Где впервые использовали катюши. Чудо-оружие товарища Сталина. Как мир узнал о грозной «Катюше

когда и где во второй мировой войне впервые были применены "катюши"?

«Катю́ша» - неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй Мировой войны.

26 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, и тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления. На следующий день установки были отправлены своим ходом в Москву, где 28 июня после успешно проведенных испытаний были объединены вместе с пятью изготовленными ранее в РНИИ установками в батарею для отправки на фронт. Экспериментальная артиллерийская батарея из семи машин под командованием капитана И. Флерова была впервые использована против немецкой армии на железнодорожном узле города Орша 14 июля 1941 года. Первые восемь полков по 36 машин были сформированы 8 августа 1941.

Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.

В ходе войны были созданы различные варианты реактивного снаряда и пусковых установок: БМ13-СН (со спиральными направляющими, что значительно увеличивало точность стрельбы), БМ8-48, БМ31-12 и др. http://ru.wikipedia.org/wiki/КатюС?Р... (оружие)

14 июля 1941 г. генерал-майор артиллерии Г.Кариофилли приказал батарее нанести удар по железнодорожному узлу Орши, и в этот день расчеты боевых машин впервые увидели вверенное им оружие в деле. Ровно в 15 часов 15 минут 112 реактивных снарядов в течение нескольких секунд в клубах дыма и пламени сошли с направляющих и с ревом устремились к цели. На забитых вражескими эшелонами железнодорожных путях забушевал огненный смерч. Фашистская артиллерия, а потом и авиация открыли ответный огонь по позициям батареи, над которой еще не осела пыль и не рассеялся дым от залпа. Но позиция была уже пуста. Используя высокую подвижность и маневренность боевых машин, ракетчики были уже далеко от разрывов фашистских снарядов и бомб.


После начала «ленд-лизовских» поставок, основным шасси для БМ-13 (БМ-13Н) стал американский грузовик «Студебеккер» (Studebacker-US6).

Улучшенная модификация БМ-13Н была создана в 1943 году и до конца Второй мировой войны было изготовлено около 1800 таких орудий.

В 1942 году появились снаряды М-31 калибра 310 мм, которые изначально запускались с наземных установок. В апреле 1944 года под них создали самоходную установку с 12 направляющими, монтировавшуюся на шасси грузовой автомашины. Она получила название «БМ-31-12».

Советская промышленность в июле 1941 - декабре 1944 изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша» и свыше 12 млн штук реактивных снарядов к ним (всех калибров).

"Катюша" - народное название боевых машин реактивной артиллерии БМ‑8 (со снарядами 82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм) во время Великой Отечественной войны. Существует несколько версий происхождение этого названия, наиболее вероятное из них связано с заводской маркой "К" завода изготовителя первых боевых машин БМ-13 (Воронежский завод им. Коминтерна), а также с популярной в то время одноименной песней (музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского).
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах -2004 г.г. ISBN 5 - 203 01875 - 8)

Судьба же первой отдельной экспериментальной батареи оборвалась в начале октября 1941 г. После боевого крещения под Оршей батарея успешно действовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. За три месяца боевых действий батарея Флерова не только наносила немалый материальный урон немцам, она способствовала и поднятию боевого духа у наших солдат и офицеров, измотанных непрерывными отступлениями.

Гитлеровцы устроили за новым оружием настоящую охоту. Но батарея не задерживалась долго на одном месте - дав залп, сразу же меняла позицию. Тактический прием - залп - смена позиции - широко использовался подразделениями "катюш" в ходе войны.

В начале октября 1941 г. в составе группировки войск Западного фронта батарея оказалась в тылу немецко-фашистских войск. При движении к линии фронта из тыла в ночь на 7 октября она попала в засаду врага под деревней Богатырь Смоленской области. Большая часть личного состава батареи и Иван Флеров погибли, расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины. Только 46 воинам удалось выйти из окружения. Легендарный комбат и остальные бойцы, до конца с честью выполнившие свой долг, считались "без вести пропавшими". И только когда удалось обнаружить документы одного из армейских штабов вермахта, где сообщалось о том, что же произошло на самом деле в ночь с 6 на 7 октября 1941 г. у смоленской деревушки Богатырь, капитан Флеров был исключен из списков пропавших без вести.

За героизм Иван Флеров посмертно в 1963 г. награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, а в 1995 г. ему было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

В честь подвига батареи сооружены памятник в городе Орше и обелиск у города Рудня.

Загадка первого залпа

Официально первый залп 1-ая экспериментальная батарея «Катюш» (5 из 7 установок) под командованием капитана Флерова дала в 15 ч. 15 мин. 14 июля 1941 года по железнодорожному узлу в Орше. Нередко приводится следующее описание произошедшего: «Над лощиной, поросшей кустарником, где затаилась батарея, взметнулось облако дыма и пыли. Раздался грохочущий скрежет. Выбрасывая языки яркого пламени, с направляющих пусковых установок стремительно соскользнуло более сотни сигарообразных снарядов.Какое то мгновение в небе были видны черные стрелы, с нарастающей скоростью набирающие высоту. Из их днищ с ревом вырывались упругие струи пепельно-белых газов. А потом все дружно исчезло.» (…)

«А через несколько секунд в самой гуще вражеских войск один за другим, дробно сотрясая землю, загремели взрывы. Там, где только что стояли вагоны с боеприпасами и цистерны с горючим, взметнулись огромные гейзеры огня и дыма.»

Но если открыть любую справочную литературу, то можно увидеть, что город Орша был оставлен советскими войсками днем позже. И по кому был дан залп? Представить, что противник смог за считанные часы перешить колею железной дороги и загнать на станцию эшелоны проблематично.

Еще маловероятнее, что первыми в захваченный город у немцев входят поезда с боеприпасами, для доставки которых используются пусть даже трофейные советские паровозы и вагоны.

В наши дни получила распространение гипотеза о том, что капитан Флеров получил приказ уничтожить на станции советские эшелоны с имуществом, которое нельзя было оставлять врагу. Может и так, но прямых подтверждений этой версии пока нет. Другое предположение автору статьи доводилось слышать от одного из офицеров армии Белоруссии о том, что было произведено несколько залпов, и если 14 июля целью стали подходившие к Орше немецкие войска, то удар по самой станции был днем позже.

Но это пока гипотезы, которые заставляют думать, сопоставлять факты, но установленными и подтвержденными документами пока не являются. На данный момент периодически даже возникает ненаучный диспут, где же первый раз вступила в бой батарея Флерова – под Оршей или под Рудней? Расстояние между этими городами весьма приличное – напрямик более 50 км, а по дорогам гораздо дальше.

Читаем в той же не претендующей на научность «Википедии» - «14 июля 1941 года (город Рудня) стал местом первого боевого применения «Катюш», когда батарея реактивных минометов И. А. Флерова прямой наводкой накрыла скопление немцев на Базарной площади города. В честь этого события в городе стоит монумент - «Катюша» на пьедестале.».

Во-первых, прямая наводка для «Катюш» практически невозможна, а во-вторых оружие, действующее по площадям, накроет не только базарную площадь с немцами и видимо жителями города, но и несколько кварталов вокруг. Что там произошло - еще один вопрос. Одно можно констатировать достаточно точно – с самого начала новое оружие проявило себя с лучшей стороны и оправдало возлагавшиеся на него надежды. В записке начальника артиллерии РККА Н. Воронова на имя Маленкова 4 августа 1941 года отмечалось:

«Средства сильные. Следует увеличить производство. Формировать непрерывно части, полки и дивизионы. Применять лучше массировано и соблюдать максимальную внезапность».

Удар по Орше

Фашисты чувствовали себя как дома: блицкриг развивался строго по планам великого фюрера - русские еще сопротивлялись, но это ненадолго, ведь им нечем воевать - еще пара-тройка месяцев, и война закончится очередной доблестной победой германского оружия.

Правда, фашистов смущали эти новые танки - Т-34, они создавали немало проблем. Но гениальные немецкие конструкторы обязательно найдут способ бороться с ними! А больше у русских ничего нет, кроме старых винтовок…

К 14 июля на Оршинском железнодорожном узле скопилась уйма составов: вагоны, забитые весело орущими немецкими солдатами, платформы, укрытые горбящимся тяжелым брезентом, на каждой платформе - мрачный часовой с автоматом. Один из путей занимала длинная цепь черных цистерн - бензин для гитлеровских танков и самолетов.

Ровно в 15 часов 15 минут над грузовой станцией пронесся жуткий, хватающий за душу вой. Затем раздались взрывы, грохот, и буквально через доли секунды практически все железнодорожные составы запылали ярким пламенем. Такое ощущение, что кто-то разом накрыл всю станцию огненным покрывалом. Уцелевшие нацисты в ужасе и панике метались по путям. Что это было? Обстрел? Диверсия?

Так на узловой станции города Орша гитлеровские вояки впервые испытали на себе удар знаменитых БМ-13, «Катюш» или «Сталинских органов», как потом назвали их фашисты.

Первая ракетная батарея БМ-13 сформировалась уже на второй день войны. Она состояла из 7 пусковых установок, взятых прямо с испытательных стендов, 44 грузовиков, загруженных 600 реактивными снарядами и 170 человек личного состава. Весь командный состав батареи состоял из слушателей Военной артиллерийской академии. Охрану секретного оружия выполнял особый взвод НКВД, солдатам которого было отдан приказ: без предупреждения стрелять в каждого постороннего, кто осмелится близко подойти к боевым машинам. Вдобавок, на поворотной раме каждой ракетной установки крепился особый железный ящик - якобы для ветоши. На самом деле внутри находился мощный фугас. В случае реальной угрозы окружения и захвата противником машины командир должен был самоуничтожиться вместе с техникой. Достаточно было только поджечь бикфордов шнур, чтобы секретное оружие взлетело на воздух.

Командир секретной батареи

Командиром ракетной батареи был назначен капитан Иван Флеров. Этот выбор неслучаен. Иван Андреевич Флеров родился и вырос в рабочей семье, что было тогда крайне важно.

После окончания артиллерийского училища участвовал в советско-финской войне, где командовал батареей. К началу Великой Отечественной войны капитан Флеров уже имел боевые награды.

В ночь на 2 июля 1941 года экспериментальная батарея отправилась под Смоленск, а к 14 июля оказалась под Оршей.

Атака батареи капитана Флерова на железнодорожную станцию длилась всего восемь секунд, но за эти секунды батарея выпустила больше сотни снарядов, и потери немцев оказались катастрофическими. В тот же день батарея произвела второй залп, только уже по переправе через речку Оршица, где также скопилось немало живой силы противника. Результат снова превзошел все ожидания. В журнале боевых действий батареи сохранилась такая запись: «1941 г. 16 часов 45 минут. Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в живой силе и боевой технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениями в плен».

Батарея под командованием капитана Флерова быстро, насколько позволяли фронтовые дороги, перемещалась вдоль линии фронта, лишь ненадолго останавливаясь для нанесения беспощадных ударов по врагу. Залпы «Катюш» не только наносили материальный урон гитлеровцам, но и поднимали боевой дух у наших солдат и офицеров. Все это прекрасно понимали и фашисты, устроившие за новым оружием русских настоящую охоту. Как только батарея давала о себе знать очередной внезапной атакой - немцы тут же посылали туда танки и авиацию. Но Флеров знал об этом и не задерживался долго на одном месте - дав залп, «Катюши» сразу же меняли позицию.

Но, в конце концов, везение кончилось. В ночь на 7 октября 1941 года недалеко от поселка Знаменка на Смоленщине батарея капитана Флерова попала в окружение. Командир сделал все возможное, чтобы спасти ракетные установки и прорваться к своим. Батарея прошла более 150 километров по вражеским тылам. Тяжелые машины ползли по лесам и болотам, пока топливо не подошло к концу. В конце концов, капитан Флеров приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать. В колонне осталось семь заряженных «Катюш» и три грузовика с людьми.

Гибель батареи

Обогнув Знаменку, колонна остановилась и вперед пошла разведка. Вернувшись, разведчики доложили, что путь свободен. Когда опустилась ночь, командир выслал вперед одну машину, а следом за ней, на расстоянии не больше одного километра, с выключенными фарами потянулись колонной остальные.

Вдруг пули защелкали по кабинам ракетных установок. Видимо, немцы давно сидели в засаде и, сознательно пропустив головную машину, поджидали именно колонну «Катюш». Фашистам был дан строгий приказ: любой ценой захватить батарею, чтобы разгадать секрет нового оружия. Капитан Флеров и его гвардейцы вступили в неравный бой. Пока одни отстреливались, другие бросились к ракетным установкам и успели взорвать машины. Многие из них погибли, а те, кто смог оторваться от гитлеровцев, в конце концов, пересекли линию фронта, и добрались до своих.

О судьбе командира первой в мире ракетной батареи долгое время ничего не было неизвестно. Оставшиеся в живых утверждали, что капитан Флеров геройски погиб при уничтожении пусковых установок, но солдатам, побывавшим в окружении, веры не было, и официально Флеров числился пропавшим без вести. Ходили даже совершенно нелепые слухи, что командир сознательно завел свою батарею в ловушку. Всю эту чепуху удалось опровергнуть с помощью захваченных после войны немецких штабных документов, где подробно описывался неравный бой под Знаменкой. В 1963 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флеров был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. А в этом году исполнилось сто лет со дня рождения легендарного командира.

Ракеты - фронту

Эффект от действий только одной батареи капитана Флерова явился настолько сокрушительным, что до 1 ноября 1941 года в срочном порядке были сформированы и отправлены на боевые позиции десятки ракетных дивизионов на базе БМ-13 и БМ-8.

1 октября 1941 года из ставки ВГК на фронт пришла директива о порядке использования реактивной артиллерии. В частности в ней говорилось: «Внезапный, массированный и хорошо подготовленный огонь дивизионом М-8 и М-13 обеспечивает исключительно хорошее поражение противника и одновременно оказывает сильнейшее моральное потрясение его живой силы, приводящее к потере боеспособности».

В опубликованных после войны мемуарах гитлеровцев рассказывается о том, что появление «Катюш» на участках фронта действительно вызывало панику у фашистских солдат, многие из них если и не погибали под ударами «Сталинских органов», то буквально сходили с ума от ужаса. Кстати говоря, вследствие строжайшей секретности нового оружия, наши войска тоже не всегда были готовы к побочным эффектам мощных залпов «Катюш».

Генерал армии П. И. Батов в своей книге «В походах и боях» описывает такую ситуацию: «В поле зрения было до двух батальонов немецкой пехоты. И вот «Катюши» сработали. Мощный залп. Огненные струи. Взрывы. Немцы побежали. Наши - тоже. Редкое зрелище «атаки», когда обе стороны бегут друг от друга! Пересекретничали. Надо было как-то оповестить людей переднего края, чтобы не пугались, если произойдет нечто неожиданное». Неизвестно, откуда у наших реактивных установок появилось название - «Катюша». Ветераны считают, что это название прижилось благодаря знаменитой довоенной песне М. Матусовского и М. Блантера о девушке Катюше. А реактивные снаряды (РС) для «Катюши» наши солдаты ласково называли «Раисой Семеновной». Когда в сторону врага с воем уходили огненные стрелы, бойцы радостно приговаривали: «Раиса Семеновна пошла».

"Катюша" - народное название боевых машин реактивной артиллерии БМ‑8 (со снарядами 82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм) во время Великой Отечественной войны. Существует несколько версий происхождение этого названия, наиболее вероятное из них связано с заводской маркой "К" завода изготовителя первых боевых машин БМ-13 (Воронежский завод им. Коминтерна), а также с популярной в то время одноименной песней (музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского).
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах -2004 г.г. ISBN 5 - 203 01875 - 8)

Судьба же первой отдельной экспериментальной батареи оборвалась в начале октября 1941 г. После боевого крещения под Оршей батарея успешно действовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. За три месяца боевых действий батарея Флерова не только наносила немалый материальный урон немцам, она способствовала и поднятию боевого духа у наших солдат и офицеров, измотанных непрерывными отступлениями.

Гитлеровцы устроили за новым оружием настоящую охоту. Но батарея не задерживалась долго на одном месте - дав залп, сразу же меняла позицию. Тактический прием - залп - смена позиции - широко использовался подразделениями "катюш" в ходе войны.

В начале октября 1941 г. в составе группировки войск Западного фронта батарея оказалась в тылу немецко-фашистских войск. При движении к линии фронта из тыла в ночь на 7 октября она попала в засаду врага под деревней Богатырь Смоленской области. Большая часть личного состава батареи и Иван Флеров погибли, расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины. Только 46 воинам удалось выйти из окружения. Легендарный комбат и остальные бойцы, до конца с честью выполнившие свой долг, считались "без вести пропавшими". И только когда удалось обнаружить документы одного из армейских штабов вермахта, где сообщалось о том, что же произошло на самом деле в ночь с 6 на 7 октября 1941 г. у смоленской деревушки Богатырь, капитан Флеров был исключен из списков пропавших без вести.

За героизм Иван Флеров посмертно в 1963 г. награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, а в 1995 г. ему было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

В честь подвига батареи сооружены памятник в городе Орше и обелиск у города Рудня.