при достижении винтами частоты вращения, при которой на лопастях начинается

кавитаци я 1 . Одним из путей борьбы с этим вредным явлением стало п
рименение насадок на винты, позволяющее получить водомётный движитель (рис. 2.4).

К числу основных недостатков ЭСУ рассмотренного типа относятся:

Высокая шумность связанная с большим числом быстро вращающихся массивных механизмов и наличием выхлопа;

Снижение мощности двигателя и, как следствие, скорости хода торпеды с ростом глубины, обусловленное увеличением противодавления выхлопным газам;

Постепенное уменьшение массы торпеды при её движении вследствие расхода энергокомпонентов;

Агрессивность энергокомпонентов топлива.

Поиски путей, обеспечивающих исключение перечисленных недостатков, привели к созданию электрических ЭСУ.