Грифон — могучая птица-собака. Мифы и Легенды * Грифон (Gryphon)

Фантастическое существо, которое можно встретить в мифологии различных народов, в т. ч. и славян - грифон. Это млекопитающее с крыльями и 4 лапами было стражем чертогов с золотом либо сокровищами. Его образ символизировал господство над стихиями земли и воздуха.

Внешний вид

Мифическая птица грифон имеет необычайную внешность - это полуорел-полулев. От орла у него - голова, крылья и когти. А тело - львиное с 4 лапами. Согласно некоторым авторам, он обладал длинным хвостом, который был похож на змеиный.

Грифон - существо со специфической окраской: передняя часть его тела была красной, задняя - черной, а крылья - белыми. Он обладал пронзительным взглядом и острым загнутым клювом. А у крыльев был дополнительный сустав, который способствовал удобному их складыванию.

Для своего гнезда птица выбирала самые высокие горы и обустраивала его на самой вершине. Гнездо было из чистейшего золота и тщательно охранялось.

Способности и значение

Вследствие мистического происхождения полуорел-полулев обладал необычайными способностями.

  1. Колоссальная сила. Он мог поднять в воздух и унести коня со всадником или пару волов в одной упряжке.
  2. Всевидящий глаз. Лишь единожды посмотрев в человеческие глаза, он мог наказать или вознаградить, в зависимости от его деяний.
  3. Зловещий крик. Воинственный зов волшебного создания истреблял все живое в округе на несколько миль.

Независимо от культуры, это мифическое создание означает двойственность. Причиной этому служит его внешность. С одной стороны, лев, как царь земли, несет ответственность за мир физический. С другой - орел, властелин небес, несет в себе духовность. Такая двойственность повлияла на характер могущественного создания - его образ соединяет в себе и свирепое чудище и справедливого судью.

Упоминания в древних культурах

Впервые эти могущественные создания упоминаются греческим историком Геродотом. Он считал, что они живут на севере, в стране Гиперборее, и охраняют там найденное ими золото.

Древний Египет

В мифах древних египтян грифон - мифическое существо, которое выглядело словно лев с соколиными крыльями. На его голове красовался золотой венец. Служило это необычайное творение богу неба Гору и являло его волеизъявление человеческим существам. Оно было олицетворением солнца, песка и справедливости.

Позже, на стадии расцвета Древнего Египта, полуорлы-полульвы обрели новый смысл. Они были сопровождающими воинов и обеспечивали им победу. Их часто изображали во главе многочисленной армии.

В Древнем Египте было еще одно знаменитое существо - сфинкс. Он внешне похож на грифона (имеет львиное тело) и охраняет сокровища. Живет сфинкс в пустынях и стережет реликвии фараонов. Если ему встречаются люди, то он загадывает им загадки. Если человек отвечает правильно, то получает щедрое вознаграждение. В случае ошибочного ответа сфинкс может растерзать человека.

Древняя Греция

Древние греки считали, что туловище полуорла-полульва было по величине больше, чем 8 вместе взятых львов, и что он обладал силой больше, чем сотня орлов. Как и птица, он с легкостью поднимался в воздух.

Грифон в мифологии Древней Греции - это могущественное, справедливое и очень проницательное создание. Он олицетворял противоборство плоти и духа. В преданиях древних греков эти существа обладали необычайным для животных разумом.

Легенды повествуют, что они были крылатыми псами Зевса. Верховный Бог отправлял их на борьбу с греческими врагами, а еще они были его вестниками.

Есть мифы, в которых говорится, что полулев-полуптица возил Аполлона. Встречаются изображения богини справедливости Немезиды, на которых в ее колесницу, плывущую в небесах, впряжены полуорлы-полульвы.

В мифах древних греков могущественные животные впервые изображались в виде стражей золота. У греков любовь к золоту ассоциировалась с противоборством материального и духовного. Полульвы-полуптицы использовали золото и драгоценности при постройке своих гнезд.

Древний Рим

В Древнем Риме полульва-полуптицу наделяли благородством и горделивостью. Наилучшие воины использовали его изображения для украшения своих шлемов.

Правители Рима были первыми, кто стал использовать изображение могущественного создания на своем гербе. Они подчеркивали свою связь с богами. Со временем эта традиция появилась и в прочих европейских культурах.

Скифия

Древние скифы воспринимали полульва-полуптицу, как свирепое чудище, для которого характерны недоверчивость и злопамятность. Они верили в то, что могущественное создание преследует человека до конца его дней в случае кражи драгоценностей из его гнезда.

Образ полуорлов-полульвов украшал стрелы и мечи скифских воинов. Они рассчитывали обрести свирепость устрашающих созданий во время битвы. Еще полульва-полуптицу изображали на стенах домов с целью защитить их от чужестранцев.

Славянская культура

В славянской культуре грифон - это птица, символизирующая:

  • борьбу;
  • смелость;
  • непременную победу.

Благодаря тому, что он одновременно обладал качествами льва и орла, он пользовался большим уважением и почитанием. Лев олицетворял Солнце и являлся ритуальным образом, а орел символизировал собой небо, его беспредельность и всю ширь его мощи.

Главной задачей полульва-полуорла было защищать Рипейские горы, где находился вход в Ирию, и драгоценности, которые в них таились. Еще мифические существа охраняют проход из мира Явь в Навь. От их крика сохла трава и увядали цветы. Если же их слышало живое существо, то оно падало замертво.

Древние славяне считали, что могущественная птица прекрасно относилась к богам и человеческому роду, но по непонятным причинам терпеть не могла лошадей и беспощадно их истребляла. Людям, которые верхом отправлялись к местам обитания полульвов-полуорлов, необходимо было маскировать животных. Иначе их ожидала неприятная участь.

Славяне частенько отправлялись к владениям могущественных существ, поскольку там находились яблони с золотыми яблоками. Люди свято верили, что, если сорвать и съесть хотя бы одно золотое яблочко, то они станут мудрыми и обретут вечную молодость.

Геральдика

Полуорел-полулев часто использовался как геральдический символ. К его образу прибегали с различными целями.

  1. Короли украшали гербы могущественным созданием, чтобы подчеркнуть свое божественное происхождение.
  2. Военные изображали полуорла-полульва на щитах и рукоятках мечей с целью получить острое зрение во время сражения. Существовало мнение, что его образ не позволит несправедливо лишить жизни человека.
  3. Купцы использовали золотые монеты, на которых был изображен полулев-полуптица с целью подчеркнуть свою честность. Еще на монетах чеканили образ мистического создания, чтобы приумножить свое богатство.

В легендах древних народов часто можно встретить сочетание птицы и зверя в одном образе. Есть различные виды созданий, которые очень близки к грифону по внешнему виду и занимаются тем, что охраняют сокровища.

  1. Гипогриф - самый близкий сородич полульва-полуптицы. Согласно мифам кельтов, на этих животных ездили боги. Выглядели они как полуорлы-полукони и стерегли королевские реликвии.
  2. Грифобаран встречается у скифов и выглядит, как баран с головой орла, которая увенчана рогами. Он стерег рудники с золотом.
  3. Ханьшоу - китайское животное, сочетающее в себе тигра и орла. По легендам является духом ветра и промышляет охотой на домашнюю скотину.
  4. Таньма - еще одно китайское животное с телом собаки и орлиными крыльями. Выступал в качестве небесного судьи и наблюдал за деяниями людей. Был белого цвета, за счет которого практически сливался с облаками. Это позволяло ему незаметно обозревать жизнь людей.

Грифоны сегодня

Некоторые ученые считают, что грифоны существуют до сих пор и обитают в Гималаях. У этой версии нет ни подтверждения, ни опровержения. Это могущественное создание можно встретить на страницах книг в жанре фэнтези. Животное популярно среди живописцев. Его можно увидеть в компьютерных играх в качестве транспортного средства.

Грифон представляет собой мистическое животное с телом льва и головой, крыльями, когтями орла. Грифон являет собой символ победы над двумя стихиями земли — лев и небом — орел. Сам по себе грифон позиционируется как положительное существо, т.к. является воплощением двух солнечных созданий — орла и льва. Грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.


Грифон встречается в мифах и легендах разных народов, и очень часто он выступает в роли стража, которых охраняет сокровища или тайное знание.

Впервые мистическое существо грифон описывает Геродот (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки считали, что грифоны охраняли золотые копи скифов. В дальнейшем авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Позднее для древних греков грифон стал символом могущества, создание, которое уверено в своей сили, но при этом проницательное и бдительное. Возможно поэтому, грифоны были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, что символизировало быструю расплату за грехи. Иногда Апполона изображали верхом на грифоне.

Изображение грифона можно встретить на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVIв.в. до н.э.), а затем в Спарте(VIII-VIIв.в. до н.э.).

В Древнем Египте грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов, одновременно он был символом бога солнца Гора. Считалось, что изображение грифона приведет солдата к победе. Позднее грифон становится символом воздаваемой справедливости, нередко в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В скифской культуре встречаются различные изображения с участием грифона, например, сцена битвы тигрицы и грифона (VII в. до н. э.). На одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана изображен грифон, который сражается с тигром. На золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена похожая сцена: грифон и другое фантастическое существо нападают на пантеру.

В средневековом христианском церковном искусстве грифон становится распространенным персонажем и, однако он представляет собой двоякий персонаж. С одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой — тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Данте в «Божественной комедии» представляет грифона, как символ двойственной природы Христа — божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Грифон считается победителем змея и василиска — демонических созданий.

Позднее в средневековой геральдике грифон является наиболее употребляемым персонажем. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».

http://taina-simvola.ru/

Грифон.Образ.Символика

Грифон - фантастическое, мифическое существо, полуорел-полулев, с длинным змеиным хвостом. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Образ грифона объединял символику орла (быстрота) и льва (сила, отвага). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.

В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание. "Змеи, драконы, грифы, охраняя сокровища, - пишет М. Элиаде - всегда охраняют пути к бессмертию, ибо золото, алмазы и жемчуг есть символы, воплощающие в себе сакральное начало и дарующие силу, жизнь и всеведение".

Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. В шумеро-аккадской мифологии (миф о Лугальбанде) существовал образ огромной птицы Анзуд — орла с львиной головой (часто изображалась когтящей двух оленей либо других зверей). Птица Анзуд наделялась функцией посредничества между небом и землей, людьми и богами; в этом качестве рассматривалась как существо амбивалентное, одновременно воплощавшее и злое, и доброе начала.

По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.) "грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу - потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов". В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается "могущественным животным" и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон.

Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немезиды, они вращали колесо судьбы. В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI в.в. до н.э.), а затем в Спарте (VIII-VII в.в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Образ грифона встречается и в христианской традиции. В средневековой христианской символике грифон связывается с Христом; согласно Исидору Севильскому: «Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; и орел, ибо после воскресения вознесся на небо». Данте описывает триумфальную колесницу церкви, которую влечет грифон; орлиная его часть золотая (цвет божества), львиная — алая с белым (возможно, цвет человеческой плоти), таким образом переданы две природы Христа. Согласно другим комментариям, грифон Данте символизирует Папу (возносящегося к престолу Господню за приказаниями и властвующего на земле). В средневековом церковном искусстве грифон является очень распространенным персонажем, однако его символика в целом противоречива: он изображается и как демон, и как Христос. Позднее он трактуется как символ бдительности и воинственности (в частности, в геральдике) и в качестве посредника между небом и землей (в соответствии со своими животными составляющими).

Также в силу своей дуальности рассматривался как символ совмещения духовной и светской власти Папы. В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой - тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа - божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: "Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы".

Начало ХХI века – начало нового тысячелетия. Мы живем в сложное переходное время, когда начинают стираться многие грани. Хотим мы этого или нет, но тонкие энергии пронизывают нас и оказывают определенное воздействие, так же как и радиоволны, радиоактивные и космические излучения. Все мировые религии и наиболее значительные философские учения свидетельствуют о реальности взаимодействия двух миров — видимого материального и невидимого, называемого духовным, тонким и т.п. Одним из основных научных достижений ХIХ-ХХ веков стало постепенное признание и изучение невидимого мира, чрезвычайно сложного, имеющего много сфер и зон влияния, также как и в реальном мире, в котором мы живем. Признание невидимого мира является одним из обязательных пунктов символа веры для всех христиан.

Как и повсюду в окружающем нас Космосе, в невидимом мире есть биполярные образования – положительные и отрицательные сферы. Вероятно, одна из положительных сфер невидимого мира, находящаяся в тесном взаимодействии с современным реальным миром, была названа В.И.Вернадским – ноосферой, сферой сознания и разума.

Не только на материальный, но, несомненно, и на невидимый мир распространяется влияние одного из самых могущественных анти-богов, завладевшего основными мировыми запасами золота, ценных бумаг и денег. Этого «скрытого управляющего» А.И.Субетто (2002, с. 35) в своей монографии «Капиталократия» назвал «Антибогом – Капитал-Богом». Как и большинство богов, «Капитал-бог» имеет свои «храмы» – банки, своих служащих и хранителей сокровищ.

Культ золота, библейского «золотого тельца», уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Когда-то золото ценилось не дороже других металлов, но постепенно оно стало эквивалентом богатства и силы. Древние греки оставили нам память о «стерегущих золото грифах» – грифонах, живущих на самом краю реального мира.

Образ грифона проходит через века и тысячелетия, встречается в разных культурах, которые иногда и не соприкасались друг с другом. Одни из первых его изображений появляются на территории Древнего Востока в III тыс. до Р.Х. и в различных культурах встречаются вплоть до современности. Возможно, грифон не просто выдумка древних жрецов, художников, поэтов, которые якобы скомбинировали его из разных реальных образов – голова и крылья орла, туловище льва и других деталей. Вначале грифон воспринимается как загадочный, таинственный, сильный зверь – помесь льва и орла, гораздо более могущественный, чем все живущие на земле реальные животные. Если лев является царем зверей, орел – птиц, то грифон якобы царствует над ними. Но не только реальный лев, но и такие химерические звери опасны для человека. Весьма вредными для человека и этносов в целом считал химерические образования и Л.Н.Гумилев (1990, с. 312-315).

Итальянскими учеными высказано интересное предположение о происхождении грифона от одного из зверей эпохи динозавров. Затем эта ветвь вымерла на земле, но какая-то информация об этом осталась на «тонком плане». Не исключено, что ныне это зверь темного подземного мертвого астрального мира. Грифона часто путают с реальной птицей грифом или со схематизированным изображением мифического орла-грифа. Близкий к грифону по названию реальный гриф тоже предпочитает в качестве пищи мертвечину.

Анализ образа грифона, его функций и «следов» за последние 5 тысяч лет позволяет предварительно реконструировать основные закономерности его появления и исчезновения.

Цель грифона — вырваться из «забытья» (из-под земли), добраться до вершин реальной земной власти, уничтожить правителя и государство, унести под землю золото и как можно больше человеческих жизней. Используемые грифоном средства для достижения своих целей – ослепляющий умы и глаза блеск золота, подкуп, ложь, зависть, наркотики, отравляющие вещества, война, насильственная смерть и др.

Можно выделить два основных этапа «шествия грифона», каждый из которых охватывает отрезок времени около 60 лет и состоит из нескольких периодов:

Первый этап (60 лет): 1-й период – проявиться на «тонком плане», сделать «ставку» на определенных людей на Земле, которые в дальнейшем помогут ему; 2 — вырваться из-под земли, ослепив блеском золота и своей «загадочностью»; 3 — «легализоваться» на Земле; 4 — заинтересовать собой правителя и войти к нему в доверие; 5 — показать свою важность в жизни правителя (ссылки на далекое легендарное прошлое, где якобы грифон всегда был рядом с правителем).

Второй этап (60 лет): 1 – утвердиться на вершине власти (принятие Высшим органом власти образа грифона в качестве герба или одного из главных символов, одобренного и утвержденного правителем); 2 – начать уничтожение правителя и его преемников, чтобы привести государство к гибели; 3 – унести накопленные богатства и людские жизни под землю; 4 – «хранение запасов золота» под землей; 5 – использование части золота для того, чтобы снова явиться из небытия, начать новый этап восхождения к власти на поверхности Земли, значительно увеличить свои «сокровища» и вновь унести их под землю и т. д., вверх на поверхность земли и вновь с золотом вниз.

Победить грифона может верховный правитель, царь, так как грифон «общается» в основном с правителем и через него влияет на народ. Победить грифона может и богатырь, который вступит с ним в борьбу (предания о битве Георгия Победоносца с драконом, о Илье Муромце и др.).

Если правитель считает, что грифон его «друг и защитник» – тогда грифон, «заигрывая» с ним, убивает его, рушится государство, исчезают запасы золота. Если правитель или богатырь считает, что грифон вреден для него и народа, то они ведут борьбу с грифоном (рис. 1-7; вспомните русские и восточные близкие легенды и сказки о богатырях и царях, борющихся с разной нечистью). Поэтому надо успеть загнать грифона в его подземелье, пока он сам, убив правителя, не успеет отнять богатство у него и народа.

Вышеуказанные теоретические рассуждения можно подкрепить многочисленными реальными фактами, как из истории России, так и мировой истории (примеры: крито-микенская династия в Греции, ассирийская держава в Передней Азии, пазырыкская – на Алтае, династия Романовых в России и др.). Рассмотрим мало известные даже специалистам наглядные примеры.

Значение царской династии Романовых в истории России не поддается однозначной оценке. Это может сделать только большой коллектив ученых и политиков разных специальностей и направлений, но все равно каждый человек будет иметь свое собственное мнение. Мало изучена пока роль грифона в жизни и смерти этой династии.

Одни из первых образов грифона появились в России во время короткого правления императора Павла I (1796-1801). В его дворце в Павловске на потолках и стенах залов, декоративных предметах много изображений грифонов. Всем хорошо известна зверская кончина-убийство этого императора.

В 1826 году российский император Николай I официально учредил герб рода Романовых – червленый гриф в серебряном поле, золотые меч, тарч (круглый щит), черный орел; на черной кайме – четыре золотые и четыре серебряные львиные головы. В основу герба был положен грифон, который, возможно, помещался на знамени воеводы Никиты Романова, предка Романовых, участника походов царя Иоанна Грозного и Ливонской войны.

Образ грифона в это время очень часто встречался на золотых предметах из могил скифских и боспорских царей, древних правителей, проживавших на юге России. Раскопки грандиозных курганов скифских царей всегда находились под особым покровительством российских императоров и контролируемой ими Императорской археологической комиссии.

С глубокой древности правители довольно часто отождествляли свою власть в жизни народа с ролью льва среди животных или орла среди птиц, считая их своим покровителем и символами царского могущества.

В конце царствования Николая I, барон Б.В.Кене, который тогда управлял Департаментом герольдии, предпринял попытки придать гербу черты западноевропейской геральдики. Его проекты были реализованы уже при императоре Александре II, после того как Николай I отравился в ходе неудачной Крымской войны.

11 апреля 1857 года Александр II утвердил государственные гербы Российской империи и новые гербы рода Романовых. Указом Сената 31 мая 1857 года было опубликовано описание новых гербов и случаев их употребления (рис. 1-2).

Только один 60-летний цикл (1857-1917 гг.) понадобился грифону, добравшемуся до вершин официальной власти, чтобы погубить династию Романовых: 1881 г. – убит Александр II; 1894 г. — загадочная смерть Александра III (отравлен?); 1917 г. – отречение Николая II (и гибель его и семьи в 1918 г.). Не являются ли оторванные золотые и серебряные львиные головы на гербе рода Романовых, эти неумело или специально подобранные символы (оторванная львиная голова – это все же мертвая голова), одной из главных причин гибели господствующей династии, императоров и их ближайших родственников?

До сих пор ищут «золотой запас» царской России, бесследно пропавший в годы братоубийственной гражданской войны, исчезнувший вместе с императорским гербом-грифоном.

После революции след грифона на некоторое время исчезает из высокой политики. Но вскоре начинается его новый этап материализации и восхождения к вершинам власти на одной из окраин России – на Алтае. В 1924 году археологами была открыта группа больших Пазырыкских курганов, а в 1929 г. начаты их раскопки, продолженные в 1947-49 годах. Сотни больших и малых образов грифона появились из-под земли, затем в научных публикациях (рис. 1-3), потом стали достоянием широкой общественности. Началось постепенное «шествие» грифона к вершинам власти. Появились научные публикации ученых, неоправданно отождествивших «Стерегущих золото грифов» с древним народом, проживавшим на Алтае. Ученые, писатели, художники, читатели и политики вновь вдохнули в грифона «жизненные силы».

В 1993 г. официально был принят и утвержден герб Республики Алтай с образом грифона (рис. 1-1). Археологи стали не нужны грифону и для того, чтобы они не расхищали его подземные богатства, раскопки на Алтае официально были запрещены. Вскоре после этого в 1997 г. внезапно умер первый Глава Республики Алтай В.И.Чаптынов, при котором был принят герб с грифоном. В газете «Звезда Алтая», где были опубликованы одни из первых некрологов о его смерти, на той же странице строкой ниже идет заголовок «Республика Алтай. Золото», извещающий о конкурсе на добычу золота. Трагически погиб и молодой сын художника-автора герба с грифоном. Сам художник родился в поселке, самом близком к Пазырыку, где были найдены многочисленные образы грифонов.

Несомненно, что прототипом центрального изображения на гербе Республики Алтай послужил образ грифона пазырыкской культуры Алтая (VI-IV вв. до Р.Х.).

Где же пазырыкские племена Алтая узнали о грифоне? Не зная его ранее, они увидели этот образ в странах Передней Азии, во владениях жестокой, тиранической ассирийской державы, погибшей под ударами соседних государств и кочевых племен. Из Передней Азии кочевники принесли образ грифона на Алтай. Но они в какой-то мере осознавали, что это отнюдь не мирный образ, а владыка мертвого подземного мира. Среди десятков тысяч изображений животных на скалах Саяно-Алтая, ни разу не встречен образ грифона, хотя в могилах он встречается десятки раз, и в первую очередь в погребениях знати и вождей. Всего 50-60 лет понадобилось грифону в V веке до Р.Х., чтобы прекратила свое существование династия вождей в Пазырыке на Алтае. В этих курганах были также найдены изображения «оторванных львиных голов» типа изображенных на гербе династии Романовых.

Во 2-ом Пазырыкском кургане, где в большом числе представлены «классические» изображения грифонов, найдены были также «шестинога с покрывалом» и курильницы для наркотического вдыхания паров разогретой конопли. В состоянии наркотического «опьянения» или в «трансе», при помощи специальных приемов, вольно или невольно, отдельные личности могли проникать в тонкий, астральный мир (невидимый обычным зрением) и «вытаскивать» оттуда подобные образы.

На тело вождя, погребенного в Пазырыке-2 и, вероятно, выполнявшего также функцию жреца или шамана, были нанесены татуировкой не просто «фантастические образы», а, возможно, увиденные в состоянии транса звери из астрального мира. Участь этого человека была печальной. Вождь, несмотря на мощное физическое развитие, был убит ударом чекана в голову, с него сняли скальп и т.д.

На всех пазырыкских изображениях сцен борьбы грифон выступает в качестве одного из главных терзателей мирных копытных животных. Таким же борцом с мирными животными (в том числе и с конем – главным боевым и хозяйственным помощником кочевых народов Евразии) грифон был и в близкой по времени и духу скифской культуре Восточной Европы, также внезапно погибшей, как и пазырыкская. О борьбе грифонов с аримаспами из-за золота свидетельствует следующий отрывок древнего автора: «Всем там владеют грифы, свирепые и доходящие до крайнего бешенства..., которые растерзывают всех, кого увидят..».. Ни на одном изображении пазырыкской культуры Алтая грифон не показан другом человека или животных, а только их терзателем. На многочисленных древневосточных, античных, средневековых изображениях грифон также нападает на человека (женщин, монахов, правителей и др.) или на мирных животных. На рисунке из средневековой рукописи грифон впряжен вместе с аспидом в колесницу бога смерти Сатурна.

6 октября 1993 г. на заседании Верховного Совета Республики Алтай было принято положение о Государственном гербе Республики Алтай, в котором отмечено, что в центре герба изображен «грифон – Кан-Кереде с головой и крыльями птицы и туловищем льва, олицетворяющий собой священную солнечную птицу, стерегущую покой, мир, счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы». Выбор грифона – одного из главных терзателей потустороннего мира для герба живого народа Республики Алтай в качестве символа и защитника, исходя из конкретных исторических, археологических и мифологических фактов (а не приписывания грифу-грифону различных «красивых функций и имен»), представляется не допустимым на современном этапе жизни.

Сейчас грифон «высоко взлетел» и господствует над целой Республикой Алтай с населением около 200 тысяч человек. Обратите внимание на дату принятия герба Республики Алтай – 6 октября 1993 года. В это время в Москве хоронили тела погибших в братоубийственном столкновении у правительственного Белого Дома, за последние 40 лет самом кровавом по жертвам периоде в столице России (а не на ее окраинах, не на войне). На фоне этих событий на Алтае незаметно прошло утверждение грифона в качестве герба одного из независимых регионов России. В целом в Республике Алтай за последние 10 лет уменьшилась рождаемость, возросла смертность. Смерть в какой-то степени начинает теснить жизнь. В 1990-е годы частично «исчез» и золотой запас Советского Союза.

Не исключено, что ночь с 5 на 6 октября является «днем рождения» грифона на земле. В этот день более четырех веков назад в 1552 г. хоронили умерших после взятия Иваном Грозным города Казани. Следует отметить, что гербом Казани в царское время был «брат» львиного грифона – химерический орлиный грифон.

В ночь с 5 на 6 октября 1948 года в городе Ашхабаде произошло разрушительнейшее землетрясение, унесшее многочисленные человеческие жизни и причинившее огромные материальные потери. А незадолго до этого землетрясения на окраине Ашхабада, в древнем городе Нисе, из-под земли были выкопаны роговые ритоны с окончаниями в виде протом крылатых тигров и грифонов. Летом того же года и на Алтае в раскопанных курганах были найдены многочисленные изображения грифонов, а ударами молнии недалеко от раскопок убито несколько человек.

Хотя грифон существует на невидимом нам «тонком плане», но его воздействие ощутимо и в современной реальной жизни. Отголоски событий и борьбы того мира отражаются в этой жизни. Это по земным человеческим меркам два этапа «шествия» грифона охватывают два периода по 60 лет. У грифона может быть совершенно другое временное измерение, не сопоставимое с человеческим, также как не сопоставимы по своей значимости и насыщенности событиями жизнь человека, мотылька, дерева, камня и галактики. Многие ученые неоднократно отмечали разномасштабность временных процессов (Л.М.Гумилев, 1990; А.И.Субетто, 2001, с. 530-532). Из мифологии известно, что день богов равен году или тысяче лет в жизни человечества. Так и у грифона, вероятно, свое времяисчисление, которое иногда он или его хозяева могут замедлить или ускорить.

В.И.Вернадский так же отмечал, что в живом веществе процессы идут в масштабе исторического времени, в косном (горные породы, химические элементы и др.) – в масштабе геологического времени (1 секунда геовремени = 100.000 лет исторического времени – см. В.И.Вернадский, 1989, с. 184).

Следует помнить, что для народа Алтая уже полностью прошел первый этап и частично второй – грифон «легализовался» на Алтае, добрался до вершин власти, уничтожил одного правителя и.... Остался один из последних периодов перед тем как он может забрать национальное богатство и жизни людей. Республика Алтай – это не единственная республика в России, попавшая под власть зверя. Центральное место в гербе Республики Хакасии занимает согнутый в кольцо и приготовившийся к броску хищный барс или пантера, образ также найденный в древней могиле. На современном этапе жизни, в новых гербах вообще не должно быть образа зверя, а необходимы простые, всем понятные символы.

Из пророчеств прошлого известно, что идущий за зверем, еще страшнее и сильнее его. Грифон еще не сам владыка бездны или его ближайшие заместители, он лишь помощник своего хозяина анти-бога Капитала, но не исключено, что и их символы есть в гербе Алтая (рис. 1-1). Выше грифона на гербе Республики Алтай изображен трехглавый символ (считается, что это гора Белуха). Ведет ли этот символ вверх? Это, скорее «ухабы» – вверх вниз, опять вверх и резко вниз. Концы символа опущены вниз и это больше похоже на корону. Но кто же носит такие короны? В памятниках древности известно довольно много изображений в трехрогой короне. Рогатый образ проходит через века и тысячелетия, временами он исчезает, его изгоняют в бездну, но он снова и снова «выплывает» из темного мира. На одном из западно-европейских гербов грифон охраняет центральный щит с перевернутой пятиконечной звездой – одним из хорошо изученных символов хозяина бездны (рис. 1-4). Вероятно, не случайно рогатый образ был нацарапан местными прикамскими племенами на импортном блюде поверх ранее отчеканенной сцены, возможно, с Пандорой, открывающей шкатулку с людскими пороками, после чего, согласно древнегреческому мифу, по земле расползлись болезни и бедствия, изображенные в виде змея. Только Надежда осталась на дне ящика, когда Пандора захлопнула крышку.

Вопросы жизни и смерти очень сложны, многогранны. Важен момент рождения человека – появления новой жизни. Важен момент единения двух людей (мужчины и женщины) – свадьба, дающий новую жизнь и продолжение человеческого рода. Очень важен и момент смерти – умирание физического тела и перехода духа в качественно новое состояние. Эти моменты всегда ясно осознавались людьми. Помощь в переходные периоды оказывали религиозные обряды и культы, специально подготовленные к этому личности. Надо с глубоким уважением относиться к смерти и погребальным ритуалам. Смерть имеет свои представительства среди живых – кладбища, могильники, похоронные бюро и т.д.

Но все же в этом реальном мире смерть не должна заслонять жизнь. Жизнь прекрасна и удивительно, и в ней есть такие моменты, каких, вероятно, нет после смерти. Нельзя допустить, чтобы смерть, потусторонний мир и их символы преобладали над реальной жизнью. Над живым народом должны парить символы мира, добра, и в то же время должна быть их охранная граница, не позволяющая темным силам победить их.

В небольшой статье можно лишь прикоснуться к весьма сложной теме о хранителе золота – грифоне, изображение которого часто встречается на фасадах банков и инкассаторских машин-сейфов, принадлежащих Капитал-богу.

Как было отмечено выше, грифон и его хозяева связаны с златолюбием, материальностью, войнами, уничтожением человека, то есть с антигуманной, антиноосферной направленностью. Это по своей сущности противоположно бескорыстию, духовности, миру, кооперации, софийности – лучшим качествам человечества, влияющим на верхние слои ноосферы (А.И.Субетто, 2001).

Ктесий в "Индике" писал об индийских грифонах, охранявших золото.

« В Индии также есть золото. Но его добывают не в реках, промывая песок, как, например, в реке Пактолос. Золото находится в многочисленных и высоких горах, на которых обитают грифы - четырёхфутовые птицы размером с волков, с лапами и когтями подобными львиным. Всё их тело и крылья покрыты чёрными перьями, лишь грудь красная. Из-за них золото трудно добывать, несмотря на то, что его чрезвычайно много ." Ктесий "Индика".
В жизнеописании легендарного пифагорейца Аполлония Тианского, написанного Флавием Филостратом в начале III в. н.э. говорится, что грифоны клювом высекают золото из скал и строят из него гнезда. Грифоны также «почитаются посвящёнными Солнцу (Helios)- потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряжённою четвёркой грифонов» .

Грифоны в декоративно-прикладном искусстве


Первые изображения грифонов встречаются в III тысячелетии до нашей эры. В искусстве Шумера и Вавилона (III-I тысячелетия до н.э.) известны изображения львиного грифона в виде крылатого льва с длинными заострёнными ушами, орлиными лапами и хвостом; Ассирия (XVII-VII вв. до н.э.) иногда заменяла у грифонов львиную голову головой орла с гребнем. Для ассирийских орлиноголовых грифонов характерна короткая грива (часто перьевая) и изображение птичьей головы на кончике хвоста. Персидские львиные грифоны (с задними орлиными лапами) изображались со спиралевидными рогами. Такие же грифоподобные существа с рогами были найдены в комплексе луританских бронз (II-I тысячелетие до н.э.) в Западном Иране.
Грифоны были непременными персонажами скифского «звериного стиля».

Читайте об изображениях грифонов в захоронениях скифов в работе О.Ткаченко «Хранители священной земли»

В Древней Греции грифонов, по-видимому, впервые упомянули поэт VI в. до н.э. Аристей из Проконесса в поэме «Аримаспея», Эсхил (525 до н. э. - 456 до н. э.) в «Прометее» и Геродот в «Истории». Изображения грифонов часто встречаются в гербах. В частности, грифон изображён в гербе рода Романовых.
Наиболее часто встречаются изображения одиночных грифонов. В древнегреческом и скифском искусстве также довольно широко распространён сюжет борьбы грифонов с аримаспами, появившийся около VI в. до н.э. Грифоны периодически изображались запряжёнными в колесницы, управляемые различными божествами, чаще всего Аполлоном.

© А.В. Колтыпин, 2012

При перепечатке данной работы гиперссылка на сайт или http://earthbeforeflood.com обязательна

Читайте работы


"Змеи, драконы, грифы, охраняя сокровища, всегда охраняют пути к бессмертию, ибо золото, алмазы и жемчуг есть символы, воплощающие в себе сакральное начало и дарующие силу, жизнь и всеведение"
Мирча Элиаде
Грифон - мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.
В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание.

Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.), «грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу - потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов».

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается «могущественным животным» и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немесиды, они вращали колесо судьбы.

В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита(XVII-XVIв.в. до н.э.), а затем в Спарте(VIII-VIIв.в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Фантастическая сцена битвы тигрицы и грифона изображена на предметах скифского искусства VII в. до н. э. На одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана изображен львиный грифон, сражающийся с тигром. На золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена сцена терзания: орлиный грифон и другое фантастическое существо нападают на хищника кошачьей породы - «пантеру».

Образ грифона встречается и в христианской традиции.

В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой - тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа - божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.




В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».


Пресс-грифон, подаренный А.С.Пушкиным А.А.Дельвигу. 1-я четверть XIX в. Золоченая бронза.

Пресс подарен в 1829 г. вместе с четверостишием: «Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы?..». После смерти А.А.Дельвига пресс хранился у его жены, позже – у ее родственницы А.А.Барановой, от которой перешел в Государственный Литературный музей. Экспонируется в Музее-даче А.С.Пушкина.



Сотни тысяч мифических существ насчитывает история всех стран и религий. Реальны ли они? Ответ на этот вопрос скрыт в летописях и древних манускриптах.

Но, тем не менее, до наших времен дошли исторические сведения о существе, которое именовалось Грифон. Кто это? Действительно ли он существовал?

Как выглядел грифон

Грифон является мифическим существом с необычной внешностью. Он имел голову, когти и крылья орла, а тело — льва.

Будучи птицей, он легко поднимался в воздух сам, и мог поднять тяжелый груз в своих когтях. Как и у льва, грифон имел 4 лапы, оканчивающиеся большими острыми когтями.

Окрас грифон так же имел специфический: задняя половина туловища была черной, а передняя красной, крылья белые. Однако голова, нос и рот пылали огненным цветом. Проживает грифон в местах диких и пустынных.

Гнезда грифонов были из чистого золота, а располагались высоко в горах, на неприступных вершинах. Бдительно охраняя его, грифоны набрасывались на людей, если те приближались к нему.

Страх перед другими животными грифону неизвестен: наоборот, он смело нападет на любого зверя, кроме льва и слона.

Грифон – символичное животное. Он выступает в качестве главы двух сфер: земли – лев и воздуха – птица орел.

Сочетая в себе 2 мощнейших животных Солнца, он имеет благоприятный характер: грифон несет в себе силу, бдительность, возмездие.

Некоторые исследователи считают, что грифоном именовали южноамериканского кондора – вполне реальную птицу, не имеющую никакого отношения к мифам.

Происхождение

Существует 3 версии, рассказывающие о том, где впервые появился грифон.

  1. Древневосточная , а именно индийское происхождение. Грифон был призван охранять золото страны. Флавий Филострат был уверен, что мифические животные действительно проживали в Индии и считались посвященными Солнцу, так как художники изображали солнечную колесницу, запряженную четырьмя львами с орлиной головой.
  2. Шумеро-аккадская мифология (Лугальбанда). Здесь говорилось об огромной птице Анзуд, по описаниям похожей на грифона. Анзуд была посредником между небом и землей, людьми и богами, потому не причислялась к добру или злу, а считалась началом того и другого.
  3. Древняя Греция . Считается, что грифон был очень популярен у древних греков. Местом рождения, вероятно, был Восток, так как найдены изображения в разрушенном Персеиоле и на фресках острова Крит.

Птица Анзуд в шумерской мифологии

Символизм разных стран

Роль стража приписывается грифону в мифах разных стран. Словно , он стережет путь к спасению, расположившись рядом с Древом Жизни. Не только сокровища охраняет грифон, но и сокровенные тайны и знания.


Так же мифические животные являлись победителями змея и , являющихся воплощением демонов. Некоторые исследования даже связали с грифонами вознесение Христа.

По некоторым данным Данте мог символизировать и Папу, возносящегося к престолу. В силу своей двойственной природы считался символом слияния духовной и светской власти Папы.

В это же время существо становится любимым геральдическим изображением.

Обширное исследование, рассматривающее флаг Тартарского Цесаря и образ грифона, было проведено группой ученых.

В «Книге о флагах», изданной в 1705 году, голландским картографом Карлом Аллардом описывается флаг следующим образом:

Флаг Цесаря от Тартарии, желтый, с черным лежащим и к наружью смотрящим драхом (великим змием) с василисковым хвостом.

Некоторые рисунки, хранящие изображение флага, действительно показывают существо, похожее на дракона. Но другие источники содержат зарисовки, на которых отчетливо виден клюв, что идет в разрез с представлениями о драконах.

Собрание флагов, изданное в США в 1865 году, содержит в себе рисунок, на котором видно, что татарский флаг изображает существо с птичьей головой. Значит ли это, что именно грифон помещен на флаг?

Очевидно, да. Тому есть некоторые доказательства. Герб Малой Тартарии (Крымское ханство) изображает трех черных грифонов на желтом или золотом фоне.

Именно эта иллюстрация подтверждает, что на флаге Тартарии изображен грифон, или грифъ в русских книгах.

Рисунок имперского флага Тартарии, сделанный в США в 19 в.

Раскопки скифских курганов принесли множество различных предметов с грифоном в качестве изображения. Датируются находки 4-6 веком до н.э. Места артефактов: Тамань, Крым, Кубань, Алтай, район Аму-Дарьи, ХМАО, близ Днепропетровска.

  • 17 век, Великий Устюг: крышки сундуков украшены изображениями грифонов.
  • 11 век, Новгород: вырезанные грифы на деревянных колоннах.
  • 11 век, Сургут: медальоны с рисунками грифов.
  • Тобольск и Рязань: чашки и браслеты.

Изображение грифона на стене храма «Покров на Нерли»

Удивительно, но грифоны украшают ворота и стены древних храмов.

  • Владимир, Дмитриевский собор 12 века.
  • Юрьев-Польский, Георгиевский собор.
  • Церковь Покрова-на-Нерли.
  • Суздаль, ворота храмов.
  • Грузия, Мцхет. Барельеф с грифоном в церкви.

Но не только в храмах найдены изображения мифического зверя. В 13-17 веках этот образ широко использовался князьями и царями.

  • Шлем Ярослава Всеволодовича,13 век.
  • Царский ковчег, 15 век.
  • Теремной дворец Московского Кремля,17 век.
  • Великий стяг Ивана Грозного, 16 век.
  • Налучие царских саадаков.
  • Двойной трон Ивана и Петра Алексеевичей.
  • Держава Российского Царства/Держава Мономаха.

Интересный факт. Древнерусское название грифона не только див, но и ног, иног, нагай, ногай.

Грифон на гербе Крыма

Получается, что на большей части территории России изображение грифона использовалось с 4 века до н.э. до 17 века. А непрерывный период существования данного символа составляет более 2250 лет!

Так же символ грифона до сих пор используется в геральдике некоторых европейских государств: Мекленбург, Латвия, Поморское воеводство Польши и др.

Обширное исследование образа грифона на флаге Цесаря Татарского привело к следующим выводам:

  1. Грифон/гриф/грив/див/ног/ногай – не заимствованный символ. Он мог быть объединительным и сакральным для славянского, тюркского и угорского народов.
  2. Широко использовался на гербах, предметах и храмах в Российской Империи, пока не был предан забвению при Петре 1.
  3. Грифон, как символ язычества, применялся и в культовых целях, но с укреплением христианской и исламской религии ушел из ритуалов.

Заключение

По всему выходит, что грифон – абсолютно мифическое существо, но откуда же тогда такая популярность в использовании его изображения?

Быть может, когда-то грифы – полуорлы-полульвы — действительно существовали, охраняя золото и символизируя амбивалентное начало?

Не исключено, но это тайна так и останется неразгаданной.