Какие русские корабли в черном море. «Секретное оружие русских»: корабли США «заблудились» в Черном море, используя GPS

Недавние инциденты с военными кораблями США в Черном море, а также наблюдения за сбоями в работе GPS в Москве указывают, по мнению эксперта издания der Standard, на то, что у России появилось новое оружие, способное выводить из строя навигационные системы противника. Подобные разработки, в условиях современного оснащения сложной электроникой не только военной, но и гражданской техники различного назначения, способны стать серьезной глобальной угрозой. Особенно, если учитывать, что предугадать место и время их использования практически невозможно.

Навигационная технология GPS (Global Positioning System), разработанная американскими военными, используется сейчас и в гражданской технике - автомобилях, коптерах, смартфонах, бытовых навигаторах и других устройствах. Глобальный центр управления системой находится в Колорадо, но она доступна по всему миру и абсолютно бесплатна. Сигналы, ставшие для нас абсолютно привычными, намного более чувствительны для внешнего воздействия, чем считалось ранее, считает эксперт.

22 июня американский корабль, находившийся вблизи Новороссийска, сообщил о проблемах с определением своих координат. Навигационное устройство показало капитану, что судно находится в 32 километрах от своего реального местоположения - в международном аэропорту Геленджик. Этот сигнал не был единственным: еще около 20 кораблей так или иначе пострадали от странного сбоя. В Военно-морском министерстве США не смогли найти его причину - все приборы оказались исправными. Возникло предположение, что технические проблемы вызвало целенаправленное внешнее воздействие.

По мнению ведущего специалиста издания New Scientist, Россия может использовать для влияния на навигационные приборы так называемый спуффинг - метод передачи ложных данных о координатах, который препятствует точному определению местоположения при помощи GPS. Нечто подобное использовали военные США для уничтожения беспилотных аппаратов, дезориентируя и сбивая их с помощью сигналов. В 2013 году профессор Тодд Хамфрис из Университета Остина в Техасе смог успешно сбить с курса крупную яхту длиной 60 метров. Его эксперимент поразительно напоминает то, что произошло в Черном море с кораблями ВМС США.

По словам эксперта издания, на существование секретного российского оружия указывают и недавние инциденты в Москве, когда водители жаловались на сбои в работе навигаторов GPS: значки автомобилей «гуляли» по карте. Российский блоггер и IT-специалист Григорий Бакунов рассказал о попытке проверить работу системы вблизи Кремля. Катаясь вокруг на транспортном средстве Segway и измеряя силу сигналов GPS и Glonass, он отметил аномалию в районе центра города. Сигналы заметно ослабевали, и экспериментатор решил, что в Кремле установлено устройство, способное гасить их и подменять - однажды его местоположение «перенеслось» аж на 30 километров. По его словам, спутник может «перебить» даже небольшое устройство, поскольку мощность сигналов с орбиты крайне мала.

По мнению эксперта der Standard, Россия способна использовать GPS-спуффинг в качестве средства ведения электронной войны. Это - очень мощное оружие, под действие которого попадает не только военная техника, но и беспилотные транспортные средства и даже торговля фьючерсами, базирующаяся на основе GPS. Борьба с ним чрезвычайно сложна, поскольку манипуляция данными GPS незаметна, как и работа хакеров, и часто о ней можно узнать, лишь, когда уже слишком поздно.

Напомним, недавно Пентагон подготовил доклад на основании данных американской разведки, в котором сообщается о якобы строящихся в России гигантских бункерах на случай ядерной войны с Соединенными Штатами. Эти комплексы, расположенные на территории Москвы, по словам чиновников из США, способны вместить до 10 тысяч человек.

Подпишитесь на нас

В среду под буквально несколько дней возведенной аркой Керченского моста впервые прошел российский большой десантный корабль "Азов" - он следовал в одноименный город-порт. Новость о том, что крупный российский боевой корабль проследует в Азов, крайне болезненно восприняли в США. Один из ведущих американских аналитических центров Atlantic Council на полном серьезе предложил Белому Дому ввести военные корабли в Азовское море, чтобы "деблокировать" Керченский пролив. А заодно поставить на место русских за самовольное строительство моста.

Корабль Азов. Кадр из видео youtube.com

Эксперт Стивен Бланк даже придумал предлог: закрытие пролива отрезает два очень важных украинских порта, через которые проходит основная часть экспорта украинской стали. По всей видимости, американец имел в виду Бердянск и Мариуполь.

Проблема в том, что после референдума 2014 года Керченский пролив перестал быть межгосударственным и перешел под юрисдикцию Москвы. Поэтому любое появление в этом районе боевых кораблей иностранного государства будет расценено, как проявление военной агрессии. Судам будет предложено повернуть восвояси - в противном случае их атакуют.

Но скорее всего, корабли ВМС США блокируют еще в Черном море. Достаточно вспомнить, как 10 апреля 2014 года российский бомбардировщик Су-24 средствами РЭБ "выключил" боевую информационно-управляющую систему "Иджис" эсминца "Дональд Кук". Это было лишь предупреждение. Если боевые корабли 6-го флота ВМС США возьмут курс на Керченский пролив, то быстро окажутся под прицелом подлодок "Варшавянка", а также сторожевых ракетных кораблей "Адмирал Эссен" и "Адмирал Григорович". Вряд ли в Пентагоне захотят эпичного морского боя с русскими из-за фантазий какого-то аналитика.


Кадр из видео youtube.com

Наконец, даже если предположить, что Россия пропустит гостей через Керченский пролив, представляется с трудом, как американские эсминцы и ракетные крейсеры будут маневрировать в самом мелком море в мире со средней глубиной 7 метров. У того же "Дональда Кука" осадка почти девять с половиной метров, в то время как, например, у "Азова" - 3,7 метра.

Возможно, Бланк имел в виду американские военные катера. Но даже если их каким-то чудом пропустят российские противодиверсионные корабли проекта 21980 и патрульные катера "Хищник", которые охраняют Керченский мост, в Азовском море гостей из-за океана встретит так называемая флотилия ДНР "Тайфун". И хотя на вооружении этого спецподразделения находятся лишь гражданские катера с крупнокалиберными пулеметами и ПТУРами, потрепать незваных гостей они вполне способны. Вряд ли сильно помогут ВМС США немногочисленные украинские корабли на Азове. Они контролируют только прибрежную зону от Стрелкового до Широкино. Другой берег - российский.

Американцы ни за что не решатся на такую авантюру, а будут спокойно окапываться в Очакове, где уже строится оперативный центр ВМС США. Рядом находится 73-й морской центр спецопераций украинских военно-морских сил. Американцы могут обучать местных диверсантов и проводить в Азовском море разведку. В будущем Пентагон постарается разместить в Черном море корабли на ротационной основе, однако ни в коем случае не пойдет на прямую конфронтацию с Москвой. Гораздо удобнее и безопаснее действовать руками украинцев.

Наконец-то окончательно проясняется замысел широкой подготовки мирового общественного мнения к саммиту НАТО в Варшаве 8-9 июля. Из разрозненных пропагандистских кубиков складывается цельная картина дальнейшего продвижения западного военного блока на восток: предстоящий саммит утвердит планы создания черноморской военно-морской флотилии НАТО. И делается это спешно – флотилия должна появиться уже к июлю сего года. Как говорят в Одессе, «картина маслом»!

Ранее с идеей создания такой флотилии выступал румынский президент Клаус Йоханнис, стремящийся, видимо, оставить свой след в истории. Черноморская военно-морская группировка альянса, по его мнению, должна состоять из военных кораблей Германии, Италии, Турции и США. Сейчас корабли стран НАТО заходят в акваторию Черного моря, но делают это только на время учений.

Пока неясно, какую конфигурацию обретёт новая флотилия. Возможно, в нее войдут не только ВМС названных стран, но и корабли Румынии, Болгарии, Украины, Грузии. Ведь в конце концов надувные резиновые катера, которые США уже подарили Украине, могут составить и гордость ВМС Грузии.

Одно международно-правовое препятствие к осуществлению этих планов существует. Согласно Конвенции о режиме Черноморских проливов 1936 года, известной как Конвенция Монтрё, военные корабли США, Германии, Италии и других неприбрежных государств не могут находиться в Черном море дольше 21 дня. Однако, учитывая то состояние международного права, в котором оно находится сегодня, всё это решаемые проблемы. Главное в другом: каков практический смысл в постоянном присутствии флотилии НАТО в Черном море?

Здесь можно вспомнить, что ещё немногим более двух лет назад в Вашингтоне и Брюсселе рассматривались планы превращения Севастополя в военно-морскую базу НАТО. Хотя, если быть точным, это не база в обычном понимании слова. В Севастополе веками создавался оборонительный район, распространявшийся и на прилежащее побережье, и вглубь территории полуострова. После возвращения Крыма в состав Российской Федерации здесь были обновлены и модернизированы замкнутые в один комплекс разведывательные и боевые системы, способные контролировать и подавлять противника по всей черноморской акватории и в воздушном пространстве над ней.

Не было для генералов в штаб-квартире НАТО большего удара, чем расставание с иллюзиями о том, что Севастополь уже находится у них в кармане. Как сладко было представлять стоящую на рейде Севастополя авианосную группировку США! Какими волшебными были мечты о «проекции силы» на территорию России вплоть до ее глубинных районов! Как завораживала картина настильного полета гиперзвуковых крылатых ракет над среднерусской равниной вплоть до пусковых шахт в Саратовской и Ивановской областях! И вот в одночасье эти иллюзии рухнули, разлетелись в прах. Как тут не сорваться на крик, как не обвинить Москву в агрессии и не начать готовить «стратегический ответ»!

И вот первые контуры «стратегического ответа» НАТО проявились. Конечно, об авианосной группировке пока мечтать рано, но лиха беда начало. Пусть пока в Черном море хотя бы потешная флотилия поплавает. В сравнении с мощью севастопольской базы натовская флотилия на самом деле выглядит потешной. Ни американские фрегаты, ни румынские корветы, ни немецкие дизельные подлодки, ни даже украинский «Гетман Сагайдачный» в сопровождении надувных катеров Севастополю не страшны. Но это только пока. Сейчас речь идёт об обозначении военного присутствия. Затем надо будет ещё поработать с мировой общественностью, «подправить» Конвенцию Монтрё (или открыто на нее наплевать), пробить в демократических парламентах очень дорогое финансирование постоянной дислокации больших кораблей и только потом двинуть армаду в направлении... Одессы.

Порт приписки новой натовской военно-морской махины уже известен. Не за горами его обустройство.

Вот тогда всё станет серьёзно. Настолько серьезно, что все суждения о новой холодной войне из разряда предположительных перейдут в разряд остро актуальных.

А у президента Порошенко появится совсем другое тыловое обеспечение. Конечно, если он к тому времени останется на своем посту, а «Гетман Сагайдачный» окончательно не утратит плавучесть. Поэтому украинский президент очень ждет июльского саммита НАТО и очень ему радуется. Этот саммит и вправду может окончательно стереть остаточные следы всех попыток «разрядки», «перезагрузки» и т.п., вернув мир к эпохе бескомпромиссного взаимного устрашения.

Фото Gettyimages

Эксперты американской консалтинговой организации Atlantic Council («Атлантический совет» - ведущий американский аналитический центр в области международных отношений, его штаб-квартира находится в Вашингтоне, округ Колумбия), специализирующейся на вопросах безопасности и глобального экономического развития, предлагают Белому дому ввести американские военные корабли в Азовское море, чтобы «деблокировать Керченский пролив». Если Вашингтон на это пойдет, то военный конфликт между Россией и США может начаться именно в акватории Азовского моря.

Строительство моста через Керченский пролив раздражает не только Киев, но и Вашингтон. Эксперт Атлантического совета по внешней политике Стивен Бланк предложил Белому дому направить в Азовское море военные корабли под тем предлогом, что «закрытие пролива отрезает два очень важных украинских порта, через которые происходит основная часть экспорта украинской стали». Более того, Стивен Бланк подчеркивает, что, по сути, действия Москвы в Керченском проливе наносят ущерб престижу США. Проблема состоит в том, что прохождение военных кораблей через этот пролив не подпадает ни под одно из ныне существующих международных соглашений. После присоединения Крымского полуострова к России весной 2014 года Керченский пролив перестал быть межгосударственным и сейчас находится под юрисдикцией Москвы. Но, как известно, Запад не признал результаты крымского мартовского референдума 2014 года и, соответственно, не признал законность присоединения полуострова к РФ.

Конвенция Монтрё здесь также не работает. Во-первых, она касается проливов Босфор и Дарданеллы, во-вторых, те же США без колебаний нарушают эту конвенцию, когда им вздумается, причем без особой на то надобности. Так, в 2014 году фрегат ВМС США USS Taylor превысил на 11 суток лимит пребывания в Черном море, установленный для военных кораблей нечерноморских стран. Прецеденты подобного поведения ВМС США в других точках мира также существуют. Американские вымпелы, как известно, не признавая юрисдикцию Пекина над островами Спратли, периодически заходят в акваторию этих островов, которую КНР считает своими территориальными водами.
Керченский мост еще не достроен, а украинский Генштаб, по информации украинских СМИ, уже спланировал его подрыв. Способы рассматривались разные: это и применение брандеров (судно, начиненное взрывчаткой), и закладка зарядов в опоры моста, и подрыв на мосту начиненного автомобиля, и тому подобное. Свободное прохождение по Керченскому проливу иностранных военных кораблей существенно облегчит им эту задачу. Охрана моста по решению Москвы возложена на Росгвардию и Управление ведомственной охраны Минтранса России, возможно, в свете изменений в оперативной обстановке, стоит задуматься об ее усилении. В случае с Керченским проливом правила судоходства определяются конвенцией ООН по морскому праву. Опираясь на нее, военные корабли США не будут видеть для себя препятствий для прохода.

К тому же американцы строят в Очакове Оперативный центр ВМС, который формально будет эксплуатироваться Минобороны Украины. Он возводится на территории военно-морской базы ВМС Украины по соседству с 73-м морским центром спецопераций украинских военно-морских сил, в чьи задачи входит проведение диверсионных акций. Но, если учесть тот факт, что Украине такой центр не нужен, из-за отсутствия у нее нет военного флота, как такового, да и денег у Киева на его эксплуатацию нет, можно сделать вывод, что американцы строят центр для своих нужд. Очаков расположен в 150 км от крымского берега: резонно предположить, что США планируют использовать этот центр в навигаторских, разведывательных, а возможно, и в диверсионных целях, направленных против Крыма и России в целом. С окончанием его строительства, вероятно, Пентагон планирует постоянное присутствие американских военных кораблей в Черном море на ротационной основе.

В Чёрное море вошёл американский эсминец «Карни». Он присоединился к ранее прибывшему туда кораблю «Росс», который в апреле 2017 года участвовал в массированном обстреле авиабазы Шайрат в Сирии. В ВМС США объяснили такой шаг «проведением операций по обеспечению безопасности». В Госдуме назвали действия Вашингтона провокацией, которая может повлечь рост напряжённости в регионе. О непрекращающихся морских патрулях США в акваториях Чёрного моря - в материале RT.

В Чёрное море вошёл второй ракетный эсминец ВМС США «Карни». Об этом сообщила пресс-служба шестого флота американских Военно-морских сил.

Сообщается, что морское судно присоединилось к ранее вошедшему в Чёрном море эсминцу «Росс» для проведения операций по обеспечению безопасности на море.

«Заход второго корабля ВМС США в Чёрное море совершается в рамках графика, который позволяет ВМС США поддерживать операционное присутствие в регионе», - говорится в сообщении пресс-службы.

По словам вице-адмирала, командира шестого флота американских ВМС Кристофера Грэди, решение направить два корабля было принято заранее, а не в качестве реагирования на что-либо.

«Мы работаем в выбранное нами время и в выбранном нами темпе в этом стратегически важном регионе. По своей природе корабли являются гибкими и мобильными силами, и ВМС в состоянии уникальным образом предоставлять надёжные силы для защиты наших интересов по всему миру», - добавил он.

Грэди утверждает, что заход эсминцев в Чёрное море направлен на повышение региональной стабильности и защиту стран-союзников по НАТО .

Днём ранее в Чёрное море вошёл американский эсминец «Росс», участвовавший в обстреле сирийской авиабазы в 2017 году.

Напомним, 7 апреля 2017 года США нанесли массированный удар ракетами «Томагавк» по правительственной авиабазе Шайрат в Сирии. Ракеты были запущены с эсминцев «Росс» и «Портер». В общей сложности они выпустили 59 ракет.

Как сообщили в пресс-службе шестого флота ВМС США, эсминец «Росс» вошёл 16 февраля в Чёрное море для проведения операций по обеспечению безопасности на море, а также «повышение региональной стабильности и повышение боеготовности и возможностей флота стран НАТО и партнёров».

«Мы полны решимости наладить в черноморском регионе прочные связи, необходимые для поддержания мира и стабильности. Наше присутствие здесь внушает союзникам уверенность в нашей приверженности обеспечению безопасности в регионе», - приводит пресс-служба слова командира корабля Брайана Галло.

Эсминец «Росс» оснащён боевой информационно-управляющей системой «Иджис»; пусковыми установками с крылатыми ракетами «Томагавк», зенитными ракетами RIM-156 SM-2 или противолодочныеми ракетами RUM-139 VL-Asroc; а также различным пулеметно-пушечным вооружением. Корабль может принять на борт один вертолёт «Сикорский СХ-60 Хок».

Эсминец «Карни» оснащён системой «Иджис», ракетами «Томагавк» и «Гарпун», а также системами ПВО и подводного обнаружения и атаки. Он может нести два штурмовых вертолёта «Сикорский СХ-60 Хок».

Его длина - 154 метра, водоизмещение - 9 тыс. тонн. Эсминец введён в эксплуатацию в 1996 году.

В МИД РФ неоднократно заявляли, что заход американских кораблей в Чёрное море может привести к ответным мерам.

«Недружественный сигнал Москве»

Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне и безопасности Юрий Швыткин считает, что США пытается своими действиями спровоцировать Россию на ответный шаг.

«США своими провокационными поступками добиваются ответной реакции, которая могла бы послужить поводом для более серьёзных действий со стороны американцев и их союзников. В любом случае, это влечёт за собой напряжённость в данном регионе. Под видом обеспечения безопасности они (американцы. - RT), безусловно, накаляют обстановку», - сказал он в разговоре с RT.

Как отмечает Швыткин, американская сторона утверждает, что присутствие «Карни» нужно «для проведения морских операций по безопасности», однако подобные объяснения вызывают множество вопросов.

«Кого и от кого они собираются обезопасить? Уже два американских эсминца находятся в данной акватории. Конечно, происходящие события не могут не настораживать. Исходя из складывающейся обстановки, пока ответных действий у нас никаких нет. Но сил и средств у нас достаточно, чтобы отрезвить их в случае возможно каких-то провокаций», -заключил депутат.

По словам главного редактора журнала «Национальная оборона», члена Общественного совета при Минобороны России Игоря Коротченко , это «очередная демонстрация военно-морского флага США», за которым скрывается желание создать группировку ударных кораблей на непостоянной основе.

«Учитывая, что по конвенции Монтрё эти корабли не могут находиться там на постоянной основе, они периодически туда заходят, чтобы в любом случае в акватории Чёрного моря был носитель крылатых ракет «Томагавк». Такая форма как бы военно-политического присутствия и недружественный сигнал, который посылается Москве. В любом случае носитель данных вооружений в акватории Чёрного моря - это объект, представляющий опасность. Разумеется, он отслеживается силами воздушной и электронной разведки. У нас развернутая группировка сил ПВО, в частности с-400 всегда находится в боеготовом состоянии, хотя непосредственной угрозы нет», - считает эксперт.

Военная учения США в Чёрном море

Корабли стран НАТО с завидной регулярностью проводят учения в Черноморском регионе. Так, 31 января 2018 года в воды Чёрного моря вошли два корабля НАТО - ракетный эсминец проекта 45 (Type 45) «Дункан» Королевских ВМС Великобритании и турецкий фрегат «Газиантеп».

Они направились в морской порт Констанца для обсуждения деталей совместных учений в Чёрном море, после чего британские, турецкие и румынские суда приняли участие в совместных манёврах по повышению оперативной совместимости между кораблями НАТО, находящимися под единым командованием постоянных группировок.

5 января в совместных тренировках с морской авиацией ВМС Украины принял участие американский ракетный эсминец «Карни», зашедший в порт Одессы.

Целью захода миноносца в украинскую гавань было заявлено «проведение операций по обеспечению безопасности на море и укрепление комбинированной готовности и военно-морского потенциала среди союзников и партнёров НАТО». Спустя неделю «Карни» покинул акваторию Чёрного моря.

В 2017 году 6-й флот США участвовал в трёх военных учениях в Чёрном море - «Весеннем шторме» (13-21 марта), «Морском щите» (1-10 февраля) и «Морском бризе» (10-22 июля).

Военно-морские учения «Морской бриз - 2017» проводились на Украине. В них приняли участие представители 16 стран, около 3,5 тыс. военнослужащих, почти 30 кораблей, катеров и судов, 22 единицы авиатехники и 100 единиц автомобильной и бронетехники.

Масштабные учения «Весенний шторм - 2017» проходили на северо-востоке Эстонии недалеко от границы с Россией. В них приняли участия около 9 тыс. военнослужащих.

В манёврах «Морской щит - 2017», которые прошли в акватории Черного моря на площади в 80 тыс. кв. км, были задействованы 2,8 тыс. военнослужащих из Болгарии, Канады, Греции, Румынии, Испании, США, Турции и Украины, 16 надводных кораблей, одна подводная лодка и десять самолётов.

Существенные ограничения на присутствие военных кораблей нечерноморских государств в акватории Чёрного моря были введены Конвенцией Монтрё о проливах 1936 года. Общий тоннаж таких судов не должен превышать 30 000 тонн, а время их нахождения в акватории Чёрного моря ограничивается 21 сутками.

7 января в воздушном пространстве над Чёрным морем были замечены самолёт-разведчик Boeing P-8A Poseidon и стратегический беспилотник RQ-4 Global Hawk ВМС США.

Маршрут Poseidon пролегал в международном воздушном пространстве вдоль южного побережья Крыма - к Новороссийску и обратно. Затем самолёт-разведчик сделал несколько кругов в зоне к западу от Севастополя и в районе посёлка Черноморское.

В тот же день стратегический разведывательный беспилотник RQ-4 Global Hawk совершил длительный полёт над территорией Украины и вблизи воздушного пространства самопровозглашённых республик Донбасса.