Верховным богом египетской религии являлся. Основные древние религии Египта. Религия и мифология Древнего Египта. Вопросы и задания

Прежде чем кратко остановиться на деяниях Эхнатона - одного из самых удивительных людей в мировой истории - следует сказать несколько слов об египетской религии. Она являлась основной формой идеологии в Египте. Все стороны культуры были пронизаны религиозными представлениями и находились под их воздействием. Эти представления египтян, возникшие в доисторические времена, отражали беспомощность человека перед грозными и необъяснимыми для него явлениями природы и общественной жизни. Обоготворение предметов и поклонение им было одним из самых древних верований. Но, пожалуй, самым характерным явлением было приписывание животным и растениям сверхъестественных сил. Особенно был развит культ животных. Все животные без исключения почитались за божества. Каждый ном и каждое селение имели своих покровителей в образе того или иного животного, рыбы, насекомого. Крокодилу, например, поклонялись более чем в тридцати местах.

Боги Египта: Амон-Ра, Тот, Хонсу, Хатхор, Атум, Маат, Анубис, Геб, Сохмет, Нейт, Ра.

Обожествлялись с древнейших времен силы природы и небесные светила.
Божества, олицетворявшие эти силы, носили общеегипетский характер. Бог Солнца назывался Ра, Луны - Тот, Земли - Геб, Неба - Нут, Нила - Хапи и т. д. В дальнейшем о божествах складывались понятия как о носителях различных духовных и общественных сил: правды, войны, мудрости, царской власти и т. п. Но количество богов не уменьшалось. Предметы, животные, небесные светила остались как воплощение, материальная оболочка этих сил. Бог Луны Тот в виде павиана или ибиса считался олицетворением мудрости, звезда Сириус, по представлениям египтян, являлась «душой богини Исиды», в соколообразном божестве Хоре воплощалось представление о царской власти. Многие божества Хор убивает Сета.
мыслятся и в образе человека: богиню
Правды, например, изображали в виде женщины с пером на голове. В связи с «очеловечиванием» богов распространялись изображения божеств с телом человека и головой животного. Бога Луны и Мудрости - Тота - могли изображать в виде человека с головой ибиса.
С Древнего царства широко распространился по всему Египту культ Осириса - бога умирающей и воскресающей природы и бога мертвых. Согласно распространенному среди египтян мифу Осирис был сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Осирис стал первым царем и научил людей земледелию. Его брат Сет, бог зла и разрушения, убил Осириса. Жена Осириса Исида бежала в болота Дельты. Там у нее родился сын Хор, который вступил в борьбу с Сетом. В конце концов боги оживили Осириса, но он делается царем мертвых, а царем живых становится Хор, олицетворением которого считался всякий фараон. Сперва лишь умершего фараона почитали за бессмертного Осириса. Но с конца Древнего царства идея бессмертия широко распространилась среди египтян. Каждый желал воскреснуть после смерти, как Осирис.
С идеей о бессмертии тесно связан заупокойный культ. По представлениям египтян, человек не мог существовать после смерти без тела. Поэтому труп старательно обрабатывали, мумифицировали. В основном способы мумификации, бальзамирования сводились к следующему: из тела покойника вынимали все внутренности и пропитывали его растворами различных солей, предохраняющих от тления. Далее покойника пеленали и укладывали в гроб. Мумификацией занимались специальные
мастера-бальзамировщики. Затем гроб переносили в гробницу, снабженную утварью и жертвенными дарами для существования покойника. По представлениям египтян, у человека было несколько душ. Душе Ка - «двойнику», изображавшейся в виде статуи покойного, приносились жертвы. Обычно этим занимались специальные жрецы - «рабы двойника». Но совершенно необязательным было принесение настоящей жертвы. Можно было ограничиться словесной формулой с пожеланием «тысячи быков, птиц, мер ладана» для Ка такого-то.
Гробницами царей Древнего царства являлись огромные пирамиды - «вечные жилища» умерших фараонов. На стенах внутренних

Хнум на гончарном круге лепит фараона и его «двойника».

помещений и проходов пирамид к концу V и при VI династии появились так называемые «Тексты пирамид» - древнейший памятник религиозной литературы не только в Египте, но и во всем мире. Содержанием текстов является заупокойный ритуал, собрание изречений и магических заклинаний с целью обеспечить умершему фараону бессмертие и благополучное достижение потустороннего царства.
Уже в период Древнего царства, то есть в III тысячелетии до нашей эры, в Египте создались сложные философско-богословские концепции. На это указывает дошедший до нас «Мемфисский философско-богословский трактат». Этот трактат посвящен, собственно говоря, решению основного вопроса философии, то есть тому, что лежит в основе мироздания - дух, мысль или материальное начало.
Жрецы Гелиополя объявляли, например, первоосновой мира первобытные воды Нун. Из этих вод воссияло солнце Ра - Атум (бог солнца Ра, отождествленный с местным божеством Атумом). Ра-Атум породил бога Шу - воздух и богиню Тефнет - влагу; последние породили бога земли Геба и богиню неба Нут, а уж от них произошли четверо богов: Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Таким образом, несмотря на общую
религиозную оболочку, гелиопольская концепция за первооснову мира принимала первобытные воды, то есть какое-то материальное начало. Мемфисская жреческая школа придерживалась иной точки зрения. В своем трактате она доказывает, что Птах, главный бог Мемфиса, является всебогом, чья мысль и речь создали Вселенную. Остальные боги - это лишь различные проявления сущности Птаха, исполнительные органы. Эта концепция подкрепляется ссылкой на то, что человеческие чувства (зрение, слух, обоняние) дают материал для мысли, мысль выводит суждение, а речь выполняет замысленное. Таким образом, перед нами явно идеалистическая концепция, считающая первоосновой

Воскресение Осириса.

мира мысль и приказание божества, то есть доказывающая первичность духовного, а не природного начала. Крайне любопытным представляется и сам факт борьбы философских школ в III тысячелетии до нашей эры.
Крах Древнего царства, выдвижение средних слоев населения, распад страны на отдельные номы изменили некоторые религиозные представления. Жречество полусамостоятельных номов в целях возвеличивания своих местных богов сблизило их с общеегипетскими богами. Скромный по своему значению бог Себек в образе крокодила отождествлялся с Хором, Ра, Анубисом и другими богами. Выдвинули и малозначащего до XII династии бога каких-то сокровенных подводных сил - Амона. Его отождествили с общеегипетским богом солнца - Ра. Новый бог становится покровителем и защитником средних слоев и государственным богом XII династий. Его роль особенно усилилась в начале Нового царства. Амон-Ра в качестве «отца» фараона ведет воинственных Тутмосидов на завоевания чужеземных территорий. Ему строятся огромные храмы, особенно в Фивах - столице государства.

В течение истории египетского общества не остается неизменным и заупокойный культ. Выдвижение средних слоев во время Среднего царства привело к тому, что «Тексты пирамид», которые писали на стенах проходов в пирамиды в конце Древнего царства, переселяются в измененном, конечно, виде на саркофаги (гробы) простых смертных. Культ Осириса также делается всеобщим достоянием.
Но изменения в социальной структуре общества, классовые противоречия во время становления Среднего царства порождали подчас взгляды, не совместимые с религиозной идеологией. В некоторых литературных произведениях этого времени ставится под сомнение вера в загробную жизнь.
В период Нового царства можно отметить дальнейшее развитие заупокойного культа. В саркофаг покойного клали свиток папируса с начертанным на нем текстом. Этот сборник или «Книга мертвых» представлял собрание заговоров, заклинаний, магических формул и всего того, что должен был произнести покойный, чтобы благополучно пройти через суд Осириса. Нужно было оправдаться в 42 грехах, и тогда он попадал в преисподнюю для вечной жизни; в противном же случае его съедали чудовища. «Книга мертвых», по сути дела, являлась «шпаргалкой» для состоятельного мертвеца, так как бедняк не мог, конечно, заказать себе списка «Книги мертвых».
В Новом царстве окончательно выработалось представление о потустороннем существовании. Загробный мир казался таким же Египтом, но еще более плодородным: среди полей протекал подземный Нил, по которому в ладьях плыли солнце, луна и звезды. От работы на полях загробного мира, так же как и от суда Осириса, можно было избавиться. Для этого в гробницу клали магические фигурки рабов - «ушебти» («ответчики»), которые на том свете должны были делать все за покойного.

Мифология и религия Древнего Египта очень интересна и загадочна. Жители страны пирамид верили в богов, давали им имена и рисовали их образы. Из этой статьи вы узнаете, как зовут богов Египта, почему их боялись и уважали, любили и почитали, устраивали праздники и торжества.

За каждую ситуацию или деятельность отвечал определенный бог. А в целом детально разработанная египетская религия и мифология и по сей день приковывает внимание как египтологов, так и любителей старины.

Здесь представлены божества, которые имели большое влияние на Египет. Тайна пяти богов - Ра, Амона, Анубиса, Гора и Осириса - один из главных секретов Древнего Египта.

Боги Египта: пантеон Нильской державы

Фараоны, по мнению древних египтян, тоже были богами. И после смерти их тела помещались в пирамиды. Египтяне верили, что с помощью пирамид фараоны становились бессмертными и попадали на небеса к остальным богам.

Тайны богов Египта не раскрыты и по сей день. Египтологи буквально по кусочкам собирают информацию о древней культуре и религии страны Великого Нила. Благодаря этому у нас с вами есть возможность погрузиться в древний мир пирамид и фараонов и немного узнать о египетских богах.

Ниже представлены названия богов Египта, которые имели в истории страны большое значение, а также даны их описания. Журнал «Тайны богов Египта» даст вам более полную картину египетского пантеона богов.

Ра

Жители солнечной страны не могут представить свою жизнь без солнца, в связи с этим бог солнца в Египте - самое почитаемое божество. Бог солнца в Египте - это Ра. Но он далеко не сразу стал главенствующим.

Культ поклонения ему зародился в городе Иуну, который являлся важнейшим городом страны, а местонахождение его было недалеко от современной столицы Египта. Зарождение культа бога Ра уходит своими корнями очень далеко в прошлое, тысячи и тысячи лет назад влияние этого божества было очень сильным.

Солнце для египтян играло важную роль, поэтому у каждого периода солнечного пребывания на небе в течение дня имелось определенное название. К примеру, утреннее солнце называлось Хепри, дневное и яркое, которое величественно возвышалось над страной в середине дня, именовалось Ра, а вечернее, готовящееся ко сну, имело название Атум.

Версий происхождения бога Ра очень много: к примеру, есть версия, что бог солнца в Древнем Египте - это золотой теленок, который был рожден Космической коровой Нут; по другой версии бог Ра появился из священного лотоса, который вдохнул в него жизнь.

Сотворитель мира

Затем Ра создал влажность и воздух - Тефнут и Шу, которые явились создателями неба и земли - Нут и Геба. Эти боги стали родителями таких богов, как Сет, Исида, Нефтида и Осирис. Именно этот момент стал началом рождения всей Вселенной и Египта.

По мнению древних египтян, Ра летал по небу на крыльях, в связи с чем изображение солнечного диска с крыльями являлось главным символом Египта.

Также было поверье, что бог солнца в Древнем Египте путешествовал в небесах в своей солнечной лодке, со свитой других богов. А с наступлением ночи бог солнца пересаживался в другую лодку - ночную и продолжал путешествие.

Ночное путешествие бога Ра таило в себе множество опасностей, одна из которых - встреча с гигантским змеем, самым главным врагом Ра. Но бог солнца преодолевал каждую ночь все препятствия и опасности, и утром снова всходило солнце и освещало величественный Египет.

Бог Ра очень влиял на фараонов. Они верили, что правят согласно его законам. Если же от законов бога солнца отступали, то правителя ожидала потеря власти. Но это могло произойти лишь после смерти. В честь бога солнца воздвигались множественные храмы.

Чаще всего Ра изображался в виде человека, с головой солола или барана. Но это далеко не все животные, символизирующие Ра, у божества есть много разных обличий.

Амон и тайны богов Египта

Величественное и важнейшее божество Древнего Египта - царь богов и бог солнца. Изначально он был покровителем города Фивы, но с развитием и увеличением влияния Фив Амон становился все более важным и почитаемым божеством.

В 16-14 вв. до н. э. Амон слился воедино с богом солнца Ра и стал самым могущественным божеством всего божественного пантеона. С тех пор бога солнца в Египте называли Амон-Ра.

Амон-Ра считался царем всех богов, покровителем, заступником и творцом. Фараоны верили, что именно Амон-Ра помогает им справедливо и мудро управлять государством и одерживать победу над врагами и недругами.

Также обожествлялись сами фараоны, ведь они считались сыновьями Амона-Ра. Посему зачастую фараоны носили имена, которые включали в себя имя божества.

В честь царя богов возведены красивейшие храмы, самые известные из них построены в Карнаке и Луксоре. Самый величественный храм воздвигнут в Карнаке, его площадь составляет 260 000 кв. метров. Во время праздника долины из него выносили статую Амона-Ра, и бог общался с народом с помощью жрецов. Многие сложные вопросы решались в тот день, решение Амона-Ра не подвергалось сомнению.

Животными Амона-Ра были гусь и баран, они олицетворяли мудрость и спокойствие. Самого бога изображали в виде человека, в короне и со скипетрами. Иногда образ бога имел вид человека с головой барана. Часто тело Амона-Ра было покрыто голубой краской, так как ценность этой краски позволяла использовать ее только для самых почитаемых богов.

История Анубиса

Этот бог считался покровителем умерших и изображался в виде шакала или собаки, а также в виде человека с собачьей или шакальей головой. Во времена Древнего Царства Анубис (изначально) - это бог смерти в Египте, но со временем он стал лишь одним из богов в окружении Осириса, занявшего его место.

Анубис назывался богом бальзамирования, и в его обязанности входило бальзамирование тела и превращение его в мумию. Первую мумию сделал именно Анубис, он обернул тело своего отца - Осириса - в особую ткань, смоченную в специальном растворе. Все боги Египта имели священное животное, для Анубиса это была собака.

Возлагая свои руки на мумию, Анубис превращал покойного в просветленного, который теперь был готов для дальнейшей жизни в загробном мире. Он провожал умершего в специальный зал, где над ним вершили суд и взвешивали его сердце на специальных весах.

Главным городом, где почитался Анубис, был город Каса. Впоследствии влияние Анубиса распространилось по всему Египту.

Происхождение Осириса

Один из самых великих и почитаемых богов Древнего Египта - бог царства мертвых. Изображался Осирис в виде человека, тело которого было забинтовано, как у мумий. В руках бог держит скипетры, а голова его увенчана короной, с перьями по бокам.

О происхождении этого важного древнеегипетского божества есть множество гипотез, египтологи не могут прийти к общему мнению.

Согласно древним записям, бог смерти в Египте - Осирис - является старшим сыном бога Геба и богини Нут. Местом рождения Осириса древние египтяне считали пустыню, расположенную западнее Мемфиса, по мнению египтян там брал свое начало загробный мир. Иногда Осирису предписывали рождение в окрестностях города Фивы.

Очень красивый миф существует в древнеегипетской мифологии. Согласно ему, Осирис был земным богом, то есть фараоном, и правил совместно со своей сестрой и женой Исидой. Осириса почитали и уважали, а он, в свою очередь, помогал и подсказывал людям, как вести хозяйство, выращивать различные культуры, и научил чтить богов.

Смерть и воскрешение Осириса

Все бы хорошо, но брат Сет завидовал Осирису и решил избавиться от него. Вместе с заговорщиками он заточил Осириса в саркофаг и бросил его в воду священного Нила. Но вопреки ожиданиям саркофаг не утонул, а поплыл по течению.

Позже Исида нашла своего мужа и брата и хотела вернуть его к жизни, но коварный Сет не дал этому свершиться и разрубил тело Осириса на части и разбросал их по всему Египту. Но Исиде удалось найти все части тела своего мужа и брата, соединить их и похоронить Осириса согласно обычаям.

Главным городом культа Осириса был Абидос, где регулярно проводились празднования в честь бога. Множество людей собирались на эти фестивали, чтобы почтить Осириса. Впоследствии влияние этого бога распространилось по всей стране и за ее пределами.

Гор

Он считался богом неба и солнца с самых древнейших времен, и изображался в виде сокола. В переводе Гор означает «высота».

Гора почитали и уважали во многих районах по всему Египту, а слава его началась в додинастические времена. Бог в образе сокола непременно был связан с солнцем, его путешествие по небу проходило в божественной ладье, или по другой версии, бог Египта Гор порхал в небесах на своих крыльях.

Египтяне всегда связывали Гора с фараоном, они считали, что правитель - не кто иной, как Гор в человеческом обличии. Так, на примере статуи великого фараона Хефрена можно увидеть, что сокол покрывает голову правителя своими крыльями. Влияние и важность Гора никогда не поддавались сомнению, в отличие от многих других египетских божеств.

Египтяне объединяли в одном имени Гор множество различных божеств. Так, например, существовал Гор Бехдетский, который приходился сыном Ра - богу Солнца. Согласно древним письменам, Гор Бехдетский сопровождал отца в его путешествии по небу на своей ладье, при этом Гор поражал врагов Ра.

Также существовал Гор, приходящийся сыном Осирису и Исиде. Он враждовал с Сетом - братом Исиды, который убил Осириса. Существует миф о глазе Гора. Сет вырвал у Гора око, которым тот хотел воскресить своего отца - Осириса. Но Гор вернул свой глаз и выполнил свое намерение. С тех пор «глаз Гора» - это знаменитый египетский символ, который очень часто встречается в текстах, рисунках, амулетах. «Глаз Гора» носили как амулет, египтяне считали, что он имеет защитную магическую силу.

Гора в основном изображали в образе великой птицы - сокола. Либо образ Гора имел вид человека с головой сокола. Так или иначе, голову Гора всегда венчала корона - красная и белая, что было символом Верхнего и Нижнего Нила.

Священный бык

Апис - бог плодородия в Египте. Апис представлялся в образе быка, в свою очередь, египтяне поклонялись не мифическому животному, а живому. Но для того чтобы бык получил такой титул, он должен был быть наделен определенными характеристиками, например, черными пятнами на теле или белым треугольным пятном на лбу. Всего характеристик было 29, это число связано с днями лунного цикла.

Бык, который соответствовал всем характеристикам, поистине жил как бог - он имел слуг и жрецов, которые внимательно наблюдали за каждым движением быка и делали свои прогнозы. Быка хорошо кормили и даже одевали в нарядные одежды. Также у животного был собственный гарем, в котором находились священные коровы. Священный бык жил при храме в Мемфисе.

После наступления определенного возраста, а именно 25 лет, быка убивали, так как он считался старым и не мог должным образом выполнять функции божества. Быка топили в священном колодце, а затем хоронили, как человека, причем самого высокого ранга. Тело его мумифицировали и помещали в специальный саркофаг.

Геб

Один из важнейших богов египетского пантеона - Геб. Он являлся сыном бога ветра Шу и богини воды и влажности Тефнут. Также известен как бог плодородия в Египте

Геб вершил судьбы умерших в зале суда Осириса. Он наблюдал за тем, как взвешивали сердце покойного на весах, и в случае, если сердце не было благочестивым, то душа покойного попадала во власть Геба.

Но все-таки это божество не отличается свирепостью и злостью, Геб был символом плодородия у древних египтян. В связи с этим часто на изображениях можно было увидеть тело Геба зеленого цвета - цвета земли и растений.

Об этом божестве есть очень красивый миф. Согласно ему, Геб и его сестра и жена Нут очень любили друг друга и постоянно сливались в объятиях. Это очень не нравилось Ра, и он сказал об этом богу Шу - своему сыну.

Шу разъединил Геба и Нут и вознес высоко над собой. Таким образом, Геб стал небом, а Нут его богиней, а между ними был всегда воздух - бог Шу. Геб очень тосковал по своей любимой, и из его глаз текли слезы, которые превратились в моря и океаны.

Богиня-мать

Исида - одна из самых великих и почитаемых богинь древнеегипетского пантеона. Исида считалась покровительницей материнства и семьи, плодородия, воды, ветра, семейной верности, а также хранительницей умерших.

Этимология культа Исиды пока не известна, есть версия, что изначально она являлась богиней на территории Дельты, а позже ее влияние разошлось по всему Египту. Исида, к тому же, одно из самых древних божеств.

Согласно мифу об Исиде и Осирисе, богиня ищет части тела своего любимого мужа, которого убил Сет. Когда Исида находит все части тела, она, не без помощи Анубиса и Тота, мумифицирует тело Осириса и воскрешает его. Но возрождение происходит лишь на некоторое время, в которое Исида успевает зачать ребенка от Осириса.

У Исиды рождается сын - Гор, которого она скрывает. Когда Гор подрос, он сразился с Сетом и одержал победу, а Осирис был воскрешен.

Исиду связывали с троном правителя и символически считали ее матерью фараона. Есть предположение, что ее имя означает «трон», но это недоказанный факт.

Чаще всего Исиду изображали в виде женщины, голову которой венчает корона, символизирующая трон. Также есть изображения Исиды с рогами и диском солнца между ними. Еще одно изображение - женщина с крыльями, которые прижаты к ее рукам.

В последнем периоде истории Древнего Египта Исиду изображали как женщину, кормящую младенца, под которым подразумевался ее сын - Гор. Младенец при этом сидел у матери на руках.

Из людей в небожители

Имхотеп являлся ученым и врачом, который был обожествлен после своей смерти. Немногие удостаиваются такой чести. А Имхотеп стал первым, кто получил статус божества, при этом не имея родственных связей с королевской семьей.

Изображения Имхотепа и информация о его семье не дошли до наших дней, также неизвестно, где похоронен гениальный ученый. Известно лишь то, что у Имхотепа было множество важных титулов при жизни.

Бог мудрости - Имхотеп - изначально почитался на территории Мемфиса, но с течением времени его популярность набирала обороты и накрыла всю территорию Египта. Кстати, журнал "Боги Египта" посвящает этому персонажу целый выпуск.

Главное женское божество

Бастет являлась богиней красоты, любви и праздников. Она была символом женской грации и красоты. Образ богини Бастет изображали в виде кошки или женщины с кошачьей головой. Непременным атрибутом Бастет был систр - музыкальный инструмент.

Кошки считались в Древнем Египте священными животными. В том, что они защищали дома от грызунов, египтяне видели заботу богов. Даже влага с кошачьего носа считалась священной.

В Бубастисе возвели первый большой храм в честь Баст, именно тогда начался расцвет культа богини, и она заняла почетное место в египетском пантеоне богов.

В честь богини Бастет в Египте проводились очень пышные торжества и праздники. Люди гуляли, веселились, пели песни и восхваляли Бастет. Она стала межнациональным божеством.

В каждом доме Египта к кошкам относились с большим почетом и уважением, и в случае, например, пожара первым делом спасали кошек и других животных.

Когда наступала смерть кошки, то хозяин должен был похоронить тело со всеми почестями. А сам находился в печали и сбривал брови в честь траура. В Бубастисе было обнаружено тысячи мумифицированных кошачьих тел.

Мать бытия - Нут

В Древнем Египте богиней неба считалась Нут. Египтяне представляли ее в образе обнаженной женщины, которая возвышалась над землей, опираясь на нее лишь руками и ногами.

Голова Нут была обращена на запад, и древние египтяне верили, что заходившее солнце Нут проглатывала, а утром рождала, и оно снова освещало землю. То же самое происходило с луной и звездами.

Египтяне считали, что человек тоже сможет возродиться после смерти в виде звезд на небе, поэтому изображения богини Нут украшали потолки усыпальниц.

В период Древнего Царства потолки могил украшали изображением звезд, которые являлись символом неба и Нут. Позднее на крышки саркофагов с внутренней стороны стали наносить изображения самой богини для того, чтобы она вознесла покойного на небеса.

В виде женщины изображалась Нут. Иногда на ее голове писали определенные иероглифы. Также часто Нут представлялась в образе женщины, руки и ноги которой опираются на все четыре стороны света. Тело ее покрывали звездами или добавляли ее облику крылья, что означало защиту богини и прохладу, которую она дарит людям.

Сет как синоним разрухи

Бог хаоса и разрушения Сет считается одним из главных богов древнеегипетской истории. Также он считался повелителем штормов и ураганов.

Сет приходился братом Исиде, Осирису и Нефтиде, а также он был мужем Нефтиды. У древних египтян это не считалось чем-то ненормальным и порочным. Но брак Сета и Нефтиды оказался несчастливым.

Поклонение Сету берет свое начало с древнейших времен, о чем говорят различные исторические находки - статуи, амулеты, изображения и т. д. При этом его власть и влияние распространялись на всей территории Египта.

Сет стал убийцей Осириса, своего брата, в результате чего сын Осириса Гор на протяжении очень долгих лет враждовал с Сетом. Они боролись за королевский трон.

Согласно записям, Сет и Гор сражались в различных схватках, которые заканчивались то победой Сета, то торжеством Гора. Остальным богам это надоело, и они решили собрать трибунал, на котором каждый из противников высказался относительно своего желания получить трон.

Вынесенное решение провозгласило победителем Гора, и он стал правителем Египта. Сет должен был вернуть глаз Гора, который он вырвал в одном из сражений.

С течением времени и изменением истории, Сет становился все более жестоким и свирепым, и, в конце концов, стал олицетворять все злое на земле. Сет совершал множество кощунственных преступлений, которые добавляли его персоне еще больше отрицательных качеств.

Образ Сета представляет собой человека с головой необычного животного, с длинными ушами и вытянутым носом. Также Сета изображали в виде крокодила, свиньи, собаки или осла.

Перечисленные боги Египта составляют наиболее известную их часть, однако их существовало намного больше. При этом в пантеон по желанию фараона вводили новые объекты для поклонения.

Даже иерархичность в этом священном для египтян деле также зависела от верховного владыки державы в дельте Нила. Достаточно вспомнить достаточно известный факт религиозной реформы Аменхотепа IV, ставшего впоследствии Эхнатоном, и сменившего Амона-Ра на Атона. Боги Египта, имена этих существ сразу переносят в сказочный мир, в котором хочется остаться подольше. В этом поможет наука египтология, которая позволит узнать все нюансы божественного мира древнего государства фараонов.

А новая идея издательства "Ашет"- журнал "Тайны богов Египта" - позволит собрать фигурки самых известных небожителей этой африканской страны.

Страны и народы. Вопросы и ответы Куканова Ю. В.

В каких богов верили древние египтяне?

В Древнем Египте не было одной общей религии, однако существовало довольно большое количество местных культов, которые были посвящены тем или иным божествам.

Одним из главных богов Египта был Ра – бог Солнца. Его изображали в виде существа с головой ястреба и с солнечным диском.

Бога письменности Тота египтяне рисовали с головой ибиса (птица, похожая на аиста).

Бога неба Хора изображали с головой ястреба, а бога загробного мира Осириса – в виде человека, но похожим на мумию, с символами власти в руках и короной на голове.

Египетские боги, изображённые на папирусе

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Японская мифология. Энциклопедия автора Ильина Н

Имена богов А Адзисикитака-хиконэ-но ками (Юноша-Высокий Бог Плугов) - сын бога Оо-кунинуси и богини Такири-бимэ.Аматэрасу оо-ми-ками (Богиня Солнца). Она была также известна как «Великая Священная Богиня Сияющая на Небе» - старшая дочь бога Идзанаги, Богиня Солнца, по

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Как египтяне научились сохранять мумии? Мумия, как вы знаете, это мертвое тело, которое сумели сохранить. Слово «мумия» - арабского происхождения и означает «тело, сохраненное воском или смолой». С какой же целью египтяне захотели сохранять тело умершего? Причина в том,

Из книги 100 великих курьезов истории автора Веденеев Василий Владимирович

Суэцкий канал и Древние египтяне В 1798 году, когда Наполеон завоевал Египет, он вознамерился построить канал, который соединял бы Средиземное море с Красным. Это открыло бы ему прямой путь к богатствам Индии и Дальнего Востока. Но этот план вряд ли было возможно претворить

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

В кого верили майя? Народ майя процветал в Центральной Америке в течение 2500 лет. В 600 году до нашей эры они начали строить огромные пирамиды с небольшими храмами наверху. Там в жертву богам часто приносили оленей, собак, индеек и даже людей.Одного из верховных божеств майя

автора Ситников Виталий Павлович

Как египтяне научились сохранять мумии? Мумия, как вы знаете, это мертвое тело, которое сумели сохранить. Слово «мумия» – арабского происхождения и означает «тело, сохраненное воском или смолой». С какой же целью египтяне хотели сохранять тела умерших?Причина в том, что

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Как древние египтяне возводили свои храмы? Современного человека поражают масштабы храмового строительства египтян, возводивших огромные каменные сооружения, которые восхищали своими размерами и высотой самих древних. Некоторые из них, например египетские пирамиды

Из книги Странники Вселенной автора Непомнящий Николай Николаевич

Колесницы богов В Перуанских Андах в Южной Америке лежит знойная равнина Наска, полоса земли в милю шириной и миль 27 длиной. Необычная черта этой местности состоит в том, что она покрыта странными геометрическими чертежами, которые образованы глубокими, прямыми

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Почему люди верили в существование ведьм? Человек боится многих вещей. Когда он не может понять происходящее, особенно если это его пугает или наносит вред, он пытается объяснить это явление каким-то таинственным способом. Вера в колдовство была единственным способом

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему люди не верили пророчествам троянской царевны Кассандры? В древнегреческой мифологии Кассандра – дочь троянского царя Приама и Гекубы. Уснувшей однажды в храме Кассандре явился Аполлон и обещал научить ее искусству ясновидения, если она разделит с ним ложе.

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему древние римляне опасались добрых богов манов? В римской мифологии маны – боги загробного мира, затем обожествленные духи предков. Римляне верили, что маны их предков появляются из своих гробниц на несколько дней в феврале, и в эти дни совершали торжественные

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему древние египтяне считали скарабеев священными? Скарабеи – род жуков подсемейства навозников. Наиболее известен распространенный на юге Европы, в Северной Африке, Передней и Средней Азии скарабей священный (Scarabaeus sacer), питающийся пометом животных, из которого он

Мифология Древнего Египта интересна и связана это в большей степени с многочисленными богами. Люди для каждого важного события или природного явления придумывали своего покровителя, а отличались они внешними признаками и .

Главные боги Древнего Египта

Религия страны отличается наличием многочисленных верований, что непосредственно отразилось на внешнем виде богов, которые в большинстве случаев представлены в виде гибрида человека и животного. Египетские боги и их значение имели для людей огромное значение, что подтверждают многочисленные храмы, статуи и изображения. Среди них можно выделить главных божеств, которые отвечали за важные аспекты жизни египтян.

Египетский бог Амон Ра

В древние времена изображали это божество мужчиной с головой барана или же полностью в виде животного. В руках он держит крест с петлей, который символизирует собой жизнь и бессмертие. В нем соединились боги Древнего Египта Амон и Ра, поэтому он обладает силой и влиянием обоих. Он был благосклонен к людям, оказывая им помощь в сложных ситуациях, поэтому и был представлен заботливым и справедливым создателем всего сущего.

И Амон освещали землю, передвигаясь по небу по реке, а ночью пересаживаясь на подземный Нил, чтобы вернуться в свой дом. Люди верили, что каждый день ровно в полночь он сражается с огромным змеем. Считали Амон Ра главным покровителем фараонов. В мифологии можно заметить, что культ этого бога постоянно менял свою значимость, то падая, то поднимаясь.


Египетский бог Осирис

В Древнем Египте божество представляли в образе человека, закутанного в саван, что добавляло схожесть с мумией. Осирис был правителем загробного мира, поэтому голову всегда венчала корона. Согласно мифологии Древнего Египта это был первый царь этой страны, поэтому в руках находятся символы власти – плетка и скипетр. Кожа у него черная и этот цвет символизирует возрождение и новую жизнь. Осириса всегда сопровождает растение, например, лотос, виноградная лоза и дерево.

Египетский бог плодородия является многогранным, то есть Осирис выполнял много обязанностей. Его почитали как покровителя растительности и производительных сил природы. Осириса считали главным покровителем и защитником людей, а еще владыкой загробного мира, который судил умерших людей. Осирис научил людей обрабатывать землю, выращивать виноград, лечить разные болезни и выполнять другую важную работу.


Египетский бог Анубис

Основная черта этого божества – тело человека с головой черной собаки или шакала. Это животное было выбрано совсем не случайно, все дело в том, что египтяне часто видели его на кладбищах, поэтому их и связывали с загробным миром. На некоторых изображениях Анубиса представляют полностью в образе волка или шакала, который лежит на сундуке. В Древнем Египте бог мертвых с головой шакала имел несколько важных обязанностей.

  1. Защищал могилы, поэтому люди часто высекали молитвы Анубису на гробницах.
  2. Принимал участие в бальзамировании богов и фараонов. На многих изображениях процессах мумификации присутствовал жрец в маске собаки.
  3. Проводник умерших душ в загробную жизнь. В Древнем Египте считали, что Анубис провожает людей на суд Осириса.

Взвешивал сердце умершего человека, чтобы определить, достойна ли душа попасть в загробное царство. На чаши весов с одной стороны кладется сердце, а с другой – богиня Маат в виде страусового пера.


Египетский бог Сет

Представляли божество с телом человека и головой мифического животного, в котором сочетается собака и тапир. Еще одна отличительная черта – тяжелый парик. Сет приходится Осирису братом и в понимании древних египтян это бог зла. Его часто изображали с головой священного животного – осла. Считали Сета олицетворением войны, засухи и смерти. Все беды и напасти приписывались этому богу Древнего Египта. От него не отрекались только из-за того, что считали главным защитником Ра во время ночной схватки со змеем.


Египетский бог Гор

У этого божества есть несколько воплощений, но самое известное – человек с головой сокола, на которой непременно находится корона. Его символом является солнце с распростертыми крыльями. Египетский бог солнца во время схватки потерял свой глаз, который стал важным знаком в мифологии. Он является символом мудрости, ясновидения и вечной жизни. В Древнем Египте носили Око Гора в качестве амулета.

Согласно древним представлениям, почитали Гора, как хищное божество, которое впивалось в свою жертву соколиными когтями. Есть и другой миф, где он передвигается по небу на лодке. Бог солнца Гор помог воскреснуть Осирису, за что получил в благодарность трон и стал правителем. Ему покровительствовали многие боги, обучая магией и разными премудростями.


Египетский бог Геб

До наших дней дошло несколько оригинальных изображений, найденных археологами. Геб является покровителем земли, что египтяне стремились передать и во внешнем образе: тело вытянутое, как равнина, руки, поднятые вверх – олицетворение склонов. В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. Хоть есть много рисунков, информации о силах и предназначениях Геба не там много. Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. Существовал целый культ, в который входили люди, работающие на полях, чтобы обезопасить себя от голода и обеспечить хороший урожай.


Египетский бог Тот

Божество представляли в двух обличьях и в древние времена, это была птица ибис с длинным загнутым клювом. Его считали символом рассвета и предвестником изобилия. В поздний период Тота представляли в виде павиана. Есть боги Древнего Египта, которые обитают среди людей к ним и относится Тот, который был покровителем мудрости и помогал всем познавать науку. Считали, что он обучил египтян письму, счету, а также создал календарь.

Тот – бог Луны и через ее фазы его связывали с различными астрономическими и астрологическими наблюдениями. Это и стало причиной превращения в божество мудрости и магии. Тота считали учредителем многочисленных обрядов религиозного содержания. В некоторых источниках он причислен к божествам времени. В пантеоне богов Древнего Египта Тот занимал место писца, визиря Ра и секретаря судебных дел.


Египетский бог Атон

Божество солнечного диска, которого представляли с лучами в виде ладоней, тянущимися к земле и людям. Это и отличало его от других человекообразных богов. Самое известное изображение представлено на спинке трона Тутанхамона. Существует мнение, что культ этого божества оказал влияние на формирование и развитие иудейского монотеизма. Этот бог солнца в Египте сочетает в себе мужские и женские черты одновременно. Использовали в древности еще такой термин – «серебро Атона», который обозначал Луну.


Египетский бог Птах

Божество представляли в виде человека, который в отличие от других не носил короны, а его голова была покрыта головным убором, который похож на шлем. Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову. Внешняя схожесть привела к тому, что произошло слияние в одно общее божество Птах-Сокар-Осирис. Египтяне считали его красивым богом, но многие археологические находки опровергают это мнение, поскольку были найдены портреты, где он представлен в образе карлика, попирающего ногами животных.

Птах является покровителем города Мемфиса, где существовал миф, что он создал все на земле силой мысли и словом, поэтому его считали творцом. Имел он связь с землей, местом погребения мертвых и источников плодородия. Еще одно предназначение Птаха – египетский бог искусства, поэтому и считался он кузнецом и скульптором человечества, а еще покровителем ремесленников.


Египетский бог Апис

У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис. Он имел реальное воплощение и ему приписывали 29 признаков, которые были известны только жрецам. По ним определяли рождение нового бога в образе черного быка, и это был известный праздник Древнего Египта. Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями. Раз в год перед началом сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали, и фараон вспахивал борозду. Это обеспечивало хороший урожай в будущем. После смерти быка торжественно хоронили.

Апис – бог Египта, покровительствующий плодородию, изображался с белоснежной шкурой с несколькими черными пятнами и их количество строго определялось. Представлен он с разными ожерельями, которые соответствовали разным праздничным обрядам. Между рогами расположен солнечный диск бога Ра. Еще Апис мог принимать человеческое обличие с головой быка, но такое представление было распространено в Поздний период.


Пантеон египетских богов

С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями. Они не всегда относились к людям благосклонно, поэтому египтяне строили храмы в их честь, приносили дары и молились. Пантеон богов Египта насчитывает больше двух тысяч имен, но к основной группе можно отнести меньше ста из них. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах. Еще один важный момент – иерархия могла меняться в зависимости от главенствующей политической силы.


С древнейших времен египтяне отличались исключительной религиозностью. Если, как полагают, они и были поначалу монотеистами, то вряд ли их единобожие было достаточно последовательным. Истовое почитание не мешало им допустить в свои сердца и на свои алтари иных богов. С созданием (объединенного государства Верхнего и Нижнего Египта) божества наиболее крупных городов обрели статус общенациональных. Мемфисский бог Птах, бог Солнца Ра, гелиопольский бог Мин, богиня-корова Хатхор из Дендеры, абидосский Осирис, саисская Нейт, космический бог Амон из Гермополя с течением времени были перенесены в Фивы. Все эти божества некогда были связаны с конкретным местом, однако постепенно их культ распространился и вверх, и вниз по долине Нила. Сходным образом бехдетский Гор и омбосский Сет первоначально были местными богами, и с превращением почитавших Гора и Сета городов в столицы Нижнего и Верхнего Египта они стали соответственно богами двух этих государств.

Бог северных земель Гор, согласно созданной легенде, победил Сета и стал национальным божеством Верхнего Египта. Впоследствии фараон единого египетского государства, будучи главным лицом в стране, а потому сам считавшийся божеством, рассматривался как земное воплощение Гора.

Иногда боги, культ которых был привнесен из других мест, вытесняли местных богов. Так, фиванского Монту затмил Амон из Гермополя

позднее именно он стал верховным богом. Осирис поначалу не был божеством Абидоса, но как раз в этом городе почитался больше всего, а со временем превратился в самого любимого из всех богов Египта.

Некоторые боги были объединены в семьи: Атум - отец Шу и Тефнут, которые в свою очередь были родителями Геба и Нут, их детьми были Осирис, Исида, Сет и Нефтида. В Карнаке почитали более простое семейство из трех богов - Амона, Мут и их сына Хонсу. Подобным божественным семьям поклонялись во многих храмах по всей стране.

Отличить местных богов от богов иной природы - к примеру, космических - достаточно сложно. Ра почитался как бог Солнца, Геб - как бог Земли, а его сестра-жена - как богиня Неба. Представление о поле этих божеств зависело от грамматического рода слова, обозначающего олицетворяемый каждым из них элемент мироздания. Космические боги обычно были антропоморфными, т.е. имеющими человеческий облик, в отличие от многочисленных местных божеств, которых первоначально почитали в виде животных и всегда изображали в образе зверей или как человеческих существ со звериными головами.

Такими были Анубис, Гор, Хнум, Тот, Собек, Амон и многие другие. Бастет имела голову кошки (кошек в Египте глубоко почитали

после смерти их тела иногда бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах). Амон обычно изображался с головой барана, но его же представляли и в человеческом обличье. Богиню Неба Нут считали либо женщиной, либо коровой, причем в обоих случаях ее изображали распростершейся по небосводу. Ее тело покрывали звезды, между которыми на своей лодке с востока на запад каждый день путешествует Солнце. Наконец, вплоть до утверждения христианства в стране существовали и чистые культы животных, например быка Аписа.

Хотя египетские боги, в отличие от греческих, не общались с людьми, им были доступны такие человеческие чувства, как любовь, ненависть, зависть и мстительность. Тем не менее египтяне считали своих богов в высшей степени нравственными и стремились им подражать. Ближе всех сердцу египтянина был, вероятно, бог города, в котором он жил. Связь человека с подобными богами была теснее, чем с величественным богом Неба.

Самым родным для всех египтян был, по-видимому, Осирис. Согласно легенде, некогда он был земным царем. Осирис был убит своим завистливым братом Сетом, который расчленил его труп и бросил в Нил. Но Исида, преданная жена Осириса, собрала разрозненные части тела мужа

Осирис воскрес и с тех пор правит в царстве мертвых. Безжалостный Сет обратил свои злобные замыслы против малолетнего сына Исиды и Осириса - Гора, из-за чего мать младенца была вынуждена ради его спасения скрываться в недоступных болотах Дельты. Когда ребенок вырос, он одолел своего дядю, а боги объявили его законным наследником Осириса и возвели на отцовский трон.

Египтянам были необычайно близки страдающие боги. Культ Осириса, его преследуемой жены, многострадальной Исиды, и невинного младенца Гора пользовался наибольшей популярностью. Каждый египтянин считал себя в какой-то мере Осирисом, в борьбе отстоявшим свои права и победившим даже смерть. В своих надгробных надписях они именовал себя и рассчитывали разделить судьбу этого бога в загробном мире.

Духовная жизнь не исчерпывалась религией, египтянин верил и в действенность магии, обращался к древним Текстам пирамид и Текстам саркофагов и использовал многие из содержащихся в них заклинаний.

Дальнейшее развитие магических текстов, предназначенных обеспечить душе умершего способность покидать могилу и наслаждаться всем тем, что доступно живым, нашло отражение в Книге мертвых. Само наличие в захоронении копии заклинаний подобного рода гарантировало ему получение всех испрашиваемых благ, равно как и защиту от всех зол, с которыми может, по его представлениям, встретиться усопший. Чтобы помочь умершему совершить долгое и опасное путешествие в загробный мир, были созданы и другие необычные тексты.

В правление XIX династии в Египте, особенно среди представителей низших сословий, возникло новое религиозное течение: впервые в истории было сформулировано утверждение, что, хотя человек и расположен ко злу, бог имеет склонность прощать его прегрешения.

Поскольку сам фараон считался богом, он, естественно, мог общаться с другими богами. Фараон был также верховным жрецом и совершал ритуалы в храме и на религиозных празднествах. Свои жреческие функции он нередко передавал лично им назначаемым высшим жрецам главных храмов.