Информационный час земля наш общий дом. Классный час «Земля — наш дом! Методика проведения игры

Классный час в 10-11 кл. «Пожарный – профессия героическая»

Кл. руководитель Добыкина Е.М.

Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения пожарной охраны; воспитание уважительного отношения к людям данной профессии.

Задачи:
Развивающие:
- обобщить и углубить представления детей о пожарной безопасности;
- популяризация деятельности подразделений МЧС России;
Образовательные:
- расширить представления детей о труде пожарных;
- закрепление и систематизирование знаний о причинах возникновения пожара, правилах поведения во время пожара;
Воспитательные:
- воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.

Ход занятия

Учитель: В начале нашего классного часа я прочитаю отрывок из книги Владимира Санина - "Большой пожар"
"...Знаешь, почему нас не очень жалуют, почему о нас редко вспоминают поэты и не пишут книг прозаики? Я много думал об этом и пришел к выводу: потому что наша работа не приносит людям радости, она в лучшем случае уменьшает горе. Она не эстетична, наша работа, мы ничего не созидаем, не ставим рекордов, хотя рискуем жизнью, бывает, по нескольку раз на день. Даже самая блистательная наша победа - это трагедия; с нами в сознании людей ассоциируются ужасы и боль, гибель и потери, обезображенные лица и груды развалин..."

О какой профессии идет речь?

Сегодня мы поговорим о героях огненного фронта, умеющих покорить стихию, создать заслон разрушительной силе огня, надежду и опору нашего спокойствия и благополучия! Наш кл. час мы посвящаем людям, чей труд связан с пожарной охраной. Поговорим о людях, которые находится на трудной службе, и каждую минуту могут рисковать жизнью. Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда речь идёт о полномасштабном пожаре - тут в бой со стихией вступают отважные профессионалы. Название им - пожарные.

История пожарной охраны

Профессия пожарный своими корнями уходит еще во времена Древнего Египта. С древнейших времен человек поклонялся огню и боялся его. Один век сменялся другим, и люди стали думать, как оградить себя от столь страшного врага.

Первое упоминание о противопожарных мероприятиях, проводимых на Руси, можно найти в сборнике законов, известных под названием "Русской Правды", изданном в ХI веке при Великом князе Ярославе Мудром. С целью охраны Москвы от пожаров указом царя Ивана III на городских улицах были организованы пожарные команды - особые заставы "Решетки", службу в которых несли "решеточные приказчики" и привлекаемые к ним в помощь жители города (по одному человеку от каждых десяти дворов).

В старину люди считали огонь «гневом Божьим». Они, в случае пожара, шли крестным ходом с иконами, служили молебен, просили защиты у святого Никиты Новгородского, которому православная церковь отвела роль «пожаротушителя» Огонь «гасили» молоком только что отелившейся коровы, через горящее строение перекидывали пасхальные яйца. В сказании о двенадцати драгоценных камнях помощником в тушении пожаров назван камень, который называется «уакинф» - яхонт. По преданию камень, помещенный на горящие угли, гасит их, а сам остается в целости. Было время, когда в Москве не было пожарной команды. Жители обязаны были сами тушить пожар. Под угрозой телесного наказания и тюремного заключения век за веком москвичи несли пожарную повинность. На тревожные звуки набата собиралось много народу, да пользы от этого было мало. Жители не знали, что надо делать для укрощения огненной стихии. За первые четыре с половиной века своего существования Москва 13 раз выгорала дотла и около 100 раз - в значительной степени. По словам современников, город становился "яко поле”. Когда в 1472 году в Москве вспыхнул пожар Великий московский князь Иван Третий со своей дружиной тушил огонь и был «зело храбрый», несмотря на тяжелые ожоги. В этом же году князь вместе с сыном отстаивал от огня боярские палаты, давал команды на разборку ближайших домов, так как они тоже могли загореться, и пожар пошел бы дальше.

В конце XV века в Москве впервые была учреждена «опаса» - так называлась сторожевая служба. Она следила за порядком в городе, а в случае пожара вставала на защиту от огня. Очень строго наказывали нарушителей противопожарных правил, например курильщиков. При первом царе из рода Романовых, Михаиле Федоровиче действовал указ, по которому курильщики табака, пойманные в первый раз, получали по 60 ударов по пяткам, а уличенным вторично отрезали нос. После пожара 1634 года, вспыхнувшего из–за неосторожного курения, ввели запрет на курение табака под страхом смертной казни. За другие нарушения противопожарных правил брали штрафы до 50 копеек, при повторных нарушениях в 2 раза больше. Это были немалые деньги: корова стоила не больше двух рублей, а лошадь от полутора до восьми рублей.
30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович издал указ «О градском благочинии». В нем впервые в российской истории были собраны воедино все прежние противопожарные указы, а также определялись государственные меры «бережение от огня». Эту дату российские пожарные по праву могут отмечать как день рождения своей героической профессии.

Пожарная служба укрепилась и стала развиваться с началом правления Петра Первого. В 1700 году Петр выписал для Москвы из Голландии новые пожарные трубы конструкции знаменитого механика Ван ден Хейдена, пополнившие арсенал городских противопожарных средств. На Спасской башне Кремля особые колокола- набаты выбивали тревожные повестки на случай пожара. Первая регулярная пожарная команда появилась в 1829 году. Характерной приметой городского пейзажа по всей России стали пожарные водопроводы и колодцы. Появились ручные пожарные насосы, лестницы. По тревоге пожарные мчались на конных повозках под оглушительные звуки трубы. Начало XIX столетия. Указ царя Александра I от 31 мая 1804 года освободил жителей от обязательной явки на пожар. Одновременно предлагалось: "…составить особенную из отставных солдат, к фронтовой службе неспособных, команду”. Так появились профессионалы-пожарные. Команда эта подчинялась полиции, служба в ней была обязательной и продолжалась 25 лет. Началось строительство пожарных депо. Во главе каждой пожарной части стоял брандмейстер. Москву разделили на части и кварталы. Для каждой части определили точное количество пожарных инструментов, обозов, лошадей и личного состава. В 1857 году издается первый в России пожарный Устав. Достижения науки и техники становятся достоянием пожарного дела. С 1858 года для пожарных целей используется военно -полицейский телеграф, а в девяностых годах прошлого века стали использоваться телефон и электрическая пожарная сигнализация.

В начале 20 века появились первые пожарные машины. Пожарная техника непрерывно совершенствовалась, а профессия пожарного стала одной из почитаемых. В 1907 году в Москве по Мясницкой улице промчался необычный автомобиль. На сиденье рядом с шофером важно сидел брандмейстер, сзади блестели каски пожарных служителей, один из них бил в медный колокол. Это был первый автомобиль пожарной команды. В этом же году в Китай-городе впервые была установлена пожарная сигнализация.

Государственная пожарная охрана советской России была создана в апреле 1918 года. До 1999 г. ежегодный праздник "День пожарной охраны" отмечался 17 апреля. В 1999 году в ознаменование 350-летия Наказа царя Алексея Михайловича принято решение о переносе даты ежегодного праздника "День пожарной охраны" на 30 апреля.

Профессия пожарного - относится к числу самых опасных профессий. Можно научиться лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести, но самое трудное - это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью - то другую.

По сигналу "Тревога" пожарные садятся в машины и следуют к месту, где случился пожар. Когда поступает сигнал тревоги, бойцы дежурного караула должны за 20-25 секунд надеть защитный костюм (боёвку), весом 30 килограмм

А теперь давайте проверим, насколько вы знакомы с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях.

Объявляется викторина

Вопросы викторины

1. Почему пожарных вызывают по телефону именно "01”?
- "01”- самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер несложно набратьдаже в темноте и на ощупь.
2. Почему пожарная машина красная?
- Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимоуступить дорогу. Красный цвет- цвет огня.
3. Как одеваются пожарные?
- Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударовзащищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарнымнеобходим аппарат для дыхания.
4. Назови произведения, где упоминается о пожаре?
С. Маршак "Пожар”, "Кошкин дом”, "Рассказ о неизвестном герое”; К. Пермяк "От костра до котла”; "Огонь - опасная игра”.
5. Чем опасны пожары?
- При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но самое страшное, что припожаре могут погибнуть люди.
6. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?
- Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.
7. Чем можно тушить начинающийся пожар?
- Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.
9. Отчего бывают пожары?
- Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются безприсмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т. д.; если играть со спичками, шалить с огнем.
10.Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?
- Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит?
11. Где лучше спрятаться при пожаре: в шкафу или под диваном?
- Прятаться нельзя: пожарные не найдут, можно задохнуться.
12. Что надо делать, если в квартире много дыма?
- Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать черезнамоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.
13. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?
- Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться бежать из дома, еслиживешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.
14. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?
- Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.

Ребята вы показали, что хорошо знаете правила пожарной безопасности. Я верю, что при создании экстремальной ситуации вы не растеряетесь, и примите правильное решение. А в будущем, возможно, кто - то из вас пополнит ряды пожарной службы.

Среди тех немногих, кто и в мирное время совершает подвиги, часто называют пожарных. Вступая в поединок с огнем, эти люди часто проявляют качества, которые мы называем героизмом. А они в ответ: мы просто выполняем свою работу.

Чернобыльская авария - крупнейшая катастрофа в истории мирного атома. Чернобыль в 600 раз превзошёл Хиросиму по мощности загрязнения окружающей среды. Впервые же часы к месту ЧС прибыли специалисты-атомщики и пожарные для ликвидации аварии – «ликвидаторы», они ещё не знали, насколько высоки и опасны дозы радиоактивного заражения. Любой ценой необходимо было потушить пожар, чтобы огонь не перекинулся на другие энергоблоки, дабы Чернобыльская катастрофа не приняла мировой масштаб. Герои Чернобыльской АЭС не думали о гибели. Уже через 7 минут после сигнала тревоги на АЭС приехали пожарные расчеты из Чернобыля и Припяти, первый из которых прибыл на станцию через 7 минут после начала катастрофы. 28 человек бросились на борьбу с пожаром под руководством лейтенантов Владимира Правика и Виктора Кабенка. Обоим по 23 года, но своим примером они вели за собой бойцов, давая чёткие команды и находясь там, где труднее всего. Практически без средств защиты, имея только рукавицы, каски и брезентовые робы, не используя из-за высоких температур противогазы, до трёх ночи пожарные не подозревали о смертельно опасном уровне радиации.

Теряющие в ходе борьбы с огнём сознание, многие пожарные получили смертельную дозу радиации и были отправлены на лечение в Москву и Киев. Из 13 человек, проходивших лечение в 6-й клинической больнице столицы, 11 скончались. Среди них Виктор Кабенок и Владимир Правик, ставший отцом за месяц до трагедии. Троим пожарным, Владимиру Правику, Виктору Кабенку и Леониду Телятникову, присвоено звание Героев Советского Союза. Выжить удалось только последнему, дослужившемуся до звания генерала.

Герои-пожарные, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС




Памятник пожарным в Чернобыле








Подвиг пожарных Чернобыля вызвал чувства глубокого восхищения и благодарности не только у граждан Советского Союза, но и у жителей всей планеты. Пожарные из города Скенектади (США) на собственные деньги сделали мемориальную доску в память о тех, кто вступил в драматическую борьбу с разбушевавшимся атомом. Надпись на той доске гласит – «Пожарный. Часто он первым приходит туда, где возникает опасность. Так было и в Чернобыле 26 апреля 1986 года. Мы, пожарные города Скенектади, штат Нью-Йорк, восхищены отвагой наших братьев в Чернобыле и глубоко скорбим по поводу потерь, которые они понесли. Особое братство существует между пожарными всего мира, людьми, отвечающими на зов долга с исключительным мужеством и смелостью». Эту доску делегация американского города передала постоянному представительству СССР, Украинской ССР и Белорусской ССР при ООН. Ее привезли из-за океана в Чернобыль и на собрании пожарных Припяти и Чернобыля торжественно вручили коллективу подразделения.
Начальник отдела Главного управления пожарной охраны МВД СССР подполковник Владимир Максимчук прибыл на ЧАЭС в составе правительственной комиссии. Ему выпала доля возглавить тушение пожара в ночь на 23 мая. Об этой истории долго умалчивали: угроза нового взрыва возникла после возгорания циркулярных насосов и кабелей высокого напряжения 3 и 4 блоков. Развитие пожара неминуемо вело к выходу из режима третьего блока ЧАЭС, что грозило страшной катастрофой, и последствия ее были бы гораздо серьезнее, чем последствия катастрофы 26 апреля 1986г Не допустив пожарные расчёты, с разведывательной группой подполковник проник на место пожара. Установив степень опасности,и выявив уровень радиации (250 рентген в час), Владимир Максимчук лично организовал спасательные работы, определив максимальное время нахождения на территории возгорания десятью минутами. В зону борьбы с пожаром была введена специальная техника, а боевые расчёты постоянно менялись, информируя друг друга о происходящих изменениях. Сам командир с каждой группой вновь и вновь оказывался в самой опасной точке, служа примером личного мужества. Это для страны на долгие годы - самый «секретный» подвиг. Героев Чернобыля представляли к наградам, а сорок бойцов-пожарных во главе с командиром окажутся на больничной койке безвестными.

В 1994-м, в возрасте 46 лет и звании генерал-майора внутренней службы МВД, Владимир Максимчук скончался, будучи посмертно в 2003 году удостоен звания Героя России. Генерал Максимчук – единственный Герой России среди пожарных, удостоенных этой награды в мирное время.





Его именем назван пожарный корабль в Москве, школа на родине в Житомирской области. Ежегодно в России проводятся Международные соревнования по пожарно-прикладному спорту на Кубок генерала Максимчука. Для слушателей Академии Государственной противопожарной службы МЧС России учреждена стипендия имени Максимчука за выдающиеся успехи в учебе и научной деятельности.
Конечно, пожары высокой категории сложности случаются редко, но даже в самые спокойные часы пожарная охрана не дремлет. Весь день расписан почти по минутам. После смены караула изучение телефонограмм и распоряжений. Постоянно приходится тренироваться на пожарной вышке, выполняя очередной подъем, проверять пожарно-техническое вооружение, боевую одежду и снаряжение.

Осваивать данную профессию рекомендуется людям решительным, смелым, ответственным, имеющим твердый характер, силу воли, четкую координацию движений, быстроту реакций, ведь события во время пожара развиваются непредсказуемо. Пожарный должен знать правила оказания первой медицинской помощи, уметь пользоваться спасательным оборудованием, знать технику безопасности, уметь работать на высоте. Противопоказаний для такой работы довольно много, необходимо иметь просто отменное здоровье и обладать крепкой психикой. Здесь медицинская комиссия даже более строгая, чем военная.
В конце классного часа я хотела бы сказать: «Не забывайте, пожалуйста, что пожар легче предотвратить, чем потушить.»

Если вы боитесь высоты - вам не стоит обучаться профессии монтажника или машиниста башенного крана. Если боитесь замкнутых пространств - вам не бывать моряком-подводником или шахтёром. Продолжать этот список можно долго, однако и так уже ясно: существуют профессии, которые по плечу не каждому.

К числу профессий, предъявляющих к человеку особые требования, можно отнести некоторые медицинские и военные специальности, службу в рядах МЧС и милиции, работу в горнодобывающей промышленности и, как ни странно, некоторые направления работы с людьми: педагогику и психологию, в особенности при работе с детьми дошкольного и школьного возраста.

О том, что многие виды современной деятельности потенциально опасны для здоровья и даже жизни человека, известно каждому: приходя на новое рабочее место, практически каждый из нас проходит инструктаж по технике безопасности. Правда, выполняют эти инструкции лишь единицы.

Именно поэтому ежегодно сотни людей во всём мире получают калечащие или даже смертельные травмы при падениях с высоты, от ударов электротоком, от отравлений ядовитыми веществами, от попадания частей тела в движущие части механизмов и от множества других причин.

По сводной статистике за несколько десятилетий, самой опасной можно смело называть профессию шахтёра: такого количества работников не погибало больше нигде за всю историю современности. Правда, по последним данным, очень высокая смертность от несчастных случаев наблюдается так же у моряков рыболовного флота.

Ни милиция, ни военные (в мирное время), ни пожарные не гибнут так часто, как гибнут рыболовы. Поспорить с рыболовами могли бы разве что водители автотранспортных средств: среди профессиональных шофёров смертность и инвалидизация вследствие дорожно-транспортных происшествий очень высока.

Если с профессиями опасными всё более-менее понятно, то о профессиях героических стоит поговорить отдельно. Что такое героическая профессия? - это работа, обязательно опасная для жизни исполнителя, и при этом общественно-важная, направленная на спасение жизни и здоровья других людей, на поддержание стабильности политического строя и стабильности общества.

Исходя из данного определения, к героическим профессиям можно отнести практически все военные специальности, а так же работу врачей, спасателей и служащих силовых структур и ведомств. К сожалению, из-за особой значимости этих профессий, их часто выбирают люди, бессознательно стремящиеся повысить собственную самооценку и почувствовать собственную значимость.

Во времена становления советской власти один из главных комиссаров ЧК, Феликс Дзержинский сказал: «У чекиста должны быть чистые руки, холодная голова и горячее сердце». Этот девиз, по большому счёту, применим ко всем героическим профессиям. Однако не все представители названных специальностей соответствуют столь высоким требованиям, что вызывает недоверие и неприязнь остального населения и ведёт к дискредитации соответствующих служб.

Поэтому, выбирая профессию героическую, каждому молодому человеку стоит спросить себя: «А для чего мне эта работа? Чего на самом деле хотелось бы мне получить благодаря ей?» И если вас не пугает понимание того, что в рядах коллег обязательно найдутся не самые чистые и честные люди, что вместо уважения можно встретить неприязнь и враждебность от рядовых граждан,-то эта работа для вас. И на самом деле она действительно очень нужна нашей стране и каждому из нас!

Есть люди, для которых подвиг – это каждодневная работа. Это совершенно обычные люди, живущие среди нас. Мы часто встречаем их в магазине, в кино, на улице, и даже не подозреваем, что на счету каждого из них огромное количество спасенных женщин, мужчин, детей, стариков и даже животных. Они постоянно подвергают себя риску ради жизней других, они не знают страха, не знают сомнений, они не знают, что такое трусость. Это люди с сильным характером, железной силой воли, крепким духом. У людей этой профессии есть долг, спасать других, прилагая при этом все возможные и невозможные усилия. Герои эти – пожарные.

Пожарные занимаются тушением возгораний, причинами которых может стать как непотушенная спичка, так и взрыв на предприятии вследствие неправильной эксплуатации оборудования. Причин огромное количество, и почти всегда виноваты сами люди. Пожарные спасают в первую очередь людей, но так же делают все возможное, чтобы спасти леса, поля, города, когда речь идет о природных пожарах, спасают и материальные ценности. Но штаб пожарных – это не только те, кто непосредственно тушит сам огонь, но и специалисты, которые занимаются профилактикой пожаров, диспетчеры, что первыми принимают сигнал о помощи, водители, инспекторы, аналитики, химики, преподаватели, которые учат пожарной безопасности и учат оказывать первую медицинскую помощь. И все эти люди, входящие в пожарный штаб, важны, каждый вносит свой значительный, неоценимый, полезный вклад в общее дело.

Пожарные – это настоящие герои нашего времени, пример для подражания, те, благодаря кому мы чувствуем себя защищенными от любого огневого риска.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Три правды в пьесе Горького На дне 11 класс

    Пьеса А. М. Горького «На дне» является одним из сильнейших драматических произведений того времени. Эта пьеса касается главных вопросов существования человечества, его восприятия мира.

  • Сочинение описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова

    Как известно, история человечества представляет собой историю войн. Практически в каждую эпоху люди воюют друг с другом и причины для этого могут быть самые разнообразные.

  • Сочинение по картине Ромадина Первое цветение (описание)

    На первый взгляд, картина кажется серой и унылой. Но стоит лишь повнимательней на нее посмотреть и можно увидеть то, что художник пытался передать.

  • Сочинение про березу описание (2, 3, 4, 5, 6 класс)

    На уроке русской литературы учительница нам дала задание написать сочинение о березе.Я пришла домой, села и начала размышлять, что же можно написать об этом дереве

  • Внешность Левши из рассказа Лескова 6 класс

    В первую очередь Левша ассоциируется с настоящим русским человеком. Автор описывает его очень сжато, без лишних подробностей упоминая только, что он оружейник, на щеке небольшая родинка, а на висках выдранные волосы, это произошло на учениях

Классный час

«Земля-наш общий дом»

Цель:

Бережное отношение и любовь к родной природе;

Задачи:

Повторить экологические правила поведения людей в природе;

развивать речь, внимание,наблюдательность,

воспитать сознательное и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Конверт с письмом,листы и фломастеры, презентация, мультфильм.

Ход классного часа.

1. Введение в тему классного часа

Посмотрите на экран и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить на классном часе.

(На экране появляются кадры: земля, болота, растения, птицы,животные.)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

2. Сообщение темы занятия.

Прочитайте тему (слайд).

3.А теперь прочитайте стихотворение на экране.

Жить в зеленом царстве это

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей,

Жизнь прекрасна,жизнь вокруг.

Человек природе друг!

О чем это стихотворение?

Всегда ли человек является другом природе?

4. Стук в дверь.

(принесли письмо)

Ребята, нам кто-то отправил письмо. Я сама не знаю от кого оно, сейчас я его вам прочитаю и вы сами скажете, кто его написал. После прочтения мы с вами решим, что делать и как помочь автору письма.

« Здравствуйте,дорогие ребята!

Обращаюсь к вам.Потому что больше не могу терпеть то,что происходит со мной.Человек –это самое развитое существо в мире.Ему подвластны все мои ресурсы,но он в последнее время перестал задумываться,что он сам часть меня.И поэтому он творит со мной непоправимые вещи:безжалостно вырубает мои леса,убивает животных,чистой воды в моих водоемах почти не осталось,из-за этого стало мало рыбы,в воздухе появились и все больше увеличиваются озоновые дыры. Идет глобальное потепление климата на планете Земля. Уважаемые дети, я понимаю,что многое зависит не от вас,но и вы часто рвете цветы, ломаете ветки, прямо себе под ноги бросает мусор. Все это тоже загрязняет меня и постепенно уничтожает.Помните,что брошенная вами газета будет год,а то и два года размокать и смешиваться с землей. С консервной банкой это произойдет через несколько десятков лет. Стеклянная бутылка будет меня обезображивать веками. Очень прошу вас остановиться и задуматься! Мы с вами одно целое и должны беречь друг друга.Надеюсь на ваше понимание. Ваша …(Природа).»

Ребята, - Кто написал это письмо?

5.Беседа по теме

Да,ребята,очень тревожное письмо мы получили.

Вы сразу догадались,от кого нам пришло письмо.А что вас натолкнуло на отгадку?

О чем из прочитанного вам было известно?(Детские ответы.)

Что вас поразило?(Детские ответы.)

О чем Природа умолчала в письме,а вы сами об этом знаете?На что она могла бы еще пожаловаться?(Детские ответы.)

(На экране кадры загрязненного леса.)

Что же нужно делать,чтобы не случилось экологической катастрофы?

(Больше сажать растений, следить за чистотой в на природе и т. д.)

6.Игра «Если вдруг…»

Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть со мной в игру « Если вдруг…».

Условия этой игры таковы:я вам буду давать начало ситуаций, а вы можете продолжить.

Например:если люди уничтожат все цветы на Земле...погибнут многие насекомые …не станет меда,очень ценного продукта для здоровья человека.

Продолжите теперь вы:

1)Если вдруг на пляжах перестанут убирать территорию … (не будет места для купания, загорания и отдыха)

2) Если вдруг вырубят все леса на земле … (не где будет собирать грибы, ягоды, орехи)

4) Если вдруг уберут из дворов мусорные баки… (во дворах будут стоять кучи мусора)

Да, ребята если не будет лесов, нам некуда будет идти на прогулку, за ягодами, лекарственными травами.

7 .Просмотр мультфильма «На лесной тропе»

А сейчас просмотрим мультфильм «На лесной тропе»

(ответы на вопросы после просмотра)

1)Как вели себя лисы, когда приехали отдыхать?

2)Что могло случиться из – за их поведения?

Ребята представьте себе, что вы оказались в лесу или на берегу реки, и перед вами огромное количество мусора, а ведь лесу живут птицы, животные и это наносит им вред.

Чтобы это не случилось, мы должны знать «правила природы»

Подумайте, что означают знаки. Задание будет такое «Подбери название»

(Нужно подобрать к знаку название из представленных на проекторе)

«Осторожно, муравейник», «Не рвите цветы», «Не разводите костров в лесу», « Не разоряйте гнезд», « Не сорите», « Не ломайте ветки деревьев», « Не трогайте ядовитые грибы», « Не засоряйте мусором водоемы», « Дикие животные», «Осторожно, болото», «Не шуми в лесу», « Осторожно, молодняк»

Да, ребята, из нашей работы видите, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого.

Давайте для закрепления прослушаем стихотворения.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать. Палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость

Здесь хозяин –дуб и лось

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты мой друг! Спасибо!»

О чем стихотворения?

Значит не зря природа бьет тревогу и обращаясь к нам просит вас о разумном к ней обращении.

8. Физкультминутка.

9. Работа над пословицами

Ребята, существует много пословиц о природе. Сейчас выполним задание «Соедини и прочитай по стрелке пословицы»

Учитель. Объясните,как вы понимаете смысл пословиц,записанных на экране.

Лес богатство и краса, береги свои леса!

Растения – земли украшения!

Лес – легкие Земли –береги,как свои.

Береги природу,она добром ответит.

Когда пьешь воду,помни об источнике.

Не сажал, не поливал, а рвать поспевал!

Объясните, как вы понимаете смысл пословиц, записанных на экране.

А давайте ребята посмотрим сценку «Любите все живое»

Вопросы:

1) Как вы думаете, правильно поступил волк?

2) Что любит красная шапочка?

Значит будем любить все живое.

10. А сейчас отгадайте загадки.

Весь мир кормлю,

А сама не ем.

И топчу ее

И режу ее-

Она не серчает,

Добром отвечает.(Земля)


Если невидимка:

В дом не просится,

А прежде людей бежит,

Торопится.(Воздух)

Бродит одиноко

Огненное око

Всюду,где бывает.(Солнце)

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.(Лес)

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?(Вода)

Чем больше колец,

Тем старше жилец. (Дерево)

Ребята не только загадки, но и много стихов написали писатели о природе. Давайте послушаем.

1.Есть просто храм.

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

На встречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

2.Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба.

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над лесным пологом,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

3.Щади зверей и птиц,

Деревья и кусты,

Ведь это все слова,

Что царь природы ты.

Ты только часть её, зависимая часть

Что без неё и мощь твоя, и власть?

4.Но дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

5.Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю:

«Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою!»

Значит, ребята, из услышанных стихотворений какой можем сделать вывод?

(Мы должны любить природу)

13. Рефлексия

Давайте выполним задание

(закончи предложение)

Наша страна, Родина должна быть экологически чистой, всегда оставаться голубоглазой, с красивейшими реками, озёрами, лесами и полями.

Для этого я…

12. Подведение итогов.

1) О чем вели беседу?

2) Что вам понравилось?

3) Какие выводы сделали?


Материал: фотографии, иллюстрации с изображением Земли.

Ход занятия

Образование нашей планеты всегда было загадкой для ученых, геологов. Изучая древние породы, они все лучше понимали, какой была Земля миллиарды лет назад. И на помощь им пришли астрономы. Они определили, что звезды, загорающиеся в небе, - это просто далекие солнца. В нашей Галактике их миллиарды. В мощные телескопы астрономы видят гигантские межзвездные облака из газа и пыли. Под действием сил притяжения некоторые из этих облаков снижаются и превращаются в новые звезды.

Так . Часть газа и пыли, не попавшая в Солнце, образовала вращающееся околосолнечное облако. Пылинки в нем объединялись сначала в небольшие тела, которые и называют планетами. Около планет возникали спутники - подобно Луне у Земли. Но почему снижаются межзвездные облака? Почему одни тела падают на другие? Потому, что между телами действует сила притяжения.

А как проверить, что планеты собрались из камней и пыли? Для этого нужно посмотреть в телескоп на Луну. Вы увидите, что се поверхность изрыта кратерами больших и малых размеров, образовавшимися при падении больших и малых тел. Но поговорим о нашей Земле. Теперь ребята, вы знаете, как образовалась наша планета. Но ее облик все время меняется.

Сначала поверхность была безжизненной. Постепенно, падающие на растущую планету крупные тела разогревали ее. Внутри Земли происходили сложные химические превращения. Расплавленная масса Земли бурлила, более легкие камни поднимались вверх, а тяжелые, содержащие металлы, опускались. Так образовалось плотное ядро Земли. (Показ картин.)

Поверхность нашей планеты покрывалась твердой корой – земной корой. Она собиралась складками, а складки образовывали гигантские выступы - горные хребты. Тяжелые клубы испарений, охлаждаясь, образовывали огромные массы воды. Так возникли первые моря и океаны.

Поверхность нашей планеты менялась. Появилась атмосфера. В теплых морях зародилась первая жизнь. На смену простейшим видам растений, рыб приходили новые - более совершенные. Именно по остаткам вымерших видов геологи установили: когда-то очень давно, на том месте, где теперь горы, были моря, а многие острова - часть спустившейся суши.

А как же теперь? Меняет ли облик Земля? Ученые считают, что глубоко в недрах земли продолжается мощное выделение тепла. Это распадаются радиоактивные частички. Планета наша как бы подогревается изнутри, оттого и бывают землетрясения и вулканы.

Но поверхность земли меняется и под воздействием внешних сил. Что же это за силы, изменяющие облик Земли? Это вода, солнце, ветер. Как же это происходит? Послушайте.

Звонкий родничок жил в лесу. Родничок был совсем маленький, а лес - огромный. По одной песчинке, по комочку земли родник мыл яму. Прошло время и появилось небольшое озерцо. А родник не переставал журчать ни днем, ни ночью. Озерцо стало большим. Потом из озера ручей выбился, побежал по лесу и встретился с другими ручейками, подружился и потекли они -вместе. И вот ручеек уже стал рекой. Размыв берега, побежал к морю. Мчится к морю, а на пути - горы. Ударила река в каменную преграду, а горы не шелохнулись. На помощь пришло Солнце. Горы не выдержали жары - появились на них трещины. Вода туда и залилась. Зимой она замерзла, стала растирать горы. Горы и раскололись.

Весенний ветерок занес в трещины землю. И вот появился первый зеленый росток. Выросла из него зеленая ель, а рядом выросла другая ель. Корнями стали помогать воде и солнцу: крошить, рушить камень. А рядом выросла другая ель, за ней третья. И покрылись горы лесом.

Ветер тоже старался изо всех сил - дул, проносился ураганом. Он срывал огромные глыбы и швырял их вниз, в ущелья. Дружно трудились вода, ветер, солнце. Стали рушиться горы. Пробилась река к морю, принесла ему силу родничков и ручейков лесных. С них ведь все и началось.

Кто расстелил такой ковер? Вот синь озер, полей узор, Пески пустынь, седины гор И голубой морей простор? Живи, красавица Земля, Планета лучшая из всех. Как мать, одна - и ты одна. Тебе замены нет!