Всё самое интересное в одном журнале. Развитие российского танкостроения

Разработка перспективного российского танка (объект 195) велась УКБТМ (ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения», г. Н-Тагил) в рамках темы «Совершенствование-88», но, по ряду причин успеха не достигла.

Также не решен вопрос оснащения российских танков тепловизионными приборами наблюдения и прицеливания (ТВП) нового поколения соответствующих современным аналогам. Сейчас можно с достаточной уверенностью предположить, что разработки в рамках федерально-целевой программы «инфравид» успеха не достигли, российские танки оснащаются изделиями зарубежного производства.


На ряду с разработкой перспективного танка ведутся и ОКР по модернизации уже созданных в рамках ОКР «Мотобол» и «Рогатка-1». Головные исполнители работ: ОАО ВНИИтрансмаш", ФГУП "УКБТМ", ФГУП "КБТМ", ОАО "Спецмаш".

Исследования направлены на комплексную модернизацию существующих танков по характеристикам огневой мощи и подвижности, однако воплощения в серийном производстве и модернизации они практически не имеют.

Ключевые аспекты модернизации по вышеуказанным программам - создание новой трансмиссии, которая сможет обеспечивать превосходство над серийно выпускаемыми машинами по всем основным показателям и совершенствования огневой мощи танка с обеспечением характеристик дающих вероятность поражения современных образцов противника с вероятностью близкой к 100%.

Проблема совершенствования огневой мощи включает как системы управления огнем, так и решения по повышению могущества боекомплекта.

В эфире радиостанции "Эхо Москвы" представитель ГАБТУ Владимир Войтов, заявил, что «так называемого объекта 640 не существует, и разработок не велось». Продолжением концепции заложенной в «объект 640» стала разработка «Бурлак».

На ряду с разработкой в УКБТМ танка с новой компоновкой «Объект 195» в ООО КБТМ (г. Омск) велась разработка менее радикального проекта перспективного танка в рамках темы «Бурлак», которая по последним данным также приостановлена.

Наиболее просто реализуемым перспективным вариантом развития российских танков являются разработки КБТМ в рамках создания единого боевого отделения с двухпоточным механизмом автомата заряжания с полной автоматизацией размещенного в танке боекомплекта (36 выстрелов и более). Разработаны ТЗК (транспортно-заряжающий контейнер) различной вместимости – 14…32 выстрела.


Унифицированное боевое отделение с двухпоточным АЗ (ОКР Бурлак). Башня может быть установлена на новых танках, а также на модернизируемых танках, таких как Т-72, Т-80, Т-90 и их модификациях, повышая их защищенность. На боковой стенке башни закреплен легкобронированный отсек для размещения автономной зенитно-пулеметной установки, который с фронтальной проекции закрыт защитным модулем.

Основным преимуществом решений в рамках ОКР «Бурлак» является комплексный подход к вопросам обеспечения защищенности танка и его огневой мощи.

Это достигнуто путем инновационных решений, реализующих в рамках существующей компоновки и без принципиальных изменений шасси и боевого отделения создать танк, обладающий характеристиками перспективного на базе существующих технологий и глубоких изменений серийного производства. Компоновочные решения, предлагаемые в рамках «Бурлак» позволяют повысить живучесть танка при поражении боекомплекта, с размещением его в изолированном отсеке, снабженном вышибными пластинами.

Размещение ТЗК в кормовой части башни танка позволяет добиться уравновешенности башни и, следовательно, дальнейшего усиления броневой защиты лобовой проекции.

Особенности новой башни:

· модульное бронирование - быстросъемные защитные модули и могут быть заменены при боевых повреждениях силами ремонтных подразделений в полевых условиях. Кроме того, при дальнейшей модернизации ранее выпущенных танков старые защитные модули могут быть заменены новыми, более эффективными, созданными с учетом последних технологических достижений в области броневой защиты.

· увеличенный внутренний объем до 2,5 м3 за счет чего возможно разместить комплекс бортового оборудования, отвечающий современным требованиям командной управляемости и улучшить эргономику боевого отделения.

· башня выполнена с возможностью установки съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера с автоматическим механизмом заряжания.


Быстросъемные защитные модули представляют собой комбинацию динамической и "пассивной" защиты. Защитные модули не ухудшают условий посадки и покидания танка механником-водителем.

Реализация мер по усилению броневой защиты башни танков Т-90А и Т-80У затруднено из-за большого момента неуравновешенности башни.

Новое боевое отделение «Бурлак» разработано для производства вновь изготовляемых танков с новой башней и для модернизации уже созданных (Т-90, Т-80) без замены башни.

Размещаемый за башней танка ТЗК обладает высокой защищенностью, но даже в случае его поражения экипаж останется невредимым, а танк может быть отремонтирован даже в полевых условиях. Установка динамической защиты на бортах башни танка обеспечит защиту от противотанковых средств противника (РПГ) значительно превышающей уровень серийных танков.


Применение нового съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера с автоматическим механизмом заряжания позволяет применять современные снаряды повышенного могущества (увеличенной длины). Другое преимущество это отдельное размещение боекомплекта от экипажа, что значительно повышает безопасность экипажа и танка в целом. Работает как со стандартными выстрелами так и с новыми повышенного могущества раздельного заряжения.


Так может выглядеть модернизированный танк Т-80У с комплексом ДЗ «Реликт» и новым автоматом заряжания. Размещенный за башней автомат заряжания потребовал разработки нового оборудования подводного вождения танка (ОПВТ).

В конвейере AЗ танка Т-72Б/Т-90 размещено только 22, а остальные 21 выстрел - в немеханизированных боеукладках в корпусе и башне, пополнение конвейера новыми выстрелами производится вручную, требует значительных усилий и затрат времени (скорострельность при заряжении из немеханизированной укладки 1,5 – 2 минуты), что в боевой обстановке повышает вероятность поражения противником и потому является существенным недостатком.

Предложенным вариантом модернизации решается задача повышения боевой эффективности танков Т-72, Т-80 и Т-90 до уровня современных требований за счет установки забашенного AЗ. В башне танка с боевым отделением размещен второй автомат заряжания, оборудованный транспортером карусельного типа (аналогично АЗ танка Т-72) с кассетами для укладки снарядов, расположенный у днища корпуса танка.

Таким образом, в модернизированном танке весь боекомплект танка автоматизирован, при поражении забашенного АЗ (ТЗК) танк способен продолжать бой используя АЗ размещенный у днища корпуса. При наличии танков противника заряжание осуществляется выстрелом повышенного могущества из забашенного автомата заряжания, в других случаях выстрелами из АЗ размещенного у днища корпуса.

Для интенсификации освоения модернизированных (по результатам ОКР «Бурлак») танков Т-72Б, Т-72Б1, Т-80У, Т-80БВ, Т-90 (Т-80 «Бурлак», Т-90 «Бурлак») разрабатывается комплекс компьютеризированных учебных средств.

Цели модернизации

Танки Т-72 и их модификаций, включая Т-90 перестают отвечать современным требованиям, исходя из следующего: в современных отечественных и зарубежных танках, включая "Леклерк", "Абрамс", модификациях "Леопард-2", существенно повысилась защита лобовой проекции. Эффективность бронебойных снарядов, в ответ на усиление защиты, также повышалась за счет увеличения, главным образом, активной части с подкалиберным сердечником, выполняемым из металла высокой плотности, например, обедненного урана, а также за счет придания более высокой начальной скорости снаряду путем использования более мощного заряда. В автомате заряжания Т-72 разместить такие удлиненные снаряды, тем более унитарные выстрелы, не представляется возможным.


Автомат заряжания Т-72 и его модификации Т-90 размещен в башне у днища танка, снабжен транспортером карусельного типа и оборудован механизмом подъема выстрелов. Длина снаряда ограничена габаритами транспортера.

Повышение поисковых и прицельных возможностей комплекса вооружения реализовано за счет увеличения обзора командира танка с применением панорамных наблюдательно-прицельных систем, в том числе управляющих дополнительным вооружением объекта. Обнаружение, распознавание и сопровождение цели в автоматическом режиме до ее гарантированного поражения комплексом управляемого вооружения танка с применением автоматического сопровождения цели.

Если в разработках «Бурлак» виден комплексный подход к вопросам огневой мощи и защите танка, то в разработках УКБТМ выбран другой путь.

В новом варианте АЗ разработки УКБТМ кассеты вращающегося транспортера размещены вертикально, это не только не улучшит защищенность и эргономику боевого отделения танка, но и приведет к противоположному результату. Не решенным останется и вопрос дальнейшего усиления бронезащиты башни из-за большого момента неуравновешенности.

Преимущества модернизированного танка:
Комплекс технических решений, направленных на повышение уровня защищенности при модернизации в т.ч. по повышению живучести при взрыве боекомплекта (изолированные отсеки для топлива, вышибные пластины и т.п).
Полностью механизированный боекомплект в ТЗК и АЗ у днища корпуса танка, при поражении забашенного АЗ (ТЗК) танк способен продолжать бой используя АЗ размещенный у днища корпуса.
Надежная защита экипажа танка от гибели при воздействии кинетического или кумулятивного снаряда.
Возможность применения выстрелов повышенного могущества с БПС повышенного удлинения с сердечником из сверхплотных однокомпонентных и композиционных материалов и усовершенствованных УР.
Повышения эффективности борьбы с живой силой и воздушными целями.
Использование модульной комбинированной брони в комплекте с динамической защитой.
Повышение уровня командной управляемости, установлена информационно-управляющая система, в которую интегрированы средства связи, управления, диагностики, компьютерной обработки информации и разведки.
Усовершенствованное СУО за счет расширения поисковых и точностных показателей, установки панорамы, равновозможных комплексов управления у командира и наводчика для реализации принципа "охотник-стрелок".

Использованы материалы патентов РФ № 2169 336, 2165617, 2233418, 43633, 2202756, 2215965, 2366882, 2204776.

Начиная с Первой мировой войны и по сей день танки господствуют на полях войн и локальных конфликтов. В СССР танкостроение было налажено хорошо. Танки модернизировались и становились всё более эффективными.

Первые танки

Танки впервые нашли боевое применение на полях Первой мировой войны. Однако на Восточном фронте ни русские, ни германские войска никогда танков не применяли. Первым этапом в развитии танкостроения в Советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны. Так, на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» была создана на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серия из 12 танков. Следующим шагом стало создание танков «МС-1», которые нашли первое боевое применение в боях на КВЖД в 1929 году. К концу тридцатых годов они стали использоваться как неподвижные огневые точки.

Поиски и решения

Вторым этапом можно назвать период 1929 - 1939 годов, когда на основе приобретённых за рубежом проектов создавались собственные танки. Одни машины содержали значительные заимствования, другие - гораздо меньшие. Главной задачей было дать Красной Армии большое количество простых в производстве и эксплуатации танков. Так появились относительно простые и массовые советские лёгкие танки «Т-26» и «БТ», неплохо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах межвоенного периода.

Период 1930-х для всего мира и не только для СССР был временем поиска решений, каким именно должен быть танк. Существовали самые различные идеи и концепции: от тактико-технических данных и до способов применения. Отражением идеи создания многобашенного танка в СССР стало появление танков «Т-28» и «Т-35», предназначенных для прорыва укреплений противника.

«Т-28» неплохо показали себя в ходе Польского похода и в непростых условиях Советско-финской войны. Однако после войны с Финляндией остановились на идее создания однобашенного танка с противоснарядным бронированием. Большим успехом стало создание дизельного двигателя «В-2», который устанавливался в годы Великой Отечественной войны на все советские средние и тяжёлые танки. Так, ещё 3 ноября 1939 года нарком обороны Ворошилов и нарком среднего машиностроения Иван Лихачёв докладывали в ЦК ВКП(б), что советские танкостроители в короткий срок «добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и построив танки равных которым нет». Речь шла о танках «Т-34» и «КВ».

Первые в мире

В канун Великой Отечественной войны производство танков было развёрнуто в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство «Т-34»). А к началу Второй мировой войны СССР по количеству танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших значительную роль в военных конфликтах конца 1930-х.

Отказ от лёгких танков

Период Великой Отечественной войны характерен целым рядом тенденций. Во-первых, в ходе эвакуации промышленности на восток страны и огромных потерь в танках в первые месяцы войны требовалось создание и выпуск простых и дешёвых боевых машин. Таковым стал второй по массовости после «Т-34» танк «Т-60», созданный на базе плавающего танка «Т-40».

Вооруженный 20 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулемётом танк сыграл важную роль в битве под Москвой. Дальнейшим его развитием стали лёгкие танки «Т-70» и «Т-80» с усиленной броневой защитой и 45-мм пушкой.

Однако после 1943 года дальнейшее проектирование и производство лёгких танков в СССР было признано нецелесообразным из-за большой уязвимости, хотя Германия и страны антигитлеровской коалиции в разных пропорциях продолжали производство подобных машин.

«Тридцатьчетвёрки»

Второй тенденций стало очень быстрое развитие и старение танков - если на 1941 год советские «Т-34» и «КВ» с 76 мм пушками были почти неуязвимы в танковых боях, то с середины 1942 года картина изменилась - требовалось создание более мощных танков. В СССР пошли по пути создания пусть не идеального, но простого и массового танка каковым стал «Т-34/76» и «Т-34/85».

«Т-34» стал самым массовым танком Второй мировой войны. Всего за годы войны было выпущено около 48 тыс. «тридцатьчетвёрок». Для сравнения: танков «Шерман»- 48 тыс., а немецких «Т-IV» – около 9,5 тыс.

Т-34 действительно оказался лучшим вариантом для отечественной промышленности, армии и специфических условий боевых действий от Кавказа до Заполярья.

Подобные тенденции отразились и в создании тяжелых танков ИС. Кроме того если до Великой Отечественной войны самоходные орудия не занимали значительного места в системе вооружения Красной Армии, то с середины войны наоборот - САУ начинают играть значительную роль и запускается их массовое производство.

После войны. Три танка

Послевоенный период характеризуется обобщением опыта Второй мировой войны. Концептуально на вооружении были оставлены тяжёлые и средние танки, а с начала 1960-х наметился переход к созданию основного танка.

В СССР 1970-1980-х, по сути, было три основных танка. Первым стал «Т-64» (выпускался в Харькове) - принципиально новая машина, в которой был воплощён целый ряд действительно революционных идей. Однако танк оставался слишком сложным в освоении и эксплуатации. Тем не менее, машина с вооружения не снималась и оставалась в западных округах СССР.

Второй машиной стал разработанный на Кировском заводе «Т-80», там же были выпущены первые машины, а массовое производство было развёрнуто в Омске. Танк имел газотурбинный двигатель, а в силу возросшей скорости изменилась и ходовая часть.

Третьим, и одним из самых известных образцов, стал «Т-72», который неоднократно модернизировался. Его выпуск был налажен в Нижнем Тагиле. Послевоенный период характеризуется и масштабным экспортом советской бронетехники, обусловленным как экономическими, так и политическими причинами. В ряде стран было налажено и собственное производство. Прежде всего это касается стран Варшавского договора и отчасти Китая. Относительно простые и дешёвые советские танки нашли широкое применение в войнах и локальных конфликтах в Африке и Азии.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТАНКОВ

История военного искусства доказывает, что только наступление может привести к разгрому, окружению и уничтожению врага. Во время первой мировой войны скорострельное оружие, артиллерия и инженерные сооружения на местности создали непреодолимую преграду для наступающих войск. Чтобы прорвать такую оборону, нужен был новый вид оружия. Таким оружием и явились танки. Появлению танков, как нового вида оружия, безусловно способствовало экономическое развитие стран. В своем труде "Ати-Дюринг" Ф. Энгельс говорил о том, что ничего так не зависит от экономических условий как армия и флот. Вооруженный состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения.

Создание танка, сложной современной боевой машины, стало возможным лишь к началу XX века, когда наука, техника и машинное производство достигли высокого уровня развития, когда появилось автоматическое оружие, надежная броня, двигатели внутреннего сгорания, приспособленные к установке на транспортные средства, гусеничный движитель. В этом огромная заслуга русских ученых, инженеров, изобретателей.

Вооружение

Выдающийся русский ученый в области артиллерии Маиевский Н. В. разработал теорию нарезного оружия, создал ряд новых артиллерийских систем, что способствовало перевооружению русской артиллерии нарезным оружием. В 1860г. русским металлургом Обуховым отлита стальная пушка. В 1877 г. основоположник скорострельной артиллерии Барановский В. С. создал 2,5-дюймовую скорострельную пушку, а в 1902 г. на Путиловском заводе была создана трехдюймовая пушка с большой начальной скоростью снаряда. Значительным шагом в развитии огнестрельного вооружения явилось создание автоматического оружия. В 1889 г. мастер Двоеглазов изготовил образец автоматической винтовки. В 1907 г. русский изобретатель Рощепей представил в артиллерийский комитет автоматическую винтовку. В 1906-1907гг. русские изобретатели Федоров и Токарев предлагают свои самозарядные винтовки, которые в 1910-1911 гг. успешно проходят испытания.

Броневая защита

Выдающимися русскими учеными Амосовым П. П., Обуховым П. М., Черновым Д. К. были сделаны величайшие открытия в области металлургии, технологии изготовления высококачественных сталей. Талантливый русский металлург Амосов П. П. исследовал влияние марганца, хрома, титана на свойства стали, разработал процесс газовой цементации.

Обуховым П. М. в Петербурге создан знаменитый "Обуховский" сталепушечный завод.

Работы Амосова П. П., Чернова Д. К., Обухова П. М. легли в основу производства стальной брони. Обуховым была изобретена противопульная броня.

Уральским мастером Пятовым В. С. в 1865 году впервые в мире осуществлена прокатка броневых листов на специальном станке, а в 1859 году им же предложен способ цементации броневых плит.

В 1876 г. начали изготовлять броню из высокоуглеродистой стали, имеющую лучшую снарядостойкость. В 1877 г. началось производство двухслойной углеродистой брони. С 1893 г. на Обуховском заводе организовано производство брони из никелевой стали, толщиной до 10 дюймов (254 мм). В конце XIX столетия броня начинает применяться на бронепоездах и бронеавтомобилях.

Двигатель внутреннего сгорания

В создании и совершенствовании двигателей внутреннего сгорания в России большую роль сыграли работы русских инженеров и изобретателей Луцкого Б. Г., Яковлева Е. А., Тринклера Г. В., Гриневецкого В. И., Трашутина И. Я. В 1877 г. построены газовые двигатели внутреннего сгорания. В 1879-1884 гг. на Охтенской судоверфи был построен первый в мире бензиновый двигатель, мощностью 53 кВт, многоцилиндровый, карбюраторный, с зажиганием от электрической искры. В 1885 году молодой конструктор Луцкий Б. Г. построил карбюраторный двигатель с вертикальным расположением цилиндров. В 1888 году мастер Балтийского завода Ягодзинский построил легкий компактный авиационный бензиновый двигатель. В 1899 г. в Петербурге на Путиловском (ныне Кировском) заводе построен первый стационарный бескомпрессорный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

В этом же году на механическом заводе "Русский дизель" в Петербурге построен первый компрессорный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

В 1899-1903 гг. русским изобретателем Маминым Я. В. был построен и установлен на тракторе бескомпрессорный двигатель с воспламенением от сжатия. В 1900 г. талантливым русским инженером, профессором Горьковского индустриального института Тринклером Г. В. был разработан бескомпрессорный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, работающий на тяжелом топливе. В 1910г. по проекту профессора Малиева был построен двухтактный двигатель с прямоточной продувкой.

Гусеничный движитель

Впервые основные элементы гусеничного хода были разработаны в 1837 году штабс-капитаном Д. Загряжским в его проекте экипажа с подвижными колеями.

В 1876 г. штабс-капитан Маевский предложил способ передвижения локомотива по обычным дорогам с использованием "Рельсовой цепи". При этом он предусмотрел механизм, который позволил менять силу тяги на гусенице (прототип современной коробки передач).

В 1888 году русский изобретатель Блинов Ф. А. построил первый в мире трактор с металлическими гусеницами. В движение он приводился двумя паровыми машинами. В 1907- 1917 гг. было освоено промышленное производство тракторов с двигателями внутреннего сгорания.

Таким образом, в начале XX века окончательно сложились материально-технические предпосылки для создания танка. Осталось только соединить в одной машине подвижность, присущую автомобилям, с проходимостью гусеничных тракторов, защитив ее броней и вооружив пушкой и пулеметами. Это было сделано в ходе первой мировой войны.

Историю развития отечественного танкостроения принято делить на 5 периодов:

  • первые отечественные танки (1915-1917 гг.);
  • первые советские танки (1920-1931 гг.);
  • период создания полного комплекта бронетанковой техники (1931-1939 гг.);
  • бронетанковая техника в канун и в период Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.);
  • период послевоенного танкостроения:

Первые отечественные танки (1915-1917 гг.)

В 1914 году под руководством инженера Пороховщикова А. А. разработана, а в 1915 г. в г. Риге построена бронированная колесно-гусеничная машина, названная "Вездеходом". Масса машины была 3,5-4 т, экипаж - 1 человек, пулеметное вооружение, противопульное бронирование. Двигатель мощностью 15 кВт, планетарная трансмиссия, комбинированный колесно-гусеничный движитель (одна гусеница и два управляемых колеса) обеспечивали максимальную скорость 25 км/ч. Первые опытные образцы английских танков появились только в сентябре 1915 г., а французские-в 1916 году. И английские, и французские танки уступали "вездеходу".

В 1915-1916 годах талантливым ннженером-изобретателем Менделеевым В. Д. (сыном известного ученого Менделеева Д. И.) был детально разработан проект сверхтяжелого танка массой в 170 т, экипаж 8 человек, 120-мм пушка и пулемет, установленный во вращающейся башне, противоснарядное бронирование 100-150 мм, максимальная скорость движения 24 км/ч, пневматическая подвеска, предусмотрена возможность движения по рельсам железной дороги.

Рисунок - Проект сверхтяжелого танка инженера В.Д.Менделеева

Продольный разрез: 1—120-мм пушка Канэ, 2-подвижная броневая маска, 3-лебедка подачи снарядов, 4 - 7,62-мм пулемет Максима, 5 - кронштейн подвески пулемета, 6 - пулеметная башенка, 7 - погон башенки, 8 - “батарея” воздушных баллонов, 9-броневая дверь, 10-аккумуляторы, 11-бортовая передача, 12-бензобаки, 13-монорельс подачи боеприпасов, 14-снарядная тележка.

Летом 1917 г., недалеко от г. Дмитрова, под руководством инженера Лебеденко Н. Н. был построен колесный танк, массой в 40 т. В его создании принимали участие известные русские ученые Жуковский Н. Е. и Стечкин Б. С. Повышенную проходимость танка пытались обеспечить применением колес диаметром 9 м. Заднее колесо меньшего диаметра - для управления. Из-за технического несовершенства разработка танка была прекращена построенный образец в 1923 г. был разобран.

Рисунок - Тяжелый колесный танк Лебеденко

Несмотря на наличие подробно разработанных проектов и опытных образцов, представленных на много раньше, чем за границей, царская армия в годы первой мировой войны танков не имела. Это объясняется реакционностью прогнившего царизма, низким уровнем промышленного развития дореволюционной России, засильем иностранного капитала, продажностью и безразличием царских чиновников к судьбе Родины. Не удивительно, что массовое производство танков и их применение на полях сражений в годы первой мировой войны было осуществлено не в русской, а в английской, а затем и во французской армиях.

Впервые танки были применены английской армией на западном фронте в сентябре 1916 г. в операции на реке Сомме (49 танков). Применение танков готовилось в строгой секретности. Они переправлялись на материк, будучи замаскированными под большие резервуары; емкости, по-английски tank. Отсюда и пошло их название.

Этот период охватывает годы гражданской войны, а также годы восстановления и реконструкции народного хозяйства молодой Советской республики. Он характерен созданием первых образцов советских танков, накоплением конструкторского и производственного опыта.

На III Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов в марте 1918 года В. И. Ленин говорил, что в современной войне "...берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины..." (ПСС, т. 27, с. 167).

Это ленинское положение легло в основу деятельности партии и правительства по созданию броневых сил молодой Республики Советов. В начале 1918 г. был организован первый центральный орган управления бронечастями - Центральное броневое управление (Центробронь).

К октябрю 1918 г. на вооружении Красной Армии имелось 23 бронепоезда и 38 бронеотрядов, в которых насчитывалось 150 бронеавтомобилей.

В 1919 году В. И.. Ленин поставил перед машиностроителями задачу - в кратчайший срок приступить к постройке своих, советских танков. В конце 1919 года завод "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде по заданию правительства приступил к проектированию и производству легкого танка. Танк создавался совместно с Ижорским заводом, изготовлявшим броню, и Московским автомобильным заводом АМО изготовившим двигатель.

Рисунок - Первый советский танк "Борец за свободу товарищ Ленин"

31 августа 1920 года из ворот завода "Красное Сормово", вышел первый советский танк, названный "Борец за свободу тов. Ленин". Он прошел официальные испытания и поступил на вооружение Красной Армии. Танк имел массу 7 т, вооружен 37-мм пушкой, одним пулеметом, бронирование толщиной 8-16 мм, максимальная скорость 8,5 км/ч. Этот танк превосходил по вооружению подобные иностранные танки, имевшие только пулеметное вооружение. Всего построено 17 таких танков и каждый из них имел свое название: "Парижская Коммуна", "Красный борец", "Илья Муромец". Они приняли участие в боях на фронтах гражданской войны.

Создавая танки, советское танкостроение отыскивало новые оригинальные пути развития. В 1919 г. инженер Максимов разработал первый в мире проект сверхлегкого одноместного танка - "щитоноски". Этот танк, вооруженный пулеметом и защищенный противопульной броней, должен был весить 2-2,5 т, при мощности двигателя 29 кВт, скорость могла достигать 17 км/ч.

В 1920 г. был организован конкурс на лучший проект танка. Первую премию за разработку плавающего танка присудили проекту Ижорского завода. Однако развертывание танкостроения для разрушенной промышленности было необычайно трудной задачей, так как все силы были мобилизованы на восстановление разрушенной промышленности и поднятия сельского хозяйства.

В 1927 г. на вооружение Красной Армии поступает танк МС-1 или малый танк сопровождения пехоты (Т-18). Он был вооружен полуавтоматической 37-мм пушкой и двумя пулеметами, расположенными во вращающейся башне. Толщина брони корпуса составляла 8-16 мм, максимальная скорость танка - 16,5 км/ч. Оригинально решение конструкции моторно-трансмиссионной группы: главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота (простой дифференциал с тормозами на полуосях) находились в одном картере с двигателем (моноблок) и работали в масляной ванне. Ввиду этого конструкция была компактна, что позволило уменьшить размеры и массу танка. Для своего времени МС-1 был совершенной боевой машиной.

Рисунок - Легкий советский танк МС-1 (Т-18)

В этот период создаются танкетки Т-17, Т-23 и средний танк ТГ. В 1929 году создается, а в 1931 г. принимается на вооружение танк Т-24. Он имел трехярусное размещение вооружения, включающее, одну 45-мм пушку и 4 пулемета, экипаж 5 человек, мощный двигатель, планетарную трансмиссию, что обеспечивало скорость 22 км/ч. Таким образом в этот период наиболее массовыми были легкие танки с пушечно-пулеметным вооружением небольшого калибра, противопуль-ным бронированием и сравнительно невысокими скоростями движения. Такие танки были приспособлены для выполнения задач непосредственной поддержки пехоты. В этот период был получен и накоплен опыт конструирования и производства танков.

В 1928 г. создается управление механизации и моторизации Красной Армии. В это же время партией и правительством ставиться вопрос о кадрах для нового рода войск.

В 1930 г. при военно-технической академии им. Ф. Э. Дзержинского был сформирован факультет механизации и моторизации РККА, на базе которого в 1932 году развертывается Академия механизации и моторизации Красной Армии, ныне ордена Ленина и ордена Октябрьской революции, Краснознаменная Академия бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Малиновского Р. Я. Она стала главным учебным и научным центром танковых войск Советской Армии. В 1930 г. на базе Московской школы автотехников развернута школа танковых техников, которая впоследствии преобразована в училище. Сейчас это Киевское высшее танковое инженерное ордена Красной Звезды училище имени Маршала Советского Союза Якубовского И. И.

Период создания полного комплекта бронетанковой техники (1931-1939 гг.)

Этот период охватывает годы первых пятилеток, когда была создана тяжелая промышленность-основа могущества и обороноспособности нашей страны. Советские конструкторы, технологи, производственники использовали достижения советской науки и создали лучшие в мире танки. После выполнения первого пятилетнего плана, имея автомобильную и танковую промышленность, Советский Союз смог начать строительство танков. Необходимость этого вызывалась угрожающей международной обстановкой. С 1931 по 1933 г. на вооружение Красной Армии поступили легкие танки Т-26 (1931 г.), танкетка Т-27 (1931 г.), БТ-2 (1931 г.), БТ-5 (1933 г.), плавающий танк Т-37 (1932 г.), средний танк Т-28 (1932 г.), тяжелый танк Т-35 (1932 г.).

К 1933 году на вооружении Красной Армии было уже 5 типов современных танков массой от 2,5 до 50 т. Максимальная скорость возросла от 17 до 53 км/ ч. Особенно возросла скорость колесно-гусеничного танка БТ, которая достигала при движении на колесном ходу 72 км/ч. Для танков этого периода характерны высокие показатели подвижности увеличение огневой мощи. На танках Т-28 и Т-35 устанавливаются 76-мм пушки. Значительно повысилась надежность механизмов и машин в целом по сравнению с танками второго периода. На танках этого периода улучшена защита (толщина броневых листов возросла до 22 мм), улучшена форма корпуса, применена сварка броневых листов.

Рисунок - Легкий советский танк Т-26 (обр. 1931 г.)

Благодаря повышению подвижности и надежности, танки могли выполнять не только задачи непосредственной поддержки пехоты, но и самостоятельно прорвать оборону противника и действовать в оперативной глубине.

В эти годы была выработана классификация танков. В основу классификации положен весовой признак:

  • легкие танки - массой до 20 т;
  • средние танки - массой от 20 до 40 т;
  • тяжелые танки - массой свыше 40 т.

Рисунок - Легкий танк БТ-7

Дано определение танка.

Танк - это боевая гусеничная машина, обладающая огневой мощью броневой защитой и подвижностью. Этим подчеркивалось органическое сочетание трех важнейших боевых качеств танка: огневой мощи, защиты, подвижности.

Огневая мощь - способность поражать цели, находящиеся на поле боя. Она характеризуется: калибром вооружения, бронепробиваемостью снаряда, дальностью прямого выстрела, совершенством механизмов наведения, прицелов, прицельной скорострельностью, скоростью заряжания, величиной боекомплекта и типом снарядов, количеством и калибром пулеметов и боекомплекта к ним.

Защита современного танка включает броневую и специальную защиту.

Броневая защита - совокупность изготовленных из специальных материалов деталей корпуса и башни танка, обеспечивающих защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от ружейно-пулеметного и артиллерийского огня противника, его ракетного оружия, ударной волны, проникающей радиации, теплового и светового излучения ядерных взрывов. Она обеспечивается толщиной и углами наклона брони, ее качеством и конструкцией, формой корпуса и башни, прочностью соединения броневых листов.

Специальная защита - предназначена для защиты экипажа от ядерного, химического и биологического оружия, достигается герметизацией броневого корпуса и башни, использованием фильтро-вентиляционных установок, обеспечивающих очистку воздуха и создание избыточного давления в обитаемом объекте.

Подвижность танка - способность перемещаться в заданном направлении. Она характеризуется максимальными, средними скоростями движения, запасом хода, высокой проходимостью.

Проходимость характеризуется средним удельным давлением на грунт, величиной клиренса, размерами преодолеваемых препятствий.

Боевые свойства и технические качества танков отражаются в его боевой и технической характеристике. Боевая и техническая характеристика определяет систематизированный перечень основных параметров, которые характеризуют танк.

Боевая и техническая характеристика имеет следующие разделы:

После 1933 г. идет совершенствование танков основных типов, особенно Т-26 и БТ.

Танки этого периода отличались слабым бронированием, что выявилось в ходе гражданской войны в Испании (1936- 1939 гг.), в связи с быстрым развитием противотанковых средств. Не оправдала себя многобашенная компоновка. Она препятствует повышению калибра вооружения.

Таблица - Основные данные танков второго периода

Основные параметры танков М а р к и т а н к о в
Т-27 Т-37 Т-26 БТ Т-28 Т-35
Боевая масса, т 2,7 3,3 8-10 10-14 28 50
Экипаж, чел. 2 2 3 3 6 11
Вооружение:
- пушка, калибр, мм;
- кол-во пулеметов

-
1

-
1

45
1-2

37-45
3-2

76
3-4
2-76
2-45
5
Броневая защита, мм 6-10 7-9 13-15 13-20 20-30 20-30
Максимальная скорость, км/ч 40 40 30 52-72 37 29

Бронетанковая техника в канун и в период Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)

Период характеризуется созданием однобашенных танков с противоснарядным бронированием и мощным вооружением.

В 1939 г разработан средний танк А-32 массой 19 т, с 76-мм пушкой и двумя пулеметами. Экипаж 4 человека, максимальная скорость 65 км/ч. В этом же году разработан проект многобашенного тяжелого танка СМК с 76- и 46-мм пушкой Однако далее опытного образца танк не пошел.

Начиная с 1932 года, по указанию Советского правительства велась усиленная работа по созданию мощного экономичного танкового двигателя. В 1936 году такой двигатель был создан Это был первый в мире танковый дизель советской марки В-2. В 1939 году двигатель успешно прошел испытания на танках БТ и А-32. По своей экономичности двигатель В-2 значительно превосходил бензиновые двигатели.

Рисунок - Средний советский танк Т-34

19 декабря 1939 года был принят на вооружение разработанный под руководством М. И. Кошкина средний танк Т-34. На нем впервые в мире осуществили установку мощной, длинноствольной (для того времени) 76-мм пушки с начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/с. Пушка по броне-пробиваемости превосходила все зарубежные танковые пушки того времени Мощная броня танка надежно защищала от снарядов малокалиберной противотанковой артиллерии и танковых пушек со всех дистанций. Танк отличался оригинальной формой корпуса с большими углами наклона броневых листов, установкой нового быстроходного дизеля В-2, четырехступенчатой коробкой передач и механизмов поворота - бортовых фрикционов. Танк имел индивидуальную пружинную подвеску и широкие гусеницы, обеспечивающие хорошую его проходимость. Механизмы и агрегаты танка были хорошо отработаны и отличались простотой в изготовлении. Это обстоятельство позволило в годы войны быстро наладить крупносерийное производство танков.

Рисунок - Тяжелый советский танк КВ-1

Одновременно с танком Т-34 в 1939 году на вооружение поступил тяжелый танк KB, созданный под руководством Ж. Я. Котина. На первом образце танка устанавливалась 76-мм пушка, на втором образце КВ-2 в начале 1940 года - 152-мм гаубица. Танк КВ по броневой защите значительно превосходил танк Т-34 и обладал достаточно высокими для своей массы (47,5 т) параметрами подвижности (максимальная скорость 35 км/ч). Много нового и интересного было в конструкциях агрегатов и механизмов танка КВ. В качестве подвески впервые была применена торсионная рессора. На Т-34 и KB двигатель и трансмиссия были размещены в кормовой части машины. Это облегчало ремонт в полевых условиях.

В 1940 году началось производство легких плавающих танков Т-40, в апреле 1941 года принят на вооружение легкий танк Т-50, затем Т-60 и Т-70. Эти легкие танки были разработаны под руководством Н. А. Астрова. Танк Т-40 имел пулеметное вооружение, на Т-50 установлена 45-мм пушка. Танки Т-60 и Т-70 были разработаны с широким использованием решений, опробованных на Т-40. В отличие от плавающего Т-40 они были неплавающими. Т-60 был вооружен 20-мм автоматической пушкой, а Т-70 - 45-мм пушкой.

Рисунок - Легкий советский танк Т-60

К началу Великой Отечественной войны у нас были отработаны конструкции среднего и тяжелого танков с наиболее рациональным сочетанием вооружения, бронирования и подвижности. Советский Союз имел развитое танковое производство и квалифицированные кадры танкостроителей. С первых дней войны обнаружилось превосходство тогда еще малочисленных танков Т-34 и KB над танками фашистской армии. Вот что писал уже после войны генерал-лейтенант немецкой армии Э. Шнайдер: "Русские танки Т-34 показали нашим, привыкшим к победам танкистам свое превосходство в вооружении, броне и маневренности. Танк Т-34 произвел сенсацию... Создав исключительно удачный и новый тип танка, русские совершили большой скачок вперед в области танкостроения".

В ходе войны в результате проведенной Германией модернизации противотанковой артиллерии и танков появилась необходимость в усилении огневой мощи и броневой защиты советских танков.

В конце 1942 г. было налажено производство самоходных артиллерийских установок СУ-122 со 122-мм гаубицей, а летом 1943 г.- СУ-85 с 85-мм пушкой. В декабре 1943 года на вооружение принят танк Т-34-85 с пушкой калибра 85 мм и начальной скоростью снаряда около 800 м/с. Танк имел увеличенную толщину брони (45-90 мм), экипаж 5 человек.

В 1944 году на базе Т-34 начали выпускать самоходную установку СУ-100 со 100-мм пушкой.

В конце 1943 года разработан и начал выпускаться тяжелый танк ИС-1 с 85-мм пушкой а также на общей с ним базе танк ИС-2 и самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 со 122-мм пушкой.

Начиная с 1943 года на базе танков КВ-1 и ИС-2 выпускались самоходные артиллерийские установки сопровождения танков СУ-152 и ИСУ-152 со 152-мм пушкой-гаубицей. Это орудие обладало огромной дульной энергией и наряду со 100-мм и 122-мм пушками было грозным средством борьбы с новыми тяжелыми немецкими танками. На базе легких танков выпускались самоходные артиллерийские установки СУ-76 с 76-мм пушкой.

Рисунок - Средний советский танк Т-34-85

Рисунок - Тяжелый советский танк ИС-2

В 1944 году разработан новый средний танк Т-44 с 85-мм пушкой, поперечным расположением двигателя. Это позволило увеличить бронирование и дало возможность в дальнейшем увеличить калибр вооружения и иметь большой боекомплект.

В конце войны на вооружение принимается тяжелый танк ИС-3 со 122-мм пушкой с двумя пулеметами (один зенитный). Корабельная форма носа корпуса, увеличенные толщины брони обеспечили ему высокую защищенность. Конструкторам удалось уменьшить высоту танка, улучшить плавность хода, повысить маневренность и проходимость. Танк ИС-3 наряду с танком Т-34 на долгие годы стал образцом для подражания.

В развитии советских танков этого периода необходимо отметить следующие особенности:

  1. Переход к однобашенным быстроходным танкам с противоснарядным бронированием и длинноствольными пушками,
  2. Повышение мощи вооружения и усовершенствование броневой защиты при почти неизменной массе танка (например, KB, ИС-2);
  3. Приспособленность конструкций танков к крупносерийному производству и полевому ремонту;
  4. Применение мощных дизелей, индивидуальных торсионных подвесок, широких гусениц, усовершенствование трансмиссии;
  5. Создание самоходных артиллерийских установок. Массовым типом этого периода стал средний танк. Существенно возросло значение тяжелого танка.

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

История развития танков СССР и России по моделям

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими , заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк , его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ (СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.